Пасхальная трапеза как пасхальная традиция. Пасха: История и традиции - Irzeis

В старину пасхальная трапеза непременно начиналась с крашеных яиц. Недаром говорится: «Дорого яичко к Христову дню». Многими секретами разукрашивания яиц владели наши предки. С помощью отвара луковой шелухи и молодых березовых листьев их окрашивали в желтый, темно-красный, оранжевый и медный цвет – такое яичко называли крашенкой, а вручную расписанное красками или растопленным воском – писанкой. Подарочные яйца вытачивали из дерева, отливали из стекла, фарфора и металла, украшали золотым орнаментом и драгоценными камнями. Обмен крашеными яйцами – непременный ритуал на Пасху. Яйца от первого христосования хранили весь год, до следующего праздника.

К празднику специально проращивали зерна злаков, в первую очередь овса. За 2-3 недели до Пасхи его высеивали в наполненное мокрой землей фигурное блюдо. Блюдо с нежной изумрудной травкой, среди которой лежали нарядные яйца, выставляли на праздничный стол. Кстати, особую ценность этому диетическому «пасхальному» продукту с нежным и приятным вкусом обеспечивает желток, который богат витаминами А, группы В, Е, D, РР, кальцием, фосфором, железом, жирами, особенно жироподобным веществом лецитином, играющим важную роль в регуляции жирового обмена и питании нервных клеток. А яичный белок используется организмом для построения и обновления тканей. Высокая питательная ценность яиц обусловливается и присутствием в них так называемых незаменимых аминокислот: они не образуются в организме и должны поступать с пищей.

Кружевной кулич

До сих пор сохранился обычай изготовления специального праздничного хлеба. В народе его величали куличом, пышной пасхальной бабой. Каждая хозяйка старалась, чтобы кулич удался на славу: был высоким, ноздрястым, кружевным и сдобным. У каждой семьи был свой, проверенный временем рецепт праздничного хлеба: с лимонной цедрой, орехами, ванилью, цукатами, изюмом, вареньем. С вечера ставилось сдобное тесто, которое хорошенько вымешивалось. Утром подошедшее тесто выбивали деревянной лопаткой. Во время выпечки посуду с куличом осторожно поворачивали, но не трясли: иначе тесто «осядет» и кулич лишится своих пышных форм. Чтобы верх кулича не подгорел, его, после того как зарумянится, накрывали кружком бумаги, смоченным в воде. Готовность кулича определяли, воткнув в него тонкую лучинку. Если вынутая лучинка будет сухой – кулич готов, а если на ней останутся следы теста – кулич еще сырой.

Румяный праздничный хлеб поливали белоснежной глазурью, посыпали сахарной пудрой, украшали ягодами из варенья, шоколадными фигурками.

С изюмом и корицей

К куличу непременно подавали творожную пасху. Для улучшения вкуса в нее добавляли сладости и ароматические вещества (например, корицу), домашнюю сметану и масло. Чтобы творожная масса хорошо держала форму, ее закладывали в деревянную пирамидку и оставляли под прессом.

По бокам пирамидки вырезались буквы «ХВ» (Христос Воскресе), яйцо (символ жизни) и крест (символ распятия), которые отпечатывались на творожной пасхе.

Стол под стать празднику

Неправы те, кто считает, что на Пасху подают только сваренные вкрутую яйца, куличи и творожную массу. В старину пасхальный стол был обильным и разнообразным. К разговлению заботливые хозяюшки припасали мясо, ветчину, домашнюю колбасу, постный окорок, соленую рыбку, сыры. К радостному и долгожданному празднику стряпались любимые блюда: жареные телячьи ноги, заливное из дичи, гусь с яблоками, запеченный поросенок. Из погребов выставлялись лучшие ликеры, наливки, вина, пшеничная водка.

Пасха – радостный и веселый праздник, воплощающий самые светлые надежды и мечты. Так пусть и блюда на вашем столе будут ей под стать!

Кстати

Сейчас специальная краска для яиц продается в магазинах, но можно воспользоваться старым проверенным способом – луковой шелухой. Собранную заранее луковую шелуху залейте небольшим количеством воды и варите в ней яйца. От времени варки зависит интенсивность окраски скорлупы. Окрашенное золотистое яичко не забудьте протереть растительным маслом, чтобы оно блестело.

Рецепты

Пасха с фисташками

1,5 кг творога, 200 г фисташек, 1,5 стакана сахарного песка, 150 г сливочного масла, 3 яйца, 500 мл сливок, ванилин (по вкусу).

Протрите сквозь сито творог, смешайте с измельченными фисташками. В полученную массу добавьте сахарный песок, ванилин, размягченное сливочное масло, взбитые яйца и сливки. Хорошенько вымесите пасху, а затем выложите в форму под пресс и поставьте примерно на 12 часов в холодильник.

Пасха заварная с цукатами и изюмом

1 кг творога, 7 желтков, 400 г сахарного песка, 500 мл сливок, 100 г сливочного масла, 200 г цукатов, 200 г синего изюма без косточек, ванилин (по вкусу).

Взбейте в миксере желтки и сахарный песок, добавьте сливки и ванилин. Полученную смесь проварите на тихом огне до густоты. В горячую смесь добавьте кусочки размягченного сливочного масла, перемешайте и остудите.

Добавьте протертый сквозь сито творог, вымесите до однородной массы. После этого добавьте цукаты и изюм. Затем всю массу снова проварите на умеренном огне до закипания, но не кипятите. Готовую пасху выложите в форму под пресс и поставьте в холодильник примерно на 12 часов.

Каждая литургия в храмах православных свята, божественна. В каждой Господь является в Своих Пречистых Теле и Крови. Но перед нами три особенно величественныя Литургии в настоящие дни Страстной недели и Пасхи. Три – исключительныя по воспоминаниям и особенно действующия на душу через эти воспоминания. Литургия Великого четверга, Страстной субботы и первого дня Пасхи.

Литургия Великого четверга – предпасхальная. Но она в известном смысле тоже может быть названа пасхальной. В этот день Господь со Своими учениками совершил пасху ветхозаветную и установил Пасху Нового Завета, причащение святого и великого таинства Тела Его и Крови. «И сотвориша ученицы, якоже повеле им Иисус, и уготоваша пасху». К участию в этой, первой в жизни христианства, Литургии Тайной Вечери зовет всех нас . «Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся». Сколько духовного содержания в одном этом призыве! Христос – всегда на земле Странник – в эти предпасхальные дни был вдвойне Странником без крова. Уже искали убить Его. Как замечает евангелист, днем Он учил в церкви, «нощию же, исходя, водворяшеся в горе, нарицаемей Елеон». Поэтому и трапеза последняя была Тайной Вечерей. Слова: «Странствия Владычня» вызывают в памяти и призывают применить к себе слова Спасителя в беседе о Страшном Суде, одни слова – укоряющия: «Странен бех и не введосте мене»; и другия – благословляющия: «Странен бех и введосте мене».

Как же нам не отозваться на этот призыв: принять к себе, принять в себя странника Христа, в свою тайную горницу душевную. Как не приложить старание, чтобы быть не только на службе Страстей Господних, но и на Литургии в этот великий день – участвовать в Трапезе, причаститься Святых Таин. Как не присоединить себя к тем, от чьего имени молится: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем»... И если кто обязан неизбежно и в этот день отправляться на свою ежедневную работу, то с какой грустью, сожалением и покаянным чувством должен он это делать... Можно ли христианину равнодушно сделать этот день обычным будничным и не думать о том, какое значение этого дня в христианстве?

Вторая великая Трапеза Христова предлагается нам в Великую субботу. Эта Литургия уже может быть названа пасхальной в нашем обычном понимании. Правда, Великая суббота есть день великого покоя; она требует, «да молчит всякая плоть человеча», как мы это слышим в песнопении вместо Херувимской. Но на Литургии субботней молчание у предлежащей Плащеницы переходит в молчание ожидаемого ликования. Здесь есть трепетный момент перехода от скорби к радости. Это тот момент, когда запоют прокимен: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех», и когда за сим читается евангелие о воскресении Христовом – первая весть о воскресении, принесенная мироносицами. Вторая, главная часть Литургии совершается в белых облачениях, и все одеяния на предметах храма белыя. Радостная Литургия! Не только в евангельском чтении, но и в самых песнопениях Великой субботы слышна первая весть победы над и весть воскресения: «Мироносицам женам при гробе представ ангел вопияше: «мира мертвым суть прилична, Христос же нетления явися чуждь"».

Суббота – день свободный почти всюду от хождения на обычную работу, на службу. Но как часто в этот день в наших христианских семьях отказываемся мы от трапезы Господней за чечевичную, в переносном смысле, похлебку. Иначе говоря, пропускаем радость священных и возвышающих нас переживаний великого дня в храме, пропускаем, из года в год ради приготовления яств пасхального стола и вообще из за разной предпраздничной суеты...

Третья Литургия, Литургия полная ликования, утром в первый день праздника Пасхи:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

«Ныне вся исполнишася Света» исполнены божественного света не только ночь пасхальной Заутрени, но и утро Божественной Литургии. Если назовем Заутреню победною вестью о воскресении Христовом, то Литургию должно назвать самой встречей с Воскресшим. Таинство причащения на Литургии дня Воскресения Христова уже представляется не как Вечеря в тайной горнице, а как Трапеза в чертогах «Христа блистающася». «Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай, вси насладитеся пира веры, вси восприимите богатство благости».

Но... как часто пропускается и эта третья великая Литургия... Как часто бывает – спешат люди разговляться, побывав на Заутрени, удовлетворенные, что услышали «Христос воскресе», спешат домой и, забыв о храме и о том, что в данный момент идет Литургия и что христиане призываются в этот день участвовать в Господней Трапезе Тела и Крови Христовых, с нетерпением принимаются за трапезу своего пасхального стола. Но ведь домашния розговены не уйдут. А Литургии первого дня Пасхи дождемся ли мы в будущем году? В Монастыре и в некоторых приходских храмах установился обычай, что все православные, пришедшие в храм прославить воскресшего Христа, после говения на Страстной седмице, вновь на Литургии первого дня Пасхи, после краткой исповеди, принимают Святыя Тайны. И радость пасхальная тогда полна. И когда выйдут из храма и повернут взор на восток, их особенно весело приветствует восходящее солнце. Но и далее, во всю пасхальную неделю, открыты в храмах Царския врата алтаря. Это говорит, что Трапеза Господня продолжает быть открытой: приидите, насладитеся вси!

Так не будем же отказываться от святых призывов! Три названныя величественныя Трапезы предлагаются нам. В предстоящие дни Страстной недели и Пасхи постараемся не пропустить великих Литургий и причаститься хотя бы на одной из них, чтобы иметь право со всею Церковию воззвать к Воскресшему: «О Пасха велия и священнейшая, Христе, о Мудросте, и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет - Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы. В иконописной традиции воскресший Христос, а также при Преображении окружён сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов (греков) означало чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга.

В православной традиции на Пасху освящается артос - квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху могли ощутить единство через вкушение общего хлеба.

Сейчас артос раздают верующим для хранения дома в течение года, в экстренных случаях используется как антидор (досл. (греч.) «вместопричастие»), его принято вкушать натощак при болезнях. Символ единства перешёл к куличам и паскам (не путать с названием праздника «Пасха»)

На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ» и агнцем. Символом Пасхи является агнец, в форме которого в России обычно испекают пирог. В южных странах - Болгарии, Италии, Балканах на Пасху обязательно закалывается ягнёнок или, по крайней мере, зажаривается «чеверме» ((болг.) «бедро») или «шиш» ((болг.) «шашлык» из ягнёнка).

Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы.



5.5. Пасхальный крестный ход

Непосредственно перед Пасхой православные собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

В Римско-католической Церкви крестный ход также совершается в богослужение навечерия Пасхи, однако не перед Литургией, а после неё. Крестный ход на Пасху не следует путать с богослужением Крестного пути, особым католическим великопостным богослужением в воспоминание Страстей Господних.



5.6. Пасхальный звон

В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

В Бельгии детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами.

Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Так, в некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек, люстры-паникадила при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа.



5.7. Народные обычаи

«Христосование» пасхальными яйцами

Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинаются народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная горка.

В Болгарии сотни изготовленных перед праздником больших и маленьких глиняных горшков разукрашенных добрыми пожеланиями сбрасываются с верхних этажей в ознаменование пасхальной победы над злом. Любой прохожий может взять черепок от разбитого горшка на счастье.

В России и Сербии пасхальными яйцами «христосуются» - разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки. Детишки устраивают «покатушки» - у кого яйцо дальше укатится. Пасхальное крашеное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной.

Семья пасхальных зайцев. Бремен

В некоторых странах Европы и Северной Америки существует обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети по пробуждении тут же бросаются обыскивать весь дом. Так как яйца берутся не неизвестно откуда, то в итоге малыши обнаруживают «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц. Пасхальный заяц как символ плодородия и богатства стал символом Пасхи в Германии с XVI века и с тех пор распространился по всему миру. В виде зайчиков делают игрушки и сладости, а также сувениры, составляющие порой целые семейства или разные профессии.

Пасхальные ручьи. Германия

Задолго перед Пасхой на главных площадях европейских городов открываются Пасхальные ярмарки, где можно купить вещи, сделанные своими руками. Мосты и фонтаны украшаются зеленью и разноцветными яйцами, символизируя Пасхальные ручьи - Обновление и Весну Радости. Во многих двориках можно увидеть кусты и деревья, украшенные яйцами и разными персонажами, наподобие Рождественской ёлки.

На Украине в Пасхальный понедельник ребята обливают девчат водой, девчата «мстят» во вторник. Во Франции в понедельник жёны могут побить мужей, а те им во вторник могут ответить.



6. Святые отцы о Пасхе

Святитель Григорий Богослов

    Свт. Григорий Богослов : «С ними и я (о если бы иметь мне и голос достойный ангельской песни, и оглашающий концы мира!) вещаю вам так: Пасха! Господня Пасха! и ещё скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звёзды. …ныне празднуем самое воскресение, не ожидаемое ещё, но уже совершившееся и примиряющее собою весь мир.
    Но причастимся Пасхи, ныне пока прообразавательно, хотя и откровеннее, нежели в Ветхом Завете. Ибо подзаконная Пасха (осмеливаюсь сказать, и говорю) была ещё более неясным прообразованием прообразования. А впоследствии и скоро причастимся совершеннее и чище, когда Слово будет пить с нами сиё „новое
    вино в Царстве Отца“ (Мф.26:29), открывая и преподавая, что ныне явлено Им в некоторой мере; ибо познаваемое ныне всегда ново. В чём же состоит это питиё и это вкушение? - Для нас в том, чтобы учиться, а для Него, чтобы учить и сообщать ученикам Своим слово; ибо учение есть пища и для питающего».

    Свт. Мелитон Сардийский (ритмичный стих): «О таинство новое и неизречённое! Заклание овцы сделалось спасением Израиля, и смерть овцы стала жизнью народа, и кровь отпугнула ангела. Скажи мне, о ангел, чего испугался ты? Овечьего заклания или Господней жизни, смерти овцы или образа Господа, крови овцы или Духа Господня? Ясно, что ты испугался, видя таинство Господне, происшедшее в овце, жизнь Господню в заклании овцы, образ Господа в смерти овцы… Услышьте о силе таинства! Когда-то заклание овцы было драгоценно, ныне же оно обесценилось из-за Господней жизни;
    Что такое Пасха? Ибо она называется этим именем от случившегося: от
    pathein („претерпевать“) произошло paschein („страдать“, или „праздновать Пасху“). Итак, научитесь, кто страдает, и кто сострадает страждущему, и для чего Господь сошёл на землю: чтобы, облекшись в страждущего, восхитить его превыше небес».

Святитель Григорий Нисский

    Свт. Григорий Нисский : «Как но­вый, только что образовавшийся рой пчёл, в первый раз выле­тающий из пчельника на свет и воздух, весь вместе садится на одной ветви дерева, так и в настоящий праздник все члены се­мейств отовсюду собираются в свои дома. И поистине спра­ведливо сравнивают настоящий день с днём будущего воскре­сения, потому что тот и другой собирает людей; только тогда соберутся все вместе, а теперь, собираются по частям. Что же касается радости и веселия, то по всей справедливости можно сказать, что настоящий день радостнее будущего: тогда по необходимости будут плакать те, коих грехи обличатся; ныне, напротив, нет между нами печальных. Ныне и праведник раду­ется и неочистивший свою совесть надеется исправиться по­каянием. Настоящий день облегчает всякую скорбь, и нет че­ловека так печального, который не находил бы утешения в торжестве праздника.
    Бедные, примите с любовью день сей, питающий вас. Расслабленные и увечные, приветствуйте день сей, врачующий ваши болезни. В нём сокрыта надежда ва­шего воскресения, которая побуждает ревновать о добродетели и ненавидеть порок; ибо с уничтожением мысли о воскресении у всех будет одна господствующая мысль:
    „Станем есть и пить, ибо завтра умрём!“ (1Кор.15:32)».

    Свт. Лев Великий : «Итак, поскольку через сорокадневное воздержание мы пожелали достичь того, чтобы хоть в какой-то мере во время страдания Господа ощутить Его крест, мы должны стремиться, чтобы нам оказаться также участниками и воскресения Христова и, ещё находясь в этом теле, перейти от смерти к жизни. Ведь для каждого человека, который меняется и становится из одного другим, конец - не быть тем, кем он был, и начало - быть тем, кем он не был. Но важно, для кого человек умрёт и для кого будет жить, ведь есть смерть, ведущая к жизни, и есть жизнь, ведущая к смерти. И не где-то, а в этом преходящем веке можно обрести и то, и другое; и от того, как мы поступаем во времени, зависит различие вечных воздаяний. Итак, нужно умереть для диавола, а жить для Бога; нужно устраниться от несправедливости, чтобы восстать для правды. Пусть падёт ветхое, чтобы появилось новое. И поскольку, как говорит Истина, „никто не может служить двум господам“ (Мф.6:24), да будет не тот господином, кто подтолкнул стоящих к падению, но Тот, Кто воздвиг повергнутых для славы».

    Блж. Исихий Иерусалимский : «Наша священная и царственная труба объединила нас на этом собрании, труба, которую наполнил Вифлеем и воспламенил Сион, для которой молотом был Крест, а наковальней - Воскресение… Как мёртвого погребал Его Иосиф, но, погребённый как человек, Он, как Бог, обезоружил смерть».

    Прп. Феодор Студит : «Почему же мы с таким нетерпением ждём Пасхи, которая приходит и уходит? Не праздновали ли мы её множество раз и раньше? И эта придёт и уйдёт - в настоящем веке нет ничего постоянного, но дни наши проходят как тень, и жизнь бежит подобно тому, как скачет гонец. И так до тех пор, пока мы не достигнем конца настоящей жизни.
    Что же,- спросит кто-нибудь,- не нужно радоваться Пасхе? - Нет, наоборот, давайте радоваться ей намного больше - но той Пасхе, которая происходит каждый день. Что это за Пасха? - Очищение грехов, сокрушение сердца, слёзы бдения, чистая совесть, умерщвление земных членов: блуда, нечистоты, страстей, недобрых желаний и всякого иного зла. Кто удостоится достичь всего этого, тот празднует Пасху не один раз в году, но каждый день».

Святитель Иоанн Златоуст

    Свт. Иоанн Златоуст : «Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, - насыщайтесь все; телец велик, - никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его. Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: „Ад“ , - говорит он, - „огорчился“ (Ис.14:9). Он огорчился, ибо стал праздным; огорчился, ибо посрамлён; огорчился, ибо умерщвлён; огорчился, ибо низложен; огорчился, ибо связан. Он взял тело, и нашёл в нём Бога; взял землю, и сретил в ней небо; взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел. „Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?“ (1Кор.15:55). Воскрес Христос, - и ты низложился; воскрес Христос, - и пали бесы; воскрес Христос, - и радуются ангелы; воскрес Христос, - и водворяется жизнь; воскрес Христос, - и мёртвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мёртвых, - „первенец из умерших“ (1Кор.15:20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь».

Последнее слово читается на каждую Пасху в православных храмах после пасхальной утрени.



7. Празднование Пасхи в различных государствах

Страны, где Пасхальный понедельник является государственным выходным

В большинстве европейских стран Страстная неделя и неделя после Пасхи являются школьными и студенческими каникулами. Многие европейские страны, а также Австралия отмечают Пасху и Пасхальный понедельник, как государственные праздники. В Австралии, Великобритании, Германии, Канаде, Латвии, Португалии, Хорватии и большинстве латиноамериканских стран государственным выходным также является Страстная пятница. Всё Пасхальное триденствие - государственные праздники в Испании.



7.1. Государства, в которых Пасха - 4 выходных дня (пятница, суббота, воскресенье, понедельник)

    Австралия

    Австрия

    Болгария

    Великобритания

    Венгрия

    Гана

    Германия (В пятницу, воскресенье, понедельник магазины и пр. не работают. В субботу магазины, банки и пр. работают)

    Греция

    Грузия

    Дания

    Испания четверг, пятница, воскресенье, понедельник в некоторых автономных областях.

    Италия (суббота [ источник не указан 52 дня ] , воскресенье, понедельник)

    Канада

    Кипр

    Латвия

    Молдова (суббота, воскресенье, понедельник)

    Новая Зеландия

    Норвегия

    Португалия

    Сербия

    Словакия

    Словения

    Украина (суббота, воскресенье, понедельник)

    Финляндия

    Хорватия

    Швейцария

    Швеция



8. Пасха в светской культуре

8.1. Русская культура

    В творчестве Ф. М. Достоевского большую роль играет мотив воскрешения Лазаря (напр. «Братья Карамазовы»). Тему воскресения автор раскрывает от противного - через тему тления, как раскрытие категорического - или Христос воскрес или жизнь бессмыслена (ср. искушение иноков смрадом от тела старца Зосимы, затхлая баня как ад Свидригайлова, Смердяков как главный отрицательный персонаж). Князь Мышкин в романе «Идиот», рассматривая в доме Рогожина картину Гольбейна «Мёртвый Христос», восклицает: «Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!».

В «Братьях Карамазовых» старец Зосима рассказывает о внутреннем обновлении его старшего брата на Пасху:

Услышав рассердился и выбранил храм Божий, однако задумался: догадался сразу, что болен опасно и что потому-то родительница и посылает его, пока силы есть, поговеть и причаститься. … Прошло дня три, и настала Страстная неделя. И вот брат со вторника утра пошёл говеть. … Но не долго походил он в церковь, слёг, так что исповедывали и причастили его уже дома. Дни наступили светлые, ясные, благоуханные, Пасха была поздняя. Всю-то ночь он, я помню, кашляет, худо спит, а на утро всегда оденется и попробует сесть в мягкие кресла. Так и запомню его: сидит тихий, кроткий, улыбается, сам больной, а лик весёлый, радостный. Изменился он весь душевно - такая дивная началась в нём вдруг перемена! … Скончался же на третьей недели после Пасхи, в памяти, и хотя и говорить уже перестал, но не изменился до самого последнего своего часа: смотрит радостно, в очах веселье, взглядами нас ищет, улыбается нам, нас зовёт.

    И. Шмелёв в повести «Лето Господне» ярко показывает восприятие мальчиком праздника Пасхи:

Б. Кустодиев Пасхальная открытка (1912)

- Хрис-тос воскре-се из мёртвых…
- Ну, Христос воскресе… - нагибается ко мне радостный, милый Горкин.
Трижды целует и ведёт к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником.
…сме-ртию смерть… по-пра-ав!.. Звон в рассвете неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная …Я рассматриваю подаренные мне яички. … И вот, фарфоровое, отца. Чудесная панорамка в нём. За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стёклышком в голубом ободке видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стёклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стёклышко. Мреет в моих глазах, - и чудится мне, в цветах, - живое, неизъяснимо-радостное, святое… - Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, - и усыпляющий перезвон качает меня во сне.
- Поздняя у нас нонче Пасха, со скворцами, - говорит мне Горкин - как раз с тобой подгадали для гостей. Слышишь, как поклычивает?

    Главные герои рассказов русских писателей в обыденной жизни обязаны поступать с людьми в соответствии со своим социальным статусом, тогда как на Пасху стараются отнестись к ближним хоть раз в году по-христиански.

- А скажи, господин городовой, какой нынче у нас день?
- Уж молчал бы! - презрительно ответил Баргамот. - До свету нализался.
- А у Михаила-архангела звонили?
- Звонили. Тебе-то что?
- Христос, значат, воскрес?
- Ну, воскрес.
- Так позвольте… - Гараська, ведший этот разговор вполоборота к Баргамоту, решительно повернулся к нему лицом… потом упал лицом на землю и завыл, как бабы воют по покойнике….
- Яи-ч-ко… Я… по-благородному… похристосоваться… яичко а ты… - бессвязно бурлил Гараська, но Баргамот понял. Вот к чему, стало быть, вёл Гараська: похристосоваться хотел, по христианскому обычаю, яичком, а он, Баргамот, его в участок пожелал отправить. … Баргамот голосом, не оставлявшим ни малейшего сомнения в твёрдости принятого им решения, заявил:
- Пойдём ко мне разговляться.
- Так я к тебе, пузатому чёрту, и пошёл!
- Пойдём, говорю!
Изумлению Гараськи не было границ.

- Л. Андреев. «Баргамот и Гараська»

Митька тоже причёсан и одет по-праздничному. Я весело гляжу на его оттопыренные уши и, чтобы показать, что я против него ничего не имею, говорю ему:
- Ты сегодня красивый, и если бы у тебя не торчали волосы и если б ты не был так бедно одет, то все бы подумали, что твоя мать не прачка, а благородная. Приходи ко мне на Пасху, будем в бабки играть.
Митька недоверчиво глядит на меня и грозит мне под полой кулаком.

- А. П. Чехов. «На страстной неделе»

Как услышу, что отпустный звон прозвонят и люди из церкви пойдут, я поздороваюсь - скажу: «Ребята! Христос воскресе!» и предложу им это моё угощение. … по часам я сообразил, что уже время церковной службы непременно скоро кончится… Я встал, чтобы обойти посты, и вдруг слышу шум… дерутся. … Что такое? Кто меня бьёт?
И главное дело - темно.
- Казаки, ваше благородие, винища облопались!.. дерутся.
… Убить его, этого казака, я должен!.. зарубить его на месте!.. А я не зарубил. Теперь куда же я годен? …
А в глубине кто-то и говорит: «Не убий!» Это я понял, кто! - Это так Бог говорит: на это у меня, в душе моей, явилось удостоверение. Такое, знаете, крепкое несомненное удостоверение, что и доказывать не надо и своротить нельзя. Бог! Он ведь старше и выше самого Сакена. Сакен откомандует, да когда-нибудь со звездой в отставку выйдет, а Бог-то веки веков будет всей вселенной командовать! А если он мне не позволяет убить того, кто меня бил, так что мне с ним делать? Что сделать? С кем посоветуюсь?.. Всего лучше с тем, кто сам это вынес. Иисус Христос!.. Тебя самого били?.. Тебя били, и ты простил… а я что пред тобою… я червь… гадость… ничтожество! Я хочу быть твой: я простил! я твой…
Вот только плакать хочется!.. плачу и плачу!
Люди думают, что я это от обиды, а я уже - понимаете… я уже совсем не от обиды… Солдаты говорят: - Мы его убьём!
- Что вы!.. Бог с вами!.. Нельзя человека убивать!

- Н. С. Лесков. «Фигура»

    Особое значение Пасха имеет в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Действие романа происходит в течение Страстной недели и заканчивается перед началом Пасхальной ночи, когда Воланд со свитой и главными героями покидают Москву -

«- Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора». Внешний ряд событий романа в Москве представляет собой «пародию» на чин православного богослужения Страстной Седмицы (ср. Вынос Плащаницы и похороны безголового Берлиоза).

    Пасха нашла отражение в творчестве таких поэтов Серебряного века, как С. Есенин - «Пасхальный благовест» («Колокол дремавший разбудил поля…»), К. Д. Бальмонт - «Вербы», И. Северянин - «Пасха в Петербурге».

Русская пасхальная открытка с нетипичным рисунком (автобус) 1910-х годов

Русская пасхальная открытка с типичным рисунком (пасхальные яйца) 1900-х годов



8.1.1. Пасхальные открытки

С последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками, основная тематика которых была следующая: пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди, русские пейзажи, весеннее половодье, цветы.

Пасхальных открыток в дореволюционной России было издано много тысяч различных видов. После запрета 1930-х годов, начиная с конца 1941 года пасхальные открытки издавались также в СССР и продавались в храмах. С 1970-х годов открытки начали издавать обычные издательства («Искусство», «Планета», региональные) массовыми тиражами (одновременно к Пасхе в булочных СССР появлялись выпеченные на государственных хлебозаводах куличи).



8.2. Зарубежная культура

Ужин в Эммаусе. Караваджо, 1603, Национальная галерея, Лондон

И. С. Бах написал к лютеранским богослужениям Страстной седмицы «Страсти по Матфею», «по Иоанну» и «по Марку» (частично), а к Пасхе «Пасхальную ораторию».

Действие «Фауста» И. Гёте начинается в Пасхальную ночь. Воспоминание о пасхальной радости отвращает Фауста от самоубийства.

Хор ангелов

Христос воскрес!
Преодоление
Смерти и тления
Славьте, селение,
Пашня и лес…

Фауст

Я плакал, упиваясь счастьем слёз,
И мир во мне рождался небывалый.
С тех пор в душе со светлым воскресеньем
Связалось всё, что чисто и светло.
Оно мне веяньем своим весенним
С собой покончить ныне не дало.
Я возвращён земле. Благодаренье
За это вам, святые песнопенья!



8.3. Современная культура

    «ДДТ» Юрий Шевчук , «Пасха»

«Думали, что всё, но только началось стали мы дождём… Пасха началась, колокольный звон, дышит медным ртом».

    В эпизоде «Чудесная пасхальная история» сериала South Park Стэн ищет корни пасхальных традиций.

    Разработчики компьютерных игр иногда прячут в них «пасхальные яйца» - тайные комнаты, шутки разработчиков и подобные мелочи.

    «Сектор газа» Юрий (Хой) Клинских , «Пасха»

Пасха, я достану из серванта банку на три литра.

Пасха, я покрашу яйца, хоть в брюках и не видно …



9. Пасха на различных языках

Амхарский

Африкаанс

Paasfees

Албанский

Pashkët

Арабский

عيد الفصح ‎ (ʿAīd ul-Fiṣḥ )

Азербайджанский

Pasxa , Fish

Берберский

Валлийский

Голландский

Pasen или paasfeest

Гэльский

פסח (Pesah )

פּאַסכע (Pasche )

Индонезийский

Ирландский

Исландский

Испанский

Итальянский

Каталанский

Малайялам

Pæsacha/Pæsaha

Ндебеле
северный(?)

Норвежский язык

Персидский язык

Pas`h

Польский язык

Португальский язык

Румынский язык

Пасха

Тагалог
(Филиппины)

Pasko ng Muling Pagkabuhay
(букв. «Пасха Воскресения»)

Турецкий

Paskalya

Фарерский

Páskir (plural, no singular exists)

Pääsiäinen

Французский

Шведский

Эсперанто

Японский

聖大パスハ
(Сейдай Пас у ха , «Святая Пасха»)
только среди православных

부활절 (Buhwalchol ,

Woekicetuanpetu

Македонский

Воскрес (редко)

Сербский

Ускрс или Васкрс

Хорватский

Японский

復活祭 (Fukkatsusai )

Пасха, или Светлое Христово Воскресение - самый большой православный праздник и главное событие года для христиан. В настоящее время Пасха - переходящий праздник, и в каждый конкретный год ее дата исчисляется по лунно-солнечному календарю. Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Пасха, Вознесение и Троица) тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными.

Согласно христианской традиции, день Воскресения Иисуса Христа празднуют в первое воскресенье после весеннего полнолуния. В 2012 году православную Пасху отмечают 15 апреля. История Пасхи своими корнями уходит в глубокую древность.
Древние иудеи праздновали Пасху (Пе́сах ) в честь Исхода из Египта. Христиане же вложили в этот праздник иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа.

Этому празднику уже более 2000 лет, и многие традиционные действия потеряли свой смысл в глазах обычного человека. Кроме дня воскресения Христа, этот день знаменит окончанием строгого поста. Великий пост накладывал запрет на любые увеселения, а так же очень строго ограничивает продукты, которые в этот период нельзя употреблять постящимся. Многие праздники специально переносились на время после поста, чтобы отпраздновать, как следует. Сами религиозные традиции - крестный ход, всенощная служба - были необычайно яркими, в сравнении с рутинными и обыденными днями строгого поста.

Итак, как же происходит само празднование?

Пасхе предшествует Страстная неделя, посвященная различным религиозным действиям, предваряющим праздник (более подробно читайте Страсти Христовы ). Основная подготовка к Пасхе начинается с Чистого четверга , в этот день принято навести везде порядок, в том числе и в душе, а так же выкупаться. Этот день посвящен мирскому, обычному бытовому труду, чтобы в страстную пятницу и в субботу готовиться встретить праздник с чистым сердцем и душой. Наверное, не стоит принимать значение дня столь буквально, и устраивать Генеральную Уборку с больших букв, более глубокий смысл дня был очиститься духовно. Далее следует Страстная пятница, день выноса плащаницы, воспоминаний о смерти Христа. Это день, в который не должно быть дел мирских, только духовные. Конечно, в наших реалиях сложно избежать бытовой рутины, но можно стараться делать лишь необходимое. В этот день верующие посещают богослужение, происходит целование плащаницы, которая будет находиться в храме три дня, в честь трех дней нахождения Христа в гробу.
Субботу на Страстной неделе называют красильной: в Страстную субботу красят яйца. Ну, а в субботнюю ночь и происходит освящение традиционных кушаний и всенощная молитва. После этого, собственно и приходит воскресенье - день Пасхи.

Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном богослужении. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь. На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. Затем освящают куличи, творожные пасхи, яйца и все, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. А после того, как окончится служба, верующие христосуются — приветствуют друг друга словами "Христос воскресе" - "Воистину воскресе" и обмениваются троекратным поцелуем. Сегодня эта традиция поддерживается даже неверующими людьми.
Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного Воскресения Христова.

Перед Пасхой хозяйки не только готовили еду, они украшали весь дом салфетками и букетами первоцветов, все это символизировало воскрешение и жизнь. Дети и взрослые начинали Пасхальную трапезу, съедая традиционно окрашенное в красный цвет яйцо. По преданию яйцо стало красным в руках императора Тиберия, когда Мария Магдалина пришла известить императора о воскрешении Христа. Император, конечно же, не поверил, сказав, что это невозможно, и такая же вероятность воскрешения, как если это яйцо в его руках покраснеет. Согласно легенде, яйцо покраснело, и родилась традиция.

Куличи пеклись с дохристианских времен, изначально их смысл был в самой форме, пасхальный кулич и яйца были символами плодородия, однако традиция сохранилась и в христианстве, и хозяйки до сих пор выпекают эти сдобные кексы, покрывая их глазурью. Паска, или же пасха - это творожное блюдо. Традиционно ему придавали форму пирамидки, ставили печать из букв ХВ (Христос воскрес). Творог для пасок брали самый лучший, несколько раз перетирали и сдабривали всевозможными пряностями, орехами, изюмом, а так же добавляли в творог сливок и яиц. Такие паски делались небольшими, так как хранится это блюдо очень не долго.

Когда положено святить куличи по правилам?

Перед тем, как отправиться в церковь святить куличи, лучше заранее поинтересоваться о времени и порядке пасхальной службы. Время, когда святят куличи в разных храмах, отличается. В одном храме освятить продукты для праздничного стола можно в субботу, в другом - рано утром в воскресенье. В некоторых храмах службы проводятся таким образом, что верующие имеют возможность принести продукты на освящение дважды. Но перед тем, как отправляться на церковную службу, необходимо подготовиться.

Удобнее, если все продукты положены в корзинку, которая так и ставится на стол. Часто эту корзинку принято украшать цветами. Но форма и размеры ее пусть будут компактными и удобными. Кроме нее на столе будет много других, и места должно хватить всем. Корзинка выстилается салфетками или вышитым специально для праздника полотенцем. Во время транспортировки куличи и другие продукты можно будет накрыть тканью.

Церковная служба проводится по установленным канонам, которые допускают весьма незначительные отступления. По канону каждая служба сопровождается молитвенным песнопением, характерным для определенного события, времени суток, наличия ограничений по дням поста и памяти святых и так далее. Пасхальная служба длится всю ночь, и обряд освящения продуктов, приготовленных для утренней праздничной трапезы, проводят в 4 часа утра. Эти продукты прихожане потом несут домой, и с них начинается завтрак.

Однако освящать продукты в Великую Субботу тоже допустимо. Обряд проводится в субботу вечером, на вечерней службе. После Страстной Пятницы Великая Суббота считается предпраздничным днем, священник уже одевает белые одежды, а песнопение церковного хора становится более радостным. Воскресение Христа близится.

Святить куличи в Великую Субботу удобнее, ведь для того, чтобы сделать это в воскресенье, необходимо посетить окончание всенощной службы. Рано вставать очень неудобно, и стоять всенощную в церкви позволить себе могут далеко не все. Поэтому традиция освящать продукты накануне, в субботу, появилась достаточно давно. Хозяйки пекли куличи в ночь с пятницы или рано утром в субботу, вечером относили в церковь. А утро уже проходило дома, потому что после уборки в Чистый Четверг, молитвенного и телесного подвига в Страстную Пятницу, приготовлений в Великую Субботу силы на всенощную оставались не у всех.

Какую еду можно освящать на Пасху

Куличи, творожные пасхи, яйца, мясо и вино - вот продукты, которые по обычаю приносятся в церковь для освящения. Необязательно приносить много продуктов, так как освящение мяса и вина, скоромной пищи, носит символический характер. Таким образом разрешается закончить пост. Но разговление начинается либо яйцами, либо кусочком кулича или пасхи. Поэтому нести в церковь нужно в первую очередь именно эти продукты.

Необязательно приносить всю выпечку, которая была приготовлена накануне. Достаточно одного или двух куличей . Первый съедают во время утреней трапезы, разделяя между членами семьи, второй хранится еще неделю и даже больше, может быть, до следующей Пасхи. Но так сейчас поступают очень редко. Даже самый лучший кулич постепенно черствеет, поэтому его стараются съесть поскорее, пока он свежий. Крашеные яйца стоит принести все, ведь их дарят, дают на обмен, чаще сохраняют на память о празднике.

Другие продукты несут в церковь, если это позволяет достаток. При этом следует помнить, что не все прихожане могут позволить себе приобрести хорошее вино и мясные продукты даже на праздник. Поэтому добрым делом будет угостить других прихожан в церкви после службы частью принесенных продуктов, или оставить для тех, кто остается на специально организованную при церкви трапезу. Также следует поинтересоваться заранее, какие продукты можно было бы принести в церковь вместе с куличами. Некоторые священники не позволяют ставить мясо и вино, даже если церковная традиция не имеет ничего против.

Помимо куличей и творожных пасок, можно выставлять другую выпечку: пирожки, булочки, печенье, пасхальный сладкий хлеб, пирог. Можно освятить сладости и фрукты. Запрещенных продуктов в списке получается немного. В первую очередь, не стоит пытаться принести водку и другие спиртные напитки кроме вина. Вино, кстати, необязательно должно быть красным. Но белое вино признается далеко не во всех церквях.

Приходить на освящение куличей лучше заранее. В праздничные дни в церкви бывает намного больше прихожан, чем обычно. Поставить свои продукты на стол, беспрепятственно пройти к нему, сразу удается не всегда. Вдобавок, служба может начаться немного раньше или позже положенного, а время освящения сдвинется. В небольших приходах такое случается обычно чаще.

Пасхальная трапеза

Затем после службы, народ спешит домой. Считается: чем быстрее придешь - тем быстрее будет спориться хозяйство. Если в доме есть невеста или парень, который хочет жениться, они стараются попасть домой быстрее всех, кто с ними живет. Согласно поверью, кто первый будет дома, тот в этом году найдет себе пару и женится.

Вернувшись из церкви домой, семья готовится к праздничной трапезе.Символом Пасхи считаются яйца, кролики, птицы, гнезда, зелень, цветы и тема природы, возрождения, пробуждения и весны. Все эти символы или хотя бы часть из них должны присутствовать на вашем пасхальном столе в качестве сервировки.Пасхальный кролик может находиться на столе в виде статуэтки, шоколадной фигурки или рисунка. Также можно сложить салфетку в виде кролика. Птицы на столе будут символизировать приход весны, а цветы и зелень создадут праздничное настроение.
Стол застилают праздничной скатертью.
На праздник Пасхи для пасхального завтрака стол накрывают в светлой радостной гамме. Скатерть, салфетки, посуда должны сочетаться гармонично, радовать и глаз, и душу.

В центре стола ставят блюдо с молодой зеленью, в которой утопают яркие пасхальные яйца. Если вы не сумели заранее вырастить зелень (пшеницу или кресс-салат), яйца можно просто выложить на большую красивую тарелку. Обычная тарелка, украшенная вырезанными кружевами бумажными салфетками, тоже приобретет нарядный вид. Можно заполнить неглубокую тарелку красной чечевицей, разложить в ней крашеные пасхальные яйца, украсить цветами и поставить на кружевную салфетку.
На другой тарелке возвышается нарядный пышный кулич, подают также печенье, коврижку, горячие булочки. Рядом ставят тарелку с пасхой.

Не забыты и холодные закуски: здесь и непременный жареный молочный поросенок, и буженина, и запеченная птица, и различные колбасы, гарнировать специально приготовленными овощными блюдами, и другие лакомства.

На пасхальный стол выставляют также различные наливки, настойки и все, чем богат дом. Лучшие вина для пасхального стола - кагор, красное вино. Из напитков можно подать чай, кофе, какао, а к ним - подогретые сливки и молоко.

Непременное дополнение к пасхальному столу — цветы. Традиционными цветами считаются гиацинты, аромат которых, смешиваясь с запахами куличей, создает неповторимый пасхальный дух, но подойдёт и букет тюльпанов, нарциссов. Если живых цветов нет - не беда, весьма оригинально будет смотреться букет из веточек вербы.

Бытует традиция, согласно которой хозяин зажигает на столе свечу. Свет, тепло и уют, которое дарят нам свечи, станут последним штрихом сервировки пасхального стола и помогут создать праздничную атмосферу. Свечи можно использовать самые разнообразные, начиная от освященных тонких церковных свечей и заканчивая целыми парафиновыми скульптурами. Производители в преддверии Пасхи выпускают свечи в виде птиц, кроликов и яиц, которые не просто украсят, но и оживят праздничный стол.

Собравшись вокруг стола, семья поздравляет друг друга словами «Христос Воскрес!»

Пасхальная трапеза начинается с того, что хозяин очищает освященное яйцо, разрезает на столько частей, сколько человек собралось за столом и все собравшиеся съедают по кусочку. Далее все пробуют паску и приступают к трапезе.

К пасхальному столу, как правило, собирается много родных и друзей. Постарайтесь каждому приготовить пасхальный подарок: красивое яичко и маленький куличик.

Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе - самой торжественной - ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.

Наступает главный праздник в году - Христово Воскресение. К этому дню хозяйке хочется приготовить самое-самое вкусное. Возникает желание порадовать родных и близких простыми и «неизбитыми» блюдами. После длительного поста - конечно, мясными. Однако рыбные и сладкие блюда тоже будут в радость.

Итак, рецепты. Но для начала — два необходимых правила, о которых каждая хозяйка не имеет права забыть. Правило первое: все продукты должны быть по возможности очень свежими и качественными. Наши прабабушки заранее собирали домашние яйца, забивали к празднику поросенка и коптили колбасы. У нас такой возможности нет, но обязанность все самое лучшее припасти для светлого дня осталась. Правило второе: приступая к готовке, вы должны оставаться в светлом, приподнятом настроении. Такое правило очень важно, поскольку ваши нервы неизбежно отразятся на качестве приготовляемых вами блюд. Спокойствие, только спокойствие! Можно петь, улыбаться, молиться, ожидая главную радость. Ни в коем случае не кричите и не проявляйте плохое настроение. Лучше отказаться от готовки вообще и приобрести готовые блюда, чем самому готовить в непозволительном состоянии духа. Приступим.

Кулич пасхальн ый

Понадобится: 750 г муки, 8 желтков, 1 ст. молока, 100 г свежих дрожжей, 150 г сливочного масла, 150 г сахара, ½ ч.л. соли, ванилин, цедра лимона, изюм, орехи по вкусу.

Приготовление: Молоко подогреть, добавить чайную ложку сахара, раскрошить дрожжи и поставить опару. Изюм нужно перебрать, промыть и обсушить, орехи нарезать. Изюм лучше брать темный. Можно добавить цукаты и специи: мускатный орех, корицу, кардамон. Когда дрожжи хорошо запенятся, добавить остальные компоненты и замесить тесто. Поставить тесто подходить в теплое место, накрыть чистой полотняной салфеткой или чистым полотенцем. Два раза обмять.

Подготовить формы. Можно использовать формы от консервов, небольшие кастрюльки, чашки, одноразовые формы для выпечки. Можно приготовить формы самим. Для этого понадобится фольга, бумага для выпечки и подходящая по размеру посуда для копирования, например, банка. Банку обворачиваем фольгой в несколько слоев, формируем необходимую высоту и устойчивое дно. Внутри бока получившейся формы выстилаем бумагой для выпечки, для чего пользуемся ножницами и глазомером. Я также дополнительно смазываю бумагу маслом. Можно смазывать растительным маслом без запаха, можно размягченным сливочным.

Укладываем тесто, в среднем наполняя форму чуть меньше половины, тогда тесту будет куда расти и еще останется место для формирования симпатичной шапочки. Затем наполненные тестом формы ставим в теплое место и ждем, когда тесто подойдет минимум в два раза. Я ставлю наполненные формы сразу в духовку и включаю ее на минимум — 50 градусов. Затем, не тревожа тесто, включаю на 180 градусов и наблюдаю. С одной стороны, нельзя допустить того, чтобы тесто перепеклось и подгорело, с другой стороны, существует опасность вытащить его раньше времени. Верхушки должны быть приятного коричневого цвета, почти как у грибов. В среднем кулич печется минут сорок, но все зависит от величины выбранной вами формы. Маленькие формочки испекутся намного раньше, чем большие. Следите за цветом. Если верхушка начала уже припекаться, а середина еще явно сыровата, убавьте температуру и накройте верхушку фольгой, чтоб она не сгорела окончательно. Можете отключить верхний нагрев, оставив только нижний. Пасха любит внимание. У вас все получится! А какой запах начинает плыть по квартире… М-м-м-м. Укладываем готовые куличи остывать по прабабушкиному рецепту в подушки.

Из данного количества теста получается три средних кулича или же два маленьких и два средних.

Глазурь: 1 яичный белок, 1 ст. л. лимонного сока, ½ стакана сахарной пудры.

Белок взбить в крутую пену, постепенно добавляя пудру и лимонный сок. Без лимонного сока глазурь не загустеет. Покрывать кулич глазурью можно только когда он полностью остынет. С теплого кулича глазурь поплывет. Сверху на глазурь можно посыпать разноцветные сахарные шарики. Кулич должен хорошо подсохнуть. Если вы собираетесь освящать кулич, то лучше взять с собой кулич без свежей глазури, чтобы не испачкать ею остальную снедь.

Сырная пасха

Понадобится: 1 кг творога (9-20%), 200 г сливочного масла, 5 яиц, 200 г сахара, палочка ванили или 1 ч.л. ванильного сахара, 400 мл сливок (10-20%), 100 г орехов (любых по вкусу), 100 г изюма, 100 г цукатов.

Приготовление: Творог протереть через сито либо пропустить через мясорубку. Добавить размягченное, не топленое масло, перемешать. Палочку ванили разрезать. Вынуть семена. Добавить семена ванили или, если вы используете ванильный сахар, яйца взбить с сахаром, добавить сливки, перемешать. Поставить массу на средний огонь, довести до кипения и варить, при постоянном помешивании, до тех пор, пока масса не начнет густеть, – в среднем 3 минуты после закипания. Затем массу немного остудить. Орехи мелко порубить. Если цукаты крупные, их надо нарезать. Смешать творог, цукаты, орехи, изюм. Изюм предварительно вымыть и высушить. В творог добавить яичную массу, перемешать. Пасочницу застелить марлей, сложенной в 2-3 слоя. Края марли должны свисать. Выложить творожную массу в пасочницу, края завернуть. Форму поставить в тарелку или миску, так как будет стекать сыворотка. Поставить груз, например, несколько слоев плотных пакетов наполненных водой. Форму вместе с грузом поставить в холодильник на 12 часов. Затем края марли убрать, форму перевернуть, убрать марлю. Получаются 2 пасхи, высотой 10 см, диаметром 12 см. Сверху украсить по желанию. Традиционно выкладывают буквы ХВ (Христос Воскресе) и украшают цукатами, орехами или фигурками из шоколада.

Яйца-крашенки

Понадобится: Яйца, луковая шелуха, вода, кастрюля.

Приготовление: В кастрюле равномерно переложить яйца луковой шелухой и залить сверху водой. Варить минут 10 до приобретения яйцами густого красно-коричневого цвета. Потом поставить в холодную воду. Сухие яйца натереть постным маслом для блеска.

Шоколадный кекс

Данный рецепт родился самостоятельно для того, чтобы белки от яиц, используемых на кулич, не пропадали и тоже пошли в дело. Итак.

Понадобится: 8 белков, 1 стакан сахара, 1 стакан муки, 4 ст. л. какао, ½ пачки разрыхлителя для теста.

Приготовление: Белки взбиваем в крутую пену, постепенно добавляя понемногу сахар. Муку и какао просеиваем через сито. Добавляем разрыхлитель. Затем вводим их по одной ложке, аккуратно размешивая тесто. Форму для кекса выкладываем бумагой для выпекания или смазываем маслом. Выливаем тесто в форму и выпекаем в среднем минут 30-40. Даем остыть и покрываем сверху глазурью.

Глазурь: 150 г сахара, 4 ст. л. какао, 4 ст. л. молока, 50 г сливочного масла. На огне растворяем сахар и молоко, добавляем просеянное какао. Когда масса станет однородной и начнет закипать, снимаем с огня и добавляем масло.

Мясо запеченное (шинка)

Понадобится: орех мускатный – щепотка, соль – по вкусу, чеснок – 6 зубчиков, черный перец – 10 горошин, лавровый лист – 3 шт., свинина (окорок) – 1 кг, базилик сушеный – щепотка

Приготовление: Горошины черного перца слегка растолочь в ступке. Лавровые листья измельчить, смешать с мускатным орехом, базиликом, солью и перцем. Мясо вымыть, обсушить и обсыпать со всех сторон подготовленной смесью.

Чеснок очистить, зубчики разрезать вдоль на 3-4 части. Сделать глубокие надрезы по всей поверхности мяса и нашпиговать его чесноком. Завернуть мясо в фольгу и убрать в холодильник на 1,5 суток.

Разогреть духовку до 200 °С. Положить свинину в фольге в жаропрочную форму и запекать в духовке 1 ч. Затем вынуть и дать остыть. Подавать как холодную закуску.

Ягненок, тушеный с горькими травами

Понадобится: 1 нога ягненка (примерно 3 кг), 3 головки измельченного чеснока, соль и перец, ½ чашки сливочного масла, ½ чашки свежих листьев розмарина, ½ чашки измельченных листьев сельдерея, 4 небольших побега розмарина, ¼ чашки сока горького красного апельсина.

Приготовление: Чтобы блюдо получилось вкуснее, мясо должно быть комнатной температуры.

Разогреть духовку до 200 градусов. Натереть мясо чесноком, посыпать солью и перцем. Выложить на решетку в глубокую сковороду. Полить сверху маслом и разбросать сверху листья розмарина; по краям разложить листья сельдерея и зеленый перец. Поверх зелени положить побеги розмарина. Добавить полчашки воды или сока. Запекать 1-1,5 часа, пока мясо не станет мягким. Выложить мясо со сковороды и остудить минут 10.

Салат «Яичный»

Данный рецепт позаимствован из пасхальной кухни европейцев и по вкусу очень близок к полюбившемуся нам и порядком уже надоевшему салату «Оливье». Салат «Яичный» примечателен тем, что в него можно употребить треснувшие и невостребованные столом вареные яйца.

Понадобится: 5 вареных яиц, 80 г копченой шинки или ветчины, 80 г неострого твердого сыра типа «Гауда», 3-4 соленых (не маринованных) огурца, много зелени, сметана.

Приготовление: яйца, с ыр, огурцы, шинку нарезать соломкой, а зелень — мелко. Заправить салат сметаной или натуральным йогуртом. Не солить, т.к. соли достаточно в компонентах.

Салат «Свекольный»

Понадобится: 2 средних яблока, 2 средних свеклы. Свекла должна быть темно-бордового цвета и круглой формы, сладкой на вкус.

Приготовление: Свеклу отварить, охладить. Яблоки очистить от кожуры. Натереть на крупной терке свеклу и яблоки. Заправить салат постным маслом. Не солить и не перчить. Вкус салата должен быть натуральный.

Салат «Свежий»

Понадобится: 1 головка свежей капусты, 1 свежий огурец, 1 пучок зелени укропа.

Приготовление: Пошинковать капусту, немного обмять. Огурец нарезать тонкими пластинками. Укроп мелко порубить. Добавить совсем немного соли и заправить салат на выбор сметаной, постным маслом или натуральным йогуртом.

Рататуй

(фр. ratatouille; от «rata» - еда в просторечии и гл. «touiller» - мешать, помешивать).

Понадобится: 1 баклажан, 2 небольших цуккини или молодых кабачка, 2 паприки, 5 средних помидоров, 1 луковица, зубчик чеснока, оливковое или постное масло, соль, прованские травы: фенхель, розмарин, тмин, мята, базилик.

Приготовление: овощи помыть, обсушить и порезать довольно крупными кубиками. На сковороде разогреть масло, слегка обжарить нарезанный полукольцами лук. Добавлять постепенно сначала паприку, затем через 3 минуты кабачки, затем баклажан, затем помидоры. Овощи помешивать, чтобы не подгорели. В конце посолить, добавить травы, выдавить чеснок и накрыть крышкой. Дать постоять минут 10 и можно подавать к столу.

Соус «Сацики»

Понадобится: 1 кг натурального греческого йогурта 10% жирности или любого натурального йогурта без добавок, 1 большой свежий огурец или 2 небольших, 2-3 ст.л. оливкового масла или 2-3 ст. л. маринада от оливок, 1 ч.л. сухого гранулированого чеснока или 1 зубчик чеснока, 1 ч.л. соли.

Приготовление: йогурт размешать снизу вверх. Огурец помыть, обсушить и нарезать тонкой соломкой. Чеснок выдавить через чеснокодавку. Добавить соль, чеснок и маринад в йогурт. Перемешать. Дать постоять 2-3 часа.

Данный соус очень вкусен и полезен. Подается на стол в отдельной посуде. Соус приготовлен правильно, если ложка в нем стоит. Его можно использовать с мясными и овощными блюдами, можно использовать также как заправку для салатов. Хранится в холодильнике в закрытой посуде неделю.

Светлого праздника и приятного аппетита!

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

9 Comment threads

11 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать