Психологическая служба. Застенчивый ребенок: рекомендации родителям

Другой, наоборот, сторонится детей, боясь насмешек. Так что же делать взрослым, обсудим сегодня рекомендации родителям застенчивых детей.

Надо сказать, что зачастую эти опасения малыша вполне обоснованны. Как мы уже говорили в предыдущих статьях у детей 4 -5 лет уже достаточно обширный словарный запас при явном отставании логики, потому они вполне могут наговорить много неприятных слов своему другу.

  • Особая категория среди стеснительных детей – это дети, имеющие различные физические недостатки, например, дефекты речи, зрения или слуха. Но эта категория, слава Богу, не так многочисленна. Основную массу застенчивых детей составляют обычные дети.

Как правило, избегает сверстников и играет в одиночестве.

Малышу постоянно кажется, что он хуже всех, что другие не захотят принять его, что он может сказать или сделать что-то не так и над ним обязательно будут насмехаться.

  • Такое поведение совсем не означает завышенной самооценки или любования собой, как может показаться со стороны. Выражение «находиться в гордом одиночестве» в нашем случае совершенно не к месту!

Застенчивый ребёнокчувствует такую же необходимость в дружбе и общении, как и остальные малыши, но в силу каких-то внутренних факторов, он не умеет делиться собственными переживаниями. И как это ни грустно звучит, но одной из причин такого поведения является низкая самооценка

  • Если вы, родители, не работаете над этим качеством, оно, безусловно, будет оказывать значительное влияние на жизнь вашего чада, и сейчас и в будущем.
  • Поскольку застенчивость может сохраняться всю жизнь, принося своему владельцу больше огорчений, чем радости.
  • Поэтому так важно родителям обратить на это внимание, и начать работу над отношением малыша к самому себе. И чем раньше начнется такая работа, тем больше шансов, что ребенок сможет побороть в себе эту черту и станет уверенным в себе взрослым человеком.
  • Во-первых, золотое правило - не критикуйте, «не давите» на малыша. это не болезнь и не порок! Ни в коем случае не упрекайте ваше чадо и не принуждайте его к общению, иначе реакция будет прямо противоположной. Если вам не трудно, уважайте его потребность быть чуть в стороне от сверстников. Но в то же время, предлагайте ребенку такие задания, которые требовали бы обязательного включения в игру или занятие других детей.
  • А можете сами начать играть с малышом, а затем тихим, спокойным голосом предложите другим ребятам присоединиться к вашей игре. Когда увидите, что дети играют увлеченно - тихонько уйдите.
  • После такой игры, обязательно похвалите малыша, отметив при этом: «Ты такой молодец. Мне так приятно наблюдать, как ты играешь вместе с ребятами».
  • Второе – помогайте! Если Ваш малыш включился в разговор, поддержите его. Обратите внимание на его слова. Скажите что-то в ответ.
  • Правило третье – что тренируется, то и развивается ! Если в какой-то ситуации ваш малыш вдруг смутился и умолк, вполне возможно, что он просто не знает, что ответить. Потому постоянно общайтесь с ним: дома, на улице, в транспорте! Постарайтесь научить малыша нужным словам – как обратиться к кому-то с просьбой или пожеланием, как правильно задавать вопросы и отвечать на них, как предложить другому ребенку поиграть вместе. Постепенно самая важная информация уложится в детской головке, и малыш будет чувствовать себя увереннее. Во время разговора с малышом постарайтесь привлечь к общению родственников, друзей, других детей. Чем шире круг общения, тем лучше для вашего чада!
  • Правило последнее, но основное – будьте терпимы и внимательны к своему ребёнку. Постарайтесь создать атмосферу доверия, лёгкости и непринуждённости, это поможет ему раскрыться.

Застенчивый ребенок

Преодоление застенчивости у детей.

Застенчивые дети выглядят удивительно похоже. Опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок и почти никогда в глаза собеседнику, ерзание на стуле, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы… Они готовы спрятаться куда угодно, хоть сквозь землю провалиться, только бы их не трогали. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что для многих детей застенчивость – лишь маска, за которой скрываются совершенно иные психологические трудности.

Застенчивый или нет?

Поведение некоторых детей внешне напоминает поведение застенчивых, но сами они таковыми не являются.

    Есть дети малообщительные , но не испытывающие при этом дискомфорта. Они вполне самодостаточны, им не требуется помощь окружающих.

    Бывает, что за застенчивым поведением скрывается стремление занять лидерскую позицию среди других детей. А подходящих качеств для этого пока не хватает. Встретившись с проблемами, такой ребенок может отказаться от контактов ("Мне это не нужно, неинтересно").

    У некоторых детей отказ от общения - это средство самоутверждения , стремления показать свою власть над другими. "Хочу - разговариваю, не захочу - не буду!" Понятно, что в таком случае нужно не помогать ребенку вступать в контакт, а избавлять его от высокомерия и капризности.

    Трудности в общении могут быть вызваны недостаточным развитием у ребенка речи, мышления ; ему трудно познакомиться, поддерживать разговор и т. п. Помогут специальные занятия, направленные и на развитие речи, и на обучение навыкам общения.

Нередко застенчивые дети подвергаются придиркам, обидам, а подчас и прямому издевательству со стороны задир во дворе или школе. Из-за этого посещение школы для ребенка превращается в хроническую пытку, он ищет всяческие предлоги для пропуска занятий, часто болеет, страдает от психосоматических заболеваний.

Застенчивость сопровождается также и повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. В 20% случаев у таких ребят бывают страхи темноты, одиночества, они скованно себя чувствуют в присутствии незнакомых людей, молчаливы, замкнуты.

Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие - проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам.

Порой, у таких людей, внешне кажущихся податливыми, не складывается гармоничное супружество, они не удовлетворены своим кругом общения; проявляется это в том, что юноша или девушка не может познакомиться с тем, с кем хочет. Им трудно найти хороших друзей, они тяжело сходятся с людьми.

Застенчивость накладывает отпечаток на самые разные аспекты жизни человека. Эта актуальная психосоциальная проблема не имеет возраста, особенно если сопровождается заиканием, внутренней напряженностью, скованностью. Всего этого можно избежать, если вовремя обратиться за помощью.

Чем чревата застенчивость?

    Ограничение контактов с людьми.

    Конформизм - человек «наступает на горло собственной песне», не выражая своего мнения, он просто голосует за чужое, даже если оно ему чуждо.

    Застенчивость побуждает человека бесконечно заниматься самокопанием и самообвинением. Известно, что самое страшное чувство - чувство вины. Застенчивый чаще всего "без вины виноватый".

    Застенчивость влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх и комплекс неполноценности.

    Энергия растрачивается попусту: вместо того чтобы совершать поступки, личность занята переживаниями.

    Накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции.

    Застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации. Застенчивый человек не в состоянии донести свою значимость. В результате мало кто из застенчивых людей может достичь успеха в жизни. Ребенок боится незнакомых людей, всевозможных контактов, необходимых в обществе. Пронеся по жизни свою застенчивость, будучи взрослым, он будет бояться начальства, общения с людьми, особенно с лицами противоположного пола, может быть, будет обречен на одиночество.

    Худший исход - невроз, депрессия и, возможно, суицид. Часто глубоко застенчивые люди жалуются на потерю смысла жизни.

Психологические особенности застенчивых людей можно свести в основном к следующему: смущение при контактах с людьми, высокая тревожность, страх, зависимость от мнения окружающих, безосновательное чувство вины - все это на фоне неуверенности в себе.

Существует тесная связь между типом воспитания ребенка и особенностями его психического развития. Типичные проявления неправильного воспитания:

Неприятие. Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а душой его родители не интересуются. Причины этого явления могут быть разными - ребенок родился не того пола, который был желанен родителям, ребенок - помеха карьере родителей, и прочее. В результате такого воспитания можно вырастить либо агрессивного ребенка, либо забитого, робкого и обидчивого.

Гиперопека . Родители чересчур "правильно" воспитывают ребенка, программируют каждый его шаг. Ребенок вынужден хронически сдерживать свои порывы и желания. И снова получаем два варианта - ребенок, протестующий против такого положения, что выливается в агрессивность, и ребенок покоряющийся - такой становится замкнутым, отгороженным, а в итоге застенчивым.

Тревожно-мнительный тип воспитания. Если в семье единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе.

"Кумир" семьи. Ребенку внушают, что он - смысл жизни семьи. В такой семье скорее вырастет нахал, а не застенчивый. В результате искажения семейного воспитания, как правило, вырастают дети с эмоциональными нарушениями полярных типов - агрессивные или застенчивые.

Человеку дана одна жизнь, во всяком случае, на земле. Если верить Эрику Берну, жизненный сценарий ребенку задают его родители.

Как помочь застенчивому ребенку?

Начните с себя . Считаете ли вы себя застенчивым? Называли вас застенчивым в детстве? Есть ли какие-либо ситуации, в которых вы чувствуете себя неловко? Что помогает вам чувствовать себя увереннее в групповых мероприятиях?

Проанализируйте свои родительские ожидания . Соответствуют ли способности и сильные стороны ребенка вашим ожиданиям? А может быть, несоответствие вашим ожиданиям как раз и способствует развитию у ребенка неуверенности в себе? Может быть, вам следует что-то изменить в своем поведении? Проверьте:

    Заставляли вы ребенка исполнять что-либо публично?

    Не слишком ли вы беспокоитесь, если ребенок не выполнил какое-то задание?

    Имеете ли вы обыкновение делать что-нибудь за своего ребенка?

    Говорите ли вы обычно от имени своего ребенка и улаживаете ли за него конфликты?

    Отговариваете ребенка испытать что-то новое?

    Заставляете ребенка делать вещи, которые могут быть важными для вас, но не для него?

    Сравниваете поступки и личность ребенка с другими детьми?

Не позволяйте никогда и никому называть ребенка застенчивым - ни учителю, ни друзьям, ни родственникам, ни братьям и сестрам, ни незнакомым людям. Лучше подчеркивайте в разговорах с ним и с другими людьми его сильные стороны. Например, деликатность, сдержанность, осторожность и т.д. Одна из основных причин застенчивости детей в том, что их называют застенчивыми

Поощряйте контакт взглядом . Разговаривая с ребенком, повторяйте: "Посмотри на меня", "Посмотри мне в глаза" или "Я хочу увидеть твои глаза". В результате сознательного закрепления этого навыка ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику. Если ребенку неловко это делать, посоветуйте ему смотреть на переносицу беседующего с ним человека. После некоторой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.

Научите ребенка начинать и заканчивать разговор . Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными людьми. Например, что он мог бы сказать знакомому взрослому; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.

В ситуации явного отказа от общего разговора или игры не стыдите и не принуждайте . Попробуйте просто описать его чувства в данный момент: "Похоже, что тебе сейчас не хочется играть".

Будьте рядом, когда вокруг много незнакомых людей . Не заставляйте сына или дочь попадать в неприятные для них ситуации. Но не следует и излишне опекать ребенка.

Подготавливайте ребенка к предстоящему событию - рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.

Поделитесь с ребенком собственным опытом. Многие люди в своей жизни попадали в затруднительные ситуации общения и, тем не менее, находили выход. Убедите, что окружающие вовсе не заняты исключительно его персоной , а гораздо больше озабочены собственными делами.

Не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо . И прежде всего, сами не позволяйте говорить плохо о своем ребенке. Ребенок не должен быть таким, как все. Он должен быть самим собой.

Создайте атмосферу доверия в своем доме , стимулируйте ребенка. Чтобы он говорил вам о своих проблемах, выслушайте его, проявите сочувствие. Тогда ребенок почувствует, что его понимают и принимают таким, каков он есть. Ведь застенчивый ребенок всегда опасается, что его высмеют и предадут.

Оценка родителей чрезвычайно важна для малыша . Она имеет как положительную, так и отрицательную направленность. Отрицательные оценки взрослых формируют у ребенка самонеуважение, эмоциональную неудовлетворенность, недовольство собой, что свойственно детям с комплексом неполноценности, то есть застенчивым.
Повышение самооценки начинается с похвалы. Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха. (Успех порождает успех, неудача - неудачу.) Ставьте перед ребенком задачи, которые он может решить.

Изменяйте не ребенка, а его поведение . Поведение может быть неадекватным из-за отсутствия необходимых социальных навыков или высокого уровня тревожности. Обучайте ребенка навыкам общения.

Внушите ребенку, что он не может обладать только негативными качествами . Обязательно в нем есть много хорошего. Задача родителей – 1) найти сильные стороны личности своего ребенка и помочь ему самому их обнаружить; 2) научить детей пользоваться достоинствами, не зацикливаясь на недостатках, то есть "включать" компенсаторные механизмы. Тогда ребенок поймет: "Да, я слаб в математике, но зато я лучший художник".

Не воспитывайте детей пассивными и зависимыми от вас . Пусть они выражают несогласие с вами и вообще свое мнение. Конечно, послушные дети очень удобны, но "соглашатели" убивают собственную личность.

Научите спокойно относиться к ошибкам , на которых учатся все и от которых никто не застрахован.

Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет.
Помогите вашему робкому малышу расправить свои нежные крылышки.

Здравствуйте, с вами Оксана Манойло. Поговорим сегодня о застенчивом ребенке, вернее о застенчивых детях, коих не мало сейчас вокруг нас. Я дам важные рекомендации, которые облегчат жизнь и вам и вашему ребенку.

Почему застенчивость это дар свыше?

Застенчивость это не порок, а дар Бога вашему ребенку.

Многие родители часто переживают по поводу того, что их ребёнок по натуре чрезмерно, на их взгляд, деликатен, застенчив. Дескать, «не идёт в ногу со временем, сейчас миром правят смелые и нахрапистые, а мой вон, ни заявить о себе смело не может, ни настоять на своём открыто, а чуть что и вовсе вгоняется в краску как помидор».

Вот и получается, что застенчивость у детей считается чуть ли не пороком, недостатком, от которого нужно срочно всеми путями пытаться «избавиться».

Хотя ведь и многих взрослых огорчает эта их особенность, в душе они мечтают стать более яркими, напористыми, победителями…

Действительно, сейчас повсюду в социуме принято декламировать, что модно, круто и попросту престижно иметь совершенно другие личностные качества: лидерство, самоутверждение (часто за чужой счёт), умение ДОБИТЬся определённых высот (обращаем внимание на суть выделенного слова), стремиться не упустить своего, быть «на высоте».

Однако правда состоит в том, что все эти личностные качества были жизненно необходимы в грубом , в тесных рамках которого все мы, в наших многократных воплощениях, провели так много времени. И именно в наши дни чёткой градации на «хорошо» и «плохо» эти качества «тёмными силами» и возводятся в ранг основополагающих. Понятно почему. Подмена ценностей для тех, кто ещё хочет играть в старые трёхмерные роли.


Сейчас же настало время, когда с каждым днём всё большее количество людей будет проявлять свои истинные душевные качества, срывая маски и личины.

И сама по себе застенчивость есть безценный божий дар, потому как суть её – чуткая деликатность.

Деликатность – качество, которое за последние годы проявлено в мире столь минимально, что ценно на вес золота. Именно деликатность является линией взаимодействия со всем живым на планете Новой формации.

Деликатные люди не ранят злым, неаккуратным словом, не провоцируют других на деструктивные мысли и эмоции, не транслируют свои проблемы эмоционально, становясь в начале «вирусной цепочки» распространения между людьми.

Причины застенчивости детей

Эти люди рождены с особым складом восприятия, предельно глубоко чувствующие других людей, их настроения и душевные посылы. Запахи, звуки, краски окружающего мира, тактильные сенсорные ощущения – все их органы чувств активированы будто бы на порядок выше, чем у остальных. И это вовсе не случайность. Просто миссия этих людей в нашем пока ещё жёстком мире – показать другим всю глубину и красоту этого мира, в котором мы все живём.


Они – первопроходцы в каком-то смысле и им весьма непросто прижиться и обосноваться там, где подобные качества считаются чуть ли не зазорными. Застенчивые люди, особенно уже будучи взрослыми, для того, чтобы как-то ассимилироваться в таком чуждом для них обществе , порой пытаются играть какие-то роли, но «прокалываются» в самый неподходящий момент, потому, как ни подлинной наглости, ни желания «подминать» более слабого, ни вычурности, ни жажды самоутверждения в них нет.

Застенчивость и природная деликатность всё равно выходят в линии поведения таких людей наружу, на свет, словно чистый кристальный родник.

Родителям застенчивого ребенка

На примере детей это проявляется особенно наглядно, когда наносная «крутость» вдруг под воздействием даже незначительной ситуации рассеивается как дым, застенчивый ребенок смущается и краснеет.

Важно знать, что с застенчивостью, которая суть есть дар не нужно бороться, это чистая истинная природа и её необходимо научиться использовать себе и окружающим во благо!

Важно донести до ребёнка, или до самого себя, если вы взрослый человек, что важным критерием правильности должно быть личное собственное хорошее состояние, ощущение комфорта, этакое молчаливое «счастье изнутри».


Ведь истина проста – тот, кто заботливо хранит внутри счастье, тихую радость и излучает его, способен повлиять на мир куда больше, чем тот, кто, находясь исключительно снаружи, кичится и силится что-то о себе заявить.

Если ребенок застенчивый, что делать?

Просто осознайте, что нежелание быть «в центре тусовки» это не лузерство, а просто комфорт испытывается как раз при созерцании со стороны. Что нежелание выступать, что-то громко декламировать, это не стеснение и неприятие себя в чём-то, а просто нежелание впустую тратить слова, нежелание горланить и пытаться донести что-то тем, кому может это и не нужно вовсе.

Осознайте, что чуткость и застенчивость – это достоинство, это великая драгоценность, которая пережила тяжёлые тёмные времена, которая передавалась в вашем роду из поколения в поколение (действительно, часто это генетическая предрасположенность) с тем, чтобы подобно зернышку в нужное время взрасти новым знанием, новым образом восприятия мира и всего, что есть в нём.

Сейчас настало время, когда способность просто молча искренне по-доброму улыбаться, глядя на других людей, сохраняя при этом внутри любовь и , является самым сильным инструментом, способным изменить всё вокруг. Именно это качество даёт вам ни с чем несравнимое преимущество.

Переставайте исправлять своих детей. Станьте сами для них оплотом уверенности, добра, справедливости. Сделайте так, чтоб вы сами были полны жизни и радости, и тогда ваш ребёнок будет считывать ваш посыл о том, что он сам — сильный, он может сказать «нет» и дать отпор, когда это будет действительно необходимо. Он прочувствует всё это вне зависимости от того, говорите вы ему об этом или нет. Когда вы сами примете ценность качества деликатности и застенчивости, ваши дети перестанут пытаться проявить в себе то, чего в них нет, и не будут страшиться своих искренних природных качеств.

Мы нужны этому обновлённому Миру такими, какие мы есть по своей истинной природе, каждый из нас словно часть всеобъемлющего паззла, несущий в себе особую роль, особую частицу, важность которой невозможно переоценить. Но проявить свою исключительность в созидании нового светлого Мира сможет лишь тот, кто поверит в то, что она, эта исключительность – есть, и поверит в себя самого. Мы все рождены, чтоб быть самими собой. Мы все на своих местах. Так задумано. Так правильно. Да будет так.

Друзья, если вам понравилась эта статья, поделитесь ей в соцсетях. Это самая большая от вас благодарность. Ваши репосты дают мне знать, что вам интересны мои статьи, мои мысли. Что они вам полезны и я вдохновляюсь на написание и раскрытие новых тем.

Я, Манойло Оксана - практикующий целитель, коуч, духовный тренер. Сейчас вы на моем сайте.

Закажите у меня вашу диагностику по фото. Я расскажу о вас, о причинах ваших проблем и подскажу наилучшие пути выхода из ситуации.

Каждый из нас знает успешных, но стеснительных взрослых, а у детей эти черты дополняются слаборазвитыми социальными навыками. Такие мальчики и девочки робеют при общении с незнакомцами, с трудом и медленно вливаются в любую новую компанию.

Психология: тренинги, консультации в моем городе
    , , , , , , ,

Можно выделить связь застенчивости с темпераментом ребенка: эта черта более всего присуща меланхоликам и флегматикам. К сожалению, многие родители совершают ошибки в воспитании таких детей, а ведь нетерпеливые окрики, высмеивания, желание поторопить ребенка и пристыдить его только вредят формирующейся личности. Какой же стратегии придерживаться мамам и папам?

1 Не торопите события

Стеснительному ребенку требуется время и возможность освоиться в незнакомой обстановке или в тех реалиях, в которых ему пока некомфортно. Поэтому родители не должны торопить события!

Не подгоняйте, не критикуйте, а спокойно покажите, что в новой для ребенка ситуации нет ничего страшного. Например, если другие дети играют в необычную игру, то не настаивайте, чтобы ваше чадо немедленно влилось в новую компанию. Ему нужно дать время понаблюдать, оценить обстановку: возможно, малыш вскоре без страха присоединиться к другим ребятам.

При такой позиции взрослых ребенок не только получит свободу выбора, но и самостоятельно примет решение. Именно самостоятельность — основа для повышения уверенности и преодоления робости.

2 Учите ребенка общаться

Для многих малышей «дружественный» мир — это круг близких родственников, нескольких друзей по играм, а дальше может начинаться мир «враждебный». Родителям приходится менять эту установку.

Большим стрессом для стеснительных детей считается переход в новую группу детского сада или поступление в первый класс. Но адаптация в новом коллективе возможна только тогда, когда ребенок погружен в него, и взрослым по силам устраивать такие «погружения».

На первых порах именно родители могут и должны создавать новую позитивную среду для социализации своего ребенка. Нужно чаще бывать на детских мероприятиях, приглашать в гости других ребят.

3 Развивайте творческие способности ребенка

Этот совет многие психологи считают основным, и не зря. Дело в том, что часто замкнутые и нерешительные ребята обладают скрытым творческим потенциалом. Важно вовремя раскрыть его и взрастить настоящий талант.

Успехи в творчестве повышают самооценку ребенка, что помогает ему утвердиться в среде сверстников и найти с ними контакт.

Конечно, детские работы могут показаться взрослым наивными, но бездумно критиковать их нельзя, чтобы не осложнить и без того непростое психологическое состояние малышей. Также не стоит записывать ребят против их воли в кучу кружков и секций, чтобы в них «что-нибудь да открылось».

4 Учите ребенка хорошим манерам

Воспитывайте в нем доброту, щедрость и внимательность. Например, советуйте ему делиться конфетами и игрушками с ребятишками из своего окружения, мотивируйте его говорить хорошее другим детям и радоваться чужим успехам.

5 Поощряйте преодоление застенчивости

Хвалите детей за любые успехи в деле преодоления стеснительности. Даже если вам кажется пустяком, что ребенок наконец-то решился подойти к другому и заговорить с ним, то для малыша это целое событие, поэтому важно поощрить его и приободрить.

6 Читайте специальную литературу

Родители застенчивого ребенка должны иметь 2-3 настольные книги профессиональных психологов, которые «по косточкам» разбирают эту проблему.

А вот чему не стоит безоговорочно доверять, так это всевозможным форумам и мнению старших родственников, если они вообще не видят проблемы или предлагают не обращать внимание на «такие пустяки».

7 Вместе с ребенком посетите психолога

Конечно, этот вариант нужно рассматривать, если никакие другие не помогают бороться с чрезмерной застенчивостью. В ходе беседы с ребенком специалист подберет особый вариант коррекции поведения, который окажется оптимальным. Какие-то ребята смогут заниматься с психологом в группе, кому-то подойдут только индивидуальные занятия.

Помните, что стеснительность не преодолевается «в один прекрасный день»: борьба с ней — это трудный путь экспериментов, где грубая ошибка может свести на нет все усилия и отбросить назад. Также застенчивость — не синяк, который пропадет, стоит лишь подождать некоторое время. Чтобы над ребенком не висело множество комплексов, которые могут отравить ему дальнейшую жизнь, действовать надо решительно, методично, но аккуратно и деликатно.

Фото: pixabay.com/ru/users/LuidmilaKot-2358662/

Родители занимают в жизни ребенка основное место.
Кто, как не они, должны помочь своим детям в преодолении застенчивости?
Первое, над, чем следует задуматься, - это изменение стиля семейного воспитания.
Известный американский психолог и психотерапевт Луиза Хей говорит, что ребенок относится к себе так же, как относятся к нему родители. Он точно так же себя ругает, как это позволяют себе родители. Он начинает себя не любить, а от нелюбви к себе рождаются все проблемы человека, в частности, болезни. "Никогда ни при каких обстоятельствах нельзя критиковать себя. Себя нужно любить".
Человеку дана одна жизнь, во всяком случае, на земле. Если верить Эрику Берну, жизненный сценарий ребенку задают его родители. И он должен жить именно по своему собственному сценарию, а не ориентироваться на чужие стандарты, которые могут измениться.

Основные задачи родителей:

Развить у детей позитивное самовосприятие. - Сформировать уверенность в себе и адекватную самооценку. - Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства.
ПОЗИТИВНОЕ САМОВОСПРИЯТИЕ. Не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо. Известно изречение: "Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают ваши друзья". Естественно, прежде всего, сами не позволяйте говорить плохо о своем ребенке. Ребенок не должен быть таким, как все. Он должен быть самим собой. Помните, что ненависть к себе порождает утрату смысла жизни.
В. Леви, отечественный психотерапевт и психолог, советует: - не сравнивать себя с другими, потому что каждый человек - индивидуальность; - перестать себя оценивать; - принимать себя как данность. Родители могут изменить Я-концепцию (Я-концепция - это самовосприятие) ребенка в позитивном направлении, если будут соблюдать определенные принципы. У хороших родителей должны быть в наличии: - Эмпатия - способность к пониманию ребенка и сопереживанию. Создайте атмосферу доверия в своем доме, стимулируйте ребенка. Чтобы он говорил вам о своих проблемах, выслушайте его, проявите сочувствие. Это приведет к тому, что ребенок почувствует, что его понимают и принимают таким, каков он есть. Ведь застенчивый ребенок всегда опасается, что его высмеют и предадут. Этого допускать нельзя. - Безусловное позитивное отношение - принятие ребенка со всеми достоинствами и недостатками, не давая воли чувству неудовлетворенности и желанию сию же минуту ребенка изменить.
Это, разумеется, не означает безоговорочного одобрения всего негативного, что есть у вашего ребенка. Просто вы должны понимать трудности, которые возникают у ребенка, и принимать ограниченность его возможностей на данной стадии развития. - Искренность - неподдельное выражение своих чувств, естественность. Ребенок должен испытывать чувство безопасности и непринужденности.

Самооценка и уверенность в себе.

1. Повышение самооценки начинается с похвалы.
2. Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха.
Ставьте перед ребенком задачи, которые он может решить.

3. Изменяйте не ребенка, а его поведение.
Поведение может быть неадекватным из-за отсутствия необходимых социальных навыков и высокого уровня тревожности. 4. Понижайте тревожность всеми возможными способами.
Например, ребенок комплексует из-за того, что у него криво растут зубы. Обратитесь к стоматологу, поставьте пластину.Хорошим помощником для снятия тревожности могут быть упражнения на расслабление - релаксация, медитация. 5. Обучайте ребенка навыкам общения.
Объясните ему, что для того, чтобы быть интересным для ровесников, нужно много читать, интересоваться явлениями и событиями и таким образом привлечь к себе внимание. 6. Не позволяйте никому насмехаться над своим ребенком.

Воспитание чувства собственного достоинства.

Внушите ребенку, что он не может обладать только негативными качествами (если ему так кажется). Обязательно в нем есть много хорошего. Задача родителей - найти сильные стороны личности своего ребенка и помочь ему самому их обнаружить.
Задача родителей - научить детей пользоваться достоинствами, не зацикливаясь на недостатках, то есть "включать" компенсаторные механизмы. Тогда ребенок поймет: "Да, я слаб в математике, но зато я лучший спортсмен".
Детям можно предложить самовыразиться в какой-то роли. Например, мысленно превратиться в другого человека, поговорить чужим голосом, придумать ситуации и проиграть поступки, не свойственные ребенку.
Не воспитывайте детей пассивными и зависимыми от вас. Пусть они выражают несогласие с вами и вообще свое мнение. Конечно, послушные дети очень удобны, но "соглашатели" убивают собственную личность.
Как можно раньше приучите детей к ответственности за свои поступки и принятию решений.
Научите спокойно относиться к ошибкам, на которых учатся все и от которых никто не застрахован.
Ребенок, преодолевший болезненную застенчивость, откроет для себя новый мир, почувствует вкус жизни и будет успешен и счастлив.