Что такое финансы для детей. Программа «Азбука финансов» (обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста)

Все родители хотят дать своему ребенку максимум полезных знаний, чтобы подготовить его ко взрослой жизни. Мамы и папы не могут прийти к единому мнению во многих вопросах, например, с какого возраста нужно заниматься с малышом иностранными языками, учить его читать и писать. Взрослые редко задумываются о том, что стандартный набор знаний – это далеко не все, что необходимо для гармоничного развития личности. Родителям кажется, что дети смогут грамотно распоряжаться финансами без особого их участия, что рано или поздно сама жизнь станет учителем в этом вопросе.

Однако такой подход в корне неверный. Воспитывать финансовую грамотность нужно буквально с пеленок – с того момента, когда ребенок в магазине впервые начнет вас о чем-то просить. Он должен понимать, что деньги возникают не по мановению волшебной палочки, чтобы их заработать нужно приложить немало усилий. Важно помочь ребенку выработать правильное отношение к деньгам, вдохновить на серьезные достижения, уделить внимание творческому подходу к заработку, а не просто воспитать трудолюбивого работника, который выполняет дела на автомате.

Как достичь успеха в этом непростом деле? Ответственным родителям поможет подборка полезных советов:

1 . Старайтесь чаще брать ребенка с собой в магазин. Объясняйте ему свой выбор: почему в тележке лежит именно этот товар, а не какой-то другой. Можно зарабатывать миллионы и при этом быть постоянно без денег. По-настоящему богат только тот, кто умеет разумно распоряжаться финансами и не спускать все деньги на ненужные вещи.

2 . Перед тем, как купить сыну или дочери желаемое, напомните, что похожие игрушки у него уже есть дома. Предложите такой вариант: если вы купите сейчас то, что он хочет, то от новой покупки придется в другой раз отказаться. Ребенок может попробовать манипулировать вами, говоря, что родители знакомых покупают им все, что душе заблагорассудится. Не идите на поводу и не переживайте. Объясните, что сравнивать нет смысла. Вы, например, никогда не сравниваете его с другими детьми. Хочется рассчитывать на взаимность – чтобы вас с другими взрослыми в один ряд не ставили. Общество потребления диктует свои правила. Мы живем в мире, где продаются не товары и услуги, а ощущение принадлежности к тем избранным, кому доступна покупка желаемых вещей. Постарайтесь рассказать это ребенку простым и понятным его возрасту языком.

3 . Один из символов самостоятельности – это . Предложите своему отпрыску хранить деньги в трех разных местах. Из одной копилки пусть он берет деньги на приятные повседневные мелочи, например, мороженое или билеты в кино. Во вторую откладывает средства на дорогостоящие покупки. Третья – для инвестиций, этими деньгами он сможет воспользоваться только во взрослой жизни. Важно не только предложить такой способ ребенку, но и постоянно ненавязчиво подсказывать, как лучше распределить финансы. Для начала вы можете предложить следующую схему: 40% - текущие расходы, 50% - сбережения и 10% - инвестиции. Постепенно ребенок сможет вывести для себя удобное соотношение и научится принимать взвешенные решения самостоятельно.

4 . Важно научиться нести ответственность за собственные траты. Если выделенные деньги исчезли быстрее запланированного или были потеряны, то не стоит давать сразу же новую сумму. Объясните, что важно бережно относиться к финансам, расходовать деньги экономно и совершать обдуманные покупки, а не импульсивные.

5 . Многие родители допускают серьезную ошибку, когда начинают платить детям за выполненные домашние дела. Так поступать нельзя. Важно воспитать именно любовь к труду, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса, а не только рассчитывал на материальное вознаграждение.

6 . Перебирайте старые игрушки вместе. Если у ребенка есть вещи, которыми он больше не пользуется, то предложите ему такие варианты: ненужное можно продать или поменяться в друзьями.

7 . Научите ребенка отдавать просто так, не ожидая ничего в ответ. Занимайтесь вместе благотворительностью.

8 . Финансовой грамотности можно и нужно обучать в развлекательной форме. «Монополия», «Денежный поток» и другие настольные игры отлично справятся с этой задачей. С их помощью можно моделировать ситуации, с которыми ваши дети встретятся во взрослой жизни. Помогите сформировать правильное отношение к ошибкам. Любые неудачи – это опыт, который пригодится в дальнейшем.

9 . Без силы воли и терпения правильное отношение к финансам не сформировать. Интересен так называемый «маршмэллоу-тест». Психолог Уолтер Мишел в 1960 году оставил группу детей в комнате. Каждому из них он дал по маршмэллоу и рассказал правило: если не съесть лакомство сразу, а подождать 15 минут, то можно получить второе такое же. Дети, которым удалось справится с соблазном, во взрослой жизни стали успешными. Те, кто не удержался, серьезных результатов не достигли. Важно управлять своими желаниями и уметь ждать.

10 . Самое главное, что можно сделать для ребенка, чтобы научить его грамотно пользоваться финансами, - во всем подавать личный пример. Глупо объяснять, как правильно распоряжаться финансами, а затем спускать деньги на ветер.

Каждый родитель желает, чтобы его малыш, когда вырастет, стал успешным и самостоятельным человеком, который бы ни в чем не нуждался. Чтобы воплотить мечту в реальность, мамы и папы заботятся о том, чтобы ребенок получил хорошее образование. Помогают в этом сначала воспитатели в детском садике, потом педагоги в школе и высшем учебном заведении, а также бабушки и дедушки. Вся семья вкладывает в ребенка, как финансовые, так и временные ресурсы. И, безусловно, все ожидают результата. Ребенок не заставляет долго ждать: вот он уже считает до ста, занимает первые места на олимпиадах, выигрывает конкурсы, получает медали, а родители гордятся своим маленьким гением.

Эти загадочные расходы.

Но все мы знаем, что образование, которое увеличивает возможности ребенка, требует немалых расходов. И малыш может услышать от родителей, что на занятия по английскому уходит столько денег, на музыкальную школу уходит такая сумма и так далее. Малыш к шести годам уже знаком со словом «Расходы «, но при этом не знает, какова же заработная плата у родителей, и как распределяется семейный бюджет. Ежедневно ребенок слышит о том, что родители покупают продукты, одежду, оплачивают различные услуги, платят за квартиру и так далее. И зачастую простая на первый взгляд просьба купить игрушку просто остается нереализованной. Ребенок не понимает, почему так происходит. На другие предметы и вещи денег хватает, а на одну игрушку нет. У родителей есть кошелек, в котором постоянно находятся деньги. Малыш начинает думать, что родители просто не любят его. В результате нарастает конфликт.

Чтобы избежать этого конфликта , ребенок должен знать, как и откуда появляются деньги, и как их правильно распределять на нужды.

Этапы обучения ребенка финансовой грамотности.

Этап 1. Откуда появляются деньги (малыш 4-7 лет).

На этом этапе необходимо рассказать ребенку о труде , акцентируя внимание на то, что именно труд является источником материального благосостояния любого человека. Время от времени говорите малышу, что деньги - награда за труд.

Ребенок должен знать, кем вы работаете, что значит ваша профессия . При этом малыш должен чувствовать, что вам очень нравится дело, которым вы занимаетесь. Обязательно делитесь с ребенком своими успехами, ведь малыши любят хвастаться своими родителями так же, как и родители своими детьми.

Этап 2. Деньги на пирожок (дети начальных классов).

На этом этапе малыш должен научиться совершать покупки . Для тренировок подойдет школьная столовая. Познакомьте карапуза с деньгами: какие есть монеты, и какого достоинства бывают купюры, когда дают сдачу и как разменять деньги.

Этап 3. Поход в большой магазин (ребенок 7-9 лет).

Теперь ребенок должен научиться покупать товары в больших магазинах, к примеру, в супермаркетах. В словарный запас ребенка входит новое понятие «Чек». Попросите ребенка сходить в магазин за хлебом, при этом дайте денег больше, чем стоит этот товар. Благодаря этому ребенок сможет вспомнить математику, да и так вы сможете проверить его отношение к сдаче. Если ребенок принесет хлеб и правильную сдачу , ее можно отдать малышу, сказав, что это его награда за работу. Это первое вознаграждение может стать основой карманных денег.

Этап 4. Карманные деньги (ребенок 9-17 лет).

Специалисты уверяют, что у ребенка должны быть карманные деньги . Хотя многие родители не согласны с этим мнением. Благодаря своему личному бюджету у ребенка развивается такой навык, как финансовое планирование. Что же это такое? Давать карманные деньги необходимо один раз в две недели или же один раз в месяц. Ребенок вправе сам решать, что он будет покупать и когда. Однако родители должны помнить, что если ребенок потратил свои карманные деньги раньше времени, ни в коем случае не давайте новую сумму. У вас же есть оговоренный срок, когда сын или дочь получают определенную сумму на личные расходы. В противном случае обучение не будет иметь смысла.

Этап 5. Контроль (в течение всего обучение).

Конечно, финансовая деятельность детей должна находиться под контролем родителей. Но этот контроль не должен носить агрессивный и навязчивый характер. Приготовьтесь к тому, что будут ошибки и потери. Однако не стоит на это негативно реагировать. Будьте терпеливыми, обговаривайте все с ребенком и не забывайте помогать. Именно помогайте, а не делайте вместо ребенка. Дайте возможность своему ребенку самостоятельно принимать решения и поступать так, как он считает нужным. Тогда обучение финансовой грамотности пойдет на пользу и в будущем ребенок сможет правильно и рационально распределять свои денежные средства.

Привычку разумно относиться к деньгам необходимо развивать у детей с ранних лет, уверены эксперты. Мы подобрали несколько рекомендаций, которые помогут вам научить своего ребенка бережному отношению к личным финансам.

1. Карманные деньги - это важно

Если вы планируете научить ребенка грамотному отношению к деньгам, важна не только теория, но и практика. И здесь не обойтись без карманных денег. Их размер должен зависеть исключительно от размера вашего дохода. Даже если это 200 руб. в неделю, на эту сумму можно как купить мороженое, так и накопить на мобильный телефон.

Марк Гойхман, аналитик ГК ТeleTrade: «Первые познания финансовой грамотности ребёнку можно дать, как только он научится считать - в школе или даже до неё. Маленький человек должен понимать, сколько стоит мороженое или игрушка. Сопоставлять, что дешевле или дороже. Затем он начинает делать самостоятельные покупки. Здесь неоценимое значение имеют карманные деньги. В жизнь входит практическое освоение финансовых отношений. Оно даёт сильный стимул в развитии. Учит сопоставлять потребности и возможности - важнейший жизненный навык. Ребенок вступает во взаимоотношения между людьми, учится соблюдать правила общества, осознает ценность труда и сотрудничества. Появляются элементы планирования, ответственности, организованности. Все эти премудрости дети должны познавать не самостоятельно, а с помощью и под контролем родителей. Но именно на практике. Мама с папой, выдавая деньги, спрашивают, на какие цели их потратит чадо, попросят посчитать, какие суммы нужны».

2. Экономить выгоднее, чем тратить

Объясните ребенку, что те деньги, которые он не потратит сегодня на очередную покупку, завтра могут принести ему прибыль. Важно, чтобы ребенок стремился заставить работать свои денежные активы. Расскажите ему о депозитах, которые приносят прибыль, когда деньги при этом не тратятся. Даже если это будет несколько сотен рублей в год от небольшой сумы денег, вложенной вашим ребенком во вклад, он на личном примере убедится, что сэкономленные деньги приносят прибыль.

Приведите пример: одна тысяча рублей во вкладе под 10% годовых через 10 лет «заработает» еще одну тысячу рублей.

По мере того, как ваши дети растут, рассказывайте им о других, более прибыльных способах инвестирования: к примеру, фондовых рынках.

Андрей Паранич, заместитель директора СРО «МиР»: «Чем раньше ребенок начнет учиться обращению с деньгами, тем легче ему усвоить основы грамотного отношения к финансам. При этом стоит понимать, что важным элементом обучения является позитивный пример взрослых, которые окружают ребенка. Обучение на практике всегда эффективно, поэтому карманные деньги могут стать хорошим способом формирования правильного отношения к деньгам. Однако стоит учитывать, что карманные деньги - это те средства, которые вы выдаете ребенку регулярно, вне зависимости от его успехов в учебе или объемов работы по дому. Именно при таком подходе у ребенка формируются основы финансового планирования - он знает, что у него есть собственные деньги, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению».

3. Нет смысла переплачивать за тренды и бренды

Расскажите ребенку, что нет ничего плохого в том, чтобы покупать то, что ему хочется. Однако нет никаких причин для того, чтобы переплачивать за желаемую вещь. Объясните, что нет смысла покупать последнюю игру LEGO «Звездные воины» только потому, что хочется получить ее именно на день рождения. Через пару месяцев, когда популярность игры пойдет на спад, меньше станет и ее стоимость.

То же можно сказать и о брендовых вещах. Нет оснований переплачивать за товар в два или три раза только потому, что на нем есть известный логотип. Объясните, что главное требование к вещи - ее качество, и зачастую неплохие джинсы можно купить за меньшие деньги, но без известного логотипа той или иной торговой марки.

Однако если любовь к брендам у вашего чада неискоренима, обратите его противоречивый дух на пользу.

«Желание ребенка получить престижный гаджет может стать хорошим примером для практического обучения финансовой грамотности, - считает Андрей Паранич. - Родители могут предложить ребенку оценить, насколько реальна эта финансовая цель и как можно ее достичь самостоятельно. Например, предложить посчитать, за сколько месяцев он накопит на нравящуюся ему модель смартфона, откладывая часть карманных денег, как увеличится скорость накопления, если разместить деньги на банковском вкладе, подумать, какие еще финансовые поступления могут ускорить достижение этой цели. Например, вознаграждение за выполнение дополнительных обязанностей по дому или самостоятельный заработок.

После того, как такие расчеты произведены и финансовый план составлен, имеет смысл предложить ребенку подумать об альтернативах - что можно купить на накопленные деньги вместо этого смартфона. Вполне возможно, ребенка привлечет возможность истратить накопленное на новый велосипед, летнюю поездку с друзьям, а на оставшиеся от накоплений средства купить более простой смартфон.

4.Экономить выгоднее, чем занимать

Пожалуй, этому научить сложнее. Что и говорить, отнюдь не все взрослые согласятся с этим правилом.

По данным Объединенного кредитного бюро, только в августе текущего года банки выдали россиянам 2,25 млн новых кредитов общим объемом более 288,7 млрд. руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рост в количественном выражении составил 4%. Что же, проще исправлять свои ошибки, обучая ребенка на собственном примере. Расскажите ему, как дорого обходятся заемные средства. Объясните, как на примере с депозитом: если взять в кредит 1 тыс. руб. под 10% годовых, то вернуть придется через год минимум 1100 руб.

Не помешает в объяснении этого навыка и практика. Если ваш ребенок хочет купить какую-то вещь, но денег на нее нет, предложите одолжить ему необходимую сумму под процент. Когда он поймет, что должен лишить себя мороженого, чтобы вернуть проценты, возможно, интерес к заемным средствам у него пропадет.

Эдуард Матвеев, независимый финансовый эксперт: «Разговаривайте с ребёнком о вашем семейном бюджете, объясняйте, какую финансовую дыру и проблемы создаст крупная покупка, предложите альтернативы. Если разговор действительно будет честным, откровенным - ребёнок вас обязательно поймёт, когда вдруг ощутит, что теперь, обладая новой информацией, он тоже в ответе за семью и за бюджет».

5. Деньги друзей - не твое дело

Вам наверняка знакома ситуация под названием «Мама, мне нужен планшет как у Вити из моего класса». Не стоит идти на поводу ни у своего ребенка, ни у социума. Если «Витин планшет» вам не по карману, не копите долги, ступая на скользкий путь, дальше будет только хуже.

Предложите ребенку сосредоточиться на себе и собственных средствах. Это важно, если вы хотите, чтобы в будущем они тратили деньги с умом и довольствовались тем, что имеют.

Анна Вульф, психолог: «Выстроенное отношение к деньгам поможет ребенку спокойно воспринимать то, что одноклассники носят модные вещи или пользуются дорогим телефоном, даже если у него нет таких вещей.

Если ребенок завидует одноклассникам, то важно показать, что вам важны его переживания. Для взрослого это сигнал, что ребенок не до конца еще понимает ценности вашей семьи. В этом случае ему сложно отстаивать их перед одноклассниками в ситуации конкуренции. Прежде чем говорить о своем отношении к этой ситуации, проясните ее. Узнайте, почему ему важно быть похожим - чтобы общаться с одноклассниками наравне, или чтобы доказать им, что его тоже любят в семье. У него могут быть и другие причины желать такую же вещь. Возможно, ему нужно научиться общаться с интересными для него людьми вне зависимости от разницы в материальном положении. Другое дело, если он пока не понимает различия в финансовых возможностях людей и связывает ваш отказ купить ему телефон Apple c плохим отношением к нему».

Научите своих детей ценить время. Объясните им, что не стоит, к примеру, лепить днями напролет из глины фигурки в большем количестве, чем их купят на школьной ярмарке. Важно, чтобы ребенок понял - не стоит тратить усилия там, где они не окупятся. Вместе с тем, ему важно понимать, что необходимо упорно работать, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Но труд должен оплачиваться достойно. Важно научить ребенка не бояться просит больше за свою работу, если он этого заслуживает.

Николай Косяк, руководитель проекта «Рамблер/финансы» Rambler&Co: «Любому человеку пригодится умение грамотно распоряжаться деньгами, закладывать основы этих знаний нужно в детстве. С детьми обязательно нужно говорить о деньгах, работе, тратах. Карманные деньги учат детей считать, копить, экономить и прислушиваться к своим желаниям. Кроме того, карманные деньги - это стимул для ребенка к дальнейшей самостоятельности, финансовой независимости».

Если вам удастся донести до детей вышеперечисленные рекомендации, они вырастут людьми, умеющими ценить себя, свое время и деньги.

Деньги на мелкие расходы получают около 78% школьников. Если подросток не имеет возможности получать доход из других источников - например, благодаря подработкам или стипендии, то практические навыки обращения с деньгами он будет наращивать уже после достижения трудоспособного возраста. Но позднее знакомство с деньгами может стать причиной высокорискового поведения и снижения благосостояния в будущем, поэтому знакомство с полем финансовых возможностей, рисков и стратегий лучше не откладывать на «18+».

Дети и деньги

В среднем, через детский карман проходит 400 рублей за неделю. Дети с большим удовольствием «проедают» их - конфеты, мороженое, чипсы. На питание в школе уходит половина - 200 рублей, траты на мобильную связь, кино и подарки уступают в популярности. При этом только треть опрошенных родителей (33%) регулярно обсуждает с детьми вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами, время от времени это делает 29% участников иисследования НАФИ.

Как следствие - дети и подростки знают о финансовых продуктах и услугах или совсем ничего, или очень поверхностно. Они чаще всего не представляют, как работают сберегательные, страховые и инвестиционные инструменты, чуть выше уровень осведомленности о карточных и кредитных продуктах. При этом представления детей о различиях и функциях таких продуктов, как правило, являются ошибочными. Даже подростки постарше (15-17 лет) достаточно плохо понимают, как устроена финансовая система страны, несмотря на профильные предметы школьной программы. В таких условиях дети усваивают убеждения и установки (негативное отношение к кредитованию, картам и т.д.), которые в будущем могут стать для них барьером на пути разумного пользования этими финансовыми сервисами и продуктами - индивидуальному финансовому благополучию.

При невысоком уровне финансовой грамотности, несовершеннолетние дети и подростки активно пользуются деньгами, в том числе онлайн. Техническая грамотность позволяет активно использовать безналичные способы оплаты, но отсутствие базовых правил персональной бухгалтерии может привести к формированию дефицитных стратегий управления личным бюджетом. Именно современные технологии, с которыми подростки на короткой ноге, могут упростить обучение финансовой грамотности и сделать этот процесс игровым, понятным и увлекательным.

Как учить и учиться финансам

В большинстве стран мира есть госинициативы по повышению финансовой грамотности населения, не исключением является и Россия. У нас действует Национальная Стратегия , которую координирует Министерство Финансов РФ и Координационный межведомственный комитет при Банке России. На сайте Стратегии, конечно, много материалов, но помочь разобраться в конкретных финансовых инструментах они не помогут, тем более, детям и подросткам. Ребенка можно водить на открытые лекции и другие тематические события - некоторые некоммерческие организации, которые работают с финансовой грамотностью, и крупные бизнес-компании устраивают подобные образовательные практики. Например, QIWI регулярно организует экскурсии, проектные занятия и специальные программы для детских лагерей.

Если идти никуда не хочется, да и времени на это нет, то помогут книги. В последние несколько лет в России вышло сразу несколько книг, и переводных, и отечественных. Для детей от 5-7 лет - «Финансовая грамотность для детей и подростков» Н.Смирновой, для среднего и старшего школьного возраста, - «Юный инвестор», К. Бейтмана. Авторы книг - как правило, специалисты финансового рынка, независимые советники или сотрудники финансовых организаций, но попадаются книги и бизнес-тренеров. Переиздают классические труды Р. Кийосаки.

С книгами всё хорошо, но этим форматом современных детей уже не удивишь, скорее, мобильными приложениями, играми или веб-сервисами. Кстати, предложений среди разработчиков игровых механик очень много, особенно популярны сюжетные игры в духе фермы, такие как «Мой ресторан» или «Я – продавец». Эти симуляторы не имеют большой методической ценности, но они знакомят ребенка с основами и делают это довольно рано -дети увлекаются играми с 6 лет. Есть игры, в основе которых лежат навыки из реальной повседневной жизни (например, веб-игра ЖЭКА).

Игры и приложения для финансового воспитания

Обучающие симуляторы предлагают в формате игры попробовать себя в той или иной роли. Например, почувствовать себя инвестором поможет приложение investbattle, попробовать оплатить ЖКХ, как взрослый, можно в игре ЖЭКА. Обучающие игры помогают изучить финансы - ответить на вопрос или разгадать ребус. Они помогут узнать много нового, но не выработают практических навыков. Например, игра «Финансовый футбол» проверяет знания игрока в области управления личными финансами по мере того, как он двигается к воротам противника, чтобы забить гол. Словари и справочники объясняют основные финансовые термины. Этот формат - следующая ступень после книг с ровно тем же контентом.

Ориентированным на приобретение практических навыков является формат мобильного приложения. Здесь ребенок не только получает необходимые знания, но и использует их на практике. У юного пользователя воспитываются правильные привычки: экономность, обдуманное потребление, финансовое планирование, постановка целей и т.д. Детям, знакомым с такими приложениями, проще говорить со взрослыми на одном языке и понять, зачем мама и папа работают.

Мировой опыт

В мире приложения по обучению финансовой грамотности и накоплению очень развиты. Например, в США очень популярно SmartyPig, ориентированное и на детей, и на взрослых. Оборот приложения - $5 млрд., копилке SmartyPig пользователи уже доверили $180 млн. При этом потребность в обучении финансам детей в Америке ниже, чем в России, так как уровень финансовой грамотности там выше, чем у нас, хотя штаты не на верхней позиции по этому показателю, да и вообще весьма консервативны в плане финансов. Многие относят это к пережитку текущих кризисов.

Прорывной страной в этой области является Сингапур. Там банки начинают работать с детьми с пяти лет, сопровождая его на всем жизненном пути. Как минимум 6 банков в этой стране предлагают счета для детей. При этом открыть его можно как онлайн, так и при личном визите ребенка в отделение банка. Это позволяет ребенку стать полноценным пользователем банковских продуктов и получать доходы на свои сбережения, тем самым воспитывая финансовую дисциплину и самостоятельность. Минимальный размер депозита для этой возрастной категории составляет от $1 до $5. Чаще всего счета детей и депозиты застрахованы. Правда, процентная ставка по таким счетам ниже, чем у обычных, и в среднем равна 0.1% -0.3%. Иногда проводят специальные акции, благодаря которым дети могут получить процентную ставку до 2%. Но в среднем низкие ставки обусловлены большими издержками обслуживания счетов. Помимо этого, переводы между счетами детей и родителей в одном банке осуществляются бесплатно. Обслуживание счета составляет $1-2 и становится вообще бесплатным при достижении определенной суммы на счете (например, $500). Правда, некоторые банки не зарабатывают деньги за обслуживание, уменьшая деньги на остаток по счету.

В российском контексте к категории практических относятся приложения, которые позволяют ставить цели, а родителям поощрять их выполнение. За успешное и своевременное выполнение задач в виртуальную копилку ребенка начисляются баллы: смайлы, звезды, совы, дублоны и прочее. Сколько баллов и за какие достижения - решается на семейном совете вместе с ребенком. То, во что превратятся баллы, в живые деньги, конкретный подарок или нематериальное вознаграждение, опять же, решает вся семья, исходя из материального положения и подходов к воспитанию. Изначально, такие приложения предполагали только денежную мотивацию, но со временем выяснилось, что у этого подхода к воспитанию есть большие педагогические трудности, поэтому разработчики подключили нематериальные стимулы. О своей готовности создать подобные приложения заявили многие банки, и, скорее всего, в ближайшее время мы увидим подобные решения от Сбербанка, Тинькофф и других.

Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.

Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.

К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.

Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.

Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

  • Как экономить деньги.
  • Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
  • Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
  • Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
  • Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
  • О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
  • О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
  • Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
  • Как работают банки.
  • Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Это только самая необходимая часть науки, которую Вы должны преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии. Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.

  • Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
  • Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
  • Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
  • Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Долги и кредиты

Знания о деньгах могут помочь Вашему ребенку избежать некоторых из самых крупных финансовых ошибок, которые люди совершают. Может, Вы и сами прошли через часть из этих ошибок?

Я говорю о долгах и кредитах, а точнее о глубокой задолженности и банкротстве. Вот некоторые статистические данные, которые стоит учитывать:

Каждый год в России становятся неплатежеспособными более двух миллионов человек.

В среднем каждая семья имеет по крайней мере одну кредитную карту или кредит. Средняя сумма задолженности на семью приходится на уровень в 400000 рублей.

Научите Вашего ребенка с детства управлять деньгами, и они смогут избежать этих несчастных ситуаций. Поверьте, он не хочет знать, что такое стресс от наличия огромного долга за спиной.

Такие ситуации, чаще всего, случаются из-за недостаточного финансового планирования, перерасхода средств и отсутствия знаний, как сохранять деньги для будущего. Всему этому Вы можете научить Вашего ребенка прямо сейчас. Не важно, шесть ему лет или шестнадцать, никогда не бывает слишком рано или поздно, чтобы начать учиться финансам.

Мы подошли к следующей теме, которую я хотел затронуть. Когда можно начинать обучать ребенка финансовой грамотности и как это делать?

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.

Приведу Вам в качестве примера несколько концепций, чему можно учить ребенка в разном возрасте.

До школы.

В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и заем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.

В начальной школе.

В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений. Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги. К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.

В средней школе.

В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому. Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем. В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.

Высшая школа.

К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.

После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.

Никогда не бывает слишком поздно, чтобы начать учить ребенка деньгам, экономии и инвестированию. Ниже хочу еще затронуть тему о возможностях, которые дает нам повседневная жизнь, чтобы учить детей финансовой грамотности. Нужные моменты случаются постоянно, Вам нужно научиться их распознавать.

Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.

Когда он получает подарок.

Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним о экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел. Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.

Когда Вы пользуетесь банкоматом.

Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.

В магазине.

Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.

Оплата счетов и квитанций.

Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.

Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.

Начинайте учить своих детей деньгам и финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

А как Вы разговариваете со своими детьми о деньгах? Поделитесь в комментариях к статье своим опытом обучения детей финансовой грамотности.