Функциональная незрелость организма. Компенсация физиологической незрелости детей

Рождение в семье недоношенного ребенка — серьезная и болезненная медицинская и социальная проблема. Сегодня резко возросло число недоношенных малышей, причин этому много: и неудовлетворительное женское здоровье, стрессы, и применение ЭКО, ИКСИ и других методов вспомогательной репродукции. В чем же особенность выхаживания такого малыша?

Недоношенный новорожденный ребенок

Недоношенным называют малыша, который поторопился на свет, и родился ранее 37-38 недель беременности. При определении недоношенности новорожденного следует принимать во внимание так называемый гестационный возраст, то есть срок в неделях от момента зачатия. По этому сроку недоношенным является ребенок, родившийся при сроке гестации менее 37 недель. Однако, кроме срока беременности необходимо учитывать еще и массу тела (менее 2500 г) и длину тела (менее 45 см), плюс к этому. В наличии должны быть признаки незрелости новорожденного. Несмотря на то, что масса тела новорожденного не является абсолютным, универсальным и единственным критерием его незрелости, именно она определяет степень недоношенности.

По массе тела недоношенных разделяют на четыре группы или степени:

1-я степень — масса 2500-2000 г;

2-я степень — масса 2000-1500 г;

3-я степень — масса 1500-1000 г;

4-я степень — масса менее 1000 г.

В зависимости от массы тела и степени недоношенности. Действия врачей и способы выхаживания малыша будут разными, чем меньше масса, тем серьезнее прогноз у такого малыша.

Признаки незрелости

Кроме веса и роста врачам важно будет оценить и внешность крошки, его признаки незрелости. Они дают у ребенка определенную симптоматику, на которую надо будет обращать особенное внимание в процессе его выхаживания. Все признаки можно разделить на морфологические (или особенности внешности, строения) и функциональные (то есть особенности работы органов и систем).

К морфологическим признакам относятся — подкожно-жировой слой слабо развитый или отсутствует, у крошки низкое содержание бурого жира — из-за этого он не может держать тепло и легко перегревается и переохлаждается. Ему будет необходим специальный теплый кувез, где будут держать температуру.

Внешне недоношенный крошка тоже выглядит по-особому, кожа у него морщинистая, как у старичка, отмечается лануго — особенные пушковые волосы на теле новорожденного. На головке зачастую открыты малый и нередко боковые роднички, очень мягкие ушные раковины. Ручки тонкие и ногти на пальчиках не доходят до конца ногтевого ложа. На животике пупочное кольцо расположено ниже середины расстояния между мечевидным отростком и лонным сочленением, обнаруживаются признаки — отеки подкожной основы. У девочек половая щель зияет, так как большие половые губы не прикрывают малые, у мальчиков яички не опущены в мошонку.

Функциональные признаки отражают дефекты в работе внутренних органов, связанные с недоношенностью и незрелостью. У малыша отмечаются несовершенство терморегуляции, ее лабильность, несовершенство дыхания, следствием чего являются частые приступы апноэ — временные остановки дыхания. Особенно часто приступы апноэ возникают в периоды кормления малыша. У ребенка отмечается слабость рефлексов: сосательного, глотательного и др.

Как строится уход?

Особенности ухода за недоношенным ребенком тесно связаны с его функциональными особенностями. Так, несовершенство терморегуляции требует осуществления следующих мероприятий: к моменту родов в родильном зале включают лампу соллюкс, чтобы роды проходили в потоке тепловых лучей. Стерильное бельё, в которое пеленают новорожденного, предварительно согревают грелками. Недоношенному ребенку в родильном зале проводят только первый туалет и сразу же переводят в специализированную палату для недоношенных детей, где поддерживается температура не менее 24 градусов по Цельсию и для согревания ребенка используются кювезы, грелки. В закрытые кювезы помещают недоношенных детей с массой тела менее 1500 г. В кювезе поддерживаются определенная температура, влажность, осуществляется подача кислорода.

Что касается такой функциональной особенности недоношенного, как несовершенство дыхания, то она требует профилактики приступов апноэ, которые чаще всего наблюдаются при кормлении ребенка. Поэтому до и после кормления недоношенному новорожденному, осуществляют подачу кислорода.

Слабость или отсутствие сосательного и глотательного рефлексов определяют метод кормления малыша. Если оба рефлекса сохранены — ребенка необходимо прикладывать к груди матери хотя бы на несколько минут.

В случае, если отсутствует только сосательный рефлекс, а глотательный сохранен, ребенка кормят из ложечки или из пипетки. При отсутствии сосательного я глотательного рефлексов — новорожденного кормят через зонд. Критерий перевода недоношенного новорожденного с зондового кормления на кормление из бутылочки — появление сосательного . Идеальной пищей для недоношенных детей является грудное молоко, кормить смесью такого крошку нужно, только если грудного молока нет совсем.

Из родильного дома недоношенный новорожденный, как правило, переводится в специализированное отделение второго этапа выхаживания недоношенных детей. Одним из основных критериев выписки ребенка является достижение им массы 2,5 кг, то есть минимальной массы доношенного новорожденного. С этого момента мама и малыш начинают жить обычной жизнью мамы и ребеночка!

Первичная оценка функцио­нального состояния новорождён­ного ребёнка проводится по шкале Апгар на 1-й и 5-й минутах жизни: 8-10 баллов - здоровые дети; 6-7 баллов - свидетельствует о негрубых нарушениях адаптации (или о перенесённой умеренной гипок­сии); 5 баллов и ниже - показатель серьёзного нарушения адаптации (тяжёлой гипоксии). Зрелость новорождённого опре­деляется по совокупности клини­ческих, функциональных и био­химических показателей по отно­шению к его гестационному воз­расту (он исчисляется с первого дня последней менструации). К недоношенным - относят детей, родившихся при сроке гестации менее 37 недель и имеющие массу тела менее 2500 г и рост менее 45 см. Большинство недоношенных детей следует относить к незре­лым. Разработаны оценочные табли­цы, по суммарной оценке которых определяется гестационный воз­раст: 1) оценка морфологической зрелости признаки (кожа, лануго (пуш­ковое оволосение), складки на стопе, грудные железы, ухо, гени­талии (мужские и женские), б) баллы (5). 2) оценка нейромышеч-ной зрелости (Дж. Боллард и др., 1979) - а) признаки (поза младен­ца, квадратное окно (запястье), ответная реакция руки, подколен­ный угол, симптом «шарфа», при­тягивание пятки к уху), б) баллы (5). Среди детей с малой массой при рождении выделяют 3 группы: 1) недоношенные с массой тела, со­ответствующие их гестационному возрасту; 2) недоношенные с мас­сой тела меньшей, чем долженст­вующая по сроку беременности; 3) доношенные (род-ся после окончания 37-й нед. беременности) илипереношенные (род-ся на 42-й нед и позже), имеющие массу те­ла ниже 10% центеля для данного срока гестационного возраста. Анатомо-физиологические осо­бенности недоношенных ново­рождённых: недоношенные дети имеют своеобразное телосложение - относительно большая голова с преобладанием мозгового черепа, иногда - открытые черепные швы, малый и боковой роднички, низ­кое расположение пупочного кольца; слабое развитие подкож­ной жировой клетчатки. Для недо­ношенных характерно обильное лагуно. Кости черепа податливы, ушные раковины мягкие. У мальчиков яички не опущены в мошонку; у девочек половая щель зияет вследствие недоразвития половых губ и относительной ги­пертрофии клитора. Для нервной системы недоно­шенных детей характерны сла­бость и быстрое угасание физио­логических рефлексов; замедлен­ная реакция на раздражения; несо­вершенство терморегуляции; мы­шечная гипотония. Морфология мозга хар-ся сгла­женностью борозд, слабой диф-кой серого и белого в-ва, непол­ной миелинизацией нервных во­локон и проводящих путей. Реакция новорождённых на раз­личные раздражения отличаются генерализованностью, слабостью активного торможения, иррадиа­цией процесса возбуждения. Не­зрелость коры обуславливает пре­обладание подкорковой деятель­ности: движения хаотичны, могут отмечаться вздрагивания, тремор рук, клонус стоп. Система органов дыхания у не­доношенного хар-ся незрелостью. Верхние дыхательные пути узкие, диафрагма расположена относи­тельно высоко, грудная клетка по­датлива, рёбра расположены пер­пендикулярно к грудине. Дыхание поверхностное, ослабленное, ЧД 40-54 в минуту, объём дыхания снижен. Ритм дыхания нерегуляр­ный, с периодическими апноэ. Сердечно-сосудистая система по сравнению с другими функ­циональными с-ми явл-ся относи­тельно зрелой, т.к. закладывается на ранних стадиях онтогенеза. Пульс очень лабилен, слабого на­полнения, ЧСС 120-160 в минуту. Аускультативно тоны сердца м.б. от-нос-но приглушены; при персистенции эмбриональных шунтов (боталлов проток, овальное окно) возможно наличие шумов. АД систол. 50-80 мм рт. ст., диастол. 20-30 ммрт. ст. Среднее давление 55-65 мм рт. ст. ЖКТ хар-ся незрелостью всех отделов, малым объёмом и более вертикальным положением же­лудка. Из-за недоразвития мышц кардиальной части желудка недо­ношенные дети предрасположены к срыгиваниям. Слизистая обо­лочка пищеварительного канала нежная, тонкая, легко ранимая, богато васкуляризована. Отмеча­ется низкая протеолитическая ак­тивность желудочного сока, не­достаточная выработка панкреа­тических и кишечных ферментов, а также желчных к-т. Особенности функционирования эндокринной с-мы определяется степенью его зрелости и наличием эндокринных нарушений у мате­ри. Функ-ная и морф-кая незре­лость надпочечников способству­ет быстрому их истощению. Относ-но снижены резервные воз­можности щит. ж-зы, в связи с чем возможно развитие транзиторного гипотериоза. Половые ж-зы менее активны (реже прояв-ся половой криз в первые дни жизни). Пр-сы метаболической адапта­ции замедленны. В возрасте 4-5 дней наб-ся метаболический аци­доз; гипогликемия, гипоксемия, гипербилирубинемия. Почечная регуляция КОС и электролитного состава несовершенна; водно-солевой обмен лабилен (отёки, обезвоживание). Незре­лость почек обуславливает относ-но высокие показ-ли остаточного азота в крови в первые 3 дня жиз­ни (34,4 ммоль/л), в послед-щие дни он снижается; стабильный диурез.

Признак незрелости человека – то, что он хочет благородно умереть за правое дело,

а признак зрелости – то, что он хочет смиренно жить ради правого дела.

Джером Дэвид Сэлинджер. Над пропастью во ржи

Незрелость как качество личности – неспособность достичь полного, состоявшегося развития и взаимодействия физической, эмоциональной, интеллектуальной и духовной зрелости.

Незрелая личность, как не созревший фрукт, подразумевает некую внутреннюю недоразвитость, отсутствие целостности, неполноценность. Незрелость не смогла найти своё жизненное предназначение, не осознала, что такое хорошо и что такое плохо, так и не поняло, как жить правильно и как неправильно. Не имея осознанного опыта, она, как марионетка, подвержена чужому влиянию и внушению.

Незрелость – это неспособность воспользоваться «мускулами» своего разума. Зрелый человек – это, прежде всего, олицетворенная разумность. Незрелость – это когда человек не может управлять с помощью разума своим неугомонным умом и ненасытными чувствами. Он ребячлив и глуп. Им управляют желания. Еще древние говорили: «Бойся своих желаний, ведь они могут исполниться». Через жгучие желания, через любые формы чрезмерности и избыточности в жизнь приходит плохая судьба. Беда незрелости в том, что она вся пропитана и переполнена идеализациями, стоит на платформе чрезмерности и избыточной значимости себя и некоторых объектов внешнего мира. Мильфорд Прентис пишет: «Самообладание и смелость именно в том и заключаются, что дух контролирует и владеет телом. Отсутствие самообладания доказывает нашу «незрелость». Оно свидетельствует о том, что наш дух - наше настоящее «я» - забыто, неразвито и всецело предоставлено власти тела».

Незрелость – зеркальное отражение нецелостности личности. Незрелость, как это ни парадоксально, пропитана гордыней, то есть слишком высоко себя ценит и не уважает окружающих. В душе она считает себя «крутой», самодостаточной, состоявшейся личностью.

Незрелость – это убежденность, что я всё знаю. Незрелость мечтательна и не реалистична. Витая в облаках, она строит воздушные замки, спасающие от ливней и гроз жизни. Ошо в напутствиях женщине писал: «Нельзя выходить замуж или жениться в поэтическом настроении. Пусть придет прозаическое настроение, тогда можешь принимать решение. Ибо каждодневная жизнь больше походит на прозу, чем на поэзию. Человек должен быть достаточно зрелым. Зрелость означает, что человек уже не романтически настроенный дурачок. Он сознательно относится к жизни, он берет на себя ответственность за свою жизнь, осознает проблемы, которые могут появиться в совместной жизни. Человек принимает все эти трудности, но все же решается связать жизнь с другой личностью. Человек не надеется, что впереди его ожидает только рай и розы. Он не питает иллюзорных надежд, он знает, что жизнь трудна. Жизнь состоит из серых будней. Будут и розы, но между ними будет и немало шипов».

Незрелость – это психология жертвы судьбы и заложницы обстоятельств. Будучи безответственным, незрелый человек не принимает на себя ответственность за свою жизнь. Незрелость страстно желает, чтобы ее дела кто-нибудь за нее сделал. У неё всегда кто-то виноват. Как самосвал, она готова свалить груз своих ошибок на других. Склонная к обвинениям и оправданиям, все свои неудачи и несчастья она списывает на злые козни недоброжелателей, происки врагов, злую судьбу, наследственность, фатальное невезение, сглаз и порчу. Рэй Бредбери в книге «Летнее утро, летняя ночь» писал: «Возможно, придет время, когда люди научатся распознавать зрелость характера и будут говорить: вот это настоящий мужчина, хотя ему всего четырнадцать лет. По воле случая и судьбы он стал зрелым человеком, который трезво оценивает себя, знает, что такое ответственность и чувство долга».

Незрелость предполагает отсутствие терпимости. Терпимость как качество личности – склонность проявлять уважительное и доброжелательное отношение к иному мировоззрению, образу жизни, убеждениям, верованиям, мнениям, традициям, привычкам, поведению и недостаткам других людей. Незрелость – это слепое следование своим убеждениям, верованиям и принципам. Ее не заботит, что убеждения могут быть ограничивающими, верования — ложными, принципы – глупыми. Мировоззрение незрелости складывается, помимо сомнительных принципов и устарелых убеждений, из ложных психологических установок, стереотипов, предрассудков и предубеждений.

Незрелость завистлива, излишне притязательна и чрезмерно амбициозна. Воспылав вожделением к какому-либо объекту, например, крутой машине, она хочет купить ее сейчас и немедленно. Если бы она была разумной, разум подсказал бы ей, что тебе еще рано покупать такую машину, не созрела. Зачем залезать в кредиты под дикие проценты, а затем вкалывать на трех работах, чтобы их отработать. Так и машина будет не в радость, да и ездить на ней некогда.

Незрелость – это неготовность полноценно социолизироваться в обществе. Например, создать настоящую семью. Поэтесса Ирина Самарина в этом контексте пишет:

Молодость и зрелость сели на скамейку…
Молодость сказала: «Ты как я сумей-ка… »
Зрелость отвечала: «Красота не вечна,
Научись делиться красотой сердечной… »
Молодость, с насмешкой: «Что в тебе такого?
Дом, семья, работа… Скучные оковы… »
Зрелость улыбалась, будто младшей дочке:
«Без оков семейных люди - одиночки… »
Молодость твердила: «Всё во мне прекрасно,
Молода, свободна, и красива, ясно? »
Зрелость отвечала: «Я тебя мудрее,
И с тобой, малышка, спорить не посмею…
Повзрослей, узнаешь, счастье не в свободе,
Не в ночных гуляньях, не в Парижской моде… »
Молодость смеялась: «Глупости всё это,
Раз не в этом счастье, значит счастья нету»
Зрелость отвечала: «Нет, оно бывает,
Если жить с любимым небо позволяет,
Если смех детишек слышится из дома…
Ты ещё со счастьем, крошка, незнакома… »
Молодость спросила: «Если правда это,
Что ж ночами плачешь и о чём секреты? »
«Я ночами плачу… », - зрелость говорила:
«Потому что раньше это не ценила… »

Петр Ковалев 2013 год

У эмоциональной незрелости нет никаких возрастных ограничений. Если вы живете с кем-то эмоционально незрелым, не мечтайте и не надейтесь, будто со временем человек перерастет, потому как это может длиться вечно.

Большинство людей думают, что зрелость - это возраст. На самом деле истинный показатель — это то, как человек лжет о своей эмоциональной стабильности. Незрелость в данном случае - это когда у вас есть эмоции ребенка или отсутствие их как таковых вообще. Если вы думаете, будто вам под силу изменить такого человека, подумайте еще раз.

Эмоциональная незрелость - это не привычка, которую нужно и можно сломать. Это неспособность вырасти и видеть какие-либо перспективы. Хотя это все результат многих разных вещей, таких как моделирование, личность индивида, а иногда и травма или халатность в их прошлом, каждый растет в своем собственном темпе, а некоторые люди просто никогда не становятся зрелыми. Вот семь признаков эмоциональной незрелости вашего партнера.

Он никогда не берет на себя ответственность за все, что делает

Эмоционально незрелые люди не считают себя ответственным за все, что они делают, или за все происходящее в их жизни. Все, что идет не так, связано с кем-то другим. Все, чего у них нет, это вина тех, кто их этого лишил.

Они просто не видят, как их действия являются причиной чего-то плохого в их жизни. Все их неудачи — это результат действий кого-то другого, но никак не их самих. Такие личности полагают, будто окружающие стараются намеренно удержать их на месте и прячут от них то, что они хотят.

Им не хватает эмпатии

Эмоционально незрелые люди не способны поставить себя на место другого человека. Это не значит, что они просто не могут сочувствовать людям, это означает, что им совсем не жалко бедных людей в других странах. Они применяют разные стереотипы, чтобы характеризовать людей, которые живут в плохих условиях, и они, как правило, не чувствуют никаких обязательств ни перед кем. Их не волнует то, как человек себя чувствует, плохо ему или хорошо. Им абсолютно ни до кого нет дела, кроме себя.

Они подавляют людей и, таким образом, чувствуют себя сильными и могущественными

Эмоционально незрелый человек обычно не очень уверен в себе. Он чувствует себя сильным и могущественным, когда подавляет чувства других людей.

Чем больнее они кого-то зацепят, тем лучше себя чувствуют. Такие люди используют запугивание, навешивание ярлыков и любое другое плохое поведение, на которое они способны, чтобы выиграть спор или поставить кого-то в более унизительное положение. Это позволяет им чувствовать себя выше всех.

Они отказываются выслушивать чье-либо мнение

Эмоционально незрелые личности не хотят слышать то, что другие люди думают или говорят. Не пытайтесь убедить их, будто они неправы или их мнение может быть абсолютно ошибочным. Они никогда никому не уступят, даже не прислушаются.

Беседовать серьезно с кем-то, кто еще совсем эмоционально незрелый и не способен прислушиваться к другой точке зрения, совершенно бессмысленно. Разговаривать и что-то доказывать таким людям - это то же самое, что биться головой о стену.

Они всегда получают то, что хотят, и при этом ведут себя, как маленькие дети

Если вы не соглашаетесь с эмоционально незрелым человеком, у него начинается истерика. Он не будет падать на пол, плакать и кричать, как маленький ребенок, но результат практически тот же.

Когда вы не идете у них на поводу, все, что вам остается - это наблюдать за жуткой истерикой. То, что они хотят, это то, что они получают. Если такие люди этого не получают, они начинают истерить, и у вас не остается никакого другого выхода, кроме как сдаться, чтобы побыстрее прекратить эту истерику.

Они никогда не идут на компромисс

Будучи в отношениях с эмоционально незрелым партнером, вы никогда не получаете то, что хотите. Вы всегда сдаетесь и идете у них на поводу. Они никогда не идут на компромисс.

Это означает, что если они не получат именно то, что хотят, то ни на чем не остановятся. Компромисс - это то, чему учатся даже дети. Эмоционально незрелый партнер - это человек, который продолжает выигрывать, он не желает сдаваться. Он не признает потерь или поражений. Так что будьте готовы жертвовать и сдаваться.

Они не заботятся о ваших чувствах, если таковые стоят на их пути

Эмоционально незрелые люди не беспокоятся о том, как вы себя чувствуете или чего хотите. Вы только инструмент, с помощью которого они получают все что захотят. Такой человек манипулирует вами любым способом, потому что единственная личность, которая существует в их голове, это только их собственная. Их не волнует, какие у вас проблемы, почему вы расстроены или плачете.

На самом деле ваши эмоции и разговоры с ними только раздражают и злят их. Им вовсе не интересно, как вы мыслите и чего хотите, поэтому перестаньте думать, что вашей паре просто не хватает общения. Вы прекрасно общаетесь. Они отказываются слушать, потому что им все равно.

Эмоциональная незрелость у взрослых, которые еще не поняли, что мир не вращается вокруг них, не означает, что это просто вопрос времени, и нужно подождать, пока большой ребенок вырастет. Подумайте еще раз, стоит ли продолжать такие отношения.

Не все люди взрослеют. Это не является обязательным условием. Пока вы кормите их и не заставляете их менять свои незрелые способы выживания, они будут использовать вашу доброту в своих интересах, чтобы получить то, что они хотят.

В следующий раз, когда ваша вторая половинка начнет истерить и ждать, пока вы дадите ей то, что ей хочется, и при этом будет вести себя, как двухлетний ребенок, относитесь к такому человеку, как к ребенку, игнорируйте его. Поощрение плохого поведения в любом возрасте только увековечивает его. Пресекайте эмоциональную незрелость в корне!