Эмансипированные дамы на дуэлях топлес!!! Женские дуэли: апофеоз жестокости или дело чести.

К барьеру, милые дамы!

Дружба известной французской писательницы Жорж Санд с великим композитором Листом привела ее к жестокому поединку. Мария д"Агу, возлюбленная композитора приревновала к нему Санд и вызвала ее на дуэль, выбрав в качестве оружия острые ногти. Соперницы встретились в доме Листа, который заперся в своем кабинете и покинул его лишь когда женщины угомонились. Победу в этой схватке не одержал никто, но Жорж Санд решила уйти с пути темпераментной графини.

Как только на земле появилась шпага как вид холодного оружия, на нее посягнули и...женщины.
Было бы совершенно неверным думать, что представительницы нежного пола только в продвинутом и эмансипированном XX веке так упорно стремились присвоить все исконно мужское - манеру поведения, участие в общественной жизни, одежду, профессии, увлечения. Такова уж натура женщины, что ей всегда хочется того, что, по идее, ей не должно принадлежать. Так что уже древние гречанки прилагали немало усилий (вплоть до риска лишиться жизни), чтоб попасть на запретные для женщин Олимпийские игры, а древние римлянки обожали мужские бани и мужской разгульный образ жизни. Более того, женщины-гладиаторы иной раз одерживали победу над представителями сильнейшего пола.

Да и в гламурные средние века, когда, казалось бы, даже мужчины стремились быть максимально изнеженными, выхоленными и роскошными, женщины, тем не менее, жаждали быть "как мужчины" и вполне успешно реализовывали свои мечты. Француженки не менее истово, чем мужчины, защищали свою честь на дуэлях (а следовательно, прекрасно владели оружием и соответствующей амуницией). А в России женские дуэли расцвели буйным цветом благодаря покровительству Екатерины II, которая собственноручно дралась на дуэлях уже с 15 лет.

Нет ни одной мужской профессии или занятия, которую не примеряли бы на себя женщины. Некоторые это делают из любопытства, некоторые -чтобы доказать противоположному полу, что женщины способны на все.
Другой движущей силой, заставляющей женщину проходить все, даже самые непробиваемые препятствия, является любовь. Ради нее женщины дрались даже на дуэли и хладнокровно закалывали своих противниц и противников. И это те самые нежные слабые создания, о которых не перестают слагать легенды и которых не перестают воспевать в стихах и одах.

Но как же скучно было бы нам без этих взбалмошных, возвышенных, вдохновляющих на безумства и подвиги женщин! И не только вдохновляющих, но и активно создающих историю, бросая вызов всему человечеству. Упомянутые здесь слова о дуэлях абсолютно не случайны.

С развитием же современной цивилизации и выстраиванием соответствующих общественных отношений вторжение женщин в типично мужские сферы жизни стало и вовсе повальным. Таким образом, женщины, с одной стороны, отстаивали свое право быть не только одушевленной машиной для продолжения рода и объектом сексуальных увлечений мужчин, но и полноправной личностью, а с другой стороны, удовлетворяли свои амбиции и честолюбие, которых у женщин было всегда на порядок больше, чем у представителей противоположного пола.

Акцентируя внимание на дуэлях, в которых принимали инициативное участие отважные дамы "голубых кровей", хочется большими буквами выписать имена легендарных женщин-дуэлянток. Кто-то наверняка будет оспаривать это суждение, но никто не давал право мужчинам определять женщине второстепенную роль. И отважные представительницы так называемого слабого пола доказывают это на протяжении веков.

В 1552 году в Неаполе произошло неординарное событие - две дамы, Изабелла де Карази и Диамбра де Петинелла, дрались на дуэли в присутствии маркиза де Баста. Дуэль состоялась из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола. Этот поединок так потряс неаполитанцев, что молва о нем не утихала долгое время. Эта романтическая история о поединке двух молодых дам, влюбленных в одного мужчину, вдохновила испанского художника Хосе Риверу в бытность его в Италии в 1636 году на создание шедевра - полотна "Женская дуэль", которое является одной из самых волнующих картин в галерее Прадо.

В XVII веке один французский офицер самовольно поселился в доме графини де Сен-Бельмон, молодой красавицы-вдовы. Графиня послала ему вежливую записку с просьбой объяснить свое вторжение, но записка была проигнорирована. Тогда женщина послала офицеру вызов на дуэль, подписавшись "шевалье де Сен-Бельмон". Офицер принял вызов и, явившись в назначенное место, встретил мадам, которая была тщательно загримирована и в мужской одежде. Поскольку переодетая красавица незаурядно владела шпагой, то уже через несколько минут схватки она резким приемом вышибла оружие из рук противника и, отбросив клинок ногой, обратилась к офицеру со словами, которые заставили его покраснеть от стыда: "Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь - я мадам де Сен-Бельмон.

И убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам".
Имеющиеся в истории подобные случаи показывают, что такое поведение храброй вдовы, к сожалению, нетипично для женщин. Нетипично в одном - в проявлении милосердия к мужчине. Поэтому мужчинам, которые, на свое несчастье, вступали в схватку с женщинами, далеко не всегда удавалось отделаться легким испугом, как противнику графини де Сен-Бельмон.
Так, трагически для мужчины сложилась следующая дуэль, отмеченная историками и сохранившаяся в архивах. Брошенная молодым человеком девушка из интеллигентной семьи встретила его на улице в Париже. В дамской сумочке, которую мадемуазель Лерье (так звали девушку), несла в руках, находился пистолет довольно крупного калибра. Конечно, она могла просто застрелить своего неверного возлюбленного. Но она была настолько великодушна, что протянула ему оружие. Правда, на этом ее деликатность кончилась. После того, как мужчина выстрелил в воздух, мадемуазель Лерье выстрелила в него в упор.
Наиболее непримиримой была легендарная оперная певица мадемуазель де Мопен, на боевом счету которой числилось несколько поверженных мужчин.

Эта женщина весьма почитаема во Франции. Согласно знаменитому роману Теофиля Готье "Мадемуазель де Мопен", события развивались следующим образом. Когда однажды за кулисами оперного театра к ней с некорректной шуткой подошел актер Дюмени, грубый и наглый мужчина, то, в ответ на какую-то из его самодовольных фраз, девушка вызвала его на дуэль. Не ожидавший такого поворота, Дюмени изумленно уставился на нее и расхохотался. Тогда певица, выхватив у проходящего вблизи бутафора театральную шпагу, отхлестала ею обидчика, а затем отобрала у него часы и табакерку как знак своей победы. После этого случая жизнь девушки коренным образом изменилась. Она решила никому и никогда не позволять себя обижать. Случай доказать свою принципиальность представился ей довольно скоро. Как-то на балу один из присутствующих обидел ее. Получив вызов на дуэль, он изумился так же, как и Дюмени, и отказался драться. Тогда певица предложила ему во всеуслышание публично попросить у нее прощения.

Среди дам, слышавших разговор, поднялся недовольный ропот: "Эта певичка совершенно зарвалась". Затем, после некоторого колебания, устроительницы бала предложили девушке покинуть зал. Она спокойно на это согласилась, "но только после того, как господин попросит прощения". После короткого замешательства дамы не нашли ничего лучшего, как предложить мужчинам вывести вон "зарвавшуюся" актрису. Что и было сделано, к несчастью для сопровождающих. Когда они вывели девушку в сад, она выхватила шпагу у одного и приказала другому защищаться. Тут мужчинами была сделана вторая ошибка. Вместо того, чтобы ее обезоружить, они решили понаблюдать этот аттракцион - женщина, размахивающая шпагой... Ошибка обошлась слишком дорого. Спустя несколько мгновений один из мужчин уже лежал на земле. Второй дрался всерьез, но молодая красавица слишком хорошо владела клинком и была к тому же в сильнейшем гневе. Когда и второй противник упал на садовую дорожку, обагряя ее своей кровью, мадемуазель де Мопен отбросила шпагу и, поправив прическу, вернулась в танцевальный зал.
Другая версия этого происшествия такова: мадемуазель де Мопен переоделась мужчиной и ухаживала за самой красивой девушкой бала. Когда молодые люди попросили мнимого мужчину оставить девушку в покое, произошло описанное выше. Людовик XIII, вообще жестко относившийся к дуэлянтам, простил эту очаровательную женщину! А обучил ее этому искусству кое-кому на горе учитель фехтования, за которого мадемуазель де Мопен вышла замуж.

Несмотря на то, что женщины нередко вызывали на поединок мужчин, статистика свидетельствует, что все-таки чаще они дуэлировали друг с другом. Одной из самых легендарных женских дуэлей считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк, которые осенью 1624-го не поделили благосклонность герцога Ришелье. Герцог многократно бросал графиню, но это не помогало. С присущим ей азартом графиня Полиньяк все равно любила его "ветреную галантность" и, соответственно, испытывала ревность ко всем дамам, у которых он пользовались успехом, а таковых было несметное количество. Переполненная ревностью, она однажды встретила маркизу де Несль и вызвала ее на дуэль, предложив драться на пистолетах в Булонском лесу. Будучи одержима теми же чувствами, что и ее противница, маркиза жадно приняла вызов. Она рассчитывала либо убить соперницу и заполучить любовника в полное владение, либо славной смертью проявить силу своей привязанности и страсти к нему. Дамы встретились и стали стреляться. Маркиза де Несль упала, а ее прекрасная грудь покрылась кровью. "Ага, - кричала ее соперница, - я научу тебя, как красть любовника у такой женщины как я; если бы это было в моей власти, я бы сейчас разорвала на части сердце этого вероломного создания, и разбила его мозги!".Молодой человек, услышавший эти жестокие слова, призвал ее успокоиться и не ликовать над несчастной соперницей, чье мужество, по крайней мере, не может не вызвать уважения. "Молчи, юный болван! - закричала графиня Полиньяк. - Не тебе меня учить!" Маркиза де Несль была ранена не в грудь, как сначала опасались, а лишь слегка в плечо. Когда кто-то ее спросил, достоин ли этого тот любовник, во имя которого она подвергала себя такому риску, она ответила: "О да, он достоин того, чтобы пролить еще больше крови, чем та, что циркулирует в моих венах. Он самый славный человек во всем свете; все дамы находятся у него в ловушке, но я надеюсь, что этим я доказала свою любовь и могу рассчитывать на полное обладание его сердцем. Я в вечном долгу перед тобой, герцог Ришелье - сын бога войны и богини любви".

В хронике миланского женского монастыря Св. Бенедикты упоминается, что 27 мая 1571 года в монастырь прибыли две знатные сеньориты. Они попросили настоятельницу предоставить комнату для совместного молебна. Разрешение было дано. Но, запершись в комнате, сеньориты вместо того, чтобы начать молиться, выхватили кинжалы и бросились друг на друга. Когда перепуганные шумом монашки ворвались в помещение, то перед ними открылась ужасающая картина: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала.

В июне 1744 года немецкая принцесса София Фредерика Августа Анхапьт-Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но, запершись в спальне первой, они принялись на шпагах доказывать друг другу свою правоту.
К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествию времени стала София Фредерика. И вот именно с восшествия на престол этой великой царицы и начался российский бум женских дуэлей.Русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло двадцать дуэлей, на восьми из которых секунданткой была сама царица. К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов. Ее лозунгом были слова: "До первой крови!", а посему во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток.

В дополнение к фактам о женских дуэлях хотелось бы также упомянуть о том, что в Древней Руси были узаконены судебные поединки, в том числе женские. Как указывалось в ст. 119 Псковской судебной грамоты (1397 год), женщины на поединок вместо себя могли выставить мужей, братьев, отцов или наймитов, но только в том случае, если в споре против них выступал мужчина. Женщина с женщиной должны были биться лично. Бились дамы на Руси дрекольем, рогатинами, ослопами (дубина, окованная железом), а то и просто в рукопашную. Решительную борьбу с поединками повел Петр I, и не из-за моральных соображений - он просто не хотел, чтобы какие-то споры решались в обход государства.

В 1770 году с княгиней Екатериной Дашковой случилась не очень приятная история. Произошло это в Лондоне, в доме графини Пушкиной, жены российского посла. В гости к графине приехала герцогиня Фоксон, считавшаяся одной из образованнейших женщин Англии. Причиной ее приезда было желание побеседовать с Дашковой, а по возможности и подискутировать с ней. После получасовой беседы между дамами завязался горячий спор. Соперницы оказались достойными друг друга, поэтому обстановка быстро накалилась. Разговор пошел на повышенных тонах и у англичанки в пылу спора вырвалось оскорбительное замечание в адрес оппонентки.

Наступила зловещая тишина. Княгиня медленно поднялась и жестом пригласила встать герцогиню. Когда та исполнила просьбу, Дашкова вплотную подошла к оскорбительнице и дала ей пощечину. Герцогиня, не долго думая, дала сдачи. Графиня Пушкина опомнилась лишь тогда, когда соперницы потребовали шпаги. После безуспешных попыток примирить женщин, она все-таки вручила им оружие и провела в сад. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо.
Дуэли из-за мужчин между женщинами были особо жестокими, просто ранения не удовлетворяли ни одну из соперниц. Только смерть могла расчистить дорогу к сердцу избранника.

Современные женщины выясняют отношения не при помощи клинков и шпаг, сейчас они это делают куда более убедительно. Но, тем не менее, они не перестают бросать вызов миру. Достойно управляясь в кухне, проповедуя нежность и чистоту, женщины продолжают доказывать всем, что смело могут находиться на одной ступени с мужчинами. Более того, они умело могут переходить из одного состояния в другое, быть слабыми, когда этого хочется, и сильными, когда это необходимо, и при этом срывать комплименты и сводить с ума даже сильных мира сего. Вот такие они, женщины - постоянно дуэлируя с жизнью, с легкой улыбкой дарят миру любовь.

«– И вам тоже доводилось сражаться до смерти?
– Трижды. В первый раз я убила, во второй – даровала жизнь.
– А третий?
– Третью дуэль я проиграла.
– И ваш противник вас пощадил?
– Нет, он на мне женился…»

В нашем XXI веке всё большую актуальность приобретает тема гендерного равенства. Женщины занимают мужские должности, а мужчины, образно говоря, сидят дома с детьми и готовят обеды. Хотя, чем больше знакомых мужчин «в декрете» встречаю, тем больше убеждаюсь, что сказано это вовсе не образно. И равенство полов заключается не только в профессиях, но и в стремительно меняющемся мировоззрении и жизненных принципах. Моя знакомая несколько лет назад обронила фразу: «Мир перевернётся с ног на голову, если женщины будут дарить мужчинам цветы и подарки, а те, в свою очередь, капризничать и ходить на маникюр». Так вот, мне кажется, мы «переворачиваемся».

Началось это совсем не в век инновационных технологий, а гораздо раньше. Вы думаете, раньше женщины были прям такими леди-леди? Хранили домашний очаг, молча выполняли женские обязанности и ни в коем случае не устраивали потасовок? Вы ошибаетесь! Возьмём, к примеру, дуэль. Она считается прерогативой мужчин. По крайней мере, мы привыкли так думать ещё со школьной скамьи, изучая биографии русских классиков, где те непременно с кем-нибудь стрелялись. А между тем представительницы прекрасного пола тоже были не прочь сразиться друг с другом. И я вам скажу даже больше: женские дуэли были куда кровавее и изощрённее и не считались редкостью .

Самые известные женские дуэли

Самый легендарный в истории - поединок между графиней де Полиньяк и маркизой де Несль. Женская дуэль состоялась осенью в 1624 году в Булонском лесу. Не сумев поделить благосклонность будущего кардинала Ришелье, дамы, взяв с собой секунданток и шпаги, отправились на место сражения.

Победительницей стала графиня, которая сразила соперницу выстрелом в ухо. Ришелье упомянул случившееся в своих записках, благодаря чему ничем не примечательный поединок оставил след в истории.

2. Во времена матриархата активная жизненная позиция женщин проявлялась и на поле боя. Хроникальный отсчёт женских дуэлей ведётся именно с тех времён. Но, к сожалению, документальных подтверждений подобных мероприятий не сохранилось. А вот XVI век сохранил сведения о женских дуэлях, которые на сегодня имеют статус первых и достоверных. Они, к слову, опровергают тот миф, что первыми в дуэльном деле были француженки.

Так, 27 мая 1571 года в монастырь Св. Бенедикты прибыли две знатные сеньориты с просьбой к настоятельнице монастыря предоставить им комнату для моления. Девушки не вызывали никаких подозрений и потому комнату им предоставили без проблем. Никому и в голову не пришло, что эти дамы, вооружившись кинжалами и заперев дверь на ключ, устроили дуэль прямо в комнате.

Естественно, подобная потасовка не прошла мимо ушей монашек, и те ворвались в комнату. Два окровавленных тела сеньорит, причём одно из них было уже потенциальным трупом, а второе только отходило в мир иной, - такая картина предстала перед монахинями.

Эти события отразил в своей хронике миланский монастырь Св. Бенедикты.

3. Середина XVII века - пик моды на дамские дуэли. Мужская половина населения считает, что женщины – это существа непредсказуемые и разгон от милой девушки до жуткой стервы у них составляет всего-то несколько секунд. А поскольку француженки, англичанки, итальянки и немки вскидывали пистолеты и скрещивали шпаги практически по любому поводу, то можно сделать вывод: женщины какими были, такими и остались. Любовники или косой взгляд в твою сторону, а ещё хуже – одинаковый наряд могли стать весомым аргументом для поединка.

Женщины сходили с ума и проявляли шокирующую жестокость на дуэлях. Если из десяти мужских поединков лишь четыре заканчивались летальным исходом, то в женских сражениях это количество увеличивается вдвое.

Иногда в дуэль вмешивались секундантки: они раздражающими растворами смазывали кончики шпаг, чтобы сопернице каждый укол был болезненным.

4. Не только девушки Запада выясняли отношения таким способом. Русские девушки тоже не уступали этой моде. А началось всё в Германии. Принцесса Анна Людвига Анхальт в июне 1744 года отправила своей троюродной сестре, немецкой принцессе Софье Фредерике Августе Анхальт-Цербстской, вызов на дуэль. Причина столь неожиданного поступка до сих пор не ясна, хорошо, что выяснение правоты на шпагах не закончилось смертью одной из них. Иначе, не видать России Екатерины II, которой спустя время стала Софья.

Кстати сказать, с ее царствования и начался бум женских дуэлей. 1765 год насчитывает только 20 поединков, где в половине из них секунданткой была сама царица. Хоть женские дуэли стали очень популярны, но летального исхода их Екатерина не терпела, и потому зафиксировано лишь 3 случая гибели во время сражений. Лозунг, которым сопровождались поединки между представительницами прекрасного пола, звучал: «До первой капли крови!».

А в 1770 году дискуссия княгини Екатерины Дашковой и герцогини Фоксон, которая по праву считалась самой образованной женщиной Англии, очень быстро перешла в горячий спор, а там и в обмен пощёчинами. Когда дамы потребовали шпаги, графиня Пушкина, в чём, собственно, доме всё это и происходило, попыталась примирить спорщиц. После безуспешных попыток она всё-таки выдала оружие соперницам. Дуэль состоялась в саду и закончилась ранением Екатерины Дашковой в плечо.

После эпохи правления Екатерины II женские поединки стали любимым занятием женщин. Были открыты даже специальные салоны, где светские петербургские дамы дуэлились. Только в 1823 году в одном из таких салонов состоялось 17 поединков.

В отличие от француженок, русские дамы редко доводили дуэли до смертоубийства, а вот про изящество первых и вторых можно поспорить. Во Франции женские дуэли отмечались полуобнажённым видом девушек, а позже - и вовсе нагишом. Насколько это было изящно, можно поспорить, но благодаря этому введению поединки стали наиболее пикантны.

5. Часто информация о женских дуэлях в России XIX века недостоверна и мала.

Так, к примеру, после слов «дамы, к барьеру!», соперницы с неподдельным интересом посмотрели на пистолеты, а спустя несколько минут одна из них упала и больше не подавала признаков жизни. Так лишилась жизни Анастасия Малевская, актриса Мариинского театра. А всё из-за молодого человека, который безумно нравился актрисе, но предпочёл находиться в обществе незнакомки. Достаточно маленькой вспышки ревности - и девушки уже целились друг в друга.

Хочу отметить, что дуэли из-за мужчин проходили с особой жестокостью и одним лишь ранением женщины не обходились.

Так закончилась дружба французской писательницы Жорж Санд и композитора Листа. Его возлюбленная приревновала к писательнице и вызвала последнюю на дуэль. Как ни странно, но девушки не дрались, а царапались ногтями. Всё действие происходило в доме Листа, который закрылся в кабинете и вышел только после того, как девушки успокоились. Победителя в этой стычке не было, но Жорж больше не появлялась в поле зрения возлюбленной Листа.

Всё-таки женщины очень опасные существа, один косой взгляд, неверный жест - и всё: либо вы, либо вас.

Хорошо, что мода на дуэли прошла и женщины стали более мягкими и нежными. Хотя кто знает, что у них в голове. Не просто так ведь говорят, что в тихом омуте черти водятся.

Традиционно выяснение отношений с помощью оружия считалось неженским занятием. Когда мужчины сходились на дуэли, отстаивая честь дамы, – это было благородным поступком. Но как квалифицировать подобную модель поведения среди женщин? Женские дуэли были хоть и более редкими, но куда более жестокими, чем мужские, – большинство их них оканчивалось не «первой кровью», а смертельным исходом.


Дуэли всегда считались прерогативой мужчин, но женщины часто с этим не соглашались. В 1552 г. в Неаполе Изабелла де Карацци и Диамбра де Петтинелло дрались на дуэли из-за мужчины. Это событие вдохновило испанского художника Хосе де Риберу на создание картины «Женская дуэль».

Первым документально зафиксированным поединком между женщинами была дуэль 27 мая 1571 г. В хронике миланского женского монастыря св. Бенедикты этот день ознаменовался прибытием двух знатных сеньорит, попросивших у настоятельницы комнату для совместного молебна. Запершись в комнате, женщины устроили поединок на кинжалах. В итоге обе погибли.




В 1642 г., по легенде, состоялась дуэль из-за герцога Ришелье – будущего кардинала – между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк. Дамы сражались за благосклонность герцога на шпагах в Булонском лесу – по крайней мере, так описал этот случай Ришелье в своих записках.


В середине XVII в. во Франции, Англии, Германии, Италии женских дуэлей проходило все больше и больше. Поединки на шпагах или пистолетах завершались летальным исходом в 8 случаях из 10 (для сравнения, в мужских дуэлях – 4 из 10).



Дамы сражались с особой жестокостью – смазывали кончики шпаг ядом или специальным составом, вызывающим жгучую боль при любом прикосновении, стреляли до тех пор, пока одна из них не была убита или тяжело ранена. Как правило, на шпагах дамы дрались топлес – во-первых, платья стесняли движения, во-вторых, считалось опасным попадание в раны кусочков ткани.



Женские дуэли были широко распространены во Франции, однако в России XVIII-XIX вв. они тоже случались достаточно часто. Русский бум женских дуэлей начался с восшествием на престол Екатерины II, которая в юности сама дралась на шпагах со свой троюродной сестрой. Только за 1765 г. произошло 20 женских дуэлей.


В XIX в. ареной женских поединков становились дамские салоны. Так, в салоне Востроуховой в 1823 г. прошло 17 дуэлей. По воспоминаниям француженки маркизы де Мортене, которая была свидетельницей этих сражений, «русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы». В защиту соотечественниц можно отметить, что летальных исходов у них был намного меньше, чем у кровожадных француженок.


Самыми жестокими были женские дуэли на почве ревности. Из-за мужчин дамы дрались на пистолетах, шпагах, перочинных ножах и даже на ногтях! По сути, такие поединки часто становились боями без правил. Один из их современников справедливо заметил: «Если мы примем во внимание большую раздражённость, которая так часто сопутствует отношениям между женщинами, мы удивимся, что они ещё сравнительно редко дерутся на дуэли, которая является клапаном для страстей».


Раньше женские дуэли были распространены не меньше мужских. Первые упоминания о них относятся к XVI веку и вопреки устоявшимся представлениям о дуэлях происходили они вовсе не во Франции. В 1552 году в Неаполе Изабела де Карацци и Диамбра де Петтинелла не поделили одного молодого человека. Дуэль прошла в присутствии маркиза де Васта. Обошлось без жертв, но долгое время эта история не давала неаполитанцам покоя — все же обычно мужчины дрались за внимание женщины, а не наоборот. Случай был настолько впечатляющим, что в XVII веке художник Хосе де Рибера написал по ее мотивам картину «Женская дуэль». Еще один случай произошел в Милане 27 мая 1571 года. В женский монастырь Св. Бенедикта прибыли две знатные сеньоры и попросили предоставить им комнату для совместной молитвы. Вскоре монахини сбежались на шум и увидели двух женщин, израненных кинжалами и истекающих кровью. Обе дуэлянтки умерли.

Хосе де Рибера, «Женская дуэль», 1636

В XVII веке состоялась дуэль, задокументировал которую сам будущий кардинал Ришелье, ведь именно он стал «яблоком раздора». В Булонском лесу встретились маркиза де Несль и графиня де Полиньяк. Они сражались на шпагах, а случай в своих записках описал сам «красный кардинал». Но было бы слишком скучно, если бы женщины дрались только из-за мужчин. Например в Великобритании однажды дамы не поделили наряд. В 1612 году на балу у графа Сассекского леди Рокфорд наяву увидела один из самых страшных кошмаров любой женщины — даму в точно таком же наряде. Да еще он шел сопернице больше. Когда же граф пригласил «злодейку» леди Эстер Рейли на менуэт, это стало последней каплей. Поскольку леди Рокфорд не владела шпагой, то оружием был выбран яд. Дамы прибыли на постоялый двор в 20 милях от Лондона и заказали комнату. Решение было довольно изящным — в двух бокалах было вино, но одно из них — отравлено. Все могло бы закончиться трагедией, если бы не то обстоятельство, что давно хранившийся яд утратил свои свойства. И леди Эстер отделалась в итоге лишь сильнейшим расстройством желудка.


Вообще, в выборе оружия женщин отличала изобретательность. Одни предпочитали использовать ногти, другие — кинжалы, третьи — шпаги и при этом наносить удары исключительно по лицу. Одна такая дуэль привела к тому, что обе женщины до конца жизни были вынуждены скрывать лица под густыми вуалями. А одной из дуэлянток стала француженка Жюли д’Обиньи, известная как мадемуазель Мопен. Одни говорят, что фехтовать ее учил отец, другие — что любовник, бывший учителем фехтования. Она умела постоять за себя, ходила в мужском костюме и была фигуранткой множества любовных приключений. Однако при случае она хваталась за шпагу — на ее счету не менее десяти убитых или смертельно раненных мужчин. При этом Мопен была известной оперной дивой и блистала на сцене парижской Гранд-опера. Но многие знали — с ней шутки плохи.


Женские дуэли могли проходить топлес

Даже при поединке на шпагах дамы обнаруживали хитрость и коварство, смазывая кончики оружия ядом или специальным составом, который при попадании на кожу вызывал жгучую боль. Кроме того, их сражения отличала жестокость — женщины сражались насмерть или пока противница не получала тяжелое ранение. Поединок мог проходить топлес. Неизвестно, кто первый предложил так проводить дуэль, но считалось, что платье сковывало движения, а при даже незначительных порезах с одежды в рану могла попасть опасная инфекция.

Россия тоже не осталась в стороне. Например, в Псковской судебной грамоте сожержится такая запись за 1397 год: «Если две женщины приговором суда обязаны сойтись в поединке, то ни одна из них не может выставить вместо себя наемного бойца». Однако временем расцвета женских дуэлей в России стал период правления Екатерины II. И неудивительно, ведь сама будущая российская императрица еще в 15 лет билась на шпагах со своей троюродной сестрой. Девочки отделались легким испугом — все обошлось. Однако, Екатерина не возражала против такого способа выяснения отношений, правда настаивая на сражении только «до первой крови». В 1765 году состоялось 20 женских дуэлей, в восьми из которых государыня сама была секунданткой.


Михаил Юрко, «Женская дуэль». Сюжет основан на истории дуэли Полесовой и Заваровой

Постепенно дуэли переместились в салоны. Так в салоне госпожи Восроуховой в 1823 году случилось 17 женских поединков. «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы», — писала маркиза де Мортене. Однако дуэли не были прерогативой лишь столичной знати. В 1829 году две помещицы в Орловской губернии сразились в березовой роще с саблями своих мужей. Ольга Заварова и Екатерина Полесова были соседками и постоянно ссорились. На дуэль они позвали служанок и своих дочерей. Дуэль кончилась трагично: Заварова получила серьезную травму головы, Полесова была ранена в живот. Обе скончались. Через пять лет в том же лесу сразились их дочери. Одна из девушек выжила и записала эту историю в своем дневнике. Сегодня дуэли запрещены в большинстве стран и к такому способу выяснения отношений редко кто прибегает. Единственное место, где еще можно законно вызвать соперника на поединок — Парагвай. Но только при условии, что оба участника являются зарегистрированными донорами крови

Дуэль – как много в этом слове! Слышится звон клинков, хлопки выстрелов из старинных пистолетов, вскрик раненого дуэлянта. Перед глазами встают фигуры фехтующих или целящихся друг в друга с расстояния в 10–15 шагов мужчин в одеждах прошлых веков. Вспоминаются романы и фильмы о героях давно минувших дней – настоящих рыцарях, готовых умереть за даму сердца или во имя сохранения чести. Между тем само слово «дуэль», обозначающее регламентированный строгими правилами поединок двух человек, в русском языке относится к женскому роду. И несмотря на все стереотипы, укоренившиеся в современном обществе, в дуэлях не так уж редко сходились не только кавалеры, но и дамы. Причём как прекрасные, так и ужасные. Женские дуэли были зачастую даже более эмоциональными и жестокими, чем мужские. Дуэлянтки кровожаднее дуэлянтов.

Пойдём, прогуляемся

Случаи дамских схваток не на жизнь, а на смерть известны с древнейших времён. Первые свидетельства о поединках с участием женщин появляются ещё до того, как сформировалось само понятие дуэли, и относятся к античным временам. Наверное, нельзя воспринимать в качестве исторических фактов легенды об амазонках и мифы о воинственных богинях. Но ведь о ставших традицией в одной из провинций Древней Греции жестоких схватках девушек, вооружённых палками, писал ещё Геродот. Дошли до нас и тексты древнеримского писателя Марселлина, красочно и подробно рассказавшего о нравах современных ему галлов, женщины которых, по его свидетельству, дрались между собой и даже с мужчинами «кулаками и ногами», а также не брезговали для выяснения отношений брать в руки оружие.

Во времена викингов существовал прототип классической дуэли – хольмганг (дословный перевод – прогулка по острову). Предложить «прогуляться» один воин мог другому в случае притязаний на собственность или женщину, а также в случае возникновения неразрешимых мирным путём разногласий. «Прогулка» была по своей сути поединком, регламентированным сводом сперва негласных, а в XIX веке – законодательно закреплённых правил, которые порой могли так или иначе изменяться и толковаться фигурантами непосредственно перед началом боя. В правилах акцент делался на использование равного по эффективности оружия. А окончательно решать, кто прав, предоставлялось жестоким скандинавским богам. Отправившись «на остров», кто-то обязательно оказывался в Вальхалле. «Гуляли» подобным образом время от времени не только яростные берсерки, но и их белокурые валькирии. Из саг до нас дошли указания на то, что если на хольмганге мужчина сходился с женщиной, их шансы следовало изначально уравнять. Представителя сильного пола ставили на время смертного боя по пояс в яму, ограничивая, таким образом, свободу его движений. Или же привязывали за спиной левую руку, лишая возможности прикрываться щитом. Остаётся добавить, что в Средневековье традиция хольмганга из Скандинавии распространилась на значительную часть Европы. Позже европейское рыцарство стало проводить свои «судебные поединки» и турниры по особому регламенту.

Поединки в кустах

В XIV веке в Италии среди городских дворян сложилась традиция так называемых «поединков в кустах» или «схваток зверей» – выяснения отношений на шпагах и кинжалах без доспехов, в стороне от людных мест. Это поветрие, ставшее продолжением забав викингов и рыцарей, уже спустя столетие перекинулось на Францию. И тут началось! Так как во Франции женщине во все времена отводилась особая роль, то и в стороне от дуэлей француженки не остались. Как, впрочем, и темпераментные итальянки. Сообщения о дуэлях с участием женщин начали появляться даже в монастырских хрониках. В мае 1571-го в миланском женском монастыре Святой Бенедикты две знатные синьоры под предлогом совместного молебна заперлись в комнате и устроили поединок на кинжалах. Разнять их не успели. Когда дверь была выбита прибежавшей на шум схватки монастырской прислугой, одна из женщин уже отправилась на небеса, а вторая умирала, истекая кровью. Облегчить душу и поведать, что стало причиной кровавой драмы, у дамы уже не хватило сил. Как и назвать имена – своё и соперницы. Надо полагать, что монастырь в качестве места дуэли был выбран не случайно. Здесь и помощь медицинскую могли быстро оказать, и похоронную мессу отслужить. В результате первое не понадобилось, а второе пришлось очень кстати.

Осенью 1624 года в парижском Булонском лесу маркиза де Несль и графиня де Полиньяк в присутствии секунданток скрестили уже не кинжалы, а самые настоящие шпаги. Яблоком раздора стала благосклонность будущего кардинала, а пока лишь герцога Ришелье. В результате графиня взяла верх над маркизой, едва не оторвав клинком де Несль ухо. Факт дуэли подтверждён как автобиографическими записками любившего экстравагантный «пиар» Ришелье, так и зафиксированными на бумаге воспоминаниями самих участниц действа.

Стоит отметить, что в то время женские дуэли проходили в прямом смысле в кустах – подальше от мужских глаз. Секундантами дуэлянток были только дамы. Объясняется это просто. Верхняя часть гардероба знатной особы того времени несколько сковывала движения. Управляться с колющим оружием, будучи одетой в модное платье, было не слишком удобно. И всерьёз сражаться друг с другом женщинам было удобнее, обнажане только шпагу, но и грудь. Впрочем, когда вызов бросали мужчинам, полуобнажаться было уже никак нельзя. Придворная оперная певица Мопен, пользовавшаяся покровительством Людовика XIV, тайно брала уроки фехтования у своего любовника – первой шпаги Парижа того времени месье Серана. Знаменитый фехтовальщик согласился научить диву отбиваться от своих слишком назойливых поклонников, готовых составить ему конкуренцию в борьбе за благосклонность звезды королевской оперы. Уроки пошли впрок. На одном из балов дерзкая Мопен оскорбила едкой шуткой одну весьма знатную особу. Друзья оскорблённой потребовали выставить певицу вон и… моментально были вызваны ею на дуэль. Некоторые из них, не принимая происходящее всерьёз, согласились принять вызов. И поплатились тут же. Мопен заколола нескольких не ожидавших от неё такой прыти дворян прямо в парке у дворца, где проходил бал. После чего вернулась к танцам. Все присутствовавшие, в том числе и сам король, были шокированы. Шок Людовика оказался настолько глубок, что он даже не наказал диву, хотя дуэли им же самим запрещались. Эта история в будущем вдохновила писателя Теофила Готье на превосходный роман

Французская болезнь

Экстравагантная выходка оперной певицы обернулась настоящим бумом женских поединков во французской аристократической среде. На Францию обрушился кровавый дождь из брошенных женских перчаток. Часто причиной схватки становился кавалер. Не случайно считается, что в любви, как и на войне, правил нет. Если верить статистике того времени, четыре из пяти дамских дуэлей заканчивались смертями. Мужчины же были не столь склонны к смертоубийству – тут погибшие были лишь в двух случаях из пяти.

Всё чаще представительницы слабого пола бросали вызов полу сильному, хотя и без особых успехов. Всё-таки женщине пронзить мужское сердце шпагой несколько сложнее, чем лукавым взглядом. Однако заступаться за струсившего любовника или мужа, как это с грандиозной оглаской однажды сделала некая мадам Шатеру, бросившая вызов наглецу, отвесившему её благоверному пощёчину, стало едва ли не хорошим тоном. Пикантная подробность – далеко не все женские дуэли свершались хоть по каким-то правилам. Частенько слабые нервы секунданток не выдерживали, и они, забыв о своих обязанностях, с воплями бросались в схватку. Подобно болезни, мода на схватки femmes fatales из Франции стала распространяться по Европе. Сражаться на дуэлях начали англичанки, немки, испанки, русские.

С течением времени количество женских поединков то уменьшалось, то снова росло. Затем о дуэлях дам узнали и за океаном. Всё разнообразнее становилось дамское дуэльное оружие – к кинжалам и шпагам, клинки которых стали обрабатывать ядами и раздражающими раны жидкостями, добавились пистолеты. В 1744 году на дуэли из-за какого-то пустяка едва не погибла будущая российская императрица Екатерина II Великая. Тогда, правда, она была ещё всего лишь принцессой Софьей Фредерикой Августой Анхальт-Цербстской. Кстати, пик женских пик женских дуэлей в России пришёлся именно на её царствование.

Так, в 1765 году состоялось примерно два десятка поединков. Стоит отметить, что в отечественной женской дуэльной традиции стараниями самой же императрицы, помнившей о своём неприятном опыте, было заведено драться строго до первой крови. Благодаря этому история екатерининской эпохи помнит всего трёх павших «невольниц чести». Любопытный факт: в восьми поединках императрица Екатерина приняла самое непосредственное участие. Но, слава Богу, лишь в качестве секундантки. А однажды она едва не скрестила шпагу со своим супругом – императором Петром III, когда тот в семейной ссоре попробовал угрожать ей оружием. Царственных особ тогда удалось временно примирить. Фаворитка императрицы княгиня Дашкова в 1770 году вывела русских дуэлянток на международный уровень. Она после публичных оскорблений и обмена пощёчинами вступила в бой с английской герцогиней Фоксон. Но первый блин обернулся комом – Дашкова получила колотую рану плеча.

Кошмар на улице Листа

В XIX веке в России настоящими рассадниками «женской дуэльной болезни» стали салоны знатных дворянок. В историю вошёл, например, салон некой госпожи Востроуховой (привет маркизе де Несль и графине де Полиньяк), в котором в 1823 году случилось целых 17 ссор, приведших к поединкам. Дуэли происходили не только в столицах, но и в провинции. Порой дело доходило до откровенных курьёзов, заканчивающихся, впрочем, трагически, – дело матерей продолжали их дочери. В Орловской губернии помещицы Ольга Заварова и Екатерина Полесова после нескольких лет бытовых разногласий взялись за оружие и при секундантках-гувернантках (обе, разумеется, из Франции) в берёзовой роще изрубили друг друга в куски позаимствованными у мужей-офицеров саблями. Спустя пять лет на том же месте уже на шпагах дрались их 19-летние дочери. Что характерно, в присутствии всё тех же гувернанток. На этот раз Александра Заварова заколола Анну Полесову. Русские аристократки, по воспоминаниям иноземных свидетельниц, вообще отличались яростью, желанием во что бы то ни стало уничтожить соперницу и неграциозной эффективностью своих действий. Им не уступали и мещанки. Из-за молодого человека безвестной незнакомкой была застрелена актриса Мариинского театра Анастасия Малевская. Симптоматично, что дуэль возникла буквально на пустом месте. Малевская приревновала к своему возлюбленному чуть ли не случайную прохожую, у которой, впрочем, рука оказалась твёрже.

Во Франции же дамам наскучило просто колоть и стрелять друг в друга топлес, для придания схватке особого шарма они стали раздеваться полностью. Это позволяло подвергнуть поверженную, но не убитую соперницу дополнительному унижению. Особенно если по итогам выяснения отношений ей требовалась помощь со стороны. Продолжал совершенствоваться и дуэльный арсенал. Писательница Жорж Санд и Мария д’Агу, у которой первая хотела отбить композитора Ференца Листа, провели дуэль, соблюдая весь формальный этикет, но в качестве оружия используя… свои собственные острые как бритва ногти. Сюжет, пожалуй, пострашнее «Кошмара на улице Вязов». Сам Лист, в доме которого происходило «рандеву», вынужден был запереться в кабинете и в трепете ждать, когда дамы кончат. Победительница, к слову, так и не была выявлена. Но Лист выбрал Марию, а не предпочитавшую в быту мужской костюм женскому платью Жорж Санд.

Барышни, не деритесь!

В ХХ веке женские и мужские дуэли, к счастью, вышли из моды. Но иногда отголоски прошлого всё же давали о себе знать. В милицейских хрониках советского и пост-советского времени нет-нет да и промелькнёт нечто похожее на дела давно минувших дней. В период хрущёвской «оттепели» в одном из общежитий престижного московского вуза студентки с криком «дуэль!» (об этом потом рассказали свидетели) вступили в бой на кухне. Каждая при этом вооружилась кухонным ножом. Итог – около 50 колото-резаных ран на двоих. А в лихие девяностые две романтически настроенные подруги одного криминального авторитета однажды решили поделить сферы влияния на любимого при помощи пистолетов ТТ. Причём всё сделали по правилам – с секундантами и командой «К барьеру!». Одна из них вскоре оказалась в больнице, а другая – за решёткой.

Кстати…

В молодости поэтесса Мариэтта Шагинян, пойдя на поводу у молвы, беспочвенно обвинила знаменитого поэта Серебряного века Владислава Ходасевича в жестоком обращении с супругой. Мол, поколачивал свою половину служитель муз… Шагинян даже не зная лично жену будущего классика русской литературы и поддавшись эмансипационному порыву, не нашла ничего лучше, чем всерьёз вызвать Ходасевича на дуэль. Владислав тогда ответил спокойно и ёмко: «Я с барышнями не дерусь». Спустя месяц Шагинян остыла и в знак примирения прислала поэту букет фиалок. Как было бы мило, если бы все женские дуэли кончались именно так.

Николай Ивашов