Дети от цыгана и русской. Под волчьим солнышком

Мы продолжаем знакомить читателей с бытом, традициями и обычаями разных народов Крыма. Сегодня речь пойдет о цыганах. Об этом свободолюбивом народе сложилось множество стереотипов. Дескать, кочуют цыгане по городам и весям, гадают, танцуют да подворовывают… Чтобы отделить правду от вымысла и узнать, как живут ромы в Крыму, «Газета» встретилась с цыганским бароном, а по совместительству руководителем общественной организации «Ромский культурно-просветительный союз» Германом Филипповым.

- Герман Петрович, кто такой цыганский барон? В чём заключаются ваши обязанности?

Барон - это руководитель группы людей или племени (как это было раньше). Этот титул достался мне от отца, ему - от его отца. Барон - это вроде верховного судьи. Я могу наказывать нарушителей по нашим законам. Есть законы российские, а есть и наши внутренние - законы предков, законы ромов. Самое страшное наказание - это изгнание человека из цыганского общества. Но есть и другие. Например, раньше было так: провинился человек, что-то украл - кнутом его били. Да и сейчас это практикуется, просто очень редко. Уже перестали воровать, грабить, заниматься плохими делами. А раньше я помню, как мой дед брал кнут и при обществе бил им человека до потери сознания, и тот больше никогда в жизни этим не занимался.

Слово барона все должны беспрекословно выполнять. Если кто ослушается, то уже другие цыгане будут смотреть на него косо и общение с ним прекратят, вплоть до того, что выгоним его из нашей общины. Ну а если я вынесу приговор изгнать человека, то это распространится по всему миру - не только по России, но и по Америке, Франции, Италии, Югославии… Это очень жестокое наказание. Цыган лучше согласится в тюрьме 10 лет отсидеть, чем на этот приговор.

- А правда, что есть «нецыганские» профессии, которые для ромов под запретом?

Нет, такого нет. Просто есть профессии, которые исторически большинству людей ромской национальности знакомы. Это кузнечное дело, допустим. Кузнецами они, можно сказать, родились - ковали коней, подковы делали, мечи… А современные люди занимаются чем угодно: кто-то металлоломом, кто-то оборудованием, есть и журналисты, и доктора наук, и писатели… Даже президент был один. Николя Саркози. Он чистокровный цыган, хотя уже давно в изгнании. Потому-то он и мстил цыганам вплоть до их депортации из Франции. Много было известных цыган, взять хотя бы актёра Чарли Чаплина.

- А есть ли какая-то особая традиция, объединяющая всех цыган?

Если приедет цыган, с которым я не знаком, скажем, из Румынии или из Москвы и он будет беден - у него не будет ни денег, ни еды, ни крыши над головой - мы обязаны ему помочь. И морально, и материально - и деньгами, и продуктами, и жильём.

- И часто такие «гости» приезжают?

В последнее время часто. Как началась война на Украине - беженцы из Донецкой области поехали. Мы им помогаем по мере возможности - собираем деньги, продукты, одежду. Наша общественная организация занимается этим уже более года. И на квартиры им собираем деньги, кто-то своё жильё им предоставляет, если уезжает куда. Мы всем помогаем - не только цыганам, но и русским. Для нас нет особой разницы в национальности. Если человеку плохо, если он беден и обратился за помощью - мы просто обязаны ему помочь.

- Все наслышаны о «цыганской магии» - это просто способ заработка или некий особый дар?

Это ни в коем случае не способ заработка. Это действительно есть в генах. Но некоторые недобропорядочные люди используют свою магию для наживы. Этого делать нельзя, через какое-то время такой человек потеряет свой дар. Верьте только тем людям, которые могут вам предсказать будущее или помочь без денег, которые не назовут цены. Если вы уже сами решите отблагодарить, то, конечно, можете принести продукты или дать два-три рубля. А если вам называют конкретную стоимость - не верьте, это шарлатаны, мошенники и аферисты.

Я вам больше скажу, есть и гипноз цыганский. Люди, которые обладают магией, владеют и гипнозом. Порой гипнозом владеет человек нехорошей души. Среди нашей нации таких много. Встретит она вас на улице, посмотрит в глаза и скажет: «Сними цепочку, сними кольцо!» И вы это сделаете. Это мошенница. Если мы таких видим, сразу же изгоняем. Если не слушаются - обращаемся в милицию. Мы в Крыму живём уже 52 года, нас знают с хорошей стороны, как добропорядочную семью. Знали моего отца, моего деда. Противозаконного мы ничего не делаем, живём своей жизнью, занимаемся немножко бизнесом… Но воровать - такого у нас нет.

- Я слышала, что цыгане к кражам относятся лояльно и даже считают, что им сам бог позволил воровать…

Это просто красивая легенда. Говорят, что когда казнили Иисуса Христа, то пятый гвоздь цыганка украла и спрятала в волосах. Поэтому Иисусу его не забили, а бог в награду за это разрешил цыганам воровать. Я в это не верю и воровство осуждаю. Но ведь в каждой нации - не только у цыган - есть воры и жулики.

- А как распределяются обязанности в цыганской семье?

Женщина должна быть хранительницей очага, а мужчина - зарабатывать. Конечно, и женщина не должна оставаться в стороне, если она молодая. Вы наверняка видели, что на Центральном рынке стоят цыганские девочки, продают обувь, одежду… Это их бизнес, так они зарабатывают. Кто-то продавщицей работает, кто-то парикмахером, кто-то яблоки собирает.

Женщина, конечно, должна слушать мужчину. Она не может без разрешения мужа уйти куда-то, даже к подруге. Даже если муж изменит, а женщина об этом узнает, она должна молчать и не перечить. То есть мужчинам можно всё, а женщинам ничего.

- Вашим женщинам это не кажется несправедливым?

Они считают, что это очень справедливо, и осуждают тех, кто вытворяет что им вздумается. Наши женщины рассуждают так: у меня есть муж, у меня есть семья. Так почему на меня кто-то должен смотреть? Почему я должна быть в таком месте или в таком обществе, где на меня будет кто-то смотреть? Нашим женщинам от одних таких мыслей становится не по себе. Они очень верные и нам не изменяют. А мы изменяем.

- И вы так спокойно об этом говорите?

Да, а что тут такого? Я и прессе, и кому угодно могу это сказать, даже своей жене. У нас это нормально, даже двух жён можно иметь. Но это только с моего разрешения. Я таких случаев мало знаю. Может, одному или двоим разрешил. Но только тем, кто способен обеспечить семью, дать знания детям… Не всякий на это пойдёт. В наше время и одну жену тяжело прокормить, не то что двоих.

- А сколько детей в обычной цыганской семье?

По-разному, бывает и по одно-му-два, но чаще по пять-семь-восемь… Даже по двенадцать есть. Но детей мало наплодить. Надо дать им знания, культуру, образование, урок жизни… Есть семьи, которые с этим не справляются. Мы с этим боремся. Наша общественная организация (и я сам) ездит по Крыму. Порой заходим к семье, в которой много детей, а они все неграмотные сидят - ни читать, ни писать не умеют. Иногда нет денег на то, чтобы ребёнка в школу собрать, иногда их одноклассники обижают. Если денег нет - одеваем этих детей, покупаем им тетрадки, учебники. С директорами школ общаемся, чтобы класс такой дали, где не будут обзывать и обижать… Бывает, что родители сами не хотят детей в школу отправлять. Жили раньше своей кочевой жизнью - вот и привыкли, что в мире можно и неграмотному прожить. Мол, вырастет ребёнок - пойдёт картошку продавать, и ничего ему не надо знать, кроме этой картошки да денег… Но ведь это чушь! Приходится объяснять людям, что сейчас время другое, что нужно давать детям образование.

■ На территории Крыма проживает около 17 тысяч цыган.

■ В XVIII-XIX вв. из чешской области Богемия во Францию переселилось множество цыган. Французы стали называть их богемцами. Поскольку творческая часть высшего общества Франции вела такой же шумный, эксцентричный и разгульный образ жизни, как цыгане, её окрестили богемой.

■ Есть мнение, что именно цыгане придумали танец живота и распространили его в арабских странах. Учёные до сих пор не могут ни подтвердить, ни опровергнуть эту теорию.

■ Необъяснимый, но очень интересный факт: цыгане никогда не болеют проказой. Причину этого загадочного феномена современная медицина пока не установила.

Фото: oldro.me; личного архива Германа Филиппова

Цыгане в прессе и литературе часто представлены бесстыжими или распутными, а то и сочетающими эти два качества. Мне доводилось читать и про промискуитет в цыганской среде, и про право первой ночи со стороны барона, и про ветреность, неверность и своенравие цыганских жён, и про процветающую среди цыганок проституцию, и про многоопытность цыганских незамужних девочек, и что эти девочки специально беременеют, чтобы больше подавали. Всем знаком анекдот «мужик, дай рупь, я тебе пипиську покажу?», и бродят по интернету фотки с гадящими на оживлённых тротуарах смуглыми мужиками, и приходилось видеть некоторым цыганок, откровенно кормящих грудью на улицах и в других общественных местах, да и источники ещё 19 века упоминали о бесстыже открывающих грудь цыганах и цыганках (мужчинам тогда это тоже вменялось в бесстыдство).

В чём же тут фишка? Где правда, где вымысел, и как видят цыгане целомудрие и стыдливость?

Правда в том, что у разных цыган эти понятия довольно сильно разнятся, а цыганский закон тут очень краток.

Он требует скрытия бёдер и коленей у взрослых от посторонних глаз, порицает супружескую неверность, женскую проституцию и гомосексуализм, и не оставляет никакой возможности у цыган меняться жёнами на ночь или отдавать невесту на первую ночь кому бы то ни было.

У всех цыган, кроме мадъярских, очень строгое отношение к поведению незамужних девушек. Девушка должна или выйти замуж невинной, или за того парня, что лишил её девственности. С этим связаны два свадебных обычая. Первый - вынос простыни. Во время свадьбы жених должен удалиться в специальное помещение и лишить невесту девственности (если семья богатая, то свадьба играется подольше, и первый, простите, половый акт происходит ночью; впрочем, не везде); затем свекровь берёт эту простынь и демонстрирует её присутствующим, может станцевать с ней. В общем, так же, как в лучших домах Европы… в Средние Века ^_^. Второй обычай: если парень лишил девственности девушку до свадьбы (смиловались они или украл он её), то свадьба играется не такая роскошная, и вместо ритуала с простынёй парень кланяется в ноги гостям и просит прощения за свой грех. Обычно гости прощают. Это не принято говорить, но бывает, что парень покрывает совсем чужой грех из любви или жалости к невесте. А жалеть есть за что: в былые времена «нечестную» невесту могли побить камнями, или обрезать волосы и признать осквернённой (а значит, выгнать из табора), да и её родителям доставалось так или этак; например, могли отца за недогляд впрячь в телегу и катать на ней по очереди всех гостей, по нескольку за раз. Сейчас всё не так экстремально, но худая слава одна уже может испугать, ведь положение цыгана в цыганском обществе держится фактически на личном рейтинге, а простое родство с «нечестной» девушкой может его сильно подмочить. Особо сказывается «нечестность» невесты на самых близких родственниках: родителей стремают за недогляд и плохое воспитание, сестёр подозревают, что их родители тоже не ссумели воспитать.

Отсюда и сохранившаяся традиция подростковых браков: либо боятся не уберечь, либо уже не уберегли ^_^ за подростками, да ещё так рано созревающими, бывает трудно уследить, знаете ли! Являясь принципиальной противницей подростковых браков (чёрт, стрёмно-то как - я вышла замуж в 17! на третьем курсе института...) , я не могу не отметить две особенности цыганских подростковых браков, которые меня радуют: девушку никогда не отдадут замуж до появления первых менструаций, юношу - до появления поллюций (ну то бишь если он осеменить не в состоянии, о какой роли мужа может идти речь; цыганский закон очень строг в отношении половой зрелости вступающих в брак), и на разницу в возрасте между мужем и женой более трёх лет смотрят очень-преочень косо (правда, с определённого возраста максимально приемлемая цыганским обществом разница уменьшается, т.е. если 12 и 18 - это экстремальная разница, то 22 и 28 - туда-сюда). Эти особенности так радуют потому, что традиция ранних браков не превращается в педофилическую.
Мне в разговоре об этом как-то привели два случая, почёрпнутые из газет, по мнению оппонентов, явно опровергающих правило разницы. Однако я утверждаю и буду утверждать, что это исключения, подчёркивающие правило. В цыганской среде есть традиция подростковых браков, но нет традиции педофилических связей.
Надо сказать, по счастью, подростковые браки становятся всё менее распространёнными в странах, где цыгане более или менее интегрированны в общество. Я слышала, что если раньше у русских цыган девочка невестилась в 12-14 лет, то в наши времена этот период чаще приходится на 15-19. Тут вообще надо серьёзно исследовать, чтобы что-то точно утверждать, тем более по всем цыганам мира.


Однако вернёмся к бёдрам и коленкам. Как мы помним, бёдра взрослого человека особенно нечисты - особенно женские бёдра. Ноги тоже нечисты, но как-то не сами по себе, а потому, что находятся под бёдрами - отслеживаете логику, да? Бёдра же нечисты настолько, что их неприлично даже показывать, и говорить о них или чём-то, связанном с ними (о дефекации, например, или там о менструациях). Так что никакого не может быть «дай рупь, покажу пипиську» или прилюдного облегчения для цыгана, соблюдающего цыганский закон . Гамно, кстати, также является нечистой вещью, ну очень нечистой, так что никакой речи о том, чтобы оставлять его на виду во дворе, тоже не может быть. Про гамно мы ещё поговорим подробней в одном из следующих постов.


По цыганскому закону, грудь не является стыдной частью тела. Материнская грудь вообще вещь святая! Так что её открытие для цыган и цыганок вовсе не признак бесстыдства. Однако стоит вспомнить, что помимо цыганского закона цыгане ещё соблюдают нормы своей религии, ибо весьма и весьма набожны. Поэтому, например - русские и испанские цыганки будут осуждать показ груди и юбку, не закрывающую всю ногу до щиколотки. Причём религиозные законы настолько глубоко вросли в общество, что исполняющие их смешивают их с цыганским законом, не отличая одно от другого. Мне доводилось слышать от цыганских девушек, что крещение и закрытие груди предписывается именно цыганским законом, при том, что анализ цыганских правил разных этногрупп, позволивший выделить ядро закона, показывает, что изначально в законе ничего такого не было.
Есть версия, что использование платков замужними женщинами также связано с религиозными мотивами.

Супружеская верность у разных цыган трактуется по-разному. Совершенно одинаково трактуется верность жён: за измену могут признать осквернённой и выгнать из, кхм, табора (в диких местах может и муженёк до смерти забить), и вапще. А вот по отношению к мужьям супружеская верность спрашивается по другому. У одних цыган это реально верность, на том же уровне, что у жён. У других могут признать нечистым, если ну слишком активно гуляет, или принёс заразную болезнь. У третьих может гулять, но не имеет права бросать без обеспечения семью, т.е. верность выражена финансово. У ловарей понятие супружеской верности считается относящимся только к женщине, и фсё. Слышала, что не только у них, но точней не скажу.

Проституция запрещена цыганским законом только для женщин, а однополая любовь - только для мужчин. Это теоретически. А практически, опять же, есть вариации: у русских цыган мужская проституция запрещена, и на лесбиянку/ бисексуалку смотреть будут косо, если вообще не вычеркнут из списка цыган. В то время как от чешских и румынских цыганок я слышала рассказы, что мужчины из среды французских и испанских цыган безо всякой опаски остракизма могут продаваться богатеньким гаджичкам. Тут за что купила, за то продаю, но такой вариант не исключаю.

Хоть мы частенько сталкиваемся с цыганами в повседневной жизни, знаем мы о них не так много. Этот народ до сих пор живет по законам, сложившимся много веков назад, а их женщины, хоть и выглядят довольно раскрепощенно, не имеют в таборе практически никаких прав.

Замуж в 16

Остаться старой девой в цыганской общине вряд ли получится - девушек выдают замуж в 16-17 лет, при этом парни вступают брак в 18-19. Разводиться, разумеется, нельзя - брак должен быть один и на всю жизнь. Те женщины, которые все же решаются на развод, «оскверняют» общину и бросают тень не только на себя, но и на своих дочерей. И ни о каких новых отношениях не может быть и речи.

Девушка-цыганка, выходящая замуж, непременно должна быть девственницей. В противном случае невесту ждет позор - ее объявят грязной, осквернившей общину. Лишившись девственности до свадьбы, цыганка рискует навсегда остаться одной - мужчина-цыган ни за что не пойдет против законов табора и не возьмет в жены девушку, которая отдалась другому.

Что касается брака с представителями других национальностей, то это среди цыган не приветствуется. Пришельцев называют Gorger, и девушки в крайне редких случаях соглашаются на такой брак. Дело в том, что цыгане очень ценят собственную культуру и всячески пытаются ее сохранить. Для этого браки заключаются даже между двоюродными братьями и сестрами.

Родители - главные

Конечно, во многих культурах девочки должны неукоснительно следовать воле родителей, но в цыганских семьях они имеют особенно высокий авторитет. Дочь делает все, что ей скажут. И выходит замуж за того, на кого покажут.

Бывает, конечно, что девушка участвует в выборе будущего мужа, но браки по договоренности родителей очень частое явление. После того как цыганка выходит замуж, она должна слушаться мужа точно так же, как слушалась родителей.

Кстати, незамужняя цыганка не может выходить из дома без сопровождения - рядом должны быть родители, братья, сестры или другие родственники. А вот у парней свободы куда больше - они самостоятельно выходят из дома и сами выбирают невесту.

Яркие наряды

В общине цыганки тише воды, ниже травы, но их наряды на публике прямо кричат об обратном. Вообще, именно яркая одежда помогает им привлечь будущих мужей, потому как подойти и заговорить первой цыганка не имеет права.

Особенно увлечены блестками и стразами американские цыгане - они каждый день одеваются как на праздник. А если уж в общине намечается свадьба или день рождения, то от сияния их нарядов можно ослепнуть.

«Скверна»

Хоть мы и живем в XXI веке, у цыган до сих пор распространено понятие так называемой скверны. Это означает, что нижняя часть тела замужней половозрелой женщины «нечистая». Прикоснуться к ее юбке или даже к обуви - все равно что запачкать себя. К девочкам и незамужним девушкам это не относится.

Из-за «скверны» женщинам запрещено подниматься на второй этаж, они могут жить только на первом этаже. Если же в цыганском доме первый этаж нежилой и вся семья обитает на втором, то другие цыгане говорят, что семья «опоганилась».

По этой же причине застолья у мужчин и женщин проходят отдельно. Отдельно в дом приходят и гости: мужчины - к мужчине, женщины - к женщине.

Бьет - значит любит

В цыганских общинах невероятно высокий процент домашнего насилия. В Великобритании даже проводилось исследование, согласно которому 61% проживающих там замужних цыганок признались, что регулярно попадают под горячую руку мужа. И женщины вынуждены с этим мириться.

Участница одного из британских шоу цыганка Мелли рассказала, что однажды супруг запер ее в трейлере, а когда женщина выбралась, избил ее. Семья уговорила ее принять мужа обратно, и она подчинилась, объяснив это тем, что подобное поведение - часть цыганских традиций, а их нужно чтить.

После свадьбы только юбка

Девочки и незамужние девушки могут носить штаны или джинсы, а вот замужним дамам полагается ходить только в длинных юбках.

В современном обществе девушки-цыганки так привыкают носить джинсы, что после свадьбы носят юбки прямо поверх них.

Домашнее рабство

Цыганки обязаны быть домохозяйками и не имеют права лениться по части готовки и уборки. В европейской культуре принято считать цыган замарашками, но в их домах царит чистота.

Женщина должна регулярно все мыть, а еще ей нельзя ни с кем делиться своей посудой и столовыми приборами, даже с мужем. Вся посуда моется несколько раз: под проточной водой, в отдельной чаше с кипятком и снова под проточной водой.

Стирать женскую и мужскую одежду также нужно отдельно. А еще отдельно нужно стирать одежду выше и ниже пояса - ввиду «грязи» на последней. Ну и нижнее белье - его тоже стирают отдельно.

Амнистия во время беременности

Беременность для цыганской женщины - прекрасное время. Она освобождается от домашних обязанностей, а готовкой и уборкой занимается супруг.

А еще беременным женщинам запрещены любые физические контакты. Они не могут спать в одной постели с мужем и моются только освященной водой. Однако многие американские цыганки не следуют этим правилам, они добились определенной независимости.

Никакой полиции

Если у цыган возникает недопонимание, то разборки проходят шумно и ярко - с драками и проклятьями рода до седьмого колена. Но это их личное дело. Обратиться в полицию - все равно что пойти против традиций.

Может дойти до того, что семья отречется от родственника, обратившегося в органы правопорядка. Мужчины это прекрасно понимают, но некоторые современные девушки все же пытаются цивилизованно решать конфликты.

Серьги - только для женщин

В фильмах нам часто показывают лихих цыган с сережкой в ухе, но на самом деле серьги в общине могут носить только женщины. Цыганки вообще любят украшения, и чем они крупнее и ярче, тем лучше.

Как вы понимаете, жить среди цыган совсем непросто. А еще, если в семье рождаются одни девочки, цыгане не проклинают судьбу, а идут в приют и усыновляют мальчиков - они верят, что важна не столько кровь, сколько воспитание.

Именно поэтому в таборе частенько можно встретить светловолосую или рыжую ребятню - отсюда и слухи о том, что цыгане воруют детей.

Когда я стал входить в опасный возраст, в тот самый, в котором молодые люди начинают влюбляться, моя мама сказала:

«Сынок, я понимаю, ты становишься взрослым и недалёк тот час, когда приведёшь в наш дом будущую невестку. Любовь зла, и ты можешь полюбить такую девицу, которую не сможем полюбить мы, но, я сразу хочу тебя предупредить, окончательный выбор всегда останется за тобой. Если ты скажешь, что вот именно эта девушка будет твоей женой, значит, так оно и будет. Она может быть маленькой, или высокой ростом, она может быть худенькой или полненькой, она может быть украинкой, может полькой, белоруской, да кем угодно.
Об одном только прошу тебя, сынок – не женись на цыганке ».

У нас в западной Белоруссии как раз и жили все, кого перечисляла моя мама, но цыган, я хоть убей, там не помню. Это не значит, что я не встречался с ними вообще. Нет, как-то на подъезде к Вильнюсу я видел кочующий цыганский табор. В тот момент, когда мы проезжали мимо них, а табор в это время расположился на отдых, я наблюдал несколько десятков туристических палаток, причём все они были одной разцветки – жёлто-голубые, как нынешний флаг Украины. И, если бы не лошади, которые паслись тут же и конные кибитки, их можно было бы принять за группу туристов- автостопвщиков. Правда, запомнились только мужчины, занимавшиеся с лошадьми. Загорелые, да ещё и по природе смуглые, они так киношно смотрелись на фоне пасущихся лошадей и жёлто-голубых палаток, что я чуть было не свернул себе шею, провожая их взглядом из уходящей машины.

Слушая мою маму, я представил себе девушку с точно таким же цветом лица, что и те мужики из табора, и клятвенно пообещал ей, что на цыганке не женюсь. Через какое-то время, разсматривая фотографии своей украинской родни, я обратил внимание на то, что моя тамошняя ветвь почему-то смуглее обычных обитателей юга Украины. На мой вопрос, чем вызвана такая особенность, оказалось, что моя прабабка, а соответственно и бабушка моего папы, была чистокровной цыганкой. Оказывается, мой прадед воевал в русско-турецкую войну 1877 года и привёз себе из тех мест жену, которая ему досталась в качестве трофея. Говорят, что красоты она была неописуемой. Правда, так и не смогла научиться нашему языку и очень тосковала по родным местам. Родила мужу сына Фёдора и умерла.

Вот тебе раз, думаю, это что же выходит? Значит, тот табор, из-под Вильнюса, вполне мог быть мне и кровно родственным. Хотя, с другой стороны, почему моя прабабка обязательно должна была быть цыганкой, разве не могла она быть турчанкой? Ведь это логичнее, воюя с турками, взять в плен именно турчанку. Чего ради из Болгарии цыганку везти, если их и в Малороссии полно. И вообще – видно его мама не предупредила вовремя насчёт цыганок.

Время шло, и я постепенно стал забывать о том разговоре, и вспоминал о нём только, когда по телевизору крутили фильм про цыгана Будулая. Хотя, я знал, что одно время у нас в дивизии служил полковник – настоящий цыган. Воспитанник суворовского училища, он попал в него после войны, оставшись сиротой. Так вот, он был очень грамотный и способный человек. Все учебные заведения, где учился, заканчивал только с золотой медалью, в том числе и военную академию.

Но жизнь сложилась так, что из милой моему сердцу Белоруссии мне пришлось переехать в Россию. И не просто в Россию, а в места плотного проживания цыган.

Чуть ли не в первую мою встречу с одной старой цыганкой, что произошла у нас на автостанции, та преспокойно "выцыганила" у меня трёшку советских времён. Тогда это ещё были деньги. Она так художественно расписала мне, непуганому белорусу, о страшной порче, что навели на меня одна молодая девица и её мамаша, что я просто оторопел. А поскольку сам термин «одна девица» звучал весьма расплывчато, то значит и вполне гипотетично. И я без колебаний, ради собственного спасения, отдал ей те самые три рубля. Но, когда она заявила, что видит в моём кармане ещё и красную бумажку с профилем любимого вождя, то понял, что мне врут, ибо «червонцев» у меня на тот момент, к счастью, не было.

Когда я это понял, то потребовал у тётки вернуть мои три рубля, но старая мошенница упёрлась, и ни в какую. Тогда я ей объяснил, что у меня нет денег на проезд, и если она не вернёт мне хотя бы часть, то, оставаясь на автостанции, я всё равно от неё не отстану. Тётка неохотно полезла в карман и, ругая меня разными индийскими словами, подала мне немного мелочи. Так я получил свой первый в жизни урок общения с моими возможными кровными родственниками.

Потом, мне пришлось много ездить электричками, и я почти не припоминаю такого случая, чтобы не появилась в вагоне группа цыганских тёток в несуразных одеждах, постоянно пристающих к пассажирам, в основном к молодым женщинам и одиноко сидящим девушкам.

Я неоднократно был свидетелем, так называемого цыганского гипноза, но который неизменно оборачивался простым шулерством. Хотя мне рассказывали и про реальные примеры такого гипноза, среди них бывают и экстрасенсы.

Цыганки, а это делают именно женщины, мужики у них народ привилегированный и обычно неработающий, окружают жертву и все разом начинают запугивать её. Чего только не наговорят человеку, и всё с одной единственной целью: заставить его добровольно вытащить денежку и положить её на ладонь основной разводящей. Та зажимает деньги в кулак, и велит очередному дурачку дуть на него. Пока тот дует, его деньги из кулака незаметно переправляются рядом стоящей напарнице. Такие фокусы даже дети знают. Кулак после дутья разжимается, а купюра, понятно дело, «таинственным» образом исчезает.

И имей ты хоть какие кулаки, а с пятью-шестью неопрятными, постоянно вопящими и угрожающими тебе всевозможными проклятиями и небесными карами тётками, ты связываться не будешь.

Однажды (это было ещё до моего священства) мы с женой ехали днём электричкой в Москву. В вагоне было почти пусто. В какой-то момент вошла очередная «группа захвата». Тётки быстро следуя друг за другом, выискивали подходящую добычу. Одна из них посмотрела в нашу сторону, и кивком головы, без слов, одним взглядом спросила меня: «Гадать будем»?
Я точно так же покачиванием головы, ответил: «Обойдёмся».
«Дело ваше» – пожатием плеч заключила разговор цыганка.

Зато через проход в отсеке наискосок от нас сидела одинокая молодая женщина и читала книжку. Вот к ней-то эта кампашка и пристала. В такой группе все действия распределяются заранее. Одна начинает быстро и громко убеждать жертву в том, что её определённо "сглазили", «подсадили порчу» и «сделали насмерть». Задача центровой напугать и не давать опомниться. Другая тут же начинает поддерживать разводящую и всем своим видом словами и жестами подтверждать правоту её слов. Остальные стоят и своими телами отсекают «объект» от всех, кто мог бы вмешаться в ситуацию, и каким-то образом помочь жертве. Здесь лучше не соваться, так отматерят, что надолго запомнишь.

И вот во время этого действа, одна из цыганок, повернувшись спиной к происходящему, внимательно посмотрела мне в лицо. А потом и говорит:
– А ведь ты наш.
– Что значит ваш – спрашиваю?
Мне стало определённо неприятно.
– Наш, – говорит, – цыган!
Меня бросило в пот:
– Почему это цыган? Может у меня турецкие корни.
– Нет, – смеётся женщина, – наш, наш. Я свою кровь, ни с какой другой не спутаю!
Интересно, с чего она вообще взяла, что у меня есть их кровь, ведь внешне во мне ничего не выдаёт родства с моей прабабкой.
– Ладно, – говорю, – ты права, у меня прабабка цыганка, но это уже четвёртое поколение.
– Я способна видеть до десятого колена, – ответила она.

Таким образом, получив от «родственников» подтверждение, что я всё-таки имею их кровь, мне был дан замечательный козырь. С этого момента я научился распознавать действительно людей владеющих цыганской магией от простых мошенников.

Стоило какой-нибудь цыганке начать докладывать о порче, которую мне, по её словам, где-нибудь успели подцепить, я всякий раз отвечал приблизительно так:
– Ты посмотри на меня внимательнее. Ты видишь, кто я? – Типа, «узнаёшь брата Колю»?
И, если она не могла мне ничего ответить, тогда уже я, со своей стороны, делал ей предложение погадать. Тем более, что гадать им легко: «Наркотики, воровство, дальняя дорога, казённый дом».

Как-то я снова выбрался в Москву, наверное, в [Свято-Тихоновский] богословский институт на экзамены. В вагоне было почти пусто. На одной из станций к нам ввалилась огромная толпа цыган, мужчин и женщин (детей не было). Общим числом, где-то около сотни. Как я потом узнал, в столице их ждал барон, на суд ехали.

Я сидел один у окошка. Рядом со мной уселось пятеро цыганок, одна средних лет, остальные совсем молоденькие девчонки. В их кампании была ещё одна такая же девица, которой из-за моего присутствия, не хватило места. Видя такую вопиющую несправедливость, она начала отпускать в мой адрес сперва колкие словечки, а потом, видя, что я не собираюсь ей уступать, перешла на брань. Бранятся цыгане легко, при этом совершенно не испытывая никакого смущения. У них, в принципе, не существует таких понятий как: «встать в очередь», или «неудобно», или «стыдно».

Что мне оставалось делать? Цыгане заполонили всё окружающее пространство, остальные пассажиры предпочли ретироваться и искать места в соседних вагонах. А мне не хотелось уступать девице, хотя и сидеть в таком окружении было неприятно. Остальная молодёжь поощряла её. Всем было интересно, сколько ей понадобится времени, чтобы заставить меня уйти.
Ладно, думаю, уйду, не до Москвы же мне эту словесную грязь слушать, да ещё из таких с виду невинных уст. И только решил встать, как услышал голос старшей, из сидевших рядом. Она повернулась к той, что поносила меня, и вдруг сказала:
– Замолчи, – и кивнув на меня, – разве ты не видишь, что он цыган?

Не видит, молодые этого уже не видят, и слава Богу – не хочется мне такого родства. Тем более, что моя прабабка, говорят, была очень красивой женщиной, а среди наших цыган я красивых людей не встречал.

Став священником, мне пришлось пересечься ещё и с внутренним миром, обычаями и верованиями этих людей, о чём я могу рассказать как-нибудь в дальнейшем. А пока, вот что поведую (на днях услышал):

"что где-то там в Англии цыганский табор топорами полицейский вертолёт порубал".

Услышал и порадовался тому, что это были не мои соседи-цыгане. А ещё наверное тому – что у меня нет вертолёта...

Иерей Александр Дьяченко

Рассказ «Соседи» сельского батюшки отца Александра Дьяченко

Прототип рассказа: жж священника Александра Дьяченко - 28.05.2009 - alex-the-priest.livejournal.com/16526.html

Комментарии

Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:


Заголовок:
Можете оставить здесь свои координаты, чтобы при необходимости мы могли бы с Вами связаться (они НЕ ПУБЛИКУЮТСЯ и это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО):

E-mail:
Ваш адрес в соцсети или сайт:
Прошу ОПОВЕЩАТЬ меня на указанный выше e-mail - ТОЛЬКО при ответах в ветке ЭТОГО коммента!

29.03.11 Tue 10:29 - `Валентин Kонстантинович Казерский`

Цыгане: Рома, ромалы - идет оказывается от ромеев (римлян)

Длительное пребывание на территории Византии способствовало проникновению в Цыганский язык некоторых черт, общих для всех языков, распространённых: на Балканах: артикль, способ выражения форм инфинитива и др.

Термин "Византия" ввёл Иероним Вольф, причём только в XVI веке, сами жители православной империи предпочитали называть своё государство Римской империей; соответственно себя они называли ромеями (т.е римлянами). Нет ничего удивительного в том, что цыгане стали называть себя по имени приютившего их государства "ромеи", в дальнейшем "рома" ("ромалэ"). Даже покинув Византию, они продолжают помнить, что они - рома, ромалы . Это название укоренилось и существует по сию пору, несмотря на то, что за такой срок сменилось много поколений и они уже забыли, откуда явились их предки.

А русское слово «цыган» происходит от греческого atsinganos - так называли представителей некой религиозной общины, известной в Византии в эпоху раннего Средневековья.

Цыганские БАРОНЫ: Сами цыгане понятие «барон» не употребляют. Баронами внешний мир привык называть негласно признанных цыганских лидеров, авторитетных по той или иной причине в цыганской общине людей, или людей, ответственных за контакты цыганской общины с внешним миром.

Цыгане воспринимают верования тех народов, рядом с которыми они живут . В Европе это цыгане западнохристианского обряда, в Средней Азии - мусульмане, в России - считают себя православными. В их верованиях сплетены христианские и языческие представления. Многие из них очень суеверны, верят снам и пророчествам...

Образ жизни этих людей, их привычки во многом зависят от группы, к которой они принадлежат, а цыганский народ состоит из многих субэтнических групп, которые объединяют общий язык и традиции.

В России известны Котляры , или кэлдэрари , - цыгане, которые пришли к нам из Молдавии через Украину и южную часть России. Это были первые цыгане, появившиеся на территории нашей страны. Слово «кэлдар» по-румынски значит «котел», «кэлдэрарь» - «котельщик». Женщины из этой группы своеобразно ярко одеты, с особой прической (букли и две косы), обязательно носят яркий платок, а мужчины одеваются неотличимо от других народов...

Еще одна распространенная группа - "русска рома" , или. Эта группа прошла через Германию, Польшу и к XVIII веку добрела до России. Русска рома более интегрированы, чем другие группы. Они живут не компактно, как котляры, а рассеянно среди русских...

Закарпатских цыган условно называют мадьярами, ловари , они венгероязычные, по-цыгански не говорят. Эти группы сдвинулись с места в результате пертурбаций девяностых годов. Живут они в ужасных условиях, из десяти детей умирают шесть. Они уже много лет скитаются по России, здесь рождаются дети, здесь они умирают.

Также нелегально и в ужасных условиях живут люли -цыгане из Таджикистана, Узбекистана и других республик Средней Азии. Сами себя они называют «мугат». Они относятся к так называемым «цыганообразным группам» - группам, схожим с цыганами по образу жизни, но не говорящим на цыганском языке (люли общаются на фарси)...

С виду цыгане зачастую живут не так уж и плохо. У них и зубы золотые, и дома большие, в которых и телевизор, и ковер во всю стенку. «Тут надо понимать, что для цыган очень важны внешние черты их успешности. И что в этом огромном якобы богатом доме живут человек тридцать пять. Или что вот этот музыкальный центр или телевизор - это все, что у них есть. Их нарядная одежда - это один комплект. То есть они не богаты, но они хотят такое впечатление производить...

Валентин Kонстантинович Казерский, православный христианин

29.03.11 Tue 10:35 - `Валентин Kонстантинович Казерский`

Рассказ закарпатского цыгана Иосифа Лацко

Рассказ закарпатского цыгана Иосифа Лацко, которого я полюбил и назвал свои братом во Христе Иисусе:

Знаете, я был очень большой прелюбодей. У меня были уже дети, пятеро. И за чужих жен я свою жену очень избивал, мучил. У нас не было мира.
Я вам уже рассказывал, как меня потом Бог изменил, как я уверовал в Спасителя. И вот однажды я преклонился на колени, молюсь о жене моей, чтоб Бог и ее спас. А она подошла сзади и давай меня кулаками по спине:
- Ты что! Кому молишься?! Перестань! Что ты. С ума сошел?! Стенке молишься?
Отбежала и ждала, что я сейчас ее буду бить. А я поднял руки до Бога и давай просить уже во весь голос:
- Господи, спаси мою жену! Господи, дай моему дому спасение!
А Ева, жена моя, послушала, и так говорит:
- Иосиф, ходи, как годами ходил, гуляй. Делай, что хочешь - только не будь верующим. Пей, гуляй, прелюбодействуй... Только не будь верующим.
Дьявол не хотел меня отпускать с рук. Начал потом через тёщу. Вот собираюсь я на богослужение... А тогда Господь посылал много гостей к нам с России, с Комсомольска-на-Амуре даже приезжали братья. Собираюсь, а моя сестра зовет меня:
- Иосиф, иди сюда, тебя зовут там...
Я зашел туда и они предложили мне сесть. Я только присел и сразу подскочили родственники - и меня в грудь, руками. Я упал и они меня прижали, 8 человек. Мама держала и давай раздирать рот, раскрывать... Схватили водку. А теща кричит:
- Водку не заливайте, а то задушится! Вино...
Я с ними боролся. Расцарапали. Кровь потекла. Мама увидела кровь, говорит: оставьте его.
Я поднялся. Думали, что я буду делать. А я сильный драчун был. Драться умел. Но я никому ничего не сделал. Они меня всего облили водкой, вином. Я остался, никуда не пошел,плакал, молился за них.
"Терпением спасайте души ваши. Терпение нужно вам, чтобы исполнить волю Божью". Насущная нужда была у меня. Где какие молитвенные нужды, если Иосиф заявляет, это - о жене, помолитесь о моей жене, чтоб Господь призвал ее...

Спрашиваете, как произошло, что Ева уверовала?
Я восемь лет ждал, и через 8 лет Господь дал ответ на мою молитву...

Знаете, один раз я пришел со служения, Господь его благословил. Я такой радый, знаете. А у нас тут домик, там домик, никаких заборов. Цыгане часов до двух, до трёх летом песни поют, разговаривают... И зашли в мой дом, к моей жене, подружки. Слышу, моя жена мною хвалится. Такой Иосиф! Они ей задали вопрос:
- Вот он много ездит по Украине. На людях, из себя видный, он там себе какую-нибудь из верующих найдет. Ева говорит:
- Нет, нет, он теперь не такой, как был, мой муж любит Господа, у него даже мысли такой нет. Она им говорит, как она меня благословляет...

Я слушал и зашел в дом. О, здесь Иосиф! Да, муж у тебя хороший. А у меня сразу такая мысль... Я ей говорю:
- Ева, скажи правду, ты меня любишь или нет?
Прямо при этих людях. Она на меня посмотрела:
- Ты что, ненормальный? (А мы с 70-го года поженились. Ей было 15 лет. У нас пятеро деток). Ты что, Иосиф, мы служим Богу, а ты меня такое спрашиваешь: любишь или нет? Да!
А я говорю:
- Нет, Ева, ты меня не любишь.
- Как не люблю?
Она уже начала там... И все слушают.
- Ева, я тебе отвечу так. По Библии, Бог сделает разделение. Как разделяет пастух овец от козлов - так Господь отделит людей верующих от неверующих. Те, что не поверили, не покаялись, будут отделены от тех, кто служит Богу. И нельзя, говорит Библия, оттуда сюда переходить и отсюда туда. Разделит нас Господь навеки! Если бы ты любила меня, тогда ты была бы там, где я...
- А вот как! Ну тогда...
И она ничего не сказала.

В воскресенье спрашиваю: "Идешь со мной?" "Иду". А тут приехали братья, надо поехать с ними в другое село... Я поехал. Ева собралась с детьми, все пошли. У меня сын старший - он раньше мамы покаялся. Пошли. И она уже рассказывает, я только ждала, когда пастор скажет: "Кто хочет покаяться?" Только он спросил: "Кто хочет служить Богу?" - она первая выбежала вперед, упала на колена: "Я хочу служить Богу!.. И начала говорить: "Я была такая, я была сякая... Я столько детишек... Вы меня понимаете, столько детишек уничтожила. Исповедовалась. Плакала. И Господь дал ей покаяние.
Прошло время. Она приняла святое водное крещение. И в нашем доме с тех пор радость...

Знаете, если заговоришь с цыганом, он готов на всё. Говорит, я хочу служить Богу, я буду верующий. Тогда задаёшь вопрос: "Слушай, чтобы верующим быть, Господь говорит, кто воровал - впредь не воруй, трудись своими руками, чтобы отделять нуждающимся". Эти все качества, которые требует Святое Евангелие, говоришь...
"А как я тогда буду жить? Чем я буду семью кормить? Да какой я тогда цыган?" - видят проблемы, проблемы.
Или ребенок заболеет или что, - приходят, Иосиф, помолись, вот проблема. А когда призываешь: надо покаяться, надо отдать сердце своё Господу, проблема с этим: "как я буду жить? Как я не буду гадать? Как я не буду воровать? Как я не буду обманывать?" Но Господь находит, меняет сердца. В церкви со мной вместе - 18 цыган.

И вот цыган, который приходит к Богу, если ему задать вопрос:
"Вот ты такой бедный, куска хлеба не имеешь, скажи, что нету Бога - мы тебе много дадим хлеба, оставь Бога, мы тебе дадим много денег, полные карманы долларов, - он скажет тысячу раз нет, я люблю Иисуса, Иисус всем меня благословляет".

Так и я. Радость меня наполняет. Слезы радости... Такой нехороший человек - я для Господа ничего не сделал, абсолютно. Эти гвозди и этот молоток... А Он для меня приготовил венец жизни. Он переменил мой характер, Он дал мне надежду, переменил мою семью.
Цыгане в таборе удивляются: "Отчего у вас всегда лица такие не кислые? Вы всегда всем довольные". А я отвечаю: "Потому что в нашем сердце живет Дух Святой. Пусть бы Господь благословил и вас всех, чтоб познали эту подлинную радость, которую Господь дает, независимо от того, кто ты есть - алкоголик, плохой человек. Но Господь силен переменить сердце, дать новые мысли и сделать новым человеком, который способен славить Господа".

cirota.ru/forum/view.php?subj=12002&fullview=1&order=

29.03.11 Tue 12:03 - `Дмитрий Соколов-Митрич`

Цыган-дьякон Элизбар: «Ромалы, мы еще свой храм строить будем!»

Когда отец Элизбар был еще Эдиком, город Кимры имел репутацию героиновой столицы Центральной России. Электричку из Москвы в народе называли «зеленой иглой»: в последний вагон нормальные люди не садились - в нем ехали только наркоманы. Все торчки в радиусе трехсот километров съезжались за дешевым героином сюда, на станцию Савелово, а точнее - в Голливуд: так здесь называют цыганский поселок. Местная молодежь быстро освоила нехитрый бизнес: ты, москвичонок, постой на перроне, я вместо тебя сбегаю в табор, а десять процентов отсыплю себе. Очень скоро найти в городе подростка с адекватным выражением глаз стало непросто.

В Голливуде у нас живут цыгане венгерские, называются ловари, - рассказывал мне в ту пору местный сотрудник спецслужб. - Они здесь появились в конце шестидесятых годов, после того как их турнули с Украины. Сначала эти ловари развернули торговлю нелегальным алкоголем, а в девяностые годы перешли на наркоту. Занимаются этим, разумеется, под прикрытием местного РОВД. Есть у нас тут еще и свои цыгане, русские, в поселке Чернигово живут, фамилии почти у всех - Ивановы...

«Это было как во время хорошей пьянки»

Честно говоря, в церковь я тогда пришел, как в ювелирный магазин, - дьякон Элизбар произносит слова медленно, нараспев, как будто не говорит, а гадает. - Очень хотелось крестик на груди носить, а надеть его просто так нельзя, надо покреститься. И знаете что? Я до сих пор не понимаю, что со мной тогда произошло. Вроде и слов-то никаких жгучих после крещения батюшка не говорил, только через два дня я почему-то бросил пить, еще через два - курить, это не говоря уж об остальном. А через месяц уже не пропускал ни одной службы. Это было как во время пьянки: глотнешь чего-нибудь не того - и вдруг тебя накрывает с головой. Разница лишь в том, что похмелье после того глотка не наступает уже десять лет и с каждым годом мне становится все лучше и лучше.

Отец Андрей грешным делом поначалу думал, что это засланный казачок. С чего бы это вдруг семнадцатилетний цыганенок после каждой службы провожает его до дома, задает кучу вопросов о духовной жизни и ловит каждое слово? Даже среди русских такое случается крайне редко, а тут - цыган. «Ты бы хоть Евангелие для начала почитал и Деяния Апостолов», - предложил ему будущий духовник, когда понял, что мальчик воцерковляется всерьез. «Обязательно почитаю, батюшка, - ответил Эдик. - Вот только читать научусь - и почитаю».

Выяснилось, что парень, как и большинство местных цыган, ни дня не учился в школе. Иванов тут же сел за Евангелие, написанное на церковнославянском. В конце издания прилагался краткий самоучитель языка. Затем освоил Апостол и Псалтирь. Через пару месяцев перед отцом Андреем предстал уникум - Эдик оказался человеком, который язык первых русских христиан понимал лучше, чем речи Путина и Медведева. Он и сейчас порой невольно пугает продавцов в магазине какими-нибудь «еси», «паки», «дондеже» и прочими словами-ископаемыми.

Но сложнее всего оказалось не грамоту освоить, - улыбается отец Элизбар. - Самым трудным для меня знаете что было? Бросить танцевать. Я очень хорошо танцевал. И по-русски, и по-цыгански. На дискотеках мне все кричали: «Еще! Еще!» Вот уже лет семь, как я этим не занимаюсь, а очень хочется, очень. Иногда танцую во сне, и так все это реально вижу, что, когда просыпаюсь, даже мышцы болят...

«Единственная вера цыган - это суеверие»

В таборе загадочные изменения в юной душе цыгана Эдика понимать отказались наотрез. Когда стало известно, что он уже заделался алтарником, это было воспринято примерно так же, как если бы он поступил в школу милиции. Дальнейшие события сам отец Элизбар полушутя-полусерьезно называет «гонениями».
- «Ты чего нас позоришь?!» - это были самые добрые слова из тех, которые мне приходилось слышать, - вспоминает дьякон. - В приступах гнева мать обещала перевешать всех священников. Отчим ее подзуживал. Братья-сестры молчали, потому что побаивались: я все-таки старший.

Я, наверное, чего-то не понимаю. Русские цыгане - они ведь вроде христиане. По крайней мере, на своих могилах кресты ставят.
- Ох, сложный это вопрос, очень сложный, - вздыхает бывший Эдик. - Как правило, ромалы называют себя приверженцами той религии, которая вокруг них. Но на самом деле вера у нас всегда одна, и как ее назвать, я даже не знаю. Цыгане - это самые большие суеверы на планете. Они верят во все и ни во что не верят. Они очень боятся всего, чего не понимают. Они готовы соблюдать какие угодно обряды, но не ради любви, а из чувства страха. Любая религия для них сразу же становится язычеством. Они не понимают, что такое молиться. Молитва для них то же самое, что колдовство.

С тех пор как Эдик стал много времени проводить в церкви, всякую семейную неудачу в таборе стали приписывать ему. Кто-нибудь заболел или умер, кого-нибудь посадили в тюрьму или подсадили на иглу, кто-нибудь разбил машину или проигрался в карты - на все теперь было один ответ: «Это ты наколдовал»...

Эдику устроили товарищеский суд и отправили в ссылку к бабушке. Но очень скоро страшно об этом пожалели.

Дело в том, что бабка Иванова всю жизнь была авторитетнейшей гадалкой. К ней приезжали клиенты не только из Твери, но и из Москвы, и фамилии попадались такие, что даже страшно их здесь произносить. И что вы думаете? Как только Эдик начал воцерковляться, баба Рая стала терять силу. Одна осечка, другая, пятая, десятая - в конце концов вся клиентура разбежалась, а внука-колдуна родственники чуть не убили, и их в чем-то можно понять: доходы от гаданий составляли изрядную долю семейного бюджета.

Видать, дар-то у бабки твоей был не оттуда, - качает головой отец Андрей.
- Да вроде она всегда Бога в помощники призывала, - пожимает плечами отец Элизбар.
- А как это будет по-цыгански?
- Если к нему обращаться, то «дэвла». А просто «Господь» будет «дэвел» .
- Эдик, - почесал в затылке отец Андрей, - кажется, пора тебе английский учить.

«Ромалы, мы еще свой храм строить будем!»

Цыганская родня сначала приняла его женитьбу на русской в штыки - несмотря на все размолвки у них, оказывается, уже была припасена для сына невеста. Тоже очень хорошая барышня: с тех пор уже четыре раза успела побывать замужем.

У нас это просто делается, - улыбается дьякон Иванов. - Цыгане ведь загсов не признают и даже в церкви венчаются очень редко. Вошел в дом - вот ты и жених. Вышел за порог - вот ты и разведенный.

На венчании из всего табора были только две сестры - родная и двоюродная. Милые девушки, обе уже сидят в тюрьме. Но вскоре родня сменила гнев на милость, тем более что избранница Элизбара, несмотря на русскую кровь, внешне оказалась очень похожа на цыганку...

Отец Александр: - Я в детстве жил рядом с цыганами и хорошо их знаю. У этого народа много пороков, но есть одно очень важное достоинство - открытость, искренность, простодушие. Они чистосердечны и во зле, и в добре - смотря в какое русло это качество направить. В Евангелии сказано: «Если не обратитесь и не будете как дети, не внидете в Царство Небесное». Цыгане - это как раз те самые евангельские дети. Пока что это дети-беспризорники, но я не удивлюсь, если лет через пятьдесят они покажут нам пример благочестия. История христианства таких примеров знает немало...

Дмитрий Соколов-Митрич - Полностью - тут: rusrep.ru/2008/38/elizbar_ivanov

Наркотики - ад. К сожалению, понимает это только тот, кто столкнулся с этим адом сам. Количество таких людей неумолимо растет. Уже 6 миллионов россиян наркоманы. Это значит, что в России еще 30-40 миллионов тех, кто пытается вытащить из этого ада своих родственников. Большинство из них ненавидят цыган , потому что каждый день видят, у кого покупают наркотики...

Дмитрий Соколов-Митрич - Полностью - тут: izvestia.ru/special/article3036769/?print

Почитайте на сайте:

Вопросы-ответы за месяц

  • 16733 Спаси Господи!
    21 час 36 мин. назад
  • 16862 Здравствуйте. Если во время
    22 часа 52 мин. назад
  • 16861 Доброй ночи. Батюшка скажите
    1 день 7 часов назад
  • 16860 Вещи после умершего
    1 день 12 часов назад
  • 16854 Спасибо!!! Спаси Господи!!!
    1 день 15 часов назад
  • 16858 Отрицательное
    1 день 18 часов назад
  • 16858 Красная нить
    1 день 19 часов назад
  • 16854 Если ваша подруга
    2 дня 2 часа назад
  • 16854 Если подходит, то значит,мне
    2 дня 3 часа назад
  • 16854 Вот это толкование подходит к моему случаю?
    2 дня 3 часа назад
  • 16854 Хочу пояснить,что с моей
    2 дня 10 часов назад
  • 16854 Извините, ну как ненавязчиво
    2 дня 10 часов назад
  • 16733 Наталия, огромное вам спасибо за ваше внимание к нашим проблемам и помощь. Ваши слова просты, доходчивы и убедительны. Моя душа на них откликается. Я сама много сил жизненных и времени растратила на обиды. С высоты прожитых лет и кое-какого приобретённого
    2 дня 14 часов назад
  • 16853 Кроме своих молитв, можно
    2 дня 17 часов назад
  • 16812 Лучше, вообще, никакие
    2 дня 17 часов назад
  • 16854 Сказать можно ненавязчиво,
    2 дня 19 часов назад
  • 16847 Многие Батюшки так делают
    3 дня 3 часа назад
  • 16851 Почему ж неосознанная?
    3 дня 3 часа назад
  • 16857 Вы имеете ввиду
    3 дня 3 часа назад
  • 16855 Добрый день!!!
    3 дня 3 часа назад
  • 16857 сколько дней может пройти от исповеди до привития?
    3 дня 12 часов назад
  • 16856 Добрый день. Ответьте
    3 дня 15 часов назад
  • 16855 Что мне делать?
    3 дня 17 часов назад
  • 16848 В пост даже мясо разрешили
    3 дня 19 часов назад
  • 16854 Как себя вести с окружающими близкими людьми?
    4 дня 10 часов назад
  • 16849 Так бы лучше грешить боялись,
    4 дня 17 часов назад
  • 16850
    4 дня 17 часов назад
  • 16853 Чтение псалтыри
    5 дней 28 мин. назад
  • 16850 Помогите. Что со мной может
    5 дней 13 часов назад
  • 16716
    5 дней 16 часов назад
  • 16705 Сейчас уже никого
    5 дней 16 часов назад
  • 16783 Сходите на исповедь.
    5 дней 16 часов назад
  • 16654 Ребенка лучше называть именем
    5 дней 16 часов назад
  • 16847 Не надо очень обращать на это
    5 дней 17 часов назад
  • 16846 Конечно, считается! Не
    5 дней 17 часов назад
  • 16845 Ладанка для того и нужна,
    5 дней 17 часов назад
  • 16840 Желательно перенести!
    5 дней 17 часов назад
  • 16839 Если вы исповедались, то Бог
    5 дней 17 часов назад
  • 16849 Здравствуйте,можно
    5 дней 18 часов назад
  • 16848 Добрый день.напишите
    5 дней 19 часов назад
  • 16845 Можно ли носить ладанку
    5 дней 23 часа назад
  • 16841 Что делать.
    6 дней 22 часа назад
  • 16840 Можно ли жениться в праздник?
    6 дней 22 часа назад
  • 16839 Если человек делал обороты
    1 неделя 12 часов назад
  • 16837 Спаси Господи! Замуж надо
    1 неделя 19 часов назад
  • 16821
    1 неделя 20 часов назад
  • 16825 За своих усопших
    1 неделя 20 часов назад
  • 16827 Вообще, церковь старается
    1 неделя 23 часа назад
  • 16835 А почему человеку приходится
    1 неделя 1 день назад
  • 16829 Правильно, судить надо только
    1 неделя 1 день назад
  • 16836 Здравствуйте.Скажите
    1 неделя 1 день назад
  • 16830 Уныние. Святые отцы.
    1 неделя 2 дня назад
  • 16829 Священник и блуд.
    1 неделя 2 дня назад
  • 16824 Первый раз слышу о таком суеверии.
    1 неделя 2 дня назад
  • 16830 Как победить уныние? Когда
    1 неделя 3 дня назад
  • 16829 Священник и блуд
    1 неделя 3 дня назад
  • 16827 просто дайте ответ на E-mail
    1 неделя 4 дня назад
  • 16825 Помогите советом
    1 неделя 4 дня назад
  • 16824 о Радонице
    1 неделя 5 дней назад
  • 16823 Коллекция слоников
    1 неделя 5 дней назад
  • 16821 Имя ребенку
    1 неделя 5 дней назад
  • 16818 Людей надо не бояться,
    1 неделя 6 дней назад
  • 16815 Мне 56лет из семье военнослужащего,
    1 неделя 6 дней назад
  • 16813 Можно прочесть накануне
    1 неделя 6 дней назад
  • 16813 подготовка ко Святому причащению
    1 неделя 6 дней назад
  • 16767
    2 недели 45 мин. назад
  • 16812 Вопрос о человеке
    2 недели 9 часов назад
  • 16811 Я пригласила освятить дом,
    2 недели 18 часов назад
  • 16809 Не все в жизни от нас
    2 недели 19 часов назад
  • 16808 Термин "правомерно" - это,
    2 недели 19 часов назад
  • 16809 Отношения с мамой
    2 недели 1 день назад
  • 16808 Захоронения на территории Храма.
    2 недели 1 день назад
  • 16807 Здравствуйте батюшка Скажите
    2 недели 1 день назад
  • 16774 Дайте за его душу
    2 недели 1 день назад
  • 16709 Лучше вам лично побеседовать
    2 недели 1 день назад
  • 16735 Спаси Господи! Вообще, снам
    2 недели 1 день назад
  • 16736 Не волнуйтесь, ничего
    2 недели 1 день назад
  • 16741 Может вам лучше лично
    2 недели 1 день назад
  • 16804 3 пустые тарелки прибиты к земле у варот
    2 недели 1 день назад
  • 16803 Парень горит в шутку „за что ты меня так не любишь „что ему ответить
    2 недели 2 дня назад
  • 16802 Скажите пожалуйста что делать
    2 недели 2 дня назад
  • 16801 Энергоинформационная терапия
    2 недели 2 дня назад
  • 16794 Не унывайте!Ходите
    2 недели 3 дня назад
  • 16793 Потому-что это Дом Божий!
    2 недели 3 дня назад
  • 16795 Грех большой! Надо молиться
    2 недели 3 дня назад
  • 16798 Здравствуйте! И этому
    2 недели 3 дня назад
  • 16797 Спаси Господи! Хорошие
    2 недели 3 дня назад
  • 16784 Успокоиться.
    2 недели 3 дня назад
  • 16798 Дружба с мальчиком!
    2 недели 3 дня назад
  • 15315 Всем привет
    2 недели 3 дня назад
  • 16796 Всем привет
    2 недели 3 дня назад
  • 16795 Здравствуйте, мой сын
    2 недели 3 дня назад
  • 16794 Зов о помощи
    2 недели 3 дня назад
  • 16629 Подумайте над словами, пожалуйста.
    2 недели 3 дня назад
  • 16457 Почему Каин убивает Авеля, и только после этого продолжается библейская история?
    2 недели 3 дня назад
  • 16775 Если даже не носят,
    2 недели 3 дня назад
  • 16779 Почему нельзя? Можно! Только
    2 недели 3 дня назад
  • 1972 Что Вам сказать?
    2 недели 3 дня назад
  • 16789 Она вам причины
    2 недели 3 дня назад
  • 16791 Назовите так, чтобы было
    2 недели 3 дня назад
  • 16788 С бракосочетанием тянуть
    2 недели 3 дня назад
  • 16781 Ходить на богослужения,
    2 недели 3 дня назад
  • 16780 Здравствуйте! Вам надо ходить
    2 недели 3 дня назад
  • 16791 Грех порнозависимости
    2 недели 3 дня назад
  • 16778 Молитесь, надейтесь
    2 недели 4 дня назад
  • 16777 Православную - в этом году
    2 недели 4 дня назад
  • 16787 Сходите на исповедь. Спаси
    2 недели 4 дня назад
  • 16785 Если вы чувствуете, что
    2 недели 4 дня назад
  • 16784 Ходите в храм на службы,
    2 недели 4 дня назад
  • 16788 Интимная близость до брака.
    2 недели 4 дня назад
  • 16785 Прошлое любимой
    2 недели 5 дней назад
  • 16784 Здравствуйте, батюшка.Скажите
    2 недели 5 дней назад
  • 16783 Брезгливость не даёт мне жить
    2 недели 5 дней назад
  • 16782 Является ли грехом бизнес по сдаче автомобилей на выкуп?
    2 недели 5 дней назад
  • 16781 Прошу совета
    2 недели 5 дней назад
  • 16761

На примере кочевых русских цыган и котляров XIX - XX веков.
Основные источники: "История цыган. Новый взгляд", книга "Бароны табэра Саппорони", записи Инги Андрониковой, а также, и скорее, в основном, цыганские бабушки:)

Для начала два факта, известных тем, кто читает жёлтую прессу, и действительно являющиеся фактами.

1) За ежедневный прокорм в традиционной цыганской семье отвечает женщина.
2) Муж в тр.ц.с. имеет право ничего не делать.

Баба целый день крутится, а мужик лежит, курит и чешет пузо и иногда даёт звезды обидчикам жены, и это есть древлий кочевой обычай

а вслед за ней и простые смертные, может лишь тот, кто не знает специфики кочевой таборной жизни.

Как и в любом патриархальном обществе, у цыган было чёткое деление обязанностей, зависящих от возрастной категории, семейного статуса и пола. Никаких обязанностей не было у малышей; после них по разгруженности шли дети 7-12 лет и старики, которые вроде и совсем не бездельничали, и не работали особо. Уже больше работы давали подросткам. Больше всего домашней работы приходилось на молодую женщину (статус женщины, как и мужчины, зависел не от возраста, а от семейного положения), как правило, младшую невестку, а больше требований по "добыче" возлагалось на зрелых женщин, уже хорошо обучившихся ремеслу гадания (читай - умения быстро определить проблему клиента и дать меткий, хороший совет или позитивную "установку"). Прежде, чем мы перейдём к мужчине, небольшое лирическое отступление праженщин.

Что у котляров, что у русских цыган основным заработком женщин были гадание и выпрашивание. Таким образом добывались "куски", т.е. простая пища, вроде ломтей хлеба, овощей, крупы, яиц, молочных продуктов, а также поношеная одежда, которая носилась так, перешивалась, пускалась на тряпки и лоскуты (лоскуты отличались от тряпок тем, что использовались не по хозяйству и "на пелёнки", а при изготовлении и починке одежды, постельного белья (!), полотенец и тканевой части шатра). В городе за гадание давали в основном денег, как правило, "медь", т.е. мелочь, копейки, на которые на обратном пути в табор и закупалась ежедневная провизия, но в города заходили чаще котляры, нежели русские цыгане. Иногда цыганок также просили сплясать, но в отличие от городских хоровых цыганок, для простых кочевых такой заработок был случайным, редким, и считался скорее детским, т.е. перепадал чаще детям и подросткам. За серьёзную постоянную работу цыганами это не считалось (поэтому даже хоровые цыгане меняли коней - чтобы заниматься серьёзным делом); хотя умение танцевать и было обязательным в цыганском обществе, но не по причине профессиональной, так сказать, ориентации. Полунасмешливое отношение к артистам, как к людям, занимающимся на постоянной основе чем-то "детским", осталось до сих пор. Кроме того, как и у русских, у цыган считается, что "творческая интеллигенция", или попросту "богема", ведёт более распутный образ жизни, чем другие цыгане. За обоснованность мнения ничего не скажу.

Перед и после ухода женщина хлопотала по хозяйству: носила воду, делала непременный чай (у русских цыган - в самоваре), кормила детей, готовила ужин (взрослые цыгане и подростки ели фактически раз в день, вечером), стирала-шила-подметала. Короче, как пишут в советских справочниках, положение приниженное, весь день по уши в хлопотах, и лично мне простую таборную женщину жалко. Впрочем, не могу сказать, что русские крестьянки не были так же по уши в хлопотах.

Ещё лирическое отступление: каждый вечер после ужина женщина отдыхала. Это был обычай - всем вместе готовить ужин (если табор не слишком большой), всем вместе его кушать, а потом всем вместе сидеть и лежать возле костра, ведя беседы, петь, играть и танцевать. Всеобщий релакс, выход напряжения, позволяющий тем же женщинам не сойти с ума от постоянных забот. Может, оттого и были молодые замужние цыганки веселей своих деревенских русских товарок. А может, это цыганский и русский стереотип, хто знат, не поручусь.

Теперь вернёмся к простой и суровой таборной жизни.

Чай и сахар (а чай любили с сахаром вприкуску кушать) в деревнях цыганкам не подавали, он стоил денег. После удачной "работы" в городе их, конечно, могла купить и простая цыганка, но всё же обычно на бабьи заработки тут надеяться было нечего. А чай пили как минимум два раза в день: утром и вечером. Кроме того, вечером мужики любили пропустить рюмочку водочки. Причём деревенский самогон не сильно котировался, отношение к нему было настороженное. Т.е. покупали водку в трактире - опять деньги. Мужик ходил в сапогах, при том, что сами цыгане их тачать не умели, а у крестьян - для людей с особо буйной фантазией - хороших сапог своего размера не наворуешься. На зиму русские цыгане вставали на постой в деревнях, ибо холодно, и тут гаданием не расплатишься. На крестины и свадьбу принято приносить подарки - "куски" и "медь" не сойдут! Потом, если ты отец жениха, то ты вообще всю свадьбу оплачиваешь, а там яства, вино, мясо - баба на столько не нагадает. Сундуки-ковры-перины, без которых кочевая жизнь тяжка, тоже тебе в окошко не подадут. И, наконец, дело чести семьи - чтобы бабы в семье ходили с серьгами и кольцами, которые заодно же приносят удачу семье. Вот тут и выступает на сцену цыганский мужик.

*сразу скажу - не только тут он выступает*

Краткая справка: мужик - это уже женатый цыган мужского полу. Стариков (имеющих внука от сына) тоже можно к ним отнести, но это более высокий социальный уровень. Почётный, так сказать, мужчино.

Котляры решали эту проблему просто. Новички, не падайте в обморок - они, вообще-то, имели постоянное ремесло. Ходили по городам и весям с воплем "лудить-паять", а также изготавливали тазы-кастрюли-чайники-корыта и продавали сию полезную в хозяйстве хрень, самолично расхаживая с ней по дворам и улицам. Летом они добирались и до относительно северных городов, зимой кочевали всё больше по югам Российской Империи, поскольку снимать помещение в Румынии, откуда у них корни растут, были не привыкши, не было в Румынии обычая постоя. Надо сказать, котлярский бизнес отлично процветал и при СССР, с учётом постоянного дефицита разного рода предметов необщественного хозяйства. Более того, цыганские артели освоили и работу с колхозами и заводами, производя для них по договору мусорные и кухонные баки, подносы для столовых, баллоны и проч. несложную, но нужную фигню. Отдельные умельцы, если верить рассказам, даже умудрялись делать крышки для закатывания банок (в отличие от влахов, которые эти крышки сначала где-нибудь оптом скупали, а потом уже перепродавали втридорога) на радость хозяйкам.

Русские же цыгане, как известно, постоянного всеобщего ремесла не имели (разного рода хоровых, военнослужащих и рабочих в расчёт не берём, с ними, кажется, всё ясно без специальных объяснений, и к тому же, это были тогда ещё и уже не особо распространённые профессии).

Чем же, спросите вы, зарабатывали цыганские мужики? А вы напрягитесь и вспомните русский фольклор. Нет, я не про киднэппинг. Так, а весёлые вдовушки, это уже скабрёзность и вообще "гусары денег не берут!". Ну? Ну-ну-ну?!?! Правильно! Цыгане продавали лошадей!!! Даже дворянам и государству (для армии). И были это именно русские цыгане.

А чтобы торговать лошадьми, их нужно держать и разводить. Красть тоже, конечно, забавно, я это отдельным постом раскрою, но русские люди, в общем и целом добрый народ, за украденную лошадь вообще-то убивали, потому как нет лошади - помрёшь с голоду. Так что если бы цыгане, постоянно живущие бок о бок с русскими, занимались бы в основном конокрадством, да ещё притом преимущественно у крестьян, то не прижился бы на Руси цыганский народ. Так что как-то больше разводили.

Даже если семья была слишком бедная, или мужик ленивый, и лошадей на развод не было, то для кочевья всё равно нужны были кони - возок с пожитками тащить, и в любом случае в семье кони были. Цыганские обычаи запрещают женщине приближаться к лошадям, так что чистили-мыли-выпасали их (причём хорошие хозяева вскакивали посмотреть, как там кони пасутся, даже ночью, несколько раз) тоже мужчины. И лечили - мужчины. Если вы думаете, что лечить лошадей приходится редко, то вы просто не знаете, что летом их любят кусать огромные мухи, отчего на шкуре появляются болячки. Вот эти болячки надо было обрабатывать каждый день (или так считалось, что надо), чистить - тоже каждый день. А ещё надо было чинить конскую упряжь и время от времени - возок, без которого ни с места ни сдвинуться, ни шатра не поставить. Хворост приносили подростки, а вот "брёвнышки" покрупнее, для костра или шестов, рубили мужики, они же обрабатывали шесты, полируя их. Мужики ставили шатёр и складывали шатёр (а у русских цыган это не две палки воткнуть, а хитрое и сложное сооружение на основе телеги), причём, если в таборе были вдовы или сироты-подростки, не только себе, но и им. А ещё, кстати, в таборах частенько держали свиней, но их содержание тоже было на подростках - а вот когда уже свинью пора было забивать, звали мужчину. Кстати, большим грехом считалось при убийстве животного на мясо его мучить, так что старались всё сделать быстро и аккуратно, и купленных на праздник коров - не знаю, как свиней - перед убийством оглоушивали.

Время от времени цыганским мужикам приходилось также подрабатывать возкой дров и пахотой. Что вы тут в обморок падаете? Пахотой, говорю. Это и была настоящая причина, почему цыгане становились на постой в основном у вдов - чтобы расплачиваться не деньгами. Вдовам мужской руки-то не хватает - я уж молчу про сарай подправить и посеять хлебушка, а пахать-то надо, на земледелии жизнь в деревнях держалась. Вот и заключался бартер: цыганская семья ко вдове на постой, а взамен по весне крестьянка получала конский навоз (не морщитесь, это вообще-то удобрение, оно при земледелии имеет ценность) и вспаханные поле-огород. Именно от традиции постоев русские цыгане переняли привычку к полотенцам, постельному белью, самоварам и бане, а также в отдельных случаях навыки типа вязания-вышивания. А они-там-в-Европе спрашивали - как научить, как приучить?! Личным примером, ребята, личным примером, педагогика более эффективного способа не знает.

И да не закидают меня тапками котляры, но их предки из-за отсутствия традиции постоев переняли все те же привычки значительно позже. Что не отменяет их общей уважаемости с моей стороны.

Кстати, одежда женщин и детей особо на имидж семьи не влияла. Лохмотья на детях считались нормой жизни, потому что "на них всё горит" (кто знает цыганят, подтвердит, что на них и сейчас всё горит), а у женщин одежда очень быстро снашивалась от частой (ведь целый день в пыли по дорогам и улицам) грубой стирки золой. При этом всё равно женщины старались держать марку, и одежду при изготовлении обязательно старались украсить: пуговками, оборками, бантиками, тесёмками. Шатёр также украшался, и даже круче, чем в сериалах и фильмах, потому что истинный облик киношники стремаются повторять - слишком уж театрально, зритель скажет: "слащаво!". Русские цыганки украшали шатры не только яркой каймой и сборками навеса, но и теми же бантами-лентами-фестонами-кисточками, вот так. А вы говорите - "Табор уходит в небо" слишком красочный, ага!

Далее, в обязанности цыганского мужчины входила подготовка к зиме. Сюда входил не только поиск места для постоя, но и добыча сена (обычно выпрашивали, так или в обмен на что-то), срочная продажа "лишних" коней (в крестьянскую конюшню больше трёх-четырёх не поставишь, а могло быть их и семь, и восемь у одного хозяина) и покупка шуб-полушубков-тулупов на всю семью (для лёгкости передвижения по весне эти лишние в походе вещи продавались).

Кроме шестов, сами цыгане делали только кнуты, зато как делали: узорчато, сложно, от кнутовища и до ремня. В кнутовище частенько заливали металл для тяжести, поскольку кнут был ещё и оружием защиты. Именно поэтому я гнусно хохотала, найдя правила некой реконструкторской игры, в которых было указано, что цыганский кнут как оружие использоваться может, но вреда никакого не наносит, потому что им, мол, только щёлкают, ага.

Кнут был священным мужским предметом, женщина его даже коснуться не могла. Он был гордостью и украшением мужчины, он был дорогим подарком от старшего цыгана - младшему, его могли отдавать впридачу к коню - и такая "придача" здорово поднимала коню цену. Более того, кнут был вместилищем торговой удачи, своего рода талисманом!

А всё оставшееся от вышеперечисленного время, напомню, цыган действительно пользовался свои правом отдыхать и ничего не делать.

Как же изменилась жизнь мужчины в цыганском обществе после оседания?

А очень по-разному.

У котляров она изменилась несильно. Многие из них продолжают работать с "жестью", другие расширили традиционные профессии до возни с автомобилями и ресайклинга металлолома (сбора по улицам или списанного с заводов и дальнейшей продажи-починки-сдачи). В связи с этим припомню очень понравившуюся фразу от котляров:

Зря руска рома рожу-то кривят, металлолом - дело хорошее, им вон и пионеры занимались .

Стало считаться особым шиком, чтобы семья жила полностью за счёт мужчины, теперь это считается признаком особой крутости и профессиональной успешности. Жена-гадалка - отныне признак бедствующей семьи, с необоротистыми мужчинами. При этом на сторонний взгляд кажется, что мужики - трутни трутнями, веди они нигде не работают, а за металлоломом или с баками-корытами не каждый день ездят.

У русских цыган изменение роли мужчины пошло по двум разным сценариям. Когда стало незачем делать шесты и некому чистить шкуру, в одних семьях мужики нашли аналоги этим занятиям и стали "мужской рукой в доме", а также продолжали зарабатывать деньги в семью, только уже новыми способами (сейчас круг профессий русских цыган очень широк, как правило, это работы, требующие не более чем среднего образования, но поскольку в XX веке появились и цыгане с высшим образованием, то можно встретить инженеров, скульпторов, врачей и теде и тепе). В таких семьях мужчина на данный момент является основным добытчиком, хотя и женщины часто работают. Не работают, как правило, у бизнесменов (имеющих в анамнезе предков - крупных барышников... семейная жилка).

В других семьях мужики спокойно сказали:
- Шатров нет, коней нет, так что делать мне нечего, могу весь день лежать кверху пузом!
И лежат, а вы что думаете. И сыновей так воспитывают. Что характерно, именно в этих семьях крайне остро стоят вопросы домашнего насилия (не имея другого способа реализоваться, проявить своё превосходство над женщиной, жён бьют смертным боем и держат в ежовых рукавицах гораздо круче, чем в семьях первого типа, женские нужды и желания ни во что не ставят), а также именно такие семьи поголовно криминализовались либо маргинизировались в дикие 90-ые, в то время как большинство семей первого типа более-менее устояли на ногах и остались при чести.

По счастью, к нашему времени угнетаемые молодки благодаря телевизору и личной наблюдательности уже сообразили, что их семейная жизнь не есть нормальна, и стали бросать граждан хулиганов, алкоголиков и тунеядцев ради мужей первого типа или просто вольных пампасов, так что есть все шансы, что семейная модель в цыганском обществе снова выправится до традиционной.

На том позвольте откланяться. Обещаю в будущем написать про лошадей и конокрадство:)

Надеюсь, вам понравилось!

п.с. Если кто начнёт спрашивать "А кузнецы-то, кузнецы-то где?" - а кузнечеством занимались в России сэрвы и влахи, но о них я не стала, потому что их бабушки мне пока не попадались. Зато русских цыган в России больше всего.

п.п.с. Интересное из комментов -

notado :
"Примерно 1970-1971 гг, Рязанская область. Деревня, из всех признаков цивилизации только электричество. Ни дорог, ни магазинов, ни медпунктов, ничего -- там и теперь так. Приезжают цыгане летом на 3-4 телегах, человек 20. Их встречают, как родных, потому что это инструменты для мужчин, нитки-иголки, лекарства типа йода и валидола, игрушки, какие-то вещички элементарные, мыло и т.п. И все дешево. Словом, коробейничали. Часто с ними расплачивались продуктами. Некоторые оседали. Так отец жены моего двоюродного дяди -- таборный цыган. В начале 1960-х женился на колхозной девчушке, всю жизнь проработал в деревне, кажется, на МТС. К ним то и дело цыганская родня в гости приезжала, а на рождение первенца подарили магнитофон катушечный -- это что-то невероятное было по тем временам."

75dc287ea30b451 :
"Кисунько Г. В.
Секретная зона: Исповедь генерального конструктора

– На базаре мы тебе подножку устраивать не будем. Так что, пожалуйста, друг любезный, поделись своими секретами с государством...""

krysochka -
"Про постой в деревне слышала от двоюродной бабушки, её отец (а мой прадед) очень любил цыган на постой пускать, к нему даже постоянно одни и те же из года в год приезжали (Тверская область).

А у нас (в Твери) соседи черт знает чем занимаются (одни золотом, другие, кожется, и вовсе наркотой), но недавно откуда-то появился замечательный старик, разъезжает на телеге, запряжённой старой лошадью, собирает металлолом и попутно катает детей (еще бы не кататься - телега, лошадка!) А ведь очень много лет такого не было, с самого моего детства, когда я, помню, выбегала с совочком и лопаткой собирать за цыганской лошадкой "удобрение" для огорода. Так что старик с телегой - классное такое зрелище, ностальгическое."