Детская психология - влияние цвета на психологию ребенка. Психология цвета для детских комнат

Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар
И купили синий-синий,
Презелёный, красный шар!

Сергей Михалков

Ц вета – это волны, определяемые нашим глазом и мозгом и преобразованные в ощущения. Это носители информации, символы своеобразной знаковой системы. Способность определять и называть цвета и их оттенки, отделять цвет от предмета, окрашенного в него, дана только высокоорганизованному человеческому мозгу.

Детство - это яркие цвета: радуга, жёлтое солнце, зелёная трава, голубое небо, красный мяч. Детство - это половая идентификация в обществе и самоидентификация ребёнка: розовые и голубые коляски, шарики, комбинезончики. «Я не надену эти сапожки, они девчачьего цвета». «Хочу розовое , как у принцессы». А ещё «Какая красивая игрушка!» - потому что красочная, яркая.

Шар в цитате перед статьей «презелёный» - значит, насыщенного цвета. В одном предмете - шаре - ребёнок видит все базовые цвета спектра: синий, зелёный и красный (RGB: red, green, blue). Получается, что .

Каждому возрасту и полу - свой цвет?

Восприятие цвета – важнейшая ступень сенсорного развития ребёнка, его мозговой деятельности. Это не так просто – признать расцветку как свойство предмета, назвать её и узнать в другом предмете. Известно, что новорождённый примерно до полутора месяцев не различает цвета и формы окружающей среды. Он видит всё в чёрно-белой гамме и расплывчато.

Когда малышу исполняется сорок пять дней, мир для него меняется. Вблизи (около 30 см) он начинает видеть красное и жёлтое, тянется к погремушкам этих оттенков. Он видит только цветовое пятно - яркое, но нечёткое. При этом бывает, что не представляющая эстетической ценности игрушка странного цвета становится у него любимой. Полугодовалый малыш видит красивыми также синий и зелёный. К году интересным становится, например, фиолетовый или розовый. Все эти самые яркие из существующих цветов и их появление в жизни – огромное впечатление, поэтому дети чаще всего называют синий или красный, жёлтый или зелёный любимыми.

Двухлетний малыш способен различать основные цвета, в три-четыре года – с оттенками. В пять-семь лет нужно избавляться от шаблонов восприятия «трава зелёная, солнце жёлтое», развивая и углубляя знания об оттенках и, вместе с тем, о мироустройстве. Необходимо помочь ребёнку понять различия, например, между красным, оранжевым и жёлтым, а также объяснить и показать, какие цвета образуются при смешивании с другими.

Есть тона одних и тех же цветов. Доказано, что . Кроме того, исследования показывают, что девочкам нравится розовый, нежно-голубой и фиолетовый, мальчикам – синий, зелёный, чёрный. Врождённая эта любовь или культурно обусловленная и навязанная – сложно сказать. Скорее всего, здесь играют роль оба фактора, ведь в живой природе петухи, павлины, селезни ярче окрашены, чтобы привлечь самку, которой эта яркость, очевидно, нравится. Так что дизайнеры и маркетологи по-своему правы, разграничивая цветовые предпочтения мальчиков и девочек и предлагая рынку разные варианты цвета одежды, игрушек, аксессуаров.

Цветовое развитие детей

Жанна Кириллова, детский психолог, отмечает: «Основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что «дитя мыслит формами, красками, звуком, ощущениями».
Цвет - одна из первоначальных характеристик, которую начинает различать ребёнок после рождения. В жизни маленького человека цвета - одно из самых богатых и уникальных украшений его жизни. Развитие цветовосприятия, знакомство с оттенками помогает малышу более полно и тонко воспринимать предметы, явления, способствует развитию мышления, наблюдательности, обогащает его речь».

«Важно: помогая формированию цветовосприятия ребёнка, учитывайте ЕГО особенности восприятия цветовых оттенков, а не только стандартные рекомендации специалистов»

Более тёмные и более светлые оттенки одного цвета становятся ясны ребёнку после четырёх лет - так считает большинство исследователей. Другие говорят, что дети способны и раньше улавливать детали, если не перегружать их картину мира исключительно пестротой и называть оттенки цветов в игровой форме примерно с двух лет, проговаривать цвета окружающего мира. Эстеты могут попробовать даже обсуждать картины мастеров изобразительного искусства. Интересно, что самым сложным по восприятию для дошкольников оказывается голубой цвет, а простыми и любимыми – красный, зелёный, жёлтый и даже чёрный.

Различные цвета не только вызывают эмоции, но и способствуют развитию творческого начала. Наблюдение и выделение цвета – первый шаг к рисованию, даже у профессиональных художников, не то, что у малышей.

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

Психолог Макс Люшер считал красный усиливающим волю, жёлтый – надежду, весёлость, оранжевый – активность, синий - придающим уверенность, спокойствие, зелёный – работоспособность. Получается, что зелёный хорош в рабочем пространстве и закрытых помещениях, чтобы не давать «давления», в отличие от красного. . Цвета и их оттенки способны даже корректировать поведение, если подобраны верно.

Любовь Тапкова, детский психолог, корректолог: «Оттенки синего в интерьере, такие как глубокий фиолетовый и голубой, помогают детям сосредотачиваться, они нужны для сна, помогают гиперактивным малышам прийти в равновесие. Розовый должен быть мягкий, холодный, чтобы успокаивать, а не ярко-розовый, красноватый. Сложно подобрать правильный зелёный – лучше его оставить для игровых и рабочих зон. Коричневый, такой деревянный цвет, стабилен, но несколько угнетает. Вообще не надо увлекаться белым, чёрным и серым, я считаю, он может использоваться только в деталях. Эти цвета угнетают, наводят скуку, тоску, даже одиночество».

Как играть и как учиться

Отличный вариант сенсорного знакомства с цветами – пальчиковые краски. Ребёнок может рисовать ладонями, пальцами, стопами. Это так здорово для него – прощупать границы своего воображения, быть смелым и самостоятельным. Разложите старые обои или ватман прямо на полу или клеёнку и дайте свободу творчества. Страх ребёнка сделать это – вот сигнал для чутких родителей.

Жанна Кириллова, детский психолог: «Способы обучения цвету: для младенца - это игрушки, для ребёнка постарше - комментарии близких о названии цветов и демонстрация примеров. Затем соотношение цвет-предмет (травка зелёная, снежок белый), подбор такого же цвета (найди два одинаковых шарика), различие цветов (какой предмет отличается от других по цвету), затем выбор по образцу и собственно названия цветов. Обучение важно в любом возрасте, сначала оно минимальное, но оно тоже важно. Развитие цветовосприятия, знакомство с цветами помогает малышу более полно и детально воспринимать предметы, явления, способствует развитию мышления, наблюдательности, обогащает его речь» .

Мария Монтессори много пишет о развитии цветовых ощущений. Существуют карточки с цветом на одной стороне, с надписью, что за цвет – на другой. Их много, около 100 штук. Интересно придумывать свои расцветки, это очень развивает – из разряда «презелёный красный шар».

В какие ещё игры поиграть? Нарезать цветных кружочков нескольких цветов. Постепенно добавляя новые цвета, попросить ребёнка разложить по группам. Можно также изменять размеры кружочков.

Любимой игрой может стать сортировка бусин по цветам, из них же делаем украшения для себя, мамы или куклы.

Сортируем также машинки, кукол по цветам. Или, расставляя на столе базовый набор игрушек, раздаём им соответствующие цветные палочки.

Если что-то не так

Дальтонизм – это цветовая слепота, невозможность отличать, чаще всего, зелёный и красный цвета. В большинстве случаев это наследственная особенность, практически всегда передаётся от матери-носителя гена к сыну. Но при этом люди, которые с трудом отличают красный и зелёный или не отличают вовсе, могут видеть множество других тонкостей, например, оттенки цвета хаки, одинаковые для людей с обычным зрением. Бывает, что дальтонизм с возрастом прогрессирует, и человеку становится сложно различать синий и жёлтый. Самая тяжёлая и редкая форма болезни – полное отсутствие цветного зрения.

Дальтонизм в обычном виде не так страшен, дальтоники легко получают права практически в любой стране мира. Только несколько профессий закрыты для них, например, водитель поезда, в остальном же они живут полноценной жизнью и работают без ограничений почти в любой сфере.

Разноцветное детство

Вот ведь интересно, такая заурядная мелочь – цвета и краски, но именно они создают лучшие впечатления детства и жизни: яркий осенний листопад, светящийся от белизны снег и зелёная елка с красочными огоньками, свежая весенняя зелень, глубокое синее море, разноцветные оттенки заката и фантастическая радуга. Красивая кукла или машинка запомнятся на всю жизнь, потому что самые яркие. Прекрасное белое платье снежинки, почти как у невесты, строгий чёрный костюм первоклашки – всё это демонстрирует ребёнку мир, особенности культуры. Цвет – это важно. Пусть детство будет разноцветным и насыщенным, а значит, счастливым.


Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!

Практически каждый человек в своей жизни имеет те или иные цветовые предпочтения. Зачастую, выбирая одежду для какого-либо случая, мы руководствуемся сиюминутным настроением. Тем не менее наш выбор цветовой гаммы играет важную роль в эмоциональной сфере: желтый, синий, зеленый или фиолетовый цвет в психологии имеют свое значение.

Диагностика эмоционального состояния

Существует множество диагностических инструментов, используемых психологами, основанных на выборе предпочитаемого или любимого цвета. Один из известных - цветовой тест Люшера, получивший широкое распространение. При диагностике эмоционального состояния дошкольников предлагаются различные методики, основанные на выборе цветового предпочтения в рисунках или раскрашивании. У каждого цвета существует своя интерпретация, которая в контексте различных ситуаций может быть по-разному истолкована. Так, к примеру, используемый в рисунках детей фиолетовый цвет в психологии означает, что ребенок находится в состоянии некой эмоциональной подавленности, ему требуется душевный покой, контакт.

О чем говорят цветовые предпочтения ребенка

Дети более непосредственны, чем взрослые, у них отсутствуют предрассудки, они более открытые, в выборе цвета руководствуются собственными предпочтениями, а не ищут подвох. Поэтому в психокоррекционной и психодиагностической работе с данной категорией часто используется метод арт-терапии. Даже если ребенок не умеет читать, и у него слабо развита моторика, диагностировать его эмоциональное состояние возможно с помощью использования им в своих рисунках определенных цветов. Так, например, зеленый цвет в психологии - это выбор настойчивых, самостоятельных, зачастую упрямых детей. Для того чтобы проследить эмоциональное состояние ребенка, не нужно быть дипломированным специалистом, достаточно просто посмотреть на преобладающую цветовую гамму в его рисунках. Если определяющим является фиолетовый цвет, в психологии несущий оттенок некоторой мрачности, или другие темные оттенки - это может означать, что у малыша подавленное эмоциональное состояние. Возможно, в его жизни изменились какие-либо обстоятельства (начало посещения детского сада, рождение братика или сестренки, развод родителей, переезд). Беспокоиться не следует, если это единичный случай, а вот если ребенок систематически в своих рисунках использует темные тона, на это следует обратить внимание: для начала просто попытаться поговорить с ребенком, выяснить возможную причину его подавленного состояния или же обратиться за помощью к специалисту. Красный цвет в психологии- это показатель энергичности, дружелюбности, открытости. Если в рисунках ребенка этот цвет, так же, как и желтый, преобладает, можно говорить об устойчивом эмоциональном состоянии, о том, что дошкольнику комфортно находиться в существующих на данный момент условиях (как дома, так и в детском саду).

Несколько слов об арт-терапии

Говоря об арт-терапии, следует отметить, что этот метод с успехом может применяться для снижения негативных эмоциональных переживаний во время прохождения адаптационного периода к дошкольному учреждению, где большое значение уделяется цветовым предпочтениям ребенка. Так, используемый малышом в рисунках фиолетовый цвет в психологии означает, что у него, возможно, подавленное эмоциональное состояние. В адаптационный период в данном выборе нет ничего страшного и необычного, при коррекционной работе в это время возможно применение метода цветотерапии: малышу для рисования постепенно предлагаются карандаши более ярких, теплых оттенков. Как правило, подобные негативные эмоциональные проявления снижаются к середине учебного года.

В каком возрасте ребёнок должен знать цвета?

В полтора-два года ребенок уже хорошо различает цвета визуально. В промежутке от двух до трёх лет, когда ребёнок начинает говорить, имеет смысл начать разучивать названия цветов.

Как научить ребенка различать цвета?

Простой и эффективный способ — делать акцент на цветах в повседневной жизни. Во время прогулки, игры, чтения — обращайте внимание на цвета. Начинайте с самых основных, избегая оттенков. Во время игры с ребёнком отметьте, что машинка синяя, кубик жёлтый, мячик красного цвета. Попросите его подать вам тот или иной предмет, определенного цвета. В игровой форме можно начать искать в комнате все предметы зелёного цвета.

А что поможет выучить цвета?

Разноцветные кубики, воздушные шары, мелки, цветная бумага или картон, карандаши, развивающие книжки. С детьми постарше (около 4-х лет и старше) можно разрисовывать раскраски фломастерами.

Еще что-нибудь?

Занимайтесь с ребёнком регулярно. Ласково поправляйте его ошибки, похвалой отмечайте успехи. Будьте терпеливы и успех не заставит себя долго ждать.

Цвета радуги для детей

Радуга — невероятно красивое природное явление. Она выглядит как разноцветная дуга, составленная из цветов (от внешнего края: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Это те семь цветов, которые принято выделять в радуге в русской культуре. Ниже представлены наглядные картинки для обучения ребенка основным цветам.

Порядок расположения цветов легко запомнить с помощью мнемонической фразы: «К аждый о хотник ж елает з нать, г де с идит ф азан». Есть и другие варианты: «К ак о днажды Ж ак-з вонарь г ородской с ломал ф онарь. (К ак О днажды Ж ан З вонарь Г оловою С нес Ф онарь)» и «К от о слу, ж ирафу, з айке г олубые с шил ф уфайки.» В этих предложениях каждая первая буква в слове обозначает начальную букву цвета.

Карточки цветов радуги

Стишок про цвета

Я у бабушки в саду
Много красного найду:
Это красная малина,
Рядом — красная калина,
И созрели у забора
Два красавца помидора.

Оранжевый абрикос
На дереве рос.
Вырос, созрел,
И я его съел.

Это жёлтые цыплята.
Посмотри, бегут куда-то.
Видно, мама во дворе
Червячка нашла в траве.

Вот зелёные лягушки
И зелёная трава.
На болотце у опушки
Слышно дружное «ква-ква!».

Летом небо над тобою
Голубое-голубое!
Колокольчики под ним
Нарисуем голубым.

Синий шарик над дорожкой
Улетает в облака.
Помаши ему ладошкой:
— До свидания! Пока!

Баклажан лежит на грядке —
Фиолетовый бочок.
А внутри у сливы сладкой
Поселился червячок.

Все мы с детства хорошо помним одну истину - каждый охотник желает знать, где сидит фазан. В свое время она помогала нам рисовать радугу. Позже мы узнали, что красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой и фиолетовый - это не просто цвета радуги, а семь основных цветов спектра солнечного света. Эту великолепную семерку открыл английский ученый Исаак Ньютон.

Физика говорит нам, что цвета - это всего лишь излучения, имеющие волны различной длины. Сами по себе световые волны цвета не имеют, он возникает при восприятии их глазом человека. Однако для человека цвета - это эмоции, это способ общения, это возможность лучше понять друг друга. Недаром ведь есть понятие «цветовая коммуникация».

Существует даже специальная диагностика, позволяющая с помощью цвета измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Ее разработал швейцарский психолог Макс Люшер. В тесте человеку предлагается по очерёдности выстроить цвета в зависимости от его личных пристрастий. На основании этого делается заключение о душевном состоянии человека.

Каждый цвет имеет свою специфику восприятия, эмоциональную характеристику и даже воздействие на организм человека.

Вот, например:

Красный цвет - самый сильный. Как показывают исследования, именно ему отдают предпочтение дети. Это у нас красный цвет может ассоциироваться с вызовом, даже агрессией, а для ребенка это цвет активности, уверенности, праздника.

По Люшеру, красный цвет выбирают сильные, смелые, предприимчивые и энергичные личности. Однако не стоит перебарщивать и окружать ребенка красным цветом со всех сторон. В больших дозах он способен утомить любого.

Другое дело - оранжевый цвет. Он тоже теплый и стимулирующий, но менее напористый.

Оранжевый цвет можно назвать цветом хорошего настроения. Он самый веселый. Помните песенку, в которой оранжевое море, оранжевая мама и вообще все-все вокруг оранжевое? Оранжевый - открытый, дружелюбный, эмоциональный. Пастельные оттенки оранжевого снимают напряжение.

Желтый - цвет солнца, а значит тепла и оптимизма. Желтый цвет предпочитают мечтательные натуры, фантазеры и сказочники, а также люди очень отзывчивые. Он благотворно влияет на концентрацию внимания и память.

Зеленый - цвет юности, роста, новизны. Зеленый успокаивает, расслабляет и благотворно влияет на зрение. Его часто предпочитают уравновешенные, но настойчивые, целеустремленные люди.

Голубой - цвет неба, полета, мечты. Оказывает умиротворяющее воздействие. Среди взрослых пользуется особым уважением. Часто используется в интерьерах и одежде, как свежий, гармоничный и расслабляющий.

Синий цвет - цвет постоянства, доверия, истины и глубины. Успокаивает и умиротворяет. Олицетворяет собой покой, гармонию, новизну.

Фиолетовый - цвет сложный, насыщенный, мистический. По сути, охлажденный красный, от этого в нем присутствует нотка печали.

Взрослый человек воспринимает тот или иной цвет под воздействием различных факторов. На его восприятии сказывается индивидуальная физиология глаз, состояние нервной системы, традиции, привычки, мода, ассоциации и даже настроение. Восприятие цвета ребенком несколько иное.

Ребенок воспринимает цвет буквальнее и чётче. Он формирует отношение к цвету, опираясь на личные ощущения, точнее говоря, физиологические факторы.

Помните, как в детстве трава была зеленее, а небо ярче? Почему так? Этому можно найти разные объяснения.

Однако факт остается фактом: дети очень живо реагируют на цвета. Так живо, как большинству взрослых уже не дано. Детям нравятся яркие игрушки, одежда, еда. Они уделяют цвету большое внимание и все это неспроста. Существует мнение, что дети подпитываются цветами, как настоящими витаминами. Это взрослые, уставшие от суеты рабочих будней и больших скоплений народа, тяготеют к цветам мягким, пастельным, приглушенным. Детям подавай яркость и контраст! И выбирая цветовую гамму детской одежды, игрушек, предметов интерьера для детской комнаты стоит помнить об этом.

Позвольте своему ребенку самому выбрать, те цвета, которые ему по душе.

Одной из важнейших ступеней развития ребенка является сенсорное развитие. Это развитие восприятия, совершенствование деятельности органов чувств, формирование представлений о внешних свойствах предметов (цвете, форме, величине, вкусе и т. п.). Сенсорное развитие особенно значимо для ребенка дошкольного возраста. Оно помогает малышу сформировать представления об окружающем мире, сказывается на его способностях к обучению и творчеству.

Без правильного восприятия цвета, формы, величины, положения предмета в пространстве успешное изучение многих дисциплин просто невозможно.

Уже на первом году жизни врачи рекомендуют окружать ребенка большим количеством ярких цветных предметов. Чтобы развиваться, ребенок должен получать достаточно впечатлений. Исследования показывают, что дети уже в возрасте 4-х месяцев хорошо различают красный, желтый, зеленый и синий цвета. Малышу интересно смотреть, трогать, изучать. Для таких целей отличным решением будут специальные детские пальчиковые краски. Такие краски можно смело предложить ребенку, начиная с полугодовалого возраста. Они не содержат вредных химических компонентов и гипоаллергенны. Даже если ребенок нечаянно проглотит немного краски, он не отравится. К тому же эти краски очень легко отстирываются. Проведите маленький эксперимент - поставьте перед малышом несколько баночек с красками разных цветов и посмотрите, к каким цветам он проявит особенный интерес.

В возрасте двух-трех лет у ребенка начинают складываться представления о свойствах предметов (цвете, форме, величине). Задача родителей сделать так, чтобы эти впечатления были богатыми, разнообразными.

Когда ребенку исполнилось три года, подготовительный этап сенсорного воспитания закончен. Самое время начинать знакомить малыша с цветами поближе. Сначала знакомьте детей с основными цветами. Надо создать для ребенка некую шкалу эталонов, относительно которой ребенок будет воспринимать все дополнительные цвета. Заставлять ребенка выучивать названия цветов в раннем возрасте совершенно необязательно. Самое главное, чтобы ребенок мог дифференцировать и сравнивать цвета, выделять нужный цвет из остальных, а рисуя, подбирать цвета предметов, соответствующие их цветам в реальной действительности. Принуждать юного творца рисовать небо синим, а траву зеленым не стоит. Если сегодня он решил, что весь его мир будет оранжевым, пусть так! Это его право, а реальность он может нарисовать и завтра.

Следует обратить внимание, что знакомство с голубым цветом лучше отложить на некоторый период. Маленькие дети часто путают голубой с синим, он сложноват для их восприятия. Чтобы ребенку было интереснее учиться, во время прогулки по улице, похода в зоопарк или музей обращайте его внимание на цвета предметов, которые вас окружают. Придя домой, попросите его нарисовать тот или иной предмет, который вы сегодня видели или просто сравнить его по цвету с предметами, которые есть у вас дома.

Рисование очень способствует развитию чувства цвета. К тому же это очень приятное занятие. Научите ребенка с помощью красок самостоятельно получать оттенки. Для него это может стать увлекательным, почти волшебным занятием. Отдельным приключением станет рисование красками 3 в 1. Изначально эти краски как восковой мелок, рисуют мягко и ярко. Однако если нарисовать линию и потереть ее пальчиком - получите эффект пастели, а если провести по ней смоченной кисточкой будет настоящая акварель.

Если малышу больше нравится лепить, чем рисовать, то с современными товарами для детского творчества и развития получить цвет путем смешивания двух других можно со специальной массой для лепки или шариковым пластилином. При этом ребенок может одновременно заниматься и с цветом, и с формой.

Значение цвета сложно переоценить. И в вопросе воспитания он может стать вам надежным помощником и другом. Маленькие дети еще не могут выразить словами всю гамму чувств, переживаний, которые они испытывают. А те цвета, которые они выбирают, скажут о малышах гораздо больше.

Цвет - это отличное средство, с помощью которого человек может выразить свои эмоции. Замечали ли вы за своим ребенком то, что он отдает предпочтение какому-то одному цвету при рисовании, лепке, выборе игрушек или одежды (если ребенок уже самостоятелен)? Если нет, то пора обратить на это внимание!

Графологический анализ проводится только после 14 лет. Об этом уже неоднократно сказано на сайте. А анализ определенных черт личности по цветопредпочтению можно делать уже с 5 летнего возраста. Дело в том, что в этом возрасте ребенок уже становится самостоятельным, независимым от взрослого, это время, когда усложняются отношения ребенка с окружающими и когда он учится брать на себя ответственность за различные сферы своей жизни, когда его выбор уже можно считать осознанным, а не только подсознательным. А выбор цвета напрямую отражает тип темперамента человека, влияние его социальной среды, культуры, религии, национальности и других факторов. В корреляции все эти особенности представляют целостную картину личности с ее возможностями и страхами. Уже в этом возрасте по выбору цвета ребенком можно судить о его интересах, талантах в определенных областях, о его способностях.

Чтобы помочь вам понять своего ребенка, сначала объясним психологическое значение самых распространенных цветов из коробки с карандашами.

Итак, те дети, которые выбирают красный цвет, очень активны. Родителям таких малышей не позавидуешь: они постоянно в движении, эдакие непоседы, легко возбудимые, непослушные, ломающие свои и чужие игрушки. От таких сразу подальше нужно убирать все бьющееся и дорогостоящее.)))Они хотят все и немедленно. Таким малышам жизненно необходима похвала. (Если вы хотите немного сбавить их энергии, добавьте синего в их комнату или покупайте игрушки синего цвета).

Оранжевые дети, как и красные очень «заметны»: постоянно кричат, визжат, шалят, и часто без всякой причины. Попробуйте направить их «громкую» энергию в спорт, предложите ребенку спортивные секции, или просто поиграйте с ним в футбол, например.

«Желтый» - это веселый, жизнерадостный ребенок, который много фантазирует, мечтает. С ним легко, потому что даже в простой палочке или платочке он увидит человека, машинку или чудесного зверька и будет играть с ними. Часто таким детям для игр даже компания не нужна. Он найдет себе развлечение везде сам. Радуйтесь такому малышу!

«Зеленому» необходимо чувство защищенности, надежности. Он чувствует себя заброшенным и нуждается в материнской любви, как в основе основ. В таком ребенке необходимо развивать творческие способности, интерес к окружающему миру. В противном случае, он может вырасти в консерватора, боящегося перемен.

Ребенок, который выбирает голубой цвет - самый беззаботный из всех. Ему постоянно необходима смена деятельности. Он может одновременно браться за несколько «дел»: рисовать, играть в машинки, песни петь. Обычно этот цвет предпочитают мальчики.

«Синий» ребенок спокоен, уравновешен, все делает обстоятельно. Хотя такие дети не очень общительны и на детской площадке не побегут сразу, как красные, в толпу ребятишек знакомиться, зато если они находят себе друга, то будут верны ему. Надо сказать, что для ребенка дошкольного возраста выбор синего нетипичен. Поэтому обратите внимание, если раньше ваш малыш отдавал предпочтение другому цвету, а теперь выбирает синий, то это говорит о переутомлении, острой потребности в покое. Постарайтесь не нагружать вашего ребенка массой «кружков», секций и т.п. Дайте ему возможность отдохнуть.

Дети, отдающие предпочтение фиолетовому, чувствительные, артистичные натуры. У них богатый внутренний мир, при этом они очень легко ранимы и более других нуждаются в поддержке и поощрении. Только в этих условиях их талант может развиться. Присмотритесь, возможно, рядом с вами живет маленький Моцарт.

Особое внимание нужно обратить на ребенка, который выбирает коричневый цвет. Это всегда говорит о неблагополучии психического состояния. Таким образом малыш пытается отгородится от внешнего мира, создавая свой собственный, отстраненный. Причины этого могут быть различны: от слабого здоровья, семейных неурядиц, пережитых трагических событий до умственной неполноценности.

Черный цвет критичен. Он абсолютно противопоказан детям. Но предпочтение ребенком черного свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике, о пережитом глубочайшем стрессе. В подростковом же возрасте предпочтение черного - это всего лишь желание отгородится от «страшного взрослого мира». Неспроста многие молодежные неформальные общества облачаются в черные цвета («готы», «панки», «эмо»).

Серые дети встречаются довольно редко. Но в силу обстоятельств «серыми» могут становиться особо тихие, несмелые, замкнутые; при попадании в новую среду (школу), при бойкоте, во время экзаменов.

Теперь - о связи цветовых предпочтений и склонностях Вашего ребенка

Так, если ребенок отдает предпочтение зелёному, салатному, изумрудному и прочим оттенкам зелёного, то можно говорить о его желании и способностях заниматься такими видами деятельности, как рисование, конструирование, моделирование, художественная гимнастика и т.п. Поэтому смело отдавайте ребенка в подобные кружки и секции. Если вовремя дать малышу возможность развить свои способности, то из него может вырасти первоклассный художник, сценарист, режиссер, поэт, дизайнер, модельер, фотограф, скульптор по дереву, конструктор, повар, учитель младших классов, врач, ресторатор, ветеринар.

Выбор красного, бордового, ярко-оранжевого, алого говорит о том, что ребенку необходимо развиваться в области, где всё непосредственно связано с работой мысли, генерацией идей и юмором (радиолюбительство, компьютеры). Ваш ребенок - это будущий программист, инженер, учёный, исследователь, аналитик, лётчик, химик, а так же представитель профессий, непосредственно связанных с огнём.