Национальный костюм кабардино балкарии. Учебный проект «Общее и особенное в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев и терских казаков

ТРАДИЦИОННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ

Пока человек жил в пещере, о красоте своей “одежды” он думал немного. Спасаясь от холода, наш пращур с немалым искусством пускал в дело все имевшиеся у него под рукой резервы. В ход шли шкуры животных, кора деревьев, листва. Эта практическая потребность прикрывать свое тело, чтобы согреть его, уберечь от ссадин и синяков, и послужила исходным толчком к созданию костюма. Тут уж, как говорится, “не до жиру, быть бы живу”. Собственно, “изобретение” одежды и есть следствие борьбы человека за свое существование.

Постепенно с развитием цивилизации к одежде начинают предъявлять другие требования. Одежда уже не только предохраняет человека от различных жизненных невзгод, но и служит украшением. Так, чтобы прослыть “человеком со вкусом” древнему египтянину следовало носить льняной передник, который крепился на бедрах при помощи кушака или пояса. А в Древнем Риме “модной” одеждой считалась туника - “безразмерная” рубашка, образованная из сложенного пополам куска материала, в центре которого было отверстие для головы, а по бокам - для рук, и т.д.

Шло время, менялись общественно-экономические формации, менялись и взгляды на одежду. Так и национальная одежда кабардинцев и балкарцев складывалась веками. В традиционной одежде кабардинцев и балкарцев наблюдалось большое сходство. Эта общность сложилась в течение длительного исторического периода. Имел значение также и общий воинский быт.

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев была в основном однотипна. В значительной степени изготовлялась она из местных материалов: овчины, кожи крупного рогатого скота, шерсть перерабатывалась на войлок, из которого делали шляпы, бурки, домотканое сукно. Шелк, бархат, хлопчатобумажные ткани кабардинцы и балкарцы получали за счет развитых торговых связей.

Основными частями мужской одежды кабардинцев и балкарцев являлись бешмет и особой формы штаны.

Короткий кафтан-бешмет надевали поверх рубахи. Бешмет туго охватывал фигуру, застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка ручной работы пуговицы - узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживающиеся к кисти рукава, застегивающиеся внизу на такие же пуговки. Ниже талии бешмет плавно расширялся, подчеркивая стройность фигуры, на что кабардинцы и балкарцы обращали особое внимание, Длина бешмета была различной, но в большинстве случаев не достигала колен на 8-10 см. Правда, старики носили более длинные бешметы, чем молодые. Бешмет имел на груди нашивные карманы, а по бокам, ниже талии, вшитые боковые внутренние карманы. Шили его чаще всего из тканей черного, белого, коричневого цвета, а в горах - часто из домотканого сукна. Бешмет считался повседневной легкой верхней одеждой, его носили дома, в ней работали в поле. Для работы в холодную погоду его делали стеганым на тонком слое шерсти или ваты. Более зажиточные слои населения имели и праздничные бешметы, сшитые из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи. При использовании бешмета в качестве выходной одежды его подпоясывали узким ремнем с металлическим набором: пряжкой, наконечником, бляшками, подвесками и т.д.

Изготовление бешмета было делом сложным, требовавшим определенного мастерства, поэтому его шили известные сельские мастерицы.

Штаны, шившиеся из домотканого сукна или плотной ткани фабричного производства, преимущественно темного цвета, состояли из прямых, слегка суженных книзу штанин. Между штанинами вшивался ромбовидный клин. Носили их на плетеном шнурке, заправляя штанины в ноговицы. Ноговицы плотно охватывали ногу от щиколотки до колена. Под коленом их подвязывали ремешками. В горных районах Балкарии штаны нередко шили из овечьих шкур.

Штаны у горцев были весьма удобные для быстрой ходьбы, бега, верховой езды.

Одежда, состоящая из бешмета, штанов и ноговиц, вполне отвечала условиям жизни воина, охотника, пастуха. Все в ней было строго подобрано, она не стесняла движений, позволяла бесшумно ходить по любым тропам, лазить по скалам и т.п.

Полный костюм горца включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета. Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах-черкесах. Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места (мечеть, сельские сходы, правление), в гости, на танцы и т.д. Обычай не разрешал бывать в этих местах в одном бешмете, “недоодетым”, и такое появление могло быть расценено как неуважение к обществу, существующему этикету. Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов.

Черкеска плотно облегала фигуру до пояса и расширялась к низу, вместо воротника имела вырез на груди, из которого выглядывал бешмет. Она застегивалась у пояса на несколько (3-5) самодельных тесемочных пуговиц и петель. По обеим сторонам груди нашивались газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. Количество газырей на одной стороне черкески кабардинцев колебалось от 8-ми до 10-ти, но обычно их было 8, что отличало кабардинские черкески от черкесок соседних народов, у которых число газырей доходило до 12-ти. Размеры их были различные. У бедных крестьян они были простые, деревянные с белыми костяными наконечниками, у богатых - из кости, нередко слоновой, с черненными серебряными или даже золотыми колпачками, соединенными в верхней части изящной цепочкой. В последствии газырницы утратили свое назначение и сохранились в качестве украшения. Черкеска не имела карманов. Ее прямые и широкие рукава спускались значительно ниже кистей рук, поэтому ее обычно отворачивали. По обычаю, отогнутые рукава опускались во время танцев.

Длина черкески не была определенной, но у кабардинцев и балкарцев она была удлинена и спускалась ниже колен на 15-20 см и была длиннее, чем у соседних народов. Особенно длинные черкески, доходившие чуть ли не до земли, носили муллы и их ученики.

Черкеску носили застегнутой или подпоясанной поясом. Только старики могли носить ее нараспашку. Пояс являлся необходимой принадлежностью мужского костюма у кабардинца и балкарца. Его снимали только ночью и в дни траура. Он состоял из хорошо обработанного кожаного ремешка черного цвета шириной 2-3,5 см и металлических или серебряных бляшек. Пояса делались различных видов. Одни из них имели только пряжку, продержку и наконечник. Другие - несколько поясных бляшек различной формы и два боковых наконечника, по одному на каждой стороне; такие пояса носило старшее поколение. Мужчины среднего возраста носили пояса с четырьмя боковыми наконечниками; молодые мужчины (и женатые, и холостяки) - с тремя боковыми наконечниками на каждой стороне.

В большинстве случаев на ремешках, спускающихся по бокам, кроме наконечников, имелось по нескольку бляшек. Все они были украшены черненым орнаментом и позолотой. Металлические части пояса украшались гравировкой, чернью, филигранью с наружной стороны. Оборотная сторона оставлялась белой, на ней наносились инициалы мастера, различные изображения. На поясе обычно висели кинжал с прикинжальным ножом и изредка, по специальному разрешению, пистолет в кобуре.

С конца ХIХ в., когда кинжал из части оружия превратился в обязательную принадлежность, украшение горского костюма, его изготовлением стали заниматься ювелиры.

Теплая верхняя мужская одежда

Теплой верхней одеждой у кабардинцев и балкарцев являлась шуба, которую шили из овчины, а лучшие экземпляры - из шкуры баранчиков и даже ягнят. Такие шубы назывались шубами из курпея. По покрою шуба отличалась от черкески только тем, что ее кроили без грудного выреза. Она имела небольшой стоячий воротник, который, как и полы, и рукава, оторачивался снаружи узкой меховой полоской из овчины молодого барашка. Шуба, как и черкеска, бешмет, застегивалась на 5-6 тесемочных пуговиц и петель. У нее был большой запах.

Верхней одеждой являлась и бурка. “Без нее, - писал Б.Е.Хижняков, - немыслимо представить себе горца-мужчину”. Бурку надевали в любое время года, отправляясь в поле, на базар, в другое селение и т.д. Она заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Она укрывала и всадника, и его лошадь от дождя, легко переворачивалась задом наперед и защищала всадника и седло. В хорошую погоду ее свертывали валиком и привязывали к седлу. Бурки делались из черной шерсти. Они имели лохматую поверхность, узкие плечи и широкий низ, что придавало им колоколообразную форму. Воротник бурки имел специальную застежку. Ходить пешком, пасти скот в длинных бурках было неудобно, поэтому для пастухов и чабанов шили войлочные пальто, специальные бурки, которые были не только короче, но и имели капюшон, хлястик и застегивались на несколько пуговиц.

Мужские головные уборы

Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху. Балкарцы носили папаху и летом.

До Великой Октябрьской социалистической революции на территории Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии городов не было. Центр Нальчикского округа - Нальчик был основан как укрепление в 1822 г. В 1838 г. возле крепости образовалось военное поселение, а в 1871 г. Нальчик преобразовали в слободу. Вплоть до революции он оставался грязной неблагоустроенной слободкой с несколькими лавками и карликовой промышленностью ("известковые и кирпично-черепичные заводы, на которых работало всего 33 рабочих). Но зато в Нальчике было 22 питейных дома. В 1901 г. среди жителей слободы было всего 12 кабардинцев.

В настоящее время Нальчик (87 тыс. жителей) является не только административным, но и промышленным центром Кабардино-Балкарской республики. Здесь имеется ряд крупных предприятий, в том числе машиностроительный завод, крупнейшая на Северном Кавказе кондитерская фабрика, мясокомбинат и др.

Учебные заведения, в их числе Кабардино-Балкарский университет, научно-исследовательский институт, театр, филармония, музей, библиотеки, кинотеатры и т. п., характеризуют Нальчик как важный культурный центр. Возросло, особенно за последние годы, благоустройство города, общественное и жилищное строительство. Нальчик - город-сад, чистый, нарядный, обладающий одним из лучших на Северном Кавказе парком, ничем не напоминает грязную слободу дореволюционного периода.

Совершенно новым и очень своеобразным городом является Тырны-Ауз^ построенный в узком горном ущелье. В городе воздвигнуты большие каменные дома, улицы асфальтированы и озеленены. Построены школы, больницы, клуб, стадион и т. п.

В пределах республики имеются теперь и другие города - Прохладный, Дошукино, а также "несколько рабочих поселков городекого типа.. Общая численность кабардинцев, живущих в городах Кабардино-Балкарии,- около 23 тыс. человек.

В Карачаево-Черкесии на месте станицы Баталпашинской вырос областной центр Черкесск. Промышленные предприятия города - завод «Молот», мебельная фабрика, мясокомбинат, маслодельный завод и др. Население Черкесска сравнительно невелико (41 тыс.), но здесь имеются областной театр, краеведческий музей, научно-исследовательский институт истцрии, языка и литературы, ряд учебных заведений. Проводятся большие работы по благоустройству и озеленению города, построено много больших и красивых зданий. Совершенно заново выстроен другой город области - Карачаевск, расположенный у впадения Теберды в Кубань.

Кабардинцы и черкесы, живущие в городах и непосредственно соприкасающиеся с русскими, имеют возможность ближе знакомиться с их обычаями и образом жизни, что помогает им в перестройке старого быта. Связь, горожан с селениями способствует быстрейшему перенесению новых бытовых нэбыков и в деревню.

Одежда

Национальная одежда кабардинцев и черкесов, как и всякая народная одежда, складывалась в результате воздействия ряда экономических, исторических и географических условий. Поскольку в их хозяйстве не было иного сырья для ткани, кроме шерсти, меха, кожи, войлока, то основные части костюма делали из этих материалов. Однако рано завязавшиеся торговые сношения с другими народами расширили ассортимент товаров и в одежду, особенно женскую, рано вошли привозные хлопчатобумажные, льняные, шелковые и тонкие шерстяные ткани. Привозные ткани в первую очередь были доступны зажиточным. Большая часть населения, особенно до второй половины XIX в., нередко испытывала «ситцевый голод». Так или иначе из женской одежды шерстяные домотканые материалы были вытеснены полностью уже с середины прошлого века.

Национальный мужской костюм сложился в условиях большой подвижности мужской части населения, связанной с характером хозяйства и образом жизни. Необходимой принадлежностью всадника являлась длинная оурка (щашуэ), заменявшая в походе дом и постель. Укрепленная в виде заслона или палатки на кольях, в качестве подстилки и одновременно покрывала, она спасала от холода, снега ж дождя. В жару ее надевали для защиты от палящих лучей солнца. Во время встречного ветра бурку поворачивали задом наперед, чтобы ее не раздувало ветром. Неудобна она была только для пешехода. Поэтому пастухи употребляли обычно короткие старые бурки. Местные бурки по прочности и легкости считались лучшими на Кавказе. Теплой одеждой служили также овчинные нагольные шубы, которые носили пастухи на кошах и пожилые люди в селениях.

Верхней одеждой являлась также черкеска (цей) из домотканого или фабричного сукна, чаше всего черного, бурого или серого. В дореформенный период белые черкески и бурки разрешалось носить только лицам, принадлежавшим к феодальному классу. Длина черкески зависела от моды. Так, например, в начале XX в. носили очень длинные, до щиколоток, черкески. Обычная же их длина - немного ниже колен. По обеим сторонам груди на черкеске нашивались кармашки для деревянных трубочек- газырей, в которых раньше хранили заряды для ружей. До появления огнестрельного оружия на этих местах делались обычные карманы, как это иногда встречалось на рабочих черкесках и в XIX в. В XVII-XVIII бв. парадные черкески имели разрезные откидные рукава, позднее - прямые широкие.

Под черкеску (поверх нательной рубашки) надевали бешмет (къэп- тал) - кафтан с высоким стоячим вюротнитгом, застежкой спереди посредине до пояса, длинными и узкими рукавами; длина его несколько выше колен. Богатые бешмет шили из бумажной, шелковой или тонкой шерстяной материи, часто ярких цветов; крестьяне - из домотканого сукна у а позднее из бумажной ткани. Бешмет был домашней или рабочей одеждой. Черкеска же в прошлом для большинства крестьянства была только праздничной одеждой и имелась далеко не у каждого. Штаны шили из домашнего или покупного сукна, и они имели очень простой покрой - две штанины соединялись большим ромбовидным клином и собирались у пояса специальным шнурком.

Весьма важной частью костюма являлся головной убор, наиболее устойчиво сохраняющийся вплоть до последнего времени. Головной убор носили не только для защиты от холода, жары, но и «для чести». Наиболее распространенный тип голодного убора - меховая папаха с суконным донышком. Форма ее менялась, следуя велениям местной моды. Главным образом изменялась высота околыша. В летнее время носили войлочную шляпу с широкими полями. В ненастную или холодную погоду поверх меховой папахи надевали суконный башлык. Башлык всегда брали с собой в дорогу и носили его на плечах, пока он не понадобится. Парадные башлыки делали белыми или цветными и украшали галунами и золотым шитьем.

По материалам конца XVIII - начала XIX в. известны мужские суконные шапки, украшенные галуном и напоминающие митры. Носили и цилиндрические шапочки с широким галуном на околышке, позднее характерные только для женщин. Однако эти типы головных уборов носили только князья и уорки.

На ноги надевали кожаные или войлочные ноговицы и кожаную мягкую обувь со швом посредине подошвы - чувяки (вакъэ). Князья и уорки часто носили красную сафьяновую обувь, украшенную галунами и вышитую золотом. Такая обувь из тонкой кожи была мало пригодна для пешехода, но зажиточный горец редко ходил пешком. Бедняки носили грубую обувь из сыромятной кожи. Тонкая обувь из сафьяна служила признаком знатного происхождения, и в фольклоре имеется образное выражение о борьбе крестьян с феодалами, как о борьбе сыромятных башмаков с сафьяновыми. Упомянем еще кожаный узкий дояс с серебряными бляшками и подвешенными к нему сальницей, ружейной отверткой, кресалом и т. п. У стариков кожаный пояс часто заменялся матерчатым.

Удобный и изящный мужской костюм, приспособленный к обрасу жизни горцев, широко распространился за пределы Кабарды и Черкесии. Скотовод, охотшш и воин одинаково удобно и свободно чувствовали себя в одежде, точт> пригнанной по фигуре и не стесняющей движения.

В первой половине XIX в. у кабардинцев и черкесов еще бытовали шлемы и кольчуги из железных или стальных колец, надевавшиеся на подкольчужник* Руки защищали металлическими налокотниками и боевыми рукавицами. Такого рода воинский костюм был, конечно, доступен только феодальной верхушке и, так же как оружие, передавался из поколения в поколение. В феодальный период щегольство в одежде для мужчин считалось излишним. Знатный кабардинец мог в доказательство своей воинской лихости ходить в рваной черкеске, но оружие его было всегда богато украшено. К концу XIX в. идеал феодального воина сменился лдеалам богатого и солидного дворянина-землевладельца; князья и уорки (мелкие феодалы) стали уделять своему костюму много внимания.

Большой интерес представляет женский костюм, сложный по форме и ярко отражающий социальные различия. Женщина надевала на тело прямую длинную рубаху(джапэ) из бумажной или шелковой ткани, чаще всего красного или оранжевого цвета. Она была видна в разрез платья. Под рубахой носили шаровары (гъуэншэдж), собранные внизу. С периода возмужания на девушку надевался короткий кафтанчик, сходный по по- покрою с бешметом. На груди он застегивался несколькими (до 20) парами массивных серебряных застежек. Цвет кафтанчика - темно-красный, черный, реже - синий. Кафтанчик обшивали галуном, а рукава и в особенности полы его украшали золотым шитьем. Поверх кафтанчика надевали длинное платье (босцей), по покрою сходное с черкеской. Платье имело спереди разрез, через который были видны серебряные застежки кафтанчика и его полы, часто украшенные вышивкой.

Нарядное платье шили из бархата или шелка темных цветов и украшали галунами ж золотым шитьем. Рукава платья в конце XVIII - начале XIX в. делались длинными разрезными, позднее стали шить платье с цельными рукавами до локтя и из- под них были видны рукава кафтанчика и рубашки. Но в торжественных случаях к рукаву платья прикрепляли подвески в виде широких и длинных лопастей, богато вышитых золотом, имитировавшие более ранние откидные рукава. Пояс с серебряной пряжкой дополнял нарядный костюм княжны или дворянки.

Пожилые женщины носили ватный стеганый къэптал, покроенный по образцу платья. Молодые женщины, согласно местному обычаю, теплой одежды носить не могли. Они защищались от холода только шерстяной шалью.

Головной убор имел разнообразные формы, которые связывались с различными периодами жизни женщины. Девочка ходила в платке или даже с открытой головой, но когда она, по местному выражению, «начинала ходить на танцы», т. е. созревала для замужества, то надевала так называемую «золотую шапочку» (дыщэпы1э) у которую носила и после замужества до рождения первого ребенка. Шапочка имела высокий твердый околыш, украшенный золотым или серебряным галуном или вышивкой, п закругленную, конусообразную или плоскую верхушку из сукна или бархата, украшенную галунами, а иногда и серебряной шишечкой на верхушке.

Поверх шапочки накидывался тонкий шелковый платок, конец которого заматывался вокруг" шеи. Девушки из знатных семей носили также подвески к косам в виде полосы тонкой белой ткани, скрученной наподобие веревки и спускавшейся до подола. Женский головной убор, надевавшийся после рождения первого ребенка, состоял из небольшого платка темного цвета. Концы его пропускали сзади под волосами, заплетенными в косы, и завязывали на темени особым узлом. Сверху накидывали шаль (1элъэщ1). Волосы были совершенно скрыты. Платье и шаль дарил молодой женщине ее отец к рождению ребенка.

Таким образом, перемена головного убора отмечала периоды отрочества, половой зрелости и перехода в разряд женщин-матерей.

На ногах носили сафьяновую или кожаную обувь, сходную с мужской,- чувяки. Свадебная и вообще парадная обувь часто была красного цвета.

Одним из показателей сословного различия служил цвет одежды. Платья красного цвета разрешалось носить только женщине дворянского происхождения.

Будничная одежда крестьянки шилась из дешевой покупной, а до середины XIX в. частично и из домотканой шерстяной ткани и состояла из рубахи, шаровар, кафтанчика и платья, подпоясанного матерчатым или кожаным с галуном по!ясом. На голову девушки надевали большую шаль, а замужние под шаль еще маленький платочек.

Рабыни носили обноски с барского плеча. Их одежда часто сводилась к рубахе и штанам из домотканого сукна. Рабынь, которые сопровождали княгинь, одевали прилично, «а то княгине будет стыдно».

Обувь в виде высоких скамеечек, сделанных по форме ступни и обтянутых бархатом с серебряными украшениями, была принадлежностью только женщины высшего сословия. Такую обувь надевали при торжественных выходах и она была обязательна для невесты. В фольклоре она служит символом богатой и праздной жизни.

Принадлежностью дворянского девичьего костюма был кожаный корсет с деревянными планками - куэншыбо. Идеалом красоты знатной девушки была тонкая талия и плоская грудь. Для достижения этой цели на девочку 10-12 лет надевали корсет, с которым она не расставалась ни днем, ни ночью вплоть до выхода замуж. Снимался он в первую брачную ночь и уже навсегда. Шнуровка корсета тщательно запутывалась подругами, одевавшими невесту, и жених должен был проявить особую ловкость при его снятии. Утром девушки осматривали корсет, и если он оказывался поврежденным, то в сатирической песенке жестоко осмеивали нетерпение новобрачного. Корсет носили только девушки из феодальной среды.

Как видно из изложенного, в женском костюме ярко отразились сословные различия. Одежда знатной женщины была типичным феодальным нарядом, подчеркивавшим высокое происхождение, богатство и праздность его носительницы. Это обстоятельство, а также его красочность способствовали тому, что он стал образцом для феодальной верхушки соседних народов, вносивших в его покрой и в орнамент вышивки свои национальные черты.

Усилившиеся после крестьянской реформы связи Кабарды и Черкесии с Россией не могли не отразиться на одежде. Освобождение зависимых сословий сняло феодальные запреты с определенных форм и расцветок одежды, и постепенно материал, покрой и цвет одежды начали зависеть прежде всего от материальных возможностей и вкуса. Кулачество подражало в своей одежде высшему сословию.

Развитие русской текстильной промышленности и расширение внутреннего рынка усилили ввоз русских тканей. Женская одежда стала шиться целиком из фабричных тканей, что сделало ее более удобной и гигиеничной.

Праздничные черкески, особенно у богатых, шились из тонкого фабричного сукна разных цветов.

Покрой мужской одежды в основном остался прежним, но в женской одежде сильно сказалось городское влияние. Платье шили отрезным, юбку закладывали складками, разрез спереди маскировали или не делали совсем, изменился способ вшивания рукава и т. п. Рубаха и шаровары приобрели характер белья*

Очень значительные изменения произошли в одежде кабардинцев и черкесов в советское время. Женский национальный костюм почти совсем исчез.

Девушки и молодые женщины одеваются совершенно по-городско- му. Причем если еще несколько лет пазад выбирались фасоны, близкие к фасонам национальной одежды, т. е. платья с длинными рукавами, то теперь часто шьют платья и кофточки с короткими рукавами. В холодное время года носят готовые пальто, часто меховые. Не расстаются только с шалью, береты встречаются редко и почти никогда не носят шляп. Лишь у самых старых женщин можно еще видеть остатки старого костюма - длинное платье в талию, но уже без разреза от пояса до подола, два платка на голове. Национальный женский костюм до сих пор считается обязательным для невесты, но и в этом случае он имеет упрощенные форкы. Шапочка, шаль, платье с разрезом, серебряные застежки и пояс - вот его.состав. Кроме свадьбы, костюм такого рода можно увидеть во вре~ мя праздников, но чаще всего у участников самодеятельных коллективов. Большинство девушек на праздники надевает модные платья городского покроя, сшитые с большим умением и вкусом. От прежней формы одежды осталась только любовь к длинным рукавам и неглубокому вырезу у ворота.

За последние годы замечаются также большие отклонения от прежней привычной темной гаммы цветов костюма в целом, от преобладания однотонных гладких материй. Все чаще можно увидеть платья не только ярких расцветок, но и пестрые, с цветами и т. д. Это связано с новым, более жизнерадостным мироощущением. Характерно, что тяга к яркости, многоцветное™ выявилась, как мы видели, и в раскраске домов (Двери, ставни), й в убранстве комнат.

Одежду городского типа повсеместно носят и мужчины. Национальный колорит костюма больше всего сохранился среди табунщиков и пастухов, для которых бурка, обувь из сыромятной кожи и пр. служат как бы профессиональной одеждой. Черкеску надевают очень редко - по праздникам, иногда в сочетании с оружием - кинжалом. Широко распространено лишь лошение войлочных шляп и папах. До Великой Отечественной войны часто носили так называемую «кавказскую» рубашку, широкую, с длинными рукавами и высоким стоячим мягким воротником. На груди она застегивалась шпуровыми узелками, которые продевались в шнуровые же петли. Так же застегивался и низ рукава. Поверх рубашки одевался узкий кожаный пояс с серебряным набором. После войны «кавказская» рубашка вытеснена рубахами обычного типа.

В прошлом из-за отсутствия средств в трудовых семьях не только мужчины. но и женщины обходились одной сменой одежды. Теперь же в каждом доме имеется богатый выбор одежды. Вошло в обиход трикотажное и другое белье. Девушка старается иметь несколько выходных платьев, не говоря уже об обычных.

Марина Губирова
Конспект НОД «История развития кабардинской национальной одежды»

Программное содержание :

Образовательные :

Расширить знание детей о кабардинской национальной одежде .

Научить видеть и знать, какие на одежде национальные орнаменты , форма шитья, цвет ткани. Познакомить с историей кабардинского национального костюма , с особенностями его внешнего вида;

Дать понятие о повседневном и праздничном костюме.

Развивающие :

Развивать у детей умение сравнивать, описывать, делать выводы; Обогащать словарный запас за счёт названия одежды ,

Развивать речь , память, желание участвовать в коллективной беседе, доказывать точку зрения. Поощрять творческую фантазию и познавательный интерес. Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные :

Воспитывать интерес к кабардинским народным традициям , любовь к своему народу, бережное отношение к одежде , доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Материалы к занятию : Презентация с изображением кабардинских национальных костюмов . Сатаней в кабардинском национальном костюме . Картинки шапки и нарукавники для оформления бусами и золотыми нитками, клей, пазлы «Адыгэ фащэ» .

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций с кабардинскими национальными костюмами , чтение кабардинских народных сказок .

Словарь :башлык,бурка,нагрудник,нарукавник,орнамент,черкеска,

газыри,газырницы,шаль.

Ход занятия.

1. Организационный момент : дети заходят в зал и встают в круг.

Воспитатель : ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Повернулись все ко мне. Пусть каждый из вас приложит руку к своему сердцу, послушает, как оно бьётся. Послушали? Возьмитесь за руки и часть тепла и любви из своего сердца из ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу. Посмотрите все на меня. В ваших глазах я увидела любопытство, желание пообщаться со мной и со своими друзьями.

В :Ребята!Сегодня я приготовила вам сюрприз. Мы с вами попадём в прошлое нашего кабардинского народа , когда жили наши прабабушки и прадедушки. Посмотрим и поговорим,в каких одеждах они ходили .

А чтобы попасть туда, нам надо найти ключ от двери.

С давних времён наш народ славился традициями, обычаями, вкусной едой, красивой одеждой , пословицами,где они выражали свой ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображаются самые разные стороны жизни людей.

И если вы вспомните народные кабардинские пословицы , наши двери откроются.

1 реб : Нэмыс здэщымы1э,насып щы1экъым.

2 реб : Уи псалъэ гъэ1эси,уи нэмыс гъэбыдэ.

3 реб : Уи япэк1э бдза мывэм, ухуозэж.

4 реб : Лэжьыгъэм уегъэлъап1э,щхьэхынагъэм уегъэпуд.

5 реб : Гупсыси псалъэ, зыплъыхьи т1ыс.

6. реб : 1ей пщ1ауэ, ф1ым ущымыгугъу.

7. реб : Ф1ы пщ1амэ,ф1ы къыпок1уэ.

8. реб : Улажьэмэ лыжь пшхынщ,умылажьэмэ лажьэ бгъуэтынщ.

Двери раскрываются медленно под тихую национальную музыку , и дети попадают в прошлое время. Помещение обставлено старинными предметами,а так же висят национальные костюмы (женские и мужские) .В помещении находится женщина внациональном костюме ,сидит и вышивает национальную шапку .

В :Ребята! Ой,посмотрите,это же Сатаней.

Откуда она к нам пришла (из кабардинской сказки .)

Как называется сказка? (Сын камня.)

И кто же Сатаней (Она мама Сосруко)

Давайте подойдём к ней и поздороваемся.

Д : Здравствуйте Сатаней!

С : Здравствуйте,мои дорогие!Добро пожаловать!Как хорошо,что вы попали сюда. И вы много узнаете о национальном костюме . Раньше,в давние времена,народы Северного Кавказа носили национальные костюмы . (Слайд№1) И у каждого народа был свой костюм,который отличался от других. Наш кабардинский национальный костюм очень красивый. Посмотрите (показ рисунка (Слайд№2) костюмы бывают разные :на каждый день и праздничные дни у женщин и у мужчин.

(Слайд№3) Дети,вы знаете как называется национальный костюм для женщин и мужчин?

Д :Адыгэ фащэ.

С : Молодцы!

2. С : (Слайд№4) А теперь посмотрите на этот женский костюм.

В : Наши дети знают из чего состоит женский костюм.

Ребята, вспомните из чего состоит женский костюм?

Д :Из платья,нагрудника,нарукавника,шапки с шалью,пояса, золотого пояса.

В :Правильно,дети,молодцы!

В :Ребята,раньше платье шили из дорогих тяжёлых тканей : бархат,плотный шёлк.

В :Ребята, а вы знаете чем украшали платье?

Д :Вышивкой украшали края разреза платья (национальным орнаментом-ветка яблони,рога барана,следы животных,трилистник и т. д).

В :Они так вышивали,потому что кабардинский народ издавна занимался сельским хозяйством и это отражалась в узорах.

В :Молодцы!

В : (Слайд№5) Наши дети ещё знают,когда надевают нарукавные подвески. Давайте вспомним, когда надевают нарукавные подвески.

Д :Их надевают в праздничные,торжественные дни,ещё во время свадеб.

В :Я вам расскажу,почему их надевали.

Раньше мужчинам не разрешли смотреть на руку девушки,и на свадьбе девушки прятали руки нарукавником,и чтобы во время танца мужчины не прикасались руки девушки.

В :(Слайд№6) -Кто мне покажет нагрудник?

Д :Вот это нагрудник.

В :Молодец!В нагруднике вдоль разреза по сторонам застежек часто нашивали подвески,расположенные одна под другой от плеча до пояса. А вы знаете,какими подвесками украшали?

Д :Они имели вид шариков на цепочках.

В :Молодцы,правильно!

(Слайд№7) А на голове девушки носили шапки с шалью.

Шапки различались по высоте. Какую форму имеет шапка?

Д : Форму цилиндра.

В : Основой шапки является твёрдый картон,который потом обтягивался тканью из бархата,сукна. Украшали также национальными орнаментами .

В :Ребята,вот мы рассмотрели с вами женский национальный костюм ,вспомнили из чего он состоит,узнали много нового.

Сат :Ребята,а сейчас я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру.

3. Физминутка : Игра «Пы1э къуэдзэ» .

Молодцы сели все.

4. В :(Слайд№8) Теперь посмотрите на мужскую одежду .

Вспомните из каких частей состоит мужская одежда ?

Д : Черкеска,шапка,башлык,рубаха,пояс, кинжал, штаны, наговицы.

В : (Слайд№9) Черкеска-мужская верхняя одежда . Шилась в основном из ткани естественного цвета шерсти-бурого,серого. Ещё каких цветов?

Д : Чёрного,белого,синего.

Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах-черкесах.

Чем украшали черкеску?

Д :(Слайд№10) Черкеску украшали газырями.

В : По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. Раньше когда кабардинцы уходили на войну , в черкеске по обоим сторонам оставляли по одной пустой газырнице, одну- для сильно солёно- копчённого мяса, если вдруг закончится пища, чтоб могли подкрепиться. А в другую пустую газырницу вкладывали иголку с ниткой, так как с малых лет детей приучали к аккуратности, следить за собой, ходить чистыми, и если вдруг на войне порвётся одежда , даже мужчины могли аккуратно зашить свою одежду .

В :(Слайд№11) -А это что ребята (Головные уборы)

Головной убор у кабардинцев в основном , соответствовал их одежде . Летом они носили войлочную шапку, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху.

В :(Слайд№12) Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток.

Вспомните что это такое и чем его украшали?

Д : Башлык,украшали шёлковой или шерстяной тесьмой.

В :(Слайд№13) Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Сат : Ребята,а теперь в наше время, когда одевают национальную одежду (Слайд№14)

Д :Сейчас, национальную одежду одевают невесты во время свадеб и в праздники.

В :Наша национальная одежда- это культура кабардинского народа . Надо беречь национальную одежду ,сохранять ее для подрастающего поколения. И наши дети Сатаней, очень любят свою землю,охраняют и берегут. Вот об этом нам расскажет Ланочка.

Реб : Небо адыгов, земля адыгов,

В небо вздымаясь,тобой любуюсь.

Небо адыгов, земля адыгов.

Пока живу я, дышу тобою.

5. В :И у нас для тебя Сатаней сюрприз.

Для этого мы разделимся на три группы.

Первая команда будет работать вот за этим столом, нужно помочь Сатаней собрать картинку адыгэ фащэ.

А вторая команда будет работать, вот здесь, им нужно украсить нарукавник,для этого нужно на орнаменты нанести клей приклеить жёлтые блестящие нитки, чтобы нарукавник стал не с простой вышевкой, а с золотой.

Третья команда будет работать, за этим столом,там у нас лежат готовые заготовки шапок из пластилина и вам нужно прикрепить бусенки,чтобы получилось золотая шапка.

Под спокойную музыку дети выполняют работу.

Сат :А вы умеете танцевать кабардинский танец ?

В : Да,они умеют и сейчас вам покажут.

6.«Кабардинский танец »

Цель исследования:

Изучить и расширить знания о национальных одеждах кабардинцев.

Задачи проекта:

Познакомить с женской одеждой кабардинцев;

Учить пониманию того, что одежда выражает особые качества горцев – скромность, опрятность, гордость, желание подчеркнуть красоту фигуры;
-воспитывать глубокий интерес к истории своего народа,

уважительное отношение к его культуре и традициям;

Выявить информированность современных детей

по теме исследования.

Введение.

Пока человек жил в пещере, о красоте своей “одежды” он думал немного. Спасаясь от холода, человек с немалым искусством пускал в дело все имевшиеся у него под рукой резервы. В ход шли шкуры животных, кора деревьев, листва. Эта практическая потребность прикрывать свое тело, чтобы согреть его, уберечь от ссадин и синяков, и послужила исходным толчком к созданию костюма. Постепенно с развитием цивилизации к одежде начинают предъявлять другие требования. Одежда уже не только предохраняет человека от различных жизненных невзгод, но и служит украшением.

Кабардинцы были богаче других народов, богаче и одевались. Благородную барышню этой национальности можно было узнать по тонкой талии, затянутой в корсет, высокой шапочке, нарукавным подвескам, красному платью, ходулям и трудоемкой и очень дорогой вышивкой – вприкреп.

Кавказ – одна из областей мира, где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью и украшениями. Неотъемлемым компонентом культуры любого народа является национальный костюм. По национальному костюму можно изучать историю народа.

Основная часть.

Одежда кабардинок имела много общего с мужской, что свидетельствует о единстве их первоосновы. Имелись, конечно, и существенные различия. Идеалом женской красоты на Кавказе считались тонкая талия и плоская грудь. Для достижения такой фигуры кабардинки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело и плотно обхватывающими весь бюст девочки.

Это обеспечивало тонкость и стройность фигуры девушки. Поверх корсета надевали нижнюю рубашку, имевшую такой же покрой, как и мужская. Но она была длиннее и спускалась ниже колен. Рукава ее тоже были прямыми и широкими, длинными, иногда закрывающими кисти рук. Женская рубашка также имела прямой разрез и небольшой стоячий воротничок, застегивающийся на пуговицу. Рубашки шили из хлопчатобумажной или шелковой ткани различных, иногда ярких, цветов. На выбор материала нарядной рубашки обращали большое внимание, так как воротник, передний разрез и рукава выглядывали из платья. С этим был связан обычай кабардинских женщин украшать эти части рубашки вышивкой и красивыми узкими галунами. Старухи носили рубахи из хлопчатобумажной ткани белого или несколько темноватых расцветок, тогда как молодые женщины шили их из темно-красного, синего, коричневого цветов и др.

Рубашки женщин старшего возраста не имели украшений, вышивок. В конце ХIХ в. – нач. ХХ в. появилась юбка. При этом рубашка уже не шилась из шелка, она была хлопчатобумажной, а юбка - шелковой. Поверх рубашки обязательно надевалось платье. Без платья могла ходить только старуха у себя дома. Платье совпадало по покрою с черкеской - распашное до подола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. Иначе шились только рукава. В начале рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой лопастью. Позднее рукав делали узким, выше локтя и отдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя. Парадное платье шили обычно из бархата или тяжелого шелка, из такого же материала делали подвеску. Существовал и иной вариант платья: к короткому, выше локтя, узкому рукаву пришивалась оборка из той же ткани, закрывавшая руку почти до кисти. Такое платье носили молодые девушки и женщины. Пожилые женщины носили платье с длинным широким рукавом до кисти. Нарукавные подвески, длинные рукава были характерны для одежды знатных женщин и имели определенный социальный смысл: подчеркивая их возможность не работать. Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Его носили лет с 10-12-ти до самой старости. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Узкий рукав кончался у кисти. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных, украшенных бирюзой или цветными стеклами, с орнаментом, нанесенным гравировкой, чернью или филигранью. Шили его из нарядных плотных тканей - тяжелого шелка, бархата, сукна, атласа. Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Но происходила эволюция кафтанчика. Постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье. Весьма важную роль в одежде кабардинок играл пояс. Его надевали поверх платья, стягивая талию. У женщин старшего поколения пояс был просто матерчатым, шерстяным или просто широким тесемочным, но обязательно с металлической пряжкой. Женщины средних лет носили пояса, состоявшие наполовину из бархатной или широкой галунной полосы, а наполовину - из серебра, с пряжками различных видов. Девушки носили пояса из серебряных пластинок, украшенных позолотой, гравировкой, филигранью. Их изготавливали как местные, так и пришлые (дагестанские) мастера. Серебряный пояс был большой ценностью и вместе с нагрудными застежками переходил из поколения в поколение. Многие сохранившиеся до сих пор пояса насчитывают 100-150 лет. Помимо пояса в числе женских украшений входили серьги, браслеты, кольца,

часы на длинной цепочке.

Теплая верхняя женская одежда.

По горскому обычаю девушки и молодые женщины в холодное время года не носили никакой теплой одежды, а могли лишь надеть второе стеганое платье или накинуть на плечи платок. Замужние женщины постарше могли носить распашную одежду, простеганную тонким слоем шерсти или ваты. Богатые кабардинки иногда надевали бархатные, отороченные полоской меха шубки без застежек, носившиеся не столько для тепла, сколько для красоты. Подбивали их беличьим мехом, а иногда просто подшивали подкладку. Старухи, особенно в горных районах, носили и овчинные нагольные шубы. Принятые у горцев ограничения в ношении теплой одежды девушками и молодыми женщинами губительно отзывались на их здоровье, но поддерживались мусульманским духовенством, так как это препятствовало появлению женщин вне дома.

Женские головные уборы.
Важнейшей частью одежды являлись головные уборы, в которых наиболее ярко прослеживаются возрастные различия и изменения в семейном положении кабардинок. Девочки носили платок или ходили с открытой головой до замужества. Против такого обычая, бытовавшего с древнейших времен, вело борьбу мусульманское духовенство, которое в начале ХХ в. добилось принятия сельскими обществами специального приговора, запрещавшего всем девочкам с 10-12-лтнего возраста ходить без головного убора, без платка. Так, в селе Тыжево 1-го участка Нальчикского округа общий сход 6 апреля 1915 г. под давлением мусульманского духовенства принял приговор, в котором говорилось: “Девочки нашего селения с 10-летнего возраста не должны употреблять в головной убор каких бы то ни было гребешков и не показывать своих волос как в своем селении, так и вне его. За нарушение же сего родители таких девочек должны подвергаться штрафу в доход наших общественных сумм по 5 руб. за каждый случай нарушения”. Когда наступал период “созревания” и девушка “начинала ходить на танцы”, она носила высокую шапочку различных видов. Одни из них имели цилиндрическую, другие конусообразную или округленную форму, у третьих цилиндр сочетался с конусом и напоминал мужской шлем и т.д. Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых и серебряных ниток. Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшалась радиально расходящимися узкими галунами. На самой верхушке имелось украшение в виде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток. Нередко шишечка заменялась различными изображениями: птичкой, сидящей на шарике, полумесяцем, распустившимся цветочком, и т.д. Многие из них были серебряными, украшенными чернью, позолотой, филигранью.

Передняя часть дошедших до нас шапочек имела украшения в виде бахромы, укрепленной по верхнему краю галуна. Во второй половине ХIХ в. кабардинки стали носить, наряду с высокими, и невысокие шапочки. Они имели форму низкого цилиндра или усеченного конуса. В отличие от высоких, они обтягивались сукном, бархатом и украшались золотой и серебряной вышивкой, располагавшейся по околышу и на донышке. С верхушки спускалась длинная золотая кисть. Такую шапочку кабардинцы называли крымской, татарской или осетинской, что свидетельствовало о ее заимствовании у соседних народов. Низких шапочек, известных под названием “кривых шапочек”, кабардинки не надевали на невест в период совершения свадебного обряда, признавая их непригодными для этого случая. Их носили, в основном, девушки.

Женщины (как и невесты) до первого ребенка носили шапочку с белым шелковым платком с бахромой. Шапочка после рождения первого ребенка заменялась небольшой повязкой темного цвета. При этом квадратную повязку складывали треугольником и повязывали голову так, что два конца ее пропускали сзади под косы, делали один узел, затем, обхватив ими голову, снова завязывали их на темени, а концы прятали. Третий же конец, опускаясь на спину, прикрывал волосы. Смена девичьего головного убора на женский, приуроченная не к свадьбе, а к рождению первого ребенка, указывает на древность этой традиции. Женщина уже не только юридически, но и фактически перешедшая в категорию женщин-матерей, не имела права показывать свои волосы. Женщины из зажиточных семей повязывали голову специальным тонким платком, шелковым, с узорами на краях. При выходе из дома голову поверх повязки покрывали большим шерстяным платком домашнего производства. Такие платки носили, в основном, женщины старшего поколения. Высоко ценились и большие тонкие шерстяные или шелковые платки черного, кремового, бордового и других цветов с бахромой и цветами. Молодые женщины поверх повязки и девушки поверх шапочки носили, корме белых шелковых платков с бахромой, и черные шелковые платки двух видов - с бахромой и без нее с различными узорами. Постепенно шапочка, как и парадное платье, стала превращаться в празднично-свадебный головной убор. В начале ХХ в. девушки из состоятельных семей стали носить газовые шарфики, кружевные косынки, шарфы вологодской работы.

Женская обувь

Обувь кабардинок в основном была самодельной и во многом сходной с мужской. Это войлочные и сафьяновые носки, чувяки, башмаки, отличавшиеся от мужских большей нарядностью и вышивками. Их надевали на шерстяные чулки, изготовленные самими женщинами. Вязаные чулки и носки женщины часто делали разноцветными (белые с черным, коричневым, серым и т.д.). Войлочные и сафьяновые носки, в основном, носили женщин старшего возраста, надевая на них сафьяновые чувяки. Девушки и молодые женщины поверх чулок и носков надевали красиво расшитые, а иногда украшенные галунами сафьяновые чувяки. Повседневной обувью считались и сафьяновые башмачки, ничем не отличавшиеся от мужских. В Кабарде женщины носили обувь с каблуками на деревянной подошве без задников и с вышитым кожаным носком, которая являлась домашней обувью. Девушки княжеского происхождения в праздничные дни надевали так называемые высокие ходули, украшенные серебряными накладками и обшитые бархатом. В них было трудно передвигаться, но зато они подчеркивали их высокое положение. Такой обувью пользовались и девушки других слоев населения в период свадебных празднеств. Эти виды обуви делали специалисты. Известны были мастера из селений Докшоково, Боташево и др. В конце ХIХ в. женщины в зажиточных семьях стали носить туфли на низком каблуке на одной пряжке, напоминавшие по покрою башмаки, а также глубокие и неглубокие с узким носом галоши. Позже значительное распространение получили русские ботинки на высоких каблуках со шнуровкой. Праздничной же обувью являлись ботинки с длинной шнуровкой и фабричные туфли. Кабардинцы не знали пошивочных мастерских, не имели портных, сапожников и т.д., поэтому изготовлением одежды занимались женщины. В каждом селе имелись мастерицы, которые пользовались большой известностью. По обычаю, они не имели права отказывать или назначить плату. Но их всегда чем-то одаривали за работу. Умение шить красивую одежду, хорошо вышивать в какой-то мере характеризовало девушку как невесту, поэтому в воспитании девушек шитье, рукоделие играли значительную роль. Девушки продолжительное время учились у известных мастериц. За это они делали им различные подарки, помогали по хозяйству. Постоянное внимание к рукоделию и обучение ему с малых лет способствовали выработке у девушек к моменту выхода замуж необходимых навыков по изготовлению одежды и ее украшению.

Всю работу женщины выполняли вручную, поэтому она отнимала много времени. Богатая невеста, например, свою свадебную одежду готовила годами с помощью своих подруг, соседок и т.д. В целом, женская одежда кабардинок как и мужская, отличалась скромностью, строгостью цветовой гаммы, преобладанием однотонных материалов. Украшение одежды галунами, золотом и серебряным шитьем вполне соответствовало общему стилю одежды, сочетавшей строгость форм и цвета с изяществом, хорошо подчеркивающим фигуру женщины. Традиционный национальный костюм кабардинок и балкарок, как и мужской, не состоял из случайного набора отдельных вещей. Каждая часть костюма строго подбиралась по покрою, украшениям и особенно цвету. Вполне понятно, что мужская одежда была строже, скромнее женской. Женская одежда была более живописной. Основной упор делался на линию узора, обычно светлого на темном фоне. В орнаменте вышивки и ювелирных изделий имелось много общего. Для него было характерно чувство формы вещи. Национальная одежда выражала вкус ее создателей, их эстетические идеалы. Она является овеществлением народного опыта и представляет ценное культурное наследие. Она должна быть не только изучена и сохранена в музеях, но и использована в своей лучшей части художниками и модельерами - создателями новой современной одежды.

Заключение.
Кавказ - одна из областей мира, где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью и украшениями. По национальному костюму можно изучать историю народа. Кабарда делилась на сословия, и одежда имела классовые различия. Традиционный национальный костюм был приспособлен к условиям их жизни. Все детали оттачивались годами.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ОДЕЖДА КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ Завода Ольга Сергеевна Педагог допобразования МКОУ СОШ № 25 г. Нальчик

2 слайд

Описание слайда:

Кабардино-Балкария – многонациональная республика. На ее территории, составляющей 12,5 тыс. км2, проживают более 100 национальностей: кабардинцы, балкарцы, русские, осетины, украинцы, корейцы, татары, евреи и т.д. Население – 901 200 человек. В республике 165 населенных пунктов, в том числе 8 городов: Столица – Нальчик; Прохладный и Баксан – города республиканского подчинения; Чегем, Майский, Нарткала, Терек, Тырныауз – города районного подчинения; 10 районов: Баксанский, Зольский, Лескенский, Майский, Прохладненский, Терский, Урванский, Чегемский, Черекский, Эльбрусский. На протяжении веков наши народы жили на территории республики в дружбе и согласии. История нашей Кабардино-Балкарии полна как ярких страниц, связанных с ратными и трудовыми совершениями, так и драматических моментов, свидетельствующих о тяжелых и трагических испытаниях, через которые им доводилось пройти. Чтобы понять происходящее, необходимо знать прошлое, историю своего края, своего народа. Нас всех, как взрослых, так и детей, формирует прошлое и настоящее как нашего отечества, так и всего человечества. Каждому человеку важно установить свою причастность к роду, нации, человечеству, помнить, что он живет в мире, где прошлое ощутимо действует, косвенно влияя на настоящее.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев была в основном однотипна. В значительной степени изготовлялась она из местных материалов: овчины, кожи крупного рогатого скота, шерсть перерабатывалась на войлок, из которого делали шляпы, бурки, домотканое сукно. Шелк, бархат, хлопчатобумажные ткани кабардинцы и балкарцы получали за счет развитых торговых связей. Основными частями мужской одежды кабардинцев и балкарцев были бешмет и особой формы штаны.

6 слайд

Описание слайда:

Полный костюм горца включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета. Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах-черкесах. Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места (мечеть, сельские сходы, правление), в гости, на танцы и т.д. Обычай не разрешал бывать в этих местах в одном бешмете, “недоодетым”, и такое появление могло быть расценено как неуважение к обществу, существующему этикету. Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Теплой верхней одеждой у кабардинцев и балкарцев была шуба, которую шили из овчины, а лучшие – из шкуры баранчиков и даже ягнят. Такие шубы назывались шубами из курпея. По покрою шуба отличалась от черкески только тем, что ее кроили без грудного выреза. Она имела небольшой стоячий воротник, который, как и полы, и рукава, оторачивался снаружи узкой меховой полоской из овчины молодого барашка. Шуба, как и черкеска, бешмет, застегивалась на 5-6 тесемочных пуговиц и петель. У нее был большой запах.

11 слайд

Описание слайда:

Верхней одеждой была и бурка. “Без нее, – писал Б.Е.Хижняков, – немыслимо представить себе горца-мужчину”. Бурку надевали в любое время года, отправляясь в поле, на базар, в другое селение и т.д. Она заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Она укрывала и всадника, и его лошадь от дождя, легко переворачивалась задом наперед и защищала всадника и седло. В хорошую погоду ее свертывали валиком и привязывали к седлу. Бурки делались из черной шерсти.

12 слайд

Описание слайда:

Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период – шапку из овчины, папаху. Балкарцы носили папаху и летом.

13 слайд

Описание слайда:

Значительным разнообразием отличалась обувь кабардинцев и балкарцев. Ее можно разделить на две части: паголенки и собственно обувь. Паголенки делали из сукна, войлока и сафьяна без носков, со штрипками, и каждый их вид имел свое название, подчеркивающее, из какого материала они сделаны (сафьяновые, войлочные, суконные). Наиболее распространенными были черные паголенки, но встречались темно-серые и темно-коричневые. Края их обшивали тесьмой или кожей. Обшивку кожей делали с таким расчетом, чтобы войлок не протирался при ходьбе и верховой езде. Такая обшивка делала паголенки не только прочными, но и украшала их. Наряду с паголенками широкое распространение получили ноговицы. Это те же паголенки, изготовленные из тех же материалов, но, в отличие от них, имели пришитые носки. Их носили, в основном, зажиточные слои населения. Паголенки и ноговицы должны были плотно облегать ноги. Их носили, натянув на ноги и заправив в них штаны, а также завязав ниже колен специальными ремешками. Носили их все взрослые мужчины зимой, весной, осенью, а балкарцы в горах – круглый год. Летом носили суконные паголенки. Широко распространенным видом обуви у пожилых людей были войлочные и сафьяновые носки.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Женская одежда кабардинок и балкарок имела много общего с мужской, что свидетельствует о единстве их первоосновы. Имелись, конечно, и существенные различия. Одежда женщин была изящной, удобной, разноцветной, в отличие от мужской. Дело в том, что мужчины вовсе не носили одежды с красным цветом. Идеалом женской красоты на Кавказе считались тонкая талия и плоская грудь. С раннего детства вырабатывалась правильная, стройная фигура. Для этой цели использовались всевозможные приспособления и средства. При этом учитывались физиологические особенности и физические возможности каждой девочки, нисколько не влияя на ее здоровье. В частности, девушка до ее замужества не имела права спать в мягкой постели, питание было ограничено. Исключались фактически из рациона ее питания те продукты, которые способствовали ожирению. Кстати сказать, этого придерживались и мужчины.

16 слайд

Описание слайда:

В воспитании девушек, в отличие от юношей, соблюдался принцип социальной принадлежности. Как писал И. Бларамберг в своей работе “Кавказская рукопись”: “Чтобы сохранить у девушки фигуру, в княжеских и дворянских семьях в возрасте от 10 лет одевают на бюст корсет, который остается на ней до первой брачной ночи, когда ее избранник вспарывает его кинжалом. Корсет делают из кожи или сафьяна, он снабжен двумя деревянными дощечками на груди, которые своим давлением на грудные железы мешают им развиваться; считается, что эта часть тела – атрибут материнства, и молодой девушке зазорно позволять видеть его. Корсет также сжимает очень плотно весь стан от ключиц до пояса благодаря веревке, которая проходит через дырочки в корсете (иногда для этих целей используются серебряные крючки); девушки носят этот корсет даже ночью и снимают его только тогда, когда он износится, и то лишь для того, чтобы немедленно заменить его новым, таким же тесным. Таким образом, получается, что девушка в день свадьбы имеет такой же бюст, какой она имела в возрасте десяти лет; в остальном прекрасная фигура сохраняется благодаря скромной жизни и частым упражнениям на воздухе, так что даже крестьянские девушки сохраняют стройную фигуру, хотя они вовсе и не носят кожаных корсетов”. Бларамберг также отмечал, что “девушки имели право пользоваться своеобразной косметикой. В частности, они могли красить себе ногти темно-красной краской, которую черкесы добывали из цветка”. Этой “свободы” в ухаживании за своим внешним видом, которая была в далеком прошлом у кавказских девушек, не было у многих народов, в том числе в Европе. При этом надо иметь в виду, что это имело место тогда, когда мировая цивилизация не достигла таких высот в косметике. Тот же Бларамберг отмечал, что “первый вид одежды более легок и красив, поскольку он обрисовывает стройную и гибкую фигуру и соблазнительные формы, которыми так гордятся девушки”.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Его носили лет с 10-12-ти до самой старости. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Узкий рукав кончался у кисти. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных, украшенных бирюзой или цветными стеклами, с орнаментом, нанесенным гравировкой, чернью или филигранью. Шили его из нарядных плотных тканей – тяжелого шелка, бархата, сукна, атласа. Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Но происходила эволюция кафтанчика: постепенно от него остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье.

19 слайд

Описание слайда:

Старухи носили рубахи из хлопчатобумажной ткани белого или несколько темноватых расцветок, тогда как молодые женщины шили их из темно-красного, синего, коричневого цветов и др. Рубашки женщин старшего возраста не имели украшений, вышивок.

20 слайд

Описание слайда:

Парадное платье шили обычно из бархата или тяжелого шелка, из такого же материала делали подвеску. Существовал и иной вариант платья: к короткому, выше локтя, узкому рукаву пришивалась оборка из той же ткани, закрывавшая руку почти до кисти. Такое платье носили молодые девушки и женщины. Пожилые женщины носили платье с длинным широким рукавом до кисти.

21 слайд

Описание слайда:

Нарукавные подвески, длинные рукава были характерны для одежды знатных женщин и имели определенный социальный смысл: подчеркивая их возможность не работать.

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Весьма важную роль в одежде кабардинок и балкарок играл пояс. Его надевали поверх платья, стягивая талию. У женщин старшего поколения пояс был просто матерчатым, шерстяным или просто широким тесемочным, но обязательно с металлической пряжкой. Женщины средних лет носили пояса, состоявшие наполовину из бархатной или широкой галунной полосы, а наполовину – из серебра, с пряжками различных видов.

24 слайд

Описание слайда:

Девушки носили пояса из серебряных пластинок, украшенных позолотой, гравировкой, филигранью. Их изготавливали как местные, так и пришлые (дагестанские) мастера. Серебряный пояс был большой ценностью и вместе с нагрудными застежками переходил из поколения в поколение. Многие сохранившиеся до сих пор пояса насчитывают 100-150 лет. Помимо пояса в числе женских украшений входили серьги, браслеты, кольца, часы на длинной цепочке.

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Традиционный национальный костюм кабардинок и балкарок, как и мужской, – не случайный набора отдельных вещей. Каждая часть костюма строго подбиралась по покрою, украшениям и особенно цвету. Вполне понятно, что мужская одежда была строже, скромнее женской. Женская одежда – более живописна. Основной упор делался на линию узора, обычно светлого на темном фоне. В орнаменте вышивки и ювелирных изделий много общего, для него характерно чувство формы вещи.

28 слайд