Как выйти замуж по воле Божией.

Притом, что в Российском Союзе евангельских христиан-баптистов порядка 70-80 процентов – женщины… За кого выходить замуж?.. Что делать, если находишься много лет в служении и в молитве, а мужа от Бога все нет и нет?.. Почему о вопросе замужества или женитьбы многие служители баптистских церквей предпочитают не говорить?.. Чтобы найти раскрыть эту тему, между прочим, вопиюще-болезненную, «Протестант» решил провести «круглый стол», за которым собрал пасторов и лидеров, замужних, женатых, а также неженатых и незамужних.

За «круглый стол» мы пригласили заместителя председателя Российского Союза евангельских христиан-баптистов Рувима Волошина, пастора церкви Семена Бородина, лидера женского служения баптистского Союза Диану Кондратьеву, руководителя центра «Библейского просвещения», главного редактора журнала «Сестра» Галину Обровец, пресс-секретаря Московского объединения церквей ЕХБ Зою Бардину и служителя Виталия Занина. Модератором разговора выступил Олег Аскаленок.

Олег Аскаленок – Как выйти замуж? Опрошенные нами служители баптистских церквей согласны с тем, что проблема существует, но как ее решать? Насколько значительным вам кажется этот вопрос?

Семен Бородин – Со слова «проблема» разговор начинать нельзя. Потому что если мы говорим, что это проблема, то она становится такой болевой точкой. Эту тему можно рассматривать как вопрос, как задачу, как перспективу. Существует один библейский взгляд, что есть дар духовный, который называется безбрачием. И это касается и мужчин, и женщин. Если мы говорим о даре Божьем, о призвании Божьем к жизни вне брака, то эта позиция нисколько не умаляющая мужчину или женщину, а возвышающая их. Я смотрю на это с позитивной стороны. Точно так же, как существует дар благовестия. Не всем этот дар дан, но тем, у кого он есть – они с радостью его принимают. Если, например, говорить о многодетности как о проблеме, тогда это действительно станет проблемой, и большое количество детей будет доставлять трудности, страдания, скорби, а каждый новый ребенок покажется горем, а не благословением. Такой подход неверен. Если на многодетность, безбрачие и др. дары посмотреть как на благословение, тогда у нас возникнет много других, позитивных, факторов: для чего Бог призвал, к чему Бог предназначил, что сопутствует в этом, как человек находит свою полноту или полноценность во Христе, как он рассматривает себя вне зависимости от того – много у него детей или мало… То есть, таким образом, можно открыть другие стороны благодати, другие стороны жизни во Христе. И вот это дает полноценность, смысл жизни и, скажем по-человечески, большое счастье. То есть незамужество может быть благословением. Сразу оговорюсь, что не для всех жить вне брака – это дар.

Можно о нас, о верующих, говорить, как о части общества. Церковь не может быть исключена из жизни страны. В обществе происходит разрушение института семьи. Соответственно, это отражается на церкви, тем более, если люди к нам приходят из мира. Все, что ими было пережито в мире, привносится в общины. Мы должны Мы должны признавать это, что их проблемы – не частные, их трудности – это уже наши вопросы...

Виталий Занин – Проблема одновременно есть, и ее нет. Можно согласиться с Семеном Алексеевичем, что на самом деле все зависит от человека. Например, я знаю многих сестер разного возраста, и ни для одной из них такой проблемы, как выйти замуж, не существует. Наоборот, они не хотят замуж, потому что самодостаточны, у них все есть – служение, работа, квартира. И семья им не нужна. Общаясь с молодежью разных регионов, в то же время вижу, как некоторые сестры очень хотят выйти замуж. И часто в этой связи ведут себя некрасиво. Другие хотят выйти замуж, но не ставят себе это в число приоритетов № 1. Вопрос замужества или женитьбы – это вопрос упования сестер или братьев на Бога. И это единственный вариант решения этой проблемы. Но пасторы и руководство церквей не должны этот вопрос игнорировать. Для меня примером является мудрость апостолов, когда вдовы остались в пренебрежении, когда не было человека, который бы о них позаботился, тогда апостолы вместе собрались и стали решать, что делать. То есть они увидели проблему и выработали ее решение. Таким же образом следует поступать и в нашей жизни, и в наших церквах. Если есть проблема, надо сесть и выработать решение этой проблемы. Вспоминаю пример одной украинской церкви, в которой было много сестер и мало братьев. Пасторы церкви стали думать, что делать. И придумали – дьяконов отправили на ближайшую дискотеку благовествовать парням. В результате их благовестия в церковь стали приходить молодые мужчины, и острота вопроса была снята. Несмотря на то, как будет поступать руководство церкви, все зависит от веры и благочестивого упования на Бога каждой отдельно взятой незамужней сестры. Возможно, это станет определяющим фактором для ее будущего мужа.

Рувим Волошин – Является ли это проблемой? Зависит от того, кто и как этот вопрос рассматривает. Если мы, прежде всего, верующие, то должны помнить, на Кого уповаем, Кому принадлежим, от Кого зависим, Кому подчиняемся. И тогда наши обстоятельства не будут тяготить, а станут условиями, в которых Бог нас употребит наилучшим образом, если мы Ему подчиняемся. Некоторые пробовали эту проблему сами решить. Знаю много случаев, когда люди говорили, что если бы можно было время повернуть вспять, никогда бы не вышли замуж за неверующего человека. Существует уникальное средство, которое Господь нам определил как панацею от наших трудностей – это молитва. Когда мы молимся, то находим утешение в Боге и получаем от Него ясность, каждый в свое время. Потому что как есть те сестры, которые не могут выйти замуж, точно так же есть и братья, которые много раз получали гарбуза (тыкву – обычай в Украине, на предложение о женитьбе вместо отказа передают тыкву-гарбуз). Это говорит о том, что у каждого из нас есть определенное Богом время. Просто мы должны научиться принимать от Бога любое решение о своей судьбе для дела созидания Его Царства. Понимаю, что легко нам рассуждать и философствовать, имея семьи. А вопрос незамужества и ожидания – очень болезненный. Я бы рекомендовал каждый конкретный случай рассматривать индивидуально. Вспоминаю пример церкви, где обратили внимание на то, что у них в последнее время не было свадеб. Люди стали просто молиться. Никто не занимался посредничеством, не было никаких сватов и сводников. И в тот год в этой церкви сыграли семь свадеб. Когда Бог открывает нам какую-то проблему, то рассматривает нас как сотрудников, соработников. Он хочет нас благословить. И если мы знаем, что Он желает нас благословить, то нам следует просто принимать в этом участие.

Зоя Бардина – Вопрос о том, как выйти замуж, полагаю, что своевременный. Для меня, в принципе, это проблема. До того, как стать христианкой, у меня этой проблемы не возникало. Поступали предложения о замужестве, но они были не совместимы с моими убеждениями. Я сделала выбор в пользу Иисуса Христа. Но уверена, что Бог не наделил меня даром безбрачия. Я просто всегда была послушна Господу, о чем не жалею. На пути следования за Иисусом Христом в течение 16 лет я не получила ни одного предложения создать семью от наших братьев-христиан. В чем вижу руку Божью и то, как Бог меня совершенствует в других сферах служения на благо Царства Небесного. И я счастлива от этого. Проблема возникает у тех христианок, кто фокусируется только на замужестве. В этом случае незамужество становится мучением, бременем, которое очень серьезно сказывается на повседневной жизни. В этой связи очень важен вопрос душепопечительства, создания молитвенных групп. Для чего? Чтобы расставить приоритеты в жизни, чтобы оставаться полноценной личностью, несмотря на отсутствие семьи.

По большому счету проблема незамужества существует, но мы преодолеваем все трудности силой Возлюбившего нас Господа. И надежда всегда остается. Потому что по-человечески у меня вроде бы и не должно уже быть надежды, но я все предала в руки Господа и, как написано в 22-ом Псалме: «Господь Пастырь мой, и я ни в чем не буду нуждаться. Он водит меня к водам тихим и питает нас на Своих пастбищах…» Нужно полное доверие Богу. Некоторые сестры, едва им исполнилось 19 лет, эту проблему ставят на первое место. Много тех, кто в зрелом возрасте мечтает о замужестве. Постоянные размышления о семье приводят христианок к замкнутости. Но, если мы не только верим, но и доверяем Богу, Он усмотрит наше долговременное счастье. Жить надо не ради замужества. К сожалению, есть семьи, которые считают незамужних сестер в чем-то несостоявшимися. Это не так! Господь дает нам силы, Он созидает нас полноценными личностями.

Диана Кондратьева – Хочу сказать, что обсуждаемый нами вопрос всегда был и еще долго будет оставаться актуальным. Потому что это заложено в сущности человека, а человек – творение Бога. Когда мы читаем притчи Соломона, то видим, что двоим лучше, чем одному. И, размышляя над этими словами, я подумала, что, когда Бог создавал Еву, уже был сотворен Адам. И когда она появилась на этой земле, то с первых мгновений была не одинока. И это наша женская сущность – не быть одинокими. Не хорошо человеку быть одному. Двоим лучше. Поэтому здесь вопрос, скорее, в другом – «что делать»? Надо искать волю Бога. На практике получается, что мы ищем себе мужа и тем самым пренебрегаем волей Бога. И часто с появлением в нашей жизни человека, данного не Богом, а выбранного по собственной воле, приходят и трудности. Вот почему сегодня в наших церквах, к сожалению, так много проблемных семей. Мне кажется, что такое выражение, как «крепкая семья – крепкая церковь» – очень актуально.

Галина Обровец – Согласна со всеми выступавшими до меня. Хочу сказать, что те сестры, которые в анкетах пишут, что у них есть проблемы с замужеством, – это не те христианки, которых Бог благословил даром безбрачия и полным посвящением себя служению. Большинство наших сестер не богословы, не служители, а женщины, которые хотят простого человеческого счастья. Мне кажется, не надо замалчивать, что в наших церквах существуют негласные правила и неписаные законы: каждая сестра, которая хочет выйти замуж, проходит собеседование с пастором. И если только он услышит, что ее избранник – неверующий, то на этот брак будет наложено табу. Это так или нет? Или, братья, скажите, что у нас уже полная свобода в этом вопросе? Хотелось бы понять, какие тексты из Писания мы берем для руководства, когда говорим, что христианка ни под каким предлогом не должна выходить замуж за неверующего человека?

Олег Аскаленок – Давайте не будем уходить в сторону обсуждения вопроса, может ли сестра выходить замуж за неверующего или нет. Это тема другого большого разговора. Давайте вернемся к разговору о проблеме незамужества в наших церквах и во второй части обсуждения дадим ответ на вопрос, что же делать и как решать эту проблему.

Галина Обровец – Эта проблема, на мой взгляд, затрагивает интересы 90 % христианок в церквах. В России на 10 миллионов женщин больше, чем мужчин. Если учесть, что миллион мужчин сидит в тюрьмах, еще миллионы – алкоголики, наркоманы и пр., то шансы найти адекватного мужчину для создания семьи и рождения детей – минимальны. 10 миллионов женщин по стране – это немного меньше, чем 10 % населения. А в наших церквах 90 % женщин имеют проблему в том, как найти адекватную пару. И, что греха таить, мужчины в церкви, если на них посмотреть честным взглядом, не всегда годятся для семьи. Была свидетелем того, как христианка пришла на собеседование перед крещением. Служитель ее спросил: «Если неверующий тебе предложит выйти замуж, что ты ему должна ответить? Ты должна ответить «нет» на основании библейского текста «не преклоняйтесь под одно ярмо с неверными». Я внимательно изучила этот текст. Там о браке вообще речи не идет. А у нас именно эти стихи ставятся во главу угла. Нам надо найти то основание, по которому мы имеем право вот так вот наотмашь запрещать женщине создавать семью, быть любимой. Каждый из нас хочет быть любимым. Господь заложил в нас это желание. Получается, что наши евангельские церкви часто не дают женщине право любить и быть любимой. Безусловно, я не за то, чтобы колоннами сестры пошли под венец и связали свою судьбу с неверующими людьми. Но говорить о том, что негласные законы и правила существуют, мы можем. Это законы несвободы, и нам следует их пересматривать. Если человеку церковь, родители что-либо запрещают, и это не является его выбором, то это называется насилием. Хотелось, чтобы мы подумали, до какой степени можем использовать свою свободу во Христе. Еще раз повторюсь, что не призываю выходить замуж за неверующих, но знаю примеры того, как христианки счастливы в браке с неверующими, у них рождаются дети, которые становятся христианами. Но также мне известны примеры, когда браки с верующими заканчиваются для жен синяками под глазами и др. Молитва – это самый главный рецепт поиска супруга. И каждый человек перед Богом должен решать, с кем ему связывать свою жизнь.

Олег Аскаленок – Мы уже обозначили один из путей решения этой проблемы – брак с неверующим. Какие еще существуют варианты ответа на вопрос «Как выйти замуж?»

Семен Бородин – Мы говорим уже не просто о незамужестве, а о состоянии браков, о разводах. С этими проблемами мы сталкиваемся, когда начинаем работать над созданием новых церквей. Вы сейчас привели пример крещаемой, которой задаются такие вопросы. Каждая ситуация уникальна. Иногда мы отказываем людям в крещении. Повторяю, в отдельных случаях, но не огульно. Когда пастор точно знает ситуацию, нужно не допустить чего-то худшего. Но это не значит, что это стандарт, который можно применить ко всем. Мои друзья из Киева проводили служение в Доме кино. Тогда стали христианами многие артисты. Собрания посещали бывшие супруги, у которых теперь свои семьи. Они все примирились с Господом, являются членами церкви и теперь вместе посещают богослужения. Благодать Божья изменила сердца этих людей. Они действительно стали Божьими детьми. Но подойди мои друзья к решению их вопроса по шаблону, думаю, что половина этих людей не была бы в церкви. На этот вопрос есть один универсальный ответ, который дал апостол Павел. Когда он говорит о замужестве верующего и неверующего, о предполагаемом разводе, о согласии и несогласии продолжать христианскую жизнь, то делает вывод: «Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам» (1-е Послание Коринфянам, глава 7, стих 17). И добавляет, что если ты при зван в таком положении, не пытайся повернуть жизнь обратно. Хорошо, скажете вы, а если сейчас они находятся в гражданском браке, и Богу было угодно их призвать в таком положении. И мы говорим, что ты не можешь принимать крещение, пока не решишь вопрос. В этой связи я бы опять процитировал Павла: «Каждый поступай так, как ему Господь повелел, так Господь и призвал». И в этом нужна чувствительность пастора, который работает с этой парой или с этим человеком. У пастора должна быть чувствительность к водительству Духа Святого и у человека должна быть чуткость, к чему Бог его сейчас призывает. Вы сказали, что в России большой процент женщин по сравнению с мужчинами. А в церквах эта проблема еще более насущная. Задам вам вопрос: «Мы рассматриваем проблему замужества отдельно от евангелизма?» Если отдельно, то мы в безнадежном положении. Мы думаем иногда, как бы нам счастливо жить в сообществе. А здесь невозможно жить, потому что выживание наше – в развитии и в расширении, в достижении Евангелием новых людей. И когда я посвящаю себя миссионерской работе, Бог устраивает мою жизнь. Когда я занимаюсь спасением других, Бог спасает меня. Когда я осчастливливаю других, Он осчастливливает меня. И на вопрос «Как выйти замуж?» ответ – через миссионерство. Тогда найдутся мужчины и создадутся семьи. Ваш вопрос «Можно ли выходить замуж за неверующего?» я бы чуть-чуть переформулировал: «До какой грани во взаимоотношениях может дойти сестра, евангелизируя грешника?» Есть один вариант ответа – даже не смотри в ту сторону. Второй вариант – расскажи ему Евангелие и скорее от него убегай. Третий вариант – ты можешь оказать ему немного внимания, но смотри – будь осторожна. Здесь проблема ненаученности, нераскрытости, несвободы нашей, чтобы через евангелизм достигать людей и максимально к ним приближаться. Да, но можно обжечься. А кто сказал, что мы должны быть в защищенной зоне? Скажите, как далеко можно идти в евангелизме погибающих мужчин и женщин?..

Виталий Занин – Согласен с Семеном Бородиным. Хочу прочитать текст из Библии, который мне кажется очень важным в нашем вопросе, – из 1-го Послания к Коринфянам, глава 7, стих 29: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие». Интересно, что Павел здесь ставит вопрос замужества не на первое место, он его отодвигает на второй план, а может, и дальше. Потому что время коротко и это время – служить Богу и служить как можно больше. Готовясь к прошлогоднему Конгрессу баптистского братства, мы в Молодежном отделе сделали мультфильм. Наш герой Вася обратился к Богу, пришел в церковь, и теперь перед ним стоял выбор: – пойти в семинарию, жениться или поехать куда-то миссионером, то есть выбрать путь служения. И мы предложили три направления развития сюжета. Во-первых, Вася окончил семинарию, ушел в богословие и практическим служением по спасению грешников перестал заниматься. Второй вариант, когда он женился, у него родилось много детей, его захватила суета, и он отошел от активного служения в церкви. Третья дорога – когда он выбрал путь служения в церкви для Бога, тогда Бог благословил его женой и всем необходимым. Я уверен, что именно такой путь Бог приготовил для каждого человека. Когда человек занимает активную позицию в служении, в жизни, то Бог его благословляет. Господь способен восполнить все нужды и проблемы, но, конечно же, в свое время.

Рувим Волошин – Галина Александровна подняла интересный вопрос: «Выйти замуж за неверующего – где основания, что братья запрещают?» Основание в Библии – 1-е Коринфянам, глава 7, стих 39 – женщина свободна выйти замуж за кого хочет, но только в Господе. Нам нужно быть очень осторожными в том, чтобы стремиться сегодня решить проблему замужества, пытаясь как-то подредактировать Священное Писание. Признаюсь вам, что по характеру я максималист. На нас всех очень сильно влияют штампы или традиции общества, в котором мы вырастаем. Я вырос в сообществе, где насаждалось, что у тебя обязательно должна быть машина, дом, семья и потом только, может быть, тебе доверят служение. И когда я смотрел на такую перспективу, мне это не очень нравилось, потому что служение Богу было для меня приоритетным еще с подросткового возраста. В моей судьбе Бог в буквальном смысле слова все перевернул с ног на голову, потому что машину я получил в последнюю очередь. Раз пять я делал девчонкам предложение. И, слава Богу, все они вышли замуж раньше, чем я женился. И я счастлив от этого, просто я претендовал не на свое. Потом я видел, что Бог ведет меня таким путем, чтобы воспитать и смирить, и совсем не в той местности, где я себе представлял. Институт семьи утвердил Господь. И когда мы сегодня поощряем людей регистрировать брак, то часто это делаем не потому, что так написано в Библии, а потому что это правило. На самом деле женщина себя уютно чувствует, если есть эта закорючка в паспорте, это честно. Все остальные варианты брака – это дань современной моде, это то, что завтра люди осудят. Из истории мы знаем, что традиции и обычаи меняются, что устройство общества, каким бы оно ни было, все равно остается таким, каким его предусмотрел Бог – институт семьи, дети, взаимоотношения между родными и потом уже все остальные общественные приоритеты. Если даже и есть церкви, где совсем нет братьев, то, слава Богу, мы не на острове живем. И те, которые посвящают себя служению, а я встречал сестер, которые спустя 10 лет служения говорили, что вот Бог не решает этот вопрос, я принимал это близко к сердцу и вместе с ними молился. И сегодня, если у нас нет ответа на решение проблемы «Как выйти замуж?», то мы напрасно беседуем. У нас есть ответ – это молитва и призвание, которое каждому открывает Господь. При всем сострадании к одиноким сестрам, я бы не хотел менять Писание для решения этой проблемы. Потому что потом мы будем вместе плакать. Но когда мы доверим этот вопрос Богу, и Он Сам решит эту нашу проблему, мы не опоздаем. Христос еще никуда не опоздал.

Зоя Бардина – В своем журналистском служении я встречалась с ситуациями, когда неженатые братья за 40 вдруг начинали размышлять о женитьбе. Спрашивается, а о чем они думали раньше?.. Оказывается, они были так научены, что сначала – служение, а потом когда-нибудь семья, а может, семья и вовсе не нужна. И они внутренне мучились, что негативно влияло на их служении. Будучи во Владивостоке, я вела Клуб одиноких сестер (КОС), чтобы христианок духовно укрепить и подготовить к браку. Нашим попечителем был пастор из миссионерской церкви, у которого было видение – церковь укрепляется, когда там появляется больше христианских семей. У нас нет неженатых пасторов, а вот дьяконы есть, и они ведут церкви как-то однобоко по отношению к вдовам, сиротам, одиноким, к женскому служению. Эти служители считают, что Бога надо прославлять в песнях, через участие в каких-то проектах, а вот опекать вдов, одиноких, сирот – не наше. Я против таких служителей, которые не понимают, что такое семейное счастье. Это первое. Второе – на 99 % я уверена, что христианкам нужно выходить замуж за верующих мужчин. Если глава семьи – христианин, есть общность интересов. Мое пожелание – искать волю Божью, чтобы выйти замуж за верующего человека.

Диана Кондратьева – Я бы хотела вернуться к проблеме «что делать?». В этой связи приведу три слова: «просить, быть и верить». Мы можем просить мужа, желать быть замужней. Можем верить в свои силы: «Я вышла замуж, я буду счастливая, у меня будет все так, как я хочу». И эта ошибка многих из нас, представительниц женского пола. Другая сторона медали этих трех слов «просить, быть и верить» – просите мудрости, которой у нас всех – от мала до велика – так не хватает. Просить: «Вот я, Господи, пошли меня на то служение, которое Тебе и людям необходимо», а не: «Вот я, пошли меня, что называется уж замуж невтерпеж». Второе – быть той, какой бы ты хотела видеть окружающих тебя людей. В 21 веке, мне кажется, нам не хватает внимательности к ближним и дальним. Я вижу, как выборочно внимательна молодежь, внимательна к тем, к кому они хотят и невнимательны, иногда даже циничны и грубы ко всем остальным. Я советую девушкам, сестрам: «Будьте ко всем одинаково-внимательны – к взрослым, к средним и к молодым, к богатым и к бедным, к образованным и необразованным…». Потому что внимательный человек – это неравнодушный человек. И такого невозможно не заметить. И третье – верить. Я хочу, чтобы мы верили не ситуации, не, как нам кажется, безвыходному положению, когда сестер много, а братьев нет, а доверялись Богу. В ответ на вопрос «Что делать?» – просите мудрости, будьте внимательной к Богу и к окружающим людям и доверяйте Господу. И Он обязательно усмотрит, потому что Бог никогда не ошибается.

Рувим Волошин – Очень важно, чтобы в наших церквах звучало правильное учение, которое поможет решить проблемы даже неверной ориентации, если на то пошло. Нужно всегда понимать и помнить, что выйти замуж за христианина – это не панацея, потому что семейная жизнь – это огромный, неимоверный труд. Семья – это лучше, но не легче. Только женившись, я узнал, какой я негодяй. Не потому, что мне жена об этом сказала, она даже не подозревала, как я был глубоко в себе разочарован. На самом деле, разрешая один вопрос, мы сразу сталкиваемся со многими другими. Поэтому, если мы хотим решить проблему замужества, то лучше в то время, когда Бог этому содействует. Я хотел бы всем пожелать, прежде всего, благословений, а незамужества. Хотя и замужества счастливого, но во время, которое определит Господь.

Олег Аскаленок – В Приморье, где я служил пастором, в одной из церквей была сестра Вера Житник. Ей было за 40. Она молилась о замужестве, но не зацикливалась на этой проблеме. Вера служила Господу. Ее можно было сравнить с Тавифой, – незаметной, но так много помогавшей людям. В 42 года она заболела и умерла, так и не выйдя замуж. Из всего имущества, которое у нее осталось, – кровать, которую братья подарили ей во время болезни, и много книг. Чтобы похорнить на Украине, гроб с телом повезли через Москву. И вместе с гробом передали тетрадь, в которой люди написали свои воспоминания о ней. Когда я их читал – плакал. На мою жену она оказала большое влияние, а, казалось бы, они встречались только два раза. С точки зрения человеческого счастья, Вера Житник была неуспешной: у нее не было семьи, имущества, умерла очень рано. Но она оставила после себя огромный след – в сердцах и в судьбах многих сотен неверующих людей. Другая история. Однажды я проповедовал в маленькой церкви военного гарнизона. После проповеди ко мне подошла пожилая сестра и поделилась своей болью: «Брат, посмотри, у нас одни сестры, что нам делать?» Я ей назначил встречу, и на следующее утро она пришла в назначенное место и время. Я указал ей на 3 тысячи мужчин, которые разъезжались по воинским частям: «Вот ваши братья, молитесь». Через полгода у них в церкви было уже пять верующих офицеров. У тех сестер, которых я встречал и для которых незамужество являлось архитрагедией, я увидел вот какую проблему – центром они ставят не Бога, а себя – свое самосовершенствование, свою самореализацию: «Да будет воля моя, а не Твоя». Бог их призывает не для того, чтобы решать свои собственные проблемы, а чтобы исполнить Его план. Когда мы не видим Господа в решении вопроса замужества, мы тонем, а когда смотрим на Него, то вода для нас превращается в асфальт.

Семен Бородин – Мы сейчас рассуждаем о вопросе с позиции нуждающихся – неженатых мужчин и незамужних женщин. А давайте посмотрим с другой стороны – родителей, которые заботятся и благословляют своих детей. У меня семеро детей, четверо из них уже в браке, двое в процессе решения этого вопроса, один еще маленький. Я своей жене говорю: «А ты внутренне готова к тому, что у кого-то будут трудности?» Если готова, дай другим кредит переживания и сама будь готовой, чтобы пережить трудности. Как мы можем помочь нашим взрослеющим детям войти в свою семью? Через молитву, содействие и участие в их жизни. Второй подход – пасторский: как мы можем восполнить недостатки незамужних или неженатых людей в наших церквах для их вступления в брак, если они не получили от родителей должного воспитания? Третий подход – подход специалиста, работающего в реабилитации, как мы способны помочь людям, находящимся в кризисе, вернуться к нормальной жизни. Нужно быть наполненными благодатью, чтобы снизойти к любой ситуации.

Диана Кондратьева – Есть такое выражение: хочешь быть счастливой – будь ею. Мне очень хочется, чтобы люди были счастливы от Бога, поэтому доверьтесь Богу, и все будет хорошо.

Зоя Бардина – Я хочу пожелать незамужним девушкам, женщинам, чтобы они чувствовали себя полноценными в Боге, потому что Господь наполняет нас каждый день Собою, вне зависимости от того замужем мы или нет. Молитесь за этот вопрос, отдавая решение Господу, потому что счастье только тогда может быть настоящим, и вы не пожалеете о сделанном выборе.

Виталий Занин – Девушкам я бы хотел пожелать место из Священного Писания, которое для меня очень ценно – это принцип, который пытаюсь практиковать в своей жизни – принцип вдовы. Этот принцип записан в Евангелии Луки, 18 глава. Все помнят, как вдова просила судью защитить ее от соперника. Судья сопротивлялся, но потом решил: «Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне». И дальше апостол Лука пишет: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» Пусть эти слова станут насущными и для вас, девушки. Полностью доверьтесь Богу, приносите Ему свои проблемы. Сам я еще неженатый человек и хочу сказать сестрам, что мы ценим в сестрах не внешнее, а то, что у вас есть на сердце, поэтому практикуйте добрые дела, свое смирение пред Богом и людьми, чтобы братья видели в вас христианку, которая всем сердцем любит Господа.

Олег Аскаленок – Хочу поблагодарить всех участников «круглого стола». Как очевидно из разговора, тема оказалась непростой. Понятно, что в одной дискуссии все не обсудишь, поэтому мы на этом не ставим точку. И обращаемся к нашим читателям присылать свои отзывы, смело высказываться по обозначенной теме «Как выйти замуж?»

Доброй ночи! Я крайне не согласна, с тем что,девушка-христианка, не "в коем веке" не должна выходить замуж за мирского парня или мужчину, так как, любая девочка,в детстве в роликовых играх, играют в "дочки-матери", тем самым изначально закладывается фундамент - семьи, бушующей семьи девочки, даже годовалая девочка, в нежных объятиях ласкает свою куклу, качает - укладывая спать, целует и многое др., и все эти манипуляции совершает годовалый ребенок(на примере собственной дочери пишу, ей год). Тем самым, каждая, подчеркиваю каждая сестра, как бы она не говорила, моя "я не пока замуж не хочу, она просто напросто обманывает себя и других" в глубине души просит и молит о замужестве...в этом нет ничего плохого,сестры дорогие. Ну так вот, года идут,а замуж не берут, год прошел, 2, там и 5 лет, и 10 лет, а сестры,милые,красивые, смиренные, неважно, главное, что сестры благословенные от Господа, замуж-то не выходят. У кого семьи, мужья и жены, Вам легко и просто сказать "Я бы не за что за неверного (ую) за нечистуго (ую)не женился или не вышла замуж, так как вы не почувствовали той боли, что чувствует одинокий(ая)сестра или брат. Скажу честно, без обид, язвите и корчите из себя "а вот я" "а вот я" вот именно что "я" т.е "ты" смотри лучше за своей ногой,а то не дай Бог упадешь и не подымешься, не тебе судить кому и с кем быть и жить. Вот не дай Бог, если станете вдовцом или вдовой, так вы сразу начнете оправдывается, мол мне тяжело, у меня дети, хозяйство и все такое, может быть Вы тогда почувствуете боль, представьте только на мгновение, что вашей любимой половины нет, вот также и чувствуют себя одинокая сестричка или брат. Конечно, Вас ждут дома,дети,быт,хозяйство и все прочие, вы делите радость и печаль, болезни и здравие,постель,вы чувствуете боль жены или мужа на расстоянии, подставите плечо, утешите,приголубите,приласкаете, Вас называют мамой и папой,Вы спишите домой, да, не спорю, в семье свои сложности,но вы же решаете вместе, сообща с милым (ой) и любимым (ой). А у одиноких,необъяснимая тоска,грусть и печаль, в глазах нет искорки,все вроде есть, а ничего не радует, смотришь на детей и скучаешь по своим еще не рожденным,Вы же, не все, конечно, ударяете по больным местам "когда хоть замуж выйдешь" вместо того, чтоб брать посты молится за сестру, а не ехидно злорадствовать, да самом деле, есть такие люди христиане. Я не говорю,чтоб все щас побежали за мирских замуж выходить, а то что, если сестричка встретила и полюбила мирского мужчину, почему бы и не создать семью, ведь симпатия- то взаимная, ведь он тоже нуждается в Спасении и Божьей любви и присутствии, бывает что мужчина во всем разочарован и ни во что уже не верит, груб и жесток,или алкоголик и все в этом духе, встретил и полюбил девушку, а она верующая, в первое время,конечно, оно для всех трудное, но рано или поздно, Господь трудится в его сердце, наполняет любовью,он уже мыслит по другому, и смотрит на мир другими глазами,то что ему было приятно в миру становится ему противно,не все сразу, конечно,но со времен уже благословенный брат, и свидетельствует о том, как Господь его нашел,у сестричек не спорю, бессонные ночи, слезы, за то Благословенный брат во Христе, благословенная семья и дети. Нет, конечно, я не говорю, что, я иду против Слово Божьего, но если внимательно читать и рассуждать,то можно найди выход из сложившиеся ситуации, и выйти замуж за мирского (ую),разумеется будут последствия в духовной жизни, но пути Господни неисповедимы... Извините, никого не хотела обидеть, высказала своё субъективное мнение.

Что-то мне жаль стало эту девушку. Искала она, скорее всего, человека, а нашла светофор (с греческого, буквально — светоносец).
Олег, если вы всерьёз тестируете людей книгами Шугаева и фильмами Душенова о коварных жидах-талмудистах, споивших Святую Русь, да ещё противостоите растворению слабых душ в духе мира сего — обратитесь к специалисту по психологии тинейджеров.
Самого главного я не понял — если вы действително любите кого-то, то почему вообще возникает вопрос: «А не поискать ли кого-нить поправославнее, или чтоб ноги подлиннее, или папа побогаче?»
Очень мудро, что вы собираетесь определяться с браком года через два. Торопиться совершенно не стоит. Удачи.

Чем же вам ее жаль? Вы что не хотите, чтоб еще один человек уверовал? Не вижу я ничего плохого. Я ее ничем не тестирую! Я хочу, чтобы она понимала что такое православие и вследствие этого понимала бы что я за человек.

Я появился в одной церкви, где запретили вступить в брак нескольким парам. Одна пара была как: парень верующий, девушка не верующая. Далее со временем пришёл верующий парень и по слухам прихожан «ему нельзя (запретят) жениться на не верующей, пусть она приходит в церковь, и тогда, со временем их поженят».

Так можно ли жениться на неверующей? На этот вопрос имею свои ответы, но хотелосбь бы учесть мнение других людей.

Так можно ли жениться на неверующей?
В Новом Завете запрета на подобные браки нет. Более того, существуют вот такие слова Апостола: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.»

Может ли верующий после развода при живой жене жениться второй раз. Уже на другой девушке? Считается ли это прелюбодеянием?

Может ли верующий жениться на неверующей?

Если вы являетесь христианином, состоите в браке с неверующим человеком, то Слово Божье говорит, что вы должны оставаться в браке (см. 1 Кор. 7:12, 13). Но если вы одинокий (холостой) христианин и рассматриваете возможность вступить в брак с неверующим человеком, не делайте этого. Божье Слово говорит: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо» (2 Кор. 6:14).

Самые важные отношения для христианина, конечно же, отношения с Иисусом Христом. Все остальное - второстепенно. Итак, если верующий вступит в брак с неверующим, он или она решают игнорировать то, что говорит Бог. А как вы знаете, не обращать внимание на Божье Слово, особенно в вопросах основания семьи, не мудро.

Между верующим и неверующим нет духовного единства. Даже намека на него. Почему? Потому что у христианина есть Дух Святой, который обитает в нем, в то время как неверующий не находится в присутствии духа.

Может ли верующий, молодой человек /одинокий/, жениться на неверующей?Библия категорична в этом вопросе. Слова из 1 Кор. 7:39 «…свободна, выйти, за кого хочет, только в Господе…», указывают, что брак может заключаться только между «своими по вере». «В Господе» – значит: «тот, кто принадлежит Господу». Союз между верующим и неверующим может быть и продолжаться, если находясь уже в браке, к вере в Господа пришла одна из сторон. Если «неверующая» сторона согласна жить с «верующей» /супругой, супругом/, то он /она/, не должны оставлять её /его/. 1 Кор. 7:12-14.
1 Кор. 6:12 «Всё мне позволительно, но не всё полезно».

Насколько удачным оказался союз между верующим /представитель Божьего народа/ и неверующей /язычницей/, можно прочитать подробно в книге Судей с 13-ой по 16-ую главы. Чем обернулся этот союз для назарея Самсона, известно. Печально известно.

МОЖНО ЛИ ЖЕНИТЬСЯ НА НЕВЕРУЮЩЕЙ?

Любопытно, что вопрос обычно именно задают о женитьбе. Девушки в патриархальном обществе не могут позволить себе разборчивость? Или просто «человек разумный» относится прежде всего к женщинам, как в глубине души опасается каждый разумный мужчина?Есть лёгкий ответ на этот вопрос. Надо так полно жить церковной жизнью, чтобы вообще никаких неверующих — ни мужчин, ни женщин — среди контактов не было. Сплошь единоверцы!

Есть юмористический ответ на этот вопрос; : и на верующих-то нельзя жениться, особенно на верующих. Жениться вообще нельзя, а тем, кто при взгляде на любимого человека способен о религии думать, жениться дважды нельзя. Вот когда человек ошалеет от любви как муравей во время гона оленей, когда перестанет спрашивать разрешения, тогда — тогда тоже нельзя жениться, но тогда человек уже не спрашивает разрешения;

Стоит ли верить женатому…Подскажите,как понять,любит ли женатый мужчина свою любовницу или нет и собирается ли разводится с женой?

А как вы сами думаете, можно ли верить мужчине, который одну женщину уже предал в своей жизни? Всё зависит от того, зачем изначально он нашёл себе любовницу и как к жене относится.

Он жил в гражданском браке 4 года,родственники надавили и они назначили свадьбу,он уехал в командировку и познакомился с другой,причем даже на сексе не настаивал,просто просил хоть на 5 минут увидеться,я вообще не хотела встречаться,потому что перспектив не видела,живем в разных городах,я старше на 7 лет.В общем постель была через неделю знакомства 1 раз,он уехал и все,началась смс переписка,звонки и т.д.

Спасибо за добрые слова и за актуальный вопрос.

Как Вы понимаете, ни большинство проблем, связанный с браком и семьей, не может иметь однозначного пути разрешения, и дать простой совет невозможно.

Действительно, апостол Павел сказал в послании Коринфянам: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (1 Кор.7:15)

Но важно отметить, что этот один этот стих, допускающий подобный развод, окаймляется несколькими стихами мотивирующими сохранность такого брака:

«12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. 14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы… 16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?

Один мой юный и не верующий друг спросил совета. Он около четырех лет дружит с девушкой, с которой учится в одной группе в институте. У них замечательные отношения и на последнем курсе он сделал ей предложение, но она отказала так как уверовала семь лет назад и не хочет выходить замуж за не верующего. Он согласен обвенчаться, но она не хочет венчаться с неверующим и хочет чтобы он сначала уверовал, а он не верит. Что тут можно ему посоветовать.

…..Дорогой Станислав, какое общение может быть у верующего с неверующим, или света с тьмой.
…..Все без исключения неверующие живут по воле лукавого (Эф.2,1-3). Они не послушают Вашего совета по определению — неверующие.
…..В Библии для неверующих написано одно единственное слово, а именно: покайтесь и веруйте в Евангелие.
…..Более того, Библия (Бог) не считают за брак совместное проживание неверующих и ничего об этом не говорит, кроме, разве, так называемых, смешанных браков.

Добрый день, дорогие наши посетители!

Каждая девушка мечтает выйти замуж. Некоторые – одержимы этой идеей, другие – спокойно ждут. Вопрос в том, надо ли девушке переживать из-за того, что она не замужем? И стоит ли выходить замуж только для «галочки»?

Мы с Вами живем в обществе, среди людей. Поэтому, так или иначе, но становимся невольными свидетелями разных женских судеб. Так или иначе, но мы общаемся с женщинами и видим развитие их судеб, будь то: наши сестры, ближние и дальние родственницы, коллеги по работе, сокурсницы, одноклассницы, да и просто знакомые незнакомки.

Господь наделил человека умом, и не пользоваться им — грешно. Следовательно, к любым жизненно важным вопросам следует подходить с умом и с рассудительностью.

В старину не было такого понятия, как – развод. И вовсе не потому, что в былые времена супруги так сильно любили друг друга, а потому, что к браку подходили со всей ответственностью, отдавая себе отчет в том, что со своим будущим мужем надо будет прожить всю свою жизнь. Неважно, будет ли он пить или бить тебя; будет ли он бедняком или просто неудачником; будешь ли ты любить его или нет.

Брак, в те времена, воспринимался, как воля Божия, которой и следует подчиняться, ибо в том подчинении есть спасение и жизнь вечная. Соответственно, девушки не искали сами себе женихов, а молились Богу, чтобы Он Сам послал им того жениха, с которым они обретут для себя истинное семейное счастье.

Разводов в те далекие времена не было еще и потому, что в трудных жизненных ситуациях жены всегда обращались за помощью к Богу, и Господь непременно помогал им, давал терпение и силы переносить те или иные жизненные невзгоды и неприятности, встречающиеся в семейной жизни.

Это в наше время о Боге забыли, и если что-то в семейной жизни женщине не по нраву, то она сразу подает на развод. А вот попросила бы она помощи у Бога, искренне, неотступно, со смирением и сокрушение – то Господь обязательно даровал бы ей силы пережить то, или иное тяжелое жизненное обстоятельство.

Господь всегда с нами, всегда готов помочь нам, надо только захотеть принять Его Божественную помощь, открыть Ему свое сердце, доверить Ему свою жизнь.

И если вы хотите, чтобы Господь хранил вас на всех путях Вашей жизни, оберегал вас, давал сил и терпения, крепости и мужества – то стоит доверить Богу свою жизнь как можно раньше, еще до своего замужества, то есть предоставить Богу возможность Самому даровать вам того жениха, с которым вы проживете в благословенном Богом союзе и наследуете жизнь вечную!

Это и есть залог семейного счастья – строить свою дальнейшую жизнь вместе с Богом, ради Бога и для Бога.

Неоднократно мы становимся свидетелями того, как девушки, одержимые желанием поскорее выйти замуж – действительно выходят замуж — за первого встречного, для галочки, чтобы похвастаться перед подругами, и из боязни остаться одной.

В большинстве случаев, такой брак длится не более двух-трех лет. Потом – развод. А потом – одинокая жизнь «несвежей» одинокой женщины, на которую уже и никто не смотрит. Стоит ли пороть горячку из-за двух-трех лет семейной жизни?

Наша святая Церковь дает каждой девушке возможность молиться о даровании семейного счастья, она так и называется: «Молитва девицы о честном супружестве». И эту молитву должна читать ежедневно каждая девушка, желающая стать верной женой и заботливой матерью.

И Господь, по искренней и неотступной молитве, обязательно дарует девушке хорошего жениха, который, в последствие, станет добрым семьянином и примерным отцом. Вот только секрет в том, что желательно не иметь кого-то конкретно в виду, например, вот, мол, хочу Васю или Петю. А хотеть надо лишь только того, кого Бог даст, во всем полагаясь на волю Божию.

Многие девушки переживают, что им даже негде познакомиться с молодым человеком, так как сами они нигде не бывают – и это не беда! Известен случай, где молодые просто познакомились в метро, стали встречаться, а потом создали крепкую православную семью.

Многие православные девушки ведут скромный образ жизни, и от этого переживают, что им просто даже негде познакомиться с будущим потенциальным мужем – но как же Храм? Опять так известен случай, когда девушка и молодой человек познакомились в Храме: после вечерней службы, молодой человек предложил девушке проводить ее домой – так и завязалось знакомство, а потом – счастливое супружество, освященное благословение Божиим. Ведь не только одно главное – скорее бы с кем-то познакомиться, но и то главное – где познакомиться!

Когда девушка во всем полагается на волю Божию – то жених везде ее найдет, ибо Господь ему укажет, где его будущая жена. Так же помню случай, когда один семинарист искал себе добрую православную девушку, для создания крепкой семьи. Он ежедневно молился и часто ездил к святым мощам, чтимым в его городе, прося молитв святого в поиске будущей супруги.

Подходя к самим мощам он поравнялся с одной девушкой, стоящей рядом с ним в очереди, и так же молящейся перед святыми мощами угодника Божия о том, чтобы тот помог ей, простой скромной девушке, хотящей выйти замуж по воле Господней, обрести тихое семейное счастье. Так они и познакомились, рядом с мощами святого угодника. И очень скоро, после их первой встречи, они обвенчались.

Так вот Господь дает нам счастье, если мы просим Его об этом! Единственное, что нужно делать девушке, имеющей желание выйти замуж – так это молиться ежедневно молитвой прилежной ко Господу, о даровании ей благочестивого супруга. И где бы она не была, чем бы не занималась – ее будущий муж обязательно найдет ее!

Давайте вспомним ветхозаветных праведниц: Рахиль, которую встретил Иаков, ещё подходя к Харрану, у колодца, куда Рахиль привела поить овец; или ветхозаветную Руфь, которая, из-за чувства голода, однажды пошла на его поля сбирать колосья.

Они обрели семейный очаг по воле Божией, ибо они не искали для себя специально женихов – ну не в нарядных же одеяниях они поили овец или собирали колосья!

Вот так и мы с вами, не знаем и не ведаем, когда с нами произойдет судьбоносная встреча. Но, как показывает опыт, именно в тот момент, когда мы меньше всего надеемся на чудо – именно тогда оно с нами и происходит!

Молитва девицы о честном супружестве

О Всеблагой Господи, я знаю, что великое счастье мое зависит от того, чтобы я Тебя любила всею душею и всем сердцем моим и чтобы исполняла во всем святую волю Твою. Управляй же Сам, о Боже мой, душею моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе одному, ибо Ты Создатель и Бог мой. Сохрани меня от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают меня. Праздность противна Тебе и порождает пороки, подай же мне охоту к трудолюбию и благослови труды мои. Закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, приведи меня, Отче Святый, к сему освященному Тобою званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: нехорошо человеку быть одному и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти, множиться и населять землю. Услышь смиренную молитву мою, из глубины девичьего сердца Тебе воссылаемую: дай мне супруга честного и благочестивого, чтобы мы в любви с ним и согласии прославляли Тебя, милосерднаго Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Обсуждение: 4 комментария

    А как относится к парню грекокатолику?
    Познакомилась с хорошим молодым человеком, поначалу увидела крестик, решила себе что православный. Как потом оказалось он грекокатолик.
    И еще вопрос, несут ли опасность нам масоны?

    Ответить

    1. Здравствуйте, Наталья!
      Разные вероисповедания – это серьезная проблема в отношениях. Поэтому оцените свои духовные силы, насколько Вы сможете справится со всеми трудностями, которые наверняка встанут на Вашем пути. Это связано и с посещением храма, венчанием, крещением детей. Вера у супругов все же желательно должна быть одна. Поэтому до вступления в брак данный вопрос с ним решите.
      Масоны, мягко говоря, недолюбливают христиан. Но человек с искренней верой и твердым упованием на волю Божью не должен бояться какого-либо их воздействия. С Богом!

      Ответить

    Как быть в случае с молодым человеком и есть ли специальная молитва о даровании супруги?

    Ответить

    1. Молитва юноши о даровании благочестивой невесты.
      Молитва Архангелу Рафаилу.
      «О святый великий Архангеле Рафаиле,престолу Божию предстояй! Ты благодатию от всемогущего врача душ и телес наших тебе данною,праведнаго мужа Товита от слепоты телесныя исцелил еси, и сына его Товию,спутешествуя ему,от злаго духа сохранил еси. Всеусердно молю тя,буди мне путеводитель в жизни моей,сохрани от всех видимых и невидемых враг,исцели душевныя и телесныя болезни моя,управи жизнь мою к покаянию во гресех и ко творению добрых дел. О святый великий Рафаиле Архангеле! услыши мене (имя),грешнаго молящегося тебе,и сподоби в здешней и будущей жизни благодарити и славити общаго Создателя нашего в безконечныя веки веков».

      Ответить

Когда я учился в семинарии, то много общался с верующими девушками из разных городов. Почти все признавались, что хотят выйти замуж именно за верующего человек, за церковного, а стать женой будущего священника для них это представлялось вообще как Божий дар. Я всегда старался им объяснить, что надо выходить замуж не за веру человека, а за самого человека, но мои убеждения всегда оставались безрезультатными. Зато Майя Кучерская очень интересно описала похожую ситуацию в одном из своих рассказов.

Нормальный человек

Женя Снегирева никак не могла выйти замуж. Три года уже прошло после института, а все мимо. И развлечений у Жени было только два — сходить на театральную премьеру, потому что с детства она любила театр, ну, и в церковь, потому что на первом курсе Женя на всеобщем подъеме крестилась. В церкви Женя молилась только об одном, однажды даже наложила на себя трехдневный пост, но так никто и не подворачивался. Только Ваня Синицын, он в их туристической фирме работал агентом, но Ваня не считается, потому что Ваня Синицын оказался неверующим. И Женин духовный отец Женю за Ваню замуж выходить не благословил. Ваня, правда, и не предлагал, они только обедать иногда ходили вместе, но Женя все равно решила запастись благословением, чтобы правильно среагировать в нужный момент. Не запаслась: “С неверующим жить — мука!” — так сказал ей батюшка.

Делать нечего, поехала Женя к старцу. В Троице-Сергиеву Лавру, помолиться, поклониться преподобному Сергию, ну, и к старцу. Старец был старенький, седой, все время тяжело вздыхал, внимательно посмотрел на Женю и сказал:

— Деточка, помолись Преподобному, он поможет.

И Женя вышла утешенная. Тут же зашла в Троицкий храм, поклонилась мощам и помолилась.

— Отче Сергие! Вымоли мне православного жениха!

Поставила свечку, послушала акафист, и — на электричку, домой. А в электричке напротив нее молодой человек сидит, да такой прекрасный! С усиками, в черном форменном пиджачке. И на Женю изредка посматривает. Женя раскраснелась и прямо вся изъерзалась. А молодой человек вдруг и говорит:

— Вы из Лавры едете?

Женя только кивнула молча.

— А я там учусь.

Слово за слово, познакомились, оказалось, что Алексей учился в семинарии, ехал на выходные домой, он поступил в нее не сразу после школы, еще работал и в армии отслужил, так что и по возрасту Жене подходил.

“Вот что значит молитва преподобного Сергия! Вот что значит предстательство святого! А что ж? И буду матушкой”, — думала про себя Женя, диктуя Алеше свой телефон.

И начала Женя с Алешей встречаться. Как и просила Женя в молитве, он оказался совершенно православным. Любил поговорить о спасении души, святынях российской земли, масонском заговоре, водил Женю на службы. На литургию, всенощную, молебны. Но предложения, между прочим, не делал, видно, приглядывался, а пока для тренировки начал с ней обращаться, как с будущей женой.

Говорил ей, как ей одеваться — только юбка и даже в помещении платок! Отругал ее, когда она съела в пост шоколадку. Сердился, когда она робко ему возражала и говорила, что в заговор не верит. А уж когда Женя предложила ему пойти в театр, завращал глазами и как закричит: бесовщина! Голые девки! Извращенцы! Вот что такое твой театр.

И Женя подумала — жених-то немного не в себе. И пошла в театр одна, а Алеша как узнал об этом, так и сказал ей: “Знаешь, я решил, что буду монахом, потому что монашеский путь выше”. И больше уже не звонил.

Что поделаешь, поехала Женя снова к старцу: “Батюшка, вымолила я себе жениха, православного, а он оказался не такой!”

Но старец только улыбнулся и ничего не сказал. Тут Женя догадалась, что сказать-то ему больше нечего, и снова обратилась за помощью к преподобному Сергию.

— Отче Сергие! Пошли ты мне жениха, не надо уже и православного, просто хорошего, нормального человека!

Едет обратно в электричке, во все стороны смотрит — но вокруг только старушки, пьяные мужички, да матери с двумя детьми. Ничего подходящего. Приходит Женя на следующий день на работу, ну, а там все те же — и Ваня Синицын на нее как всегда поглядывает, улыбается, а потом подошел к ее столу.

— Давно мы что-то не обедали вместе?

За обедом, допивая морс, Ваня вдруг и говорит Жене:

— Сегодня у Фоменки премьера, давай сходим на лишний билетик, вдруг повезет?

Женя согласилась. И стали они ходить в театры и в кино, Ваня тоже оказался не чужд искусству. Он дарил Жене цветы, водил ее изредка в кафе, держал за ручку, целоваться не лез, что Жене тоже очень нравилось, иногда они и в церковь заходили, слушали, как поют. Женя Ване кое-что про церковь и христианство рассказывала, а Ваня слушал, иногда спрашивал, иногда молчал, но в общем со всем соглашался. И однажды вечером, провожая Женю домой, сказал: “Короче, я тебя люблю”.

С неверующим жить мука! Да в том-то и дело, что вскоре Ваня крестился, а на Красную горку Женин батюшка их и обвенчал. Они жили долго и счастливо.


Майя Кучерская
из книги "Современный патерик"