Игры на 2 месяца ребенку. Развивающие игры и игрушки для детей (2 месяц)


Итак, ваш малыш уже немного подрос, он уже не только ест и спит, но и активно интересуется окружающим миром. Как развивать ребенка в 2 месяца? Этот вопрос задают многие родители. Именно с этого возраста можно начинать развивать слух, зрение, моторику и тактильные ощущения малыша. Конечно, все занятия должны проводиться в игровой форме. Не следует забывать и о массаже, а также о специальных упражнениях, которые помогут маленькому человечку быстрее научиться владеть своим телом.

Общие правила

К концу второго месяца детки становятся примерно на 10 см выше и на 2,5 кг тяжелее. Физические возможности растут, появляется первое гуление, сознательная улыбка, реакция на близких родных людей. Спят 2-месячные малыши по-прежнему около 16 часов в сутки (от 15 до 17), но при этом количество ночного сна увеличивается, а дневного – уменьшается. То есть у мамы и папы появляется возможность провести время с ребенком познавательно и интересно.

Что важно учитывать, чтобы не навредить грудничку?

  • Занятия следует проводить в хорошо проветренной комнате с температурой воздуха от 22 до 26 градусов.
  • Длительность игры не должна превышать 10 минут, иначе младенец будет перевозбуждаться.
  • На момент занятия он должен быть сыт и сух. Оптимальное время – между вторым и третьим кормлением, через час после еды.
  • Перед ночным сном разрешается играть только в спокойные игры.
  • Поблизости не должно быть острых предметов, углов, других опасных вещей.
  • Настроение малыша должно быть хорошим. Не нужно заставлять его делать что-то через силу.

В этом возрасте ребенка уже нужно приучать к распорядку дня. Желательно, чтобы прогулки, купание, кормление и сон происходили в одно и то же время. Так грудничку будет легче настроиться, он начнет лучше высыпаться, есть. Соответственно, появится больше сил, улучшится настроение, ребенок будет с легкостью осваивать новые навыки.

Развитие слуха

Разнообразные звуки активизируют слуховые функции младенца. Слух во многом определяет развитие, он стимулирует такие навыки, как переворачивание, ползание и сидение. Дети в 2 месяца уже могут не только слышать, но и воспроизводить некоторые звуки. Наблюдая за движением родительских губ, они непроизвольно начинают им подражать. Поэтому очень важно как можно больше разговаривать с грудничком.

Чтобы развить его слух, поиграйте в занимательную игру.

  • Потрясите погремушкой сначала слева от головы ребенка, затем справа, сзади. Перемещайте ее в стороны с разной скоростью. Когда реакция у малыша улучшится, можно будет попробовать разнообразить звуки при помощи колокольчика, дудочки, погремушек с другим звучанием.
  • Позовите ребенка по имени. Прежде чем подойти к его кроватке, ласково произнесите его имя. Малыш научится узнавать ваш голос и вскоре уже будет заранее ждать, когда вы появитесь.
  • Подготовьте несколько издающих звуки предметов – небольшой молоточек, целлофановый пакет, игрушку с пищалкой. Продемонстрируйте младенцу, как они звучат. Затем помогите ему воспроизвести звук самостоятельно.
  • Повторяйте гуление малыша. Это очень порадует его и удивит. Покажите, как лает собака, кудахчет курица, мычит корова, хрюкает свинья.

Разговаривая с ребенком, используйте простые, односложные слова, выстраивайте короткие предложения. Меняйте интонацию, напевайте детские песенки и потешки, все это будет стимулировать слух и речь малыша.

Черно-белый мобиль для развития зрения новорожденного

Развитие зрения

Ребенок в два месяца уже отчетливо видит предметы на расстоянии метра. Однако фокусировать взгляд на чем-то одном, особенно движущемся, он не может. Поэтому родители должны помочь ему освоить этот навык.

Итак, как развивать ребенка в 2 месяца?

  • Выберите однотонную яркую игрушку, можно светящуюся. Подойдите к малышу так, чтобы он не видел вашего лица (это нужно, чтобы он не отвлекался). Держа игрушку на расстоянии 40-50 см, медленно проведите ей перед глазами младенца. Периодически останавливайтесь, а затем продолжайте движение.
  • Повесьте картинку возле кроватки новорожденного. Она должна быть контрастной, простой, с крупными деталями. Например, хорошо подойдет изображение солнышка, уточки, ягодки, геометрических фигур. Возьмите за правило менять рисунки раз в неделю.
  • Напевая веселую песенку, поднимайте ребенка вверх, а затем вниз, наклоняйте его в стороны. Пусть он посмотрит на предметы под разным углом. Если грудничок проявит к чему-либо интерес, остановитесь и поднесите его поближе.
  • Вечером можно продемонстрировать малышу игру света и тени. Включите расслабляющую, спокойную музыку, затем выключите в комнате свет и фонариком осветите потолок, стены, игрушки или другие предметы. Пусть ребенок с вашей помощью попробует сделать то же самое.

Вязаные бусы для развития тактильных ощущений грудничков

Развитие тактильных ощущений, моторики

Второй месяц жизни – это пора активного развития тактильных рецепторов. Тренируя их, ребенок учится координации, у него быстрее разжимаются кулачки, проходит тонус. Кроме того, детки, с которыми занимались развитием моторики, начинают раньше говорить.

С ребеночком в 2 месяца можно поиграть в следующие игры.

  • Голенького малыша пощекочите перышком, при этом называя каждую часть тела. Пример: «щекочем, щекочем пяточки», «щекочем, щекочем животик».
  • Наденьте на ручку грудничка браслет или яркий носочек, проведите ею перед глазами, а затем другой ручкой поймайте надетый предмет. Одновременно напевайте потешку: «Ручка, ручка, где была? Спрятаться от нас смогла? Мы сейчас тебя найдем! И играть скорей пойдем!»
  • Во время купания поместите в ванночку резиновый мяч. Сначала дайте малышу немного потолкать его ножками, потом передайте в ручки. В завершение слегка поднимите младенца над ванночкой и попробуйте вместе достать мяч из воды.
  • Подготовьте несколько материалов, разных на ощупь, – лоскут шелка, шерсти, деревянную дощечку, вату. Проведите ладошкой грудничка по предметам, а затем дайте как следует их помять.

Во время занятий с ребенком в 2 месяца важно все время держать контакт. Вы можете с ним разговаривать, петь или просто поглаживать. Демонстрируйте разные эмоции, корчите смешные рожицы, и тогда любая игра с легкостью увлечет младенца.

Физическое развитие

Все мы знаем о пользе массажа и зарядки. Но с какого возраста можно заниматься с малышом? Как раз с 2 месяцев.

Чтобы правильно развивать ребенка, используйте следующую инструкцию.

  • Голенького младенца положите на пеленальный стол или другую твердую поверхность.
  • Разожмите кулачки, погладьте каждый пальчик, затем от пальчиков, минуя локти, проведите вверх.
  • Скрестите ручки на груди и разведите в стороны, потом поднимите их вверх и опустите вниз.
  • Возьмите в руку стопу малыша, погладьте ее, а затем слегка надавите на точку у основания пальчиков. Проведите ладонями вверх, минуя колени и внутреннюю часть бедер.
  • Начните прижимать коленки ребенка к животику, сначала по одной ножке, потом две вместе. Можете покрутить «велосипед».
  • Переверните грудничка на животик. Придерживая его за ножки, проведите ладонью от головы к ягодицам, а затем обратно, уже тыльной стороной руки.
  • Опять положите малыша на спинку. Погладьте живот по направлению от боков к пупочку. Подушечками пальцев нарисуйте несколько кругов (по часовой стрелке).

Игры

Помимо специальных упражнений, существуют интересные игры, которым 2-месячный младенец будет особенно рад.

  • Покатайте ребенка на большом гимнастическом мяче (фитболе). Положите его на животик и, аккуратно придерживая, начните перекатывать мяч к себе и от себя. Затем переверните грудничка на спинку.
  • Повесьте над кроваткой малыша яркий воздушный шарик. Пусть он сначала изучит его. После этого покажите, как можно толкать его ножкой или кулачком. Вот увидите, вскоре младенец начнет с удовольствием «боксировать», тренируя мышцы рук и ног.
  • Включите веселую, зажигательную музыку. Сначала потанцуйте, держа малыша на руках. Затем поднимите его, прижав спинкой к себе. Подойдите к твердой поверхности и дайте младенцу немного потоптаться, отталкиваясь то одной ножкой, то другой. Такие танцы нравятся практически всем деткам.

Правильно развивать ребенка 2 месяцев несложно. Все, что ему нужно, это поскорее адаптироваться к условиям окружающего мира. Кто как не родители помогут научиться владеть своим телом, будут показывать интересные картинки, включать забавные звуки, корчить смешные рожицы. Именно они направят и подскажут, как правильно ползать, сидеть, стоять и ходить. Воспитывать ребенка, помогать ему – это большая радость. Берегите себя и своих детей!

Ваш малыш уже научился следить глазами за движущимися предметами и некоторое время рассматривать неподвижный. Зрение стало немного острее. Он видит очертания предметов и их детали, сосредотачивает взгляд на заинтересовавшем его предмете в течение 20–30 секунд.

Он умеет прислушиваться к звукам и на несколько секунд сосредотачивать свое внимание. Он может выделить из неясных образов одно лицо и один голос. Услышав чужой голос, кроха пугается. Об этом вы узнаете по выражению его лица. Малыш может подолгу смотреть без отрыва в глаза своей мамы, в которых, как в зеркале, видит свое отражение. И вот теперь он по-настоящему улыбнется вам!

Настоящая улыбка скажет вам о том, что ребенок по-настоящему видит вас, что он рад вас видеть, что он обрел опору в этом мире незнакомых ощущений и что он хочет общаться с вами. Обычно к 2 месяцам младенцы готовы вступать в контакт с теми, кто им улыбается.

Теперь у вас с крохой начинается новый этап – ребенок должен научиться владеть собственными руками. Это самая важная задача для него на первое полугодие. В первый месяц его ручки были плотно сжаты в кулачки. Теперь они понемногу открываются, полностью это случится примерно в 2,5 месяца. Примерно в это же время вы услышите первые «агу» и «ага». Этот этап развития речи называется «гуление». Если вы будете чаще разговаривать с крохой, он раньше заговорит.

Кроха пытается схватить различные предметы (любой предмет для малыша – игрушка) и стремится поднести их ко рту или стучит по ним рукой, еще сжатой в кулачок.

Кроме того, малыш учится держать головку. К концу 2-го месяца он уже удерживает ее в течение 1-1,5 минуты. Так же он учится держать головку в вертикальном положении. При утомлении малыш прикрывает глазки и отворачивает личико в ту сторону, где ему не мешают.

Игры и игрушки для 2-х месячного ребенка

Вы можете продолжать с крохой, постепенно увеличивая время, в течение которого ребенок вглядывается в игрушку или вслушивается в звук.

  1. Побольше улыбайтесь крохе. Ребенок должен видеть ваше доброе лицо. А если вы расстроены чем-то или недовольны, то в это время лучше не приближаться к нему. Общаясь с малышом, старайтесь вызвать у него улыбку, ловите его взгляд и разговаривайте с ним, как будто бы он это понимает. Если малыш в ответ пытается гулить, попробуйте за ним тотчас же повторить те звуки, которые он произносит, а если он гулит с самим собой, не вмешивайтесь в его «разговор». Только не переутомляйте малыша.
  2. Пусть, сидя у вас на руках, ребенок слушает радостную классическую музыку.
  3. Постоянно разговаривайте с малышом: во время кормления и купания, переодевания и игр.
  4. Давайте крохе послушать различные звуки – звоночек, погремушки, телефонные гудки. Обращайте внимание малыша на все окружающие его шумы: стиральную машину, сливной бачок, звонок.
  5. Разговаривайте с малышом в лицах. Меняйте интонацию с повествовательной на вопросительную, говорите то басом, то тоненьким голоском, то тише, то громче.
  6. Посадите в кроватку куклу в красивом платье и с красивыми глазами.
  7. Водите крупной игрушкой в разные стороны перед лицом крохи на расстоянии 50 см (дальше, чем когда ему был один месяц).
  8. Из кусочков ткани разной фактуры сшейте коврик и повесьте его на боковую часть кроватки. Пусть детская ладошка с вашей помощью касается его время от времени.
  9. Помощь в умении держать головку. Для развития умения держать головку лучше всего взять не слишком большой яркий мячик и начать катать его возле младенца, лежащего на какой-нибудь ровной поверхности. Малышу захочется потянуться за мячиком и следить за ним взглядом, из-за чего ему придется напрягать мышцы шеи.

Занятия с ребенком 2-х месяцев

1. «Сорока-ворона»

Лучшее и проверенное временем упражнение. Вы массируете ладошку малыша осторожными круговыми движениями, приговаривая при этом:

«Сорока-ворона кашу варила,
На порог скакала, детей созывала.»

Так же осторожно двумя пальцами массируете поочередно пальчики ребенка, приговаривая:

«Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
И этому дала.»

В конце на ладошку можно подуть или пощекотать ее губами. Начинайте с этой игры каждый день – и вы начнете день с улыбки ребенка.

2. Пощупай мой палец

Нужно: две ленточки – атласная и джутовая или джинсовая шириной 1-1,5 см, тонкий шнурок длиной 20 см с узелками, которые завязаны на расстоянии 5 см один от другого.

Вы берете гладкую ленточку и накручиваете ее на указательный палец своей правой руки (как бы бинтуя его). Поглаживая руку ребенка, вы проводите обернутой поверхностью по тыльной стороне его руки, затем – по ладони, задерживая в ней обернутый ленточкой палец. Ребенок крепче схватит палец, если вы пошевелите пальцем, как будто пытаясь его освободить, но оставляя в ладони ребенка. Так же проводится упражнение с джутовой ленточкой и шнурком. Через 3-4 занятия можно вкладывать в руку ребенка поочередно ленточки, шнурок, не фиксируя их взрослой рукой. Ребенок обхватывает вложенный в его ладонь предмет, но долго еще не может его фиксировать, и через некоторое время предмет выпадает.

3. Пощупай игрушку

Вслед за ленточкой в руку ребенка можно вложить мамин шелковый платок, кусочек замши, меха или грубого полотна. А потом придет черед первых игрушек – черпаков от детской смеси, маленьких деревянных ложек, мягких игрушек, колокольчиков или погремушек.

Литература: 1. Елена Первушина. Настольная книга молодой мамы. Счастливый малыш: от рождения до 2 лет. 2. Валерия Фадеева. Настольная книга российской мамы.

Как заниматься с ребёнком второго месяца. В какие игры можно играть с ребёнком в 2 месяца. Игры для ребёнка в 2 месяца. Зарядка для ребёнка в 2 месяца.

Как развивать зрение, слух и двигательные способности ребёнка в 2 месяца.

В один прекрасный день вы заметите, как в ответ на ваше внимание малыш отворачивается и делает вид, что не замечает вас или занят своими делами. Эта реакция должна вас скорее порадовать - именно так он демонстрирует свою уверенность в вашей любви . Конечно, он скорее важничает и кокетничает в полной уверенности, что вы не исчезнете и не оставите его. Это большой комплимент с его стороны.

Таким нехитрым способом ребенок самоутверждается. В эти моменты важно поддерживать эту игру, демонстрируя вашу мамину надежность. Если же сделать попытку вернуть его в кроватку или передать на руки другому человеку, малыш тут же зальется слезами.

Развивайте речевое внимание ребенка, разговаривая с ним нежным голосом и комментируя действия, которые вы делаете совместно. Например, если вы купаете малыша, сопровождайте это мероприятие от начала до конца соответствующими словами: «Сейчас мы будем купаться. Поплаваем в теплой водичке. Искупались. Будем вытираться». Говорите ласковые слова.

Наслаждайтесь первыми беседами друг с другом. Склонившись над малышом, вы можете вызывать ответное гуление, разговаривая на его языке: причмокивайте, воспроизводите «младенческие» звуки с различными интонациями, громче или тише, нараспев или коротко, нежно или весело. Ребенок будет пытаться подражать вам и через некоторые паузы начнет отзываться. Вслушивайтесь в звуки, которые он произносит, и отвечайте ему.

Развитие слуха ребёнка в 2 месяца

Если вы хотите развивать у ляльки слух, а заодно получить еще один способ успокаивать или взбадривать его, включайте музыку. Во время кормления и перед сном это может быть спокойная мелодия, а во время зарядки и гимнастики - веселая, ритмичная.

Браслеты с бубенцами

Надевайте на ручки ребенка мягкие цветные браслеты с бубенцами. Двигаясь, он будет невольно прислушиваться к звукам.

Две игрушки

В этом месяце можно немного усложнить игры с погремушками. Сначала вы можете использовать одну, слегка погремев ею с одной, а затем с другой стороны. Через некоторое время возьмите две игрушки с отличающимися звуками, поочередно гремя первой с одной стороны, а второй - с другой. Только обязательно делайте паузы на несколько секунд.

Мобиль

Над кроваткой можно повестить музыкальный мобиль - его любят все дети. Включайте его на пять минут - этого достаточно, иначе малыш утомится.

Развитие зрения ребёнка

Разноцветные рожицы

Вы по-прежнему можете рисовать веселые рожицы и вывешивать их в кроватке. Ребенку это не надоело. Но чтобы изображения не наскучили ему, используйте каждый раз разные краски, когда рисуете глаза, волосы и губы.

Слежение за игрушкой

Возьмите яркую игрушку на длинной ручке и медленно подвигайте ею из стороны в сторону по дуге на расстоянии около 50 см от глаз ребенка, вызывая слежение.

Затем поменяйте траекторию движения и двигайте игрушкой вверх-вниз и вкруговую. Но слишком не увлекайтесь этой игрой - малыш от нее быстро устанет, ведь его зрение еще тренируется.

❧ Особенной любовью малышей всегда пользуется кукла-неваляшка. Ставьте ее недалеко от ребенка.

Развитие двигательной активности ребёнка. Зарядка для ребёнка в 2 месяца

Старайтесь во время бодрствования вызывать его общее двигательное оживление, разговаривая и подбадривая его. Помните, что не следует слишком туго пеленать малыша, чтобы не сковывать его движения. Лучше всего надевать ему ползунки, иногда держите его полностью раздетым.

❧ Предоставляйте ребенку свободу движений, он быстрее научится координировать их, что важно для его гармоничного физического развития.

Чаще держите младенца в вертикальном положении - это полезно для укрепления шейных мышц.

Делайте с ним зарядку в первой половине дня:

❧ положив ребенка спиной на ровную поверхность, поднимайте и опускайте руки, сначала поочередно, а потом вместе;

❧ разводите и сводите руки малыша, скрестив их перед грудью, сначала правая вверху, а затем - левая;

❧ используйте движения «боксера» - вытягивайте поочередно руки вперед;

❧ возьмите ребенка за ножки под пяточки и делайте движения, имитируя езду на велосипеде;

❧ подводите обе ноги, согнутых в коленях, к животу и затем выпрямляйте их;

поднимайте его прямые ноги. Положите четыре пальца руки на колени малыша, большие пальцы - под колени, зафиксировав голень. Ножки выпрямляют настолько, насколько позволяет ребенок, при этом ягодицы не должны отрываться от стола;

❧ поднимите ребенка и, поддерживая под мышки, приподнимайте и опускайте его, чтобы он отталкивался ногами от опоры.

Помните, что гимнастика делается в медленном темпе.

Развитие тактильных ощущений у ребёнка

Развивайте тактильные ощущения и мелкую моторику рук ребенка, сочетая легкий массаж кистей и игры с погремушкой:

❧ просовывайте свой большой палец в кулачок, раздвигая его сжатые пальчики скользящим движением от ладони к кончикам;

❧ делайте поглаживающие движения ладошкой ребенка о вашу ладонь крест накрест (проводка ладони начинается между большим и указательным пальцами);

❧ поглаживайте своей рукой по тыльной стороне кисти малыша по направлению к пальчикам;

❧ помассируйте каждый пальчик по отдельности от основания к кончику;

❧ освободите большой пальчик ребенка от кулачка, промассируйте его от основания к кончику и сделайте им круговые движения;

❧ круговые массирующие движения по ладони ребенка с легким нажатием («Сорока-белобока»),

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил,

Тебе нет ничего!

После легкого массажа вложите в ручку ребенка погремушку в виде кольца или гантели. Сначала он может даже не смотреть на игрушку, а его движения будут неловкими, но постепенно его действия станут целенаправленными. Помните, что все игрушки, которые вы даете ребенку в руки, должны быть чистыми, потому что малыш обязательно попробует их на вкус.

Дети, с которыми проводятся подобные «занятия», намного раньше учатся удерживать предметы и манипулировать ими.

❀ Для развития тактильных ощущений ребенка используйте игры со специальной перчаткой, на каждом пальчике которой нашиты кусочки разной материи. Также используйте предметы из разного материала и поглаживайте ими ручки ребенка, называя их.

В первые месяцы жизни главная и единственная потребность младенца – это потребность в общении с самым близким взрослым, в его внимании и доброжелательности. Это совершенно уникальный период в жизни и ребенка и его мамы. В это время их общение еще ничем не опосредовано: никаких предметов, никакой информации и вообще никакого содержания в таком общении нет. Поэтому такое общение называют непосредственным. Единственным его содержанием является выражение отношения к другому . Причем это отношение является абсолютно положительным и бескорыстным . Хотя уход за ребенком связан с многочисленными физическими трудностями и заботами, эта бытовая сторона не включена в отношения ребенка и матери: он любит ее не за то, что она для него много делает, даже не за то, что она его кормит, а просто так, за то, что она есть. Столь же бескорыстное и открытое отношение в этот период, как правило, наблюдается и со стороны матери. В этот период она от него еще ничего не требует, не оценивает его способности и радуется самому факту его существования. В первом полугодии младенец еще не различает положительных и отрицательных воздействий взрослого: на все его слова и интонации (даже гневные и грубые) он отвечает яркими положительными эмоциями. Главная потребность в этом возрасте - это потребность во внимании взрослого. Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность и примитивность, такое общение играет исключительно важную и даже ключевую роль для дальнейшего развития ребенка . В этот период закладываются наиболее фундаментальные, глубинные основания личности. Одно из них - выделенность самого себя и начальная форма самосознания. Эта первая форма самосознания проявляется в положительном эмоциональном самоощущении младенца: в ярких положительных эмоциях, в стремлении привлечь к себе взрослого, в его общей активности. Однако положительное самоощущение младенца зависит от качества общения взрослого. Чем более чутко и внимательно взрослый относится к ребенку , тем раньше и тем яснее он выделяет самого себя, тем активнее он действует. Его присутствие в этом мире становится очевидным через обращенность к нему близкого человека. Поэтому представление малыша о себе неразрывно связано со взрослым и с его отношением. Это становится возможным в силу того, что взрослый относится к ребенку как к абсолютно самоценной и уникальной личности и отвечает на каждое проявление младенца: его крик, его движения, его мимику. Взрослый как бы является тем зеркалом, в котором младенец впервые видит и узнает себя. Становление положительного самоощущения и отношения ко взрослому, или социально-эмоциональное развитие, в первом полугодии является главной задачей развития.

Концентрация на лице

Первое, что видит и на что реагирует младенец, появившийся на свет – это лицо человека. Очевидно, что никакая игрушка не способна заменить младенцу близкого взрослого. Вместе с тем, уже с 2 месяцев для младенца возможно и весьма полезно взаимодействие с «заместителем» человека. Лицо не всегда и не обязательно должно быть настоящим, живым. Игрушки, воспроизводящие реальное лицо, вызывают внимание и удовольствие малыша. По возможности это лицо должно быть выразительным и привлекательным. Прежде всего, это лицо куклы. Для младенцев, которые еще не умеют ползать или сидеть, а могут только рассматривать, нужны достаточно крупные куклы (не менее 40-50 см), с отчетливыми чертами лица. Это могут быть:

  • Большая неваляшка . Это очень важная игрушка для младенца. У нее огромные выразительные глаза и веселая мордашка, которую малыши любят рассматривать. Кроме того, ее можно поставить в кроватку и случайные движения младенца будут приводить ее в движение и вызывать приятный перезвон.
  • Кукла–голыш . Всем своим обликом эта кукла напоминает младенца. Рассматривая такую игрушку , малыш как бы узнает себя и радуется этой встрече.
  • Тряпочные или пластиковые куклы . Они гибкие, мягкие, им можно придавать разные позы, сажать поближе или подальше от глаз малыша, они могут танцевать, кувыркаться или прыгать в руках взрослого. Все это радует и занимает младенца.
  • Фарфоровая кукла в одежде . Такие куклы очень красивы, их лица в точности воспроизводят настоящее лицо, и они очень похожи на маленького человечка. Встречаясь взглядом с такой куклой, младенцы особенно ярко и бурно выражают свою радость, которая может продолжаться достаточно долго. Замечено, что такие куклы не надоедают малышу – они могут в течение 2-3 месяцев радостно встречаться со знакомой куклой. Но, конечно, таких кукол демонстрировать можно только из рук взрослого.
  • Колобок – шарик с изображением лица. Это также очень хорошая игрушка для младенца. Ее можно подвешивать над кроваткой, чтобы малыш наблюдал, как он качается, или показывать на стержне, чтобы ребенок следил за его движениями.
  • Игрушки, изображающие внешний облик животного или птицы (собачка, кошка, петушок и пр.). Важно, чтобы у «зверя» было выразительное лицо с крупными глазами. Особенно интересно будет малышу , если это будет игрушка со звуковым эффектом - неожиданное появление звука (по возможности приятного и не слишком громкого) привлечет его внимание, удивит и обрадует.

Как можно видеть, уже в первом полугодии ребенку будут полезны разнообразные куклы и образные игрушки . Конечно, младенцы еще не играют в куклы в прямом смысле слова, и в первое время даже не берут их в руки, но они с удовольствием рассматривают их и такое созерцание лица куклы приносит им явное удовольствие – они сосредотачиваются, улыбаются, оживляются, возбужденно гукают и гулят и пр. Все это значит, что они воспринимают и узнают изображение лица, радуются этой встрече, что безусловно способствует их социально-эмоциональному развитию. Очень важно, чтобы сначала куклу, как впрочем и любую другую игрушку , показывал взрослый . Присутствие и участие взрослого придает кукле привлекательность, оживляет и одушевляет ее. Кукла как бы «впитывает» образ и отношение любимого взрослого. Впоследствии, когда кукла уже стала значимой, малыш будет с удовольствием рассматривать ее самостоятельно, хотя ему всегда важно делиться впечатлением с мамой или папой. Когда ребенок испытывает бурную радость, или, наоборот, когда его что-то огорчает, ему необходимо присутствие и соучастие близкого взрослого. Отказывать маленькому (впрочем, как и большому) ребенку в этой естественной потребности нельзя.

Игрушки для концентрации

Когда описывают поведение младенца, часто употребляют выражения «ребенок наблюдает, понимает, узнает» и пр. Однако по отношению к 2-3- месячному ребенку такие слова можно употреблять лишь условно, поскольку они наделяют младенца теми психологическими возможностями, которыми он еще не обладает. Мы как бы приписываем младенцу свой взгляд на мир. Но маленький ребенок еще не способен воспринимать отдельные предметы и их свойства, думать о них или представлять их. Его восприятие носит еще не расчлененный характер – в нем трудно выделить и разделить отдельные стороны познания – такие, как внимание, восприятие или мышление. Воспринимаемый мир младенца в первом полугодии состоит из сменяющихся впечатлений, которые оказываются более или менее привлекательными. Его взор привлекают блестящие, красочные, движущиеся предметы, слух – звуки музыки, речи человека. Особое предпочтение вызывают новые предметы: если рядом со знакомыми предметами поместить новый, младенец будет рассматривать именно его. Зрительные и слуховые впечатления доставляют малышу радость и удовольствие. Познавательная активность младенца в первом полугодии проявляется в интересе к различным сенсорным стимулам, в сосредоточенном рассматривании предметов и в эмоциональной вовлеченности в процесс обследования. В первом полугодии происходит чрезвычайно интенсивное развитие всех сенсорных систем и органов чувств ребенка – младенец учится видеть, слышать, узнавать знакомые образы и звуки, словом, воспринимать окружающий мир. Одной из важных специфических особенностей развития младенцев является опережающее развитие сенсорных систем по сравнению с моторикой. Интерес к предметам сначала проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении , затем малыши начинают рассматривать и прослеживать движение предметов в пространстве. Важнейшая задача познавательного развития младенца в первые месяцы жизни – научить его сосредотачиваться на воспринимаемых впечатлениях, вызвать зрительную и слуховую концентрацию. Ребенку, начиная с двух месяцев обязательно нужно давать «пищу» для зрения и слуха, обогащать его жизнь чувственными впечатлениями. Этому, безусловно, способствуют определенные игрушки - яркие, динамичные предметы, вызывающие зрительное сосредоточение, удивление, интерес. В первые месяцы, когда малыш еще не умеет действовать руками, это могут быть прежде всего подвесные игрушки . Среди них особенно хороши следующие:

  • Музыкальная карусель с 3-4 различными фигурками. Такую карусель закрепляют на кронштейне над коляской или кроваткой ребенка так, чтобы он мог видеть все ее части. Ее вращение перед глазами малыша, сопровождаемое приятной мелодией, вызывает зрительное и слуховое сосредоточение, и в течение нескольких минут ребенок с восторгом наблюдает за ней.
  • Колокольчики и бубенчики , которые раскачиваются над кроваткой и издают мелодичные звуки. Взрослый может поиграть колокольчиком, звеня им то справа, то слева. В такой игре малыш учится сосредотачиваться на звуке и поворачивать голову в сторону звука.
  • «Турничок» с подвесными игрушками . Эти игрушки могут крутиться, раскачиваться, передвигаться, так что малышу будет на что посмотреть.
  • Подойдут также светящиеся или зеркальные игрушки . Они, несомненно, привлекут внимание малыша и вызовут зрительное сосредоточение. Сначала малыш внимательно рассматривает эти предметы, прислушивается к их звучанию. В 4-5 месяцев он начинает специально тянуться к ним и вызывать их движение или звук. Он как бы открывает свою возможность воздействовать на доступные предметы и охотно ею пользуется. Для развития зрительной и слуховой концентрации можно использовать не только подвесные предметы, но и обычные погремушки . Погремушки – одни из самых важных и традиционных игрушек для младенцев. Сначала погремушку демонстрирует ребенку взрослый. Вы должны заинтересовать малыша видом и звуком игрушки и побудить его следить за ее перемещениями. У младенца быстро устанавливается связь между звуком и появлением нового предмета. Он радуется и улыбается, едва услышав знакомый звук, потому что для малыша эта игрушка связана с близким человеком, который ее показывает. Но главное назначение погремушки заключается в том, чтобы «греметь», т.е. держать ее в своих руках и действовать самостоятельно. Однако такие действия возникают не сразу.

    Учимся действовать руками

    Уже с трех месяцев жизни можно учить малыша самостоятельно схватывать и удерживать предметы. Первыми такими предметами опять же являются игрушки . Подготовка к самостоятельным действиям происходит по двум направлениям: с одной стороны – ребенок начинает чувствовать свои действия и их результаты, а с другой – складывается сенсомоторная координация, т.е. согласованность восприятия и действия. Чувство своего движения складывается в первые месяцы жизни, благодаря постоянному столкновению ручек и ножек младенца с окружающими предметами. Взрослые могут помочь малышу , усилив звуковой или зрительный эффект его движений. Например, маленький бубенчик или колокольчик можно пришить к специальной манжетке (из мягкой ткани или трикотажа), которую надевают на ручку или ножку ребенка . Это поможет малышу овладевать своими движениями и самому производить мелодичные звуки. Позднее малыш научится сам произвольно управлять колокольчиками и будет самостоятельно «звенеть», что принесет ему огромное удовольствие. Очень большое впечатление производит на малыша воздушный шарик с легким газом, привязанный к его ручке или ножке. Младенец будет охотно двигаться и с восторгом наблюдать за передвижениями шарика. Все эти простые занятия очень полезны в первом полугодии, поскольку учат управлять своими движениями, владеть телом. Одновременно нужно развивать согласованность руки и глаза и готовить ручку малыша к целенаправленному схватыванию предметов. В 2-3 месяца можно вкладывать погремушку в ручку ребенка – он будет махать ею, стучать, трясти. Для таких простых действий нужны легкие, удобные для захватывания и удержания погремушки. Научившись зажимать игрушку в кулачок, малыш будет рассматривать ее, отодвигать, приближать и конечно тянуть в рот. Первые погремушки должны быть по возможности яркими и привлекательными. Однако нужно помнить, что привлекательность игрушки для младенца зависит прежде всего от присутствия и действий близкого взрослого – ребенку больше всего нравятся те игрушки , которые показывает мама. Между четвертым или пятым месяцем (у некоторых возможно несколько раньше) в жизни малыша происходит чрезвычайно важное событие - он начинает целенаправленно тянуться рукой к предмету, схватывать его и действовать с ним. В детской психологии это явление называют «актом хватания». Это настоящая революция для ребенка первого года жизни, которая открывает новый период его развития, с новыми играми и игрушками . Но об этом мы поговорим в следующем номере журнала.

В любом возрасте игрушки должны не только развлекать детей, но и способствовать их развитию. К совсем маленьким детям это относится в особенности, так как в это время вовсю идёт формирование навыков, умений и способностей, малыш должен успевать очень многому учиться, и задача родителей – помочь ему в этом.

В два месяца ребёнок ещё плохо владеет своими руками, и покупать ему игрушки, которые требуют от него каких-то манипуляций, пока рано. Развитием мелкой моторики следует заняться позже, а игрушки для ребёнка в 2 месяца должны помогать ему фокусировать внимание на конкретных предметах. В этом возрасте малыш получает основные навыки – он учится видеть, слышать, определять источник звука, различать предметы.

Лучшими игрушками в этом периоде будут растяжки над кроваткой, к которым можно подвесить любые яркие предметы – погремушки, колокольчики, зверюшек. Важно, чтобы они располагались с разных сторон, тогда малыш сможет переводить взгляд от одной игрушки к другой, сосредотачивать своё внимание на каждой из них в отдельности. Кроме того, существуют такие приспособления, как мобиль – это двигающаяся конструкция с подвешенными к ней игрушками, зачастую ещё и издающая мелодичные звуки. Она привлекает внимание ребёнка, занимает и слух, и зрение, стимулируя их развитие.

Будут полезны любые игрушки, издающие звуки, например, всем известные погремушки. Они заставляют ребёнка искать источник звука, водить глазами, прислушиваться. Всё это очень полезно в таком возрасте. Поводите погремушкой перед лицом ребенка, погремите ей сначала с одной стороны, потом с другой. Попробуйте вложить ее малышу в руку. Ничего страшного, если он ее сразу уронит, можно пробовать это снова и снова и однажды он сможет ее удержать. Лучше иметь несколько разных по цвету и фактуре погремушек — тогда игра будет интереснее и полезнее для ребенка.

Важен и цвет предлагаемых игрушек для двухмесячного ребёнка – они должны быть яркими, броского цвета, привлекающими внимание. Это также стимулирует умение сосредотачиваться, фокусировать взгляд. Чем ярче будет предмет, тем легче будет ребёнку выделить его среди всего остального.

Поскольку первое, что выделяет из окружающего мира малыш, это лица других людей, то и игрушки, снабжённые похожими на человеческое лицами, быстрее привлекут его внимание. Куклы, неваляшки, мягкие игрушки с крупными, чёткими чертами лица – всё это замечательно подходит для двухмесячного младенца.

Будет неплохо, если дети в таком возрасте будут пытаться захватить игрушки пальчиками, поэтому некоторые лучше подвесить так, чтобы до них можно было дотянуться.

Правильно подобранные игрушки не только будут поднимать детям настроение, развлекать их, но ещё и благотворно повлияют на их развитие. К их выбору следует подходить очень ответственно.