Социальный проект по дорожной безопасности школьников. Социальный проект "безопасная дорога"

Целевые участники проекта: Коллектив педагогов и родителей группы № 3, инструктор физической культуре, администрация ДОУ.

I этап - актуальность

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому, это называется – навыки безопасного поведения на дороге.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Проблема группы

Трехлетний ребенок знает, что дорогу надо переходить на зеленый свет. Знает – и что же? – а мама бежит с ним на красный! Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важнейших проблем в обеспечении безопасности дорожного движения, мы считаем, является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Если соблюдение правил безопасной жизни станет для ребенка осознанной необходимостью, дорожно-транспортных происшествий будет намного меньше. Исходя из этого, перед педагогическим коллективом группы встала проблема: выработать у детей стереотип безопасного поведения на дороге.

II этап - целепологание

Необходимость решения этой проблемы и привела педагогов и родителей нашей группы к необходимой разработке и реализации социально-педагогического проекта по безопасности дорожного движения «Делай как я!»

Цель: создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих выработке у детей стереотипа безопасного поведения на дороге.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятиями "улица", "дорога", "светофор". Дать элементарные знания о правилах дорожного движения.
  2. Развивать у малышей интерес к различным видам транспорта. Прививать через игровые образы культуру безопасного поведения на дороге.
  3. Воспитывать уважительное отношение к профессии водителя, бережное отношение к игрушкам – машинам.
  4. Выработать бессознательную привычку играть в строго определенном месте, понимание того, что одному на дорогу выходить нельзя.

III этап - основополагающие принципы

Исходя из задач социально-педагогического проекта по безопасности дорожного движения «Делай как я!» наметились следующие принципы, способствующие приобщению ребенка к безопасному поведению на дороге:

Последовательность

Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным. По сути, грамотное поведение на дороге является частью культуры поведения человека. На дороге надо вести себя так, чтобы, во-первых, избегать ситуаций, опасных для собственной жизни, а во-вторых, не создавать опасностей для других людей. Принцип последовательности в формировании навыков поведения на дороге состоит в том, что любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем опыте.

Воспитание собственным примером

Известно, что дети очень хотят быть взрослыми и начинают подражать нам уже в раннем детстве. Свои сведения об эталонах взрослого поведения дети черпают не столько из наших нравоучений, сколько из наблюдений за реальным поведением отдельных представителей взрослого мира, и прежде всего за поведением самых близких им людей, а со временем – воспитателей и учителей.
И что бы ни говорил папа, но если он сам перебегает улицу на красный свет, а сыну это делать запрещает, то в этом случае именно папино поведение становится притягательным знаком взрослости, тем самым запретным плодом, который хочется скорее попробовать.

Соответствие формы обучения возрасту ребенка

Целесообразность того или иного поведения на дороге и отработка правильных форм этого поведения должны выступать в контексте потребностей и возможностей каждого возрастного периода. Обучение ребенка будет эффективным, если оно основывается на понимании физиологических и психологических особенностей каждого возраста.

Включение обучения в контекст повседневной жизни

Безопасность детей является наиболее важной для родителей ценностью и их постоянной заботой, поэтому уделять ей внимание время от времени или только в отведенный урочный час представляется весьма легкомысленным. Чрезвычайно важно не только помочь детям выучить правила поведения на дороге, но начиная с раннего возраста, ежедневно от прогулки к прогулке закреплять их практически, регулярно расширять эти знания и проверять умение ребенка использовать их в реальных ситуациях.

Поощрение ребенка

Поощрение ребенка к принятию ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих. Некоторые родители в интересах безопасности ребенка не выпускают его руки из своей при переходе улицы, не только когда малышу 2, 3 или 5 лет, но и когда ему уже исполнилось 8 или 10 лет. Тем самым они полностью берут на себя ответственность за безопасность ребенка.

Ребенок, не приученный к самостоятельной ответственности и вытекающей из нее оценке ситуации, привыкший передоверять свою безопасность родителям, не сможет действовать самостоятельно в критической ситуации. Нужно помнить, что родитель не всегда сможет оказаться рядом с ребенком в минуту опасности.

Принцип сезонности

Работа должна проводиться в течение всего учебного года. Следует, по возможности, использовать местные условия и место расположения детского сада, поскольку значительная часть содержания программы связана с практическими занятиями на улице.

И зимой, и летом во время прогулок по улицам города обращать внимание детей на то, что движение транспорта и пешеходов подчинено особым правилам, которые нужно строго соблюдать.

IV этап - сроки реализации проекта

V этап - этапы реализации проекта:

  1. Исследовательский этап (июнь - июль, 2011)
  • Постановка и всестороннее изучение проблемы (изучение ППО и анализ литературы, дизайнерских решений по оформлению макета тротуара и проезжей части дороги).
  • Дифференциация потребностей педагогов и детей в рамках существующей проблемы.
  • Определение конкретных целей, подготовки, способов представления результатов.
  • Технологический этап (август, 2011 – апрель, 2012)
    • Разработка дизайн – проекта макета тротуара и проезжей части дороги.
    • Определение основных ресурсов для реализации проекта.
    • Выработка плана конкретных действий по воплощению разработанного проекта.
    • Разработка перспективного плана.
    • Практическая деятельность по реализации проекта.
  • Рефлексивно-обобщающий этап (май, 2012)
    • Подведение итогов по реализации проекта.
    • Презентация проекта (родителям, педагогам дошкольного общеобразовательного учреждения).

    VI этап - план выполнения проекта

    Перспективный план работы по социально-педагогическому проекту безопасности дорожного движения «Делай как я!»

    Вид деятельности

    Материалы оборудование

    Сентябрь

    Беседа на тему: «Труд водителя»

    Задачи: закрепить знания детей о машинах. Познакомить с трудом водителя. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, бережное отношение к игрушкам-машинам.

    Гараж, машины разных размеров. Руль для подвижной игры. Фланелеграф к дид. игре "Заправь машину".

    Консультация для родителей на тему: «Методы воспитания и обучения, используемые при приобщении ребенка к безопасному поведению на дороге».

    Ширма, папка-передвижка.

    Октябрь

    Рисование «Железная дорога для доктора Айболита»

    Задачи: учить детей рисовать длинные и короткие пересекающиеся линии с помощью кисточки. Формировать желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

    Альбомные листы, гуашь, кисти. "Поезд" для подвижной игры.

    Ноябрь

    Занятие на тему: "Грузовой транспорт", постройка гаража

    Задачи: дать детям представление о грузовом транспорте, о грузах, которые перевозят водители на грузовом транспорте. Закрепить знания о составных частях грузовой машины.

    Грузовые машины разных размеров и назначений. Дидактическая игра "Собери машину". Грузы (мебель, кубики, продукты).

    Декабрь

    Аппликация "Светофор"

    Задачи: закрепить сигналы светофора. Учить детей составлять из заранее заготовленных кругов и прямоугольника изображение предмета и наклеивать его.

    Модель светофора, альбомные листы, заготовки для работы

    Выступление на родительском собрании "Взрослые! Вам подражают!"

    Протокол родительского собрания.

    Январь

    Занятие на тему: " Пассажирский транспорт"

    Задачи: познакомить детей с разнообразным пассажирским транспортом. Отметить характерные отличительные признаки от грузового транспорта. Воспитывать вежливое, культурное поведение.

    Иллюстрации с изображением трамвая, автобуса, такси, троллейбуса. Рисунки для дорисовки недостающих деталей.

    Февраль

    Игра-инсценировка: "Безопасность на дороге"

    Задачи: познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения. Учить через игровые образы правилам поведения в общественном транспорте. Закрепить знание о значении светофора на дороге.

    Плакаты по дорожному движению, жезл регулировщика, мел, макет светофора, макеты машин.

    Физкультурное развлечение «В поисках светофора»

    Цель: создать эмоциональное настроение у детей; воспитывать потребность в двигательной активности; развивать коммуникативные качества.

    Март

    Лепка "Машинка"

    Задачи: продолжать учить детей лепить из пластилина предметы, состоящие из нескольких частей. Развивать речь, мышление. Воспитывать бережное отношение к игрушкам-машинкам.

    Игрушки или предметные картинки транспорта для игры "Третий лишний", пластилин.

    Апрель

    Аппликация "Автобус для зверят"

    Задачи: закреплять принадлежность пассажирского транспорта, умение изображать предметы из готовых форм, передавать их строение.

    Силуэты автобусов, готовые силуэты животных, кисточки, клей, стульчики по количеству детей.

    Выставка детских работ в ДОУ по теме "Транспорт"

    Беседа на тему: "Не попади в беду на дороге", "Прокатим мишку на машине"

    Задачи: закрепить знание о значении светофора на дороге, развивать у детей интерес к машинам, правилам дорожного движения.

    Макет светофора, автомобилей разных цветов. Строительный материал, мелкие игрушки для игр с постройками.

    VII этап - предполагаемый результат

    Построенная таким образом работа позволит:

    • Познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения.
    • Способствовать привитию через игровые образы культуры безопасного поведения на дороге.
    • Показать родителям возможности выработки у детей стереотипа безопасного поведения на проезжей части и в общественном транспорте.

    Презентация

    • Оформление в групповой комнате игровой зоны по безопасности дорожного движения.
    • Выставка детских работ в ДОУ по теме "Транспорт".
    • Выступление на родительском собрании "Взрослые! Вам подражают!"

    Приложение 4. Загадки.

    Литература

    1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, 2009.
    2. Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
    3. Здравствуй, друг, дорожный знак. По заказу и при содействии Управления ГАИ г. Москвы. – М.: Ансел-М, 1996.
    4. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
    5. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
    6. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
    7. Про правила дорожного движения. Для детей от 4 до 6 лет. Издание для досуга. – М.: Омега-пресс, 2005.
    8. Усачев А.А. Правила дорожного поведения для будущих водителей и их родителей. Для младшего и среднего дошкольного возраста. – М.: Издательство «Самовар», 2009.

    Воспитатель первой квалификационной категории Ляпина Е.В. 2-ая младшая - средняя группа «Кораблик» Тверская область г. Калязин Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»

    Вид проекта: познавательно – творческий - игровой. Продолжительность проекта – долгосрочный. Основные участники проекта: дети 2-ой младшей – средней группы, родители детей, воспитатели, музыкальный руководитель. Время реализации проекта: с 1 сентября 2015 г. по 31 мая 2016г.

    Актуальность

    Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Сохранение и укрепление здоровья детей – главная задача современного общества. Перегруженные транспортом дороги, безответственное поведение участников дорожного движения – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах нашего города стремительно увеличиваются. В этих условиях особое значение имеет заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов - детей. Именно они зачастую становятся причиной дорожно-транспортных происшествий из-за незнания элементарных правил дорожного движения и безучастного отношения взрослых поведению детей на проезжей части.

    Предоставленные самим себе, дошкольники не могут оценить реальную опасность на дороге, поскольку не умеют управлять своим поведением. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности. Поэтому дети безмятежно выбегают на дорогу перед останавливающейся машиной и внезапно появляются на пути другой, выезжают на проезжую часть на велосипеде, или здесь же затевают игру.

    Установлено, что причина большинства аварий – грубейшие нарушения правил как водителями, так и пешеходами.

    Не допустить подобной беспечности можно лишь благодаря воспитанию и обучению детей с самого раннего возраста. Правила, усвоенные в детстве в последствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

    Как показывает мой опыт, наблюдения, диагностика во II младшей - средней группе, что 65 % детей не знают, как вести себя в опасных ситуациях, 70% - не знают правила дорожного движения.

    А результаты анкеты среди родителей на тему «Я и мой ребенок» показали, что 80% родителей считают, что более эффективным будет ознакомление детей с ПДД совместно с педагогами ДОУ, 25% родителей не обучают детей правилам поведения в транспорте, а 45% - не ведут работу в семье по формированию у детей знаний по ПДД. (Приложение №1)

    Всё это следствие того, что работа в этом направлении ведётся не систематически, материал мало закрепляется на практике, отсутствует поддержка со стороны родителей.

    При этом результаты анкетирования показали, что родители заинтересованы в обеспечении безопасности своих детей, но не всегда знают, как и что следует делать.

    Поэтому, исходя из вышеуказанного, одной из важнейших проблем в обеспечении безопасности дорожного движения, я считаю, является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

    Если соблюдение правил безопасной жизни станет для ребёнка осознанной необходимостью, дорожно-транспортных происшествий будет намного меньше.

    Исходя из этого, передо мной возникла проблема: вырабатывать у детей согласно возрасту, стереотип безопасного поведения на дороге, оказывать методическую помощь родителям.

    Необходимость решения этой проблемы и привела меня к необходимой разработке и реализации проекта по безопасности дорожного движения .

    Значимость вышеуказанных мною проблем предопределили следующие цели и задачи проекта.

    Цель проекта:

    Формирование у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

    Исходя из цели были сформулированы мною следующие задачи:

    • Формировать у дошкольников первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
    • Расширять ориентирования в окружающем пространстве и прилегающей к детскому саду местности.
    • Знакомить с понятиями «улица» , «дорога» , «перекрёсток» , «светофор» , дорожные знаки, правильное передвижение пешеходов и пассажиров.
    • Уточнять и расширять знания детей в течение года об элементах дороги, о движении транспорта, о работе светофора и их сигналов, действий пешехода и пассажира.
    • Знакомить с разными видами транспорта, их особенностями, развивать интерес к разным видам транспорта.
    • Формировать представления о правилах безопасного поведения на улицах города.
    • Вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте и безопасного поведения на улице.
    • Обогащать словарный запас, тренировать мышление, память детей.

    А исходя из задач педагогического проекта по безопасности дорожного движения «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать» наметила следующие принципы, способствующие приобщению ребенка к безопасному поведению на дороге:

    • Последовательность:

    Считаю, что приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным. По сути, грамотное поведение на дороге является частью культуры поведения человека. На дороге надо вести себя так, чтобы, во-первых, избегать ситуаций, опасных для собственной жизни, а во-вторых, не создавать опасностей для других людей. Принцип последовательности в формировании навыков поведения на дороге состоит в том, что любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенном в предыдущем опыте.

    • Воспитание собственным примером:

    Известно, что дети очень хотят быть взрослыми и начинают подражать нам уже в раннем детстве. Свои сведения об эталонах взрослого поведения дети черпают не столько из наших нравоучений, сколько из наблюдений за реальным поведением отдельных представителей взрослого мира, и прежде всего за поведением самых близких им людей, а со временем - воспитателей.

    И что бы ни говорил папа, но если он сам перебегает улицу на красный свет, а сыну это делать запрещает, то в этом случае именно папино поведение становится притягательным знаком взрослости, тем самым запретным плодом, который хочется скорее попробовать.

    • Соответствие формы обучения возрасту ребенка:

    Считаю, что целесообразность того или иного поведения на дороге и отработка правильных форм этого поведения должны выступать в контексте потребностей и возможностей каждого возрастного периода. Обучение ребенка будет эффективным, если оно основывается на понимании физиологических и психологических особенностей каждого возраста.

    • Включение обучения в контекст повседневной жизни:

    Безопасность детей является наиболее важной для родителей ценностью и их постоянной заботой, поэтому уделять ей внимание время от времени или только в отведенный урочный час представляется весьма легкомысленным. Чрезвычайно важно не только помочь детям выучить правила поведения на дороге, но начиная с раннего возраста, ежедневно от прогулки к прогулке закреплять их практически, регулярно расширять эти знания и проверять умение ребенка использовать их в реальных ситуациях.

    • Поощрение ребенка:

    Поощрять ребенка за свою безопасность и безопасность окружающих. Некоторые родители в интересах безопасности ребенка не выпускают его руки из своей при переходе улицы, не только когда малышу 2, 3года, но и когда ему уже исполнилось 5-7 лет. Тем самым они полностью берут на себя ответственность за безопасность ребенка.

    Ребенок, не приученный к самостоятельной ответственности и вытекающей из нее оценки ситуации, привыкший передоверять свою безопасность родителям, не сможет действовать самостоятельно в критической ситуации. Нужно помнить, что родитель не всегда сможет оказаться рядом с ребенком в минуту опасности. Моя задача, поощрять ребёнка за самостоятельное обеспечение своей безопасности и безопасности окружающих.

    • Принцип сезонности

    Работу планирую проводить в течение всего учебного года. Следует, по возможности, использовать местные условия и место расположения детского сада, поскольку значительная часть содержания программы связана с практическими занятиями на улице.

    И зимой, весной и летом во время прогулок по улицам города обращаю внимание детей на то, что движение транспорта и пешеходов подчинено особым правилам, которые нужно строго соблюдать.

    Гипотеза

    Если дети с ранних лет поймут и усвоят ПДД, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь в дальнейшем.

    Основные направления проекта:

    • Создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих выработке у детей стереотипа безопасного поведения на улице.
    • Обучение детей правилам дорожного движения и профилактике травматизма на дорогах.
    • Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность по обучению детей правилам дорожной безопасности.
    • Мониторинг знаний правил безопасности на проезжей части, в транспорте детей и родителей.

    Ожидаемые результаты проекта:

    Планирую к окончанию проекта сформировать у детей знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге согласно их возрастным особенностям.

    Они должны знать:

    • Назначение светофора и каждого его цвета, действия пешехода;
    • Правила поведения на проезжей части, в транспорте;
    • Дорожные знаки «Пешеходный переход» , «Осторожно: дети!» , «Остановка автобуса» ;
    • Как правильно переходить улицу;
    • Чем различаются проезжая часть и тротуар;
    • Какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части) ;
    • Составные части транспорта;
    • Кто такие пешеходы, пассажиры;
    • Профессия «Шофер» .

    Создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста ПДД:

    • Создание предметно – развивающей среды (уголок безопасности) ;
    • Разработать конспекты НОД;
    • Игрушки и игровое оборудование;
    • Наглядно – дидактические пособия;
    • Картотека сюжетно – ролевых игр и атрибуты к ним;
    • Картотека дидактических игр;
    • Картотека подвижных игр;
    • Картотека стихов и загадок;
    • Подбор музыкального репертуара, сценарий к празднику.

    Вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге.

    Координировать деятельность по обучению родителями детей ПДД.

    Оформить фотовыставку на тему: «Как мы изучали ПДД» .

    Для решения поставленных задач в проекте использовала следующие формы работы:

    • НОД по образовательным областям;
    • Беседы;
    • Экскурсии, целевые прогулки;
    • Проблемные ситуации;
    • Подвижные, словесные, дидактические, настольно – печатные, сюжетно – ролевые игры;
    • Досуги, развлечения, праздники;
    • Чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций;
    • Кукольный театр.

    Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на четыре этапа:

    1 этап. Организационно- подготовительный:

    • Создание условий для презентаций согласно требованиям;
    • Подборка программно - методического обеспечения для реализации проекта;
    • Изучение опыта педагогов – новаторов по теме проекта;
    • Пополнению предметно – развивающей среды по мере реализации проекта;
    • Подготовка материала для продуктивной деятельности;
    • Подготовка информации для родителей (по плану) ;
    • Подбор детской и методической литературы, картинок, игр;
    • Подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей;
    • Подбор иллюстрационного материала, пословиц, поговорок, загадок, стихов, литературных произведений по теме проекта;
    • Подбор дидактических, сюжетно – ролевых, подвижных, игровых заданий, музыкальных произведений;
    • Оформление настольного макета дороги с пешеходным переходом, перекрестком и улицей;
    • Подбор игрушек и игрового оборудования, наглядно – дидактических пособий;
    • Поделка атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

    2 этап. Рефлексивно-диагностический

    • Анализ своих профессиональных возможностей и затруднений, а также заинтересованность своих коллег темой проекта;
    • выявление уровня знаний и интереса детей по теме проекта;
    • выявление данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

    3 этап. Основной (практический) : Работа с детьми через:

    • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
    • совместную деятельность воспитателя и детей с учётом интеграции;
    • самостоятельную и игровую деятельность детей;
    • познавательно – исследовательскую деятельность детей по обучению ПДД;
    • образовательную деятельность в интеграции образовательных областей (10) Работа с родителями:
    • проведение консультаций;
    • анкетирование;
    • оформление уголка по ПДД;
    • оформление памяток, папок – передвижек;
    • оформление фотовыставки;
    • беседы;
    • проведение праздников, досугов.

    4 этап. Заключительный (обобщающий) . Результативность Итог проекта: 1. Совместный праздник «Волшебное путешествие в страну ПДД» 2. Обобщение результатов своей работы в форме фотовыставки. 3. Презентация опыта своей работы на семинаре – практикуме «Идея творческих мыслей» . 4. Взаимодействие с социум: подбор интересных рисунков детей и родителей на выставку в детскую библиотеку города. 5. Выход на новый проект для детей старшей группы на новый учебный год.

    В Федеральных государственных требованиях к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделены образовательные области, одна из которых – безопасность. Содержание данной образовательной области направлено на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок безопасности к окружающему миру.

    Основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности в проекте является игра. (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы.) Образовательная деятельность по данному проекту мною осуществляется через разные виды деятельности в интеграции образовательных областей, исходя из задач и содержания проекта «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать» , календарно – тематического планирования работы по проекту.

    (Приложение № 2)

    Реализация проекта.

    Первые итоги проекта.

    В ходе реализации проекта «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать» в течение 2 месяцев проводились мною мероприятия в соответствии с разработанным комплексно – тематическим планированием по этапам.

    Реализации проекта предшествовала большая предварительная работа:

    • Подобрала иллюстративный материал по теме проекта;
    • Разработала перспективное планирование подвижных, словесных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. (Приложение№3, №4, №5, №6)
    • Изготовила атрибуты для сюжетно – ролевых игр.
    • Подобрала художественную литературу по данной теме. (Приложение №7)
    • Составила картотеку пословиц, загадок. (Приложение №8)
    • Разработала сценарии конспектов НОД, развлечений. (Приложение № 9,10)
    • Подобрала консультации для родителей, папки – передвижки. (Приложение №11)

    Данный проект оказал благоприятное влияние на всех его участников.

    Для реализации проекта в группе «Кораблик» создана мною благоприятная среда, ориентированная на формирование ПДД.

    Большое внимание уделяю беседам с иллюстративным материалом по теме проекта.

    В ходе совместной, творческой работы с воспитателями и педагогами на начальном этапе в соответствии с планом была организованна экскурсия, на которой дети познакомились с улицами родного города и усовершенствовали свои знания о правилах дорожного движения, знаках и транспорте и у детей развивается познавательный интерес к ПДД.

    Дети уже различают проезжую часть дороги, тротуар, пешеходная дорожка (зебра) .

    Понимают значение «Остановка автобуса» .

    Дети стали знать и соблюдать элементарные ПДД, узнают и называют знаки, транспорт.

    Учим различать виды транспорта, а также изучаем запрещающие знаки движения для транспорта (Стоп, проезд запрещён) .

    Для того, чтобы закрепить полученные знания на экскурсии, дети закрепляют в ходе дидактических и подвижных игр.

    Во время практической деятельности дети применяют свои знания и умения в сюжетно – ролевых играх «Дорога» и настольно - печатных играх.

    С помощью демонстрационного и наглядного материала дети получают новые знания о светофоре и назначением его сигналов.

    Полученные знания на экскурсиях, беседах, НОД, дети закрепляют в ходе игры «Красный, Желтый, Зеленый» . Они соблюдают правила и двигаются согласно сигналу.

    Самый внимательный его участник получает приз.

    Продуктивная деятельность.

    Результатом прогулки, проделанной работы по плану, стали детские рисунки и аппликации на тему «Наши Светофорчики» .

    Светофор Светофорович у каждого уже почти готов. Дети знают, что сигнал меняется и надо быть внимательным.

    Один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге – пример родителей. В этом плане уже есть результат.

    Активное участие в проекте принимают родители, которые помогли оформить выставку «Дети и дорога» .

    По этим рисункам мы с детьми составляли рассказы о ПДД.

    Творческие работы и рисунки впоследствии вошли в папку «Дорога и дети» .

    В период реализации проекта пополняется словарный запас детей. На протяжении реализации проекта «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать» дети научились делать простейшие выводы, появилось стремление к познанию объектов, прилегающей к детскому саду местности, устанавливают некоторые причинно – следственные связи.

    В дальнейшем планирую продолжить работу в этом направлении согласно разработке сценария проекта (по этапам и комплексно – тематическому планированию по образовательным областям) .

    Перспектива.

    По завершению проекта «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать»

    с детьми уже старшей группы планирую работу продолжить с постановкой новых целей и задач, исходя из итоговых результатов мониторинга в конце учебного года.

    муниципальное образовательное учреждение
    средняя общеобразовательная школа № 4 города Сердобска

    Разработали:
    учащиеся 2 - Б класса
    МОУ СОШ № 4
    г. Сердобска
    Пензенской области
    Руководитель:
    учитель начальных классов
    Косякова Марина Николаевна

    По городу, по улице
    Не ходят просто так.
    Когда не знаешь правила,
    Легко попасть впросак.
    Все время будь внимательным
    И помни наперед:
    Свои имеют правила
    Шофер и пешеход.

    Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети младшего школьного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от младших школьников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
    Вот почему уже с раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В рамках реализации работы в этом направлении был создан долгосрочный проект по теме: «Безопасное дорожное движение - главное для детей умение». К работе над этим проектом мы привлекли родителей.

    практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.

    Формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

    Создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;

    Организовать на базе школы городок по Правилам дорожного движения;

    Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;

    Вырабатывать у младших школьников привычку правильно вести себя на дорогах;

    Воспитывать в детях грамотных пешеходов.

    В России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы.

    состоит в том, что статистические данные об участии детей в ДТП, направляет нас, учителя и родителей нашего класса на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.
    Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД в ходе реализации проекта способно изменить деятельность школы, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
    Система деятельности по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу.

    Подготовительный (аналитический)

    Основной (реализация намеченных планов)

    Заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешённых проблем)

    Реализация данного проекта позволит сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Показателями эффективности работы над данным проектом станут:

    Отсутствие несчастных случаев с детьми 2 - Б класса
    МОУ СОШ № 4.

    Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах (в соответствии с возрастными требованиями).

    Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, искать пути выхода из них.

    Воспитание грамотного пешехода.

    Анкетирование детей и родителей по данной проблеме;

    Укрепление материально - технической базы:

    Изготовление пособий, новых игр;
    - изготовление светофора, дорожных знаков;
    - оформление площадки для изучения ПДД.

    Работа с плакатами и презентациями по безопасности дорожного движения.

    Праздник по ПДД «Азбука города»;

    Составление памятки «Правила езды на велосипеде»;

    Семейный конкурс на лучшую газету по пропаганде ПДД;

    Акция «Письмо и подарок водителю»;

    Тестирование по ПДД;

    Конкурс детского рисунка «Внимание! Дорога!»

    Проведение детско - родительской викторины «Безопасность в наших руках»:

    Проведение промежуточной и итоговой диагностики знаний и умений детей по Правилам дорожного движения.

    01.09.16 МОУ СОШ № 7 День знаний. Старт Проекта «Город БДД» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасного дорожного движения среди детей и подростков на базе МОУ СОШ № 7 в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасного дорожного движения в 2013-2020 годах», 453 чел.
    15.08-18.09.16 Комплексное информационно-профилактическое мероприятие «Внимание дети», 453 чел
    02.09.16. Единый День БДД. МОУ СОШ № 7, 453 чел.
    15.09.17 Классные часы «Правила безопасного поведения на дорогах», 453 чел.
    05.10.16 Акция «Город БДД», посвященная международному Дню учителя, 100 чел.
    10.10-14.10.16 Конкурс рисунков «Дорожные знаки» 1-4 классы, 100 чел.
    17.10-04.12-16 Оперативно-профилактическая операция «Пешеход» в рамках Проекта «Город БДД», 200 чел
    27.10-08.11.16 Целевое профилактическое мероприятие "Осенние каникулы" МОУ СОШ № 7, 453 чел.
    16.11.16 Организация дежурства совместно с инспектором ОГИБДД МУ МВД России "Люберецкое" на перекрестке около школы. Раздача фликеров пешеходам, 15 чел.
    18.11.16 День памяти жертв ДТП, 453чел.
    25.11.16 Акция «Письмо маме» в рамках программы «Город БДД», 50 чел.
    30.11.16 Районный конкурс-соревнование юных велосипедистов «ВЕЛОМАСТЕР», 3 место, команда МОУ СОШ № 7
    06.12.17 Классные часы «Мы – пешеходы», 453 чел.
    19.12.16 -15.01.17 Целевое профилактическое мероприятие «Зимние каникулы», 453 чел.
    23.12.16 Сказка «Новогодние приключения в Городе БДД» для начальной школы, 200 чел.
    12.01.17 ШМО классных руководителей «Анализ ДДТТ на территории обслуживания отдела ГИБДД МУ МВД России «Люберецкое» за 12 месяцев 2016 года».
    24.01.17 Классные часы «Азбука города БДД», 453 чел.
    02.02.17 Районный открытый урок ПДД в 1 классе по теме «Наш друг – Светофор» в рамках школьной программы «Город БДД».
    13.02-16.02.17 Конкурс рисунков « Город безопасного дорожного движения» 1-4 классы, 180 чел.
    28.02.17 Районный фотоконкурс «Безопасность на дороге глазами детей», Малейко Ирина, 3 место.
    28.01-01.03.17 Районный слет ЮИД. 3 место в конкурсе «Агитбригада ЮИД».
    02.03.17 Общешкольное родительское собрание «Реализация Проекта «Город БДД» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасного дорожного движения среди детей и подростков на базе МОУ СОШ № 7 в рамках федеральной целевой программы « Повышение безопасного дорожного движения в 2013-2020 годах», 90 чел.
    15.03.17 Акция «Город БДД». Раздача фликеров пешеходам на перекрестке около школы.
    24.03.17 Выступление агитбригады ЮИД "Город БДД" в начальной школе, 190 чел.
    27.03-03.04.17 Целевое профилактическое мероприятие "Весенние каникулы".
    30.03.17 Семинар классных руководителей по вопросам организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на базе МОУ СОШ № 7 совместно с инспектором пропаганды БДД ОГИБДД МУ МВД России " Люберецкое" Сидоровой С.С.
    17.04.17-21.04.17 Устный журнал в начальной школе "Город Безопасного Дорожного Движения", 200 чел.
    28.04.17 Общешкольная игра по основам безопасности жизнедеятельности. Станция «Город БДД», 453 чел.
    04.05.17 Профилактические беседы ПДД в 1- 5 классах совместно с инспекторами пропаганды БДД ОГИБДД МУ МВД России «Люберецкое».
    10.05- 12.05.17 Классные часы «Мы соблюдаем ПДД», 453 чел.
    15.05-18.05.17 Конкурс рисунков «Мы за безопасное дорожное движение», 50 чел.
    1.06.17- 30.06.17 Организация профильной смены «Город БДД» по безопасному участию в дорожном движении на базе городского летнего лагеря «Солнышко».
    .06.17 Совещание классных руководителей. Подведение итогов реализации Программы «Город БДД» в 2016-2017 учебном году по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасного дорожного движения среди детей и подростков на базе МОУ СОШ № 7 в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасного дорожного движения в 2013-2020 годах», 20чел.

    Паспорт проекта:

    Актуальность проекта.

    Проект посвящён актуальной проблеме - обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Наш век набирает темпы, и люди справедливо замечают, что сегодня для пешеходов и водителей характерна спешка. Все куда-то спешат, бегут, едут. Общество предоставляет человеку всё более удобные и скоростные средства передвижения.

    Специалисты отмечают, что наша страна находится в фазе активного роста автомобилизации, но несмотря на то, что возросла интенсивность дорожного движения, культура взаимоотношений участников дорожного движения не сформирована: считается нормой перебегать дорогу на красный сигнал светофора, у большинства детей и взрослых отсутствует динамический стереотип безопасного поведения.

    Анализ дорожно-транспортного травматизма в России показывает, что за 2015 год произошло 19549 ДТП с детьми в возрасте до 16 лет, причем 737 детей погибло! Задумайтесь, это население небольшого поселка! Также сотрудниками ГИБДД за 2015 г. выявлено 58221 ДТП с пешеходами, из них 24857 нарушений по вине пешеходов.

    Основные нарушения пешеходов: переход проезжей части в неустановленном месте, не соблюдение требований сигнала светофора, выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта или иного объекта. В дорожно-транспортных происшествиях с участием детей 6 из 8 случаев произошли по вине самих детей, т. к. их поведение на дороге зачастую бывает непредсказуемым. Поэтому нас, педагогов волнует вопрос: как помочь детям и сделать и улицу, и дорогу безопасными для них.

    Воспитание безопасного поведения на дороге есть часть воспитания индивидуального стиля жизни человека, целью которого является подготовка к жизни в обществе, в мире людей и машин.

    Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. В этом должны принимать участие и родители.

    Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, мы особое внимание уделяем обучению детей правилам дорожного движения.

    Цель проекта:

    Создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих формированию у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о правилах безопасного поведения на улице.

    Задачи проекта:

    • расширять знания детей о правилах безопасного поведения в транспорте и около него.
    • выработать бессознательную привычку играть в строго определенном месте, понимание того, что одному на дорогу выходить нельзя.
    • формировать целостное представления об улице, транспортных средствах, которые окружают ребенка;
    • знакомить детей с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом;
    • учить сравнивать виды транспорта между собой (автобус, троллейбус, трамвай; автомобили легковой и грузовой).
    • расширять знания детей о профессии «водитель».
    • развивать мелкую моторику и творческое воображение, умение ориентироваться в пространстве, распознавать условные обозначения.
    • формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей, как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.

    Ожидаемый результат:

    • создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста ПДД (предметно-развивающая среда):
    • формирование устойчивого интереса у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге.
    • формирование у детей знаний правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге.

    Предполагаем, что к окончанию проекта дети будут знать:

    • назначение светофора и каждого его сигнала;
    • чем различаются проезжая часть и тротуар;
    • какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части);
    • составные части транспорта;
    • кто такие пешеходы;
    • об особенностях профессии «Шофер».

    ЭТАПЫ ПРОЕКТА

    Этапы проекта

    Этап Мероприятия Сроки проведения
    1. Подготовительный
    • постановка цели и задач;
    • составление тематического плана по обучению детей ПДД;
    • подбор и изучение методической литературы;
    • подбор наглядно-иллюстративного материала;
    • подбор художественной литературы по теме;
    • изготовление атрибутов для занятий и сюжетно-ролевых игр;
    • создание картотеки подвижных игр по теме ПДД;
    • создание книжек – раскрасок «Виды транспорта»;
    • создание книги сказок про ПДД;
    • создание книги загадок про транспорт;
    • создание презентаций по теме;
    • оформление настольного макета дороги с пешеходным переходом.
    сентябрь 2015г.
    2. Основной Реализация проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями. октябрь 2015г.

    Апрель 2016 г.

    3. Заключительный май 2016 г.

    План работы по проекту

    Планирование работы по проекту «На улицах города» по образовательным областям

    Образовательная область Формы работы
    Познавательное развитие

    Знакомство с окружающим миром:

    • Занятие «Грузовой транспорт»;
    • Занятие «Светофор»;
    • Занятие «Труд водителя»;
    • Занятие «Наш друг – светофор»;
    • Мульфильм «Смешарики» серия «Азбука безопасности»;
    • Экскурсия в комнату ПДД.

    Развитие элементарных математических представлений:

    • Занятие «Два гнома»;
    • Занятие «Пешеходный переход»;
    • Дидактическая игра «Что привез нам грузовик».
    Художественно-эстетическое развитие
    • Лепка на тему «Автомобиль»;
    • Аппликация на тему: «Грузовик» (2 занятия);
    • Аппликация на тему: «Автобус» (2 занятия);
    • Выкладывание из счетных палочек (пешеходный переход);
    • Самостоятельная изо - деятельность с книжками – раскрасками «Наземный транспорт»;
    • Организация выставки детско-родительского рисунка «Я и дорога».
    Речевое развитие
    • Чтение Б.Заходер «Я - шофер»;
    • Чтение С. Михалков «Если свет зажёгся красный»;
    • Чтение С.Маршак «Светофор»;
    • Чтение А.Барто «Грузовик»;
    • Чтение сказок про ПДД;
    Физическое развитие
    • Подвижные игры:
    «Ловкий пешеход»;

    «По длинной извилистой дорожке»;

    «Воробушки и автомобиль»;

    «Машины»;

    «Трамвай»;

    «Цветные автомобили»;

    • Пальчиковая игра: «Все пальчики водители».
    Социально-коммуникативное развитие
    • Дидактическая игра «Купи для машины нужную деталь»;
    • Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры трамвая - пешеходы - водители»;
    Взаимодействие с родителями
    • Консультации для родителей на темы:
    - «Приемы обучения юного пешехода»;

    - «Внимание на родителей – делай как я!»;

    - «ППД для родителей детей младшего дошкольного возраста»;

    • Буклеты и памятки для родителей на тему:

    - «Предназначения световозвращающих элементов»;

    - «Не спешите, водители, - вы ведь тоже пешеходы!»;

    - «Не спешите, водители, - вы ведь тоже родители!»;

    - «Знай правила дорожного движения»;

    • Изготовление безопасного маршрута детей «Дом-Детский сад»;
    • Создание книжки-малышки «Транспорт».

    Календарно-тематическое планирование по проекту «На улицах города»

    Тема Время проведения Планируемая работа
    Работа с детьми Работа с родителями
    «Улицы нашего города» Октябрь
    • Занятие «Знакомство с улицей»;
    • Занятие «Не попади в беду на дороге»;
    • Рассматривание сюжетных картинок по теме «Улица»;
    • Рассматривание иллюстраций по теме «Опасные и безопасные места для игр во дворе»;
    • Чтение сказок про ПДД;
    • Подвижные игры («По длинной извилистой дорожке», «Ловкий пешеход»).
    • Родительское собрание на тему: «Безопасность детей – забота родителей»;
    • Ширма для родителей «На улицах города»;
    «Труд водителя» Ноябрь
    • Занятие «Как нам транспорт помогает»;
    • Лепка «Автомобиль»;
    • Конструирование и обыгрывание постройки «Гараж»;
    • Занятие «Труд водителя»;
    • Чтение и заучивание стихотворение Б. Заходера «Я-шофер»;
    • Сюжетно-ролевая игра «Мы шоферы»;
    • Чтение сказок про ПДД;
    • Подвижные игры («Машины», «Воробушки и автомобиль»);
    • Дидактическая игра «По морю, по земле, по воздуху»;
    • Пальчиковая игра «Все пальчики водители».
    • Рассматривание коллекции машин.
    • Консультация для родителей на тему: «Приемы обучения юного пешехода»;
    • Изготовление безопасного маршрута детей «Дом-Детский сад».
    «Грузовой транспорт» Декабрь
    • Занятие «Грузовой транспорт»;
    • Аппликация «Грузовик» (2 занятия);
    • Чтение и заучивание стихотворение А. Барто «Грузовик»;
    • Самостоятельная изо-деятельность с книжками – раскрасками «Наземный транспорт»;
    • Дидактические игры («Что привез нам грузовик», «Купи для машины нужную деталь»);
    • Подвижные игры («Цветные автомобили», «Воробушки и автомобили»).
    • Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
    • Памятка для родителей на тему: «Предназначения световозвращающих элементов»;
    «Пассажирский транспорт» Январь
    • Занятие «Пассажирский транспорт»;
    • Аппликация на тему «Автобус» (2 занятия);
    • Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры трамвая – пешеходы – водители»;
    • Просмотр мультфильмов «Смешарики» серия «Азбука безопасности»;
    • Подвижные игры («Поезд», «Трамвай»).
    • Конкурс детско-родительских работ из конструктора «Транспорт бывает разный».
    • Участие в конкурсе детско-родительских работ из конструктора «Транспорт бывает разный»;
    • Консультация «Внимание на родителей – делай как я!»
    «Дорожные помощники» Февраль
    • Занятие «Незнайка в гостях у детей»;
    • Занятие «Светофор»;
    • Занятие «Пешеходный переход»;
    • Выкладывание из счетных палочек (дорогу, перекресток, пешеходный переход);
    • Чтение и заучивание стихотворения С. Михалкова «Если свет зажегся красный»;
    • Чтение и заучивание стихотворения С. Маршака «Светофор»;
    • Игра-инсценировка с макетом «Безопасность на дороге»;
    • Участие в создании книги рецептов «Транспорт может быть вкусным»;
    • Консультация «ППД для родителей детей младшего дошкольного возраста»
    «Путешествие по дорогам нашего города» Март
    • Занятие «Два гнома»;
    • Занятие «Математика на дороге»;
    • Самостоятельная изо деятельность с книжками – раскрасками «Наземный транспорт»;
    • Подвижные игры («Машины», «Ловкий пешеход», «Воробушки и автомобили»);
    • Чтение сказок про ПДД
    • Участие в акции «Не спешите водители – вы ведь тоже родители!»;
    • Буклет «Не спешите, водители, - вы ведь тоже пешеходы!»;
    • Буклет «Не спешите, водители, - вы ведь тоже родители!».
    «Правила дорожного движения» Апрель
    • Развлечение «Наш друг – светофор»;
    • Экскурсия в комнату ПДД;
    • Игры с книжкой-малышкой «Транспорт»;
    • Выставка детско-родительских рисунков «Я и дорога»;
    • Игра-инсценировка с макетом «Безопасность на дороге».
    • Участие в выставке детско-родительских рисунков «Я и дорога»;
    • Создание книжки-малышки «Транспорт»;
    • Буклет «Знай правила дорожного движения»;
    • Участие в викторине «Дорожная азбука».
    Анализ деятельности по реализации проекта. Май
    • Презентация проекта на педагогическом совете.