Польза развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста – для чего это необходимо? Игры, развивающие мелкую моторику разными способами.

Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий. Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.

Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:

  • игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п.);
  • , сопровождающиеся веселыми стишками или песенками;
  • массаж пальчиков,

В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года. Вторую часть игр смотрите здесь:

Итак, приступим

1. Чистить вареное яичко

На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват , тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.

Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.

2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча

Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.

3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу

Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.

4. Проталкивать монеты в копилку

Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.

5. Выбирать из крупы мелкие предметы

Подробнее об этой игре я писала в , поэтому здесь не буду на ней останавливаться.

6. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.

На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook . Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:


Нормальное развитие ребенка, начиная с грудного возраста и требует занятий по развитию мелкой моторики. Многие родители наверняка слышали этот термин, а вот что он обозначает и почему так необходимы занятия знают не все. Давайте поговорим про развитие мелкой моторики: что оно собой представляет, зачем нужны занятия, какими они должны быть?

Детская физиология и особенности развития мелкой моторики

Общая моторика представляет собой движения тела, которые совершаются под командованием психоаналитических реакций в мозговом центре. Выделяют три основных вида моторики:

  1. Крупная. Работа больших мышц (пробежки, отжимание)
  2. Мелкая. Движение кистей рук и пальцев. Сюда входит совмещения действий (глаза + руки при рисовании).
  3. Артикуляционная. Возможность и умение координировать функции речевых навыков (связной разговор).

Западные ученые, проведя исследования в области психологии и сделали вывод, что именно одна третья коры мозга ответственна за мелкую моторику. Эта часть находится "по соседству" с мозговым речевым центром. Этот факт дает возможность говорить про то, что развитие мелкой моторики у грудничка влияет на процесс формирования:

  • ·речевых навыков;
  • ·памяти;
  • ·мышления;
  • ·логики;
  • ·воображения.

Было подмечено, что детки, хорошо владеющие своими ручками, более усидчивы и утомляются намного меньше, чем детки, с которыми не проводились занятия по развитию мелкой моторики.

Календарь норм формирования мелкой моторики у малышей или что и когда надо уметь?

Каждый возраст имеет свои нормы развития мелкой моторики, то есть, ребенок способен делать определенный спектр действий. По мере созревания и развития нервной системы малыш обретает все новые и новые возможности развития. За формированием этих навыков нужно следить, так как каждое последующее достижение может произойти лишь после успешного освоения определенных навыков своего возраста.

Поэтапный календарь норм развития мелкой моторики

  1. 4 месяца после рождения. Первые недели у новорожденного ручки сжаты в кулаки, и если говорить о развитии мелкой моторики, то именно разжатие сомкнутых кулачков, можно назвать первым действием в ее развитии. Все движения крохи ещерефлекторны, хотя малыш пытается их как-то скоординировать. Первоначально он учится управлять движениями глаз и головы, далее тянется за предметами руками, одинаково и левой, и правой, не выделяя доминантную. Поймав предмет в ладошку на рефлекторном уровне, зажимает кисть.
  2. От 4 месяцев до 1 года. Идет совершенствование движения рук, пальцев. Первоначально кроха учится использовать только одну руку, держа предмет. Далее, этот предмет перекладывается из одной руки в другую. К полугоду он уверенно держит в ладони небольшие предметы, а к 7–8 использует большой и указательный пальчик, дабы поднять с пола мелкие игрушки. Активно и осознанно использует руки, чтобы помочь себе сесть, встать, подержатся. Ближе к 12 месяцам смело может перебирать бусинки. Больше о развитии малыша этого возраста можно прочесть в статье: .
  3. От 1 года до 2 лет. Действия совершенствуются. В этом возрасте малыш умеет держать ложку, управляться с ней. Проявляются навыки рисования. Он может изобразить каракули, точки и не совсем ровные кружочки. Ближе к двум годам заметно, какая из рук доминантная. Ребенок активно использует указательный палец, показывая его и трогая им незнакомые предметы.
  4. От 2 лет до 3 лет. В движениях задействованы не только кисти, но и предплечья, локти. К трем годам карандаш занимает правильное положение в руке и из-под него выходят первые шедевры в виде прямых линий, кругов, овалов, квадратиков. В это время карапуза необходимо познакомить с ножницами. В норме, когда он в три года умеет разрезать лист бумаги пополам.
  5. От 3 лет до 4 лет. В работе используется вторая рука. Так, если ребенок рисует правой рукой, то левой уже придерживает лист, на котором рисует. Он способен раскрасить фигуры, слегка выходя за контур. Вполне может вырезать нарисованную крупную фигуру из бумаги. Ближе к четырем годам у него получаются красивые мелкие детали в рисунках.
  6. От 4 лет до 5 лет. Пальчиковая моторика почти идеальна. Малыш, играясь и применяя навыки рисования, пользуется не полностью всей рукой, а только кистью. Раскрашивание рисунков становится четче и линии уже не выходят за контур. При помощи ножниц он способен вырезать довольно сложные фигурки.
  7. От 5 лет до 6 лет. Движения руками скоординированы. Ручка или карандаш уже уверенно "лежат" в доминантной руке. Малыш умеет писать ровные палочки в определенном поле. Хорошо пользуется ножницами. Помимо развития моторики, следует задуматься об социальной общительности и воспитании самостоятельности. Для этой цели подойдет домашний питомец. Если ваш выбор падет на собаку, то советуем прочесть статью: .

Чем чревато отсутствие такого развития?

Недостаточный уровень навыков мелкой моторики тормозит процесс формирования речевых функций. Если не проводить занятия с карапузом, начиная с грудного возраста, то как последствие в дальнейшем возникнут проблемы с памятью, логическим мышлением. На сегодняшний день довольно много приспособлений, игрушек, занятий, которые способны помочь малышу. Родителям со своей стороны необходимо следить за этапами развития, дабы у ребенка в школе не было проблем с успеваемостью, так как недостаток развития мелкой моторики приводит к отсутствию концентрации внимания, повышенной утомляемости, а эти показатели неизбежно приведут к отставанию от сверстников.

Как развить мелкую моторику у детей?

Начиная с самого рождения, родители должны уделять время для развивающих занятий с малышом. Первая помощь будет во вкладывании в ладошки погремушки. Далее, необходимо давать ему потрогать разные ткани и фактуры. С 8 месяцев можно применять следующие методы развития.

Развитие мелкой моторики при помощи массажа

Проведение грамотного массажа на ладошках у грудничка это отличный вариант развития моторики. Для проведения сеансов массажа можно привлечь опытного специалиста или проводить разминание ладошек самостоятельно. Манипуляции начинаются с 3 месяцев. Для одного сеанса вполне достаточно 5 минут. Выполнять массаж следует в следующей последовательности:

  • ·аккуратно погладьте ладонь ребенка на протяжении минуты;
  • ·разотрите до тепла ладонь;
  • ·легкими постукивающими движениями своих пальцев пройдитесь по кистям и ладоням;
  • ·несколько раз сгибайте и разгибайте пальцы;
  • ·помассируйте каждый пальчик в отдельности.

Развитие мелкой моторики при помощи пальчиковых игр

Игра No1. Ладушки.

Все помнят такие слова "Ладушки, ладушки, где были у бабушки...". С помощью этой игры малыш научится выпрямлять еще рефлекторно скрученные пальчики и хлопать в ладоши.

Игра No2. Бусы

Доверьте ребенку перебрать пуговички, набранные на веревочку или бусы из мелких бусинок. Дети любят перебирать такие небольшие предметы своими маленькими пальчиками. В старшем возрасте можно предложить ребенку самостоятельно нанизать бусинки на нить или леску.

Игра No3. Крупы

Такая игра помимо моторики помогает осознать тактильные ощущения. В мисочку высыпать любые крупы, отлично подойдет гречка и рис. Дайте мисочку карапузу, пускай трогает руками, пересыпает крупу. Можно спрятать в мисочке с крупой, несколько мелких предметов, пусть малыш попробует их найти.

Игра No4. Золушка

После 3 летнего возраста разрешите ребенку помочь на кухне. Смешайте 3 вида крупы (горох, гречка, фасоль) пускай он разберет крупы в три разные мисочки.

Игра No5. Угадай-ка

Завяжите карапузу глаза и давайте в руки разные предметы, пускай угадывает, что у него в руках.

Уже с 7–9 месяцев можете предлагать ребенку цветную бумагу. Пусть он ее мнет, ощупает, рвет. В более старшем возрасте, учите его рвать бумагу полосками или создавать из нее аппликации. Чем меньше будут получаться кусочки оторванной бумаги, тем совершенней будет становиться мелкая моторика рук.

В возрасте 1–1,5 года покажите, как перелистывать страницы в какой-нибудь книжке. Намного увлекательней будет процесс, если книга будет с яркими картинками.

Упражнение No3. Создание погремушки

Вручите ребенку, пустую пластиковую бутылку, и предложите накидать в нее мелкие предметы. Это может быть фасоль, пуговицы или бусины. Высыпьте их на стол, пускай он их сам берет и кидает в бутылку. По окончании работы закрутите бутылку, пусть он поиграет получившейся погремушкой.

Развитие мелкой моторики при помощи занятий

  1. Рисование. Первоначально, это обучение держания карандаша в руках. Далее, рисование первых палочек, точек, обведение контуров разных предметов. После рисунки, буквы и т.д.
  2. Раскрашивание. Учите ребенка раскрашивать как крупные, так и мелкие предметы. В этих целях великолепно помогают раскраски, которые малышу уже можно покупать в 3 года.
  3. Лепка. Такое занятие подходит для любого возраста. Для занятия можно использовать пластилин, глину или тесто. Первоначально достаточно скатать шарик или полоску из пластилина. В увлекательную игру можно превратить и любое приготовление блюда из теста. Малыш с охотой поможет раскатывать и лепить тесто. Как интересно провести время с малышом и сделать памятные слепки узнайте из статьи: .
  4. Вырезание. Детские ножнички без острых концов можно вручить ребенку ближе к 3 годам. После того как он научится управляться с ними, подарите ему клей-карандаш и цветную бумагу. Создание аппликации поможет развить воображение.
  5. Вышивание. К 5–6 годам актуальным будет вышивать вместе с ребенком. Подробней об этом занятии в статье: .

Развитие мелкой моторики при помощи развивающих игрушек

  1. Игрушки для ловкости пальцев. Сделайте из пустых пластиковых бутылок разного размера и цвета игрушку. Главная идея в раскручивание и закручивание крышек на этих бутылках.
  2. Пуговицы. Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, раскрывать и закрывать молнии. Он это может делать на своей одежде или на вашей.
  3. Шнуровка. В этих целях можно использовать старый ненужный ботинок или сделайте макет со шнуровкой. Пусть малыш зашнуровывает и расшнуровывает шнурки или ленты.
  4. Мозаика. Главное условие – детали должны соответствовать возрасту. Так, маленьким карапузам можно предложить крупные детали. Взрослым можно приобретать мозаики с мелкими частями.
  5. Доска с предметами. Такая игрушка делается из кусочка фанеры и всевозможных приспособлений: включатель, защелка, дверные петли и другие детали, используемые в быту. Малыш с интересом их ощупывает, открывает, включает.
  6. Пазлы. Отличный вариант для развития мелкой моторики. Это могут быть большие пазлы, складывающиеся в детский коврик для самых маленьких. Для более старших, можно применять магнитные пазлы на холодильник. Ну а для школьного возраста подойдут стандартные бумажные пазлы со множеством деталей.
  7. Пирамидка. Такая игрушка развивает не только моторику, но и логику. Ведь кольца пирамиды необходимо сложить от большего к меньшему.
  8. Конструктор. Для детей старшего возраста подойдет конструктор с мелкими деталями. Такая игрушка тренирует развитие моторики, логику, усидчивость и много других навыков.

Если разобраться, то любая работа по дому может превратиться в развитие мелкой моторики для вашего ребенка. Тренировать маленькие пальчики и хватательные движения можно всевозможными способами, главное, проявить немного фантазии. Занимайтесь с ребенком рисованием, лепкой, раскрашиванием и в дальнейшем у вас не будет проблем с успеваемостью и развитием вашего ребенка.

Автор публикации: Леонид Гурьев

Зачем развивать мелкую моторику у ребёнка

Мелкая моторика — это движения пальцев и кистей рук. С развитием мелкой моторики напрямую связано развитие головного мозга ребёнка, в том числе тех его центров, которые отвечают за речь. Как говорил великий педагог В.А. Сухомлинский, «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Когда ребёнок рождается, движения его рук хаотичны, но проходит пара месяцев, и ребёнок начинает их осознанно контролировать, когда хватает и удерживает в руках предмет. Это очень важная стадия развития ребёнка, так как стимулируя малыша манипулировать предметами, мы помогаем ему развивать так называемый « «. Таким образом, от того, насколько хорошо развита у ребёнка мелкая моторика , зависит его интеллектуальное развитие, а также его речь. Доказано, что дети с хорошо развитой мелкой моторикой лучше говорят, умеют логически мыслить и изъясняться, у них хорошая память и лексический запас.

Игры на развитие мелкой моторики

Существует огромное количество игр на развитие мелкой моторики. Давайте разделим их на несколько групп.

Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры — это специальные упражнения для пальцев и кистей рук, которые обычно сопровождаются стишками, песенками или выполняются под ритмичную музыку.

Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,

4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

20 игр на развитие мелкой моторики

«Весёлая перчатка» : пришейте к детской перчатке фигурные пуговицы в виде различных предметов, и предложите ребёнку поиграть с героями этой перчатки, поздороваться с ними или отправиться в путешествие.

«Пуговицы на крючке» : предложите ребёнку одной рукой с помощью крючка для вязания собрать пуговицы в какую-нибудь ёмкость. Следите, чтобы он не помогал себе второй рукой!

«Морские камушки» : вам понадобятся картинки с изображением силуэтов предметов и камешки для декора аквариума. Предложите ребёнку выложить контур предмета «морскими камушками». Можно устроить соревнование: кто аккуратней и быстрее выложит узор.

«Нанизываем бусы» : ребёнок нанизывает на шнурки и верёвочки различной величины бусины, пуговицы, крышечки из-под бутылочек.

«Замоталки» : ребёнок наматывает шнурочки или тесьму на швейные катушки, хотя для этих целей можно использовать и другие предметы, например, карандаши.

«Узелок завяжется» : предлагаем малышу завязать узелок на шнурке, тесьме или ленточке. а потом ходить по ним пальчиками и «перешагивать» через препятствия.

«Доска приключений» : вам понадобится деревянная доска с закреплёнными на ней различными замками, выключателями, щеколдами. Предложите ребёнку отправиться в путешествие и преодолеть все трудности, которые встречаются на пути. Для этого надо открыть или нажать предметы, расположенные на доске.

«Мультяшки из кашки» : высыпьте манную крупу на тарелочку, а ребёнок пусть рисует на ней разные узоры и предметы, героев из любимых мультиков.

«Фасольные прятки»: наполните пластиковую ёмкость фасолью и закопайте туда предметы различной текстуры, а ребёнок должен их найти.

«Мишка косолапый» : предложите ребёнку покатать в руках шишки, жёлуди, каштаны. Можно поиграть в сортировку, попросив малыша угостить Мишку сначала шишками, потом желудями, потом каштанами.

«Волшебные прищепочки» : возьмите бельевые прищепки и предложите ребёнку нарядить ёлку, надеть иголки на ёжика, сделать солнышку лучики.

«Весёлый червячок» : это игра-шнуровка, которая имеет множество вариаций. Можно купить специальные шнуровки, которые продаются в магазинах развивающих игрушек, а можно, например, взять решётки для раковин, разрезать напополам и продевать шнурок в отверстия решётки, попутно придумывая сказку, что случилось с червячком.

«Дорожки для пальчиков» : вам понадобятся прихватки с дорожками из разных материалов: тесьма, пуговицы, пайетки. Ребёнку нужно провести разными пальчиками от предмета к предмету. Хорошо проговаривать какой-нибудб стишок, пока пальчики «гуляют» по дорожкам.

«Крутилки-закрутилки» : прикрепите на доску крушки от детского сока и дайте ребёнку открывать и закрывать эти крышки.

«Заколдованная водичка» : сделайте фигурный лёд и попросите ребёнка «расколдовать» водичку.

«Золушка» : насыпьте в пластиковую ёмкость горох, рис и гречку так, чтобы крупы перемешались. Предложите ребёнку наперегонки собрать крупу.

«Крутится-вертится» : предложите малышу раскрутить волчок. Можно поиграть на скорость: у кого дольше будет вертеться.

«Резиночки» : вам понадобится деревянная доска с набитыми на ней кнопками и резинки: для волос или канцелярские. Ребёнок должен натянуть резиночки на кнопочки. Можно делать различные узоры и дорожки.

«Массажные мячики» : вам понадобятся мячики из разных материалов, резинки с пуговицами (сшейте резинку в виде кольца, а затем украсьте её детской пуговицей), массажные проволочные колечки. Предложите ребёнку обследовать мячики, покатать их в ладошках, между пальчиков, «надеть браслетик» — прокатить мячик по запястью, надеть и снять кольцо из проволоки на каждый пальчик руки, надеть резинки на два пальца одной руки и попробовать сдвигать и раздвигать пальцы.

«В гости к воде» : предложите ребёнку собрать воду пипеткой из маленькой ёмкости и перелить её в другую.

Как развивать мелкую моторику в быту

Для того, чтобы развивать мелкую моторику у ребёнка , совсем необязательно покупать дорогостоящие пособия и новомодные развивающие игрушки — можно просто заняться вместе с ребёнком домашними делами! Правда, не стоит ожидать от ребёнка, что раз сделав что-нибудь вместе с вами по дому, он тут же будет это делать периодично и с удовольствием, да и каких-то особых результатов ждать тоже не надо. А надо просто играть и получать от этого удовольствие.

Вот примерный (далеко не полный!) список дел, которые помогут развивать мелкую моторику в быту:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.

5. Открывать почтовый ящик ключом.

6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал, лучше умолчать 🙂)

8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.


Взросление и рост детей – весьма своеобразный процесс, который отличается множеством тонкостей и нюансов. И каждый человек, являющийся родителем, непременно, должен принимать в процессе развития своего ребёнка непосредственное участие. И под этим подразумевает не только, как говорится, учение уму-разуму, отправление в детский сад и школу, а также обеспечение ребёнка всем необходимым для нормальной жизни, но и более тонкие действия. Одним из таковых является развитие мелкой моторики.

Что такое мелкая моторика?

Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Но тут очень важно иметь в виду координацию «руки-глаза», ведь развитие мелких движений рук осуществляется при помощи зрения.

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Вопрос о том, для чего нужно развивать мелкую моторику, является очень актуальным, т.к. многие не понимают, зачем вообще это нужно.

Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. И это далеко не миф, как может показаться на первый взгляд. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной.

Учитывая это, появилось предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию ребёнка. По этой причине, если вы хотите научить своё дитя говорить, вы должны заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук.

Но есть и ещё кое-что, о чём обязательно нужно упомянуть: мелкая моторика рук развивает не только речь. Помимо этого, она взаимодействует с мышлением, двигательной и , наблюдательностью, координацией и вниманием.

Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.

Но когда следует начинать развивать мелкую моторику?

Когда начинать развивать мелкую моторику?

Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Можно, конечно, приступить к развитию мелкой моторики и раньше, предлагая малышу поиграть с предметами разных фактур, форм и размеров, а также со специальными игрушками, которые, кстати говоря, легко делаются из того, что есть дома, но не факт, что будет результат. Так что, восемь месяцев – это самый оптимальный срок.

И следующим вполне логичным вопросом будет: «А какие есть способы развития мелкой моторики?». Именно на него мы и ответим ниже.

По большому счёту, выбор средств для развития мелкой моторики достаточно многообразен. Причём, чем большее количество способов вы будете использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия, а результат станет более ощутимым.

Итак, рассмотрим самые распространённые и популярные способы развития мелкой моторики.

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой оказывают на организм ребёнка превосходное развивающее, оздоравливающее и тонизирующее действие. Однако проводиться они всегда должны под присмотром кого-то из взрослых, чтобы ребёнок случайно не поранился или не съел что-то из вышеназванных предметов.

К таким играм относятся:

  • Рисунки из крупы. Берётся кусочек картона, и ребёнок рисует на нём любое изображение, например, солнышко. Затем нужно взять самый безопасный клей и нанести его по контуру рисунка, а ребёнок должен положить на эти линии, например, горох, фасоль или гречку. Такая игра служит прекрасной тренировкой мышц кистей и пальцев.
  • Упражнение с использованием щипцов. Нужно дать ребёнку щипцы и попросить его складывать в бутылку, имеющую узкое горлышко, бусинки, горошинки и т.п.
  • Упражнение с использованием пинцета. Ребёнку даётся пинцет, и он с его помощью перекладывает из какой-то одной ёмкости в другую и сортирует маленькие игрушки или ту же крупу. Кроме этого, очень эффективно, если малыш будет перекладывать пинцетом небольшие игрушки или крупу в какую-то фигурную ёмкость, к примеру, в формочку для льда или выпечки пирожных.
  • Сортировка мелких предметов по размеру, форме и цвету. Попросите ребёнка рассортировать крупу, пуговицы или бусинки по цветам, размеру или форме.

«Пальчиковые» игры

«Пальчиковые» игры представляют собой своеобразную инсценировку каких-либо историй, чаще всего, рифмованных, с использованием пальцев. Начинать играть в такие игры можно даже до одного года, а затем продолжать, немного усложняя движения пальцев. Играть же можно вплоть до окончания младшего школьного возраста.

Большинство таких игр подразумевает использование двух рук, благодаря чему дети начинают разбираться в том, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и т.д. Для получения наибольшего эффекта, эти упражнения для пальцев необходимо выстраивать таким образом, чтобы попеременно менялись напряжение, расслабление, сжимание и разжимание кистей рук, а также были задействованы изолированные движения всех пальцев.

Лепка из глины, пластилина или солёного теста

На сегодняшний день является общеизвестным фактом, что работа с такими «материалами» как глина, пластилин и солёное тесто прекрасно развивает мелкую моторику, а также замечательно воздействует на воображение.

Что можно делать:

  • Оклеивать пластилином стеклянные бутылки и придавать им форму чайников, ваз, кувшинов и т.п.
  • Выкладывать из пластилина в форме шариков, колбасок на картоне или фанере конкретные заданные рисунки
  • Делать отпечатки на глине, тесте или пластилине, надавливая на них пальцами, игрушками, монетками, пуговицами и т.д.
  • Лепить шарики, колечки, колбаски, затем разрезать на отдельные кусочки, а после снова составлять вместе (можно придавать форму отдельным кусочкам)
  • Делать несколько разных деталей и составлять из них композицию (подготавливать элементы можно самим, а уже после этого давать их ребёнку для работы)

Упражнения с применением дополнительных предметов

Помимо того, что упражнения с применением дополнительных предметов являются очень увлекательными и занимательными, они превосходно способствуют развитию пространственного воображения.

Среди таких игр выделяются:

  • Мозаика. Для начала хватит того, что малыш просто будет вставлять элементы мозаики в основу. Впоследствии следует задавать конкретное изображение или форму, чтобы ребёнок её выкладывал. Идеальным вариантом будет мозаика с разными шляпками.
  • Счёты. Давайте ребёнку задание перекладывать колечки счёт с одного края на другой. Для развития счётных навыков можно также сдвигать колечки по порядку.
  • Нитки. Здесь имеется в виду обычное наматывание и разматывание ниток на различные предметы. Можно, к примеру, заранее выбрать фигурки каких-либо животных, а ребёнок будет обматывать их нитками, придавая окраску. Эти же фигурки можно использовать для игр.
  • Скрепки. Чтобы играть в эту игру, потребуются обычные разноцветные скрепки и несколько листов цветной бумаги. Задание заключается в том, чтобы собрать в небольшую пачку листочки одного цвета, а после скрепить их такой же скрепкой.
  • Болты и гайки. Не требуется ничего не обычного – только крупные болты и гайки. А смысл игры ещё проще – накрутить гайки на болты.
  • Прищепки. Берутся прищепки и цепляются на верёвку, картон или любую другую основу. Задание может быть также усложнено: на основу и прищепки наклеиваются какие-нибудь опознавательные знаки, например, цветные карточки или буквы, а ребёнок цепляет прищепки к соответствующим основам.

В действительности, данный список игр на развитие мелкой моторики не является исчерпывающим. С этой целью вы можете найти какие-то другие игры или же придумать свои. Помните, что для развития моторики подходит всё, что угодно: вода, песок, шнурки, проволока, бумага и т.д. и т.п.

И еще кое-что: развивать мелкую моторику полезно не только детям, но и взрослым, так что, даже если у вас нет детей, отправляйтесь в магазин за пластилином, и, уверяем вас, вечер будет проведён с пользой.