Развитие 8 месячного ребенка что должен уметь. Развитие ребенка в восьмой месяц жизни

Дети на восьмом месяце жизни отличаются любознательностью и проявляют большую активность в познании окружающего мира. Именно в этот период они учатся ощущать безопасность и тревогу, начинают говорить и готовиться к следующему шагу после сидения – хождению. Если развитие ребенка в 8 месяцев происходит нормально, то это в дальнейшем помогает ему не отставать от своих сверстников.

Однако наличие каких-либо отклонений должно насторожить родителей и привести к посещению консультаций соответствующего специалиста. Чем же так примечателен возраст 8 месяцев, и каковы нормы развития детей в этот период?

Ваш малыш активно растет, как вширь, так и в высоту. Согласно нормам, которые закреплены ВОЗ, вес мальчиков может колебаться от 6,9 кг до 10,7 кг, а вес девочек – от 6,3 кг до 10,2 кг. Что до роста, то для мальчиков он может составлять от 66,8 см до 73,1 см, а у девочек – от 66 см до 72,5 см. Одновременно с этим увеличивается окружность головы (приблизительно на 5 см), а также расширяется грудная клетка. Ведь внутренние органы ребенка тоже растут, и им уже требуется намного больше места для комфортного и функционального размещения.

Если ваш ребенок по каким-либо причинам по высоте не дотягивает или сильно по размерам преувеличивает указанные нормы, впадать в панику не стоит. Для начала проконсультируйтесь с педиатром. Возможно, причина в наследственности (оба или один из родителей невысокого роста или, наоборот, очень высокий). Более важным здесь является показатель веса. Если он меньше нормы, значит, ребенка недокармливают, что может привести к отставанию в росте всех органов и к замедлению развития. Когда же вес превышает указанную норму, значит, вы ребенка перекармливаете, что также может привести к ухудшению его здоровья.

На 8-м месяце малыш способен порадовать родителей наличием 4-6 зубов. Чаще всего ими являются центральные передние и нижние резцы. Но если вылезли другие зубы, то расстраиваться не стоит. Развитие ребенка проходит индивидуально, и отклонения в порядке роста зубов не являются патологией. Отсутствие зубов также не должно быть для вас проблемой. В таком возрасте они могут еще задерживаться и пока не прорезываться.

Спать ребенок может до 15 часов в сутки, а есть через каждые 4 часа. С середины 8-го месяца вы можете уже не так сильно измельчать пищу для прикорма, постепенно приучая ребенка к жеванию. Мнение педиатров и стоматологов сходится в том, что это очень полезно, поскольку способствует укреплению десен и зубов. К тому же, это поможет подготовить малыша к переходу к взрослому столу.

Что ребенок должен уметь?

  1. В 8-ми месячном возрасте малыш способен уже самостоятельно садиться, а также ложиться обратно из сидячего положения.
  2. Еще одно важное умение – это способность переворачиваться в любом положении. Делать это ребенок может, стремясь достать интересующий его предмет.
  3. Ребенок такого возраста уже умеет вставать на ножки, удерживаясь за что-то руками (перила кровати, большая игрушка). Он пытается делать шаги, передвигаясь боком.
  4. Малышу интересно, и он может играть в простейшие игры («ладушки», «ку-ку»), машет на прощание рукой.
  5. Многие дети уже активно ползают, исследуя окружающее пространство и пытаясь добраться до самых интересных, по его мнению, предметов.
  6. У ребенка развито умение захватывать предметы «пинцетным методом», то есть при помощи двух пальцев.
  7. С помощью одного кубика малыш пытается двигать другой и наблюдает за его поведением. Если второй кубик упал, то он пытается его поднять и поставить на место.
  8. Ребенок способен понимать, о каком предмете или объекте идет речь и при необходимости легко показывает на него пальцем.
  9. У него получается пользоваться столовыми предметами (ложка, чашка), он ест пищу небольшими кусочками.
  10. Ребенок способен стащить носок с ножки.
  11. Начинается период лепетания, когда ребенок начинает говорить отдельные слоги, пытаясь соединять их в слова («ма-ма», «ля-ля»).

Психическое развитие

В возрасте 8 месяцев ребенок учится лучше понимать взрослую речь. При этом он уже умеет выполнять несложные просьбы: взять игрушку, дать мячик. Также это период, когда ребенок начинает говорить.

Именно в это время многие родители отмечают повышение привязанности к матери. В этом нет ничего страшного. Ни в коем случае не стоит отказывать ребенку в защите и близком нахождении матери, аргументируя это тем, что он вырастет «маменькиным».

Ведь в это время ребенок уже четко понимает, где мама, «свои», а где «чужие», незнакомые люди. Может появиться страх перед чужими людьми. И в таких ситуациях ребенок будет искать защиты у матери или кого-то близкого. Не отказывайте малышу в этом, поскольку для нормального дальнейшего познания мира ему стоит вначале четко ощутить границы зоны комфорта, безопасности. И лишь после этого он может бесстрашно отправляться на изучение окружающей действительности.

Восьмимесячный ребенок активно реагирует на громкие звуки. Поэтому вы можете заметить, как он пугается фена или пылесоса. Также вы можете заметить, что ваш малыш научился не только хватать предметы, их трогать и ощупывать, но также пытается их гладить при помощи пальца или ладошки.

Если какой-то предмет заинтересовал малыша, то он указывает на него и просит кого-то из родителей поднести себя к нему. Такими интересными объектами может стать все, что открывается – холодильник, окно, тумбочка.

Когда малышу показывают его отражение в зеркале, то он ему улыбается. В таком возрасте ребенок уже понимает, когда ему что-то запрещают и может проявлять обиду на строгий тон, обращенный к нему.

С помощью глаз ребенок учится распознавать предметы под разными углами. Теперь любимую игрушку он узнает, как сверху, так и сбоку. У него развивается понятие о свойствах разных вещей, поэтому он с удовольствием катает по полу мячик, разрывает на кусочки бумагу или дергает за висящую веревочку.

Теперь ваш ребенок умеет концентрироваться на каком-либо интересном занятии в течение 10 минут. И даже если вы его ненадолго прервете, то он вспомнит об игре и может захотеть к ней вернуться.

Ребенок учится достигать свою цель и эмоционально реагирует на удачу или же промах, может огорчаться по этому поводу. Поэтому не забывайте малыша чаще хвалить, даже за самые малые достижения.

Малыш становится настоящим манипулятором, проверяя родителей на стойкость. Здесь вам нужно научиться находить «золотую середину», чтобы не подавлять его интерес к познанию и в то же время поддерживать свой авторитет.

Еще малыш будет стремиться наладить контакт с окружающими, что может проявляться в его заинтересованности другими детьми, желании их потрогать или им улыбнуться.

Как с ребенком играть и заниматься?

Особенность развития детей до года в том, что даже разница в один месяц видна невооруженным взглядом. А что уж говорить, когда сравниваешь развитие ребенка в 2 месяца и в 8 месяцев. Поэтому то, как вы общаетесь с малышом, играете и способствуете его развитию также должно отличаться. На что же стоит обратить внимание, занимаясь с ребенком в 8 месяцев?

Активные движения требуют значительного пространства. Поэтому организуйте большое игровое поле для малыша.

Стремясь улучшить его координацию, вы можете соорудить для ребенка «полосу препятствий». Сделайте тоннель из коробок, наложите гору подушек, сделайте горку, спускающуюся с дивана, организуйте лабиринт из больших игрушек. Преодоление этих препятствий разовьет у малыша способность ощущать свое тело в пространстве и управлять им. Также он будет учиться правильно оценивать размеры объектов.

Чтобы укрепить мышцы на руках, шее и спине, учите ребенка игре «тележка». Пусть он будет предметом, у которого вместо колес – руки. Даже за недолгое движение на руках и передвижение вперед ползком обязательно хвалите ребенка. Потом можете осваивать движение назад.

Следующая игра, которая заинтересует малыша в 8 месяцев – это «А ну-ка, разрушь башню». Используйте для игры крупные, но легкие пластмассовые или же тряпичные кубики. Сначала возведите из них строение, которое затем предложите малышу разрушить. Обычно дети проделывают это с большим восторгом. После этого похвалите малыша, сказав, какой он сильный и непобедимый герой, способный разрушить башню. Экспериментируйте с высотой. Стройте башни ростом с ребенка, выше его, или ниже его. Пусть он также учится пониманию «высокий-низкий».

Очень любят такие детки игрушки со световыми и звуковыми эффектами. Нажатие клавиши или кнопочки, после которого что-то происходит, вызывает у них восторг и радость. Показывая новую игрушку, сначала предложите ребенку самостоятельно догадаться, что и как следует сделать. Когда он поймет и проделает необходимые манипуляции, обязательно похвалите малыша за сообразительность.

Также в этом возрасте дети очень любят ритмичную музыку. Покажите им, что они способны тоже создавать такие звуки. Предложите малышу деревянную ложку и поставьте перед ним несколько предметов с различной поверхностью. Включите музыку и покажите, как можно ложкой барабанить так, чтобы каждый раз получался новый звук.

С такими детками необходимо развивать речевой аппарат. Для этого необходимо как можно больше с ребенком разговаривать, рассказывая все и обо всем. Даже самые простые вещи, которые для вас являются обыденными, будут для него настоящим открытием. Когда малыш обратит внимание на какой-либо звук, обязательно объясните ему, откуда он происходит, или кто его издает. Покажите ему, что мир состоит из звуков, и он непременно захочет стать его частью.

На улице предлагайте малышу рассмотреть листики, потрогать траву, цветы и землю. Тактильные ощущения сделают для него мир еще более интересным и интригующим.

Задача родителей

Ваш малыш достиг того возраста, когда ему необходимо преодолеть боязнь окружающего мира, чтобы познать его. Большая роль в этом процессе отводится родителям. Вы – опора и защита ребенка в этот период, поэтому никогда не отталкивайте и не ругайте малыша, если его что-то испугало. Ребенок боится? Обнимите его, приласкайте, скажите доброе слово, чтобы он почувствовал себя в безопасности. После этого он снова вернется к познанию мира и всего в нем существующего.

Ни в коем случае не оставляйте такого малыша с незнакомыми людьми. Именно сейчас у него проявляется страх перед «чужим» и «неизведанным».

В этот период ребенок может с особой сложностью расставаться с мамой, постоянно требуя ее присутствия. Не следует это игнорировать, а нужно лишь переждать это время. Став старше, он снова обретет уверенность в себе и будет познавать мир с еще большим энтузиазмом.

В этот период можно попробовать приучить ребенка к горшку. Однако сильно не настаивайте. Если ребенок категорически протестует, тогда отложите это знакомство на несколько недель и потом снова вернитесь к нему.

  1. Самое главное — ребёнок в 8 месяцев уже должен сидеть. Возможно, несколько неуверенно и всего несколько минут, но этот навык обязателен.
  2. Сам садится. Малыш может сделать это из положения лежа на спине, перекатываясь бочком и немного помогая ручкой. Иногда ребёнок садится из положения лежа на животе. В этом случае он будет отталкиваться, приподниматься на ручках, перемещая тело, пока не сядет.
  3. Некоторые малыши встают на ножки, опираясь, например, на диван или спинку кроватки.
  4. Активно учатся ползать или уже неплохо умеют это делать.
  5. Особо подвижные младенцы могут сделать несколько шагов, держась за мамину или папину руку.
  6. С игрушками ребёнок 8 месяцев уже играет самостоятельно минут 10. Детям всех возрастов, а восьмимесячным и подавно, очень нравятся различного рода коробочки, сумочки, которые полны всякой мелочи. Очень любят малыши все эти предметы доставать.
  7. Учитывая, что малыш в восемь месяцев сидит и ползает, основное поле его деятельности перемещается на пол.

Родителям необходимо обезопасить всё пространство вокруг ребёнка. На полу не должно быть мелких предметов, которые малыш может взять в рот, проглотить или поперхнуться ими. Все шкафчики с небезопасным для младенца содержимым необходимо крепко закрыть с помощью специальных приспособлений. Все розетки, доступные ребёнку, следует закрыть заглушками, а выступающие углы мебели следует прикрыть покрывалами или каким-либо другим способом «смягчить».

Ребёнку будет очень интересно перекатывать, переставлять различные предметы и игрушки, сидя на полу. Также немаловажно, что ему откроется более просторный полигон для действий и изучения.

Особенности поведения

Не надо ограничивать малыша пределами манежа. Не запирайте его, ссылаясь на свою занятость и невозможность постоянно присматривать из-за своих взрослых дел. И на полу можно устроить «островок безопасности». Познавая пространство вокруг себя во всем объёме, ребёнку впоследствии будет проще ориентироваться в окружающем мире и управлять своим телом.

  • в своих играх с предметами дети подражают взрослым. Так, видя как папа катает мяч, малыш будет стремиться сделать то же самое. Если показать младенцу, как можно стучать по полу надувным молоточком, он с удовольствием повторит это действие;
  • узнавая пространство вокруг и населяющие его предметы, на вопрос «где?» малыш с лёгкостью поворотом головы или пальчиком укажет на хорошо знакомые предметы. Причём узнавать он их будет из совершенно различных ракурсов, что говорит о развитии пространственного мышления;
  • развитие ребёнка в 8 месяцев уже позволяет ему выполнять простейшие команды родителей. Малыш по просьбе подает руку, демонстрирует игру «ладушки», показывает, как сорока варит кашку;
  • формируется «щипковый захват». Детки любят большим и указательным пальчиками поднимать малейшие крошечки с пола, своего столика или с других горизонтальных поверхностей. Всё, что они заполучают таким способом, потом очень нелегко забрать. Малыш будет отвоёвывать найденное с небывалым усердием;
  • некоторые малыши узнают свое имя и по зову оборачиваются или крутят головой в поисках зовущего;
  • в речевом развитии также происходят закономерные изменения. Младенцы произносят весь набор звуков, повторяют множество слогов и пытаются сложить первые слова. Произносится это всё громко и чётко;
  • появляются первые навыки самообслуживания. Дети с удовольствием кушают печенье или корочку хлеба, крепко держа её в руках. Чашку ещё надо придерживать;
  • видя себя в зеркале, младенцы искренне радуются. Трогают пальчиками своё отражение, целуют;
  • усиливается связь с мамой. Для ребёнка 8 месяцев очень важно находится рядом с ней. Малыш может начать бояться оставаться в одиночестве или перестаёт идти на руки к ранее знакомым людям, например, к дяде или тёте.

Объясняется это тем, что в это время появляются «страхи восьмого месяца». Дети боятся новых людей, новых мест и постоянно ищут защиты у мамы. Родителям надо про это знать, чтобы не ругать ребёнка, а понять его поведение и обеспечить вниманием и защитой.

В это понятие входят масса тела и рост малыша, а также объёмы его головы, грудной клетки и других частей тела.

Остановимся на основных показателях.

Прибавки во втором полугодии уже не такие впечатляющие, как в первом. За восьмой месяц дети в среднем прибавляют чуть более 500 граммов и вырастают на один — полтора сантиметра. Масса тела ребёнка в 8 месяцев — 7,5 — 9 килограммов. Более точная цифра зависит от исходных данных. Рост в среднем составляет 66 — 74 сантиметра. Естественно, мальчик будет крупнее, чем девочка.

Нельзя не упомянуть и про зубы. Для многих родителей восьмимесячных младенцев это будет животрепещущая тема. Именно в этот период дети активно обзаводятся зубами. Первыми по обыкновению прорезаются центральные резцы снизу.

За ними показываются резцы сверху. Весь этап прорезывания часто сопровождается подъёмами температуры и послаблением стула. Почаще поите ребёнка, не вводите новых продуктов, не делайте никаких прививок в это время.

На фоне сниженного местного иммунитета и того, что чадо всё тянет в рот, на его слизистой и на языке часто появляются язвочки или белые пятнышки. Это стоматит. Его происхождение может быть и вирусным (афтозный стоматит) и грибковым (молочница). Заниматься самолечением не надо. Обратитесь к педиатру.

Кушает малыш 5 раз в день. Прикорм из педагогического становится энергетическим, ведь ребёнок много двигается и сжигает больше калорий.

Завтрак и обед уже вполне взрослые. Утром младенец кушает кашу с маслом, на обед получает измельчённое овощное пюре с мясом.

Вторым завтраком может выступать фрукт или фруктовое пюре. В качестве напитков подходят домашние компоты, морсы, слабенькие чаи. Соками, особенно покупными, злоупотреблять не стоит.

Это наносит ощутимый ущерб эмали только прорезавшихся зубиков. И каши, и пюре уже могут быть поликомпонентными, включая в себя ранее испробованное.

Восьмой месяц подходит для начала введения в рацион творога и детского кефира.

Родителям аллергичных деток необходимо быть осторожными в этом вопросе. Если ребёнок страдает аллергией к белку коровьего молока или непереносимостью лактозы, перед введением молочных продуктов необходима консультация врача.

Как грудничок, так и младенец на смеси в оставшиеся приёмы пищи будут кушать мамино молочко или его заменители. Полдник можно разнообразить специальным детским печеньем. Оно просто тает во рту, полностью растворяется в молоке. Малыш им не подавится. Но знайте меру. Избыток простых углеводов чреват нарушением обмена и ожирением.

Спит ребёнок по-прежнему большую часть суток. На ночной сон приходится 10 — 11 часов. Оставшееся время распределяется между двумя дневными.

Игры с ребёнком в 8 месяцев

Развивающие игрушки в последнее десятилетие просто заполонили умы родителей и рынок детских магазинов. Вопрос в том, полезные это игрушки или очередной маркетинговый ход. Какие игрушки нужны малышу для его развития? Для ребёнка 8 месяцев важны те предметы и игры, которые стимулируют его фантазию, развивают моторные навыки, слух.

Обязательны разные музыкальные инструменты – маракасы, барабаны, дудки, гусли. Для подвижных занятий просто необходимы мячи различных размеров и цветов. Не надо проводить занятия с ребёнком 8 месяцев в специализированных центрах развития.

Достаточно быть с ребёнком, разговаривать с ним, объяснять, показывать окружающие явления и предметы, читать сказки, петь песни, давать малышу участвовать в повседневных делах семьи и сидеть за общим столом. Развитие младенца идет комплексно и постоянно. И самые лучшие воспитатели – личный пример родителей и среда.

К концу 8 месяца малыш вырастает примерно на 3 см и его рост составляет 67-71 см. Мальчики могут расти немного быстрее девочек.

Вес ребенка в 7-8 месяцев

Что касается прибавки веса, то кроха набирает около 500-600 грамм. Может проявиться очевидная разница между малышами разного пола: девчушки могут весить 7,1-9,1 кг, а мальчуганы 7,7- 9,6 кг.

Но иногда в семьях растут довольно крупные барышни, или миниатюрные парни. С возрастом генетика возьмет свое и из пампушек вполне могут вырасти стройные красавицы, а из маленьких ребят крепкие симпатяги.

Прививки в 7-8 месяцев ребенку

На 8 месяце малыша не прививают (согласно принятого ), вакцинация возможна, если ребенок проходит эту процедуру в рамках индивидуального графика, либо когда вы наметили проведение дополнительных прививок.

Как выглядит ребенок на восьмом месяце жизни

Перед вами вполне сознательный смышленый малыш. Несмотря на приятные округлости, кроха очень подвижный и активный. У него гладкая кожа, круглые розоватые щечки, пухленькие пальчики и складочки.

Что умеет ребенок в 7-8 месяцев

  • Переворачивается

В этом возрасте малыши уже полностью освоили переворот со спины и обратно, а также научились вертеться в обе стороны. Лежа на животе, малыш приподнимается на живот, приподнимает и по-пластунски подтягивает собственное тело, чтобы схватить игрушку.

Шалун свободно регулирует положение головки, чтобы к чему-то прислушаться или рассмотреть интересующий предмет. Малыш забавно укладывается на бочок и уютно мостится перед сном - учится владеть своим телом.

  • Прыгает

Если вы будете держать малыша под мышки, он с удовольствием начнет подпрыгивать и пружинить в ваших руках. Ребенку доставляет особое удовольствие присаживаться в самый низ и выталкивать свое тело силой собственных ножек. Дети очень любят подобное развлечение, потому приготовьтесь к тому, что совсем скоро вы сможете гордиться невиданной силой своих рук.

  • Ползает

Скорее всего ребенок уже освоил свой собственный способ ползания, довольно быстрый. Он может попеременно перебирать руками и ногами, а может подтягиваться на двух ручках сразу, подминая ноги под себя.

Некоторые детки проявляют чрезмерный интерес к путешествию по лестнице вверх. Ребенку доставляет особое удовольствие то, что он «убегает» от мамы и взбирается к недостижимым ранее высотам. Подобное приключения захватывает дух и многие детки проявляют невероятный восторг от собственных успехов. Разобраться в том, как можно спуститься вниз малыш пока не понимает, поэтому он может просто спустить ноги вниз по типу, как нужно съезжать с горки. Задача взрослого сводится к тому, чтобы следить за тем, чтобы ребенок не скатился вниз и не ударился. Чаще забирать малыша с самой верхней ступени, и страховать его на пути к вершине придется именно вам.

Если малыш не ползает, бить тревогу рано, вполне возможно, он сразу .

  • Шагает

Сидя на попе, малыш довольно ловко подтягивается на ручках. На одном месте он сидит совсем недолго и как только хочет взять, что-то на возвышении, подтягивается, встает и делает пару шагов, держась за быльца, диван, или мамину руку. Часто в качестве опоры малыши выбирают просто ближайший к ним предмет. Иногда в ход идут неустойчивые или не совсем подходящие для этого вещи, например, низкий табурет, таз с бельем или домашний кот, потому малыш рискует не удержаться и упасть.

В Мамином Магазине можно купить с нескользящей подошвой (безопасность и устойчивость гарантирована).

  • Правильно держит предметы

Ваш малыш досконально освоил ранее сложный «пинцетный захват» двумя пальцами - большим и указательным. Теперь мелкие предметы легко попадают в крошечные ручки и прямиком в рот для изучения. Поэтому если раньше вы еще могли позволить себе немного расслабиться в плане крошек или бусинок, то теперь нужно всегда быть начеку. Имейте ввиду что ребенку очень интересны бытовые предметы, поэтому он с удовольствием выковыряет кнопки из пульта управления или залезет в ваш кошелек, поживиться монетками. Ребенок также с удовольствием рвет бумагу на мелкие кусочки и разбрасывает ее повсюду. Помните, что маленькие кусочки бумаги также могут быть незамедлительно проглочены. Поэтому в первую очередь берегите малыша, а также книги и важные документы.

Ребенок крепко держит предметы в обеих руках, он перекладывает, пересыпает, мнет то, что попало в его цепкие пальчики.

  • Многое узнает и понимает

Ваш малыш очень взрослый, он знает свою семью, привычные процессы (гулять, купаться, спать, кушать), части тела и знакомые предметы. Ребенок веселится, если любимого или пупсика вы неожиданно перевернете верх тормашками. Для него, смешно болтающиеся лапы или голова куклы означают все те же игрушки.

Если вы позовете кроху по имени, он обернется, назовете человека, вошедшего в комнату, ребенок посмотрит его сторону. Когда попросите показать или подать знакомый предмет, малыш станет искать его глазами, а заметив, обрадуется тому, что все, что ему знакомо на месте и никуда не исчезло.

Малыш внимательно следит за движением вашей руки, особенно, когда вы хотите что-то скрыть с его глаз. Он уже может запомнить, куда именно вы положили телефон, который брать , и настойчиво стремится именно к этому месту.

  • Играет в прятки

Сейчас малыш осознает, что игра в прятки - это интересно, он с удовольствием ищет то, что вы просите, в том числе маму или папу. Он может сам забавно прятаться под одеялом, выставляя попу. Ребенок хорошо владеет своим телом, поэтому легко выбирается из-под простыни, либо сбрасывает шляпу, которую вы на него наденете.

Ребенку нравится выглядывать из-за угла, призывая вас к участию в его поисках.

  • Не любит одеваться

Смена одежды пожалуй один из самых нелюбимых процессов всех детей. Малыши вертятся, переворачиваются со спины на живот, стягивают шапку. Можно сказать, что всеми возможными способами маленький хулиган пытается избежать переодевания и стремится удрать.

Часто детвора с хитрым выражением лица, сбрасывает носочки. Последнее можно наблюдать по сто раз в день, это становится тренировкой маленьких ножек и своеобразной игрой, ведь мама почему-то очень быстро находит носки и возвращает их на любимые пяточки.

Вам сильно облегчит жизнь удобная и практичная одежда для крохи. В Мамином Магазине можно выбрать и купить:

  • и с удобными кнопочками;
  • яркие ;
  • Различает текстуры и свойства предметов

Маленький человек постепенно осознает, что пол гладкий и холодный, а ковер - теплый и пушистый. Мамина красивая шуба пушистая, как котик, а смешная папина щетина колючая, как щетка. Чай горячий, а каша вязкая, вода мокрая, а песок - сыпучий. Плюшевая игрушка мягкая, а погремушка - твердая, ей можно стучать, извлекая разные звуки. Стучать можно громко или понемножку - тихо. Из таких простых и понятных вещей постепенно складывается прекрасный мир глазами ребенка.

  • Сам ест и пьет

Пока что «сам» - это весьма условно. Но настойчивое желание держать ложку и попытки отправить кашу именно в рот, а не в нос будет присутствовать и даже нарастать. Ребенок может самостоятельно пить из поильника, держа его обеими ручками.

Может появиться еще один забавный навык, попытка повторять за мамой все ее движения во время кормления. Малыш хватает ложку, набирает порцию еды и отправляет ее в рот маме, угощает.

Это замечательно, у вас растет настоящий помощник.

Будьте внимательны, во время такого кормления, ребенок ненароком может направить пластиковую вилку прямо маме в глаз - из личного опыта.

  • Изучает «отходы производства»

Малыш уже достаточно сообразительный, и если ему неприятно лежать или сидеть в грязном подгузнике, он постарается снять его любой ценой. Это означает, что содержимое может оказаться где угодно, и в том числе в ладошках маленького чистюли. Ребенок совершенно не понимает «масштабов трагедии», и не разделяет негодования взрослых. По мнению малыша это всего лишь интересная субстанция, которую можно мять и размазывать. Тоже самое можно сказать и о лужах, которые малыш еще долго будет оставлять по всей квартире.

Многие люди считают, что в этом возрасте необходимо срочно приучать ребенка к горшку. Мы не разделяем такого мнения, потому что здоровый малыш имеет полное право справлять нужду на горшке после достижения 2 лет. Именно в этом возрасте дети понимают истинное предназначение данного предмета и обучаются процессу быстро и с удовольствием.

Конечно, можно задаться целью и начать обучение уже сейчас, чтобы потом хвастаться перед другими родителями важными достижениями. Но зачем? Даже если малыш исполнит ваши «предписания» и освоит горшок, он будет делать это чисто автоматически, как дрессированный щенок. Но ведь задача мамы дать несколько другие знания. Важно, чтобы малыш понимал причинно-следственные связи, а в первую очередь умел контролировать собственное тело. До двух лет, это в принципе невозможно. Поэтому все дети, которые ходят на горшок раньше двух лет, делают это для мамы, не для себя. Если вам очень хочется осваивать горшок уже сейчас, начните, но имейте ввиду, что наказывать малыша за то, что он проигнорировал данное приспособление и испачкал штанишки, не только бессмысленно, но и вредно.

Пора присмотреться к покупке , чтобы малыш начинал привыкать к этому предмету в доме, знал его место и предназначение.

  • Копирует действия взрослых

В ближайшее время вам предстоит жить в настоящем театре пародий. То как взрослые держат телефон, перебирают экран пальцами, красят губы, стучат молотком, складывают вещи или моют посуду, все подлежит немедленному сканированию. Ребенок «снимает» взрослые жесты и стремится реализовать их, сопровождая характерным интонированием лепета.

Поэтому обращайте внимание в первую очередь нас свое поведение, чтобы потом не удивляться, откуда у ребенка такие познания или словечки в лексиконе.

  • Играет

Можно сказать, что у мамы появилось 10-15 минут тишины и безделья. Именно на такое непродолжительное время малыш может увлечься своим важным делом. Он перебирает предметы, складывает разноцветные емкости одну в другую, пытается нанизать пирамидку или достать содержимое из мешочка. Таким образом, малыш определяет порядок вещей и положение предметов в пространстве.

Не удивляйтесь, все, что малышу удается схватить, тут же направляется в рот для детального изучения. На данном этапе развития это главный способ определения формы, фактуры и других свойств предметов. Главное, чтобы маленький исследователь не подавился или не проглотил что-то вредное.

Если во время игры ребенка что-то отвлечет, то со временем он снова сможет вернуться к прежнему занятию. Малыш неплохо различает основные цвета и наощупь определяет формы игрушек. Теперь вы можете говорить: «Дай мне красный мячик», или «А где у мишки синий бантик», малыш с удовольствием продемонстрирует вам свои познания.

Особое удовольствие доставляет ребенку возня с бытовыми предметами. Кастрюля с маленькими ложками, небольшим половником крышечками и пластиковыми чашками - то, что нужно. Самое главное, чтобы эти предметы не возможно было сломать, разбить или отгрызть небольшой кусочек. Вы можете столкнуться с тем, что для игры ребенку понадобится именно та кастрюля, которая нужна вам для приготовления пищи. Не жадничайте и поделитесь, ваш малыш изо всех сил старается быть похожим на вас.

Также шалуну нравится бросать игрушки на пол и наблюдать за тем, как вы их поднимаете и кладете на место. Это занятие может продолжаться до бесконечности, точнее пока у мамы не сдадут нервы. Ребенку нравится разбрасывать содержимое ящиков, особенно если они легко доступны. Поэтому в сотый раз проверьте, нет ли в них потенциально опасных предметов.

В жизни малыша могут появиться любимые игрушки, часто музыкальные. Ребенок постоянно требует, чтобы их включали и забавно пританцовывает в такт мелодии. Учтите что большое количество игрушек мешает концентрации ребенка, распыляет его внимание. Поэтому если игрушек в доме много, каждый день выбирайте 2-3 и предлагайте их малышу, на следующий день прячьте отработанный материал и предлагайте новый. Не ждите, что ребенок будет учиться всему сам, в освоении новых знаний, как и жизни в целом, ему нужна мама.

Ребенок любит потешки, короткие стишки и песенки. Он с удовольствием расправляет ладошки для игры в «сороку-воровку», делает «ладушки», «шарики-фонарики», ку-ку, «полетели-полетели на головку сели», машет гостям на прощание. Все эти забавные действия нравятся малышу и он с каждым днем оттачивает новые знания и умения на радость молодым родителям.

Так как за эти 8 месяцев набралось уже большое количество игрушек, то пришло время покупать в Мамином Магазине , запасные , куда отлично поместятся и , а так же новые развивающие и . Чтобы покупки были для вас максимально приятны и доступны, мы обеспечиваем быстрое и приятное обслуживание .

  • Проявляет характер

Малыш понемногу осознает, что он тоже может выражать свои предпочтения и понимает, как добиваться от мамы исполнения своих желаний.

Вас может удивить, что ребенок активно выражает протест и оказывает настоящее сопротивление, если что-то идет не по его плану. Это нормально, ведь перед вами растет и развивается новая сильная личность и очень важно не подавить ее своим авторитетом и излишними запретами.

Переключайте внимание малыша, ведите его сами и следуйте за ним, а не упирайтесь, чтобы доказать, кто тут главный. Безусловно, ребенку нужно объяснять почему именно вы не можете разрешить ему трогать те или иные предметы, но перед этим не забудьте сказать о том, что вы понимаете, как сильно малышу этого хочется. Так вы позволите малышу разделить «горе запрета» с мамой или папой.

Помните также о том, что все детки разные по , и это во многом определяет его поведенческие реакции и предпочтения.

  • Улыбается себе в зеркало

Наверняка ребенок уже не раз заглядывал в зеркало, с удивлением наблюдал за собой, действиями папы или мамы, если они держали его на руках. Но именно сейчас к малышу приходит первое понимание, что симпатичный человек «за стеклом» - это он сам.

  • Обижается

Ваш повышенный голос, сердитый тон, недовольный взгляд или одергивания малыша, когда он шалит, могут не на шутку расстроить или даже испугать ребенка. Он чувствует родительское раздражение и принимает все на свой счет. Вы можете наблюдать смешно надутые губы, насупленные брови, полные слез глаза. Теперь определить причину детского плача становится гораздо легче. Скорее всего о глубокой обиде вас оповестят опущенные плечи, недоумевающий взгляд и сдержанные рыдания.

Что может беспокоить ребенка в 7-8 месяцев

  • Повышенная тревожность

Обычно на 8 месяце с малышами происходит нечто странное. Общительный до этого периода ребенок начинает требовать постоянного внимания матери. Он ни за что не хочет оставаться с кем-то из членов семьи, плачет и настойчиво просится на руки к маме. Некоторые женщины не могут даже на минутку выйти из комнаты. Малыш постоянно держит маму в поле зрения и закатывает истерику каждый раз, когда она исчезает.

Родители и родственники недоумевают, думая, что ребенок деградирует, а его развитие тормозится. Еще месяц назад он был таким общительным, а теперь интересуется только мамой. На самом деле это и есть важная часть младенческого развития. Мама - определенная константа, которая говорит, что у ребенка априори есть любовь, еда, забота, защита и пр. А если мамы нет, то что?

До малыша «дошло», что с уходом мамы все эти приятные, очень важные и нужные вещи могут исчезнуть. Ребенок не чувствует времени и те 15 минут пока вы ходили за хлебом могут казаться ему вечностью.

  • Чужие

Малыш избегает и даже боится чужих людей. К чужим снова относятся и близкие родственники, которые появляются в доме довольно часто. Несмотря на общение с ними до этого возраста, сейчас ребенок может отстраниться от любимых бабушек и находить утешение лишь на руках у матери. Часто у гостей это вызывает обиду и возникают ссоры по типу «Мама ребенка нам его не дает». На самом деле, мама тут вообще не причем.

Сейчас ребенок чувствует себя защищенным только рядом с мамой, а еще лучше у нее под грудью. Она определил свои границы и как бы очерчивает круг собственной безопасности, за пределами которого малышу очень страшно. Этот страх настолько силен, что практически граничит с паникой. Поэтому передавать малыша из рук в руки, кому бы то ни было, нельзя ни в коем случае. Особенно, если при этом он заливается горькими слезами.

Относиться к подобным проявлениям нужно спокойно, но настойчиво держать оборону и быть на стороне ребенка. По возможности, не оставляйте малыша с другими людьми.

Напряженная ситуация сохранится на какое-то время, но естественно, что необщительность малыша вовсе не навсегда. Если сейчас вы позволите ребенку быть рядом с вами столько, сколько нужно для его спокойствия, можете быть уверенными в том, что постепенно его доверие к окружающему миру и другим людям восстановится. Покажите малышу, что наша жизнь прекрасна, добра и удивительна. Улыбайтесь, доброжелательно общайтесь с другими людьми и находите позитив во всем, что вас окружает.

  • Бытовые предметы

Поскольку ребенок на 8 месяце жизни может испытывать общее напряжение, он начинает бояться новых звуков или предметов. Например, шумно работающий пылесос, стиральная машина, фен или дрель, вызывают у детворы неподдельный ужас. Вам нужно набраться терпения и каждый раз разъяснять трусишке что именно вы собираетесь использовать и с какой целью. Прежде чем включить бытовой прибор на виду у малыша рычите или жужжите, чтобы подготовить его к предстоящему шуму.

Имейте ввиду, что наряду с беспокойством ребенка могут интересовать окружающие предметы, особенно те, которые открываются и закрываются, например, холодильник или раздвижной шкаф. Также ребенок приходит в восторг от бытовой техники, оснащенной привлекательными кнопочками и отверстиями. Поэтому оглядитесь вокруг, не сможет ли малыш прищемить пальчик, или настроить технику исходя из собственных предпочтений.

Например, дочь моей подруги, которой сейчас 15 лет, в возрасте 8 месяцев засунула в приемник для видеокассет резиновый вьетнамок. Мой муж не смог назвать эту неожиданную находку приятной.

  • Зубы

Процесс появления молочных зубов - испытание для молодой семьи. Одни проходят через него, постоянно вытирая детские слезы, другие сбивая температуру. В любом случае этот естественный процесс неприятен ни вам ни ребенку. Изменить этого нельзя, можно только смириться и правильно воспринимать все особенности прорезывания зубов.

На этом этапе у малыша уже выросли от 4 до 8 зубов, но бывают небольшие отклонения от графика. Сейчас малышу полезно укреплять десны, это значит, что может становиться чуть тверже, чтобы ребенок как следует пережевывал пищу, сдавливал ее деснами, а если зубки уже есть, то и грыз.

  • Новое место

Перемены в привычном укладе смущают и даже пугают малыша. Он испытывает серьезное беспокойство по отношению ко всему новому, например, если купается в незнакомой обстановке, обедает за чужим столом, ложится спать не в свою кровать.

Если временная смена места жительства состоялась, старайтесь сохранять временные рамки для проведения всех необходимых процедур: кормления, купания, отхода ко сну. Вы должны быть готовы, что ребенок может начать капризничать без повода. На самом деле повод есть, малыш пребывает в состоянии стресса, поэтому будьте рядом, чтобы его уверенность в собственной безопасности восстановилась.

  • Прикорм
  • Мужчина - это тот кто принимает решение, не боится брать на себя ответственность, помогает и защищает. Безусловно, этот список можно расширять, но основные задачи «самца» заключаются в том, что он главенствует в семье, обеспечивает ее комфорт и защиту.

Это не означает, что мужчина только зарабатывает деньги, или становится бездельником, раздающим команды. Его роль также не сводится к "размахиванию дубиной" в случае опасности. Нет, речь идет о внутренней уверенности мужчины в себе и самодостаточности, которая позволяет ему быть сильным внутренне и мужественным.

Это прививается в детстве, когда крошечный мальчик делает простые, но важные вещи, которые помогают его маме - женщине, хоть на секундочку становиться слабой, когда он - такой сильный и мужественный приносит ей сумку или помогает сложить вещи.

  • Женщина - она красива, ухожена, притягательна, приятна, легка и остроумна. Именно женщина создает семейную атмосферу, в которой мужчине комфортно и он искренне желает заботиться и защищать это слабое, хрупкое создание.

Подобные характеристики вовсе не преуменьшают роль женского интеллекта и ума, наоборот, умная женщина не пилит, не придирается и не устраивает скандалы. Она выглядит и ведет себя так, что позволяет мужчине реализовываться и с удовольствием заботиться о ней, опекать ее и защищать.

Но современном обществе все смешалось, некоторые мужчины «сидят на шее» у своих мам или жен, а женщины «пашут» на работе, чувствуя себя подавленными и несчастными.

Это вызвано тем, что большинство родителей постсоветского пространства, либо были вообще скупы на похвалу, либо захваливали мальчиков по любому поводу. А девочкам было совсем не просто, они не могли чувствовать себя красивыми, воздушными принцессами, они должны были похвалу заслужить. Убрала, сварила суп, постирала - молодец! Надела нарядное платье - чего вырядилась! Подобное воспитание стимулировало мужскую безответственность и «забивало» природную женственность.

В некоторых семьях подобные ошибки воспитания сохраняются и сейчас. В результате вырастают слабые, трусливые мужчины и сильные, но несчастные женщины, которые всю жизнь трудятся, стараются "быть хорошими", чтобы заслужить одобрение.

Поэтому, помните, что когда мальчик получает похвалу за то, что он помог маме (подал ложку, притащил подушку, убрал игрушки, вымыл руки и пр.) - он совершает поступок. Т. е будущий мужчина берет на себя ответственность за свои действия и это заставляет чувствовать себя сильным, главным. Подобные ситуации также учат его быть последовательным, выполнять обещанное, соответствовать ожиданиям.

Похвалы для мальчика: сильный; настоящий мужчина; чемпион; мой помощник; я так тобой горжусь; мне было так сложно, а ты все исправил; ты так много сделал; ты очень талантливо выступил/нарисовал; ты здорово придумал; ты отлично сложил; я еще попрошу тебя спасти меня и пр.

Что касается девочек, то их нужно хвалить за вещи, которые могут показаться весьма банальными. Например, ваша дочь расчесала волосы - моя ты красавица! Она сама оделась - какая ты умница!

Если в семье растет девочка, в вашей речи должны появиться слова: Принцесса, волшебница, куколка, обворожительная, любимая, солнечная, чудесная, танцовщица, сообразительная, талантливая, ах ты моя проказница, хохотушка, художница, хозяюшка и пр.

Есть еще несколько важных правил:

  • Хвалите детей, но не захваливайте.

Если сейчас, когда малыш совсем крошечный, он будет восприимчив к каждому вашему слову, то со временем, некоторые похвалы перейдут в разряд вещей, которые ребенок перестанет слышать, особенно по отношению к бытовым процессам. У ребенка должны появиться определенные «рефлексы», например на то, что если игрушки и вещи разложены по местам, а посуда помыта - это нормально, а не причина для восхищенных возгласов и праздника в семье. Поэтому похвалы в более старшем возрасте должны быть действительно заслужены.

  • Не ругайте за неумение.

Никогда не ругайте малыша, если у него что-то не получилось потому что он проявил неуклюжесть. Родители, которые неистово орут на своих детей за то, что те что-то уронили, разбили, разлили, разбросали, не понимают, что таким образом они надолго, если не навсегда лишают малыша уверенности в собственных силах, губят его желание что-то исследовать, узнавать.

Некоторые люди могут посоветовать вам сделать несколько «полезных» покупок, которые по их мнению сильно облегчат вам жизнь. Чаще всего подобные рекомендации касаются родителей, у которых малыши очень активны, либо тех, чьи детки научились вставать на ножки. Окружающим кажется, что первых детей непременно нужно оградить от мира, посадив в манеж. А вторых - срочно научить ходить, определив их в специальные ходунки на колесиках.

И манеж и ходунки, наверное были бы не плохими изобретениями, если бы родители использовали их минут 15 в день. Например, мог бы сослужить хорошую службу для , которые не могут или не хотят возить объемную или складную кроватку с собой.

Но в реальности такого правильного использования этих аксессуаров не происходит никогда, и маленький человек вынужден отклоняться от естественного развития, сидеть запертым в манеже, вместо познания мира, либо «бесстрашно шагать» тогда, когда его возрастные физические данные к этому событию совершенно не подготовлены.

Поэтому, все что тормозит или чрезмерно перегружает развитие ребенка лучше вообще не использовать.

Что спросить у педиатра на 8 месяце жизни ребенка?

Если в этот период вы планируете встречу с доктором, заготовьте стандартный перечень вопросов, например:

  • Как доктор оценивает общий уровень развития малыша?
  • Нужно ли сдать какие-либо анализы или пройти обследования?
  • Нужно ли обратиться к специалисту, чтобы провести сеансы ?
  • Как врач оценит ваши успехи в освоении первого прикорма?
  • Нет ли предпосылок к развитию или ?

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Учимся ставить цель и достигать ее

Игра 1. «Перекати шарик»

В двигательном арсенале малыша с каждым днём появляется всё больше произвольных движений. В предлагаемой игре ребёнок учится управлять движениями обеих рук, ставить цель и достигать её..

Вам понадобятся

Прозрачная пластиковая бутылка объёмом 0,5 л с крышкой, небольшой резиновый или пластиковый шарик яркого цвета. Диаметр шарика должен быть минимум на 3 мм меньше диаметра горлышка бутылки, чтобы не застревать при перемещении в бутылке.

Как сделать игрушку

Освободите бутылку от бумажных наклеек, вымойте её и вытрите насухо. Отвинтите крышку бутылки, опустите внутрь шарик через отверстие в горлышке и крепко завинтите крышку.

План игры

1. Придайте бутылке горизонтальное положение, стараясь сделать так, чтобы шарик остановился посередине. 2. Покажите малышу шарик в бутылке и, слегка наклоняя её из стороны в сторону, продемонстрируйте его передвижения. Затем покажите, что произойдёт, если придать бутылке горизонтальное положение. Выразите восторг от удивительных перемещений шарика. 3. Дайте бутылку малышу и предложите ему сделать то же самое. Стимулируйте активность малыша вопросом: «Куда же убежал шарик?» 4. Покажите ребёнку другие возможности удивительной бутылки, вместе катая её ладонями по ковру или другой ровной поверхности.

Родителям на заметку

1. Не показывайте малышу шарик до того, как он окажется в бутылке, чтобы он не требовал вытащить его обратно. 2. Показывая бутылку малышу, старайтесь не трясти её, чтобы не привлекать внимание ребёнка к звуку перемещения шарика и не задавать тем самым неправильную стратегию игры. 3. Если малыш на первых порах проявит больше интереса к тряске бутылки и издаваемому при этом звуку, дайте ему возможность насытиться таким видом деятельности, а затем продемонстрируйте другие достоинства игрушки. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Восьмимесячные дети тратят много энергии на физические нагрузки и растут не так активно, как в предыдущие месяцы. Мальчики весят 7,7-9,6 кг при росте 68,4-72,8 см, соответствующие показатели для девочек: 7,1-9,1 кг и 66,4-71,1 см*.

Большинство малышей в этом возрасте быстро осваивает умение забираться вверх по ступенькам, что может прибавить хлопот родителям, если в доме есть лестница. Ребенок с энтузиазмом карабкается на самый верх и… зовет маму, чтобы она помогла ему спуститься, ведь путь вниз кажется ребенку более трудным и вызывает страх. Наберитесь терпения: скоро малыш научиться сам «сползать» по лестнице, пятясь спиной. А пока преградите малышу доступ к ступенькам специальной дверкой-решеткой, чтобы избежать падения.

Восьмимесячный ребенок умело пользуется большим и указательным пальцем руки, ловко хватая даже небольшие предметы и кусочки пищи. Кроху завораживают предметы, которые можно вставить один в другой. Особенно ему нравятся ящики и коробки, в которые помещается множество вещей поменьше. Любимое занятие ребенка в этом возрасте - опустошать разнообразные емкости, от банки с пуговицами или контейнера с игрушками до миски с собачьим кормом или горшочка с землей. Маме приходится постоянно быть настороже: с одной стороны, малышу полезно «пощупать» землю и поиграть с мелкими предметами, с другой - надо следить за тем, чтобы он не взял в рот ничего лишнего.

Детская память также развивается: теперь ребенок хорошо помнит недавние события, названия любимых игрушек и предметов обихода, которыми пользуется каждый день. Это помогает ему ориентироваться в комнате, ловко находя дорогу между коробками с игрушками и мебелью, а также осознавать связь слов с соответствующими им вещами.

Дети начинают понимать, что вещи продолжают существовать, даже если их не видно. Если на глазах у ребенка спрятать игрушку под простыней, он скоро догадается, что игрушку можно обнаружить, стянув с нее простыню. А ключи можно достать из банки, в которую они упали. Постепенно малыш осознает, что, если родителей не держать постоянно в поле зрения, они тоже могут пропасть, а потом снова найтись.

Хотя вехи развития у большинства детей совпадают, проходят они их с разной скоростью и в разном порядке. Некоторые дети быстрее развивают навыки мелкой моторики и хорошо играют с маленькими предметами. Другие сначала учатся уверенно сидеть и ползать. У многих детей речевые навыки развиваются быстрее моторных, и они начинают говорить раньше, чем ходить.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Малыш в этом возрасте бесстрашно уползает от родителей, чтобы обследовать соседнее помещение. Ведь мама и папа рядом, и дорогу обратно он хорошо помнит. Но вот заснуть в незнакомом месте ребенку непросто. Он с опаской относится как к новым людям, так и к новым местам.

И робость, и бесстрашие крохи объясняются ростом его самосознания: он не может предвидеть последствия, столкнувшись с чем-то незнакомым, поэтому его может напугать новый человек, но при этом кастрюля с кипящей водой не покажется опасной. Если ребенок боится, он крепко прижимается к маме - источнику защиты в любой ситуации.

Восьмимесячный малыш может произносить практически все звуки родного языка. Еще не освоив значения слов, ребенок реагирует на интонацию, с которой их произносят взрослые, и хорошо понимает настроение собеседника. Подражая взрослым, кроха выражает свои чувства и желания при помощи лепета.

Дети с любопытством наблюдают за взрослыми и пытаются копировать любые их действия. Пока движения малыша плохо скоординированы, он не может надолго удержать в руке мелкий предмет. Помогите своему ребенку: превратите «взрослые» дела (например, разговор по телефону или причесывание) в веселую игру. Поговорите с малышом по игрушечному мобильному телефону: сначала «позвоните» ему, сказав несколько слов в трубку, затем приложите ее к детскому ушку и предложите крохе «сказать» что-то в ответ. Передавайте телефон друг другу до тех пор, пока беседа будет вызывать у ребенка интерес. Причесывая малыша, дайте ему возможность самому провести щеткой по волосам, помогая крохе удерживать расческу в правильном положении. Обязательно похвалите юного «парикмахера» за старание.

Питание

Каждый день малыш открывает для себя столько нового и интересного, что про еду он может и не вспомнить. Возможно, даже мамина грудь перестанет его интересовать. Эта фаза обычно быстро проходит, если кормить кроху в тихом месте, где в поле его зрения не будет отвлекающих внимание игрушек и предметов.

Для полноценного питания малышу необходимо 400-500 г материнского молока (или адаптированной молочной смеси, рекомендованной педиатром, при невозможности грудного вскармливания) в день. Также детям в восемь месяцев рекомендуется прикорм: 150-200 г овощей, 170-200 г каш, 50-70 г фруктов, 30-50 мл соков, 30 г мяса и 40 г молочных продуктов в день.

Детское меню должно состоять только из качественных продуктов, измельченных и термически обработанных в соответствие с возрастом малыша. На завтрак предложите ребенку вкусную и полезную овсяную кашу с кусочками банана, половинку яичного желтка и фруктовый сок. На обед – небольшую порцию куриного мяса с рисом и овощным пюре из тыквы и немного фруктового сока. Для полдника отлично подойдет печенье, которое можно запить маминым молоком. А на ужин подайте свежий творог и йогуртно-фруктовый напиток.

Сохраняйте ночное и утреннее кормление, если планируете продолжить грудное вскармливание: именно в этот период в женском организме вырабатываются гормоны, стимулирующие лактацию.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Теперь, когда ребенок начинает активно двигаться, падений и небольших ушибов не избежать. Не волнуйтесь, это часть процесса взросления. Не мешайте малышу самостоятельно вставать, обходить углы, перешагивать через препятствия – то есть координировать свои движения. Дети учатся владеть своим телом методом проб и ошибок. Задача родителей – максимально обезопасить дом, где растет ребенок, и быть рядом, если крохе потребуются эмоциональная поддержка.

Не торопитесь покупать детскую обувь. Пока ребенок не начал уверенно ходить, ботиночки ему не нужны. Обязательно посоветуйтесь с врачом перед покупкой обуви.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Малыш все больше времени проводит на полу, поэтому ему необходимо достаточное пространство для игр и физических упражнений.

Для развития координации ребенка, организуйте для него «полосу препятствий»: тоннель из картонных коробок, гору из подушек, пластмассовую горку или лабиринт из больших кубиков и мягких игрушек. Попытки проползти через тоннель, залезть на горку или перешагнуть через игрушки помогут малышу лучше ощущать свое тело в трехмерном пространстве и правильно оценивать размеры вещей.

Для укрепления мышц рук, спины и шеи поиграйте с малышом в «тележку»: положите ребенка на живот и приподнимите ему ножки на высоту 10-15 см. Пусть он попробует чуть-чуть пройти или проползти вперед и назад на руках. Приговаривайте, что везете тележку (например, по саду или магазину), и хвалите малыша, когда у него получается «стоять» и «ходить» в таком положении.

Ребенку наверняка понравится игра «разрушитель башни». Постройте из легких пластмассовых кубиков башню и покажите малышу, как ее толкнуть. Когда башня рухнет, обязательно скажите малышу, что он силач и великан, против которого не устояла большая и крепкая башня. Вскоре ребенок начнет радоваться, что его действия вызывают такой грандиозный эффект. Стройте башни разного размера - и маленькие, и в рост ребенка, чтобы малыш усвоил понятия «высокий» - «низкий».

В этом возрасте детям нравятся игрушки, где определенные действия (нажатие на кнопку или рычаг, дергание за веревочку и т.п.) сопровождаются музыкой или световыми эффектами. Покажите малышу, как играть новой игрушкой, обязательно похвалите его, если он сам догадается, что нужно сделать, чтобы игрушка «заработала».

Устройте с малышом репетицию домашнего оркестра: включите ритмичную музыку и покажите маленькому музыканту, как можно «барабанить» деревянной ложкой по разным поверхностям - от пластмассовой формочки до деревянной столешницы или днища металлической кастрюльки.

Расширяйте словарный запас малыша, закрепляйте языковые понятия, постоянно описывая вслух свои и его действия: «Видишь эту красную машинку? Смотри, как зеленый паровозик едет вперед и назад! Сейчас мама покажет тебе, как поставить большой синий кубик на скамеечку» и т.п.

Если есть возможность, играйте с малышом на свежем воздухе, а не просто гуляйте с коляской. Исследуя траву и листья, грязь и песок на ощупь, ребенок получает ценнейшую информацию об окружающем мире и развивает все органы чувств.

Сон

Дети постоянно получают новую информацию, а лучше всего новые знания и умения закрепляются во сне. Чтобы полноценно отдохнуть, восьмимесячным малышам необходимо спать около 15 часов в сутки*.

Однако теперь, когда малыш научился сидеть, ползать и активно играть с игрушками, его не так легко уложить спать, как раньше: кроха боится пропустить что-нибудь интересное. К тому же в это время у многих малышей режутся зубки, что тоже нарушает привычный режим.

Перевозбужденный или капризный ребенок быстрее успокаивается, слушая тихую музыку. Необязательно сидеть рядом с малышом, чтобы он скорее заснул: в этом возрасте присутствие взрослого больше отвлекает его, чем успокаивает. При этом кроха должен быть уверен, что родители недалеко и всегда придут ему на помощь. Пожелайте ребенку приятных снов, скажите, что мама рядом и обязательно его услышит, оставьте приоткрытой дверь – и предоставьте ему возможность уснуть самостоятельно.

Если малыша беспокоят режущиеся зубки, посоветуйтесь с врачом, как лучше справится с этой проблемой.

Не забывайте, что единых рецептов «правильного» детского сна нет, все дети индивидуальны, - и только мама знает, как лучше уложить спать своего малыша.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Пришло время опустить матрасик в детской кроватке на нижний уровень: ручки и ножки малыша достаточно окрепли, он учится стоять и даже ходить, ему не хочется сидеть в кроватке - поэтому кроха будет пытаться перелезть через решетку.

Не оставляйте ребенка наедине с большими игрушками, которые он может использовать как опору или ступеньки, пытаясь выбраться из кроватки.

Обязательно проверьте комнату, где играет малыш, на наличие острых углов и выступов, о которые можно удариться. Чтобы обезопасить малыша от ушибов, используйте специальные накладки для мебели или заграждение-решетку.

Первый год жизни ребенка - время непростое, одновременно счастливое и нервное для мам и пап. Младенец меняется на глазах, ему предстоит очень многому научиться, чтобы в итоге превратиться в веселого, здорового "годовасика". Переломная веха второго полугодия в развитии ребенка - 8 месяцев. Что должен уметь малыш в этом возрасте? Давайте поговорим об этом.

Развитие ребенка в 8 месяцев: рост и вес

Данные показатели зависят от целого ряда факторов: наследственности, индивидуальных особенностей, рациона питания. Тем не менее, можно говорить об окончании периода бурного физического развития. Вес ребенка на 8 месяце увеличивается в среднем на 400-500 г и колеблется между 8-9 кг. При этом допустимы отклонения на 1 кг. Обычно мальчики крупнее, девочки - более миниатюрные.

При правильном развитии ребенка 8 месяцев рост увеличивается на 1,5-2 см. Мальчики вырастают до 66,5-73 см. Девочки немного отстают: их рост колеблется от 66 до 72 см.

Физическое развитие и режим дня

Если ваш малыш гиперактивен - это абсолютно нормально. Для мамы наступают непростые времена, так как ребенок теперь может бодрствовать 5-6 часов, и все это время он исследует окружающий мир. Ночной сон должен составлять не менее 8 часов. Днем грудничок спит два раза по 1,5-2 часа. Правда, некоторым деткам хватает и 40 минут. Можно укладывать малыша 1 раз, но тогда он должен спать около 4 часов.

Питается ребенок 5 раз в сутки, промежутки между кормлениями составляют 4 часа. Дважды в день с крохой надо гулять. Если при этом младенец бодрствует, активно общайтесь с ним, обращайте внимание на интересные звуки, предметы, запахи. Приучайте к качелям, это полезно для развития вестибулярного аппарата. Найдите площадку, где гуляет много молодых мамочек. Деткам нравится разглядывать и трогать друг друга, вместе возиться с игрушками.

У многих ребятишек уже режутся зубки. В 8 месяцев младенец может иметь по 2 передних резца на верхней и нижней челюстях. Обязательно приобретите игрушки-прорезыватели. Почесать десны можно также сухариком, кусочком яблока. В поликлинике вам могут посоветовать специальные мази или гели для снятия воспаления.

Питание

Развитие и питание ребенка 8 месяцев тесно связаны. Малыш должен получать достаточное количество витаминов и микроэлементов. Грудное вскармливание в этом возрасте не следует прекращать, но доля маминого молока составляет лишь одну треть от всего объема, съедаемого за день.

Ребенок уже знаком с молочными кашками (гречка, овсянка, кукуруза, рис, манка), с овощными и фруктовыми пюре, творогом, кефиром, соком. Пришла пора вводить в рацион мясо. Выбирайте нежирные сорта: курицу, индейку, кролика. Так как малыш только учится жевать, мясо измельчается в крошку и подмешивается к овощному пюре. Еще один хороший вариант - супчики на мясном бульоне.

К концу 8 месяца можно познакомиться и с нежирной рыбой (хек, минтай, судак). Их отваривают, измельчают в блендере, очистив от костей, приправляют молоком, растительным маслом, смешивают с картофельным пюре. Рыба должна появляться на столе 2 раза в неделю. Фосфор очень полезен для ребенка 8 месяцев.

Развитие и питание неразделимы, поэтому приучайте кроху мыть руки перед едой, пить из чашки. На время еды убирайте со стола книжки и игрушки. Вот как должно выглядеть меню малыша:

  • первое кормление - молоко;
  • завтрак - каша, пол желтка, морс или сок;
  • обед - суп или овощное пюре с мясом, компот;
  • полдник - творог, фруктовое пюре или молоко;
  • ужин - молоко или кефир.

Двигательные навыки

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев? Развитие протекает нормально, если малыш:

  • переворачивается с боку на бок, со спины на живот и обратно;
  • садится и ложится по собственной инициативе;
  • активно ползает;
  • встает, держась руками за опору;
  • передвигается вдоль стенки кроватки;
  • переступает, когда взрослый придерживает его под мышки;
  • берет игрушки в обе руки.

Для младенца важно освоить динамичные действия. Учите его садиться, а не сидеть, вставать, а не стоять на одном месте. Привлекая внимание к игрушке, побуждайте доползти до нее, дойти, держась за опору. Чем больше ползает ребенок, тем лучше. Ловите мячик, ищите предмет, который мама спрятала под платок и поставила на расстоянии 2 метров от грудничка. Детки очень любят "догоняшки", когда взрослый пытается поймать уползающего кроху, а затем целует его, щекочет или подбрасывает вверх.

Мелкая моторика

Настоящая революция происходит в развитии ребенка 8 месяцев. Что должны уметь крохотные пальчики? Именно сейчас они овладевают двумя захватами:

  • пинцетным (большой и указательный палец смыкаются, захватывая предмет);
  • щипковым (соприкасаются только подушечки пальцев).

Если раньше малыш брал предметы всей ладонью, теперь он действует более избирательно. В этом возрасте давайте ему ленточки, яркие шнурки. Вытягивайте их из ручек ("смотри, уползает!"), побуждая кроху удерживать убегающий предмет пальчиками. Играйте с лоскутками ткани разных фактур. Складывайте мелкие предметы в бутылку через горлышко. Ведерко наполните мелкими игрушками, научите ребенка высыпать их: "Бух! Упали!". Затем все сложите обратно.

Учите кроху надевать и снимать колечки от пирамидки, играйте с вкладышами, прячьте машинку в "туннеле" (перевернутая коробка с отверстием) и просите вытащить ее, потянув за тесемку. Следите, чтобы игрушки имели разную форму, фактуру, цвет. Это - залог успешного сенсорного развития малыша.

Эмоциональное и социальное поведение

В этом возрасте начинается важный виток развития. Что умеет ребенок в 8 месяцев? У него активно формируется привязанность к близким людям, и особенно - к маме. Малышу необходимо чувствовать себя любимым. Он очень болезненно реагирует на ссоры в семье, на расставание с мамой. Поэтому не ругайтесь при нем, общайтесь в позитивном тоне, не оставляйте одного надолго.

Дети очень хорошо отличают "своих" и "чужих", чувствуют отношение к себе нового человека. Часто незнакомцы пугают младенцев. Помогите им освоиться, находясь рядом. Если человек настроен дружелюбно, ребенок вскоре согласится поиграть вместе с ним, пойдет на руки.

Наконец-то, малыши начинают понимать слова "нет", "нельзя". Они радуются, если их хвалят, и обижаются, когда ругают. Управлять своим поведением грудничок только учится. Поэтому в этом возрасте эффективнее, чем запрет.

Еще одно новшество - появление "делового" общения. Ребенок подражает действиям взрослых. Он катает мяч, берет в руки ложку, копирует движения, слушая потешку. С удовольствием выполняет просьбы: "дай", "возьми", "покажи" и др.

Развитие речи

У младенцев активно пополняется пассивный словарный запас. Они знают названия знакомых предметов, показывают их в ответ на вопрос "где?", откликаются на свое имя. Важно постоянно разговаривать с малышом, давая ему время для ответа, комментировать происходящее, рассматривать картинки в книжках.

Наличие усложняющегося лепета - признак правильного развития ребенка в 8 месяцев. Девочки при этом обычно болтливее мальчиков. Малыши произносят сначала слоги ("ма", "га", "де"), потом цепочки слогов с разной интонацией. К концу месяца возникнут сложные сочетания: "ата", "ама". В речи могут проскальзывать такие долгожданные "мама", "папа", "баба", но ребенок еще не наделяет их соответствующим значением. "Мамой" может стать любой человек, склонившийся над кроваткой.

Повторяйте за малышом его слоги с разной интонацией. Здоровый ребенок вступит в диалог, будет копировать новые звуки вслед за взрослым.

Полезные игры

Учеными доказано, что всевозможные развивающие передачи для младенцев не способствуют развитию речи. Детям нужен контакт с близкими взрослыми. Познакомьте малыша со следующими играми:

  • "Где?". Ищите в зеркале маму, папу и ребенка. В комнате найдите знакомые предметы, четко и медленно произнося их названия: "Где киса мяу-мяу? Вот она! Где машинка би-би? Найди скорее!". Выбирайте те звукоподражания, которые ваш малыш может произнести.
  • "Речевые попрыгушки". Сядьте на фитбол или диван, держа кроху на руках. Подпрыгивайте, повторяя различные слоги: "Гоп-гоп. Та-та-та. Ду-ду-ду. Тпру-тпру. Му-му". Делайте паузы, чтобы ребенок мог произнести их вслед за вами.
  • "Песенка". Напевайте любую мелодию, гремя в такт погремушкой. Затем спрячьте игрушку за спину. "Ой, нет погремушки! Ванечка, где погремушка? Вот она!". Снова исполните песенку, напевая один слог. Выберите тот, который доступен малышу. В конце спрячьте погремушку. Игра продолжается, пока младенец не устанет.

в 8 месяцев

В этом возрасте младенцы начинают пользоваться жестами. Они машут ручкой, когда им говорят "пока-пока", трут глазки при слове "спать". Если малыш хочет какой-то предмет, он способен показать это. Многие дети пробуют манипулировать взрослыми, проверяя их на прочность.

У малышей активно развивается память. Если их отвлечь, они смогут вернуться к прерванной игре. На следующий день ребенок воспроизводит понравившуюся забаву, помнит, на какую кнопочку надо нажать, чтобы машинка замигала фарами. Разглядывая фотоальбом, он узнает членов семьи.

Совершенствуется пространственное мышление. Дети различают знакомые предметы на расстоянии, повернутыми в профиль, расположенными вверх ногами. Им нравятся игрушки, которые можно разложить на части. Хорошим подарком станут матрешка, пирамидка, крупные конструкторы, кубики.

Всем детям нравятся повторяющиеся игры, когда они выбрасывают мячик из кроватки или рушат башенку из кубиков десятки раз. Так младенцы учатся прогнозировать результаты того или иного действия.

Девочки и мальчики: есть ли разница?

Ученые уверяют, что половые различия оказывают влияние на развитие ребенка. Девочки в 8 месяцев осваивают навыки ходьбы, активно лепечут, хорошо различают эмоции других людей, чаще смотрят человеку в лицо.

Мальчики в это время только учатся вставать, отстают в речевом развитии, хуже распознают эмоции. Зато они активнее перемещаются по квартире, предпочитают шумные игры, проявляют интерес к исследованию окружающих предметов. Им нравятся механические игрушки, конструкторы.

Согласно исследованиям, мальчики больше привязаны к матери, острее переживают расставание с ней, легко раздражаются. Девочки спокойнее, быстрее реагируют на утешающее воркование, но при этом чаще пугаются громких звуков. Безусловно, к этим утверждениям надо относиться с долей здорового скептицизма. Ведь каждый ребенок - индивидуальность.

Тревожные признаки

Однако есть симптомы, которые нельзя списать на особенности индивидуального развития. Ребенок в 8 месяцев нуждается в срочной помощи, если:

  • Вы не замечаете у него физической активности. Такие малыши не пытаются перевернуться, сесть, встать на ножки.
  • Нет интереса к игрушкам. Младенец не берет их в руки, отказывается играть вместе с мамой, капризничает.
  • Отсутствует лепет, нет попыток произносить слоги, подражать взрослым.
  • Лицо крохи не выражает эмоций.
  • Грудничок не узнает родных, пугается их.

Такое поведение может свидетельствовать о серьезном отставании в развитии. Причиной может быть как заболевание нервной системы, так и эмоциональная травма.

Развитие ребенка в 8 месяцев во многом зависит от микроклимата в семье. Постоянно общаясь с младенцем, наблюдая за ним, вы вовремя заметите отставание и быстро скорректируйте его.