Старец Паисий Святогорец. Семейная жизнь: Правильное отношение к бездетности

Каждая шестая молодая супружеская пара в России не имеет детей. Для большинства христианских семей отсутствие малышей в доме - тяжёлое испытание, являющейся проверкой веры в Промысел Божий.

Бесплодие: медицинское толкование

Медицина определяет бесплодие как неспособность женщин и мужчин детородного возраста к деторождению. При этом женщина не способна зачать, а мужчина оплодотворить яйцеклетку. В обывательской традиции принято считать причиной отсутствия детей проблемы в женском здоровье. Между тем, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, виновным в отсутствии потомства в 45% случаев является мужчина, ещё 15% приходится на генетическую несовместимость и только в 40% эпизодов бесплодия причиной являются патологические изменения в женском организме.

В медицине насчитывается около 30 заболеваний, при которых возможно бесплодие

Диагноз бесплодие ставится, если у супружеской пары, не прибегающей к каким-либо методам контрацепции , при наличии постоянной половой жизни в течение года не наступает беременность. Медики называют причиной бесплодия нарушения в эндокринной и мочеполовой системах организма обоих или одного из супругов. Супружеская пара совместно проходит обследование и лечение, состоящее из следующих пунктов:

  • беседа с узкими специалистами;
  • клинические и лабораторные исследования;
  • терапевтическое или хирургическое лечение.
Следует знать, что диагноз абсолютное бесплодие ставится женщинам в 7% случаев, а мужчинам в 5% диагнозом. При этом процент относительно бесплодных пар, в которых супруги генетически не совместимы, составляет 30-40% от всего количества обратившихся за помощью в медицинские учреждения.

Отношение к бесплодию церкви

Испробовав все доступные медикаментозные методы лечения, отчаявшиеся супруги, обращаются за помощью к Святым Заступникам. Как относится церковь к бесплодию? В Ветхом Завете отсутствие у супругов детей считалось Божьей карой за совершенные ранее грехи или испытанием силы их веры в Его Промысел.

Духовные причины бездетности

Сегодня церковь говорит, что отсутствие у супругов в течение многих лет детей - не повод для отчаяния. Важно понять, что необходимо искать не только физиологические, но и духовные причины бездетности семьи.

Причин, по которым Господь не дарит супругам ребёнка, множество. Основные из них описал старец Паисий Святогорец в своём труде «Семейная жизнь»:


Кроме причин, описанных старцем Паисием, современные служители церкви называют следующие духовные предпосылки, ведущие к бездетности:

  1. Родовые проклятия , насланные на детей родителями. Они могут быть неосознанными, сказанными в порыве эмоций, но имеющими серьёзные последствия. Как правило, для преодоления последствий проклятия достаточно искреннего раскаяния родителей бездетного человека.
  2. Грехи, совершенные предками против Бога и людей. Зная о существовании в прошлом семьи недостойного деяния, следует признать его и исполнить наложенную духовником епитимью.
  3. Наказание за гордыню и зависть, которые в просторечье называют «порча» и «сглаз» . Нельзя насмехаться над чужим горем - отсутствием детей. Это может привести к потере уже имеющихся детей и невозможности рожать ещё малышей. Известны ситуации, когда красивая, молодая, успешная женщина, имеет крепкую, но бездетную семью. Это может объясняться «сглазом» - завистью окружающих. Поможет в этой ситуации сильная вера в силу и промысел Божьи.
  4. Во многих случаях бесплодие - испытание веры для христианской семьи. Если после применения всех возможных методов лечения у супругов не появился малыш, то им следует со смирением принять волю Божью и набраться терпения.

О деторождении:

Отношение церкви к современной репродуктологии

Возможности современной медицины дают надежду завести потомство многим бездетным парам. Православная церковь положительно относится только к одному виду искусственного оплодотворения. В основе этого метода лежит ввод мужского семени в матку при помощи медицинского инструмента. При этом материал должен быть получен естественным путем в процессе супружеской близости. Этот способ считается приемлемым, так как он максимально приближен к естественному и не подразумевает участия в нём третьей стороны.

Методы ЭКО не благословляются церковью, так как при этом используется генетически чужеродный материал

С точки зрения Церкви, недопустимым считаются следующие методы искусственного оплодотворения:

  1. Участие в процессе зачатия генетического материала третьей сторон. Священники считают, что этот процесс равноценен супружеской измене, несмотря на то, что не было факта физической измены.
  2. Суррогатное материнство разрушает таинство установления духовной связи матери и ребёнка во время беременности.
  3. Экстракорпоральное оплодотворение нарушает естественные отношения между супругами, так как процесс зачатия происходит вне человеческого тела. Священнослужители задаются вопросом, как на человека, появившегося в пробирки, будут действовать злые духи. Какими духовными качествами будет обладать малыш, зачатый вне тела матери. Также серьёзной моральной проблемой является наличие лишних оплодотворённых яйцеклеток, в которых уже зародилась жизнь. Их уничтожение фактически является убийством, за счёт которого рождается малыш. Этот грех тяжким бременем ложится на мать, принявшую это решение, и ребёнка, ради которого греховный акт был совершён.

Пути преодоления бесплодия

Церковь утверждает, что лечение бесплодия будет бесполезным, если не укрепить духовное здоровье. Какие шаги должны предпринять супруги, живущие по христианским канонам?

Именно перед этой иконой принято молитья о даровании детей.

Одна из наиболее злободневных сегодня тем - сколько в семье должно быть детей. При этом нельзя сказать, что отношение общества к многодетным за последние годы принципиально улучшилось (хотя некоторый прогресс тут есть). Но вот о бездетности не то чтобы не принято говорить - скорее, принято молчать. А между тем сторонники «свободных отношений» считают бездетность нормой, в то время как во многих семьях она воспринимается как наказание Божие, доводящее людей до отчаяния. О том, как пережить бездетность, мы говорим с протоиереем Алексием Уминским, настоятелем московского храма Святой Троицы в Хохлах.

Есть ли надежда на спасение?

Жена спасается чадородием. Сегодня это устойчивое словосочетание, весьма расхожее в православных кругах. Но как быть тем, у кого в силу обстоятельств детей нет? Что, никакой надежды?

Протоиерей Алексий Уминский

Мне кажется, достаточно странно было бы воспринимать слово «чадородие», сказанное в известном послании апостола Павла (1 Тим 2:15), как просто «репродуктивность». Ведь тогда получается, что любая языческая репродуктивность, в основе которой лежит лишь архетип продолжения рода, - спасительная.

Мы знаем, что семья праведных Иоакима и Анны не была многодетной, как и семья святых Захарии и Елисаветы. Наоборот, долгое время им приходилось нести поношения за бесчадие. Но ведь утробная религиозная идея о том, что продолжение рода и есть как бы твое продолжение в вечности, для нас, христиан, неактуальна - мы ведь знаем, что спасение - это обретение Царства Небесного, как об этом говорит Новый Завет. Так что, по-моему, в данном случае апостол Павел имеет в виду не просто многодетность.

И хотя, разумеется, многодетность - благо, воспринимать ее как некое единственно возможное для женщины духовное делание, необходимое ей для спасения, - это не просто неверно, но даже опасно. Ведь все люди разные, а человеческий ресурс очень ограничен: кому-то многодетность действительно посильна, а кому-то непосильна совершенно.

Оксана Головко

Многодетность хороша, когда она осмысленна, когда она наполнена родительской любовью и одновременно духовными и физическими силами. Но, увы, бывает, что в семьях, где много детей, эти дети оказываются лишенными полной меры необходимой родительской любви, заботы и внимания. И не потому, что родители плохие. Просто у них сил не хватает.

- Что же тогда, на Ваш взгляд, имел в виду апостол Павел?

На мой взгляд, он говорил о том, что женщина, как христианка и мать, должна как можно больше вложить в воспитание своих детей. Одного или многих - неважно, главное, стольких, сколько будет Богу угодно. В любом случае она несет за них ответственность перед Богом и должна даровать им полноту материнской любви, организовать окружающее их пространство как храм Божий в своей семье.

- Но как в таком случае спасаться женщине бесплодной?

Она спасется следованием за Христом, исполнением Христовых заповедей, и прежде всего - заповедей любви. Так же, как спасется и мужчина. А вот из логики странно трактующих высказывание апостола Павла выходит, что мужчина спасется сам по себе, он и так хорош, а женщине надо еще и детей родить. Но это, конечно, неправильно. Ведь это совершенно убогое понимание фразсемы, вырванной из контекста Священного Писания. Она просто не может толковаться и читаться в том смысле, что женщине надо быть исключительно репродуктивной машиной и в том якобы состоит главная ее заслуга перед Богом.

Ведь в противном случае для нас идеалом христианской семьи должна стать мусульманская семья или люди племени мумба-юмба. Именно они живут установкой: чем больше детей, тем вероятнее, что хотя бы часть из них не умрет, останется в живых и, как следствие, род будет продолжаться. Только что в этом от христианства?


- Но бездетные супруги часто ощущают, что в их жизни не хватает чего-то очень важного…

Да, когда в семье нет детей - это связано с очень большим человеческим страданием. Потому что в христианских семьях очень хотят иметь детей, исходя из самой природы христианского брака. Он осмысляется как брак, в котором любовь - это прежде всего любовь жертвенная, приносящая себя кому-то. И дети - тот плод брачной любви, которому родители могут себя отдать. Когда этого не случается, супруги действительно чувствуют свою неполноту и неполноценность. Может ли быть это наказанием Божьим? Далеко не всегда. Могут ли эти семьи толковать бесчадие как поношение в ветхозаветном смысле? Думаю, что ни в коем случае.

Наказание или Промысл?

Однако мнение, что детей нет за какие-то грехи или проступки, можно услышать как от верующих людей, так и от тех, «кто ни во что не верит»…

Это происходит потому, что хотя Христос и пришел на Землю 2000 лет назад, и нам было даровано Евангелие, но до сих пор по своему внутреннему содержанию человечество смотрит на мир вполне ветхозаветно. Даже язычески. Что по сути примерно одно и то же. Ведь и в языческой семье, и в ветхозаветной - бесчадие, то есть прерывание рода, воспринималось как следствие какого-то личного духовного несовершенства. В христианстве этого быть не может. Но у нас есть такое понятие, как Промысл Божий, который нам неведом, который мы постигаем, только оглядываясь назад, понимая, что нечто, казавшееся нам горем, лишением и катастрофой, на самом деле имело иную цель. Таким вот странным, удивительным образом Промысл Божий провел нас между страшными, тяжелыми и невыносимыми испытаниями - и вдруг явил через это познание Божьей любви, Его заботу о нас. Датский философ, христианин Сёрен Кьеркегор написал однажды: «Если Бог не есть абсолютная любовь везде, во всем, то никакого Бога нет. Но , то совершенно не страшно Его не понимать. Ты можешь доверять Ему, не понимая». И мы порой не можем вместить Промысл Божий о нас, не можем его понять. Но если человек определил главное в своем отношении к Богу, если понял, что Он для него есть Любовь, тогда этот человек сможет принять всякую скорбь из Его руки, в том числе и бездетность. Как некий крест, как некое осуществление себя иным способом, иным путем, нахождение излияния своей супружеской любви на что-то иное или на кого-то другого. Например, можно взять на воспитание ребенка.

- Многих останавливает то, что они не сумеют полюбить чужого ребенка…

Возможностей и способов любить много. Другое дело, когда человек хочет любить, обладая, то есть владеть ребенком, как некой собственностью. Так происходит порой и с кровными детьми. Родители думают: «Это наш ребенок, а значит - он должен быть нашим трафаретом, объектом наших амбиций. Мы хотим, чтобы он соответствовал нашим чаяниям: учился в определенной школе, вузе и так далее». И они не видят и не слышат, чего же хочет сам ребенок; не замечают, что ребенок смотрит на мир собственными глазами; что у него восторженно бьется сердечко и его восхищают те вещи, которые родителям недоступны. И так родители проходят в жизни мимо своего ребенка, при этом, конечно же, по-своему любя его.

Потому-то люди и боятся взять в семью чужого ребенка. Прежде всего они боятся, что ребенок не будет их собственностью, их тенью. А нужно любого ребенка - кровного ли, приемного ли - видеть как не своего, а Божьего, уйти от чувства собственности по отношению к нему. Только тогда можно по-настоящему полюбить. И тогда не будет боязни в вопросах усыновления.

Если женщина не может родить сама, она может спасти того, у кого нет родителей, и забыть о своей бесплодности. Забыть, прижимая этого ребенка к своей груди, даря ему тепло и ласку, но не присваивая его себе. Усыновление - это не просто выход для бездетной семьи, это ее счастье и христианская обязанность. Детей, нуждающихся в заботе, можно любить, даже если их не дали тебе в руки. Их можно посещать в детских домах, в сиротских приютах и дарить свою нежность, внимание, время. Наверное, Господь стремится сделать так, чтобы родители, у которых нет детей, и дети, у которых нет родителей, нашли друг друга.

О нашем доверии Богу

- Желание иметь дитя, продолжение себя - это больше, чем желание, это инстинкт, с которым трудно бороться…

Конечно, мы все - люди плотские, и в нас, кроме духовной, есть и инстинктивная, животная жизнь. И женщине в этом смысле гораздо сложнее, потому что вся ее природа предрасположена к деторождению. Но если она будет постоянно заниматься самокопанием, надавливать на болевую точку своего природного инстинкта, вновь пробуждать в себе желание самой родить, выкормить грудью, тогда она неизбежно дойдет до отчаяния. Нужно пытаться перебороть отчаяние, осознавая, что Господь нас понимает, участвует в каждом мгновении нашей жизни. Каким образом - я не знаю, но я верю в это.

Мы не знаем, почему одним что-то дано, другим нет; почему одни рождаются богатыми, другие нищими, одни здоровыми, другие больными. Во всех ситуациях - это вопрос нашего доверия Богу, нашего следования за Ним и возможности поиска того, чего ты действительно хочешь. Если любить, а не приобретать эту любовь, тогда выход есть. Если же ты хочешь присвоить любовь себе, то ситуация оказывается одинаково безвыходной и у тех людей, которые могут родить, и у тех, которым это не удается.

- Да, но многие женщины зациклились на своей боли и желании родить. Они глухи к любой аргументации.

Понятно: «Мы хотим просто родить, использовать себя как матку, дающую потомство». Но это, простите, чисто животное стремление, а в человеке должно быть нечто иное, более высокое. Если тебе не дано - что ты сделаешь?! Надо перед Промыслом Божьим проявить смирение и учиться жить таким, каким тебе Бог дал - и тогда ты будешь жить.

- Но общество диктует стереотип: семья предполагает наличие детей. Без них - уже не семья.

Вот это совершенная неправда. Семья существует и тогда, когда нет детей, но есть любовь двух людей, есть несение общего креста и тягот друг друга. Я знаю священнические бесплодные семьи. И люди несут свой крест. Тем более что вокруг них столько людей, нуждающихся в человеческом тепле и заботе.

Согласитесь, что не все люди имеют семью. Многие остаются вообще одинокими, не имея ни детей, ни мужа или жены. При этом у них есть шанс не чувствовать себя обделенными. В русских семьях существовала традиция, по которой не вышедшая замуж девушка жила в семье замужней сестры или женатого брата, помогала нянчить детей, воспитывать их и была для них лучшей и любимейшей тетушкой. Так что неполнота ее жизни растворялась в полноте жизни семьи близких.

- Тем не менее, в целом общество смотрит косо и на многодетных, и на бездетных…

Мне так не кажется. Общество проблема бездетности не волнует. В основном волнуются родственники - теща, свекровь. Волнуются из чисто эгоистических соображений: им хочется внучков понянчить. А вопрос многодетных будоражит общество потому, что людям кажется, будто их объедают те, у кого большие семьи.

- По статистике бездетность - частая причина разводов.

Причина разводов - это нелюбовь, это нежелание той любви, о которой говорит нам Христос, это стремление к присваивающему чувству. А если в конечном итоге присвоить нечего, то для таких людей нет дальше перспективы. Так что речь вовсе не об отсутствии детей. Разве мало браков, которые распадаются, несмотря на наличие детей?

- То есть семья - это муж, жена и их чувства. А детей Господь дает им в дар?

Да, кому-то дает. А у кого-то потом забирает. И эти родители остаются осиротевшими без своих детей, и это труднее бездетности.

У кого-то рано забирает родителей. Мир, он же очень сложен, скорбен, и его совершенно невозможно по полочкам разложить. Да, было бы хорошо, когда счастливые родители любили бы своих детей, а они бы слушались своих родителей, и все бы жили долго и счастливо. Но мы живем в реальности, в которой бессмысленно мечтать о благополучной жизни, ставить себе цель достичь ее. Бог не обещает нам благополучия, о нем нет ни слова в Евангелии.

О чудесах

- Значит, супругам, если у них не получается с деторождением, стоит оставить мечты родить ребенка?

Но в нашей жизни всегда есть место . Тем более, если речь о молодой семье, жизнь которой еще не определилась окончательно. У таких людей должна быть надежда на чудо, на милость Божию.

В моем приходе были случаи, когда родители со всеми минусами здоровья, с медицинскими заключениями о бесплодии, все же рожали. Рожали по обету, по молитве, и очень часто рожали, потому что обращались в монашескую республику Афон. В монастырь Хиландар, где из гроба святого Симеона Мироточивого, отца святого Саввы Сербского, уже много-много столетий растет виноградная лоза.

В принципе, мне не свойственны разговоры о чудесах: смущает некая экзальтация в этих вопросах. Но тут уже ничего поделать не могу. Сам, несколько раз лично бывая на Афоне, привозил из Хиландара засушенные ягодки винограда. И с иконой святого Симеона, с молитвой давал их некоторым нашим прихожанам, которые, исполнив сорокадневное правило поста и молитвы, потом вкушали эту ягодку, причащались и… зачинали детей. У меня в приходе таких случаев несколько.

Но чудо дается, если действительно есть плод молитвы и великое упование на Бога. Не вырывание у Бога: «Дай во что бы то ни стало!», а готовность принять Его любое решение: «Да будет воля Твоя!» Главное - бездетная семья не должна чувствовать себя неполноценной. Супруги всегда должны помнить, что если Бог есть любовь во всем, то можно Его и не понимать, но нужно жить, спокойно Ему доверяя.

"Зачатие и рождение совершаются

не без Промысла Божия; то и другое

есть Божие дело, Божий дар"

Святитель Филарет,

митрополит Московский (1783-1867)

В редакцию сайта "Православие и мир" пришло письмо от бездетной супружеской пары, с недавних пор проживающей в Германии.

"Мы женаты 6 лет. Воцерковлены и регулярно причащаемся. Не имеем детей. Посещаем сайт, в том числе и ваш. Но читая статьи с заголовком типа" Ребенок – это благословление Божье", впадаем в уныние. Ведь начинаешь думать: Бог не благословил наш брак, значит мы законченные грешники и не достойны иметь детей и т.д. Да ведь так и до атеизма недалеко!

Например, если бесплодный человек читает, что дитя – есть благословление Божье, то он сразу же примеряет ситуацию на себя и думает: "Значит, Бог меня не благословляет, значит, я грешник, не достоин, плохой". И отсюда без особых усилий делает вывод – я не спасусь!

Или же читает бесплодная женщина статью, в которой говорится, что "женщина спасается чадородием", и думает: мне спасения нет, потому что не могу родить это чадо! По крайней мере, она так думает. Возможно, к высказыванию "женщина спасается чадородием" нужно было бы добавить – если она не бесплодна? Но бесплодная женщина зациклена на самой себе и порою не способна "домыслить" эту истину.

Если принимать во внимание ситуацию, где бесплоден мужчина (я имею в виду православные семьи), то нужно заметить, что часто женщина страдает не меньше мужа, потому, что считает, что Бог дал ей бесплодного мужа в наказание ей и что это именно она не достойна (близкая нам ситуация). А потом начинается мыслительная деятельность, уже далёкая от Православия. Как-то: "Почему Бог даёт детей женщинам легкого поведения, алкоголикам, наркоманкам? Почему Он допускает, чтобы их абортировали, выкидывали новорожденных в мусорку? (частое явление для Германии!!!) Парадокс, но в благополучной стране некоторые молодые девушки не гнушаются убийством собственного дитя.

Насчёт усыновления. Для нас, жителей Германии, это очень непростая задача. Мы уже хотели это сделать, но я выяснил, что усыновить в Германии нам не дадут, по многим причинам. В первую очередь – из-за низкого дохода. Необходимо, чтобы доход составлял не менее 3 тыс. евро месяц. Мы немного не добираем.

А что касается усыновления за рубежом, т.е. в России или, скажем, на Украине, то в законодательстве обеих стран есть пункт статьи, который говорит, что усыновлёнными иностранными усыновителями могут быть дети, к которым в течение минимум года не проявили интерес "свои" усыновители, т.е. россияне или украинцы. На практике это означает, что по закону мы можем взять только больного ребёнка. А взятки давать – грех. Вот такая у нас весёлая жизнь".

Мы попросили прокомментировать это письмо протоиерея Валентина Уляхина , преподавателя кафедры библеистики ПСТГУ, клирика Троицкого храма в Вишняковском переулке:

В Ветхом Завете мы можем найти примеры, которые свидетельствуют о том, что многие персонажи страдали от бездетности. Но они, тем не менее, служат нам образцами единства воли, любви, верности в браке. Мы знаем из Священного Евангелия, например, что апостол Петр был женат, ведь у него была теща. Хотя в его семье детей не было, апостол Павел отнюдь не проклинал свою судьбу за то, что был бездетным. Всю свою жизнь он был ревнителем закона и жил по законам Моисея.

Священник, снимая венец жениха, говорит: "Возвеличися женише якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире, и делаяй в правде заповеди Божия". И когда священник снимает венец с невесты, то он говорит такие слова: "И ты невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревека…"

Сарра не имела детей почти до столетнего возраста, и ее бездетность не считалась отчужденностью от Бога. Мы знаем, что у величайших русских святых Петра и Февронии Муромских была именно такая жизнь – жизнь одного человека, и они даже скончались почти одновременно, их мощи лежат в одном гробе. Детей у них не было. Неужели в этом проявилась какая-то худосочность в отношении Царства Небесного или в отношении Божьего произволения? Нет, конечно. Главное то, что они вошли в Царствие Небесное.

Раньше я любил читать катехизисы. В 80–е годы я брал их у бабушек и дедушек и зачитывался, ведь тогда в атеистических магазинах было невозможно достать литературу, связанную с христианством. Меня всегда поражала мысль, которая подчеркивалась в любом катехизисе: что цель православного брака – это еще и спасение и взаимоподдержка мужа и жены. Господь соединяет души, чтобы муж и жена стали одним человеком и взаимодополняли друг друга: в духовном, душевном и материальном смыслах. У мужа и жены могут быть абсолютно разные характеры, но когда эти противоположности складываются как в символе, то образуется статуэтка, они составляют одного человека, который должен спастись.

И более того, в поздних катехизисах говорилось о том, что цель брака это – взаимоподдержка для достижения Царствия Небесного. А рождение и воспитание детей существенно, но никто нигде не говорит, что если Господь не дал детей – это закрытвает путь ко спасению.

В молитвах в таинстве венчания и обручения сравнительно мало, если соотнести с другими темами, затрагивается тема деторождения и испрашивается благословение на деторождение, но само деторождение становится как бы подчиненным той главной цели, которая призывается брачующимися молодоженами, эта цель – ищите прежде Царства Божия, Царства внутри вас. Царство Божие, как пишет апостол Павел, есть не пища и питие, а правда, мир и радость во Святом Духе.

Каждому человеку хочется оставить после себя след в этой жизни. Дети нужны не только для продолжения рода, многие родители видят в детях продолжение себя. А как же супругам в бесплодных браках "продлеваться" в будущее?

Человек всегда хочет иметь свои корни и свое продолжение. Мы говорим о наших предках или о наших потомках с точки зрения Церкви, с точки зрения Царства вечности. В Церкви все едины: усопшие и ныне здравствующие, и те, кто еще родится. От жизни супругов, от их личного креста зависит будущее тех, кто будет жить после нас. Мы закладываем это будущее как кирпичик в основание дома, в основание Церкви. Апостол Павел говорит, что на основании жизни мучеников, на основании жизни преподобных, святых строится Церковь, а краеугольным камнем является Христос.

А что такое краеугольный камень? Это не тот камень, который лежит в фундаменте. Фундамент апостольский – это святые, мученики, а краеугольный камень – это замковый камень, который держит весь свод от вершины, от потолка до пола. Этот камень держит весь храм в единстве. Так вот бездетные пары могут рассматривать свою жизнь с точки зрения сопричастности мученической и Кресту Господню.

Без мучеников российских не была бы возможна современная Церковь, ее преображение и восстановление, обновление и воссоединение. В жизни каждого человека все промыслительно для блага общей Церкви. Жизнь православных людей никогда не кончается жизнью одного какого-то поколения, одних каких-то людей. Их жизнь простирается на все: на будущее и на вечность.

- Стоит ли смиряться с бездетностью или просить у Господа детей?

А у Матери Божией сколько детей? Она духовно рождает и принимает всех нас в Таинстве Крещения. Становится Матерью всем нам. Мы все усыновлены и удочерены Матерью Божией. Почему мы должны сомневаться, что в бездетном браке по молитвам Матери Божией будут дети?

Немало бывает случаев, когда супругов посещает милость Божия уже во второй половине жизненного пути или в преклонных годах. Они получают от Бога детей и молитвами Богородицы жена становится матерью. Это все очень реально. Не нужно сомневаться, надо просто верить, что наше положение соответствует плану нашего спасения, который творит Сам Господь. Мы, не имея детей, принимаем особую миссию в этом мире. И наша миссия благодатна, не менее, чем в той семье, которая имеет много детей, и где постоянно рождаются все новые и новые дети.

Скажите, пожалуйста, а стоит ли прибегать к традиционным или нетрадиционным методам, способствующим зачатию?

Мы никогда не должны отвергать медицину. Медицина – наша помощница. Врач тот, кто несет нам жизнь, кто трудится во славу Божию и дарует нам возможность избавиться от тех недугов, от бездетности в том числе, которые попустил Господь. Медицина располагает многими средствами, которые помогают деторождению. Только опять же, надо самому изучать этот вопрос, стараться как-то среди многообразия найти то, что необходимо и что может помочь.

Например, есть в традиции греческой Церкви выращивать в недрах монастыря святые виноградные лозы. По приданию виноград помогает зачатию. В медицине все средства хороши, их необходимо использовать и применять, если только они связаны с помощью, а не с мошенничеством.

"Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так нецелесообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа… так, вводя к себе врача… не отступаемся от упования на Бога" Святитель Василий Великий (330-379).

"В лекарствах и лечении должно предаваться в волю Божию. Он силен и врача вразумить, и врачевству подать силу". Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

Часть 2. Бездетность – дар Божий

"Две цели, для которых установлен брак:

чтобы мы жили целомудренно, чтобы делались отцами;

но главнейшая из этих двух целей – целомудрие".

Святитель Иоанн Златоуст († 407)

– В бездетности есть свои плюсы?

– Миссия супругов, которые не имеют детей, ближе подвигу апостольскому, мученическому и преподобническому. Преподобные, апостолы и большинство наших святых имели одиночный уклад жизни, они монашествовали и подвизались во славу Божию.

Одинокий образ жизни, жизни без детей, дает возможность раскрыть всю душу, посвятить себя полностью Богу. Ведь мы знаем, что забота об очаге, о семье иногда удаляет от Господа. Помните, как апостол Павел писал, что хотел бы, чтобы все были такие, как он, а он старался жить без греха, был человеком бездетным, как известно. Более того, он писал также, что жена думает о том, как бы угодить мужу в первую очередь, а муж думает только о том, как бы в первую очередь угодить жене, соответственно, семье и детям.

Вспомним преподобномученицу Елизавету и ее мужа великого князя Сергея Александровича Романова. Они были тоже бездетными. Великий князь Сергей Александрович был градоначальником Москвы и построил много новых церквей, основывал богоугодные заведения, открывал приюты. Он погиб в конце крамолы 1905 года. Великая княгиня Елизавета после утраты мужа становится монахиней. Она помогала монастырям, храмам, возрождала лучшие традиции на Руси. Потерпела мученическую кончину в Алапаевске, прославляется как преподобномученица

И в этом случае мы видим, что отсутствие детей отнюдь не мешало спасению. Спасение в подвиге самоотверженной любви – одна из главных христианских целей.

А дети – условие очень существенное и важное для спасения, но их отсутствие не означает, что нужно предаваться отчаянию. Наоборот, бездетность надо принимать как дар от Господа. У бездетных супругов руки свободны и они могут воспитывать духовных чад, принимая всех детей, всех кто требует помощи, заботы, ласки, а не ограничиваться своими родными кровинками. У нас же множество беспризорных! Хотя бы помочь одному из них добрым словом, погладить по головке, улыбнуться, накормить – разве это недоброе дело? Разве это не подвиг материнства и отцовства?

Не нужно замыкаться только в пределах своей уютной семьи, своего очага, своего круга. За этим стоит ограниченность нашего отношения к Богу. Семья простирается на всю Церковь, на малую церковь, но внутри Церкви Христовой Вселенской Церкви.

Семья составляет только клеточку во всеобщем организме Церковной жизни. Отсутствие детей не означает, что семья исключается из Тела Христова – из Церкви. Наоборот, она может приносить большую помощь Церкви, имея свободные руки, свободные средства и свободную жизнь. Для этого надо посвятить себя воспитанию детей, которых Сам Господь дарует для опеки бездетным родителям.

– Иногда причиной бездетности становится бурная молодость. И мы каемся, во всем виним себя или наших супругов, но сделать уже ничего нельзя. Как простить себя или супруга, супругу?

– Да, аборты влияют на деторождение и часто лишают возможности родить полноценное дитя и даже делают браки бесплодными. Но это не означает, что надо опустить руки. Как апостол Павел говорит: задняя забывая, в передняя простираться, то есть не надо проклинать судьбу. Не надо хулить Бога, обвинять за то, что нет детей, и себя за то, что из-за абортов не можешь родить детей. Самое главное в отношениях с Богом – это чувство благодарности. Недаром Евхаристия это – благодарение. Если человек осознал и раскаялся в своих грехах, в таинстве исповеди и покаяния получил прощение, он должен забыть все, что связано с грехом. Когда мы все время вспоминаем, что была разгульная жизнь, аборты, лишившие возможности иметь детей, то мы должны понимать, что эти воспоминания являются бременем, которые топят семейный корабль Если будем замыкаться, то непременно отойдем от Господа, откажемся от Него...

Жизнь тех людей, которые до супружества прошли такие испытанная как аборт, прелюбодеяние, но затем раскаялись, исповедались, в таинстве венчания покрывается любовью Божией. Теперь они вместе и должны думать о будущем, а не о том, что было. И для ближних своих трудиться в течение всей жизни, отрабатывая свой грех добрыми делами. Для этого Господь соединил их вместе, чтобы они своей богоугодной совместной жизнью искупили бремя тяжких грехов, в том числе и аборты.

Будущее в руках Божьих, надо быть ближе к Богу, чтобы наследовать это будущее. Все зависит от воли человека и его взгляда на жизнь и жизни, конечно, часто страдальческой. А разве у благоразумного разбойника было меньше грехов? Ведь он убивал, грабил людей и насиловал, но вошел в жизнь вечную. Вот это должно быть целью: войти в жизнь вечную. Каждый из нас является разбойником, но надо проявить благоразумие и, "забывая заднее, простираться только в переднее", памятуя, что оставшееся время нам дается ограниченно, для достижения этой цели, и каждый день может быть последним. Поэтому, повторюсь, когда над человеком тяготеют такие грехи как аборт, разбойная жизнь, наркомания, алкоголизм, которые препятствуют деторождению, то, получив на исповеди в таинстве покаяния разрешение грехов от Господа и творя добрые дела для заглаживания этих грехов, надо думать о том, как быть вместе и послужить Богу.

Надо смело отрешиться от греха и жить для правды. Царство Божие – это не пища и питие, а правда и мир радости. Жизнь супругов является духовно плодоносящей. Не только материально, не только на биологическом уровне рассматривается брак человеческий, когда дети рождаются, а когда и на духовном уровне рождаются дети, даже когда супруги становятся для Бога как дети, происходит как бы новое рождение. Как говорит Никодим: "Неужели может человек в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?"

В таинстве причащения у нас есть возможность обновиться и стать как дети. Супруги, которые, не имеют детей, уподобляются детям, и становятся такими по характеру и по восприятию. "Если не будете, как дети, не наследуете Царствия Небесного". Родители становятся как дети, и тогда супруги воспринимают друг друга как ребенка и они стараются относиться соответственным образом друг другу, помогая избавиться каждому от каких-то грехов, немощи, недостатков, поддерживать и воспитывать друг друга. Таким должен быть взгляд супругов друг на друга: как на наивного ребенка. Это помогает переживать все невзгоды и весь прошлый опыт и отверженность от Бога, которые остались за плечами. Дает возможность бездетным супругам жить полноценной семейной жизнью. Супруги себя воспринимают как детей и перед Богом они становятся как дети, становятся чадами Божьими и любящими супругами одновременно, любящими сыном и дщерью Бога.

О родительском долге

– Обязательно ли усыновлять детей, чтобы выполнить свой родительский долг? Как быть, если такой возможности нет?

– Нужно помогать ближним, можно служить примером для окружения, даже когда нет возможности взять детей из детского дома или для того, чтобы усыновить, требуется выполнить ряд недосягаемых условий.

Если по каким-то причинам супруги не могут усыновить ребенка, а в каких-то городах или поселках нет беспризорников, то они могут прийти к соседям и предложить помощь в воспитании детей. Думаю, многие согласятся, чтобы бездетные родители вошли в жизнь большой семьи и помогали воспитывать детей. Надо только искать такие возможности и не сидеть, сложа руки, ожидая, пока к тебе обратятся за помощью.

Я помню такие семьи в своем детстве. В 50-е годы было много бездетных родителей, которые приглашали и меня к себе. Пытались приблизить, угощали обедом, что-то рассказывали, проявляли свою заботу и ласку. Когда моя мать уходила на работу, они меня брали к себе. И я помню, что когда приходил к своим соседям, то получал все мне необходимое.

Все зависит от позиции самих супругов, как они относятся к ближним, которые требуют помощи, и активны ли они или просто замыкаются в своем горе бездетности, проклиная свою судьбу. Надо искать и действовать, как Господь говорит нам: "Ищите и обрящете! Просите и дастся вам! Какой мерой мерите, такой и отмерится вам", насколько вы возлюбите ближнего, настолько и вас возлюбят, в том числе и дети.

Во всяком случае, отсутствие детей – это не повод для того, чтобы заявлять о том, что жизнь обращена на поражение. Посмотрите вокруг себя и проявите любовь к тем детям, которые не имеют любви. Как много беспризорных! Надо просто выйти, посмотреть и найти способ приблизить их к себе. И такой деятельностью занимаются многие, иногда совсем даже не православные, а сектанты. В том числе представители таких сект, которые очень далеки от Православия, но они идут в народ и ищут сирот, беспризорников и брошенных детей, стараясь спасти их. Так же и могут сделать православные родители. Только не надо ждать, а самим идти. Господь призывает нас к активной творческой деятельности, к "соработничеству" с Богом, тогда не будет проблем. Господь дарует детей и все необходимое для спасения. Но отсутствие детей не означает, что спасение невозможно. Наоборот, спасение открывается во всей полноте, во всех возможностях для тех, кто ищет этого.

– Очень трудно бывает семьям, оказавшимся на чужбине, найти утешение, когда вокруг нет родственных душ, нет даже православных храмов по близости.

– Интересный случай произошел с одной бездетной русской семьей, бежавшей через Дальний Восток и очутившейся в юго-восточной Азии. Мужу и жене пришлось жить в условиях, далеких от христианства – в буддийской стране, сейчас она называется Бирмой. Они не отчаялись и стали заниматься своим делом. Постепенно у них образовалась своя семья из тех бирманцев, которые их окружали и видели добрую жизнь супругов, их труды. Бывший купец шел работать, помогал людям, строил счастье своей семьи и ближних. Супруги вели миссионерскую деятельность вокруг бирманцев. Они собрали вокруг себя целую общину и, воспользовавшись случаем, когда из Китая прибыл православный священник, окрестили всех тех, кто их окружал. Таким образом появилась первая община в Бирме, которая постепенно укреплялась и просуществовала долгое время.

Бывают такие случаи: вдали от Родины люди ведут миссионерскую деятельность, не зная языка, своей любовью и делом просвещают сердца окружающих. В этом темном мире несут слово Божие. И они, будучи бездетными, имеют огромную семью и ее составляют те, кто пользуется добротою и помощью супругов. Эта семья растет за счет того, что к ним стремятся люди как на огонек. В нее приходят новые люди, они чувствуют любовь и добро и остаются.

А вообще, сейчас практически нет такой страны, где нет православной церкви. Если нет русской православной Церкви, наверняка есть какая-нибудь из пятнадцати поместных Церквей. Всегда найдется греческая Церковь или балканская, сербская, румынская и другие. Например, в Германии много церквей и жаловаться на то, что там нет слова Божия, мир далек от Православия, не приходится. Там даже строятся новые православные храмы, как и в других странах. Может, в какой далекой африканской стране, где и слово Божие еще не проповедано для всего народа, нет возможности найти православной церкви. Так было после революции, когда многие эмигранты бежали из России, спасаясь от мести атеистов, и оказывались в далеком Зарубежье. Многие из них попадали туда, где не было церквей или где, может, и были храмы, но другой деноминации.

Супруги могут оказать огромную помощь ближним, просвещая их. Когда нет детей, немощь может стать великой силой, если из замкнутости выйти на свет Божий и посмотреть, сколько людей вокруг ожидает просвещения. Супруги могут интегрироваться в жизнь своей чужбины и вдали от родины стать светильниками Православия. Таким образом, духовных чад Господь сотворит им из тех камней, которые вокруг них.

В свое время в Москве жил очень дорогой мне человек – Вадим Николаевич. Он был бездетным и разведенным. Еще до войны его бросила жена, потому что он посещал храм, что противоречило политике партии, тем более что она преподавала иностранный язык в институте. Он безбоязненно стоял за веру и был гоним. Пришлось ему пройти и расстрельную камеру в Архангельской тюрьме, но Господь его сохранил. Он так и не женился. Оставшуюся жизнь он восстанавливал святые источники, в частности источник в 12 км от Троице-Сергиевой Лавры. Он собрал много свидетельств чудесных исцелений от этого источника, и предлагал построить там санаторий. Умер в 1982 году в возрасте восьмидесяти лет. Несмотря на его столь преклонный возраст, к нему до самой смерти тянулись молодые люди. Они учились на примерах из его жизни. Он был как талантливый режиссер большого оркестра, потому что обладал даром объединять людей, неся слово Божие. И ко мне относился как отец. Я посещал его через день, ведь тогда трудно было найти духовного отца. Он активно участвовал в моей судьбе.

После Владимира Николаевича я встретил другого старца, он умер недавно. Протоирей Андрей собирал вокруг себя большую семью. Нас было 15 человек, и мы все стали священниками. Он относился к нам, как отец, строго, но с любовью. Отец Андрей всегда говорил, что если Господь любит, Он бьет, если не бьет, значит, мы недостойные чада.

Нет таких непроходимых пропастей и всегда можно найти себе человека близкого по духу при желании. Надо искать и просить Бога

Бездетность - крест и тайна

Слова апостола о том, что женщина "спасется через чадородие" (1 Тим. 2,15), для многих становятся непререкаемо - устоявшейся аксиомой. Зачастую на бездетные семьи у нас смотрят, если не как на неполноценные, то уж точно с сочувствием, состраданием и скрытой жалостью. Проблемам бездетных семей была посвящена наша беседа с настоятелем храма Почаевской иконы Божией Матери протоиереем Сергием Павловым.

- Отец Сергий, можно ли сказать, что бездетность - это крест?

Все, что случается в нашей жизни, есть крест. Прежде всего крест - это то, что спасает человека. А человек, как мы знаем, спасается и какими-то трудами, и скорбями, и лишениями… То есть крест в данном случае может восприниматься кем-то как нечто негативное. Хотя это не так. Мы знаем, что есть Промысел Божий и что Господь ведет человека только Ему ведомыми путями. И мы никогда не сможем до конца осознать, как он действует. Поэтому и не всегда понимаем, почему Господь кому-то не дает детей. Святые праведные Иоаким и Анна - родители Божией Матери - тоже долгое время были бездетными. Господь дал им ребенка поздно - в ответ на их молитвы. Самое дорогое, самое ценное всегда дается человеку не сразу. И когда Господь медлит что-то дать нам, Он помогает гораздо больше оценить то, что дается, и лучше к этому дару подготовиться. Не секрет, что есть многие вещи в нашей жизни, которые мы не ценим просто потому, что они достались нам слишком легко - даром. И поэтому когда Господь не дает дитя достаточно долгое время, мы должны, с одной стороны, отдавать себе отчет, что не знаем, почему Он так делает. А с другой - понимать, что все Господь делает ко спасению. Зачастую причиной бесплодия совершенно очевидно является грех, и человек сам осознает это. Например, мама, когда была беременна, говорила в сердцах: «Я не хочу, чтобы этот ребенок был». Слова эти произносятся в глубине души - а у женщины потом всю жизнь нет детей. Или, по крайней мере, очень долго нет. Хотя у бесплодия могут быть и другие причины: аборт или совет другому человеку сделать аборт, что является грехом детоубийства. Здесь, конечно, двух мнений быть не может: это наказание за грех. Хотя - что такое наказание? Наказывать - значит показывать. И если наказал Господь - значит, показал, куда надо идти. В итоге все дается, по милосердию Его, чтобы спасти. Наказание Божие является карой лишь по форме, по сути же - это всегда любовь, милующая и прощающая.

Но чаще женщины находят в отсутствии детей не урок, но только ощущение своей несостоятельности и ущербности .

Пока у человека нет православного мироощущения, любое испытание может вызывать ощущение несостоятельности. Православный человек знает, что все (и хорошее, и плохое) в его жизни в равной мере может быть обращено Господом и им самим как ко Спасению, так и к погибели.

- В таком случае, нужно ли лечить бесплодие?

Лечить надо любую болезнь, в том числе и бесплодие. Но - уповая на волю Божию. Потому что если нет Божией воли, то никакие деньги, никакое лечение не дадут результата. Человек, лечащийся от бесплодия, в то же время должен осознавать свои грехи. И думать не только «я хочу, чтобы у меня был ребенок», но и о том, каким будет этот ребенок, что он в состоянии ему дать. Думать о том, сумеет ли он сделать так, чтобы те грехи, страсти, пороки, которые живут в каждом из нас, не стали потом главным «наследием» ребенка. И конечно же, проходя курс лечения от бесплодия, нужно обязательно ходить в храм, исповедываться, причащаться. Все остальное - в воле Божией.

- Как православным христианам нужно относиться к современным технологиям решения проблем бесплодия?

Ко всему нужно подходить с рассуждением. Необходимо знать, что лежит в основе той или иной технологии. Например, всем известно, что при некоторых видах оплодотворения оплодотворяются сразу несколько яйцеклеток, а потом «лишние» зародыши уничтожаются. Естественно, это ни в коем случае недопустимо. Потому что мы понимаем, что убивают здесь уже человека, убивают жизнь. Тут двух мнений быть не может. Что же касается непосредственно лечения, то мы опять-таки должны знать, какие препараты при этом будут использоваться. Существует бесплодие мужское и женское. И при лечении мужского в последнее время активно используются стволовые клетки. Как известно, есть два пути получения стволовых клеток: первый - когда используются стволовые клетки самого человека. Это одно дело. Но наиболее эффективны, насколько мне известно, стволовые клетки, которые получают в результате аборта, когда берутся клетки убитого ребенка. Что опять-таки абсолютно неприемлемо.

- Как относиться к тому, что некоторые пары стремятся заполучить ребенка любыми способами?

Это свидетельствует о духовной болезни. Обычно дети, рождающиеся в результате такой «гонки за ребенком», очень часто приносят родителям не радость, а разочарование и боль.

Такое «стремление» может отразиться на малыше, поскольку это проявление греховных эгоизма и своеволия. Дети же частично наследуют душевное состояние родителей.

- Можно ли рассматривать усыновление как выход для бездетной православной семьи?

Найти кого-то, чтобы отдать ему свое тепло, свою любовь - это очень по-христиански. Нужно заметить, что многие при усыновлении сомневаются, смогут ли они полюбить приемного ребенка. У меня есть знакомая православная семья. Они недавно усыновили малыша. Причем к этому совершенно не готовились. Все получилось спонтанно, а точнее сказать - промыслительно. Жена лежала в больнице, увидела брошеного ребенка и поняла, что оставить его там просто не может. Очень многие, однажды побывав в Доме малютки и увидев брошеных детей, побыв с ними рядом, говорят, что оттуда очень сложно уйти без ребенка. И в конце концов забирают малыша. Если есть такое благое расположение, впоследствии Господь даст и своих детей. Это, можно сказать, «установившийся» факт: большинство бездетных пар, все-таки решившихся отдать свою нерастраченную любовь обездоленному ребенку, в итоге рождают и своего.

- В чем состоит духовная помощь священника бездетным семьям?

Многие бездетные семьи приходят в храм молиться, чтобы Господь даровал ребенка. Но при этом их отношение к Богу зачастую потребительское: «Господи, ты только дай! Обязательно дай!» Но потом, когда появляется этот долгожданный ребенок, нередко Бога забывают. Почему Господь таким людям сразу дитя не дает? Потому что важно, чтобы они не просто выпросили ребенка, а разобрались, прежде всего, со своим отношением к Богу, к своему ближнему. И когда произойдет внутреннее перерождение человека (а оно может произойти только в Церкви), тогда Господь и дает то, что у Него просили. Я как священник пытаюсь объяснить, что причины бездетности нужно искать прежде всего в своей душе. И всегда помнить, что есть Промысел Божий.

- Но многие все-таки считают, что без детей семья не имеет смысла.

Говорить о том, что дети - это единственный смысл христианской семьи, абсолютно неверно. Православный смысл семьи - это преодоление внутренней самозамкнутости. Семья - это прежде всего служение. Мужа - жене и жены - мужу. Всем, кто приходит на Венчание, я говорю: «Семья - это крест, крест спасительный, но и трудный. Один из труднейших крестов». В Православии, несмотря на то, что крест монашества всегда считался более заметным, подвиг семейный, подвиг внутренний, потаенный, подвиг служения друг другу - никогда не принижался. Апостол говорит об этом: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 25). Часто случается, что людей смущают слова Писания: «Жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33). Есть такое понятие - «страх Божий». Это не ужас перед Богом, как перед тираном, но, скажем так, чувство глубокого внутреннего уважения и трепета, основанных на любви. Таким или стремящимся быть таким должно быть отношение жены к мужу. А что же со стороны мужа? «Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом» (1 Пет. 3, 7). Те люди, которые в состоянии исполнить это в полной мере, - уже святые. И таким образом святость достигается через семью, внутри семьи. Да, это достижимо немногими. Но в любом случае семья, действительно православная семья, - это уже степень святости. Любить человека, служить человеку - разве не этого ждет от нас Господь? И пусть на этом пути много искушений, пусть не все у нас получается. Святость - это не искусство не падать. Святость - это искусство вставать.

Беседовала Мария Волосюк

Подписаться на новости проекта "Онлайн школа Екатерины Бурмистровой "

Вопрос не нов, однако снова и снова в СМИ и интернете разгораются споры о том, как относиться к бракам, в которых нет детей. Побеседовали об этом с протоиереем Вадимом Ильчуком, благочинным Иово-Почаевского в Константиновке и Торецкого округов, отцом четверых родных и восьмерых приёмных детей.

Прежде всего, надо разобраться, о каком именно бездетном браке идёт речь: супруги не хотят иметь детей - или не могут? Если не хотят и стремятся пожить для себя, это, конечно, греховно, потому что люди служат своей плоти, своим эгоистическим настроениям, желанию насытиться земной жизнью, плотью другого человека. Они воспитаны с представлением, что «живут один раз», и потому хотят максимально наполнить свою жизнь радостью и удовольствием. Конечно же, Церковь не разделяет такого отношения к жизни.

Осуждать мы никого не можем, но если такие люди попадаются на нашем священническом пути и есть возможность с ними пообщаться, то пытаемся их мягко убедить, что деторождение - это подвиг родителей, что дети - это плод любви. Стремимся, чтобы они изменили своё мнение. Приводим в пример те семьи, которые хотят иметь детей, но не могут, рассказываем, насколько им скорбно, на какие меры они готовы пойти ради рождения долгожданного ребёнка. Если получается переубедить таких людей, то это, конечно, большая радость для любого священника - и монашествующего, и семейного.

Я как священник никого никогда не осуждаю, но скорблю с теми, кто не может иметь детей, и печалюсь о тех, кто может, но не хочет. Для тех, кто не хочет иметь детей, мы можем быть только примером. Что мне остаётся? Махать руками, кричать: «Почему вы не хотите детей?» - бессмысленно. Мы с супругой решили на личном примере показывать, что дети - это замечательно, что надо жить в семье, что чем больше семья, тем больше радости. Конечно, трудности у нас тоже есть, но в какой семье их нет? А вместе преодолевать проблемы всегда легче.

Что касается тех, кто хочет, но не может иметь детей, то мы о них молимся и стараемся поддержать. Раз такова воля Господня, значит, надо её принять. У бездетных супругов всегда есть возможность помочь многодетным семьям, приютам или понести подвиг приёмного родительства. Мне известно множество случаев, когда бездетные супруги брали из детдома ребёнка, после чего Господь посылал им своих деток. Бог испытывал их: как они отнесутся к чужому горю? Таким родителям очень важно сделать всё, чтобы приёмный ребёнок не испытывал никакого ущерба, когда у них родится свой. Ради этого их Господь и наградил деторождением.

Каждому православному христианину понятно, что главное в жизни - исполнить волю Божию. Этому нас учит Евангелие. Мы должны принимать из Божьей десницы всё, и тогда Господь будет нести нас на руках. Если мы хотим иметь ребёнка, а у нас не получается - значит, это не просто так. Видимо, надо что-то исправить, потрудиться, понять, что такое быть матерью и отцом. Ведь некоторые супруги не задумываются об ответственности родительства, относятся к ребёнку как к игрушке. Мало родить детей, их надо воспитать. Сейчас сплошь и рядом дети с благословения родителей становятся эгоистами, вырастают мажорами, другие дети для них - как слуги, как материал для удовлетворения их потребностей. Всё это - результат отсутствия должного воспитания. Нельзя воспитывать детей вне духовности, не прививая им чувства ответственности за свои поступки.

Дети рождаются по воле Божьей и для Господа Бога. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Рожайте детей для Царствия Небесного». Если у мамы и папы будет цель родить ребёнка и воспитать его христианином, чтобы его главной целью было наследование Царствия Божия - замечательно. Думаю, Господь именно этого ждёт от многих супругов, и когда они будут полностью готовы, пошлёт им просимое.

Может быть и так, что люди всю жизнь проживут бездетными, потому что Господь призвал их к другому подвигу, к иному служению. Возможно, те, кому Бог не даёт детей, должны искать себя в сферах, где можно послужить обществу, народу, государству. Обременённые семьёй всегда пекутся о ней, их заботы в первую очередь будут о детях. Когда же человек свободен от этого, у него есть возможность служить другим с максимальной отдачей. Например, епископом может быть только человек монашествующий, потому что семейный не сможет всецело заботиться о своей епархии, но будет думать о семье.

Церковь относится к бездетным бракам так же, как и к бракам с детьми, никого не ставит выше или ниже. Мы живём не во времена Ветхого Завета, когда те, кто не имел продолжения рода, были унижены перед обществом. У нас, христиан, духовное родство. Супруги, дожившие до определённой точки духовной зрелости, могут стать монашествующими, принять постриг и достичь духовных высот как молитвенники, служители Церкви.

Думаю, каждый случай бездетности нужно рассматривать отдельно. Почему так произошло? Может, имела место ошибка молодости, в результате которой женщина стала бездетной, и её ситуация важна для назидания других? Так тоже бывает, но не нужно отчаиваться! Случалось, что таких, долго терпевших, осознавших свою ошибку, покаявшихся истово и искренне, Господь награждал за терпение детьми. Бывали случаи, когда бездетная женщина начинала трудиться в храме со смирением - и со временем становилась мамой. Сложно сказать, совпадение это или чудо.

Бывает, что женщины лёгкого поведения рожают без проблем и бросают ребёнка, а мама, которая хочет лелеять малыша, сталкивается с невероятными трудностями во время вынашивания, или её беременность прерывается. Почему так? - Господь даёт нам таких детей, чтобы в людях не умерло милосердие. В противоположном случае общество закоснело бы в эгоизме. Часто говорят: «зачем плодить нищету», «вы не сможете его выкормить». Это не аргумент: сейчас множество семей готовы брать брошенных детей, воспитывать их. Благодаря нашему владыке Митрофану, в каждом городе епархии священники ходят в абортарии, беседуют с женщинами, просят, чтобы они сохранили жизнь малышам, и помогают решать их житейские проблемы.

Церковь никого не осуждает. Даже если люди не хотят иметь детей, мы должны молиться о том, чтобы они изменили свой выбор. Можно подсказать, поговорить. Если нет возможности подсказать (некоторые нас не хотят даже слушать) - стараться, чтобы от нашего православного общества они могли взять хорошее. Надо показать, что мы друг друга поддерживаем, всем помогаем, ни от кого не отказываемся, никого не бросаем. Церковь - это организм, которому болезни и желания других людей не чужды. Мы можем понять, принять, помочь и поддержать - если требующееся от нас не расходится с учением Церкви и заповедями Божьими.

Записала Екатерина Щербакова