Причины и лечение забывчивости. Кто забывает о властных отношениях

КТО ЗАБЫВАЕТ О ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Теперь, наконец, мы можем точно указать, что так раздражает ACT в притязаниях социологии социального на объяснение асимметрий с целью остаться верными главной интуиции своей науки: они неосуществимы. Либо слово «социальный» обозначает локальные взаимодействия лицом-к-лицу, слишком быстротечные для объяснения с их помощью асимметрий, либо это магическое заклинание, обращенное к тавтологическим силам, но «социологи социального» никогда не готовы платить за это полную цену-цену груза-объекта.

Социальные объяснения рискуют скрыть от понимания то, что они должны раскрывать, ибо слишком часто остаются «без объекта». Большинство социологов в своих исследованиях рассматривают социальный мир как без-объектный,- и даже несмотря на то, что в повседневной рутине их, как и всех нас, могут озадачивать постоянное партнерство, непрекращающаяся близость, закоренелая дружба, страстная любовь, тесная привязанность приматов и объектов на протяжении последнего миллиона лет. Устанавливая критерии контроля качества исследований, проводимых в рамках ACT, мы должны очень тщательно проверять, объясняются ли власть и господство с привлечением множества объектов, которым приписывается главная роль, и переносятся ли они (власть и господство) эмпирически наблюдаемыми средствами. И мы не удовлетворимся, если власть и господство сами по себе окажутся таинственным вместилищем того, что приводит в движение множество участников действия.

Следовать за социальными связями даже когда они плетут свой путь через не-социальные объекты, может быть сложно по той причине, что теории здесь нечего делать. За потребностью социологов непрестанно патрулировать границу, отделяющую «символическую» сферу от «природной», кроются серьезные мотивы, а именно то, что это хороший,- а в действительности плохой - полемический аргумент. Выделив себе небольшую нишу, они уже в начале XIX века оставили вещи и объекты ученым и инженерам. Единственным способом отстоять для себя немного автономии было покинуть просторные территории, от которых они отказались, но крепко держаться за отданный им сокращающийся участок: «значение» - «символ» - «интенция» - «язык». Когда велосипед ударяется о камень, это не социальное явление. Но если велосипедист едет на знак «стоп», оно становится социальным. Когда на телефон устанавливается новое наборное поле, это не социальное явление. Но когда обсуждается цвет телефонных аппаратов, это уже социальное явление, потому что здесь, как говорят дизайнеры, присутствует «человеческое измерение». Когда молоток забивает гвоздь, в этом нет ничего социального. Но когда изображение молотка скрещивается с изображением серпа, молоток переводит в социальную сферу, поскольку включается в «символический порядок». Таким образом, каждый объект разделился надвое, причем ученые и инженеры взяли себе большую часть - действенность, причинность, материальные связи, оставив лишь крохи специалистам по «социальному» или «человеческому» измерению. Поэтому всякий намек сторонников ACT на «власть объектов» над социальными отношениями для социологов социального - болезненное напоминание о притязании других, «более научных», разделов на их независимость, не говоря уже о денежных грантах, и на те территории, свободно разгуливать по которым им уже не разрешается.

Но междисциплинарная полемика не приносит хороших идей, а лишь возводит баррикады, используя для этого любую рухлядь, какая есть под руками. Когда какое-либо положение дел расщепляется на материальный компонент и прибавленный к нему в качестве аппендикса социальный, ясно одно: это искусственное разделение, навязанное междисциплинарными дебатами, а не порожденное эмпирической необходимостью. Это просто означает, что большинство данных потеряно, что коллективное действие не отслеживалось. «Быть одновременно и материальным, и социальным» - это не способ существования объектов, это всего лишь способ искусственного разрезания объектов, делающий их специфическую силу предельно таинственной.

Справедливости ради следует сказать, что не только социологи в полемике ухватились за одну метафизику, выбрав ее из многих. Их «дорогие коллеги» из других, точных, наук тоже пытались утверждать, что у всех материальных объектов лишь «один способ» действовать, который сводится к «причинной детерминации» движения других материальных объектов. Как мы увидим в следующей главе, они отвели социальному только одну роль - проводника, без искажений «доставляющего» груз материальной причинности. Когда социальной сфере отводится столь жалкая роль, велик соблазн реактивно превратить материю в простого проводника, без деформаций «переносящего» или «отражающего» силу общества. Как это обычно бывает в междисциплинарной полемике, глупость порождает глупость. Чтобы избежать угрозы технического детерминизма, соблазнительно твердо встать на защиту детерминизма социального, который, в свою очередь, доходит до таких крайностей (паровой двигатель, к примеру, превращается в «простое отражение» «английского капитализма»), что даже самый свободомыслящий инженер превращается в ярого технического детерминиста и, стуча кулаком по столу, воинственно вопит о «весомости материальных ограничений». Единственный результат такого поведения инженера состоит в том, что оно заставляет даже умеренного социолога еще более страстно отстаивать значимость некоего «дискурсивного измерения».

Подобные дискуссии сомнительны, потому что выбор между этими позициями нереалистичен. Неправдоподобно, чтобы миллионы участников наших действий включались в социальные отношения в трех - и только в трех - модусах существования: «материальной инфраструктуры», «детерминирующей» социальные отношения, - как в марксистских типах материализма; «зеркала», просто «отражающего» социальные различия,- как в критической социологии Пьера Бурдье; или задника сцены, на которой человеческие социальные акторы играют главные роли,- как в интеракционизме Ирвина Гоффмана. Ни один из этих видов включения объектов в коллективность, конечно, нельзя назвать неправомерным, но все это только примитивные способы упаковки узла связей, образующих коллектив. Ни одного из этих способов не достаточно для описания множественных переплетений человеческих и не-человеческих акторов.

Не слишком помогли бы тут и разговоры о «материальной культуре», поскольку в этом случае объекты оказались бы просто связанными один с другим, образовав гомогенный слой, то есть еще менее подходящую конфигурацию, чем та, что изображает людей связанными друг с другом социальными отношениями. Объекты никогда не собираются вместе, образуя некую иную сферу (в этом случае они не были ни сильными, ни слабыми), просто «отражая» социальные ценности или присутствуя как простая декорация. Их действие, без сомнения, гораздо разнообразнее, влияние повсеместно, последствия их действия гораздо неопределеннее, их присутствие гораздо распределеннее, чем предписывают им эти урезанные репертуары. Лучшее доказательство этой множественности даст внимательный взгляд на то, что реально делают объекты в текстах упомянутых выше авторов: они раскрывают множество способов, посредством которых объекты действуют, отличных от тех, которые им приписывает авторская философия материи. Даже в качестве текстуальных реалий объекты обходят своих создателей, проводники превращаются в посредников. Но для того, чтобы мы могли усвоить этот урок, поле исследования должно быть с самого начала широко открыто, а оно не может быть открыто, если различие между человеческим действием и материальной каузальностью утверждается также категорично, как картезианское различие между мышлением и материей (res extensa и res cogitans) - доказательство научной, моральной и теологической добродетели. Но даже Декарт оставил между ними тонкую связующую нить шишковидной железы, а социологи социального обрезали и ее.

Однако есть и еще более важное основание решительно отвергнуть ту роль, которую отводит объектам социология социального: эта роль лишает ссылки на властные отношения и социальное неравенство какого бы то ни было реального смысла. Отодвигая в сторону практические средства, то есть посредников, благодаря которым производятся инерция, продолжительность, асимметрия, протяженность, господство, и объединяя все эти разнообразные средства в бессильную силу социальной инерции, социологи, беспечно пользующиеся социальными объяснениями, скрывают реальные причины социального неравенства. И если где-нибудь смешение причины и следствия порождает гигантское расхождение, то именно в этом сплаве и именно тогда, когда необходимо дать объяснение головокружительному эффекту господства. Конечно, ссылки на «социальное господство» могут быть удобны в качестве кода, но слишком соблазнительно пользоваться властью, вместо того чтобы ее объяснять, и именно в этом проблема большинства «социальных объяснителей»: не собственная ли жажда власти просвечивает в поиске сильных объяснений (powerful explanations)? Если, как говорят, абсолютная власть развращает абсолютно, то бесплатное использование понятия «власть» столь многими критическими теоретиками абсолютно их развратило, или, по крайней мере, сделало их дисциплину лишней, а их политику - бессильной. Подобно «снотворному действию опиума», высмеянному Мольером, «власть» не только повергает исследователей в спячку, что само по себе и не так важно, она пытается обратить в бесчувствие и акторов, а это - политическое преступление. Эта рационалистская, модернистская, позитивистская наука вынашивает в своем лоне самый допотопный и магический фантом: самопорождающееся, самообъясняющееся общество. Доступный изучению и изменению арсенал средств достижения власти социология, и особенно критическая социология, слишком часто подменяет невидимым, неподвижным и однородным миром власти «для себя». В социологии сильные объяснения нужно выявлять и находить им противовес.

Итак, прямо на дверях социологов социального надо повесить обвинение в том, что они забыли о «властных отношениях» и «социальном неравенстве». И социологи ассоциаций, если они хотят наследовать старую, почитаемую и вполне обоснованную интуицию социальной науки о неравномерном распределении власти, тоже должны объяснить, каким образом и какими такими особыми средствами господство становится столь действенным. Вполне понятно, что это для них единственный способ превратить господство в поддающееся изменению. Но для того, чтобы это сделать, надо признать четвертую неопределенность, открыть четвертую банку с червями,-а это ящик Пандоры.

Забывчивость, причины которой могут быть самыми разными, сегодня наблюдается не только у пожилых людей, как это бывало раньше, но также у совсем молодых женщин и мужчин. Более того, врачи даже не удивляются тому, что данная проблема нередко беспокоит студентов и детей школьного возраста, которые, казалось бы, вовсе не должны беспокоиться о своей памяти. О том, как называется болезнь, когда человек все забывает, и какие общие причины вызывают проблемы с памятью, будет рассказывать данная статья.

Сразу следует отметить, что болезни забывчивости больше всего подвержен современный человек, поскольку на его мозг ежедневно возлагается большое количество самой разной информации, поступающей от радио, телевиденья и особенно сети интернет. В таком состоянии мозг человека может самостоятельно блокировать большую часть ненужных сведений, чтобы окончательно не перегрузиться.

Важно! Ученные установили, что мозг здоровых людей может отсортировывать как минимум десятую часть всей поступающей информации и совершенно ее не воспринимать. Именно поэтому в некотором роде забывчивость – это физиологическая норма, которая позволяет человеку правильно усваивать информацию и не «засорять» ею память.

Выделяют следующие основные причины того, что у человека нарушается память и он утверждает, что забывает слова при разговоре, особенно если тщательно старается все вспомнить в нужный момент:

  1. Недосыпание.
  2. Различные болезни ЦНС и психические сбои.
  3. Атеросклероз сосудов.
  4. Сахарный диабет.
  5. Болезнь Альцгеймера.
  6. Болезни щитовидной железы.
  7. Остеохондроз.
  8. Депрессия.
  9. Недостаток полезных веществ.

Рассмотрим каждую из данных причин плохой памяти более подробно.

Нарушение сна

Проблема недосыпания (см. ) сегодня очень распространена, особенно среди работающих людей, которые могут трудиться по ночам. Также при регулярном просмотре телевизора или времяпрепровождении в интернете до позднего вечера мозг человека не получает достаточного времени для отдыха и дает сбой в виде нарушения памяти.

Помимо этого следует знать, что нарушенный сон способен негативно отображаться на психоэмоциональном фоне человека, делая его рассеянным, нарушая скорость реакции.

В таком состоянии не нужно спешить принимать таблетки, ведь решить проблему просто – нужно только нормализовать свой сон, спать не менее восьми часов в сутки. Это сполна компенсирует потраченное время на отдых, ведь тогда мозг будет работать намного лучше.

Травмы

Травмы головы – это частая причина забывчивости. При этом, чем сложнее травма, тем серьезнее могут быть последствия в виде нарушения памяти, тошноты, слабости и даже ухудшения зрения. Для того чтобы не допустить развития нежелательных осложнений, сразу после полученной травмы следует обратиться к врачу, провести диагностику и лечение.

Психические сбои

Забывчивость, причины и лечение которой рассматривает невролог, часто развивается из-за психических болезней и нарушений. Это может быть, к примеру, синдром Корсакова, который предусматривает нарушение запоминания нынешних событий. Лечится данное состояние долго. Иногда оно требует пожизненной поддерживающей терапии. Во многом лечение зависит от конкретной причины недуга.

Атеросклероз

Многие пациенты забывают слова при разговоре (причины, симптомы зависят от запущенности болезни). Связано это может быть с , при котором нарушается кровообращение и приток крови к разным отделам тканей мозга. Это, в свою очередь, запросто способно ухудшить память человека. Лечение данного состояния длительное. Оно требует максимально точного соблюдения всех врачебных предписаний.

Сахарный диабет

При возникновении сахарного диабета у человека сильно поражаются сосуды. Это приводит к нарушению поступления крови в мозг. Признаками сахарного диабета могут быть сильная жажда, усталость, сухость слизистых оболочек и частое мочеиспускание. Также иногда возникают скачки АД, нарушение аппетита. При данных симптомах нужно сразу обращаться к врачу.

Болезнь Альцгеймера

Данное заболевание – это как раз та патология, при которой у человека необратимо нарушается память и интеллект. Чаще всего от нее страдают пожилые люди в возрасте после 60 лет. При первых подозрениях на данную болезнь нужно сразу обращаться к врачу. При своевременно выявленной патологии ее легче лечить и можно добиться более медленного прогрессирования забывчивости.

Болезни щитовидной железы

При таких заболеваниях у человека наблюдается острая нехватка выработки определенных гормонов, которые влияют на общее ухудшение самочувствия человека, а также снижение памяти. При таком положении дел нужно обращаться к эндокринологу и сдавать анализы. Лечение предусматривает прием лекарственных препаратов, соблюдение диеты с йодом (употребление рыбы, хурмы, орехов, морской капусты, других продуктов, богатых данным полезным веществом).

Остеохондроз

При данной болезни у человека сильно нарушается кровообращение мозга, что приводит к сбоям в памяти. Более того, иногда остеохондроз приводит даже к инсульту, поэтому его нужно обязательно лечить. Симптомами данного состояния будут головные боли, слабость и онемение пальцев рук.

Депрессия

– это не только нарушение психики человека, но также состояние, которое способно ухудшить память. Чтобы устранить ее, больному следует принимать антидепрессанты, которые помогут нормализовать его состояние и привести в норму психоэмоциональный фон.

Нехватка полезных веществ

При скудном, однообразном рационе человек не получает и половины необходимых ему витамин. То же самое касается и частого соблюдения диет, что приводит к дефициту полезных веществ и ухудшению памяти. Чтобы не допустить этого, важно правильно и сбалансировано питаться. Рацион должен быть богат витаминами, минералами, кальцием и прочими нужными веществами.

Итак, забывчивость не является «чертой характера». Если вдруг вы начали забывать слова, события или людей, стоит обеспокоиться. Нельзя заниматься самодиагностикой и тем более самолечением. Лучше сразу обращаться к невропатологу, пройти обследование. Только врач выписывает медикаменты после установления причины.

Моя знакомая постоянно все забывает : ключи, документы, деньги… Она может оставить пакет с вещами на остановке, документы в холле на работе, ключи от дома или машины вообще где угодно. Она не помнит, что и где у нее лежит, поэтому покупает одни и те же вещи несколько раз. А один и тот же вопрос может задавать бесконечно.

Иногда, отвечая ей, раз уже третий, на один и тот же вопрос начинаешь выходить из себя. Но она ничего не может поделать, ведь и в третий раз она не запомнила ответа. Как бы ни было ей неудобно, но она вынуждена спросить в четвертый раз, и возможно нарваться на гневное: «Ну, сколько можно спрашивать одно и то же?». И это мы еще хорошие знакомые, а как тяжело ей приходится на работе или с незнакомыми людьми…

Причины забывчивости

Психологи предположили бы, что эти приступы забывчивости идут из раннего детства и формируют защитную реакцию на внешние обстоятельства. То есть мозгу проще что-то забыть, чем выполнять работу по запоминанию, что где лежит.

В действительности жертвами чужой забывчивости в наибольшей степени являются сами забывчивые. Ведь ели они что-то забыли сделать, то их переживания и чувство вины заставляет их постоянно себя недооценивать, ругать и подтверждать свою ненадежность.

Также, многие дела им приходится делать по несколько раз, потом переделывать, на что уходит дополнительное время. От этого забывчивые люди всегда куда-то спешат, потом забывают куда именно, торопятся за новым поручением, вспоминают про предыдущее, а к тому моменту нужно уже выполнить настоящее… И так постоянно.

Винить их в забывчивости не стоит, так как они и сами себя винят. Им требуется поддержка. Помочь упорядочить план действий, распорядок дня, распределить дела и их последовательность – вот задачи близкого человека. Но и сами «Забывчивые » должны себе помогать. Есть ряд упражнений, которые можно с легкостью выполнять в течение дня, а если есть дети, то делать задания вместе с ними в игровой форме.

Полезно тренировать память, вспоминая вечером весь прошедший день: что делал, что кушал, на каком автобусе добирался, сколько раз пил кофе и т.д. В качестве игры можно запоминать окружающие детали на остановке или в транспорте: сколько было человек, как они были одеты, сколько мужчин и женщин, детей и пожилых и т.д. Более того существуют целенаправленные методики для развития памяти, например, метод Шульте , состоящий из таблицы с цифрами, которые нужно запомнить и воспроизвести всю последовательность на чистом бланке.

Замечательная игра, в которой могут участвовать от 2 человек, заключается в повторении слов. Задается первое слово, например, «рыба», другой человек повторят первое слово, и называет свою ассоциацию на него, например, «река», далее участник повторят уже оба слова в точном порядке и на последнее называет свою ассоциацию. Таким образом, образуется ряд ассоциативных слов, которые нужно повторить в точном порядке.

Каждый из нас хотя бы однажды задавал себе вопрос, как меняются интеллект и память к пожилому возрасту, возможно ли распознать первые признаки их ухудшения у близких и что нужно сделать, чтобы отсрочить их ухудшение.

Вы забываете, куда положили ключи, не можете вспомнить, зачем пришли в комнату, а нужное имя вдруг выпадает из вашей памяти? Любой человек может что-то забыть из-за большого количества информации, стрессов, переутомления и истощения нервной системы. В такой ситуации возможна рассеянность внимания и редкие «провалы памяти» на события и имена, названия. Но после отдыха, отпуска память у здорового человека восстанавливается. Если же после отдыха вы не замечаете улучшений или симптомы прогрессируют, — это повод обратиться к врачу.

Чаще всего эта болезнь проявляется у пожилых людей после 60 лет, но встречается и у молодых.

Можно ли снизить риск болезни Альцгеймера?

Риск возникновения болезни Альцгеймера снижается при правильном образе жизни. Стоит избегать переутомления, стрессов, не забывать об отдыхе, физических упражнениях, больше проводить времени на свежем воздухе, соблюдать сбалансированное питание.

Многие полагают, что с выходом на пенсию и по достижении преклонного возраста снижение внимания и памяти у пожилых людей — закономерный процесс. В общем-то, так оно и есть, особенно если никаких мер по их профилактике не предпринимать. Поэтому очень часто, даже заметив первые признаки ухудшения памяти, моторных навыков и внимания у бабушек и дедушек, их родные не спешат обращаться за помощью к специалистам, рискуя пропустить симптомы такого грозного заболевания, как болезнь Альцгеймера, в итоге попадая к врачу уже на поздних этапах развития заболевания.


iStock

Признаки болезни Альцгеймера

Итак, на что необходимо обратить внимание, если у Вас есть пожилые родственники, или, возможно, Вы сами уже разменяли шестой десяток:

1. Снижение кратковременной памяти. Людям с нарушенной функцией кратковременной памяти все сложнее удается запомнить какие-то текущие моменты. Например, выключить воду, или свет, а также выполнить действия, носящие преимущественно автоматизированный характер: привычные ритуалы мытья рук, посуды, уборка кровати и т. д. Такой человек не помнит, делал он это недавно или нет. Но может догадаться, что он что-то забыл, например, увидев включенный свет в прихожей или обнаружив мыло в ванной сухим, поскольку способность составлять длинные логические цепочки на этом этапе не утрачена.

2. Ухудшение концентрации внимания. Становится все сложнее удерживать внимание на длительный срок, особенно если это интеллектуальная деятельность. Например, сосредоточиться на чтении книги, или инструкции к какому-нибудь прибору. Для того чтобы ухватить суть, приходится перечитывать несколько раз подряд/.

Закономерно, что с появлением первых двух пунктов, приходят и следующие.

3. Трудность восприятия новой информации и ухудшение навыков обучения. Мы все неоднократно наблюдали, как бабушки и дедушки неумело пытаются освоить современную технику, запомнить «модные» слова. Даже приобретение новых моторных навыков, например, при выполнении упражнений лечебной физкультуры, и то дается с трудом. В случае болезни Альцгеймера, этот процесс становится еще более трудным и длительным, а иногда вовсе невозможным. Таких пациентов очень сложно обучить чему-то новому, даже простому, например, пользованию мобильным телефоном. Это происходит как за счет снижения памяти, так и за счет ухудшения концентрации внимания.

4. Утрата ранее приобретенных навыков. То, что ранее получалось легко и просто, теперь превращается в сложный и мучительный процесс. Так, больной может мучительно вспоминать, как приготовить омлет на завтрак, или как загрузить белье в стиральную машинку. Он может путать последовательность действий, а какие-то вообще пропускать.

5. Обеднение эмоций и словарного запаса. Речь становится менее богатой и эмоционально окрашенной. Сложные понятия и выражения пациент подменяет простыми, а длинные предложения заменяет короткими. При этом снижается способность к экспрессивному выражению эмоций, мимика становится бедной, лицо может напоминать маску. Снижается также скорость речи, а отдельные слова вовсе выпадают из памяти. В этом случае пациент может пытаться описать понятие или предмет, название которого он забыл. Например, если речь идет о тонометре: «Такой предмет, которым давление меряют». Т. е. он помнит о назначении прибора, но не в состоянии вспомнить само слово.

6. Очень важный признак — нарушение моторно-пространственных навыков , а именно, снижение способности ориентироваться на местности, выполнять какие-то простые действия, требующие участия мелкой моторики, замедление действий по темпу. Пациенты легко могут заблудиться даже в хорошо знакомом месте, не находят свои этаж и квартиру, начинают медленно одеваться и раздеваться. Процесс застегивания пуговиц, молний значительно удлиняется. Зачастую вещи оказываются застегнутыми неправильно, либо надетыми наизнанку. Частично утратив пространственное восприятие, больным сложно определить расстояние до предметов, высоту, глубину. Походка становится неуверенной, медленной, а движение скованными.

Что делать?

Если вы заметили вышеперечисленные признаки у себя или у близких — не откладывайте визит к врачу. Это может быть невролог, терапевт, психиатр или гериатр — специалист, который занимается болезнями, связанными со старостью. Пациенту будет предложено пройти когнитивные тесты, возможна так же магнитно-резонансная томография. Только после этого врач сможет поставить окончательный диагноз.

Кирилл Архангельский, врач-эксперт, заместитель главного врача по медицинской части, «СМ-Клиника"