Генограмма. Что такое семейная генограмма? Генограмма, как метод анализа, коррекции и профилактики семейных отношений

Статья посвящена удивительному методу познания себя через историю своей семьи – генограмме.

Все знают, что такое родословная. И многие представляют, как составить свое родовое (генеалогическое) дерево. По крайней мере, если кто-то подробно еще не знаком с этой темой, то всегда есть возможность наверстать. В помощь сняты увлекательные и талантливые телепередачи (я бы сказала даже целые сериалы), созданы тематические сайты, и даже специализированные компьютерные программы. Так что составление и изучение ваших генеалогических древ, поколенных росписей – это генеалогия, прикладная историческая дисциплина о родственных связях.

Мы же сейчас находимся на территории другой науки – психологии и в свете составления и анализа генограммы правильно назвать имя пионера семейной терапии, одного из основателей системной семейной психотерапии и создателя теории семейных систем , американского психиатра и психотерапевта Мюррея Боуэна, который и разработал в рамках своей теории технику генограммы.

Мюррей Боуэн (1913 - 1990)

Теория семейных систем М. Боуэна и системная семейная психотерапия рассматривает человека не только как индивида, но и всегда как часть эмоционально-социальной системы, т.е. семьи. В основу такого подхода легли базовые идеи кибернетики, точнее, общая теория систем. И в этом случае для психолога/психотерапевта человек - не клиент; клиентом является вся его семья, вся семейная система. В ней специалистом и оцениваются системные параметры, к примеру: принятые механизмы (стереотипы) взаимодействия членов семьи друг с другом; семейные правила; семейные мифы; границы; стабилизаторы; семейная история. Однако если в классическом системном подходе выделяются, прежде всего, информационно-коммуникативные особенности функционирования семьи, то теория семейных систем Мюррея Боуэна сосредотачивается на ее эмоциональных процессах.

Ну, это уже из области профессиональной психологической работы с семейными историями и генограммами, поэтому возвращаемся на Землю. И все же для любопытных я рекомендую прочесть сборник статей Боуэна и его учеников представленный в единственно изданной на русском языке книге: «Теория семейных систем Мюррея Боуэна», М., Когито-Центр, 2005г

Итак, генограмма:

Семейная история, записанная графически - это и есть генограмма.

В генограмме, в отличие от родословной главным является не генеалогическое древо, отображающее родственные связи, а отношения между родственниками.

Работая с генограммой самостоятельно, можно ее составить и проанализировать, как минимум по следующим направлениям:

1. Семейное (генеалогическое) дерево:

Начните со схемы вашего семейного древа. Для каждого мужчины используйте квадрат, а для каждой женщины - круг. Символы, которые удобно использовать для составления генограммы смотрите в конце статьи. Изобразите свое собственное положение, затем - вашего супруга и детей. Это будет «ядром вашей семьи» и центром или «стволом» вашего семейного древа.

Теперь расширяйте свою схему, чтобы включить различные ветви вашего семейного древа. Продолжайте расширять схему до тех пор, пока вы не изобразите ваших родителей и всех их детей, ваших дедушек и бабушек, а также их детей. Не волнуйтесь, если вы не сможете изобразить все подробности. Просто рисуйте круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких сможете вспомнить. Затем впишите в каждый круг и квадрат имя, возраст, даты рождения, смерти. В конце внесите даты браков и разводов.

2. Медицинские сведения:

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически. Смысл в том, чтобы не упустить из поля зрения факт повторяющегося заболевания на вашем семейном древе.

3. Эмоциональные паттерны:

Обратите внимание, какие чувства испытывает каждый человек из вашей семейной системы к себе, к другим людям и к жизни. Некоторые могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными, а другие - страдать от различных фобий, депрессий, ревности и негативизма, иметь крутой суровый нрав. Вы обычно можете определить эти паттерны, задавая вопросы такого рода: «Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?» Затем сравните то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие. Один из членов семьи может сказать: «90% времени дед был сердитым, неразговорчивым», другой вступает в разговор и добавляет: «Да, и на остальные 10% он был несчастным человеком!» Такой подход может помочь увидеть и преодолеть “унаследованные” паттерны.

4. Динамика внутрисемейных отношений:

Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: «Какие отношения были у мамы с папой?» «Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?» Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше. Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие). Всю эту информацию можно схематично изобразить на генограмме.

5. Система семьи:

Вам также будет полезно взглянуть на то, как разные части вашей семейной системы работают сообща, или как им это не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или «проблемные» люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, вам захочется
использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы.

6. Семейные верования, ценности:

Члены вашей семьи передают вам свой опыт и свои верования. Это касается любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить
успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть. Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно. Они диктуют вам, как жить, чтобы выжить. Если верования незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала.

7.Ваша семья и общество:

На заключительном этапе сделайте шаг назад и посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества. Как ваша семья в целом представляет себя обществу? С какими общественными воззрениями отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье? Какие тревожные исторические события воздействовали на вашу семью и родственников (война, революция, раскулачивание, репрессии и т.д.)?

Составляя свою генограмму, постарайтесь ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:

ВОПРОСЫ ГЕНОГРАММЫ:

1. Какие серьезные (физические) заболевания есть в вашей семье?

2. Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, наркомания, психические заболевания)?

3. Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти?

4. Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?

5. Как лучше всего вы могли бы описать личные качества каждого члена семьи?

6. Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?

7. Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?

8. Кто был экстравертом, а кто был интровертом?

9. Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?

10. Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в вашей семье? Каковы их правила и ограничения?

11. Каковы ваши семейные мифы? Каковы их тайны?

12. Как члены вашей семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела)?

13. Каковы ваши первостепенные ценности? Каковы ваши семейные ценности?

14. Как в вашей семье проявляется мужественность и женственность?

15. Каковы ваши семейные «можно» и «нельзя», «должен» и «не должен»?

16. Что происходит с чувствами в вашей семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявлений?

17. Как принимаются решения в вашей семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?

18. Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?

Ниже представлены символы, которые принято использовать при составлении генограммы. Но, конечно, всегда приветствуется творческий подход: можно заводить на каждого члена семьи, к примеру, архивные карточки, использовать компьютерные программы и свои обозначения, выделять цветом и т.д.

Представленное руководство по составлению и анализу генограммы семьи позволяет вам самостоятельно выполнить эту работу и без специальной подготовки. Но справедливо подчеркну, что для психолога составление генограммы не цель, а одна из техник, которую он использует в своей работе, помогая решить проблему, с которой обратился клиент. И, конечно, совместная работа со специалистом над генограммой – это всегда диалог, что целительно само по себе.

Для тех, кто мужественно прочитал эту статью до конца и готов к составлению своей генограммы я рекомендую обязательно посмотреть видеофильм из цикла "Долго и счастливо: все о мужчине, женщине и семье", подготовленный при участии Центра развития межличностных коммуникаций и издательства "Дрофа". Это беседы психолога Ольги Троицкой и телеведущего Александра Гордона. Теме составления генограммы посвящена 4 часть. Глубокая, тонкая и профессиональная работа, учитывающая российскую специфику.

Материал подготовила: Иванова Юлия

В статье использовалась литература:

«Теория семейных систем Мюррея Боуэна», М., Когито-Центр, 2005г

«Системная семейная психотерапия», А. Я. Варга, РЕЧЬ, С-Петербург, 2001

Вернон Вульф, «Холодинамика. Вся сила в действии», Приложение: «Руководство по генограмме: как составить схему семейного дерева», 1995г.

Каждый из нас, хочет он того или нет, является потомком своего Рода, членом семьи своих предков, элементом собственной семейной системы.

Принадлежность к семейной системе - один из очень важных и значимых ресурсов человека, повышающий успешность и эффективность его жизни.

Ощущение любви и поддержки от своих предков, ощущение принадлежности к своему Роду, ощущение силы своего Рода, дает человеку огромный жизненный ресурс, называемый «любовью рода». Человек, по каким-то причинам оторванный от своего рода, напоминает дерево без корней. Он часто чувствует себя одиноким, не может быть достаточно успешным, уверенным в себе и эффективным.

Согласно подходу Берта Хеллингера, каждый человек является частью определенной семейно-родовой системы .

Будучи частью системы, человек включен в некоторое системное семейно-родовое взаимодействие, оказывающее значительное влияние на всю его жизнь и судьбу. Это взаимодействие может быть структурно описано категориями и порядками общей теории систем.

Внутри каждой семейно-родовой системы действуют определенные законы, по которым она живет и развивается .

Один из семейных терапевтов первого поколения М. Боуэн в 1978 г. разработал метод построения генограммы, с помощью которой человек может отобразить людей, составляющих историческое прошлое и настоящее своей семьи.

Цель заключается в том, чтобы помочь людям воспринять их настоящую и будущую систему межличностых взаимоотношений как нечто, что они могут продолжать осознанно и продуманно строить, объединяя семью своего происхождения со своей созданной ими семьей.

Методика “Генограмма” используется для анализа хода семейной истории, стадий развития семьи, паттернов взаимоотношений, переходящих из поколения в поколение, и событий, предшествующих кризису семьи и обращению за психологической помощью.

Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи как минимум в трех поколениях.

В терапевтическую практику генограмма впервые была введена Мюррэем Боуэ-ном в 1978 году (Шерман Р., Фредман Н., 1997).

Для того чтобы составить генограмму, необходимо провести опрос всех членов семьи. Затем вы можете использовать специальные символы генограммы, чтобы создать диаграмму, которая будет документировать историю вашей семьи.

Генограмма показывает, как в данной семье люди связаны друг с другом, и может содержать такую информацию, как: имена, фамилии, даты рождения, бракосочетаний, разводов и смерти (если в раннем возрасте, то причину смерти), образование, род занятий, профессии, тяжелые заболевания, страна проживания, религия.

ГЕНОГРАММА – это графическое изображение всех членов семьи человека, которая описывает происходящие важные события.

Анализ генограммы позволяет выявить повторяющиеся в системе события, даты (“синдром годовщины”), распознать наследственные семейные болезни, а также негативные эмоциональные паттерны (модели) и паттерны отношений, личностные характеристики и семейные верования, передающиеся из поколения в поколение.

Методика позволяет посредством построения диаграммы, отражающей историю расширенной семьи на протяжении трех и более поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение; как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства и др. влияют на современные поведенческие образцы, а также на отношения во внутрисемейных диадах и треугольниках. Генограмма дает возможность специалисту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе.

Дети обозначаются по старшинству слева направо.

Полноценная генограмма должна включать в себя от 3 до 7 поколений.

Кто из членов семьи должен быть включен в генограмму:

● родные и сводные братья и сестры
● мать, отец, первые партнеры родителей
● родные дяди и тети
● предыдущие и нынешние партнеры, мужья (жены)
● дети (родные, приемные, усыновленные, абортированные)
● бабушки, дедушки (иногда их братья или сестры, если у них выдалась особенно тяжелая судьба)
● прабабушки и прадедушки (иногда до 5-7 колена), если случились особенно тяжелые события внутри семьи)
● интегрированные в систему лица (няни, кормилицы, человек, оказавший большое влияние на жизнь семьи, например, оставивший наследство)

Исследуйте свою семейную историю. Сначала запишите все, что знаете лично вы. Когда вы исчерпаете свои собственные знания, начните говорить с членами семьи. Задайте вопросы о семейных отношениях и существенных событиях. Делайте записи, примите все сказанное к сведению.

● Будьте внимательны, ведь эти обсуждения, возможно, могут оказаться трудными для некоторых членов семьи.

● Будьте готовы выслушать уйму историй. Истории являются наилучшим средством для запоминания и хранения информации - поощряйте это, слушайте внимательно, открыто задавайте вопросы, которые мотивируют особу раскрыть больше информации.

● Возможно, вы также сможете найти информацию через сетевые поиски или семейные книги . Однако вы должны быть уверены, что эта информация является точной. Если вы решили использовать данные способы, то вам придется перепроверять полученную информацию от разных источников и способом общения с живыми людьми.

Составляя генограмму, необходимо ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:

1. Какие серьезные (физические) заболевания есть в семье?

2. Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, психические заболевания, наркомания).

3. Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти?

4. Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?

5. Как лучше всего можно было бы описать личные качества каждого члена семьи?

6. Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?

7. Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?

8. Кто был экстравертом, а кто был интровертом?

9. Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?

10. Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в семье? Каковы их правила и ограничения?

11. Каковы семейные мифы? Каковы их тайны?

12. Как члены семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела).

13. Каковы первостепенные ценности? Каковы семейные ценности?

14. Как в семье проявляется мужественность и женственность?

15. Каковы семейные “можно” и “нельзя”, “должен” и “не должен”?

16. Что происходит с чувствами в семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявления?

17. Как принимаются решения в семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?

18. Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?

Символы, которыми пользуются при составлении генограммы:

Генограмма может быть использована для показания разнообразия семейных отношений, а также видов заболеваний.

Генограмма включает в себя символы, которые указывают на семейные взаимоотношения, например на конфликт, близость, отчужденность, и т.п. Эмоциональные отношения имеют специфические символы, что помогает сохранять смысловой поток генограммы.

Таким образом, цель составления и применения генограммы заключается в том, чтобы помочь людям мыслить в ракурсе своего личного исторического прошлого и понять, что их отношения с членами семьи происхождения требуют завершения. Чтобы люди смогли найти выход из тупиков и сделать отношения в своих семьях более удовлетворяющими, чтобы они смогли избавиться от таких взаимоотношений в семье, которые, оставаясь неизменными, причиняют боль.

Семь измерений генограммы (по рук. М.В.Смоленской).

Генограмма имеет семь частей, каждая из которых будет полезной по-своему. По возможности необходимо заполнить каждую часть.

1. Семейное древо: Начинать надо со схемы вашего семейного древа. Для каждого мужчины используется квадрат, а для каждой женщины – круг. Изобразить надо свое собственное положение, затем – супруга(и) и детей. Это является “ядром семьи” и центром или “стволом” семейного древа.

Теперь можно расширять схему, чтобы включить различные ветви семейного древа: на нем будут изображены родители, все их дети, дедушки и бабушки, а также их дети. Если сразу не удается вспомнить все подробности, то необходимо просто рисовать круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких можно насчитать.

Затем необходимо пронумеровать круги и квадраты и вписать в каждый имя и возраст. Таким образом, можно будет ссылаться на каждого человека по номеру или имени. В конце внести даты браков (Б) и разводов (Р).

2. Медицинские сведения: Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если знать, что искать. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически.

Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем древе.

3. Эмоциональные паттерны: Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Обычно человек может определить эти паттерны (модели), задавая вопросы такого рода: “Какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?” Затем сравнить то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: “90% времени дед был сердитым”, другой вступает в разговор и добавляет: “Да, и на остальные 10% несчастным!” Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти “унаследованные” паттерны.

4. Динамика отношений: Теперь надо посмотреть, как члены семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можно спросить: “Какие отношения были у мамы с папой?” “Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?” Открыты ли семейные отношения или замкнуты, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше.

Затем можно определить категории любых отношений между членами семьи или отношения между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделить заглавными буквами (А, Б, С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

5. Система семьи: Будет полезно взглянуть и на то, как разные части семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или “проблемные” люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, захотеться использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы можно описать их подробно в соответствии с цветом.

6. Семейные верования: Члены семьи передают нам свои верования, касаясь любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Поэтому необходимо обратить особое внимание на эти верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать мышление, блокировать развитие и удерживать от раскрытия потенциала. Исследование таких верований – начало выравнивания их с вашим ВЫСШИМ ПОТЕНЦИАЛОМ.

7. Общество и ваша семья: На заключительном этапе необходимо сделать шаг назад и посмотреть, какой видит себя семья, являясь частью общества. Как семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя? И как обычно общество отвечает семье?

Как только вы составили генограмму, тщательно проследите, какие сходства и последовательность можно идентифицировать. Возможно, есть образцы наследственного поведения или специфические психологические тенденции, которые очень примечательны, когда все группируется вместе таким образом.

● Будьте осторожны в своих предположениях. Не следует делать выводы о наследственных специфических болезнях вашей семьи, основываясь только на данных из генограммы. Обратитесь к медицинскому специалисту по поводу ваших подозрений, пусть он проконсультирует вас в вопросах данного наследственного заболевания.

● Не используйте генограмму в качестве предположения о каких-либо действиях и побуждениях членов семьи, а так же не пытайтесь противостоять им. Если вы обнаружили тенденции того, что дядя Федя увольняется с каждой своей работы, а двоюродная сестра Мария всегда уводит чужих парней, не спешите махать у них перед носом составленной генограммой в качестве доказательства того, что им нужна помощь психоаналитика. Постарайтесь избежать поверхностного отношения членов семьи после создания данной генограммы, сначала попросите сделать о ней заключение у вашего семейного или личного адвоката.

● Если вы подробно описываете семейную историю, то факты и сходства, обнаруженные благодаря генограмме, могут объяснить, почему члены семьи сменили географическую область, какие виды отношений прослеживаются, и, возможно, даже найти членов семьи, которые не были официально признаны.

● Храните свою генограмму в безопасном месте. Факты и события, входящие в диаграмму, могут быть неприятными или нежелательными для некоторых членов семьи.

● Это может быть превосходным школьным заданием , ученики выберут знаменитую особу и исследуют историю её семьи и семейные отношения. Это можно облегчить, используя интернет, но поиск может выдавать неточные факты и узкую информацию, так что ее можно рассматривать в качестве личного исследования, но не обязательно исчерпывающего.

● Всегда сохраняйте конфиденциальность членов семьи, когда делитесь вашей генограммой с другими людьми, не входящими в семью.

● Никогда не используйте генограмму, чтобы противостоять члену семьи без помощи адвоката или профессионала из области здравоохранения.

Генограмма — это графическая запись информации о семье (классически и клинически — в трех поколениях), ее составление и исследование является методом семейной психотерапии.

Объяснение

Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных взаимоотношений в 3-4 поколениях. Предложена Мюррей Боуэн в 1978г. (Bowen,1978) в рамках межпоколенного подхода в семейной терапии. Цель ее — показать как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются по поколениям и как события подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства членов семьи влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и треугольники.

Генограмма позволяет психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некоей интегральной вертикально-направленной перспективе.

Генограмма позволяет психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некоей интегральной вертикально-направленной перспективе. Иногда она высвечивает то, что являлось тайной для некоторых членов семьи, вытаскивая «скелеты из чулана». Данный подход имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи. Его главной отличительной особенностью является структурированность и схематизированность. Техника предполагает, как правило, участие расширенной семьи клиентов. Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые наряду с другими данными используются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Такая диаграмма представляет собой как бы карту семьи.

Когда собраны данные об именах, возрасте каждого члена семьи, времени женитьб, смертей, разводов, рождений, можно приступать к сбору других важных фактов о функционировании семейной системы — таких, как частота и качество контактов, эмоциональные разрывы, факторы, приводящие к конфликтам и тревожности, уровень закрытости-открытости семейных подсистем и семьи в целом. Семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники.

Процедура

Цель методики — получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой рутинный метод сбора информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Она как правило проводится в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна, и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.

Предъявление симптома

Беседа обычно начинается с предъявляемого семьей симптома: кто является его обладателем, когда он впервые возник и каково было его клиническое развертывание. Причем физические, эмоциональные и социально-дезадаптивные симптомы рассматриваются как проявление дисфункциональности семейной системы эмоциональных взаимоотношений. А поведение носителя симптома отражает то, как тревожность проявляется и преодолевается в данной семье. Временные рамки первичного проявления и последующих усилений симптомов могут быть связаны с другими событиями жизни семьи, такими, как например смерть ближайшего родственника.

Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые наряду с другими данными используются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе.

Описание семейной истории

Затем начинается описание семейной истории, начиная со времени, когда родители встретились — и вплоть до настоящего момента. Здесь существенны возраст супругов, точная дата их первой встречи, чем они занимались в те времена, когда были женихом и невестой, собственно свадьба, что случилось до рождения первого ребенка, влияние порядка рождения детей на их физические и психологические особенности. В каких географических точках семья жила и когда именно переезжала в другое место — все это очень важно. Особенно, если переезды были на очень близкое или очень далекое расстояние от родительской семьи. Данные о здоровье, образовании и профессиональной карьере каждого из родителей также собираются на данном этапе беседы. Далее обсуждается история расширенной семьи, как со стороны матери, так и со стороны отца. Здесь как минимум необходимо узнать о братьях и сестрах матери и отца, об эмоциональной атмосфере в их родительских семьях, о том, чем занимаются все члены семьи в настоящее время. Точные даты событий, произошедших в родительской семье важны потому, что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье.

Физические и эмоциональные границы

Психотерапевт использует беседу на основе социограммы для того, чтобы проговорить вопросы о физических и эмоциональных границах в данной семье, о закрытости и открытости ее субсистем, о разнообразии или ограниченности образцов взаимоотношений между членами семьи и средств общения между ними. Такие содержательные факторы как культурная, этническая и религиозная принадлежность, социоэкономический уровень, то, как семья взаимодействует с метасемейным контекстом — сообществом — тоже принимаются здесь во внимание.

Символика

По мере поступления информации она фиксируется в специальных символах. Каждый психотерапевт может использовать удобную для него символику, но общепринятыми обозначениями являются следующие: генограмма семьи — своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записей и иными целями. Мужчины здесь обозначаются квадратами, женщины — кругами. У этих кругов и квадратов отмечаются даты рождения и смерти (если человек умер). Линиями между значками обозначаются даты вступления в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд-разрыв- развод. Характер отношений между теми или иными членами рода — близкие, конфликтные, противоречивые — также можно обозначить линиями разных начертаний (двойные, ломаные и пр.). Как, впрочем, и причину конфликта — например, если супруги конфликтуют из-за своего ребенка.

Использование генограммы семьи

Генограмма содержит в себе громадное количество информации, представленной в схематическом виде на небольшом пространстве. Это позволяет охватить всю семейную историю единым взглядом. В процессе работы на основе данной техники, члены семьи получают возможность самоидентификации, узнают о том, что действительно происходит в их семье, о своих исторических корнях и о том, как эти корни влияют на современное состояние отношений в семье. Работая с генограммой, можно помочь семье разрушить эмоциональные разрывы, дисфункциональные треугольники и альянсы, снизить тревожность, т.е. произвести позитивные изменения в семейной системе. Кроме того, генограмма представляет собой мощное диагностическое средство, которое может
применяться под углом зрения конкретных теоретических ориентаций данного профессионала.

Литература:

1. Черников А.В. Системная семейная терапия. Классика и современность. Москва. Независимая фирма «Класс». 2005г.
2. Анн Анселин Шутценбергер Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. Москва. Издательство Института психотерапии. 2005 г.

Генограмма и Геносоциограмма часто наше основное средство работы с клиентом, когда я работаю . Я устно обычно объясняю, но недавно решила по просьбе клиентки опубликовать краткую инструкцию по составлению генограммы и вопросы по анализу семьи, которые можно задавать себе самостоятельно. Это не заменяет работы с психотерапевтом, а лишь ее дополняет. потому что ответы вопросы себе клиент задает и при этом важна обратная связь (отклик психотерапевта на информацию, принеобходимости срочное применение методик работы с первопричинами проблем, синдромов предков и проч) , отражение его чувств, понимание еще непроговоренного, невербального телесного реагирование на вопросы - в этом тоже много информации. После составленной генограммы клиента я его опять спрашиваю и уже по его рассказу параллельно дополняю своими заметками...
Запись на сеанс по скайп здесь
Выглядеть генограмма может вот так

Итак как составить генограмму и какие вопросы задавать..

Вернон Вульф. Холодинамика. Как развивать и управлять своей внутренней личностной силой

Руководство по генограмме: как составить схему семейного дерева

Генограмма позволяет вам и членам вашей семьи увидеть ваше семейное древо в полезном и творческом свете. Это отличное средство фазирования пространства системы всей вашей семьи и, используя Модель Разума в качестве своего гида, вы сможете распознать наследственные семейные болезни, а также негативные эмоциональные паттерны и паттерны отношений, личностные характеристики и семейные верования, передающиеся из поколения в поколение. Это помогает следующему поколению преодолеть семейные болезни и всем членам семьи справиться с семейными проблемами, улучшить отношения и поддерживать прочность семейных уз.

Составляя свою генограмму, старайтесь быть подробными и обстоятельными, насколько это возможно. Включайте и негативные и позитивные эмоциональные паттерны, все важные подробности медицинских историй и т. д.

Помните также, что взбираться на семейное древо может быть приятно, но чаще это бывает утомительно, а иногда и страшно. Вдохновите всех членов своей семьи внести посильный вклад в построение генограммы. Обычно чем больше вам помогают, тем лучше получается ваша генограмма.

СЕМЬ ИЗМЕРЕНИЙ ВАШЕЙ ГЕНОГРАММЫ

Ваша генограмма имеет семь частей, каждая из которых будет полезной по-своему. Постарайтесь заполнить каждую часть, насколько это возможно.

1. Семейное древо:

Начните со схемы вашего семейного древа. Для каждого мужчины используйте квадрат, а для каждой женщины - круг. Изобразите свое собственное положение, затем - вашего супруга и детей, как это показано на схеме 2. Это будет "ядром вашей семьи" и центром или "стволом" вашего семейного древа.

Теперь расширяйте свою схему, чтобы включить различные ветви вашего семейного древа. Продолжайте расширять схему до тех пор, пока вы не изобразите ваших родителей и всех их детей, ваших дедушек и бабушек, а также их детей. Не волнуйтесь, если вы не сможете изобразить все подробности. Просто рисуйте круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких сможете насчитать.

Затем пронумеруйте свои круги и квадраты и впишите в каждый имя и возраст, как показано на сх.2. Таким образом, вы сможете ссылаться на каждого человека по номеру или имени. В конце внесите даты браков (Б) и разводов (Р).

2. Медицинские сведения:

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если вы знаете, что искать. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически. Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в вашей семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем семейном древе.

3. Эмоциональные паттерны:

Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Вы обычно можете определить эти паттерны, задавая вопросы такого рода: "Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?" Затем сравните то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: "90% времени дед был сердитым", другой вступает в разговор и добавляет: "Да, и на остальные 10% несчастным!" Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти "унаследованные" паттерны.

4. Динамика отношений:

Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: "Какие отношения были у мамы с папой?" "Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?" Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше.

Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделите заглавными буквами (А,Б,С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

5. Система семьи:

Вам также будет полезно взглянуть на то, как разные части вашей семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или "проблемные" люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, вам захочется использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы вы смогли описать их подробно в соответствии с цветом.

6. Семейные верования:

Члены вашей семьи передают вам свои верования, касаясь любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала. Исследование таких верований - начало выравнивания их с вашим ВЫСШИМ ПОТЕНЦИАЛОМ.

7. Общество и ваша семья:

На заключительном этапе сделайте шаг назад и посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества. Как ваша семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Составляя свою генограмму, постарайтесь ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:

ВОПРОСЫ ГЕНОГРАММЫ:

1. Какие серьезные (физические) заболевания есть в вашей семье?

2. Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, наркомания, психические заболевания).

3. Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти?

4. Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?

5. Как лучше всего вы могли бы описать личные качества каждого члена семьи?

6. Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?

7. Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?

8. Кто был экстравертом, а кто был интровертом?

9. Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?

10. Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в вашей семье? Каковы их правила и ограничения?

11. Каковы ваши семейные мифы? Каковы их тайны?

12. Как члены вашей семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела)

13. Каковы ваши первостепенные ценности? Каковы ваши семейные ценности?

14. Как в вашей семье проявляется мужественность и женственность?

15. Каковы ваши семейные "можно" и "нельзя", "должен" и "не должен"?

16. Что происходит с чувствами в вашей семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявления?

17. Как принимаются решения в вашей семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?

18. Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?

Генограмма — это графическая карта семьи или её история, где применяются специальные символы для всех членов семьи, а также для их взаимоотношений, значимых дат, исторических событий. Геннограмма помогает выявить источники повторяющихся проблем, физических болезней, депрессий, генетических заболеваний и пр. Обычно генограммы используются различными специалистами в области медицины и психологии, но вы можете сделать её самостоятельно.

Для этого вам необходимо расспросить всех членов семьи, а также тех, кто хоть как-то причастен к вашей семье. Затем используя специальные символы составить геннограмму (см. внизу), в результате чего у вас получится настоящее семейное (генеалогическое) дерево.

1 шаг. Схема семьи

Возьмите чистый лист бумаги А3 формата (в дальнейшем вы сможете доклеивать дополнительные листы по мере расширения вашего дерева).

Есть несколько вариантов составления семейного дерева:

1) Начать с себя, добавив в него супруга и детей.

2) Начать с родителей

3) Составить два дерева от каждого из родителей, после чего склеить их между собой, где центром будете вы.

Выберите тот способ, который подходит вам больше всего.

Традиционно мужчины обозначаются квадратом, а женщины — кругом. Нарисовав себя или своих родителей начните расширять схему, размещая своих дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, а также всех их детей (включая абортированных, мертворожденных и умерших во младенчестве) до 7-го колена (всего получится 126 человек прямых родственников). Не переживайте, если мало что знаете о своих предках, достаточно просто нарисовать круги и квадраты для всех членов своей семьи. В том месте, где вам известны подробности, разместите имя, возраст, даты рождения и смерти, а также даты браков и разводов.

2 шаг. Физиология семьи

Далее проследите историю заболеваний в семье, поскольку большинство болезней передаются генетически, эта информация будет очень полезна для вас.
Ваша основная задача — найти повторяющиеся заболевания в своём роду.

3 шаг. Психология семьи

Обратите внимание на те чувства, которые испытывал каждый человек в вашей семье как к себе, так и к другим людям. Вы заметите, что некоторые члены семьи открытые, доброжелательные, веселые, оптимистичные, другие напротив — депрессивные, скучные и унылые люди, страдающие страхами и фобиями, имеющие тяжелый характер.
Вы можете определить эти особенности задавав примерно такой вопрос: «Какие 5 слов больше всего характеризуют моего/мою…?» Затем сравните полученные ответы с тем каким вы видите своего предка. Это поможет вам увидеть какие-то свои наследственные черты характера.

4 шаг. Отношения семьи

Теперь посмотрите как члены вашей семьи относились друг к другу. Узнайте какие отношения были у папы с мамой, у дедушки с бабушкой, у прадедушки с прабабушкой. Какие отношения были в каждой паре, открытые или замкнутые, доверительные или осуждающие, манипуляционные или коммуникативные? Как каждая семья справлялась с кризисом в отношениях, кто главенствовал в паре? Всю эту информацию схематично изобразите на генограмме.

5 шаг. Система семьи

Также важно посмотреть то, как различные части вашей системы взаимодействуют между собой. Есть ли какие-то особые семейные группировки? Какие существуют семейные нарушения (разводы, предательства, семейная вражда и пр.)? Есть ли в роду «проблемные» люди? Важно понять как ваша семейная система работает и взаимодействует из поколение в поколение.
Вы можете использовать цветные карандаши для особых частей вашей семейной системы.

6 шаг. Ценности семьи

Определите какой опыт семейных ценностей и верований был вам передан. Это касается любой сферы жизни — воспитания детей, общения с подростками, женитьбы, количества детей, призвания и предназначения, умения справляться с кризисами и потерями, старости и встречи со смертью. Обратите внимание на то, во что вы верите осознанно или неосознанно. Если верования ложные, то они могут блокировать ваше мышление, личностное развитие и раскрытие вашего потенциала.

7 шаг. Взаимодействие семьи

В заключении посмотрите как выглядит ваша семья по отношению к обществу. Как ваша семья взаимодействует с обществом? Как общество отвечает вашей семье? Какие тяжелые исторические события постигли вашу семью и родственников (война, революция, раскулачивание, репрессии и т.д.)

Ниже представлены символы, которые обычно используют при составлении генограммы. Но вы всегда можете проявить своё творчество: завести архивные карточки на каждого члена семьи, или использовать специальные компьютерные программы, придумать свои обозначения, выделить цветом и т.д

Это руководство поможет вам составить генограмму без каких-либо определенных навыков или спец.подготовки. Но если же вы хотите, чтобы процесс составления геннограммы стал для вас еще и целительским, то лучше всего обратиться к специалисту, либо пройти специальный тренинг «Сила рода», и участвуйте в нём в онлайн формате, не выходя из дома.

PS: После того, как ваша генограмма будет готова, можно проделать специальную практику ставя палец на каждый кружочек или квадрат, и говоря примерно такие слова: «Дорогой мой дедушка, я очень благодарна и признательна тебе за жизнь которую ты мне подарил, твоя судьба была очень сложной, но я соглашаюсь с ней». Очень важно говорить не думая, а чувствуя сердцем, говоря всё то, что лежит у вас на душе. Также вы можете осуществить практику поклона для каждого члена в вашей семьи в знак благодарности и согласия.