Конспект занятия развитие речи в подготовительной группе. Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Ярмарка
Название:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гости к пингвиненку Ло-ло»
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Подготовительная группа
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ ДСКВ «Солнышко»
Месторасположение: г. Покачи Тюменская область ХМАО
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «В гости к пингвиненку Ло-ло».
Задачи:
Расширять запас синонимов, многозначных слов, упражнять в подборе антонимов;
Упражнять в образовании притяжательных прилагательных, имен существительных множественного числа;
Развивать чувство ритма и рифмы, интонационную выразительность речи;
— учит строить разные типы высказываний по одной теме, видеть их особенности;
Закрепить представление о структуре повествования.
Материал: льдинки, игрушка пингвиненок, картинки с изображениями животных.
Ход занятия:
Воспитатель. Дети, давайте отгадаем слово, которое здесь спрятано, по первым звукам в названии картинок. (Антарктида). Что это такое? Кто там живет?
Нам пришло письмо из далекой Антарктиды.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам пингвиненок Ло-ло. Я приглашаю вас в гости. А помогут вам добраться до Антарктиды льдинки. Жду вас».
Путь нелегкий, но пингвиненок проложил нам его с помощью льдинок. Но льдинки не простые, а с заданиями. Выполнив их. Мы сможем попасть в гости к Ло-ло.
1 льдинка.
Игра «Назови по-другому»
Умный – сообразительный, догадливый.
Смелый — отважный, храбрый, мужественный.
Быстрый – шустрый, ловкий, проворный.
Веселый – забавный, радостный, озорной.
2 льдинка. Игра «Наоборот»
Слабый – сильный, грубый – вежливый, неряшливый – аккуратный, больной – здоровый, жадный – щедрый, трусливый – смелый, грустный – веселый.
3 льдинка.
Упражнение «Про что мы так говорим?»
Пингвиний – пляж, крик, клюв, друг, враг.
Пингвинье – яйцо, перо, гнездо, море.
Пингвиньи – глаза, перья, друзья, скалы.
4 льдинка . А на ней картинки с изображениями зверей, живущих и не живущих в Антарктиде. Кого нет в Антарктиде? (львов, слонов, зайцев, тигров).
У тигра быстрые ноги, значит он…..(быстроногий).
У льва острые зубы, значит он….. (острозубый).
У лисы длинный хвост, значит она …. (длиннохвостая).
У зайца большие глаза, значит он …. (большеглазый).
Физминутка.
Три пингвина шли домой (дети шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой – большой (поднимают руки над головой)
Мама с ним пониже ростом (руки на уровне груди)
А сынок, малышка просто, очень маленький он был (приседают)
С погремушками ходил, дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (имитируют игру с погремушками)
Звучит завывание ветра, метели, вьюги.
Слышите, как воет вьюга. Значит, мы совсем близко к Антарктиде.
5 льдинка. На этой льдинке вьюга погуляла и перепутала все листочки в книжке. Нужно найти, где начало, где середина, где конец.
«Это случилось на самом краю земли, где круглый год лежит снег, а в холодном океане плавают сверкающие льдины». (начало)
«Вдруг, откуда не возьмись, появился морской леопард. Пингвиненок испугался и бросился наутек» (середина).
«В далекой холодной Антарктиде жил-был маленький пингвиненок» (начало).
«Так звери помогли пингвиненку. И малыш радовался, что нашел много новых друзей» (конец).
«А пингвиненок стал жить-поживать да друзей вспоминать» (конец).
А вот и Антарктида. Ребята, я думаю Ло-ло будет очень приятно, если мы ему подарим небольшой подарок, сделанный своими руками. (изготовление рамки для фото с пингвиненком)
Ло-ло очень доволен и говорит, что у него никогда не было столько друзей.
В этой статье:
Для того чтобы занятие по речевому развитию в подготовительной группе дало эффективные результаты, важно позаботиться о создании развивающей среды, где растет ребёнок, и благоприятной для этого атмосферы. Прежде чем описать нюансы работы с детьми в этом возрасте, остановимся на особенностях становления речи в 6-7 лет.
Каждое занятие, направленное на развитие речи, должно помогать детям учиться правильно воспринимать объяснения учителя. В этом возрасте дошкольники должны уметь выделять основные признаки предметов, проводить сравнительный анализ предметов, указывать на схожие признаки, объединять предметы и явления в группы в соответствии с общим признаком.
Нужно понимать, что все вышеописанные действия ребёнок сможет выполнить, если его словарный запас будет достаточно богатым. Поэтому над пополнением активного словаря нужно начинать работать с раннего возраста.
На что направлена словарная работа
Занятия по развитию речи в группе по подготовке к школе обязательно подразумевают собой акцент на словарную работу.
У большинства старших дошкольников активный словарь разнообразный и богатый. Однако нужно учитывать, что между общеизвестными значениями слов и теми значениями, которые сложились в голове у ребёнка, есть огромная разница. Именно эта «семантическая микросистема» и будет при содействии взрослых расширяться и уточняться со временем.
Занятие по ходу словарной работы должно включать в себя определение синонимов и антонимов, которые особенно увлекают старших дошкольников поиском противоположных значений. Активно работая с антонимами, дети в подготовительной группе получают возможность развивать умение сравнивать,
глубоко и пространственно мыслить.
Интересное занятие для старших дошкольников по подбору антонимов – упражнение, требующее окончить фразу, например «Эта собака большая, а эта…» и так далее.
Овладев словарём, ребёнок должен не только его усвоить и понять, но и научиться активно использовать. Только тогда можно будет говорить о богатом словарном запасе старшего дошкольника. Добиться использования активного словаря ребёнком в подготовительной группе - это основная задача взрослых на этом этапе его развития.
Помимо общеупотребительной лексики, входящей в активный словарь, он должен регулярно пополняться образными выражениями, которые дети используют во время пересказа сказок и рассказов, игр, ролевых представлений.
Самый доступный и эффективный способ обогатить активный словарь - использование художественной литературы с динамичным сюжетом и логичными поступками главных героев.
Чтобы обороты из этих произведений попали в словарь старшего дошкольника в полном объеме, нужно разбирать с ним отдельные художественные детали, акцентировать внимание на новых словах, закрепляя их, разбирать сюжет произведения, донося смысл до детей в случае недопонимания.
Грамотная речь
Еще одно не менее важное занятие, чем пополнение активного словаря, - уточнение и активизация речи с помощью специальных лексико-грамматических игр.
Большая их часть будет направлена на формирование:
Педагог, обучая дошкольников использовать сложные формы предложений с помощью наводящих вопросов, требующих развернутых ответов, должен принимать во внимание, что в обычной жизни у детей редко возникает такая необходимость.
Формирование звуковой культуры речи
Развитие фонематического слуха и внимания у детей происходит на седьмом году жизни. В этом возрасте большая часть малышей легко справляются с произношением основных звуков родного
им языка. Более того, в этом возрасте они учатся определять звуки, влияющие на изменение значения слова, например: бак - рак, лук - сук, сок - сон и пр.
Чтобы усилить развитие слухового внимания, детям можно дать задание, в рамках которого им нужно будет подобрать слова с одинаковым первым слогом, после чего проговорить около 10-12 новых слов из словаря вслед за педагогом с обозначением их смысла.
Также можно будет поработать над улучшением слуха у детей, подбирая вместе с ними рифмы к словам, фразам и строчкам.
Работать с дошкольниками нужно с акцентом на развитие слухового внимания, используя скороговорки.
Обучение связной речи
Занятия по развитию связной речи способствуют:
Развитие у детей умения говорить связно - это сложное задание для педагогов. Стоит быть готовыми к тому, что на начальном этапе в процессе работы над развитием связной речи у старших дошкольников их рассказы не будут отличаться логичным сюжетом и интересным содержанием.
Первые творения старших дошкольников обычно переполнены личными местоимениями, повторами, предлогами и союзами. Со временем дети научаться строить более связные и логичные тексты, и тогда можно будет усложнять им задания.
Обучение грамоте: как подготовить детей
В занятия по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте входит первоочередное формирование у них представления о слове и предложении в целом. Дети в подготовительной группе должны научиться вычленять отдельные слова из предложения. Можно превратить занятие в игру, предлагая малышам посчитать слова в предложении или же расставить слова в правильном порядке, создавая логическую цепочку.
Художественная литература: влияние на развитие речи
Детей перед школой можно и нужно приобщать к чтению художественных книг с целью развития речи, мышления, воображения и памяти. В этом возрасте ребята проявляют повышенный интерес
к книгам определенного жанра, с удовольствием посвящают время их чтению, анализу, обсуждению.
Наиболее интересными для детей 6-7 лет являются фольклорные произведения разных стран мира, а также зарубежная литература, включая поэзию. Особое внимание стоит уделять народным сказкам, загадкам, скороговоркам.
Стараясь увлечь детей подготовительной группы художественными произведениями, нужно принимать во внимание следующие моменты:
- интерес детей к книгам;
- способность ребят эстетически воспринимать художественные произведения;
- интерес к поэзии;
- умение читать без помощи взрослых.
Нужно учитывать, что принцип работы со старшими дошкольниками отличается от принципа работы с ребятами 5-6 лет. Педагоги могут усложнять задание, проводя беседы с ребятами касательно содержания произведения и сюжета, поступков героев, задавая вопросы и ожидая логичные, развернутые и аргументированные ответы.
Развивая у детей интерес к книгам, нужно помнить, что многие дети в этом возрасте только учатся читать. Рассматривая книги, они будут пытаться прочитать названия, надписи под картинками, оглавление. Всё это потребует от ребёнка определенных усилий, и задача взрослого - поддержать его и помочь в случае необходимости.
Важный момент: перед тем как ознакомить детей в подготовительной группе с новым произведением, педагог должен прочитать его вслух, соблюдая интонацию. Во время такого чтения дети смогут составить первое впечатление о книге, пережить новые эмоции.
До начала чтения книги педагог должен сделать интересное предисловие, рассказать об авторе, высказать собственное мнение о сюжете, героях, их поступках. После прочтения книги сюжет и героев можно обсудить с детьми, обращая их внимание на
основные моменты.
Знакомство старших дошкольников с художественными книгами включает в себя:
- регулярное чтение стихов, сказок и рассказов вслух с педагогом и самостоятельно;
- специальные задания, направленные на улучшение восприятия новых книг;
- общение с педагогом на основе прочитанной литературы.
Последний пункт подразумевает разные варианты деятельности, начиная от кукольного спектакля и заканчивая ролевым чтением произведения и пересказом с помощью жестов. Каждое занятие в этом случае будет рассчитано на предоставление каждому малышу возможности попробовать себя в разных ролях с обогащением литературного опыта.
В стремлении к речевому совершенству педагоги должны регулярно проверять знания детей в подготовительной группе, обращая их внимание на особенности сказок, стихотворений, рассказов, предлагая процитировать отрывки из них, пересказать или кратко рассказать о содержании.
Важно помнить о том, что воспитание маленького читателя и его способности воспринимать художественную литературу - это сложный процесс, требующий времени. Именно поэтому так важно успешно ввести дошкольника в книжный мир своевременно, попутно совершенствуя развитие речи.
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе.
«Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
Цель: обучение детей связному, последовательному пересказу текста.
Задачи:
Воспитывать интерес к явлениям природы, умение работать в коллективе.
Развивать связную речь, память, активизировать словарь на тему «Времена года». Закрепление навыков подбора антонимов, родственных слов и способов образования прилагательных.
Формировать умение составлять законченный рассказ.
Материалы и оборудование: доска с изображением времен года, фишки, мяч, конверт с загадками, яблоко, солнечные очки, ёлочная игрушка, пучок укропа.
Ход занятия
Дети совместно с воспитателем стоят в кругу на ковре.
В: Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться: «Добро утро!»
- «Добро утро солнцу и птицам!»
- «Добро утро улыбчивым лицам!»
И каждый становиться добрым, доверчивым
Пусть доброе утро продлится до вечера.
Посмотрите, в группе стало тепло от наших улыбок, от тепла наших рук, и наше настроение бодрое, приподнятое. А как еще можно сказать о хорошем настроение.
Д: Веселое, радостное, ласковое, теплое.
В: Молодцы ребята, садимся на стульчики. Ребята, сегодня к нам в группу почтальон принес посылку. Что же там? Но прежде чем открыть ее, мы с Вами должны отгадать загадку. Отгадаем? Слушайте внимательно:
1. Прошла по лугам, по лесам по полям,
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома
Сказала: «за мною нагрянет зима»
Осень
2. Скоро скоро к Вам прилечу
На метелях прилечу,
Запляшу и закружу
Землю снегом наряжу.
Зима
3. Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
В домик свой скворец вернулся
И в лесу медведь проснулся.
Весна
4. Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника.
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке.
Лето
В: Молодцы, ребятки, отгадали все загадки. А сейчас мы открываем посылку: «Что же там?» (В посылке лежат картинки с изображением времен года). Здесь лежат картинки, что-же на них изображено.
Д: Осень, зима, весна и лето.
В: Правильно, а как можно сказать это двумя словами?
Д: Времена года.
Вешаю картинки на доску.
В: Постараемся с Вами подобрать слова, которые подходят к каждому времени года.
Зима какая? – холодная, снежная, белая.
Весна какая? – зеленая, свежая, цветущая.
Лето какое? – жаркое, солнечное, красивое.
Осень какая? – золотая, дождливая, богатая.
В: Замечательно! Определили каждое время года. А сегодня мы с Вами познакомимся с рассказом о мальчике Мите и узнаем, как он вел себя в разное время года. Это рассказ называется «Четыре желания» и написал его писатель Константин Ушинский.
Текст читается по частям, каждая часть обсуждается путем вопросов.
Чтение первой части рассказа.
Вопросы:
Как звали мальчика? Что делал зимой Митя? Каким он был зимой? Какого было желание Мити? Куда записали его желания?
А Вы попробуйте придумать свое предложение о зиме.
Ответы детей.
Чтение второй части рассказа.
Вопросы:
Кто порхал над зеленым лугом? Какие были бабочки? Что Митя рвал на лугу? Как мальчик говорил о весне? Куда записал он свое желание?
В: Молодцы ребята, все ответили правильно. А сейчас давайте поиграем в игру «Скажи наоборот» (Игра проводиться с мячом).
- Погода теплая, а наоборот…
- Осень ранняя…
- Облако белое, а туча…
- День длинный…
- Вода замерзает…
- Насекомые засыпают…
- День грустный…
- Настроение плохое…
- Урожай маленький…
В: Умнички! Задание выполнено!
Читается третья часть рассказа.
Вопросы:
Куда отправился Митя с отцом? Как мальчик веселился целый день? Что сказал Митя отцу вечером? И куда он это записал?
В: У меня есть фишки, мы сейчас подберем родственные слова к слову «рыба». А потом посчитаем сколько фишек, столько и слов.
Рыбак, рыболов, рыбка, рыбонька, рыбешка, рыбачить, рыбный.
Читаем четвертую часть рассказа.
Вопросы:
Какое время года наступило? Что делали люди в саду? Какое настроение было у Мити? Что говорил Митя отцу?
Физкультминутка
Как то раннею весной,
На опушке на лесной
Появилась стая птиц.
Не скворцов и не синиц,
А большущие грачи.
Цвета черного как ночь.
Прыг-скок, прыг-скок.
Там жучек, там червячок.
Прыг-скок, прыг-скок.
Рассказ читается еще раз от начала до конца
Затем дети договариваются, кто будет про какое время года пересказывать.
4 ребенка рассказываю по цепочке: зима, весна, лето, осень.
Закрепляются времена года и приносятся подарки в группу:
От зимы елочную игрушку, от весны пучок укропа, от лета солнечные очки, от осени яблоко.
В: Спасибо за работу!
Цели: Рассказать детям о фольклоре, какие бывают виды устного народного творчества. Уточнить знания о пословицах и узнать новые пословицы. Обогащать и уточнить словарь.
Задачи:
- Продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы, рассуждать, строить предложения разной грамматической структуры.
- Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Воспитывать интерес к разным формам словесного народного творчества.
- Воспитывать интерес к народному творчеству. Знать русские традиции и культуру.
Материалы: расписная шаль, поднос, народные игрушки, изделия народных промыслов, куклы для театрализации, картинки с пословицами, атрибуты для игры.
Предварительная работа: Рассматривание сюжетных картин про народные праздники, заучивание потешек, знакомство с народными пословицами и объяснение их смысла, знакомство с русскими народными играми, чтение литературы.
Ход занятия:
1. Вступление.
Воспитатель:
Ребята, мы с вами отправимся на праздник.
Из глубины веков до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, шутливые потешки, весёлые и грустные песни.
Все эти виды народного творчества принято называть английским словом «Фольклор» - переводится это слово, как «народная мудрость» .
У наших предков было много развлечений и одно из них – карусель!
На карусели мы и отправимся на русскую ярмарку. (Дети берутся за ленточки и произносят скороговорку) .
Скороговорка:
Нас за тридевять земель
Не укатит карусель.
Но куда же без оглядки
Мчатся зайцы и лошадки?
Едем мы на карусели
От веселья и к веселью.
(Скороговорка сначала произносится в обычном темпе, затем быстрее, можно спросить желающих произнести скороговорку.)
2. Воспитатель: -Ну хорошо, ребята, садитесь.
Есть такая пословица:
«Делу время, потехе час» .
Как вы её понимаете? (Ответы детей)
Это значит что делу нужно уделять основное время, а потом уже и повеселиться можно.
Игра: «Угадай пословицу по картинке» . Воспитатель показывает картинки, а дети угадывают пословицы. Дети приводят примеры из жизни детского сада.
- «Поспешишь- людей насмешишь» .
- «Скучен день до вечера, если делать нечего» .
- «Хочешь есть калачи- не лежи на печи» .
- «Собираешь по ягодке- наберёшь кузовок» . (Здесь можно привести пример, что дети на каждом занятии получают новые знания и в конечном итоге наберут их очень много для того чтобы успешно учиться в школе) .
Воспитатель просит детей привести свои примеры пословиц и объяснить их смысл.
Воспитатель: -Сейчас у нас на ярмарке потехи час. (Воспитатель накидывает платок берёт в руки поднос. На подносе несколько игрушек) .
Воспитатель: -Кто хочет купить товар, опишите его, расхвалите!
(Ребёнок берёт игрушку, описывает её и ставит, и так 2-3 человека.)
3. Загадки.
Воспитатель: -А теперь попробуйте отгадать что я вами загадаю. Например, этот предмет сделан из дерева, без него не обходилась ни одна трапеза, а так же его можно использовать как музыкальный инструмент (ложка) .
Затем дети загадывают загадки друг другу.
4. Физминутка.
Воспитатель: Вот и у нас пришел потехи час. Русская народная игра «Горелки» .
5. Воспитатель: На ярмарках люди устраивают смешные соревнования:
- кто быстрее пробежит в мешке
- кто с закрытыми глазами скорее накормит покупателя сметаной
- кто больше всех съест блинов
- кто перетянет канат и т. д.
- А у нас на ярмарке работает театр кукол. Куклы развлекают детей, рассказывая небылицы.
Воспитатель берёт куклу и за ширмой показывает представление.
Небылицы.
Как у нашего Данилы
Разыгралася скотина:
Овцы – в донцы,
Тараканы – в барабаны,
Утки – в дудки,
Сверчки- в смычки,
Комары в котлы,
Козёл- пляшет,
Ножкой машет.
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять.
Бух, бух, бух, бух
Захватило, братцы дух.
(Дети разыгрывают представление за ширмой выбирая понравившихся героев и рассказывая разученные раннее на занятиях небылицы) .
6. Воспитатель: -Ребята, а вы любите сказки? Мы с вами прочитали много сказок и сейчас проверим помните ли вы их героев и кто написал эту сказку.
А игра называется «доскажи словечко» . Я буду называть слово, а вам нужно будет добавить сказочное слово.
- Петушок (золотой гребешок) - русская народная сказка.
- Кот (в сапогах) - Шарль Перро.
- Баба (Яга) - русская народная сказка.
- Царевна (лягушка) - русская народная сказка.
- Гадкий (утёнок) - Г. Х. Андерсен.
- Гуси (лебеди) - русская народная сказка.
- Жар (птица) -из сказки «Конёк –горбунок» - П. П. Ершов.
- Красная (шапочка) - Шарль Перро.
Воспитатель: -А ещё у меня есть карточки, но они не простые, чтобы узнать какая на них картинка нужно составить слово.
7. Дидактическая игра «Назови какой…»
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, на ярмарках люди привозили разный товар, раскладывали его на прилавки. Вот и на нашей ярмарке есть такой прилавок. Посмотрите сколько здесь товара. Давайте посмотрим из чего же этот товар.
Ковёр из шерсти- шерстяной ковёр (отвечают дети)
Полотенце из льна- льняное полотенце,
Ложка из дерева- деревянная ложка,
Варежки из шерсти- шерстяные варежки,
Воротник из меха- меховой воротник,
Балалайка деревянная- деревянная балалайка,
Солонка из бересты- берестяная солонка,
Кукла из тряпок- тряпичная кукла и т. д.
8. Итог занятия.
Воспитатель: -Где мы побывали сегодня (–На ярмарке.)
Для чего люди устраивали ярмарки (–Развлекались, покупали и продавали разные товары, общались. Сочиняли и рассказывали загадки, небылицы, сказки, пословицы и поговорки.)
Как одним словом можно назвать эти формы словесного народного творчества? – фольклор, т. е. «народная мудрость.» -А ещё люди угощали друг друга и сами угощались. Давайте угостим наших гостей и сами угостимся. (дети приглашают к столу гостей и сами угощаются) .
Гимаева Эльмира Фанисовна
воспитатель детского сада МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида №9
«Салават купере» города Азнакаево, РТ
Развитие речи в подготовительной группе детского сада - это одно из самых важных направлений в обучении дошкольников. Именно этому процессу коллектив педагогов уделяет много внимания, как во время проведения занятий, так и в повседневной деятельности на протяжении всего периода пребывания ребенка в заведении. Развитие умения общаться, высказывать свои мысли - это фундамент для дальнейшего успешного овладения детьми знаниями и умениями. В данной статье говорится об организации речевой среды для будущих первоклассников в стенах детского сада. Здесь описаны различные методы развития навыков говорения и общения. Информация, представленная в статье, станет хорошей подсказкой не только для воспитателей дошкольного заведения, но и для родителей.
Основные задачи направления речевого развития в детском саду
Раздел программы воспитания и обучения в подготовительной группе включает в себя следующие цели:
- формирование у ребенка богатого и активного словарного запаса;
- развитие окружающей дошкольника речевой среды;
- выработка культуры общения;
- формирование связной речи;
- усовершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова.
О том, как добиться развития всех вышеперечисленных умений и навыков у шестилетнего ребенка, узнаем из дальнейшей информации.
Способы формирования речевого развития будущих первоклассников
Задача педагогов и родителей шестилетнего ребенка заключается не только в том, чтобы научить его говорить, но и дать ему всестороннее развитие. Средства развития речи дошкольников, представленные ниже, помогут выполнить эти пункты. Они включают в себя такие моменты:
- Общение с ровесниками и взрослыми людьми.
- Нахождение ребенка в культурной языковой среде.
- Обучение родному языку на занятиях.
- Знакомство с произведениями художественной литературы и искусства на родном языке.
Методы, применяемые для формирования у детей речевых навыков
Ребенок 6-7 лет по-прежнему любит играть. Поэтому, чтобы процесс получения знаний у него проходил успешно, они должны подаваться в интересной форме. Что же сможет увлечь малыша? Методика развития речи дошкольников включает в себя такие интересные приемы подачи информации и достижения успешной результативности обучения:
1. Наглядные методы :
- наблюдение во время экскурсий и прогулок;
- рассматривание отдельного предмета, сюжетной картины или фотографии;
- словесное описание игрушек и изображений;
- пересказ по сюжетной картинке, диафильму, по группе предметов.
2. Словесные методы :
- чтение и пересказ художественных произведений;
- рассказывание с опорой на наглядный материал и без него;
- заучивание стихов и маленьких отрывков прозы наизусть;
- обобщающая беседа по смыслу сказки, рассказа;
- составление рассказа по группе картинок.
3. Практические методы :
- дидактические игры на развитие речи дошкольников;
- инсценировки;
- игры-драматизации;
- пластические этюды с комментированием;
- хороводные игры.
О том, как на практике добиться желаемого эффекта в развитии речи дошкольников-шестилеток, пойдет речь в следующей части статьи. Описания упражнений и игр, представленных далее, помогут родителям и воспитателям добиться отличных результатов в этом направлении.
Работа над звукопроизношением
Занятия по развитию речи с детишками старшего дошкольного возраста включают в себя упражнения на дифференциацию определенных звуковых групп: звонких и глухих, шипящих и свистящих, твердых и мягких. Представляем вам несколько примеров таких игр.
- "Повтори". Малышу предлагают повторить слова, похожие по произношению, за взрослым: мак-бак-так, дам-дом-дым и т. п. Цель этого задания - заставить ребенка четко произносить звуки, тем самым добиваться того, чтобы он их различал и слышал, в чем разница.
- "Похоже или не похоже". Из группы слов дошкольник должен выделить одно, которое по звучанию резко отличается от всех остальных. Примеры: "мак-бак-так-баран", "лимон-бутон-сом-вагон" и т. п.
- "Поймай звук". Цель упражнения - научить ребенка слышать заданный гласный или согласный и выделять его из потока. Правило игры: хлопнуть в ладоши, когда услышишь "А". Примерный звуковой поток: У-А-М-Р-А-Л-О-Т-А-Б-Ж-С-А-А-О-К и т. д.
- "Найди картинку по первому звуку". Ребенку дают несколько карточек с изображением предметов. Взрослый называет звук, а малыш выбирает тот предмет, в названии которого он является первым. Аналогичным образом выполняется задание на определение последнего звука в слове.
Выполнение таких упражнений учит ребенка не только слышать звуки, но и вычленять их из общего потока, выполнять слова. А успешное овладение фонематической структурой слов - залог грамотного письма в дальнейшем.
Развитие речи в подготовительной группе детского сада: интонационная сторона
Ритм, мелодика, сила голоса, тембр, темп речи - это те элементы, которые делают общение живым и ярким. Важно с раннего возраста научить малыша правильно пользоваться звуковой стороной речи. Для этого можно использовать упражнения, представленные ниже.
- "Закончи фразу". Ребенку предлагается подобрать рифму к выражению. Примеры: "Где ты, Танечка, была?" (ответ: "С бабушкой домой ушла"), "Наш зубастый крокодил..." (ответ: "Шляпу взял и проглотил"). Подбор созвучных слов в данном упражнении не только развивают интонационную выразительность, но и учит воспринимать поэтическую речь.
- "Расскажи сказку". Ребенку нужно не просто передать словами сюжет произведения, но и воспроизвести интонацию голоса того или иного героя.
- "Скажи слово медленно/быстро". Это задание помогает развивать темп речи. Когда ребенок научится выговаривать слова, задание усложняется. Его просят произнести целое предложение в определенном темпе.
- "Большое и маленькое животное". С помощью этой игры малыш научится управлять силой голоса. Ему предлагается показать, как рычит маленькая собака (или любое другое животное), а затем большая.
Обогащение активного словарного запаса
Занятия по развитию речи в подготовительной группе в этом направлении имеют цель научить ребенка подбирать антонимы, синонимы, различать многозначные слова и уметь правильно их использовать в речи. Добиться успешного результата в этом помогут упражнения и дидактические игры. Примеры некоторых из них представлены в перечне ниже.
- "Найди слово противоположное по смыслу" (антонимы). Например: "Снег белый, а земля...".
- "Придумай предложение к картинке" (многозначные слова). У ребенка лежат предметные карточки с изображением лука (овоща) и лука (оружия). Ему нужно составить предложение с данными понятиями.
- "Скажи по-другому" (подбор синонимов). Взрослый говорит: "Большой". Дети должны подобрать к нему слова, близкие по значению: огромный, громадный, великан и т. п.
Эти и другие подобные дидактические упражнения воспитатели детского сада могут включать в конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе как метод обучения детей.
Формирование грамматического строя речи
Развитие речи шестилеток в этом направлении включает в себя работу по обучению дошкольников применять слово в речи в правильном числе, роде и падеже. Также уже в этом возрасте дети должны знать несклоняемые слова (пальто, пианино). Занятия по развитию речи в подготовительной группе обязательно включают в себя упражнения на обучение грамотного употребления "трудных" глаголов: "раздеть-снять", "одеть-надеть". Добиться правильного применения в общении этих понятий можно только путем постоянного закрепления полученных знаний в игровой деятельности и повседневной жизни. Например, во время сборов на прогулку предложите ребенку рассказать, что он делает (надевает шапку, одевает куклу и т. п.).
Развитие речи в подготовительной группе включает в себя также обучение словообразованию. Малыши очень любят игры такого плана: "Назови детеныша от названия его мамы" (у ежика - ежонок, но у лошади - жеребенок), "Придумай (весна - весенний, веснушки).
Формирование умения строить связные высказывания
Описания, рассуждения, повествования - это основа речи. После того как ребенок начал говорить, задача родителей и педагогов - научить его правильно строить из слов предложения, а из предложений - связный текст. С самого раннего детства малыш должен слышать вокруг себя Для этого с ним нужно много разговаривать, читать книжки, смотреть и комментировать развивающие мультфильмы. На и дома для развития связной речи в этом направлении рекомендуется использование дидактических упражнений. Педагог-воспитатель может смело ввести их в план-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассмотрим несколько примеров таких игр.
- "Придумай продолжение истории". Ребенку показывается одна сюжетная картина. Он описывает то, что видит, а затем разворачивает сюжет далее.
- "Разложи картинки в правильной последовательности и составь рассказ".
- "Что было до этого?" Дошкольник видит картинку, на которой изображен финал истории. Ему нужно придумать ее начало.
- "Нарисуй сказку". Ребенку читают небольшое произведение, а затем просят проиллюстрировать услышанное. По окончании творческого процесса малыш пересказывает сказку по своей картинке.
Показатели успешного развития речи дошкольника
На конец учебного года в подготовительной группе ребенок должен знать и уметь:
- строить связный рассказ по предложенной картине;
- пересказывать небольшие художественные произведения;
- поддерживать беседу со взрослыми и сверстниками;
- использовать в своей речи слова вежливости;
- отвечать на вопросы полным предложением.