Сценарии "Масленица. Фольклорный праздник"

Сценарий фольклорного праздника "Широкая Масленица"

Разработка педагога дополнительного образования МБОУ « Гимназия № 83», г. Ижевск,

Шиляевой Ирины Геннадьевны.

Цель: привить интерес к русской культуре; развить выразительную, образную речь и творческие способности детей.

Продолжительность мероприятия : 1 час.

Аудитория : дошкольники, начальная школа

Ведущие : младшая группа ансамбля «Золотые гусельки» (1 год обучения), руководитель ансамбля.

Музыкальный ряд: заклички, масленичные песни, народные игры, веснянки, хороводные песни.

Оборудование и реквизит: аккордеон, блины (картонные), кегли, мячи, корзины, веник

Место проведения: улица

Список литературы:

    Аникина В. Русский фольклор. – М.: Худож. Лит., 1986 .

    Буенок А.Г. «Народные забавы и игры»

    Ермолаев С. Д. «Русская народная песня для детей», С.- П. ,изд-во « Пресс»,1991.

    Загоруля Г. А., Мазурик А. М. “ Путешествие в мир фольклора”. – Ханты-Мансийск: ГУИПП “ Полиграфист

    Круглов Ю. Г. «Русские обрядовые песни» , Москва, «Просвещение», 1989.

6. Сайты по народному творчеству

    Чудакова Н.«Праздники для детей и взрослых», Москва, 2000.

Ход праздника:

Скоморох:

Расходись, честной народ,
Скоморох сюда идёт!
Шире рот открой.
Не зевай,
Ко мне подлетай.

Поиграем, пообщаемся.

Блины покушаем,
Весёлые шутки послушаем!

(Приложение.1.Песня»Перед весной»)

Скоморошина 1:

Слушай сто объявлений:
Предлагаю масленицу встречать.
Петь, плясать, одним словом, не скучать.

Скоморошина 2:

Весну встретим, зиму проводим,
В хороводе с ними походим!

Скоморошина 3:

На Масленицу сегодня,
железный закон, хмурым
и угрюмым вход воспрещен!

Скоморох:

Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, разгульный. Масленицу называли честной, широкой, весёлой.

Скоморошина 1:

В старину, Масленицу
праздновали семь дней,
каждый имел свой обряд.
Первый день – встреча,

Второй- заигрыш,

Третий -лакомка,

Четвёртый- широкий четверг

Пятый- тёщины посиделки,

Шестой- золовкины посиделки
А седьмой – проводы.

Пели, блины ели,
Плясали, друг друга прощали.
Весело зиму провожали.

Скоморошина 2:

Поживей, честной народ,
Становись-ка в хоровод.

Предлагаю всем кричать,
масленицу в гости звать!

(Приложение 1.Песня «Маслена неделька»)

Скоморошина 3:

А давайте все вместе будем Масленницу в гости звать! Повторяйте за мной!

Душа ль ты моя, Масленица,
Приезжай к нам в гости,

На широкий двор,
На горах кататься,
В блинах поваляться!

(Приложение 1.Песня «Едет масленица дорогая»)

Скоморох:

Здравствуй, Масленица, гостья дорогая!

Давно ждем тебя, поджидаем,

без тебя игры не начинаем!

Масленица:

Доброго здоровьица, народ честной!

Давай гулять, Маленицу отмечать!

Подходи ко мне,не зевай,к нам подлетай
Здесь на лево потеха,
На право забава,
А прямо веселье кипит через край!

Скоморошина 1:

Что с ногами не пойму,
В право, в лево носятся,
не стоят они на месте,
так в игру и просятся.

(приложение 1.,игра «К нам коза пришла»)

Ну-ка, детки ребятня,
здесь у нас пройдёт игра,
засиделись, что-то с лишком,
поиграем-ка в ловушки.

(приложение 2.,игра «Вороны и воробьи»)

(приложение 2., игра «Зима и весна»)

(приложение 2.,игра «Всадники»)

Скоморошина 2:

Раным-рано куры у нас запели,
Про весну красную возвестили!

Пора заклички запевать,

Чтобы весну встречать!

Скоморошина 3:

Принято было на Масленицу из теста жаворонков печь, класть их на ладони. Ребятня, с самой высокой горы, кликала с жаворонками весну.

Давайте и мы позовем весну.

(приложение 1. Закличка «Ой, жаворонки», «»Жавоонки»)

Скоморошина 1:

Ох на славу веселились,

Пора и честь знать!

Масленицу провожать!

Скоморох:
Прощай, прощай Масленица!
Наступает весенний пост.
Дадут нам редьки хвост.
А мы редьку не берём,
Кота за уши дерём.

Скоморошина 1:

Веселились мы и шутили,
Вместе зиму проводили
Маслена неделя,
быстро пролетела.

(приложение 1, песня «Мы Масленую дожидали»)

(Сжигаем чучело)

Приложение 1. Песни.

Текст песни «Маслена неделька»

1.Как на Масленой неделе санки с горочки летели

Дуня с горки катится, на ней бардово платьице.

Припев,2 раза: Маслена, маслена неделька

Не допрядена осталась, а у нас куделька

2.Шарик Жучку взял под ручку, стали польку танцевать.

Обормотик –черный носик, стал на дудочке играть.

Припев, 2 раза

3. Всю неделю хороводы, бубенцы звенели!

Поздравляем от души с Масленой неделей!

Припев, 2 раза

Приложение 2. Народные игры.

« Вороны и воробьи»
Играющие делятся на 2 команды. Одни - "вороны", другие - "воробьи". Ведущий говорит: "Вороны!", и "вороны" ловят "воробьев". По команде: "Воробьи!", "воробьи" ловят "ворон".

«Зима и весна»

Перетягвание каната. С одной стороны «Зима», с другой «Весна».
Дети делятся на команды и перетягивают канат. Можно предложить ребятам взяться за канат, стоя к противнику спинами.

«Всадники»
На площадке выставляются кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто уронит меньше кеглей.

«К нам коза пришла»

Выбираются 2 человека для «ворот». Остальные участники становятся «паровозиком».» Паровозик пробегает под воротами. На слова «а самого маленького оставила» ловят того кто,оказался в воротцах.

Игра до тех пор, пока не останется 2 участника паровозика.

Слова, под которые двигается паровозик:

К нам коза пришла, Масленицу привела

По закаменью, по зараменью.

Сама прошла, всех детей провела,

А самого маленького оставила.

Разработка сценария воспитательного мероприятия

«Русский народный праздник – Масленица»

Толстикова Светлана Борисовна,

учитель начальных классов

МКОУ СОШ с. Бельск.

Аннотация

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится в форме праздника для учащихся начальных классов.

Сценарий насыщен произведениями фольклора (песни, частушки, игры), знакомит с традицией празднования Масленицы, способствует расширению кругозора младших школьников. Дети являются не только слушателями, но и активными участниками праздника.

Мероприятие направлено на формирование личностных результатов, соответствует требованиям ФГОС.

Тема: Русский народный праздник – Масленица. (Внеклассное мероприятие для начального звена).

Цель: познакомить с традициями празднования Масленицы.

Планируемые результаты: Личностные – уважительное отношение к истории и культуре русского народа через представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества; бережное отношение к духовным ценностям России, родного края; относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его обычаям и традициям; развитие чувства любви к своей Родине; представление и осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование мотивации к творческому труду; способность и навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов в разных видах деятельности; давать оценку своего эмоционального состояния и аргументировать свою позицию.

Форма проведения: праздник.

Сценарий мероприятия

    Организационный момент

Ведущая 1 . Здравствуйте, люди добрые!

Почтенные и молодые,

Женатые и холостые,

Бойкие мальчишки,

Весёлые девчушки,

Моложавые старички,

И нарумяненные старушки!

Ведущая 2 . К нам сюда скорее просим!

Подходи честной народ!

Шевелитесь, торопитесь-

Праздник всех сюда зовет!

    Целеполагание.

Ведущая 1 . А собрались мы сегодня сюда, чтобы отметить старинный русский народный праздник. А какой вы должны догадаться сами. Посмотрите, пожалуйста, на слайды презентации (просмотр презентации ). Этот праздник называется - Масленица. С незапамятных времен он слыл самым весёлым и разгульным, потому что продолжался целую неделю.

    Обобщение и систематизация.

Ведущий 2 . Как только народ не называл Масленицу. И честная, и широкая, и веселая, и объедуха, и полизуха, и сырная. Да ещё каждый день этой весёлой недели имел своё название.

Ведущий 1 . Например, понедельник назывался «встреча», потому что стар и млад, выходили в этот день на улицу встретить Масленицу.

Ведущий 2 . А Масленица в виде соломенной куклы сидела на санях, и ребятишки катали её по всей деревне.

Частушки (исполняет группа детей) (приложение 1)

Ведущая 1. Вторник Масленой недели называли «заигрыш». В этот день добры молодцы приглашали красных девиц на снежных горках покататься, блинов поесть, в игры поиграть, да под гармошку поплясать.

Ведущий 2 . Мы по улице гуляем, песни, игры выбираем.

Где весёлый народ, там наш будет хоровод.

Все участники водят хоровод «Ах, вы сени» (Приложение 2).

Ведущий 1. А среду весёлой, разгульной недели называли «лакомкой». Чего только не было на столах в этот день! И блины, и пироги, и каравайцы, и вареники, и шанежки, и крендели. Уж лакомились вволю! А вот и наша хозяюшка ждёт гостей.

Сценка «В гостях у Машеньки» (Приложение 3).

Исполняется песня «Блины» (Приложение 4).

Ведущий 2. А четверг Масленой недели называли «широким», «разгуляем», «переломом». В этот день шумела весёлая ярмарка. С бубнами, погремушками, балалайками и гармошками разгуливали по ярмарке весёлые скоморохи, потешали людей. А вот и к нам скоморохи пожаловали.

Выходят скоморохи Фома и Ерема.

Фома. Пришли мы к вам оба: Фома да…

Ерема. Ерема.

Фома. Низко поклонились: колпаки свалились.

Ерема. В барабан ударили, с праздником поздравили.

Вместе. Разговор кончаем, песню начинаем.

А Ерема жил на горке, а Фома-то под горой.

Припев: Эх, лапти мои, лапти лаковые,

У Ерёмы и Фомы одинаковые.

А Ерёма носит лапти: А Фома – то сапоги.

Припев.

А Ерёма сел на лошадь. А Фома на жеребца

Припев.

А Ерёма ездил в город. А Фома – то на базар.

Припев.

А Ерёма и Фома сели в лодку безо дна.

Припев.

А Ерёма стал тонуть, а Фома его тянуть.

Припев.

А Ерёма сел на дно, а Фома с ним за одно.

Припев.

Ведущий 1. Пятница Масленой недели называется «тёщины вечёрки». Зятья приглашают своих тёщ в гости на блины да пироги и угощают их на славу.

Появляется теща, поет.

Теща. У меня, у тёщи, семеро зятьёв.

Так к какому зятю в гости я пойду?

Старший, Андрюша, до чего сердит.

А второй, Петруша, целый день ворчит.

Третий, Степаша, до обеда спит.

А четвёртый, Саша, всё жену бронит.

Пятый, Алёша, калачи жуёт.

А шестой, Серёжа, в гости не зовёт.

А седьмой, Ванюша, дудочку берёт,

Песенки весёлые на дуде ведёт.

Дудочку послушать, пироги покушать,

Сяду-ка я в сани, да поеду к Ване.

Ведущий 2. Суббота на весёлой Масленой недели называлась «золовкины посиделки». Собирались в этот день молодые невестки с заловками: угощались, играли в игры, дарили друг другу подарки. Вот и наша красна девица, свет-Маромушка в гости к нам пришла.

Проводится песня-игра «Марома моя, Маромушка» (Приложение 5).

Ведущий 1 . И последний день Масленой недели назывался «Прощёное воскресенье». В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесённые обиды и старались не держать в своём сердце никакого зла. А к вечеру всем миром шли на пригорок за селом, где сжигали чучело Масленицы – символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, с надеждой ожидая хорошей весны и добрых всходов.

Дети:

1-й. Приходи, весна, приходи, красна!

2-й. Пусть солнца улыбка будет ясна!

3-й. Пусть цветы пестреют всюду!

4-й. Подари, весна, тепло честному люду!

Ведущий 1 . С Масленкой Вас поздравляем!

Ведущий 2 . Праздник наш завершаем!

Проводится игра «Бояре, а мы к вам пришли» (Приложение 6).

Всех угощают блинами, горячим чаем. Сжигают чучело Масленицы.

    Рефлексия.

Мне понравилось… .

Я хотел бы ещё … .

Мне было интересно … .

Я огорчился из-за… .

Мне не понравилось…

Литература:

    Давыдова М.А., Агапова И.А. Праздник в школе: Сценарии, конкурсы, викторины: для учащихся 1-5 классов.- 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 2000.

    Праздники в начальной школе – 2/Составитель Н.Г. Кувашова.- Волгоград, Издательство «Учитель», 2000.

    Праздничная карусель. – Кострома: МЦ «Вариант», 2003.

Приложение 1. Частушки

    Вот и Масленка идёт, весёлая гуляночка.

Скоро, скоро заиграет звонкая тальяночка.

    Как на Масленой недели из трубы блины летели.

Ой, блиночки мои, подрумяненные!

    Девки, Масленка идёт. Кто нас покатает?

У Алёшки за двором Сивка пропадает.

    Я на Масленку катался, трое санок изломал,

Ворона коня измучил, но девчонок покатал.

    Шила платье из капусты, огурцом отделала.

Рассердилась – платье съела! Что же я наделала?!

    Купи, тятя, мне коня-вороные ножки,

Буду девочек катать по большой дорожке.

    Ты, Алёша, ты Алёша, у тебя гормонь хороша!

Надевай-ка сапоги, приходи на пироги.

    Запрягу я вороного в расписные сани,

Кому хочется плясать, выходите сами.

Приложение 2. Хороводная песня «Ах вы, сени»

    Ах вы, сени мои,

    сени новые мои

    Сени новые, кленовые,

    Решётчатые.

    Выходила молода

    За новые ворота

    За новые, кленовые.

    Решётчатые.

    Выпускала сокола

    Со правого рукава,

    На полёте-то соколику

    Наказывала.

    Ты лети, лети, соколик

    Высоко и далеко.

    И высоко и далеко

    На родиму сторону.

    И высоко и далёко

    На родиму сторону

    На родимой на сторонке

    Родный батюшка живёт.

  1. Приложение 3. Сценка «В гостях у Машеньки»

    Ведущий . Вот красивый дом резной,

    А карниз-то расписной,

    Ворота тесовые,

    А столбы дубовые.

    В доме Машенька живёт,

    И гостей сегодня ждёт.

    Так и пышет самовар,

    Над столом клубится пар.

    Маша блинчики печёт,

    Маша песенки поёт.

    Вот и Мишенька идёт,

    Балалаечку несёт,

    Вдоль по улице пошагивает,

    Балалаечкой побрякивает.

    Миша. Я на ярмарку ходил

    Балалаечку купил

    К Маше в гости поспешу,

    Балалайку покажу.

    Дома ли Машенька?

    Дома ли хозяюшка?

    Напои чайком,

    Угости медком!

    Маша.

    К самовару подходи.

    Напою тебя чайком,

    Угощу тебя медком.

    Ведущий. Вот Алёшенька идёт

    Да трещоточку несёт.

    Вдоль по улице пошагивает,

    Да трещоточкой побрякивает.

    Алёша. Я на ярмарку ходил,

    Да трещоточку купил.

    К Маше в гости поспешу

    Да трещотку покажу.

    Дома ли Машенька?

    Дома ли хозяюшка?

    Напои чайком,

    Угости медком!

    Маша. Здравствуй, здравствуй, проходи,

    К самовару подходи.

    Напою тебя чайком,

    Угощу тебя медком.

    Ведущий. Вот и Сашенька идёт,

    Погремушечку несёт,

    Вдоль по улице пошагивает,

    Погремушечкой побрякивает.

    Саша. Я на ярмарку ходил,

    Погремушечку купил.

    К Маше в гости поспешу

    Погремушку покажу.

    Дома ли Машенька?

    Дома ли хозяюшка?

    Напои чайком,

    Угости медком!

    Маша. Здравствуй, здравствуй, проходи,

    К самовару подходи.

    Напою тебя чайком,

    Угощу тебя медком.

    Маша. Вам понравился чаёк?

    Мальчики. Очень вкусный был медок.

    Маша. А теперь прошу народ в развесёлый хоровод.

  2. Приложение 4. Песня «Блины»

    Мы давно блины не ели,

    Мы блиночков захотели.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    Кадки новы растворили.

    Два часа блины ходили.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    Растворили на дрожжах,

    Не удержишь на вожжах.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    Моя родная сестрица-

    Печь блины – то мастерица

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    Напекла она поесть-

    Сотен пять, наверно, есть.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    На поднос блины кладёт.

    И сама на стол несёт.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    Гости, будьте же здоровы,

    Вот блины уже готовы.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

  1. Приложение 5. Песня-игра «Марома моя, Маромушка»

    Дети. Марома моя, Маромушка,

    Раскудрявая головушка.

    У Маромушки кисель, да блины,

    У хозяюшки горячи пироги.

    Здорова ли, Марома?

    Марома. Здоровенька!

    Дети. А что ты делаешь?

    Марома. Куделечку пряду!

    Дети: Здорова ли, Марома?

    Марома. Здоровенька!

    Дети. А что ты делаешь?

    Марома . Клубочки мотаю.

    Дети: Здорова ли, Марома?

    Марома. Здоровенька!

    Дети. А что ты делаешь?

    Марома. Вязаньеце вяжу!

    Дети: Здорова ли, Марома?

    Марома. Здоровенька!

    Дети. А что ты делаешь?

    Марома. Плачу! Пальчик наколола!

    Дети: Здорова ли, Марома?

    Марома. Здоровенька!

    Дети. А что ты делаешь?

    Марома. Вас ловлю.

  2. Приложение 6. Игра «Бояре, а мы к вам пришли»

    Мальчики. Бояре, а мы к вам пришли. Молодые, а мы к вам пришли.

    Девочки . Бояре, а зачем пришли? Молодые, а зачем пришли?

    Мальчики. Бояре, мы невест смотреть, Молодые, мы невест смотреть.

    Девочки. Бояре, покажите женихов! Молодые, покажите женихов!

    Мальчики . Бояре, а вот мы женики. Молодые, а вот мы женихи.

    Девочки . Бояре, покажите кушаки, Молодые, покажите кушаки.

    Мальчики . Бояре, да вот наши кушаки, молодые, да вот наши кушаки.

    Девочки. Бояре, покажите сапоги, молодые, покажите сапоги.

    Мальчики. Бояре, да вот наши сапоги, молодые, да вот наши сапоги.

    Девочки. Бояре, покажите колпаки, молодые, покажите колпаки.

    Мальчики. Бояре, мы забыли колпаки, молодые, мы забыли колпаки.

    Девочки. Бояре, выбирайте невест, молодые, выбирайте невест.

    Мальчики . Бояре, у вас все хороши, молодые, у вас все хороши.

    Девочки . А мы сами себе кавалеров выберем.

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Сценарий фольклорного праздника "Масленица" для детей подготовительной группы.

Пояснительная записка

Сценарий фольклорного праздника «Масленица» предназначен для проведения фольклорного мероприятия в детском саду. Участниками являются дети 6-7 лет и воспитатели. Мероприятие проходит в обстановке русской избы, в народных костюмах.

Данный фольклорный праздник является одним из цикла мероприятий по фольклору, реализуемых в детском саду по парциальной программе О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры». Традиционный ежегодный календарь народных праздников включает Осенины, Покров, Кузьминки, Святки, Масленицу, посиделки, праздник русской березки.

Целью мероприятия является знакомство с праздником Масленица, изучение фольклора Вологодчины.

  • Приобщать к традиционной культуре на основе активного использования фольклора.
  • Знакомить с разнообразными народными играми, в том числе и играми Вологодчины.
  • Развивать творческие способности в разных видах деятельности.
  • Формировать представление о празднике как о возможности самостоятельно, весело и интересно провести с друзьями свободное время.

В ходе мероприятия дети включаются в разные виды деятельности: игровую, музыкальную – поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, познавательную – знакомятся с предметами народного быта. Веселый народный колорит создает сказочный персонаж – Баба Яга. В заключении устраивается чаепитие с блинами.

Фольклорный праздник «Масленица»

Подготовительная группа.

Цель: приобщение к традиционной народной культуре на основе активного использования фольклора.

Задачи :

  • знакомить детей с праздником Масленица, обрядами масленичной недели и праздничной кухней;
  • развивать творческие способности в разных видах деятельности (танцевальной, игровой, песенной);
  • воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа;
  • формировать представление о празднике как о возможности самостоятельно, весело и интересно провести свободное время.

Ход праздника

Дети в народных костюмах входят в украшенный в русском стиле зал. Звучит в записи мелодия русского хоровода «Веночек».

Хозяюшка.

Милости просим, гости званые и желанные!
Дети. Доброго здоровья вам, на долгие лета.

Хозяйка . А вам тепла, хлеба и света! Собрались мы позабавиться да потешиться, порадоваться масленой неделе. Слышите? Балалаечка звенит, никак еще гости идут.

Танец «Байновская кадриль».

Хозяюшка. Проходите, проходите. Рады гостям, как добрым вестям. Будем Масленицу встречать, зиму провожать.

Это самый весёлый праздник. Так его и называют – «Масленица широкая», «весёлая, объедуха». Всю неделю хозяйки пекут блины.

«Ой, вставала я ранешенько» (р.н.песня)
(исполняют девочки)

Ой, вставала я ранешенько
Убиралась я быстрешенько

Припев: Пришла к нам масленица
Принесла блины и маслице.

Как стояла я у жаркой печи
Выпекала кренделя и калачи
Припев.
Калачами блины шанежки
Для милого друга Ванечки.

Припев.

Ой, подружки, собирайтеся,
В сарафаны наряжайтеся.

Припев.

Будем вместе хороводы водить
Надо нам еще и зиму проводить.

Припев.

Хозяйка. Вся масленичная неделя полна играми, каждый день имеет своё название. Понедельник – «Встреча».

Хозяйка . В этот день дети обходили избы, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блины.

Дети бегут по залу к ведущей.

1-й ребёнок .

Тин-тинка, подай блинка, (поют)
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок.

2-й ребёнок .

Тётушка, не скупися -
Масляным кусочком поделися! (Кланяются. )

3-й ребёнок .

Ах ты, Домнушка,
Красно солнышко,
Вставай с печи,
Гляди в печь -
Не пора ли блины печь? (Кланяются. )

Все дети . Подайте широкой Масленице!

Хозяйка. Припасла я для гостей целый мешок с угощением.

Прянички, конфеты, бублики,
Лучше нету радости, чем отведать сладости.

(Хозяйка подходит к мешку, тот шевелится, движется вперевалку.)

Хозяйка . Что за чудо? Скок да скок!
Убежать решил мешок!

(Хозяйка ловит мешок, развязывает, а там переодетая в масленицу баба Яга ест пряник.)

Баба-Яга . Здорово, люди добрые! Привет вам от лешего! Тьфу ты, от лета! Встречалась с ним на болоте! Тьфу ты! В полете! Когда к вам спешила! Пора мне обязанности свои справлять! Я ведь Масленичка.

Хозяйка. Постой-ка, тут что-то не так. Эй, Масленица, а есть ли у тебя паспорт?

Баба-Яга . Это у меня-то? Да! Во, глядите!

Показывает и читает.

Назначается долгожданной Масленицей на 2017 год. И печать есть, и подпись заковыристая внизу.

Хозяйка . А что за подпись?

Баба-Яга . Кощей Бессмертный.

Хозяйка. Уходите, мы вас Масленицей принять не можем!

Баба-Яга . Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, недосыпала. Такое меню вам приготовила, пальчики оближешь.

Читает.

На первое суп-санте
На холодной воде.
Крупинка за крупинкой
Гоняются с дубинкой.
На второе пирог -
Начинка из лягушачьих ног.
С луком, с перцем,
С собачьим сердцем.
На третье, значит, сладкое,
Д а сказать по правде, такое гадкое:
Не то желе, не то вроде торту,
Только меня за него послали к черту.
Вот как! А еще у меня дудки,
Гусли, песни, прибаутки.
Сказки про Бабу-Ягу,
Про Кикимору болотную
Да Шишигу перелетную.

Хозяйка. А мы тоже тебе сыграем, да посмотрим, годишься ли в Масленицы.

Шумовой оркестр .

Баба-Яга . Я тоже так могу!

(Играет на ложках, приплясывает, спотыкается, падает.)

Хозяйка . Ну уж и разошлась, разухарилась, на печи в избушке тебе место.

Баба-Яга. Да, да! Я красивая невеста!

Хозяйка. Может, загадки отгадаешь?

Баба-Яга. Это я враз!

Хозяйка .

Тетушка крутая,
Белая да седая,
В мешке стужу трясет:
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает. (Зима)

Баба-Яга (подбоченившись ). Бабушка Яга!

Хозяйка. Нет, неправильный ответ!

Дети отвечают : зима.

Хозяйка . У нашей русской зимушки есть подружки: кружевницы-мастерицы.

Звучат хлопотуньи-коклюшки
Веселый ведут разговор
Плетут кружевницы-подружки
Невиданный в мире узор.
Неспроста у северянки
Вплетена в узор зима.
Кружевница-вологжанка,
Как Снегурочка сама.

Танец кружевниц

(«Кружево зимы» В.Андреевой)

Баба-Яга.

Хороши вы, северянки,
Кружевницы-вологжанки,
Ну и я не так проста,
Я девица хоть куда!

Задавай вторую загадку.
На нее уж я точно отвечу!

Хозяйка.

Заря-заряница
Красная девица,
Травку выпускает,
Росу расстилает.
Едет стороной -
С сохой, бороной,
С ключевой водой. (Весна)

Баба-Яга (опустив глаза, кокетничая ). Бабушка Яга.

Хозяйка . И опять ответ не тот!

Баба Яга . Задавай последний, вот!

Хозяйка . Что на свете всех слаще? (Сон)

Баба Яга . Блин!

(Дети отвечают правильно).

Хозяйка . Прочь ступай, Лжемасленица завалящая.

Баба-Яга . А какая вам нужна?

Все. Настоящая!

Баба-Яга .

Все, вопросов больше нету,
Уезжаю. Эй, карету!

(Ей подают метлу.)

Баба Яга.

Кричу, бурчу, хочу, не хочу!
Метла, ступай, в избушку шагай!

(«Улетает на метле».)

Хозяйка.

Спеши к нам, Масленица, скорей,
Нет праздника нашего веселей!

Заносят масленицу.

Исполняется хоровод «Широкая Масленица!»

Дети:

Будем Масленицу величать
Да блинами угощать
Будем Масленицу хвалить
Да на саночках возить.

Дорогая наша гостья Масленица
Авдотьюшка Изотьевна
Дуня белая, Дуня румяная!
Коса длинная, трехаршинная,
Лента алая, двухполтинная,
Платок беленький, новомодненький.

Песня «Широкая Масленица»

Широкая масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!

Масленица-блиноедка!
Накормила всех людей.
Заиграла, заплясала,
Сразу стало веселей.

Хозяйка. Вторник на Масленице называли «Заигрыш». В этот день играли в игры, а дети катались с горок.

Проводятся игры «Пирог» (русская народная мелодия).

«Тетера» (р.н.мелодия)

Хозяйка. Среда звалась «Лакомкой». Сколько съедалось блинов! Многие потом даже неважно себя чувствовали, но приговаривали: «Блин не клин, брюха не расколет».

Песня «Блины»

Хозяйка. Четверг – «Разгуляй четверок». В этот день катались с гор и взрослые, а парни искали девушек – суженых своих.

Исполняется танец «Валенки » (русская народная песня).

Хозяйка . Пятница называлась «тещины вечорки».
Теща приглашала зятя на блины

Хозяйка . Суббота – «Золовкины посиделки». В эти дни молодожены ходили в гости к родственникам на блины.

Вся родня встречается, пляшет и поет,
Славно провожает зимушку народ.

Частушки.

Из Семенкова ребята
Мы нигде не пропадем,
Если надо, мы станцуем,
Если надо, мы споем.

Как на масленой неделе
Со стола блины летели
И сметана, и творог
Все летело на порог.

Эй, товарищ дорогой,
Полезем в печку с головой.
Там и пышки, и ватрушки
Мы покушаем с тобой.

А меня-то берегут
Блины белые пекут
Жарят рыбки, окуньки,
Чтоб любили пареньки.

Оха-ха да хахоньки
Наши парни махоньки
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней.

Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад,
Сапоги мои лежат.

Мы на масленой неделе
Будем петь и танцевать.
Мы блиночки все поели,
Можем вам один лишь дать.

Общий перепляс .

Хозяйка . Воскресенье – «Прощеный день». Люди просили друг у друга прощения за нанесенные за год обиды. Вспомните, ребята, не обидели ли вы кого-нибудь, помиритесь да обнимитесь.

Дети встают, обнимаются, просят друг у друга прощения.

Хозяйка. В воскресенье с Масленицей прощаются! Целый день гуляют, песни поют, блины едят, а вечером костер разводят, и чучело масленицы сжигают. Давайте и мы попрощаемся с Масленицей.

Дети становятся в круг.

Ребёнок.

Масленица!
Обманула нас, плутовка.
Оставила нас на кислый квас,
На постные щи,
На голодные харчи.

Ребёнок.

Масленица, Масленица,
Широкая Масленица.
Гостя, нагостилась,
С зимушкой простилась.
С крыш – капели,
Грачи прилетели!
Воробьи чирикают,
Нам весну кликают.

Исполняется хоровод «Вот уж зимушка проходит» (русская народная песня).

Хозяйка . Вечером около Масленицы собиралось много народу, люди просили друг у друга прощения, а потом Масленицу сжигали.

А нам пора проститься с Масленицей.
Масленица, масленица,
Блинами попеканщица!
Пришла раненько,
Встретили тебя хорошенько:
Сыром, румяным пирогом,
Жирным маслицем, блином!
Масленица, прощай,
На тот год приезжай!
Чучело Масленицы уносят.

Общий хоровод «А мы масленицу провожаем».

Хозяйка. Масленицу проводили, а теперь пора за стол блинами угощаться.

Программу подготовила

Яковенко Ольга Борисовна

учитель начальных классов

п. Мирный 2014

Сценарий праздника «Весёлая Масленица».

Цели: создание благоприятной атмосферы для взаимодействия школы и семьи;

знакомство с народными обрядовыми праздниками.

Оборудование: чучело масленицы, стол с самоваром и сладким угощением, 3 санок, 2 мешка с сеном, канат, пара валенок; музыкальное оборудование.

Действующие лица: ведущая, 2 скомороха, тёща, зять, Масленица.

Место проведения: школьный двор.

Подготовительная работа: определение цели мероприятия, подбор материала, написание сценария; сбор инициативной группы, подготовка приглашений гостям; разучивание песен, частушек, игр, хороводов, плясок; изготовление чучела масленицы, костюмов, подготовка реквизита, подбор музыкальных заставок, приготовление сладких призов и угощений.

Программу подготовила : Яковенко Ольга Борисовна, учитель начальных классов.

К зрителям выходят скоморохи.

1 ск: Здравствуйте, люди добрые!

Почтенные и молодые!

Женатые и холостые,

Бойкие мальчишки,

Весёлые девчушки,

Моложавые старички

И румяные старушки!

2 ск: К нам сюда скорей спешите!

Подходи, честной народ!

Шевелитесь, торопитесь,

Праздник всех сюда зовёт!

Вед: Дорогие гости, здравствуйте! (все кланяются) а собрались мы сегодня, чтобы отметить старинный русский народный праздник- Масленицу. С незапамятных времён он слыл самым весёлым и разгульным., потому что продолжался целую неделю.

Как только народ не называл Масленицу. И честная, и весёлая, и широкая, и объедуха, и сырная. .. Да ещё каждый день масленой недели имел своё название.

1 ск: первый день, понедельник, назывался «встреча», потому что и стар и млад выходили в этот день на улицу встречать Масленицу.

1 ученик: Нам зима-то надоела!

Весь наш хлеб-то переела,

Всю кудельку перепряла,

Веретёна поломала.

2 ученик: Душа ль ты моя, Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь.

Приезжай к нам в гости

На широкий двор

На горах покататься,

В блинах поваляться.

Вед: Масленица в виде соломенной куклы сидела в санях, и ребятишки катали её по всей деревне.

Выезжает «тройка», на санках сидит соломенная кукла.

Дети по очереди:

    Едет Масленица, едет сырная, а не смирная.

    Общий праздник, мирской, прощай, народ,с тобой!

    Праздник семейный, праздник домашний, самый весёлый и очень важный!

    Ждет весёлый хоровод, не робей, честной народ!

    Эй, народ честной, шире рот открой!

    Два раза не повторяем, поэтому один раз объявляем!

    Дорогие односельчане, все, кто любит блины в сметане, проходите без промедленья встречать масленицу, старинный праздник весенний!

    Весну встретим, зиму проводим, в хороводе поиграем, покушаем, весёлые песни послушаем!

    Приходите, не пожалеете!

    На десять лет помолодеете! (хором)

К чучелу подходит девочка: Дорогая наша Масленица,

Авдотья Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная!

Ой ты, Масленица- кривошейка,

Мы встречаем тебя хорошенько:

Сыром, маслом, калачом и печёным яйцом,

Пирогом, ватрушками, весёлыми частушками!

Дети исполняют частушки:

1.Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

2.Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя - Будьте счастливы, как мы!

3.Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.

4. Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.

5. Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони

6. Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя –
Можно съесть и лишнего.

7. Я масленицу ела
Всё блины, блины, блины. До того я растолстела, что не сходятся штаны.

8.Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.

9. Если трубочкой сложить Этот блинчик маленький, Съесть его, то молодым Станет даже старенький.

10. На санях с высоких гор
Девочки катаются,
Ну а мальчики обжоры Животами маются.

11. Девки, масленка идет!
Кто нас покатает?
У Максимки на дворе
Сивка пропадает.

12. Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.

Вед: Вторник Масленой недели назывался «заигрыш». В этот день добры молодцы приглашали красных девиц на снежных горках покататься, блинов поесть, в игры поиграть да под гармошечку поплясать.

1 ск: Мы по улице гуляем, песни, игры выбираем,

Где весёлый народ, там и будет хоровод.

Игра «Бояре, а мы к вам пришли»

Мальчики: Бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли.

Девочки: Бояре, а зачем пришли,

Молодые, а зачем пришли.

Мальчики: Бояре, мы невест смотреть,

Молодые, мы невест смотреть.

Девочки: Бояре, покажите женихов,

Молодые покажите женихов.

Мальчики: Бояре, а вот мы женихи,

Молодые, а вот мы женихи.

Девочки: Бояре, покажите кушаки,

Молодые покажите кушаки.

Мальчики: Бояре, да вот наши кушаки,

Молодые, да вот наши кушаки.

Девочки: Бояре, покажите сапоги,

Молодые, покажите сапоги.

Мальчики: Бояре, да вот наши сапоги,

Молодые, да вот наши сапоги.

Девочки: Бояре, покажите колпаки,

Молодые, покажите колпаки.

Мальчики: Бояре, да вот наши колпаки,

Молодые, да вот наши колпаки.

Девочки: Бояре, выбирайте невест,

Молодые выбирайте невест.

Мальчики: Бояре, у вас все хороши,

Молодые, у вас все хороши.

Девочки: А мы женихов себе сами выберем.

Девочки выбирают пару, проводится игра «Ручеёк».

Девочка: Вдоль улицы во конец

Шёл удалый молодец.

Мальчик: То был Ваня- удалец,

Удалей- молодец!

Девочка: Шла собака через мост,

Четыре лапы, пятый - хвост,

А шестое – брюхо

Выходи, Ванюха!

Дети водят хоровод «В хороводе были мы»

1. В хороводе были мы, в хороводе были мы,

2. Кого надо видели, кого надо видели,

Видели, видели, видели, видели.

3. Сокола- молодчика, сокола- молодчика,

Молодца- молодчика, молодца- молодчика.

4. Встань молодчик подбодрись, встань молодчик подбодрись,

Подбодрися, подбодрись, подбодрися, подбодрись.

5. Вправо, влево развернись, вправо, влево развернись,

Развернися, развернись, развернися, развернись.

6. Кому хочешь поклонись, кому хочешь поклонись,

Поклонися, поклонись, поклонися, поклонись.

7. В хороводе были мы, в хороводе были мы,

Были мы, были мы, были мы, были мы.

Вед: А среду весёлой разгульной недели называли «лакомкой». Чего только не было на столах в этот день! И блины, и пироги, и каравайцы, и вареники. Уж лакомились вволю!

2 ск: Вот красивый дом резной,

А карниз- то расписной,

Ворота тесовые,

А столбы дубовые.

В доме Машенька живёт

И гостей сегодня ждёт.

Так и пышет самовар,

Над столом клубиться пар,

Маша блинчики печёт,

Маша песенки поёт.

Дети исполняют песню «Блины».

    Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночики мои.

    Кадки новы растворили, Два часа блины ходили,

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночики мои.

    Моя родная сестрица

Печь блины- то мастерица.

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночики мои.

    Напекла она поесть

Сотен пять, наверно, есть.

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночики мои.

    На поднос блины кладет,

И сама к столу несёт.

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночики мои.

    Гости будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночики мои.

    Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночики мои.

Вед: В среду тёщи угощали своих зятьёв блинами, отсюда и пошла поговорка «Ходить к тёще на блины». А для веселья звали и всех родственников.

Тёща: Зятёк, зятёк, ты где живёшь?

Что, зятёк, ко мне в гости не идёшь?

Зять: Я иду, иду, иду,

Самовар в руках несу.

Эх, чай, чай, чай,

Уж ты, тёщенька, встречай!

Тёща: Напекла я для гостей

Много разных сластей:

Тары- бары- растабары,

Выпьем чай из самовара.

С сухарями, с кренделями!

С бубликами вкусными!

С сушками, ватрушками!

Зять: Тары- бары- растабары,

Посидим у самовара.

Чаю сладкого попьём,

Нашу песенку споём.

Мальчики поют песню «Во кузнице»

Проводим игру «Кто больше невест в свою деревню увезёт».

Условия игры : определяем место «деревень Свистуны, Говоруны, Плясуны». По 1 мальчику из каждой деревни- это водящие. За время звучания весёлой песни они должны перевезти на санках в свою деревню как можно больше невест.

Вед: А четверг Масленой недели назывался «широким», «разгуляем», «переломом».

В этот день шумела весёлая ярмарка. С бубнами, погремушками, балалайками и гармошками разгуливали по ярмарке скоморохи, потешали людей.

1 ск: В понедельник Маслену встречали,

Мы встречали её, привечали.

2 ск: А во вторник парней завлекали,

С косогора на санках катались.

1 ск: Во середу у тёщи гостили,

И поели у неё , и попили.

2 ск: А в четверг началось такое!

Проводим игры «Стенка на стенку», «Бои подушками», «Перетягивание каната», «Метание валенка».

Вед: Пятый день уже поспел,

Оглянуться не успел.

Тёщу зять позвал вчера

На блины и кренделя,

Потому как наступили

Тёщи нашей вечера.

Теперь зятья звали в гости своих тёщ на блины да пироги и угощали их на славу, а молодожёны- своих родственников.

Выходит девочка, исполняющая роль тёщи.

Девочка: У меня, у тёщи, семеро зятьёв.

Так к какому зятю в гости я пойду?

Старший, Андрюша, до чего сердит,

А второй, Петруша, целый день ворчит.

Третий, Степаша, до обеда спит.

А четвёртый, Саша, жену бранит.

Пятый, Алёша, калачи жеёт.

А шестой, Серёжа, в гости не зовёт.

А седьмой, Ванюша, дудочку берёт,

Песенку весёлую на дуде ведёт.

Дудочку послушать и блины покушать,

Сяду-ка я в сани да поеду к Ване.

Проводим игру «Сладкое ассорти »

Условия игры: Играющие делятся на три команды «Калачи», «Блины», «Ватрушки». Во время звучания мелодии все двигаются по площадке (залу). Как только музыка замолкает, все играющие должны собраться в своими командами. Выигрывает та команда, которая соберётся быстрее.

1 ск: Как на Масленой неделе

Чередою дни летели,

Словно спицы в колесе,

Да и вылетели все!

2 ск: А повозка накренилась

И тотчас остановилась.

Тих и робок день весенний …

Хором: Прощёное воскресенье!

Вед: Последний день масленой недели называли «Прощёное воскресенье». В этот день люди просили друг у друга прощение за ранее нанесённые обиды и старались не держать в своём сердце никакого зла. Сильные просят прощение у слабых, младшие- у старших, старшие- у младших. Давайте же и мы попросим друг у друга прощение.

А к вечеру всем миром шли на пригорок за селом, где жгли чучело Масленицы- символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, с надеждой ожидания хорошей весны и добрых всходов

1 ученик: Вы простите нас, люди добрые,

Если что не так, не по- вашему,

Если, случаем, вас обидели,

Вы простите нас, люди добрые!

2 ученик: Ты прости, Земля, своих детушек!

Не всегда к тебе мы приветливы,

Не всегда к тебе мы заботливы.

Ты прости, земля, своих детушек!

3 ученик: Ты прости, Господь, неразумных нас.

Мы идём к тебе, мы стараемся,

Но не всё у нас получается.

Ты прости, Господь, неразумных нас!

Все просят друг у друга прощение.

Вед: Прости и ты нас, Маслена Васильевна,

1 ск: Спасибо тебе за блины, за веселье,

За песни и танцы,

За пир и похмелье.

2 ск : Пришла пора тебя провожать

Да огню придавать.

Вед : Эй, народ, в хоровод!

1 ск : Заведём мы дружно песню

На костёр посмотрим вместе.

2 ск : Масленица, прощай,

А на тот год приезжай!

Хором : Гори, гори, чучело,

Чтоб нас год не мучило!

Цель: знакомство с традиционным народным праздником "Масленица".

Воспитание эстетического отношения к народному фольклору.

Возраст и количество участников: 8- 13 лет; 25 - 30 человек

Подготовительный период:

Приглашения. Приглашения на праздник для детей можно сделать в форме куклы, разрисовать которую будет не трудно. Сделать надпись "Пришла Масленица - отворяй ворота". Так же подойдут для приглашений праздничные открытки и фотографии, самое главное, чтобы их содержание соответствовало теме "Масленица".

Призы готовят заранее. Например, в качестве призов подойдут кулинарные книжечки с рецептами блинов.

Оформление помещения. Огромное значение в эстетическом воспитании детей имеет оформление помещения, где будет проходить праздник. Попробуйте сами (или привлеките художника) нарисовать исторические картинки с изображением празднования Масленицы на Руси и украсьте этими картинками помещение. Можно развесить плакаты со следующими поговорками: "Блин добр не один", "Блин брюху не порча", "Блин не клин брюха не расколет", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Без блина не Масленица, без пирога не именинник".

С детьми следует заранее выучить русскую народную песню "Блины" (запись А. Абрамского), частушки (прил.1). Заранее придумать и подготовить атрибуты для выступления (платки, юбки и т.п.). И самое главное на столе для чаепития должны быть блины! Привлеките родителей для выпечки блинов.

Оборудование и материалы:

Стол и стулья (для творческого задания); стенд для мини - выставки изготовленных во время мероприятия работ; магнитная доска для демонстрации иллюстраций и фотографий

Призы, жетоны; картины В.И.Сурикова "Взятие снежного городка".

Листы с нарисованной крестовиной (прил.2) по числу мини - групп: обрезки ткани, бумага, ножницы, клей.

Наборы карточек с пословицами (прил.2);2 ленты (игра "Три ноги"); 4 ведёрка, шарики или сшитые из ткани снежки; обруч или мел (игра "Петушиный бой"), бумага (для записок), ручки, конверт, спички (только у педагога); мешочки с крупами (пшённая, манная, гречневая, перловая, горох).

Музыкальное оформление: записи народных песен и мелодий. Фонограмма песни "Блины", частушки.

Сценарный план:

Введение. Рассказ о символике праздника

Конкурс пословиц и поговорок о Масленице

Творческое задание: изготовить аппликацию - чучело "Масленицы

Конкурс "Испеки блины"

Игра "Золотые ворота"

Конкурс "Определи крупу"

Игра "Петушиный бой"

Игра "Три ноги"

Игра "Снежки"

Конверт с записками

Хоровод, частушки

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит весёлая народная музыка. Участники мероприятия рассаживаются за столы на свободные места.

Ведущий: Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.

Зима силу теряет, чуете?
Тёплые дни наступают
Пора зимушку провожать
Весну - красну встречать.

Еще у древних славян был многодневный праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам Масленица, честная Масленица, широкая Масленица. Любили на Руси Масленицу - праздник озорной, веселый, отчаянный.

Наша Масленица годовая,
Она гостинка дорогая,
Она пешею к нам не ходит,
Все на комоньях разъезжает,
Чтобы кони были вороные,
Чтобы слуги были молодые!
Про Масленицу говорили:
Душа ты наша Масленица!
Сахарны твои уста,
Сладка твоя речь!
Приезжай к нам в блинах поваляться,
Сердцем потешиться!

Масленица несла свет и радость скорой весны.Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: ""Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде. Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? Масленица была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали в народе широкой Масленицей!

Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на Масленице едой были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца. Обжорство - самая примечательная черта праздника. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.

Масленицу величаем
И чего ей только не обещаем:
Реки сметаны,
Горы блинов,
Лишь бы скорей приехала она
Честная, веселая, широкая боярыня

Во многих семьях блины начинают печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей. Как в пословице говорится: "Без блинов не Масленица". "Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".

Конкурс пословиц и поговорок о блинах и Масленице

(дети делятся на две команды, за каждый правильный ответ команда получает жетон).

А сколько пословиц и поговорок сложил народ о блинах и Масленице! Сейчас мы проверим, знаете ли вы их. Каждая команда получает по два набора карточек (прил.2). На одних начало пословицы или поговорки, на других конец. Ваша задача правильно все это соединить. Кто справится с заданием первым, тот и победит.

Ведущий: Масленицу начинаем отмечать с понедельника. Ей устаивали встречу. Каждый день Масленицы имеет свое название.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

Понедельник - "Встреча", гостей встречали и Масленицу тоже. Ребята скатывались с гор на салазках, кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!"Девушки приносили на гору с собой блины, клали их на голову, когда пели песни о Масленице.

Девочки поют русскую народную песню "Блины".

Ведущий: Из тряпок и соломы делали фигуру с длинной косой, одетую в женский наряд. В руках у фигуры помазок и блин - символы Масленицы (дети делятся на небольшие подгруппы по 4 - 5 человек). Детям выдаются листы с нарисованной крестовиной (прил.2).

Творческое задание: с помощью материалов, находящихся на столе изготовить чучело Масленицы в технике аппликация (во время выполнения практической работы звучит народная музыка). Выполненные работы вывешиваются на ширму, проводится анализ наиболее интересных работ.

Физкульт. Минутка (выполняется в парах).

Брынцы - брынцы, (ладушки)
Пеките блинцы!
(хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)
Мажьте масленее
(поглаживают друг другу ладони)
Будьте повкуснее!
Трын - трынца, (ладушки)
Подайте блинца!
(протягивают руки вверх ладонями)

Ведущий: Дети в этот день обходили дома, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блин.

Тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка -прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!

Давайте и мы с вами попробуем "испечь блины".

Игра "Испеки блины".

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает "сковородки" (теннисные ракетки), "блины" (вырезанные из бумаги или пластинки).

Ведущий: Ваша задача добежать до финиша со "сковородкой" и "блином" в руках так, чтобы "блин" не упал, и там положить "блин" в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если "блин" упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь "испечет" все "блины" считается победительницей.

Ведущий: Вторник - "Заигрыш".

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин

В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. С утра девушки и парни приглашали друг друга покататься на горках. Здесь парни высматривали невест, а девушки поглядывали украдкой на суженых.

Есть старая русская игра "Золотые ворота", в нее-то мы и поиграем.

Проводится игра "Золотые ворота".

Половина участников игры встают в круг лицом к центру, подняв вверх сцепленные руки. Через эти "ворота" пробегает цепочка остальных игроков, взявшись за руки. При этом они обегают каждого из стоящих змейкой.

Стоящие произносят:

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается,
Второй - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число "ворот". Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут. Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед "воротами", боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать "ворота").

Ведущий:

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Среда - "Лакомка", готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был по душе, разумеется

Конкурс "Определи крупу".

А сейчас я приглашаю представительниц от каждой команды двух (можно 4) девочек.Пришла ваша очередь показать себя.

На столе перед каждой участницей стоят мешочки с крупами: пшенка, горох, гречка, манка, перловка и т.д. Необходимо с завязанными глазами, не развязывая мешочка, определить, какая крупа находится в каждом мешочке. Победительницы получают призы

Ведущий:

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.

"Разгуляй", "Перелом" - так называют четверг.

Чтобы помочь солнцу, катались на лошадях "по солнышку" (по часовой стрелке),исполняя различные обрядовые песни. Парни и девушки катались с горок в санях (демонстрация картины). Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивали, бубенчиками. На лошадей, надевались расписные дуги. Парни демонстрировали свою удаль, лихо, запрыгивая в несущиеся сани. Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка. Как это проходило?

На реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями, стенами и воротами. Внутри крепости помещалась "стража". Потом конные и пешие атаковали крепость: пешие лезли по ледяным стенам, а конные пытались прорваться через ворота. Стража крепости оборонялась метлами. После окончания боя победители и побеждённые вместе шли пировать.

А на картине какого художника запечатлен именно этот старинный русский обряд? Показ картины. (Ответ: В.И. Суриков "Взятие снежного городка".(ответившему правильно - приз).

Ведущий: Вот и я сейчас вызываю на бой добрых молодцев, чтоб померились они силой своей.

Проводится игра: "Петушиный бой".

От каждой команды выбирается по одному представителю. Рисуется круг, в который становятся два участника. Левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом вытолкнуть противника из круга.

Ведущий:

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

"Тещины вечерки" наступали в пятницу. Зятья приглашали тещу на блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей".

Ну а сейчас прошу подойти ко мне по одной паре от каждой команды. Девушка соответственно-"теща", юноша - "зять". Посмотрим, как у нас "теща" с "зятем" дружно живут.

Проводится игра "Три ноги".

Каждой паре связываются вместе ноги - правую ногу одного с левой ногой другого. Пара на трех ногах должна пробежать отмеченную дистанцию. Кто первый, тот и победитель. Объяснить детям понятия зять, золовка, тёща.

Ведущий:

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Суббота - "Золовкины посиделки". В этот день молодая невестка; приглашала родню мужа к себе в гости Больше всего внимания и почестей оказывалось молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные, выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, торжественно под песни скатывались с горы. А для ребятишек продолжались масленичные забавы: катание с горок, игра в снежки, катание на лошадях.

Игра "Снежки"

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает по ведёрку с шарами (или снежками из ткани). На небольшом расстоянии от команд ставятся пустые ведёрки. Даётся задание попасть снежком в пустое ведёрко. Команда, набравшая большее количество снежков считается победительницей. (За каждый снежок команда получает жетон.)

Ведущий:

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день". Родственники и друзья шли друг к другу с "повиновением", просили прощения за огорчения и обиды. Самым главным в этот день было восстановление хороших, добрых отношений. В воскресенье старались доесть все состряпанное на неделе. Угощали в этот день нищих, ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных ".

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу.

Ельник, березник
На чистый понедельник!
Уж то ли дрова - Осиновы дрова,
Березовы дрова!Подавайте их сюда
На Масленицу, на горельщицу!

В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: "Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!"Мы катались с горы от зари до зари, А сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!

Ведущий: Но мы не будем сжигать наших маслениц, они очень красивые получились.

Предлагаю написать записки с перечислением плохих дел, от которых хотели бы избавиться и сожжем их, чтобы наши плохие дела ушли, улетели вместе с дымом, и на их место пришли хорошие (дети пишут записки, складываем их в конверт).

Сжечь записки можно в любое время: после мероприятия, сразу после запечатывания конверта.

Прощай-прощай, Масленица, Ты прощай, прощай, широкая!

Ты пришла с добром, с хмельным пивом, вином, с блинами, пирогами, с оладьями.

А мы всю Масленицу прокатали, Дорогую свою потеряли.

Думали, будет она семь годков, А она погостила всего семь деньков!

Ведущий: Как у наших у ворот собирается народ. Собирается народ и ведёт свой хоровод. (Дети собираются в хоровод).

Ведущий: Жаль с Масленицей расставаться, да делать нечего. Пришла пора её провожать. Проводим?

Дети: Проводим!!

Ведущий: Ну, так повторяйте за мной. (Дети повторяют слова за ведущим).

Масленица - кривошейка
Нас кормила хорошенько
В масле мы каталися,
Блинами объедалися.
Под конец нас провела.
В закоулок завела
В закоулке Редькин хвост.
Впереди - Великий пост.
Масленица, прощай!
Быть назад не обещай!
Ляжет скатертью дорога
Вдаль от нашего порога.

В центр хоровода выходят девочки и поют частушки (прил.3).

Ведущий: А теперь все приглашаются на чаепитие. Настало самое время угоститься традиционным кушаньем Масленицы блинами.

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать

Все участники и гости уходят на чаепитие.

Во время чаепития можно загадать загадки (прил.3)

Заключительная часть

После мероприятия можно оформить мини - выставку "Масленица", с творческими работами учащихся, а также оформить газету "Наши посиделки" (прил.4).

Список литературы.

  1. Александровская М. Масленичные забавы // Дошкольное образование - 2008. -№3.
  2. "Клубный репертуар" №45-46/2006г, ноябрь
  3. Панкеев И.А. "Русские праздники", М., 1998г.
  4. "Энциклопедия детских праздников", М., Пилигрим., 1999г.
  5. "Дошкольное образование", №3 2008г.
  6. "Обруч" №1/2008г., январь.
  7. Сборник"Частушки",библиотека русского фольклора,М, 1990г.
  8. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды: Ч. 1 /Под ред. А. Г. Кифишина. - М.: Сов. Россия, 1990.-160с.