Правила хорошего поведения для детей — этикет для дошкольников. Этикет одежды для девушки

ОРКСЭ (Модуль» Основы светской этики»)

Тема урока – «Этикет»

Цель урока : Формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.

Задачи урока:

Познакомить с понятием «Этикет», и его значением в жизни человека через работу в группах, просмотр видеосюжетов;

Познакомить с некоторыми правилами этикета, обобщить и расширить уже имеющиеся знания о правилах этикета;

Развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;

Воспитывать чувство терпимости друг к лругу, аккуратность и самостоятельность в работе

Оборудование:

ТСО (компьютер, проектор, экран),

компьютерная презентация «Этикет»,

раздаточный материал «Кроссворд»

тетрадь по ОРКСЭ

Формы и виды деятельности:

беседа, комментированное чтение, устное

высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная

работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе.

Ход урока

1.Организационный момент (Эмоциональный настрой на урок)

Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки. (Стоят у доски, взявшись за руки)

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?

Проходите, пожалуйста, на свои места.

2.Актуализация знаний (Слайд 1).

Тему сегодняшнего урока сформулируем, разгадав кроссворд.

Повторим пройденный материал.

(Разгадывание кроссворда на раздаточных листах).

1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)

2.Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)

3.Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)

4.Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)

5.Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)

6.Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)

3. Целеполагание.

Какое ключевое слово получилось? (этикет)

А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде).

Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.(Слайд2)

Сформулируйте цель нашего урока.

Что такое этикет? Дайте определение.

Посмотрим в учебнике на стр. 56

4. Беседа по теме:

Что такое этикет?

Кто-то знает, кто-то нет.

Это правила такие поведения,

Когда мы привычки все плохие

Забываем навсегда.

Ты усвоил этикет

И дурных привычек нет! (Юрий Чичев)

(Слайд 3,4) «Этикет» - слово французское. Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека. «Этикет» - это значит «воспитанность», «хорошие манеры», «умение вести себя».

Слайд 5

Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет за столом, этикет внешнего вида.

В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их все очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

5. Это во-первых, речевой этикет. Слайд 6,7

Употреблять в речи вежливые слова: (Слайд 8)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости, говорим (простите, пожалуйста).

И во Франции и в Дании на прощание говорят (до свидания!)

6. Просмотр отрывка фильма «Ералаш»:

(Слайд 9) «Ну, почему мы так говорим?»

Почему мы так говорим?

Все ли вам было понятно в его речи?

Что вам показалось смешным?

Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).

Учитель: Такие слова, как “гикнулся”, “закочевряжился”, “фитиль”, “шнобель”, “велик”, “училка”, относятся к молодежному жаргону – сленгу. Эти слова звучат некрасиво из уст ребят. Поэтому нужно говорить такими словами, чтобы было понятно всем окружающим.

7. (Слайд10,11,12,13) Этикет внешнего вида.

В настоящее время в школах вводится школьная форма. В разных странах - она разная, но очень приятно на нее смотреть.

Задание: Нарисовать в тетради, какую бы школьную форму вы хотели носить в школе.

8. Этикет за столом.(Слайд 14)

Правила (Слайд 15)

Просмотр отрывка из журнала “Ералаш”

Царевна Несмеяна”(Слайд 16)

Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.

Обсуждение просмотренного отрывка.

Что было необычного в поведении мальчика?

Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.

А как вы ведете себя за столом?

9. Работа в группах. (Слайд 17)

Поработаем в группах. Посмотрите, над каким видом этикета будет работать ваша группа. Сформулируйте и запишите свои правила этикета.

10 . Задание (Согласен ли ты…) Слайд 18

Стихотворение

Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок-это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!

11.Подведение итогов (Слайд 19)

Что такое этикет? Виды этикета.

Какие правила этикета запомнили?

Нужны ли сейчас знания этих правил?

12 . Домашнее задание (Слайд 20)

13. Рефлексия (Слайд 21)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Деловая культура включает разделы: Этика, мораль. Этикет, манеры. Имидж делового человека. Общение. Деловое общение. Конфликт и пути его разрешения. Деловая беседа. Служебная переписка. Культура телефонного общения. Темперамент и характер. Способности. Культура речи.

Урок этикета

Как появился «этикет»? «Этикет» появился четыре века назад Людовик XIV, расстроенный манерами придворных, приказал раздать им специальные «этикетки» , где было расписано, как полагается себя вести

Этикет - кодекс хороших манер и правил поведения Этикет – это набор правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы общения, приветствий, манеры, стиль одежды. Знание этикета позволяет человеку произвести приятное впечатление своим внешним видом, манерой говорить, умением поддерживать разговор, вести себя за столом

Какой бывает этикет? Речевой: правила приветствий, правила ведения разговора, культура речи, правила телефонных разговоров Столовый: правила сервировки, правила поведения за столом Общественный: правила поведения в общественных местах

Случай из жизни

Вежливые слова Растает даже ледяная глыба от слова теплого… спасибо Зазеленеет старый пень, когда услышит… добрый день Если больше есть не в силах скажем маме мы… спасибо Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… здравствуйте Когда нас бранят за шалости говорим… простите, пожалуйста И во Франции и в Дании на прощанье говорят… до свидания

Образцы приветствий 1) – Приветствую вас! – Здравствуйте! 2) – Здравствуйте! – Добрый день! 3) – Привет! – Салют! 4) – Доброе утро! – Привет! 5) – Приветик! – Хай! 6) – Здравствуйте! – Да. 7) – Добрый вечер! – Добрый! 8) – Доброе утро! - Утро доброе!

Зачем нужно здороваться? Что мы желаем человеку, когда говорим “ Здравствуйте!”? В старину на Руси все люди были вежливыми, всегда приветствовали друг друга поклоном и словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живете?

Мы пешеходы и пассажиры

Конкурс знатоков этикета 1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? 2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться тебе? 3. Вы вошли в автобус и увидели, что на задней площадке стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, и если надо, то как это сделать? 4. Если вы часто встречаете человека, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? 5. Кто подает первым руку: старший младшему, мужчина женщине, подчинённый начальнику или наоборот? «Первым здоровается тот, кто вежливее» , - говорят французы.

Учись честно оценивать себя Вежливость Хорошие манеры Культура речи Гостеприимство Осанка и походка Опрятность Чувство юмора Воспитанность Сдержанность Тактичность Терпимость Доброжелательность Оцените себя по 5 – бальной шкале по следующим параметрам: Никому не показывайте. Попросите товарищей и родителей тоже оценить вас по этим параметрам. Посмотрите, что получится и сделайте выводы.

Внешний вид воспитанного человека. Одежда должна быть чистой. Волосы должны быть уложены

Одежда всегда должна соответствовать своему назначению и возрасту.

Застольный этикет 1. Когда можно сесть за праздничный стол? Как только вошли в комнату. Только после того, как сядут хозяева. После приглашения хозяйки. 2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и … Кладете на колени. Заправляете за воротник. Кладете рядом с тарелкой. 3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите? Гневно отказаться. Отказаться, назвав причину отказа. Взять немного, поблагодарив. 4. Как правильно есть котлету? Ножом и вилкой. Одной вилкой. Одним ножом.

Застольный этикет 5. Для чего к рыбе подаётся нож? Чтобы отделить мясо от костей. Чтобы разрезать большой кусок на маленькие. Чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой. 6.Какие куски из общих блюд следует выбирать? Самые большие. Самые маленькие. Те, что лежат ближе к вам. 7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку? В правой руке - вилка, в левой – нож. В правой руке – нож, в левой – вилка. По очереди. 8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку? Поднять и продолжать есть. Попросить другой прибор. Извиниться и попросить другой прибор.

Какими словами нужно прощаться? Как прощаться зависит от времени суток, того, кто прощается, а также от ситуации В любой ситуации применима формула прощания « До свиданья!» Когда прощаются, зная, что скоро будет встреча, говорят « До встречи!» Расставаясь надолго обычно говорят « Прощайте!» Ложась спать, люди желают друг другу « Спокойной ночи!» Среди хорошо знакомых людей говорят « Всего!», « Пока!», « Счастливо!»

Как нужно прощаться? Обычно, перед тем как попрощаться, люди ссылаются на необходимость уйти (« мне надо уходить », « очень жаль, но мне пора », « надо идти ») Перед тем, как произнести прощальную фразу, люди обычно благодарят за общение, извиняются за время, отнятое у собеседника Обычно уходящему гостю желают всего самого доброго, приглашают заходить еще, выражают свое дружеское отношение, передавая привет его близким

Классный час «УРОКИ ЭТИКЕТА »

Класс - 5

Цель: закрепление навыков культурного поведения.

Место и время проведения - сентябрь, классный кабинет.

Оборудование: интерактивная доска, декорация для сценок, кукла, представляющая этикет, костюмы, плакаты.

Подготовка: все учащиесякласса получают задания выучить стихи, отрепетировать сценки, сделать презентацию к классному часу, распечатать (а еще лучше нарисовать) пропуск в страну Воспитанию. Общей репетиции не проводится, иначе раскрывается сценарий (а он должен до конца классного часа держать интригу!). Ребята репетируют сами, классный руководитель контролирует процесс и за 2-3 дня до классного часа проводит генеральную репетицию с каждой группой артистов отдельно. На классный час приглашаются родители. Роль «Классного руководителя» и «Этикета» могут играть старшеклассники. Примерный сценарий и презентация прилагается.

Здесь будет файл: /data/edu/files/s1442693529.ppt (уроки этикета)

Сценарий

Слайд 1

Классный руководитель : Классный час посвящен проблеме воспитания вежливости или, точнее говоря, культуре общения. Чтобы ваше общение с людьми доставляло радость вам и людям, нужно деликатно и предупредительно относиться к окружающим, уметь себя вести в зависимости от конкретной ситуации.

Как нужно себя вести в основном вы уже знаете, т.к. вас учат этому с самого рождения. Но некоторые правила поведения мы с вами сегодня повторим на нашем уроке этикета. Слайд 2

Слово этикет (от фр. étiquette — этикетка, надпись) - это нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. Впервые это слово употреблено при дворе короля Франции Людовика 14, когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться. . К нам на классный час прибыл король страны Воспитании господин Этикет. Послушаем, что, он нам расскажет.

Входит «Этикет» (кукла-марионетка из кукольного театра, которой управляет один из старшеклассников).

Слайд 3

  • Если вы обгоняя прохожего, задели его, извинитесь; обязательно извинитесь и проходя к своему месту в кино, в театре по ряду, где уже сидят люди;
  • В транспорте нужно уступать место пожилым людям и инвалидам;
  • Не надо ждать, пока пожилой человек сам поднимет упавшую вещь;
  • В общественных местах неприлично разговаривать громко;
  • Мальчики должны пропускать вперед девочек в транспорт, в помещение;
  • Нужно заботиться о младших, помогать старшим, внимательно относиться к больным и пожилым.

Для того, чтобы у тебя было много друзей, советую тебе:

  • разговаривай с друзьями вежливо;
  • говори друзьям комплименты;
  • помни, что прозвища обижают человека;
  • всегда здоровайся с друзьями при встрече;
  • разговаривая со взрослыми или сверстниками, надо уметь слушать, не перебивая;
  • если мы за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду;
  • если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть-почитать книгу - дай ему ее;
  • если ты сам взял у друга книгу или игрушку, нужно обращаться с этими вещами аккуратно и возвратить их вовремя.

Классный руководитель : Недавно ученые с удивлением открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам» - они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом» - они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно.

Послушаем «Вредные советы» Григория Остера. Первый совет о том, как надо относится к своим друзьям, даст …

Слайд 4

1. Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже:

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Классный руководитель: Прав ли он? (Ребята анализируют.)

Совет второй даст самый сильный ученик класса…

2. Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса.

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

А могучими руками,

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

Классный руководитель: как надо относиться к девочкам посоветует …

3. Девчонок надо никогда

Нигде не замечать.

И не давать прохода им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла,

Чтоб сразу поняли они:

Тебе на них плевать.

Девчонку встретил - быстро ей

Показывай язык.

Пускай не думает она,

Что ты в нее влюблен.

Слайд 5

Классный руководитель: А теперь послушаем мнение Этикета.

Этикет: Я могу сказать с уверенностью, что этот мальчик не получит пропуск в страну Воспитанию, т. к. там поступают вот как:

1) если мальчик встречает знакомую девочку, то он здоровается первым;

2) если мальчик и девочка заходят в автобус, то мальчик должен пропустить девочку вперед, а выходя из автобуса, он должен протянуть ей руку

Слайд 6

Классный руководитель: Совет о соблюдении личной гигиены даст …

4. Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет.

К старости сама собою

Облысеет голова.

Классный руководитель: Иногда в жизни попадаются невоспитанные соседи…

5. Я нес домой кулек конфет

А тут навстречу мне сосед!

Снял берет:

О! Привет! Что несешь?

Кулек конфет.

Как конфет?

Так - конфет.

А компот?

Компота нет.

Нет компота, и не надо... А они из шоколада?

Да, они из шоколада.

Хорошо, я очень рад. Обожаю шоколад. Дай конфету.

На конфету.

А вон ту, ату, а эту... Красота! Вкуснота!

А вот эта, а вон та... Больше нет?

Больше нет.

Ну, привет.

Слайд 7

Классный руководитель: Друзья ходят иногда друг к другу в гости. Давайте спросим у Этикета, как нужно ходить в гости и вести себя в гостях

(Этикет рассказывает, ребята инсценируют слова Этикета: сначала делают все неправильно, а после слов Этикета исправляют свои ошибки)

Этикет:

1) В гости нужно приходить тогда, когда вас пригласили;

2) Нельзя садиться за стол в шляпе;

3) Не следует разговаривать с набитым ртом;

4) Все, что положено на тарелку, нужно съесть

5) Суп едят ложкой, правой рукой. Доедая суп, наклоняют тарелку от себя.

6) От мяса отрезают маленькие кусочки ножом, который держат в правой руке; вилкой, держа её в левой руке, едят отрезанное мясо;

7) После еды нужно положить вилку и нож рядом на тарелку.

Слайд 8

Классный руководитель: Некоторые любят ходить в гости по утрам, как, например Винни Пух и Пятачок в мультфильме про Винни Пуха.

Учащиеся смотрят фрагмент мультфильма «Винни Пух идет в гости»

Классный руководитель и учащиеся анализируют ситуацию.

Классный руководитель: Да, невежливо иной раз себя ведут гости. Но иногда и хозяева оказываются не лучше.

6. Коля съел мое варенье,

Все испортил настроенье.

Я синяк ему поставил-

Настроение исправил.

Классный руководитель: а вот как проявляет свое гостеприимство герой стихотворения Олега Григорьева: (ребята рассказывают стихотворение и инсценируют слова)

7. Встаньте с этого дивана,

А не то нам будет яма.

Не ходите по ковру,

Вы протрете в нем дыру.

Не садитесь на кровать,

Простынь можете помять.

И не надо шкаф мой трогать,

У вас слишком острый ноготь.

И не надо книги брать,

Вы их можете помять.

И не стойте на пути.

Ах, не лучше ль вам уйти!

Учитель с учащимися анализирует ситуацию.

Классный руководитель: Правда, такого «гостеприимного» хозяина можно понять, ели у него гость, рассуждающий так…

8. Если друг на день рождения

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома,

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай.

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски поменьше,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками,

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье-

Трудно будет вынимать.

Классный руководитель: Иногда приходят в гости такие друзья, что быть гостеприимным трудно.

(ребята рассказывают стихотворение и инсценируют слова)

9. - Вы будете с нами обедать?

Я пообедал и теперь каюсь,

Но, если вы так настаиваете,

Я буду сидеть, пока не проголодаюсь.

Классный руководитель: Посмотрим забавную сценку, поставленную по одному из вредных советов Остера.

(ребята рассказывают стихотворение и инсценируют слова)

10. Что ты хочешь:

Ватрушку, сыра, меда

Или лимонада?

Что вы! Что вы!

Мне так много не надо.

Я только ватрушку макну в мед,

Положу сверху сыр

И все запью лимонадом.

Классный руководитель: Посмотрим еще несколько «зарисовок с натуры», сделанных в одной из школ. Как вы думаете, в какой стране эта школа?

(ребята рассказывают стихотворение и инсценируют слова)

11. Все в порядке?

Все в порядке.

А что в порядке?

Выдернули пальму из кадки.

И все обошлось?

Все обошлось:

Пальму заставили сунуть обратно,

И всю школу мыть пришлось.

12. Купил я прибороптический.

Расшифровал свой код генетический

По этому самому коду

Нет мне в обществе ходу.

Хлопнул я громко дверями

Отправился жить со зверями.

Слайд 9

Курьезы этикета

В древнем Риме человек с насморком не должен был показываться в обществе.

В Англии мужьям запрещено бить жен с 9 вечера до 6 утра (чтобы шумом не нарушать покой соседей)

Классный руководитель: Подведем итоги. Чтобы вам можно было жить в обществе людей, а не зверей, нужно соблюдать некоторые правила. Сегодня мы много говорили о том, как надо и как не надо поступать воспитанным людям.

Слайд 10

Этикет: правила поведения мы повторили, а сейчас я проверю, кто из вас самый вежливый. Ребята делятся на 3 команды, каждая команда получает 1 задание из трех (капитаны команд тянут карточки заданий, как билеты на экзамене). Ребята должны написать:

Какиевежливые слова мы говорим при встрече?

Какие вежливые слова мы говорим при прощании?

Какие вежливые слова мы говорим, когда просим что-либо у кого-либо?

Классный руководитель: Зачитывает написанные слова. Молодцы, ребята! Много вежливых слов вы, оказывается, знаете! Говорите их чаще!

Этикет проводит экзамен. Командам задается вопрос, после минуты обсуждения ребята отвечают на него:

Как нужно вести себя за столом?

Как нужно встречать гостей?

Кому нужно уступать место (в гостях или в транспорте)?

Как часто и в чем помогаете вы маме и бабушке? Есть ли у вас постоянные обязанности по дому? (последний вопрос адресуется всем командам).

А теперь - блиц (отвечает тот, кто первый хлопнет в ладоши):

Должен ли джентльмен помогать даме выбраться из машины, если машина стиральная?
- Должен ли джентльмен осыпать даму цветами, если цветы в горшках?
- Должна ли дама просить джентльмена встать с колен, если она устала его держать?
- Должен ли джентльмен помогать даме выйти, если дама хочет войти?
- С какой стороны должен джентльмен идти от дамы, если дама не хочет идти с джентльменом?

Учащиеся, успешно сдавшие экзамен (а «успешно сдать экзамен» должны все!), получают пропуск в страну Воспитанию - красиво разрисованный картонный жетон.

Слайд 11

Кл. руководитель подводит итог классного часа: Ребята я очень рада, что все вы оказались людьми хорошо воспитанными и получили пропуск в страну Воспитанию. Я вас поздравляю, и желаю вам всегда помнить то, о чем мы сегодня с вами говорили.

Р.S. Если в конце урока еще осталось несколько минут, то можно завершить разговор об этикете следующим стихотворением.

Слайд 12

Учтивый разговор (История очень вежливая и не слишком короткая) В.Левин

Один англичанин толкнул англичанина
и тут же сказал: "Извините, нечаянно".
Второй англичанин любезно ответил:




и сразу сказал: "Извините - нечаянно".
"Простите, но я ничего не заметил".
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать? Объясните".
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно:
я рад бы простить вас, но мне не понять,
что именно должен я вам извинять!"

Тогда англичанин толкнул англичанина
и сразу сказал: "Извините. Нечаянно".
На что собеседник любезно ответил:
"Простите, но - я ничего не заметил!"
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать, объясните?"
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.
Я рад бы простить вас, но мне не понять,
Что именно должен я вам извинять".
, И. Шевчук , В.А.Левин «Новые стихи» - Издательство: Махаон , 2007

  • Мультфильм «Вини Пух идет в гости»
  • Правила этикета для детей — одна из важных тем, которую родители должны поднимать в своей семье своевременно. Человек любого возраста, живущий в обществе, должен считаться с нормами поведения, принятыми этим обществом, и следовать им. От того, насколько добросовестно родители воспитывают свое чадо, зависит место ребенка в социуме.

    Что такое этикет?

    Этикет – это свод норм и правил, регулирующих поведение людей в обществе или отдельно взятой социальной группе. Говоря об этикете для детей, мы подразумеваем правила хорошего поведения, в первую очередь, в отношении взрослых, потому что именно они могут оценить поведение как «хорошее» или «плохое» в силу своего опыта.

    Этикет подразделяется на разные виды – есть как общепринятые правила, так и особый этикет для отдельных случаев (например, служебный, религиозный, траурный). Обучать детей этикету следует постепенно, и для дошкольного возраста достаточно тех правил хорошего тона, которые малыши могут применить в повседневных ситуациях.

    Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

    • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
    • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
    • План-схему для составления таких занятий дома

    Подпишись и получите бесплатно:

    Когда прививать правила хорошего тона?

    Учить детей правилам поведения можно уже с младшего возраста, хотя осознание придет гораздо позже – после 5 лет. Малышей нужно знакомить с правилами поведения за столом с 2 лет. Ребенок уже вполне может кушать сам, а значит, самое время начать объяснять, как можно и как нельзя себя вести во время еды.

    Дошкольников этикету обучают родители дома и педагоги в детском саду. Малыш находится в обществе взрослых и детей, ежедневно вокруг него складываются ситуации, требующие проявления вежливости, уважения к старшим, умения взаимодействовать со сверстниками.

    Когда ребенок повзрослеет и пойдет в школу, уровень его свободы повысится, контроля со стороны взрослых станет меньше. Все упущения родителей в воспитании будут видны как на ладони, а исправлять поведение школьников нелегко. Именно поэтому правила этикета и этики (основы нравственности и морали) должны закладываться с малых лет.

    Что должен знать дошкольник?

    Лучшим примером для ребенка служат члены семьи, в первую очередь – родители. Подражая им, малыш учится хорошему и плохому, поэтому родители должны контролировать свое поведение при ребенке. Не стоит насильно учить малыша вежливости, если он из-за своего возраста еще не может понять, зачем ему здороваться с незнакомыми людьми. Или с теми, о ком не очень хорошо отзываются его родители. К тому же, навязывание правил может привести к обратной реакции – протесту.

    Ближе к 5 годам, как раз когда подражание взрослым в полном разгаре, самое время начать обращать внимание ребенка на то, как вы общаетесь с другими людьми, особенно за пределами семьи. Вот правила, которые нужно знать дошкольнику, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и не заставлять краснеть родителей.

    Речевой этикет

    Соблюдать правила речевого этикета необходимо не только с членами своей семьи, но вообще со всеми детьми и взрослыми, не обязательно только со знакомыми. Взрослые должны подавать пример детям и также соблюдать правила общения:

    • здороваться с родными утром, желать спокойной ночи перед отходом ко сну;
    • здороваться со знакомыми на улице и в гостях, а после – прощаться с ними;
    • здороваться с соседями, даже если вы лично не знакомы;
    • употреблять слова «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините»;
    • к чужим людям обращаться на «Вы»;
    • не оскорблять, не дразнить других детей, не ябедничать, не провоцировать;
    • извиняться, если сделал пакость;
    • говорить «разрешите вас перебить», если нужно обратиться к одному из говорящих.

    Столовый этикет

    Приучать малыша к правилам поведения за столом следует с малых лет, а по мере взросления требования к ребенку будут расти. То, как ведет себя ребенок за столом, создает главное представление о его воспитанности, чистоплотности и уважении к такому семейному ритуалу, как прием пищи.

    За трапезой необходимо соблюдать столовый этикет:

    • кушать нужно только в отведенном для этого месте (кухне или столовой);
    • во время семейной трапезы пользоваться столовыми приборами, это касается и маленьких детей (пресекать размазывание еды пальцами по тарелке);
    • кушать нужно из своей тарелки, не комментировать содержимое чужой;
    • не набрасываться на еду, если собрались не все члены семьи;
    • не болтать с набитым ртом, помнить правило «когда я ем, я глух и нем»;
    • жевать с закрытым ртом;
    • не играть с едой, не баловаться напитком (не расплескивать чай, воду, не пить громко сок через трубочку);
    • неприлично высказывать свое негативное мнение о еде («фу, ну и гадость», «я не буду это есть»);
    • неприлично класть локти на стол, толкаться;
    • некрасиво тянуться через весь стол, нужно попросить рядом сидящего человека передать что-то;
    • нельзя ковыряться во рту за столом;
    • нужно пользоваться салфеткой или полотенцем, уметь попросить чистую салфетку;
    • брать с тарелки тот кусок хлеба (кусок пирога, бутерброд, фрукт), который ближе, а не выбирать тот, что больше или красивее;
    • тем более неприлично взять кусок с общей тарелки, подержать и положить обратно;
    • перед тем как выйти из-за стола, нужно подождать, пока все члены семьи закончат трапезу, либо попросить разрешения выйти у взрослых;
    • нельзя взять тарелку с едой и пойти к телевизору или в другую комнату.

    Гостевой этикет

    В гостях нужно вести себя спокойно, проявлять уважение к хозяевам дома и соблюдать правила:

    • не приходить с пустыми руками (принести какое-то угощение, даже символическое);
    • не напрашиваться на чай без приглашения;
    • всегда здороваться с хозяевами дома;
    • нельзя ходить по комнатам без разрешения и трогать чужие вещи на полках, внутри шкафов;
    • категорически запрещается прыгать по кроватям, дивану, креслам, даже если хозяйский ребенок это делает;
    • не устраивать истерики, не требовать чего-то от хозяев квартиры;
    • соблюдать чистоту, выбрасывать за собой мусор (обертки от конфет, пачку из-под сока), собирать после себя игрушки;
    • спокойно собираться и уходить, когда придет время, не требовать играть еще;
    • обязательно сказать «спасибо» за гостеприимство и угощение, попрощаться с хозяевами дома.

    Семейный этикет

    Правила поведения в каждой семье устанавливаются индивидуально, но есть общие для всех – уважение и взаимопонимание.

    Общаясь с членами семьи, нужно придерживаться следующих правил:

    • к старшим родственникам нужно обращаться уважительно, не грубить, не дерзить, не подрывать авторитет главы семьи;
    • ругаться, кричать на членов семьи нельзя;
    • если нужно попасть в комнату к родителям (или другим родственникам), следует обязательно постучаться;
    • ябедничать или «докладывать» на брата или сестру как минимум некрасиво;
    • важно уважать труд членов семьи, будь то готовка еды, уборка по дому или совместные игры.

    Правила поведения на улице

    Если дома о воспитанности ребенка могут судить только члены семьи, то на улице все огрехи воспитания бросаются в глаза. Чтобы вам не пришлось неловко краснеть и смущенно уводить малыша подальше, научите его следующим правилам:

    • для мусора существует урна;
    • запрещено ходить по газонам, рвать цветы с клумб;
    • неприлично показывать на людей пальцем и вслух обсуждать их внешность;
    • нельзя перебегать дорогу, когда и где вздумается, если по ней ездят машины;
    • нельзя навязчиво рассказывать какие-то личные сведения незнакомым людям;
    • запрещено уходить с того места, где родитель оставил ребенка ждать его, или где они условились встретиться;
    • нельзя на прогулке убегать далеко вперед от родителей или прятаться в оживленных местах;
    • двигаясь по тротуару, нужно идти по правой стороне (аналогия с полосами движения для машин);
    • не останавливаться посреди тротуара, чтобы завязать шнурок или поболтать со знакомым, – нужно отойти в сторону.

    Поведение в транспорте

    Рано или поздно вам с ребенком придется поехать куда-то на общественном транспорте, поэтому заранее проинструктируйте маленького пассажира о том, как вести себя в автобусе, электричке, поезде, самолете:

    • в автобусе уступать место пожилым людям (если ребенок еще мал, то объяснить, что сейчас ему нужно сидеть для его же безопасности, а место бабушке уступит другой человек);
    • предлагать место беременным женщинам (когда ребенок уже знает такое понятие);
    • в поезде дальнего следования нельзя бегать по вагону, стучаться в чужие купе;
    • не кричать, не стучать по стене купе поезда;
    • в самолете нельзя вставать с места, если это временно запрещено, громко кричать, толкать ногами впереди стоящее кресло;
    • в любом виде транспорта неприлично пачкать ногами впереди сидящего человека или толкать грязной обувью спинку кресла;
    • запрещается кричать, громко смеяться, петь песни.

    Правила поведения в театре, цирке или на другом культурном мероприятии

    Родители имеют возможность знакомить детей с культурной жизнью уже с малых лет – театры, музеи и другие заведения сейчас доступны почти с рождения. Поэтому перед посещением подобных мест нужно объяснить ребенку, как себя вести:

    • не опаздывать на представление, а прибыть с запасом времени, чтобы сдать верхнюю одежду, посетить уборную, если нужно;
    • прийти в зал раньше, чем начнется программа, чтобы занять свое место и не беспокоить соседей;
    • если вы все же опоздали, продвигаться к своему месту по ряду нужно лицом, при этом извиниться за доставленное неудобство;
    • не хрустеть едой, не шуметь напитком во время представления или киносеанса;
    • не разговаривать во время сеанса, не отвечать на звонки по телефону, поставить устройство на беззвучный режим.

    Общие правила поведения

    Есть вещи, которые недопустимы в любом месте, в любом коллективе:

    • чесаться, ковырять в зубах, ушах, носу на людях;
    • лезть впереди других при проходе через дверь, например, в магазине;
    • кричать, бегать, хлопать дверями;
    • грубить, недоброжелательно отвечать на вопросы;
    • кашлять, не прикрывая рот, и отрыгивать, не извиняясь;
    • кричать в общественном транспорте;
    • бегать и наступать на ноги;
    • шаркать ногами при ходьбе;
    • жевать жвачку, не прикрывая рот, громко чавкать на людях.

    Правила поведения для дошкольников в картинках

    Обучать ребенка этикету можно как своим примером, так и по наглядным пособиям. Можно объяснять, как вести себе в обществе, и показывать . Для этого подойдет книга «Этикет для малышей» в картинках под авторством Е. В. Соколовой и Н. Н. Янковской.

    Показывая малышу картинку, можно задавать наводящие вопросы: «Как думаешь, что здесь изображено? Как нужно себя вести?». Пусть ребенок пробует сам сформулировать правила поведения.

    Обучаемся, играя

    Учить ребенка правилам хорошего тона можно также в игре. Проводите домашние уроки вежливости, когда занимаетесь с ним или просто играете в детской. Обыгрывать ситуации можно с помощью кукол и любимых игрушек – сочинить сказку о ком-то невоспитанном, разыграть мини-сценку, придумать игры по этикету («чаепитие у кукол», «мишка пошел в гости» и т.п.), а после — обсудить и поспрашивать: «Кто правильно поступил? А почему? Кого мама похвалит?». Для малышей можно разыграть целое театральное представление.

    Читайте книги на эту тематику и обсуждайте, кто из героев ведет себя правильно, а кто невежлив с другими. Книг на тему детского этикета множество, вот некоторые из них:

    1. «Этикет для детей различных лет», А. Усачев;
    2. «Правила поведения», Э. Бомон;
    3. «Вежливые слова», О. Корнеева;
    4. «Общительные сказки», Т. Шорыгина;
    5. «Азбука вежливости», Л. Васильева-Гангнус;
    6. «Школа вежливости для маленьких хозяев», Н. Иванова, Г. Шалаева;
    7. «Правила поведения для воспитанных детей», Г. Шалаева, О. Журавлева, О. Сазонова;
    8. «Самые главные правила поведения для воспитанных детей», издательство «Харвест»;
    9. «Этикет для непосед», издательство Clever;
    10. «Как вести себя за столом. Этикет для всех в рассказах, стихах, картинках» под ред. Р. Данковой.

    В дошкольных образовательных учреждениях обучение детей вежливости проводится по специально разработанным программам. Педагоги организуют занятия и учат детей правилам хорошего тона, но это не значит, что родители должны оставить эту тему и положиться только на воспитателей.

    Родителям на заметку

    Сложно назвать точный возраст, когда нужно начать обучать ребенка хорошим манерам. Прививать малышу нормы поведения с членами семьи и общества нужно с самого рождения, даже когда ребенок не осознает всей сути. Он понимает интонации, настроение родных и видит картину происходящего.

    Приведенная ниже таблица наглядно иллюстрирует примерные возрастные рамки, когда можно знакомить малыша с правилами поведения.

    Таблица «Когда и как обучать ребенка этикету»

    Возраст На что обратить внимание
    До 1 года Употребляем в речи вежливые слова («спасибо», «пожалуйста», «доброе утро», «спокойной ночи»)
    Моем руки перед едой, проговаривая вслух, зачем это нужно делать
    1-3 года Прививаем опрятность – используем нагрудник или салфетку, после еды меняем запачканную одежду, умываем лицо и руки
    Прививаем нормы поведения и общения в семье, показываем своим примером уважение и вежливость
    Учим кушать ложкой и вилкой, поильник заменяем кружкой
    3-5 лет Совершенствуем навык пользования столовыми приборами, учим кушать аккуратно – не отодвигаться от стола, наклоняться к тарелке, чтобы не проливать суп, не разводить «грязь» вокруг себя
    Активно приучаем к самостоятельной личной гигиене – чистке зубов, мытью рук, использованию носового платка или салфетки
    Учим прикрывать рот при кашле или чихании; не забываем про вежливые пожелания в адрес другого человека («Будьте здоровы»)
    Знакомим ребенка с правилами поведения в общественных местах, транспорте, в гостях, на культурных мероприятиях, в детском саду
    5-6 лет Продолжаем знакомить ребенка со столовым этикетом, добавляем в обиход пользование ножом
    Совершенствуем знание гостевого этикета, применяем правила, если идем в гости; исправляем ошибки, объясняем ребенку, почему некоторые действия неприемлемы
    Своим примером постоянно показываем, как нужно общаться в семье и в обществе за ее пределами, следим за своим поведением
    Школьный возраст Не забываем все, что привили ребенку раньше; напоминаем, как вести себя за столом (в школьной столовой), на уроках (речевой этикет, уважение к учителю, сверстникам), в транспорте (самостоятельные поездки) и общественных местах

    Вместо заключения

    Дети – самостоятельные личности, но вместе с тем они — продолжение нас, взрослых, наше отражение. Глядя на то, как ведет себя ребенок с окружающими его людьми, можно сделать далеко не поверхностные выводы о нормах приличия, принятых в его семье. Не зря говорят, что воспитывать нужно не детей, а себя, потому что дети берут пример с тех, кого они видят каждый день, кого они любят и кому хотят подражать.

    Подавайте хорошие примеры, и тогда поведение ваших детей не разочарует вас. Даже на расстоянии вы будете уверены, что вам не придется краснеть, приносить извинения и проводить неприятные беседы с ребенком в надежде исправить то, в чем промахнулись.


    Недавно я посоветовала своей подруге не класть телефон на стол во время семейных ужинов с её высоконравственной свекровью - мол, правила этикета расценивают такой поступок как неуважение к собеседникам и зацикленность на работе.

    Она с удивлением поблагодарила, а через несколько дней позвонила с благодарностями - оказывается, свекровь недовольно поджимала губы именно по этой причине, ей казалось, что невестке настолько скучно на семейных посиделках, что она готова сбежать по первому звонку.

    Разговорившись на эту тему, мы поняли, что многие люди понятия не имеют о том, что такое светский этикет и как придерживаться правил этикета. Я написала небольшое руководство по и хорошим манерам, которые нужно соблюдать всем людям.

    Универсальные правила

    Эти рекомендации нужно соблюдать вне зависимо от пола, возраста и страны проживания - это обычная вежливость.
    1. Не приходите в гости без звонка - это дурной тон . Даже если ваш друг живет в соседнем подъезде и вы уверены, что он будет вам рад - не стоит ставить его в неловкое положение, позвоните и договоритесь. Это же правило касается родственников.

      Многие молодые пары жалуются, что родители заявляются в гости без звонка, но в то же время сами позволяют себе навещать своих близких, считая, что это разные ситуации. На самом деле, ситуация одна - вы нарушаете чужую волю.

    2. Если ваш собеседник или спутник здоровается со своим знакомым, проявите хорошие манеры и поздоровайтесь, а если разговор затягивается, предложите случайному собеседнику присоединиться к вам.
    3. Есть вещи, которые не следует обсуждать в приличном обществе. Их несколько:
      - вопросы возраста и долголетия (это может смутить и даже скомпрометировать присутствующих);
      - финансовое благополучие (в некоторых ситуациях это уместно, обычно на мужских встречах, в компании деловых партнеров или близких друзей);
      - проблемы в доме (это касается как обстановки в гостях, так и собственных домашних проблем - в любом случае, выносить грязное белье на всеобщее обозрение попросту недопустимо);
      - религиозные отношения и поведение (опять же, за исключением компании близких друзей, которые в курсе вашего вероисповедания);
      - болезни и вопросы, связанные с различными заболеваниями - абсолютно все разговоры насчет здоровья, начатые «за здравие» кончаются на заупокойной ноте и малоприятных подробностях;
      - адюльтер и чужую личную жизнь;
      - низкие и бесчестные поступки;
      - собственные деяния, которые заслуживают похвалы - хвалить человека должны другие, иначе это выглядит так, словно павлин распускает хвост.
    4. Вошедший в помещение здоровается первым, таким образом привлекая к себе внимание. Даже если перед вами ваши подчиненные, и вы уверены, что они должны проявить уважение - здесь срабатывает правило «виновника» события. Вы вошли - вы здороваетесь первым.
    5. Чужая переписка должна быть неприкосновенной, как и любые чужие тайны. Запомните, то что известно двоим, будут знать все окружающие.
    6. Не нужно пытаться соответствовать чужому образу жизни, если он вам не по карману.
    7. Благодарность уместна абсолютно везде и всегда, выражайте свои эмоции, говорите комплименты и учитесь быть благодарным к людям.














    Эти несложные основы этикета не являются чем-то сложным - это обычный культурный код, следуя которому, вы будете вращаться в кругу приличных друзей.

    Конечно, если не соблюдать такие правила, никто не вызовет вас на дуэль, да и вряд ли привлечет все внимание общественности к вашей ошибке. Но если не следовать им, то раз за разом к вам будет формироваться особое негативное отношение, и постепенно вы окажетесь в такой компании, где о нормах общения с людьми даже не слышали.

    Проецируйте все эти правила на себя, и вы поймете их ценность. Вам нравится, когда подружка звонит и говорит о своем намерении зайти в гости? Конечно, нравится, вы успеете отобрать у кота гостевые тапочки и испечь печенье к её приходу. Значит, нужно поступать также.

    Вы бы хотели, чтоб ваша переписка стала достоянием общественности, а уж тем более обсуждалась в компании? Маловероятно, а значит, не следует участвовать в таких беседах и уж тем более их инициировать.

    Мужчины

    Правила этикета для мужчин имеют несколько подтем - отношения с женщинами, отношения с мужчинами, отношения с коллегами и с обезличенным представителем общества (например, за чужой женой не следует ухаживать в компании, достаточно просто соблюдать светский этикет).

    Гёте писал, что манеры человека - это зеркало, в котором отражается его портрет. Соответственно, наше поведение больше говорит о нас окружающим, чем, возможно, нам бы хотелось. Следите за своими манерами, и вы всегда будете на высоте.


    Мужчина не должен оскорблять своим внешним видом и поведением присутствующих женщин. Это значит, что он должен быть опрятен, ухожен, аккуратен в одежде, носить хорошую прическу и быть либо гладко выбритым, либо содержать растительность на лице в полном порядке.

    В отношении женщин мужчина должен проявлять себя джентльменом:

    • оказывать знаки внимания;
    • пропускать вперед;
    • открывать перед дамой двери;
    • подавать руку;
    • спрашивать разрешения прежде, чем закурить.
    В отношении других мужчин НЕЛЬЗЯ:
    • проявлять негативные реакции, даже если человек вам сугубо неприятен и вы вынуждены оказаться с ним на одном мероприятии, светский этикет требует хотя бы мимолетного приветствия;
    • высказывать дискриминирующие мнения о присутствующих - это всегда расценивается негативно;
    • разжигать скандал;
    • отзываться пренебрежительно;
    • раскрывать чужие тайны;
    • распространяться о своих мужских победах (это может опорочить девушку в глазах других мужчин).








    Такие правила соблюдать совсем несложно, но хорошее поведение делает человека приятным в общении.

    Женщины

    Специальные правила этикета для девушек предполагают множество намеков - особенно, если говорить о межличностных взаимоотношениях. Еще в средние века существовала определенная система правил и традиций, следуя которой девушка могла сообщить случайному кавалеру любую информацию о себе - для этого использовалась система взглядов и вздохов, особые прически, специальные платочки и многое другое.

    Нынешний светский этикет, которого должны придерживаться дамы, намного проще, однако и здесь есть свои секреты.

    Не секрет, что требование быть опрятным и ухоженным человеком - это норма вежливости, но точно такой же нормой вежливости является соответствовать месту и времени. Не слишком уместно присутствовать на вечеринке, которая проходит на лоне природы, в бриллиантах и вечернем платье.

    Также не стоит быть слишком демократичной. Это касается выбора одежды, украшений, аксессуаров, прически и макияжа. Девушка должна быть ухоженной, а ее внешний облик должен всегда соответствовать ситуации.

    Достоинство и честь - главное оружие женщины. Красота дается нам природой, ухоженной должна быть любая леди, а вот держаться с достоинством - редкое качество, которому следует обучиться. Прежде всего, научитесь следить за речью.












    Женщина должна быть милосердной , это одно из качеств, которое присуще каждой из нас, и хорошим тоном является демонстрировать милосердие не только к социально незащищенным людям, но и к своим знакомым. Справляйтесь о самочувствии чужих больных родственников, будьте готовы придти на помощь и не забывайте ни о ком.

    Будьте дружелюбны, не позволяйте себе снобизма. Светский этикет - это не когда отчитывают обслуживающий персонал, а правила поведения, которых ждут от себя и окружающих вне их рода деятельности и происхождения.

    Научитесь выглядеть достойно, основные правила этикета дают четкие рекомендации, как женщина в обществе должна:

    • стоять;
    • ходить;
    • садиться, вставать и сидеть.
    Если девушке предстоит командировка или путешествие, непременно поинтересуйтесь, какие основные поведенческие нормы приняты в этой стране. Так вы сможете найти интересные сведения об этикете других государств и избежать фатальных ошибок.

    Печально, но факт: нарушение норм общественного поведения в странах, которые живут по Шариату, может стоить женщине свободы и жизни.

    Разные ситуации

    Устраиваясь на работу в серьезную компанию, изучите правила поведения в коллективе, но не забывайте о том, что внутри каждого коллектива есть собственный, уникальный этикет общения. Постарайтесь использовать и общепринятые манеры, и не противоречить повадкам завсегдатаев, тогда вы сможете прослыть культурным и приятным человеком.

    Поддерживайте (и призывайте своих спутников к этому) этикет в общественных местах, не стоит доставлять неудобств чужим людям. В то же время, будьте аккуратны в своих стремлениях по отношению к другим людям - общество не всегда воспринимает милосердно такие поступки.

    Несмотря на правила этикета в России, проявите уважение к иностранцам и воздайте должное их культурным традициям, не забывайте о том, что в доме приезжего человека могут действовать иные нормы.

    Не стоит бояться быть некультурным, если в какой-то ситуации вы совершенно оказались не готовы, вы всегда можете спросить совета у того человека, чьи манеры вам кажутся безупречными - абсолютно не стыдно не знать чего-либо, стыдно не стремиться узнать.

    Манеры - это привычка, комплекс поведений, хорошо воспитанный человек остается хорошо воспитанным даже наедине с самим собой. Стремитесь к этому и вы почувствуете результат.