Произведения на тему вражда. Дружба и вражда: всегда ли вражда во вред? М.А

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Итоговое сочинение по тематическому направлению « Дружба и вражда» Подготовила: Шевчук А.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г. Братска

2 слайд

Описание слайда:

Темы-цитаты и другие материалы для направления «Дружба и вражда» «Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду».

3 слайд

Описание слайда:

Представим это направление в разных ракурсах. Их получилось пять. Подбираем в соответствии с ними цитаты (высказывания великих, пословицы). Какие-то из них можно представить в качестве названий тем сочинений, какие-то взять в качестве эпиграфа. Дружба – великая сила Дерево держится корнями, а человек друзьями. (Пословица) Человек без друзей что сокол без крыльев. (Пословица) Дни свои влачить без друга - наигоршая из бед. Жалости душа достойна, у которой друга нет. Низами (персидский поэт)

4 слайд

Описание слайда:

И дружить уметь нужно «Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками». Индира Ганди «Знать меру следует во всем, везде. Знать меру надо в дружбе и вражде». Саади «Надругательство над дружбой - это с мудростью разлад». Шота Руставели «Дружба кончается там, где начинается недоверие». Сенека

5 слайд

Описание слайда:

Друг познается в несчастье «Хороший друг должен на веселие являться по зову, на бедствие же друга приходить без зова». Демокрит (древнегреческий философ) «Не избегай друга, в беде находящегося». Менандр (древнегреческий драматург, комедиограф) «На вершине величия не забывай, что друг в беде». Фридрих Шиллер (немецкий поэт) Знал дружка в радости, не оставляй в горести (пословица).

6 слайд

Описание слайда:

Порой меж дружбой и враждой лишь шаг… И друзья наши, и враги – собственные наши творения. «Расположенье наше и вражда всегда от нас самих зависят». Бхаса (один из первых древнеиндийских драматургов, III-IV вв.) «Непонимание делает из друзей врагов». Лион Фейхтвангер (немецкий писатель) Нет крепче друзей, чем бывшие враги, нет хуже врагов, чем бывшие друзья (народная мудрость) «Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом». Шота Руставели (грузинский поэт XII века) Что слаще халвы? Дружба после вражды. (Арабская пословица) «Врагов можно победить, превратив их в друзей». Сальвадор Дали (испанский живописец)

7 слайд

Описание слайда:

«Лучший способ узнать и уничтожить врага - это стать его другом». Пауло Коэльо Нетрудно раскопать топор войны - сложнее раскурить трубку мира (индейская мудрость). «Кто стал дружить с тобой для обретенья благ, не друг надёжный твой, а самый страшный враг». Абу Шукур (персидско-таджикский поэт X века) «Я тех людей никак понять не мог, кто омрачает на земле прекрасной жизнь, что дается всем на малый срок, враждой ненужной, злобою напрасной». Расул Гамзатов «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься». Л.Н. Толстой. Лучше вода у друга, чем мед у врага. (Русская пословица) Нахмуренный друг лучше, чем улыбающийся враг. (Английская пословица)

8 слайд

Описание слайда:

«Уроки» врагов «Не будь у меня врагов, я не стал бы тем, кем стал. Но, слава богу, врагов хватало». Сальвадор Дали «Обожаю умных врагов». Сальвадор Дали «Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их». Леонардо да Винчи «Все на свете союзники мне, и я открываю объятья моим врагам, чтобы они укрепляли меня и возвышали». А. де Сент-Экзюпери. "Цитадель".

9 слайд

Описание слайда:

Произведения для тем данного направления каждый сумеет подобрать по своему вкусу. Первое, что приходит в голову, естественно, «Война и мир» Л.Н. Толстого – роман, как говорится, на все случаи жизни. «Два капитана» В. Каверина. – Здесь тоже есть и дружба, и вражда. «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери. «Разговор о друге» А. де Сент-Экзюпери. «Мститель» В. Солоухина. «Повесть о дружбе и недружбе» Стругацких...

10 слайд

Описание слайда:

Небольшая подборка стихов о дружбе и вражде. БЕРЕГИТЕ ДРУЗЕЙ Знай, мой друг, вражде и дружбе цену И судом поспешным не греши. Гнев на друга, может быть, мгновенный, Изливать покуда не спеши. Может, друг твой сам поторопился И тебя обидел невзначай. Провинился друг и повинился - Ты ему греха не поминай. Люди, мы стареем и ветшаем, И с теченьем наших лет и дней Легче мы своих друзей теряем, Обретаем их куда трудней. Если верный конь, поранив ногу, Вдруг споткнулся, а потом опять, Не вини его - вини дорогу И коня не торопись менять. Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей. На земле друзей не так уж много: Опасайтесь потерять друзей. Я иных придерживался правил, В слабости усматривая зло. Скольких в жизни я друзей оставил, Сколько от меня друзей ушло. После было всякого немало. И, бывало, на путях крутых Как я каялся, как не хватало Мне друзей потерянных моих! И теперь я всех вас видеть жажду, Некогда любившие меня, Мною не прощенные однажды Или не простившие меня. Расул Гамзатов

11 слайд

Описание слайда:

*** Я врагами богат и друзьями, Стало быть, и вражда - не беда, Но беда, что сильна, и криклива, И смела боевая вражда. А наивная дружба готова Мне и денег, и славы желать, Но робка, щекотлива и любит, Молча мне сострадая, вздыхать. И я, право не знаю, что лучше, - Эта дружба иль эта вражда? Поневоле, завидуя силе, Я врагами горжусь иногда. Яков Полонский

12 слайд

Описание слайда:

У дружбы есть свои законы… У дружбы есть свои законы, И у вражды есть свой закон, – Враг может другом стать, А друг - врагом. Таков у жизни вечный круг, Нет злей врага, чем бывший друг. Генрих Акулов

13 слайд

Описание слайда:

*** И с другом, и с врагом ты должен быть хорош! Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь. Обидишь друга - наживешь врага ты, Врага обнимешь - друга обретешь. Омар Хайям

14 слайд

Описание слайда:

*** Мой мальчик, нанося обиды, о чем заботятся враги? Чтоб ты не выполз недобитый, на их нарвавшись кулаки. Мой мальчик, но - верны и строги - о чем заботятся друзья? Чтоб не нашел ты к ним дороги, свои тревоги пронося. И все-таки, людьми ученый, еще задолго до седин, рванешь рубаху обреченно, едва останешься один. И вот тогда-то, одинокий, как в зоне вечной мерзлоты, поймешь, что все, как ты, двуноги, и все изранены, как ты. Булат Окуджава

15 слайд

Описание слайда:

*** Соперники в искусстве брани, Не знайте мира меж собой; Несите мрачной славе дани И упивайтеся враждой! Пусть мир пред вами цепенеет, Дивяся грозным торжествам. Никто о вас не пожалеет, Никто не помешает вам. А.С. Пушкин

16 слайд

Описание слайда:

А РАЗВЕ ДРУГА НАДО ЗВАТЬ А разве друга надо звать, Когда темно в пути, Когда дороги не узнать И нет уж сил идти? Когда беда со всех сторон, Когда при солнце – ночь, Да разве не увидит он, Не ринется помочь? Ведь он не сможет есть и спать, Когда такое вдруг! Но... если друга надо звать, – То вряд ли это друг... Валентина Кошелева

17 слайд

Описание слайда:

*** О дружбе и вражде Я подумал, - нет на свете друга Более надёжного, чем тень Но тень лишь прячется от солнечного круга Вот грянул гром, и нет её весь день.

18 слайд

Описание слайда:

Когда замок вражды сорвав, с души закрытых врат Тебе твой друг сказал: «Входи!», сказав при этом: «Брат» Увидеть в нём себя сумей, и человеком будь, Входя в простор его души, снять обувь не забудь. Мухтар Гусенгаджиев

19 слайд

Описание слайда:

Дружба и вражда. Базовое сочинение Данное сочинение является базовым по данному направлению, так как конкретные темы ИТОГОВОГО сочинения будут известны по всем регионам только за 15 минут до начала работы. По каждому направлению будет дана одна конкретная тема. Всего будет 5 тем. Готовясь к данной работе, выпускник должен тренироваться и написать 3-4 сочинения по каждому тематическому направлению. И тогда всё получится!

20 слайд

Описание слайда:

1.Вступление к сочинению Дружба и вражда…Что же это такое? Это постоянные спутники человека в жизни. Каждый из нас, взрослый или ребёнок, нуждается в друге. Настоящая дружба-награда редкая и драгоценная. Дружба-это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на полном доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. ДРУЖБА - ВРАЖДА

21 слайд

Описание слайда:

Основная часть. Раскрываем тему сочинения В мировой художественной литературе, в том числе и в русской, можно найти немало примеров, раскрывающих тему «Дружба-вражда». Так, в романе Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» мы видим двух старых друзей- Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Когда-то они были товарищами по службе. Дубровский отличался гордостью и решительностью характера. За это его и уважал Троекуров. Андрей Гаврилович был интересным собеседником, и в его отсутствии Троекурову было скучно.

22 слайд

Описание слайда:

Основная часть. Раскрываем тему. Автор объяснил их дружбу тем, что оба они были ровесниками, получили одинаковое воспитание, рано овдовели и воспитывали по одному ребёнку. Все соседи завидовали их согласию. Но в их отношениях наступила пора раздора, вражды, когда Парамошка, слуга Троекурова, во время осмотра псарни оскорбил Дубровского, «нечаянный случай всё расстроил и переменил». Оставив Покровское, Андрей Гаврилович потребовал слугу на его суд. Но своенравный Троекуров решил унизить друга. Почему же дружба помещиков оказалась непрочной?

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Основная часть. Раскрытие темы. Троекуров начал изливаться в оскорблениях. Удовлетворённый жаждой мести, Троекуров понимает, что он натворил. Он едет к Дубровскому, которого довёл до сумасшествия. Читая роман, мы понимаем, что настоящие друзья так не поступают. Смерть Дубровского заставляет нас задуматься над самыми важными вопросами. В чём же заключатся ценность человеческой дружбы? Знать меру следует в дружбе и вражде. Читая роман Пушкина, мы ещё раз убеждаемся в том, что вражда не делает добра.

25 слайд

Описание слайда:

Основная часть. Раскрытие темы В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» мы тоже видим пример дружбы-вражды в отношениях между Печориным и Грушницким. Они сверстники, сослуживцы. Печорин заявляет: «В дружбе один раб другого». В душе герои не питают тёплых отношений друг к другу. Печорин по отношению к Грушницкому безжалостен, не умеет прощать слабости. Григорий Александрович-человек уверенный, рассудительный, эгоистичный, язвительный. Он насквозь видит Грушницкого и смеётся над ним. « Я его понял, и он за это меня не любит, хотя наружно мы в самых дружеских отношениях». А Грушницкий – совсем другой человек: восторженный, многословный, мягкотелый, не обладает яркими чертами характера. Завистливый, злобный, тщеславный. «Говорит он скоро и вычурно». Грушницкий- юнкер, ему двадцать один год. О чём мы можем размышлять, читая страницы произведения Лермонтова, показывающие отношения этих двух героев? Как мы можем назвать эти отношения? Это очень интересный вопрос! Встречаются они как старые приятели. Их противостояние автор показывает в главе «Княжна Мери».

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Основная часть. Раскрытие темы. Когда же отношения между героями дали трещину? Когда княжна Мери увлекается Печориным, пропасть в отношениях приятелей становится шире, обстановка сильно накаляется, неприязненные отношения растут…Дуэль является развязкой отношений. Печорин убивает бывшего приятеля и уходит. Смерть бывшего приятеля не вызывает в нём никаких чувств и эмоций. Правильно ли понимал дружбу Печорин? На мой взгляд, конечно, неправильно. Что ему мешало? Никаких рабских отношений в дружбе быть не может! Дружба существует только на доверии и на взаимопонимании. Главное в дружбе-поддержка, искренность, стремление помочь, а не рабские отношения. А мешало ему прежде всего своеобразное отношение к людям. Читая роман Лермонтова, мы приходим к выводу, что человек должен сам готов быть другом, что дружбу надо ценить, что только тёплые человеческие отношения способны укреплять дружбу, а не превращать её во вражду. А у Печорина этого нет, поэтому и не было у него настоящих и преданных друзей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Итоговое сочинение по тематическому направлению « Дружба и вражда» Работа учителя русского языка и литературы Репиной Екатерины Кирилловны (Москва)

2 слайд

Описание слайда:

Дружба и вражда.Базовое сочинение Данное сочинение является базовым по данному направлению, так как конкретные темы ИТОГОВОГО сочинения будут известны по всем регионам только за 15 минут до начала работы. По каждому направлению будет дана одна конкретная тема. Всего будет 5 тем. Готовясь к данной работе, выпускник должен тренироваться и написать 3-4 сочинения по каждому тематическому направлению. И тогда всё получится!

3 слайд

Описание слайда:

1.Вступление к сочинению Дружба и вражда…Что же это такое? Это постоянные спутники человека в жизни. Каждый из нас, взрослый или ребёнок, нуждается в друге. Настоящая дружба-награда редкая и драгоценная. Дружба-это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на полном доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. ДРУЖБА - ВРАЖДА

4 слайд

Описание слайда:

Основная часть. Раскрываем тему сочинения В мировой художественной литературе, в том числе и в русской, можно найти немало примеров, раскрывающих тему «Дружба-вражда». Так, в романе Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» мы видим двух старых друзей- Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Когда-то они были товарищами по службе. Дубровский отличался гордостью и решительностью характера. За это его и уважал Троекуров. Андрей Гаврилович был интересным собеседником, и в его отсутствии Троекурову было скучно.

5 слайд

Описание слайда:

Основная часть.Раскрываем тему. Автор объяснил их дружбу тем, что оба они были ровесниками, получили одинаковое воспитание, рано овдовели и воспитывали по одному ребёнку. Все соседи завидовали их согласию. Но в их отношениях наступила пора раздора, вражды, когда Парамошка, слуга Троекурова, во время осмотра псарни оскорбил Дубровского, «нечаянный случай всё расстроил и переменил». Оставив Покровское, Андрей Гаврилович потребовал слугу на его суд. Но своенравный Троекуров решил унизить друга. Почему же дружба помещиков оказалась непрочной?

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Основная часть. Раскрытие темы. Троекуров начал изливаться в оскорблениях. Удовлетворённый жаждой мести, Троекуров понимает, что он натворил. Он едет к Дубровскому, которого довёл до сумасшествия. Читая роман, мы понимаем, что настоящие друзья так не поступают. Смерть Дубровского заставляет нас задуматься над самыми важными вопросами. В чём же заключатся ценность человеческой дружбы? Знать меру следует в дружбе и вражде. Читая роман Пушкина, мы ещё раз убеждаемся в том, что вражда не делает добра.

8 слайд

Описание слайда:

Основная часть.Раскрытие темы В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» мы тоже видим пример дружбы-вражды в отношениях между Печориным и Грушницким. Они сверстники, сослуживцы. Печорин заявляет: «В дружбе один раб другого». В душе герои не питают тёплых отношений друг к другу. Печорин по отношению к Грушницкому безжалостен, не умеет прощать слабости. Григорий Александрович-человек уверенный, рассудительный, эгоистичный, язвительный. Он насквозь видит Грушницкого и смеётся над ним. « Я его понял, и он за это меня не любит, хотя наружно мы в самых дружеских отношениях». А Грушницкий – совсем другой человек: восторженный, многословный, мягкотелый, не обладает яркими чертами характера. Завистливый, злобный, тщеславный. «Говорит он скоро и вычурно». Грушницкий- юнкер, ему двадцать один год. О чём мы можем размышлять, читая страницы произведения Лермонтова, показывающие отношения этих двух героев? Как мы можем назвать эти отношения? Это очень интересный вопрос! Встречаются они как старые приятели. Их противостояние автор показывает в главе «Княжна Мери».

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Основная часть. Раскрытие темы. Когда же отношения между героями дали трещину? Когда княжна Мери увлекается Печориным, пропасть в отношениях приятелей становится шире, обстановка сильно накаляется, неприязненные отношения растут…Дуэль является развязкой отношений. Печорин убивает бывшего приятеля и уходит. Смерть бывшего приятеля не вызывает в нём никаких чувств и эмоций. Правильно ли понимал дружбу Печорин? На мой взгляд, конечно, неправильно. Что ему мешало? Никаких рабских отношений в дружбе быть не может! Дружба существует только на доверии и на взаимопонимании. Главное в дружбе-поддержка, искренность, стремление помочь, а не рабские отношения. А мешало ему прежде всего своеобразное отношение к людям. Читая роман Лермонтова, мы приходим к выводу, что человек должен сам готов быть другом, что дружбу надо ценить, что только тёплые человеческие отношения способны укреплять дружбу, а не превращать её во вражду. А у Печорина этого нет, поэтому и не было у него настоящих и преданных друзей.

12 слайд

Описание слайда:

Ни музы, ни труды, ни радости досуга,
Ничто не заменит единственного друга.

А.С.Пушкин - “Чаадаеву”.

Каждый из нас когда-либо сталкивался с такой ситуацией, когда лучшие друзья становились врагами. Напрашивается вопрос, а может ли враг стать другом? Ведь дружба - это одна из самых важнейших частей нашей жизни. Только по-настоящему преданный друг поможет нам в самый переломный момент, подаст руку, разделит печаль и радость, выслушает и поделится советом.

Вспомним несколько примеров из литературы, когда заклятые враги становятся настоящими друзьями. Александр Сергеевич Пушкин, один из самых известных поэтов девятнадцатого века, достаточно хорошо показал в своем романе “Капитанская дочка”, что дружба между бывшими врагами возможна. В романе присутствуют два, совсем непохожих на друг друга, героя с разными взглядами на жизнь. Петр Андреевич Гринев, преданный родине офицер, и бунтарь Емельян Пугачев, который показан как самозванец и разбойник, с первой же встречи становятся ненавистными врагами. Однако, после нескольких других встреч, они видят друг во друге совсем иные качества, которые характеризуют человека, как настоящего и преданного друга. Без сомнений можно сказать, что они могли бы стать самыми настоящими друзьями, если бы они не находились в разных восстаниях.

Ситуация, сложившаяся между героями в романе Александра Сергеевича Пушкина не единственный пример дружбы из литературы. Васильев Борис Львович, русский писатель, так же показал в своей повести “Завтра была война” ситуацию, когда враг становиться другом. Героинями повести являются две одноклассницы, Вика Люберецкая и Искра Полякова. Они не могли найти между собой общего языка. Казалось бы, они никогда не станут друзьями. Однако, день рождения их одноклассника Артема Шефера стал некой точкой отсчета настоящей дружбы девушек. Когда Вики не стало, Искра совершила поступок, который охарактеризовал ее, как настоящего друга. Она клялась в дружбе, читая стихи Есенина Сергея Александровича над могилой девушки, которые Вика читала на дне рождения Артема.

Да и остальные одноклассники поддержали Искру, представив парту Вики, как памятник.

Таким образом, я могу сделать выводы, что даже самые заклятые враги могут стать самыми верными и настоящими друзьями. Очень легко превратиться из друзей во врагов, но труднее из врагов в друзей. А так же, стоит помнить, что нужно беречь и дорожить своими друзьями.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Бабушки в повести Детство Горького сочинение

    Бабушка Акулина Ивановна была уже пожилой женщиной, ей перевалило за шестой десяток. Она была полная, круглолицая, у нее были большие глаза и длинная грива волос

Герои романа И.Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров в начале произведения производят впечатление друзей. Но были ли отношения между этими героями дружескими? Аркадий и Евгений Базаров - представители молодого поколения. Но как различны их взгляды! Евгений - нигилист, то есть отрицает все старые взгляды и ценности. Он – за новую жизнь, стойко отстаивает свои взгляды.(«Я ничьих мнений не разделяю. Я имею свои») Аркадий же только внешне хочет походить на него, а в душе - он типичный представитель старого мира с его веками сложившимися традициями и устоями. Автор показывает, что они во всём противоположны друг другу. Так, Базаров - труженик, занимается врачебной деятельностью, наукой, он много читает, стремится к самосовершенствованию. Аркадий же ленив, бездельничает, ничем серьёзным не занимается. Но самое главное, они различны в понимании назначения человека, смысла жизни. Слова Базарова: “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим”. Такое различие жизненных позиций не может привести к дружбе, здесь нет взаимопонимания. Кроме того, в дружеских отношениях не может быть подчинения одного другому. А именно это видим мы в романе, ведь слабая личность –Аркадий - подчиняется сильному Базарову.Правда, со временем он начинает высказывать свои мысли. Но они так различны с мнением Базарова, что тем более о дружбе говорить не приходится. Кстати, уже в начале романа, когда Аркадий представляет Базарова своему отцу, он называет его не другом, а приятелем: «…позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым…» . Приятельские отношения легко возникают и легко проходят. Так произошло и во взаимоотношениях этих героев. Не стали они друзьями, да и вообще, Базаров в романе показан одиноким, уж очень он не похож не только на дворян Кирсановых, но и на молодых людей, которые пытаются создать видимость того, что идут в ногу со временем, а на самом деле, как Аркадий, остались в веке « минувшем» («псевдонигилисты» Ситников и Кукшина Авдотья Никитишна) Противостояние Базарова и Аркадия в начале романа почти незаметно. Однако к концу вся яснее становится их различие. Поэтому и происходит разрыв отношений. Мы сейчас не даём оценку характеров и поступков героев. Что-то мы принимаем в них, что-то нет. Мы пытаемся понять, почему не стали они друзьями, так холодно разошлись. Причина тому - отсутствие общих интересов, дел, целей. Это - основа дружбы. А именно этого и не было. Примечательно, что в конце романа Аркадий отказывается помянуть Базарова за общим столом - так неприятен был ему этот человек («В память Базарова, - шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост.») Тематическое направление итогового сочинения Доброта и жестокость

Итоговое сочинение 2018

    Тематические направления
    итогового сочинения
    2018-2019 по литературе.
    Примеры сочинений по
    тематическим направлениям

Цитаты Афоризмы

Доброта и скромность - вот два качества, которые никогда не должны утомлять человека. Р. Стивенсон

Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз - то же дело становится привычкой. Л. Толстой

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. Л. Толстой

Истинно добр тот, кто един со всеми, кого мнят злыми. Д. Джебран

Добрые люди подобны звездам, светилам того века, в котором они живут, озаряя свои времена. Б. Джонсон

Живут лишь те, кто творит добро. Л. Толстой

Какая необходимая приправа ко всему - доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются. Л. Толстой

Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные. Л. Толстой

Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба. Л. Толстой

Итоговое сочинение на тему
Доброта и жестокость

Тематическое направление итогового сочинения Доброта и жестокость

Сочинение оценивается по пяти критериям:
- соответствие теме;
- аргументация, привлечение литературного материала;
- композиция;
- качество речи;
- грамотность.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Тематическое направление итогового сочинения 2018-2019 года по литературе:

| Доброта и жестокость.

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.


Сочинения по литературе для подготовки по данному тематическому направлению.

Доброта - это гуманность к людям, любовь и забота к окружающим. Явный признак доброты - это сознательное проявление добра, полезных дел, не требующих что-либо взамен.

Окружающие относятся друг к другу по-разному. Одни проявляют внимание и теплоту к другим, а вторые не показывают никакой заинтересованности к проблемам того или иного человека. Наличие второго типа людей на нашей планете крайне печально, ибо присутствие равнодушных, безразличных ко всему людей вселяет отрицательные качества в души молодых поколений, что постоянно взаимодействует с этими жителями. После такого воздействия на светлые умы, человек превращается в бездушное существо, которого, кроме своих сложностей, ничего не интересует. А это очень трагично осознавать.

К глубокому сожалению, многие забыли о понятии "доброта", что испокон веков значило проявление участия к трудностям других людей. За добротой значится то, что в любой ситуации важно помогать нуждающемуся в поддержке человеку, если нужно, то проявить заботу, внимание к окружающим. Следует понимать, что на доброту способен только сильный человек, ибо слабому в тягость, что-либо предпринимать не в выгоду себе. И людей, что творят добрые дела, называют личностями! Они могут понять страдания любого отчаявшегося в жизни человека, способны сочувствовать, сопереживать. А таких людей затруднительно сыскать в современном мире, так как он содержит в себе жителей разных взглядов и принципов.

Люди же, что не желают иметь в своём сердце такое прекрасное качество, как доброта, не представляют собой ровным счетом ничего, ибо их существование является бессмысленным. Они зажаты, тщеславны, равнодушны. Иметь такие негативные качества, значит быть отчуждённым от этого мира, так как на планете должно царить добро. Это мы знаем ещё из сказок, где зло всегда отдает победу добру, потому что так принято и так правильно. С этим ничего не поделаешь. Не способен на такое возвышенное чувство, значит, ты несчастен. Твоя судьба не имеет должного смысла в жизни, что очень обидно и печально.

Воспитывать доброту необходимо с раннего детства.
Это и очевидно, ибо все сталкивались с такой ситуацией, как проезд в автобусе, где важно сообразить: нужно уступить старшему поколению место, иначе это считается не проявлением уважения.
За это должно быть стыдно не родителям, а ребенку, который не сумел вовремя усвоить жизненный урок.

Доброта - это качество, которое означает проявление заботы и участия к переживаниям людей.
Доброту обязан носить в своём сердце каждый человек на Земле!
Тогда и мир изменится!


Пример сочинения по тематическому направлению Доброта и жестокость:

Сочинение на тему: Доброта и жестокость

Доброта и жестокость в жизни героев.
Сочинение по повести Л.Н. Толстого "Детство".
В ней писатель пытается вспомнить и проанализировать свое детство, понять,
какую роль эта пора играет в жизни каждого человека.
Для этого в произведении используется прием, названный "диалектикой души".
Толстой показывает не только поступки Николеньки, но и его чувства, мысли, связанные с этими поступками.
Благодаря этому мы лучше понимаем мальчика, узнаем, какой внутренней жизнью живет маленький герой повести.

Мы видим, что Николеньку окружает атмосфера любви и доброты.
Его любят родители, гувернер Карл Иванович, няня Наталья Савишна, бабушка, брат.
Под их влиянием и сам Николенька растет добрым мальчиком, ему присуще "чувство сострадания,
заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка,
которого несут, чтобы кинуть за забор."

Однако и по отношению к самым дорогим людям герой иногда ведет себя недостойно.
Так, он допускает несправедливые и обидные мысли относительно своего добрейшего гувернера Карла Ивановича.
В самом начале повести, когда Карл Иванович будит Николеньку, щекоча его пятки, мальчик сквозь сон думает: "...противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка - какие противные!".
Ему кажется, что гувернер специально мучает его, потому что он самый младший в семье.
Но уже через мгновение Николенька понимает, что он ошибался - добрейший Карл Иванович души в нем не чает.
В ту же минуту к герою приходит раскаяние - он начинает плакать.
Но Николенька не может рассказать гувернеру, почему он плачет - ему слишком стыдно.
Поэтому он, не задумываясь, совершает еще один недостойный поступок - придумывает страшный сон "будто maman умерла и ее несут хоронить".

Всегда добра к маленькому герою и его няня Наталья Савишна.
Лишь однажды она наказывает Николеньку за испорченную скатерть:
"...поймала меня и... начала тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: "Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!"
От возмущения и обиды герой расплакался. Как какая-то крепостная смеет его так унижать!
В мыслях он готовил Наталье "страшную расправу", составлял планы мести.
Однако уже через несколько секунд няня, раскаявшись, пришла просить прощения у "своего батюшки" и принесла ему гостинец - "две карамельки и одну винную ягоду".
Николенька тут же простил любимую Наталью Савишну:
"я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда".
Воплощением доброты была маменька героя, которая навсегда осталась для него идеалом.
На всю жизнь Николенька запомнил ее глаза, искрящиеся добротой и любовью, и руки, с такой нежностью ласкавшие его. Однако и по отношению к обожаемой маме герой бывает по-детски жесток.
Так, несмотря на всю любовь к маман, он хочет уехать в Москву, чтобы начать там совсем другую, интересную жизнь.

Кроме того, вспомним страшный сон, который он легкомысленно выдумывает, чтобы скрыть причину своих слез перед Карлом Ивановичем.
Ужасно, что Николенька в какой-то степени напророчил смерть маменьки - в конце повести она действительно умирает.
Нет сомнений, Николенька - добрый мальчик.
Однако, как все дети, иногда он неосознанно, под влиянием настроения или другого человека, причиняет людям боль.
Вспомним эпизод, когда он вместе со всеми издевается над слабым Иленькой Грапом, хотя ему это и не очень нравится:
"...в комнате стало так тихо, что слышно было только тяжелое дыхание несчастного Грапа.
В эту минуту я не совсем был убежден, что все это очень смешно и весело".
Но авторитет Сережи Ивина, которого герой так любит, на время заглушает голос его сердца, в чем позже Николенька очень раскаивается.
Все эпизоды повести, когда герой был несправедлив по отношению к близким людям, навсегда остались в его памяти.
Больше того, из каждого такого эпизода Николенька вынес свой урок, понял, почему он поступал неправильно и как следовало бы поступить.

Вывод из всех этих уроков один - нужно нести людям добро и любовь, и тогда они ответят тебе тем же.

Повесть Толстого "Детство" помогает ее читателям стать добрее - не обижать близких людей,
не бояться заступиться за слабого, принять наказание от родителей как справедливое и не таить обиду.