Как метод внушения может помочь при воспитании ребенка? Десять способов помочь детям сформировать уверенность в себе.

Возраст ребёнка: 8 лет

Как внушить ребенку, что учиться важно?

Ребенок пошел в школу в возрасте 7 лет, не был морально подготовлен к школе, после первых месяцев занятий отказывался делать уроки и выполнять задания в классе, мотивируя тем что устал, не хотел писать и читать. В классе были проблемы с поведением игнорировал просьбы учителя и делал по своему, мог встать и без разрешения выйти или сам встать в угол, угрозы в виде плохих оценок не пугают, вызов родителей или поход к директору- тоже не пугают. Когда я пытаюсь поговорить с ним по хорошему он начинает кривляться, говорит что понял, просит последний шанс, а на след день все повторяется. Сейчас он во втором классе и первые контрольные написаны на два, хотя с ним постоянно занимаюсь, ходим к репетитору. Пугает то что у него нет ответственности за свои поступки, его не пугает перспектива остаться на второй год или коррекционная школа, говорит что ему все равно. При этом ребенок коммуникабельный, любит быть в центре внимания, любит когда его хвалят. Сейчас ходит на карате, очень им увлечен, бежит на тренировки с радостью. Учителя говорят что знания есть и ребенок осваивает материал, но когда нужно написать контрольную, он не думая за 10 минут ее пишет, вместо отпущенных 45 минут и пишет на "2". Как будто хочет выделится, что справился быстрее. Говорит что стыдно когда получает двойку, но я не вижу раскаяния или огорчения, он не стремится ее исправить, ему все равно. Пугает фраза "мне все равно", как привить ребенку чувство долга, ответственности, как внушить что учиться нужно, это важно?

Елена

Здравствуйте, Елена.

Насколько я поняла, интеллектуально Ваш сын хорошо развит, но у него нет . Будущее в таком возрасте кажется очень далеким. Поэтому говорить сыну, что он должен хорошо учиться, чтобы получить хорошую профессию, бесполезно. Эти слова для него ничего не значат. Так же, как и «коррекционная школа» или «второй год». Он не осознает, что фактически стоит за этими понятиями, поэтому и не боится. Возможно, мальчик пока не понял, в чем смысл написания контрольных работ. Необходимо объяснить (скорее всего, не один раз) на доступном для него языке, для чего пишутся контрольные, почему важна не только скорость их написания, но и качество ответов.

То, что ребенка не пугают плохие оценки или поход к директору, это тоже нормально. И это даже хорошо, ведь страх оценки – не очень эффективная мотивация для обучения. Наверняка, Вы предпочитаете, чтобы мальчик учился не ради оценки, а ради знаний и навыков, которые помогут ему достичь успеха в будущем.

В связи с этим, важно, чтобы у мальчика возникла заинтересованность в самом процессе обучения. Такая же, как в занятиях карате. Можно объяснить процесс обучения в школе (написание контрольной) в терминах его любимого вида спорта. Пробуйте разные варианты, ищите наиболее подходящий для Вашего сына способ заинтересовать его в учебе.

Также важно, чтобы обучение ассоциировалась с позитивными эмоциями. Поэтому как можно чаще замечайте его позитивное поведение, его достижения, даже если они кажутся Вам незначительными. Например, если раньше мальчик писал все контрольные на «двойку», а однажды написал на «тройку», обязательно отметьте это и похвалите за старания. Для ребенка главной мотивацией является одобрение родителей, и эта мотивация гораздо более эффективная, чем наказания. В любом случае, Ваши терпение, любовь и принятие сына таким, какой он есть, обязательно помогут ему справиться с трудностями в учебе.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, важно оценить все факторы, которые влияют на нежелание Вашего сына учиться, в том числе и обстановку в Вашей семье. Для этого лучше всего обратиться на очную консультацию к школьному психологу или стороннему специалисту. На нашем сайте Вы можете найти адреса бесплатных в Вашем городе.

Анастасия Вялых,
Семейный психолог

Добрый день, дорогие родители. Сегодня мы поговорим с Вами о тревожных детях, причинах тревожности и страхов у детей , а также что делать родителям, чтобы помочь ребенку обрести внутренний покой и уверенность в себе.

Рассказывает Наталья БОГАЧКОВА, педагог-психолог 1-й категории.

Благодарность за предоставленные материалы журналу «Предупреждение Плюс Украина».

В чем разница между такими близкими, казалось бы, понятиями, как страх, тревога и тревожность?

Страх — это реакция на конкретную угрозу, когда опасности подвергается жизнь человека, его физическая целостность.

Тревога же возникает из-за угрозы преимущественно воображаемого характера — это смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся ожиданием неблагоприятного развития событий, наличием дурных предчувствий, напряжения и беспокойства. Мы тревожимся, когда под угрозой оказываются наши социальные ценности: положение в обществе, представления о себе. Такое случается, когда мы попадаем в непривычные для себя обстоятельства или готовимся сделать что-то необычное. Мы боимся, что будем выглядеть нелепо в глазах других людей, что нас осудят или унизят. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Существуют и поведенческие признаки этого состояния, которые легко увидеть. Их легко обнаружить и у детей, и у взрослых: в волнении мы барабаним пальцами по столу, крутим в руках разные предметы, грызем ногти, теребим волосы.

Тревогу и страх нельзя воспринимать как однозначно негативное состояние. Иногда именно благодаря им происходит мобилизация наших возможностей. В страхе, убегая от опасности, человек мчится значительно быстрее, чем в обычном состоянии. Тревога накануне экзамена — это нормальное явление, так как она побуждает нас сосредоточиться, повторить материал. Итак, запомним, что тревога — это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Но бывают ситуации, когда она возникает без каких-либо предпосылок, то есть неадекватно и неестественно, постепенно проявляясь и не только в стрессовых ситуациях, а порой и без видимых причин. Когда нечастые, возникающие время от времени проявления тревоги перерастают в устойчивое состояние, можно говорить о тревожности.

Тревожность — это склонность человека к переживанию состояния тревоги. Тревожный человек испытывает беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому вовсе не располагают.

Тревожные дети отличаются большим количеством страхов, причем страхи могут возникать и тогда, когда ребенку ничего не грозит. Эмоцию страха переживают люди всех возрастов, и для каждого возраста можно выделить «свои» страхи, которые появляются постепенно как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. Двухлетние дети чаще всего боятся посещения врача и разлуки с мамой. К трем годам число конкретных страхов снижается, а на смену им приходят страхи символические: боязнь темноты, одиночества. В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти, в 7-8 — страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится не соответствовать требованиям и нормам, принятым в социуме. При благоприятных условиях развития страхи исчезают, дети как бы «Перерастают » их. Но иногда страхи накапливаются и создают у ребенка адаптационные и невротические проблемы.

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Александр Иванович Захаров в своей работе «Психотерапия неврозов у детей и подростков» предложил возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и годам). В норме из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских современных детей эта норма доходит до 15 страхов. Тест А И. Захарова «Страхи в домиках» прост в приме нении, но при его использовании могут возникнуть сложности. Например, когда дети на вопрос: «Ты боишься или не боишься … ?» — постоянно отвечают: «Я ничего не боюсь!» В этом случае стоит обратить внимание на внешние реакции ребенка во время ответов и проанализировать его поведение в повседневных жизненных ситуациях. Это поможет обнаружить «спрятанные» страхи. В идеале их должно быть не более пятнадцати. Если· число страхов превышает норму, мы можем говорить о повышенном уровне тревожности в характере ребенка .

Страхи детей:

1) когда остаешься дома один;

2) нападения бандитов;

3) заболеть, заразиться;

4) умереть;

5) того, что умрут твои родители;

6) каких-то людей;

7) маму или папу;

8) того, что они тебя накажут;

9) страхи сказочных персонажей: Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, чудовищ (у школьников добавляются страхи невидимок, скелетов, зомби и т.п.;

10) опоздать в детский сад (школу);

11) перед тем, как заснуть;

12) страшных снов;

13) темноты;

14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15) машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17) когда очень высоко (страх высоты);

18) когда очень глубоко (страх глубины);

19) в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

22) пожара;

24) больших улиц, площадей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови (когда идет кровь);

27) уколов;

28) боли (когда больно);

29) неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых, ему передается их чрезмерное беспокойство. В семьях, где отношения доброжелательные, дети менее тревожны, чем в семьях, в которых часто возникают конфликты. Мы, взрослые, должны помнить, что тревогу у ребенка могут вызывать любые резкие перемены в его жизни: переезд на новую квартиру, изменение состава семьи, переход на новый режим дня, смена учителей и т.д. И если родители не в состоянии помочь ребенку сами, нужно обратиться за помощью к специалистам. С возрастом проблема сама не уйдет, а только запрячется глубже, и «вытаскивать» ее потом будет куда тяжелее!

ПОМОЩЬ ТРЕВОЖНОМУ РЕБЕНКУ

В дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, с 9 до 11 лет тревожность у тех и других примерно одинакова, а начиная с 12-летнего возраста, тревожнее девочки. При этом причины, вызывающие тревогу мальчиков и девочек, различны. Девочки, совершив «некрасивый» поступок, волнуются, что подружки больше не будут с ними дружить, а родители или учитель плохо о них подумают. Мальчиков же страшит угроза наказания взрослыми либо они опасаются, что их побьют сверстники.

Отдельная тема — школьная тревожность. Многие специалисты считают, что она начинает формироваться еще в дошкольном возрасте по целому ряду причин. Родители, заранее озабоченные выбором «хорошей» школы, зачастую обсуждают эту тему в присутствии детей, не задумываясь о том, что тревога взрослых передается маленьким слушателям. Также нередко мы сравниваем способности своего ребенка со способностями сверстников, причем не всегда в его пользу. Детям транслируются ожидания родителей, и у ребенка может возникнуть страх не оправдать эти ожидания. Или, придя на занятия по подготовке к школе, малыш, который в семье объявлен «самым лучшим ребенком в мире», обнаруживает вокруг себя более успешных конкурентов за это звание.

Став первоклассником, вчерашний дошкольник сталкивается с новыми для себя требованиями. Игровая деятельность заметно сокращается, меняется привычный распорядок дня, возрастает учебная нагрузка. Стиль педагогического общения учителя отличается от привычных требований воспитателя в детском саду. Да еще нужно найти свое место в детском коллективе! В новой ситуации тревожность ребенка может усилиться, и тогда он начинает чувствовать себя беспомощным, боится играть в новые игры, приступать к новым заданиям. Нередко у тревожных детей бывает занижена самооценка, что выражается в болезненном восприятии критики, обвинении себя в неудачах, поэтому мы, взрослые, должны их почаще подбадривать.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: головные боли, головокружения, боли в животе и др. Мы не всегда осознаем, насколько наше поведение может влиять на характер ребенка. Безусловно, ни один родитель не желает, чтобы его малыш стал тревожным и закомплексованным. Но непреднамеренные действия взрослых способствуют развитию этих качеств у детей.

Руководствуясь стремлением защитить ребенка от проблем, непредвиденных обстоятельств, некоторые родители 6epyr решение всех вопросов на себя. И ребенок растет, не зная тревог и забот. А повзрослев, продолжает надеяться на помощь, не научившись защищаться и не пасовать перед трудностями.

Другая крайность — это предъявление ребенку завышенных требований, выполнить которые он не в состоянии. Страх, что он не соответствует ожиданиям окружающих, заставляет его чувствовать себя неудачником. Со временем он все чаще отказывается от активных действий даже в знакомых ситуациях, опасаясь сделать что-то неправильно. Так формируется личность тревожного человека, который старается избегать любых проблем.

Чтобы помочь своим детям обрести уверенность в себе и повысить самооценку , родителям тревожных детей можно порекомендовать придерживаться следующих правил:

  • Избегайте заданий, которые выполняются за определенное фиксированное время.
  • Не предъявляйте завышенных требований.
  • Не сравнивайте ребенка с окружающими. Когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Можно сравнить достижения ребенка с его же результатами недельной давности;
  • Хвалите ребенка в присутствии других детей и взрослых и обязательно сообщайте, за что именно ею похвалили. Всегда можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка!
  • Для снятия мышечного напряжения чаще используйте тактильный контакт: обнимите, приласкайте ребенка.
  • Как можно чаще называйте его по имени.
  • Не допускайте семейных разногласий в вопросах воспитания.
  • Будьте последовательны, поощряя и наказывая его. Если реакция мамы на полученную двойку будет существенно отличаться от «ничего страшного, завтра исправишь » до лишения на месяц прогулок, это приведет ребенка к стрессу.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • Откажитесь от слов, которые унижают достоинство ребенка, даже если вы очень раздосадованы и сердиты.
  • Старайтесь делать как можно меньше замечаний. Попробуйте в течение одного дня записать все замечания, которые вы сделали своему ребенку, а вечером перечитайте список. Наверняка окажется, что большую их часть можно было не делать: они либо не принесли пользы, либо даже ухудшили взаимоотношения с сыном или дочерью.

Родители тревожного ребенка должны постоянно говорить ему о своей любви независимо от успехов. Возможно, вы за своими большими ожиданиями просто не видите его маленьких успешных шагов? Вспомните, что не бывает совсем неспособных детей. Когда ребенок будет ощущать вашу любовь и веру в него, тогда проявятся его таланты и способности.

Рассказывала Наталья БОГАЧКОВА, педагог-психолог 1-й категории.

Благодарность за предоставленные материалы журналу «Предупреждение Плюс Украина» (zoj.com.ua). Материалы статьи были опубликованы в №4 (115), 2015 г.

(Visited 4 027 time, 1 visit today)

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Опубликовано в ,
Помечено

Это основа благосостояния ребенка и ключ к успеху, когда он станет взрослым. В любом возрасте ваши поступки зависят от чувства собственного достоинства. Родители - основной источник чувства собственного достоинства ребенка. Одна из ваших задач как воспитателей - привить своему ребенку положительный внутренний образ и помочь ему вырасти таким, чтобы он мог справиться с жизненными препятствиями и умел радоваться жизни.
Недостаток положительного внутреннего образа очень часто ведет к проблемам поведения. Большинство проблем поведения, как я мог понять во время консультаций, происходит от недостатка взаимопонимания у родителей и детей. Почему с одним человеком приятно быть рядом, а другой как будто тяготит вас? Как люди оценивают себя, как относятся к окружающим, как учатся в школе, чего достигают в работе и как ведут себя в браке - все это зависит от силы их внутреннего образа.
Здоровое чувство собственного достоинства не означает быть самовлюбленным или высокомерным; это человек, имеющий реалистическое понимание собственных сил и слабостей, наслаждающийся своими возможностями и не пасующий перед проблемами. Необходимо воспитать у ребенка уверенность в себе, потому что существует тесная связь между тем, как человек осознает себя сам и как воспринимают его окружающие.

В течение всей жизни дети подвергаются позитивному влиянию (созидателей) и отрицательному влиянию (разрушителей). Родители могут научить своих детей прислушиваться к мнению созидателей и помочь им работать среди разрушителей.

Вместе отодвинем Шалтая-Болтая.
Вы проводите ранние годы, формируя уверенность в себе вашего ребенка. Вы проводите последующие годы, защищая это. Много ранимых детей нуждаются в защите в тяжелых ситуациях. Я исследовал пятилетнего Томаса, может ли он идти в школу. Томас был чувствительным ребенком, чья мать провела годы, помогая ему формировать сильное чувство собственного достоинства. Мы занялись философской беседой о долгосрочных выгодах от воспитания по методу «прикрепления», и Томасу это, понятно, надоело. Он начал висеть на моих весах - дорогих весах, которые стояли поверх экзаменационной таблицы. Моей первой мыслью была мысль о безопасности моей таблицы. Я считал, что рискую больше, чем-Томас, поэтому я сказал довольно твердо: «Томас, не будешь ли ты так любезен, перестать висеть на весах?» Томас оторопел от неожиданности, но его мать добавила компенсирующее замечание: «...потому что ты очень силен». Она знала, как посмотреть на мир глазами ребенка.

1. Практика метода «прикрепленного» воспитания
Представьте себе ребенка, который проводит много часов в день на руках у матери; которого она кормит грудью по первому сигналу и сочувственно отзывается на его плач. Как вы представляете чувства такого ребенка?
Несомненно, этот ребенок ощущает, что его любят, его ценят. Младенец, которого воспитывают таким высокочувствительным методом, развивает способность к самооценке. Он любит то, что чувствует.

Живой отклик - ключ к формированию самооценки ребенка. Ребенок подает сигнал, например плача, чтобы его покормили или успокоили. Мать отвечает быстро и последовательно. Поскольку последовательность «сигнал - отклик» повторяется тысячи раз в течение первого года жизни, ребенок понимает, что его сигналы имеют значение - «Кто-то слушает меня - значит я заслуживаю внимания».
Конечно, вы можете не всегда ответить быстро или последовательно, в какой-то день у вас не хватит терпения или одолеет усталость. Однако младенцы выбирают преобладающий стиль воспитания и формируют свои впечатления. Поскольку ваш ребенок растет, этот стиль становится важным для его развития. Чтобы ребенок мог учиться, справляться с неудачами, этот вид общения будет обучать его приспосабливаться к изменениям.
Ребенок, находящийся в тесном контакте с родителями, воспитывается чувствительным, он контролирует окружающую обстановку и знает, что ожидать. С другой стороны, ребенок, находящийся вне контакта, чувствует себя растерянным. Если его потребности не выполняются, а его сигналы остаются без ответа, он может решить, что сигналы вообще не стоит подавать. Это приводит ребенка к выводу: «Я не заслуживаю внимания. Окружающие содержат меня из милосердия, и я не могу сделать ничего, чтобы приблизиться к ним».
Мы подчеркиваем важность своевременного отклика, потому что в течение первых двух лет мозг развивается очень активно. Это период, когда ребенок разрабатывает образцы ассоциаций, модели поведения, создает изображение сигнала и события. Например, ребенок поднимает руки, а родитель отвечает, беря его на руки. Повторение закрепляет это поведение в сознании ребенка, и в конечном счете эмоции, положительные или отрицательные, прочно связываются с ним, главным образом с положительным чувством «справедливости». Ощущение благополучия становится частью самого ребенка.
Дети, привыкшие к душевному комфорту и чувству душевного покоя, которые они приобретают от воспитания по методу «прикрепления», проводят остальную часть своей жизни так, чтобы сохранить это чувство. Они могут вспоминать это правильное чувство после временных перерывов. Эти повзрослевшие люди справляются лучше с препятствиями в жизни, потому что они активны и умеют восстанавливать чувство душевного покоя, которое глубоко проникло в их собственное сознание. Они могут много падать, но всегда встают на ноги. Эта концепция особенно справедлива для ребенка, преодолевающего препятствия, или для того, кто входит в мир, наделенный талантом от природы. Дети, у которых не сформировалось в раннем детстве чувство благосостояния, борются за то, чтобы обрести его. Но они не знают точно, что ищут, потому что это чувство им незнакомо. В этом объяснение, почему некоторые дети, воспитанные по методу «прикрепления» в раннем возрасте, хорошо развиваются, несмотря на семейные проблемы.
Игра в догонялки. «А если у меня нет практики воспитания по методу «прикрепления»?» - можете спросить вы. Не создавайте дополнительных трудностей. Дети способны быстро восстанавливаться, поэтому никогда не поздно создавать внутренний мир ребенка. Этот вид воспитания соединяет составные части чувства собственного достоинства и может восстанавливать.их. Тем не менее чем раньше это соединение начинается, тем успешнее оно протекает и более сильный результат получается (см. «Восстановление контакта»).

2. Улучшить свою собственную уверенность в себе
Воспитание - это терапия. Заботясь о своем ребенке, вы часто излечиваете себя. В нашей практике был случай, когда мать, имеющая трудного ребенка, однажды сказала: «Мой малыш обнаруживает во мне лучшее и худшее». Если в вашем прошлом есть проблемы, которые затрагивают процесс воспитания, обратитесь за помощью к психологу, чтобы противостоять им.

Чувство собственного достоинства ребенка приобретается, а не наследуется. Некоторые особенности воспитания и черты характера (например, смелость и трусость) приобретаются в каждом поколении. Наличие ребенка дает вам шанс стать родителем. Если вы сами имеете небогатый внутренний мир и чувствуете, что в этом частично виновато ваше воспитание (обычно так и бывает), необходимо предпринять шаги, чтобы преодолеть это и нарушить сложившийся образ.
Пробуйте такое упражнение (врачи называют его «передача лучшего, отказ от остального»): сначала перечислите определенные факторы, которым следовали родители, формируя ваш внутренний мир. Потом выделите то, что в процессе воспитания ослабляло ваш характер. Теперь подражайте положительным тенденциям и избегайте повторять отрицательные. Если вам трудно справиться с этим упражнением самостоятельно, обратитесь за помощью к специалисту. И вы, и ваш ребенок извлечете выгоду.
Не будьте слишком строги к своим родителям. Они, вероятно, делали лучшее, что могли в тех обстоятельствах и в то время. Я помню, как однажды бабушка сказала своей дочери: «Я была тебе хорошей матерью. Я точно следовала указаниям, которые мне дал доктор». Повзрослевшая дочь чувствовала, что некоторые из ее существующих проблем, происходят от тех установок, которые она получила, будучи ребенком. Я высказал свое мнение, что мать не виновата, потому что преобладающая практика в каждый период времени следует специальным рекомендациям по воспитанию детей. Однако мать девяностых годов проще становится специалистом по воспитанию собственного ребенка.

«Полируйте свое зеркало». Никто не может сохранять счастливое выражение лица все двадцать четыре часа в сутки, но на любое изменение чутко реагирует ребенок. Он смотрит на вас как в зеркало, где отражаются его собственные чувства. Если волнуетесь, ваше лицо не может излучать радость. В ранний период развития формирование ребенка глубоко связано с личностью матери, на этой основе создается взаимопонимание. Какой образ вы показываете своему малышу? Увидели бы за ложным фасадом обеспокоенного человека? Метью, преисполненный благодарности к матери, записал: «Я люблю находиться с мамой больше всего, когда она счастлива». Дети транслируют ваше несчастье, подразумевая что вы несчастливы с ними. Даже младенцы знают, что их поддерживает хорошее настроение родителей. Становясь старше^ они могут даже прийти к чувству ответственности за счастье своих родителей.
Если вы испытываете депрессию или страх, ищите помощь, чтобы справиться с ними до того, как они повлияют на вашего ребенка.
Замечание Марты: «Вскоре после рождения нашего восьмого ребенка я была перегружена двумя младенцами в пеленках и воспитанием четырех старших детей. Мое напряжение отражалось на моем лице, я была откровенно удрученным человеком. К счастью, я поняла, что такой меня видят дети. Я не хотела, чтобы они росли, считая, что материнская забота не приносит никакого удовольствия или она делает меня несчастной. Я искала помощь, управляла собственными чувствами и «полировала свое зеркало» так, чтобы дети могли видеть себя наилучшим образом в нем».

Дразнить или не дразнить
Довольно часто я называл нашу самую старшую дочь «Наша опора в жизни». Я думал, что, дразня ее, я был симпатичен. Хейден считала иначе. Я воспринимал это как легкий домашний юмор; Хейден относилась к нему как к оскорбительному выпаду. Хейден сильно переживала. И наконец она вынуждена была сказать мне: «Папа, ты повторял это много раз, и каждый раз я говорила, что мне это не нравится. Пожалуйста, остановись». Если вы решили пошутить с окружающими, будьте внимательны к тому, на кого направлена шутка. Подумайте, что шутка может нервировать и расстраивать ребенка. Не делайте предметом шутки то, что ребенку неприятно. Это грубо и пагубно.
В то время как вы не можете постоянно находиться с ребенком и защищать его от всех нападок, вы должны сделать свой дом безопасной зоной. Не позволяйте ровесникам дразнить друг друга. Старшие братья могут быть безжалостны к самому младшему. Действуйте как буфер против взрослых и соседских детей, которые приходят в ваш дом и, дразня словами или тоном голоса, обижают нежные чувства ваших детей. Поставьте вопрос так, чтобы дразнящий сосед не появлялся в вашем доме.

3. Быть откровенным позитивным отражением
Чувство собственного достоинства складывается у большинства детей не только из того, что они думают о себе, но и из того, что думают о них окружающие. Это особенно справедливо для детей дошкольного возраста, которые изучают себя по реакции своих родителей. Какие образы вы доносите своему ребенку, позитивные или негативные? Подаете ли вы ему мысль, что рады быть с ним? Имеют ли для вас значение его взгляды и желания? Нравится ли вам его поведение?

Когда вы даете ребенку позитивное отражение, он понимает, что поступил хорошо. Он также охотно воспримет ваше замечание, если его поведение будет неправильным. Это становится инструментом воспитания. «Все, что мне нужно сделать, - это посмотреть на него определенным образом, и он прекращает вести себя неправильно», - сказала одна мать у меня на приеме. Она обогатила самосознание ребенка положительными чувствами, и мальчик пользовался этим, принимая ее сигналы. Когда мать всем своим видом показывает, что она недовольна, ребенку не нравится чувство, которое при этом возникает. Он быстро изменяет свое поведение, чтобы восстановить добрые чувства.
Вы не можете быть постоянно веселы, потому что вы - живой человек. Ребенок должен знать, что у родителей тоже бывают тяжелые дни. Дети могут разглядеть истину за поддельной жизнерадостностью. Ваша чувствительность по отношению к ребенку увеличивает его чувствительность по отношению к вам. И когда-нибудь он сможет поднять вашу уверенность в себе.

4. Играйте со своим ребенком
Вы много узнаете о ребенке и о себе во время игры. Время игры дает ребенку сообщение: «Ты достоин, чтобы с тобой проводили время. Ты - значительная персона». В процессе игры дети обучаются. Вместо того чтобы тратить игровое время для хозяйственных работ, используйте его только для общения с малышом.

Позвольте ребенку начать игру. Важный обучающий принцип, который должны помнить родители, состоит в том, что действие, начатое ребенком, способно дольше удерживать его внимание. Обучение пройдет легче, если ребенок сам выберет, что делать. Игра, начатая ребенком, увеличивает его чувство собственного достоинства: «Отцу нравится то, что я делаю!» Конечно, вы можете думать: «О, нет, не буду больше играть в кубики» или «Мы читали эту сказку двадцать раз!» Кот в сапогах надоест вам намного раньше, чем ребенку. Если вы хотите внести что-то новое в старую игру, добавьте изменения, пофантазируйте. Прекратите разговоры о книге, например, так: «Что ты будешь делать, если сейчас в нашу дверь войдет Кот в сапогах?» Или найдите новый способ использования старой игрушки: «Давай превратим эту башню из кубиков в гараж для машины».

Воспитывайте ребенка чувствительным и восприимчивым. Во время игры сосредоточьте внимание на ребенке. Если вы с ребенком, а думаете о работе, то ребенок почувствует это, и ни один из вас не извлечет пользы из времени, проведенного вместе. Ребенок потеряет смысл общения с вами. Для него это будет сигнал, что он вам не важен. Вы теряете возможность обучать ребенка и наслаждаться общением с ним. Я помню, какое удовольствие шестимесячный Метью и я получали от «игры в кружок». Я сажал Метью перед собой с несколькими любимыми игрушками (его и моими) и делал круг из своих ног вокруг него. Это пространство сдерживало его, потому что он только начинал сидеть, и обеспечивало поддержку, если бы он стал падать на бок. Метью был под моим полным вниманием. Он чувствовал особенно, я - также. Звуки, которые издавал ребенок, были очень забавны.

Родителям необходимо игровое общение с ребенком. Как занятый человек, я имел мало времени, чтобы спуститься на уровень ребенка и наслаждаться его бессистемной и, по-видимому, непроизводительной игрой. В конце концов у меня было так много «более важных» дел. Как только я понял, сколько выгоды мы могли бы извлечь, это особое время стало значительным. Игра превратилась в лекарство для меня. Мне было необходимо некоторое время, чтобы сосредоточиться на этом важном маленьком человеке, который, сам того не зная, научил меня расслабляться. Игра помогала мне узнавать Метью, его характер и его возможности на каждой стадии развития. Ребенок и родитель раскрываются друг перед другом в течение игры. Полноценные отношения очень полезны.
Время игры с ребенком как бы выравнивает вас, помогает смотреть на мир его глазами. Берегите время для наслаждения и простого удовольствия от игры. Игра - это инвестиция. Вы можете подумать, что «теряете время», играя в кубики, в то время как могли бы «что-нибудь сделать». Многие взрослые борются за то, чтобы разрешить себе заниматься своими делами. Конечно, вы не должны играть с ребенком целый день, и ребенок не хочет этого. Достигнув возраста восемнадцати месяцев, ребенок нуждается в вас все меньше и меньше. Воспитывая нового человека, вы делаете самую важную работу на свете. Что может казаться более бессмысленным для вас, чем длительные занятия«с ребенком. Однако рассматривайте время игры, как наилучшую инвестицию. Наиболее интересно что-то делать вместе с Родителям необходимо игровое общение с ребенком. Как занятый человек, я имел мало времени, чтобы спуститься на уровень ребенка и наслаждаться его бессистемной и, по-видимому, непроизводительной игрой. В конце концов у меня было так много «более важных» дел. Как только я понял, сколько выгоды мы могли бы извлечь, это особое время стало значительным. Игра превратилась в лекарство для меня. Мне было необходимо некоторое время, чтобы сосредоточиться на этом важном маленьком человеке, который, сам того не зная, научил меня расслабляться. Игра помогала мне узнавать Метью, его характер и его возможности на каждой стадии развития. Ребенок и родитель раскрываются друг перед другом в течение игры. Полноценные отношения очень полезны.
Время игры с ребенком как бы выравнивает вас, помогает смотреть на мир его глазами. Берегите время для наслаждения и простого удовольствия от игры. Игра - это инвестиция. Вы можете подумать, что «теряете время», играя в кубики, в то время как могли бы «что-нибудь сделать». Многие взрослые борются за то, чтобы разрешить себе заниматься своими делами. Конечно, вы не должны играть с ребенком целый день, и ребенок не хочет этого. Достигнув возраста восемнадцати месяцев, ребенок нуждается в вас все меньше и меньше. Воспитывая нового человека, вы делаете самую важную работу на свете. Что может казаться более бессмысленным для вас, чем длительные занятия«с ребенком. Однако рассматривайте время игры, как наилучшую инвестицию. Наиболее интересно что-то делать вместе с маленьким ребенком, а ему станет интересно заниматься с вами, когда он подрастет. По мере роста ребенка вы можете вовлекать его в свои занятия и работу, это будет лучшей наградой для него.

Ответственность в воспитании чувства собственного достоинства ребенка
Никакая книга по воспитанию не стоила бы ничего, если бы в ней не было раздела, посвященного чувству собственного достоинства ребенка. Все же у нас есть опасения, что не все родители правильно истолкуют значение этой концепции и решат, что это еще одна проблема, которую они должны решить наряду с регулярным питанием и теплым зимним пальто. Дети защищаются от всего, что может ущемить их чувство собственного достоинства, даже тогда, когда это становится смешным («О, Билли, ты неправильно поешь. Смени тональность»). Они измеряют чувство собственного достоинства ежедневно, как кто-то измеряет температуру («Сегодня у Джулии низкое чувство собственного достоинства. Старший брат обыграл ее в шашки вчера вечером»).
Чувство собственного достоинства необходимо каждому ребенку. Как садовод выращивает дерево, вы должны взрастить это чувство, для чего необходимо создать вашему ребенку обстановку, которая позволила бы ему стать сильным и стойким. Вы не сможете развить у ребенка чувство собственного достоинства, только восхваляя его. Многое в воспитательном процессе просто и интересно. Держите больше ребенка на руках, отвечайте на его потребности, наслаждайтесь им. Чувство собственного достоинства будет развиваться естественно.

5. Называйте своего ребенка по имени
Что содержится в имени? Это персона, это личность - большая или маленькая. Я до сих пор помню своего дедушку, который показал мне, как использовать и запоминать имена людей.
Этот урок показал свою пользу. Однажды, когда я был начинающим студентом-медиком, меня назначили для выполнения летней практики, несмотря на возможность нанять опытных специалистов. После того как я выполнил задание, я спросил, почему наняли меня, хотя я был менее квалифицирован, чем мои конкуренты. «Потому, что вы помнили и называли всех своих клиентов по именам», - ответили мне. Обращайтесь к своему ребенку по имени, особенно во время зрительного и осязательного контакта, исключая «особые» обращения. Использование имени другого человека открывает двери, ломает барьеры и даже облегчает корректировку воспитания.
Дети изучают связь между своим именем и сообщением, которое вы даете им, а также между именем и поведением, которое вы требуете. Родители часто используют уменьшительное имя или только первое имя в случайных диалогах: «Джимми, мне нравится то, что ты делаешь». Они усиливают сообщение, используя полное имя, чтобы сделать впечатление от него глубже: «Деймс Мичел Сиирз, прекрати!» Один ребенок, о котором мы слышали, считает свое полное имя «безумным именем», потому что он слышит его, когда родители на него сердятся.
Мы заметили, что уверенные в себе дети чаще обращаются к ровесникам и ко взрослым по имени или по званию. Их чувство собственного достоинства позволяет им быть более открытыми при общении с окружающими. Когда я писал этот раздел, моя двухлетняя дочь Лаура подбежала к моему столу, прощебетав: «Привет, папа!» Добавление «папа» впечатлило меня больше, чем безличное «привет!». Ребенку школьного возраста, который способен обратиться к взрослым по имени, проще получить помощь при необходимости.

6. Практика принципа переноса
Способствуйте развитию таланта своего ребенка. Он может преуспеть в чем-то, например, двухлетний* прекрасно устраивает пикники для кукол, а десятилетний любит балет. В течение последних лет мы заметили явление, которое назвали «принцип переноса». Это означает, что наслаждение собственной деятельностью стимулирует развитие внутреннего сознания ребенка и охватывает разные виды деятельности. Один из наших сыновей был спортсменом от природы, но тренеры не заинтересовались этим. Пользуясь принципом переноса, мы поощряли его увлечение спортом и одновременно поддерживали его при работе с тренерами.
Его успеваемость в школе улучшилась, соответственно росла уверенность в себе. Раскройте таланты своего ребенка, и помогите ему развить их. Тогда вы сможете наблюдать расцвет гармоничного человека.

7. Направляйте своего ребенка, чтобы он преуспевал
Помогите своему ребенку развивать таланты и приобретать навыки, что является частью воспитания. Если вы обнаруживаете в своем ребенке отрицательные наклонности, которых у него не должно быть, не поощряйте их развитие. Будьте внимательны, не перегружаете ли вы его сверх меры занятиями. Соблюдайте равновесие между помощью и защитой. Оба процесса необходимы. Если вы не поощряете попыток своего ребенка к самостоятельности, его навыки не будут развиваться, и в.ы потеряете ценного созидателя. Если вы не защищаете своего ребенка от нереалистичных ожиданий, его чувство самореализации окажется под угрозой.

Избегайте сравнительной оценки
Дети измеряют их собственное значение тем, что они чувствуют и как оценивают их другие. Ваш ребенок может сделать бросок только на 400 очков в подающей команде, но он будет себя чувствовать неуютно, если его товарищи по команде могут метнуть на 500. Убедитесь, что ребенок понимает: вы оцениваете его по тому, кто он есть, а не по тому, как у него получается. Делайте это, давая ребенку множество зрительных контактов, касаний и сосредотачивая его внимание. Другими словами, ведите себя независимо от результата игры или испытания.
Не ожидайте, что ребенок превзойдет других на спортивных состязаниях, в музыке или в науке только потому, что вы желаете этого. Он может превзойти только одного себя. Он должен знать, что ваша любовь к нему не зависит от того, как вы оцениваете качество его работы. Это серьезное испытание для родителей, которое необходимо мудро преодолевать.

Стена достижений
В нашей семье Сире существует галерея достижений. Стены дома отображают свидетельства стремлений и достижений наших детей; каждый ребенок чем-то хорош. Раскройте, поощрите и отобразите это в своей семье. Если в вашем доме нет такой стены, ребенок не может продемонстрировать свои успехи. Когда дети становятся старше и смотрят по сторонам, они видят свои достижения прошлых лет. Это дает им подъем, особенно в периоды, когда их чувство собственного достоинства неустойчиво.

8. Научите ребенка дома, как вести себя на улице
В процессе воспитания вы можете решить, что ребенок должен общаться с детьми различного уровня, чтобы сделать самостоятельный выбор для себя. Это может красиво звучать или по крайней мере политически корректно, но только эта простота не работает. Это похоже на выход судна в море без руля или капитана. Вероятность достижения порта назначения таким судном будет ничтожно мала. Дети слишком ценны, чтобы доверять их случаю.
Защитите своего ребенка от чужого вторжения в его внутренний мир. Воспитывая ребенка по методу «прикрепления» в течение первых трех лет и сохраняя тесную связь в последующие годы, вы даете ему твердую основу понимания своего значения в доме, в семье и в отношениях с окружающими. Ребенок развивается, следуя и взаимодействуя с разумом, опытом и знаниями своих родителей, поэтому его можно выпустить в городские «джунгли» без риска быть «съеденным заживо». Получив крепкую основу, чувствуя защиту и поддержку родных,-ребенок сможет выбрать собственную дорогу и твердо стоять на ней. Даже если он немного поэкспериментирует, как это делают все дети, он вновь выйдет на свой путь.
Приглядывайтесь к друзьям своего ребенка, особенно в возрасте до десяти лет. Моральные ценности ребенка и его жизненная концепция, зависят от людей, имеющих значение для него в жизни: родственников, тренеров, учителей и друзей. Родители должны знать тех, кто влияет на характер ребенка, и способствовать общению с теми, кто действует на него позитивно. Следите за отношениями вашего ребенка с друзьями. Сначала дайте ему выбрать себе друзей, а затем наблюдайте за их отношениями. Проверяйте его чувства. Настроен ли он миролюбиво или раздражен? Совместим ли он с новым другом? Соединение пассивной и сильной личности хорошо, если сильный друг тянет вашего ребенка за собой вверх, а не вниз. Дети, воспитанные по методу «прикрепления», чаще других оценивают своих партнеров на совместимость. Родителям следует быть внимательными к выбору ребенка и постоянно контролировать круг его общения.
Корни детского самосознания берут начало в доме, в семье и в окружении воспитывающих его людей. После шести лет влияние сверстников сильно возрастает. Чем глубже заложены дома корни детской самооценки, тем лучше дети готовы взаимодействовать со сверстниками. Они знают, как вести себя с ровесниками, с которыми им нравится играть, и с теми, которые создают им проблемы. Когда дети, воспитанные по методу «прикрепления», растут, они лучше подготовлены к взаимодействию с окружающими (домашние, соседи, дедушки и бабушки, дошкольники), используя различные правила. Для здорового социального развития ребенку сначала необходимо научиться быть в ладу с самим собой, а затем уже с окружающими.
Придерживайтесь домашних устоев. В нормальных условиях ребенок развивается от известного к неизвестному. Он ставит новые эксперименты в основном тем же путем, как учится быть самостоятельным. Для ребенка совершенно нормально периодически возвращаться в удобную обстановку дома или семьи, а затем снова бросаться в «джунгли» неизвестного. Для любого ребенка очень важно иметь сильную базу, основу, которая формируется системой воспитания по методу «прикрепления». Родители часто интересуются, какая степень привязанности к ним считается нормальной. Рассмотрите проблему через год. Если вы видите, что ребенок не становится социально активнее, это может быть тревожный сигнал. Но если вы видите поступательное движение, то это значит, что ваш ребенок просто социально развивается. Исходя из особенностей его характера, он формирует небольшой круг значительных и глубоких взаимоотношений, вместо того чтобы создавать бесчисленное количество поверхностных знакомств.

Принимайте дома друзей ребенка
Пригласите друзей вашего ребенка в дом. Возможно, это нарушит чистоту, но не беспокойтесь. Сбор друзей поможет вам увидеть ребенка в новом аспекте: определить степень адаптации в социальном плане, выявить поведение, которое требует улучшения или коррекции. У вас будет возможность незамедлительного воспитательного вмешательства для того, чтобы дать персональный урок своему ребенку или провести беседу, если весь коллектив нуждается в коррекции.

9. Контролируйте влияние школы на своего ребенка
Некоторые школы могут быть опасны для эмоционального здоровья ребенка. Выбор школы (если таковой имеется) должен тщательно рассматриваться. Ребенок встречается с ровесниками, имеющими разный уровень воспитания и уровень «прикрепления», поэтому его ожидания могут не оправдаться в школе. Если ребенок надежно связан с родителями и имеет сильный внутренний стержень, то новые формы общения, с которыми он столкнется в социальной группе, не повлияют на него кардинально.
В возрасте около шести лет, когда ребенок начинает активно усваивать элементарные знания общения, окружающие взрослые начинают влиять на его жизнь. Их мнения бывает достаточно, чтобы повлиять на формирование и оценку модели поведения. Социальная среда ребенка предлагает широкую возможность выбора значительной личности. Теперь родители должны быть бдительны, чтобы понять, чье поведение моделирует ребенок. Это сильно снижает значение родителей, как воспитателей. Здесь возможны две крайности. С одной стороны, существуют родители, которые допускают, чтобы их ребенок опробовал различные системы поведения по мере роста, поэтому он более открыт. С другой стороны, существуют родители, которые хотят защитить своего ребенка от всякого влияния и идеалов, отличных от своих собственных убеждений, при этом ребенок растет в замкнутой атмосфере.
Обычно правильный выбор находится между этими двумя крайностями. Родители, которые слишком опекают, могут в конечном итоге воспитать очень уязвимого ребенка, не умеющего самостоятельно думать и подверженного влиянию чужих соблазнов и суждений. Где-то посередине находятся родители, которые закладывают в своем ребенке твердую систему критериев и укрепляют ее, поскольку она может столкнуться с другой системой. Ребенок, который с детства имеет собственную устойчивую систему критериев, способен лучше оценить чужую, полученную от ровесников и учителей. Суть вопроса состоит в том, что у ребенка формируется система взглядов, которая позволяет ему действовать. Он не лист, плывущий вниз по реке, по пути наименьшего сопротивления, и в конечном счете попадающий в большое море неопределенности. Многие люди спотыкаются иногда в течение всей оставшейся жизни, не имея основ, которые должны быть сформированы в младенчестве и раннем детстве.

Родители, не входите в самодовольное заблуждение, применяя термин «скрытые» к детям среднего возраста. Это не время, чтобы бездействовать и стать небрежным в вопросах воспитания. Это возраст, когда у ребенка формируется совесть и он изучает ваши жизненные ценности. Формирование их собственных стандартов происходит постепенно, через взаимодействие с ровесниками, другими семьями и учителями, а также через отношения с соседями и дружбу. Они обнаруживают большой мир с разнообразием стилей поведения. Запоздалая попытка привить ваши критерии подростку, основная задача которого на этой стадии состоит в том, чтобы выработать собственные ценности, может оказаться неудачной. Лучший способ привить свои критерии подростку - это «разговор по душам» о жизненной позиции.

Утрата ярлыков
«Я - астматик», - гордо сказал мне семилетний Грэг, когда я спросил его, зачем он пришел ко мне. Действительно, Грэг страдал астмой, но эту проблему оказалось легче преодолеть, чем эмоциональное воздействие этого ярлыка. Несколько доз расширителя бронхов, и его одышка проходила, а ярлык оставался. Я сказал в частной беседе матери Грэга, что у ребенка есть две проблемы: проблема непосредственно болезни и проблема реакции семьи на болезнь.
Каждый ребенок ищет в себе что-то особенное и использует его как торговую марку, привлекающую большое внимание. Слово «астматик» стало ярлыком Грэга, и он часто использовал его. Целый день все вращалось вокруг его болезни, семья сосредоточилась именно на этой стороне личности Грэга, а не на нем самом. Вместо сострадания, братья и сестры стали уставать от планирования своей жизни в связи с астмой Грэга. Они не могли путешествовать, потому что это утомляло брата. Эта болезнь стала болезнью семьи, и все, кроме Грэга, вынуждены были играть роли, которые им не нравились.
Снять ярлык с Грэга было несложно. С астмой Грэга я бы мог справиться. И вместе с семьей мы сделали, чтобы слово «астматик» стало не главным в характеристике Грэга.

Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

Уверенность в себе - это один из самых больших подарков, которые родители могут сделать своим детям. Поэтому следует уделить этому вопросу повышенное внимание. По мнению психологов, недостаточно уверенный в себе ребенок в будущем будет не так охотно пробовать новые вещи и браться за выполнение сложных задач. Ведь он будет бояться потерпеть неудачу и разочаровать окружающих. В итоге подобное поведение может помешать ему сделать успешную карьеру. Предлагаем вашему вниманию советы, которые помогут вырастить уверенного в себе ребёнка.

Цените усилия вне зависимости от того, удалось ребенку добиться успеха или нет

На этапе взросления более важным является сам процесс, нежели конечная цель. Так, аплодируйте и выражайте свой восторг ребенку вне зависимости от того, смог он забить решающий гол в ворота противника во время игры в футбол, или же после его удара мяч вылетел за пределы поля. Дети никогда не должны испытывать неловкость из-за того, что попытались что-то сделать. В итоге ваш малыш осознает, что никто не осудит его действия, и не будет бояться пробовать что-то новое.

Поощряйте практику

Если вы заметили, что ребенок чем-то заинтересовался, то постарайтесь ненавязчиво сподвигнуть его на то, чтобы он почаще занимался этим. Однако здесь важно не переусердствовать и не начать давить на ваше чадо. Ведь если вы, к примеру, увидите, что ваш ребенок имеет музыкальный талант, то не стоит наседать на него и заставлять играть на пианино или другом инструменте дни напролет. Ведь такой подход может, напротив, отбить у маленького человечка всякое желание заниматься музыкой.

Позвольте детям самостоятельно решать проблемы

Если вы выполняете всю тяжелую работу за вашего ребенка, то он никогда не сможет развить свои способности и научиться находить выход из сложных ситуаций самостоятельно. Поэтому постарайтесь не вмешиваться постоянно в жизнь вашего чада, стараясь максимально облегчить ее. Ведь в этом случае ваш ребенок по прошествии времени может стать неуверенным в себе, несамостоятельным человеком, который всегда будет искать вашей поддержки и опоры.

Поощряйте любопытство

Порой бесконечный поток вопросов, задаваемых вашим ребёнком, может утомлять. Однако не следует упрекать в этом вашего малыша. Напротив, желание задавать вопросы и узнавать новое необходимо всеми силами поощрять. Ведь в этом случае ребенок осознает, что есть масса вещей, которых он не знает и не понимает, что мотивирует его развиваться, узнавая больше и больше. Согласно статистике, дети, которые в первые годы жизни проявляли любопытство, интересуясь всем вокруг и получая ответы на все вопросы от родителей, попав в начальную школу, имеют преимущество над своими одноклассниками. Ведь они способны лучше учиться и быстрее усваивать новые знания.

Бросайте ребенку вызов

Дайте понять своему чаду, что достигнув небольшой цели, можно приблизить и какое-то серьезное достижение. Так, к примеру, предложите своему малышу, который только учится кататься на двухколесном велосипеде, попробовать это сделать, отказавшись от дополнительных колес.

Никогда не критикуйте детей

Ничто не сможет навредить вашему ребенку больше, чем критика его усилий. Разумеется, вы можете давать своему чаду обратную связь и вносить какие-то предложения, однако никогда не говорите ему, что он сделал что-то из рук вон плохо и совсем неправильно. Ведь, потерпев неудачу однажды, в будущем он будет бояться снова разочаровать вас. В итоге страх провала будет мешать ему взяться за что-то новое и неизведанное.

Рассматривайте ошибки как составляющие части обучения

Извлечение уроков из ошибок способствует повышению уверенности в себе. Поэтому не нужно чрезмерно опекать ребенка. Позвольте ему совершать ошибки и делать что-то неправильно. Это поможет малышу понять, как лучше можно будет справиться с этой же задачей в следующий раз.

Открывайте новые возможности

Постарайтесь почаще давать вашему ребенку возможность испытывать какой-то новый опыт. Ведь это позволит не только расширить его кругозор, но и придаст уверенность в себе.

Учите ребенка тому, что умеете и знаете сами

В первые годы жизни малыша родители являются для него настоящими героями. Поэтому станьте для своего чада достойным примером для подражания. Дайте ему возможность учиться тому, что знаете и умеете вы сами.

Поддерживайте детей, когда они сталкиваются с неприятностями

Жизнь несправедлива, и каждый ребенок рано или поздно убедится в этом на собственном опыте. Когда это происходит, задача родителей сводится к тому, чтобы поддержать их чадо. Напомните ребенку о том, что каждый путь к успеху будет полон неудач и сложностей, однако в итоге упорный труд и уверенность в себе помогут преодолеть все невзгоды.

Цените их мужество в стремлении попробовать что-то новое

Неважно, собирается ли ваш малыш записаться в футбольную команду или же хочет научиться кататься на роликах, обязательно похвалите его за желание получить новый опыт. Просто скажите ребенку, что вы гордитесь его смелостью.

Демонстрируйте радость обучения

Дети учатся реагировать на разные вещи у своих родителей. Поэтому если вы на собственном примере будете им показывать, как интересно разговаривать на иностранном языке или учиться плавать, то и они будут в восторге от этих вещей.

Вы наверняка замечали: одни детки активные, бойкие, заводилы и лидеры, а другие - робкие и застенчивые.

Почему один ребенок сразу становится душой компании, а другой боится с кем-то подружиться или просто открыто улыбнуться?

Неуверенность в себе - гораздо более распространенная черта, чем думают многие, просто обычно ее тщательно скрывают.

Почему ребенок робеет

Робость и стыдливость возникают у ребенка, в основном, из-за чувства беспокойства и неуверенности в собственной безопасности . Причиной такого поведения часто становятся неправильные методы воспитания.

Иногда (кто-то даже очень часто) родители могут не заметить, что , придираются к нему, ищут в его поведении ошибки. Ни одному ребенку еще нее помогали крик и ругательства, чтобы стать увереннее в себе.

Почему так важна уверенность в себе

Доказано, что мальчики лучше читают в том классе, где учитель верит, что они действительно быстрее учатся читать. А девочки, соответственно, лучше читают в том классе, где верят в их способности .

Ни в коем случае нельзя оскорблять и унижать ребенка, позволять делать это другим людям. Почаще говорите чаду, что вы в него верите и очень любите

Чтобы передать ребенку свою веру в него, нужно постоянно говорить ему, что он - особенный , что у него все получится. Например, «Конечно, это непростая задача, но я уверена, что ты справишься».

Необходимо обязательно ценить старания своего отпрыска , даже если у него не все получилось, акцентируйте внимание на хорошем. «Это на самом деле было трудно, и я знаю, что ты очень старался. Молодец!» или «Этот пояс не подходит к твоей одежде, но ты прекрасно скомбинировал брюки и рубашку».

Рассчитывайте на силы своего чада , благодарите его за то, что он выполняет ваши просьбы. «Я думаю, ты сможешь сам сварить макароны» и «Спасибо, что расставил все игрушки по местам».

Вырабатывайте у ребенка устойчивую самооценку

Обращайте внимание на хорошее поведение своего отпрыска , улыбайтесь, гладьте его по голове или похвалите за то, что он такой послушный.

Игнорируйте плохое поведение . Не нужно кричать на ребенка, лучше сделайте серьезное лицо и выведите его из комнаты. Когда он вернется (по разрешению родителей), скажите, что очень рады его решению вести себя хорошо.

Критикуйте не самого ребенка, а его поведение . Например, говорите, что щипаться плохо, а не что сын - плохой мальчик. Второй вариант резко снизит самооценку отпрыска, тогда как первый ее не затронет.

Контролируйте влияние «кнута и пряника» . Следите за тем, чтобы звучала чаще, чем критика. Пряники прекрасно повышают самооценку, а кнут лишь снижает ее. Если чаще хвалить ребенка, в будущем он будет уверен в своих силах, будет лучше себя вести и сполна реализует себя в жизни. При этом важно правильно хвалить ребенка: избегайте оценочных похвал (Ты - самый лучший). Такие фразы формируют представление ребенка и зависимость от ожиданий родителей. Если что-то не получается, он становится неуверенным в себе.

Светлана Войтенко, детский психолог: «Уверенность в себе - это очень широкое понятие. Его развитию способствуют позитивное видение мира, самоуважение, устойчивую самооценку, веру в свои возможности и т.д. Уверенность в себе формируют, прежде всего, родители, правильное домашнее воспитание. Конечно, важны и взаимоотношения со сверстниками, взрослыми и вообще школьная атмосфера. Если у ребенка есть проблемы в школе, стоит поговорить с учителем или со школьным психологом».

Ни в коем случае нельзя:

  • оскорблять и унижать ребенка;
  • позволять другим унижать или оскорблять вашего отпрыска;
  • забывать говорить ребенку о своей любви.

Как помочь ребенку проявлять свои способности и знания

Всегда ожидайте от чада, что он - способен на все , хвалите его за это. Перед событием подбадривайте: «Я знаю, что ты будешь стараться изо всех сил», после - тоже поддерживайте: «Я знаю, что ты очень старался».

Ставьте такие задачи и таким образом, чтобы ребенок мог с ними справиться . Не бойтесь помогать ему в случае необходимости, но пусть эта помощь будет ненавязчивой.

Направляйте его на нужные действия , но осторожно. Когда ребенок соберет пазл из 50 элементов, предложите ему пазл из 70, потом - из 100. Если с новой «ступенькой» он справляется не очень, найдите более простую картинку пазла.

Дайте понять отпрыску, что мама тоже может ошибаться : «Эхх… что же я наделала. Теперь придется начинать все заново». Скажите ему, что Вам тоже нужна поддержка: «Сережа, мне сейчас так нужна твоя поддержка. Обними меня».

Главная ошибка родителей: можно откупиться

Очень часто родители даже не догадываются, что пытаются повысить самооценку своих детей при помощи материальных вещей.

Психологи провели исследование, в котором участвовало 250 детей и подростков 8-18 лет. Эксперты попросили их составить коллаж из слов и изображений на тему «Что делает меня счастливым». Оказалось, что дети с более низкой самооценкой выбирали определенные предметы, например, новые гаджеты или одежду . Участники с более высокой самооценкой выбирали слова и картинки с нематериальными составляющими.

Подтверждают результаты исследования и маркетологи: существует прямая связь низкой самооценкой и зависимостью от брендовых товаров . И чем меньше ребенок/подросток уверен в себе, тем сильнее эта зависимость. Так что, если ребенок просит купить Вас на Новый год дорогую игрушку, знайте, что таким образом он хочет получить дозу самоуважения.

Конечно, не обязательно дорогие вещи являются признаком низкой самооценки, но они всегда придают уверенность. Поэтому учитывайте это, когда ребенок просит важную для него вещь. Но не стоит делать деньги средством для манипуляции . Просто отпрыску важно знать: если есть возможность, родители не пожалеют для него финансов.

Уделяйте чаду как можно больше времени, окружите его заботой, любовью и своим хорошим настроением - и тогда он совсем скоро забудет о своей неуверенности.