Общение с окружающими в пожилом возрасте. Особенности общения с пожилыми пациентами

Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения, оно пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту. Как у пациента, так и медработника существуют собственные мотивы взаимодействия, медперсоналу при этом принадлежит роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия.

Медперсонал среднего звена на протяжении длительного времени находится в непосредственном контакте с пациентом, поэтому может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на пациента. Задача медперсонала - максимально избегать ненужных негативных психологических воздействий, способствовать созданию психологического климата, благоприятно влияющего на процесс выздоровления.

Предпосылки взаимодействия больного и медработника формируются в зависимости от ряда факторов, обуславливающих ожидания больного:

1. предварительной информации о медработнике

2. репутации медицинского учреждения

3. «дороги» в мед. учреждение

Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами необходимо наличие такого психологического параметра как коммуникативная компетентность.

- акцептация (безусловное принятие больного)

Аутентичность или самоконгруэнтность (естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность).

Состояние эмпатии является наряду с объективным ощущением психологического контакта между медработником и пациентом одним показателей того, что понимающее общение состоялось.

Эмпатия (от английского empathy - чувствование) - это спо-собность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому. Она подразуме-вает лишь вхождение в личный мир другого, деликатное пребывание в нем без его оценивания. Эмпатию следует отличать от эмо-циональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (пере-живания по поводу чувств другого). Если возникает состояние идентификации с эмоци-ональным состоянием пациента, то медработник теряет способность профес-сионально работать и ему требуется психологическая помощь.


Процесс общения с больным начинается с выбора дистанции взаимодействия, она должна быть такой, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и безопасно. При изменении дистанции, особенно при ее сокращении, желательно объяснить свои действия, чтобы избежать нарастание психологического напряжения и агрессии. Пациент, находясь в ситуации стресса, обусловленного болезнью, нуждается в фиксированной территории, принадлежащей только ему. Позитивное взаимодействие зависит не только от территории, но и от социального статуса пациентов, их возрастной однородности.

Модели взаимодействия медработника и пациента

Партнерство - сотрудничество в вопросах лечения, разделение ответственности за результаты обследования и лечения между медработником и пациентом.

Контрактная - сотрудничество на основе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Применяется в условиях платной медицины.

В общении медсестры и пациента, в процессе установления с ним отношений И. Харди выделяет три этапа, характерных для стационарного лечения :

1. ориентация - больной и медсестра знакомятся друг с другом.

2. развернутый этап - может иметь место сотрудничество друг с другом.

3. завершающий этап - этап выписки, связан с утратой чувства защищенности у больного.

Общие правила общения с пациентом.

1. Проявление искреннего интереса к пациенту.

2. понимание достоинств пациента и максимальное одобрение - похвала, подчеркивание значимости.

3. Понимание смысла его поступков вместо огульной критики.

4. Доброжелательность, приветливость.

5. Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджера.

6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.

7. Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту «выговориться».

8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.

9. Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.

10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.

11. Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним в случае заболевания.

12. Использовать оптимальные невербальные методы общения - спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения (похлопывание, ласковое дотрагивание) и т.п.

Общение с пациентами разных возрастных групп, пациентами в стационаре

Основными условиями эффективности профессионального об-щения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта, внима-ния, интереса, профессиональной компетентности.

Необходимо знать особенности психологическо-го отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.

Для детей дошкольного возраста характерно:

  • отсутствие осознания болезни в целом;
  • неумение формулировать жалобы;
  • сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы бо-лезни;
  • восприятие лечебных и диагностических процедур как устра-шающих мероприятий;
  • усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни;
  • чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.

Деонтологическая тактика - эмоциональное теплое отноше-ние, от-влечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведе-ние процедур с уговорами., профессиональное обращение с род-ственниками больного ребенка.

Для подростков характерно:

  • преобладание психологической доминанты возраста - «при-тязание на взрослость»;
  • бравада как форма само-защиты при внутренней психологической ранимости;
  • пренебрежи-тельное отношение к болезни, факторам риска.

Деонтологическая тактика - общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.

При работе с пациентами работоспособного возраста .

Необходимо, прежде всего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.

Деонтологическая тактика - ориентация на трудовую и социальную реабилитацию, выбор тактики общения проводить в зависимости от ВКБ, проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-мнитель-ных пациентов.

Для пациентамов пожилого и старческого возраста характерно:

Психологическая доминанта возраста - «уходящая жизнь», «приближение смерти»;

Чувства тоски, одиночества, нарастающая беспомощность;

Возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, суже-ние интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение воз-можности самообслуживания;

Интерпретация болезни только че-рез возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

Деонтологическая тактика - поддержание у пациента ощущения собственной значимости; подчеркнуто уважительное, тактическое, деликатное отношение, без фамильярности, приказного тона, нравоучений; ориентация на двигательную активность; мотивация на выздоровление.

Особенности общения с пациентом в стационаре

Заболевание, госпита-лизация выбивают человека из жизненной колеи, при этом он может чувствовать себя обиженным судьбой, несчастным. Его тревожат болезнь, возможные осложнения, прогноз, вынужденная необходимость оставить работу, расста-вание с домом, незнакомое или малознакомое окружение, от кото-рого он к тому же становится зависим. При тяжелом состоянии, в случаях развития параличей, сильных болей, назначении строго-го постельного режима зависимость может быть абсолютной.

Распорядок жизни пациента в стационаре определяют меди-цинские работники, сама жизнь пациента в стационаре ока-зывается в зависимости от их знаний, умений, ответственности, их доброты. При этом для пациента особенно значимы от-ношения, которые складываются у него со средними медицински-ми работниками, прежде всего, с медсестрами, которые общаются с пациентами постоянно.

Взаимоотношения с пациентами следует строить в зависимости от возраста, про-фессии, общего культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания. Все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними сле-дует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их челове-ческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное паци-ентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощно-стью и зависимостью.

Средний медработник должен знать , какой диагноз поставлен пациенту, почему врачом назначены те или иные лекарства, процедуры, лабораторные исследования. Однако в беседе с пациентом надо проявлять осторожность, беседа должна носить успокаивающий характер. Ни в коем случае нельзя ему говорить то, что может его огорчить и напугать. Недопустимо в процессе общения с ним говорить, что он сегодня плохо выглядит, что у него «ввалились глаза», плохие анализы.

Необходимо помнить, что при многих заболева-ниях у пациентов возникают те или иные особенности психиче-ской деятельности. Так, при атеросклерозе сосудов головного мозга возможны значительное снижение памяти, рассеянность, слабоду-шие, слезливость, обидчивость, эгоцентризм. Пациенты с патологией сердца часто испытывают чувство страха за свою жизнь, бывают настороженны, повышенно эмоциональны. При болезнях печени, желчного пузыря нередко отмечаются раз-дражительность, язвительность, озлобленность.

При острых инфек-ционных заболеваниях , подоболочечном кровоизлиянии возможны эйфория, недооценка тяжести своего состояния. При высоком внут-реннем давлении пациент обычно вял, малоподвижен, пассивен, апатичен, на вопросы отвечает с промедлением, лаконично, как бы нехотя, часто пребывает в какой-нибудь фиксированной позе. Оп-ределенные особенности психического состояния и поведенческих реакций свойственны многим эндокринологическим, онкологиче-ским и другим болезням, различным формам эндогенной интокси-кации, отравлений.

Значительные особенности имеет работа медсестры в детских отделениях, т.к. пребывание в стационаре без матери является для детей суще-ственным психотравмирующим обстоятельством. Сложными могут быть отношения медицинских работников с родственниками больных детей. Кратковременное общение с родите-лями иногда может лишь взволновать больного ребенка, кото-рый частично адаптировался к больничным усло-виям.

В общении с родственниками пациентов необходимо быть тактичным, вежливым, делать все возможное, чтобы успокоить их, убедить в том, что пациенту делается все необходи-мое. Вместе с тем необходима достаточная твердость для того, чтобы не допустить нарушения родственниками установ-ленного в стационаре режима.

Подлинная культура общения необходима и в самом коллек-тиве медработников. Доброжелательность в отношениях с колле-гами и взаимопомощь обязательны для создания оптимального психологического климата в лечебном учреждении, для оказания полноценной медицинской помощи. При этом весьма существенное значение имеют дисциплини-рованность членов коллектива, соблюдение ими субординации.

Общение в сложных конфликтных ситуациях

Считается , что сложные межличностные, конфликтные ситуации, в том числе возникающие между медработниками и пациентами, в первую очередь обусловлены затруднениями в общении. Челове-ческое общение способно стать источником проблем, неудач, волнений, стеной, разделяющей людей. То, какими будут взаимоотно-шения людей, зависит от их психологической грамотности.

Столкновение интересов (потребностей) является истоком конфликтов, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним могут быть отнесены характеро-логические особенности человека: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчи-нить других себе; его настроение, самочувствие, интеллект, знание и незнание психологии человека, психологии общения и т.д.

В итоге все, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли конфликтогенного фактора, барьера в общении, создать сложную психологическую ситуацию.

Вероятность наступления конфликтов повышается при:

Несовместимости характеров и психологических типов;

Наличии темперамента холерика;

Отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.

Нередко причиной конфликта является неправильное поведе-ние участников общения. В конфликтной ситуации нельзя:

Критически оценивать партнера;

Приписывать ему плохие намерения;

Демонстрировать знаки превосходства;

Обвинять и приписывать ответственность за конфликт только партнеру;

Игнорировать его интересы;

Видеть все только со своей позиции;

Преувеличивать свои заслуги;

Раздражать, кричать, нападать;

Задевать «болевые» точки партнера;

Обрушивать на партнера множество претензий.

Конфликты между медработником и пациентом могут быть разделены на реалистические и нереалистические.

Реалистические (предметные) - вызваны неудовлетворением требований или ожиданий участников общения, несправедливым распределением обязанностей, преимуществ, такие конфликты направлены на достижение конкретных результатов и т.п.

Часто связаны с несовпадением ожиданий пациента и реальностью.

Нереалистические (беспредметные) - имеют целью открытое выражение накопившихся беспредметных эмоций, обид, враждебности, когда сам конфликт является целью. Например - предвзятое отношение к медицинской службе или к отдельному медработнику.

Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов; стычки, стол-кновения и кризисы.

Под стычками подразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Пример - пациент после сде-ланного замечания вновь опоздал на процедуру.

Столкновение. Признаком конфликта этого уровня является продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; расширение круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества с другим, уменьшение веры в доброе отношение другого человека; раздражение в течение нескольких часов, дней; появле-ние сомнений в правильности своего представления об этих от-ношениях. Пример - ситуация, в которой приходиться неоднократно исправлять ошибки коллеги, а на замечания он не ре-агирует и воспринимает их как результат придирчивости.

Кризис — такой уровень конфликта, который угрожает даль-нейшему продолжению отношений. Признаком конфликта этого уровня считается решение окончательно прервать отношения; опа-сения, что другой разорвет отношения в одностороннем порядке; чувство, что отношения носят нездоровый характер, опасения эмо-ционального срыва, если они будут продолжаться; опасение фи-зического насилия.

Неумение находить выход из конфликтных ситуаций психологи называют барьером межличностного общения.

Барьеры общения это те многочисленные факторы, кото-рые случат причиной конфликтов или способствуют им. Барьерами межличностного общения могут быть: барьеры техники навыков общения, расхождение интересов, целей, потребностей, способов деятельности, смысловые, языковые бартеры, предубеждения, пред-рассудки, социальные штампы, приписывание чуждых намерений собеседнику и др.

Средства общения и использование их в психотерпевтических целях

Для практической деятельности медработника характерна своя специфика вербального общения.

Эффективным считается простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение, переданное в удачно выбранное время с учетом индивидуальных особенностей пациента. Под простотой понимают краткость, законченность фраз, понятность слов. Критерии ясности предполагают, что после получения сообщения пациент может однозначно ответить на вопрос, касающийся его дальнейших действий (что, как, сколько, где, когда, почему). Критерий «заслуживающий доверия» очень важен для эффективного общения, на доверие к медработнику влияют - отношение к нему других медработников, знание медработником обсуждаемого вопроса, соблюдение конфиденциальности.

Критерии «уместности сообщения» и «удачный выбор времени» можно объединить в один - «уместность», что предполагает обращения внимания на пациента во время ожидания им врачебного обхода, выполнения манипуляций, процедур и т.п. Учет индивидуальных особенностей пациента во время пребывания в ЛПУ крайне важен как критерий вербальной адекватности передачи информации. Именно он является мерой простоты, ясности, уместности, доверительности для конкретного пациента. К вербальным навыкам общения следует отнести также умение слушать, что предполагает наличие дисциплины, требует усилий.

С.В. Кривцова и Е.А. Мухаматулина выделяют активное, пассив-ное и эмпатическое слушание. Под активным они понимают слуша-ние, при котором на первый план выступает отражение информации, а под эмпатическим — отражение чувств.

Медработник в основном кон-тактирует с ослабленными людьми, которым порой трудно общать-ся с помощью слов, т.е. вербально. Поэтому они должны владеть навыками кодирования и декодирования невербальных сигналов, имеющих свою специфику при организации общения с пациентом. Кроме того, важно владеть и профессиональным языком тела. Важность языка тела обус-ловлена тем, пациенты не только испытывают боль или недомогание, но также могут тревожиться по поводу своих шансов на выздоровление, беспокоиться об оставленном доме и домочадцах и т.д. Одним словом, пациенты нуждаются в психологической под-держке и заботливом к себе отношении.

Применение невербальных средств общения в психотерапевтических целях со стороны медработника предполагает готовность к зрительному контакту, улыбке и другим положительным формам мимики, кивкам при выслушива-нии сетований пациента, открытые жесты, наклон корпуса в сторо-ну пациента, малую дистанцию и прямую ориентацию, а также ак-тивное использование прикосновений, выражающих поддержку (дер-жать за руку, обнимать за плечи, легонько прижимать к себе и т.п.), аккуратный внешний вид, тщательную синхронизацию процес-са общения с пациентом и использование ободряющих междоме-тий.

    Необходимо внимательно и терпеливо выслушать все то, что говорит пожилой человек. При ошибочных суждениях не следует проявлять явного несогласия или тот час опровергать их.

    Важно дать почувствовать человеку, что собеседник принимает его таким, какой он есть, а не таким каким бы хотел его видеть в данный момент. Такая позиция позволяет пожилому человеку чувствовать себя свободнее, у него появляется доверие, он непринужденно высказывает все свои опасения, сомнения, чувства и мысли, не боясь критики и осуждения.

    Любая, даже малозначительная оплошность, бестактность, неуважение, черствость - воспринимаются в пожилом возрасте как тяжелая психическая травма.

    Основу оптимального контакта с пожилым человеком составляет доверительность.

    Следует подчеркнуть необходимость щадящего, тактичного, гуманного отношения к пожилому человеку. Необходимо помнить о материальных трудностях, повседневных трудностях, возникающих у пожилого на каждом шагу.

    Поведение пожилых, их высказывания, в свою очередь могут оказаться неосторожными, резкими, обидными, а задача социального окружения в том именно и состоит, чтобы не дать разогреться конфликту, чтобы психологическая травма не оказалась причиной декомпенсации.

    Гуманное отношение к пожилому человеку состоит в том, чтобы в духе оптимизма и доброжелательности убедить, что вместо потенции и физической силы к людям приходит мудрость и опыт, глубокое понимание неувядающих человеческих ценностей.

    Существенными задачами психопрофилактики в гериатрии является всяческое оберегание психики пожилого человека, щадящее отношение к личности, терпимость, предупредительность, забота и большой такт.

Вопросы для самоподготовки:

1 .Что изучает геронтология?

2. С чем связано возрастание интереса к геронтологии в последнее десятилетие?

3. Перечислите аспекты старения, которые изучает геронтология?

4. Что является предметом изучения гериатрии?

5. Назовите общие положения гериатрии.

6. Определение понятий "старость" и "старение".

7. Какие теории старения сегодня являются наиболее значимыми?

8. Дайте определение понятий физиологическое и преждевременное старение?

9. Каковы факторы риска преждевременного старения?

10. Почему деонтологический аспект имеет очень важное значение в гериатрии?

Тестовые задания:

Входной контроль.

1. Геронтология - это:

А) раздел социологии и психологии, изучающий изменение психики при старении человека;

Б) раздел биологии и медицины, изучающий процесс старения человека.

2. Гериатрия – это область клинической медицины:

А) изучающая болезни людей старших возрастных групп;

Б) определяющая условия проживания пожилых и старых людей;

В) разрабатывающая методы лечения и профилактики заболеваний пожилых и старых людей.

Г) верно а и в

3. Старость – это:

А) патологический процесс;

Б) биологический процесс развития человека.

4. Пожилым считается возраст

Б)60-74 года

Г)90 и более лет

5. В нашей стране доля лиц пожилого и старческого возраста постоянно:

А) снижается

Б) растет

В) на одном и том же уровне

Выходной контроль.

1. Для пожилых и старых людей характерна:

А) множественность патологических процессов;

Б) единичность патологических процессов.

2. Определите возраст долгожителей

А) 45-59 лет

Б) 60-74 года

В) 75-89 лет

Г) 90 и более лет

3. Демографическая ситуация в России характеризуется

А) увеличением продолжительности жизни

Б) увеличением удельного веса детей

В) увеличением удельного веса лиц пожилого возраста

Г) изменением социальной структуры общества

Д) снижением продолжительности жизни

4. Профилактическое направление в геронтологии преследует следующие цели:

А) борьба с преждевременным старением

Б) выявление факторов риска, приводящих к старению

В) своевременное лечение заболеваний и старческих недугов

Г) все верно

5. Какие аспекты старения изучает геронтология?

А) биологические

Б) медицинские

В) социальные

Г) психологические

Д) гигиенические

Е) все верно

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ:

Студентам в течение 15 минут необходимо описать принципы общения врача с пациентом, сформулировать практические вопросы и ответы с точки зрения пациента и его семьи. Сформулировать рекомендации пациенту по здоровому образу жизни.

Клинический пример №1

На прием обратилась пациентка 83 лет, которая считает, что у нее сердечное заболевание, потому что она очень ослабла. У нее нет сил помыться в душе, и она очень стесняется, что от нее пахнет потом и у нее несвежее белье. Ее сопровождает сын, проявляющий заботливость, любовь и готовность помочь.

Клинический пример №2

Па прием обратился пациент 94 лет, проживающий один в благоустроенной квартире. Врачу он больше жалуется на то, что дети очень редко его навещают (через день), а сам он не может приготовить себе еду.

Клиническая ситуация №3

На прием обратилась пациентка 75 лет, у которой 2 недели назад диагностирован рак молочной железы. Она очень боится, что умрет. Ее сопровождает дочь, которая проявляет чуткость и заботу, и боится за жизнь матери.

Вы должны знать о проблемах со здоровьем пожилого человека. Пожилые люди могут иметь болезни, из-за которых разговоры и понимание становятся сложнее. Убедитесь, что вы в курсе состояния здоровья человека, прежде чем перейдете к общению с ним. Например, у него могут быть проблемы со слухом, речью, и потеря памяти. Эти факторы усложняют общение. Помните, что возрастной критерий не всегда является правдивым индикатором состояния здоровья человека (см. Предупреждения).

Будьте внимательны к окружающей среде, в которой общаетесь. Оцените обстановку, в которой происходит процесс коммуникации, так как она может повлиять на проблемы со слухом и речью. Есть какой-то раздражающий шум вокруг? В этой комнате разговаривает много людей? Там играет навязчивая музыка? Присутствуют ли отвлекающие факторы, которые могут повлиять на общение? Спросите пожилого человека, комфортно ли ему в данном месте. Если вам что-то мешает, то постарайтесь пойти в более мирное и тихое место.

Говорите четко и членораздельно, смотря в глаза. Пожилые люди могут иметь проблемы со слухом. Очень важно говорить четко и членораздельно. Говорите глядя в лицо, а не в другую сторону. Не глотайте слова: шевелите губами, произнося каждое слово тщательно и точно. Если ваш язык «танцует» во рту, когда вы говорите, то артикуляция получается более четкой. Если же ваш язык пассивен, то артикуляция выходит не такой четкой.

Отрегулируйте громкость голоса должным образом. Существует разница между тем, чтобы говорить громко и провозглашать. Научитесь приспосабливать свой голос к потребностям пожилого человека. Оцените обстановку окружающей среды и слуховые способности человека. Не стоит кричать только потому, что человек пожилой. Относитесь к нему с уважением, произнося речь в комфортном уровне громкости, который подходит вам обоим.

Используйте четкие и точные вопросы и предложения. Не стесняйтесь повторить или перефразировать свои предложения и вопросы, если чувствуете, что вас не понимают. Сложные вопросы и предложения могут запутать пожилого человека, у которого кратковременная память или проблемы со слухом. Более четкие и точные конструкции понять легче.

  • Используйте прямые вопросы: «Вы ели суп на обед?», «Вы ели салат на обед?», вместо «Что вы ели на обед?». Чем более точны вы в своих высказываниях, тем легче пожилому человеку вас понять.
  • Сделайте свои вопросы и предложения более легкими. Ограничьте свои предложения и вопросы до 20 слов или меньше. Не используйте жаргонные слова или фразы, а также междометия (например, «как», «ну» и «вы знаете»). Ваши предложения должны быть короткими и по делу.
  • Избегайте путаницы смешанных идей и вопросов. Пытайтесь выражать свои идеи и строить вопросы логически. Если вы спутаете идеи, то можете запутать пожилого человека. Выражайте по идее за раз. Например: «Хорошо было бы позвонить Ивану, вашему брату, а потом Свете, вашей сестре». Более сложной конструкцией является: «Я думаю, что сначала, нам следует позвонить вашему брату Ивану, а потом позвонить вашей сестре Свете».
  • Применяйте визуальные средства, если это возможно. Если у пожилого человека проблемы со слухом или памятью, важно подойти к этому творчески. Наглядные пособия отлично помогают. Покажите человеку, о чем или о ком вы говорите. Например, возможно, лучше сказать: «У вас болит спина (указывая на спину)? Есть ли боль в животе (указывая на свой живот)?», а не просто спрашивать: «У вас что-то болит?».

    Не ждать удовольствия от общения

    Если вы не будете ждать удовольствия от взаимодействия с пожилыми родственниками, вероятность, что вы его все же получите, повышается. Удовольствие можно получить от себя. Например: если меня ждет тяжелый разговор с родителем, я должен удержаться от собственного гнева. Одну секунду мне будет тяжело, а все остальное время я буду получать удовольствие от того, что сдержался. Это такая детская игра, которая называется «слабо»: Слабо удержаться? Слабо не злиться?

    Я работаю с пожилыми людьми последние 15 лет. Когда они начинают меня есть, я стараюсь сдерживаться, а потом понимаю, что обижаться не на кого: это не просто наши родители, это мы с вами через 20, 30, 40 лет.

    Рулить

    Мы привыкли, что родители управляют нами. Они сильные люди, и совет дадут, и помогут. Но вдруг наступает момент, когда нужно взять руль на себя: теперь ты сильный и должен управлять ситуацией.

    Они хотят, чтобы мы были успешными. Если я прихожу к родителям и начинаю жаловаться, они уже не могут ничем мне помочь. Поэтому я разделил две правды: есть правда хорошая и есть правда, которую им лучше не знать никогда. Наше благополучие - залог их успеха, об этом нужно все время помнить.

    Не пытаться их менять

    Когда мы были маленькими, взрослые здорово поели нам мозг рассказами о соседском мальчике, который лучше учится и слушается родителей. Когда они становятся пожилыми, мы начинаем отвечать им тем же: «Смотри, соседка каждый день гуляет, а ты целыми днями дома сидишь». Мы пытаемся их исправить, хотя нужно принимать их такими, какие они есть.

    Не нужно пытаться в них что-то впихнуть, они уже не подлежат модернизации. Мы можем их только принять. Если человек курил до 80 лет, скорее всего, он уже не бросит. Как шутит один мой подопечный: «Я делаю дыхательные упражнения, пока сигареты не кончатся».

    Знать их «технические характеристики»

    Нужно абсолютно точно знать, с кем мы имеем дело. Надо понять, что такое человек не видящий, не слышащий, не могущий встать. Чтобы понять, что такое слепой человек, попробуйте очутиться на его месте: хотя бы порисуйте в темноте.

    Наши старшие родственники каждый день видят, как уменьшаются их возможности. На мои уроки приходит суперуспешный человек 80 с чем-то лет - в прошлом бизнесмен, создатель сети магазинов в Израиле. Он подходит ко мне со слезами и спрашивает: «Ты мне поможешь?» Он страдает из-за постоянного уменьшения своих сил.

    Они борются со стрессом. Один из моих учеников носит на спине устройство вроде металлической раскладушки, с которой он ходит весь день и которая держит ему позвоночник. На ночь он эту конструкцию снимает, но поворачиваться ему уже нельзя.

    Другой мой подопечный однажды спросил, может ли он сидеть не справа, а слева от соседа. Оказалось, ему не нравится, как сосед поет. Когда я спросил, какая разница, с какой стороны сидеть, он ответил: «Правым ухом я уже не слышу». Нам нужно пытаться понимать и учитывать эти вещи.

    Представьте на минуточку, что ваши родители постепенно переводят свой режим из автопилота на ручное управление. Они начинают пить таблетки по часам. Средняя продолжительность жизни сейчас - 80 лет. 5 из них человек болен и пару лет он нуждается в помощи. Нужно просто принять это и понять: окей, это нормальная история, плата за долгую жизнь.

    Не вступать в конфликт

    Я этому сам долго учился. Есть бронебойный снаряд, который пробивает любую шкуру: «Я в твоем возрасте был, а ты в моем - еще нет». И это действительно так.

    Агрессия пожилых людей приходит от неудовлетворенности собой. Когда ты принимаешь причину агрессии, когда ты улыбаешься пожилому родственнику и не отвечаешь на его выпады, агрессия спадает. Если ответил - пропал.

    Конечно, нужно уметь менять темы разговора, менять вектор. Попробуйте, например, в спокойной ситуации в разговоре с родителями взять и поменять тему. Это упражнение поможет вам в ситуации конфликта.

    Сострадать, но не жалеть

    Сострадание - очень важная вещь. Причем нужно различать сострадание и жалость - это небо и земля. Жалость обезоруживает нас: жалея человека, мы, как правило, ничем не можем ему помочь. А сострадание может быть разным, в том числе циничным или деятельным.

    Не спорить

    Есть много моментов, когда очень хочется ответить. Одна из моих учениц заставила меня купить тяжеленную доску, мы два года выпиливали из нее скульптуру. Она потом жаловалась на меня всем: смотри, какую тяжелую работу он мне дал. Я все это слышал и не отвечал. Я не могу напомнить ей: «Ты меня об этом просила», - она этого просто не помнит. Когда ты понимаешь, с кем имеешь дело, все становится гораздо проще. Ты получаешь отрицательную энергию, перерабатываешь ее в себе и отдаешь положительную.

    Управлять впечатлениями

    Когда мы молоды, у нас очень много впечатлений, а с возрастом их становится все меньше. Все, что отвлекает пожилых от невеселого образа жизни, очень важно. Они сидят перед домами на скамейках и обсуждают соседей именно потому, что им не хватает впечатлений.

    Когда мы касаемся темы о том, как уберечь стариков от мошенников, все советы связаны с укреплением обороны: поставить железную дверь, камеру, запретить им подходить к двери. На самом деле ответ очень простой: их надо занять.

    Нужно приглядываться к человеку, подсовывать ему что-то. Если хочешь, чтобы старик рано ушел, просто посади его на стул и начни сдувать пыль - долго не просидит. Тетя моя, например, любила перепечатывать стихи Пушкина на старом компьютере. Или другая моя знакомая - 80-летняя бабушка - уже не слышит ничего, зато плавает пятью стилями в бассейне. Хорошо, когда есть общение с внуками - главное, чтобы внукам это не навредило.

    Ко мне приходят ученики и говорят: как быстро время прошло, я и не заметил. Ежедневно приходят 40 человек. Когда начинается интеракция между ними - это тоже обмен впечатлениями. Они обсуждают и меня - это нормально. Один из подопечных мне сказал: «Ты для меня как две рюмки водки».

    Впечатления бывают разные, не всегда хорошие. Однажды мои клиенты выволокли стулья на балкон и смотрели, как человека вылавливают из бассейна и увозят на скорой, - это тоже впечатление. Мы можем постараться сделать так, чтобы впечатления были только хорошие, но мы не всесильны.

    Не винить себя

    Чувство вины преследует всех. Что бы ни происходило, остается ощущение того, что недоделал, недодал, неправильно вел себя с родителями. Не надо себя винить. Виновато время. Это замкнутый цикл, который не зависит от нас.

    Надо понять, что человек, который приближается к границе жизни и смерти, прежде всего обращен в себя и пытается упорядочить свое прошлое. Я общался со многими пожилыми людьми, которые вспоминают то, что было 40–50 лет назад, и пытаются все это разложить по полочкам. Память устроена как бутылка с песком. Когда ты ее переворачиваешь, события вчерашнего дня улетают сразу, а на донышке остаются мама и папа. Люди уходят в себя, и мы не виноваты в этом, мы должны это понять, смириться с этим и постараться дать им как можно больше.

    В любом случае нужно беречь себя. Надо научиться отдыхать. Если постоянно жить жизнью пожилого человека, в итоге останешься виноват: тебя обвинят в том, что у тебя все не сложилось. Почему ты не женился? Почему не родила детей?

    Прощать

    Нужно научиться оставлять обиды во вчерашнем дне. Это как компьютер - ты его перезагрузил и начинаешь работать снова. Если сегодня ты не простил своего деда, завтра - может так случиться - его уже не станет.

    Я наладил отношения с матерью после того, как оставил какие-то темы незакрытыми. Когда мне было 20, я думал: вот сейчас я немножко объясню и она поймет. Она не поняла. Поэтому я научился не закрывать темы, а просто перешагивать через них.

    Но чтобы прощать, надо иметь силы. Есть много техник восстановления: можно медитировать. Лично я придумал для себя технику «5 минут»: просто выхожу из помещения, сижу пять минут и ни о чем не думаю. Потом возвращаюсь с новыми силами, чтобы опять иметь возможность сострадать.

    Одна из главных моих заповедей - умейте их рассмешить. Веселый старик не опасен.

    Следующий Саши Галицкого состоится в конце февраля.

    Находить общий язык с пожилыми людьми порой настолько же сложно, как и с малышами-несмышленышами. Но учиться этому надо, особенно если вы живете с людьми преклонного возраста под одной крышей.

    Как общаться с пожилыми – расскажет сайт сайт.

    Старость – как это?

    Особенность «третьего возраста» в том, что все люди подходят к нему с совершенно разным жизненным багажом, с разным состоянием здоровья и психики. И надо с пониманием относиться к тому, что «в адеквате» до глубоких седин доживают немногие. Миф о мудрости стариков является все-таки мифом (т.к. возник в те времена, когда продолжительность жизни была существенно меньше и глубокими стариками считались те, кто в наше время еще даже не мог бы претендовать на пенсию) – а с возрастом происходит замедление процессов мозговой деятельности.

    В каком-то смысле, расплата за долгожительство – это несколько лет, которые человек вынужден прожить с ограниченными возможностями (и физическими, и умственными). В современном мире, когда достижения цивилизации в большинстве стран позволили отодвинуть старость на несколько десятилетий, люди столкнулись с необходимостью пересмотреть отношение к старикам и научиться общаться с пожилыми – хотя бы потому, что для каждого из нас также высоки шансы дожить до глубоких седин.

    Особенности психики пожилых людей:

    • Снижение восприимчивости ко всему новому – бабушке или дедушке сложно позитивно отнестись к новой моде в одежде, к новым фильмам, музыке и т.д., буквально во всех аспектах жизни.
    • Снижение обучаемости, ухудшение памяти (особенно краткосрочной).
    • При этом же – легкая внушаемость, если определенные идеи достаточно эмоционально изложены и достаточно часто повторяются. Подтверждение этому: во всех странах мира именно пенсионеры становятся «золотым электоратом» для политиков-популистов с примитивными лозунгами и простой наглядной агитацией.
    • Появление комплексов из-за ограничения физических возможностей, из-за необходимости просить помощь у молодых, из-за беспомощности. Об этом нечасто задумываются, но для большинства людей самое неприятное в старости – это именно невозможность по-прежнему не зависеть от других и быть самостоятельными во всех отношениях. Нелегко сохранять психику в уравновешенном состоянии, когда исчезает возможность работать и зарабатывать, как раньше, заниматься любимыми активными хобби, а порой и просто нормально ходить, читать, слышать звуки…

    Разговаривать с пожилыми: как?

    Главное, что нужно понимать, общаясь со стариком или старушкой: его/ее уже бесполезно переубеждать, перевоспитывать и как-либо менять. По сути у вас три задачи:

    1. Облегчить взаимодействие с пожилым человеком для себя. Если, например, ваши живут с вами, то постоянно напрягаться от контакта с ними – плохо и им, и вам.
    2. Облегчить ему взаимодействие с вами. Потому что если вы будете постоянно разговаривать с пожилым «на своей волне», то ему может быть действительно трудно быстро вникать в суть ваших идей и принимать их.
    3. Облегчить пожилому человеку его старость. Это важно, и это во многом зависит от молодых окружающих.

    А теперь более конкретные советы от «Красивой и Успешной»:

    • Иногда с пожилыми приходится разговаривать «на корточках» (т.е. в понятном для них стиле ведения беседы). Попросту – говорите медленнее, не раздражайтесь от необходимости повторять отдельные моменты. Подбирайте простые выражения, избегайте современного сленга и пользуйтесь тем понятийным аппаратом, который был в ходу во времена молодости и зрелости данного человека.
    • Не раздражайтесь (или хотя бы не показывайте своего раздражения), если человек вас не сразу понимает, переспрашивает, забывает подробности прошлых бесед на данную тему и.т.д. Если видите, что ему вас трудно понять, попросите у него уточняющих вопросов – что именно он не понял, о чем рассказать подробнее, и т.д.
    • Не исключайте пожилого родителя или родственника из жизни семьи – для него действительно очень важно чувствовать свою нужность и свою общность с молодыми поколениями родни. Просите его делать посильные дела, спрашивайте у него совета (даже если вы не особо нуждаетесь в житейских рекомендациях, всегда можно найти ту сферу, в которой советы человека преклонного возраста могут быть применимы – приготовление какого-то блюда, выращивание комнатных цветов, и т.д.).
    • Время от времени разговаривайте со стариком или старушкой «ни о чем» — рассказывайте ему какие-нибудь истории из своей жизни и выслушивайте его/ее воспоминания о молодости. Если пожилой человек не хочет слушать, зато хочет, чтоб слушали его – давайте ему выговориться, пусть это даже будет монолог…
    • Не навязывайте ему вашу точку зрения – не убеждайте, что новомодное платье действительно красивое, что в квартире удобнее жить, чем в сельском доме, а суши вкуснее бутерброда с салом. Если ваши мнения разошлись – постарайтесь сгладить момент фразами типа «Может быть, я когда-нибудь передумаю», «Возможно, ты прав, но сейчас я сделаю вот так, извини». Да и вообще, суши можно поесть не на глазах дедушки, чтобы не начинать предсказуемую дискуссию.

    Как строить общение с «трудными» стариками?

    Хорошо, когда родители – это «светлые» старики, подошедшие к преклонному возрасту в ясном уме и со здоровой психикой. Но если это не так и пожилой человек «трудный» — резкий в суждениях, очень авторитарный, навязчивый, со странным и неприемлемым для вас мировоззрением?.. Ужиться с ним действительно очень сложно…

    Во-первых, как бы ни было для вас это тягостно, дайте ему право быть таким, каким он есть. Он не изменится, тут уж от вас ничего не зависит…

    Если пожилой человек требует чрезмерно много вашего внимания и времени – постарайтесь его чем-нибудь занять: предложите ему хобби, подскажите, куда можно ходить ради общения с единомышленниками. Например, при большинстве домов культуры и в библиотеках и в наше время проводятся различные бесплатные мероприятия (лекции, концерты самодеятельности и т.д.), работают клубы рукодельниц и прочие объединения, куда с увлечением ходят местные пожилые люди.

    Не стоит показывать, что вам тяжело общаться с пожилым человеком, что вы постоянно раздражаетесь – даже если старик становится для вас .

    • Во-первых, «вампиры» «питаются» именно негативными эмоциями «жертв» и вольно либо невольно стараются почаще у них такие эмоции вызывать.
    • Во-вторых, раздражением вы все равно не измените испортившийся старческий характер.

    Правильно будет сделать так – оградить свою жизнь от прямого и постоянного вмешательства «тяжелого» старика, но оставить те моменты поддержки, которые вы всегда гарантируете, каким бы сложным не стал характер человека. К примеру, не стоит оставлять «трудной» внуков надолго, но заходить к ней с регулярной частотой, помогать в хозяйстве и отводить определенное (ограниченное!) время на общение – можно и нужно. Вам станет намного легче, когда вы установите тот предел, дальше которого влияние «трудного» пожилого человека не распространится – есть много жизненных случаев, когда после установления определенных рамок отношения с состарившимся родственником становились намного лучше и спокойнее!