Плохо соображаю. Плохо соображает мозг ухудшилась память слабость

Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» — это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто — приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве — среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» — «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает — пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память — мнение специалиста


Если «Неясная голова», «Мутная голова» - ощущение, с которым Вы встаете и ложитесь, и если к этому добавляются повышенная раздражительность, утомляемость и плохой сон – скорее всего, речь идет об астено-невротическом синдроме .

Основные симптомы: Очень многие жалуются на «туман в голове», «голова как ватная», «неясная голова» и тому подобные симптомы.

Если Вы замечаете у себя переутомляемость, нарушение сна , постоянную раздражительность, то, возможно у Вас расстройство психики, называемое астено-невротическим синдромом.

Распространенность: Это заболевание является одной из самых распространенных «болезней цивилизации». Его часто называют «гриппом менеджеров».

Заболеванию подвержены люди образованные, преуспевающие. Наиболее характерный возраст – от 20 до 40 лет. Это предприниматели, менеджеры, врачи, преподаватели. В особой группе риска люди, работа которых связана с повышенной ответственностью, например, авиадиспетчеры.

В прошлом астено-невротический синдром называли «нервным истощением»

Также в группе риска творческие личности.

Причины возникновения: Основные причины возникновения - стрессы, длительное нервное возбуждение, хроническая нехватка сна, постоянное переутомление. Также факторами, способствующим возникновению астено-невротического синдрома являются перенесенные заболевания, в том числе простудные, некоторые вирусы, отравления, плохая экологическая обстановка.

Схожая симптоматика: Какие же заболевания могут проявляться, как «голова, как в тумане», плохим сном, слабостью и раздражительностью, кроме неврастении? В первую очередь это астенические состояния при начинающихся тяжелых болезнях. Во вторую – маскированные депрессии , которые в начале легко можно спутать с астено-невротическим синдромом. И синдром хронической усталости может проявляться похожим образом.

Так что правильный диагноз может поставить только врач-психотерапевт или психиатр. Для постановки диагноза обычно используется профессиональная психологическая диагностика (психотесты) , которую можно пройти самостоятельно (по этой ссылке).

Как развивается заболевание: Синдром возникает постепенно, при сочетании эмоционального и физического перенапряжения, постоянной усталости. Чаще всего у заболевающих возникают жалобы на упадок сил , общую слабость, повышенную раздражительность, «туман» в голове, невозможность справляться с обычными объемами работы.

Если человек продолжает и дальше подвергаться стрессу и не обращается за медицинской помощью, состояние его ухудшается – к обычному набору жалоб на «ватную» голову присоединяется слезливость, жалобы на сердце , туман в голове. Усиливается раздражительность до крайней степени, но раздражение быстро сменяется слабостью. Сон обычно нестоек, не приносит чувства отдыха, после сна голова «как ватная». Ухудшается аппетит, могут беспокоить запоры или поносы.Снижается сексуальное влечение как у мужчин, так и у женщин. Состояние ухудшается перед переменой погоды (так называемая «метеочувствительность»). При отсутствии лечения на этой стадии, далее присоединяются апатия, вялость, выраженная слабость и стойкое снижение настроения. Интерес к жизни снижается, больной думает только о своем болезненном состоянии, о своей «неясной» голове.

Отсутствие лечения может привести к возникновению психотических расстройств.

Лечение: Перспективы лечения положительные, обычно психотерапевтические методы дают прекрасный результат вплоть до полного излечения. В тяжелых случаях используют сочетание психотерапии с психофармакотерапией .

Самолечение обычно ухудшает состояние и приводит к прогрессу заболевания.

На начальном этапе заболевания врачу-психотерапевту для постановки правильного диагноза нужно исключить все болезни, при которых проявляются сходные симптомы, ведь чем точнее диагноз – тем успешнее будет проводимое лечение.

Различные заболевания со схожей симптоматикой необходимо лечить по-разному. Поэтому обязательно нужно проконсультироваться у психотерапевта. Хороший психотерапевт подбирает терапию, соответствующую конкретным проявлениям заболевания и индивидуальных особенностей каждого пациента.

Астено-невротический синдром является одной из самых распространенных «болезней цивилизации». Его часто называют «гриппом менеджеров».

Лечение синдрома зависит от выраженности болезненной симптоматики, однако в первую очередь направлено на устранение психотравмирующих факторов. Необходимо снизить как психическую, так и физическую нагрузки. Это является самым главным условием лечения, без таких мероприятий победить болезнь не удастся. На ранних этапах развития болезни нормализации ритма жизни, устранения стресса и психотерапии может быть достаточно для существенного улучшения состояния здоровья. И, конечно, на этой стадии очень хороший эффект дают методы психотерапии, не использующие препаратов – когнитивно-поведенческая, психоанализ, очень эффективны методы групповой психотерапии.

В любом случае, необходимо обратиться к психотерапевту.

В более запущенных случаях может потребоваться дополнительная психофармакотерапия. Применяют общеукрепляющие препараты, транквилизаторы, при необходимости снотворные средства и антидепрессанты. Психотерапия также активно используется в лечении запущенного астено-невротического синдрома.

Первым показателем улучшения состояния является нормализация сна и исчезновение ощущения «тумана» в голове. При вовремя назначенном лечении проблему обычно удается победить полностью, однако, если напряженная обстановка и стрессы на работе и в личной жизни продолжают сохраняться, возможны различные осложнения.

Терминология и другие наименования: В прошлом астено-невротический синдром вместе с заболеваниями сходной симптоматики называли «нервным истощением».

В современной психиатрии чаще используется термин «неврастения» для обозначения нервно-астенического синдрома (синонимы). В бытовом смысле обычно неврастения воспринимается, как состояние болезненно-нервное, неуравновешенное, характерное для безвольных людей, легко поддающихся различным влияниям и настроениям, находящихся в состоянии острого душевного кризиса. А в медицинском смысле это - состояние подавленности , раздражительности , «неясной головы».

Мозгу нужны тренировки

Врожденные способности – это всего лишь базовый набор задатков психического развития, который реализуется (или не реализуется) в течение жизни. Работоспособность мозга обусловлена количеством и прочностью нейронных связей – чем их больше, тем лучше мы соображаем. Регулярные когнитивные тренировки позволяют поддерживать мозг в тонусе, эффективнее справляться со сложными задачами и быть продуктивнее в работе, учебе и жизни.

Однако даже регулярное развитие типа чтения книг, решения головоломок и даже изучения иностранного языка не застрахуют нас от того, что в некоторые дни мы «тупим».

Рассмотрим подробнее, что с нами происходит в эти моменты.

Что нас тормозит?

Любая мыслительная деятельность начинается с внимания. Да, мы можем выполнять какие-либо отточенные действия «на автомате», не включать внимание, но эффективно думать без высокой концентрации и сосредоточенности мы не сможем. То есть, на продуктивность сиюминутной работы влияет умение сконцентрировать внимание. В некоторые моменты у нас не получается это сделать – мы не в форме, слишком устали, голодные или злые – и это тормозит работу мозга. Контролировать внешние факторы мы вполне в состоянии – утолить голод или жажду, создать комфортную обстановку для работы, предварительно выспавшись и решив все конфликты.

А что если надо работать в некомфортных условиях?

Если у нас нет возможности избавиться от внешних помех – например, шумное помещение или неинтересное задание, то активировать внимание будет непросто. Умение концентрироваться – это навык, который можно натренировать. Если регулярно практиковать «включение внимания» при разных обстоятельствах, то будет проще сконцентрироваться и в некомфортных условиях. Включение внимания запускает и остальные когнитивные функции, и мозг начинает «разгоняться» и работать на полную.

Как тренировать?

Выработать привычку регулярно тренировать внимание, а заодно и все остальные познавательные функции мозга можно при помощи онлайн-сервисов. Например, которые составлены в тренировку по определенному алгоритму. Персональная программа включает в себя 2 тренажера на внимание, чтобы включиться в работу, – это разминка. После разминки начинают тренироваться остальные функции – внимание и память, в зависимости от ваших способностей, которые определяются при вводном тестировании. Ежедневные 15-минутные тренировки вырабатывают привычку регулярно включать внимание и прокачивать свои когнитивные функции, чтобы держать мозг в тонусе. Со временем неэффективных дней будет все меньше, а работоспособность мозга – выше.

Если ничего не помогает

Но не только усталость и внешние обстоятельства могут быть причинами плохой работоспособности мозга.

Недостаток витаминов и микроэлементов и неправильное питание влияют на то, как мы соображаем. Пища является топливом и строительным материалом для всего организма. Мозг получает энергию в результате расщепления глюкозы, которая содержится в «долгих» углеводах. Улучшить коммуникацию между нейронами помогает рыбий жир, в частности омега-3. За передачу нервных импульсов также отвечают витамины группы В. Определить, каких именно элементов вам не хватает для продуктивной работы, помогут специальные анализы и тесты, поэтому обратитесь к врачу, если ваше состояние вас беспокоит продолжительное время.

Здравствуйте. Мне 22, я студентка, работаю. Учусь в Санкт-Петербурге. Воспитание несколько строгим было, довольно часто - и запреты, но все равно, бывало, баловали.
Позвольте мне начать немного издалека. Еще когда я была ребенком, и учителя, и мои родители мучились от моей геперактивности. Бегала, прыгала, учиться я и не думала. Плюс ко всему, мое внимание было абсолютно рассеянным. Я не могла сконцентрироваться на какой-либо задаче. Либо "тупила", либо делала, но очень медленно.
Ну вот вам пример. Привели меня в подготовительный класс на математику в 6 лет, я совершенно не хотела и слышать об этой математике. Под партой только лазила, агитировала других детей побезобразничать. Примерно та же картина была и в художественной школе, и в массе других детских студий и кружков. Думать не хотела вообще.
Когда я училась в начальных классах, меня часто критиковали и учитель, и воспитательница. Я постоянно выслушивала, как я неаккуратно сделала подделку, либо невнимательно выполнила задание. В тот момент, когда я несла показать свою работу, я сильно нервничала. Мне говорили, что я хуже "вон того мальчика", либо хуже "умницы Настеньки". Хоть я и виду не показывала, но у меня на их слова ужасная обида была, может, даже и злоба.
Мы поменяли школу, проблема хоть и сгладилась, но осталась. Мне по-прежнему говорили, что я долго думаю и туплю. Кстати, о математике. Она мне по-прежнему не давалась. Перед ней у меня был страх . Я не могла выполнить задание, даже когда была спокойна. Я просто не могла сообразить, как нужно выполнить задание и жутко тупила.
Так было тогда. Так есть и сейчас. Изменилось, наверное, одно. От моей детской гиперактивности не осталось и следа. Я веду замкнутый образ жизни, хотя имею массу хороших знакомых. С людьми схожусь легко, умею поддержать беседу.
Тем не менее часто бывают депрессивные состояния, ощущение безвыходности. Временами я просто не могу представить своего будущего, вижу только пустоту. Эти состояния сильно обостряются, когда я понимаю, что за прошедший день я опять не смогла повысить эффективность своей работы, потому что медленно соображала. Под эффективностью я подразумеваю скорость выполнения работы, а также ее качество.
Что меня больше всего беспокоит? Я не могу сконцентрироваться и начать думать, эффективно выполнять что-либо. Не могу быстро думать. Я "зажата", нервничаю, отстаю от других, когда большинство уже все поняло и разобралось. Я противна себе. Я так боюсь быть худшей. Все вокруг сидят сконцетрированные, быстро выполняют задание. Я сижу дольше всех, мозг включается под конец уже.
Подскажите, с чего мне начать, чтобы помочь себе?

Ответы психологов

Юлия, здравствуйте.

Когда мы не уверены, сомневаемся в своих способностях и возможностях, подходим к решению заданий с напряжением и ожиданием, что не получится - то нашему организму приходится тратить много усилий, чтобы справиться с эмоциями и организовать себя на работу. Работать быстро, думать быстро можно в том случае, когда чувствуешь себя бодро, свободно и ничего не беспокоит. Когда же человек напряжен, встревожен, сравнивает себя с окружающими в процессе работы, то вполне естественно, что результаты оказываются даже хуже, чем мог сделать этот же человек в нормальном, уравновешенном эмоциональном состоянии.

Депрессивные состояния, ощущение безысходности возникают тогда, когда у нас много страхов , мы не удовлетворены собой, не прощаем себе ошибки, требуем от себя слишком многого и не умеем поддерживать себя, получать удовольствие от жизни и деятельности. Ваши родители, воспитатели и учителя вроде бы доброе дело делали своими замечаниями - пытались "усадить вас", чтобы вы занимались. Но обернулось это тем, что вы привыкли требовательно и критично относиться к себе, не верите в свои силы, жестко к себе относитесь. Вам теперь нужно учиться относиться к себе по-другому. Учитесь поддерживать себя за успехи (когда удалось что-то понять быстро, сообразить, хорошо выполнить работу), поддерживайте себя и давайте себе "второй шанс", когда у вас что-то не получается. Будьте терпеливы и доброжелательны по отношению к себе.

Самому человеку бывает трудно начать относиться к себе иначе, чем привык, поэтому рекомендую вам обратиться к психотерапевту (лучше гештальт-терапевту, потому что этот подход эффективен при работе с подобными ситуациями). Работая над собой с психотерапевтом, вы получите новый опыт поддержки и уважительного отношения, который поможет вам изменить отношение к себе и в итоге повысить свою эффективность, благодаря тому, что вы перестанете нервничать, напрягаться и сможете все силы и активность тратить на работу.

С уважением, психолог по skype Елена Суркова (Мальчихина), Барнаул

Хороший ответ 2 Плохой ответ 2

Здравствуйте, Юлия.

Представьте себе, что ваш компьютер должен выполнять задание сразу в двух программах. Естественно, работать он будет в два раза медленнее. Вы, как компьютер, (простите мне это сравнение) думаете над заданием и над эффективностью своей работы, а еще над тем, как другие это делают. Это приводит к зависанию. Попробуйте плюнуть на эффективность и "залезть под парту", дело пойдет быстрее. Депрессивные состояния и детские травмы, повлиявшие на самоценность, которые толкают вас на бесконечные сравнения, лучше "лечить" с психологом . Продолжая аналогию с компьютером, это устранение вирусов в системе, которые мешают жить и работать.

С уважением,

Чвалун Евгений Викторович, психолог Рязань

Хороший ответ 1 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Юлия.

Вы пишете:


Я не могу сконцентрироваться и начать думать, эффективно выполнять что-либо. Не могу быстро думать. Я "зажата", нервничаю, отстаю от других, когда большинство уже все поняло и разобралось. Я противна себе. Я так боюсь быть худшей. Все вокруг сидят сконцетрированные, быстро выполняют задание. Я сижу дольше всех, мозг включается под конец уже.

Если Вы хотите таких изменений, знайте, что это возможно, более того, многие люди это делают, не Вы первая, не Вы последняя. Но такие глубинные изменения не могут произойти мгновенно, например, от того, что Вы написали письмо и получили "правильный совет". Это не может произойти, если Вы один или два раза придете на консультацию. Такие изменения происходят в процессе длительной работы над собой, и не в одиночку, а с помощью квалифицированного специалиста. Нас меняют отношения с другими, а замкнутость в себе заставляет нас ходить по одному и тому же надоевшему кругу повторяющихся сценариев в жизни.

Всего доброго, Юлия,

Кувшинов Александр Викторович, психолог-психоаналитик, Санкт-Петербург

Хороший ответ 7 Плохой ответ 1
Всем здравствуйте!
1) Ежедневная слабо-средняя сдавливающая головная боль, но сильнее ощущается в области висков. Голова "тяжёлая".
2) Частые сильные головные боли устраняются Цитрамоном П или анальгином, но всё остальные симптомы на месте.
3) Не могу нормально соображать. Нет ощущения ясной головы. Трудно воспринимать какие либо инструкции, задачи. Приходится медленно слово за словом выстраивать логическую цепочку, с трудом связывая текст с абстрактными действиями (представлением того, что нужно сделать). Сложные задачи, которые требуют осмысления для поиска подхода к ним, вообще не даются в лоб. Невозможно сконцентрироваться и сидишь с пустой головой. Трудно воспринимать новую информацию. При этом усиливается головная боль. Хочется отвернуться от монитора и ни о чём не думать. Это касается и новых (незнакомых) компьютерных игр.
4) Ощущение, что уже отработал целый день, утомлён. Апатия. Уборка кажется непосильной задачей. На неё нету сил. После сна бодрости нет, разбитый.
5) Проблемы с памятью. По ходу работы никак не мог запомнить простые вещи, хотя выполнял их, порой, десятки раз. Бывает, что при чтении предложений или абзацев совершенно не помнишь то, что только что прочитал. Приходится перечитывать несколько раз.
6) При поворотах головы влево-вправо усиливается сдавливающая боль в висках, затылке. Сдавливание, но уже без концентрации в висках (скорее затылок) и при наклонах головы вперёд, закидывании назад, в лежачем положении. Пару раз была сильная головная боль сразу после сна. Погуглил, убрал подушку - больше не было. Связано или нет, но никогда не мог заснуть, лёжа на спине или же не помню когда в последний раз мог. Сейчас в таком положении долго находиться не могу из-за головной боли. Сплю на животе, опираясь головой на руку, но всё равно сдавливание есть. Симптомы или нет, но перед сном часто ощущаю пульсацию крови в области висков, наверно. Слышу как из-за пульсации двигается и шуршит кожа. Когда-то вены на висках были очень сильно выражены. Сейчас просыпаюсь с не очень хорошей головой, но стоя становится лучше.

Есть психологические проблемы. Из-за них, собственно, так и получилось, что круглосуточно за компьютером, включая работу дома за ним же. Её пришлось бросить, т.к. стало совсем невыносимо. Иногда пил цитрамон через день в моменты большой нагрузки на неделю-полторы. Очень малоподвижный образ жизни. Несколько лет назад принимал Флуоксетин. Описанные проблемы были уже тогда, хотя, возможно, малость слабее. Он их полностью устранил. Однажды утром проснулся и подумал: "Если так себя чувствуют каждый день здоровые (речь в первую очередь о депрессии. тогда предположил, что у меня была оная) люди, то не удивительно, что они настолько активны и столько всего успевают". По той или иной причине всё вернулось. Гадать и писать полотно не стану. Флуокс пришлось бросить. Спустя полгода снова принимал 1.5 месяца. Стало проще с негативом, но кроме этого был лишь один эффект - усиление головной боли. Спустя ещё полгода вторая попытка на 2 недели, но из-за усиления боли не стал принимать его дальше.

Был на консультации у психиатра: витамины, отдых от компа, прогулки.
Невролог по результатам обследований выписала витамины и 2 нпвс:
1) Мовалис в/м
2) Комбилипен в/м
3) Никотиновую кислоту в/м
4) Ксефокам

Пока 5 дней приёма. Совпадение ли, но стал чаще валяться в постели, режима у меня нет (т.е. меньше за компом сидеть), прогулки бывают. Бывают моменты, когда головная боль и апатия уходит, появляются силы и желание что-то делать. Также делаю изометрические упражнения для шеи.

По собственной инициативе пил Мексидол и Вазобрал, но недолго, т.к. решил убрать их перед КТ. Результатов не заметил.

Есть простые снимки шейного отдела и с наклонами, УЗДГ БЦС, КТ шейного отдела и головного мозга. Невролог на них не нашла того, что может вызвать моё состояние. Есть ещё некоторые проблемы, но не факт, что они связаны с текущими симптомами. По крайней мере в больнице им не придали особого значения.

Я согласен с тем, что мой образ жизни далёк от здорового, однако хочу узнать, что именно "сломалось", как это можно быстрее вылечить, чтобы иметь возможность учиться и работать за компьютером, а также избежать проблем в дальнейшем. Стоит ли обратиться к мануальному теравту/иглотерапевту/остеопату? Если да, то есть рекомендации по Самарской области? Полагаю, что в Сызрани с ними туго.