Принципы педагогики ш а амонашвили. А как это сделать? Контакты Ш.А

Амонашвили Шалва Александрович

Родился 8 марта 1931г,Тбилиси. В настоящее время Ш.А. Амонашввили – доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук. Кроме того, он – почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); заслуженный профессор Московского Городского педагогического Университета; почетный профессор ряда университетов разных стран. Основное внимание его исследований сосредоточено на начальном обучении (новое содержание, формы и методы). Еще задолго (с 1965 г.) до введения в нашей стране обязательного обучения детей с 6 лет (1984 г.) Ш.А. Амонашвили исследовал проблему раннего обучения. Он доказывал, что это сензитивный возраст, т.е. наиболее чувствительный, податливый, благоприятный, отзывчивый для ускоренного интеллектуального и нравственного развития, для формирования культуры чувств. Ш.А. Амонашвили уделил особое внимание личности учителя, его нравственным качествам и духовному облику. Учителя, работающие с шестилетками, должны обладать целым рядом особых качеств , быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть. Учитель должен понимать детей. Учителю надо быть оптимистом. Учителя “обязаны олицетворять человека будущего, человека нового склада” . Завоевать любовь детей - насущнейшая задача учителя, считает ученый-исследователь, “ибо только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний и осваивает моральные ценности общества” Педагогическая и дидактическая система Ш.А. Амонашвили проникнута гуманным отношением к детям, основана на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и учащихся. С этих же позиций он относится к проблеме школьной оценки и отметки . Прежде всего и, безусловно, справедливо Ш.А. Амонашвили различает и разводит понятия “оценка” и “отметка”. Оценка еще не отметка. Оценка это как бы соответствующий комментарий сиюминутного поведения школьника, его учебной работы в данный момент. Оценка выражается в словесной форме, например: “Молодец”, “Ты хорошо справился с заданием”, “Вчера у тебя было сделано лучше, чем сегодня”, “Не спеши, еще раз проверь выполненное упражнение, не допустил ли ошибок” и т.п. Иногда это может быть улыбка, добрый взгляд учителя, выражение удивления и т.п. “оценка”. Отметка же- это обобщенная оценка. Она выражена в баллах и выставляется в тетрадях и дневниках школьников, в классном журнале. Затем отметка в журнале как бы отделяется от ее носителя (конкретного ученика) и становится предметом учета, статистики, выяснения процента успеваемости и т.п. Но главная особенность отметки даже не в этом, а ъ том, что она приобретает признак нравственной оценки носителя отметки, т.е. того, кто эту отметку получил. Отличник по учебе, значит, это хороший человек, мыслят дети. А если кто-то плохо учится, он и человек плохой и с ним дружить не надо. Это серьезный недостаток школьных отметок, по крайней мере в начальных классах. Гуманистическое отношение к ребенку выражается в любом методе и приеме учебно-воспитательной работы. Так, не следует одного ребенка по его успехам или неудачам в учении (или в другом деле) сравнивать с другим учеником. Такое сравнение неэтично и негуманно. Сравнивать можно результаты сегодняшней работы одного и того же школьника с результатами того, что было раньше. Ш.А. Амонашвили выступает сторонником формирования у детей доброты, чувства товарищества, дружбы и взаимопомощи как в учебных делах, так и в повседневной жизни. Свои взгляды и идеи гуманистической педагогики сотрудничества он отразил в монографиях и многочисленных статьях.

Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными.

    Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

    Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

    В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

    В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Гуманизм (лат. гуманус – человеческий, человечный) – ценностная концепция человека как наивысшей ценности в мире; защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий. Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса развивающегося по своим возможностям. С позиции гуманизма конечная цель воспитания – каждый воспитанник полномочный субъект, ориентация на личность и создание условий для ее самореализации.

Ректором Академии является профессор Шалва Александрович Амонашвили.

Он доктор психологических наук, академик Российской Академии Образования, иностранный член Академии Педагогических Наук Украины, почётный доктор Софийского Университета имени Климента Охридского, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, лауреат премии Правительства РФ, «Рыцарь Гуманной Педагогики», «Рыцарь детства».

Награждён медалями: «К.Д.Ушинского, «Учитель Великой России».

Организатор ежегодных Международных Педагогических Чтений.

Шалва Александрович автор следующих книг:

  • «Педагогическая симфония» («Здравствуйте, дети!» «Как вам живётся, дети?», «Единство цели»);
  • «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников»;
  • «В школу с шести лет»;
  • «Размышления о гуманной педагогике»;
  • «Школа Жизни»;
  • «Вера и любовь»;
  • «Исповедь отца сыну»;
  • «Письма к дочери»;
  • «Баллада о воспитании»;
  • «Истина Школы»;
  • «Без сердца что поймём?»;
  • «Спешите, дети, будем учиться летать!»
  • «Почему не прожить нам жизнь героями духа»

Шалва Александрович развивает идеи духовного гуманизма и утверждает их в педагогической теории и практике.

Проводит семинары для учителей, воспитателей, школьных психологов, работников образования по системе гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.

Основал более двухсот центров и лабораторий гуманной педагогики в России, на Украине, в Белоруссии, Киргизии, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии. Является научным руководителем ряда экспериментальных школ.

Краткая биографическая справка

Родился 8 марта 1931 года в Тбилиси. Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса. В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я.С.Гогебашвили и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году. В 1972 году защитил докторскую диссертацию по психологии на Учёном Совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР. В 1985 году был избран членом-корреспондентом, а в 1989 году — действительным членом АПН СССР.

С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии — лаборантом, научным сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.

В 1989 — 1991 годах был народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР.

С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете им. С.С.Орбелиани г. Тбилиси.

С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в ГОУ ВПО Московский городской педагогический университет (МГПУ).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Шалва Александрович Амонашвили Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики».

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Идеи гуманно-личностной педагогики Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса. Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.

5 слайд

Описание слайда:

6 особенностей образовательного процесса «Школа жизни» Первая особенность состоит во внутренней преемственности созидательной деятельности Природы и человека-воспитателя. Вторая особенность образовательного процесса в гуманной школе - его целостность, понимаемая как целостность жизни ребенка, устремленного в будущее. Третья особенность касается урока, который рассматривается как аккумулятор, как ведущая форма жизни детей, а не только их учения. Четвертая особенность педагогического процесса и состоит в том, что сотруднические взаимоотношения учителя с детьми становятся его естественным качеством. Пятая особенность гуманного педагогического процесса проявляется в развитии у детей способности к оценочной деятельности при одновременном упразднении школьных отметок, что является залогом успехов детей в учении. Шестая особенность "Школы жизни" - в особой, гуманной миссии учителя в ней. "Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса есть высшая забота учителя".

6 слайд

Описание слайда:

Целевые ориентации Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. Облагораживание души и сердца ребенка. Развитие и становление познавательных сил ребенка. Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений. Идеал воспитания - самовоспитание.

7 слайд

Описание слайда:

Классификационные параметры технологии По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: гуманистическая + религиозная. По основному фактору развития: социогенная + биогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человек ориентированная. По типу управления: система малых групп. По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации. По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества. По категории обучаемых: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Создание культурно-воспитательной среды Свободный выбор личностью способов творческой самореализации и её культурное саморазвитие Осуществление социально-педагогической защиты, помощи и поддержки каждого ребёнка Адаптация в социуме и жизненном самоопределении Модель гуманно-личностной технологии

10 слайд

Описание слайда:

Особенности методики - гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания: - индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха; - мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики; - резервы семейной педагогики; - учебная деятельность: приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

11 слайд

Описание слайда:

Основные установки учителя гуманного педагогического процесса Опоры в ребенке стремление к развитию, стремление к взрослению, стремление к свободе. Личностные качества учителя доброта, откровенность и искренность, преданность. Законы учителя любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку. Руководящие принципы учителя принцип очеловечивания среды вокруг ребенка, принцип уважения личности ребенка, принцип терпения в становлении ребенка. Заповеди учителю верить в безграничность ребенка, верить в свои педагогические способности, верить в силу гуманного подхода к ребенку.

12 слайд

Описание слайда:

Основные правила учителя Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие. Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания. Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нем, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут. Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему. Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними. Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией. Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление. Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок. открыток, составление альбомов и пр.), участвуйте в них.

13 слайд

Описание слайда:

Заключение: Гуманистический климат школы - важный и самый трудный для реализации. Он требует от педагогов и других специалистов, работающих с детьми, компетентности, преданности детям и поставленной цели, увлеченности и профессиональной гармонии. С. Френе отмечает, что необходимо "понять душу ребенка, его психологию. Каждый выберет свою дорогу, отвечающую индивидуальным склонностям, вкусам и запросам". «...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду" чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики» (Амонашвили Ш.А.)