План работы родителями детей раннего возраста. Перспективный план работы с родителями во второй группе раннего возраста
Светлана Насонова
Перспективный план работы с родителями в первой группе раннего возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Новомалыклинский детский сад «Солнышко»
Воспитатель МДОУ Новомалыклинский детский сад «Солнышко»
Насонова Светлана Михайловна
с. Новая Малыкла, 2017 г.
Перспективный план работы с родителями
в первой группе раннего возраста
на 2017-2018 учебный год
Месяц Мероприятие
Сентябрь
1. Наглядно-информационный уголок : «Информация для родителей » .
2. Беседы с родителями : «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада», «Игрушки для малыша в раннем возрасте »
3. Подготовка к выставке из природного материала «Осеннее чудо»
4. Консультация : «Режим дня в жизни ребенка. Это важно или нет?» «Воспитываем культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста »
5. Родительское собрание : Анкета «Давайте с вами познакомимся» , «Готов ли ваш ребенок к детскому саду?»
6. Изготовление атрибутов для физкультурного уголка.
1. Консультация : «Игры для детей второго года жизни» , «Как уберечь малыша от опасностей в быту»
2. Оформление информационного уголка : «Библиотека для родителей » , «Читаем вместе с ребенком»
3. Беседа : «Вредные привычки» , «Какие игрушки покупать малышу»
5. Выставка детско-родительского творчества – осенних поделок
6. Лэпбук «Домашние животные и птицы»
Ноябрь 1. Консультация : «Что надо знать о своем ребенке, как провести выходной день?»
2. Индивидуальные беседы с родителями : «Как сказать ребенку нет» , «Как соблюдать режима дня в выходные дни»
3. Памятка для родителей : «Мой дом - моя крепость»
4. Фотовыставка ко дню матери «Милая мама моя»
5. Беседа «Будим ребенка правильно»
Декабрь 1. Консультация : "Профилактика простудных заболеваний"
2. Памятка для родителей : «Правила для сладкоежек» , «История новогодней игрушки»
3. Оформление папки-передвижки «Правила дорожного движения зимой»
4. Оформление выставок детско-родительского творчества «Мастерская Деда Мороза»
5. Новогодний утренник : «Новогодняя елка»
6. Родительское собрание : «Растем, играя»
7. Консультации : «Подарки для малыша на новый год» , «Играем с ребенком на прогулке зимой» , «Профилактика ОРЗ и гриппа»
Январь 1. Беседа : «Ребенок не хочет убирать за собой игрушки»
2. Консультация : «Влияние пальчиковых игр на детей раннего возраста » , «Игры на развитие речи детей второго года жизни»
3. Памятка «Безопасность зимних прогулок»
4. Оформление фотоколлажа : «Веселая жизнь в детском саду» , «Новогодние праздники»
5. Мастер- класс «Игры на сенсорное развитие детей раннего возраста »
6. Зимний субботник.
Февраль 1. Консультация : «Выбираем книгу для малыша» , «Развитие интеллекта детей раннего возраста »
2. Фотовыставка : «Мой папа – защитник Отечества»
3. Индивидуальные беседы с папами : «Кто главный в воспитании ребенка?»
4. Папка-передвижка «Роль отца в воспитании ребенка»
5. Памятка для родителей «Состояние здоровья вашего ребенка» , «Одежда малыша зимой»
Март 1. Консультация : «Можно ли добиться послушания детей» , «Родительская компетентность – это…»
2. Памятка для мам : «Мамина любовь и ласка» , «Осторожно – сосульки»
3. Беседа : «Если ребенок упрямится» , «Одежда детей весной»
4. Фотовыставка «Ярче всех бриллиантов мира…»
5. Консультация «Влияние соски на ребенка»
Апрель 1. Консультация : «Как предупредить авитаминоз весной» , "Воспитание сказкой"
2. Памятка для родителей : «Маленький помощник»
3. Оформление папки передвижки : «Уроки осторожности для малышей»
4. Консультация «Психическое здоровье детей раннего возраста и просмотр телевизора»
5. Игра психологический тренинг «А я бы повел себя так…»
6. Консультация «Речевое развитие детей 1-2 лет»
Май 1. Папка передвижка : «День Победы – великий праздник!»
2. Памятка для родителей : «Основы нравственных отношений в семье»
3. Фотовернисаж «Немного стали мы взрослее» - фрагменты из жизни группы
4. Консультация «Растите малышей здоровыми!» , «Правила безопасного поведения детей на дороге»
5. Родительское собрание : «Чему научились наши дети за год»
6. Индивидуальные беседы «Закаливание детей летом» , «Как правильно выбрать обувь ребенку»
Публикации по теме:
Годовой план взаимодействия с родителями детей первой группы раннего возраста СЕНТЯБРЬ 1. Родительское собрание «Основные принципы организации правильного питания детей раннего возраста».(Консультация- старшая медицинская.
Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе «Теремок» Сентябрь 1. Консультация для родителей «Возрастные особенности.
Перспективный план работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми, в первой младшей группе. СЕНТЯБРЬ:- Консультация "В детский сад без слёз или как уберечь ребёнка от стресса" - Консультация "Особенности развития и воспитания детей.
Дата, период Темы Сентябрь в течении месяца Информирование родителей о ходе образовательного процесса. Рекомендации родителям по домашнему.
Перспективный план работы с родителями в старшей группе Задачи: 1. Изучение социально педагогического опыта родителей, потребности родителей в воспитании детей. 2. Дать родителям знания о различных.
Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников второй группы раннего возраста Пояснительная записка Раннее и дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда происходит становление личности, «закладываются.
Организация работы с родителями в группе раннего возраста
"От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Поэтому, набрав группу малышей, мы начали работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.
Информационно – аналитическое направление
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начали работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
1. Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
3. Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Познавательное направление
Познавательное направление– это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В нашей группе детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Для скоординированной работы детского сада и родителей мы поставили перед собой следующие задачи
:
1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:
общие и групповые родительские собрания;
консультации;
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
Дни добрых дел;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
оформление фотомонтажей;
совместное создание предметно – развивающей среды;
работа с родительским комитетом группы;
телефон Доверия;
почта Доверия;
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Наглядно – информационное направление
Наглядно – информационное направление включает в себя:
родительские уголки
папки - передвижки различной тематики
семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем» и др. (Приложение №2 фото и видео материал
семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,
эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,
копилка Добрых дел и др.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей мы используем, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе проведены:
совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»
выпуск семейных и тематических газет
празднование дней рождения (ежемесячно),
Новогодний утренник
Планируется
выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», « Вот так наряд »,
спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»,
Праздник «День рождения» для детей в группе мы отмечаем ежемесячно.
Планируется проведение ежегодной акции: «Просто так», «Подари книгу детям» У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Мы благодарим наших родителей в отдельной рубрике «Благодарим»
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано при помощи пап и мам наших детей. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть у нас и кафе, где дети любят приглашать гостей, угощая их мороженым, и чаем с конфетами. В уютной кухоньке с мойкой и газплитой, красивой посудой дети просто обожают играть.
Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. Так мы планируем в рамках акции «Дни добрых дел» организовать ремонт игрушек, мебели, группы вместе с родителями, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, тем самым наладить атмосферу мира и теплых взаимоотношений между нами и родителями. Мы вместе должны стремиться, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Цель :
Задачи :
1
2
3
Скачать:
Предварительный просмотр:
План работы с родителями в группе детей раннего возраста.
Цель :
Создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания.
Задачи :
1 .Распространять педагогические знания среди родителей;
2 .Оказать практическую помощь в воспитании детей;
3 .Способствовать формированию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач по воспитанию ребёнка.
Темы родительских собраний на учебный год
Месяц | Тема | Ответственные |
Сентябрь
| «Особенности адаптационного периода детей группы, задачи воспитания и обучения детей 2-го года жизни» | Воспитатели группы Психолог |
Февраль
| «Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников» | Воспитатели группы Медсестра Психолог |
Май | «Чему научились наши дети за год» | Воспитатели группы Психолог |
Организация работы с родителями
Месяц | Советы воспитателя | Природа - наш верный друг | О здоровье всерьёз |
Сентябрь | Индивидуальные контакты, консультации “Первые дни в ДОУ”, «Как помочь малышу привыкнуть к детскому саду» | «Режим – главное условие здоровья малышей» |
|
Октябрь | Консультации «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста» | «Природа в окружении ребёнка» | Индивидуальная работа «Здоровый сон» |
Ноябрь | «Пальчиковая игры для малышей» | Консультация «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков» |
|
Декабрь | Консультация «Учить цвета просто и весело» | «Как помочь птицам зимой?» | Консультация «Зимняя прогулка с малышом» |
Январь | Консультация «Будьте бдительны на улицах города» | Консультация «Расти здоровым, малыш!» |
|
Февраль | «Играем со снегом и познаём его свойства» | «Гимнастика для малышей» |
|
Март | Консультация «Юные художники» | «Что нужно знать родителям о прививках» |
|
Апрель | Консультация «Какие игрушки покупать ребёнку 1-2 года?» | «Как вокруг всё интересно!» | Индивидуальные беседы «Выбираем правильную обувь для малыша» |
Май | Индивидуальные беседы «Развитие речи детей раннего возраста» | Консультация «Солнце, воздух, и вода - наши лучшие друзья!» |
Фотостенд
Мероприятия с участием родителей
Дата проведения | Мероприятие |
ноябрь | Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика» Задачи: помочь родителям овладеть некоторыми пальчиковыми играми, способствовать осознанию значимости развития мелкой моторики рук на развитие речи и укрепление здоровья малыша. |
декабрь | Родительский клуб. Встреча № 1. «В гостях у солнышка» |
январь | Родительский клуб №2 «Зимние забавы». «Постройка снежного городка на участке для прогулок» Задачи: способствовать знакомству родителей группы друг с другом, осознанию значимости родительской помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. |
февраль | Родительский клуб №3 «Игры для настоящих мужчин» |
март | Родительский клуб с чаепитием “ Самая прекрасная на свете – женщина с ребенком на руках ” |
апрель | Литературная гостиная «Книжки для малышек» Задачи: рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка, показать методы и приёмы ознакомления ребёнка с художественной литературой. Субботник на территории детского сада и в группе «День добрых дел». Задачи: оказание помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. |
май
| Родительский клуб №4 « Поиграем со сказкой» |
Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она
даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал.
(Е.А. Мухачёва.)
Работа с семьей – необходимая сложная деятельность воспитателя детского
сада.
Главные задачи:
- установление единства в воспитании детей;
- педагогическое и медицинское просвещение родителей;
- ознакомление родителей с жизнью и работой детского учреждения.
- помочь семье воспитать гармонически развитого человека. Мы проанализировали
особенности семьи и семейного воспитания наших детей, выработали тактику
своего общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в
педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Активные формы и методы работы с родителями. Один из важнейших моментов
взаимодействия семьи и детского сада связан с периодом адаптации. Успешность
протекания адаптации зависит от подготовки взрослых и ребенка.
Сотрудничество воспитателей и родителей начинается до поступления ребенка
в ДОУ, со сбора первичных сведений о нем и его семье, приглашая родителей
на консультацию «Как подготовить ребенка к поступлению в ясли»;
Памятка для родителей «Проблемы адаптации ребенка раннего возраста к
условиям дошкольного учреждения»
Анкета для родителей
(Беседы с родителями; общение со сверстниками; отношение ребенка к посторонним
взрослым)
Родительский клуб «Семь фей у колыбели», в рамках которого проходят следующие
мероприятия:
Родительские собрания по теме:
«Как помочь ребенку адаптироваться к детскому учреждению»
«Расти здоровым малыш»
«Как научить ребенка воспринимать величину, форму, цвет предметов»
«Как развивать речь малыша»
«Игры и игрушки»
« Кризис 3-х лет»
Консультации:
«Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду»;
«Адаптация детей раннего возраста»; « Характеристика развития детей и
организация их жизни»;
«Культурно - гигиенические навыки детей раннего возраста»; «Обучение восприятию
цвета детей »;
«Сенсорное воспитание ребенка »;
«Как развивать речь малыша»;
«Капризы и упрямство»; «Здоровье всему голова»; «Как приучить ребёнка
к самостоятельности»; «Зимние травмы»; «Игры и игрушки»; «Игрушка в жизни
ребёнка»; «Игры с детьми раннего возраста»; «Основные показатели развития
детей 3-х лет» и др.
Рекомендации:
«Воспитание гиперактивных детей»; «Стеснительные и замкнутые»; «Необходимо
ли наказание?» ; «Детство с кулаками».
Советы:
«Как играть с малышом»;
«Игры для развития восприятия»; «Не жалейте времени на уроки улицы» ;
«Если ребёнок плохо говорит» ; «Игры для развития восприятия»; «Семь родительских
заблуждений о морозной погоде».
Из опыта работы:
родители делятся своим опытом воспитания.
Наглядно – информационное направление
Наглядно–информационное направление включает в себя:
- информационные стенды: визитная карточка, режим дня, наши занятия, практический
материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском
саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания
- фотомонтажи: «Из жизни группы», эта форма работы является востребованной.
- фотовыставки: «Моя мама - лучше всех», «Самый лучший папа мой», «Пригласительный
билет в мир игры», «Легко нам жить на солнечной планете, когда шагают
с нами наши дети» и др.
- папки-передвижки: «Адаптационный период», «В здоровом теле – здоровый
дух», «Детские болезни От А до Я», «Осторожно, дети!», «Советы доктора
Градусника», «Раз, два, три, четыре, пять я пошёл играть», «Вопрос-Ответ»,
«Дорога и мы», «Не болейка», «Дети 2-х лет», «Слово-серебро, молчание-золото»,
«Необходимые советы для родителей», «Одежда и питание», «Адаптация детей»
и др.
Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей
любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских
обязанностях и ответственности.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Сценарии праздников и развлечений разрабатывали совместно с музыкальным руководителем. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Традиционным в группе является праздник, «С днем рождения «Колобок», «Прощание с «Колобком», где вручаются детям дипломы. Живой интерес и даже удивление родителей вызвал фотоколлаж детей группы - «Осень золотая»; «Зимушка-зима»; «Весна-красна»
При помощи родителей созданы видеофильмы: «Один день из жизни группы»,
«Подвижные игры и физкультурные занятия», «Игра – драматизация» Колобок».
Очень хорошо, когда под рукой видеокамера и фотоаппарат, ведь родителям
очень интересно, чем занимается их ребенок в детском саду. Родители приводят
в детский сад самое дорогое, что у них есть – своих детей. И задача воспитателя
сделать так, чтобы их богатство было в надежных руках. Участие семей в
конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только
обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.
Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешиваем
яркое объявление. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии,
готовят вместе с детьми интересные поделки. Хотелось бы сказать об одном
важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-
нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши
родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных
намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Не забывайте хвалить своих родителей.
Мы всегда делаем благодарственные письма для родителей, принимающих активное
участие в жизни группы. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» -
ремонт игрушек, помощь в уборке листьев на участке, изготовление родителями
вместе с детьми кормушек для птиц, изготовление выносного материала, постройка
снежного городка на участке, помощь в создании предметно-развивающей среды
в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между нами
и родителями. В зависимости от плана работы, сообща обговариваем каждое
мероприятие, решаем проблемы. Благодаря этому, все дела проходят с большим
энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда,
умения, творчества. На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась
определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных
форм работы дало определенные результаты:
родители стали активными участниками встреч и первыми помощниками воспитателя;
создана атмосфера взаимоуважения. Теперь они ощущают себя более компетентными
в воспитании детей;
родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются
единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления,
распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических
навыков.
Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать
их к участию в совместной работе.
Наглядные материалы:
Организация работы с родителями в группе раннего возраста
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Поэтому, набрав группу малышей, мы начали работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.
Информационно – аналитическое направление
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начали работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
1. Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
3. Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Познавательное направление
Познавательное направление– это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В нашей группе детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Для скоординированной работы детского сада и родителей мы поставили перед собой следующие задачи
:
1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:
общие и групповые родительские собрания;
консультации;
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
Дни добрых дел;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
оформление фотомонтажей;
совместное создание предметно – развивающей среды;
работа с родительским комитетом группы;
телефон Доверия;
почта Доверия;
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Наглядно – информационное направление
Наглядно – информационное направление включает в себя:
родительские уголки
папки - передвижки различной тематики
семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем» и др. (Приложение №2 фото и видео материал
семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,
эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,
копилка Добрых дел и др.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей мы используем, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе проведены:
совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»
выпуск семейных и тематических газет
празднование дней рождения (ежемесячно),
Новогодний утренник
Планируется
выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», « Вот так наряд »,
спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»,
Праздник «День рождения» для детей в группе мы отмечаем ежемесячно.
Планируется проведение ежегодной акции: «Просто так», «Подари книгу детям» У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Мы благодарим наших родителей в отдельной рубрике «Благодарим»
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано при помощи пап и мам наших детей. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть у нас и кафе, где дети любят приглашать гостей, угощая их мороженым, и чаем с конфетами. В уютной кухоньке с мойкой и газплитой, красивой посудой дети просто обожают играть.
Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. Так мы планируем в рамках акции «Дни добрых дел» организовать ремонт игрушек, мебели, группы вместе с родителями, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, тем самым наладить атмосферу мира и теплых взаимоотношений между нами и родителями. Мы вместе должны стремиться, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.