Масленичные обряды. Масленица

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают обряды, относящиеся к хозяйственным делам и, в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лен и конопля выросли “ДОЛГИМИ” (ВЫСОКИМИ), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели и т. п. Кое-где на Украине и в Белоруссии женщины веселились и гуляли в масленичный четверг (называемый Власием и Волосием), полагая, что от этого скот в хозяйстве будет лучше вестись.

Обрядовая еда

Повсеместно пеклись блины, лепешки, ватрушки, жарились яичницы, варились кисели (клюквенный и овсяный). Готовилась и специальная обрядовая еда - сырница (творог с маслом, переложенные слоями). Со стола не убирали на ночь - оставляли "родителям поесть". С трапезой было связано и ритуальное угощение молодых - "зять к теще на блины" приезжал.

Катание

КАТАЛИСЬ всю неделю, начиная с четверга, в последний день, в чистый понедельник, в первую неделю поста. Катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на озере. Женщины катали детей - для того, "чтобы лен долгий, хороший вырос". Праздничная форма катаний - "наперегонки".

Катания РЯЖЕНЫХ - "потешный мужик запрягал лошадь в корыто и ехал, распевая песни"; персонажи ряжения в Масленицу аналогичны святочным, но представлены в сокращенном виде.

Сожжение чучела зимы

СОЖЖЕНИЕ МАСЛЕНИЦЫ - в последний день. "Хлам" и дрова на костер собирали по деревне. Участники обряда: дети, женщины, старухи. Жгли на поле берещенники, солому, веники, корзины с сеном, снопы, бочки, колеса, часто укрепляя на высоких кольях, жердях, стволах сухих деревьев (сосен). "ЧУЧЕЛО" - пук соломы в платке, завязанном "по-бабьи" и кофте - ставили на дрова, сложенные "колодцем," и внутри зажигали огонь. С заранее подготов-ленным чучелом озоровали на неделе, подводя под окна и пугая, и лишь затем сжигали. К костру подходили старухи и угощали блинами; через костер прыгали; вокруг него ходили и пели долгие песни, плясали (часто также встречается упоминание о пляске на перекрестках). У костра кричали:"Прощай, Маслена ерзовая!", "Гори-гори, Масленца, чтобы не погасла! Куды дым, туды блин, туды Масленка!" и прощались друг с другом. Зажигание костров могло объединяться с катаниями: сооружали ворота, оборачивали их соломой и зажигали, через них проезжали на лошадях. Основные сюжеты песен на Масленицу:

"Дорогая ты наша Масленица, полюбовная наша катаница"

"Дорогая-та наша Масленица да дорогие и гостечки"

"Широкая наша Масляна, дотянися до Петрова дня"

Ритуальные игры

Одна из обрядовых игр в Масленицу - " шелыга "("хохлатая шелёга"). Ритуальные бесчинства - таскали по деревне соху, лодку (принесут тем, кто дружит между собой), на крыши домов бороны затаскивали.

Чистый понедельник

С чистым понедельником связано представление о том, что необходимо как можно дольше спать и позже встать утром, чтобы вырос хороший лен.

Проводы масленицы

Кульминационным моментом всего празднества были проводы Масленицы. Они совершались в последний день - "прощеное" воскресенье.

Сожжение (похороны) Масленицы происходило за околицей деревни, в поле. В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало похороны зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем - обновление природы, зарождение весны, новых сил плодородия.

Об обряде встречи весны у русских напоминали "жаворонки", испеченные из теста в виде птички, с которыми 9 марта (день сорока мучеников по христианскому календарю) дети бегали по улице и выкрикивали стишки о весне:

Кулики, жаворонки,
Прилетите к нам,
Принесите нам Весну-красну.
Нам зима надоела,
Весь хлебушек поела,
И кормок подобрала,
И скотину согнала.

23 апреля - в Егорьев день (день Св. Георгия, Юрия, покровителя скота) при первом выгоне скота проводились некоторые обрядовые действия - обереги, например, окуривание стада с целью предохранения его от порчи и болезней. Это был праздник пастухов, наиболее уважаемых людей в деревне, и самой скотины. Но в целом после масленицы общественная жизнь замирала и вновь оживлялась с Пасхой.

Карнавал

В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу древний священный образ божества. Сначала ее (т.е. куклу) с почестями водили по деревне, а затем, под хохот и народное веселье "убивали" разрывали на части, жгли на костре, топили в воде. Дикость? Ни в коем случае. И вообще никогда и ничто не стремитесь сразу огульно оговаривать и охаивать. Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, в этот первобытный праздник народом был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение.

Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его по срокам и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми.

Кстати, вот вам еще один деревенский обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье - в последний день праздника (к сожалению этот ритуал праздника почти утрачен).

"Сударыню-Масленицу" взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный "поезд": целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, после чего "Сударыня-Масленица" сжигалась на костре со словами: "Гори, блины, гори, Масленица!" Блинами как бы хоронили Масленицу (блины исстари были, кроме всего прочего, символом поминовения усопших), принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия. Как мы уже говорили, ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна - как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.

С чем связан обычай печь на масленицу блины

Ее происхождение затерялось в глубокой древности, но отмечалась она у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод.

Праздник масленицы был связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традиционные блины. Круглые, горячие, золотистые, они представляют собой как бы миниатюрные изображения нашего светила. К тому же настоящие русские блины имеют красный цвет. "Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей", писал А. Куприн. Со временем масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гулянье, посвященное проводам зимы. С карнавалами ряженых и ездой на тройках с бубенцами, сжиганием чучела зимы и катаньем на санках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и веселыми играми и затеями.

Игра "в Калашникова"

Есть два варианта. Вариант первый - двое садят друг другу в грудь кулаками по очереди, пока кто-нибудь не сдастся. Вариант второй - на землю кладут две палки. Выигравшим считается тот, кто ударом заставит противника потерять равновесие и отступить (или улететь:) за палку. Наносить удар в область сердца считается неэтичным. По горлу тоже не бьют. Принимая удар, нельзя разворачивать корпус. В живот можно если договорятся. Вперед шагать тоже нельзя.

Играли не только в деревнях, но и в городах - и кадеты, и взрослые. Некоторые обходились с противником весьма вежливо, некоторые били со всей дури. Было сразу видно, умеет человек принимать удар или нет.

Следующую забаву особо представлять не надо. С каждой строны по двое - "Конь и Всадник". Думаю, еще в школе все в неё играли. Цель - свалить противников на землю - хотя бы верхнего. Очень много от "коня" зависит.

Масленица песни

Хороводные песни

Хороводные песни исполнители отчетливо разделяют на: весенний, летний и осенне-зимний циклы. Бытовало три типа хороводных построений: движение по кругу, взявшись за руки; извилистой линией - змейкой (т.н. "кривой танок") и "стенка на стенку" (Рисунок хоровода, в котором участники встают в два ряда, один против другого, и поочередно, исполняя куплеты песни, подходят к противоположному ряду, кланяются и отступают на свое место. Содержание такого хоровода строится по типу: вопрос-ответ). Если того требовало содержание песни, то внутри круга разыгрывался какой-либо традиционный сюжет.

Протяжные песни

Самыми глубокими и содержательными были протяжные песни. Среди них особенно интересны исторические, рекрутские, а также, особенно любимые в народе лирические песни о безответной любви, которые научно принято называть "жестокими" романсами.

Самарская Лука, Жигулевские горы издавна были местом, где находила свое убежище так называемая "волжская вольница", а попросту говоря, разбойничьи шайки беглых людей, которые занимались грабежами и наводили страх на местное население. Может быть поэтому, среди протяжных песен так много разбойничьих, тюремных, балладных, которые сами исполнители называют "тревожными".

Наиболее известными из них по всей России являются песни "Утес Стеньки Разина" и "Свадьба" (или "Из-за острова на стрежень...").

Кроме песен народом слагались многочисленные легенды, предания, сказки и т.д.

Встреча масленицы

Понедельник - встреча
А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали
.

Величальные песни

Вот одна из распространенных величальных песен в честь Масленицы:

Дорогая наша Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ласткй красные,
Лапти частые головастые,
Портянки белые, набеленные!


О купце Калашникове

Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.
Оцепили место в двадцать пять сажен
Для охотницкого бою, одиночного.
И велел тогда царь Иван Васильевич
Клич кликать звонким голосом:
LОй, уж где вы, добрые молодцы?
Вы потешьте царя нашего батюшку,
Выходите-ка в широкий круг;
Кто побьет кого, того царь наградит,
кто будет побит, того бог простит!¦

М. Лермонтов

Масленица

Масленица называется различно, и все эти названия означают одно и то же. По причине воздержания от мяса произошло название мясопуста; от употребления сыра - сырной недели; от повсеместного употребления масла - масленицы, которая продолжается целую неделю перед Великим постом. В святцах и церковных книгах употребляется название сырной недели. В это время не едят ничего мясного; рыба, молока, яйца и сыр есть общее для всех. Известное название этой недели по всей России - Масленица.

Масленица - праздник проводов зимы, восьмая неделя перед Пасхой. Масленица проходила перед Великим постом, в сыропустную неделю православного календаря, и заканчивалась Прощёным воскресеньем.
По канонам Православной Церкви сыропустная неделя предназначалась для подготовки верующих людей к посту, когда каждый из них должен был проникнуться настроением, соответствующим наступающему времени телесного воздержания и напряженных духовных размышлений (см. ). В традиционном русском быту эта неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась». Масленица отмечалась по всей России и в деревнях, и в городах. Ее празднование считалось для всех русских людей обязательным: «Хоть себя заложи, а масленицу проводи».
В деревнях в ней принимали участие все жители, независимо от возраста и социального положения, за исключением больных и немощных. Неучастие в масленичном веселье могло повлечь за собой, по поверью, «жизнь в горькой беде». Празднества начинались встречей масленицы в воскресенье перед масленой неделей. Однако этот обряд не был широко распространен. Там, где он был известен, масленицу встречали блинами, которые раскладывали на возвышенные места с призывами: «Приезжай ко мне в гости, масленица, на широк на двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!», а также пением песен: Масленица годовая, Гостья наша дорогая! Она пешей к нам не ходит, Все на конях приезжает. У ней кони вороные, Слуги молодые. Первые три дня масленой недели шла подготовка к празднику: привозили дрова для масленичных костров, убирали избы. Основные празднества приходились на четверг, пятницу, субботу, воскресенье - дни широкой масленицы. Все масленичные развлечения проходили обычно на улице.
В дома заходили только для того, чтобы немного согреться, если было морозно, и угоститься праздничными яствами. Нарядно одетые люди - девушки, парни, семейные пары, дети, старики и старухи - все высыпали на улицу, участвовали в праздничном гулянье, поздравляли друг друга, шли на ярмарку, где покупали нужные и ненужные вещи, удивлялись чудесам, которые показывали в балаганах - передвижных театрах, радовались кукольным представлениям и «медвежьим потехам» - выступлениям вожака с медведем.
Масленичный комплекс включал в себя такие развлечения, как катание с гор, катание на санях, различные обряды чествования молодоженов, кулачные бои, шествия ряженых, военные игры, как, например, «Взятие снежного городка» и т. д. Характерной особенностью масленицы было употребление большого количества жирной пищи, а также пьянящих напитков. Из напитков предпочитали пиво, а из пищи - сметану, творог, сыр, яйца, всевозможные мучные изделия: блины, сырники, пряженцы, хворост, лепешки. Преобладание молочной еды обусловливалось церковным запретом на употребление мяса в неделю, предшествовавшую Великому посту.
В масленицу звучало множество песен, прибауток, приговоров, большая часть которых не имела обрядового значения, это были веселые песенки, посвященные масленице и масленичному гулянью:
Ах ты, масленка дорогая,
Дорогая, лели, дорогая. К нам в гости приезжала,
Приезжала, лели, приезжала. Да сыр с маслицем привозила,
Привозила, лели, привозила. А мы масленку прокатили,
Прокатили, лели, прокатили. На вороненком коне катались,
Мы катались, лели, катались.

История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».
Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.
А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр, известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.
Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.
Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.
В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.
Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.

На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками. Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая, боярыня-масленица, госпожа масленица».
Понедельник - встреча
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день «встречи», очень жизнерадостны.
Вторник - заигpыш
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение - катание с обледенелых гор.
Среда - лакомка
Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Четверг - разгул (перелом, широкий четверг)
На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего («лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного (двое дерутся - третий не лезь), бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» или «один на один». Велись и «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно. И все-таки это была игра, праздник, которому, естественно, соответствовала и одежда. Если и вы хотите следовать древним русским ритуалам и обычаям, если у вас сильно чешутся руки, можно слегка и позабавиться, наверное, дракой - снимутся заодно и все негативные отрицательные эмоции, наступит разрядка (может, в этом и был какой-то тайный смысл кулачных боев), а заодно это и поединок сильнейших. Только не забывайте обо всех ограничениях и, главное, о том, что это все-таки праздничный, игровой поединок.
Пятница - тещины вечера
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж, сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам! Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе). В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Суббота - золовкины посиделки
Золовка - это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Как видим, на этой «масленице жирной» каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.
Воскресенье - проводы, целовальник, прощеный день.
Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами и «слёзными словами» испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю»,- отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться.

Прощались с масленицей в воскресенье. В этот день в северных и центральных районах Европейской России жгли костры, а в южных - хоронили соломенное чучело Масленицы. Масленица - явление сложное и неоднозначное. Этот праздник восходит к весенним аграрным обрядам дохристианской эпохи жизни славян, когда масленица приурочивалась к дню весеннего равноденствия - рубежу, отделяющему зиму от весны. Обрядовые действия были направлены на то, чтобы зимние тяготы закончились и наступила весна, а за ней теплое лето с обильными хлебами. В XIX-начале XX в. в праздновании масленицы на первый план вышли элементы развлекательного характера.
Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста - Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Масленичные обряды перед праздником на Руси

Праздновать и провожать зиму начинали еще в субботу — называлось это «малая Масленка». В деревне ребята бегали по домам и собирали лапти, а каждого встречного спрашивали «Везешь ли Масленицу?»

В воскресенье было принято ходить в гости или же приглашать родственников и соседей к себе в дом. В масленичную неделю мясо не ели, поэтому последний день перед праздником называли «мясное воскресенье», когда можно было вдоволь полакомиться мясом и птицей перед началом Великого поста. Сейчас во время Масленицы допускается есть мясо, ведь начинается после нее.

Масленичные обряды на неделю


Какие же традиции соблюдались непосредственно во время масленичной недели? Давайте вспомним.

    Понедельник — «встреча». В первый день было принято кататься с горок. Согласно поверью, чем дальше уедут санки и чем громче будет веселье — тем лучше будет урожай в этом году. Также на Руси было принято качаться на качелях. А мы в этот день традиционно начинаем печь блины!

  • Вторник — «заигрыш». Начало игр и народных гуляний! Блины, конечно же, продолжаются. Это отличный повод попробовать новые рецепты блинного теста и начинок.
  • Среда — «лакомка». В этот день было принято ставить на стол все самое вкусное. Есть даже поговорка для среды «Что есть в печи — все на стол мечи!». Во главе стола, конечно же, должна стоять большая стопочка блинов.
  • Четверг — «разгуляй». Народные гуляния к четвергу достигали самого большого размаха. Все делалось для того, чтобы прогнать зиму — устраивались катания на лошадях, взятие снежных крепостей и другие игры.
  • Пятница — «тещины вечерки». Ездить к теще на блины — обряд масленичной недели, который популярен до сих пор. В пятницу теща должна приготовить как можно больше вкусных ажурных блинчиков, чтобы порадовать зятя!
  • Суббота — «золовкины посиделки». Походы в гости к родственникам продолжаются. А вы знаете, почему принято печь блины? Блин — это символ золотого, круглого солнца. С горячими блинчиками встречают весну!
  • Воскресенье — «прощеное». Еще одна традиция, сохранившаяся до наших дней — просить прощения у всех вокруг. Отвечать на просьбу принято так: «Бог простит». И, конечно, в воскресенье принято сжигать чучело зимы, прощаясь с надоевшими морозами.
  • Еще один важный день — первый понедельник после «сырной недели» — «чистый понедельник». Было принято мыть дом после праздника, очищать посуду от скоромного, а также обязательно ходить в баню.

В целом, во время всей недели многие традиции касались семьи и молодоженов. Родители молодых совершали визиты друг к другу, а сами молодожены ездили по селу в нарядных санях, пели песни и участвовали в народных гуляниях. Также на Масленицу часто устраивали смотрины, а свадьбу играли уже после Великого поста.

Не так много языческих праздников, которые сохранились и в современной России. Масленица является одним из них и отмечается в неделю перед началом Великого поста. Она начинается в воскресенье, которое в народе принято называть - "мясное заговенье", ведь именно в этот день можно было в последний раз перед постом есть мясо. Поэтому все семьи старались собраться вместе, чтобы устроить пышные гулянья. Праздник многие называли "перебуха", "объедуха", "весёлая", "Широкая Масленица" (ведь никто не уходил с празднования голодным, а хозяйки старались напечь как можно больше блинов).

История возникновения Масленицы

Основная внутренняя суть Масленицы - подготовиться морально к началу длительного и тяжёлого для большинства Великого поста. Это праздник вкусной и сытной еды, когда никто не отказывает себе в желании полакомиться любимыми блюдами.

Интересно, что во времена язычников это был праздник весеннего солнцеворота, когда все люди встречали Новый год. Торжество длилось всю неделю, а программа его была очень насыщенной. Название же празднику дали гораздо позже, когда появилась традиция в эту неделю печь блины и уже запрещено было есть мясо. Блины пекли ещё язычники, ведь по форме они напоминают солнце.

Конечно же, за время существования праздника произошло немало неприятных ситуаций, когда такие народные гулянья подвергались нападкам и даже единожды были совсем запрещены. Это изменение внёс царь Алексей Михайлович, который очень переживал, что за время празднования многие мужчины получали серьёзные увечья. Хоть никто так и не начал выполнять эти царские указы, ежегодно повторяя все обычаи Масленицы.

А вот Екатерина II и Пётр I сами очень любили такие гулянья, когда они могли также покататься на санях, спуститься с горки и наесться горячих блинов. Во времена их правления также достаточно часто проводились масленичные комедии, устраиваемые крестьянами. Основным сюжетом было грандиозное празднование Масленицы, а также многие реальные события, которые произошли за предыдущий год.

Масленица - самый любимый народный праздник в России

По народным преданиям люди, которые плохо праздновали Масленицу весь следующий год жили плохо. Именно поэтому каждая семья старалась приготовить как можно больше сытных блюд, пригласить гостей, устроив действительно грандиозное празднование. Часто такие застолья заканчивались под утро танцами и песнями. И по сей день многие уверены, что Масленица должна превратиться в безудержное веселье, когда от еды ломятся столы и каждый радуется приходу весны.

Конечно же, Масленица - это не только много вкусной еды и напитков. Это целая неделя веселья, танцев, катания на лошадях и санках. Она является народным праздником, поскольку в эту неделю все веселись, гуляли, пели и встречали гостей. Каждый день превращался в настоящий пир, поскольку каждая хозяйка старалась приготовить как можно блюд и напечь блинов. В это время никто не думал о работе или домашних заботах, ведь все наслаждались бурным весельем, а незамужние девушки гадали на суженого. Во время совместных катаний каждая из них старалась привлечь к себе внимание парней и их родителей, поскольку в те времена от решения отца и матери во многом зависел выбор будущей избранницы или избранника.

Также в Масленицу не забывали о молодожёнах, которые вступили в брак в прошлом году. По народным обычаям их валяли в снегу, скатывали с гор, а родственники и друзья практически каждый день приходили в гости. В последний день празднования, который ещё называют "Прощенное воскресенье", все просили прощения друг у друга, а также прощали полученные от врагов или знакомых обиды.

Блины: откуда пришла традиция печь блины

Блины любят дети и взрослые, их едят не только во время Масленицы, но именно в эту неделю это блюдо имеет особое знание. Во все времена хозяйки соревновались в приготовлении блинов, ведь у каждой из них был свой рецепт. Его хранили и передавали из поколения в поколение. Чаще всего для приготовления этого основного праздничного блюда использовали пшеничную, овсяную и кукурузную муку, кусочки тыквы и яблок, а также сливы. Изначально круглая форма блинов была выбрана язычниками для того, чтобы привлечь весну и порадовать бога Ярило. Именно он был одним из самых почитаемых в их религии.

Первый готовый блин всегда отдавали нищим, поскольку пекли его в память о всех умерших. Блины ели весь день и часто комбинировали с другими блюдами. Их подавали со сметаной, вареньем или яйцами, а зажиточные семьи могли позволить себе наесться блинов с икрой.

По обычаю блины пекли каждый день, поскольку именно они были основным украшением праздничного стола. Вместе с блинами также хозяйки готовили медовые сбитни и пряники, варили пиво и заваривали ароматный чай. Самовар всегда оставался горячим, поскольку в эту неделю было принято организовывать не только семейное застолье, но также часто приглашать к себе гостей и участвовать в общенародных гуляньях.

Сооружение масленичного чучела, Петрушка и скоморохи

Во время гуляний мужчины часто устраивали потешные бои, а женщины с детьми сооружали масленичное чучело из соломы. Многие семьи даже катали его на санях, сопровождая это действие пением и танцами. Чучело одевали в старые женские наряды, веселись с ним, а после завершения празднования - сжигали на костре, что символизировало уход зимы.

Сжигание чучела и большинство других традиций Масленицы направлены на то, чтобы поскорее прогнать зиму и встретить долгожданную весну. Это также можно сказать также о представлениях, организованных скоморохами во второй день празднования. Конечно же, каждый из них старался рассмешить публику, но лучше всего это получалось у Петрушки. Он был главным героем кукольных театров по всей стране, его любили как взрослые, так и дети. В таких выступлениях принимали участие многие прохожие, а некоторые семьи устраивали небольшие комедийные концерты у себя дома.

Вместе со скоморохами на улицах можно было часто увидеть дрессированных медведей. Животные пытались показать девушек, которые красятся перед зеркалом или пекут главное угощение Масленицы - блины. В некоторых городах России эта традиция сохранилась и по сей день.

УДК 39

Масленица. История праздника и его традиции.

Maslenitsa. The history of the holiday and its traditions.

Аннотация: Данная дипломная работа посвящена рассмотрению черт русского национального характера через призму русских традиционных праздников на примере Масленицы. История Масленицы уходит в дохристианскую Русь. Масленица, как самый яркий, весёлый, широкий и зрелищный русский праздник, пользуется популярностью в русском народе. Сегодня Масленица — это символ русских народных праздников с тысячелетней историей.

Annotation: This thesis is devoted to consideration of features of the Russian national character through the prism of Russian traditional holidays, for example carnival. The history of carnival rooted in pre-Christian Russia. Carnival, as the bright, cheerful, wide and spectacular Russian holiday, is popular among the Russian people. Today, Maslenitsa is a symbol of Russian folk festivals with a millennial history.

Ключевые слова :Масленица, русский национальный праздник, национальный характер, черты русского национального характера

The keywords: Maslenitsa, a Russian national holiday, national character features of Russian national character

Национальный характер — совокупность наибо-лее устойчивых для данной национальной общности особенностей эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и форм реакций на него. Он выража-ется в эмоциях, чувствах, настроениях и проявляется в национальном темпераменте.

С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, уникальная, притягательная и непонятная. Про Россию Ф.И. Тютчев(1803 — 1873 ) сказал:

Умом России не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Эти строки, безусловно, актуальны и по сей день. Россия — страна, не подпадающая ни под какие мерки, шаблоны и законы логики. Её характер — это характер её народа, отличается сложностью и противоречивостью.

Многие факторы влияют на формирование национального характера, развивающегося долгое время в истории. Среди этих факторов самыми главными являются культура и история. Традиционные праздники как важный компонент национальной культуры считаются носителями, отражающими и наследующими национальной культуры; процессом накопления и коагуляции национальной истории и культуры в течение продолжительного периода времени; объединённым показанием национального характера и национальной культуры; истинным изображением профиля нации и государства. Поэтому, с помощью русских национальных традиционных праздников пригодится далее и глубоко исследовать и анализировать русский национальный характер.

История Масленицы уходит в дохристианскую Русь. Масленица, как самый яркий, весёлый, широкий и зрелищный русский праздник, пользуется популярностью в русском народе. В дни праздника Масленицы есть ряд ритуалов: сжигание соломенного чучела Зимы, готовить и есть блины, катание на санях и отголосок языческих обрядов. Сегодня Масленица — это символ русских народных праздников с тысячелетней историей. Ни в одной стране не празднуют ничего подобного.

Данная дипломная работа посвящена рассмотрению черт русского национального характера через призму русских традиционных праздников на примере Масленицы. Она состоит из введения, основного текста, заключения и списки литературы.

Введение включает в себя изложение актуальности, цели, задачи, значимости и методов исследования этой дипломной работы. Коротко отмечено основное понятие русского национального характера.

Основной текст состоит из двух глав. В первой главе растолковываются общие сведения о Масленице: её возникновение, традиции празднования, и влияние на современное русское общество.

Во второй главе излагаются основные черты русского национального характера, проявляющиеся в обычаях и традициях русского традиционного праздника Масленицы, подробно анализируются такие черты, как религиозность, воинственность, гостеприимство и соборность.

В заключении мы пришли к выводу: русский национальный праздник Масленица — эффективный способ для исследования черт русского национального характера. Масленица может чётко отразить главные черты русского национального характера.

Введение

Глава 1 Общие сведения о Масленице

1.1. Происхождение Масленицы.

1.2. Традиции празднования Масленицы

1.3. Влияние Масленицы на современное русское общество

Глава 2 Черты русского национального характера сквозь призму Масленицы

2.1. Религиозность

2.2. Воинственность

2.3. Гостеприимство

2.4. Соборность

Заключение

Литература

Введение

Всем известно, что каждый народ, населяющий нашу планету, не возникает из ниоткута. На протяжении тысяч лет при развитии общества у каждого народа постепенно сложились своеобразные обычаи, устоявшиеся традиции и самые невероятные и экзотические обряды, которые составляют незримый, но сугубо индивидуальный культурный багаж каждой народности. Обычаи и обряды — неотъемлемая сторона жизни. Каждый народ является сложным миром. Члены народа имеют одинаковый язык, общую окружающую среду политики и экомоники, общие источники истории, общую территорию и накопление культуры. Таким образом, у них есть многие общие черты, которые называются чертами национального характера.

Про национальный характер, в разных областях исследований есть разные термины, как основные типы личности, национальные черты, общественный характер, этнические особенности, национальный менталитет, национальная индивидуальность, в сущности все они указывают на национальный характер. Национальный характер — уникальный национальный колорит эмоций и чувств, образа мыслей и действий, устойчивые и национальные черты привычек и традиций, формирующихся под влиянием условий жизни, особенностей исторического развития данной нации и проявляющихся в специфике её национальной культуры. Он меняется по мере изменений веры, природной среды, общественного режима и др. В этническом сознании каждого народа в стереотипной форме присутствуют представления о типичных представлениях той или иной нации: англичане — консервативны, немцы — аккуратны и трудолюбивы, испанцы — горды и т.д. О русском национальном своеобразии как самими русскими написано очень много и очень по-разному.

Россия, страна обширная, имеет самую большую по площади территории в мире, особое географическое положение, даже и суровый климат. Поэтому русские имеют загадочную душу, стойкость, склонность к крайности, умение выживать при любых обстоятельствах, великодушие, уверенность в себе, мужество, честность, доброта, свободолюбие, трудолюбие, гуманность, сердечность, сострадание, самоотверженность, стремление к справедливости и т.д.

Писатель А.Н. Толстой так написал: «Русский характер лёгкий, открытый, добродушный, жалостливый… когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда — русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, не щадя себя, он не щадит и врага… В мелочах русский человек может быть несправедлив к себе и другим, отделаться шуточкой… Но справедливость в больших идеях и больших делах живёт. В нём неискоренимо. Во имя справедливости, во имя общего, во имя Родины, он, не подумав о себе, кинется в огонь.»

Неоценимый вклад в изучение русского национального характера внесла книга русского философа Н.О. Лосского (1870 — 1965) «Характер русского народа». В своей книге Лосский дает следующий перечень основных черт, как религиозность, общительность, чувство и воля, свободолюбие, присущих русскому национальному характеру.

Важное значение Н.А. Бердяев придавал коллективно-родовому началу в развитии русского национального характера и в судьбе России. По мысли Бердяева, «коллективизм духовный», «духовная соборность» — это «высокий тип братства людей». За таким коллективизмом будущее. Но есть и другой коллективизм. Это «безответственный коллективизм», который диктует человеку необходимость «быть как все». Русский человек, считал Бердяев, утопает в таком коллективизме, он чувствует себя погруженным в коллективе. Отсюда недостаток личного достоинства и нетерпимость к тем, кто не такой, как остальные, кто благодаря своему труду и способностям имеет право на большее.

В руссrом народе есть такая пословица: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях ». Эта пословица образно отражает воинственность русских людей. Русский народ отличает от других народов воинственностью. Причина в том, что чувство чести играет важную роль. Чувство чести — нерушимый фундамент, заложенный в русских. Его невозможно разрушить.

Праздники — наиболее надёжные источники сведений о национальном характере, поскольку за ними не стоит индивидуальный, их создатель - народ, это коллективное творчество. Из многих русских национальных праздников Масленица - самый яркий, весёлый, широкий и зрелищный русский праздник, она отличаются уникальными традициями и обрядами, предоставляет богатый материал для всестороннего исследования черт характера нации. В длительном процессе развитии русской культуры и истории Масленица честно фиксирует в своей семантике своеобразные русские культурные установки и стереотипы, прямо или косвенно отражает воззрения русского народа, идеологию своей эпохи, особенности русского национального характера. Поэтому мы выбрали праздник Масленицу как свой предмет исследования, сквозь призму этого праздника анализируем черты русского национального характера, в чём и заключается наша цель изучения.

На основе поставленной цели выделяются следующие задачи:

1) Представить основные сведения Масленицы;

2) Выяснить происхождение и важные традиции празднования Масленицы;

3) Указать на то, как Масленица влияет на современное русское общество;

4) Проанализировать черты русского национального характера с помощью традиций и обычаев Масленицы.

Для решения поставленных задач используются следующие методы: метод сплошной выборки; метод контекстного наблюдения; метод контекстуального анализа; метод сопоставления и обобщения.

Значимость исследования состоит в выявлении одной из важнейших русских праздников — Масленицы, в более глубоком и всестороннем познании черт русского национального характера. Всё это имеет большое значение для учащихся русскому языку или людей, которые имеют дело с русскими.

Глава 1 Общие сведения о Маслениц е

1.1. Происхождение Маслениц ы

Масленица — русский народный праздник, корнями уходящий в древнее время, зародилась в те времена, когда славяне еще не знали христианства, были язычниками, тогда начало Нового года отмечали не зимой, а с приходом весны, первого марта. Считается, что это был славянский праздник проводов зимы, и одновременно были проводы старого года и встреча нового. С введением христианства в Россию церковь пыталась запретить шумные языческие славянские ритуальные действия, искоренить веселые народные гуляния, однако из этого ничего не вышло. Таким образом, в Масленице переплелись аграрные и семейные обрядовые действия, отголоски языческих и христианских представлений о человеческом существе и устройстве окружающего мира.

Масленица называется различно, все эти названия имеют одинаковые мысли. По причине воздержания от мяса произошло название мясопуста; от употребления сыра — сырной недели; от повсеместного употребления масла — Масленицы, которая продолжается целую неделю перед Великим постом. В святцах и церковных книгах употребляется название сырной недели. В это время русские не едят ничего мясного, но могут есть рыбу, молока, яйца и сыр. Поэтому известное название этой недели по всей России — Масленица.

Русские празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. Во время Великого поста Церковь предписывает верующим воздерживаться от скоромных продуктов(мяса, масла, и т.д.), увеселений и развлечений — вот народ и стремится повеселиться «впрок». Древняя пословица гласит: «Как новый год встретишь, так его и проведешь» . Поэтому Масленицу отмечали с большим размахом: пели песни, водили хороводы, зазывали Весну, сжигали чучело зимы. В каждый ритуал вкладывался особый смысл. В этом празднике хорошо прослеживаются культ предков, аграрный, а также семейный культ. Считается, что культ предков прослеживается в традиции выпекания обрядовых блинов (часть поминальной пищи), а также в традиции прощеного воскресенья. Семейно-родовой характер праздника можно связать и с названием дней Масленицы. Аграрный культ прослеживается во многих праздниках, в том числе и в обрядах Масленицы.

Блины — это главный символ Масленицы. Они символизируют свет, победу над злой и приход весны. Такая символика блина вполне понятна, ведь он такой же горячий, золотистый и круглый, как и солнце. Ещё считается, что чем больше блинов на Масленицу съешь, тем богаче и счастливее проживёшь год.

1.2. Традиции празднования Масленицы

В период празднования Масленицы православные традиции играет большую роль в истории. Последняя подготовительная к Великому посту неделя называется Сырной седмицей. Эта седмица — это время в церковном календаре связано с размышлениями о грядущем конце зла и победе добра после Страшного Суда — в течение этой недели христиане должны прочувствовать «радость ожидаемого пришествия Царства Божия».

По традиции, в Масленую неделю предполагаются праздничные застолья с родными и друзьями, хождение друг к другу в гости — всё это сближает, даёт повод просить обиды и недовольства, которые накопились за год, ведь в конце этой седмицы, в день накануне Великого поста — прощёное воскресенье.

Церковь предостерегает паству от всякой неумеренности. Пьянства, легкомысленных поступков и опасных игр в это время — за весельем не стоит забывать о высоком подготовительном назначении этой светлой, радостной недели. «Мир с родоначальниками горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими », звучит в песнопениях Сырной седмицы — так вспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Этим чтением Церковь напоминает нам, что мы должны делать добрые дела, и зовёт грешников к покаянию, напоминая, что за все грехи нам придётся отвечать. На Сырной седмице уже не совершается Таинство Венчания, в среду и пятницу не служится Литургия, а на Часах произносится молитва.

Народные традиции Масленицы тоже занимают важное место. На Масленицу в течение всей недели веселье, традиции и забавы всегда имеют установленную последовательность, что выражается в названии масленичных дней. В понедельник — встреча Масленицы, во вторник — заигрыш. В среду масленой недели, тёщи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся, отсюда и пошло выражение «к тёще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тёщу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощёным днём», в этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками. Вся неделя именовалась «честная, широкая, веселая, боярыня-Масленица, госпожа Масленица».

Понедельник зовётся «встреча». В этот день достраивали ледяные горки, качели и балаганы, наряжали чучело Масленицы в старую женскую одежду. Насаживали его на большой шест и с весёлыми величальными песнями возили на санях. Затем чучело устанавливали на ледяной горке, с которой устраивали катание на санях. В понедельник начинали печь блины, и первый блин обычно получали нищие на помин усопших.

Вторник называется «заигрыши». С утра молодые люди катались с гор и ели блины, а также приглашали в гости родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечены - просим жаловать» . В деревянных балаганах давали театральные представления с участием Петрушки и масленичного деда. Скоморохи пели частушки. Было принято возводить ледяные крепости, устраивать шуточные бои. В конце XVIII века в Петербурге устраивали гулянья на Исаакиевской площади, где устанавливали балаганы и карусели, строили ледяные горки. В Москве катались на санях по Москве-реке и реке Неглинке. Проводили маскарады на московских улицах.

В среду, в «лакомки», в каждой семье накрывали столы, предлагая гостям блины, кушанья из рыбы, яиц, творога, молока. В некоторых областях России особое внимание в этот день уделяли тёщи своим зятьям — «тещины блины». В городах и посёлках устанавливали торговые палатки, где предлагали горячие сбитни, русские пряники, орехи, кипящий чай из самовара.

В четверг приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие своё начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, к примеру, бить лежачего «лежачего не бьют», вдвоём нападать на одного «двое дерутся — третий не лезь», бить ниже пояса или «один на один». К тому же, все с удовольствием катались на ледяных горках, качелях и лошадях, устраивали пиры, карнавалы, начинали колядовать. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, петь частушки. Напрасно четверг тоже зовётся “широкий разгул”.

Пятница славилась «тещиными вечерами». Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж, сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам! Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе). В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и др., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей

Суббота — золовкины посиделки. Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных и дарили им подарки. Всё очевидно, на этой «Масленице жирной» каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.

Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышлённые и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. При встрече порой «даже с незнакомым человеком» полагалось остановиться и с троекратными поклонами и «слёзными словами» испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чём я виноват или согрешел перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю», - отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться. Гулянье заканчивалось, на ледяных горках разводили костры, чтобы растопить лёд и прогнать холод. В этот день окончательного прощания с зимой сжигали чучело Масленицы, а пепел развеивали по полям, чтобы был хороший урожай.

1.3. Влияние Масленицы на современное русское общество

Всем известно, праздник создаёт ощущение общности, которой способствует разный церемониал, обряды праздника, в которых слова, музыка, движение, свет, цвет, художественно воплощают идею, все это создает особую атмосферу. Его участники испытывают ощущение «очищение души», поэтому особенность праздничной культуры проявляется не только в прагматической стороне, но и в духовной стороне.

Язычество как первая религия славян подарило русским Масленицу, великолепные свадебные обряды и святочные гадания. Свадьбы играли осенью или зимой, в интервалах между длительными постами. Особой популярностью пользовался так называемый «свадебник» — период от Рождества до Масленицы.

Современные свадебные обычаи несколько трансформировались с течением времени, но разорительно не изменились. Многие русские свадьбы играют в такой период — от Рождества до Масленицы.

Своеобразный символ Масленицы — золотистый, круглый и горячий блин, который символизирует счастье, веселье, надежду, свет и веру в будущее. Он является традиционным блюдом Масленой недели. Сейчас больше и больше русских потчует своих близких и гостей вкусными блинами.

Влияние Масленицы отражается в произведениях искусства различного вида, как в литературе, музыке, рисовании, фильмах и т.д. Например, известный русский фильм «Сибирский цирюльник» пользуется популярностью по всему России, в нем с помощью представлением традиций и обычаев Масленицы режиссёр Никита Михалков воссоздал полную Масленицу.

Современные русские любят Масленицу за тот настрой, который он даёт и не задумываются о том, что же такое даёт этот праздник, почему он сохранился до нынешних времён. Дело в том, Масленица соединяет в себе не только традицию проводов зимы и встречу весны, а также служит фактором укрепления семьи и примирения всех родственников.

Масленица способствует современному русскому обществу к стабильности, процветанию и энергичности.

Глава 2 Черты русского национального характера сквозь призму Масленицы

Русский национальный характер, его необычность и непонятность, давно возбуждает у учённых живейший интерес и стремление понять, объяснить те или иные характерные его черты, найти корни трагических обстоятельств, сопутствующих истории России. Однако представляется, что русский народ до сих пор сам не может понять себя, объяснить или хотя бы оправдать свое поведение в той или иной ситуации.

Сегодня русский народ переживает переломный момент в своей истории. Одна из невосполнимых потерь, постигших Россию в XX веке, связана с упадком национального самосознания и утратой вековых духовных ценностей. Пробуждение России, конечно, должно начаться с духовного возрождения ее народа, т.е. с попытки русского народа разобраться в себе, воскресить наилучшие свои качества и искоренить недостатки.

В процессе исследовании черт русского национального характера мы замечаем, что в истории России такие черты, как религиозность, воинственность, гостеприимство, соборность всегда занимает абсолютно важное место. В дальнейшем совершенно представляем эти четыре главных черты русского национального характера через призму праздника Масленицы.

2.1. Религиозность

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации. Она тоже является преобладающим мировоззрением в большинстве стран мира, большинство опрошенных относит себя к одному из вероисповеданий.

Религиозная система представления мира опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некой сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т.п.

Н.А. Бердяев отмечает, что русский народ — религиозный по своему типу и по своей душевной структуре. Славянское язычество является самостоятельно развившимся в первое тысячелетие русской эры фрагментом древней индоевропейской религии, представленной в древнеиндийских и древнеримских текстах. Главные черты славянского язычества как мировоззрения — одухотворение природы, культ предков и сверхъестественных сил, убеждение в их постоянном присутствии и участии в жизни людей, развитая низшая мифология, вера в возможность воздействия на положение вещей в мире средствами примитивной магии, антропоцентризм. При Владимире Святославиче в 988 году на Древней Руси христианство стало государственной религией. Принятие христианства как государственной религии неизбежно влекло ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом. Но духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие).

Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной, сочетающей элементы как славянской мифологии, так и народного христианства. Она включает обряды, относящиеся и к культу предков, и к рубежному времени — началу нового цикла, и к стимуляции плодородия.

Советский фольклорист В.Я. Пропп, развивая идеи В. Ваннхардта и Дж. Фрэзера, считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ.

Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В.Я. Пропп, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно. Пепел от чучела, или масло растерзанное чучело, раскидывали по полям.

Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт сожжение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как «целовник»(прощённый день), смотры молодожёнов, их гостевания, катания с гор и на упряжках, шуточные преследования холосты, связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота.

Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная. У шедших предков, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т.д.), иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы (изначально поминальные), обязательно включавшие блины, ставшие в современном массовом сознании главным атрибутом Масленицы.

По мнению современного российского фольклориста А.Б. Мороза, утверждает, что Масленица — это собственный языческий праздник. Масленичная обрядность переосмысливает то, что предлагает Церковь. В частности, пост в традиционной культуре понимается, прежде всего, как пищевые ограничения, соответственно перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается языческая суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела. Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд, по всей видимости, имеет игровые корни.

Все свидетельства доказывают, что некоторые обряды относятся к языческим, так и многие исходят из православных. Это явление называется двоеверием. Понятие двоеверия, часто используемое применительно к традиционной культуре славян. Для самих носителей традиции система верований была единой и органично сочетала в себе поклонение христианскому Богу и — силам природы и могущественным предкам.

Двоеверие отражает черты русских в обрядах праздников. Масленица не только имеет языческие обряды, но и имеет православные обряды. Таким образом, мы можем видеть, что русские писатели и философы, анализируя черты русского характера, вытекающие из основы русской культуры — Православия и Язычества, отмечают их двойственность и противоречивость: с одной стороны, высота, духовность, тяга к справедливости, а с другой — лень, бездеятельность, безответственность.

Следует отметить, что именно Православие органично легло на те свойства характера, которые «прирожденно, отродно» присущи восточным славянам: «открытость, прямодушие, естественная непринуждённость, простота в поведении (вплоть до изрядной простоватости)», несуетность, юмор, великодушие, уживчивость, лёгкость человеческих отношений («чужие в минутную встречу могут почувствовать себя близкими» — Г. Фёдотов); отзывчивость, способность всё понять; широта характера, размах решений («чем с плачем жить, так с песнями умереть »).

По мнению Н. Лосского, все социальные (и высшие и низшие) слои России усвоили христианство настолько, что идеалом народа стала не могучая, не богатая, а «Святая Русь». С.Л. Франк пишет, что русский дух насквозь проникнут религиозность.

С другой стороны, по мнению историка и философа Л.П. Карсавина существенным моментом русского духа является религиозность, у русского православия есть серьёзный недостаток — его пассивность, бездейственность. Солженицын сам отмечает, что уверенность в будущем обожении обеспложивает настоящее. Если же русский усомнится в абсолютном идеале, то он может дойти до крайнего скотоподобия или равнодушия ко всему. Равномерной методичности, настойчивость, внутренней дисциплины — болезненнее всего не хватает русскому характеру, это может быть, главный порок русского народа.

В ряду недостатков русского характера, являющихся обратной стороной его достоинств А. Солженицын перечислил: всеизвестное русское долготерпение, поддержанное телесной и духовной выносливостью; неразвитое правосознание, заменяемое тягой к живой справедливости; вековое отчуждение русского народа от политики и от общественной деятельности; отсутствие стремления к власти: русский человек сторонился власти и презирал её как источник неизбежной нечистоты, соблазнов и грехов; в противоречие тому — жажда сильных и праведных действий правителя, жажда чуда; отсюда — губительно малая способность к объединению сил, к самоорганизации.

2.2. Воинственность

Кулачные бои устраивались зимой в период святок на Масленицу и иногда в Семик. При этом предпочтение отдавалось Масленице, разгульный характер которой давал возможность мужской части деревни показать перед всеми свою удаль и молодечество. Команды составлялись по признаку социальной или территориальной общности участников.

Друг с другом могли биться две деревни, жители противоположных концов одного большого села, монастырские крестьяне с помещичьими и т.д. Кулачные бои готовились заранее: команды сообща выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры и количестве участников, выбирали атаманов.

Кроме того, была необходима моральная и физическая подготовка бойцов. Мужики и парни парились в банях, старались больше есть мяса и хлеба, которые, по поверью, придавали силу и смелость. Некоторые участники прибегали к различного рода магическим приёмам для увеличения бойцовской храбрости и мощи.

Так, например, в одном из русских старинных лечебников содержится следующий совет: «Убей змею чёрную саблей или ножом, да вынь из неё язык, да вверти в тафту зелену и в чёрную, да положи в сапого в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори ».

Кулачные бои в России могли проходить не только на кулаках, но и на палках, при этом чаще выбиралась борьба на кулаках. Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шашки и меховые рукавицы, которые смягчали удар. Бой на кулаках мог проводиться в двух вариантах: «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

При битве «стенка на стенку» бойцы, выстроившись в один ряд, должны были удержать его под давлением «стенки» противника. Это был бой, в котором использовались различного рода тактические военные приёмы. Бойцы держали фронт, шли клином — «свиньей», меняли бойцов первого, второго, третьего ряда, отступали в засаду и т.п. Бой кончался прорывом «стенки», противника и бегством врагов. Принято считать, что этот тип кулачного боя оформился не ранее XVIII в.

При битве «сцеплялка-свалка» каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» в битву с другим. Русский кулачный бой, в отличие от драки, шёл с соблюдением определённых правил, к которым относились следующие: «не бить лежачего», «не биться по-увечному», «мазку не бить», то есть в случае появления у противника крови заканчивать с ним бой. Нельзя было наносить удары сзади, с тыла, а биться только лицом к лицу.

Важным моментом кулачного боя было и то, что его участники всегда принадлежали к одной возрастной группе. Битву начинали обычно подростки, их сменяли на поле парни, а затем вступали в бой молодые женатые мужчины — «сильные бойцы».

Такой порядок поддерживал равенство сторон. Бой начинался с прохода главных бойцов, то есть парней и мужиков, в окружении подростков по деревенской улице к выбранному месту боя. На поле парни становились двумя «стенками» — командами друг против друга, демонстрируя свои силы перед противником, слегка задирая его, принимая воинственные позы, подбадривая себя соответствующими выкриками.

В это время на середине поля подростки устраивали «сцеплялку-свалку», готовясь к будущим боям. Затем раздавался клич атамана, за ним общий рев, свист, крик: «Даёшь боя», и начинался бой. Наиболее сильные бойцы включались в битву уже в самом конце.

Наблюдавшие за кулачным боем старики обсуждали действия молодых, давали советы тем, кто ещё не вступил в бой. Завершался бой бегством противника с поля и общей весёлой попойкой участвовавших в нём парней и мужиков. Кулачные бои сопровождали русские празднества на протяжении многих веков.

Подробное описание битв «добрых молодцов кулачных бойцов» дали иностранцы, побывавшие в Московии в XVI-XVII вв. Кулачные бои воспитывали у мужчин выносливость, способность выдерживать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в них считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины.

Подвиги бойцов восхвалялись на мужских пирушках. Передавались из уст в уста, нашли своё отражение в удалых песнях, былинах:

Да съехались оны с копьями

Только копья-ты в кольцах попригнулисе.

Да съехались богатыри палками

Только палки по щербням отвернулисе.

Соскочили они со добрых коней,

Да схватились оны на рукопашный бой.

Русский народ — изначально и исторически воинственный! Отсюда берёт начало бунтарский дух, мстительность, жажда борьбы до победы! Самые знаменитые разбойники и лучшие воины принадлежали русскому народу. Да и сейчас слова «русская мафия» или «русская армия», вызывают неприятные ощущения в пятой точке у всех русских врагов.

Воинской доблестью пропитана вся история русского народа. Вне зависимости от профессии все мужчины и многие женщины, владели воинским искусством. И все главные русские боги были воинами, помимо своих прямых обязанностей. Что уж говорить о танцах, песнях, играх и сказах. К примеру, при слове хоровод человек представляет девушек и юношей, которые в лаптях танцуют вокруг берёзы под заунывные песни. Но на самом деле, хороводы были и воинские. Чисто мужские, когда руки на плечах, а рёв из мощных глоток достаёт до небес.

Слава о воинской доблести русских предков гремела не только по всей Европе. Многие древние историки донесли сведения о славе и силе русского народа. Все русские огромные территории захвачены и удержаны в войнах. И русские предки все были войнами, это видно из традиций, обычаев и истории.

Дело в том, на характере русского народа сильно отразилась суровость климата и расположение земли. Суровые зимы, длящиеся до полугода, сформировали в русском народе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Благодаря длинным зимам русские стали терпеливыми и меланхоличными. Обрели способность к резкой мобилизации сил, из-за необходимости в авральном труде в летние месяцы. Климат и невзгоды сделали русского человека расчётливым и прагматичным, но при этом способным действовать «очертя голову», ведь даже здравый расчёт не всегда был способен оградить от прихотей природы. Так же в условиях сурового климата русским была просто необходима общность и чувство локтя. Огромные пространства дали русскому народу широту души, вольность и стремление к свободе.

Сама необходимость защищать свои обширные и лакомые для других территории способствовала воинскому духу.

2.3. Гостеприимство

Гостеприимство — универсальная традиция повседневно-бытовой культуры, предписывающая обязательность радушия и заботы о госте. Оно всегда было характерной чертой русского характера. По мнению А. Падчина, «Гость для древних славян был священ, оскорбить гостя значило оскорбить всё племя. В славянских землях практически не было разбойников, а среди славян-воровства, но если из-за бедности человек не мог хорошо принять гостя, то он мог пойти даже на воровство. Нравы наших предков это допускали».

В сознании русских слово «гость» всегда вызывает чувство «счастье» и «радость»: Гость на гость хозяину радость. Гость на порог - счастье в дом . Когда гости пришли, русские с радостью сразу. Для доброго гостя и ворота настёжь . И для гостя в доме готово всё: и внимание хозяев, и забота, и лучшее место, и лучшее угощение от души. Высказывание одного иностранного туриста о России: «Гости приезжают в Россию с одним чемоданом, а уезжают с двумя и с множеством пластиковых пакетов с кабачками, салатом, вареньем, книгами и сувенирами». Они это называют «русским гостеприимством».

В слове гостеприимство на первом плане — готовность человека впустить чужого в свой дом или даже предоставить ему кров. Для гостеприимного человека его дом — не крепость, а место, куда он рад пригласить гостей. И гость для него — радость в любой ситуации: «Хоть и не богат, а гостям рад».

Третий день Масленицы —«лакомка ». В русском народе были такие песенки, которые посвящены третьему дню Масленицы.

Тетушка Варвара,

меня матушка послала:

Дай сковороды да сковородничка,

мучки да подмазочки.

Вода в печи, хочет блины печи.

Где блины, тут и мы.

В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет». На «лакомки» тёщи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.

Россияне отличаются тем, что любят не только принимать гостей, но и ходить в гости. Поэтому, пятый день Масленицы — тещины вечерки гостевой день. Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки ».

На тещины вечерки зятья угощают своих тёщ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почестей.

Девушки в полдень выносили блины в миске на голове. Они шли к катливой горке. Тот парень, которому девушка была люба, торо-пился отведать блинка, спознать: добрая ли хозяйка из нее выйдет? Ведь она у печи этим утром выстояла, блины творила.

Масленица не обходится без вкусных блюд на русском столе. Да и в гости надо звать.

Шестой день Масленицы золовкины посиделки. Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы. На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала старых своих подруг-девиц, если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была одарить своих золовок подарками. Масленица была, как бы предлогом сойтись, посудачить о том, о другом.

В этом чётко и наглядно проявляется русское гостеприимство.

2.4. Соборность

Соборность — понятие с ярким русским вкусом, введённое русским философом А.С. Хомяков, развитое в XIX славянофилами, выводимое первоначально из принципа каноничности Церкви. Впоследствии, стало трактоваться значительно шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Эти нормы безоговорочно осуждают индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как личное «счастье», утверждая, что «быть счастливым в одиночестве невозможно».

В конце XIX до начала XX веков понятие соборность было воспринято и развито русской религиозной философией. А сегодня оно охватыва-ло все сферы жизни народного организма, став одним из компонентов определения понятия народности, которая «есть соборность рода, языка и быта страны (отечества, родины), связанная верою, просвещением и предопреде-ленною Господом Богом целесообразностью».

Два обычая Масленицы, включая кулачные бои и взятие снежного городка, полностью выражают соборность русских. К таким опасным развлечениям относятся знаменитые все они на Масленицу.

Кулачным боям известно две их разновидности. В первом случае, дрались два соперника, а во втором - шли стенка на стенку, не разбирая в пылу боя, кто свой, а кто чужой. Такая массовая бойня позволяла сбросить напряжение и выпустить пар. Мужчины, разгоряченные спиртными напитками и калорийной пищей, колотили друг друга до смерти.

Взятие снежного городка — излюбленная потеха сибиряков. Это, так сказать, «визитная карточка» сибирской Масленицы. Хотя в 19 веке ее знали также в Тульской, Пензенской, Симбирской губерниях, причем в двух вариантах — дет-ском и взрослом, она нигде не достигала тех масштабов и того размаха, какой был присущ «взятию снежного городка» в Сибири. Но в южных районах России, где снега и льда не было, существовал свой вари-ант масленичной игры «взятие города». Под «городом» здесь понималась ком-пания девушек, оборонявшихся от парней и молодых мужиков.

Как правильно, не только кулачные бои, но и взятие снежного городка идут между двумя деревнями или селами. Причина в том, что именно суровые климатические условия и требование защищать от врагов вызывали необходимость жить и работать сообща. Поэтому, столетиями русские крестьяне, составлявшие подавляющее большинство населения России до начала XX века, жили общинами, которые тогда были основой молекулой социальной жизни. Община есть хранительница главных моделей и ценностей этой жизни и основной механизм, прививающий эти модели и ценности своим членам.

Вообще, «в России, как подчёркивает президент В. Путин, действие коллектива всегда важнее отдельного, это факт».

Заключение

Национальный характер — это абстрактное обобщение всех свойств народа, имеющего общей традициями и культурой, он является одной из наиболее сложных, но и основных проблем при изучении взаимовлияния культур. В настоящее время, когда человечество вступает в эпоху «глобальной деревни», мировая цивилизация взаимно сольётся воедино. Национальный характер, как окно к истории и жизни данного народа, занимает очень важное место при межкультурной коммуникации.

Черты характера какого-то народа отражаются на своих национальных праздниках, празднуемых данным народом. Потому что в обществе праздники представляют собой самую жизнедеятельную и образную часть. Масленица, как самый популярный, широкий и весёлый национальный праздник России, может отражать черты русского национального характера через свои уникальные обычаи, обряды и традиции.

В данной дипломной работе на базе обычаев, обрядов, традиций Масленицы, анализируются главные черты русского национального характера: религиозность, воинственность, гостеприимство и соборность. В том числе, двоеверие как часть религиозности, ярко отражает взаимовлияние и соединение между язычеством и православием. Надо отметить, для широкого и загадочного русского народа, конечно, это не всё. Основные и важные черты русского национального характера совершенно отражаются сквозь праздник Масленицу. Ещё другие важные русские национальные праздники могут раскрыть другие черты русского национального характера. Лишь хотим, чтобы наш скромный почин нашёл более достойных продолжателей.

Все нации являются равноценными носителями общечеловеческих ценностей. В каждой народной душе есть свои могучие и свои слабые стороны, свои достоинства и свои недостатки. Поэтому необходимо взаимно понять разницу по народной душе, полюбить качества народных душ друг друга и быть снисходительным к их недостатки. Таким образом, между разными народами в мире будет возможно осуществления истинно мирного сосуществования.