Почему педагогика индивидуальности считается наукой? Почему педагогика не фундаментальная наука.

эссе

Чем является для меня педагогика.

Чем является для меня педагогика? Это живой процесс. Процесс поиска ребенком самого себя, обращения к внутреннему миру, к своим чувствам, эмоциям. Современному ученику, который спотыкаясь, путается в сегодняшней свободе мысли, сложно найти себя, свое место в социуме. И лишь опираясь на плечо педагога, способного провести по начерченной, как на детском рисунке, сказочной дороге к знаниям, к жизненным принципам, он способен сделать правильный выбор -стать человеком.

Каждый день, идя к детям, я думаю о том, что смогу дать им сегодня. Вспоминаю кадры из фильма «Ирония судьбы»: главная героиня, работающая учителем, точно подмечает, что ошибки врачей дорого обходятся людям, и, хотя, ошибки учителей не столь заметны, но, в конечном счете, они обходятся не менее дорого. Потому я должна видеть наперед результат своих действий, прогнозировать исход.

А еще надо быть самим собой - не одевать пафосные маски «всезнайки», быть соучастником урока. Уметь удивляться детским открытиям, радоваться новому совместно с ребятами. Только будучи искренней можно получить в награду признание учеников, так как дети как никто другой чувствуют фальшь и равнодушие.

Для того чтобы построить дом знаний, нужно возвести его на крепком фундаменте. И если научить ребенка самому возводить стены, впоследствии он выстроит уникальный город. Умение анализировать, синтезировать, прислушиваться к другим мнениям, быть гибким, искать возможные пути решения – вот тот фундамент, который важно заложить в самом начале. Только вовлекая детей в учебный процесс, заставляя их кропотливо собирать информацию, при этом не забыв заинтересовать их в этом поиске, можем воспитать пытливый ум, потребность в поиске знаний, в поиске нового наполнения себя. Задача учителя не в том, что бы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими. (Константин Кушнер)

Иногда я размышляю о том, что нужно брать от жизни и что отдавать взамен. Мы все хотим встречать на своем пути добро, любовь, дружбу, понимание… Однако, чтобы это получить, мы должны преподнести взамен те же дары. Сам учитель должен быть духовно щедрым, он должен уметь одаривать окружающих. Ведь научить принимать не менее важно, чем отдавать. Совершенствуясь в добродетели, нам необходимы те, кто нуждается в ней, и лишь тогда, пропустив это знание через себя, ребенок сможет делиться с окружающими теплом, добром – «Человечностью».

Как нельзя верно отражает эту мысль высказывание Дориса Ноу Ноулта: «Если ребенок окружён критицизмом, он учится обвинять. Если ребёнок видит враждебность, он учится драться. Если ребёнок окружен терпимостью, он учится быть терпимым. Если ребёнка поддерживают, он учится уверенности. Если над ребёнком насмехаются, он учится быть робким. Если ребёнка постоянно стыдят, он учится быть виноватым. Если ребёнка одобряют, он учится нравиться самому себе. Если ребёнка принимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире».

Для меня, прежде всего, важно быть педагогом, который понимает и чувствует идущего рядом ученика.

В разделе на вопрос почему педагогику называют искусством заданный автором Muminov Botirbek лучший ответ это Педагогика как искусство
Рассмотрим особенности педагогики как искусства. Определение искусства многоаспектно. Обратившись к словарю, находим определение: "Искусство - знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства".
Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.
В естественно-научном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.
Чисто практическую педагогическую деятельность называют "искусством, созданным на научной основе". Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Наука и искусство принципиально отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, и
иначе ее не постигнешь. А искусство можно перенять; миллионы людей воспитывают своих детей,
достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство растить детей у своих
родителей и близких. Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к
воспитанию детей. Педагогика - единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу,
оставаясь при этом строгой наукой.
Закончить мне хочется словами замечательного педагога С. Соловейчика: “Воспитание и обучение
детей - это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика - наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство”

Педагогика - это слово мы слышим с раннего возраста. Но вот что оно означает?

Во-первых , педагогика - это наука. Наука о воспитании человека. Слова «воспитание» подразумевает под собой передачу определенного багажа знаний от старшего поколения к младшему.

Во-вторых , педагогику мы можем рассмотреть как в узком, так и в широком смысле. В широком смысле мы можем рассматривать педагогику, как влияние внешней среды на личность. В узком смысле - это целенаправленная деятельность педагогов.

Педагогика - это не просто наука о воспитании

Передать свои знания - это еще полдела, а вот сформировать полноценную личность, способную думать, делать что-то, радоваться, жить - это самое сложное. Цель педагогики состоит в том, чтобы каждый мог реализовать себя в том или ином деле. Педагогика позволяет раскрыть свою личность.

Как и в любой науке в педагогике существуют определенные понятия, термины и знания, но в отличие от других наук они имеют свойство меняться. Так как мы живем в 21 веке, и наш мир изменчив, то и науки открывают все более новые понятия. А человек как существо биосоциальное меняется под влиянием общества, следовательно, меняется и наука воспитания. Если мы сравним педагогику 16 века и педагогику 21 века, то найдем достаточно отличий, чтобы утверждать об изменчивости данной науки.

Но как данная наука может повлиять на воспитание человека?

Во-первых, она формирует некое мировоззрение человека, а также нравственное, умственное и, конечно, физическое и эстетическое воспитание.

Во-вторых, при помощи педагогики мы получаем определенные знания, т.е образование. Образование так же бывает разным, но в основном это определенный процесс усвоения системы знаний.

Для чего нужна педагогика?

Как было уже сказано, педагогика нужна для воспитания. Человек в своей жизни проходит несколько стадий образования.

Первая стадия - это стадия предшкольная. Все мы когда-то были маленькими и многие даже не помнят этого, но это не означает, что на этом этапе мы не воспитывались. Данная стадия проходит в возрасте ребенка до 3-х лет.

Вторая стадия - формирование определенного сознания ребенка дошкольного возраста. Это самая важная стадия развития личности, т.к. в этот период формируются взгляды ребенка, от которых в дальнейшем зависят его психическое состояние, его мировоззрение и т.д.

Третья стадия - стадия школы. Тут очень важно не разрушить хрупкую пленку взглядов ребенка, на этой стадии нужно направить ребенка в нужное русло.

Продолжать можно бесконечно , т.к. в течение всей жизни мы пытаемся учиться и совершенствоваться. Даже взрослые люди, достигшие 50 лет, иногда поступают в институты, они идут в ногу со временем за новыми знаниями.

Подведем итог

Педагогика - это не просто наука, которую преподают нашим учителя и педагогам, чтобы они нас правильно учили, а это целая система знаний, которая сопровождает нас всю жизнь, а не только в учебных заведениях. На протяжении всей жизни, начиная с момента, когда мы издали первый крик, и, заканчивая моментом, когда мы издаем последний стон, мы учимся. Мы пытаемся учиться чему-то новому, необычному или обычному для нас. В детстве нас учат, как правильно говорить и ходить. В школе - писать, читать. В институте - обучают навыками, которые пригодятся нам для будущей профессии. На работе мы учимся находить общий язык с людьми, техникой и т.д. В дальнейшем мы сами начинаем кого-то учить. Можно сказать, что наша жизнь - это циклический процесс, который во многом завязан на таком маленьком, но таком обширном слове педагогика.

Редакция "сайт"

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА ОТ НАУЧНОЙ

Важнейшим условием прогрессивного развития человеческой цивилизации является передача накопленного опыта познания мира и средств самопознания. Важная часть общего социального прогресса - это развитие способов и форм передачи социокультурного опыта.

На начальных этапах социального становления люди стремились передавать своим детям знания об окружающей природе в виде эмпирически обнаруженных связей между предметами и явлениями. Это заложило основы существующей и сегодня бытовой (житейской) педагогики, знания которой кристаллизуются в так называемой народной педагогике и передаются «из уст в уста» в виде сказок, пословиц, поговорок, легенд и т. п.

На дальнейших этапах развития цивилизации, в первую очередь в связи с появлением письменности, появилась возможность фиксировать и сохранять наиболее ценный опыт, передавать культурные послания не только следующему поколению, но и далеким потомкам.

И наконец, в связи с техническим прогрессом (в первую очередь возникновением средств массовой информации) появились возможности быстрого широкомасштабного информационного обмена не только внутри единого культурального пространства, но и между различными культурами. Стремительно нарастающий объем информации, включающий в себя мировые цивилизационные ценности и достижения, уже не может быть целиком усвоен современным поколением. В передаче социокультурного опыта акцент смещается с информации на способы работы с информацией. Процесс воспитания и обучения сегодня настоятельно требует профессионализма, а создание эффективных моделей образования - научного подхода.

Народная педагогика (этнопедагогика) и научная педагогика существуют параллельно. Они имеют разные задачи и обеспечивают выполнение разных социальных ролей: общества и профессионального педагога.

Дать определение народной педагогике пытаются многие исследователи: Г.Н. Волков, Я.М. Ханбиков, А.Ш. Гашимов, Г.Н. Филонов и др. Проанализировав суждения разных исследователей, А.Э. Измайлов и такое определение этого понятия: “Народная педагогика- это совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме как продукт исторического и социального опыта народных масс”.

Близкое этому определение дает также Я.И, Ханбиков: “Народная педагогика- область эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс, выражающаяся в господствующих в народе воззрениях на цели и задачи воспитания, в совокупности народных средств, умений и навыков воспитания и обучения”.

В этих и других определениях народной педагогики выявляется ряд общих положений. Это- эмпирические знания, опыт масс, совокупность средств, умений и навыков воспитательной практики, бытующих в народе. Таким образом, народная педагогика описывает опыт и относится к средствам и идеям народного воспитания. Понятие “народной педагогики” в русскую и российскую педагогику впервые внесено К.Д. Ушинским.

Народная педагогика имеет ту особенность, что в ней нет строго сформулированных законов воспитания, систематизированных знаний, точных научных терминов и определений. Это - клад коллективного творчества разных людей многих поколений, народная мудрость, которая накапливается веками. Народный ум как и воспитательный опыт есть плод наблюдений за развитием детей, взаимоотношений между детьми, также детьми и взрослыми. Формулируется это в кратких изречениях, заповедях, поучительных пожеланиях. Эти изречения и пожелания выступают как бы в качестве постулатов и аксиом народной педагогики. Таковы, например, изречения: каковы родители - таковы дети; учи дитя, пока оно лежит поперек лавки; век живи- век учись и многие другие. Подобные изречения могут быть краткими напоминаниями и наставлениями о том, как поступать в некоторых воспитательных ситуациях: детей наказывай стыдом, а не кнутом; примеры полезнее наставлений; строгость учителя лучше ласки отца и другие.

Предметом исследования народной педагогики и является педагогическая культура народных масс, выработанная многовековым опытом человечества и бытующая в народе до наших дней.

Наряду с понятием и термином “народная педагогика” утвердился другой термин - “этнопедагогика”, впервые предложенный Г.Н. Волковым в 60-е годы ХХ века. Новый термин получил широкое распространение. Г.Н. Волков объясняет необходимость его введения тем, что термин “этнопедагогика” отражает широкое использование в исследованиях этнографического материала и он лучше определяет сущность данной науки. «Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации». Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий. Народная педагогика относится к опыту и его описанию, средствам и идеям народного воспитания, а этнопедагогика - сфера теоретической мысли, сфера науки (И.Т. Огородников).

Таким образом, народная педагогика существует в народных массах, практически проявляет себя на бытовом уровне, отражает эмпирический опыт воспитания. Она не осмыслена как теория, не систематизирована. А этнопедагогика - это уже обобщенное, теоретическое осмысление народной педагогики разных национальностей и народов многих веков. Применительно к конкретному народу она уточняется: этнопедагогика русского, польского, белорусского и других народов.

Научная педагогика ставит перед собой следующие задачи:

1. Воспитание человека, т.е. выработку в нём устойчивых привычек поведения, таких как честность, порядочность, трудолюбие и т.д. Не знание о том, что такое честность, а именно привычку быть честным. Эта задача является первоочередной и ей целесообразно отдавать предпочтение. К.Д. Ушинский писал о том, что при дурном воспитании дополнительные знания сделают такого человека только более опасным для общества (и приводил в качестве примера Чичикова).

2. Выявление состава и величины природных (т.е. не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека, в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.

3. Выявления состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.

4. Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.

Народную педагогику (этнопедагогику) и научную педагогику можно сравнить по трем основным параметрам: способы получения знаний; характер и структура знаний; способы передачи знаний.

Способы получения знаний

Способ получения народных педагогических знаний - опыт проб и ошибок, в процессе которого может не осознаваться причинно-следственный характер тех или иных явлений. Способ приобретения научных педагогических знаний - выдвижение словесно формулируемых гипотез и проверка логически вытекающих из них следствий. Методы получения знаний в народной педагогике ограничиваются наблюдениями и рассуждениями, в научной педагогике к этим методам добавляется эксперимент. Активность экспериментатора значительно превышает активность наблюдателя. Она заключается в создании специальных условий, вызывающих интересующее явление и вскрывающих возможность его преобразования.

Характер и структура знаний

Народные педагогические знания конкретны и ситуативны, они носят интуитивный характер и часто эмоционально окрашены. Научные педагогические знания носят обобщенный характер, они рациональны и осознаны, в них отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения. Народные и научные понятия часто совпадают по внешней форме (выражаются одними и теми же словами). Однако содержание этих понятий различно. Кроме того, в научной педагогике оно более точное и менее контекстное, чем в народной педагогике (контекстом в научной педагогике выступает та или иная научная школа, контекстом народных понятий является жизненный опыт конкретного человека). В научной педагогике накоплен обширный и разнообразный фактический материал, который дифференцируется отдельными отраслями педагогики, что позволяет системно познавать педагогическую реальность. В народной же педагогике отсутствует отраслевая структура педагогического знания.

Способы передачи знаний

Способы передачи знаний народной педагогики весьма ограничены. Каждый конкретный человек учится в первую очередь на собственном опыте, отчасти ориентируясь на фрагментарное восприятие опыта окружающих людей, «народную мудрость» (пословицы, поговорки, сказки) и декларируемые в социуме воспитательный ценности. В научной же педагогике знания кристаллизуются в понятиях и законах, передаются с помощью вербальных средств и являются основой формирования профессиональной позиции и исследовательской направленности педагога-ученого.


только что из под пера, сегодня идет на сдачу. хочу получить зачёт....

Для чего я изучаю педагогику?

А для чего собственно? Именно для чего я изучаю педагогику? Этот вопрос сле-дует скорее задавать тому, кто изучает её уже продолжительное время и использует полу-ченные знания повсеместно в жизни. Согласитесь, странно задавать вышеуказанный воп-рос студенту математического факультета, у которого курс педагогики составляет чуть меньше 10 часов в общем. Но вопрос поставлен, посему на него следует ответить или хотя бы постараться ответить, потому как академическую задолжность никому иметь не хо-чется. Вот для этого уже мне потребуется заполнить нижеуказанные строчки осмыслен-ным текстом, который и должен представлять собой ответ на вопрос: «Для чего Я изучаю педагогику?»
Прежде, видимо и самый простой способ, следует обратиться к определению науки. Итак, педагогика – это наука о законах и закономерностях воспитания, образова-ния, обучения, социализации и творческого развития человека. Уже туман чуть рассеян и можно приступать к обдумыванию главного вопроса. Но опять же, сразу же стоит обра-тить внимание на то, что определение, которое указано выше, подходит только для об-щего случая, считай для общества, а мне нужно ответить за себя, а не за общество.
Для меня самое привлекательное в определении педагогики, конечно, то, что касается творческого развития человека. Остальные сферы этой науки мне пока не близки, потому как воспитанием я не занимаюсь, только пытаюсь воспитывать себя; образование и обучение у меня уже почти закончились; социализация – соответственно, что и предыдущий пункт. Вернемся к творческому развитию. Почти каждый человек в мире участвует в творческом развитии какого-то человека, чаще всего это его ребенок(дети). Получается, с рождением ребенка и с достижением его примерно 3хлетнего возраста мы становимся педагогами – согласен, звучит страшно, но это вытекает из определения. Но не все же родители кидаются сразу к книгам и проводят мониторинг всех доселе известных педагогических систем, и уже после прочтения многих книг они могут выбрать ту или иную систему, для (как уже было обговорено, я касаюсь только одной сферы педагогики) воспитания своего ребенка. Этих людей мы назовем традиционными занудами, и они не представляют для настоящего изложения никакого интереса. Что же делают остальные? Более смышленые вспоминают кое-какие сведения из прошлого насчет воспитания, остальные придумывают способы сами, не называя при этом это занятие и исследование тех или иных вопросов, связанных с воспитанием, педагогикой. Последние более ближе к современным молодым людям, но здесь их упоминание будет лишним. Остаются, те, которые вспомнили что-то о педагогике из прошлого, другими словами, я могу оказаться в числе оных, потому как я все таки чуть затронул в своей жизни педагогику.
За прошедший курс мы изучили несколько педагогических систем, их название и их авторов уже помнить не обязательно, главное улавливать главные принципы оных. После этого постараться посмотреть «сверху» на все эти принципы и вычеркнуть их них ненужные. Каждый человек вычеркнет свои ненужные принципы. В результате мы имеем личный набор нужных принципов, коии были сформулированы известными педагогиками и успешно ими освоены. Их мы каким-то образом запоминаем, ну или потом придем к ним снова в ближайшем будущем – кому как повезет. Но, главное теперь у нас есть малый, но нужный запас из этой, непонятной студенту математического факультета, науки. Потом эти знания можно использовать, как я уже сказал, при воспитании своего ребенка, ну или при воспитании других взрослых людей – да-да, это иной раз приходится делать в нашей жизни, правда в большинстве случаев, взрослые уже не поддаются практически воспитанию.
Ответ был изложен почти в одном абзаце. Можно было, конечно, привлечь к ответу такой интересный предмет, как психология, но вопрос стоял ясно – для чего я изучаю педагогику, а не для чего я изучаю все интересные гуманитарные науки.