Мой ребенок домашний тиран. Что делать, если ребенок - маленький тиран

Много в моём блоге внимания уделено тиранам в семье: муж, жена.

В одном из комментариев был призыв написать о детях-тиранах . Тема не простая, но актуальная. Если присмотреться в поликлинике, на автобусной остановке, в магазине можно увидеть совершенно разные характеры ребятишек. И всё чаще приходится видеть таких, которые просто диктуют свои условия маме. Ему или ей еще и пяти нет, а он уже не знает слово «нет». Так это в общественных местах. Нетрудно представить себе, что вытворяет такое чадо дома.

Как такие детки получаются?

Можно попытаться это определить. Рождается ребенок, всё внимание ему, это понятно. Но в одних семьях внимание разумно распределяется и на других членов семьи. И растущее дитя не ощущает себя чем-то особенным, избранным. В других - сразу всех побоку.Забывают, что до них детей рожали и после них это будут делать. Возводят ребенка на пьедестал. Он подрастает, и не хочет уже покидать этот пьедестал. Он уже привык, что всё крутится вокруг него, все желания выполняются с максимальной быстротой.

Все мы видим таких деток в магазине. Не умеют такие ребятишки уважать домашних. Кто-то не здоров в семье - надо приучить ребенка не греметь игрушками. Не капризничать. Где там! Ребенок - это всё. И растет такой тиран на горе родителям.

Что делать?

Прежде всего, никогда не подчеркивать исключительность ребенка по сравнению с другими домочадцами. Если в семье праздник с подарками, то подарки должны получить все домашние, а не один ребенок. Пусть это будут символические сувениры, но дитя должно видеть, что все получили.

Научитесь ставить ребенка в определенные рамки. Все эти рассуждения, что ребенок не должен слышать слово « », от лукового. Должны быть определенные запреты. И звучать они должны однозначно, уверенно. Подрастает ребенок и можно объяснять ему, почему нельзя то или иное действие совершать.

Не позволяйте ребенку собой манипулировать. Дети любят проверять, насколько запреты родителей сильны, как далеко они могут позволить себе зайти, нарушая запреты. Никогда не противоречьте себе. Например, вы недавно отругали ребенка за то, что он взял ваш мобильник. Но через пару часов, чтобы отвлечь его от плача по какому-то поводу, вы даете ему тот же телефон в утешение. Ваши просьбы и запреты должны быть понятны ребенку и звучать серьезно, но без крика.

Если вы что-то запрещаете, не отменяйте это в награду за хорошее поведение. Запрет должен стать нормой поведения. Поэтому запретов не может быть много, но они обязательны.

Для достижения успеха необходима солидарность родителей . Любое новое правило для ребенка надо сначала обговаривать с другим родителем и остальными членами семьи, если они есть.

Будьте готовы проявлять твердость . Любой ребенок найдет удобный момент, когда будет много свидетелей и устроит вам проверку на твердость. А свидетели возьмут его сторону и начнут советовать. Если вы уступите хотя бы раз, чтобы успокоить и ребенка, и свидетелей, многие ваши предыдущие усилия пропадут. У ребенка возникнет привычка вас шантажировать. Наплюйте на советчиков и свидетелей, стойте тверже скалы. Переждите вспышку гнева у ребенка, и повторите свой запрет.

Не злоупотребляйте запретами . Иной раз родители запрещают что-то только по причине усталости и нежелания заниматься ребенком. Этого делать нельзя. Проще постараться переключить его мягко на другое занятие. Но необдуманных и чрезмерных запретов быть не должно.

И учите своего ребенка с первых осознанных месяцев жизни любить других, уважать их желания . Не ставьте его на пьедестал, не подчеркивайте его исключительность. Ребенка надо любить, беречь, а не портить словами о его исключительности, красоте, уме и прочих достоинствах. Ему жить в обществе и надо уметь уважать интересы хотя бы родных людей, а потом просто окружающих.

Если вы всё делаете наоборот, то не спрашивайте потом, почему у вас растет ребенок-тиран.

Мне 37 лет.Замужем,3-х летняя дочь в браке и 18 летний сын от предыдущего брака.Сына до 10 лет воспитывала одна, помогали бабушка с дедушкой. Ему ни в чем не было отказа, особенно со стороны прадедов. Сын до 13 лет был очень привязан ко мне, в 14 начал потихоньку отходить.В 15, когда уже не стало прадедушки, произошла страшная трагедия:в пожаре погибла прабабушка, мы были вынуждены снимать квартиру, а в нашей делать ремонт. У меня как раз была новорожденная дочка на руках.Сын переживал очень сильно, стал изводить меня своим отношением ко всем нам, и к учебе.Следующий год кое-как доучился и поступил в колледж. Там он осознал, что его учеба нужна не мне, а ему. Бросил гулять, курить, совсем не пьет, и презирает все эти людские слабости, за 2 года в совершенстве овладел английским языком..В общем, есть чем гордиться. Все говорят мне, что я молодец, такого парня воспитала. А никто не подозревает о его отношении ко мне. В нем как будто 2 разных человека сидят. Он мне жизни совсем не дает. Опровергает каждое мое действие, критикует каждый шаг. То говорит, что я не интересуюсь им, а когда я начинаю его о чем то спрашивать, он всегда недоволен, всегда не вовремя. Он обвиняет меня абсолютно во всех своих неудачах, орет, ругается матом, требует то телефон, то дорогую одежду, то поездку за границу...А, когда слышит отказ, оскорбляет так, что я и не слышала таких слов. Потом на него иногда находит озарение, он просит извинение и говорит, что не знает, что на него нашло..Самое страшное, что моя маленькая дочь постоянно становится свидетелем этих сцен. А он ее любит до безумия(это я точно знаю), но и с ней тоже груб и часто заставляет плакать. Мужу я не разрешаю встревать в наши конфликты, потому что сын, да и муж, тоже, оба очень горячие. Если это выйдет уже на их уровень, то будет конец нашей семье как единому целому. А я сына очень люблю, несмотря на то, что, в последнее время и не могу разговаривать с ним ни о чем, все время боюсь сделать что-то не так, сказать не то. Боюсь не потому, что пасую перед ним, а потому, что не хочу дочь пугать,она очень негативно реагирует на конфликты. У меня, прямо паническое состояние. Он чувствует мою слабость и пользуется этим. Он живет так, как будто нас нет. Шумит, когда мы спим, когда он же ложится, даже днем, мы должны соблюдать тишину. По отношению ко мне и моему мужу проявляется такое поведение, будто мы дети, а он, проживший жизнь, наш наставник. И это всегда, при любом его настроении. Подскажите, почему у нас могла возникнуть такая ситуация, и можно ли как-то выйти из нее?

Кажется, что чем старше становится ребенок, тем он настырнее и справляться с ним все сложнее. Если он не получает желаемого, то сразу же начинает плакать или, хуже того, спорить и скандалить. Многие родители не понимают, почему когда-то милый и послушный малыш вдруг превратился в настоящего «террориста». И родители начинают огорчаться — ребенок тиран и деспот растет?

Чаще всего, в таких ситуациях мамы и папы просто опускают руки и покорно исполняют все прихоти подрастающего диктатора. А что поделать? Не наказывать же каждый день маленького хулигана. Или все-таки наказывать?

Ребенок тиран и деспот растет …

  • Что говорит психология?

Психологи советуют сразу не записывать свое чадо в хулиганы и присмотреться к нему получше: быть может, в вашей семье подрастает настоящий лидер.

Лидерские качества проявляются у ребенка в его первом коллективе, то есть в детском саду. Именно тогда малыш учится командовать, распределять игрушки, руководить играми и так далее.

У детей школьного возраста лидерство проявляется отсутствием прилежания и послушания. Но при этом они всегда стремятся быть в курсе всех дел класса, участвовать в них и руководить.

Если у вас подрастает такой малыш, как ребенок тиран и деспот, то постарайтесь объяснить это его воспитателю в садике/классному руководителю в школе. Вместе вы сможете придумать, как направить всю энергию маленького лидера в «мирное» русло.

Постарайтесь проявить терпение по отношению к лидерским замашкам ребенка. Но не забывайте, что «проявлять терпение» — не значит игнорировать: с ребенком обязательно нужно разговаривать о его капризах, узнавать причины такого поведения.

Попробуйте показать своему чаду не только свою и заботу, но и уважение: спрашивайте его совета, интересуйтесь его . Маленький лидер это обязательно оценит.

Даже если вы по натуре — настоящий лидер, постарайтесь оставить своему ребенку пространство для самостоятельных решений.

  • Если все-таки подрастает ребенок тиран

Ребенок-деспот всегда стоит на своем, в своем маленьком кулачке он держит папу и маму, бабушек и дедушек. Малыш никогда ничего не просит — он просто приказывает. Совсем не понимает слово «нельзя» и «нет» и, если родители в чем-то отказывают ему, то начинается рёв и с паданием на пол, биением ногами и руками по полу.

Как известно, малыши не рождаются диктаторами и деспотами: такими они становятся из-за вседозволенности родителей. Подрастая, ребенок привыкает, что для него нет запретов и родительское «нет» просто не воспринимается им. Малыш, которому буквально вчера можно было делать совершенно все, не сможет понять, почему ему нельзя делать то же самое сегодня.

С этим нужно что-то делать. Во-первых, нужно найти причину такого поведения у ребенка. Это может быть элементарная избалованность или малыш просто старается стать взрослым.

Если ребенок избалован, то родителям нужно научиться говорить ему «нет» и всегда стараться объяснить причину своего отказа: на любое «дай» и «хочу» маленького диктатора, мама и папа должны отвечать «нельзя, потому что…».

Если никакие объяснения не помогают, то лучше не реагировать на истерики малыша. Можно просто выйти из комнаты, если вы дома. Если же ребенок разыграл «спектакль» в людном месте (в магазине, в кинотеатре, просто на улице), то нужно отвести свое чадо туда, где меньше всего зрителей. Для таких представлений ребенку обязательно нужна публика. А если ее нет, то кричать просто некому и незачем.

  • Ребенок тиран и деспот слишком рано старается стать взрослым.

В принципе, в этом нет ничего плохого, так как такие дети, подрастая, доставляют намного меньше хлопот: они более независимы и самостоятельны, сами решают, где и на кого будут после школы. Дети, стремящиеся раньше повзрослеть, никогда не пропадут и преодолеют любые трудности.

Такому ребенку всего то и нужно, чтобы взрослые считались с его мнением и общались с ним на равных. Он хочет чувствовать себя не просто любимым, но еще и нужным. Например, если давать такому малышу разные мелкие поручения, говорить, что без него никак не справится, то все истерики ребенка в скором времени сойдут на нет потому, как не будет причин их закатывать.

Если вы насторожены, что ребенок тиран и деспот растет, а может он просто манипулирует вами? А может он как личность сильнее в несколько раз, чем вы? Сложный вопрос и действительно — не понятно: какой человек из него вырастет!

Предположим, малыш бьет другого лопаткой по голове. Контрпродуктивным будет, если мы, взрослые, несмотря на то, что рассержены, улыбнемся и мягко скажем: «Костенька, не надо так делать!» В этом случае мозг ребенка неправильно запоминает, какие чувства испытывает другой, когда ребенок дерется или говорит грубости. А для развития эмпатии крайне необходимо корректное запоминание действия и реакции на него.

Эмпатия и социальное поведение не даются нам с рождения: маленький ребенок сначала должен запомнить, какие чувства существуют, как они выражаются в жестах и мимике, как люди адекватно на них реагируют. Поэтому, когда у нас поднимается волна чувств, важно проявлять их максимально естественно.

Полный «срыв» родителей, кстати, не является естественной реакцией. На мой взгляд, этим словом слишком часто злоупотребляют взрослые, оправдывающие свои неконтролируемые приступы гнева: «Но я всего лишь веду себя естественно…» Нет. Наши чувства лежат в нашей зоне ответственности. Отказываться от этой ответственности и перекладывать ее на ребенка – это не по-взрослому.

2. Родители делают все для того, чтобы их детям не пришлось пережить разочарование

Дети должны учиться переносить неудачи, преодолевать их, чтобы выходить из разных жизненных ситуаций более сильными. Если в обратной связи от людей, к которым ребенок привязан, он получает сигнал о том, что они в него верят, его уверенность в собственных силах растет. При этом поведение взрослых важнее, чем их слова. Важно транслировать свои истинные чувства.

Необходимо с самого начала позволять детям терпеть маленькие неудачи. Ни к чему устранять с пути ребенка все без исключения препятствия: именно фрустрация оттого, что что-то пока не получается, и запускает внутреннюю мотивацию расти над собой. Если же родители постоянно этому препятствуют, то дети вырастают во взрослых, не приспособленных к жизни, разбивающихся о самые мелкие неудачи или даже не осмеливающихся начать что-то из страха не справиться.

3. Вместо настоящего утешения родители отвлекают ребенка

Если что-то идет наперекосяк и в качестве утешения родители дарят ребенку подарок, отвлекая его, мозг не учится жизнестойкости, а привыкает опираться на замещение: еду, напитки, покупки, видеоигры.

Есть разница между утешением с проявлением участия и утешением с помощью отвлечения. При подлинном утешении человек чувствует себя лучше, испытывает облегчение. Действие же поддельного утешения быстро заканчивается, поэтому ему нужно все больше и больше. Конечно, время от времени родители могут таким образом «заполнить пробел», но лучше будет обнять ребенка и пережить вместе с ним его боль.

4. Родители ведут себя непредсказуемо

В детском саду у меня была лучшая подруга, Аня. Я ее очень любила. Однако ее родители были совершенно непредсказуемыми: то они засыпали нас сладостями, а то – как гром среди ясного неба – начинали сердиться и вышвыривали меня на улицу. Я никогда не знала, что мы сделали не так. Одно неверное слово, не тот взгляд, – и пора спасаться бегством. Очень часто случалось, что Аня открывала мне дверь вся в слезах и качала головой, если я хотела с ней поиграть.

У людей есть базовая потребность в структуре и упорядоченности в жизни. Если на протяжении длительного времени они не могут предвидеть, как будет проходить их день, то начинают испытывать стресс и заболевают. В первую очередь это относится к поведению родителей: оно должно иметь какую-то структуру, понятную для ребенка, чтобы он знал, чем оно продиктовано, и мог на него ориентироваться. Это помогает ему обрести уверенность в поведении.

В моей школе много учеников, получивших от общества штамп «с отклонениями в поведении». Я знаю, что у многих из них такие же непредсказуемые родители. Без последовательных сценариев и внятных ориентиров ребенок не сможет вырасти здоровым, не усвоит правила «нормального» сосуществования – напротив, он будет реагировать так же непредсказуемо, тем самым вызывая недовольство в детском саду и школе.

5. Родители просто игнорируют «нет» своих детей

Думаю, сто процентов родителей ответят утвердительно, если их спросить, должно ли «нет» женщины во время секса означать действительно «нет». Все мы стараемся донести это до своих детей: вряд ли кто-то захочет, чтобы его сын однажды прикоснулся к женщине против ее воли. Но сколько родителей неосознанно прививают своим детям как раз противоположное? Чему учится ребенок, говорящий «нет» и все равно обязанный делать то, что сказали родители? Тому, что более сильный всегда решает, когда «нет» действительно обозначает «нет». Фраза родителей «Я желаю тебе только добра!» на самом деле не так уж и далека от посыла насильника: «Но ты тоже этого хочешь!»

Она кричала и упиралась, мне пришлось держать ее изо всех сил. Это был настоящий акт насилия

Однажды, когда мои дочери были еще маленькими, я почистила зубы одной из них против ее воли. Я действительно была убеждена, что это необходимо, это только во благо ей. Однако она сопротивлялась так, будто речь шла о ее жизни. Она кричала и упиралась, мне пришлось держать ее изо всех сил. Это был настоящий акт насилия. Когда я это поняла, то отпустила ее и поклялась себе больше никогда не обращаться с ней так. Как она сможет научиться тому, что ее «нет» чего-то стоит, если даже самый близкий, любимый человек на свете этого не принимает?

Разумеется, есть ситуации, в которых мы, родители, тоже должны переступать через «нет» наших детей. Когда двухлетний ребенок бросается на асфальт посреди улицы, потому что не хочет идти дальше, вопросов нет: в целях безопасности папа должен поднять его и унести. Родители должны и имеют право применять «оберегающую силу» по отношению к своим детям. Но как часто случаются такие ситуации и как часто мы не обращаем внимания на «нет» наших детей просто из удобства или нехватки времени?