Во сколько месяцев грудничок начинает ползать. Во сколько месяцев малыш начинает ползать на животе и четвереньках

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков

Ползание – важный критерий оценки уровня развития грудничка. Этот навык указывает на то, что костная система детей формируется правильно и готова к физическим нагрузкам. Теперь ваш кроха умеет не только размахивать ручками, но и старается встать на четвереньки. Итак, давайте рассмотрим, когда ребенок начинает ползать? Какие упражнения способствуют развитию этих достижений у мальчиков и девочек? Что рекомендуют детские педиатры и врач Комаровский? Читайте далее в нашей публикации.

Чем полезно ползание для малыша

Для того чтоб избежать запоздалости навыка ползания врачи рекомендуют заниматься с малюткой с самого раннего детства. Гимнастика и массаж хорошо укрепляют мышцы спины и общее самочувствие крохи. С помощью этих процедур ребенок быстрее учится ползать и стоять на четвереньках. Подобные упражнения стимулируют физическое развитие малыша, а также:

  • Способствуют сохранению равновесия и правильной ориентации в пространстве.
  • Укрепляют мышцы рук, ног, позвоночника, формируют правильную осанку.
  • Синхронизируют работу опорно-двигательного аппарата, а также оба полушария головного мозга.
  • Оказывает положительное влияние на развитие речи и двигательной активности.
  • Ползание устраняет ряд ортопедических нарушений – кривошея, асимметрия таза, искривление позвоночного столба.

Первые попытки ходить на четвереньках дети начинают после 6 месяцев. К этому времени у них хорошо развиты мышцы и структура скелета. Обучение навыку происходит в процессе, когда ребенок пытается дотянуться к любимым игрушкам, пытаясь, стать на коленки. Осмысленными эти движения станут, примерно к 9 месяцам. Однако некоторые малыши ползают на четвереньках, только после 12 месяцев. Как правило, это категория недоношенных и слаборазвитых детей.

Когда возникает навык и от чего зависит?

Во сколько дети начинают ползать, зависит от физической готовности ребенка и его стремления обучаться этому навыку. Доктор Комаровский выделяет несколько основных факторов:

  1. Пол малыша. Девочки более активны в развитии и осваивают ползание быстрее мальчиков.
  2. Вес грудничка. Если у новорожденного избыточный вес, который не соответствует нормам роста, то ему труднее освоить ползание. Таким деткам тяжело передвигаться ножками и вставать на четвереньки.
  3. Состояние здоровье, сроки. Младенцы с патологией центральной нервной системы, родившиеся раньше указанного срока (семимесячные), с ослабленным иммунитетом, пробуют ползать позже здоровых сверстников. Чаще всего такая активность наблюдается в возрасте 9-10 месяцев.
  4. Семейная обстановка. Неблагоприятный микроклимат в семье (частые ссоры, крики, употребление спиртного), отсутствие пространства для передвижения, все это негативно влияет на формирование и закрепление новых достижений.


Период, когда начинает ползать ребенок, зависит не только от веса и роста, но от умственного интеллекта крохи. Если в эмоциональном развитии имеются отклонения, значит, есть все предпосылки для задержки навыков ползания по-пластунски. В таких случаях педиатр Комаровский рекомендует обращаться за помощью к специалистам, которые проверят уровень нервно-психического состояния малютки и при необходимости назначат специальные упражнения.

Как ребёнок учится ползать

На форумах женской тематики родителей часто интересует, со скольки месяцев кроха начинает ползать. Ответить однозначно на этот вопрос трудно. Все зависит от степени развития у ребенка двигательных навыков. Их можно условно разделить на несколько этапов:

  • 3 месяца – карапуз учится делать перевороты на бок, поворачивает голову в стороны, лежа на животе, пытается достать игрушку либо заинтересовавшие его предметы.
  • 4-5 месяцев – малыш может подняться на ручки, подползти к заинтересовавшему его кругозор объекту. Все новорожденные разные по темпераменту и характеру. Одни дети начинают ползать на животике, другие по-пластунски, третьи – вперед, влево и вправо. А вот становиться на четвереньки ребенок освоит не раньше полугода.
  • 6-7 месяцев – грудничок активно овладевает навыками ползания и даже может сидеть без поддержки. Благодаря окрепшим связкам и мышцам спины легко встает на коленки, упирается ножками, когда его держат в вертикальном положении.

Педиатры советуют давать крохе больше свободы в его движениях. Отказаться от манежей и ходунков, которые способны оказать серьезные проблемы в работе позвоночника.


Этапы освоения навыка

Многие задают вопрос, что происходит раньше? Ребёнок учится сидеть или начинает ползать? Ответить сложно, потому как все дети разные в своем развитии. Одни раньше срока садятся на попу, другие только изучают ползание по-пластунски, третьи – освоили технику перемещения вперед и назад, уверенно опираясь на локотки. Если ребенок к 7 месяцам не научился полноценно двигаться, это не значит, что имеются какие-то нарушения. Не стоит волноваться и торопить события. Через месяц, другой он уверенно поползет и тем самым удивит своих родителей.

Этапы становления навыков:

  1. На животе – этот способ передвижения доступен младенцам в трехмесячном возрасте. Не всегда они способны контролировать свое телодвижение и ползти вперед. Иногда бывает, что грудничок вертится по кругу, чередуя движения ног и рук. Отсутствие двигательной координации присущее многим детям, поэтому является вариантом нормы. Со временем малютка сообразит, как это правильно делать и проблем с развитием навыка ползать не будет.
  2. По-пластунски – выполняя подобные упражнения, кроха учится ориентироваться в пространстве. Ребенок поочередно подтягивает ножки, опираясь на локти и загребая обеими руками. Такая гимнастика полезна для мышц тела и ладошек рук, так как является подготовительным этапом к перекрестному ползанию.
  3. На четвереньках – карапуз пытается вставать, опираясь на ручки, а затем и локотки. Как правило, этот период наступает в 6-7 месяцев, когда спинные мышцы и связки окрепнут в достаточной мере и ребенок сможет самостоятельно встать на четвереньки.

Грудничок не ползает: когда надо беспокоиться?

Часто на прогулках мамы делятся впечатлениями, что их дети уже ползают и даже пытаются ходить при удержании в вертикальном положении. Многие родители обеспокоены, что их кроха не умеет не то, что садиться, но так и не начал ползать. Как ответная реакция начинают стимулировать развитие этих навыков. Что категорически нельзя делать. Для начала необходимо узнать причины, по которым малыш не ползает, и только потом делать выводы. Иногда, чтоб стимулировать ползание достаточно нескольких курсов массажа и гимнастических упражнений.

Причин отказа вставать на четвереньки может быть несколько, давайте рассмотрим:

  • Слабо развиты мышцы, отвечающие за работу опорно-двигательного аппарата.
  • Последствия родовых травм.
  • Лишний вес. Таким деткам тяжело передвигаться, поэтому они стараются больше быть наблюдателями.
  • Темперамент. Если малыш флегматик, ему не интересно ползать или сидеть в манеже. Такому типу характера личности всегда свойственна медлительность, спокойствие и невозмутимость.

Если по достижению 8-9 месяцев карапуз не проявляет интереса к физической активности, следует обратиться за помощью к педиатру. В случае острой необходимости в дополнительной консультации врач порекомендует других специалистов – невролога, ортопеда, хирурга, кардиолога.

Когда нужна помощь?

Понять, почему грудничок не ползает, способен лишь врач. Что должно настораживать маму и папу? Если кроха передвигается к игрушке, при этом волоча ножки или ручки. Когда в возрасте 9 месяцев, облокотившись на локти, падает на бок и в дальнейшем не делает никаких попыток подняться. В случае появления не характерных изгибов позвоночника. Даже развитие мозговой деятельности оказывает непосредственное влияние на ползание.

Во сколько начинают ползать недоношенные дети

Недоношенными считаются дети, которые появились на свет раньше установленного срока – менее 40 недель. Такая категория деток отстает в развитии примерно на 1 месяц, чем их сверстники. Так младенцы 1 степени, агукают и гулят в два-три месяца. Малютки 2-3 степени – несколькими неделями позже.

Первые предпосылки к активным движениям у недоношенных малышей проявляются после 6 месяцев развития, они учатся делать перевороты, ползать по-пластунски, в 7-8 – раскачиваться на четвереньках. Однако полностью начинают ползать только в 9-12 месяцев. Иногда бывают исключения, когда дети, появившиеся раньше срока, уже в 10 месячном возрасте хорошо осваивают этот навык.

Стимуляция ползания

Бывают ситуации, когда малыш отлично освоил навыки ползать в детской кроватке, однако заставить его передвигаться на четвереньках по комнате родителям не удается. Если чадо не хочет показывать свою активность, не нужно бездействовать. Что же делать и как помочь стимулировать ползание? По мнению Е. Комаровского помогать крохе можно, для этого необходимо выполнять следующие действия:

  • Ребенка кладут на теплый пол, а вдали раскладывают погремушки, мячики, кубики. Увидев в поле своего зрения указанные предметы, малютка будет пытаться подползти, чтоб взять в ручки интересующий объект.
  • Если малыш не уверен в своих действиях или начинает плохо ползти, мама может слегка подтолкнуть его ладонью под попку либо создать упор для пяток.
  • Как скоординировать свое тело и перемещаться на четвереньках, наглядный пример могут показать старшие дети. Карапуз будет подражать их действиям – стараться самостоятельно подниматься на колени, ползать, сидеть, опираясь на ручки.
  • Стимулировать активные движения ножек и укрепить мышцы можно при помощи ежедневного курса массажа и зарядки.


Меры предосторожности

Когда малыш обучился навыку ползать, его не удержать в манеже или на кровати. Теперь ему интересно передвигаться на четвереньках по дому, дотрагиваться к незнакомым предметам. Его так и норовит, что-то потянуть, открыть, схватить либо оторвать своими цепкими ручками. Совершенствуясь в ползании, кроха может добираться до самых отдаленных уголков в доме. Как же обезопасить маленького «непоседу» от нежелательных последствий? Чтобы исключить риск возможного травматизма следует придерживаться следующих мер предосторожности:

  • Исключить контакт с опасными предметами. Открытые электрические провода, розетки по возможности спрятать или поставить специальные заглушки. Убрать в детской острые и мелкие части игрушек, чтоб ребенок не тянул в ротик.
  • Установить на оконные ручки специальные замки, а на дверцы мебели – блокировки.
  • Установить накладки на острые углы мебели, бытовой техники. Эти приспособления защитят ребенка, который научился ползать, от случайного удара или падения.

Добрый день, дорогие читатели! Ползание – естественный этап в развитии малышей. Но для родителей он свидетельство роста и взросления ненаглядного крохи. Именно поэтому нетерпеливые мамочки часто торопят наступление этого периода и беспокоятся, когда их малыш никак не начнет передвигаться на четвереньках. Чтобы у вас, дорогие читатели, не возникало лишних вопросов, разберемся, когда дети начинают ползать.

Беседуя между собой на форумах, родители часто называют цифру 6 месяцев. Многие считают, что в полгода малыш должен научиться , но и передвигаться на своих четырех.

На самом деле, эта цифра абстрактна и не подтверждена исследованиями. Известный врач доктор Комаровский на вопрос, во сколько месяцев ребенок обычно начинает ползать, отвечает, что грудничок сам начнет производить нужные действия, когда будет к этому готов.

Чем же могут помочь ему взрослые? Подготовить мускулатуру с помощью упражнений, закалить, обеспечить поступление кальция и витамина Д в организм (для профилактики ), чтобы ползание не превратилось в тяжелый труд. На формирование навыка ползания оказывают влияние четыре фактора:

  • состояние здоровья;
  • физическое развитие (вес, мускулатура);
  • особенности темперамента (подвижные дети раньше начинают двигаться);
  • психологический климат в семье.

Чем выше показатели по всем параметрам, тем раньше кроха начнет делать свои первые шаги на четвереньках.

Кстати, редко такое бывает, но некоторые груднички вообще пропускают этот этап развития и сразу встают. Так что вопрос, в каком возрасте дети начинают активно ползать, не всегда можно считать корректным.

Первым показателем того, что кроха скоро встанет на четвереньки, является навык . Половина дела сделана. Теперь нужно укрепить мускулатуру и отправляться в путь.

Бенджамин Спок, автор книги «Ребенок и уход за ним», выводит следующие усредненные цифры: 5-6 месяцев – тренировка навыка ползания, к 7 месяцам дети уже хорошо передвигаются. Врачи неврологи ориентируются на довольно широкий временной промежуток – от 5 до 9 месяцев. Если на данном этапе ползание отсутствует, а кроха не проявляет попыток к движению, можно говорить о наличии патологии.

Родителям нужно учесть и тот факт, что есть разные виды ползания. На форумах можно встретить заявления суматошных мамаш, утверждающих, что их дети начали ползать в 3-4 месяца. Если вы из их числа, то, скорее всего, вы принимаете барахтание и попытки малышей сдвинуться с места, лежа на животе, за полноценное ползание. Увы, это еще не полноценный навык.

Виды передвижения

Дети не начинают ползать «вдруг», «в один момент». Они проходят несколько этапов, на которых демонстрируют различные виды передвижения:

Ползание ребенка по-пластунски

Родителям может казаться, что грудничок передвигается, как гусеница, на животе, шевеля всем телом. Ползать по-пластунски дети начинают в 4-5 месяцев. Направление движения может быть разным: вперед, вбок, назад. Взрослым стоит набраться терпения: кроха вскоре будет уверенно ходить на четвереньках.

Ползание малыша на животе

На следующем этапе малыш подтягивает под себя ноги, отталкивается ими и совершает своеобразный прыжок. Ползать на животе ему пока удобнее, поскольку руки еще не достаточно сильные, чтобы удержать вес тела.

Раскачивание вперед и назад

Мой ребенок начинал свое ползание с раскачиваний. Это был очень забавный процесс, потому что, сын это мог делать на протяжении часа не останавливаясь. Просто стоять на четвереньках и качаться назад и вперед.

Ползаем на четвереньках и сидим


После длительных тренировок грудничок начинает ползать на четвереньках и сидеть. Это так называемое перекрестное ползание, когда малыш координирует движения рук и ног. Ползание прекрасно развивает, малыши в восторге от собственной скорости и ловкости. Родителям остается только поддерживать их в этом начинании и радоваться новым успехам.

Непривычные способы ползания

Иногда дети выбирают нестандартные виды ползания: на спине, на попе, подгибая одну из ног. Кроха не знает, как это – правильно ползать, поэтому предпочитает оптимальный для себя способ. Родителей беспокоит такая ситуация. Как из нее выйти?

Как правильно ползать ребенку?

Можно показать крохе, как нужно правильно передвигаться на четвереньках. Направьте его руки и ноги, если это необходимо. Возможно, через некоторое время он порадует вас.

Правильное ползание предполагает выдвижение вперед одной руки и противоположной ноги. Затем они меняются. Однобокое передвижение (когда выдвигается правая нога и рука или наоборот, только левые конечности) считается неверным.

Тревоги родителей могут возникать и по поводу того, что малыш уже ходит на четвереньках, но еще не сидит. Это нормальная ситуация. Ребенок начинает ползать раньше, а когда освоит стиль по-пластунски, обычно пытается садиться.

Но врачи рекомендуют: форсировать события не стоит. Сидение создает сильную нагрузку на позвоночник, к которой организм может быть еще не готов. Развивайте ползание: оно укрепляет кости и мышцы. Когда придет время, малыш обязательно сядет.

Если ребенок не ползает…


В 10 месяцев малыши обычно обладают развитыми навыками ползания. Вопрос, когда дети начинают активно ползать на четвереньках, для родителей отходит на второй план. Но так происходит не всегда.

Если грудничок не пытается ползать, стоит показать кроху невропатологу. Существуют патологии, при которых передвижение на четвереньках становится невозможным:

  • неразвитость связочно-мышечного аппарата;
  • избыточный вес;
  • хронические или врожденные заболевания, ослабляющие организм;
  • травмы, вывихи конечностей;
  • слишком тугое пеленание;
  • наследственность.

Порой причиной становится лень, отсутствие мотивации или просто уравновешенный характер, когда ребенок направляет свои усилия на развитие речи, мелкой моторики, а крупная моторика остается вне его внимания.

В этом случае стоит повышать мотивацию. Например, покажите грудничку новый красивый предмет и поставьте его на расстоянии. Не давайте игрушку в руки! Стимулируйте малыша сделать несколько шагов на четвереньках.

Но прежде чем начинать действовать, убедитесь с помощью врача, что у ребенка нет серьезных патологий, и он готов к нагрузкам. Вот теперь можно и поползать!

Каждая мама с нетерпением ждет момента когда же ее ребенок начнет ползать.
У многих родителей вызывает беспокойство то, что их чадо минует этап ползания, а сразу встаёт на ножки и пытается ходить. Давайте разберёмся стоит ли волноваться по этому поводу? И во сколько месяцев дети начинают ползать?

Во сколько месяцев ребенок начинает ползать?

Ползанье является одним из ключевых этапов в развитии ребенка. Перед тем как начать ходить малышу необходимо укрепить мышцы спины и подготовить организм к нагрузке.
Благодаря ползанию ребенок может лучше познавать окружающее пространство. Так вырабатывается его самостоятельность, а его суставы становятся крепче.
Точного ответа на вопрос когда должен начать ползать ребенок нет. Развитие ребенка происходит абсолютно индивидуально и приобретение тех или иных навыков происходит у каждого в своё время.
На то во сколько месяцев ребенок начинает ползать влияет множество факторов, таких как:

  • вес ребенка (пухлым карапузам обычно требуется больше времени для того, что бы научиться ползать и передвигаться на четвереньках);
  • темпы физического развития;
  • характер малыша.

Как правило к возрасту 6-7 месяцев многие дети уже умеют самостоятельно ползать.

Манеры и способы передвижения у детей бывают различные и порой достаточно забавные. Некоторые дети вместо того что бы ползать вперед начинают ползать назад.

Почему в 8 месяцев ребенок не ползает?

Существуют причины, которые вполне могут объяснить нежелание малыша ползать:

  1. Ребенок страдает от заболеваний опорно-двигательного аппарата. Подобные нарушения несложно определить в домашних условиях. О проблемах можно догадаться, если ребенку трудно держать головку, если из его рук падают игрушки, потому что у него не получается их удерживать, если кроха не садится и не может вверх поднять ручки. При отсутствии перечисленных факторов можно почти с полной уверенностью говорить, что с ребенком все нормально. Некоторые детки вместо того, чтобы ползать, сразу поднимаются на ножки и стараются ходить.
  2. Причиной того, что ребенок не ползает может стать и то, что развитие крохи происходит с задержкой. В таком случае, не только ползание наблюдается позже установленного срока, а и все другие действия. Желательно воздержаться от лечения сильнодействующими химическими препаратами. Можно прекрасно обойтись простым массажем и физиотерапией.
  3. Ребенок попросту может не понимать, что ему нужно ползать. Из-за своего неспецифично устроенного темперамента он может действовать по-другому, то есть малыш сразу пытается учиться передвигаться на ногах. Естественно, он будет капризничать, потому что действия изначально получаться не будут. Он смотрит на взрослых и видит, что они ходят, и старается повторять их движения. Если с опорно-двигательной системой крохи нет особых проблем, тогда можно малышу помочь – продемонстрировать, как именно следует ходить.
  4. Есть дети, которые просто ленивые по своей природе. И родителям часто надоедает заниматься мотивированием своих чад, чтобы те выполняли необходимые действия.

Если к возрасту 1 года ребенок не ползает, не сидит и не встает, а так же не делает никаких попыток к самостоятельному передвижению, то это может говорить о наличии серьезных заболеваний и родителям стоит обратиться к врачу педиатру за консультацией.

Как научить ребенка ползать?

Многие родители задаются вопросом: «Как научить грудничка ползать?». Проще всего ребенку научится ползать на животе. Самое лучшее решение – показывать ребенку, что и как следует делать, или ненавязчиво подталкивать. Для того что бы научить ребенка ползать можно аккуратно перемещать ручки и ножки крохи, чтобы ему легче было понять что делать. Главное, не потакать капризам, когда ребенок ленится двигаться по направлению к игрушке. И тем более нельзя настойчиво требовать, иначе вместо правильно выполненных движений родители получат крики и слезы.
Научить ребенка ползать может помочь ряд нехитрых упражнений:

  1. Для того что бы ребенок мог ползать на четвереньках он должен уметь опираться на прямые ручки. Родителям необходимо уложить малыша на животик и помогать ему приподниматься опираясь на ручки.
  2. Перед тем как научить ребенка ползать, кроха должен научиться стоять на четвереньках. Для этого из одеяла можно скрутить валик и уложить вдоль него малыша животиком вниз.
  3. Некоторые дети пытаясь ползать на четвереньках начинают опираться на стопы, а не на колени, что значительно осложняет задачу малышу. Родителям стоит показать наиболее удобное положение малышу. Поставьте малыша на четвереньки так что бы его коленки были согнуты. Попробуйте помочь малышу передвигать ручки и ножки.
  4. Чтобы ваше чадо научилось ползать вы должны дать ему полное ощущение его возможностей. Помните – ваш ребенок чувствует вас, поэтому каждое его движение должно поощряться вами. Хвалите его и мотивируйте на новые движения. Например, поставьте перед ним его любимую игрушку так, чтобы для её получения он должен приложить собственные усилия – это маленькие хитрости, которые действительно работают. При желании вашего дитя взять какую-либо вещь не помогайте ему, пускай он сам приложит для этого усилия и получит желаемое.
  5. Упражнения на фитболе. Данное упражнение помогает ребенку укрепить мышцы спины. Малыша кладут животом на мяч и плавно покачивают.
    Подробнее о занятиях на фитболе смотрите в видео.
  6. Упражнение лягушка. Положите ребенка на спину. Возьмите ножки ребенка за голени и начните плавно сгибать их в позу лягушки. Переверните кроху на животик и повторите то же самое. Будет полезно дать ребенку оттолкнуться ножками от ваших ладоней.
  7. Подражание. Хорошим образцом для подражания будут рядом ползающие на четвереньках малыши или взрослые.
  8. Массаж. В домашних условиях мама может делать малышу общий укрепляющий массаж который состоит в основном из поглаживаний, так как кожа крохи очень нежная.

Период, когда ваш ребенок начинает ползать, очень трогательный и важный, поэтому поддержка со стороны родителей в этом деле необходима! Будьте рядом со своим ребенком, когда в его жизни он преодолевает новую для него преграду.


Первый настоящий прорыв на пути к взрослению происходит, когда ребенок начинает ползать. С этого момента он может самостоятельно передвигаться, что существенно расширяет его кругозор. Малыш теперь сам решает, куда ему податься и чем заняться. Многие родители ошибочно полагают, чем быстрее ребенок пойдет, тем лучше. Некоторые даже гордятся тем, что кроха, пропустив этап ползания, сразу начал ходить. Так ли это хорошо на самом деле? Попробуем разобраться.

Идеальный возраст для ползуна

Какой он, этот возраст, и существует ли он на самом деле? Во сколько дети начинают ползать? Сколько детей, столько и вариантов ответов на эти вопросы. Нельзя категорично и безоговорочно назвать конкретные сроки, рекомендуемые для начала ползания. Можно привести только примерные ориентиры, которыми руководствуются современные педиатры.

Итак, с какого месяца возникают первые предпосылки для ползания? Даже у новорожденного ребенка можно наблюдать рефлекторные попытки оттолкнуться от подставленной под пятки ладони взрослого. Конечно, это всего лишь проявление врожденного неосознанного рефлекса.

Трехмесячный малыш начинает готовиться к предстоящему ползанию, когда учится переворачиваться со спинки на животик и наоборот, пытается удерживать головку самостоятельно. Такие сложные для крохи упражнения помогают развиваться и укрепляться мышцам спины, которые потом сыграют важную роль в становлении навыков ползания.

Чем раньше получится у малыша перевернуться и уверенно держать голову, тем больше вероятность того, что он рано поползет.

Настоящие серьезные попытки к самостоятельному передвижению будущий ползун предпримет, когда ему исполнится пять месяцев. Срок этот примерный, и касается он не всех детей. Это самый ранний возраст из возможных, в котором могут проявляться зачатки ползания. Некоторые дети начнут проявлять активное стремление подползти к чему-либо только ближе к году, месяцев в девять.

Поэтому в качестве среднестатистической нормы для начала ползания можно назвать возраст семь месяцев как самый распространенный и наиболее приближенный к идеальному.

Что может повлиять на скорость развития двигательных навыков?

  • Масса тела ребенка. Слабый малыш, который плохо набирает в весе, вряд ли скоро поползет. То же касается упитанного сверх меры богатыря.
  • Характер. У каждого человека от рождения он свой, и зачатки холерика и флегматика проявляются уже в младенческом возрасте. Если малыш шустрый и подвижный, имеет легко возбуждаемую нервную систему, то он поползет быстрее. Медлительный и спокойный, скорее всего, не захочет торопить события.
  • Атмосфера вокруг ребенка , которая складывается из взаимоотношений в семье (папы и мамы, братьев и сестер). Это тоже имеет немаловажное значение для формирования двигательных навыков. Чем спокойнее и доброжелательнее окружение, тем выше вероятность раннего начала ползания.
  • Состояние здоровья малыша , его общее самочувствие на момент наступления благоприятного возраста для развития движений, сопутствующих ползанию.
  • Внутриутробный период. Важно, как протекали беременность и роды у матери, какие осложнения возникли и как они отразились на ребенке.
  • Наследственная предрасположенность. Возможно, мама или папа были рекордсменами в области скоростного передвижения ползком. Или, наоборот, осторожничали, не спешили быть в первых рядах.
  • Специальная гимнастика и массаж. Этими способами можно ускорить процесс, они помогут подготовить и укрепить мышцы, придадут малышу уверенности в своих силах.

А как влияет пол ребенка на развитие навыка ползания?

Практически никак не влияет. Есть более быстрые мальчики и более медленные девочки, и наоборот. Для того чтобы ребенок начал ползать, необходимо стечение не одного, а многих обстоятельств. Одна только половая принадлежность ничего не решает. Каждый случай особенный, каждый ребенок уникальный.

Но все же существует статистика, и вот о чем она говорит. При схожей среде проживания и развития ребенка, если дети одинаковой комплекции и не имеют патологий и проблем со здоровьем, младенцы женского пола быстрее начинают осваивать азы ползания. Обычно на полмесяца или на месяц позже делают первые попытки самостоятельного передвижения представители сильной половины человечества.

Поведение мальчиков и девочек в процессе ползания также отличается. Сильный пол более активен, любопытен и неусидчив, девочки спокойнее, рассудительнее, осторожнее.

Да и ходить, по среднестатистическим данным, маленькие принцессы начинают гораздо раньше (разница с мальчишками составляет от двух до трех месяцев).

О пользе передвижения ползком

  1. Стремление к ползанию формирует личностные качества. Впервые малышу приходится добиваться цели самому, без посторонней помощи. Приходится прилагать усилия, принимать решения, преодолевать трудности, собственную лень.
  2. С развитием навыков ползания развивается мышление, особенно при перекрестном способе передвижения. Приходится координировать свои действия, поочередно выставляя вперед то руку, то ногу. Пространственное ориентирование также будет развиваться: малыш должен сообразить, где находится, куда и как ему двигаться, чтобы достичь желаемой цели.
  3. Такой способ передвижения поможет мышцам спины укрепиться. Ползание на четвереньках подготовит позвоночник ребенка к будущим нагрузкам, которые возникнут при хождении. Физическая нагрузка – естественное средство избавления от патологических состояний (асимметричности туловища, кривошеи, слабого или усиленного мышечного тонуса).

Разнообразие форм ползания

  • Прыжок лягушки. Малыш совершает движение, похожее на прыжок: две руки выносит перед, затем стремительно одним движением перемещает обе коленки к рукам.
  • По-пластунски. Ребенок ползет, лежа на животике; опирается на локотки, подтягивает одну ногу под себя, другая прямая.
  • Перекат. Это не ползание в общепринятом смысле, но все-таки способ перемещения в пространстве. Так малыш тоже может добраться туда, куда ему нужно, без особых усилий. Способ для лентяев. Младенец катается туда-сюда, со спины на живот и наоборот, постепенно перемещаясь.
  • Движения рака. Ребенок пятится назад, как рак. Такой вид ползания довольно распространен у деток, и это нормально. Просто координация движений у них находится еще в зачаточной стадии развития. Если малышу так удобно, значит, никаких проблем нет. Некоторые детки двигаются боком, другие вращаются вокруг себя. Со временем все встанет на свои места.
  • Ползание на попе. Кроха сидит на попе, подогнув под себя одну ножку, а другой пробует сделать отталкивающее движение. Некоторые могут передвигаться таким образом довольно ловко и быстро.
  • Ползание на спинке. Бывает и такое. Такой способ перемещения очень необычен, но это не отклонение от нормы. Все движения руками и ногами малыш совершает, лежа на спине, и получается это у него очень ловко и складно.
  • Перекрестный вид ползания. Это самый привычный способ передвижения деток. Именно к такому результату обычно приводят все эксперименты малюток в конечном итоге. Ребенок начинает ползать именно так, когда он уже хорошо овладел своим телом и может координировать свои движения после долгих тренировок.

Не спешите учить малыша ходить или сидеть, особенно если он еще не научился ползать. Не торопитесь сократить период ползания. Этот этап очень важен для умственного, психоэмоционального и физического развития. Пусть малыш ползает столько, сколько ему потребуется. Такие тренировки укрепят его тело, и он увереннее и крепче будет стоять на ногах. Слишком раннее хождение и сидение создает большую нагрузку для неокрепшего позвоночника. Да и маме будет легче с ползающим малюткой. Когда ребенок начнет ходить, опасности будут подстерегать его повсюду, за ним нужен будет глаз да глаз.

Как освоить азы ползания: помощь родителей

  • Предоставьте малышу свободу действий , пусть будет больше пространства для маневров. Отлично подойдет расстеленное на полу одеяло. Проследите, чтобы не было сквозняка и опасных вещей поблизости. На ровной и твердой поверхности малышу будет проще научиться отталкиваться.
  • Заинтересуйте ребенка : красивые игрушки, необычные предметы, все, что может привлечь его внимание, должно лежать неподалеку. Однако «приманку» надо положить так, чтобы до нее надо было доползти. В качестве привлекающего объекта хорошо использовать домашних животных, дети очень любят с ними играть и с радостью будут подражать их движениям.
  • Поползайте рядом с малюткой , показывая пример, или продемонстрируйте ему мастер класс от более опытного ползуна – ровесника вашего ребенка.
  • Массаж . Его может сделать специалист. Но и в домашних условиях вы с легкостью воспроизведете несложные массирующие движения: поглаживания, похлопывания, мягкие растирания ножек и ручек (начиная с кистей или стоп, заканчивая предплечьем и бедром). Проводят процедуру один раз в сутки в течение 5-7 минут. Нельзя делать массаж сразу после еды или перед ней. Массирование конечностей или спинки (поглаживающими движениями вверх и вниз) подготовит мышцы к предстоящим нагрузкам, снимет с них напряжение.
  • Занятия на большом мяче : положить кроху на мяч, придерживая его в области подмышек, головка и животик вниз, ножки вверху. Мяч аккуратно перекатывают вверх и вниз, ребенок прогибается, напрягает спинные мышцы. Усложнить задание можно, положив на полу яркий предмет. Малютка будет за ним тянуться и тренировать спинку и руки.
  • Укрепление верхних конечностей : возьмите малыша за руки, пусть он крепко ухватится за ваши пальцы, затем потяните его к себе; стимулируйте его поднимать свое тело вслед за руками.
  • Ходьба на руках . Положите малыша на живот, дайте ему хорошо упереться руками и поднять головку, затем аккуратно приподнимите ноги. Придерживая малыша, позвольте ему сделать несколько шажков руками.
  • Упражнение «Лягушонок» . Когда грудничок лежит на животе, подставьте ему под пятки свою ладонь, ребенок должен упереться своими ножками и оттолкнуться от вашей руки.
  • Подтягивание . Положите ребенка на живот, рядом поместите игрушку, подвесить ее надо на небольшой высоте над матрасиком кроватки (если кроха лежит в ней). Карапуз будет пытаться достать ее, для этого ему придется дать работу мышцам предплечья.
  • Упражнения с валиком . Чтобы научить малыша принимать правильную позу для ползания (на четвереньках), надо подложить ему под грудь маленький валик (это может быть скрученное одеяльце) и раскачать его то вперед, то назад. В этой ситуации грудничок будет пытаться передвигать ножки и ручки вместе с движущимся валиком.

Обеспечьте безопасность вашему ребенку, когда он будет проходить школу ползания на полу.
Опасно:

  • сквозняки;
  • острые и мелкие предметы;
  • углы мебели;
  • скатерть на столе (там может быть что-то горячее, тяжелое, острое), которую можно стянуть на себя;
  • шаткая мебель;
  • легко открывающиеся дверки шкафов с бытовой химией;
  • электроприборы с проводами и розетками;
  • грязь на полу;
  • (если они агрессивно настроены или имеют богатый шерстяной покров).

Не стремитесь подогнать вашего малютку под какие-то нормы. Пусть вас не беспокоит, во сколько месяцев ребенок начинает ползать, а также то, как именно он ползает (по сравнению с ребенком вашей подруги). Главное, чтобы он пытался это сделать, раньше или позже. Если же малышу почти исполнился год, а он вообще не предпринимает никаких, даже слабых попыток к какому-либо перемещению, то обязательно стоит показаться врачу. Только педиатр сможет определить настоящую причину и оказать помощь.