Где грань. Домогательство или комплимент: где эта грань

Вопрос

Добрый день. В комментарии на Недельную главу “Ваейшев” Вы затронули вопрос, который интересует меня уже долгое время. В нем Вы приводите слова Рамхаля в книге «Месилат Йешарим» (23-я глава). Там он пишет: то, что человеку необходимо прилагать усилия, чтобы заработать себе пропитание – это наказание, посланное на человечество: «В поте лица своего будешь есть хлеб свой…» (Берешит 3:19). «Так постановил Высший Царь, и это своего рода ”налог”, которого невозможно избежать, он взимается со всего рода человеческого. Однако старание [само по себе] не приносит успеха, просто оно обязательно [как и штраф]. Если человек постарался и уже исполнил свой долг, то есть возможность, чтобы снизошло на него благословение с Небес». И далее:

«Ведь чрезмерным усилием человек показывает, насколько большое значение имеет для него само усилие. Такое поведение свидетельствует, что человек полагает, что его бурная деятельность может ему помочь» Как определить ту грань, исполнил ли я свой долг, создал возможность, чтоб на меня снизошло благословение (и снисходит ли оно вообще от «материального» старания), отработал ли я «свой штраф» и «пот лица» или этого мало?

Например, грубо говоря, если я понимаю, что, работая 5 часов в день, мне не хватит зарплаты, должен ли я добавить ещё 3 часа работы в день, или следует надеяться на Вс-го, что он увеличит мне з\п или подкинет мне денег другим способом (понятно, что эти 3 часа в день я не провожу перед телевизором, есть семья (Б-АШ), уроки, иврит …)?

И еще. Ведь не всегда наши старания приводят к желаемому результату. Как потом понять, нужно ли приложить дополнительные усилия или не нужно, так как это уже будет «бурная деятельность»?

Спасибо за ответ.

Ответ

Думаю, что ответ на Ваш вопрос мы сможем получить, обратившись к словам Хазон Иша в книге «Вера и упование». И так он пишет там (2:2): «вера и упование - это очень близкие понятия, только вера - это общий взгляд на мир, а упование - взгляд человека, обладающего верой, на самого себя; вера - это закон, а упование находится уже в аспекте конкретного действия. Но чем же будет испытан человек…? Он будет испытан, когда встретится с ситуацией, которая потребует действительного проявления этого качества; с ситуацией, когда упование должно вести человека вперед, укреплять и излечивать его… Обратится ли человек в этот тяжкий час к упованию и будет полагаться только на Всевышнего, - или же именно в этот час поступит иначе, и пойдет к высокомерным и сильным, к тем, кто станет ему ложной опорой; обратится к средствам негодным и бесполезным…»

Из этих слов мы видим, что основа упования – это вера в то, что всё – от Творца и ни старания, ни ум, ни проворство человека никак не могут помочь. То, как человек ведёт себя в тяжёлых ситуациях, показывает, по-настоящему ли он верит или только разглашает всем о своей вере.

Как мы видим, Хазон Иш пишет, что, тот, кто не силён в вере, обращается к «средствам негодным и бесполезным». Описывая неподобающие уповающему средства, он употребил два прилагательных «негодные и бесполезные».

Постараемся объяснить эти два недостатка веры, проявляющиеся в делах.

Негодные средства

Это такие средства, которые идут вразрез с законами Торы и волей Творца. Человек, который делает свои действия только, чтобы выполнить обязанность старания, не будет прибегать к каким-либо средствам, которые хоть в чём-то противоречат воли Г-спода, ведь, понятно, что они не входят в эту обязанность.

Бесполезные средства

Обязанность старания включает в себя такие действия, которые, судя по всему, могут помочь человеку и согласно здравому смыслу принести ему пользу. Тот, кто не надеется всем сердцем на Творца, не будет в отчаянии искать всевозможные уловки, даже те, которые, судя по всему, не могут помочь.

Чтобы продемонстрировать вышеупомянутое правило, приведём следующую историю.

Рассказывают, что раввина из Бреста, рава Ицхака Зеева Соловейчика, застала Вторая Мировая Война, когда тот был на отдыхе в Польше. В самом начале войны бомбёжки были не настоль сильные, но, несмотря на это, во время бомбёжки рав Ицхак Зеев был самый не спокойный из всех окружающих. Он постоянно искал наилучшее бомбоубежище и никак не мог успокоиться, говоря: «быть может, есть убежище лучше того, в которое мы бежим». Когда же бомбёжка стала гораздо сильнее, все люди были в полной панике, но, как не странно, раввин из Бреста был абсолютно спокоен, он безмятежно сидел в своей комнате и изучал Тору и не желал бежать ни в какое бомбоубежище, говоря, что следует надеяться на Творца. Тогда спросили его домочадцы: «когда была бомбёжка не настоль сильна, ты был совершенно неспокоен, а сейчас ты с невозмутимостью учишь Тору, несмотря на ужасную бомбардировку». Ответил раввин из Бреста: «Я знаю, что всё – от Творца, поэтому самих бомб я не боялся и не боюсь. Но мы должны заботиться о своей жизни, это заповедь Г-спода. Когда была бомбёжка не столь сильная и в силе бомбоубежища было спасти человека, я каждый раз задумывался, каким образом лучше выполнить эту заповедь. Поэтому был неспокоен. Сейчас же, когда бомбёжка столь интенсивная, никакое бомбоубежище не может от неё спасти, поэтому и нет заповеди бежать в бомбоубежище. Поскольку так, я спокоен и безмятежен».

Где грань между старанием и упованием?

После того, как мы прояснили, какие действия уповающий на Творца не будет делать, нам осталось прояснить, где проходит грань между старанием и упованием в таких действиях, которые не противоречат воли Творца и которые по природе своей могут помочь. Сколько сил нужно приложить в такое старание?

Из слов рабби Авраама сына Рамбама в книге «Амаспик леаводат Ашем » мы учим, что старание следует делать в таком количестве, чтобы то, что мы желаем достичь, не было чудом и было логично, что теми методами, которыми он пользуется, он смог достичь то, что ему требуется.

Безмятежность надеющегося на Творца

Рабейну Бехаей в книге «Ховот алевавот» (4:1) пишет: «сущность упования – душевное спокойствие уповающего, который полагается на Г-спода, что (Тот) сделает ему наилучшее и самое подходящее». Из этих слов мы учим ещё одно важное правило: во всех стараниях важно, чтобы человек оставался в постоянном спокойствии, осознавая, что всё – от Творца и Тот сделает ему наилучшее.

Перейдём теперь к Вашему конкретному примеру.

Если Вы считаете, что 5 часов работы в день не хватает, с точки зрения старания следует добавить часы работы. Однако я думаю, что важно задуматься над другим вопросом, не связанным с вопросом об уповании: быть может, вместо того чтобы добавлять часы работы, есть возможность сократить свои нужды, таким образом, чтобы то, что Вы зарабатываете, хватало Вам, а остальные часы дня Вы смогли бы посвятить Вашим духовным потребностям.

Россия, слышишь этот зуд?
Шесть эмигрантов по тебе ползут….


Набрался смелости перефразировать знаменитую эпиграмму Валентина Гафта. Простите уж великодушно…. Потому что в авторской редакции эпиграмма эта сути нижеизложенного не соответствует аж никак. Ибо поймал себя на интересной мысли. - На эту тему мне задают вопросы достаточно часто (как в личку, так и устно), а сам по себе я на них ответить не могу, так как моё частное мнение в данном случае не имеет никакого значения.
Посему, обращаюсь к вам, уважаемые Читатели.

Чтобы проникнуться, начнём с простого. - С последней выходки божэвильной* (как говорят вна) Божены. Сразу вспоминается тот самый старый анекдот - чем кончилось, а?
Ведь действительно, понегодовали, понегодовали и вполне прогнозируемо успокоились,…. До следующей омерзительной выходки. А потом - до следующей. То есть, как всегда. - Было есть и будет. Ибо, на каждый пар есть свой свисток. Лишним доказательством чему служат всяческие «эхи» и «до///ди» и т.д., абсолютно беспрепятственно гадящие целенаправленно и по площадям год за годом. Есть мнение, что они, дескать, собирают под себя и тем самым выявляют ту самую «определённую» аудиторию, заслуживающую внимания. Параллельно демонстрируя ту самую истинную демократию в России, которая до предела и истинно демократична - не в пример некоторым. Хотя, выглядит сие несколько замысловато, скажем прямо.
То есть - всё в порядке, все смеются. Собака лает, караван идёт, нужные личности собираются в указанном для них месте, тем самым демонстрируя всему прочему народу российскому всю гнилостность «либеральных» ценностей. Словом, идиллия. Лучше не придумаешь. Шестки распределены, сверчкам билеты давно проданы, а гнилые томаты и тухлые яйца можно (по желанию) либо приносить с собой, либо купить в буфете с соответствующей нескромной буфетной наценкой.

Но, (запятую ставлю по Веллеру и Довлатову) есть и другая категория. О которой, собственно говоря, и речь пойдёт. О тех самых политэмигрантах. Которые - кто сбежал от государственного переворота на Украине, а кому и ехать никуда не нужно было, ибо давным -давно уехали…. О тех, кто в силу немалого, скажем так, влияния всяческих фейсбуков и живых журналов, стали претендовать на роль поистине глашатайскую. А порой и мессианскую. А когда и то, и другое подаётся ещё и с некоторой усталой отрешённостью (клуб для продвинутых, давно пересёкших сорокалетний рубеж на основании простейших паспортных данных), так это, вообще - полный писк!
Здесь в чём «фишка»…. - Народ устал от официальных СМИ. Более того, подсознательно искренне не доверяет им ещё со времён Союза. И в тех же самых глубоко подсознательно чтимых советских традициях ищет того самого «агитатора, горлана, главаря», узаконенного Самиздатом. Имя которому сейчас - Интернет. - Я о Самиздате, естественно. Кстати, тамиздат уже давно популярностью не пользуется (разве что в кругу членов секты эха до///дя). - Откровенно не патриотично.
А вот с Новым Самиздатом всё в полном порядке. - Порядке, напоминающем издалека даже танковые войска. Более того, устойчиво формируются секты поклонников того или иного пысьмэнныка (в изгнании). Которые по меткому определению Борис Борисыча (не к ночи будь помянут) «готовы зарезать, если тронуть пальцем их тоску»…..
Вот теперь и подходим к самой сути. К тому, что эти пысьмэнныки излагают. Кто-то, изменив как-то вдруг свою точку зрения на диаметрально противоположную, не упустит ни единого случая, чтобы хоть фразочку ввернуть, лишь бы охаять Россию с ног до головы. Читая его, иногда даже одёргиваешь сам себя - ведь это же не «Цензор»…. Это же он, ОН!!! ТОТ самый!!! Изобретающий сейчас хитроумные посты только ради того, чтобы вылить на Россию очередной ушат помоев собственного (домашнего, сиречь, качественного) изготовления.
- Такие дела (как говорят на Тральфамадоре, когда кто-то умирает)….

Другой же беглец изъясняется чисто в стиле «ла-ла-ла»…. Мне это особенно понравилось. - Сбежать в Россию, дабы на неё бУло поудобнее гадить. Так и вспомнилось из сатиры перестроечных времён: «Иван Петрович Козлопупов, находясь в Америке, принципиально два раза в сутки регулярно испражнялся непосредственно на континент». И этот испражняется так же регулярно, если не чаще. Ничтоже сумняшеся. И не беспокоясь, не терпя никаких ни моральных, ни физических ущемлений.

Безусловно, всё под одну гребёнку не получится. И не имеет смысла. С другой стороны, где грань между «точкой зрения» и, например, регулярным употреблением одного похабного словца, которое даже я, старый «матерщинник и крамольник» не позволяю себе воспроизводить? И, вообще, что это? Не является ли сие прямым оскорблением Президента? Как к этому относиться?

А как раценивать, например, подобное: «Один обезглавленный ребенок не достаточный повод для США, чтобы прекратить помогать умеренной оппозиции"», а это очень важный нюанс, ибо, наконец, четко проводит черту между умеренной и радикальной сирийскими оппозициями: умеренная, в отличие от радикальной, режет детям головы не всем подряд, а изредка, под настроение, - и только это год назад дало ей шанс на сотрудничество с Москвой, потому что сотрудничество с теми, кто поставил отрезание голов детям на конвейер, для Москвы невозможно».
Кто-то засмеётся и скажет - да что тут такого? Обращать внимание на такое - уж очень напоминает запрещение в Союзе альбома Pink Foyd 1983-го года с формулировкой «за извращение внешней политики СССР». С другой стороны, где грань, где предел? Или Сеть - территория полнейшей вседозволенности?

Это я об одном, о другом…. А имя им - Легион…
Обобщая, скажу, что вся эта шайка взагали** не шибко напрягается. И по площадям обгаженного явно стремится догнать ту же Божену, «Эхо» и «До///дь» вместе взятые. Более того, догнать и откровенно перегнать. - Лавры спать спокойно не дают. Хочется тех же грантов, дело ясное. Правда, не понимают, бедолаги, что всё давно распределено до них. Другие же, наоборот, это давно поняли. Почему и гадят с удесятерённой силой…. Дабы хоть как-то выделиться, быть замеченными.
А теперь сам вопрос. Вот, что с ними делать? С этими незваными гостями? Более того, персонами откровенно навязчивыми - «ты их в дверь, они в окно»? С теми, кто не мыслит себе пути к сияющим вершинам иначе, нежели описанный выше? Ведь со всеми этими эхами до///дливых божен у них есть существенная разница - они не являются гражданами Государства Российского. И уже отсюда следует, что то, что, допустим, и позволено некоторым специально назначенным для этого зевсам, отнюдь не есть позволено каждому понаехавшему быку… Равно как и не стоит забывать другую народную поговорку: «Кесарю - кесарево, а слесарю - гаечный ключ».
Есть и такой вариант - спорить с ними, указывать на их подрывную по сути своей деятельность. С другой стороны, а им что от этого? Как уже и говорил, «кто есть кто» определено уже давно. Да, они потеряли большую часть аудитории. Но есть и продолжают быть (и будут впредь) те, кто эту лапшу ест. Хавает даже. Так что, вышеуказанным личностям от такого не особо жарко станет. Более того, их ресурсы будут дополнительно виртуально популяризованы.
Ведь вся соль и весь перец ситуации заключается и в том, что многие из них, так или иначе, а зарабатывают своей писаниной деньги, получаемые зачастую и из российских же источников. Или же, как в известной повести Искандера, благодаря своему творчеству истово стремятся «быть допущенными к столу». Парадоксально, не так ли?

* - божэвильной - сумасшедшей, придурковатой (укр).
** - взагали - вообще (укр).

Посему, предлагаю вам самим ответить на вопросы, как реагировать на подобные действия в случае откровенного нарушения вышеуказанными субъектами законов Российской Федерации.

На днях мужчина уступил мне место в автобусе и явно неслучайно дотронулся до моей руки. Я практически уверена, что это было домогательство! А еще он улыбнулся в ответ на мое сухое «спасибо» и принялся, о ужас-с-с, раздевать меня взглядом! Куда жаловаться, кому написать и рассказать о столь вопиющем акте домогательства? Свидетели есть, весь автобус это видел, а половина ненормальных дев, скорее всего, мне завидовали. Но чему тут завидовать-то? Ведь он дотронулся до меня своими грязными липкими руками!

Этот бред, похожий на инсинуации больной фантазии ярой феминистки, пришел мне в голову после всей этой шумихи вокруг Харви Вайнштейна и обиженных им женщин. Мужчина действительно уступил мне место и даже мило улыбался, и, возможно, он даже позволил себе в мыслях меня возжелать, но ничего дурного в этом для меня не было.

В этом вопросе я абсолютно и полностью согласна с Катрин Денев, «изнасилование – это преступление. Но настойчивые или неуклюжие ухаживания – нет, и галантность – это еще не признак агрессивного мачо».

Не понимаю, как нормальной женщине можно жить и не нравиться кому-то? А как же флирт, взгляды, случайное прикосновение и молнии, пронзающие тело при виде вожделенного объекта? Как жить без этих маленьких радостей жизни?

И второй вопрос к участницам всей этой истории: как нужно себя вести, чтобы к тебе по-хамски относились, шлепали, щипали за интимные места или говорили непристойности? Если говорить о мужчинах со здоровой психикой, то они всегда ведут себя так, как это им позволяют женщины.

Правда, ситуация «начальник и подчиненная» – когда начальник начинает давить и полагает, что ему по статусу положен секс, – всегда выглядит некрасиво. Так, начальник моей подруги, с которым она работает уже полгода, попросил ее задержаться в офисе и обсудить важный вопрос. Она заходит к нему в кабинет, а он в полурасстегнутой рубашке предлагает расслабиться и пообщаться. Тут, естественно, дело вышло из-под контроля, но ситуацию всегда можно изменить или остановить. Ведь девушку никто не насиловал, и она могла просто уйти. Что она и сделала, шутливо съехав с темы – сказав, что любимый не поймет такого ее усердия при подъеме по карьерной лестнице. Думаете, уволил? Нет, все осталось как прежде, просто в тот момент у него была ссора с женой, и он решил таким путем отвлечься от семейных проблем. Я не говорю, что начальник хороший, но доводить ситуацию до маразма тоже не стоит.

Лучший вариант ответа в подобных историях – жест отрицания, ладонь вперед, взгляд глаза в глаза и вежливое, но однозначное: «Нет. Пожалуйста». Это важно – обязательно эти два слова, потому что «нет» выглядит хамством, а просто «пожалуйста» – слабостью или кокетством

А вообще, мне кажется, что вся эта проблема надумана специально. Тоже мне преступление – попытался «подъехать» к понравившейся девушке. У нас бы она дала ему от ворот поворот, и всего-то делов. А оказывается, желание мужчин хотеть женщин следует считать преступлением. Что дальше, будем спрашивать разрешения у адвокатов?

Подытожу: абсурдная пляска с домогательствами должна наконец закончиться – это все равно, что клеймить пчел за опыление. Милые мужчины, поражайте, заигрывайте, тяните за локоны, провожайте взглядом, прикасайтесь, целуйте! Домогайтесь, короче, а иначе без всего этого мы завянем! Но… Если вы слышите твердое «НЕТ», продолжать не стоит: грань как раз этим и обозначается – насильно мил не будешь!

Под текстами о домогательствах обычно разворачиваются бои не на жизнь, а на смерть. Мужчины гневно вопрошают, чего этим феминисткам еще надо, и мрачно предвещают скорое вымирание человечества из-за того, что с женщинами нельзя будет заводить отношения (почему нельзя повести общение иначе - другой вопрос). Женщины горько резюмируют, что у них хотят отобрать последнее - мужские знаки внимания и возможность хоть иногда «чувствовать себя женщиной». Феминистки отбиваются от первых и вторых, пытаясь объяснить, что не все так плохо, никто не вымрет и разговоры о домогательствах в публичном поле только помогают решить проблему, но никак не угрожают взаимоотношениям мужчин и женщин… Так где же всё-таки проходит граница между комплиментами и домогательствами?

Ответ на этот вопрос, в обсуждениях которого ломается столько копий, на самом деле предельно прост. Комплимент - когда сказанная женщине приятная вещь:

  • не является при этом очевидно неприятной для другой женщины/всех женщин;
  • не возвышает женщину путем унижения другой;
  • не концентрируется на её внешности как на главной ценности;
  • не сообщает женщине подспудно, что она хороша, только пока выглядит или ведет себя определенным образом;
  • сказана в ситуации, в которой она уместна .

А домогательства - это все остальное.

Как понять, что то, что я делаю, - точно не комплимент?

Не вторгайтесь в личное пространство незнакомых женщин. В патриархальной культуре женщины никогда не чувствуют себя в полной безопасности, находясь среди незнакомых мужчин. Социализация и жизненные опыт приучают их бояться. Нет никакой реальной необходимости лишний раз пугать сколь угодно прекрасную на ваш взгляд незнакомку. И даже ваше искреннее восхищение не перевесит неприятные ощущения, которые доставит ей ваше непрошеное вторжение. Если познакомиться хочется нестерпимо, вежливо и уважительно спросите, разделяет ли женщина ваше желание. И будьте готовы услышать и принять ответ «нет». Но лучше всего знакомиться в специально отведенных для этого местах и ситуациях, где обстановка явно располагает к этому (хотя не стоит думать, что если девушка пришла, скажем, на вечеринку или в клуб, она по умолчанию жаждет с вами познакомиться).

Не пытайтесь получить что-либо от женщины с помощью приятных слов. Комплимент потому и комплимент, что в его основе лежат искренность и бескорыстие. Если вам что-то нужно, и вы подозреваете, что женщина не особенно стремится вам это дать, на место бескорыстия и искренности становится стремление получить выгоду манипуляциями. И так как манипуляции также неизбежно предполагают вторжение и давление - по сути это те же домогательства.

Так как же все-таки сделать женщине комплимент?

Помните, что внешность не определяет девушку. В каждой есть столько всего, чем можно искренне восхититься! Черты характера, жизненные выборы, поступки, умения и стремления, реакция в определенной ситуации, цели, планы… Безусловно, мы обращаем внимание на внешний вид окружающих, и в этом нет ничего плохого, однако не стоит зацикливаться на этом, делать особый акцент.

В культуре, где от женщин требуется всегда быть безупречными, даже безобидная фраза «У тебя красивые глаза» может порой прозвучать как «Только глаза у тебя и красивые», так что подобные вещи лучше оставить до того, как будете уверены, что она поймёт это именно так, как вы имели в виду.

Будьте искренни. Это почувствуют и оценят.

Убедитесь, что женщина чувствует себя в безопасности рядом с вами. Если это не так, даже искренность не поможет.

И - да, разумеется, в сторону мужчин все это работает точно так же. И мужчинам тоже можно и нужно делать комплименты. Но будем честными, когда вы в последний раз видели женщину, преследующую на улице мужчину? Выкрикивавшую ему вслед, какая у него… та или иная часть тела и что она бы сделала с ним, если бы было темно/будь они у неё дома? Открыто пользующуюся своим властным положением по отношению к мужчине? И такие случаи порой бывают - но мы говорим о тенденции. А она, увы, печальная в своей направленности в сторону женщин, хотя очень хотелось бы быстрее прийти к лучшему миру, в котором она исчезла бы совсем.