Ребенок и его развитие в первые дни после рождения. Медикаментозные средства при коликах и боли в животе

У грудных малышей есть только один язык — их плач. Это одна-единственная возможность для маленького ребенка сообщить матери о своих нуждах. Чтобы у малыша сформировалась здоровая , ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания взрослого. Чем быстрее мама начнет понимать язык своего ребенка, тем будет лучше для всех!

Чем скорее она придет малышу на помощь, тем меньше он страдает, и тем скорее могут быть предупреждены и выявлены отклонения в здоровье или развитии ребенка. Как научиться понимать плач ребенка?

В процессе вынашивания ребенка мать начинает идентифицировать себя с младенцем. Это позволяет ей понимать и тонко чувствовать постоянно меняющиеся нужды и потребности ребенка, своевременно их удовлетворять. Однако не всегда одного материнского инстинкта достаточно, чтобы полностью на него положиться. Эксперты выделяют три основные причины плача детей.

Возьмите на ручки!

Потребность в контакте с матерью, которая может выражаться в необходимости но-шения ребенка на руках, потребности в телесном комфорте. Новорожденные совершенно беззащитны и боятся оставаться в одиночестве, поэтому постоянно нуждаются в присутствии мамы, ощущении защищенности. Именно оно впоследствии поможет ему обрести уверенность в своих силах. Помимо физических прикос-новений матери малыш нуждается в положительных эмоциях и общении с ней, которое выража-ется в ее взглядах, мимике, ласковых интонациях, обращенных к нему. Об-щение матери и ребенка чрезвычайно важно для развития зрения, слуха и способности ребенка к общению и речи вообще.

Все дело в физиологии?

Ребенок регулярно плачет, когда хочет есть. Поскольку для детей, находящихся на грудном вскармливании, в течение первого месяца жизни нет четкого режима кормления, следует кормить малыша "по требованию", т. е. тогда, когда он плачет. Кормление строго по часам уже более 40 лет нигде не практикуется, т. к. это противоречит физиологическим процессам организма и может приводить к возникновению ряда негативных проявлений со стороны пищеварительной, выделительной систем, способствовать перевозбуждению центральной нервной системы.

Своим плачем малыш может сигнализировать также о том, что он замерз. Если у него холодный носик и складочки в локтевом сгибе и под коленями, его следует немедленно согреть в материнских объятиях. Не спешите кутать ребенка, когда у него холодные ручки, ножки или носик. Достаточно надеть на ножки теплые носки, а на ручки — рукавички. В то же время плач может быть связан и с перегреванием, когда ребенок разбрасывает ручки и ножки, кожа его краснеет, на ней может появиться мелкая красная сыпь. В таком случае переоденьте ребенка в более легкую одежду или разденьте ребенка догола и устройте ему воздушную ванну в квартире на 20-30 минут, напоите его кипяченой водой комнатной температуры.

Многие дети первых месяцев жизни страдают от кишечных колик вследствие незрелости ферментативной системы ребенка и скапливания газов в кишечнике. Иногда новорожденный не может опорожнить кишечник без помощи матери. Он может хныкать и даже плакать, пока не произойдет дефекация. О нарушениях пищеварения сигнализирует также увеличение животика, прижимание ножек к животу и их резкое выпрямление, напряженное сжимание кулачков (обычно это происходит в вечернее время, в одни и те же часы, не менее 30 минут ежедневно). В этих случаях малышу массируют животик, дают травяные чаи или препараты, стимулирующие перистальтику и снижающие газообразование (Плантекс, Эспумизан детский), используют газоотводную трубку. Хотя важно понимать, что причины до конца не определены и основным способом их профилактики является внимание к ребенку, для чего мама должна следить за своим рационом, если она кормит грудью, или тщательно подбирать молочную смесь, а также своевременно вводить прикорм, соответствующий состоянию и развитию ребенка.

Малыш испытывает потребность в комфортном и достаточном сне, поэтому если необходимые условия не выполняются, он может сигнализировать об этом своим плачем. Обычно малыши начинают "сообщать" маме о том, что устали и хотят спать с двух или трехмесячного возраста. При этом далеко не всегда они могут заснуть самостоятельно — маме нужно его укачать или положить рядом с собой (оптимально — на приставную кроватку-люльку). Будет еще лучше, если у мамы и малыша сложится свой ритуал отхождения ко сну, который они будут повторять из раза в раз.

Боль и дискомфорт

Плач ребенка могут вызывать шум и громкая речь, яркий свет и неудобное положение, ко-лючая ткань или жесткая складка в одежде. Мокрая пеленка или подгузник также вызывают дискомфорт и плач малыша. Обычно такие причины плача (требовательного, но не длительного) легко обнаружить и устранить.

Самой "нежелательной" причиной детского плача, конечно, являются различные патологические состояния, органические поражения органов и систем, пороки развития, инфекционные заболева-ния, проявления аллергии. Их диагностировать может только специалист.

"С одной стороны, дети до полугода, особенно находящиеся на грудном вскармливании, менее подвержены многим инфекционным заболеваниям в связи с наличием иммунной защиты, переданной матерью, — разъясняет Казюкова Т. В., д. м. н., профессор кафедры факультетской педиатрии №1 ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова .— С другой стороны, риск заразиться остается, если ребенка берут в общественные места или в доме часто бывают гости, и тем более, если родители, старшие братья и сестры заболевают сами. Рассчитывая на материнский иммунитет, важно помнить, что большинство других людей, контактирующих с малышом, к сожалению, могут его заразить. В этой связи мы специально изучали целесообразность "семейной" профилактики инфекционных заболеваний в условиях мегаполиса на примере препарата Оциллококцинум и пришли к выводу, что риск заболеть ОРВИ в группе, где профилактические меры систематически принимаются всеми членами семьи, в эпидсезон снижался до 12,8%".

Дети первого года жизни часто подвержены пищевой аллергии, которая может проявляться кожными высыпаниями (атопический дерматит, крапивница, отек Квинке), различными нарушениями функции желудочно-кишечного тракта (тошнота, срыгивания, рвота, диарея, боли в животе). У детей старше года велика вероятность воздействия аэроаллергенов, вызывающих респираторные нарушения (бронхиальная астма, аллергический ринит). Очень важным для ребенка является грудное вскармливание, при этом матери ребенка, склонного к аллергическим реакциям, в течение всего периода кормления грудью следует соблюдать гипоаллергенную диету. В случае, если ребенок находится на искусственном вскармливании, педиатр назначит специализированную лечебную гипоаллергенную искусственную смесь, индивидуально подобранную для данного ребенка.

Что делать маме?

Если малыш заплакал, его необ-ходимо взять на руки — так устраняется самая распространенная причина плача — недостаток внимания или контакта с мамой. Если плач продолжается, возможно, малыш сигнализирует о том, что он голоден, хочет пить или ему пора спать; может быть, ребенку необходимо удовлетворить такие физиологические потребности как дефекация.

Если ребенок не успокаивается или отказывается взять грудь, нелишне еще раз проверить подгузник и одежду, состояние спального места, нет ли опрелостей или высыпаний.

Пытаясь успокоить ребенка, сама мама должна быть спокойной. Довольно часто дети плачут, реагируя на раздражение и нервоз-ность матери или общую недоброжелательную обстановку в се-мье. Поэтому необходимо успокоиться самой и устранить ис-точник раздражения.

Если эти меры не дают результата, значит, причины плача кро-ются в более серьезном недомогании ребенка, и надо вызывать врача.

Савченко Ирина Григорьевна

Многие родители, особенно мамы, задают вопрос о том, почему новорожденный постоянно плачет. Почти все дети в течение первых трех месяцев жизни много кричат, они могут делать это до четырех-пяти часов в сутки. Постепенно мать научится определять причину такого поведения своего малыша, чтобы незамедлительно успокоить его. Однако необходимо знать, чем может быть вызван плач младенца, чтобы лучше понять ребенка и быстро помочь ему.

Существует несколько причин того, :

1. В после рождения малыша могут беспокоить «воспоминания» своего появления на свет. Процесс родов - огромный стресс и для мамы, и для ребенка, поэтому необходимо некоторое время, чтобы младенец забыл этот момент.

2. Распространенная причина того, почему новорожденный часто плачет - это голод. Современные врачи-педиатры советуют кормить младенца по первому требованию. Заплакал - дайте грудь или бутылочку.

3. Малышу больно. Как известно, детей в течение первых месяцев жизни мучают кишечные колики. Чтобы облегчить страдания ребенка, держите его «столбиком» после каждого кормления, а спать кладите на животик.

4. Ребенку жарко или холодно. Самой лучшей температурой в комнате, где живет грудничок, считается +20-22 градуса. Малыш, который перегрелся, краснеет, у него может появиться потница. В этом случае его лучше всего полностью раздеть и подмыть. Если ребенок замерз, запеленайте его и прижмите к себе - у груди малыш сразу согреется. Если мерзнут только ручки и ножки, помогут распашонки с закрытыми рукавами и носочки.

5. Следующая причина того, почему плачут новорожденные, - это усталость. Несмотря на то что ребенок еще мал, он способен утомиться. Малыш устает от сосания, движения собственных ножек и ручек, массажа, от того, что он видел в течение дня. Переутомившийся ребенок часто сам и «просит», чтобы ему помогли. В этом случае нужно запеленать младенца, покачать его. Приглушенный свет и спокойная мелодичная музыка также способствуют быстрому засыпанию ребенка.

6. Некоторые непосредственно перед тем, как намочить пеленки. В этом случае малыш сначала тихонько хныкает, затем может резко закричать. Когда вы научитесь распознавать такой плач, начинайте высаживать ребенка, тем самым сэкономите на подгузниках и чистых пеленках. Причиной того, почему плачут новорожденные во время мочеиспускания, может быть нехватка жидкости в его организме и, следовательно, высокая концентрация мочи, которая вызывает жжение мочевого канала. Давайте ребенку больше водички в течение дня и, возможно, проблема исчезнет.

7. Малышу неудобно лежать. Ребенок в течение первых дней жизни совсем не умеет менять положение тела, поэтому ему может надоесть находиться, например, на левом боку. Помочь малышу в данной ситуации легко. Нужно переложить его на другой бочок, спинку или животик, и младенец успокоится. Если у ребенка сбилась пеленка, тугая резинка на штанишках, ему трет намокший подгузник, он может беспокоиться и плакать. Достаточно переодеть его, чтобы утешить.

8. Почему плачут новорожденные, когда видимых причин на это нет? Оказывается, младенец может просто желать быть поближе к маме, ведь он еще не представляет себя без нее. Чаще берите малыша на руки, не боясь избаловать его: гораздо хуже себя чувствуют дети, которым не достает родительской любви, чем те, кого с первых дней постоянно прижимали к себе и целовали!

Всем привет! Сегодня поговорим что может новорожденный ребенок?

Как выглядит ребенок после рождения, первый контакт с матерью, почему плачет новорожденный, что может новорожденный?

Новорожденный ребенок — это маленькое, беззащитное чудо родившееся на свет.

Новорожденные дети часто рождаются не такими, какими ждут их родители, а именно ребенок не всегда красив, головка может быть не правильной формы, ручки фиолетового цвета, сам он сморщенный.

Со временем, примерно через пару недель, ребенок становится пухленьким симпатичным малышом. И вы уже рассматриваете его, ищете сходство на кого похож и т.д.

Новорожденный: Мать и дитя

Роды прошли и наступает период узнавания ребенка и матери. Мать и ребенок начинают изучать друг друга. Во время разговора с малышом, он вас не понимает, но ему понятна ваша интонация, улыбка, смех и это приносит ребенку много радости и хорошего настроения. Но не все матери сразу чувствуют в себе материнство, любовь к ребенку приходит со временем с ежедневной заботой к малышу. Первое время у матерей бывает чувство равнодушия, но это в связи с тем, что они потеряли много сил как физических так и эмоциональных, любовь и ласка к ребенку придет через некоторое время.

Первый контакт матери и ребенка — это не только общение, но и первое кормление малыша. После родов прошел час и ребенок уже имеет сосательный рефлекс. Кормить можно ребенка как лежа так и сидя, но лучше когда мать сидит, при этом сосок лучше входит в рот ребенка.

Дыхание. Как только ребенок родился его дыхание сразу же устанавливается. Теперь ребенок дышит как взрослый человек, но пока его дыхание будет не регулярным. В дальнейшем, когда ребенок будет находится дома его дыхание может пугать родителей, так как оно может быть то глубоким, то поверхностным, то быстрым, то медленным. Бывает даже не слышно как дышит новорожденный и приходится прислушиваться затаив «свое дыхание», уже после этого прослушивается вдох и выдох своего малыша. Частота биения сердца достигает 130 ударов в минуту, когда у взрослого человека в два раза меньше.

Вид новорожденного. У новорожденного ребенка большая голова, туловище длиннее конечностей, руки длиннее ног, а живот выпуклый. Некоторые дети рождаются лысыми, а некоторые с волосами. На руках и ногах уже четко выражены ногти, но их еще пока нельзя стричь, есть возможность занести инфекцию.

Что же может новорожденный?

Первые дни после рождения ребенок сохраняет позу, в которой он находился последнее время в утробе матери: руки и ноги прижаты к телу. Ребенок пока еще не может держать головку. Когда новорожденный лежит в кроватки не запеленутый, его движение рук и ног не осмысленны, так как нервная система еще полностью не завершена. В первый день новорожденный опорожняется калом темного цвета (это жидкость в которой находился ребенок во время беременности) , дальше его кал будет светло-желтого цвета.

Плач. Когда ребенок родился он должен заплакать, при этом у него раскрываются легкие и малыш начинает дышать. В случае если он не заплакал врач принимает меры. Плач будет единственным средством новорожденного выразить свои потребности, для этого вам необходимо, научится его понимать. В основном ребенок начинает плакать в одно и тоже время (вечером или ночью) при этом он подгибает ножки к животу, возможно у него возникли колики. Чтоб помочь ребенку, возьмите его на руки, прижмите его к себе, покачайте, дайте ему полежать на животике или приложите к животику теплую грелку.

На этом первая часть статьи подошла к концу, советую , чтобы не пропустить ценную информацию!

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Уход и болезни новорожденного ребенка

Когда в семье появляется долгожданный новорожденный ребенок, режим родителей меняется. Как правильно за ним ухаживать пошагово и с видео, как мыть и кормить. Что такое грудное вскармливание и как перейти на искуственное кормление. Какие смеси выбрать для кормления, как быть в переходный период. Куда обратиться, чтобы понять что означает то красненькое пятнышко. Не опасно ли оно. Изучаем первые болезни: молочница и ветрянка. Необходимо множество информации, которую можно получить в данном разделе.

Новорожденный ребенок требует особенного внимания

Существует масса необходимых процедур, связанных с уходом за новорожденным. Какой смесь кормить и при какой температуре купать. Какова процедура первого купания, на что именно обратить внимание при уходе за пупком. Почему пупок может кровить. Список всего что нужно для новорожденного на первый месяц и сразу после роддома. Кто такой доктор Комаровский и почему он так знаменит в рунете. Видео советы педиатра Комаровского по уходу за грудничками.

Вопросы что, как, почему раскрываем в данном разделе

Материнское молоко – не только необходимая для крохи пища, но и защитные силы маленького организма, психологический комфорт, любовь и забота родного человека. Рано или поздно каждая мама задумывается о том,…

Появление малыша в семье – не только долгожданный и желанный праздник, но и масса тревог для родителей, особенно если это первенец и опыта в уходе за ребенком нет. Особые волнения…

Нормальная температура у ребенка в 1 месяц может меняться в течение дня в зависимости от обстоятельств. Принято считать, что стандартная температура 36,6 у всех людей. Это не так. Даже у…

Кажется, рождение ребенка — это такая светлая и красивая страница в жизни каждого человека. Ожидания, забота, подарки и поздравления! Первые месяцы полны любви. Но мало кто задумается, есть ли жизнь…

Проблема с животиком – довольное часто явление, встречающееся у 95% малышей до года. Эта проблема часто касается недоношенных ослабленных малышей. Поэтому, что такое дисбактериоз у грудничков симптомы и лечение должен…

Первый год жизни – самый ответственный период не только для самого малыша, но и для родителей. Ведь в это время у ребенка могут проявиться различные отклонения, которые легче всего исправить…

К числу полиэтиологичных заболеваний у детей раннего возраста можно отнести рахит. Который может образоваться в результате нарушения в обменных процессах организма (в большинстве случаев фосфорно — кальциевого). Рахит у грудничков симптомы…

Температура повышается, когда организму грозит опасность, как реакция иммунной системы на инфицирование. Но как сбить её новорожденному ребёнку? Вот что об этом пишут современные специалисты. Повышение температуры младенца всегда пугало…

Любящая мать всегда будет с трепетом относится к раннему физиологическому развитию своего ребенка. На данном этапе крайне важной задачей является обогащение организма младенца необходимым комплексом витаминов и минералов, для нормального…

Пустышка (соска) – предмет, сделанный в качестве замены соска, дабы удовлетворить рефлекс новорожденного ребенка. Пустышки для новорожденных, какие лучше? Для правильного подбора, необходимо понять, какой размер, материал или форма подходит…

Сцеживание грудного молока руками – доступный и, при некоторых навыках, удобный способ сцеживания. Такой метод занимает немного больше времени чем с молокоотсосом, но не требует дополнительных затрат и приспособлений. Если…

После появления на свет долгожданного малыша важнейшей задачей матери является вскармливание ребенка собственным молочком. Несмотря на появление множества смесей и различных типов искусственного молока, грудное материнское молоко является самым полезным,…

Новорожденные малыши очень часто плачут. И причиной их плача могут быть колики. Сегодня вместе с нами данную проблему будет решать доктор Комаровский. А тема звучит так: Колики у новорожденного, что…

Младенческие колики встречаются практически у каждого новорожденного, достигшего 2-х недельного возраста. Педиатры относят болевой синдром колик к вполне нормальному явлению, без каких-либо сопутствующих заболеваний они проходят уже через несколько месяцев….

Один год и четыре месяца, проще говоря, шестнадцати месячный возраст, считается самым трудным, интересным и опасным периодом жизни маленького человечка и его родителей. Мамочки устают от постоянного движения своего чада….


На протяжении первых трёх месяцев наличие у малыша коликов принято считать явлением не выбивающимся из нормы. Явление это конечно, нормальное, в том смысле, что может быть у практически всех детей…


Каждая вторая семья с ребенком сталкивается с такой проблемой как колики у новорожденных. На рынке есть множество лекарств для лечения коликов, также, но–шпа при коликах у новорожденных эффективно помогает малышу….


Норма сна для взрослого человека восемь часов, для новорожденного до двадцати, для годовалого малыша 13-14 часов в сутки. Именно столько времени требуется мозгу, чтоб переработать полученную информацию, а организму отдохнуть…


Сразу после родов рацион кормящей женщины значительно ограничивается. Между тем физическое истощение родами, бессонные ночи, регулярное кормление пробуждают просто «зверский» аппетит. Это вполне естественно, так как организм требует недостающих витаминов,…

Период кормления грудью для грудничка и его мамы играет значительную роль. В женском молоке находится большое количество полезных и необходимых для младенца веществ, способствующих его здоровому развитию. Как хранить грудное…


Для того, чтобы знать что делать, если у ребенка в 1 месяц колики, необходимо знать, как они проявляются. Болезненные спазмы в животике приносят дискомфорт ребенку. Он становится беспокоен, капризничает,…

Симптомы и лечение коликов у новорожденных зависят от причин их возникновения: несоблюдения правил кормления, перекармливание, неправильно подобранное детское питание, не соблюдение кормящей матерью правильного питания. Образование коликов характерно для детей…


Рождение малыша сопровождается возникновением ряда вопросов. Наиболее актуальным является, сколько новорожденный должен съедать за одно кормление при различных способах вскармливания и на определенном жизненном этапе. Питание для малыша должно быть…


С первой минуты жизни необходимо обеспечить ребенку полноценное питание для его нормального развития и роста. Независимо от способа питания, кормление новорожденных в первые дни должно полностью удовлетворять потребность детского организма…