Рекомендации начинающим преподавателям йоги. Учитель и инструктор йоги, где и как можно научиться

К огда мы рассуждаем о травмобезопасности в йоге, то чаще всего говорим о необходимости правильно отстраивать асаны и вдумчиво выбирать комплексы для занятий дома. Занятия в студии же априори считаются безопасными: там ведь есть опытный инструктор, который всегда подскажет, поможет и поправит. В целом это, конечно, так.

Грамотный тренер – это залог того, что во время практики вы сведёте к минимуму риск травм и приблизите к максимуму полученную пользу. Однако найти опытного инструктора – дело нелёгкое. Особенно новичку, который не знает на что нужно обращать внимание и по каким критериям выбирать тренера.

Существует 5 критериев, которыми вам стоит руководствоваться при поиске преподавателя. Зная их, вы значительно облегчите процесс выбора инструктора. Давайте же разберёмся, какими качествами и навыками должен обладать инструктор, чтобы быть удостоенным звания Гуру, а от каких горе-инструкторов стоит бежать как от огня.

Каким должен быть тренер по йоге?

Тренер должен нравится вам как человек.

Казалось бы это очевидный пункт, не заслуживающий отдельного внимания. Однако, на самом деле, привлекательность инструктора – это один из основных моментов. Только если вам приятно находится в обществе этого человека, если вам интересна его манера ведения тренировки, если вам хочется задать интересующий вопрос о йоге ему, а не «Гуглу» - только тогда ваши занятия будут носить не временный характер, а станут образом жизни, способным принести массу положительных эмоций.

Положитесь на вашу интуицию. Зачастую она отлично срабатывает в вопросе: подходит нам человек или нет. Поэтому в том случае, если инструктор вызывает у вас отторжение (пусть даже ничем не объяснимое), не стоит тратить время на занятия с ним. Помните, что ваше окружение оказывает на вас влияние.

Задайте себе вопрос: «Хочу ли я стать похожим на этого человека?». Если ответ утвердительный, то вы можете заниматься с ним. Конечно, перед этим «пройдясь» по другим пунктам этой статьи, чтобы проанализировать профессионализм, знания и навыки этого преподавателя.

Тренер не должен поражать сложными асанами в группах для начинающих.

Многие могут удивиться: а как же тогда понять, что это действительно профессионал в своём деле? Профессионал не будет мотивировать новичков на выполнение того, к чему они не готовы. Он не будет показывать сложные позы, которые в группе из сорока человек кое-как выполнят двое.

Наоборот, в занятии для начинающих грамотный тренер больше времени уделит простым асанам и их технике выполнения. Ведь именно на их основе потом и будут строится все сложные элементы. И эти элементы обязательно появятся. Но только на тренировках основного или продвинутого уровня. Поэтому старайтесь найти инструктора, цель которого будет не самоутвердится за счёт восхищённых взглядов начинающих учеников, а грамотно построить тренировочный процесс.

Тренер по йоге должен отличаться от тренера фитнес-направлений.

И без того тесная ассоциация йоги и фитнеса становится сильнее с каждым днём. Дело здесь и в активном развитии йоги, которая теперь встречается в сетке расписания каждого фитнес-центра; и в создании новых методик: фитнес-йога, yoga fit, йогалатес, йога+стрейчинг. Однако не стоит забывать, что йога – это особое направление, в котором будут неуместны многие «фишки» из фитнеса.

Здесь не подойдёт громкая, агрессивная музыка: музыкальный фон на йоге должен успокаивать, а не возбуждать. Не подойдёт требовательная манера ведения тренировка: «быстрее, выше, сильнее» - это не о йоге. Не подойдёт грубая правка силой: йога – это не гимнастика, где главной целью является достижение невероятной гибкости и умения выполнять сложные балансы. Любая правка в йоге должна быть корректной и без применения силы.

Выбирайте инструктора, который будет уважительно относится к возможностям вашего тела. В йога-классе нет место соревновательности, там должна царить атмосфера гармонии и умиротворения.

Грамотный тренер не будет «зацикливать» вас на физических аспектах практики.

В йоге практика асан – это не основная цель, а средство. Поэтому настоящий учитель не станет акцентировать ваше внимание только на физическом аспекте практики. Не стоит идти заниматься к преподавателю, который будет «подбадривать» вас в явно сложной для вас асане: «Давай, ты сможешь! Надо просто постараться! Эту позу могут выполнять все!». Конечно проще поддержать интерес к регулярным тренировкам, если давить на то, что до достижения сложно выполнимой, но такой желанной позы, осталось совсем чуть-чуть.

Грамотный инструктор сможет объяснить, что главное в занятиях – это не достижение внешней формы, а работа со своими внутренними процессами. И сможет поддержать интерес клиента не обещая ему гибкости Алины Кабаевой и Ван Дама, а рассказывая о других, более тонких, но не менее интересных аспектах.

Тренер должен знать противопоказания к асанам и их пользу.

Комплекс асан – это не набор абсолютно безопасных и безвредных упражнений. Поэтому нужно помнить, что идеально выполненная, но противопоказанная лично вам асана, не принесёт пользу.

Грамотный инструктор обязательно проговаривает общие противопоказания во время группового класса. Но если у вас есть какие-либо «редкие» заболевания и связанные с ними вопросы, то в ходе личной беседы профессиональный инструктор сможет обозначить запрещенные для вас упражнения и, по возможности, подобрать к ним адаптивные варианты.

Однако верно составленный комплекс асан действительно способен решить многие проблемы со здоровьем, а индивидуально подобранные пранаямы и медитации принесут ощутимую пользу на ментальном уровне. Поэтому плюсом в копилку тренера будет его умение посоветовать вам пару-тройку упражнений для домашней практики.

Подводим итоги

Найти «своего учителя» - это не единственно важный момент. Для того, чтобы занятия в студии принесли вам желаемую пользу, ознакомьтесь со статьёй Занятия йогой в студии: как защитить себя от травм? Это позволит вам заниматься правильно: вдумчиво и осознанно.

И завершении хотелось бы ещё раз вас уберечь: не тратьте время на занятия с человеком, в профессионализме которого у вас есть сомнения. Не занимайтесь с человеком, в обществе которого вам неприятно и не хочется находится. Соблюдение этих простых рекомендаций поможет вам получить удовольствие от занятий и принесёт пользу не только на физическом, но и на ментальном уровне.

Известный йог Аенгар в своей книге “ПРАНАЯМА – ИСКУССТВО ДЫХАНИЯ” так излагает отношения Учителя (Гуру) и ученика (шисья):

Гуру (учитель) и его ученик (шисья) соединяют свои усилия в достижении духовного знания (Брахма-видья). Сначала гуру учит своего ученика и выявляет его познания, в то время как ученик познает гуру и предмет своего обучения. Следующая ступень для ученика - продолжительная аскетическая практика - тапас, которая длится до тех пор, пока знание не войдет в кровь и плоть ученика.

“Когда приходит время, созревает мудрость (праджня) - плод непосредственного опыта, и гуру вместе с шисья исследуют ее”.

Санскритское слово «гуру» происходит от двух корней: «гу» - темнота и «ру» - свет. Как учитель священного знания, он рассеивает тьму невежества и ведет своего ученика к просветлению и истине. Гуру дает нам верное направление, и под его руководством ученик учится вести надлежащий образ жизни. Свободный от ненависти, он посвятил себя поискам истины. Он вложил свои духовные знания в практику.

Он не ограничивается только теоретическим уровнем. Он показывает на своем примере то, что он испытал на опыте, и жизнь его соответствует тому, что он проповедует. Гуру должен быть: а) чист в своем восприятии и знаниях; 6) постоянен в духовной практике (анустхана); в) тверд и полон решимости в достижении знания (абхьяса); г) свободен от привязанностей к плодам своей деятельности (карма пхалатьяги, или вайрагья) и д) чист как ведущий учеников к сущности знания (парататгва).

Он учит их тому, как обращать свои чувства и интеллект внутрь себя, и таким образом они учатся исследовать себя и достигать источника своего существа (Атма). Гуру - это мост между индивидуальностью (дживатма) и Богом (Параматма).

Классические примеры взаимоотношений гуру-шисья упомянуты в Кадхопанишад и Бхагавад-Гите. В Катхопанишад описано, как Яма, Бог Смерти, дал духовные знания искреннему искателю Начикете, который с непоколебимой отвагой встал перед лицом смерти.

В Бхагавад-Гите Шри Кришна рассеял сомнения и печаль могущественного стрелка Арджуны, чье безошибочное стремление и дух смирения вели его к высшей цели жизни.

Мощь и энергия разбойника по имени Ратнакара были направлены мудрецом Нарадой к Богу. Разбойник в конечном итоге стал мудрецом Вальмики, автором эпоса Рамаяна. Аллегорически Рамаяна сравнивает человеческое тело с Ланкой, островом - королевством Раваны, десятиглавого короля демонов с непомерным эго. Десять голов - это органы знания и действия, их желания не имеют границ, подобно океану вокруг острова.

Сита, индивидуальная душа, пракрита, находится в заключении в Ашокавана, саду удовольствий Раваны. Сита подавлена и полна печали, насильно разлученная с Господом, Рамой, постоянно в мыслях о нем. Рама посылает своего гонца, Ханумана, сына Вайю (жизненного ветра), утешить Ситу и поднять ее слабеющий дух. Хануман помогает повергнуть Равану, эго, и воссоединить Ситу и Раму (пракрита и пурушу, дживатму и Параматму), Подобно тому как Хануман осуществил воссоединение Ситы и Рамы, пранаяма осуществляет соединение садхаки с его Атмой

В начальной стадии гуру возвращается на уровень своего ученика, которого он поддерживает и постепенно возвышает наставлениями и примером. Это происходит путем обучения, которое приспособлено к уровню и степени зрелости ученика, до тех пор, пока ученик не станет сто ль же бесстрашен и независим, как его гуру. Как кошка-мать берет в зубы своих слепых и беспомощных котят, так гуру в первую очередь проверяет развитие своего ученика, оставляя ему небольшую степень самостоятельности.

На следующей ступени гуру Дает ученику такую свободу, как обезьяна-мать, когда ее дети уже могут держаться сами за ее шерсть и находиться поблизости от матери.

На первой ступени ученик находится в беспрекословном подчинении; на второй ступени он полностью предается воле гуру На третьей ступени, подобно рыбе с немигающими глазами, ученик начинает приобретать искусность и чистоту в мыслях, словах и поступках.

Существуют три категории учеников - неразвитые, среднего уровня и сильные, или высокого уровня. У неразвитых учеников слабый энтузиазм, они чувственны, неустойчивы и малодушны. Им недостает воли, чтобы отбросить свои негативные качества или упорно работать для самореализации. Второй тип учеников - колеблющийся, равно притягиваемый материальным и духовным мирами, склоняющийся то в одну, то в другую сторону.

Он знает, что есть наивысшее благо, но ему недостает мужества и решимости непоколебимо продолжать практику. Он нуждается в неотступном руководстве, исправляющем непостоянство его природы, сущность которой известна гуру. Сильный, или высокого уровня ученик обладает проницательностью, энтузиазмом и отвагой. Он противостоит соблазнам и не колеблется, когда требуется отбросить качества, препятствующие его продвижению к цели.

Поэтому он становится уравновешенным, знающим и устойчивым. Гуру всегда готов отыскать способ помочь сильному ученику осуществить его высший потенциал до тех пор, пока ученик не станет реализованной душой (сиддха). Гуру всегда радуется ученику, который в некоторых случаях может превзойти его.

Достойный ученик находит своего гуру с благословения Бога. Сатъякама-Джабали, который признался, что не уверен в своем происхождении (отцовстве), был принят в ученики мудрецом Гаутамой, тронутым его невинностью и правдивостью. Шветакету с гордостью вернулся домой после многолетнего обучения, но не смог найти ответа на вопрос, заданный ему отцом Уддалакой.

Отец спросил, что заставляет крошечное семя вырасти в огромное дерево. Когда Шветакету с должным смирением признал свое невежество, его отец принял его в ученики и передал ему духовное знание. Ученик должен жаждать духовного знания и самоконтроля. Он должен постоянно, со вниманием осуществлять практику и обладать великой стойкостью.

Духовная практика (садхана) не имеет ничего общего с теоретическим обучением, но ведет к новому образу жизни. Подобно тому как сезамовое семя нужно раздавить, чтобы получить масло, и дерево должно загореться, чтобы обнаружилось его скрытое тепло, так и ученик должен придерживаться прямого пути в своей практике, чтобы высвободить скрытые в нем знания и найти свою сущность.

Когда он осознает, что он есть искра Божественного Пламени, пылающего во Вселенной, все его прошлые впечатления (самскара) разрушатся и он достигает просветления. Настал его черед - он стал гуру.

С каждым годом йога, индийская философия, как одна из не разгаданных тайн, приобретает все возрастающую популярность. Она, как уверяют, улучшает психическое состояние человека, успокаивает ум и дарует прекрасное здоровье.

Древнее учение, пришло к нам из глубины веков, поэтому преподавать, быть учителем и наставником, имеет право только «посвященный» человек.

Занятие с опытным инструктором йоги — гарантия безопасного овладения практикой

Кто же это такой? Как и где можно получить весь комплекс знаний и стать «посвященным»?

Йога не просто физические упражнения, которые выполняются и зависят от твоего состояния и развитости мускулатуры, это отдельное мировоззрение. И только те люди, которые готовые его принять, расти, развиваться духовно и физически, могут быть инструкторами. Все здесь зависит от личных качеств человека, его способностей.

Случается так, что человек идет на курсы с целью поправить свое здоровье, а лет через 5 понимает, что мог бы сам учить других. Возникает вопрос: «Как стать инструктором по йоге?»

Посещение занятий в течение нескольких лет мало для того, чтобы быть учителем, потребуется дополнительное образование, а еще много времени для усовершенствования своего мастерства. Иногда занятия, которые раньше приносили радость и удовольствие, становятся в тягость, на них не остается моральных сил, и учитель сокращает свою практику в несколько раз.

Но это редкие исключения, обычно инструкторами становятся люди увлеченные, для них уровень учителя – это дополнительный стимул совершенствовать и поднять свое мастерство, проводя занятия и помогая другим понять тайну древнего учения, они чувствуют себя счастливее.

Если вы чувствуете духовное призвание, стать учителем, а не получить сертификат с коммерческой целью, следует пройти все этапы обучения.

Международная Федерация Йоги обучение на инструктора классифицирует по трем уровням:

  • инструктор;
  • тренер;
  • мастер.

Любой, вступающий на путь преподавания, начинает свою трудовую деятельность с квалификации инструктора, только после того, как пройдет курс обучения, сдаст экзамен на квалификационные требования и получит сертификат.

Как и с чего начать

При российской Федерации йоги действует школа, преподавание в которой ведется по международным стандартам (InternationalYogaFederation) и утвержденной программе. Без рекомендации преподавателя и стажа не менее двух лет, поступить в школу невозможно. Курс обучения занимает как минимум три года. Прошедшие весь курс обучения, получают диплом без сдачи дополнительных экзаменов и сразу же зачисляются во все популярные международные реестры преподавателей йоги.

Если вы уже определились и есть желание называться инструктором, то вам придется получить знания по:

  • анатомии;
  • психологии;
  • физиологии человека;
  • в области традиционной индийской медицины – аюрведы;
  • биомеханики;
  • безопасности травм.

Чтобы стать инструктором придется изучать:

  • классические тексты йоги;
  • историю;
  • философию;
  • основные направления, ведущие к вершине.

Обязательно надо знать теорию, так как не приняв и не осознав учение, невозможно постичь всю глубину асан, философских и ментальных составляющих.

Затем приступайте к практике, как в статике, так и в «в потоке».

Будущему инструктору необходимо знать базовые техники дыхания (пранаямы), чтобы контролировать жизненную энергию (прану), поступающую из космоса.

Обязательно выучить шесть степеней очистки (шаткармы), что практикуется в Хатха йоге. В некоторых школах и на курсах инструкторов шаткармам уделяют первостепенное внимание, и пока ученик не пройдет и не изучит технику очищения для тела, его не переводят на следующую ступень обучения.

Учителю необходимо освоить техники индивидуальных и групповых обучений, видеть и помогать исправлять ошибки, пришедших на йогические курсы.

Кроме того, инструктором не может быть человек, если у него отсутствует чувство эмпатии (осознанного сопереживания чувствам другого человека и понимание его внутреннего мира). Если инструктор не будет понимать ученика, он не сможет дать ценные советы, и в этом случае, лучше оставить обучение и не стремиться стать учителем.

Самые популярные методы йоги:

  1. Аштанга.
  2. Айенгара.
  3. Кундалини.
  4. Шивананда.

Каждый из методов имеет свои собственные характеристики, динамику и правила.

Учитель Айенгар йоги

В контексте наиболее популярных методов, сертифицированным преподавателем Айенгар йоги может быть тот, кто отвечает нескольким критериям. Инструктор курсов квалифицируется только тогда, когда его практика составляет не менее трех лет, есть рекомендация от преподавателя, у которого обучались. По истечению этого срока он может выбрать один из двух путей обучения:

  1. Традиционный - с участием ученика и учителя.
  2. Современный - в форме подготовки на одних из курсов, организованных в стране.

Первое и второе обучение длится в общей сложности три года. После трех лет сдают экзамены, сначала один, затем второй.

После выполнения всех формальностей, связанных с присоединением к Ассоциации Айенгар Йоги, он может быть инструктором. Но эти два экзамена только начало. В Айенгар йоге при подготовке компетентных учителей используется система сертификации. Созданы четкие критерии прав, связанные со степенью. Система сертификации представляет собой иерархию, в которой каждый из более высокого уровня квалификации, получает и имеет больше возможностей, но и несет большую ответственность. Старший инструктор (степень интермедия сеньор) может преподавать классы медицинские и по беременности.

Метод Айенгара - это полный спектр знаний с точки зрения динамики, глубины и полноты работы с телом, дыханием и умом.

Его вклад в развитие преподавания асан и пранаямаы трудно переоценить. Он систематизировал и классифицировал позиции йоги, создал очень стройную систему.

Большим нововведением стало внедрение в практику инструментов (одеяла, ремни, деревянные блоки), что позволило регулировать практику и применять метод для людей с ограниченными физическими возможностями, для людей разного возраста и разных возможностей. Благодаря Айенгару учителя получили мощный инструмент для работы не только со здоровыми людьми, но и с людьми, страдающими различными заболеваниями. Создатель этого метода, 96-ти летний Айенгар до сих пор усовершенствует свои достижения, улучшает передачу накопленных знаний своим ближайшим ученикам, которые понесут их в мир.

Стать инструктором Аштанга йоги

Аштанга йога представляет собой метод, изобретенный Шри Паттабхи Джойс. Чрезвычайно важно в этом методе Парампара (с санскрита) и означает, что знания передаются ученику от учителя через непосредственный опыт. Мастерство достигается не путем демонстрации знаний, знания анатомии или сутр, но на практике с учителем или под его наблюдением, и непосредственно от него. Ученик должен верить учителю и тому, что гуру знает, когда кто-то готов быть инструктором, учителем.

В Аштанге йоге для получения сертификата, надо пройти два уровня:

  1. Авторизация (проверка подлинности).
  2. Аутентификация, сертификация, которая является самой высокой практикой распознавания.

Чтобы получить авторизацию (разрешение) на практику. Необходимо практиковать под наблюдением учителя из Института Йоги Шри К.Паттабхи Джойса Аштанга Майсура один месяц или три, но не более, с интервалом не менее шести месяцев между пребыванием.

Сертифицированные учителя, учатся около 8 лет. Они должны иметь больше 10 лет собственной ежедневной практики и освоить минимум три асаны из 6 серий.

В институте имеется список всех учителей, которые получили разрешение и сертификат по всему миру.

Обучать Кундалини йога

Кундалини йога по системе йога Бхаджана является относительно молодым методом, но уже вызывает большой интерес. Курсы учителей и инструкторов йоги Бхаджаны находятся под личным руководство Йога Бхаджана, программа подготовки включает три шага:

Основа и Просветление

Включает в себя понимание и опыт, как одно из единства (Эк Онг Кар), понимание природы и человека и основных принципов и практики Кундалини-йоги, как учил Йоги Бхаджан.

Участники квалифицируются с точки зрения уровня зрелости и готовности заниматься, а не физической подготовки или продвинутости в практике йоги.

Трансформация

Этот уровень включает в себя проекцию личности (Сэт Нам); это воплощение природы через слова и поведение; расширение и углубление сознания учителя. Завершение этого уровня свидетельство – стажер Кундалини йоги. Это углубление личной трансформации, основных способностей, характера и сознания.

Реализация

Этот уровень (Сири Уо Гуру). Опыт выражается в словах учителя, достижениях, работе и репутации. Завершение учебы на уровне делает вас признанным сертифицированным инструктором Кундалини йоги, как учил Йоги Бхаджан.

Шивананда йога

Искреннее желание учиться и открытость по отношению к технике йоги является важным требованием. Программа подготовки инструкторов включает в себя: асаны, пранаямы, йогические диеты, крийи, медитации, мантры, веданты, Бхагавадгита, четыре пути йоги, анатомию и физиологию человека. Чтобы получить всемирно известный сертификат инструктора Шивананда йоги, знание и наличие всех классов обязательно. Сертификат, выданный Международным Шивананда Йога Веданта Центром, подтверждает успешное завершение курсов и дает право быть преподавателем. Существуют еще продвинутые курсы для учителей Шивананда йоги, которые позволяют углубить знания о духовных ценностях, изучить подробно философию ваданты и практики со сдачей экзамена в конце.

Чтобы поступить на курсы никаких формальных требований к квалификации не требуется, предпочтительно базовые знания асан и философии, но это не является абсолютным условием.

Курсы Шивананда йоги заканчивает много людей, но не для того, чтобы стать инструктором и зарабатывать деньги, а для личного самосовершенствования.

Инструктор йоги, какой он?

Будущему инструктору важно перенять опыт своего учителя, а также безупречные моральные принципы. Это постоянная, нескончаемая собственная практика. Инструктор йоги, преподаватель или учитель, профессия привлекательная, модная, интересная. Но также важно, что он работает с людьми, может помогать им, лечить их, а это большая ответственность.

Перед поступлением на курсы или в школу важно спросить себя: «Действительно ли я хочу это сделать? Хочу ли я помогать другим людям? Хочу практиковать с преданностью и усердием? Что я хочу передать другим? Что я должен им предложить? И ответ на эти вопросы вы должны дать себе честно и сознательно.

На пути йоги очень важен знающий проводник, и этим проводником должен стать ваш преподаватель.

Вечные ценности

Мы уже говорили о том, что в древности йогическое знание передавалось устно, от учителя к ученику. Понятно, что фигура учителя в индийской традиции имела особое значение. «Изучение йоги не похоже на занятия в учебном заведении, где аттестат или диплом получают в определенный, заранее назначенный срок, - пишет Б.К.С. Айенгар в первой части своей знаменитой книги «Прояснение йоги» («Йога Дипика»). - На долгом пути йоги встречаются препятствия, трудности и огорчения, преодолеть которые помогает гуру. Слог "гу" значит тьма, а слог "ру" - свет. Только тот может называться гуру, кто удаляет тьму и несет просветление. Понятие «гуру» глубоко и многозначно.

Это не просто учитель или руководитель, это духовный наставник, который учит жизненному пути». Если вспомнить, что книга писалась в начале 60-х годов ХХ века, во вполне продвинутые времена рок-н-ролла, можно понять, насколько глубоко укоренилось в сознании индийцев древнее, первоначальное представление о том, каким же должен быть учитель.

Конечно, мы живем совсем в другом мире, но главные вещи остались неизменными: потому-то они и называются вечными ценностями. И отношения между учителем и учеником - как раз из числа. «Эти отношения совершенно особенные, их не сравнить с отношениями между друзьями, родителями и ребенком, мужем и женой, - продолжает Б.К.С.Айенгар. - Гуру не знает эгоизма; не думая о славе или выгоде, он преданно ведет своего ученика к цели, следит за его успехами, верит в него, и напряженно трудится, дабы ученик усвоил учение. Гуру побуждает ученика задавать вопросы, думать, анализировать и познавать истину».

Возможно, эти слова кому-то покажутся слегка патетическими. Но их наверняка поймут те, кому посчастливилось хоть раз в жизни встретить настоящего учителя: математики, литературы, языка или живописи; или же просто мудрого человека, советам которого можно доверять на все сто процентов. Ну а если такая встреча пока не состоялась, значит, самое интересное впереди.

Практические советы

Во-первых, надо узнать, сколько времени ваш потенциальный преподаватель практикует йогу - в идеале, это как минимум пять лет. Во-вторых, выяснить, какие у него есть сертификаты, проходил ли он обучение у опытных наставников. И третье: надо понять, какая школа за ним стоит. Елена Ульмасбаева, президент федерации «Йога-Практика», советует выбирать традиционные направления, которые пришли к нам из Индии, родины йоги.

«Очень важно, чтобы ваши цели и цели преподавателя совпадали, - говорит она. - Поэтому сразу спросите себя, чего именно вы хотите от занятий йогой. В самой Индии есть множество школ, преследующих самые разные цели, но в странах Запада основной акцент все-таки делается на физическое и психическое здоровье. Если йога для вас - способ обретения телесного совершенства и эмоционального равновесия, лучше всего подойдет метод Айенгара».

А вот к модным неоиндуисткими течениями, к тем школам и учителям, которые активно внедряют в ум ученика мистические идеи, не имеющие ничего общего с классической йогой, относитесь с осторожностью. Подлинный учитель не будет «вещать», сходу загромождая ваше сознание философией или метафизикой: идея йоги - освободить, «опустошить» ум. Тогда мыслям будет там просторно, и среди них обязательно появятся какие-нибудь прекрасные.

В том, чтобы на начальном этапе уделять внимание только очевидному - построению асан, технике дыхания - есть глубокий смысл: как некогда говорил Кришнамачарья, внешнее положение тела легко поправить, если что-то пошло не так, а вот ум может завести куда угодно.

Вопрос доверия

Принципиально важно, чтобы учитель внушал уважение и доверие - в йоге это не просто дань традиции, в этом есть некий функциональный смысл. Дело в том, что во время практики ваше тело должно слушать учителя, а разум - полностью доверять ему. Если персона преподавателя вызывает какие-нибудь негативные чувства или даже просто ассоциации и воспоминания, значительная часть энергии во время занятий будет уходить на преодоление внутреннего сопротивления. Поэтому постарайтесь найти человека, к которому вы действительно испытываете доверие и симпатию.

Что же касается манеры преподавания, то тут все зависит от личных предпочтений. Одним больше нравятся требовательные учителя, которые дают достаточно большую нагрузку, другим - те, у кого подход более мягкий. И хотя универсальных законов не существует, кое-какие советы все-таки можно дать. Например, очевидно, что женщине, если у нее есть специфически женские проблемы, лучше заниматься у женщины-преподавателя. Большой плюс, если у вас и у вашего учителя схожи темперамент и структура тела: в этом случае преподаватель сразу видит все ваши проблемы, и, выстраивая вашу индивидуальную практику, особенно хорошо понимает, что и как нужно делать именно вам.

Часто, закончив ознакомительный класс, ученики так и продолжают заниматься у своего первого учителя. И все же, мы советуем походить к разным преподавателям - так сказать, для расширения кругозора: каждый дает материал чуть-чуть по-другому, а значит, вы сможете больше узнать о технике выполнения асан и заметить детали, на которые раньше, возможно, вообще не обращали внимания.

Вот так, опытным путем, вы обязательно придете к «своему» учителю. Тем более что это движение навстречу - двустороннее: не только ученик ищет настоящего учителя, но и учитель нуждается в подлинном ученике. Ученике, о котором Б.К.С. Айенгар пишет так: «У искателя высшего типа устойчивый ум, он мужественен, независим, благороден, милосерден, снисходителен, правдив, храбр и почтителен, тверд в занятиях йогой. Таких людей гуру обучает Хатха Йоге».

Так что, когда вы рано ли поздно встретите «своего» учителя, задумайтесь: а кто же кого нашел? Вы - вашего гуру? Или все-таки он - вас?

Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Учителя Йоги. Гуру

> > > Учителя Йоги. Гуру

В древних текстах практикующему йогу часто напоминают о желательности получения информации и указаний от гуру, или учителя. Слово гуру буквально означает «важный человек», тот, чьи слова ценнее самых уважаемых установленных и общепринятых принципов; он не диктатор, но советчик.

Гуру - Достойный, почтенный человек. Учитель. Наставник.

Индийская традиция ставит учителя на высшую ступень почитания среди людей. Наиболее уважаемы учителя учителей, родоначальники школ, традиций. Институт учительства восходит к древним мудрецам (риши), которые, нарушая традицию одинокого существования, стали обучать юношей из высших сословий (варна). Эти дети были более развиты и подготовлены к постижению сложных концепций. Риши сделали знание доступным для другого, поднимая учеников до своего уровня. Учителя-риши предложили людям не только знания, обретенные за долгие годы отшельнической жизни, но и новую идеологию, гармонизирующую общественное сознание в ведическую эпоху. Возникло представление о системе передачи знаний и опыта. При отсутствии учебников и апробированных методик прямая, непосредственная передача знаний от учителя ученику (гуру-шишья парам-пара) осуществлялась индивидуально, сокровенно, интимно. Большое значение имела невербальная информация: мимика, жест, собственный пример и др. Позднее обучение стало происходить в доме учителя (гуру-кула), в ашрамах и монастырях. Большое значение придавалось психологической совместимости учителя и ученика. На первом этапе их взаимоотношения имеют характер обычного служения (саманья-сева) ученика учителю, а на стадии обретения высших знаний — характер высшего служения (уттама-сева). Учитель может взять на себя карму ученика, чтобы уничтожить ее, а ученик может вызвать образ учителя методом визуализации даже после его смерти, чтобы получить от него совет или помощь. Согласно гуру-йоге, регулирующей их взаимоотношения, ученик должен полностью довериться учителю, отказавшись от гордыни и самоуничижения.

Учеников называют чела, челака, шравак, шравака, шайкша, садхак, садхака, шишья, прашишья, атеваси и др. Ученик низшей ступени (атхама?) понимает учителя с трудом. Средний ученик (мадхьяма?) понимает все указания и выполняет их. На высшей ступени способный ученик (уттама?) продолжает дело учителя.

Найти «своего» учителя или ученика считается большой удачей. Термину «гуру» синонимичны ачарья, пандит, упадхьяя, бханант и др. Сложные концепции буддизма не постигаются на низком уровне развития и подготовки. Буддийские учителя учатся всю жизнь, разыскивая и изучая сутры, шастры, тантры. Достичь вершины буддийской практики редко кому удается в течение одной жизни. Буддист ощущает себя всегда в пути. Даже умирая, он предполагает, что в следующей жизни сделает еще один шаг по пути к спасению.

Гуру это человек, который показывает вам, что вы забрели на ложный путь, уводящий все дальше и дальше во тьму. Он знает верную дорогу и преисполнен любви ко всем, кто не хочет блуждать в ночи без светильника.

Гуру демонстрирует ученику тот невидимый ток, что приводит в действие самые различные приборы - лампу, микрофон, вентилятор, холодильник, магнитофон, плиту и т.д. Гуру заслуживает благодарности. Ведь он подобен страннику, который входит в жилище бедняка и объявляет, что у того под полом лежит сокровище. И овладеть им можно, стоит только несколько минут поработать лопатой!

Гуру укажет вам Имя и Образ, соответствующие вашему темпераменту и склонностям, обусловленным кармой (самскарами). Если же гуру начинает командовать вами и велит придерживаться какой-то садханы, утверждая: "Таково мое повеление (аджна)", то вы можете сказать ему, что вам важнее обрести собственную удовлетворенность, а не его. Совершать садхану следует в атмосфере радости и умиротворения.

Гуру предостерегает и пробуждает. Он открывает истину и направляет вас к ней. Пока ваше сердце не станет устремленным и открытым, а разум - ищущим, вы не совершите многого. Голодного можно накормить, но для того, кто не голоден, пища покажется наказанием. Гуру - садовник, который будет ухаживать за растением, но прежде чем он приступит к этому, деревце должно прорасти. Гуру не добавляет растению ничего нового, он только помогает ему развиваться согласно его собственному предназначению, возможно, быстрее и полноценнее, но не против его внутренней природы. Гуру избавляет от нищеты, указывая на сокровище, которое закопано в жилище самого человека, он советует, как его извлечь, рекомендует, как лучше всего им воспользоваться и т.д.

Деятельность (карма) и жертвенность (упасана) зависят от того, что предписывает дхарма на данной конкретной стадии вашей жизни, а также от того, какая гуна управляет вами. Даже эликсир бессмертия (амрита) может оказаться опасным для жизни, если его попытаться выпить через нос. Для каждого искателя существует определенный образ жизни, метод восхождения, путь прогресса, отличный от пути других. Истинный гуру знает, что вам подойдет лучше всего. Это не значит, что у гуру есть пристрастия или предубеждения, это значит только то, что он добр и осмотрителен, потому что не примеряет на всех людей один и тот же пиджак.