Доклад «Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Актуальность театрализованной деятельности в доу

Театрализованная деятельность дошкольников как средство развития творческих способностей

Введение
Направленность данной темы: художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Актуальность:
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Новизна:
Новизна заключается в том, что созданы условия, обеспечивающие полноценное художественно-творческое и творческо-эстетическое развитие дошкольников, а так же в развитии речи и умении владеть собой перед аудиторией (публикой), что очень ценно в будущей школьной жизни ребенка.
Сценарии для драматизаций сказок, игры, этюды, соответствуют единой теме и нацелены на развитие свободного общения с детьми и взрослыми, а также на развитие устной речи детей.
Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием и приобщают детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность заключается в возможности средствами театра помочь детям раскрыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества, а так же в повышении уровня общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений), что в будущем поможет детям быть более успешными в школе. А так же одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
Цель: формирование творческой личности, обладающей широким кругозором, богатым духовным миром, творческими способностями и способной к успешной социальной адаптации путем приобщения к искусству театра.

Глава I. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
1.1.Понятие «творчество» и «творческие способности».
Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
При внимательном рассмотрении поведения человека, его деятельности в любой области, можно выделить два основных вида деятельности:
· воспроизводящая или репродуктивная. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
· творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
1.2 Формы организации театрализованной деятельности. Творческие игры дошкольников.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
· просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
· подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
· упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
· отдельные упражнения по этике;
· упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
· игры-драматизации.
1.3.Игра-драматизация как средство развития актерских способностей детей. Содержание работы по развитию актерских способностей детей средствами игры - драматизации.
В играх - драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.
Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:
· Игры-драматизации с пальчиками.
· Игры-драматизации с куклами бибабо.
· Импровизация.
Глава II. Театрализованная деятельность дошкольников.
2.1.Театрализованная деятельность в рамках Федеральных государственных требований.
В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, толерантность в социальном общении. Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.
Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках Федеральных государственных стандартов общего образования является одной из задач образовательного учреждения. Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. Существует реальное противоречие между установками традиционной системы обучения дошкольников и педагогическими факторами, обусловливающими необходимость развития творческого потенциала личности в условиях воспитательной системы дошкольного учреждения.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена ещё одна социально значимая задача современного общества - творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Стремление к повышению уровня коммуникативного развития будущих школьников подтверждает актуальность данного опыта и позволяет выделить противоречия:
- между процессом творческого развития детей и системой традиционного образования;
- потребностью общества в повышении уровня коммуникативной компетентности, общей культуры и недостаточным опытом приобщения детей к театрализованной деятельности.
В настоящее время реализация содержания образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация» является важнейшим звеном в процессе творческого и познавательно-речевого развития ребенка-дошкольника. Организуя театрализованную деятельность детей, находится решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, обучением вербальным и невербальным видам общения. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.
Необходим пересмотр стратегии педагогической деятельности воспитателя современного дошкольного учреждения, с тенденцией повышения уровня развития творческих способностей. В связи с этим, возникла идея соединения инновационных форм организации совместной образовательной деятельности детей и педагогов, системы музыкально - ритмических упражнений, игровых технологий, леготехнологий и традиционных подходов к развитию речи и общения дошкольников, в основе которой лежит воспитательная система теории развития творческой личности. После введения Федеральных государственных требований появился вопрос об использовании интегративного подхода к образованию дошкольников. Осуществление синтеза как интеграции образовательных областей в приобщении дошкольников к российским культурным традициям является главным принципом построения содержания образования в условиях многонациональности России и способствует достижению познавательного результата - формированию целостной картины мира. Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества ребенка, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Заключение
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей вовсе времена. Очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию актерских способностей в дошкольном возрасте. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На наш взгляд, необходимо совершенствовать художественно - эстетическое воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театральной деятельности.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Список литературы:
1. Антипина, А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: А.Е. Антипина - М.: «ТЦ Сфера», 2006. - 128 с.
2. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества [Текст]/ Н.Ю.Венгер // Дошкольное воспитание. - 1982. - №11. - С. 32-38.
3. Кудрявцев, В.Т. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диаг-ностике творческих способностей[Текст]/ В.Т.Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 1995. - №10. - С. 62-69.
4. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого[Текст]:. Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова - М.: Владос, 2004. - 368 с.
5. Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст]: М. Д.Маханёва - М.: «ТЦ Сфера», 2001. - 128 с.
6. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду [Текст]: методические рекомендации / Е.В.Мигунова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
7. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 336 с.
8. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Т.И.Петрова, Е.А.Сергеева, Е.С.Петрова - М., Школьная пресса, 2004. - 128 с.
9. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников[Текст]: Э.Г.Чурилова - М.: Владос, 2001. - 160 с.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне. Театральная деятельность- это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его интересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение. Поэтому возникла идея-создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная деятельность способствует развитию следующих способностей: психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания и др.); речи (диалог, монолог), творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли и др.) могут вноситься в содержание праздников. Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях.
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическому коллективу. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную деятельность детей. Огромное и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Горбатова Ольга
Инновационный педагогический опыт по театрализованной деятельности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа №48»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО

старший воспитатель МБОУ «Школа №48»

структурное подразделение детский сад

Горбатова Ольга Валентиновна

г. Нижний Новгород, 2017

Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в дошкольном образовательном учреждении является одной из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности , что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Театрализованная деятельность позволяет решить многие проблемы педагогики и психологии , связанные с :

Художественным образованием и воспитанием детей;

Формированием эстетического вкуса;

Нравственным воспитанием;

Развитием памяти, воображения, инициативности, речи;

Развитием коммуникативных качеств;

Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности,

решением конфликтных ситуаций через театральную игру .

Театрализованная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, театру , совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей

Умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.

Театрализация используется в интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется в практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Проблема заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности , как театрализация , создает максимально благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках самодеятельность

Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно – прикладного искусства.

Очень важно заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности , вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Концептуальность.

Своеобразие и новизна опыта состоит в использовании театрализованной деятельности в образовательном процессе ДОУ в нетрадиционных занятиях, а не только в виде развлечений, праздников, игр-драматизаций в свободной деятельности детей . Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Поскольку нетрадиционное занятие строится на принципах :

Постоянная обратная связь,

Диалогизация образовательного процесса,

Оптимизация развития (активная стимуляция)

Эмоциональный подъем,

Добровольное участие (свобода выбора,

Погружение в проблему,

Свободное пространство, гармонизация развития.

Накапливая творческий опыт , дети при поддержке взрослых, могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.

Темы проектов могут быть самыми различными, главные их условия – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Воспитанники нашего учреждения очень любознательны, стремятся к познанию и исследованию чего-то нового, неизведанного. Чтобы удовлетворить интерес детей, создаются проекты различной направленности, вовлекая и заинтересовывая родителей. Использование современных информационных технологий повышает качество воспитательно-образовательного процесса, делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение.

Наличие теоретической базы опыта .

Теоретическая база опыта основывается на публикации таких авторов, как :

Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : игры, упражнения, сценарии. М.:ТЦ Сфера, 2009.;

Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников : кн. Для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991.;

Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду . Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная пресса,2004,

Ребенок в мире сказок : музыкально-театрализованные спектакли , инсценировки, игры для детей 4-7 лет/ сост. Власенко О. П. Волгоград : Учитель, 2009;

Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников : программа и репертуар. М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС 2003.,

Фольклор - музыка - театр : программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих вместе с дошкольниками : Програм. -методич. пособие /под редакцией Мерзляковой С. И. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2003,;

Ведущая педагогическая идея .

Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка неоспоримо. Это один из самых эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность , в которой наиболее ярка применяется принцип обучения : учить играя.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны ; ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразие через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонаже, собственных высказываний активизируется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем ставит маленького актера перед необходимостью ясно и четко говорить. Увлеченный замыслом постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в игре можно использовать в повседневной жизни. Поэтому, театрализованная деятельность позволяет решать такие педагогические задачи , как :

способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию дошкольниками изучаемого материала, повышать познавательную мотивацию, вовлекая их в активную самостоятельную деятельность , формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок;

позитивное отношение к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками;

дать знания для интеллектуального и духовно-нравственного развития дошкольников, способствующие успешному развитию у детей эрудиции, фантазии, умению логично рассуждать и делать выводы;

воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия;

совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности;

способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания.

Оптимальность и эффективность средств.

Центр театрализованной деятельности является одним из основных при организации развивающей среды. В детском саду созданы условия для развития театрализованной деятельности : это и творческое оформление музыкального зала, компьютер с доступом к сети интернет, телевизор, видеотека, аудиотека, музыкальный центр, микрофоны; оборудована «костюмерная» , где хранятся маски, грим, парики, костюмы и атрибуты к спектаклям, методическое обеспечение. В группе оформлен театрализованный уголок , приобретены и изготовлены различные виды театра : настольный, би-ба-бо, пальчиковый и др. Подход к воспитанию детей и создаёт условия, в которых естественным образом в процессе творческого общения со взрослым обеспечивается позиция ребёнка. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Театрализованная деятельность включается практически во все разновидности непосредственно-организованной деятельности , в самостоятельную деятельность , деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарий праздников.

Формы организации театрализованной деятельности :

1. Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей .

2. Самостоятельная театрально - художественная деятельность , театрализованные игры в повседневной жизни.

3. Мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-образовательной деятельности .

4. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.

Оптимально и эффективно построены занятия по театрализованной деятельности , включающие : просмотр кукольных спектаклей, беседы по ним, игры-драматизации, этюды, пантомимы, коррекционные игры, упражнения для развития речи, игры - превращения, пальчиковый игротренинг. Эффективно применение театрализованных праздников в ДОУ , куда каждый участник вносит свое творчество, свой труд через изготовление простых декораций, карнавальных масок, игрушек, поделок, аппликаций, рисунков.

Результативность опыта .

Содержание данной системы позволило развить у детей старшего дошкольного возраста такие индивидуально – личностные качества, как терпимость и уверенной, симпатию к окружающим, развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, умение управлять своим настроением и регулировать эмоции. раскрепощение ребенка, повышение его уверенности в себе, в своих силах.

После проведённой работы у детей произошли значительные сдвиги в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Параллельно происходило развитие всех психических процессов : внимания, памяти, мышления, воображения и речи.

Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональности ребенка, раскрытию его творческого потенциала, актерского мастерства что считается определяющим для обучения детей театрализованной деятельности .

Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках , связанных с народными традициями, ребенок развивает свои художественно – творческие задатки, самостоятельность, самодеятельность , возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа.

Использование вышеприведённых инновационных технологий и методических форм на практике позволило добиться следующих результатов : по результатам диагностики артистических способностей на основе парциальной программы «Театр – Творчество - Дети » под редакцией Н. Ф. Сорокиной отмечается положительная динамика в развитии детей.

Данные диаграммы показывают эффективность проводимой работы с детьми по использованию инноваций театрализованной деятельности .

С накопленным опытом работы охотно делюсь с коллегами по работе, родителями, выступая на семинарах-практикумах, методических объединениях, круглом столе, педагогических советах , родительских собраниях, консультациях.

Пояснительная записка

«Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста» (приложение 1).

Доклад «Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель Твиленева Светлана Николаевна МДОУ «Детский сад №11» г. Северск

Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Новизна данной разработки в следующем:

  • Нетрадиционная форма проведения семинара-практикума (театрализованное представление, где традиционные докладчики представлены в образе сказочных героев, а традиционные доклады заменены повествованиями от имени этих героев, раскрывающие опыт работы в данном направлении.
  • Многофункциональное использование мультимедийной техники (видеоклип, компьютерная презентация, слайд-шоу)
  • Вовлечение зрительской аудитории семинара-прктикума в проведение динамических пауз, игр, танцев, сюрпризных моментов, обыгрывании сказки-импровизации с применением кукол-образов.
  • Использование яркого, нетрадиционного предметного оснащения семинара: набора мягких модулей в качестве декораций-трансформеров, позволяющих менять сюжетную картину театрализованного представления; применение кукол – образов в качестве альтернативы театральному костюму; нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра.

При подготовке и проведении семинара – практикума были использованы следующие методики, технологии, методические пособия:

  • Технология применения кукол – образов в педагогической практике ДОУ «Детский сад № 37» г. Северск (авторский материал из опыта работы ДОУ)
  • Л.В.Артемова. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие).
  • Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова. Театрализованные игры в детском саду. (методическое пособие).
  • Технология проблемно- развивающего обучения.
  • Использование элементов орф-педагогики педагогов-новаторов: Т. А. Боровик, В.А. Жилина, Т. Э. Тютюнниковой.

Использование таких нетрадиционных форм проведения семинара-практикума позволяет повысить профессионально-личностный, профессионально-деятельностный и профессионально-творческий компонент педагогов. Дает возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития их творческих способностей.

Семинар-практикум состоит:

1. Доклад по теме «Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Музыкальный руководитель Твиленева Светлана Николаевна МДОУ «Детский сад №11» г. Северск

1. БЛОК: ТЕМА «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Докладпо теме «Роль театрализованных игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников» музыкальные руководители 1 кв. категории Светлана Петрована Таюкина, Людмила Николаевна Хаткевич (материал из опыта работы) МДОУ – ЦРР «Детский сад №59» г. Северск

2. БЛОК. ТЕМА «ПРИМЕНЕНИЕ КУКОЛ – ОБРАЗОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Доклад по теме (материалы из опыта работы) музыкальный руководитель высшей категории Лариса Станиславовна Колодникова МДОУ «Детский сад №37» г. Северск)

3. БЛОК ТЕМА «ТЕАТР СОЗДАЕМ САМИ»
Доклад «Театры бывают разные». (Материал из опыта работы) музыкальный руководитель 1 кв. категории Светлана Николаевна Кравцова. (МДОУ «Детский сад № 17» г. Северск)

Сценарий семинара-практикума

Цели:

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов.
  • Распространение педагогического опытамузыкальных руководителей в ярко выраженной театрализовано – игровой форме.

Материал и оборудование : компьютерная установка и проекционный экран для слайд-шоу и презентации; выставка разных видов театра; набор цветных мягких модулей; музыкальный фонарик, сундук, волшебная палочка, шапочки: лисы, кота, зайца; мягкие игрушки: «Совенок», «Лисенок», штурвал для корабля, подзорная труба, мольберт, материал для изготовления театральных декораций (цветная бумага, ножницы, заготовки – основа из ватмана, клей); куклы – образы; цветные шифоновые платки, плоскостное «солнце», фигурки – образы на палочках; музыкальное сопровождение (аудиокассеты, аудио CD).

Ход семинара

Звучит легкая эстрадная музыка или музыка из детских мультфильмов по выбору педагогов. В музыкальный зал заходят гости, их встречает Баба-Яга, рассаживает, ворчит, веником обувь обметает.

Баба-Яга. Ну что все собрались?

Звучит фонограмма «Театральный звонок». На проекционном экране появляется спящий Волшебник.

Баба-Яга. Вот тебе здрасьте! А ваш главный-то спит-храпит.. Эй, Волшебник, проснись! Ну, ничего, сейчас мы его разбудим. Где тут мой будильник? (Достает свой бутафорский фонарь «Тыква Хеллоуин»).

Волшебник просыпается. Яга уходит из зала.

Волшебник. Ой, кажется, я заснул?.. (Откашливается, прихорашивается.) Здравствуйте, уважаемые гости! Я сегодня вас всех здесь собрал, чтобы отправиться с моими друзьями-куклами…(Смотрит по сторонам). Ой, а где же они?

На проекционном экране Видео - погоня.

Освещается центральная часть музыкального зала. Звучит вступление к песне «Балаганчик». Выходят сказочные персонажи Пеппи, Буратино, Незнайка и исполняют песню-танец «Балаганчик» (музыка А.Варламова, слова Л.Колодниковой. CD «Косолапый дождь»).

1. Когда за окнами метель поет,
Нам открывает двери старый дом.
Волшебник- чародей ребят там ждет
И эхом сказок тишину наполнит он.

Достанет скрипучий сундук
И крышку поднимет на стук.

На тоненьких веревочках все куклы станут в ряд.

Припев.

Незнайка смешной

Пеппи с Ягой!

2. Аплодисментами взорвется зал…
Здесь каждый, что хотел, то увидал!
И зритель благодарный все поймет
Частичку доброй сказки в сердце унесет…

Уставший волшебник уснет…
А мир сундука оживет…
Откроется занавес… Здравствуй, театр!
И в сотый раз на ниточках все куклы встанут в ряд.

Припев.

Незнайка смешной
Нас поманит к себе маленьким пальчиком.
Здесь Пеппи с Ягой!
Будет всем весело в балаганчике!

В конце песни в музыкальном зале появляется уставший Волшебник.

Волшебник. Ну, наконец-то я вас нашел! Куда вы пропали?

Все куклы. Прости нас, уважаемый Волшебник, нам так хотелось поскорей отправиться в путешествие! А ты все спишь и спишь…

Волшебник. Ну, хорошо, хорошо, прощаю. А теперь:

Внимание, внимание, извещаем всех заранее!
Пора отправляться в Театралию,
Где состоится представление, всем на удивление!

Буратино.

А как мы в эту страну попадем,
Как же дорогу туда мы найдем?

Пеппи.

Я знаю! Чтобы в Театралии очутиться,
Надо в плавание пуститься!

Представляете, друзья:

Театр рук «Кораблик» (В. Цвынтарный)

Плывет по морю пароход, - ладошки сложены лодочкой
А из трубы-то дым идет. – поднимаются большие пальчики, затем выполняются вращательные движения указательными пальцами снизу вверх.

Пеппи. Так, где мой любимый чемодан? (Достает чемодан из сундука).

Незнайка. Мы корабль построим сами.

Пеппи. И вместе поплывем с друзьями!

«Танец сидя» ( со зрителями по показу персонажа), музыка С.Ранды «Мы - юнги озорные».

Под музыку сказочные герои строят из модулей корабль.

Пеппи. Где мой любимый чемодан? (берет чемодан и входит на корабль).

Доклад и слайд-шоу «Играем в театр»

Доклад «Роль театрализованных игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников»

Музыкальные руководители: Таюкина Светлана Петровна, Хаткевич Людмила Николаевна

МДОУ «ЦРР - детский сад № 59»
ЗАТО Северск, Томской области
(доклад представлен музыкальным руководителем в образе Пеппи и сопровождался слайд-шоу (приложение 2 ))

Друзья, как же мне хочется заглянуть в эту страну! (приложение 3 ). Хоть на мгновенье… Захлебнуться детским восторгом и хоть на миг увидеть эту сказочную Театралию! Вы знаете, ведь в этой стране везде царит ИГРА! Игра связывает между собой детей, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если дети начинают доверять вам взрослым, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью (приложение 4). Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

Огромны воспитательные возможности театральной игры: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе (приложение 5).

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущение беззаботного детства.

  • Хочется отметить, что театрализация – это, прежде всего импровизация, оживление предметов и звуков.
  • Это искренний интерес, увлеченность, как со стороны взрослых, так и со стороны детей.
  • Взрослый не пытается надеть на себя маску всезнайки и честно признается ребенку тогда, когда он чего-то не знает или не умеет
  • Взрослый чувствует и понимает, в чем ребенок талантливее его, старается предоставить ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность и пытается многому научиться у детей.
  • В процессе творческого взаимодействия с ребенком взрослый, прежде всего, озабочен процессом воспитания, а не обучения.
  • Воспитание детей включает и воспитание их родителей (участие родителей в театрализованных развлечениях), что требует от педагога особенного участия, такта, знаний и терпения.
  • Театрализованная игра (как и любая) должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Неудача – это тоже хорошо, ее не надо бояться. Такие ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать друг другу. А это так важно в нашей жизни!

Таким образом, совместная театрализованная деятельность, направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.).

  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • Игры-превращения, образные упражнения;
  • Упражнения на развитие детской пластики;
  • Ритмические минутки;
  • Пальчиковый игротренинг;
  • Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
  • Театральные этюды;
  • Коррекционно-развивающие игры;
  • Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
  • Просмотр кукольных спектаклей.

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее будет восприятие игрового материала, тем выше уровень театрального воплощения. (приложение 6) (приложение 7)

А этому способствуют:

  • элементы костюмов и декорации;
  • музыкальное оформление;
  • наличие кукол для театра, ширма.
  • различные атрибуты, наглядный материал.

А самое главное ! Изготовление и подбор атрибутов, элементов костюмов к театрализованным развлечениям очень часто проходят совместно с родителями, которые потом выливаются в совместный веселый праздник! (приложение 8)

Пеппи. Как бы мне хотелось попасть в эту сказочную страну Театралию..

Незнайка смотрит в подзорную трубу.

Незнайка. Смотрите, смотрите, я, кажется, вижу каких-то маленьких веселых детей! Может это и есть «Театралия»?

Театрализованное занятие «Сказочное путешествие» с детьми подготовительной к школе группы (см. Приложение 9)

Пеппи. Уважаемый Волшебник, а эта палочка действительно волшебная?

Волшебник. Конечно, волшебная.

Незнайка. А желания наших гостей ты тоже можешь угадать?

Волшебник. Несомненно. Только вы мне помогайте, в моем волшебном зеркальце желание читайте.

Игра-шутка со зрителями «Угадай желание»

(На бутафорском зеркале написаны шуточные «желания» - заготовки для гостей. Волшебник водит «волшебной палочкой» над головой приглашенного гостя, «читает» его «желание», сказочные персонажи зачитывают одно из написанных на «зеркале» желаний).

Незнайка. Эй, Волшебник, а мое желание можешь угадать?

Волшебник. Давай попробуем. Вижу город, куклы – странные, необычные…

Незнайка. Правильно, я очень хочу отправиться в Город занимательных кукол-образов и приглашаю вас всех туда.

Под музыку сказочные герои из цветных модулей выстраивают Город кукол – образов, выставляют атрибуты для театрализации, раскладывают пособия для игры с куклами – образами.

Доклад «Куклы- образы в музыкальном воспитании дошкольников»

Музыкальный руководитель представляет доклад в образе сказочного персонажа «Незнайка» (приложение 10).

музыкальный руководитель Л.С.Колодниковой (МДОУ «Детский сад № 37», ЗАТО Северск, Томской области)

Уважаемые взрослые! Я сейчас хочу, чтобы вы ненадолго, хотя бы на несколько минут забыли, что вы солидные дамы, высококвалифицированные педагоги, и вспомнили, что когда-то были Светочками, Ирочками, Людочками…Чтобы вы очутились в своем детстве! Это такая веселая и яркая пора в жизни каждого человека, что, чем старше мы становимся, тем чаще нам хочется туда вернуться. А почему? Да потому, что там остались наши самые милые, самые любимые нами, самые преданные наши друзья – игрушки! А какие игрушки у вас были самые любимые? (Ответ гостей ).

Вы помните, как, играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая куклу или плюшевого мишку в кровать, путешествуя с ними по разным странам в ракете-табурете, вы постигали вместе с ними новую, «взрослую» науку жизни. Но вот мы выросли, и уже учим и воспитываем своих детей, а наши первые учителя и помощники почему-то остались там, далеко, куда нам уже не вернуться!

Но это не так! Стоит только захотеть, и они снова будут с нами, такие новые, необычные, немного странные, но такие яркие, забавные, а, главное, готовые помочь нам научить маленьких непосед познать азы этой непростой науки под названием «жизнь»!

Одни очень умные взрослые придумали и написали множество Программ (это и «Школа 2100», и «Детство», «Радуга» и другие), согласно которым, пройдя первую ступень образования и воспитания – детский сад – должен выйти ребенок, готовый гармонично вписаться в окружающий мир, стать его «положительной частичкой», будет вести себя так, как хотим этого мы, взрослые, готовым к преодолению следующей главной ступеньки жизни – школы. И это верно! И мы находим для этого важные, глубокие по смыслу, правильные слова, иногда забывая о самом главном в жизни ребенка – игре и игрушках. А как разнообразен и увлекателен этот мир - игрушек и игр! И он тоже является частью этих умных образовательных Программ, но если за дело берутся люди, увлеченные своим делом, с яркой, богатой фантазией, с желанием творить самим и вовлекать в этот процесс малышей, то и «предметное оснащение» - какие невзрачные слова для маленьких друзей - становиться другим: необычным, впечатляющим, способным не только удивить и обрадовать ребенка, но и научить его чему- либо.

Давно, когда взрослые нашего сада стали осваивать и воспитывать детей по курсам Программы «Школа 2100» - «Здравствуй, мир!», «Путешествие в прекрасное», «По дороге к Азбуке», «Игралочка» и др., то они взяли в руки вот таких помощников показ мягких игрушек «»а чуть позже мама- мастерица подарила детям человечка с носом- карандашиком (Карандашкин – главный персонаж курса «Путешествие в прекрасное»). Их очень приятно держать в руках, и детям они нравятся: милые, любимые, уютные образы…Но руки взрослого заняты, а ведь на занятиях так много ими приходится действовать! Надо брать предметы, погладить – похвалить, приобнять, взять за руку малыша и подвести к чему- либо, танцевать, играть на музыкальных инструментах и многое другое…

Появилась необходимость в новых куклах, позволяющих это делать, позволяющих заинтересовать в совместных действиях, выполнять их кукле и ребенку вместе. Так и у музыкального руководителя постепенно создалась своя маленькая коллекция кукол – образов: это куклы – образы «Гремучая Змея», «Веселый паровозик» с разноцветными вагончиками, «Гномик Ритмичок», каждая из которых является дидактическим пособием, целой игрой.

Благодаря их функциональности, образной привлекательности, легкости в использовании вариантов игр с такими куклами может быть много. «Гномик-Ритмичок» - кукла- образ, прекрасно заменившая устаревший фланелеграф, стала желанным гостем на музыкальных занятиях, детских театрализациях, досугах (приложение 11). На ярком зелено- желтом тканевом поле куклы размещаются «Ритмические картинки», «ритмические цепочки», на поле синего цвета – «Звездочки» с творческими заданиями. Легкий и мягкий материал, из которого изготовлена кукла, правильно подобранные размеры (как для ребенка, так и для взрослого)- позволяет легко управлять ею. Способность куклы складываться также вносит элемент сюрпризности в занятие или в игру: никто из детей не знает, что интересное «скрывает» Гномик под синим плащом.

С раннего возраста мы учим детей «путешествовать на паровозике», строиться и двигаться друг за другом, положив руки на плечи впередистоящих. А ведущему предлагается представить, что он – Паровозик. Но намного интересней, когда превратится в «настоящий» веселый Паровозик помогает кукла – образ! Поэтому следующей куклой- образом, в которой возникла практическая необходимость, стал «Веселый паровозик» с занимательными вагончиками (приложение 12). Выполненная из легкого, яркого материала, кукла – образ оснащена перчатками для рук, что не ограничивает в движениях при управлении куклой. Размеры подобраны как для ребенка, так и для взрослого (регулируется длина лямок); выражение «лица» Паровозика может меняться с веселого на грустное, так как рот зафиксирован на липкую ленту. За Паровозиком выстраиваются вагончики, также выполненные из легких тканей четырех основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий), оснащенные прозрачными кармашками для дидактических вкладышей. Вкладышами могут быть здания - «Ритмические картинки», задания – символы (например, по музыкально – ритмическим движениям или танцевальным жанрам, открытки по темам «Времена года», «Сказки», «Музыкальные инструменты» и т.д.

Благодаря применению кукол – образов, в каждом занятии присутствует элемент новизны, сюрпризности. Например, такого эффекта позволяет добиться появление на музыкальном занятии изготовленной мною сюрпризной куклы – образа «Гремучая змея» (Приложение 13). Малышей в этом образа привлекает все: яркая желто – зеленая расцветка, наличие трех потайных карманов, закрытых на замки - молнии, позволяющих не только каждый раз менять их наполнение в зависимости от целей занятия (шумовые музыкальные инструменты, фигурки людей и животных, геометрические формы, мини – иллюстрации и т.д.), да и сам образ способен «научить» двигаться «змейкой», добиться плавности, гибкости, выразительности в движениях. Вариативность наполнения предметами куклы – образа позволяет влиять и на ход занятия или досуга, т.к. ребенку предоставляется выбор кармана (его наполнения), и соответственно, выбор деятельности на музыкальном занятии. Например, открыв наугад карман с колокольчиками, можем предположить, что с ними можно музицировать, сопровождать пение, играть. В следующем кармане могут находиться открытки – иллюстрации со сказочными героями, с которыми «отправимся» слушать музыкальные пьесы или импровизировать, изображая в движении этих героев сказок. В третьем кармане можно найти материал к музыкально – дидактической игре и т.д. И каждый раз наполнение будет новым, а следовательно, новым и неожиданным может стать каждое занятие.

Такие куклы интересны не только ребенку, но и взрослому! С одной стороны - это образ, иногда знакомый по сказкам, иногда необычный, который и нарочно – то не придумаешь! С другой стороны, в кукле – образе может заключаться целая игра с многообразием вариантов! Такую куклу не купишь в магазине! Она создается специально, по мере необходимости, потребности взрослого и ребенка! И педагоги, и специалисты, и воспитатели нашего сада давно поняли уникальность, неповторимость, важность игрушки, которая придумана, продумана и выполнена с душой своими руками. А когда игрушка готова – то невольно обращаешь внимание на внутреннее, зачастую и внешнее сходство между куклой и ее «мамой» (приложение 14).

Но хотелось не просто сделать достойную куклу, но и интересно представить ее на очень умном собрании – педсовете. Для этого взрослые написали сценарий, нарядились в яркие костюмы, перевоплотились и устроили настоящую «Ярмарку педагогических идей», а позже собрались на забавное чаепитие «В гости к Мухоморихе»! Каждый педагог старался не просто похвалить свою работу (придуманную им куклу – образ), но и продемонстрировать ее игровые и функциональные возможности.

Что же всегда отличало наших кукол – образов?

Коллекцию кукол – образов, придуманную и созданную руками наших педагогов, отличает: полифункциональность; полиобразность; контактность с ребенком на уровне его глаз; доступность в использовании, как детьми, так и взрослыми; они являются приемом «яркого пятна». Куклы всегда получались разные: умные, неповторимые, разнообразные, способные выполнять учебные и воспитательные функции, делали возможным контакт с ребенком на уровне его глаз. Перчатки – тонкие, мягкие, позволяют свободно выполнять движения кистью и пальцами рук, в том числе играть на музыкальных инструментах.

А вот некоторые жителей нашего Города занимательных кукол! «Ромашка» (приложение 15), «Чудо - дерево» (приложение 16) и «Совушка - Сова» (приложение 17), которые «живут» в Экологической комнате детского сада, «Волшебный квадрат Оригамик» и «Цветик -семицветик» обосновались в Интеллектуальной мастерской, «Геометрик» и «Язычок - спортачок» обитают в Центре Развивающих игр.

Куклы – образы, используемые в музыкальном воспитании дошкольников, разнообразны, привлекательны для детей, родителей, соответствуют современным педагогическим требованиям:

  • Расширяют кругозор ребенка, знакомя его с культурой, искусством, народным художественным творчеством;
  • Способствуют социализации ребенка, приобщению его к общечеловеческим ценностям;
  • Создают благоприятный эмоциональный фон на музыкальных занятиях, досугах, способствуют накоплению положительного нравственного опыта;
  • Удовлетворяют интерес ребенка к активной музыкальной деятельности и возбуждают ее.

Вы спросите: почему я так много говорю о всех куклах? Да потому, что каждая из них используется во всех видах деятельности нашего сада: нет кукол только для математики или экологии, только для музыки или для физкультуры! Они используются где угодно и кем угодно! И каждая из них может стать участником моей новой сказки! А сказки в нашем саду любят и с нетерпением ждут каждый год и дети, и их родители! Потому что каждую осень мы вместе с куклами – образами радуем их новым образовательным спектаклем!

Поверьте, с куклами – образами жизнь детей в нашем саду стала еще увлекательней, ярче, занимательней, они стали настоящими друзьям (приложение 18).

Сказка-импровизация для взрослых «Как Вороне жениха искали» с применением кукол – образов (автор музыкальный руководитель Л.С.Колодникова) (см. приложение 19)

Буратино. Волшебник, угадай, пожалуйста, мое желание.

Волшебник. Твое желание - самое большое – стать таким же мастером кукол, как папа Карло!

Волшебник достает из большого сундука ящик с поделочным материалом (цветная бумага разных цветов с нарисованными шаблонами ладошек, ножницы, клей).

Буратино.

У меня секретов нету!
Я докажу вам это!
Смотрите, какой в Театралии
Удивительный живет народ!

«Театральная мастерская»

(Буратино предлагает зрителям помочь ему вырезать шаблоны ладошек. Затем он демонстрирует, как быстро можно изготовить из ладошек декорации к спектаклям (елочку, осенний кустик и др. варианты) (приложение 20), (приложение 21).

Доклад и слайд-шоу «Театры бывают разные»

Музыкальный руководитель представляет доклад в образе сказочного персонажа «Буратино» (приложение 22).

Музыкальный руководитель Кравцова Светлана Николаевна «Детский сад № 17», ЗАТО Северск, Томской области

Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним!

Куклы могут всё или почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. Как сделать, чтобы радость от общения с ними стала ежедневной? Нужно создать кукольный театр в детском саду!

«Актёры» и «актрисы» в нём должны быть яркими, легкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах.

Можно начинать знакомить детей с кукольным театром с 1-й младшей группы. Воспитатели, старшие дошкольники показывают малышам небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров: хорошо всем знакомый театр картинок (фланелеграф), театр петрушек, в котором заняты перчаточные куклы. С большим удовольствием следят малыши за движущимися на ярко освещённом экране фигурами. Театр теней приковывает их внимание, развивает умение сосредотачиваться.

К концу года дети 1-й младшей группы, накопив определённый опыт, пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Это стремление необходимо поддерживать, развивать и укреплять. Для этой цели подойдёт пальчиковый театр (приложение 23). Самых простых кукол вы можете сделать сами: на бумажном или матерчатом чехольчике (по размеру пальца) нарисуйте лицо и волосы. Пальчиковый театр может быть вязаным: театр из клубков, куклы из перчаток, куклы из варежек (рукавичек).

Игра с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев.

Для детей 2-й младшей группы самый простой и доступный театр- это театр кукол на столе. Использовать можно различные виды: театр «дисков» (приложение 24), объёмные игрушки из цилиндров и конусов, коробочек разной высоты. Театр «оригами» (приложение 25), театр «кружек», театр на палочке (приложение 26), «киндер-театр» (приложение 27), театр «мочалки» (приложение 28), театр магнитико в (приложение 29). Забавных настольных актёров можно связать крючком или на спицах (чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли). Для настольного театра подойдут «исполнители», вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные.

В средней группе переходим к более сложному театру. Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, основу которых составляет деревянный стержень – гапит. Но прежде надо дать детям возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек , являясь упрощённым вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы кукловождения.

В старшей группе следует познакомить детей с марионетками, показать им кукол с «живой рукой».

Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей. Изготовить их можно из разных материалов. Можно использовать мягкую игрушку. Такая кукла приводится в движение с помощью ваги, то есть деревянной крестовины, к которой на ниточках подвешивается игрушка (Приложение 30).

Способы управления куклами с «живой рукой». Высота театральной куклы зависит от роста ребёнка. Ребёнок надевает на себя костюм, большую голову-маску, большие ладони и превращается в живую куклу. Можно изготовить куклу самостоятельно: основой является платок в виде треугольника. Один угол крепится к головке куклы, два других угла резинками прикрепляются к запястьям ребёнка. Для того чтобы зафиксировать голову куклы, к ней присоединяют тесёмки, которые завязываются на шее кукловода. Куклы данной системы помогают детям проявлять и развивать способности песенного, игрового, танцевального творчества, а также к импровизации (приложение 31).

Общение с куклой помогает малышу почувствовать себя свободным, раскрепощённым, обрести уверенность в своих силах.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ НАСТОЛЬНЫХ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.

  • Сцена-ширмочка с декорациями.
  • Книжка-раскладушка.
  • Барьер.
  • Вращающиеся декорации.
  • Ширма-ворота.

Буратино. (Обращается к друзьям и куклам).

Получилось все на славу,
Карло будет мной гордиться!
Выбирайте себе друга,
Будем веселиться!

Персонажи предлагают гостям взять любую понравившуюся куклу и встать в круг.

Буратино. Театр, куклы, ты и я – вместе верные друзья!

Танец по показу со зрителями «Дорога к солнцу» (автор С.П.Таюкина).

Песня в исполнении детской эстрадной группы «Волшебники двора»

(Участники выполняют образные движения: рисуют платками (как кистью), выкладывают из платков лучики солнца) (приложение 32).

Волшебник. Закончилось наше веселое путешествие!

Незнайка . К счастью, без происшествий.

Волшебник .

И теперь хочу на прощание угадать ваше последнее желание…
Вижу в глазах яркий свет…
Вы все хотите отправиться в буфет!

Под музыку персонажи приглашают всех гостей в «Театральный буфет».