Евдокимова Ю.В. Пенсионная реформа в РФ: основные проблемы и направления их решения

Новая пенсионная реформа 2016 в России скоро вступит в полные права. Уже с 1-го января 2015 введён новый порядок начисления и способ формирования пенсионных выплат. Напомним, чем принципиально отличается новая формула расчёта, и от чего она зависит. Правительство утвердило пенсионную реформу уже давно, и планомерный переход к ней составлял не один год. И вот, наконец, первые начисления по новой формуле.

Итак, суть пенсионной реформы в 2016 году в том, что расчёт базового содержания будет осуществляться в некоторых условных единицах, или баллах в отличие от того, что расчёт ранее производился непосредственно в рублях. При выходе человека на заслуженный им отдых, условные единицы будут конвертироваться в рубль.

Итак, будущая поддержка пенсионеров по новым условиям зависит:

От периода отчислений за сотрудника в страховые фонды. Страховой стаж в этом случае будет оказывать существенное значение в размере будущей поддержки – чем он больше, тем больше будут и выплаты.

Размер заработных плат. Опять же, в учёт будущего пенсионного содержания будет идти только та часть зарплаты, от которых производились ежемесячные отчисления в ОПС. «Конвертные» содержания, увы, не учтутся. У работников теперь и совсем мало выгоды получать оклад в конверте.
Иметь значение будет также возраст обратившегося за получением пенсионного содержания человека. Увеличение индивидуального коэффициента каждого сотрудника происходит с увеличением отработанного стажа. Благодаря такому подходу, если человек продолжает трудиться после достижения нужных лет выхода на отдых, размер его пенсии будет увеличиваться с каждым годом работы.

Специальными коэффициентами будут обозначены отдельные периоды социальной значимости – декретные отпуска, армейской службы, отпуска по уходу за пожилыми родственниками. Эти периоды будут учтены при расчёте и повлияют на размер поддержки.
Согласно новому порядку формирования пенсионных выплат, пенсия гражданина России будет сформирована их двух составляющих: страховой и накопительной частей.

Итак, как прописывает пенсионная реформа в России 2016, накопительная часть считается следующим образом: сумма накопленных пенсионных отчислений делится на временной период, являющийся статистической единицей, обозначенной федеральным законом.
Вторая, страховая, часть рассчитывается в условиях фиксированных гражданских выплат. Не менее 15-ти лет должен быть период страхового стажа у получателя. Напомним, что фиксация страховых доходов происходит не в рублях, а баллах. Это очень удобно, таким образом Правительство предупреждает процесс «удешевления» пенсионных накоплений. Ведь инфляция порой «съедает» значительные суммы. Поэтому в момент выхода на отдых, пенсионер получит сумму, эквивалентную реальной действительности.

Первыми полностью оценить новую реформу смогут лишь те, кто устроится на работу официально только после января 2015-го года. Именно этим гражданам пенсионные формирования будут изначально начисляться по установленной формуле. Остальные лишь частично смогут ощутить её на себе – для них будут сделаны перерасчёты. Государство обещает, что для этих граждан в некоторых случаях будет сделана существенная поблажка – если при перерасчёте пенсионных сумм новая окажется меньше, чем по старому закону, то выбор будет сделан в пользу человека – то есть останется большая сумма.

Новые расчёты действуют практически на все категории пенсионеров и относятся и к пенсиям по инвалидности, и по потере кормильцев. При таких вариантах, как и сейчас, гражданами должен быть наработан стаж не менее одного дня.

Не распространены новые порядки перерасчёта на людей, находящихся на полном государственном обеспечении. Это следующие категории:

пожилые старше 80-ти,
граждане с инвалидностью 1-й группы,
жители, трудящиеся в условиях Крайнего севера.
Перерасчёты пенсионной поддержки в грядущем периоде могут приятно сказаться на тех, чей трудовой стаж уже больше 40-ка лет. Их выплаты могут сразу увеличиться на сумму порядка 600-700 рублей.

Изменится ли каким-то образом льготная пенсия по пенсионной реформе в 2016 году? Перечень льготных профессий, имея которые граждане выходят на пенсию раньше, остаётся прежним. При выходе на отдых, по закону таким лицам будут применены повышающие коэффициенты к накопленным баллам.

Если кратко, то так и выглядит пенсионная реформа 2016 , последние новости относительно которой формулируют основные принципы перехода на новые расчёты.

Конвертации в баллы и обратно в рубли будут подвержены все граждане, даже вышедшие на пенсию. Материальные выплаты в сторону уменьшения производиться не будут. Во все времена Белорусское образование считалось эталонном качества, обладатели Белорусских дипломов, считались очень умными людьми, поэтому и сейчас существует большой спрос на Белорусские дипломы , и не важно где вы живёте и работайте Белорусский диплом имеет свой статус везде!

Работающие после назначения пособия по старости пенсионеры не смогут получать одновременно пенсию и зарплату. Однако накопительная часть их с каждым рабочим годом увеличивается, так как насчитываются баллы трудового стажа, соответственно, и пенсионное содержание будет больше. Тем самым государство стимулирует своих граждан на продолжение трудовой деятельности без принятия радикальных мер по увеличению пенсионного возраста.

Пенсионный возраст не увеличивается, остаётся в тех же нормах.

Есть предложение – законопроект – предлагающее увеличивать размер ежегодной индексации базовой пенсионной части, привязывая её к уровню индексации зарплат.

С началом 2016 года в России появилась новая реформа, касающаяся пенсии. Несомненно, размер пенсии будет расти, вот только его расчет будет производиться по-новому.

Расскажем, на что повлияет пенсионная реформа, кто сможет получать пенсию по старости в 2016 году, а также определим, какие недостатки несут изменения в будущем.

Как рассчитывается пенсия в 2016 году – параметры и условия расчета пенсии 2016

Главный документ, предусматривающий все изменения – федеральный закон под номером 385 и названием «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов РФ, внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и внесении изменений в особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», утвержденный 15 декабря 2015 года.

Новая система перерасчета заключается в том, чтобы начислять положенные деньги не в рублях, а баллах . Причем ежегодно будет пересматриваться ставка одного балла.

Баллы будут начислены, в зависимости от:

  1. Вашей заработной платы.
  2. Трудового стажа.
  3. Возраста, в котором собираетесь выходить на пенсию.
  4. Специальных отчислений, которые вы перечислили на трудовую часть пенсии.
  5. Выбора пенсионного обеспечения.
Вам помогла наша статья? Поделитесь в соц сетях!

До 2002 года в России действовала доставшаяся «в наследство» от советского прошлого распределительная пенсионная система. Эта система была в состоянии обеспечить достойный уровень пенсий - но только в случае благоприятной демографической ситуации, когда численность работающих в стране значительно превышает число пенсионеров.
Сегодня этот принцип работает с «пробуксовкой» - на каждого пенсионера приходится только 1,5 работающих, а пенсионеров год от года становится все больше.

Изменение демографической ситуации, увеличение в стране числа пожилых людей, получающих пенсию, заставили обратить внимание на опыт европейских стран, и попытаться применить его в российских условиях.

C 2002 года стартовала пенсионная реформа, направленная на то, чтобы мотивировать россиян самостоятельно зарабатывать себе высокую пенсию. Ключевой идеей пенсионной реформы стал принцип накопления . Основной целью реформы стало обеспечение россиянам достойной будущей пенсии и установление прямой зависимости ее размера от стажа, заработной платы, времени выхода на «заслуженный отдых», а также добровольных взносов в счет будущей пенсии. Отметим, что опыт ряда европейских стран, где существует обязательная накопительная пенсионная система, действительно позитивный, и размер средней пенсии составляет там порядка 60% от уровня заработной платы.

Сегодня каждый работающий гражданин РФ моложе 1967 года рождения участвует в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которой будущая государственная пенсия формируется за счет страховых взносов работодателя, ежемесячно перечисляемых за работника в Пенсионный фонд России.

Для расчета страховой пенсии по новым правилам введено понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.Количество пенсионных баллов зависит от начисленных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа. Стоимость пенсионного балла будет определяться и меняться ежегодно. Отметим, что при формировании страховой пенсии взносы только «отражаются» на счете, но реально они идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

Средства, формирующие будущую накопительную пенсию, не идут на выплаты пенсионерам, а ежегодно инвестируются. Это деньги, которыми можно управлять, и которые - что немаловажно - продолжат учитываться в рублях и выплачиваться правопреемникам на этапе накопления.

До конца 2015 года каждый гражданин 1967 года рождения и моложе имел право выбора варианта собственного пенсионного обеспечения - направить всю сумму страховых взносов работодателя на финансирование только страховой пенсии или распределить эту сумму на финансирование накопительной и страховой пенсий.


Важно! В 2014 и 2015 гг. согласно положениям Федерального закона 04.12.2013 №351-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 №410-ФЗ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, в полном объеме направлялись на формирование страховой пенсии.

Поступление страховых взносов на накопительную пенсию должно было возобновиться с 2016 года, но государство продлило мораторий на перечисление страховых взносов в накопительную пенсию еще на один год. Таким образом в течение 2016 года все страховые взносы работодателя будут учтены в страховой пенсии (Федеральный закон №373-ФЗ от 14.12.2015).

В 2016 году и позднее у граждан, сделавших выбор в пользу сохранения отчислений в накопительную пенсию или отказавшихся от её дальнейшего формирования в пользу страховой пенсии, остается право изменить страховщика и перевести сформированные средства пенсионных накоплений из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд, а также сменить свой негосударственный пенсионный фонд на более надежный.

Участники Программы государственного софинансирования пенсий также могут продолжать увеличивать будущую накопительную пенсию. Минимальный добровольный взнос, при котором оказывается государственная поддержка, составляет 2 000 рублей в год (при условии уплаты первого взноса в размере 2 000 рублей до 31 января 2015 года). Государство удваивает вносимые средства из расчета не более 12 000 рублей в год.

И, наконец, можно самостоятельно, за счет собственных средств накопить на дополнительную , заключив договор негосударственного пенсионного обеспечения.

Уверенность в своем будущем строится на понимании того, что каждый, кто уже работает или только начинает свою трудовую деятельность, в вопросе своих пенсионных накоплений должен занимать активную позицию.

Позаботьтесь о своем будущем заранее - формируйте свой будущий пенсионный капитал с ОАО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления».

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В РФ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ

Евдокимова Юлия Викторовна
Российский государственный социальный университет
кандидат философских наук, доцент


Аннотация
В статье рассмотрены проблемы дефицита средств Пенсионного фонда РФ, направления пенсионной реформы в 2016-2017 году. Дан обзор ожидаемых мероприятий по оптимизации пенсионной системы в 2017 году.

PENSION REFORM IN THE RUSSIAN FEDERATION: MAIN PROBLEMS AND DIRECTIONS OF THEIR DECISION

Evdokimova Julia Viktorovna
Russian state social university
candidate of philosophical sciences, associate professor


Abstract
In article problems of deficit of means of the Pension Fund of the Russian Federation, the direction of pension reform in 2016-2017 are considered. The overview of the expected actions for optimization of the pension system in 2017 is this.

Проводимая в России пенсионная реформа во многом «пострадала» в результате затяжного экономико-политического кризиса последних лет. Согласно проекту федерального закона о бюджете Пенсионного фонда РФ, прогнозируемый дефицит бюджета Пенсионного фонда России в 2017 году составит порядка 181,7 миллиарда руб. . Планируемые позитивные изменения по обеспечению достижения коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% видимо, пока еще останутся планами.

Аналитический центр НАФИ отмечает, что проблема дефицита Пенсионного фонда РФ определяется не столько недостаточными взносами, сколько другими причинами. К ним отнесены высокая доля неформальной и теневой занятости, безработица, а также низкий уровень заработных плат. Таким образом, пенсионная система не получает достаточного объема взносов для обеспечения приемлемого уровня выплат пенсионерам. Также увеличивается количество людей с доходами ниже прожиточного минимума, сокращается доля населения трудоспособного возраста. Выделяется большой объем льгот по уплате взносов для ряда отраслей и регионов, что также увеличивает проблемы финансовой обеспеченности Пенсионного фонда РФ.

Рассмотрим мероприятия, проводимые и планируемые сегодня государством с целями повышения устойчивости пенсионной системы.

1. Произойдет последовательное постепенное повышение пенсионного возраста до 65 лет. Согласно законодательным изменениям, с января 2017 года уже повышается пенсионный возраст для отдельных категорий граждан. Данные изменения коснутся государственных служащих федерального, регионального и муниципального уровня, а также лиц, занимающих политические посты. Для женщин достижение пенсионного возраста установлено в возрасте 63 лет, для мужчин – в возрасте 65 лет. Повышен предельный возраст пребывания на рабочем месте, для руководителей высшего звена – до 70 лет, иных лиц – до 65 лет. Минимальный трудовой стажа данных категорий граждан должен составить не менее 20 лет .

2. Запланировано увеличение стажа для тех категорий работников, которые выходят на пенсию раньше общего срока.

3. Предусмотрено введение единого тарифа социального страхования.

4. Планируется отмена обязательности накопительной пенсии. Вводится понятие индивидуального пенсионного капитала.

5. В силу недостаточности пенсионных средств, уменьшение индексации пенсий.

6. Ужесточение условий выплат пенсий для работающих пенсионеров .

В 2016 году было принято решение об отмене индексирования пособия пенсионерам, состоящим в трудовых отношениях. С 2014 года заморожена накопительная часть пенсии.

Создание накопительной части пенсионного накопления не оправдало себя, как, впрочем, и пенсионная реформа в целом. Основными целями совершенствования системы пенсионного страхования граждан являются финансовая устойчивость пенсионной системы на долгосрочной основе и обеспечение приемлемого уровня пенсионных начислений. Однако, в силу кризисных явлений, происходящих в России уже на протяжении нескольких лет, достижение поставленных целей рассредотачивается во времени, и внедряемые антикризисные мероприятия на сегодня не способны решить имеющиеся проблемы и осуществить поставленные цели.


Библиографический список

  1. Дефицит Пенсионного фонда в 2017 году составит порядка 181,7 млрд. рублей // Официальный сайт агентства РИА[Электронный ресурс] Режим доступа: Новости (

Министерство финансов предложило реформировать пенсионную систему. В случае, если депутаты Государственной Думы поддержат предложение финансистов, пенсионный возраст будет повышен, изменятся правила выплаты и индексации пенсий, а структура самой пенсионной системы изменится до неузнаваемости - на смену обязательным накопительным взносам придут добровольные платежи. К такому решению в Минфине пришли после заседания правительства в феврале 2016 года по вопросу пенсионной системы, изменение в которой назрели в связи с социально-экономической ситуацией в стране. Однако прежде, чем провести реформу, власти собираются обсудить проблему с представителями профсоюзных организаций, общественными организациями, работодателями и экспертами и узнать их точку зрения.

Страх перед «демографической ямой»

В первую очередь, пойти власти на такой шаг вынудил рост пенсионных расходов. Согласно бюджету России, в текущем году количество пенсионеров увеличится на 546 тысяч и достигнет 43,2 млн человек, из которых 39 млн человек получают страховую пенсию, а 3,1 млн человек - социальную. Для обеспечения людей пенсионными выплатами, из федерального бюджета выделено 5 972,9 млрд. рублей, что составляет около 8% ВВП России.

Объясняя необходимость пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста министр финансов России Антон Силуанов заявил, что при нынешнем положении дел страна в ближайшее время может оказаться в «демографической яме». Такой пессимистический сценарий обусловлен тем, что количество квалифицированных работников уменьшается, а пенсионеров увеличивается. За счет продления пенсионного возраста, уже в ближайшие годы ситуация на рынке труда может выровняться.

Но эксперты указывают, что одного поднятия пенсионного возраста для улучшения ситуации будет недостаточно и необходимо реформировать весь рынок труда. В то же время, они соглашаются, что необходимо с чего-то начинать уже в ближайшее время. И реформирование системы пенсионного обеспечения не самый худший вариант.

«Шесть китов» пенсионной реформы

В качестве первоочередных шагов в рамках пенсионной реформы в Министерстве финансов выделили шесть направлений: изменение тарифов, правил компенсации и выплат, системы досрочного выхода на пенсию, пенсионного возраста, отмена обязательных накопительных взносов и внедрение добровольного перечисления средств.

В качестве меры по изменению тарифа специалисты Минфина предлагают установить единый тариф социального страхования, который будет взиматься со всей заработной платы, а не как сейчас лишь с зарплат до определенного уровня. При этом в ведомстве отмечают важность сохранения пенсионных обязательств на существующем уровне. Это произойдет за счет сокращения бюджетных трансфертов в Пенсионный фонд. По сути, в Минфине предлагают увеличить налоги и уменьшить социальные обязательства. Кроме того, снизить тариф поможет сокращение индексации пенсий в 2017 году. Правда, в финансовом ведомстве не уточняют, о сокращении на сколько процентов идет речь.

Что касается повышения пенсионного возраста, такая идея витает в Министерстве финансов уже давно. На этот раз предлагается увеличить возраст выхода на пенсию до 65 лет как для мужчин, так и для женщин. Запланировано, что пенсионный возраст будет увеличен не сразу, а постепенно - на 6-12 месяцев ежегодно.

Кроме того, в ведомстве предложили вернуться к практике СССР и отказаться от выплат работающим пенсионерам. Учитывая, что такая норма не противоречит требованиям Международной организации труда, ее могут внедрить одной из первых. В первую очередь, это касается людей, работающих на вредных производствах и имеющие право досрочного выхода на заслуженный отдых, но не пользующиеся им, а продолжающие работать во вредных условиях. Тем более, что количество таких людей достигало половины от всех «досрочников».

Для работников медицины, сферы образования, творчества, которые также могут выйти на пенсию по выслуге лет, предлагается постепенно увеличить срок возможности досрочного выхода на отдых, чтобы он сравнялся с общим по России.

Также реформа предлагает отменить обязательное пенсионное страхования и перевести его в разряд добровольного. При этом, добровольное страхование будет стимулироваться со стороны правительства. Однако, на такой шаг власти собираются пойти не ранее 2019 года. С чем связана такая задержка в Министерстве финансов не уточняют.

Более всего в экспертной среде обсуждают отказ от обязательного пенсионного страхования. Действительно, подобная практика будет внедрена впервые не только в России, но и в СССР. Многие специалисты отмечают, что не понимают, как можно в сложившей экономической системе наиболее безболезненно пойти на такой шаг. К тому же, в Минфине молчат по этому поводу, предоставляя лишь сухие цифры.

Согласно планам, накопительные взносы будут выведены из обязательного пенсионного страхования. Таким образом, в солидарной системе окажутся все 22% взносов, а накопительная часть будет называться «индивидуальный пенсионный капитал». В капитал войдут все предыдущие накопления, которые станут собственностью человека, и он сможет их потратить до выхода на пенсию.

Накопительные взносы в негосударственный пенсионный фонд будут выплачиваться с заработной платы, а их размер - от 0 до 6% - можно будет изменять в течение жизни. Эти средства не будут облагаться НДФЛ, а размер взноса в Пенсионный фонд России будет уменьшен именно на эту сумму. Так, с каждых 6 рублей с заработанных 100, человек получит 7,32 за счет софинансирования со стороны государства.

Сергей Сидорин