Огэ русский язык вариант 10.

ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант № 5

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) – Никулин, встаньте!

(2) Гришка вскочил и захлопал длинными ресницами. (3)Усатый начал вышагивать по классу – верный признак того, что сейчас начнется комедия.

(4) – Надеюсь, вы извините меня,– начал Усатый под сдержанное хихиканье,– за то, что я поступаю столь бестактно. (5) Ведь я мешаю вам заносить свои умные мысли на бумагу, которую вы сейчас лихорадочно засовываете в карман. (Хихиканье усилилось.) (6) Однако я полагаю, что эта бумага имеет примерно такое же отношение к уроку истории, как мяуканье кошки – к приливам и отливам. (Радостный рев всего класса.)

(7) Усатый с минуту ходил по классу, бичуя позорный поступок Гришки. (8) Эти монологи были нашим любимым развлечением. (9) Усатый был вежлив и изысканно остроумен. (10) К ученикам, даже к первачам, он всегда обращался на «вы», что придавало его речи особую ироничность. (11)Сначала мы были этим потрясены, но потом привыкли и, как положено, стали вышучивать такую странность. (12)Как раз перед самым уроком Усатый застал Гришку на месте преступления, когда тот, подражая баритону учителя, выговаривал школьной кошке: «Вы, кошка, скушали колбасу и тем самым преступили законы человеческого общества. (13)И посему не обессудьте, кошка, но я должен дернуть вас за хвост».

(14)Пока Усатый добивал Гришку, я успел передать ему записку, и он подготовил сокрушительный контрудар. (15)И едва Усатый произнёс свои заключительные слова: «…поскольку вы, Никулин, не слушали моего рассказа, я вынужден зафиксировать это прискорбное явление в журнале», как Гришка с обидой сказал:

(16)– Зря вы, Иван Николаевич, на невинного человека напали. (17)Я вас с таким вниманием слушал, что даже в мозгу зазвенело! (18)Особенно в том месте, когда Гектор в честном поединке сразил Патрокла, друга Ахилла, который отдал ему доспехи, которые выковал Гефест, который был хромой, потому что Зевс швырнул его вниз с Олимпа.

(19)Усатый был явно озадачен.

(20)– Гм… гм…– произнес он.– (21) Вот как?

(22)– Конечно!– подтвердил Гришка. –(23) Поставили бы мне плохую отметку, а потом бы мучились угрызениями совести. (24)По ночам.

(25)– Да, вы, Никулин, предупредили судебную ошибку,– согласился Усатый. – (26)Благодарю вас.

(27)– Пожалуйста, – откликнулся Гришка. – (28)Я всегда, когда надо.

(29)– А сейчас,– предложил Усатый, не желая смириться с поражением,– доставьте нам удовольствие: почитайте вслух бумагу, от которой я вас столь бестактно оторвал. (30)Гришка смущённо вытащил из кармана листок, заглянул в него и хмыкнул.

(31)– Мне… неудобно, Иван Николаевич. (32)Тут о вас.

(33)– Тем более!– обрадовался Усатый. –(34) Читайте!

(35)– Пожалуйста,– Гришка пожал плечами. –(36) «До чего интересно Уса… Иван Николаевич рассказывает о древних греках! (37)Так и слушал бы с разинутой от удовольствия пастью!» (38)Это я веду дневник…

(39)Не веря своим ушам, Усатый пробежал глазами по листку.

(40)– Лесть – одно из наиболее скверных проявлений человеческого характера,– возвестил он. –(41) В данном случае мы имеем лесть, смешанную с ложью. (42)Это не ваш почерк, Никулин. (43)Бумага подменена вот этим молодым человеком, который смотрит на меня чистыми глазами святого. (44)Встаньте, Полунин. (45)Это вы сделали?

(46)– Ага, Иван Николаевич! – выпалил я неожиданно для самого себя. (47)Усатый удивился.

(48)– Хвалю за мужество. (49)И прощаю обоих. (50)Первого – за находчивость и любовь к древней истории, второго – за честное признание. (51)Молодцы! (52)Только,– Усатый погрозил нам пальцем, – не зазнаваться!

(53)И он засмеялся. (54)Облегчённо засмеялись и все мы. (55)Всё-таки он был неплохой человек, наш Усатый. (56)Из тех, кто понимал, что мальчишка – тоже человек. (57)Он видел нас насквозь, перехитрить его было невозможно, и ещё труднее – завоевать его расположение. (58)Наши отличники, Вадик и Гоша Сорокины, из кожи вон лезли, чтобы угодить Усатому. (59)Но Усатый разговаривал с братьями ледяным голосом – ко всеобщему удовольствию. (60) Он не любил примерных учеников, которые с одинаковым усердием отдавались всем предметам. (61)Мы не понимали тогда почему, но из всего класса Усатый больше других отличал тихого и безропотного Васю Карасева, которому с трудом натягивали тройки по большинству предметов, кроме математики: ею только и занимался Вася, бредил ею и знал её. (62) Теперь, вспоминая многие мысли Усатого, я понимаю, что он ценил в человеке честность и индивидуальность. (63) Он прощал Васю, полного профана в истории, за то, что он уже в шестом классе решает бином Ньютона. (По Санину В.*)

*Санин Владимир Маркович (1928 – 1989) – советский писатель, полярник, путешественник. Фрагмент взят из повести «Когда я был мал ьчишкой»

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Какие человеческие качества ценил учитель истории?»

1) (40)– Лесть – одно из наиболее скверных проявлений человеческого характера,– возвестил он.

2) (55)Всё-таки он был неплохой человек, наш Усатый. (56)Из тех, кто понимал, что мальчишка – тоже человек.

3) (60) Он не любил примерных учеников, которые с одинаковым усердием отдавались всем предметам.

4) (62) Теперь, вспоминая многие мысли Усатого, я понимаю, что он ценил в человеке честность и индивидуальность.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.

1) (35)– Пожалуйста,– Гришка пожал плечами.

2) (46)– Ага, Иван Николаевич! – выпалил я неожиданно для самого себя.

3) (58)Наши отличники, Вадик и Гоша Сорокины, из кожи вон лезли, чтобы угодить Усатому.

4) (63) Он прощал Васю, полного профана в истории, за то, что он уже в шестом классе решает бином Ньютона.

4. Из предложений 8-10 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.

5. Из предложений 56-59 выпишите глагол, в котором правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа простого будущего времени чередуется с –У(Ю)/-Ю(Ю).

6. Замените разговорное слово «первачам» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «с усердием отдавались» (предложение 60), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 16.

9. Среди предложений 56-61 найдите предложение с обособленными приложениями. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Да, (1)вы, (2) Никулин, (3) предупредили судебную ошибку,(4) – согласился Усатый.– Благодарю вас.– Пожалуйста, (5)– откликнулся Гришка. – Я всегда, (6)когда надо.– А сейчас,(7)– предложил Усатый, (8)не желая смириться с поражением,(9)– доставьте нам удовольствие: почитайте вслух бумагу, (10) от которой я вас столь бестактно оторвал.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Теперь, (1) вспоминая многие мысли Усатого, (2) я понимаю, (3) что он ценил в человеке честность и индивидуальность. Он прощал Васю, (4) полного профана в истории, (5) за то, (6) что он уже в шестом классе решает бином Ньютона.

13. Среди предложений 52-57 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 54-60 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №5

ОТВЕТЫ

2.

3.

4.

придавало

5.

завоевать

6.

зачинщикам

7.

отдавались усердно

8.

вы напали

9.

10.

11.

12.

13.

14.

ОГЭ-2015

Вариант 1.

одно

Желаем успеха!

Часть 1

Часть 2

Как проявить любовь и доброту?

(1)Любовь – это одна из самых величайших тайн человечества. (2)Ей посвящают великое множество произведений. (3)Каждому хочется понять магическую природу любви. (4) И большинство желают ощутить вкус этой прекрасной чаровницы.

(5) Каков самый ценный подарок для любого человека? (6)Конечно, это любовь и доброта. (7)Они всегда идут рядом, они словно одно целое. (8) Любовь и доброту можно дарить бескорыстно и с самыми добрыми намерениями.

(9)Как это сделать? (10)Легко и просто. (11)Особых усилий не потребуется. (12)Мелочи, на которые мы порой не обращаем внимания, могут поднять настроение до небес. (13)И именно в наших силах сделать день радостным и счастливым для других. (14)А значит, и для себя.

(15)Простая отзывчивость к людям уже означает добро.

(16)Вы можете улыбнуться, и вам обязательно будет гарантирована улыбка в ответ! (17)Попробуйте сделать это в общественном транспорте.(18) Можете начать с малыша. (19) Это самый благодарный человечек. (20) Он не подумает ни о чем плохом, он просто улыбнется в ответ, показывая пару своих зубиков.

(21)Поддержите своего коллегу. (22)Помогите ему выполнить сложную работу или сделайте искренний комплимент.

(23)Мужчины могут подать руку молодой маме с ребенком или пожилой старушке (старику), выходящим из автобуса.

(24)Быть может, ждет внимания больной друг или родственник. (25)Если нет возможности навестить лично, можно отправить открытку, подписанную собственноручно, или букетик цветов с коробочкой вкусных конфет.

(26)Возможно, соседка-старушка ждет - не дождется, чтобы кто-то купил ей булочку свежего хлеба. (27)И не важно, что у нее есть дети, которые очень любят её. (28)Возможно, именно сейчас они не могут быть рядом. (29)А вы можете доставить радость пожилому человеку.

(30) А главное, не забывайте о самых близких – родителях! (31) Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте. (32)Именно им достается меньше всего приятных слов от нас. (33)Потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то, само собой разумеющееся. (34) Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность. (35) Позвоните, скажите им об этом! (36) Или напишите.

(37)А может, кого-то просто надо выслушать. (38) Даже если это совсем чужой человек.

(39)Возможно, именно сейчас ему это очень необходимо. (40)Подарить любовь и доброту легко. (41)Надо просто начать.(42) Пройдёт немного времени, и вы не заметите, как добрые дела охватят всю вашу жизнь.

*(Из статьи Виктории Бессоновой “Как проявить любовь и доброту?”. Интернет-журнал “Школа жизни.ру”)

2. обоснования ответа на вопрос: “Как проявить любовь и доброту?”.

1) Родителям необязательно говорить о своей любви, они и так об этом знают.

2) Соседке-старушке необходимо помочь, если у неё рядом нет близких людей.

3) Принято улыбаться только знакомым людям.

4) Можно собственноручно подписать открытку или подарить цветы.

3. эпитет.

1) Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте.

2) Попробуйте сделать это в общественном транспорте.

3) Любовь и доброту можно дарить бескорыстно и с самыми добрыми намерениями.

4) А главное, не забывайте о самых близких – родителях!

Ответ: ________________________________.

4. Из предложений 5 – 12 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом «На конце приставки пишется – С, если после неё следует глухой согласный».

Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 1 – 8 выпишите слово, в котором правописание –Н- (-НН-) подчиняется правилу «В прилагательном, образованном с помощью суффикса –Н- от существительного с основой на –Н-, пишется –НН-».

Ответ: ________________________________.

6. Замените книжное слово «чаровница» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените в предложении 22 словосочетание « искренний комплимент » , управление .

8. Выпишите грамматическую основу предложения 35.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 15 – 22 найдите предложение

Ответ: __________________________________________.

10. обозначающую запятую при вводном слове.

Мелочи,(1) на которые мы порой не обращаем внимания,(2) могут поднять настроение до небес.

Возможно,(3) именно сейчас они не могут быть рядом.

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. сочинительной связью.

Возможно,(1) соседка-старушка ждет - не дождется,(2) чтобы кто-то купил ей булочку свежего хлеба.

Вы можете улыбнуться, (3) и вам обязательно будет гарантирована улыбка в ответ!

Ответ: __________________________________________.

13. Среди предложений 25 – 30 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 33 – 42 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

Ответ: __________________________________________.

Часть 3

15.1 . Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Словаря русского языка С.И.Ожегова: «Вводное слово или предложение – в грамматике: интонационно обособленное слово или предложение внутри другого предложения, выражающее разные виды отношения говорящего к тому, о чём он говорит».

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами из Словаря русского языка С.И.Ожегова.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

15.2 . Напишите по материалу этой статьи сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложений текста: “Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать”.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 . доброта? нное Вами определение. «Что такое доброта?», один пример – аргумент приведите из проч итанного текста, а второй

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОГЭ-2015

Вариант 2.

Инструкция по выполнению работы

Работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14).

Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1) Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность.

(2) Но где кроется самая сердцевина счастья?(3) Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.(4)Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет.(6) Нет – по той причине, что, имея все эти недостатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами.(7) Кроется ли она в здоровье?(8) Конечно, да, но в то же время и нет.

(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве.(10) А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай»(11) Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом…» (12) И ещё – «вникай сам».

(13) В госпитале я лежал загипсованный почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый.

(14) Сёстры спрашивали: «Розов, что ты такой весёлый?» (15) А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я – то здоровый».(16) Дух мой был здоровый.

(17) Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас».(18) Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19) Но не самую важную.(20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделяю борьбу с самим собой.(21) Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь.(22) Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе – беда. (В. Розов)

*В.С.Розов – русский советский драматург, сценарист.

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится основная информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “Где кроется самая сердцевина счастья?”.

1) Сердцевина счастья кроется в здоровье.

2) Сердцевина счастья – в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде.

3)Сердцевина счастья зависит от самой личности.

4) Сердцевина счастья зависит от окружающих человека хороших людей

Ответ: ________________________________.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1 ) Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность.

2) Ж изнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве.

3) Сёстры спрашивали: «Розов, что ты такой весёлый?»

4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде?

Ответ: ________________________________.

4. приставки в котором определяется правилом «На конце приставки пишется – З-, если после неё следует звонкий согласный».

Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 9 – 16 выпишите слово, в котором правописание –Н (-НН) подчиняется правилу «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется –НН- ».

Ответ: ________________________________.

6. Замените разговорное слово «вникай» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените в предложении словосочетание « в удобной квартире » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: __________________________________________.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 1– 8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.

Сёстры спрашивали: «Розов,(1) что ты такой весёлый?»

Конечно, (2) да, (3)но в то же время и нет.

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ

Ответ: __________________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Замечу сразу,(1) я только размышляю, (2)а не изрекаю истины, (3) к которым сам только стремлюсь.

И да,(4) и нет.

Ответ: __________________________________________.

13. Среди предложений 2 – 10 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 1–8 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связьюмежду частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 . Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Константина Георгиевича Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 . «Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь ». Приведите в сочинении два аргумента из данного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 . Как Вы понимаете значение слова счастье? Сформулируйте и прокомментируйте да нное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое счастье?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из проч итанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОГЭ-2015 Вариант 3.

Инструкция по выполнению работы

Работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14).

Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1) Сострадание – активный помощник.
(2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3)Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4) Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?
(5) С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.
(7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8) Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. (9) И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста. (11) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12) Их, как правило, уважают окружающие. (13) Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.
(14) Бесчувственным кажется, что им хорошо. (15) Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17)Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется!
(18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24) Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25)Слепым страхом. (26)Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием.
(28) Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. (29) И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31) К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если её настроить на волну высокой человечности.
(По С. Львову) *С.Львов – известный автор статей на морально-этические темы, критик, прозаик.

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “Как помочь тем, кто страдает от равнодушия? ”.

1) Бесчувственным людям не надо помогать, им и так хорошо.

2) Людям, наделённым сочувствием, легко жить.

3) Воспитывать со дня рождения в себе сочувствие.

4) Воспитывать сочувствие, когда появятся свои дети.

Ответ: ________________________________.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Бесчувственным кажется, что им хорошо.

2) Если её настроить на волну высокой человечности.

3) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг.

4) Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие.

Ответ: ________________________________.

4. Из предложений 24 – 33 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется значением «приближение».

Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 13 – 19 выпишите слова, правописание -Н- (-НН-) в которых подчиняется правилу «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется –Н- ».

Ответ: ________________________________.

6. Замените слово «мудрый» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените в предложении 19 словосочетание « по душевной потребности » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: __________________________________________.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 20.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 24 –33 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

10. вводном слове.

Их,(1) как правило,(2) уважают окружающие.

Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут,(3) а дети обманут их надежды,(4) они не отступят от своей нравственной позиции .

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. подчинительной связью.

С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так,(1) чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, (2)кто в беде.

Но это им только кажется,(4) не наделены они, (5) а обделены.

Ответ: __________________________________________.

13. Среди предложений 18 –26 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 14–21 найдите сложное предложение с бессоюзной связьюмежду частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Константина Георгиевича Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 . Напишите по материалу этой статьи сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения текста: «К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова». Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь”. Приведите в сочинении два аргумента из данного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 . Как Вы понимаете значение слова сострадание? Сформулируйте и прокомментируйте да нное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из проч итанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОГЭ-2015 Вариант 4.

Инструкция по выполнению работы

Работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14).

Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1)Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове - Родина?

(2)Родина – это очень много. (3)Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. (4)Это самолёт в небе, и птицы, летящие на север над нашим домом. (5)Родина – это растущие города и малые, в десять дворов, деревеньки. (6) Это имена людей, названия рек и озёр, памятные даты истории и планы на завтрашний день. (7)Это ты и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами.

(8)Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. (9)И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. (10)Но всякое дерево имеет корни. (11) Без корней его повалил бы даже несильный ветер. (12)Корни питают дерево, связывают его с землёй.(13) Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. (14)Это наша история. (15)Это наши деды и пращуры. (16)Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. (17)Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.

(18)Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля, легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.

(19)Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. (20)Дерево нашей Родины – одно целое: зелёная крона и корни, глубоко уходящие в землю.

(21) С детской игрушки, с народной сказки, с первой школьной беседы об окружающем мире… (22)Представление о Родине у человека должно складываться из прошлого и настоящего. (23)Только при этом условии вырастет человек, способный заглянуть в завтра, способный гордиться своим Отечеством, верить в него, защищать его…

(24) Человек должен вырастать сыном своей страны.

(25)Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и откуда всё начиналось. (26)Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. (27)Любить Отечество невозможно заставить декретом. (28)Любовь надо воспитать. (В. М. Песков)

*Василий Песков - известный журналист, фотокорреспондент, писатель.

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа не содержится информация текста, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “ Из чего вырастает любовь к Родине? ”.

1) Растущие города и малые деревеньки.

2) Игрушки, сказки, весь окружающий тебя мир.

3) Символ России – берёзка.

4) Гордость за своё Отечество.

Ответ: ________________________________.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет .

1) Человек должен вырастать сыном своей страны.

2) Это ты и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами.

3) Корни питают дерево, связывают его с землёй.

4) Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.

Ответ: ________________________________.

4. Из предложений 1–8 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом «На конце приставки пишется – З-, если после неё следует звонкий согласный».

Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 8 – 16 выпишите слово, правописание –Н- (-НН-) в которых подчиняется правилу «–Н- пишется в суффиксах прилагательных -АН- – -ЯН- , обозначающих «из чего сделано» (слово-исключение).

Ответ: ________________________________.

6. Замените книжное слово «пращур» в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените в предложении 16 словосочетание « в деревянных игрушках » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: __________________________________________.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 12.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 19 – 25 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособлении уточняющих членов предложения.

Совершая дела великие, (1)мы должны знать,(2) откуда пошли и как начинали.

Родина – это растущие города и малые,(3) в десять дворов,(4) деревеньки.

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Это самолёт в небе, (1)и птицы, (2)летящие на север над нашим домом.

И всё, (3)что мы делаем доброго, (4)прибавляет сил ему.

Ответ: __________________________________________.

13. Среди предложений 19 –25 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 12 – 19 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связьюмежду частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания В.В.Виноградова «Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами – самая лучшая опора, самое верное подспорье, самая надёжная рекомендация каждого человека в его собственной жизни и творческой деятельности».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.В.Виноградова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 . Напишите по материалу этой статьи сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения текста «Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и и откуда всё начиналось». Приведите в сочинении два аргумента из данного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 . Как Вы понимаете значение словосочетания любовь к Родине ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое любовь к Родине?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из проч итанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

Вариант 1. Ключ

За верное выполнение заданий части 2 неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Номер задания

Правильный ответ

бескорыстно

волшебница

комплиментсискренностью

позвонитескажите

Вариант 2. Ключ

За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Номер задания

Правильный ответ

размышляю

загипсованный

понимай, пойми. думай

в квартире с удобствами

кроется она(она кроется)

Вариант 3. Ключ

За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Номер задания

Правильный ответ

приходить

наделеныобделены

попотребностидуши

онразговаривает

Вариант 4. Ключ

За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Номер задания

Правильный ответ

взрастившая

деревянных

предокродоначальник

вигрушкахиздерева

корнипитаютсвязывают

ВАРИАНТ 4 ВАРИАНТ 3 ОГЭ-2015

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1)Ольга и сама это хорошо понимала и давала себе в том честный отчёт: стихи её доброго слова не стоили. (2)Сырые и технически слабые. (3)Но вот ведь какая она, завораживающая и лишающая человека способности думать, штука – ЛЕСТЬ.

(4)Была у Ольги любимая подруга. (5)Ольга беспредельно верила ей. (6)Доверяла все свои сердечные тайны и… детища свои – стихи. (7)Всякий раз, когда все последние новости были подругами обсуждены, Ольга неизменно произносила заветное: (8)«Лен, а я новый стих написала».

(9)«Да?!» – оживлялась Ленка, устремляя на Ольгу, загорающиеся любопытством глаза. – (10)«Читай!»

(11)И Ольга читала. (12)Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски. (13)Всё время, пока Ольга читала очередной свой опус, Ленка не сводила с неё восхищённых глаз и, когда подруга наконец замолкала, обрушивала на неё шквал горячих, восторженных, ласкающих наивную Ольгину душу эмоций.

(14)Так продолжалось довольно долгое время. (15)Ольга писала. (16)Ленка восхищалась. (17)И, хотя сомнения относительно своего «яркого» таланта нет-нет да и закрадывались в её сознание, всё же в искренности Лены Ольга не сомневалась ни на грамм.

(18) Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча:

(19)Ольга, ты знаешь, как Ленка смеётся всюду над тобой и твоими нелепыми стихами? – задала ей однажды убийственный вопрос сердобольная знакомая. – (20)Да, она так и говорит: (21)«Ольгины нелепые стихи». (22)А ты что, в самом деле пишешь стихи?!

(23)Этого не может быть! – глухо выдавила из себя Ольга, напрочь проигнорировав вопрос знакомой, и чуть ли не бегом ринулась прочь.

(24)Да, от склочной знакомой Ольга легко убежала, но вот от себя?!... (25)«Неужели это правда? Неужели Ленка могла так подло со мной поступить?!» (26)Ольга заставляла себя успокоиться, но не проходило и пяти минут, как сверлящий этот вопрос вновь вонзался в её сердце: (27)«Что же делать, как же узнать – правда ли это всё?»

(28)От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного. (29)Она прекрасно понимала, что никогда в жизни не станет выяснять у подруги правды. (30)Но она отчётливо понимала и то, что жить спокойно дальше не сможет, пока этой правды не узнает. (31)Выход из тупикового положения пришёл, однако, неожиданно быстро: (32)«А я ей новый стих прочту! – вдруг, как молнией, блеснуло в Ольгиной разбухшей от тяжёлых дум голове. – (33)Если это правда, она обязательно своим поведением себя выдаст».

(34) И Ольга написала. (35)Осталось дождаться подходящего случая Ленке его преподнести. (36)К счастью, случай не заставил себя долго ждать.

(37) Лен, а я новый стих написала.

(38)Да, что ты?! (39)Так давай – читай!

(40) Оля ровным, спокойным голосом стала читать:

(41)Ты слушала меня. (42)Ты мною восхищалась.

(43)Мне пела дифирамбы, как могла.

(44)Потом сама же надо мной смеялась…

(45) Оля видела, как в глазах Лены появилась растерянность. (46)А следом и нестерпимый стыд и страх. (47)А Ольга сидела, не меняя выражения лица, и с горечью думала: (48)«Да, значит, это правда… (49)Так пусть же судит тебя твоя совесть. (50)А я прощаю».

(51) С тех пор прошло много лет. (52)Оля с Леной – замечательные подруги. (53)И никто из них никогда в жизни не вспомнил того «нелепого» стиха, так лихо разоблачившего подругу. (54)И при каждой их встрече Оля говорит своё заветное: (55)«Лен, а я новый стих написала».

(56)Да?! – оживляется Лена. – (57)Читай!

(58) И Оля читает!

(По Р. Госман )

Госман Роза – современная писательница.

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2 . В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Ольга так переживала из-за поступка Лены»?

1) Ольга считала Лену своей любимой подругой, беспредельно верила ей, довер яла все свои тайны.

2) У Лены был очень мирный и мягкий характер, каждый легко мог её обидеть.

3) Ольге было обидно, что у Лены появилась новая, более близкая подруга.

4) Ольга боялась, что все узнают о том, что она пишет сырые и слабые стихи.

3 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .

1) Всякий раз, когда все последние новости были подругами обсуждены, Ольга неизменно произносила заветное: «Лен, а я новый стих написала».

2) Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски.

3) Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча.

4) От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного.

Ответ: ________________________________.

4. Из предложений 28 – 35 выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется её значением – «приближение».

Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 12 – 17 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»

Ответ: ________________________ ________.

6. Замените книжное выражение «петь дифирамбы» в предложении 43 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените словосочетание «с горечью думала» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 35.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 45 – 53 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

А Ольга сидела, 1 не меняя выражения лица, 2 и с горечью думала: «Да, 3 значит, 4 это правда… Так пусть же судит тебя твоя совесть. А я прощаю».

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Всякий раз, 1 когда все последние новости были подругами обсуждены, 2 Ольга неизменно произносила заветное: «Лен, 3 а я новый стих написала». «Да?!» – оживлялась Ленка, 4 устремляя на Ольгу, загорающиеся любопытством глаза. – «Читай!»

Ответ: __________________________________________.

13 . Среди предложений 28 – 34 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 24 – 30 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 . Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.В. Артюшкова: «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи ». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами из Большого справочника русской грамматики.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. нивается нулем баллов.

15.2 . Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента (предложения 45 – 50) текста: « Оля видела, как в глазах Лены появилась растеря нность. А следом и нестерпимый стыд и страх. А Ольга сидела, не меняя выражения лица, и с горечью думала: «Да, значит, это правда… Так пусть же судит тебя твоя совесть. А я прощаю».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши ра ссуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оце нивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 . К ак Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте да нное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из проч итанного текста, а второй – из Вашего жизненн ого опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оце нивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения

Современная жизнь с её всё возрастающим темпом заставляет людей общаться с большим количеством людей. Удивительно, но чем больше таких «мимолётных» знакомых мы встречаем, тем сложнее найти среди них настоящих друзей. Однако очевидно одно: мы все ощущаем сильную потребность в дружеском общении, близкие дружеские отношения по-прежнему нам необходимы так же, как пища и вода.

Каким же должен быть настоящий друг? Настоящий друг всегда сможет помочь вам в трудное время, но он никогда не будет использовать вас как средство для достижения своих целей. Настоящий друг искренне порадуется вашим успехам, но он не будет делать вид, что рад, и при этом в душе завидовать вам. Друг всегда найдёт нужное слово поддержки, которого так часто не хватает людям. На друга всегда можно положиться, потому что он честен с вами.

Не стоит думать, что друг должен быть идеальным человеком, лишённым любых не достатков. Нет. Друг тоже человек, а идеальных людей нет. Главное – относиться к нему с добротой и вниманием.

(По И. Бондаревой)

153 слова

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 3 ОГЭ-2015

Проверка задания 1

Информация о тексте для сжатого излож ения

абзаца

Микротема

1

Дружеское общение необходимо современному человеку, хотя, н есмотря на знакомство с большим числом людей, человеку очень сложно встретить настоящего друга.

2

Настоящий друг всегда придёт на помощь, не будет использовать вас в корыстных целях, разделит радость и горе. На него можно положиться.

3

Идеальных людей нет, поэтому не стоит ожидать, что друг будет ид еальным человеком. Важно относиться к другу с добротой и вниманием.

Проверка заданий 2 – 14

задания

ответ

2

1

3

3

4

пришёл

5

восхищённых

6

хвалить

7

горько думала

8

осталось дождаться

9

47

10

3,4 < или > 4,3

11

3

12

1, 2 < или > 2,1

13

3 0

14

26