Упражнения для восстановления произносительной стороны речи. Выработка интонационно- мелодической стороны речи

Афазия - это расстройства речи, наступающие при поражении коры больших полушарий мозга.

В первые дни после нарушения мозгового кровообращения речевые расстройства у больных проявляются в форме тотальной афазии, когда больной не говорит и не понимает обращенной к нему речи. Тотальная афазия через несколько дней или недель может смениться грубой моторной афазией: больной начинает понимать обращенную к нему речь, но общается с окружающими при помощи речевого «эмбола» - стереотипно повторяющегося звукосочетания, слога или слова, иногда хорошо интонируемого.

В некоторых случаях сохраняется повторение и называние, но появляются ошибки в согласовании слов в предложении, либо расстройства произношения. При сенсорной афазии нарушаются понимание речи. При этом больные могут очень много говорить, но из-за нарушения слухового контроля, в речи больных также может быть много замен звуков, замен одного слова другим.

Кроме того, при моторной и сенсорной афазии часто страдают чтение и письмо.

Помимо моторной и сенсорной афазии, встречается семантическая и амнестическая афазия: больные достаточно хорошо, свободно говорят, неплохо понимают обиходную речь. Однако при семантической афазии они затрудняются в понимании смысла пословиц, поговорок, сложных речевых конструкций. При амнестической афазии больные при относительно свободной речи затрудняются называть предметы.

Прежде чем начать занятия с больными, необходимо установить с ними контакт. Сначала необходимо ободрить больного, заверить его, что движения и речь у него постепенно восстановятся, но для этого надо заниматься. Беседовать с больным надо настойчиво, но спокойно, негромким голосом, с чувством убежденности в своих словах.

Близкие люди и родственники, ухаживающие за больным, должны иметь тесный контакт с врачом-логопедом и точно выполнять его рекомендации.

Кроме того, занятия с больным должны быть регулярными, без длительных перерывов в первые годы после инсульта, во время которых возможно восстановление речи.

Очень важно помнить следующее:

  • Не путайте нарушенную речь с нарушенным мышлением.
  • Общайтесь с больным с афазией как с равноправным партнером по диалогу.
  • Слушать его - означает ждать. Такой больной нуждается в большем времени для своего высказывания.
  • Будьте зачинщиком разговора, но не помогайте преждевременно словесными подсказками. Чтобы понять его, следует слушать сердцем!
  • Дайте больному с афазией возможность высказаться! Совместное обдумывание и точное наблюдение за ситуацией поможет в понимании.
  • При непонятных высказываниях не прерывайте больного, даже если смысл сказанного не ясен. Не поправляйте его постоянно.
  • При упрямстве больного с афазией, его намеренном повторении слов прервите и отвлеките его внимание.
  • Не сдавайтесь, не отказывайтесь от общения! Ключевая фраза: «Мы поймем друг друга - начинайте еще раз!»

При сенсорной афазии установить контакт бывает несколько сложнее.

Чтобы больной с сенсорной афазией осознал свой речевой дефект, необходимо использовать так называемые неречевые приемы установления контакта.

Для восстановления понимания речи у больных с сенсорной афазией используют картинки с подписями. Больным предлагается раскладывать подписи к картинкам (например: собака, дом, чашка, мяч), читать эти подписи, списывать их, показать, где изображен тот или иной предмет. Постепенно число картинок с подписями расширяется, у больного появляется возможность показывать окружающие предметы, он начинает дифференцировать слова, близкие по звучанию: стол-стул, шкаф-шарф, рак-лак, дом-том и т. д. Работа с предметными картинками приводит не только к восстановлению фонематического слуха, но и функции называния.

Больным с моторной афазией на ранней стадии желательно давать очень короткие инструкции, сопровождая их показом действий и предметов, с которыми надо сделать то-то и то-то.

Для восстановления на ранних этапах после инсульта устной, экспрессивной речи у больных с моторной афазией используют приемы стимулирования устного высказывания, причем не отдельных слов, а коротких, нужных для обихода фраз:

  • ты будешь обедать?
  • ты будешь спать?
  • ты будешь заниматься?

Затем задают специальные вопросы, провоцирующие ответ определенным словом, например «хочу»:

  • ты хочешь обедать? Хочу;
  • ты хочешь спать? Хочу.

Таким образом, в словаре помимо слова «будешь» появится еще слово «хочу» и т. д.

При более грубом нарушении речи, когда больной не может произнести по заданию ни одного звука, рекомендуется использовать речевые автоматизированные ряды: порядковый счет, называние дней недели, месяцев года, чтение хорошо знакомых четверостиший или начальных куплетов известных больному песен. При этом больной должен следить за губами говорящего, пытаться вместе с ним медленно повторять эти речевые ряды. Повторение речевых рядов приносит успех в течение 2 - 3 недель; речь больного сначала может быть нечеткой, не все звуки «всплывают» сразу. Больной должен не только повторять эти слова, но и пытаться их читать, сначала с родственником, а затем самостоятельно. Как только больному разрешат сидеть, следует начать зрительные диктанты проговариваемых слов (больной должен прочитать слово, по памяти его записать, а затем сравнить с образцом).

Если повторная речь быстро восстанавливается, то больше заниматься повторением не следует! - надо срочно начать отработку посильных для больного ответов на вопросы, в той или иной степени подсказывая эти ответы. Вся работа с больными с моторной афазией ведется с опорой не на предметные, а на сюжетные картинки для своевременного восстановления грамматически правильно построенного предложения.

При легкой выраженности речевого расстройства больным рекомендуется читать небольшие юмористические тексты объемом 1 - 2 страницы, пересказывать их и т. д.

Параллельно с занятиями по восстановлению навыков устной речи больных необходимо обучать чтению и письму, т. к. восстановление этих функций в значительной степени способствует и восстановлению речи. Если нет надежд на восстановление письма правой рукой (грубый парез), следует с самого начала учить больного писать левой рукой.

Надо подчеркнуть и такую особенность восстановления речи на раннем этапе после инсульта, как дозировка речевой нагрузки. Прежде всего желательно, чтобы больной находился в палате или комнате, где выключены радио, телевизор и т. п., т. е. больной нуждается в определенном слуховом режиме. Но это не значит, что с больным нельзя разговаривать. Больной должен слышать негромкую не травмирующую его, но так или иначе касающуюся его речь, для того чтобы стимулировать его к прислушиванию и слушанию речи.

Проводя с больным те или иные процедуры, необходимо сопровождать их негромкой речью, например: «Надо сменить рубашку, поднимите левую руку. Хорошо. Теперь освободим правую руку» и т. д. На тумбочке больного уже через 6- 10 дней должны лежать его любимые газеты и журналы, заголовки которых он должен просматривать, т. е. больного нельзя полностью выключать из привычной для него жизни. Уже через месяц после инсульта некоторые больные могут 10–15 мин смотреть по телевизору любимые передачи. Однако надо следить, чтобы больной не переутомлялся.

Речевые занятия в течение первых недель после инсульта длятся от 7 до 15 мин, через 1–2 месяца - до 30 мин. Иногда целесообразно эти занятия дробить и проводить 2–3 раза в день.

Дизартрия-нарушение произносительной стороны речи. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение качество произношения и плавности речи.

Речь при дизартрии смазанная, нечёткая. Нередко нарушен темп речи, который может быть ускоренным или замедленным. Иногда отмечаются чередования ускоренного и замедленного темпа речи. Фраза формулируется нечётко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, бормотание к концу фразы. Наблюдаются и нарушения голоса: голос обычно тихий, часто неравномерный-то тихий, то громкий, монотонный, иногда гнусавый, часто хриплый.

В комплексе с расстройствами речи, часто наблюдается и нарушение глотания.

ПРОГРАММА ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ МОТОРНОЙ АФАЗИИ:

1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:

  • ответы утвердительным или отрицательным жестом(словом) на ситуативные вопросы;

2. Растормаживание произносительной стороны речи:

  • совместное и самостоятельное проговаривание автоматизированных речевых рядов (порядковый счет, названия дней недели), пение со словами, оканчивание пословиц и фраз с жестким (корова дает вкусное....), а позднее со свободным (в магазин привезли.....) контекстом.
  • совместное проговаривание простых слов и фраз;
  • введение речевого эмбола в слово или фразу;

3. Стимулирование примитивного диалога на бытовые темы, а позднее - развернутого высказывания в диалоге.

4. Стимулирование глобального(схватывание слова целиком, а не по слогам) чтения и письма:

  • раскладывание подписей под картинками;
  • письмо знакомых слов (мама, Москва) ;
  • списывание слов, чтение.

5. Восстановление аналитического чтения и письма(послогового, побуквенного)

6. Преодоление расстройств произносительной стороны речи.

7. Отработка чистоты произношения звуков.

8. Восстановление и коррекция фразовой речи:

  • составление фраз по сюжетной картинке, по опорным словам, развернутые ответы на вопросы, составление рассказов по серии сюжетных картинок, пересказ с помощью наводящих вопросов.

9. Восстановление понимания сложнооформленной речи:

  • выполнение сложных инструкций
  • объяснение пословиц, поговорок.

ПРОГРАММА ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ СЕНСОРНОЙ АФАЗИИ:

1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:

  • показ предметов бытового окружения и их изображений;
  • показ частей тела на картинках и на собственном теле;
  • выбор правильного названия предмета и действия с опорой на картинку;
  • классификация слов по темам (овощи-фрукты) с опорой на картинки;
  • ответы утвердительным или отрицательным жестом (словом) на ситуативные вопросы;

2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:

  • ответы на вопросы «да» и «нет» с помощью жеста;
  • выполнение простых устных инструкций;

3. Подготовка к восстановлению письменной речи:

  • раскладывание подписей к предметам и картинкам;
  • ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;
  • письмо слов, слогов, букв по памяти;

4. Восстановление понимания значения слова:

  • подбор обобщающих слов (овощи, посуда...),
  • подбор определений к словам (яблоко какое? - сочное, красное, круглое, сладкое...);
  • заполнение пропусков во фразах (я возьму зонт, потому что...);

5. Преодоление расстройств устной речи:

  • составление предложений с заданными словами;
  • составление предложений по сюжетным картинкам;
  • подбор синонимов и антонимов;

ПРОГРАММА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА:

  • Попеременно высовывать узкий напряженный язык и широкий расслабленный.
  • С усилием упереть кончик языка в верхние зубы, затем расслабить. При этом рот приоткрыт.
  • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удержать под счет до 5.
  • Оттянуть язык назад с усилием. Ощутить напряжение корня языка, затем расслабить, уложить на дно полости рта.
  • Удерживать широкий язык на нижней, потом на верхней губе.
  • «Крестообразные» движения кончика языка.
  • Скользить кончиком языка по твердому небу.
  • Выполнять движения языком вперед-назад.
  • Покусывать кончик языка по всей поверхности с продвижением вперед-назад.
  • Круговое движение языком между губами и зубами с закрытым ртом.

ДЛЯ МЫШЦ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ:

  • Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть в исходное положение.
  • Выполнять боковые движения нижней челюсти, затем принять исходное положение.
  • Выполнять круговые движения нижней челюстью.
  • Нижними зубами закусить верхнюю губу и наоборот, подержать на счет до 5, затем расслабить.
  • Выполнять движения нижней челюстью вперед-назад с одновременными наклонами головы вперед-назад.
  • Выполнять движения нижней челюстью попеременно вправо-влево с одновременным поворотом головы в ту же сторону.
  • Коснуться подбородком поочередно правого и левого плеча.
  • Коснуться подбородком груди.
  • Запрокинуть голову назад, медленно выдвигать и убирать подбородок.

ДЛЯ ГУБ:

  • Поочередно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губу; максимально обнажать верхние и нижние зубы.
  • Оттягивать уголки рта в стороны, затем вытягивать губы вперед трубочкой. Сначала имитация, затем произнесение звуков И-У-О-А.
  • Утрированно произносить звуки П-Б.
  • Многократно произносить сочетание губных согласных МБ БМ ПМ МП и губно-зубных ВМ МВ БВ ВБ и др.
  • Массажирование верхними зубами нижней губы. Затем нижними зубами - верхней губы.
  • Движение вытянутыми губами вправо-влево.
  • Натягивать губы на зубы при слегка открытом рте.

ДЛЯ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ:

  • Опустить углы рта при закрытом рте.
  • Нахмурить брови, расслабить.
  • Поднять брови, расслабить.
  • Прищурить один глаз, затем другой.
  • Зажмурить глаза, расслабить.
  • Надуть щеки, втянуть щеки, перекачивать воздух из одной щеки в другую попеременно, как при полоскании.
  • Максимально оскалить зубы.
  • Опустить верхнюю губу на нижнюю.
  • Натянуть нижнюю губу на верхнюю.
  • Поочередно обнажать верхние и нижние зубы.
  • Пошевелить ноздрями, как бы раздувая ими.
  • Наморщить лоб, расслабить.

Упражнения для формирования выдоха

Лечение дизартрии. Упражнения для формирования выдоха

А это упражнения для формирования выдоха. Оказывается мало воздух вдохнуть, надо еще и правильно выдохнуть. Вдыхаем воздух мы для кислорода, а выдыхаем для речи. В результате выполнения упражнений важно научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Для работы над дыханием на данном этапе созданы три комплекса упражнений

Упражнения по дифференциации ротового и носового выдохов.

Комплекс 1. Формирование фиксированного выдоха.

1.1. Широко открыть рот и спокойно подышать носом.

1.2. Закрыть одну ноздрю средним пальцем - вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.

1.3. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м......).

1.4. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).

1.5. Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах - как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а.....).

1.6. Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф.....).

1.7. Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

1.8. Вдох через нос, выдох - высунуть язык (он должен быть расслаблен), поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).

Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха.

2.1. Вдох - носом, выдох через нос толчками.

2.2. Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф!)

2.3. Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).

2.4. Вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох носом (рот не закрывать).

2.5. Выдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м!).

2.6. Вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

2.7. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через «трубочку» (у! у! у!)

Комплекс 3. Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи.

3.1. Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце (ф...ф! ф!).

3.2. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (ф! ф! ф...).

3.3. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, удлиненный выдох через «трубочку» с усилением в конце (у...у! у!).

3.4. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (у! у! у...).

3.5. Вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце с голосом (м...м! м!).

3.6. Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (м! м! м...).

3.7. Губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот (с...с! с!).

3.8. Губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (с! с! с...).

3.9. Вдох носом. Длительно произносить звук «ш» с усилением в конце (ш...ш! ш!). Вдох носом. Кратко произносить звук «ш», удлинить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш...).

Первый комплекс направлен на формирование фиксированных (плавных) выдохов через нос или рот и их чередований. Фиксированный выдох необходим для произнесения согласных звуков - ф, в, с, з, ш, ж, щ, х.

Второй комплекс предназначен для овладения форсированным (толчкообразным) выдохом через нос или рот и чередованием одного и другого. Форсированный выдох необходим для произнесения согласных звуков - п, б, т, д, к, г.

Третий комплекс должен помочь научиться сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Это необходимо для произнесения звуков ц, ч и других согласных звуков.

После отработки первого комплекса необходимо последовательно переходить к следующим.
Главная особенность этих комплексов - сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.

Самомассаж при дизартрии

Перед началом занятий необходимо проветрить помещение, вымыть лицо и руки.

БАТ 1 - снятие напряжения аргикуляционно-мимической мускулатуры.
БАТ 2 - тренировка ощущения грудного резонанса голоса.
БАТ 3 - тренировка ощущения головного резонанса голоса.
БАТ 4 - снятие напряжения нижней челюсти.
БАТ 5 - тренировка носового дыхания.
БАТ 6 - снятие напряжения мускулатуры шеи.
БАТ 7 - профилактика насморка.
БАТ 8-13 - снятие усталости голосового аппарата, улучшение памяти, повышение работоспособности при умственном переутомлении.

Упражнения, улучшающие функцию глотания

Имитировать знакомые движения:

  • покашливать " кхе-кхе«
  • зевать, широко раскрывая рот
  • изображать свист без звука, напрягая ротовую полость
  • полоскать горло
  • храпеть
  • глотать манную кашу- «ням, ням, ням и глоток»

2. Твердо, как бы тужась, произносить звуки «а» и «э» - 3-5 раз

3. Высунув язык, говорить звук «г»

4. Беззвучно произносить звук «ы», выдвигая вперед нижнюю челюсть

5. Глотать капли воды из пипетки.

6. Тянуть звук «м», сомкнув губы (на сколько хватает воздуха, т. есть выдоха).

7. Тянуть звук «и» то высоко, то низко на одном выдохе, одновременно вибрируя пальцами по гортани

  • Есть и пить можно только сидя, либо приподняв головной конец кровати.
  • После еды необходимо подождать 20-25 минут перед тем, как лечь в горизонтальное положение.
  • Есть надо маленькими порциями, медленно, немного опуская подбородок к груди - это облегчает глоток. Можно во время глотка сжимать поручень кровати или одеяло, это также помогает проглотить пищу.
  • В рационе должны преобладать густые напитки и еда (кисели, кисломолочные продукты, пюре, желе, муссы, котлеты, суфле и т. д.)
  • Запрещаются все крошащиеся продукты (хлебобулочные и кондитерские изделия, продукты со злаками, орехи), которые могут быть опасны - ими легко поперхнуться, а также не желательно есть мясо, цитрусовые (волокна тяжело пережевываются) !
  • Не рекомендуется смешивать напитки и еду во время приема пищи, пить нужно до или после еды.
  • После еды желательно прополоскать рот, либо салфеткой очистить ротовую полость, так как там может остаться еда (за щекой, на деснах). Если пациент поперхнулся, дать возможность откашляться, не поить, так как вода легче проникает в дыхательные пути.
  • При возвращении домой для лежачего пациента необходимо вызвать врача - терапевта или ВОП на дом. При возможности - явиться в поликлинику по месту жительства, чтобы продолжить реабилитацию. Реабилитация может продолжаться 1-2 года при условии, что пациет, родственник и врач составляют единую команду. Удачи вам!

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку !

Развитие произносительной стороны речи, используя дыхательную гимнастику.

Приятная для слуха речь - своего рода музыка

Аристотель

Звучащая речь - это единый поток, в котором соединяется всё: правильное дыхание; лёгкость и гибкость звучания голоса, сила голоса и его тембр; ровность и устойчивость звука.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка - ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени - дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ используются различные методики и формы работы, в том числе гимнастика, которая включается в образовательную деятельность с другими образовательными областями. Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика .

Дыхание - один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость. Речевое дыхание характеризуется длительностью и интенсивностью выдыхаемого воздуха.

Цель «Дыхательной звуковой гимнастики» - научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. Дыхательная гимнастика способствует укреплению здоровья и взрослых, и детей. Она особенно полезна после физических упражнений, утренней зарядки, игр. Дыхательная и звуковая гимнастики – это профилактика простудных заболеваний.

Итак, чтобы научиться красиво и правильно говорить, необходимо овладеть ТЕХНИЧЕСКИМИ УМЕНИЯМИ:

Правильно дышать, чтобы обеспечить опору своему голосу;

Говорить, повышая или понижая тон голоса: говорить тихо, умеренно, громко;

Говорить замедляя или убыстряя темп (скорость) произнесения фразы;

Существует два вида дыхания: ФИЗИОЛОГИЧЕКОЕ и РЕЧЕВОЕ.

Речевое дыхание возникает в момент говорения, когда на выходе возникает звук, а звуки соединяются в речевой поток. От речевого дыхания зависит громкость, чистота и выразительность звучащей речи. А, поэтому, необходимо научиться управлять речевым дыханием. В этом помогут специальные упражнения по дыхательной гимнастике.

Первые упражнения будут связаны с формированием правильной осанки: речевое дыхание не должно встречать на своём пути мышечные преграды, зажимы.

Упражнение № 1 развивает правильную осанку.

    Встать, сутулясь, расслабить мышцы спины, плеч. Затем, приподнять своё тело (плечи, грудь) и откинуть его назад и вниз.

    «Дровосек».

    «Пильщики».

    «Мельница».

    «Насос».

Упражнение №2 . Цель: учить регулировать речевое дыхание (правильно расходовать возхдух при произнесении слова, фразы, дышать легко, естественно).

Основа упражнения: правильное чередование вдоха и выдоха, умение произвольно замедлять выдох, делать его плавным и прерывистым.

    Вдох через нос- выдох через рот.

    Краткий, глубокий вдох- замедленный выдох.

    Медленный, глубокий вдох- краткий, резкий выдох.

При глубоком вдохе:

    Медленый выдох, чтобы воздух выходил узкой струёй.

    Выдох несколькими равными порциями (толчками).

    Выдох двумя неравными порциями.

2.2. Сделать глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос.

Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 10.

2.3. Полностью выдохнуть воздух и не дышать в течение нескольких секунд. Сделать вдох за несколько активных вдохов.

2.4. На одном выдохе усиливать или ослаблять звук.

Гудок- приближается и удаляется: М-М-М-м-м-м...

Шум ветра- в-в-в-В-В-В-В...

Жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж-ж...

Писк комара: З-З-з-з-з-з-з...

Рычание собаки: Р-Р-Р-Р-Р...

Воздух, выходящий из проколотой шины: С-С-С-С-С...

Звук выходит свободно, без усилий.

Упражнение № 3.

Цель: научиться правильно управлять дыханием, находить « опору» для дыхания.

3.1 «Свеча»- ровный медленный выдох.

Глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи.

3.2. «Погаси свечу»- интенсивный, прерывистый выдох. Вдох, секундная задержка дыхания.Короткими толчками выдохнуть воздух: « Фу ! Фу! Фу!»

3.3. «Надоедливый комар»- продолжительный выдох и движения на отработку «опоры дыхания».

Руки вытянуть перед грудью ладонями друг другу. При счёте «раз» вместе с бесшумным глубоким выдохом через нос быстро развести до отказа руки в стороны, затем, медленно, выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились.

На счёт «раз»- руки в стороны (с глубоким вдохом). На выдохе со звуком «з-з-з» медленно соединить руки, чтобы « убить комара»Движения рук должны быть медленными, что сдерживает интенсивность выдоха- образуется «опора дыхания». В момент хлопка в ладоши («убили комара») наступает полная свобода дыхательных мышц.

Упражнение № 4.

Цель: Обеспечить гибкость дыхания, найти « опору» речевому дыханию, укрепить дыхательные мышцы.

4.1. На одном выдохе произнести 5- 10 звуков «Ф», делая короткие промежутки между звуками:

Ф! Ф! Ф! Ф!...

Чередовать звуки «Ф», «В»:

Ф! Ф! В! В! Ф!Ф!...

4.2. « Произенеси звук «О»: развитие мышечных ощущений.

Прозносить звук «О» сначала тмихо (первые 5 секунд), следующие 5 секунд увеличить громкость, заключительные 5-10 секунд выдох активизируется макси мально, звук получается наибольшей громкости.

Следить, чтобы грудная клетка не во время дыхания не сжималась.

4.3. « Протяните звук».

В течение15-20 секунд произносить звук «С», постепенно переходя от очень тихого к очень громкому звучанию.

Чередовать на выдохе звуки «С», «З»:

С-с-с-з-з-з-...

(Упражнение развивает гибкость дыхания, поиогает найти чувство «опоры», регулировать громкость произносимого слова).

4.4. Во время произнесения звука менять положение губ.

Произнесение звука «С»: растянуть губы в улыбке, затем вытянуть губы вперёд.

(Упражнение помогает отработать умение « окрашивать» произносимый звук).

Игровые упражнения

1. Представить, что необходимо:

Задуть свечи (одну за другой) на праздничном торте;

Сдуть с рукава пушинку;

Раздуть огонь в потухающем костре;

Подуть на горячее молоко, сдувая пенку.

Разыграть все эти ситуации.

2. Считалка. По окончании принять правильную осанку и повторить дыхательную гимнастику на чередование: вдох, выдох.

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

Делать попеременно: вдох-выдох. Повторять 3-4 раза.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:

дышать носом;

дышать медленно,

концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное воздействие;

выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие;

дышать с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.

Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо:

все упражнения выполнять легко, естественно, свободно, без усилий, напряжения и скованности;

находиться в расслабленном состоянии, но не сутулиться (спина прямая, плечи развернуты, шея свободна);

следить за тем, чтобы вдох и выдох были равны по силе и длительности и плавно переходили друг в друга.

С детьми дыхательную гимнастику необходимо проводить каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20-30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи. Это и время, предназначенное для утренней гимнастики (хорошо включить 2-3 дыхательных упражнения), и прогулки при температуре воздуха выше 12 градусов без резких порывов ветра, и время после дневного сна, и физкультминутки, которым отводится 3-5 минут во время совместной образовательной деятельности. Конечно, это хуже, чем полноценное занятие, но маленькая польза - тоже польза.

Гимнастикой можно заниматься с раннего возраста как индивидуально, так и с группой детей. Перед гимнастикой необходимо очистить нос. Продолжительность занятия - от 10 до 20 минут. Это зависит от возраста детей, их индивидуальных возможностей и самочувствия. Проводя дыхательную гимнастику с группой детей, необходимо учитывать состояние каждого ребенка: при необходимости делать паузы, менять темп выполнения на более медленный, уменьшать дозировку в упражнении. При легком головокружении можно предложить выполнить упражнение сидя на стуле либо вовсе его пропустить, придерживаясь главного принципа «Не навреди».

Чтобы научить ребенка делать упражнение, педагогу предварительно необходимо самому освоить технику его выполнения. При обучении детей сначала рекомендуется показать упражнение, а потом предложить детям его выполнить.

Иногда, чтобы добиться от детей качественного выполнения упражнения, требуется индивидуальная работа. Во время занятий полезно не только «руководить», но и время от времени делать упражнения вместе с ребятами. Это и не помешает личному здоровью, и будет служить лучшим ориентиром, особенно для младших дошкольников.

Дыхательную гимнастику рекомендуется проводить в игровой форме. Хорошо обыграть с малышами упражнение, «превратившись» в дровосека, жука, пчелу, ежа, изобразить самолет, паровоз, часы, не просто выполнить упражнение на задержку дыхания, а «нырнуть в воду», затаить дыхание, спрятавшись от медведя, гусей-лебедей...

Воспитателю необходимо самому быть эмоциональным, включаться в игру заряжать детей своей энергией.

Для поддержания интереса можно объединять упражнения в комплекс единым сюжетом, меняя игровые приемы и мотивацию (например, отправиться в путешествие, кого-то спасать, идти в лес или зоопарк, поехать в деревню к бабушке). Но технику выполнения дыхательных упражнений необходимо выучить с детьми заранее, чтобы в процессе проведения игрового комплекса не терялась единая сюжетная линия. Для сохранения интереса и внимания маленьких дошкольников при организации игровых сюжетов в образовательном процессе можно использовать наглядность - декорации, костюмы.

При разработке комплексов надо учитывать:

эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей;

доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;

степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких и т. д.

Звуковая дыхательная гимнастика - одно из средств формирования акта правильного дыхания с использованием согласных звуков - р, ж, ш, щ,з, с и гласных звуков - у, о, а, е, и. Для облегчения воспроизведения целесообразно соединять выговаривание указанных гласных звуков с согласными: б, р, ж, к, х, причем последние произносятся быстро, а затем следует длительное звучание выбранной гласной. При воспроизведении упражнений с согласными звуками р, ж выдох в самом конце целесообразно заканчивать произношением слога «ох» . Например: ж-ж-ж-ох, р-р-р-р-ох.

В начале тренировки можно произносить звуки в течение очень непродолжительного времени - 5-7 секунд, но в дальнейшем время выговаривания постепенно увеличивается и доводится до 30-40 секунд, поскольку в процессе тренировки постепенно возрастает жизненная емкость легких и улучшается функционирование диафрагмы.

В занятия дыхательной гимнастикой необходимо также включать самые простые, легко выполняемые гимнастические упражнения в виде сгибаний, разгибаний, отведений, приведений, вращений конечностями, упражнения на разгибание туловища, наклоны вперед, в стороны. Упражнения же со значительной нагрузкой, вызывающие учащение дыхания, а также связанные с усилием и задержкой дыхания, непригодны.

Работа над дыханием направлена на: нормализацию речевого дыхания; умение управлять своим голосом; выработку правильного, продолжительного выдоха; сохранение плавности речи и интонационной выразительности; условия поддержания нормальной громкости речи. С произнесения на длительном выдохе звуков одновременно начинается работа над голосом (силой и высотой). Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями. Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх - в стороны, вверх - на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты. Затем в эту работу включаются фонационные упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных звуков: Ф____ Ф_____С_____ С____ С_____Ш_____ Ш____ Ш_____С_____ Ф____ С_____Ш_____ Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи. Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Это способствует стабилизации длительного выдоха. В слоговых упражнениях используются те движения, которые выполняются при произнесении гласных звуков. Для тренировки удлиненного выдоха здесь применяется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных: п, т, м (сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными): па папу папо_______ папа папопу папопу_____ папапа папопупи… па___по___пу___пи___ папапапа… папопупипэ па___по___пу___пи___пэ_

Благодаря правильному речевому дыханию:

    постановка звуков идет быстрее и качественнее;

    сокращается время автоматизации поставленных звуков.

Используемая литература:

    «Логопедия» под редакцией Л. С. Волковой. - М., Просвещение, 1989 г.

    «Понятийно - терминологический словарь логопеда» под редакцией В. И. Селиверстова. - М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 г.

    Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина «Основы логопедии». - М., Просвещение, 1989г.

    М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения». - М., Просвещение, 1989г.

В настоящее время катастрофически растет число больных с инсультом. Среди заболевших постоянно увеличивается число людей молодого и юного возраста. Наиболее частым последствием инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний центральной нервной системы являются нарушения высших психических функций, в том числе нарушения речи. Через некоторое время после начала заболевания или черепно-мозговой травмы больной начинает оценивать свое состояние: невозможность речевого общения, самообслуживания и самостоятельного передвижения или значительное ограничение этих функций; потерю трудоспособности и социального статуса. Все это приводит к тяжелым депрессиям и ряду других психических расстройств. Нарушения высших психических и двигательных функций являются основной причиной полной или частичной потери трудоспособности, причем важнейшим фактором считаются именно нарушения речи, проявляющиеся в форме афазий и дизартрии.

Примеры.
Подобрать существительное:
Образец: ЗЕЛЕНАЯ (что?) трава
ИНДИЙСКИЙ (ЧТО?)
ДЕРЕВЯННЫЙ (ЧТО?)
СТЕКЛЯННЫЙ (ЧТО?)
ХВОЙНОЕ (ЧТО?)
ХРУСТАЛЬНЫЙ (ЧТО?)
АКВАРЕЛЬНЫЕ (ЧТО?)
ПАССАЖИРСКИЙ (ЧТО?)
РАСТВОРИМЫЙ (ЧТО?)
Слова для справок:
СТУЛ, СТАКАН, ПОЕЗД, ДЕРЕВО, КОФЕ. ФУЖЕР. ЧАЙ. КРАСКИ.

Подобрать существительное:
Образец: ШОКОЛАДНЫЕ (ЧТО?) конфеты
КОНТУРНАЯ (ЧТО?)
ФУТБОЛЬНЫЙ (ЧТО?)
ШКОЛЬНАЯ (ЧТО?)
МЕХОВАЯ (ЧТО?)
ТОЧНЫЕ (ЧТО?)
КОЛОКОЛЬНЫЙ (ЧТО?)
БЕРЕЗОВАЯ (ЧТО?)
ПЕВЧАЯ (КТО?)
Слове для справок:
МЯЧ. ПТИЦА. КАРТА. РОЩА, ШАПКА, ПАРТА. ЗВОН, ЧАСЫ.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Библиотека логопеда, Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний головного мозга, Амосова Н.Н., Каплина Н.И. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Экстренная токсикология, Софронов Г.А., Александров М.В., 2012
  • Цитогенетические, молекулярные и клинические основы генетически обусловленных болезней, Юров И.Ю., Ворсанова С.Г., Воинова В.Ю., Чурносов М.И., Юров Ю.Б., 2019

Аннотация: В данной статье дана краткая характеристика нарушений произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией. А также. Описанные в статье упражнения, подойдут для работы с пациентами средней и средне-лёгкой степенью выраженности нарушения.

Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией.

Наиболее частым последствием инсульта, являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий.

Термин «афазия» происходит от греч. «fasio» (говорю) и приставки «а» (не-) и означает дословно «не говорю».

Афазия – это нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функций артикуляционного аппарата и слуха, обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга.

Краткая характеристика нарушений произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией

При поражении вторичных полей коры нижних отделов премоторной (заднелобной) зоны левого доминантного (у правшей) полушария головного мозга, возникает эфферентная моторная афазия , первичным дефектом которой является эфферентная моторная апраксия .

Эфферентный артикуляционный праксис – это способность воспроизводить серии звуков речи, т.е. способность совершать переключения с одной артикуляционной позы на другую. Эти переключения сложны по способу исполнения. Они предполагают овладение вставными фрагментами артикуляционных действий – коартикуляциями, которые представляют собой «связки» между отдельными артикуляционными позами.

Без коартикуляций слово произнести невозможно, даже если каждый звук, входящий в него, доступен для воспроизведения. Произнося, например, слово «кошка», в момент артикулирования первого звука (К) мы уже готовим артикуляционный уклад для последующих звуков и слогов. Слово «кошка» не звучит как К, О, Ш, К, А, а представлено целостной цепочкой плавно перетекающих друг в друга артикулем.

Наиболее характерным симптомом при данной форме афазии является нарушение воспроизводства плавной речи , вследствие патологической инертности артикуляторных актов. В речи таких больных часты персеверации, препятствующие плавному переключению с одной артикуляторной позы на другую, наблюдаются пропуски, перестановки, добавления лишних звуков, итерации — повторы звуков, антиципации – уподобление одного слога другому.

Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией

Преодоление расстройств произносительной стороны речи при эфферентной моторной афазии проводится в несколько этапов.

1 этап: Выработка орально-артикуляторных переключений.

Оральный праксис лежит в основе артикуляционного. Поэтому, следует начинать работу с выработки плавного переключения одного орально-артикуляционного уклада на другой. Для этого используют следующие виды упражнений:

1 раз поцокать языком, 2 раза подуть;

2 раза поцокать языком, 3 раза подуть;

1 раз поплевать с кончика языка, 2 раза поцокать языком;

2 раза поплевать с кончика языка, 3 раза поцокать языком;

1 раз пощёлкать языком у передних верхних зубов, 2 раза поплевать с кончика языка;

2 раза пощёлкать языком у передних верхних зубов, 3 раза поплевать с кончика языка;

1 раз поцокать, 2 раза пощёлкать языком у передних верхних зубов;

2 раза поцокать, 3 раза пощёлкать языком у передних верхних зубов и т.д.

Во избежание застреваний на одном орально-артикуляционном укладе, используют отстукивание ритмического рисунка.

2 этап: Выработка артикуляторных переключений в пределах слога.

На данном этапе отрабатывается плавное переключение в пределах слога: сначала только на гласных звуках, затем присоединяются согласные. При работе с гласными используется метод дирижирования: на каждый звук движение рукой. Самостоятельное чтение (или сопряжённое произнесение) отрабатываемых слогов.

с контрастными по артикуляционному рисунку гласными.

Например: АУ ИО ЭУ ЫО ОЭ АО УИ /

АУИ ИОА ЭУО ЫОИ ОЭУ АОУ УИА /

АУИО ИОАУ ЭУОА ЫОИЭ ОЭУИ АОУЫ УИАО /

с различными гласными, в том числе и йотированными.

Например: ЯЁ ЕЮ ЁИ ЮЯ ИЕ ЮЁ ЯИ /

ЯЁУ ЕЮА ЁИО ЮЯИ ИЕЫ ЮЁА ЯИУ /

ЯЁУИ ЕЮАО ЁИОЮ ЮЯИЕ ИЕЫО ЮЁАУ ЯИУЫ /

в сочетании согласных и гласных звуков.

Например: МА БО ДУ ЛЫ ВИ ШЕ ТЁ ДЯ ГЭ (открытые слоги)

АМ ОБ УД ЫЛ ИВ ЕШ ЁТ ЯД ЭГ (закрытые слоги)

в сочетании с контрастными по артикуляционному рисунку согласными.

Например: КПА – ПКА / МСО – СМО / ГДУ – ДГУ / БЛЫ – ЛБЫ

АКП – АПК / ОМС – ОСМ / УГД – УДГ / ЫБЛ – ЫЛБ

наращивание слогов.

Например: РИ – ТРИ – СТРИ – ПСТРИ /

ЦА – ДЦА – ГДЦА – БГДЦА /

ЧЭ – ПЧЭ – КПЧЭ – ТКПЧЭ /

3 этап: Экстериоризация звуко-ритмической стороны слова.

На данном этапе делается акцент на восстановление способности к анализу звуко-ритмической стороны слова путём дифференциации слов по длине и слоговому составу.

Деление слов на слоги.

Самостоятельное чтение (или сопряжённое произнесение) отрабатываемых слов с отхлопыванием (отстукиванием) каждого слога. Слова подбираются с постепенным усложнением звуковой и слоговой структуры (односложные слова, двусложные с открытыми слогами, трёхсложные слова с открытыми слогами, четырёхсложные с открытыми слогами, двухсложные слова с одним закрытым слогом и т.д.).

Например:

МАК ЛУК СОК СОН /

КА-ША НО-ТЫ ПО-ЛЕ БА-НЯ /

А-ФИ-ША О-ХО-ТА У-ДА-ЧА /

КА-НИ-КУ-ЛЫ ГУ-СЕ-НИ-ЦА /

МА-ТЕ-МА-ТИ-КА ПЕ-РЕ-НО-СИ-ЦА /

ВО-ЛОС ЗА-МОК ГО-РОД КО-ЛОС /

выделение ударения в слове.

Самостоятельной чтение (или сопряжённое произнесение) троек слов с перемещающимся ударением. Выделение ударного слога более звучным хлопком.

Например: ПЕ-НИ-Е НА-У-КА КО-ЛЕ-СО /

ЛИ-НИ-Я КА-Ю-ТА МО-ЛО-КО /

ЛИ-ЛИ-Я ПО-Э-МА РЕ-ШЕ-ТО /

Плавное произнесение абриса слова с выделением голосом ударной гласной.

Например: берёза – бЕрЁзА

галоши – гАлОшИ

гусеница – гУсЕнИцА

подбор слов с идентичной звуко-ритмической структурой.

Самостоятельное чтение (или сопряжённое произнесение) отрабатываемых пар слов. Слова подбираются с постепенным усложнением звуковой и слоговой структуры. Можно дать задание, чтобы пациент сам подобрал пару к заданному слову.

Например: ком – ДОМ /

дочь – НОЧЬ /

дама – РАМА /

мушка – ДУШКА /

каюта – ВАЛЮТА /

темнота – ПОЛНОТА /

подбор рифмующихся слов.

Самостоятельной чтение (или сопряжённое произнесение) слов с отхлопыванием (отстукиванием) каждого слова.

Например: ЗАЛ – БАЛ – ВАЛ – ПРОВАЛ – СКОВАЛ – СДАВАЛ – УКРАЛ /

ВОЛЯ — ДОЛЯ – ПОЛЕ – В ШКОЛЕ – В РОЛИ /

ПАРОХОД – ПЕРЕХОД – ВЕЗДЕХОД – МОРЕХОД – ПЕРЕХОД /

4 этап: Закрепление произношения в словосочетаниях и фразах.

Ритмизированное произнесение словосочетаний с использованием метронома.

Самостоятельной чтение (или сопряжённое произнесение) словосочетаний-рифм в удобном для пациента ритме под метроном.

Например: ШУМНЫЙ ПИР – НОВЫЙ МИР /

ПОЛНЫЙ БАК – КРАСНЫЙ МАК /

БЫСТРЫЙ ШАГ – БЕЛЫЙ ЛАК /

Отстукивание ритма простой фразы.

Самостоятельной чтение (или сопряжённое произнесение) простых фраз с выделением логического ударения.

Например: ДЕТИ ИДУТ В КИНО /

ДЕТИ ИДУТ В КИНО /

ДЕТИ ИДУТ В КИНО /

СОБАКА СИДИТ В БУДКЕ /

СОБАКА СИДИТ В БУДКЕ /

СОБАКА СИДИТ В БУДКЕ /

5 этап: Закрепление произношения в стихах.

Чтение стихов с использованием метода дирижирования.

Например:

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят…

Весь лексический материал подбирается по принципу «от простого к сложному» с учетом индивидуальных особенностей пациентов, их преморбидного уровня, возраста, профессиональных и личностных интересов.

Список литературы :

  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.
  2. Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М.: В.Секачев, 2005.
  3. Дефектология. Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С.Степанов; под ред. Б.П.Пузанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах. – М.: Парадигма, 2012.
  5. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной шко­ле: Учебн. пособие. - 3-е изд., перераб. - М.: Институт инноваций в об­разовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.
  6. Родкин А.Ф. Обратный словарь русского языка: около 29000 слов. – СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2006.
  7. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М.: Просвещение, 1988.
  8. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М.: В.Секачев, 2012.

Денисова М.И.,
логопед ГАУ НПРЦ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ

И ИНТОНАЦИОННО - ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

1. Отраженная речь. Ребенку предлагается повторить вслед за взрослым ряд произносимых по возрастанию слов, потом фраз, затем предложений. Например: «Мама», «Мама мыла», «Мама мыла раму», «Мама мыла раму утром» и т.п.

2. Разная интонация. Для исследования следует предложить ребенку повторить за взрослым фразы, сказанные с разной интонацией. Например: «Саня катается на санках», «Ты хочешь конфету?», «Возьми машинку», «Ой! Мяч упал!» и т.п.

3. Чтение стихотворений . Предложить ребенку для прочтения готовые небольшие стихотворения, содержащие в себе разную интонационную окраску. Например: «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плач! Не утонет в речке мяч!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.

С интонации начинается речь ребенка. В связи с этим необходимо проводить работу по формированию восприятия и понимания основных компонентов интонационного оформления высказывания (темпа, громкости, те...

Интонационная сторона речи

В данной статье в полной мере раскрыты сущность интонационных нарушений речи, их диагностика и коррекция....

Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.

В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...

Цели:- способствовать формированию у учащихся интонационной выразительности;- продолжить работу по формированию у учащихся разговорно-диалогической речи;- обогащать, уточнять и активизировать словарны...