Властелин Колец (роман). Толкин джон рональд руэл

Самая любимая книга с детства, самая любимая книга в юности, самая обожаемая книга в зрелости. Именно с нее началось мое увлечение фэнтези. Прекрасный и таинственный мир населенный хоббитами, эльфами, гномами и людьми, манил и завораживал. Эта книга стала ярким событием в литературе XX века. Сказка, покорившая умы миллионов читателей, нашедшая отклик в сердцах тысяч и тысяч почитателей, вдохновившая десятки людей творческих профессий на создание шедевров. Наверное, многие уже догадались, что речь идет о «Властелине колец » Дж. Р. Р. Толкиена . Книга не оставившая равнодушной никого. Моя любимая книга!

Роман Толкиена был написан единым произведением, но из-за большого объема первые издатели посчитали нужным разбить его на 3 части: «Братство кольца», «Две башни» и «Возвращение короля». Сейчас же роман чаще всего издается одной книгой. Так о чем же собственно идет речь в романе?

Эффектно отметив свой 111 день рождения хоббит Бильбо Бэггинс, уходит на покой и оставляет своему племяннику Фродо кольцо, делающее невидимым любого, кто его наденет. От волшебника Гэндальфа Фродо узнаёт, что это не простое кольцо, а творение злого мага Саурона, Кольцо Всевластия. И оно создано, чтобы подчинить себе все другие волшебные кольца. С помощью этого кольца Саурон, убитый много лет назад, сумеет возродиться и начать творить зло. С Сэмом, Мерри и Пиппином, друзьями — хоббитами, Фродо по поручению волшебника отправляется к эльфам, чтобы узнать, как избавиться от кольца. На пути во владения эльфов героев — недоросликов ждут множество опасностей. К их компании присоединяется проводник Арагорн, более известный под именем — Странник. Преследуемым, чёрными всадниками-назгулами, призрачными слугами Саурона, хоббитам и Арагорну, с большим трудом удаётся добраться до земель эльфов, где правитель эльфов Элронд излечивает Фродо, опасно раненного предводителем назгулов. Во владения эльфов на совет съезжаются представители разных народов, населяющих Средиземье, чтобы обсудить, как поступить с Кольцом. Так как, оно способно творить только зло и порабощать разум владельца, на совете было принято решение о его уничтожение. Но для этого кольцо нужно бросить в жерло Огненной горы в Мордоре, месте, где оно было создано. Фродо сам вызывается отнести и уничтожить Кольцо. Вместе с ним пожелали идти Арагорн, который оказался потомком королей Арнора и Гондора, Боромир, сын нынешнего правителя Гондора, волшебник Гэндальф, гном Гимли, эльф Леголас, ну и конечно трое друзей — хоббитов. Именно их, представителей разных народов Средиземья и назовут Братством Кольца. Очень тяжелым выдается путь к Горе, Фродо и его друзьям не удается пройти перевал через Мглистые горы и они решаются на продолжение путешествия под землей, по владениям гномов. Здесь их ждет встреча с пробудившимся древним демоном и воинственными орками. В подземелье друзья теряют волшебника Гэндальфа, который вступает в схватку с демоном Балрогом и падает с ним в пропасть. Но Братство добирается до безопасного места, во владения лесных эльфов. В царстве эльфов Фродо попытается отдать Кольцо королеве эльфов Галадриель. Ценой невероятных усилий, преодолев искушение, она отказывается принять кольцо. После короткого отдыха отряд снова пускается в путь навстречу опасностям и приключениям. Боромир, очарованный могуществом Кольца, пытается убедить друзей применить его против врагов. На миг кольцо овладевает разумом Боромира и он нападает на Фродо, вынуждая его защищаясь, надеть кольцо. В это же мгновение на отряд нападают орки, в сражении с которыми погибает Боромир, а Пиппин и Мерри взяты в плен. Фродо видит, что Кольцо может принести его друзьям гибель и, защищая их, решает продолжить путь в Мордор один. Он не знает, что верный Сэм, заметив его исчезновение, все-таки пойдет за ним. Братство Кольца распалось, но Фродо и Сэм уверенно идут к намеченной цели. А его бывших спутников ждут свои приключения. Отряд, захвативший в плен Мерри и Пиппина, был сборным, и пока орки, спорят к какому из своих повелителей вести пленных, хоббиты сбегают в лес. Здесь они встречают древнейшего представителя земель Средиземья – энта Древоборода, хранителя леса. Мерри и Пиппин убедили его и других энтов выступить против Сарумана, который уничтожает вокруг своей крепости лес, что конечно не может нравиться энтам. Оставшиеся члены Братства, Арагорн, Гимли и Леголас, пытаясь спасти взятых в плен хоббитов, идут по следам отряда орков. На своем пути они неожиданно встречают Гэндальфа. Оказывается, волшебник не погиб в битве с демоном, а получив магическую поддержку свыше, получает и новую миссию, спасти Средиземье. Он стал Гэндальфом Белым. Теперь их путь лежит в Рохан, чтобы собрать войска и выступить против Сарумана. Армии королевства Рохана и Сарумана сходятся в великой битве при Хельмовой Пяди. И только вовремя пришедший на помощь Гэндальф с подкреплением, решает исход битвы в пользу Рохана. А энты в это время затопляют крепость Сарумана и уничтожают ее гарнизон. Саруман лишается всех своих колдовских сил. В это же время Фродо с Сэмом медленно, но упорно движуться к намеченной цели. Неожиданным проводником для них к Горе становится скользкое и мерзкое существо – Голлум. Именно он был владельцем Кольца еще задолго до Фродо. Это в пещере Голлума нашел его Бильбо Бэггинс, дядя Фродо и унес с собой. Он слишком долго был под воздействием Кольца и сошел с ума от его чар. Голлум зовет Кольцо «моя прелесть» и отчаянно желает вернуть свою бывшую собственность. Фродо также чувствует власть кольца, ведь чем чаще надевать его, тем большую власть оно приобретает над владельцем. Хоббит жалеет Голлума и защищает от нападок Сэма. Чувствуя чары кольца, Голлум начинает страдать раздвоением личности, одна его часть верит и искренне хочет помочь Фродо, другая хочет убить хоббитов и вернуть Кольцо себе. Но вторая часть побеждает. Голлум заводит друзей в пещеру с громадным пауком, зная, что его яд смертелен. Фродо, был только парализован ядом паука, но Сэм решает, что его друг мертв и, взяв кольцо, продолжает путь к Горе. Орки, пришедшие на шум схватки с пауком, забирают тело Фродо с собой, и из их разговора Сэм узнает, что Фродо жив. Тем временем Гэндальф скачет в Гондор, чтобы предупредить его жителей о наступлении полчищ Мордора. Он застает наместника Гондора Дэнетора в трауре по Боромиру, а после того как и его младший сын был тяжело ранен, здравомыслие покидает Дэнитора. В приступе безумия Дэнитор решается на самосожжение вместе с телом раненного сына. В последнюю минуту Гэндальф, предупрежденный Пиппином, спасает сына наместника, но не его самого. Обороной города теперь руководит Гэндальф. Своевременное подошедшее роханское подкрепление спасает город от захвата. В битве гибнет король Теодена, но его племянница Эовин вместе с Мерри убивают предводителя назгулов. Тем временем Арагорн, на захваченных у пиратов судах, приводит ополчение южного Гондора и завершает разгром орков. После того, как Сэм, воспользовавшись замешательством орков, освобождает Фродо, и они продолжают свой путь. Собрав последние силы, они достигают Горы. Обессиленный Фродо все-таки попадает под чары Кольца и решает, что не будет уничтожать его, что сам будет его Властелином. Сэм ничем не может помочь Фродо. Но Голлум, следовавший все это время за хоббитами, нападает на Фродо. В попытке завладеть Кольцом он откусывает у Фродо палец, но, не удержавшись, падает в жерло вулкана вместе с Кольцом. Цель достигнута — Кольцо Всевластия уничтожено. Саурон окончательно уничтожен, без кольца ему нет дороги обратно. Фродо и Сэма спасают с извергающегося вулкана гигантские орлы. Сбылось древнее предание, Арагорн провозглашается правителем Гондора. Фродо, Сэм, Мерри и Пиппин становятся героями Средиземья. Но по возвращению домой, друзья видят, что их край захвачен приспешниками Сарумана. Хоббиты поднимают на восстание народ и изгоняют разбойников. Сарумана же убивает свой же соратник Грима. По возвращению к мирной жизни Фродо пишет книгу о своих приключениях, но старые раны и непонятная тоска все сильнее овладевают им. Эльфы уходят в заморскую страну Валинор, Гэндальф уходит с ними и решает забрать с собой и Хранителей Кольца – Фродо с Бильбой. Вместе с ними уходят из Средиземья чародейство и волшебство. Начинается эра смертных, эпоха людей.

Я очень коротко пересказала сюжет этой прекрасной книги «Властелин колец «. Поверьте на слово, только при прочтении можно полностью окунуться в волшебный мир Толкиена , ощутить всю его прелесть и самобытность. Прочувствовать очарование страны, где живут добрые и бескорыстные волшебники, где правят благородные правители, где за прекрасных дев сражаются отважные воины. Я навеки очарована миром, где Свет побеждает Тьму, Добро противостоит Злу!

Приятного вам и увлекательного чтения!

Автор «Властелина колец» Джон Толкин – талантливый писатель, ставший прародителем нового жанра в мире литературы и оказавший влияние на писателей последующих лет. Неудивительно, что на придуманных Джоном архетипах строится современное фэнтези. Мастеру пера подражали , Кристофер Паолини, Терри Брукс и другие авторы произведений.

Детство и юность

Мало кто знает, что на самом деле Джон Рональд Руэл Толкин родился 3 января 1892 года, в африканском городке Блумфонтейн, который до 1902 года являлся столицей Оранжевой республики. Его отец Артур Толкин, управляющий банком, вместе со своей беременной супругой Мейбл Саффилд перебрался в это солнечное местечко из-за повышения на службе, а 17 февраля 1894 у влюбленных родился второй сын - Хилари.

Известно, что национальность Толкина определяют немецкие крови - дальние родственники писателя были выходцами из Нижней Саксонии, а фамилия Джона, по утверждению самого писателя, происходит от слова «tollkühn», которое переводится как «безрассудно храбрый». Согласно сохранившейся информации, большинство предков Джона были ремесленниками, тогда как прапрадед писателя пребывал на должности хозяина книжного магазина, а его сын продавал ткани и чулки.

Детство Толкина было небогатым на события, но литератор часто вспоминал случай, который произошел с ним в раннем детстве. Однажды прогуливаясь в саду под палящим солнцем, мальчик наступил на тарантула, а тот незамедлительно укусил маленького Джона. Ребенок в панике метался по улице, пока его не поймала няня и не высосала яд из раны.


Джон говаривал, что то событие не оставило жутких воспоминаний о восьмилапых существах и им не овладела арахнофобия. Но, тем не менее, жуткие пауки нередко встречаются в его многочисленных произведениях и представляют опасность для сказочных существ.

Когда Джону исполнилось 4 года, он вместе с Мейбл и младшим братом уехал навестить родственников в Англии. Но пока мать и сыновья любовались британскими пейзажами, в Блумфонтейне случилось несчастье: главный кормилец в семье умер от ревматической лихорадки, оставив супругу и детей без средств к существованию.


Джон Толкин с младшим братом Хилари

Получилось так, что вдова вместе с мальчиками поселилась в Сэйрхоуле, на родине своих предков. Но родители Мейбл встретили ее негостеприимно, потому что в свое время бабушка и дедушка Толкина не одобряли брак дочери и английского банкира.

Родительница Джона и Хилари, еле сводившая концы с концами, делала все, что было в ее силах. Женщина приняла смелое и эксцентричное решение для того времени - перешла в католичество, что было вопиющим поступком для Англии тех времен, не принимающей такую ветвь христианства. Это позволило родственникам-баптистам раз и навсегда отречься от Мейбл.


Саффилд крутилась словно белка в колесе. Она сама обучала детей грамоте, и Джон слыл прилежным учеником: к четырем годам мальчик научился читать и проглатывал один за другим произведения классиков. Фаворитами Толкина были и Джордж Макдональд, а произведения братьев Гримм и будущему писателю пришлись не по душе.

В 1904 году Мейбл умерла от диабета, и мальчики остались на попечении ее духовного наставника Френсиса Моргана, который служил священником бирмингемской церкви и увлекался филологией. В свободное время Толкин с удовольствием рисовал пейзажи, изучал ботанику и древние языки - валлийский, древненорвежский, финский и готский, тем самым проявляя лингвистический талант. Когда Джону исполнилось 8 лет, мальчик поступил в школу короля Эдварда.


В 1911 году талантливый юноша организовал с товарищами Робом, Джеффри и Кристофером секретный «Чайный клуб» и «барровианское общество». Дело в том, что ребята любили чай, нелегально продававшийся в школе и библиотеке. Осенью того же года Джон продолжил учебу, его выбор пал на престижный Оксфордский университет, куда одаренный парень поступил без особого труда.

Литература

Случилось так, что после окончания университета Джон отправился на службу в армию: в 1914 году парень изъявил желание стать участником Первой мировой войны. Молодой человек участвовал в кровопролитных сражениях и даже пережил битву на Сомме, в которой потерял двоих товарищей, из-за чего ненависть к военным действиям преследовала Толкина всю оставшуюся жизнь.


С фронта Джон вернулся инвалидом и стал зарабатывать преподавательской деятельностью, далее взобрался по карьерной лестнице, и в 30-летнем возрасте получил должность профессора англо-саксонского языка и литературы. Безусловно, Джон Толкин был талантливым филологом. Уже позже он сказал, что придумал сказочные миры лишь для того, чтобы выдуманный язык, соответствующий его личной эстетике, казался естественным.

В то же время человек, слывший лучшим языковедом в Оксфордском университете, взялся за чернильницу с пером и придумал собственный мир, начало которому было положено еще на школьной скамье. Таким образом, литератор создал сборник мифов и легенд, названный «Средиземьем», но позже ставший «Сильмариллионом» (цикл выпущен сыном писателя в 1977 году).


Далее, 21 сентября 1937 года Толкин порадовал поклонников фэнтези книгой «Хоббит, или Туда и обратно». Примечательно, что это произведение Джон придумал для своих маленьких детей, чтобы в семейном кругу рассказывать отпрыскам об отважных приключениях Бильбо Бэггинса и мудрого волшебника Гэндальфа, владельца одного из колец власти. Но эта сказка случайно попала в печать и завоевала бешеную популярность среди читателей всех возрастов.

В 1945 году Толкин представил на суд общественности рассказ «Лист кисти Ниггля», пропитанный религиозными аллегориями, а в 1949-м вышла юмористическая сказка «Фермер Джайлс из Хэма». Через шесть лет Толкин начинает трудиться над романом-эпопеей «Властелин колец», являющимся продолжением сказок о приключениях храброго хоббита и могущественного волшебника в чудесном мире Средиземья.


Рукопись Джона получилась объемной, поэтому в издательстве было принято разделить книгу на три части - «Братство Кольца» (1954), «Две крепости» (1954) и «Возвращение короля» (1955). Книга стала настолько известной, что в США начался Толкиновский «бум», жители Америки сметали книжные произведения Джона с магазинных полок.

В 1960-х годах на родине джаза начался культ Толкина, принесший Джону признание и славу, даже поговаривали, что пора бы мэтру вручить Нобелевскую премию по литературе. Однако, к сожалению, эта награда обошла Толкина стороной.


Затем Джон сочинил цикл стихов «Приключения Тома Бомбадила и другие стихи из Алой книги» (1962), произведение «Дорога вдаль и вдаль идет» (1967) и рассказ «Кузнец из Большого Вуттона» (1967).

Остальные рукописи, например «Сказки волшебной страны» (1997), «Дети Хурина» (2007), «Легенда о Сигурде и Гудрун» (2009) были изданы посмертно, сыном Джона – Кристофером, который впоследствии тоже стал писателем, создавшим «Историю Средиземья», где проанализировал неопубликованные произведения отца (в цикл входят тома «Книга утраченных сказаний», «Устроение Средиземья», «Кольцо Моргота» и другие).

Мир Средиземья

Стоит отметить, что в произведениях Толкина присутствуют библейские сюжеты, а сами книги – это реальный мир, пропущенный через призму литературных иносказаний, например, прослеживается параллель между Фродо и , которую видно невооруженным глазом.


Поговаривают, что Джон с раннего возраста видел сны о Всемирном потопе, интересовался историей Атлантиды, книгами и эпическими поэмами, в том числе пытался перевести рассказ о Беовульфе. Поэтому создание Средиземья – не случайность, вызванная творческим вдохновением, а истинная закономерность.

Срединный мир (так называет часть выдуманной вселенной Толкина его сын) – это то, чему Джон Руэл посвятил всю жизнь. Средиземье представляет собой место действия некоторых произведений писателя, там развиваются события из «Хоббита», трилогии «Властелин колец» и отчасти - «Сильмариллиона» и «Неоконченных сказаний».


Примечательно, что мир, окунающий каждого читателя в волшебные приключения и противостояние добра и зла, продуман до мельчайших подробностей. Джон не только скрупулезно описал территорию и населяющие ее расы, но и нарисовал несколько карт, которые охватывают часть выдуманного пространства (не все дошли до публикации).

Также он придумал хронологию событий до Солнечных лет, которые начинаются от Велианской эпохи и заканчиваются последней битвой, завершающей историю Арды – Дагор Дагорат. В самих книгах писатель называет Средиземьем составляющую Арды, находящуюся на востоке и представляющую собой место обитания смертных.


Действительно, Джон не раз говаривал, что континент находился на нашей планете. Правда, он существовал в далеком прошлом и был кратким эпизодом в истории Земли. Впрочем, автор отзывался о Средиземье как о вторичной реальности и другом уровне воображения.

Местность разделена Мглистыми горами, на севере - залив Форохел, окруженный голубыми горами, а на юге находится цитадель корсаров. Также Средиземье включает в себя государство Гондор, область Мордор, страну Харад и т.д.


Выдуманный Толкиным континент населяют как люди, так и зоркие эльфы, трудолюбивые гномы, хитрые хоббиты, гигантские энты и другие сказочные существа, говорящие на созданных писателем языках квенья, синдарин и кхуздул.

Что касается флоры и фауны, то придуманный мир населен обычными животными, персонажи книг зачастую разъезжают на лошадях и пони. А из растений в Средиземье произрастают пшеница, табак, рожь, корнеплоды, а также культивируется виноград.

Личная жизнь

Мейбл передала сыну любовь к Богу, поэтому Джон Толкин всю жизнь оставался набожным католиком, знающим все церковные обряды. Что касается политики, то здесь писатель был традиционалистом и порой выступал за распад Великобритании, а также недолюбливал индустриализацию, отдавая предпочтение простой, размеренной сельской жизни.


Из биографии Джона известно, что он был примерным семьянином. В 1908 году автор фэнтези познакомился с Эдит Бретт, которая на тот момент осталась сиротой и жила в пансионе. Влюбленные часто сидели в кафе, смотрели с балкона на тротуар и забавлялись киданием кусочков сахара в прохожих.

Но священнику Фрэнсису Моргану не нравились отношения Джона и Эдит: опекун считал, что подобное времяпрепровождение мешает учебе, да и к тому же девушка исповедовала иную религию (Бретт была протестанткой, но ради замужества приняла католицизм). Морган поставил условие Джону - рассчитывать на благословление он сможет только тогда, когда ему исполнится 21 год.


Эдит думала, что Толкин забыл ее, и даже успела принять предложение руки и сердца от другого ухажера, но как только Джон стал совершеннолетним, он не замедлил написать Бретт письмо, в котором признался в своих чувствах.

Таким образом, 22 марта 1916 года у молодых людей состоялась свадьба в Уорике. В счастливом браке, который продолжался 56 лет, родилось четверо детей: Джон, Майкл, Кристофер и дочь Присцилл.

Смерть

Эдит Толкин умерла на 82-м году жизни, а Джон пережил супругу на год и восемь месяцев. Великий писатель скончался 2 сентября 1973 года от кровоточащей язвы. Писатель был похоронен в одной могиле вместе с Эдит, на Вулверкотском кладбище.


Стоит сказать, что Джон оказал колоссальное влияние на культуру последующих лет. По мотивам рукописей Джона были придуманы настольные и компьютерные игры, пьесы, музыкальные композиции, анимационные и художественные фильмы. Наиболее популярна кинотрилогия 1945 – «Лист кисти Ниггля»

  • 1945 – «Баллада об Аотру и Итрун»
  • 1949 – «Фермер Джайлс из Хэма»
  • 1953 – «Возвращение Беорхтнота, сына Беорхтхельма»
  • 1954–1955 – «Властелин колец»
  • 1962 – «Приключения Тома Бомбадила и другие стихи из Алой книги»
  • 1967 – «Дорога вдаль и вдаль идёт»
  • 1967 – «Кузнец из Большого Вуттона»
  • Книги, изданные посмертно:

    • 1976 - «Письма Рождественского Деда»
    • 1977 - «Сильмариллион»
    • 1998 - «Роверандом»
    • 2007 - «Дети Хурина»
    • 2009 - «Легенда о Сигурде и Гудрун»
    • 2013 - «Падение Артура»
    • 2015 - «История Куллерво»
    • 2017 - «Повесть про Берена и Лютиен»

    выпустил продолжение романа «Хоббит», назвав его «Властелин колец» . Эпопея в жанре фэнтези не была похожа ни на одно произведение того времени и произвело настоящий фурор.

    Новый цикл, состоящий из трёх частей, по большей части предназначался взрослой аудитории и подросткам. Книга о противостоянии Добра и Зла унесёт в мир Средиземья, где обитают волшебники, эльфы, хоббиты, драконы, гномы и другие сказочные существа.

    Трилогия написана в виде летописей. В первой части рассказывается о находке Бильбо Бэггинса, о кольце Всевластья, что он нашёл в горной пещере. Кольцо обладало магической силой оно продлевало жизнь своему хранителю и могло делать его невидимым.

    Только у перстня был существенный недостаток он порабощал того, кого сам выбирал своим хранителем, кроме Саурона, который являлся его владельцем. Сюжет завязывается на том, что волшебник Гендальф решил уничтожить кольцо, послав дальнего родственника Бильбо, Фродо Бэггинса в Мордор , где оно было изготовлено.

    С ним пошли три верных друга: Сэм, Пин и Мерри. Бесстрашные хоббиты во что бы то ни стало хотели покончить со злым Сауроном, который хотел при помощи этого кольца подчинить весь мир Средиземья. На их пути лежит немало испытаний .

    Во второй летописи рассказывается о предательстве Сарумана, главы Белого Совета. Следя за Сауроном, он незаметно для себя попал под его чары и стал на сторону Зла. Поддаётся искушению и Боромир, один из членов братства Кольца. Саруман и Боромир погибают.

    В третьей части повествуется о Великой битве народов Средиземья с тёмным властителем Сауроном. Против господина тьмы выступили все даже деревья и существа, старавшиеся держаться особняком .

    Во время эпохального сражения Фродо вместе со своим другом Сэмом подходил к Роковой горе с бурлящей лавой, из которого было сделано кольцо, чтобы его расплавить.

    В последний момент этот перстень стал овладевать волей Фродо, ему захотелось оставить кольцо у себя. К счастью, всё закончилось благополучно. Полностью трилогию читайте на нашем сайте , скачав её в удобном электронном формате.

    Почему книгу стоит прочитать?

    1. Одно из самых известных произведений Толкина является также самым читаемым в истории мировой литературы . Опубликованная в далёкие 50-тые годы, книга вызывает интерес современных читателей.
    2. По возникновению субкультуры, зарождённой на романе, можно судить по его популярности . Так, в Америке в 60 годах возникали толкиеновские сообщества. Позже книга стала культовой и в других странах. Движение «толкиенистов» до сих пор жизнеспособно.
    3. В книге автор, Джон Толкин, разработал специальный язык, на котором можно выучиться разговаривать, показал географию и историю Средиземья . Иной раз кажется, что оно реально когда-то существовало.
    4. Джон Толкин — основоположник героического фэнтези. Профессор филологии имел богатое воображение и отличался быть совершенным во всём. Он скрупулёзно изучил кельтскую и скандинавскую мифологию, откуда пришли эльфы, гномы и другие сказочные персонажи.
    5. История «Властелина кольца» не только захватывающая с приключенческой точки зрения, она поднимает вопросы философии и морали . Героями движут разные идеи, каждый принимает собственные решения, за последствия которых приходится отвечать самому.
    6. Путь Добра или Зла выбирать приходится всем без исключения . Несомненно, что только дружба, братская любовь, преданность и героизм может дать силы преодолеть все испытания, что наглядно показывается в этом произведении.

    Читайте эпохальное произведение «Властелин колец» в нашей электронной библиотеке. Замечания и отзывы оставляйте в комментариях, которым мы всегда рады!

    О трилогии Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец»

    Жанр произведения

    Дж. Р.Р. Толкиен (1892-1973), английский писатель середины XX в., создатель широко известного трехтомного философского фантастического романа «Властелин колец» (1954-1955), был также и крупным филологом-медиевистом, специалистом по древне- и среднеанглийскому языку, автором ряда работ о народном творчестве и средневековой литературе. Неприятие Толкиеном собственнических устремлений современного буржуазного человека лежат в основе романтической идеализации народного сознания эпохи Средневековья и высокой оценки выражающих его художественных памятников, что и составляет пафос статей писателя «Беовульф. Чудовища и критики» (1936), эссе «О волшебных сказках» (1938) и др.

    В статье «О волшебных сказках» Толкиен дает свое понимание нравственного и художнического сознания народа. Писатель выражает его в развернутом метафорическом образе вечно кипящего Котла, в котором варится «древнее, мощное, прекрасное, смешное и ужасное», и в который постоянно добавляют новые ингредиенты, вкусные и невкусные» . То, что попало в Котел, выходит из него преображенным: в виде предания, сказки, песни, эпопеи - художественных произведений, проникнутых народным пониманием нравственных ценностей. Суп, варящийся в Котле - созданный народным сознанием фантастический мир, феерия, которая является нравственным и эстетическим отражением реальной жизни народа.

    Во «Властелине колец» морально-философская концепция выражена через фантастическую картину действительности, включающую в себя структурные элементы волшебной сказки и народной эпической поэзии. Борьба свободных народов Срединной земли против темного владыки Саурона, стремящегося подчинить их своей власти, разворачивается то в эпической сфере боевых подвигов, центральным героем которой является наследник древних королей Арагорн, то в сфере сказочного народа хоббитов, в котором Толкиен стремится сконцентрировать черты английского национального характера. Один из хоббитов, Фродо, становится главным героем произведения. Несмотря на опасности и преграды, он исполняет трудную задачу, связанную с волшебным кольцом Саурона - Кольцом власти, от уничтожения которого зависит свобода народов Срединной земли. Архаистическая тенденция, романтическая эстетизация прошлого, воспроизведение черт поэтики традиционных литературных жанров - одна из характерных черт «Властелина колец».

    Первым импульсом для создания «Властелина колец» явилось, по словам писателя, желание иметь почву для вымышленных им языков, из которых наиболее разработанным оказался эльфийский, опирающийся на образец финского. Кроме того, в книге есть общий язык, понятный всем народам Срединной Земли; язык гномов; язык жителей Рохана; «черная речь» Мордора; отдельные слова на языке Гондора.

    Звучание каждого из этих языков уже характеризует говорящий на нем народ: плавный, богатый гласными и сонорными звуками язык эльфов ласкает слух; грубо, жестко скрежещет «черная речь» орков. Тайный язык гномов представлен немногими названиями, неуклюжими и энергичными, как сами гномы. Для характеристики конелюбивых жителей Рохана Толкин в таком же качестве использует подлинный староанглийский язык, имена и названия со староанглийскими корнями.

    Названия и имена даются в книге на разных языках параллельно; это позволяет судить и о наименованном, и о народах, давших ему имя. Гном Гимли говорит о горах, вставших на пути: «…Чуть дальше высится пик Баразинбар - по-эльфийски Карадрас, Багровый Рог; а за ним, правее, еще два пика - Серебряный Пик и Облачная Глава, Келебдил Белый и Фануидол Серый, которые мы зовем Зиракзигиль и Бунбушатур» . Наименования даются на языке гномов, общем языке и эльфийском, характеризуя и гномов, и эльфов самим звучанием этих названий. Эти элементы стиля, вытекающие из лингвистических интересов и эстетических представлений писателя, входят в концепцию изображенной действительность.

    «Властелин колец» называют трилогией. Толкиен и сам использовал этот термин, хотя в других случаях говорил, что это неправильно. На русский язык «Властелин колец» впервые переведён в 1976 году А. А. Грузбергом. Сейчас издано около семи разных переводов книги (в это число не входят вольные пересказы, неполные переводы и неизданные переводы). Самым известным из переводов «Властелина колец» на русский язык является перевод В. Муравьёва и А. Кистяковского. Он стал знаменит своей тотальной (порой даже идущей вразрез с автором) русификацией книги. Также существует так называемый «академический перевод» Марии Каменкович и В. Каррика при участии Сергея Степанова. Этот перевод стал единственным русскоязычным изданием, снабжённым полными (около 200 страниц) комментариями переводчиков .

    Жанр «Властелина колец» не определен до сих пор. Некоторые исследователи предлагают термин «лингвистическая эпопея». Как известно, что толчком для создания произведения послужили изобретенные им эльфийские наречия, а также древнеанглийский, древнеисландский, финский и валлийский языки.

    Иногда «Властелина колец» называют одним из первых романов в жанре фэнтэзи, который во времена Толкина еще не был широко распространен, в отличие от времен наших. Здесь можно отметить книгу Робли Эванса «Толкиен», вошедшую в сборник «Писатели для семидесятых», вышедшую в 1972 году, и очень подробное исследование Лина Картера «Толкиен: взгляд в прошлое «Властелина колец» (1978). В обеих работах в качестве жанра «Властелина колец» называется фэнтези, причем эту трактовку обосновывают отсылками к самому Толкиену, к его знаменитому эссе «О волшебных сказках». Данного подхода придерживается и К. Манлав в своей диссертации «Причины фантастической литературы» (1983) .

    Иначе говоря, с точки зрения всех трех авторов, «Властелин колец» безусловно относится к жанру фэнтези. Также для каждого из них предельно ясно, что именно Толкиен и является тем писателем, который вводит жанр фэнтези в английскую литературу XX века.

    «Властелин колец» - вещь величественная, это целый мир, созданный воображением автора, в котором свои языки, истории и легенды... В этой стране от ее основания заложены семена зла и добра, порчи и благодати, и прорастают они по законам, общим для всех миров, но по-своему. Здесь есть высокий эпос, есть священное предание, поэзия, и простой деревенский юмор, и притча, и рыцарский роман.

    » (которым фактически является роман «Властелин Колец»). Однако, 15 ноября 1937 года во время обеда с владельцем издательства, опубликовавшего "Хоббита", - Стэнли Анвином, он получил предложение представить для рассмотрения другие произведения. Рецензент издательства отклонил направленный "Сильмариллион", хотя отозвался о нём положительно. Ободрённый этим Толкин начал писать продолжение "Хоббита" и уже 16 декабря 1937 года в письме к издателю сообщил о первой главе новой книги.

    Целью Толкина было создать английский эпос . На Толкина произвела тяжёлое впечатление Первая мировая война , а также индустриализация Англии , по его мнению, разрушившая ту Англию, которую он знал и любил. Поэтому «Властелину колец» присущ пассеизм (тоска по прошлому).

    Создание английского эпоса часто обсуждалось на встречах Толкина с Инклингами (литературная дискуссионная группа в Оксфордском университете, на еженедельных встречах этой группы обсуждались исландские мифы и их собственные неопубликованные сочинения). Толкин согласился с одним из членов этой группы, Клайвом Льюисом (англ. Clive Staples Lewis ), что в отсутствие английского эпоса необходимо его создать самим.

    Параллельно с этими дискуссиями, в декабре года Толкин начал «нового Хоббита ». После нескольких неудачных попыток, история начала набирать обороты, из простого продолжения «Хоббита» превратившись скорее в продолжение неопубликованного «Сильмариллиона». Замысел первой главы возник сразу в готовом виде, хотя причины исчезновения Бильбо , идея о важности Кольца Всевластья и название романа прояснились только к весне года. Сначала Толкин хотел написать ещё один рассказ, в котором Бильбо, истратив все свои сокровища, пустился в новые приключения, но, вспомнив кольцо и его силу, решил вместо этого написать о нём. В начале главным героем был Бильбо, но потом автор решил, что история слишком серьёзная для такого комичного и весёлого персонажа. Толкин рассматривал возможность отправить в путешествие сына Бильбо, но возникали вопросы: где была его жена? Как Бильбо отпустил сына в столь опасное путешествие? В итоге Толкин решил продолжить традицию древнегреческих легенд , в которых артефакт , обладающий магической силой, получает племянник главного героя. Так возник хоббит Фродо Бэггинс .

    На русский язык «Властелин колец» впервые переведён в году А. А. Грузбергом. Сейчас издано около семи разных переводов книги (в это число не входят вольные пересказы, неполные переводы и неизданные переводы), широко известен перевод А. А. Кистяковского и В. С. Муравьёва, который, по мнению критиков, обладает весьма сочным, хотя и несколько вульгаризованным языком и образным и ярким переводом поэтических строк . Книга стала широко известна в СССР в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Ролевые игры на местности в СССР тоже возникли в среде толкинистов . Сейчас союз Толкинистов имеет очень массовое распространение, как в России, так и за её пределами.

    Сюжет

    Сюжет трилогии привязан к событиям повести «Хоббит» и является их продолжением.

    Братство Кольца

    Возвращение короля

    Гэндальф скачет в Гондор, предупредить рыцарей Минас-Тирита о грядущем наступлении войск Мордора. Он застаёт безвольного Денетора , наместника Гондора, в трауре по Боромиру. После того, как и его младший сын, Фарамир , был тяжело ранен, Денетор в безумии решил совершить самосожжение с телом сына. Пиппину удалось вытащить из костра только Фарамира. Гэндальф берёт на себя руководство обороной города и просит помощи у Рохана. Войска Теодена приходят на помощь, сам король гибнет в бою, но его племянница Эовин вместе с Мерри убивают предводителя назгулов . Арагорн, приведя непобедимых духов воинов прошлого, верных клятве его предкам, довершает разгром орков.

    Фродо падает жертвой яда Шелоб, но Сэму удается победить тварь. Решив, что его друг мёртв, Сэм продолжает путь с Кольцом один. Из подслушанного разговора орков Сэм узнает, что Фродо жив и у них в плену. Сэм освобождает Фродо, воспользовавшись очередной междоусобицей орков. Из последних сил хоббиты достигают вулкана Ородруин . Измученный Фродо окончательно попадает под власть Кольца и обьявляет, что не будет уничтожать его, а желает сам быть его Властелином. Сэм бессилен помешать другу. Голлум нападает на Фродо, откусывает ему палец и завладевает Кольцом, но по неосторожности падает в жерло вулкана вместе с «прелестью», уничтожив её. Саурон, правивший орками и Мордором, на этот раз навсегда развоплощён, его твердыни разрушаются, войска бегут в страхе. Гигантские орлы спасают Фродо и Сэма из извергающегося Ородруина.

    Арагорна провозглашают королём Гондора, исцелённый им Фарамир передаёт ему власть и женится на Эовин. Четверку хоббитов чествуют как героев. По возвращении домой они обнаруживают, что их страна захвачена разбойниками под предводительством Сарумана. Герои поднимают народ хоббитов на восстание и изгоняют захватчиков, Саруман гибнет от руки собственного приспешника Гримы.

    Фродо возвращается к мирной жизни и описывает свои похождения в Красной Книге. С годами старые раны и тоска овладевают им всё чаще. Гэндальф решает забрать Фродо и Бильбо, Хранителей Кольца, в Валинор , чудесную заморскую страну эльфов, где они могли бы жить вечно. Эльфы покидают Средиземье , с ними уходят чудеса и магия, начинается эпоха простых людей.

    Художественное своеобразие

    Мифологические и другие параллели

    Значительное влияние на «Властелин Колец» оказал эпос о рыцарях Круглого Стола . Образ Гэндальфа в качестве мудрого волшебника и наставника почти точно соответствует роли Мерлина в эпосах Джоффруа Монмутского и Томаса Мэлори . Арагорн - наследник королевского трона, подтверждающий свое право волшебным мечом, исцеляющий наложением рук - весьма близок к королю Артуру Пендрагону . Некоторые также видят в нём аналог Иисуса Христа, как наследника иссякшей династии, чьё место занято временщиками и явление которого предсказано в пророчестве.

    Образ кольца, дающего власть над миром, ради чего необходимо отказаться от любви, присутствует в оперной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунгов ». Однако сам Толкин отрицал связь между произведениями Вагнера и сюжетом «Властелина Колец». Характерным отличием толкиновского сюжета от вагнеровского является то, что, по Толкину, Кольцо уничтожает не герой (у Вагнера - Зигфрид), а маленький хоббит (сказочно-фантастическая версия образа «маленького человека», распространённого в реалистической литературе XIX - XX веков).

    Возможно также провести параллель между «Властелином Колец» и «Старшей Эддой », а также Сагой о Вёльсунгах, где присутствует образ про́клятого кольца, похищенного у карлика Андвари и приносящего своему обладателю смерть.

    Роман имеет также ряд других параллелей с германо-скандинавской мифологией . В частности, обличье мага Гэндальфа , одного из главных героев «Властелина колец», в основных своих чертах (седая борода, широкополая шляпа и плащ) соответствует обличью скандинавского бога Одина в его ипостаси культурного героя и бога-дарителя. Отрицательная ипостась Одина - «сеятель раздоров» - представлена в романе образом злого мага Сарумана , а одно из прозвищ Одина в его отрицательной ипостаси - Грима («Скрытый») носит тайный слуга Сарумана. К скандинавской мифологии отсылает образ сломанного меча, перековываемого заново (одна из базовых сюжетных линий мифа о Сигурде), а также образ девы-воительницы (у Толкина - Эовин), раненной в бою и погружённой в колдовской сон (образ валькирии Брюнхильд).

    Пространство и время

    Предполагаемые аллегории

    Сам Толкин отрицал какую-либо аллегоричность своих произведений, двойственность трактовок и скрытые намёки на реальные события, народы и страны. Согласно его предисловию к исправленному изданию «Властелина колец», главным мотивом книги был рассказ истории, а не подтекст:

    Я должен кое-что добавить по поводу множества теорий и догадок, которые я услышал или прочитал о мотивах и смысле истории. Основным мотивом было желание рассказчика попробовать написать по-настоящему длинную историю, способную надолго удерживать внимание читателей, развлечь их, доставить удовольствие или вдохновить…

    Что касается разного рода подтекста, это не входило в намерения автора. Книга не является ни аллегорической, ни тематической.

    Многое можно додумать, согласно вкусам любителей аллегорий или ссылок на реальную действительность. Но я испытываю и всегда испытывал искреннюю неприязнь к аллегории во всех проявлениях - с тех самых пор, как стал достаточно стар и ленив, чтобы её замечать. Я куда больше люблю историю, настоящую или выдуманную, которая бы различным образом взаимодействовала с опытом читателя.

    Оригинальный текст (англ.)

    I should like to say something here with reference to the many opinions or guesses that I have received or have read concerning the motives and meaning of the tale. The prime motive was the desire of a tale-teller to try his hand at a really long story that would hold the attention of readers, amuse them, delight them, and at times maybe excite them or deeply move them…

    As for any inner meaning or "message", it has in the intention of the author none. It is neither allegorical nor topical.

    Other arrangements could be devised according to the tastes or views of those who like allegory or topical reference. But I cordially dislike allegory in all its manifestations, and always have done so since I grew old and wary enough to detect its presence. I much prefer history, true or feigned, with its varied applicability to the thought and experience of readers.

    Тем не менее, существуют многочисленые теории о скрытом послании в книге, многие из теорий являются популярными.

    Одной из первых появилась версия о том, что Война Кольца является аллегорией Второй мировой войны, а Мордор , таким образом - Нацистская Германия .

    Во времена холодной войны возникла версия о политизированности книги, переданной в виде аллегорий. Так, некоторые в противостоянии альянса западных стран и империи зла на востоке во вселенной Толкина видят отражение существующего на земле противостояния советского блока и капиталистических держав Запада. В такой трактовке Кольцо Всевластья может символизировать ядерное (термоядерное) оружие.

    Переводы и пересказы на русский язык

    Проблема перевода на русский язык является особой темой. Многие имена и географические названия в оригинальном тексте имеют староанглийские, валлийские и скандинавские корни, являющиеся во многом понятными для носителей современного английского языка, но для русскоговорящих читателей данная связь может быть неочевидной.

    Самым известным из переводов «Властелина Колец» на русский язык является перевод В. Муравьёва и А. Кистяковского. Он стал знаменит своей тотальной русификацией "говорящих" имен (порой ради живописности даже идущей вразрез с буквой автора, чтобы лучше передать его дух). Так "Шагатель" Strider стал Бродяжником, "Червивый язык" Wormtongue стал Гнилоустом,а Сэм Gamgee стал Сэмом Скромби с явным намеком на его скром ность. Также существует так называемый «Академический перевод» Марии Каменкович и В. Каррика при участии Сергея Степанова. Данный перевод стал первым и единственным русскоязычным изданием, снабжённым полными (около 200 страниц) комментариями переводчиков. Этот перевод отличается ещё и тем, что не русифицирует книгу, а скорее адаптирует её под российские реалии (яркий тому пример - замена страны хоббитов Shire (Шир, Шайр, Хоббитания, Графство) на Заселье. Первым советским переводом считается перевод пермского лингвиста А. Грузберга, сделанный в - . Также известны переводы:

    • Перевод Л. Л. Яхнина;
    • Перевод Н. В. Григорьевой и В. И. Грушецкого (перевод стихов И. Б. Гриншпун);
    • Перевод В. А. М. (В. А. Маториной);
    • Перевод В. Волковского, В. Воседого и Д. Афиногенова;
    • Перевод И. И. Мансурова (1 и 2 часть);
    • Пересказ З. А. Бобырь (первый в СССР, сделанный ещё в 1960-е, изданный в 1990 «СП Интерпринт»), в котором текст урезан втрое и отсутствуют стихи. Название романа переведено как «Повесть о кольце».

    Существует также книга «Толкин русскими глазами» Марка Т. Хукера, в которой анализируются все переводы Толкина на русский язык.

    Варианты передачи имён и названий в различных переводах

    Оригинал Перевод В. Муравьева, А. Кистяковского Перевод Н. В. Григорьевой и В. И. Грушецкого Перевод В. А. Маториной Перевод А. А. Грузберга Перевод М. В. Каменкович, В. Каррика Перевод Д. Афиногенова, В. Волковского Пересказ З. Бобырь
    Baggins Торбинс Сумникс Торбинс Бэггинс Бэггинс Беббинс только по имени
    Butterbur Наркисс Маслютик Медовар Баттербур Подсолнух Пивнюк только хозяин, трактирщик
    Gamgee Скромби Гэмджи Гэмджи Гэмджи Гэмги Гужни только по имени
    Goldberry Золотинка Златеника Золотинка Голдбэрри Златовика Золотинка нет персонажа
    Shadowfax Светозар Сполох Серосвет Обгоняющий Тень Скадуфакс Светозар Быстрокрыл
    Strider Бродяжник Колоброд Бродяжник Скороход Бродяга-Шире-Шаг Бродяжник Странник
    Treebeard Древень Древобород Древесник Древобородый Древобород Древобрад только Фангорн
    Wormtongue Гнилоуст Червослов Причмок Змеиный Язык Червеуст Змеиный Язык Черный
    Entwash Онтава Энтова Купель Река Энтов Энтвош Энтвейя Энтава
    Rivendell Раздол Дольн Райвендел Ривенделл Ривенделл Разлог Ривенделл
    Rohan Ристания Рохан Рохан Рохан Рохан Рохан Рохан
    Weathertop Заверть Заветерь Заверть Везертроп Пасмурная Вершина, Пасмурник Выветрень

    «Властелин колец» в кинематографе

    Права на экранизацию книг были проданы Джоном компании United Artists в 1968 году за 15 млн долларов. Когда компания не выполнила обязательств по съёмкам фильма, права в 1976 году были выкуплены у потомков Толкиена Саулом Заенцем, который владеет ими по настоящий момент.

    Различные планы по экранизации «Властелина Колец» ходили с конца 60-х. Музыканты группы The Beatles хотели сниматься в главных ролях потенциального фильма. Режиссёр Джон Бурман и продюсер Саул Заенц (ещё до приобретения последним прав) создали сценарий для фильма, но так и не приступили к съёмкам.

    Анимационные экранизации

    Первая попытка экранизации Властелина Колец была осуществлена в году режиссёром-мультипликатором Ральфом Бакши , в виде полнометражного анимационного фильма «Властелин Колец» . В фильм вошли сцены из «Братства Кольца» и начала «Двух Башен». Экранизация Бакши, предполагавшаяся как дилогия, осталась незаконченной из-за финансовых проблем.

    В 1980 Артур Рэнкин и Жюль Бэсс, авторы первой экранизации Толкиена - мультфильма «Хоббит» (1977), экранизировали третий том трилогии в виде мультфильма «Возвращение Короля» . Мультфильм был выдержан в том же духе детской сказки, что и его предшественник «Хоббит».

    Трилогия Питера Джексона

    «Властелин колец» в компьютерных играх

    Помимо экранизаций, «Властелин колец» послужил основой для создания множества компьютерных и видеоигр .

    Игры, которые полностью основаны на сюжете книги

    Игры компании Electronic Arts

    Права на разработку игры по мотивам кинолент «Властелин колец» до 31 декабря 2008 года принадлежали компании Electronic Arts , в последствии, было выпущено и издано несколько компьютерных и видео игр.

    Игры «Lord of the Rings: The Two Towers» и «Lord of the Rings: Тhe Return of the King» были выпущены в и году, следом за премьерой одноименных кинофильмов. Обе игры в качестве роликов использовали кадры из кинофильмов, а ключевые герои были озвучены теми же актерами, что сыграли их в киноленте. Кроме того, Electronic Arts разработала серию страгических игр во вселенной Властелина Колец - «Битва за Средиземье» .

    В конце 2005 года компанией EA эксклюзивно для портативной игровой приставки PSP была выпущена игра «Lord of the Rings: Tactics», проносящая игроков через сюжет всех трех фильмов.

    В планах компании было также выпустить RPG «Lord of the Rings: The White Council», однако разработка этой игры была заморожена на неопределенный срок.

    Источники

    1. Андрей Горелик «Советские любители Толкиена понесли очередную тяжелую утрату...» (). Проверено 20 января 2007.
    2. Claire Jardillier Arthurian Legends in The Lord of the Rings (англ.) . Проверено 4 апреля 2007.
    3. J.R.R. Tolkien - Foreword
    4. Кирилл Злобин О переводах Толкиена. Бэггинс, Сумникс и Торбинс. (). Проверено 10 июня 2006.
    5. 168 млн за «Властелина колец» - Подшивка Лэймара
    6. All Time Box Office
    7. (англ.) . Английская Википедия . Проверено 15 марта 2009.
    8. The Lord of the Rings Volume One (рус.) . Absolute Games . Проверено 15 марта 2009.
    9. The Lord of the Rings Volume Two: The Two Towers (рус.) . Absolute Games . Проверено 15 марта 2009.
    10. The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring (рус.) . Absolute Games . Проверено 15 марта 2009.
    11. Больше не Властелин (рус.) . Absolute Games . Проверено 15 марта 2009.
    12. The Lord of the Rings: The Two Towers (англ.) .
    13. The Lord of the Rings: The Return of the King (рус.) . Absolute Games . Проверено 15 марта 2009.
    14. The Lord of the Rings: Tactics (англ.) . Gamespot . Проверено 15 марта 2009.