Кто такой дефектолог и что такое дефектология? Кто же такой дефектолог.

Сурдопедагогика, логопедия, тифлопедагогика, олигофренопедагогика Словарь русских синонимов. дефектология сущ., кол во синонимов: 6 логопедия (3) … Словарь синонимов

дефектология - (от лат. defectur недостаток и греч. logos понятие, учение) см. специальная психология. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

ДЕФЕКТОЛОГИЯ - (от дефект и...логия), отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, обучения и воспитания детей с физическими и психическими недостатками (нарушениями движений, зрения, слуха, речи, интеллекта) … Современная энциклопедия

ДЕФЕКТОЛОГИЯ - (от дефект и...логия) педагогическая наука, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Включает логопедию, олигофренопедагогику, сурдопедагогику, тифлопедагогику … Большой Энциклопедический словарь

ДЕФЕКТОЛОГИЯ - ДЕФЕКТОЛОГИЯ, и, жен. Раздел педагогики, занимающийся особенностями развития, воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками. | прил. дефектологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ДЕФЕКТОЛОГИЯ - (от лат. defectus нехватка и греч. logos слово, учение) англ. defectology; нем. Defektologie. Научная дисциплина, занимающаяся изучением проблем, связанных с людьми, имеющих дефекты (напр., зрения, слуха, органов движения), т. е. прежде всего их… … Энциклопедия социологии

Дефектология - (от дефект и...логия), отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, обучения и воспитания детей с физическими и психическими недостатками (нарушениями движений, зрения, слуха, речи, интеллекта). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ДЕФЕКТОЛОГИЯ - (от лат. defectus недостаток и греч. logos слово, учение), наука о психофизиол. особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В Д. входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика (обучение и… … Российская педагогическая энциклопедия

Дефектология - I Дефектология (от лат. defectus недостаток и...Логия) научная отрасль, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. В Д. входят специальные… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Дефектология: конспект лекций , Титов, Вячеслав Александрович. Учебное пособие содержит необходимые знания по курсу «Дефектология» в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом Российской Федерации. Рекомендуется для студентов и… Купить за 334 руб
  • Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология. Курс лекций , Вадим Петрович Глухов. В пособии представлен курс лекций по учебной дисциплине «Дефектология (специальная педагогика и специальная психология)». Данная дисциплина изучается студентамифакультетов дошкольного…

У довольно большого количества родителей направление ребенка к логопеду-дефектологу вызывает оторопь. Как же так? У нас здоровый малыш! — удивляются или даже раздражаются они. Сложилось мнение, что в функции логопеда входит постановка правильного звукопроизношения, а работа дефектолога связана с детьми, имеющими нарушения физического и умственного развития.

По этой причине многие мамы и папы детишек, не имеющих подобных отклонений, но с нарушениями речевых функций, зачастую склонны отказываться от работы со специалистом, имеющим в названии своей профессии слово «дефектолог».

Кто такой логопед?

Логопедия - это наука о коррекции нарушений речи при помощи педагогических и дидактических мероприятий.

К логопеду обращаются в случаях:

  • Неправильное звукопроизношение (дислалия, дизартрия и т. д.).
  • Темповых нарушений речи.
  • Недостаточная сформированность фонематического слуха.
  • Аграмматичное построение речи.
  • Проблемы в освоении чтения и письма (дислексия и ).
  • Недоразвитие речи или отставания в ее развитии.

Таким образом, сфера ответственности логопеда - речь ребенка. Он должен оценить уровень ее развития, выявить имеющиеся нарушения и предложить меры для их коррекции.

Кто такой дефектолог?

Дефектология же изучает особенности развития психики и физиологии детей с различными отклонениями в умственном или физическом развитии.

По сути педагог-дефектолог имеет дело с высшими психическими функциями ребенка, развивая и стимулируя их.

Его область деятельности - это подготовка психики и мозга к формированию речи. В процессе обучения в вузе будущие специалисты изучают не только педагогику, но и основы медицины, психологии и нейрофизиологии.

Направление работы дефектолога:

  1. Работа над улучшением памяти и произвольного внимания.
  2. Развитие восприятия и воображения.
  3. Формирование правильной активной речи, расширение словаря.
  4. Работа над особенностями эмоционально-волевой сферы.
  5. Создание условий для адаптации ребенка в социуме, планирование особых подходов к обучению.

Немного истории

Классическая советская педагогика предлагала такой путь воспитания будущих специалистов в этих областях. В крупных педагогических вузах существовала кафедра дефектологии, в рамках которой проходило обучение таких специалистов как:

  1. олигофренопедагог (направление работы - дети с умственным отставанием);
  2. тифлопедагог (специалисты, помогающие детям с отсутствующей или нарушенной функцией зрения);
  3. сурдопедагог (работающий со слабослышащими детьми);
  4. логопед (специалисты по коррекции речевого развития).

В таком случае получается, что из стен вуза выходили специалисты, называющиеся «логопед-дефектолог», имеющие широкий профиль.

В их компетенцию входила как подготовка ребенка к становлению речи, ее «запуск», так и коррекция возможных речевых нарушений.

В настоящее время логопеды и дефектологи учатся на разных отделениях. Изучая разные предметы в стенах вуза, они становятся более узкими специалистами. Дефектолог занимается развитием высшей психической деятельности, «запуская» речь у ребенка, а логопед впоследствии «ставит» произношение.

Как правильнее — логопед или дефектолог?

Речь - сложный процесс, обеспеченный согласованной работой артикуляционного аппарата, органов дыхания и восприятия, а также высших нервных функций. Формирование речи напрямую связано с развитием психики ребенка. Поэтому очень часто деятельность логопеда и дефектолога пересекаются между собой.

Логопед-дефектолог работает с различными случаями, не ограничиваясь лишь коррекцией звукопроизношения или, напротив, работой с «особыми» детьми. Вот лишь небольшой список задач, которые решает этот специалист:

  1. Стимуляция речевого, психического и психоречевого развития.
  2. Коррекция проявлений СДВГ.
  3. Работа с детьми, имеющими ОНР любой степени.
  4. Сложности с обучаемостью, диагностика готовности ребенка к школе.
  5. Помощь в преодолении трудностей в школьном обучении.

Получается, что деятельность логопеда-дефектолога охватывает более широкий спектр нарушений.

Логопед сталкивается в основном с уже достаточно явными проблемами. Однако в том случае, если отставание в формировании речи лежит какое-либо первичное отклонение (например, задержка психического развития, нарушение мышления и т. д.), правильно поставить диагноз и планировать коррекционные меры должен уже дефектолог.

Удобнее и правильнее строить работу может специалист, совмещающий в себе знания по обоим направлениям, то есть логопед-дефектолог. Работая с ребенком, он составляет план коррекции речевых нарушений параллельно с развитием психических функций.

Когда нужна консультация логопеда-дефектолога?

Формирование активной речи - важный процесс, протекающий у каждого ребенка в собственном темпе. Однако при этом родителям нужно следить за тем, чтобы эта индивидуальность не выходила за рамки возрастных норм. Следует проходить диагностику развития ребенка если не каждый год, то хотя бы в важные ключевые моменты, когда особенно активно формируется речь и познавательные навыки - в 2-3 года, в перед поступлением в 1 класс (6 лет) и в период первых лет учебы.

Это касается тех случаев, когда у ребенка нет явных признаков возможных нарушений. Помимо этого, родителям стоит обратиться внимание на следующие моменты:

  • У ребенка заметна задержка в формировании речи. К примеру, он разговаривает односложно, больше используя для общения мимику и жесты.
  • Речь формируется в срок, но невнятна, мало понятна для посторонних.
  • Есть нарушения в звукопроизношении.
  • Присутствуют поведенческие нарушения - проблемы с общением со сверстниками, замкнутость, рассеянность внимания, признаки агрессии, повышенная возбудимость, нарушения моторики.

Именно логопед-дефектолог поможет найти причины беспокоящих родителей отклонений и либо направит ребенка к специалисту, либо предложит план коррекционной работы, позволяющей справиться с проблемой.

Кто такой дефектолог?

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики. Дефектология (лат.defektus - недостаток) - наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. Дефектолог - специалист, который работает с такими детьми. Целью работы является максимально возможные в силу имеющихся особенностей развитие и адаптация в социальной, учебной, профессиональной сферах.

Сурдопедагог - обучает детей с недостатками слуха
- Олигофренопедагог - обучает детей с недостатками умственного развития
- Тифлопедагог – обучает детей с недостатками зрения
- Логопед- специалист работающий со всеми видами речевых нарушений у детей.


После проведения первичного обследования детей, родители получают ответы на интересующие их вопросы по организации коррекционной помощи ребенку.

Для чего нужен дефектолог?

Дефектолог выполняет следующие функции:

1. Проводит подробное обследование особенностей развития каждого ребенка, определяет его способности к обучению, организует работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей;

2. Повышает познавательную активность и развивает основные психические процессы у детей (Восприятие, внимание, память, мышление и др.);

3. Развивает коммуникативную деятельность детей;

4. Развитие ведущего вида деятельности для данного возрастного периода – дошкольники – игровая деятельность.

Формирование элементарных математических представлений (количественных, пространственных, временных).
- обучение конструированию: на занятиях по конструированию ребенок овладевает представлениями о пространстве, цвете и форме предметов, учится действовать по образцу, координировать движения рук.
- обучение игре: некоторые дети не умеют играть, или же уровень развития их игровой деятельности соответствует более младшему возрасту. Для таких ребят необходимо организовывать специальные занятия, помогающие им "продвинуться" в развитии.
- ознакомление с окружающим миром и развитие речи: ребенок учится видеть окружающие предметы и явления, расширяется круг его представлений, словарный запас, развивается связная речь.
- дидактическая игра: специально организованные игры помогают развивать восприятие, внимание, память и мышление ребенка, моторику рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кто такой дефектолог?

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики. Дефектология (лат.defektus - недостаток) - наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. Дефектолог - специалист, который работает с такими детьми. Целью работы является максимально возможные в силу имеющихся особенностей развитие и адаптация в социальной, учебной, профессиональной сферах.

Существует несколько дефектологических специальностей:


- Сурдопедагог - обучает детей с недостатками слуха
- Олигофренопедагог - обучает детей с недостатками умственного развития
- Тифлопедагог – обучает детей с недостатками зрения
- Логопед- специалист работающий со всеми видами речевых нарушений у детей.

Разница между логопедом и дефектологом в том, что логопед занимается развитием речи, а дефектолог развитием интеллекта.
На консультации дефектолог осматривает ребенка, путем диагностики выявляет имеющиеся нарушения, проводя беседы с родителями, выясняет обстоятельства, при которых возникло и развивалось заболевание, при необходимости назначает дополнительные обследования и анализирует их результаты. Все это позволяет точно определить характер отклонения и выбрать направление для целенаправленной работы по коррекции.
После проведения первичного обследования детей, родители получают ответы на интересующие их вопросы по организации коррекционной помощи ребенку.

Для чего нужен дефектолог?

Дефектолог выполняет следующие функции:

1. Проводит подробное обследование особенностей развития каждого ребенка, определяет его способности к обучению, организует работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей;

2. Повышает познавательную активность и развивает основные психические процессы у детей (Восприятие, внимание, память, мышление и др.);

3. Развивает коммуникативную деятельность детей;

4. Развитие ведущего вида деятельности для данного возрастного периода – дошкольники – игровая деятельность, школьники - учебная.

Основные направления работы учителя-дефектолога с ребенком:


- формирование элементарных математических представлений (количественных, пространственных, временных).
- обучение конструированию: на занятиях по конструированию ребенок овладевает представлениями о пространстве, цвете и форме предметов, учится действовать по образцу, координировать движения рук.
- обучение игре: некоторые дети не умеют играть, или же уровень развития их игровой деятельности соответствует более младшему возрасту. Для таких ребят необходимо организовывать специальные занятия, помогающие им "продвинуться" в развитии.
- ознакомление с окружающим миром и развитие речи: ребенок учится видеть окружающие предметы и явления, расширяется круг его представлений, словарный запас, развивается связная речь.
- дидактическая игра: специально организованные игры помогают развивать восприятие, внимание, память и мышление ребенка, моторику рук.


В мире есть профессии, вызывающие всеобщее и безусловное уважение. Это прежде всего учитель и врач, от которых зависят здоровье и судьбы людей Профессия дефектолога, работающего с особой категорией людей, занимает среди них особое место.

Специалист в области дефектологии

Дефектология – это наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Название этой науки говорит само за себя: слово «дефектология» происходит от латинского defectus – недостаток и греческого logos – слово, учение.

Дефектология в широком смысле включает в себя разделы специальной педагогики, социологии, философии, психологии, а также тесно связана c медицинскими науками (психиатрия, невропатология, иммунология, педиатрия, офтальмология, отоларингология и др.), так как природа происхождения патологий различна. Дефектология в узком смысле занимается воспитанием, обучением и социализацией детей с отклонениями в развитии.

Дефектолог (коррекционный педагог) – это специалист, занимающийся воспитанием, обучением и социализацией детей с психическими и физическими отклонениями в развитии. Коррекционный педагог не врач, он не может вылечить патологии, не может исправить ошибку генов, врачей или судьбы. Суть его работы в другом – он призван научить детей с отклонениями в развитии справляться со своим недугом, научить их жить в современном мире. При этом результат его работы во многом зависит от желания родителей помочь своему ребёнку. Ведь дефектолог не может заниматься с ребёнком в течение всего дня, большая нагрузка ложиться на плечи родных и близких ребенка, которые должны выполнять все рекомендации специалиста.

Дефектолог занимается также с учащимися начальной школы, не имеющими отклонений, но которые в той или иной степени плохо усваивают программу общеобразовательной школы. Таким детям тоже нужна помощь дефектолога.

Дефектолог-сурдопедагог

Сурдопедагог (от лат. surdus - глухой.) – это специалист по обучению и воспитанию детей, имеющих отклонения в области слуха, от тугоухих до полностью лишённых слуха, в том числе от рождения. Важнейшая задача сурдопедагога состоит в обучении ребёнка, который ничего не слышит, произносить звуки, слоги, слова, то есть разговаривать. Сурдопедагог не только формирует у ребёнка навыки говорения, но и следит за правильной интонацией и правильным ритмом, учит читать книги и писать, «считывать» чужую речь по губам, обучает азбуке жестов и дактильной азбуке.

Сурдопедагог помогает адаптироваться к слуховому аппарату, осуществляет контроль за параметрами слухового аппарата, обеспечивающими комфортное восприятие звуков. Также сурдопедагог работает с детьми после операции кохлеарной имплантации, так как этот метод не обеспечивает автоматический переход к естественному слуховому восприятию. Сурдопедагог может работать также и со взрослыми людьми с ограниченными возможностями слуха и речи, участвуя в их психологической адаптации и профессиональной реабилитации.

Дефектолог-тифлопедагог

Тифлопедагог (от греч. typhlós - слепой.) - это специалист, занимающийся воспитанием, обучением и развитием детей, имеющих нарушения зрения, включая тех, кто лишён зрения с рождения. Зрение – это важнейший источник, через который человек воспринимает информацию об окружающем мире. Поэтому, если человек слеп, его надо научить получать информацию через другие органы чувств, например через органы слуха и осязания (у слепых обычно обострённый слух и особая чуткость пальцев).

Задача тифлопедагога – научить слепых и слабовидящих детей читать по шрифту Брайля, обучить их навыкам самообслуживания и умению ориентироваться в пространстве. Большое внимание уделяется занятиям по развитию осязания и мелкой моторики с обязательными упражнениями для рук (снимающими напряженность мышц, развивающих подвижность и гибкость); по ориентировке в пространстве, по социально-бытовой ориентировке.

Также тифлопедагог организует обучение и профессиональную подготовку слепых и слабовидящих; учит пользоваться для самообслуживания специальными тифлотехническими средствами культурно-бытового и хозяйственного назначения.

Дефектолог-олигофренопедагог

Олигофренопедагог – это специалист по обучению и воспитанию детей, имеющих нарушения психического развития, такие как умственная отсталость (олигофрения), аутизм (психическое расстройство) или наличие сразу нескольких дефектов в развитии. Причин, по которым у человека нарушается интеллект, очень много: травмы, генетические проблемы, влияние ядов, тяжёлые инфекции (как до, так и после рождения), последствия неудачных прививок и т.д. Олигофренопедагог занимается обучением и воспитанием детей дошкольного и школьного возраста с нарушенным интеллектуальным развитием, помогает в адаптации в обществе. Он работает не только с детьми, но и с их родителями, которые нуждаются в рекомендациях квалифицированного специалиста.

Дефектолог-логопед

Логопед – это коррекционный педагог, который занимается устранением недостатков речевого развития. Существует три основных вида нарушений речи у детей: дислалия (нарушено произношение отдельных звуков); фонетико-фонематические нарушения (нарушены произношение и речевой слух); общее недоразвитие речи (нарушена вся речевая система: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь). Логопед помогает устранить такие нарушения, как: заикание картавость, шепелявость; дизартрия (нарушение произношения); дисграфия (нарушение письма); дислексия (нарушение чтения); алалия (отсутствие или недоразвитие речи); афазия (отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи) и др.

Логопед работает с дошкольниками и школьниками, имеющими как нормальное развитие, так и интеллектуальную недостаточность, а также со слабослышащими детьми.

Дефектолог в школе

Дефектолог оказывает помощь и детям с задержкой психического развития, которые не справляются с требованиями стандартной школьной программы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, они не являются умственно отсталыми. Но у них нарушен нормальный темп психического развития, при котором ребёнок продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. У них недостаточно сформированы умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети овладевают в дошкольный период. Они имеют отставания в речевом развитии, моторную неловкость, неусидчивость, невнимательность, плохую память; характерной чертой таких детей является неуверенность в собственных силах, они с трудом общаются со сверстниками.

Педагог-дефектолог может помочь развить интеллектуальные способности ребёнка, расширить словарный запас, лучше выражать свои мысли. Дефектолог не учит детей математике или русскому языку, он исправляет причину возникшей трудности в обучении, благодаря чему и происходит коррекция нарушенных функций. (Например, несформированность пространственных представлений является причиной трудностей письма и чтения. Это можно исправить как непосредственным развитием навыков чтения и письма – этим занимается учитель, так и развитием пространственных представлений у ребенка – этим занимается дефектолог.)

Где получить профессию дефектолога

Профессия дефектолога находится на стыке сразу нескольких наук: медицины, педагогики, психологии, социологии и т.д., однако главное направление – всё-таки педагогика. Специальность дефектолога получают в педагогических вузах, где есть дефектологический факультет. Такие факультеты есть в Москве, Петербурге, Новосибирске, Томске, Волгограде, Екатеринбурге, Челябинске и других крупных городах России.

Круг изучаемых дисциплин у будущих дефектологов (коррекционных педагогов) широк. Студенты проходят специальную педагогику и психологию, дефектологию, основы медицины, биологии, социологии и филологии, правоведение с основами семейного права и прав инвалидов. Программа профессиональной подготовки дефектолога включает в себя теоретическое обучение, научно-исследовательскую работу, практикумы, педагогические практики.

Выпускник дефектологического факультета может работать в учреждениях как образовательного (детские сады, школы), так и лечебного профиля (поликлиники, больницы), а также в различных реабилитационных центрах, центрах социальной защиты и психологической помощи, в общественных и благотворительных организациях по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональные качества дефектолога

От качества работы дефектолога зависят судьбы детей с непростой судьбой. Неудивительно поэтому, что людям этой профессии предъявляются повышенные требования. Дефектолог должен быть ответственным и целеустремленным, энергичным и инициативным, коммуникабельным и наблюдательным, доброжелательным и тактичным, иметь высокий уровень интеллекта и хорошую память, обладать незаурядными творческими способностями, быть оптимистично настроенным и уверенным в успешных результатах своей деятельности. Кроме того, дефектолог должен любить детей, так как основной упор деятельности этого специалиста направлен на коррекцию развития, воспитание и обучение детей.

Вместе с тем дефектолог должен быть готов и к тем сложностям, которые таит в себе эта профессия. Ежедневная работа с аномальными детьми, имеющими физические и психические отклонения, сопряжена с повышенными психо-эмоциональными нагрузками, которые могут стать причиной хронической усталости и депрессии. Чтобы противостоять таким нагрузкам и сохранить собственное здоровье, дефектолог должен обладать высокой стрессоустойчивостью.

И всё же есть у работы дефектолога и огромное преимущество – это моральное удовлетворение от положительного результата, когда дети с физическими или психическими дефектами смогли приобрести навыки и умения, необходимые для жизни в современном обществе. Осознание того, что это достигнуто и его трудом, – главная награда дефектолога.

1. Не бойтесь диагноза . Диагноз всего лишь констатация проблем медицинскими и психологическими терминами. Незнакомые термины часто звучат устрашающе - надо просто попросить специалистов объяснить вам все непонятные слова, и тогда окажется, что они обозначают только то, о чём вы давно знаете сами, и о чём вы только, что говорили на консультации.

2. Не принимайте важных решений в состоянии стресса . Практика показывает: хладнокровных родителей, эмоционально не реагирующих на оценку их ребёнка (а диагностика воспринимается как оценка, в каких бы терминах она ни формулировалась), просто не бывает. Более того, большинство их гораздо острее реагируют на оценку своего ребёнка, чем на оценку самих себя, и это естественно. Поэтому, признавая правомерность своих чувств, дайте им немного остыть и улечься. Отвлекитесь на время, займитесь чем-либо доставляющим вам удовольствие, обратите внимание на то, что жизнь продолжается и она по-прежнему привлекательна для вас и вашего ребенка. Если отвлечься не удаётся, если в голове все время «прокручиваются» мысли об «ужасной судьбе», о «страшном диагнозе», если эти мысли не позволяют сосредоточиться на текущих делах, мешают спать, попросите врача выписать вам успокоительное средство: такая «вышедшая из берегов» реакция принесет вред и вам, и ребёнку. Немного успокоившись, обратите своё внимание на ребёнка: он все тот же милый, родной и любимый, его достоинства не стали меньше, а недостатки - больше. Просто теперь перед вами стоит задача полководца - определить такую стратегию и тактику работы с ним, чтобы максимально помочь его развитию и обучению. Эта работа потребует немалых сил и времени.

3. Не все особенности развития предполагают необходимость воспитания и обучения в специализированном детском учреждении. Но большинство из них требует своевременного к себе внимания, так как эти особенности влияют на душевное и физическое самочувствие ребёнка, на успешность его развития и усвоения знаний. Например, никто не сомневается, насколько важно умение ребёнка сосредоточенно работать, не отвлекаясь от конечной цели своей деятельности. В значительной мере это умение является результатом воспитания - если ребёнок под руководством взрослого освоил действия с разными предметами, рисование, конструкторы, пластилин, то и в учебных занятиях он показывает способность сосредотачиваться, целенаправленно выполнять предложенное задание. Но бывают случаи, когда повышенная отвлекаемость и быстрое утомление от умственной нагрузки обусловлены особенностями нервной системы ребенка. Врачи в таких случаях говорят о минимальной мозговой дисфункции - несбалансированности основных мозговых процессов, которая проявляется в избыточной двигательной активности, неустойчивом внимании, недостаточной целенаправленности в действиях, повышенной утомляемости.

4. И при подготовке к школе, и при школьном обучении такие дети требуют особого внимания. В разные возрастные периоды на первый план выходят различные проявления мозговых дисфункций. До 3-4 лет могут обращать на себя внимание общая двигательная расторможенность, возбудимость, неустойчивость настроения. Ребёнок недостаточно целенаправлен в игре, его внимание разбросано, он быстро переключается с одной игрушки на другую.

Речевое развитие нередко задерживается - ребёнок позже начинает использовать фразовую речь, запас слов у него более скуден, чем у благополучно развивающихся сверстников. Он может не проявлять интереса к чтению рассказов и сказок, к играм с кубиками, конструктором, к сюжетным играм; страдает плохим сном, склонностью к расстройствам пищеварения, аллергическим реакциям, потливостью, нарушением координации движений, двигательной неловкостью.

С 4-5 лет на первый план выступают повышенная возбудимость, раздражительность, импульсивность поведения, частая смена настроения, иногда двигательная расторможенность. Поведение ребёнка в детском саду вызывает нарекания, педагоги обращают внимание на его неумение вести себя на организованных мероприятиях, например на утренниках; отчётливой становится неустойчивость внимания, которая затрудняет усвоение новых знаний. У некоторых детей повышенная возбудимость и расторможенность в играх сочетаются с замедленным темпом мышления. Это дезориентирует взрослых, давая им повод думать, что ребёнок может быть более быстрым и на занятиях.

«На перемене носится как оголтелый, а на занятии едва шевелится! Наверное, просто ленится», - сердится взрослый. Не зная, что детям с подобными нарушениями свойственны возбуждение и хаотичная активность в игре и замедленность, инертность, низкая продуктивность в умственной деятельности.

Более отчётливыми в старшем дошкольном возрасте становятся неловкие и недостаточно точные движения пальцев, из-за чего ребёнок позже овладевает умением застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, хуже рисует и лепит, чем его сверстники.

К началу обучения в школе тревожащими проявлениями нередко оказываются неумение себя вести, непонимание правил поведения на занятиях, нежелание целенаправленно и сосредоточенно работать. Скудность речи, неумение связно рассказывать, искажение слов, их неправильное согласование в предложениях создают предпосылки для трудностей в освоении родного языка. Психологическое исследование показывает, что дети с мозговыми дисфункциями часто плохо ориентируются в пространстве (они путают правую и левую сторону, неправильно обозначают пространственные соотношения предметов, им трудно выполнить инструкцию на движение в заданном направлении).

И слуховое и зрительное внимание у них ограничено, часто упускаются мелкие детали, особенно страдает внимание на фоне посторонних раздражителей. Переработка полученной информации идет более медленно, хуже удерживается в памяти, труднее воспроизводится.

Все это создает предпосылки для возникновения трудностей в овладении учебными навыками (чтением, письмом, счётом) и нарушений поведения в школе.

Переживающий свои неуспехи ребёнок становится замкнутым, подавленным, протестным. Он остро нуждается в помощи, направленной на коррекцию его трудностей.

Если обратить на них внимание и начать коррекцию в дошкольном возрасте, то к началу обучения в школе многие из них будут сглажены – и обучение станет более успешным. В любом случае они требуют повышенного внимания и специальных занятий сразу – как только будут выявлены.

5. Коррекция трудностей, возникающих у детей с мозговыми дисфункциями, включает и психолого-педагогические, и медицинские мероприятия.

С помощью лекарств можно сделать ребёнка более собранным, целенаправленным, улучшить внимание, память, поведение. Препараты, влияющие на обменные процессы в головном мозге, повысят общий тонус и работоспособность. Обязательно должен быть нормализован сон, снижена тревожность ребёнка.

6. Психолого-педагогическая помощь направлена на развитие целенаправленности, внимания, памяти, ориентировки в пространстве, совершенствование точных движений. Формирование знаний и представлений, умения думать, обобщать, выделять главное неразрывно связано со стимуляцией речевого развития. Подход к ребёнку должен быть организован с учётом уровня его знаний, индивидуального темпа работы, работоспособности, особенностей поведения.

Помните, попытки форсировать обучение с целью «наверстать», «догнать» сверстников за счёт обильных и интенсивных занятий, быстрого темпа обучения чаще всего дают отрицательный результат: утомлённый ребёнок, не понимающий, чего от него хотят, будет протестовать и огорчаться.

    Хороших результатов можно добиться, лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, задерживаясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая в трудностях.

    Вопрос о том, какой вид детского учреждения больше всего подходит ребёнку с явлениями минимальной мозговой дисфункции (ММД), решается индивидуально в каждом конкретном случае. При этом учитываются уровень его умственного развития, степень нарушения внимания, способность к сосредоточенной деятельности. Лучше всего это делать, проконсультировавшись со специалистами ПМПК.

  • Очень важно, к какому педагогу попадёт ребёнок, - от его отношения к ребёнку зависит отношение ребёнка к учёбе и к самому себе. Такие дети особенно трудны для педагога, т.к. постоянно требуют его внимания, мешают другим детям. Если педагог понимает причины неправильного поведения маленького «нарушителя», не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт с ребёнком и помочь ему.