Разговор малыша в животе с мамой. Воспитание до рождения

Еще древние целители хорошо знали, что не только у но-ворожденного, но и у еще не родившегося ребенка имеется сознание, но только сейчас медицинская техника по-зволила изучить тайную жизнь младенца в животе у матери. Вы-яснилось, что младенец может чувствовать и понимать свои чувства, проявлять ощущения и эмоции на гораздо более ранних стадиях внутриутробного развития, чем считалось еще не так давно.

Как показывают исследования, к шестой неделе эмбрион уже может двигаться, брыкается, когда слышит звук голоса матери или отца, которые что-либо говорят ему, наклоняясь к животу.

Существует множество различных программ образо-вания нерожденного ребенка. Разработаны даже специаль-ные пояса для беременных, куда вмонтированы пленки с записями, которые, по утверждению изобретателей, дают возможность парам рожать эмоционально уравновешенных детей с высоким уровнем коэффициента интеллектуального развития. Общение с ребенком во время беременности, таким образом, подразумевается не только как психологический акт, но и как акт образовательно-развивающий, способный оказать существенное влияние на его интеллектуальную сферу впоследствии.

Психологи глубоко убеждены в том, что если и нельзя пока считать полностью доказанным, что специальные пренатальные за-нятия улучшают интеллект ребенка, однако бесспорно, что эти занятия значительно укрепляют эмоциональную связь матери с ребен-ком. Общение с ребенком во время беременности имеет существенные положительные результаты: такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, и у них более глубокие узы любви с родителями.

Современные специалисты в области педиатрии настоятельно советуют уделять особое внимание общению с ребенком во время беременности, даже если вам кажется, что это не столь важно. Диалог матери и ребенка на самом деле происходит все время: это неосознаваемые вами обмен чувствами и ощущениями. И если будущая мать, ежедневно сосредоточи-ваясь на мыслях о своем ребенке, прислушивается к нему, проникает мысленно в его тайную жизнь, концентрирует на нем все свое внимание, тренирует свое воображение, разговаривает с ним, передает ему свое тепло, ласку и не-жность, то она создает глубочайшие взаимоотношения с ним ребенком, устанавливает с ним особые узы любви и взаимопонимания.

Имеется колоссальное количество доказательств того, что эмоциональная жизнь матери сильно влияет на плод. Эмоции беременной женщины в форме химических элементов и гормонов посылаются к ребенку че-рез ее кровь: через плаценту в кро-вообращение плода. Беременная женщина должна понять тот факт, что плод - это активная личность. Именно ребенок гарантирует успех эндокринной системы в процессе беременности и вызывает многочисленные изме-нения в физиологии материнского организма. Именно он решает, как ему лучше лежать и каким образом выходить на свет.

Найдите хотя бы пять минут в день, чтобы поговорить со своим ребенком, сосредоточиться на его чувствах, понять его ощущения, и тогда после рождения ваш эмоциональный контакт будет при-носить вам глубокое удовлетворение и радость. В равной степени это относится и к будущему отцу. Если муж хочет, чтобы ребенок не плакал, услышав незнакомый голос после рождения (а исследования показали, что новорожден-ный резко пугается и плачет, услышав чужой мужской го-лос), он должен класть руку на живот жены каждый день и что-то говорить малышу. Изу-чая новорожденных, чьи папы благоразумно заранее учи-лись любить своего малыша и разговаривали с ним до рож-дения, исследователи были изумлены, убедившись, что «не-разумные» новорожденные поворачивали голову в сторону мужского голоса, уже хорошо знакомого им заранее, и не плакали, а улыбались.

Что он чувствует, находясь в утробе матери? Нужно ли ему общение с матерью и отцом? Какую роль играет в его развитии такая коммуникация, и играет ли вообще?

Одни мамы считают общение с ещё неродившимся ребёнком полнейшим абсурдом: «С кем там можно разговаривать? Это же просто плод». Другие — уже с момента зачатия начинают разговаривать с «малышом», нежно поглаживая свой животик.

Кто из них прав? Попробуем разобраться.

Плод — это ещё не личность в полном понимании этого слова, но и не tabula rasa (чистый лист), как считалось ранее.

Согласно постулатам сравнительно недавно появившейся науки — перинатальной психологии, изучающей психологические особенности системы «мать и дитя» во время беременности и родов, у плода второй половины беременности развиты практически все органы чувств.

Ребёнок, находясь в утробе матери, видит, слышит, чувствует вкус и ощущает прикосновения. Обоняние развивается к девятому месяцу нахождения ребёнка в материнском чреве.

Более того, начиная с шести недель беременности, можно зафиксировать мозговые импульсы при реагировании ребёнка на свет, с одиннадцати недель плод начинает чувствовать вибрацию, боль и давление, и не только чувствовать, но и реагировать.

Женщины, которые были беременны, подтвердят, что «характер» малыша можно проследить уже с определённого момента его внутриутробной жизни. Хотя здесь мы, скорее, говорим о темпераменте ребёнка, а не о традиционном понимании характера, как прижизненно формирующегося образования.

«Бойкие» малыши, находясь в утробе матери, проявляют своё недовольство частыми двигательными манипуляциями: больно толкаются и активно шевелятся, услышав пугающие их звуки. Менее активные дети при громких звуках обычно затихают.

Таким образом, ответ очевиден: общаться «там» однозначно есть с кем.

Связь эмоций беременной женщины и плода.

Ещё наши бабушки оберегали будущих мам от расстройств и тревог, окружая их красивыми вещами.

Женщины прошлого верили, что от душевного состояния беременной зависит благополучие и здоровье её ребёнка.

Исследования современности подтверждают верность подобного интуитивного знания: мамы, сохраняющие позитивный настрой во время беременности, те, для кого их ребёнок был желанным и долгожданным, рожают более эмоционально устойчивых детей.

Те же женщины, для которых их беременность была в тягость, а эмоциональный фон во время вынашивания ребёнка был отрицательным, имеют больший шанс рождения детей с эмоциональными проблемами.

Как связаны эмоции матери и плода в её чреве?

Ни для кого не секрет, что существует определённая зависимость между эмоциями и выработкой тех или иных гормонов. Так, когда мы радуемся и испытываем счастье, наш мозг вырабатывает эндорфины — «гормоны счастья». Когда мы печалимся и расстраиваемся, надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» — катехоламины.

Между матерью и плодом происходит активный обмен веществ через плаценту. Именно по этой причине до ребёнка моментально «доходят» все переживания его мамы.

Но не печальтесь, если во время беременности у вас не получилось сохранить постоянный положительный фон настроения, это практически невозможно. Ещё неродившийся малыш будет иметь определённое представление о разнообразии человеческих эмоций, что позволит ему лучше адаптироваться в этой жизни. Просто постарайтесь надолго не задерживаться на отрицательных эмоциях.

Как общаться с ребёнком во время беременности?

Прежде чем дать ответ на столь животрепещущий вопрос, попробуем разобраться с другим: когда приступать к общению с ребёнком?

Мы советуем вам начинать разговаривать с малышом ещё до шевелений плода. Но помните о том, что положить начало такой коммуникации никогда не поздно. Только не делайте из этого культ, не возводите общение с плодом в ранг первостепенных.

Всё должно быть максимально естественно и комфортно для вас.

Если вы не чувствуете в определённый момент нужных «посылов», не переступайте через себя. Например, некоторые матери ограничиваются невербальным общением с плодом, и считают это вполне достаточным.

Но всё же существует определённая методика общения с ещё нерождённым ребёнком. Попробуйте понаблюдать, в какое время суток ваш малыш проявляет наибольшую активность. Через некоторое время вы сможете установить определённую закономерность движений ребёнка.

Именно в эти моменты бодрствования (активных шевелений) плода вы и можете общаться с ним. Выберите подходящий для вас способ коммуникации.

Как мы уже говорили выше, такими способами могут быть не только «разговоры», пение песен, рассказывание сказок и стихотворений, но и поглаживания, похлопывания и лёгкие постукивания вашего животика.

Со временем вы увидите, что малыш «отвечает» вам, пинаясь в то места живота, на котором вы держите руку.

Подобное общение позволит вам установить эмоциональную связь с вашим малышом. Так ребёнок будет получать не только определённые стимулы к развитию, но и вашу любовь, ласку и тепло в нужном и необходимом ему количестве.

Статью подготовила Наталья Михеева.

Вы замечали, что будущие мамы часто поглаживают свой округлившийся животик, склоняют голову, чтобы сказать малышу, находящемуся в утробе, теплые ласковые слова...? Будущие мамы делают это интуитивно - сама природа и материнский инстинкт заставляют их нежно прикоснуться к своему животику, как будто обнимая и поглаживая ребенка, разговаривать с ним так, как будто он слышит и понимает каждое слово... А ведь действительно! Общение с малышом может и должно начинаться еще до его появления на свет!

Знаете ли вы, что существует такое понятие как внутриутробная педагогика? Специалисты по психологии выделяют внутриутробное развитие малыша в отдельную область исследования. И не случайно. В первые месяцы беременности у ребенка формируется головной мозг и вегетативная нервная система. Они формируются не сами по себе. Влияние на этот процесс оказывают не только законы природы и гены, но и те условия, которые созданы будущей мамой во время беременности. Известно, что состояние стресса, нагрузка, беспокойство и негативные эмоции во время беременности сказываются на малыше. Хорошее же настроение будущей мамы также передается и ребенку! Даже по поведению малыша в животе можно сказать, как он реагирует на состояние мамы. Если она устала, возбуждена, переживает или испытывает дискомфорт - малыш скорее всего продемонстрирует свою ответную реакцию - будет пинаться, долго не уснет у мамы в животике... Если же будущая мамочка спокойна, читает с удовольствием книгу или слушает любимую музыку, кушает вкусное пирожное или просто созерцает красоту в парке - малыш воспринимает спокойный ритм ее сердца, чувствует себя защищенным. И это не простые наблюдения! У всего этого есть научное объяснение. Когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны счастья» - эндорфины, во время стресса надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» - катехоламины. Так как между мамой и ребенком через плаценту идет активный обмен веществами, то все эмоциональные переживания мамы отражаются и на малыше. Кроме того, и сам малыш уже с десятой недели беременности может «сообщить» маме о своем состоянии.

Итак, мы выяснили, что ребенок, находясь у утробе матери, способен переживать те же эмоции, что и сама будущая мама. А значит, будущая мамочка еще до появления крохи на свет может посылать ему маленькие послания в виде поглаживания своего животика, нежных слов, произносимых в спокойном темпе мягким тихим голосом.

Малыш еще до рождения реагирует на звуки и свет, показывает свои симпатии к тому или иному состоянию мамы, пище, которую она принимает и даже музыке, которую она слушает! Исследования показали, что при ярком свете, направленном на живот матери, ребенок щурится и отворачивается. При звуках маминого голоса малыш может прислушиваться, напрягая свое личико, либо начинает шевелиться, показывая, что участвует в происходящем! Во втором триместре беременности малыш начинает глотать околоплодную жидкость: если будущая мамочка съела сладкое - такой же вкус приобретает и водная среда, окружающая ребенка - в этом случае на личике крохи возникает выражение, похожее на улыбку. Ощущая горький вкус, ребенок кривится и перестает глотать околоплодную жидкость. Таким образом, можно заключить, что общение малыша и мамы начинается задолго до родов.

Как же именно наладить контакт со своим еще не рожденным малышом? Оказывается, учеными разработана специальная методика! Некоторое время (несколько дней) будущая мама должна внимательно понаблюдать за шевлюшками своего крохи. Когда определенная цикличность и регулярность будет очевидна - запомните - в какое время суток, в какие часы малыш наиболее активен. Это время и будет идеальным для общения с ребенком, ведь он будет готов воспринимать информацию и делаться ею с вами! Каждый раз общение будущей мамы и ребенка должно начинаться одинаково - это может быть определенная песенка, поглаживание живота или любой другой способ. Главное, всегда один и тот же. Малыш должен на уровне рефлекса понять, что мама «выходит на связь». Таким образом, с малышом можно общаться около 20 минут в день. Постепенно вы начнете замечать, что малыш пинается именно в то место, где на животике лежит ваша рука. Ребенок привыкнет к тому, что в это время мама поет ему песенку и даже если дела отвлекут вас - малыш сам своим шевелением напомнит вам о приятной обязанности. Точно также с малышом может общаться и папа. Ребенку можно читать сказки, рассказывать стихи. А можно просто рассказать о том, как прошел ваш день.

Подобное общение с мамой еще до родов дает малышу уверенность в том, что он защищен, его покидает чувство страха и тревоги. Он знает, что мама рядом, она говорит с ним, она с ним каждый день и помнит о том, что он внутри нее. Общение с малышом во время беременности избавит от проблем с грудным вскармливанием. Малыш, прижавшись к груди мамы после рождения, узнает ее голос, успокоиться и перестанет плакать, ведь он будет точно знать, что с ним рядом та самая мамочка, которая на протяжении всех 9 месяцев нежно называла его своим маленьким счастьем и пела колыбельные...

Вы замечали, что будущие мамы часто поглаживают свой округлившийся животик, склоняют голову, чтобы сказать малышу, находящемуся в утробе, теплые ласковые слова...? Будущие мамы делают это интуитивно - сама природа и материнский инстинкт заставляют их нежно прикоснуться к своему животику, как будто обнимая и поглаживая ребенка, разговаривать с ним так, как будто он слышит и понимает каждое слово... А ведь действительно! Общение с малышом может и должно начинаться еще до его появления на свет!

Знаете ли вы, что существует такое понятие как внутриутробная педагогика? Специалисты по психологии выделяют внутриутробное развитие малыша в отдельную область исследования. И не случайно. В первые месяцы беременности у ребенка формируется головной мозг и вегетативная нервная система. Они формируются не сами по себе. Влияние на этот процесс оказывают не только законы природы и гены, но и те условия, которые созданы будущей мамой во время беременности. Известно, что состояние стресса, нагрузка, беспокойство и негативные эмоции во время беременности сказываются на малыше. Хорошее же настроение будущей мамы также передается и ребенку! Даже по поведению малыша в животе можно сказать, как он реагирует на состояние мамы. Если она устала, возбуждена, переживает или испытывает дискомфорт - малыш скорее всего продемонстрирует свою ответную реакцию - будет пинаться, долго не уснет у мамы в животике... Если же будущая мамочка спокойна, читает с удовольствием книгу или слушает любимую музыку, кушает вкусное пирожное или просто созерцает красоту в парке - малыш воспринимает спокойный ритм ее сердца, чувствует себя защищенным. И это не простые наблюдения! У всего этого есть научное объяснение. Когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны счастья» - эндорфины, во время стресса надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» - катехоламины. Так как между мамой и ребенком через плаценту идет активный обмен веществами, то все эмоциональные переживания мамы отражаются и на малыше. Кроме того, и сам малыш уже с десятой недели беременности может «сообщить» маме о своем состоянии.

Итак, мы выяснили, что ребенок, находясь у утробе матери, способен переживать те же эмоции, что и сама будущая мама. А значит, будущая мамочка еще до появления крохи на свет может посылать ему маленькие послания в виде поглаживания своего животика, нежных слов, произносимых в спокойном темпе мягким тихим голосом.

Малыш еще до рождения реагирует на звуки и свет, показывает свои симпатии к тому или иному состоянию мамы, пище, которую она принимает и даже музыке, которую она слушает! Исследования показали, что при ярком свете, направленном на живот матери, ребенок щурится и отворачивается. При звуках маминого голоса малыш может прислушиваться, напрягая свое личико, либо начинает шевелиться, показывая, что участвует в происходящем! Во втором триместре беременности малыш начинает глотать околоплодную жидкость: если будущая мамочка съела сладкое - такой же вкус приобретает и водная среда, окружающая ребенка - в этом случае на личике крохи возникает выражение, похожее на улыбку. Ощущая горький вкус, ребенок кривится и перестает глотать околоплодную жидкость. Таким образом, можно заключить, что общение малыша и мамы начинается задолго до родов.

Как же именно наладить контакт со своим еще не рожденным малышом? Оказывается, учеными разработана специальная методика! Некоторое время (несколько дней) будущая мама должна внимательно понаблюдать за шевлюшками своего крохи. Когда определенная цикличность и регулярность будет очевидна - запомните - в какое время суток, в какие часы малыш наиболее активен. Это время и будет идеальным для общения с ребенком, ведь он будет готов воспринимать информацию и делаться ею с вами! Каждый раз общение будущей мамы и ребенка должно начинаться одинаково - это может быть определенная песенка, поглаживание живота или любой другой способ. Главное, всегда один и тот же. Малыш должен на уровне рефлекса понять, что мама «выходит на связь». Таким образом, с малышом можно общаться около 20 минут в день. Постепенно вы начнете замечать, что малыш пинается именно в то место, где на животике лежит ваша рука. Ребенок привыкнет к тому, что в это время мама поет ему песенку и даже если дела отвлекут вас - малыш сам своим шевелением напомнит вам о приятной обязанности. Точно также с малышом может общаться и папа. Ребенку можно читать сказки, рассказывать стихи. А можно просто рассказать о том, как прошел ваш день.

Подобное общение с мамой еще до родов дает малышу уверенность в том, что он защищен, его покидает чувство страха и тревоги. Он знает, что мама рядом, она говорит с ним, она с ним каждый день и помнит о том, что он внутри нее. Общение с малышом во время беременности избавит от проблем с грудным вскармливанием. Малыш, прижавшись к груди мамы после рождения, узнает ее голос, успокоиться и перестанет плакать, ведь он будет точно знать, что с ним рядом та самая мамочка, которая на протяжении всех 9 месяцев нежно называла его своим маленьким счастьем и пела колыбельные...

Исследования показали, что дети, с которыми общаются еще до их рождения, вырастают более коммуникабельными и уверенными в себе. Также они начинают говорить раньше своих ровесников, легче осваивают иностранные языки и демонстрируют более высокий IQ. Как же общаться с ребенком, пока он еще находится в утробе? Мы расскажем вам о 4 способах, как это можно делать с пользой для себя и малыша.

Слова

Практически каждая беременная разговаривает со своим будущим ребенком – это самый простой способ поддержать коммуникацию с ним. Не стесняйтесь общаться с малышом, отбросьте мысли о том, что беседуете сама с собой – кроха правда все слышит, запоминает мамин голос и успокаивается.

Начинать разговаривать можно уже с самого зачатия. В таком случае вы привыкните общаться с малышом, и это станет для вас естественным процессом. Только учтите, что в первые недели зарождаются жизненно важные системы крохи, поэтому он еще ничего не слышит. Зато с 8 недели внутриутробного развития ребенок начинает реагировать на звуки и различать их.

Разговоры приносят пользу, когда они разнообразные. Поэтому будущей маме нужно не просто комментировать что-то, но также читать детские стихи, возможно, даже рассказывать какие-то вещи на другом языке – по мнению ученых, так еще в утробе матери у ребенка закладывается способность усваивать иностранные языки. Будет неплохо, если общаться с крохой станет не только мама, но и папа, братья и сестры, если они есть.

Прикосновения

Беременные любят поглаживать себя по животу, щекотать его, легонько толкать в местах, где чувствуется шевеление ребенка. Так действительно нужно делать – вербальное общение сильно помогает наладить контакт.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Движения можно разнообразить:

  • Рисуйте на животе пальцем разные фигуры и поясняйте: «Это цветочек, это солнышко, это дом, а вот и ты, мой дорогой, вот твои глазки, носик и ротик».
  • Массируйте живот – только очень мягко, не допуская боли и дискомфорта. Тогда карапузу это точно понравится.
  • Предлагайте папе ребенка, старшим детям и другим членам семьи тоже пообщаться с ребенком, прикасаясь к вашему животу.

Прослушивание классической музыки

Классическая музыка полезна всем людям. Она повышает стрессоустойчивость, укрепляет нервы и даже повышает IQ на 8-9 единиц – для этого нужно каждый день всего минут по 10 слушать Моцарта или другого композитора. Еще ученые доказали, что малыши, слушающие классику еще до своего рождения, в 4 раза опережают ровесников в речевом и умственном развитии. Кроме того, так ребенок может научиться сопереживать мелодии, грустить под нее и радоваться. Слышит кроха неплохо – на 8 месяце внутриутробного развития его слух уже такой же, как и у будущей мамы, разве что громкость звуков для него в 3 раза меньше.


В зависимости от ситуации малышу нужно ставить разную музыку:

  • композиции Вивальди успокаивают разбушевавшегося в животе малыша и помогают уложить его спать;
  • классика от Брамса и Баха способна, наоборот, взбодрить;
  • музыка Шопена успокаивает ребенка, когда что-то заставляет его понервничать;
  • мелодии Моцарта стимулируют развитие интеллекта и активизируют деятельность головного мозга.

Пение

Есть также способ пообщаться с ребенком, которым пользовались еще наши прабабушки, — напевать крохе песенки, уделяя особое внимание колыбельным. У пения есть множество плюсов:

  • Таким способом будущая мама делится с ребенком эмоциями и чувствами, которые она сама испытывает во время исполнения песни.
  • Наряду с прослушиванием классики пение положительно влияет не только на эмоциональное, но и на умственное развитие крохи. Этому есть даже научное объяснение: просто музыка задействует большое количество нейронов головного мозга.
  • Кроху, который еще не родился, песни знакомят с музыкальным творчеством, развивая у него музыкальный вкус.
  • У будущей мамы появляется возможность настроить биологический ритм ребенка: если петь ему колыбельную перед сном, он привыкнет засыпать под эту песенку. Сейчас, кстати, есть разные методики пения для беременных – например, «Сонатал», предложенная профессором Лазаревым. Она основана на том, что существует больше тысячи песен, которые будущей маме нужно исполнять, исходя из времени суток, режима, настроения и поведения малыша в утробе. В итоге кроха научится понимать, что медленная песенка означает «пора отдыхать», быстрая – «кушать» и т. д.
  • Пение приносит пользу и самой будущей маме – это и тренировка дыхания, и отличный способ релаксации, и упражнение для обезболивания.

Таким образом, существует достаточно способов способов пообщаться с малышом в утробе. Они не только помогают воспитывать еще не родившегося кроху, но также дают шанс развивать его интеллектуально и эмоционально, прививать ему основы режима и налаживать контакт.