Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы — россияне. Сроки и этапы реализации программы

Цикл работы представляет собой:

1. Презентация «Гражданско-патриотическое воспитание детей при ознакомлении с малой Родиной с использованием проектного метода обучения»

2. Методическое сопровождение к презентации «Гражданско-патриотическое воспитание детей при ознакомлении с малой Родиной с использованием проектного метода обучения»

3. Перспективный план проекта: «И помнит мир спасенный…»

Скачать перспективный план

4. Презентация интеллектуальной игры «Звездный час» по теме: «И помнит мир спасенный…».

5. Конспект интеллектуальной игры к презентации по теме: «И помнит мир спасенный…».

6. Презентация игры-занятия «Что мы Родиной зовем?».

7. Конспект игры-занятия «Что мы Родиной зовем?».

Работа направлена помочь воспитателям развить у детей гражданско-патриотическое сознание, а также пригодится для разработки мероприятий к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

«Гражданско-патриотическое воспитание детей при ознакомлении с малой Родиной с использованием проектного метода обучения».

Моё педагогическое кредо, слова В. А. Сухомлинского, который утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Сухомлинский В. А. писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем».

Поэтому патриотическое воспитание детей является одной из основных задач и дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

В основу моей работы легла методика организаций и проведения учебных исследований и психология детской одарённости А. И. Савенкова. Уже несколько лет на базе нашего детского сада организована работа по внедрению современных развивающих технологий. Данная методика используется не с целью вытеснения типовой программы, реализуемой в детском саду, а с целью расширения и углубления образовательного процесса, направленного на развитие личности ребёнка, раскрытие его интеллектуально-творческого потенциала.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребёнка, как на «саморазвивающуюся» личность, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития. Внедрение технологии Савенкова в педагогический процесс поможет системно выстроить работу по интеллектуальному развитию, обогатит её по развитию речевых, творческих и исследовательских способностей детей. Данный опыт работы обеспечит всестороннее развитие ребёнка через формирование патриотических и духовных чувств. Данная технология поможет включить ребёнка в собственный исследовательский поиск.

Поэтому я веду целенаправленную продуманную работу по ознакомлению детей с историей родного края по теме «Преданье старины глубокой…», девизом которой является: «Мира не узнаешь, коль своей стороны не знаешь…».

Выбор темы своего проекта исследовательской работы детей в рамках развития творческой, одаренной личности, я связала с тем, что в последнее время приходится наблюдать снижение интереса к традициям, истории своего народа, малой Родины, теряется связь между поколениями.

Что есть самое важное в жизни человека? В каждый период жизни – свой выбор и свои приоритеты. Но неизменно общечеловеческое, данное свыше и завещанное поколениями – семья, Родина, природа…

Cтаринная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим национальностям.

Не первый год я стремлюсь формировать у своих воспитанников патриотическое сознание. Составила перспективный тематический план по гражданско-патриотическому воспитанию. Он состоит из следующих разделов: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Мой поселок, в котором я живу», «Наша Родина – Россия», «Москва – столица нашей Родины». «Я и мое имя», «Права ребенка». «Новый год», «Наши защитники». «Мама милая моя», «Космонавты». «Герои – земляки», «День Победы».

Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственно – патриотического воспитания. Чтобы воспитывать патриотов своего поселка, надо его знать.

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовой образовательной программой и инновационной программой по формированию исследовательских способностей детей. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышения роли семьи в современном обществе, конкретизации задач по краеведению, использования региональных и парциальных программ воспитания детей на традициях народной культуры. Проблематика, связанная с изучением истории, традиций «малой родины» содержит в себе не только огромный исследовательско-поисковый потенциал, как способ реализации воспитательного процесса, но и при верном выборе содержания воспитания определяет характер течения всего педагогического процесса, который выстроен на основе многогранности методов, в том числе и интегративных.

Цели: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного поселка, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Создание условий для развития способностей детей в процессе формирования познавательно-исследовательских умений при ознакомлении с малой родиной.

Задачи:

образовательные:

— Формировать умение и навыки, способы работы и средства построения собственной познавательной, в том числе исследовательской деятельности.

— Учесть региональный компонент, обогащающий процесс воспитания и образования и обеспечивающий связь с близкой культурой, историей культуры и тенденциями будущего развития.

— Утверждать социально-значимые патриотические ценности, взгляды, убеждения через воспитание у старших дошкольников патриотических чувств в процессе ознакомления с родным краем.

— Организовать обучение и воспитание, как целостного педагогического процесса в тесной связи с окружающим миром природы, социума, культуры. Формировать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и без него.

— Ориентировать родителей на привитие детям интереса к истории родного края, культуры поведения в общественных местах. Проводить обмен опытом по этим вопросам между родителями.

— Научить детей работать с различными источниками информации.

развивающие:

— Формировать у ребенка представление о мире людей, рукотворном мире, собственном «Я», максимальное развитие познавательного интереса.

— Обеспечить условия художественно — эстетического развития ребенка (развитие художественного восприятия, мышления, воображения).

— Формировать потребности в самопознании, саморазвитии.

— Создать многоуровневую модель педагогического процесса путем организации кружков и студийной работы, связи с учреждениями социума, направленную на оптимальное развитие каждого ребенка.

воспитательные:

— Обогатить среду эстетического и интеллектуального развития ребенка за счет создания мини-музеев, развивающих дидактических игр, экспериментальных уголков.

— Воспитывать устойчивый интерес к традициям и быту своих предков.

— Формировать бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края, гордость за то, что являешься его жителем.

— Формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения, патриотические качества и чувства.

— Формировать навыки здорового образа жизни дошкольников.

Наряду с традиционными формами использую и такие, как:

— Экскурсии по поселку, в библиотеку, музей и т.д.

— Интеллектуальные игры.

— Организация мини — музея.

— Фольклорные праздники.

— Встречи с интересными людьми.

— Творческие конкурсы.

— Просмотр творческих презентаций по истории своего села.

— Работа творческих мастерских.

— Изучение архивных документов, исторических очерков.

Реализация проекта, процесс развития исследовательских способностей длительной и красной нитью проходит через все виды детской деятельности, пронизывает весь педагогический процесс.

Прежде, чем начать проектную деятельность, я познакомила детей с техникой проведения исследования.

Учебное исследование дошкольника, так же как и исследование проводимое взрослым ученым включает в себя следующие этапы:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения.
  • Сбор материала.
  • Обобщение полученных данных.
  • Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет).
  • Защита проекта.

Используя методику А.И. Савенкова, мы сделали карточки с символическими изображениями методов исследования и папку исследователя. Все новое, что узнавали, «записывали», а точнее зарисовывали на листках и вкладывали в папку.

Для реализации технологии проектирования в патриотическом воспитании дошкольников необходима соответствующая организация предметно-развивающей среды группы.

Предметная среда насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народа, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудных условий для процветания родного поселка, родной страны. Дидактические настольные игры – лото, разрезные картинки, пазлы, домино – содержат краеведческий материал. Книги, фотоальбомы находятся в доступном месте для ребенка и знакомят детей с поселком, его достопримечательностями, национальными особенностями его жителей. Карта Нижегородской области, политическая карта мира, зоологическая карта, физическая, глобус, позволяют путешествовать по бескрайним просторам Родины.

Мини-музей, созданный в группе, представляет собой систему мероприятий с использованием различных форм работы: экскурсии в художественно-исторический музей г. Арзамаса, занятия по НОД. Занятия в рамках педагогических проектов, вечеров сказок. Использование экспонатов мини — музея на занятиях, тематических дней, при организации режимных моментов. Работа музея является условием и средством успешного социокультурного развития детей. Способствует воспитанию любви к родному краю, его истории, культуре, быту, языку, расширению знаний об Отечестве, о своей малой Родине, родословной. Укреплению связей между поколениями. Развивает и сохраняет традиции детского сада, поселка, района. Способствует формированию свободной и творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки, способной ориентироваться в современном мире.

В создании макета «Подвиг Алексея Куликова» для мини – музея «Никто не забыт, ничто не забыто…» были привлечены все дети группы, их родители. А создавался макет по тем крупицам, которые мы находили в различных источниках: рассказах экскурсовода школьного музея им. А. Куликова, фотографиям, картине, посвященной подвигу героя.

Дети провели экскурсию в мине – музее для студентов «дошкольного факультета» педагогического института города Арзамаса. Рассказали о военной поре своих прадедушек. Показали ордена и медали, походную столовую утварь, кисеты, письма с фронта. Показали на карте путь, пройденный прадедушками в войне.

Рассказали, как пойдут к памятнику «Скорбящая мать», и какие подарки приготовили ветеранам Великой Отечественной войны (письма – треугольники с пожеланиями и рисунками).

На непосредственно организованных занятиях знакомила детей с историей родного края, с соотечественниками, оставившими свой след в истории села, с историческими местами и памятниками. Был создан мини – музей «Преданье старины глубокой…» (по краеведению). Практически каждое наше занятие подкреплялось экскурсией к тому месту, о котором шла речь, дети могли своими глазами посмотреть на исторические и архитектурные памятники Выездной слободы. В своем исследовании дети обращались к энциклопедиям, к родителям, вместе с ними искали информацию в интернете.

Свои впечатления ребята выражали в своих рисунках. Это были рисунки не только дошедших до нас памятников старины, но и тех мест, которые не сохранились, но благодаря проведенной работе, оставили свой след в душах детей.

Все это повышает интерес к своей «малой родине», к исследовательской деятельности. Развивает творческие способности детей.

Надолго в памяти наших детей останутся впечатления о встречах с замечательными, интересными, глубоко любящими свою Родину, долгожителями села Н. Казаковым, Л. Кваснициным, О. Пупковой, Е. В. Писаревской, М. Кочкуровой. Эти встречи были насыщены познавательным содержанием. Дети узнавали от живых носителей истории много интересного о своем поселке, о жизни наших предков.

Очень много интересного и поучительного узнали дети в «Центре ремесел Арзамасского района». Вместе с руководителем центра Л. В. Хохловой был составлен план экскурсий и совместных мероприятий. Дети своими глазами смогли увидеть избу со всей необходимой утварью, в которой жили наши предки 100, а то и 200 лет назад. Побывали в сапожной, гончарной мастерской, увидели настоящую шерстобитную машину, ткацкий станок. Дети убедились, что наши прадеды были люди мастеровые, работящие. Умели наши предки не только работать, но и отдыхать в уникальной роще «Утешенье», посаженной по приказу помещиков Салтыковых. В ней проходили народные гулянья, на которые собирались не только выездновцы, но и жители города Арзамаса и других окрестных сел. Подобного места отдыха не было даже в Арзамасе. Дети очень заинтересовались, как же отдыхали наши предки, какие песни пели, какие хороводы водили, в каких нарядах приходили на праздники? Как выглядела роща?

Большую помощь в поиске материала оказали нам работники центра ремесел.

К реализации нашего проекта активно подключился музыкальный руководитель. Предварительно разработали план мероприятий. Наша общая работа по приобщению дошкольников к русскому фольклору, быту, обычаям пробудила в детях любовь к старинным русским песням, хороводам, играм. Был проведен фольклорный праздник: «Слава русской старине» с участием детей, их родителей (родители приготовили угощение: блюда старинной русской кухни), хора «Выездная слобода».

В процессе работы дети приобщились к красоте русского языка, песням, играм, пословицам, поговоркам, изучают их смысл. Это способствует развитию устойчивого интереса детей к «малой родине», «открытию» новых страниц его истории.

Чтобы реализовать все задачи, я изменила свою позицию по отношению к детям, мы сотрудничаем с детьми на равных, а это делает детей более ответственными и самостоятельными.

Во время работы мы встречались со старожилами села Л. Кваснициным, Н.С. Казаковым, которые поделились с детьми своими воспоминаниями о старинных русских играх, в которые они играли в детстве: «козунки» (бабки), «лапта», «чижик». Дети с интересом играли в эти старинные игры, узнавали у своих дедушек и бабушек в какие еще старинные игры они любили играть. Все это стимулировало познавательную активность детей и вовлечение семьи в исследовательскую деятельность детей.

Своим исследованиями дети поделились на региональном конкурсе «Я – исследователь». Такие темы, как «История возникновения Выездной слободы, «Народные умельцы р. п. Выездное», «История возникновения гербов города Арзамаса и Арзамасского района», «Забытые народные игры», «И помнит мир спасенный…» говорят о том, что дети знают и любят свой край.

Работа по воспитанию у дошкольников гражданско-патриотических чувств более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями.

Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

Вовлечение родителей в исследовательскую деятельность;

— установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить

усилия воздействия на ребенка;

— создать атмосферу общности интересов;

— активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

В моей работе родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они принимают активное участие в создании развивающей среды. В организации праздников. В различных конкурсах, выставках родительского творчества: выставках семейных гербов, выставках творческих совместных с детьми работ, фотовыставок «Как мы отдыхаем». Вместе с детьми посещают выставки, проводят экскурсии, участвуют в спортивных праздниках и развлечениях, присутствуют на занятиях, помогают в исследовательских проектах.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас педагогов

В своей работе я использовала следующую литературу:

1. А.Г. Хрусталев «Края мой Арзамасский».

2.П. Еремеев «Арзамас – городок».

3.Н. Щегольков «Исторические сведения о городе Арзамасе».

4.З. Голованов «Жизнь Нижегородской глубинки».

5.Д. Н. Смирнов «Очерки жизни и быта нижегородцев XVII – XVIII веков».

6.С. Писаревский «Сказ о Пушкарке».

Скачать презентацию

«Звездный час»

НА ТЕМУ: «И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ…»

Цель : формировать у детей интерес к устному народному творчеству, истории малой Родины и страны.

Задачи :

  • Приобщать детей к русской культуре через народное творчество. Знакомить с народными богатырями, их роли в защите Родины от врагов.
  • Активизировать знания детей об исторических событиях страны, уточнить знания о родном поселке.
  • Продолжать знакомить детей с выдающими личностями поселка (героями Великой Отечественной войны).
  • Воспитывать патриотические чувства и любовь к своей Родине, к своему поселку.
  • Развивать познавательный интерес к прошлому, настоящему и будущему своей страны.
  • Воспитывать уважение к людям старшего поколения.
  • Развивать слуховое внимание, умение действовать сообща, по команде.
  • Развивать чувство взаимопонимания и взаимопомощи: умение совещаться, договариваться, приходить к единому мнению

Материалы и пособия:

Мультимедийная установка.

Компьютерная презентация игры «Звездный час».

Эмблемы команд.

Карточки с цифрами 1, 2, 3, 4 (два экземпляра).

«Звездочки».

Цветы гвоздика.

ХОД ИГРЫ.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы встретились с вами, чтобы пообщаться, поиграть и проверить знания наших выпускников.

В нашей интеллектуальной игре, девиз которой «И помнит мир спасенный…», встречаются две команды: «Почемучки» и «Мудрецы».

Девиз команд:

«Почемучки»: «Мудрецы»:

Мы пытливые умы, Мы почти что «Мудрецы».

Мы с вопросами на «ты». Много мы читаем,

«Почему?» — вопрос любимый, Умницы и умники

Помогает, нам расти. Много знать желаем.

В нашем зале присутствуют болельщики. От них тоже зависит победа команд.

Напоминаю правила поведения.

НЕЛЬЗЯ : кричать, шуметь, мешать, подсказывать.

МОЖНО : болеть за команду, отвечать тогда, когда спросят, следить за результатами конкурса.

В зале также присутствует жюри, которое будет следить за правильностью ответов команд и подводить итоги.

Представление жюри.

Ведущий: Итак, прежде чем приступить к игре, небольшая разминка для всех присутствующих:

«Знаешь ли ты свою малую Родину?»

Заставка (фотографии) «Наш поселок».

Жюри следит за тем, кто первым из детей-болельщиков поднимет руку для ответа.

1. В каком поселке мы живем?

3. Кто основатели нашего поселка?

4. Кто в настоящее время глава нашего поселка?

5.Какая река протекает вблизи нашего поселка?

6. Сколько церквей в нашем поселке? Назовите их.

Кто из детей ответит на вопрос, получает цветок гвоздику. В конце игры цветы подсчитываются, победителю-болельщику вручается – подарок.

Если болельщики не отвечают на вопрос, то отвечают игроки команд. Ведущий: Ну, что ж, пора приступить к конкурсу.

1. ТУР.

(На экране под номерами 1, 2, 3, 4 возможные ответы изображения.)

Дети обеих команд, предварительно посовещавшись, поднимают карточку с цифрой номера ответа. Жюри дает «звездочку», если ответ правильный. (Ведущий озвучивает правильный ответ, или правильный ответ появляется на экране.)

1. Кто самый главный богатырь в Древней Руси? На экране: 1). Святогор богатырь; 2).Илья Муромец; 3). Микула Селянович; 4). Никита Кожемяка.

2. Назовите товарищей Ильи Муромца. На экране: 1). Дунай Иванович; 2).Алеша Попович; 3). Князь Роман; 4). Добрыня Никитич.

3. Какая картина была написана в честь этих богатырей? Иллюстрации: 1) «Воззвание Минина к Нижегородцам», 2) «Витязь на распутье», 3) «Богатыри», 4) «После побоища…»

4.Кто написал картину «Богатыри»? Фотографии: 1) И. Левитан, 2) В. М. Конашевич, 3) В. М. Васнецов, 4) Ю. А. Васнецов.

5. Сейчас вы прослушаете несколько отрывков из разных симфоний и определите, какая из них «Богатырская симфония» А. Бородина?

1). «Богатырская симфония» А. Бородина; 2). С. Прокофьев «Монтекки и Капулетти»; 3). Д. Верди « Марш из оперы «Аида»; 4). А. Хачатурян «Танец с саблями». К сожалению, не присутствует в текущем варианте по причине большого размера файлов.

Разминка для болельщиков.

Ведущий. Мы сейчас говорили о богатырях земли Русской. Славились они не только своей силой, но и смелостью, честностью, справедливостью. Они крепко любили свою Родину и были готовы идти для нее на любые испытания и подвиги.

Мы с вами познакомились с былинами об этих богатырях.

(Заставка: книги – былины.)

1. Что же такое «былина»?

2. Почему у Ильи Муромца такая фамилия?

3. Чей сын Алеша Попович?

4. Назовите главные убранства одежды богатырей.

5.Назовите военное снаряжение богатырей.

2. ТУР.

Ведущий. Теперь из Древней Руси перенесемся в ХХ век.

Все вы знаете детского писателя Аркадия Петровича Гайдара, который жил в нашем городе Арзамасе.

(На экране фотография А. Гайдара, дом, в котором он жил, городской парк его имени, памятник А. Гайдару.)

1. Сколько лет было А.Гайдару, когда он командовал полком? (1) 25, 2)10,

3) 17, 4) 30.) 2.Назовите книги, которые написал для вас Аркадий Петрович Гайдар. На экране обложки этих книг. 1. «Поход», 2. «Честное слово», 3. «Волшебное слово», 4. «Сказка о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твердом слове».

3. Какие характеристики, по вашему мнению, больше всего подходят Мальчишу: 1) справедливый, 2) честный, 3) патриот, 4) смелый.

Вопрос болельщикам: «Можно ли Мальчиша назвать «Богатырем»», хотя он был маленьким? Почему?».

Разминка для болельщиков.

Заставка: Политическая карта мира.

Ведущий. Ребята, мы уже сегодня встречались со словами «Древняя Русь», «малая Родина»…

1. Что же такое Родина?

Да, ребята, это ваш дом, это все то, что вас окружает.

Послушаем ребят, которые подготовили для вас стихотворение «Что мы Родиной зовем?».

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем.

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

Ведущий. Родину, ребята, сравнивают с матерью. Одна у человека мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ ее. Много сложил о ней пословиц и поговорок.

2. А знаете ли вы пословицы и поговорки о Родине?

Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха.

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Чужбина – калина, Родина – малина.

Родина любимая, что мать родимая.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить – Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина – мать, умей за нее постоять.

3. Каким словом можно заменить слово «Родина»?

4. Назовите, что такое:

Выездное – это (поселок).

Арзамас – это (город).

Россия – это (страна, и наша Родина).

5. Чтение стихотворений:

1) Если долго, долго, долго

В самолете нам лететь,

Если долго, долго, долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы:

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

2) На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь,

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну – наш общий дом.

3) Прослушивание песни «С чего начинается Родина?» К сожалению, не присутствует в текущем варианте по причине большого размера файла.

3. ТУР.

Звучит фонограмма песни «Священная война». В презентацию включен видеофайл с хрониками Великой Отечественной войны. К сожалению, не присутствует в текущем варианте по причине большого размера.

Ведущий. Нашему народу пришлось испытать тяжести и лихолетья страшной и жестокой войны, которая называлась Великая Отечественная война.

1. Когда началась Великая Отечественная война? На экране числа: 1) 1917 год, 2) 1951 год, 3)1941 год, 4) 2009 год.

2. Какая страна вероломно напала на нашу страну 22 июня 1941 года? На экране слова: 1) Франция, 2) Германия, 3) Польша, 4) Финляндия.

3. Кто из этих лиц был вдохновителем нападения на нашу страну? На экране фотографии: 1) Сталин. 2) Ленин. 3) Путин. 4) Гитлер.

4. Сколько лет длилась эта война? На экране числа: 1) Почти 10 лет. 2) Почти 2 года. 3) Почти 4 года. 4) Почти 6 лет.

5. 9 мая 2010 г. наш народ будет отмечать юбилей Победы над фашистской Германией. Назовите, сколько лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны? На экране числа: 1) 45 лет. 2) 65 лет. 3) 100 лет. 4)20 лет.

6. Какими были наши солдаты и командиры? На экране слова: 1) Справедливые. 2) Бесстрашные. 3)Стойкие. 4) Смелые.

7. Какие слова больше всего относятся к фашистам? На экране слова: 1) Хитрые. 2) Жестокие. 3) Ловкие. 4) Коварные.

Разминка для болельщиков.

Заставка. Штурм Рейхстага. (Это здание, откуда Гитлер отдавал приказы жечь наши города и села, убивать наших стариков, женщин и детей…)

1. Почему эта война называлась Великая Отечественная война?

2. Какие военные специальности вы знаете?

3. Предлагаю вам игру, которая называется «Азбука слов».

Назовите хотя бы одно слово, относящееся к человеку во время Великой Отечественной войны.

4. ТУР.

(игровой, музыкальный)

1. Игра «Кто быстрее соберет?». Собери картинку по частям. Назови событие, которому оно посвящено. (Подвиг Алексея Куликова).

2. Музыкальный конкурс. (Конкурс капитанов). Назовите по фонограмме песню времен Великой Отечественной войны.

Как только закончит играть музыка, нужно стукнуть молоточком по металлофону. Кто быстрее это сделает, тот и будет отвечать.

Звучит музыка из песен «Катюша», «Три танкиста», «Синий платочек», «На безымянной высоте».

Какая песня вам больше всего нравится? Давайте ее споем.

Заключительное слово ведущего игры.

В мае мы будем отмечать великий праздник – День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Конечно, успеху в войне, прежде всего мы обязаны людям военным – солдатам, офицерам. Но фронт нельзя отделить от тыла. В тылу делали пушки и пулеметы, шили обмундирование, сеяли хлеб.

А еще в тылу ждали, верили и любили. И эта любовь давала солдатам силы, вела к Победе.

Пусть же враг у границы не бродит,

Он по нашей земле не пройдет —

Ни оттуда, где солнце заходит,

Ни оттуда, где солнце встает,

Для защиты ее, для охраны

Соберется несметная рать…

Поезжай за моря- океаны,

Но сильнее страны не сыскать.

Давайте помянем наших героев солдат МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ.

Те ребята, которые получили за свои знания гвоздику, сходите к памятнику «Скорбящая мать». Положите гвоздику к памятнику.

Слово предоставляется жюри. Награждение.

Скачать презентацию

Игра – занятие:

«Что мы Родиной зовем?»

Область: «Познание».

Направление: «Познавательно-речевое развитие».

Интеграция образовательных областей:

  • «Социализация».
  • «Коммуникация».
  • «Чтение художественной литературы».
  • «Музыка».
  • «Художественное творчество».
  • «Труд».
  • «Физическая культура».

Цели: формировать у детей интерес к устному народному творчеству, истории малой родины и страны.

Задачи.

Образовательные:

Приобщать детей к русской культуре через народное творчество (былины). Знакомить с народными богатырями, их образом жизни (одежда, военное снаряжение), их роли в защите Родины от врагов.

Упражнять в умении различать особенности былин и сказок.

Формировать интерес к «малой Родине». Уточнить знания о родном поселке, его достопримечательностях. Продолжать знакомить детей с выдающимися личностями поселка (героями Великой Отечественной войны), памятниками героям Великой Отечественной войны.

Формировать представления о том, что Россия – огромная многонациональная страна, с многообразной природой.

Продолжать упражнять в различении флагов и гербов России, городов Арзамаса и Нижнего Новгорода, Арзамасского района.

Продолжать знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, композиторов.

Приобщать к изобразительному искусству.

Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, считалки).

Формировать умения выразительно, с естественными интонациями читать стихи.

Побуждать выражать в речи свои знания, впечатления, переживания.

Формировать умения самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество. Поощрение проявлений честности, справедливости в играх.

Приобщать к музыкальному искусству.

Развивающие:

Развивать: мышление, память, воображение, наблюдательность.

Развивать познавательный интерес к прошлому и настоящему своей страны, малой Родины, развивать кругозор детей.

Развивать слуховое внимание.

Развивать умение отвечать на вопросы.

Развивать индивидуальные способности к творческой речевой деятельности.

Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Развивать музыкальное восприятие, музыкальный слух.

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине: большой и малой.

Воспитывать гордость за свою страну.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Воспитывать умение слушать и слышать друг друга, не повторять сказанное.

Воспитывать выдержку, не перебивать говорящего. Помогать друг другу в случае затруднения.

Методы: словесный, наглядный.

Приемы: Игровые. Художественное слово. Вопросы проблемного характера: почему? требующие заключения, вывода. Вопросы, требующие внимательного отношения к слову. Наводящие вопросы. Припоминание новых слов. Указания, подсказки. Прием активизации словаря.

Предварительная работа:

Беседы: «Что такое былина». Картина В. М. Васнецова «Богатыри».

«Моя улица». «Какие бывают дома?». «Большая и малая Родина».

«Родной поселок – прошлое и настоящее». «Гордость земли Арзамасской». «В честь кого названа наша улица».

«Наша Родина – Россия». «Мы – россияне». «Государственные символы России: герб, флаг, гимн».

Просмотр презентации «Путешествие по Москве».

Аудиоэнциклопедия «Московский Кремль». Детское издательство «Елена».

Экскурсия по поселку с целью ознакомления с достопримечательностями, социальными объектами.

Экскурсии: в художественно-исторический музей города Арзамаса, «Центр ремесел» п. г. т. Выездное, школьный музей Боевой Славы имени

А. Куликова.

Рассматривание картин В. М. Васнецова: «Витязь на распутье», «После побоища…».

«Воззвание Минина к Нижегородцам». К. Е. Маковского.

Дидактические упражнения: «Жилое – нежилое», «Из чего построен дом?», «Родные улицы». «Путешествие», «Кто в какой стране живет». «Узнай наш флаг (герб)».

Русские народные игры «Заря-заряница», «Аленушка и Иванушка». «Утка – гусь», «Горячая картошка». «Пол, нос, потолок» и другие.

Пословицы и поговорки о Родине.

Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Никита Кожемяка» и другие.

Чтение стихотворений о Родине.

Заучивание наизусть стихотворений: «Малая Родина» Д. Кедрина, «Что мы Родиной зовем?», «На карте мира не найдешь…» В. Степанова, «Флаг России».

Прослушивание музыкальных произведений: А. Бородин «Богатырская симфония», С. Прокофьев «Монтекки и Капуллети», «Д. Верди «Марш из оперы «Аида», А. Хачатурян «Танец с саблями».

Материалы к занятию:

  • Мультимедийная установка.
  • Компьютерная презентация к игре-занятию «Звездный час».
  • Сигнальные карточки с цифрами 1, 2, 3, 4(три экземпляра).
  • «Звездочки».
  • «Медали».
  • 2 платка, ленточка, мяч.
  • Жребии.
  • Металлофон.
  • Указка.
  • Подарки победителям.

Ход занятия:

1. Восп. Ребята, сегодня наше занятие посвящено нашей Родине.

(на экране: физическая карта России)

Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей (показать на карте).

Если долго, долго, долго

В самолете нам лететь,

Если долго, долго, долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда (слайды: лес, город, океан,

И леса, и города, река, озеро, горы, степь, тундра)

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы:

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

В. Степанов.

Слайд: «Необъятная страна».

Мы гордимся нашей великой Россией. Ее разнообразной природой, богатыми недрами. А в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими.

Слайд: комбайнер, ученый, учительница, космонавт.

А у каждого из нас есть и своя МАЛАЯ РОДИНА – тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится наш родной дом.

Для кого- то малая родина – небольшой поселок или деревушка, для других – городская улица и зеленый дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой (слайды).

Словом, малая родина у каждого своя!

Послушайте стихотворение, которое для вас подготовил…

Малая родина.

Малая родина – островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая малая

Родина моя!

Дмитрий Кедрин.

2. А сейчас РАЗМИНКА.

Поиграем в игру «Знаешь ли ты свою малую родину?»

За правильный полный ответ я буду давать вот такие медали (показать). Кто из вас наберет большее количество медалей, будет участвовать в игре «Звездный час».

Слайд «Наш поселок».

1. В каком поселке мы живем?

Мы живем в поселке городского типа Выездное.

2. Как раньше назывался наш поселок?

Наш поселок назывался Выездная слобода.

3.Кто основатели Выездной слободы?

Основали Выездную слободу казаки.

4.Почему казаки назвали свое место жительства Выездная слобода?

Казаки охраняли выезд из города Арзамаса.

5.От какого слова произошло слово «слобода»?

Слово «слобода» произошло от слова «свобода», так как казаки были свободными людьми.

6.Кто направил казаков охранять город Арзамас от нашествия врагов?

Царь Иван Грозный.

7.Какая речка протекает недалеко от нашего поселка?

Недалеко от нашего поселка протекает река Теша.

8.Сколько церквей в нашем поселке? Назовите их.

В нашем поселке две церкви: церковь в честь Смоленской Божией Матери, церковь в честь Сергия Радонежского.

Восп. Если медалей у детей одинаковое количество, то задается дополнительный вопрос или проводится игра.

Можно провести игру «Жребий».

Выбор игроков.

Участвовать будут трое ребят. За правильный ответ они будут получать вот такие звездочки (показать). У кого будет больше звездочек, тот и будет победителем.

Но те ребята, которые останутся, будут участвовать в разминках для болельщиков, и будут продолжать получать медали. Самого лучшего болельщика тоже ждет награда.

Напоминаю правила поведения.

Нельзя: шуметь, выкрикивать, подсказывать, мешать.

Можно: болеть за участников, отвечать тогда, когда спросят, следить за результатами конкурса.

Следить за вашими ответами будет жюри. Представление жюри.

Интеллектуальная игра «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС».

I тур. СЛАЙД.

(На экране под номерами 1, 2, 3, 4 возможные ответы изображения).

После ответа детей правильный ответ появляется на экране.

1.В честь кого названа наша улица, на которой стоит детский сад?

Фото: Захаров Г. М., Сазонов М. П., Алексей Куликов, Ваганов И. С.

Почему улицу назвали в честь Алексея Куликова?

2.Какой из этих памятников погибшим воинам находится в нашем поселке?

Памятники погибшим воинам село Мотовилова, село Абрамово, село Кичанзино, районный поселок Выездное.

Почему он так называется — «Скорбящая мать»?

3.Какого дома на нашей улице нет?

Двухэтажный, трехэтажный, четырехэтажный, пятиэтажный.

4.Какие из этих достопримечательностей находятся в нашем поселке?

(Церковь, школа, Дом культуры, Дом искусств).

Воспитатель. Ребята, мы с вами говорили о зданиях. Давайте поиграем в игру «Из чего построен дом».

Физкульминутка (с мячом).

Дом из кирпича – кирпичный, (из бетона, из дерева, из глины). Из камня, из стекла, изо льда, из пряников, из бумаги, из пластмассы, из металла, из песка.

Вопрос, каких домов не существует на самом деле?

Восп. А теперь из нашей малой родины перенесемся в Древнюю Русь.

II тур. Слайд.

1.Кто самый главный богатырь на Руси? На экране: 1). Святогор богатырь; 2).Илья Муромец; 3).Микула Селянович; 4).Никита Кожемяка.

2.Назовите товарищей Ильи Муромца. На экране: 1).Дунай Иванович; 2).Алеша Попович; 3).Князь Роман; 4).Добрыня Никитич.

3.Какая картина была написана в честь этих богатырей? На экране иллюстрации: 1).«Воззвание Минина к Нижегородцам»; 2). «Витязь на распутье»; 3). «Богатыри»; 4). «После побоища Игоря Святославовича с половцами».

4.Кто написал картину «Богатыри»? На экране фотографии: 1). И. Левитан; 2). В. М. Конашевич; 3). В. М. Васнецов; 4). Ю. А. Васнецов.

Назовите фамилию и имя этого художника.

5.Сейчас вы прослушаете несколько отрывков из разных симфоний и определите, какая из них «Богатырская симфония» А. Бородина.

1).»Богатырская симфония» А. Бородина; 2).С. Прокофьев «Монтекки и Капуллетти»; 3).Д. Верди «Марш из оперы «Аида»; 4).А. Хачатурян «Танец с саблями».

Разминка для болельщиков.

Восп. Мы сейчас говорили о богатырях земли Русской. Славились они не только своей силой, но и смелостью, честностью, справедливостью. Они крепко любили свою Родину и были готовы идти для нее на любые испытания и подвиги.

Мы с вами познакомились с былинами.

(Заставка: книги – былины).

1.Что же такое «былина»?

2.Чем былина отличается от сказки?

Былина – это русские народные песни-сказания о богатырях – защитниках Родины. События, рассказанные в былинах, происходили на самом деле. А в сказках все выдумано. Былины поются сказателями под гусли, а сказки рассказываются.

3.Почему у богатырей: Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича такие имена?

Илья Муромец жил недалеко от города Мурома. У Алеши Поповича отец – поп. Добрыня Никитич был очень добрый.

5.Назовите главные убранства одежды богатырей.

Кольчуга, шлем, бармица.

5.Зачем богатыри, отправляясь на бой, надевали на себя красиво вышитые одежды?

Одежда считалась оберегом богатыря. Она защищала его от гибели.

6.Какие символы вышивки вы знаете?

Красный крест – солнце,

черная линия – мать сыра земля,

волнистая линия – жизнь.

7.Назовите военное снаряжение богатырей.

Копье, лук и стрелы, щит, палица, меч.

Восп. А теперь, ребята, из Древней Руси перенесемся в снова в наше время.

Мы сегодня уже встречались со словами «Древняя Русь», «Малая Родина».

1). А что же такое Родина?

Да, ребята, это наш дом, это все то, что вас окружает.

Чтение стихотворения «Что мы Родиной зовем?» В. Степанова.

Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем.

И под небом синим – синим

Флаг России над Кремлем.

Восп. Родину, ребята, сравнивают с матерью.

Одна у человека мать, одна у него и Родина. Крепко любит ее народ.

Много сложил о ней пословиц и поговорок.

2.Знаете ли вы пословицы и поговорки о Родине? Объясните их.

«Велика русская земля и везде солнышко».

«Родина – мать, а чужбина – мачеха».

«Всюду хорошо, а дома лучше».

«Всякому мила своя сторона».

«На чужой сторонушке рад своей воронушке».

«Если дружба велика, будет Родина крепка». И т. п.

3. Какими словами можно заменить слово Родина?

Отчизна, Отечество.

4. Выездное – это (поселок).

Арзамас – это (город).

Москва – это (столица нашей Родины).

Россия – это (наша страна, наша Родина).

Восп. Как называют людей, населяющих нашу страну?

Россияне.

В какую игру вы хотите поиграть? (Любая национальная игра народов России средней подвижности). Выбирают дети.

Физкультминутка. Подвижная игра.

III тур. Слайд.

Восп. А теперь наши знатоки покажут свои знания.

1.Какой флаг – флаг нашей страны?

Слайды: флаг Голландии, флаг Франции, флаг России,

флаг – белая, красная, синяя полосы.

2.Кто из этих людей Президент нашей страны? Как его зовут?

3.Какое дерево является символом нашей Родины России?

Слайды: дуб, береза, ель, клен.

4.Наш поселок находится в Арзамасском районе.

Какой из этих гербов герб Арзамасского района?

Почему на гербе такие изображения?

Слайды: герб Арзамасского района, герб города Арзамаса, герб города Нижний Новгород, герб России.

Восп. Вот и закончилась наша игра – занятие.

Ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь побольше узнать о ее истории. Берегите ее природу. Храните ее обычаи и традиции.

А сейчас самое приятное:

НАГРАЖДЕНИЕ!

Пока жюри советуется, чтение стихотворения «Страна – наш общий дом»

В. Степанова.

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той.

Но ты всегда на ней найдешь

Свою страну – свой общий дом.

Слово жюри.

Звучит песня «С чего начинается Родина?» В. Баснера, стихи М. Матусовского.

Используемая литература:

  1. «Наша Родина Россия». Шорыгина Т. А. М.: ТЦ Сфера, 2013.
  2. «Мы живем в России». Н. Г. Зеленова, .Л. Е. Осипова. Старшая группа. Москва 2012 год.
  3. Альбомы: «Выездное: прошлое и настоящее», «Наш поселок», «Мы живем в России».
  4. Былины.
  5. Cтатьи из газеты «Арзамасская правда»: «Наши герои-земляки», «Ими гордится наша земля», «Арзамасские гербы: история и современность».

Скачать презентацию

воспитатель МБДОУ «Детский сад №34 «Чиполлино»

р.п. Выездное, Арзамасский район, Нижегородская область, Россия

Данные об авторе

Иванченко Ирина Викторовна

Место работы, должность:

Воспитатель

Саратовская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Дополнительное образование детей

Уровни образования:

Школы-интернаты, детские дома

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Классный руководитель

Тип ресурса:

Программа

Краткое описание ресурса:

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию

Министерство образования Саратовской области

ГКОУ Саратовской области для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом №3г.Хвалынска»

Программа гражданско-патриотического воспитания

«Поэтом можешь ты не быть…»

Возраст детей: 11-16 лет

Срок реализации программы: 10 часов

Разработал: воспитатель группы №3 Иванченко Ирина Викторовна

г. Хвалынск

Саратовской области

2011 год

Паспорт программы.

1) Наименование программы

Программа гражданско- патриотического воспитания

2) Основание для разработки программы

3) Разработчик программы

Иванченко Ирина Викторовна, воспитатель группы №3.

4) Цели и задачи программы

Цель: Формирование у детей и подростков гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите.

Задачи:

5) Сроки и этапы реализации программы

6) Исполнители программы

Иванченко Ирина Викторовна

7) Ожидаемые конечные результаты программы

Обладает толерантностью;

8) Организация контроля реализации

программы

Административный контроль.

Итоговый контроль: открытое занятие.

Пояснительная записка.

В последнее время в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала ещё более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, дисциплинированные, грамотные люди, которые готовы были бы учиться и работать на благо Отечества, и в случае необходимости встать на его защиту. Но сейчас молодое поколение находится в полной растерянности относительно того, кто они такие и для чего живут. Трудно ответить как стать патриотом, как живёт патриот, как по - настоящему любить своё Отечество. Поэтому стало очевидным, что решение этих проблем в жизни нашей страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно - нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа.

В настоящее время патриотическое воспитание является одной из весьма сложных сфер воспитательной работы.

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Работа по формированию патриотического сознания заключается в тонком искусстве прививания верности Отечеству, гуманизма, благородства, гражданской чести.

Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Проведённая диагностика показала, что у многих воспитанников недостаточно сформированы ценностные и нравственные ориентиры, чувство патриотизма. Не все учащиеся с уважением относятся к прошлому своего народа, к родной земле. Это вызвало необходимость разработать воспитательную программу по гражданско-патриотическому воспитанию, сделав в ней акцент на изучение традиций родного края. Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Наше будущее в наших руках» призвала систематизировать и углубить знания воспитанников об истории, традициях, этнографии родного края, закрепить знание прав и обязанностей гражданина РФ, сформировать уважительное отношение к представителям иных рас, вероисповеданий.

Новизна данной программы в том, что каждое занятие предполагает до 50% самостоятельной поисковой работы. Также запланировано оформление творческого проекта.

Анкета по гражданско-патриотическому воспитанию (декабрь 2012г.)

1.Патриот - это…______________________________________________________________

2 . Знаешь ли ты, почему так называетсягород, в котором ты живёшь? _____________________________________________________________________________

3. Сколько лет вашему городу? _____________________________________________________________________________

4. Зачем нужны герб, флаг, гимн? _____________________________________________________________________________

5.Что изображено на гербе г. Хвалынска? Саратовской области?_____________________________________________________________________

6. Назовите традиции нашего народа?_______________________________________________________________________

7.Сколько национальностей насчитывается в РФ?__________________________________________________________________________

8.Назовите национальности людей проживающих в Саратовской области? _____________________________________________________________________________

9. Толерантность-это… _____________________________________________________________________________

10. Пионеры -это… _____________________________________________________________________________

11.Где записаны права и обязанности гражданина РФ? _____________________________________________________________________________

12. Нужно ли отдавать воинский долг Родине? _____________________________________________________________________________

Цель программы : формирование у детей и подростков гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите.

Задачи программы:

1. Формировать патриотическое сознание и гражданское поведение.

2. Изучить особенности культуры, природы, народных традиций малой Родины.

3. Способствовать духовному развитию воспитанников.

1. Тематический план

Наименование тем занятия

Количество часов

практика

«Входящая диагностика»

«Символика РФ: герб, флаг, гимн». Занятие.

«Город, в котором я живу». Экскурсия в краеведческий музей.

«Русские народные традиции». Занятие.

«Изучение этнографии Саратовской области». Творческий проект.

«Толерантность». Занятие.

«Пионерское прошлое наших родителей» ОЗ. Круглый стол.

«Права и обязанности гражданина РФ». Занятие.

«Долг Родине». Британские дебаты

«Выходящая диагностика»

1) «Входящая диагностика» -

2) «Символика РФ: герб, флаг, гимн».

Занятие способствует осмыслению исторической необходимости возникновения герба, флага, гимна, знакомит с значением герба г.Хвалынска, Саратовской области.

3) «Город, в котором я живу». Экскурсия в краеведческий музей, которая поможет узнать исторические этапы развития г.Хвалынска, поможет сформировать уважительное отношение к родному краю.

4) «Русские народные традиции». Занятие предполагает на основе национальных традиций разработать традиции будущей семьи, внести предложения по введению новых традиций в детском доме.

5) «Изучение этнографии Саратовской области». Творческий проект. Занятие проводится с предварительной подготовкой. Детям предлагается ответить на ряд вопросов по этнографии Саратовской области и составить проект о национальностях, проживающих в нашем крае.

6) «Толерантность». Беседа с элементами проектапоможет разработать воспитанникам программу-минимум и программу-максимум по развитию у себя чувства толерантности.

7) «Пионерское прошлое наших родителей».ОЗ. Занятие проходит в форме «Круглого стола». С помощью проблемно-поискового метода выявляются знания детей о пионерском прошлом старшего поколения. После ознакомления с историей развития пионерского движения в Советском Союзе, предлагается разработать современную альтернативу.

8) «Права и обязанности гражданина РФ». Занятие проходит в форме деловой игры, которая учит умению аргументировать свою точку зрения, и высказывать контраргументы. Занятие закрепляет знания воспитанников о правах и обязанностях гражданина РФ.

9) «Долг Родине». Занятие в форме «Британские дебаты»вырабатывает умение вести диалог, слушать соперника, отстаивать свою точку зрения. На обсуждение ставится вопрос: « Нужно ли служить в современной Российской армии?»

10) «Выходящая диагностика» - анкетирование детей, подведение результатов.

Ожидаемые результаты:

При условии достижения основных целей и задач предполагается получение следующих результатов работы: воспитанник, который:

Знаком с культурно-историческими ценностями своего народа;

Знает историю и культурные ценности своего города;

Имеет изменение ценностных жизненных ориентаций в позитивную сторону;

Уважительно относится к старшему поколению и Отечеству;

Обладает толерантностью;

Знает свои гражданские права и обязанности

Основные критерии эффективности внедрения программы:

1) Рост уровня правовой грамотности, духовного развития воспитанников.

2) Повышение доли воспитанников, участвующих в мероприятиях гражданско-патриотической направленности

Список литературы:

Спутник классного руководителя.10-11 классы / сост. В. В. Шумилова, Т. Т. Н. Мишарёва, И. С. Сидорчук. - Волгоград: Учитель, 2007. - 127с.

Классные часы: 11 класс /Авт-сост. А. В. Давыдова. - М.: ВАКО, 2009. -256с. - (Учебный год).

Кулинич Г. Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. - М.:ВАКО, 2007. - 224с. - (Педагогика. Психология. Управление.)


Бородинское сражение. «Не сказки, а были, о которых люди и по сей день не забыли»

4 класс

Программное содержание.

Воспитательные задачи:

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Отечеству, русскому народу – защитнику Родины, чувство гордости и восхищения русским характером, героизмом;

Развивающие задачи:

Образовательная область «Социализация»:

Способствовать воспитанию отзывчивости, чуткости, доброты по отношению к людям, защищавшим нашу страну.

Обучающие задачи:

Образовательная область «Познание»:

Познакомить детей с некоторыми моментами истории России, связанными с защитой Отечества – Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа, с тем, как увековечена память тех, кто защищал Россию в те времена.

Образовательная область «Коммуникация»:

Формировать правильное понимание переносного смысла в пословице «Если дружба велика – будет Родина крепка».

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

Развивать стремление понять прочитанное, оценить действия и поступки героев;

Закреплять умение эмоционально и выразительно читать наизусть отрывки из стихотворений;

Образовательная область «Музыка»

Формировать у детей слышать в произведении развитие музыкального образа.

Предварительная работа:

Чтение М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Разучивание отрывков из книги М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Разучивание пословиц о Родине и дружбе.

Оборудование:

Портреты М. И. Кутузова; Б. Наполеона; Д. В. Давыдова; П. И. Багратиона; Панорама «Бородинская битва»; Картина «Просторы России»;

Фотографии «метро Кутузовская»; «Триумфальная арка»;

Запись музыки: П. И. Чайковского «Увертюра 1812 года»;

Г. Струве «Моя Россия».

Ход непосредственно – образовательной деятельности.

Звучит музыка композитора В. Баснера из песни «С чего начинается Родина».

Воспитатель: Ребята, что для вас значит слово Родина? (Ответы детей) .

Дети читают стихотворение:

Я навек люблю тебя Россия!

Рек твоих задумчивую синь.

Я люблю дожди твои косые,

Тихий шепот молодых осин.

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб захотелось повторить

Сильнее всех имен сказать Россия!

Звучит песня Г. Струве «Моя Россия».

Учитель: У всякого народа своя история, а в истории критические моменты, по которым можно судить о силе и величии духа. Россия – страна богатая и красивая, а русский народ – смелый и мужественный.

Выставляется картина «Просторы России»

Россия моя Россия –

И боль моя и любовь!

И беды и пули косили

Но ты поднималась вновь.

Умея сражаться и стоить

Встаешь ты в рассветной сини

Бессмертны твои герои

Нетленны твои святыни.

Очень многие хотели овладеть Россией. И вот 200 лет назад на нашу Родину напала армия французского императора Бонапарта Наполеона. (Выставляется портрет) .

К тому времени Наполеон Бонапарт покорил почти уже всю Европу и он решил убрать последнее препятствие, нашу Русь, к мировому господству. Он говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если овладею Петербургом – я возьму ее за голову, но заняв Москву – я поражу ее в самое сердце.

Ребята, как вы думаете, почему Москву называют сердцем России? (Ответы детей) .

Армия Наполеона была очень сильной. Но когда она вступила на нашу землю, то весь русский народ поднялся на борьбу с ней. Не только армия сражалась, но и простые крестьяне поднялись на борьбу с французами. Создавались партизанские отряды. Так руководителем партизанского движения стал полковник Денис Давыдов. (Выставить портрет) .

Кто из вас знает, почему войну 1812 года называют Отечественной войной? (Ответы детей)

Да, ребята, вклад партизан в разгром врага с полным основанием позволил назвать войну 1812 года Отечественной войной.

Как вы думаете, кто был главным командующим русской армией? (Ответы детей) .

Правильно. Храбрый маршал Михаил Илларионович Кутузов. (Выставить портрет) .

Солдаты знали его и любили. Они говорили: «Пришел Кутузов бить французов».

Русские воины ценою своих жизней старались защитить Москву, к которой так стремились французские войска. Они готовились к бою. И на поле возле села Бородино под Москвой 7 сентября 1812 года произошло самое знаменитое сражение (выставить фото панорамы битвы).

Ребята как называлось это сражение? (ответы детей)

Да это было Бородинское сражение. Русские воины сражались не на жизнь, а на смерть. Это было страшное событие.

Сквозь дым летучий

Французы двинулись как тучи…

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел…

Изведал враг в тот день не мало,

Что значит русский бой удалый.

Только темная ночь остановила бой. Наполеон сказал: «Самое страшное из всех моих сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы».

Французы вошли в Москву.

Хоть Москва в руках французов

Это право не беда!

Наш фельдмаршал князь Кутузов

Их на смерть впустил туда! –

так пели солдаты русской армии, не теряя надежду на победу. И так произошло. У французов заканчивались запасы продуктов, лошадей нечем было кормить. Взять продукты было негде, вся Москва горела.

Приближалась зима, французы к ней были не готовы.

Наполеон приказал оставить Москву, французская армия начала отступать, а наша армия атаковала, не давая им передышки.

К концу 1812 года война окончилась практически полным истреблением врага. Наша армия победила, враг был изгнан с русской земли, проявив при этом мужество и героизм. Главное сражение этой войны – Бородинское, навсегда осталось в памяти народа и нашло отражение в различных произведениях, живописи, музыке.

Композитор П. И. Чайковский написал торжественную увертюру под названием «1812год». (Включается музыкальное сочинение) .

Кто из вас знает, как еще прославили подвиг русских солдат? (Ответы детей.

По ответам выставляются картинки: Панорама Бородинской битвы; станция метро Кутузовская, Триумфальная арка) .

Ребята, многие из вас были у Триумфальной арки, может кто-то из вас или взрослых прочитал слова которые выбиты на ней?

Эти слова, сказал Михаил Илларионович Кутузов обращаясь к русскому народу: «Славный год сей, минул, но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши, потомство сохранит в памяти своей. Вы кровью спасли Отечество храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».

Ребенок читает отрывок из «Бородина»:

Да были люди в наше время,

Могучее, лихое племя.

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля…

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Учитель: Вы маленькие россияне, будущее нашей страны. Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить свою Родину, своих родных, близких, друзей. Давайте посмотрим, друг на друга и скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка».

Конспект занятия по гражданско - патриотическому воспитанию

"Русские богатыри" 4 класс

Тема: Русские богатыри.

Цель:

Воспитание интереса к истории России; чувство гордости за богатырскую силу Руси великой; уважение к защитникам – богатырям, желание быть похожими на них.

Задачи:

Закреплять и расширять знания детей о русских богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и др., об оружии древних воинов.

Учить отвечать на вопросы связно и последовательно; рассуждать о характерах героев, используя сравнения и синонимы; передавать в рисунке детали одежды русского богатыря;

Формировать и воспитывать чувства патриотизма.

Словарная работа:

Богатыри, кольчуга, шлем, щит, кистень, сулица, гусляры, борозда, камни-валуны, застава.

Оборудование:

Картина В.Васнецова «Три богатыря»,иллюстрации с изображением богатырей,иллюстрации на тему «Русское оружие»,аудиозапись опера М.П. Мусоргского «Хованщина»- «Рассвет на Москве-реке», песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», «Богатырская симфония» А.П.Бородина

Предварительная работа:

Чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змей», «Садко», и другие. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря», «Богатырь на распутье». Заучивание пословиц, поговорок,просмотр DVDфильмов. Прослушивание музыкальных произведений.
Ход занятия.

С древних времён на Руси 21 ноября отмечали Михайлов день.Святого Михаила считают в народе покровителем воинов,защитников земли Русской. История нашей страны никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства с древности всегда манили захватчиков. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской. Горячо любили наши предки Русь Великую, потому и защищали её своей богатырской силой.

А кто такие богатыри? (ответы детей)

А откуда вы знаете о богатырях, ведь некоторые из них жили 1000 лет назад? (Мы слушали былины о подвигах богатырей).Да,народ сложил много былин.Былины-это героические песни,в которых правда перемежается с выдумкой.Разносили их по земле Русской сказатели-гусляры.

Раньше наша Родина называлась Русью.В древней Руси за горами и сёлами тянулись леса дремучие.А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь-матушку много горюшка.Налетали на города и сёла враги: жгли,грабили,уводили людей в рабство.

Чтобы уберечь от врагов русскую землю,по краям степи стояли заставы богатырские-маленькие крепости.Защищали они от врагов,от чужих людей.

Стерегли землю Русскую богатыри славные: Добрыня Никитич,Алёша Попович,Дунай Иванович,Микула Селянинович,но славным и могучим был Илья Муромец.

Илья Муромец-крестьянский сын.С детства у него болели ноги и руки.Он видел,как горевали его мать и отец о том,как много горя на Руси.Он сидел на печи и думал: «Вот если бы я умелходить и держать в руках оружие,я бы защитил батюшку и матушку».И случилось чудо.Появилась сила в руках и ногах.По силе ему не было равных,так как часть своей силы отдал ему Святогор-богатырь.Он жил для людей,сделал много добра для них и отдал свою жизнь родной земле.

Илья Муромец был мудрый,справедливый,щедрый,за это его любил весь народ.

На Руси труд всегда в почёте,поэтому в былинах богатырей изображали за работой.Вот как поётся о Микуле Селяниновиче:

«Пашет пахарь,понукает на кобылу свою,погукивает,

Борозды кладёт,как рвы глубокие,из земли дубы вырывает,

Камни-валуны в сторону отбрасывает.

Только кудри у пахаря качаются,шёлком по плечам рассыпаются».

Говорит Микулушка: «Я знаю свою правду-истину- в том и сила моя непобедимая.Не в забаву трачу силу свою.Я хлеб рощу,я народ кормлю,людям счастье несу.От того-то я не обессилею»

Сегодня мы с вами поговорим о трех богатырях, познакомимся с очень интересной картиной.

На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Три богатыря».

Может, кто-то знает, как называется это полотно и кто его написал?

Ответы детей.

Да, это картина художника В. Васнецова «Три богатыря».

Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Дети в течение нескольких минут рассматривают картину.

Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?(Русские богатыри).

Кто назовет их имена?(Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец).

Как изображены богатыри? (Художник изобразил богатырей в виде сказочных героев).

Расскажите о каждом из них отдельно. Какие у них лица, одежда, оружие? Какие кони под ними и чем украшены?(ответы детей).

Какой пейзаж окружает богатырей?(Здесь все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней. Здесь все, как настоящее).

Правильно, все красиво, но обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие? (Природа спокойна, когда у нее есть такие защитники).

Что делают в поле богатыри? (На заставе охраняют Русь от врагов).

Кто из богатырей вам больше нравится?

*Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех.

*А мне нравится Алеша Попович – он молодой, смелый. Врага побеждает не богатырской силой, а хитростью да ловкостью.

*Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин, даже Змея Горыныча победил. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза.

*А мне все богатыри нравятся. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.

Чем схожи и чем отличаются богатыри?

* Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи.

* Они разные по возрасту, имеют разных коней, разное оружие.

* У них разные лица и характеры. Они разные по происхождению.

В: Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у

него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым.

Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

Стать за честь Родины против недруга,

За Отчизну в нужде сложить голову.

На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей. Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.

Ребята, что помогает богатырям в борьбе с врагами земли русской? (Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине).

А вы умеете упражняться в силе и ловкости? (ответы детей). Покажите.

Звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

Перетягивание каната.

Познакомимся с историей русского оружия.

Учитель: Вот посмотрите-это кольчуга. Эта железная одежда из металлических колец, в бою надёжно защищает владельца от ударов противника. Шлемы (железные шапки) служат для того, чтобы оберегать голову владельца от ран в бою. Это колющее оружие называется сулица. А это-кистень, он очень прост-металлическая гирька на цепи или ремне, который наматывается на руку или крепится к палке. Это-топор. Топор был очень распространённым оружием в древнерусском войске. А это-древние русские щиты. Щиты делали круглыми,из железа,(булата, стали, дерева).Вот каким оружием воевали русские воины на Руси.

Мальчики, на кого из богатырей вы хотели бы быть похожими?(ответы детей).

Девочки, а вы кого бы из богатырей угостили свежей водой?(ответы детей).

Ребята, какие доспехи богатырей вам хотелось бы нарисовать?(ответы детей).

Работа детей. Звучит «Богатырская симфония» А. П. Бородина.

Кто из богатырей вам понравился больше других? (ответы детей).

Как вы считаете, есть богатыри в наше время (ответы детей).

Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (ответы детей).

Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.)

В: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.

Гражданско-правовое и патриотическое воспитание в начальной школе

Классный час о государственных символах.

2а класс

Кл. руководитель: Попова А.В.

Я - гражданин. Классный час-беседа для 2 класса

Цели: расширять знания детей о символике государства;

способствовать формированию интереса к истории нашей страны.

Ход занятия

I. Введение в тему.

1. Вступительное слово учителя.

2. Игра «Камушки».

Учитель раздает каждому ученику разные камушки и предлагает рассмотреть их.

Расскажите о том, какие у вас камушки в руках?

Все камушки разные, как и люди, и у каждого свои достоинства.

Хотя все люди разные, но их объединяет то, что они живут в одной стране.

Каждый человек живет в какой-то стране.

Как называется страна, в которой мы живем?

Какой вам представляется наша страна?

Чтение стихотворения И. С. Никитина «Русь».

II. Основная часть занятия.

От кого зависит благополучие страны?

1. Исторические корни.

Много народов проживает на территории нашей страны. У каждого свой язык, свои обычаи, своя культура. Но все хотят быть счастливыми, достойными своей страны. Каждое государство имеет свои отличительные признаки. Официальной эмблемой, символом государства является герб и государственный флаг. Свои государственные гербы и флаги имеют все страны.

Современные герб и флаг России имеют глубокие исторические корни, тесную связь с народным искусством. В старину мир представлялся человеку одушевленным, наполненным живыми образами. Множество имен дали люди солнцу. Иногда солнце виделось огнем, как в костре или очаге, только горящим в небе. Так говорилось о нем в старинных русских песнях. Как огонь, солнце дарит тепло и свет. Люди сравнивали солнце с птицами: орлом, жар-птицею, или птицей павой. Ведь солнце парит в небе, как златокрылая птица. Лучи восходящего солнца напоминали петушиный гребень, а небо, окрашенное утренней зарей, - яркие красно-оранжевые перья. Люди верили, что крик петуха прогоняет ночную тьму и приветствует восход солнца.

Кто такой Петушок - Золотой Гребешок, известный всем по детской песенке-потешке, который будит нас утром? Просто птица или восход солнца?

Желая подчеркнуть красоту солнца, его сравнивали с молодой девушкой в сиянии лучей, проходящей по небосклону.

Красна девушка по небу ходит.

Встану я рано, бело да румяно.

Умоюсь росой, расчешу золотые косы.

Напоминало человеку солнце и добрую заботливую матушку. «Матушка Красное Солнышко» - величала солнце русская народная песня. А рождественские колядки изображали небесные светила как дружную семью.

Светел месяц –

То хозяин во дому,

Красно солнышко –

То хозяюшка,

Часты звездочки –

малы деточки.

От солнца многое зависело в крестьянской жизни, и предки русских людей - славяне - стали представлять себе солнце могущественным царем. Сказки и предания гласили, что обитает солнце на востоке, далеко за морем, в солнечном царстве. Все необычно в том волшебном царстве. Растут там сады с золотыми и серебряными деревьями.

У этой березы коренья булатные.

У этой березы кора позолочена,

У этой березы прутья серебрены,

На этих же прутьях листья камчатные.

(Камчатный - сшитый из блестящей яркой шелковой ткани.)

Даже трава в саду необыкновенная. Трава-мурава, трава шелкова. На каждой на травинке по цветочку цветет. На каждом на цветочке по жемчужине висит.

Посреди сада высится ослепительно сверкающий золотой дворец. Во дворце Царь-Солнце восседает на золотом престоле. Вот как народная песня описывает его лучи - волосы: «В три ряда его желты кудри завивались. Во первой-то раз завивались красным золотом. Уж в другой-то раз завивались чистым серебром. А в третий раз завивались скатным жемчугом». После престола стоят сестры Солнца - Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Днем Царь-Солнце разъезжает по небесному своду на колеснице, запряженной орлами или крылатыми конями, птицами подобными. Народные предания говорят, что Заря Утренняя выводила солнечную колесницу на небо, Заря Вечерняя принимала ее.

2. Символика государства.

С течением времени забылись смысл и значение поэтических образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Увенчанный коронами, со скипетром и державой в лапах, двуглавый орел стал гербом России.

Герб - отличительный знак страны. Золотой двуглавый орел - символ России.

Зачем нужен герб?

Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости - туристы, предприниматели - приезжают из других государств, видят герб - двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе РФ.

Рассмотрим монеты.

Что изображено на монетах?

Как называются монеты, на которых изображен всадник?

Почему они так называются?

Копье Святого Георгия Победоносца дало название монетке- копейке. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змею.

Герб нужен государству и для того, чтобы мы могли отличить монеты нашей страны от иностранных денежных знаков. Необходим герб и на печатях, подтверждающих подлинность ваших документов. Кроме гербов стран, существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы - отличительные знаки.

Золотой фон напоминает сияющее всеми своими лучами солнце, а всадник, поражающий копьем черного дракона, символизирует победу добра и справедливости над силами зла.

Флаг имеет свою историю.

Много веков назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села, городка. Потом стяги стали делать из ткани. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество воинам. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых - «знамения» (священные знаки). Так появилось слово «знамя».

В те времена и сейчас цвету придается особый смысл:

белый цвет означает мир и чистоту совести;

синий - небо, верность и правду;

красный - огонь и отвагу.

Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, воплощенный в белом небесном свете, ниже - синий небосвод, а под ним - мир людей - красный цвет. Белый, синий и красный - цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим: «сине море», «белый свет», «весна - красна, красна - девица». Красными и синими нитями вышивали русские крестьянки узоры на белой ткани.

Из белых, синих, красных тканей чаще всего шили нарядную одежду. Белый, синий и красный - цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, все же не случайно стали они цветами Государственного флага России.

Флаг и герб являются отличительными знаками государства. Они, построенные в соответствии с принятыми правилами, имеют строго определенные цвета и пропорции; символизируют единство и независимость страны. Древние стяги служили сплочению войска. Таково же назначение полковых знамен и знамен общественных объединений, организаций. Например, знамя Международного комитета объединяет спортсменов всего мира. Флаг является и знаком власти. Российская государственная символика олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом.

Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения). Он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости. Старается сделать ее сильной и богатой. Вы маленькие граждане большой страны, ее будущее. Званием гражданина России следует гордиться. За время учебы в школе вы многое узнаете о родной стране, ее прошлом и настоящем.

III. Итоги игры.

Домашнее задание (по желанию):

Придумайте и нарисуйте свою волшебную страну, которой нет еще на карте; дайте ей название. Можно нарисовать реки, горы, города и дать им название.

Придумайте и нарисуйте флаг и герб своей семьи.