Когда пасха. Когда пасха Когда празднуют пасху в

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник.

Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha, от ивр. ‏פסח‏‎‎‎ - «прохождение мимо»), также - Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ) - древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа.

В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником. В этот день мы торжествуем избавление через Христа пасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Пасха не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному календарю. Празднование начинается в первый воскресный день после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Если полнолуние падает на субботу или воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье. Обычно же праздник приходится на время с 22 марта/4 апреля по 25 апреля/8 мая.

Евангелия повествуют о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере, расположенной недалеко от места казни.

В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина, поверившая в Христа грешница, и две женщины, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, обнаружили, что гроб пуст. «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк. 24:4 – 5).

Воскресение Иисуса Христа считается всеми христианами величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству.

Апостол Павел в Первом послании коринфянам писал: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:13 - 14). Ветхозаветная

Пасха, как и нынешний праздник Песах (еврейская Пасха), праздновалась в память Исхода из Египта.

Название праздника Пе́сах (ивр. ‏פסח‏‎‎‎) - «миновал», «прошёл мимо» связано с событием, когда, совершая последнюю из десяти казней египетских, Бог убил в Египте всех первых по старшинству детей, и у людей и у животных, кроме первенцев иудеев, жилище которых он различил по условному знаку (крови агнца на косяке двери) и прошёл мимо: «А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его».Исх. 12:12-30

В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх. 12:1-28, Чис. 9:1-14).

После разрушения Храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому во исполнение библейского предписания иудеи в Песах едят опресноки и горькие травы.

После Пятидесятницы христиане начали совершать первые богослужения Евхаристии, посвященные воспоминанию смерти Иисуса Христа.

Литургии совершались как Тайная Вечеря - Пасха страданий, связанная с Крестной смертью. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианства.

В некоторых ранних источниках говорится о еженедельных празднованиях: пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа («Пастырь Ермы», III,V:1), а воскресенье - днём радости (Тертуллиан, «De corona mil.», гл. 3).

Эти празднования становились более торжественными в период еврейского Песаха - годовщины смерти Христа В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами, в I век н. э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейским Песахом - 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии (Блаж. Иероним, Толк. на Мф. 25,6 - PL 26,192).

Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы - то есть в воскресенье.

Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквах. В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей. Возник т. н. «пасхальный спор» между Римом и церквями Малой Азии.

Христиане Малой Азии, названные четыренадесятниками или квартодециманами (от 14 числа месяца нисана), строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана, опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось.

Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия.

В 155 году Поликарп, епископ Смирны, посетил римского епископа Аникета, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было.

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее, впоследствии названном Первым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия Днём Пасхи был выбран первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия. Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования.

Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни.

В Александрии были созданы пасхальные таблицы - пасхальный календарь, позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта.

В VI-VIII веках эта Пасхалия была принята западной церковью.

В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В этом же году папа Римский Григорий направил послов к патриарху Иеремии с предложением принятия нового григорианского календаря и новой григорианской пасхалии.

В 1583 году патриарх Иеремия созвал большой поместный собор, пригласив восточных патриархов, на котором предали анафеме не только принимающих григорианскую пасхалию, но и григорианский календарь.

В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провёл т. н. «Всеправославное» совещание с участием представителей Элладской, Румынской и Сербской православных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года.

Восточные церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости.

В Русской и Сербской церквях после попытки перемены календаря оставили прежний из-за возможной смуты в народе.

В марте 1924 года на новый стиль перешли Константинопольская (уже при Григории VII) и Элладская церкви. Румынская церковь приняла «новоюлианский» календарь 1 октября 1924 года.

Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923 года.

20 мая 1926 года Мелетий становится Папой и патриархом Александрийской церкви, где, вопреки прежде принятому соборному решению, вводит новый календарь.

В греческих церквах произошел масштабный церковный раскол, не уврачеванный по сей день. Образовалось несколько самостоятельных старокалендарных греческих Синодов.

На Московском Совещании 1948 года было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными церквами по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а не переходящие праздники по тому, по которому живёт данная Церковь.

В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская православная церковь. Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская, Чехословацкая и Сербская православные церкви, а также Афон. Финляндская православная церковь полностью перешла на григорианский календарь.

Общее правило для расчёта даты Пасхи: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - основаны на этом принципе. Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь) (Матфей Властарь, Синтагма. О Святой Пасхе).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

Обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);

Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);

Установленный день празднования - воскресенье;

Для расчёта даты полнолуния в год Y надо найти золотое число G - порядок года в 19-летнем цикле полнолуний (Метонов цикл);

В 1 год н. э. золотое число равнялось 2, соответственно в год Y от Р. Х. G = (остаток от Y/19)+1;

Основание Луны - число, показывающее возраст луны на 1 марта, то есть сколько дней прошло к 1 марта от предыдущей лунной фазы.

Разница между основаниями последующиx годов равна 11. Число дней лунного месяца равно 30. Основание = остаток от (11 G)/30 .

Новолуние = 30 - Основание; Полнолуние = Новолуние + 14;

Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста - времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи.

Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. Оно формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение в этот особый день.

В Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром - с рассветом.

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь.

Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16), также 1Пет. 5:14, 1Кор. 16:20.

Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, - поет Церковь в каноне Пасхи.

Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, - ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).

Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни "Возстану бо и прославлюся" подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Пасхальную утреню, "веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых", начинают в 12 часов ночи.

При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи, "Ровно в 12 часов по местному времени при закрытых Царских Вратах священнослужители тихим гласом поют стихиру: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".

После этого отверзается завеса и священнослужители снова поют эту же стихиру громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира, уже более высоким голосом, поется духовенством в третий раз до половины "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех". Певцы, стоящие на средине храма, заканчивают: "И нас на земли сподоби".

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения.

В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня.

В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца христиане дарят друг другу как символ чудесного появления на свет из гробницы - Воскресения Христова.

По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным.

Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы.

В иконописной традиции воскресший Христос, а также при Преображении окружён сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов (греков) означало чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга.

В православной традиции на Пасху освящается артос - квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху, могли ощутить единство через вкушение общего хлеба. Слово артос переводится с греческого как "квасной хлеб" - общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом.

Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Сейчас артос раздают верующим для хранения дома в течение года, в экстренных случаях используется как антидор (досл. (греч.) «вместопричастие»), его принято вкушать натощак при болезнях, и всегда со словами "Христос воскресе!".

Символ единства перешёл к куличам и пасхам (не путать с названием праздника «Пасха»). На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ».

Символом Пасхи является ягнёнок, в форме которого в России обычно испекают пирог.

В южных странах - Болгарии, Италии, Балканах на Пасху обязательно закалывается ягнёнок или, по крайней мере, зажаривается «чеверме» ((болг.) «бедро») или «шиш» ((болг.) «шашлык» из ягнёнка). Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы.

Непосредственно перед Пасхой верующие собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю.

Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити", Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, "веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху".

Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева - икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.

Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.

Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение и священнослужители трижды поют: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав".

Затем священнослужители поют стихи:

"Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его"

"Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня".

"Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся".

"Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь".

На каждый стих певцы поют тропарь "Христос воскресе".

Затем предстоятель или все священнослужители поют "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Певцы оканчивают "И сущим во гробех живот даровав".

Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа. Начинается богослужение пасхальной утрени. В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест.

Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу "целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй - "Христос воскресе". Оному же отвещавшу - "Воистину воскресе". Так же должно совершаться христосование и с мирянами.

По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением "Христос воскресе!" с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.

Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами - очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его "говорили, что Господь истинно воскрес" (Лк. 24, 34).

В кратких словах "Христос воскресе!" заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения "Христос воскресе!" и "Воистину воскресе!" должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу.

С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви.

С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи.

О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: "Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу".

С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа - два события, которые Пасха соединяет в себе.

Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа - Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.

Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища. Кулич - это род артоса на нижней степени освящения.

Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?

Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4).

Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

Разговление в праздник Пасхи как правило, семейная трапеза, на которой не появлялись гости. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) – сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу.

Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни.

Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие.

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством. В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа и связанной с ней перспективой вечной жизни, но и широким бытованием в народной среде языческих представлений о весеннем пробуждении природы после зимнего сна-смерти, о гибели старого и начале нового времени.

Согласно широко распространенным представлениям, каждый человек должен был встретить Пасху обновленным духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста.

Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, обновить киот, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Кроме того, полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане.

В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех.

С праздником Пасхи связано множество различных поверий.

По народным представлениям, день Пасхи настолько чист и свят, что черти и бесы с пасхальным благовестом проваливаются сквозь землю, а их вопли и стоны, вызванные злобой на Воскресение Иисуса Христа, можно слышать во время пасхальной всенощной и всего первого дня Пасхи.

Крестьяне верили, что в этот день становится видимым то, чего не увидишь в другие дни, и разрешается попросить у Бога то, что очень хочется. Считалось, что во время пасхальной службы, если перевернуть свечу пламенем вниз, можно увидеть колдуна: он будет стоять спиной к алтарю, а на голове у него будут видны рожки. А если встать у дверей с творогом, то легко будет опознать проходящую мимо и помахивающую маленьким хвостиком ведьму.

Пасха ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год. Если, например, человек первым придет после пасхального богослужения домой, то для него весь год будет удачным. Если старик в день Пасхи станет расчесывать волосы, то у него будет столько внуков, сколько волос на голове. Если во время литургии девушка шепотом обратится к Богу: «Дай мне жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади», то жених посватается уже в ближайшее время.

Идея воскресения из мертвых легла в основу представлений о том, что в пасхальную ночь на землю приходят души умерших. При желании люди, тоскующие о смерти своих близких, могут увидеть их в церкви на пасхальной службе, выслушать их просьбы и жалобы. После литургии русские крестьяне, несмотря на запреты священников, шли на кладбище христосоваться с покойниками.

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей. Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами. Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо "Царю Небесный" - "Христос воскресе" (трижды).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня - до Вознесения Господня.

Традиционные пасхальные игры:

На полу нужно освободить ровное пространство, установить деревянный или картонный желобок, с которого запускают яйца. На пути яйца раскладывают всевозможные маленькие игрушки и сувениры. Дети по очереди катят яйца по желобу и забирают себе ту игрушку, с которой сталкивалось их яйцо.

Все дети любят искать сюрпризы. Запрячьте заранее декоративные яйца либо шоколадные киндер-сюрпризы по всей квартире, дому или саду, смотря, где вы собираетесь отмечать праздник Пасхи. Соберите детей вместе и предложите им найти яйцо-сюрприз. Если детишек много, разделите их на две команды, и пусть каждая отыщет как можно большее количество яиц, которые потом распределит между собой. Если детишки ищут по отдельности, постарайтесь, чтобы каждый малыш нашел-таки свой сюрприз и не остался без подарка.

Издавна существует традиция "чокаться" друг с другом яйцами. Яйца берут в руки тупым либо острым концом от себя и ударяют им об яйцо соперника. Выиграет то, что яйцо останется целым.

Пригласите двух игроков, либо если желающих много, разделите их на две команды. Каждому вручите по большому бутафорскому яйцу или теннисному мячику, обернутому белой бумагой. На некотором расстоянии от места, где участники будут стартовать, поставьте по корзинке, тарелке либо тазику. Участники должны зажать "яйцо" между ногами, добежать до корзинки и уронить "снести" туда яйцо. Какая команда или участник справятся быстрее со всем запасом "яиц", тот и выиграет.

В предпасхальные дни душа каждого из нас наполняется весенним теплом, ждет какого-то чуда или праздника. Убранству стола и кушаньям именно в этот праздник уделяется особое внимание, как будто сама весна радостная накрывает праздничные столы. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости.

Традиции празднования Светлого Христова Воскресения до сих пор имеют свою актуальность.

Булочки пасхальные

Ингредиенты:

Молоко для узора 100 миллилитра,

Молоко для глазури 100 миллилитра,

Коричневый сахар 60 грамм,

Сухие дрожжи 15 грамм,

Сливочное масло 60 грамм,

Яичные желтки 2 штуки,

Соль 1 чайная ложка,

Мука для теста 450-500 грамм,

Мука для узора 3 столовой ложки,

Сахарная пудра 3 ст. ложки,

Изюм или смородина,

Растительное масло 1 чайная ложка.

Пасхальные булочки по популярности уступают куличами и твороженным пасхам, однако они также являются символами светлого праздника Пасхи.

Как пиготовить?

Растворяйте дрожжи и сахар (1 ч. л) в теплой молоке. Хорошенько перемешивайте и положите теплое место, до появления пузырьков (по времени около 15 минут). Далее добавьте соль, топленное сливочное масло, желтки и перемешивайте. После добавляем тростниковый сахар (коричневый сахар). Маленькими частями добавьте просеянную муку и замесите мягкое тесто. Помойте изюм, залейте кипятком и оставьте в покое 15 минут. После обсушите. Сухой изюм перемешивайте с небольшим количеством муки. Далее изюм перемешивайте с тестом и на 40-50 минут поставьте в теплом месте, можно в мультиварке с режимом хранение тепла. По истечении этой времени тесто будет готово для выпечки пасхальных булочек. Сформируйте колобки из подошедшего теста и дайте и "отдохнут" 15-20 минут. Пока колобки «отдыхают» приступайте к приготовлению смеси для узора. Для этого следует перемешивать молоко (3 столовой ложки), муку и растительное масло (1 чайная ложка). Удобным вам способом нарисуйте на поверхностях булочек крестики. Разогревайте духовку до температуры 200 градусов и отправьте туда противен с булочками на 20-30 минут.

Для приготовления глазури надо перемешивать горячие молоко с сахарной пудрой. Смажьте глазурью горячие булочки, сразу после духовки.

Пасха творожная

Ингредиенты:

Творога (9% и выше) 600 грамма,

Сметана (20%) 200 грамм,

Сливочное масло 100 грамм,

Сахарный песок 100 грамм,

Желтки 4 штуки, - ванильный сахар 1 чайная ложка,

Изюм 100 грамм, - цукаты 100 грамм.

Творожные пасхи наравне с куличом и крашенными яйцами являются символами праздника Пасхи. Многие люда часто путают творожные пасхи с куличами, однако эти две праздничные блюда коренным образом отличаются друг от друга. Кулич - это мучное изделия, выпечка, а пасхи приготавливают только из творога.

Праздничные творожные пасхи по способу приготовления разделяются на два вида - сырые и вареные. По размерам сырые пасхи меньше чем вареные (сырой творог портится быстрее). По форме творожные пасхи схоже с усеченными пирамидами.

Для приготовления праздничной пасхи используют специальные формы, песочницы. Лучшими считаются деревянные песочницы, однако в наши дни в магазинах продаются только пластмассовые.

Из вышеперечисленных ингредиентов получается пасха высотой 15-16 сантиметра с диаметром в нижней части примерно 15-16 см.

Творожные пасхи принадлежат к категории блюд "сладкие десерты". Вкусовые качества творожной пасхи в основном засвистит от качества творога. Творог обязательно должен быт свежий, натуральный с жирностью больше среднего. Самый лучший вариант - это домашний творог.

Вареная творожная пасха с изюмом и цукатами

Приготовьте все необходимые ингредиенты. Первым делом помойте цукаты и изюм. Выложите на бумажной полотенце, чтобы они до использования полностью сушились. Далее протрите творог на дуршлаге с мелкими отверстиями, или на сетке.

Для приготовления требуется кастрюля с толстым днищем, в противном случае придется приготовить пасху на водяной бане. Главное, чтобы во время варки творог не сгорел.

Сливочное масло нарежьте на мелкие кубики. В кастрюлю с протертым творогом добавьте сметану, сливочное масло, сахарный песок, ванильный сахар и желтки. Хорошенько перемешивайте и ставьте на огонь.

На слабом огне, постоянно перемешивая, подогревайте творожную массу. Творожная масса должно стать жидким и однородным. Продолжайте подогревать до появления пузырьков. Помните! До кипячения нельзя довести. Сразу после появления первых пузырьков возьмите кастрюлю с плиты и остужайте творожную массу до теплого состояния.

Для охлаждения можно использовать тазик с холодной водой. В теплую творожную массу добавьте изюм с цукатами и перемешивайте. Имейте в виду, что после заполнения песочницы сывороток будет стекать, поэтому песочницу размещайте в глубокой тарелочке.

Замочите марлю, служите в два слоя и застелите эту марлю в песочнице. Марля должен быть таких размеров, чтобы края зависли по бокам песочницы. Постарайтесь застелить марлю таким образом, чтобы складки совпали с углами песочницы.

При отсутствии песочницы можно использовать пластиковую бутылочку. Для этого из бутылки отрежьте горловину, до середины (где диаметр имеет наибольший размер), а на днище сделайте отверстия, чтобы дать возможность творожной массе освобождаться от сыворотка. После этого заполняйте песочницу творожной массой. Весящими концами марли укройте поверхность творожной массы и придавите тарелкой. Ставьте сверху груз, гнет (бутылку с водой или пакет молока). Вместе с грузом песочницу отправьте в холодильник и поддержите там минимум 12 часов. Далее доставайте из холодильника песочницу с пасхой, удалите груз и разверните марлю. Накройте поверхность пасхи тарелкой и переверните песочницу. Вытащите пасху из песочницы и аккуратно удалите марлю. Все, заварная творожная пасха готов.

Чтобы пасха получилось нежной, надо замените сахарный песок сахарной пудрой.

Приготовление сырой творожной пасхи

Ингредиенты:

Творога 2 кг.

Сметана 400 грамм,

Сливочное масло 300 гр.

Яйцо 4 штуки,

Соль по вкусу.

Протрите творог через мелкое сито, лучше 2 раза. В отдельной посуде перемешивайте 3 яйца, сливочное мало и сметану. Ставьте кастрюлю на слабый огонь и перемешивая доведите до кипения.
Залейте горячую массу в кастрюлю с протертым творогом. Туда же добавьте одно яйцо и посолите по вкусу. Перемешивайте до получения однородной массы. Далее застелите песочницу мокрой марлей и залейте творожную массу, так как описано выше (рецепт приготовления творожной пасхи с цукатами и изюмом). Сверху поставьте груз и отправьте в холодильник на 12 часов.

Пасхальные яйца

Сегодня мы познакомим вас с традиционными способами покраски яиц в домашних условиях. Для покраски пасхальных яиц можно использовать не только краски и красители, но и нитки, ткани, бумагу, резинки и много других подручных средств.

Коротко о натуральных красителях, которые являются самыми главными для покраски пасхальных яиц.

Информация: Пред покраской любым видом красителя, хорошенько с мылом помойте и сушите яйца.

Луковая шелуха - оттенки коричневого цвета Это самый распространенный и безвредный краситель пасхальных яиц. Использование луковой шелухи в качестве красителя является самым простым и не трудоемким способом покраски.

С помощью этого метода получаются разные оттенки коричневого цвета, в зависимости от концентрации, количества шелухи в воде.

Залейте шелуху холодной водой и на слабом огне кипятите 30-40 минут. Чем больше шелухи, тем насыщенная получится краска. Можно (но не обязательно) процедит и в дальнейшем использовать только жидкость, без шелухи. После этого размещайте в кастрюлю с красителем яйца и сварите в 15-20 минут.

Для получения мраморного узора добавьте в кастрюлю с красителем немного растительного масла.

Крапива - светло-зеленый цвет. Тоже натуральный и безвредный краситель.

Для приготовления этого красителя можно использовать сушеную крапиву.

Состав красителя: сушеная крапива 5-6 столовых ложек, вода 0.5 литра, уксус (9%) одна столовая ложка. Приготовление этого красителя схоже с красителем из луковой шелухи. Прокипятите крапиву в воде 15-20 минут. Процедите отвар и добавьте уксус. Краситель готов. Вкладывайте яйца в краситель и варите на слабом огне 15 минут. Доставайте готовые яйца и дайте остыть 30 минут.

При испарении жидкости во время кипячения следует добавить воду. Яйца постоянно должны быть полностью в жидкости.

Куркума: золотисто-жёлтый цвет. В случае куркумы краситель предварительно не готовят. Добавьте в кастрюлю с 0.5 литром воды 2 столовую ложку куркумы, столовой ложки уксуса выкладывайте яйца. Сварить на слабом огне до готовности яиц. Если желаете получить оранжевый цвет, добавьте побольше куркумы.

Свекла: разовый цвет. В свежо выжатый свекольный сок положите горячие отваренные яйца и оставьте на ночь. Для более насыщенного цвета сварите яйца прямо на свекольном соку.


Фиалка: фиолетовый цвет

Замочите цветы фиалки кипяченой водой и дайте отстоятся 30 минут. Далее выложите в кастрюлю с красителем горячие вареные яйца и оставляйте на ночь. Чтобы получить лавандовый цвет добавьте в кастрюлю немного лимонного сока.

Краснокочанная капуста: синий цвет

Разрежьте краснокочанную капусту и залейте водой (0.5 литра), добавьте 5-6 столовой ложки белого уксуса и оставьте настояться в течение ночи. Утром сварите в этом растворе яйца до готовности. Совет: Для того чтобы на яйце во время варки не образовались трещины, их надо пред варкой подержат при комнатной температуре около часа, а в жидкость для варки добавить 1-2 чайную ложку соли.

Популярные способы украшения пасхальных яиц

Способ № 1

Чтобы на поверхности яйца получались узоры или рисунки, надо использовать вспомогательные подручные материалы. Для получения узоров похожие на листья, используйте зелень (петрушка, кинза) или маленькие листья и цветки других растений, по желанию. Замочите листики, прикрепите к поверхности яйца и замотайте марлей или наденьте капроновый чулок. Далее красить как обычные яйца, используя одну из красителей из списка выше. На фотографиях показаны как следует выкладывать листья и результат после окраски.

Способ № 2

Интересные узоры получаются с применение обычных банковских резинок или изоляционной ленты. Пред варкой туго обмотайте яйцо несколькими резинками или изоляционной лентой. Из изоляционной ленты можно нарезать ромбики или другие узоры. Окунайте яйца в краситель и после окрашивания уделите резинки и ленту. Чтобы получить разноцветные узоры, удалите некоторые из резинок или добавьте другие (это зависит от вашей фантазии) и окунайте яйцо в другой краситель.

Способ № 3

Куриное яйцо положите в середине лоскута шёлковой ткани. Для этой цели хорошо подойдут старые мужские галстуки. Плотно заверните яйцо в ткани. Поверх шёлка оберните яйцо в ткань из хлопка (лоскуты старой наволочки белого цвета). Оберните ткани нитью или резинками, чтобы во время варки яйцо не меняло свое положение. Варить обернутые шёлком яйца надо в обычной воде с добавлением уксуса. Кипятите воду, добавьте уксус и сварите яйца на слабом огне примерно 20 минут. После варки достаньте обернутые яйца и переложите на дуршлаг. Дождитесь до полного остывания и аккуратно освобождайте яйца от ткани. Украшенные этим способом яйца получаются невероятно красивыми.

Способ № 4

Замочите яйца в воде и обваляйте в тарелочки с рисом. Крупинки риса прилипнут к скорлупе. Аккуратно заверните яйцо марлей так, чтобы все крупинки риса оставались между скорлупой и марлей и окрашивайте один из выше предложенных способов.

Способ № 5

Чтобы получить двухцветные яйца следует их предварительно сварить и охлаждать. Для двухцветной покраски лучше использовать купленные в магазине пищевые краски. Сначала яйцо целиком окрасьте одним цветом (соблюдая инструкции по применению красителя из обложки), а потом наполовину окунайте в емкость с краской другого цвета.

Информация: Если вы красили яйца синтетическими красками, не используйте их в пище.

Куличи пасхальные

Россия... кулич, Польшя... бабки и маковницы, Италия... пастьера, Голландия... паасброд.

Рецепт приготовления пасхального кулича

В большой посуде соединить 0,5 стакана чуть тёплого молока, дрожжи, добавить столовую ложку муки и щепотку сахара. Хорошо всё перемешать и оставить на 20-30 минут подходить в тёплом месте.

Подготовим яйца. Понадобится 8 желтков и 2 яйца целиком. Желтки с яйцами хорошо взбить вилкой. Когда опара увеличится в 2 раза, добавить в неё 1 стакан сметаны комнатной температуры, взбитые яйца, 1.5 стакана сахара, щепотку соли и 2/3 части просеянной муки.

Замесить однородное тесто, по консистенции как на густые оладьи. Накрыть тесто хлопковым полотенцем и оставить подходить в тёплом месте на 1.5-2 часа до увеличения объёма в 2 раза. Затем добавить в тесто мягкое сливочное масло, 2-3 горсти изюма и постепенно ввести оставшуюся муку. Тесто должно быть не густым. Количество муки может немного варьироваться, так как оно зависит от размера яиц и густоты сметаны. Готовое тесто опять поставить подходить до увеличения объёма в 2 раза.

Тем временем подготовим формы. Необходимо вырезать из пергамента основания и стенки. Бумажки для стенок должны быть выше формы на 5-6 см. Для одной порции теста понадобится 4-5 форм для выпекания, объёмом 750 мл. Пергамент для дна и стенок смазать растительным маслом, вложить в формы и наполнить формы готовым (подошедшим 2 раза) тестом на 1/3 объёма. Затем оставить их расстояться на 10-15 минут. Поставить формы в разогретую до 180 °С духовку, выпекать 55-70 минут. Готовность проверять деревянной шпажкой.

Взбить 1 белок, затем добавить готовую сахарную глазурь и взбивать до устойчивых пиков - это будет помадка для смазывания куличей. Тёплые куличи смазать помадкой и присыпать декоративной сахарной посыпкой. Пасхальный кулич готов.

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой - разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей. Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После Литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в "Полном православном молитвослове для мирян" и в брошюре "Как вести себя на кладбище", выпущенных нашим издательством).

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм - этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба "для усопшего" является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Митька тоже причёсан и одет по-праздничному. Я весело гляжу на его оттопыренные уши и, чтобы показать, что я против него ничего не имею, говорю ему: - Ты сегодня красивый, и если бы у тебя не торчали волосы и если б ты не был так бедно одет, то все бы подумали, что твоя мать не прачка, а благородная. Приходи ко мне на Пасху, будем в бабки играть. Митька недоверчиво глядит на меня и грозит мне под полой кулаком.

А. П. Чехов. «На страстной неделе»

Особое значение Пасха имеет в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Действие романа происходит в течение Страстной недели и заканчивается перед началом Пасхальной ночи, когда Воланд со свитой и главными героями покидают Москву: «Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора».


Сергей Есенин

Пасхальный благовест

Колокол дремавший Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу Сонная земля.
Понеслись удары К синим небесам,

Звонко побежала Резвая волна.
Тихая долина Отгоняет сон,

Где-то за дорогой Замирает звон.

Как правило, католики и православные отмечают Пасху в разное время. В основном это связано с тем, что католики живут по григорианскому календарю, а православные по юлианскому. Разница между этими календарями 13 дней. Однако, дата Пасхи определяется ещё и фазами солнца и луны, поэтому расхождения бывают разными: и неделя, и две.
А иногда, и это не так уж редко бывает как кажется, православная и католическая Пасхи отмечаются в один и тот же день. В 2017 году произойдёт именно так. Будем верить, что это добрый знак. В следующий раз совместного праздника нужно будет ждать в 2025 и 2028 году. В среднем такое событие происходит 2-3 раза за десятилетие.

Ночной крестный ход, радостное пение, колокольный перезвон, ароматные куличи, пахнущие ванилью сладкие пасхи и яркие крашеные яйца на столе – вот то, что первым приходит на сердце, когда мы слышим слово «Пасха». Но это, конечно, только внешние её атрибуты. Огромная душевная работа, спасение души – вот истинный смысл Воскресения Господня. «Празднику праздник и торжеству из торжеств» предшествует длительная и сосредоточенная подготовка – Великий пост.

Для некоторых это новость, но сам праздник заканчивается не в этот же день и даже не с окончанием Светлой Седмицы, но ещё 40 дней, до самого Вознесения Господня, ликует в сердцах православных Пасха. Начинается этот праздник Великопостной полунощницей, продолжающий её крестный ход символизирует жен-мироносиц, пришедших к гробу Иисуса Христа, а заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма – мы помним камень, закрывающий вход в пещеру, а священник символизирует ангела, отверзающего её.

Подвижные и неподвижные праздники

Церковный год – это цикл, или, если угодно, круг праздников и богослужений. Начинается он 1 сентября (или 14 по старому стилю). Каждый шаг жизненного пути человека церковь ведёт таинством и молитвой. Все церковные праздники делятся на подвижные (или переходящие) и неподвижные. То есть, те праздники, даты которых меняются из года в год, и те, даты которых остаются неизменными. Даты подвижных праздников зависят от дня Пасхи, а он в свою очередь определяется по солнечному и лунному календарям. Неподвижные же праздники закреплены за каким-то определённым днём.
Двунадесятые праздники – от слова «двенадцать» — это 12 самых важных после Пасхи праздников. Посвящены они событиям земной жизни Богородицы и Иисуса Христа.

Церковные двунадесятые праздники в 2017 году

Двунадесятые неподвижные праздники, их даты постоянны:
Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря
Рождество Христово – 7 января
Богоявление или Крещение Господне – 19 января
Сретение Господне – 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля
Преображение Господне – 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа

Двунадесятые переходящие праздники в 2017 году отмечаются в следующие дни:

Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим или Вербное воскресенье отмечается ровно за неделю до Пасхи – 9 апреля
Вознесение Господне происходит на 40-й день после Пасхи – 25 мая
День Святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи (этот праздник называется ещё Пятидесятница) – 4 июня.

Великие недвунадесятые праздники в 2017 году:

Обрезание Господне и память святителя Василия Великого – 14 января
Рождество Иоанна Предтечи – 7 июля (ровно за полгода до Рождества Христова)
День святых апостолов Петра и Павла – 12 июля
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября
Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября

Церковные многодневные посты в 2017 году

Для воцерковленного человека год идёт не по датам календаря, а от праздника к празднику. А к самым главным праздникам православный христианин готовится многодневным постом и молитвой. Всего в году 4 многодневных поста.
Рождественский пост или Филиппов пост длится с 28 ноября 2016 года до 6 января 2017 года. Он предваряет светлый праздник Рождества.
Великий пост начинается 27 февраля и длится до 15 апреля. Пасха – венец этого поста.
Петров пост или Апостольский пост: 12 июня — 11 июля. До самого дня апостолов Петра и Павла.
Успенский пост длится с 14 по 27 августа и предваряет собой праздник Успения Пресвятой Богородицы.
И снова Рождественский пост, который начнётся 28 ноября 2017 года, а закончится 6 января 2018.

Круг замкнулся и начался сызнова – бесконечный и вечный путь к Богу.
«Я есть путь и истина, и жизнь» (Ин.14:6)

Пасха — это не просто праздник для христианского мира. Это главный символ веры, поскольку именно события, которые вспоминаются в этот день, показывают, что спасение ждет каждого из нас.

Двунадесятый праздник Пасха в 2017 году, как и в любое другое время, ожидается больше всего. Не забывайте о том, что Великий пост, предшествующий Пасхе, нужен каждому из нас для того, чтобы сделать свой внутренний мир свободным от скверны, греха и всего, что мешает нас познать Божественную сущность, его великий замысел.

Смысл праздника

Пасха — это торжество веры, торжество жизни, ее победы над смертью. Этот праздник нужен нам для того, чтобы понять сущность бытия, найти путь к спасению души. Воскресение Христово — это кульминация событий, описанных в Библии.

Иисус Христос терпел издевательства, муки и гонения за нас. Это был его личный выбор, который был описан в пророчестве о том, что на землю придет Сын Божий и избавит людей от первородного греха, пожертвовав своей жизнью ради нас. Жизненный путь его был недолгим, но насыщенным и весьма символичным. Он подарил нам веру, тепло, любовь и научил тому, как необходимо вести себя в тяжелые времена — нужно верить в Бога и оставаться верными Его принципам.


Пасха в 2017 году

Великий пост начинается всегда в разное время. Длится он одинаковое количество дней, а окончанием поста является воскресение последней седмицы — Страстной недели. Говорят, что с первыми звездами уже можно начинать разговляться, пить молоко и есть куличи.

В 2017 году Воскресение Христово будет 16 апреля. В этот день с самого утра все люди будут встречать друг друга фразой «Христос Воскрес — воистину воскрес». Кто-то посетит церковь, кто-то останется со своей семьей дома. Любой ваш выбор будет правильным.

Празднование Пасхи не ограничивается одним днем — это недельный праздник, хотя торжественные богослужения в храмах проходят всего 38 дней со дня Воскресения Христа. В этом году правила будут такими же, как и всегда.

16 апреля, но не с грустью, а с радостью. Благодарите Бога за то, что вы смогли вновь ощутить прилив добра и света в своей жизни. Пусть Пасха будет для вас источником только самых светлых эмоций.

Главный праздник православных христиан — Светлое Христово Воскресение, Пасха —празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния — между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю).

В день Пасхи вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после Его распятия на кресте.

Пасха — венец Великого поста

Пасху отмечают сразу после Великого поста, последняя неделя (седмица) которого является самой строгой, Страстной.

Пасха празднуется семь дней, всю неделю. Каждый день недели называется Светлым. На Светлой седмице ежедневно совершаются богослужения с открытыми Царскими Вратами иконостаса (которые на обычной литургии закрыты) в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия.

Весь период до праздника Вознесения, который отмечается на 40-й день после Пасхи, считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием "Христос воскресе!" и ответом "Воистину воскресе!".

Крашеные яйца, кулич и творожная пасха

Издавна принято, что первой едой после Великого поста должны стать освященные крашеные яйца, кулич и творожная пасха.

Объяснение обычая красить яйца на Пасху в красный цвет можно найти в раннехристианской литературе, не вошедшее в библейский канон. Эти источники рассказывают об обращении в христианскую веру римского императора Тиверия. Желая остановить проповедь святой Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике, которая завершилась крещением римского царя.

Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт церкви. Красный цвет яйца символизирует всепобеждающую Божественную Любовь.

© Sputnik / Константин Чалабов

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос. Пасхальный артос — символ самого Иисуса Христа. В куличе, перенесенном на праздничный стол, присутствует сдоба, сладость, изюм и орехи. Правильно приготовленный кулич ароматен и красив, он не черствеет неделями и может простоять, не испортившись, все 40 дней Пасхи. Кулич на праздничном столе символизирует Божие присутствие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, его сострадание и милосердие к людям.

Творожная сладкая пасха является прообразом Царства Небесного. Ее "молоко и мед" — образ нескончаемой радости, блаженства святых, сладости райской жизни, блаженной Вечности. Форма пасхи в виде горы символизирует основание нового небесного Иерусалима — города, в котором нет храма, но, по словам Апокалипсиса, "Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец".

Богослужение и Крестный ход

Еще с апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гробе тела Иисуса Христа) и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня.

© Sputnik / Игорь Руссак

Священнослужители надевают праздничные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова.

Крестный ход означает шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: "Христос воскресе из мертвых!".

Последующее Богослужение Пасхальной заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят весь храм и приветствуют прихожан словами: "Христос воскресе!", на что верующие отвечают: "Воистину воскресе!".

В конце заутрени, после окончания пасхального канона, священник читает "Слово святителя Иоанна Златоустого", которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Sputnik

Сразу после заутрени служится Пасхальная литургия (богослужение), где читается начало Евангелия от Иоанна. На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин. Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб — артос.

После окончания праздничного богослужения, православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома.

История празднования Пасхи

Слово "пасха" ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова "пасах" ("проходит мимо") — в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову "страдаю".

В христианской церкви наименование "пасха" получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Спасителем — от земли к небу.

Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа — и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения.

© Sputnik / Виталий Белоусов

Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он "воскрес, яко Бог". Оно открыло славу Его Божества сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.

Воскреснув из мертвых, Спаститель освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.

В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Мария, Тюмень

Какого числа нужно праздновать Пасху в 2017 году?

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какого числа православный праздник Пасхи в этом году? Она совпадает с католической и еврейской, и обычно в этом случае переносится на неделю вперед? Может, есть примеры подобного совпадения как в наши, так и в дораскольные времена. Или учения, толкования святых отцов на эту тему. Помогите разобраться.

Ответ:

В 2017 году православные празднуют 16 апреля, а иудейский праздник Песах (Еврейская Пасха) в этом году прилучается на 11–17 апреля. Таким образом, многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему в 2017 году православные празднут Пасху вместе с иудеями ?». Такой вопрос исходит из 7-го правила святых апостол, которое дословно звучит так:

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина.

Получается, что якобы в этом году все православные будут нарушать 7-е апостольское правило? В сознании некоторых христиан получается целый «экуменический клубок », когда в 2017 году православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один день. Как же быть?

Для разрешения этого вопроса следует знать, что споры о вычислении дня Пасхи в Православной церкви, по сути, закончились с утверждением православной Пасхалии на Первом Вселенском соборе . Таблицы Пасхалии позволяют вычислять день Пасхи календарно, то есть не глядя на небо, а с помощью календарных таблиц, циклически повторяющихся каждые 532 года. Эти таблицы были составлены так, чтобы Пасха удовлетворяла двум апостольским правилам о Пасхе :

  • Праздновать Пасху после первого весеннего полнолуния (то есть после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия);
  • не сопраздновать Пасху с иудеями.

Поскольку эти два правила не определяют день Пасхи однозначно, к ним были добавлены еще два вспомогательных правила, которые совместно с апостольскими (главными) правилами позволили определить Пасху однозначно и составить календарные таблицы православной Пасхалии. Вспомогательные правила не так важны, как апостольские, и к тому же одно из них со временем начало нарушаться, поскольку календарный способ вычисления первого весеннего полнолуния, заложенный в Пасхалию, давал небольшую ошибку - 1 сутки за 300 лет . Это было замечено и подробно обсуждалось, например, в Собрании святоотеческих правил Матфея Властаря . Однако поскольку данная ошибка не затрагивала соблюдения апостольских правил, а лишь усиливала их, сдвигая день празднования Пасхи немного вперед по датам календаря, в Православной церкви было принято решение не менять Пасхалию, утвержденную отцами Вселенского собора. В Католической же церкви Пасхалия была изменена в 1582 году таким образом, что потерявшее силу вспомогательное правило стало вновь выполняться, зато апостольское правило о несопраздновании с иудеями начало нарушаться. В итоге Православная и Католическая Пасхи разошлись во времени, хотя иногда они могут совпадать.

Если посмотреть на два апостольских правила, приведенных выше, бросается в глаза, что одно из них - о несопраздновании с иудеями - изложено не совсем строго и требует толкования. Дело в том, что празднование иудейской Пасхи продолжается 7 дней . Православная Пасха, по сути, тоже празднуется 7 дней, в течение всей Светлой седмицы. Возникает вопрос: что значит «не сопраздновать с иудеями »? Не допускать совпадения Светлого воскресения с первым днем иудейской Пасхи? Или же подойти более строго и не допускать наложения Светлого воскресения ни на один из 7 дней иудейского праздника?

На самом деле, внимательно изучая Пасхалию, можно заподозрить, что ранее Первого Вселенского собора христиане пользовались как первым (слабым), так и вторым (сильным) толкованием апостольского правила. Однако отцы Первого Вселенского собора при составлении Пасхалии совершенно определенно остановились именно на первом толковании: Светлое воскресение не должно совпадать лишь с первым, основным днем иудейской Пасхи, а с последующими 6-ю днями иудейского праздника оно совпадать может. Таково было ясно выраженное в Пасхалии мнение Первого Вселенского собора, которому до сих пор следует Православная Церковь. Таким образом, в 2017 году православные не нарушают 7-е правило святых апостол о праздновании Пасхи с иудеями, потому как христианская Пасха не совпадает с первым днем еврейской Пасхи, а в остальные дни такие «наложения » не возбраняются, тем более, что подобные случаи были и ранее.