Двенадцатый месяц. Календарь развития ребенка

Свершилось! Первая свечка на праздничном торте - малышу исполнился год … Наш герой заметно повзрослел, стал самостоятельным и вполне осознающим, что он хочет. Он все еще познает мир вокруг себя, и все еще нуждается в близости родителей. Маленький человек должен быть окружен заботой и любовью, чтобы в дальнейшем из него получилась сильная личность, уверенная в своих действиях.

У первогодок скорость роста заметно снижается. Это объясняется тем, что карапуз стал более активен в движениях, потому что разнообразие пищи дает ему возможность получать большее количество полезных веществ.
Кроме умения ходить, малыш продолжает оттачивать и иные действия: толкает, тянет, носит различные предметы. Он будет подмечать движения старших братьев и сестер, и копировать их. Например, будут представлять наклоны вперед, пока голова не упрется в пол. И таким манером, вверх тормашками, озорник будет поглядывать на происходящее, радуясь тому, что рассмешил окружающих.
По-прежнему, малышу проще забраться вверх по лестнице, чем спуститься вниз. Ему уже знакомо чувство страха. Это говорит о том, что теперь у него имеется ощущение высоты, и начинает срабатывать инстинкт самосохранения. Надо продолжать снова и снова демонстрировать ребенку правила безопасного спуска.

Ребенок 12 месяцев развитие и питание.

На 12-м месяце жизни психологическая сторона жизни ребенка заметно усложняется. Неожиданно для всех кроха может вдруг заплакать не от боли или страха, а от обиды. У себя дома карапуз предстает бесстрашным исследователем, а среди чужих людей он требует, чтобы близкий человек был поблизости. У него появляется страх быть брошенным матерью. Поэтому надо быть очень внимательным к крохе, и не давать ему поводов к переживаниям.

Ребенок в этом возрасте старается оказывать влияние на взрослых для достижения своих целей. В противном случае он может закатить истерику, упасть на пол, орать, кричать и визжать. В этот момент недопустимо зареванного малыша ругать и наказывать - его надо взять на руки и успокоить, укачать. Разобрать ситуацию надо лишь после того, как ребенок успокоиться.

Еще год за годом будет сохраняться эмоциональная связь мамы с малышом. Он не будет удовлетворен только играми, вкусной едой и общением со своими сверстниками. Ему как воздух необходимы материнские объятия, нежность и ласковые руки. У него должна быть уверенность в том, что он является центром Вселенной для мамы с папой, что он для них самая большая драгоценность. Только так, ощущая огромную любовь, малыш узнает собственное «я», утверждая свою значимость среди людей.
У годовалых деток появляется так называемый «переходный объект». Это вещь или предмет, который собой заменяет близкого человека, в данный момент отсутствующего. Особенно важно для малыша иметь этот предмет под рукой во время засыпания. Это может быть мягкая игрушка или мамина рубашка, сохранившая ее запах, или пеленочка, такая же теплая как руки мамы.
Важно помнить, что «переходный объект» не должен стать смыслом существования ребенка. К его помощи надо прибегать только в те моменты, когда малышу требуется успокоение и душевный мир - отход ко сну, расставание (пусть и на короткий срок) с родителями, или когда льются слезы из-за ушибленной коленки. В остальное время «оберег» должен быть убран, но на расстоянии вытянутой руки ребенка, чтобы он мог прижать его к груди в любой момент.

Что умеет ребенок в 12 месяцев?

12-месячный малыш умеет:

  1. Перекладывать во время еды ложку из одной руки в другую
  2. Набирать воду в ванной, применяя подручные средства
  3. Рвать листы бумаги и листья растений
  4. Снимать бусы через голову
  5. Брызгаться во время купания ручками и ножками, пытаясь вылезти из ванночки

Очень интересно наблюдать, как из пассивного существа, ребенок превращается в активного, подвижного и очень занятого множеством дел маленького человека, способного самостоятельно передвигаться и удовлетворять свои желания в познании окружающего мира.
Кроха постоянно «играет» собственным голосом - то покричит, то что-то пробормочет, подражая разговору, то запоёт. Проснувшись рано утром, малыш может долго раговаривать сам с собой, издавая какие-то звуки, пока своими руладами не разбудит родителей.

Питание ребенка в 12 месяцев.

Рацион годовалого ребенка полезен и разнообразен. Родителям обязательно надо обращать внимание на продукты, которые недопустимы в меню ребенка. К ним относятся следующие изделия:

  • Конфетно-шоколадные
  • Копченые и вяленые
  • Колбасные
  • Специи и пряности
  • Помидоры

Что умеет ребенок в 12 месяцев? К этому времени карапуз уже умело управляется ложкой и готов приступить к пользованию детской вилочкой.
Чтобы продолжить развитие жевательной функции, ребенку надо предлагать запеканки, котлетки на пару. Для системы пищеварения не помешают детские йогурты, кефир. Предлагая хлеб, надо следить, чтобы кроха на подавился крошкой.

Игры.

Развитию ребенка в 12 месяцев способствует определенный арсенал строительных деталей - это арки, конусы, пирамиды, разноцветные кубики. Карапуз познает азы строительства, и тут же разрушает все до основания. Во время созидательного процесса идет развитие мелкой моторики рук и оттачивается координация движений.
Разнообразные сортеры – игрушки с отверстиями, куда помещаются фигуры, которые соответствуют прорезям. Они дают малышу представление о формах, помогая вырабатывать внимание и настойчивость.

Двенадцатый месяц – окончание грудничкового периода, который длится с первого месяца жизни и до исполнения ребенку одного года. Еще немного и вы отпразднуете первый день рождения своего малыша. За 12 месяцев ребенок вырастает в среднем на 25 см и рост к году составляет от 73 до 79 см.; вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, увеличивается почти втрое и составляет в среднем от 8,9 до 10,8 килограммов.

Физическое развитие на двенадцатом месяце

Ребенок уже встает без опоры и крепко стоит на ногах. Ближе к году большинство детей начинают самостоятельно ходить без поддержки: кто-то достаточно уверенно и к году уже способен бегать, а кому-то необходимо преодолеть свой страх, и он с осторожностью делает свои первые три-четыре шага. Таким деткам намного легче передвигаться, держась за опору – за мамину руку, коляску или спинку санок. При ходьбе малыш широко расставляет ножки носками врозь, не сгибая коленок (походка Чарли Чаплина), при этом балансирует руками и часто падает.

Ручки ребенка уже достаточно ловкие для того, чтобы брать мелкие предметы двумя пальчиками и крепко их держать. Дети в этом возрасте очень любят открывать/закрывать ящики, коробки с обувью, отлеплять липучки на одежде, развязывать бантики, шнурки, листать книги и журналы.

Игры и игрушки на двенадцатом месяце

Годовалому ребенку для развития необходимо приобрести наборы кубиков разных по цвету и величине, набор форм, вставляющихся друг в друга, наборы для ролевых игр (куклы, детская посуда, игрушечная коляска и т.п.). Показывайте ребенку, как можно один кубик поставить на другой, построить башню, а затем ее разрушить.

Годовалые дети с большим увлечением играют с ёмкостями: выливают, переливают, наполняют, опустошают. Любят играть кастрюлями с крышками и греметь ими. Играть с коробками: снимать крышки с различных по форме коробок, открывать и закрывать коробки из-под обуви, выдвигать ящички и вытаскивать все содержимое шкафов. Ребенку нравится разбирать и собирать предметы, вкладывать их один в другой, просовывать игрушки в отверстия.

Обучайте малыша сложным действиям с предметами по словесному указанию: «построй башню», «дай мне зайку», «покорми куклу», «покатай машинку».

Находясь рядом с другими детьми, ребенок сначала изучает их со стороны, наблюдает за тем, с какими игрушками они играют, а затем повторяет их действие. Многие детки стараются забрать игрушки у других и очень редко отдают свои.

Еще одним из важных навыков, который осваивает ребенок после умения устойчиво стоять на ногах - это толкание и катание предметов (тяни-толкай). Ребенок получает удовольствие, когда толкает перед собой коляску, машинку, санки или тянет за собой на веревочке игрушки-каталки.

Очень полезно играть с ребенком в мячик: если ранее ребенок учился ронять мяч, то теперь он может его бросить. Ударять ногой по мячу ребенок учится, когда попадает по мячу случайно, во время ходьбы; вы можете держать ребенка за одну руку и попросить толкнуть мячик ножкой. И, несмотря на то, что первые удары ребенка по мячу очень слабые, с возрастом он сможет бить ногой по мячу с большей точностью и без вашей помощи.

Речь

Очень часто так происходит, что ребенок не может одновременно овладеть ходьбой и умением говорить. Ребенок может отставать в ходьбе от своих сверстников, но быстро пополнять словарный запас и наоборот. Мальчики обычно начинают разговаривать позднее, чем девочки. Но есть и такие детки, которые до определённого возраста не разговаривают или произносят слова крайне мало – не более 2-3 при норме 10-12 коротких слов, которые ребенок обычно выговаривает к году. И это тоже нормально, если ребенок понимает взрослого, у него есть пассивный словарный запас (малыш понимает значение слов, знает и показывает предметы, части тела, но при этом не произносит слова) значит, ему просто нет острой необходимости разговаривать, ведь ребенок сначала учится понимать язык, и только потом говорить.

Ранее вошедшие в лепет ребенка слоги - «ба», «па», «ма» в конце первого года жизни становятся составными частями произносимых им слов: «баба», «папа», «мама» и др. Любой звук или слог, имеющий определенное смысловое содержание, для малыша - слово. Первые слова у всех детей одинаковы по звучанию, но могут быть разными по смыслу, и в различных случаях служат выражением разных значений. Эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации, так слово «да-да» может означать: «дядя» или «дай мне», «ка» - ворона или качели. Некоторые слова и звуки, подкрепленные мимикой, служат средством общения со взрослыми и детьми, например, ребенок может произносить звук «а-а-а» и показывать пальчиком.

Многие дети используют также простые слова «дай» и «на». Остальной словарный запас большей частью состоит из особых облегченных слов, понять зачастую посильно только родителям. Например, «бам» – падение, упал, мячик, «бабака» - собака, бабочка и т.п.

Для развития активной речи необходимо совершенствовать у ребенка способность подражать слышимым звукам и словам. Надо воспитывать у него умение слушать и воспроизводить слышимое. Для этого поддерживайте лепет ребенка легкими звукосочетаниями «топ-топ», «гуси-гуси-га-га-га». Учите его по вашей просьбе отвечать на такие вопросы, как: «Как ходят часики?». Скажи: «Тик-так». Чтобы вызвать у ребенка подражание словам, можно давать ему образцы облегченных слов, но произ­носить их в сопровождении правильных, например: «Спи, ляля, бай-бай». Через 3-4 месяца, когда ребенок сможет подражать взрослым, надо перейти к обычной правильной речи.

Слух

Разговаривайте с ваши малышом постоянно, маленького ребенка во время бодрствования должен окружать звуковой фон: читайте потешки , рассказывайте ему сказки и о том, что окружает его вокруг, пойте детские песенки. Самые лучшие звуки для ребенка - это звуки природы: пение птиц, шорох листвы, журчание воды. Такие звуки не только развивают слух ребенка, но и благотворно влияют на его нервную систему. К году ребенок способен не замечать шума, когда сосредотачивает свое внимание на красочной картинке в книжке или увлечен игрой.

Зрение

Ребенок видит изображения уже почти как взрослый. Он хорошо различает цвета. Восприятие таких параметров, как высота и глубина улучшаются по мере того, как ребенок начинает овладевать ходьбой. К году у ребенка полностью формируются слезные протоки, поэтому склеивание век у него происходит реже. Узнает знакомых людей, находящихся в другом конце комнаты, еще до того, как они заговорили с ребенком. Узнает близких ему людей по фотографии.

Другие навыки и умения на двенадцатом месяце

Самостоятельно берет чашку двумя руками, пьет из чашки и ставит на стол. Может сам проситься на горшок, хотя многие детки горшок недолюбливают и абсолютно не хотят на него садиться. Ребенок по назначению использует расческу. Пытается рисовать.

Первые зубки

К году ребенок уже может иметь 8-12 зубов . Если у вашего малыша зубиков меньше, не переживайте, подождите еще несколько неделек, возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Однако при позднем прорезывании зубов стоит проконсультироваться с врачом, не страдает ли ребенок, особенно в зимний период, недостатком витамина D и, как следствие, таким заболеванием, как рахит .

Осмотр ребенка в поликлинике

В год проводят туберкулинодиагностику (ставится проба манту) и только после оценки результатов решается вопрос о вакцинации против кори, краснухи, эпидемического паротита.

Поводы для беспокойства на двенадцатом месяце

Если к концу двенадцатого месяца:

  • держась за руку взрослого, не может сделать хотя бы несколько шагов;
  • не понимает, что требуют от него взрослые (например, не подает игрушку);
  • не умеет имитировать звуки и жесты;
  • не может самостоятельно есть ложкой и без посторонней помощи пить из чашки.


Время бежит незаметно. Совсем недавно ваш карапуз появился на свет, и вы носили на руках маленький комочек. Теперь его не узнать: малыш кардинально изменился внешне, он многое умеет и понимает. Развитие ребенка в 12 месяцев еще больше направлено на познание окружающего мира. Этот период является переходным, поэтому в некоторой степени сложен для малыша и родителей.

Что нового в физическом развитии годовалого малыша?

В 12 месяцев ребенок имеет вес 9.5 – 10.5 кг (±1 кг) и рост 74 – 76 кг (± 3 см). Прибавка массы и длины тела существенно не отличается от предыдущего месяца.


Что умеет нового в двенадцать месяцев ваш малыш?

Ходит за ручку или самостоятельно. Но может продолжать активно ползать на четвереньках. Ребенок в 12 месяцев может одной ручкой взять два маленьких предмета, а двумя – три или горсть. Уверенно подает предмет взрослому и отпускает его. Умеет захватить пуговицу на вашей одежде при помощи согнутых большого и указательного пальцев. Малыш уже может приседать или садиться без опоры. Моторное развитие ребенка в годик позволяет ему построить башенку из нескольких кубиков и надевать кольца на палочку. Малыш продолжает осваивать жесты, кроме тех, что уже усвоены (см. ребенок в 10 и 11 месяцев), еще может: послать воздушный поцелуй (если вы его научите), поцеловать маму, дует на горячее. В 12 месяцев ребенок делает попытки кушать ложкой самостоятельно, при условии, что вы ему это показываете и позволяете сделать самому.

Подробно: что умеет ребенок в 1 год

Что нового в психическом развитии:

К году ребенок понимает более 20 слов и знает названия предметов, которые видит вокруг каждый день. Произношение слов пока отдаленно напоминает должное, могут переставляться местами слоги, не все буквы выговариваются. Малыши вкладывают несколько значений в одно слово. Ребенок в 12 месяцев начинает тянуться к другим ребятишкам, но пока не умеет общаться без конфликтов. Теперь кроха хорошо понимает, как и с кем в семье можно себя вести. Он чувствует мягкость матери и позволяет себе шалить или даже манипулировать ею. Знает, что с папой такое не прокатит. С ребенком к 12 месяцам становится все сложнее играть, он может устанавливать какие-то свои, не приемлемые для вас, правила в играх и упорствовать в том, что делать нельзя: кидаться песком, дергать за хвост кошку. У детей примерно с этого возраста начинает проявляться долговременная память. Малыши могут запомнить, что происходило вчера или несколько дней назад. Есть люди, которые уже будучи взрослыми, способны вспомнить себя в годик. Когда малыш слушает музыку, то пытается подпевать, а стоя – пританцовывать. Выполняет простые просьбы. (см. ребенок в 11 мес.) Приблизительно, начиная с 9-го месяца, но чаще всего в один год, у детей может наступить трудный переходный момент, когда они становятся будто не похожими на себя и кардинально меняются – это кризис первого года. Как он проявляется: Трудновоспитуемость (непослушание, упрямство); Резкое повышение самостоятельности (отказ от помощи); Обидчивость и плаксивость; Противоречивое поведение (ребенок может раздражаться, когда что-то не получается и ждать помощи от вас, но сразу отказаться от нее).

У любой мамы возникают вопросы: почему ребенок начал так себя вести? Что это: вредность или я его избаловала? Не стоит слишком переживать и бурно реагировать на перемены. Вот причины, из-за которых меняется поведение малыша:

У ребенка постепенно формируется воля, которая все чаще начинает сталкиваться с волей взрослого, из-за чего возникает протест со стороны малыша. Мироощущение ребенка с 12 месяцев полностью меняется: он осознает первые признаки того, что он отдельная личность, что родители – это взрослые, которым позволено больше, чем ему. С приобретением все большего количества навыков, у ребенка растет уверенность в себе, и он все больше проявляет самостоятельность. В то же время, малыш пока не может оценивать адекватно свои возможности, распределять силу, предвидеть ситуацию. Поэтому ребенок как бы переоценивает себя и из-за этого терпит неудачи, которые, конечно же, выводят его из себя. Ребенок не может принять мысль: «что у него не получается сделать то, что хочется, ведь мама это умеет». Запреты воспринимаются ребенком как препятствие взрослыми к познанию им мира.


Тест на развитие детей в 12 месяцев:

Малыш уже должен уметь ползать, стоять с поддержкой и сделать несколько шажков, если вы держите его за ручки. Ребенок в 12 месяцев должен использовать 1 – 2 жеста: махать ручкой, кивать «да» или «нет». Ребенок должен говорить хотя бы одно осмысленное слово: мама, папа. Должен уметь выполнить простые просьбы: дай, возьми. Кроме того, должны присутствовать навыки, полученные в предыдущих месяцах. (см. ребенок в 10 и 11 мес.) К концу первого года у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна – свидетельство того, что зубик растет.

Если хоть по одному из пунктов теста результат отрицательный, то обязательно нужно посетить детского врача.

Развитие ребенка по месяцам. 1 год / 12 месяцев видео

Режим – сон и питание

Родители многих годовалых детей сталкиваются со сменой режима. Приходится это делать потому, что теперь ребенка становится трудно уложить днем в такое же время, поэтому дневной сон приходится отодвигать. Так проявляют себя «совы», которые утром просыпаются в 9 – 10 часов, а днем укладываются в 14 – 15 часов. Таким образом, получается, что такие дети начинают спать днем один раз по 2 – 3 ч, примерно с 14 до 17 часов, а ночной сон у них начинается только в 22 часа или даже позднее.

В связи с этим приходится приучать малыша к другому режиму питания. Если ребенок перешел на один длинный дневной сон, то пять раз покормить его не получится. Такие малыши кушают 4 раза, например: завтрак в 9.00, в 13.00 - обед, в 17.00 – полдник и ужин в 21.00.


Если режим вашего малыша не подвергся изменениям, то все остается по-прежнему. (см. ребенок в 11 мес.)

Как помочь малышу развиваться

Продолжайте периодически носить ребенка на руках. (см. «холдинг» ребенка в 10 мес.) Развитие ребенка в годик все так же направлено на совершенствование речи и мелкой моторики, поэтому продолжайте занятия, которые развивают эти функции. (см. ребенок в 10 и 11 мес.) Самый главный навык, который сейчас приобретает ваш кроха – это ходьба. Как бы вам не захотелось, чтобы ребенок начал ходить, важно, чтобы он был к этому готов. Если малыш освоил ползание и с легкостью передвигается, то можно подталкивать его к тому, чтобы он начинал ходить, но отучать ползать его не нужно. Для этого: Поместите любимые игрушки малыша на доступную для него высоту. Как только вы заметите, что малыш встал и тянется за предметом, перенесите его чуть подальше от ребенка, чтобы кроха проделал несколько шагов сторону цели. Не торопите малыша, опорно-двигательный аппарат постепенно привыкает к новым нагрузкам. Увеличивайте расстояние постепенно. Когда ребенок научится проделывать самостоятельно подряд несколько шажков от опоры до опоры, создайте ему несколько таких целей в виде игрушек. Пусть малыш переходит от одной опоры до другой: от стула к кроватке, от кроватки к креслу. Очень часто малышу мешает сделать первый шаг чувство неуверенности и страх потерять равновесие. Дайте малышу в руки игрушку для равновесия, отойдите на пару шагов и попросите принести вам предмет. Многим деткам этого достаточно, чтобы осмелиться ходить самостоятельно. Когда ходите гулять с ребенком, обращайте внимание ребенка на других детишек, которые уже ходят. Чужой пример заразителен. Не злоупотребляйте ходунками, они могут сформировать неправильную осанку (ЗА и ПРОТИВ ходунков). Лучше использовать игрушки-каталки или вожжи. Поддерживайте малыша за предплечья или кисти, но не за подмышки. Когда кроха сможет делать несколько шагов самостоятельно, можно страховать сзади, поддерживая за капюшон. Теперь старайтесь меньше пользоваться коляской. Падения – важная составляющая в процессе обучения ходьбе. Не бросайтесь к нему сразу же после падения, пусть малыш сам попробует встать. Помогайте, если ребенок действительно не может встать или ударился и заплакал. Если у вас есть, где походить по травке, по песку или просто по земле, то будет полезным выпускать погулять ребенка босиком. По жесткому полу учить ходить малыша нужно только в специальной детской обуви. Причина в том, что при ходьбе в стопе напрягаются определенные группы мышц, что происходит только при передвижении по естественным поверхностям (земля, песок, камушки). Когда ребенок ходит по жесткому полу, то стопа расслаблена или не полностью напряжена, что приводит к различным нарушениям в походке и голеностопе. Следует заметить, что первые башмачки должны быть не просто тапочками или нарядными босоножками, а ортопедически правильными ботинками. Желательно, чтобы они были на шнуровке и с высоким задником - для устойчивой фиксации голеностопа и с каблучком 5 мм - для профилактики плоскостопия. Конечно, не нужно держать постоянно ребенка в ботинках, но когда малыш учится ходить – одевайте.

Читаем статью 10 способов как научить ребенка ходить

Игры

Играйте с детьми в сюжетные игры: все, что вы увидели на прогулке можно обыгрывать дома с помощью игрушек, например: вы смотрели, как грузовик разгружал кузов. Дома можете это повторить с детской машинкой и кубиками. Или устраивайте ребенку сказки-спектакли при помощи пальчикового детского театра или матрешек в виде героев сказки.

Пришло время перестроить отношения с ребенком. Организуйте свои игры и занятия с ним так, чтобы они проходили совместно, но в то же время вы позволяли малышу самостоятельно сделать то, что он умеет. Между вами и ребенком должно быть искреннее доверие, только в этом случае кроха сможет учиться у вас и полноценно развиваться.

← 11 месяц


Календарь развития ребенка по месяцам (выбери месяц)

Общая статья: Календарь развития от рождения и до года (все 12 месяцев)

Что умеет ребенок в 12 месяцев?

Ребенок может делиться с мамой и папой конфетой, смеяться, если его что-то смешит, и улыбаться, если он чем-то доволен. Во время игры ребенок может веселиться и вовлекать в нее всех домашних. Ребенок начинает «обезьянничать», то есть повторять за взрослыми их слова, поступки, мимику, жесты. Это значит, что его мозг анализирует окружающее, причем делает это очень активно.

Физические данные ребенка в 12 месяцев

В годик ребенок весит от 9800 до 10,5 кг. Растет он тоже очень хорошо: его вес достигает 76 см. Это примерные данные, которые нужно брать на вооружение только как ориентировочные цифры. Сон ребенка в 12 месяцев тоже меняется. Если раньше его дневные дозы сна были довольно частыми и продолжительными, то теперь ребенок спит всего 2 раза в день, а не 6, как раньше. Его сон длится от одного до полутора часов. Этот график стоит продолжать – во время сна малыш растет.

Книжки и игрушки ребенка в 12 месяцев

С малышом в этом возрасте можно уже активно заниматься. Можно читать ему книжки, сказки, стишки, петь ему песенки. Книжки должны быть большими и красивыми, картинки должны быть яркими и хорошо просматриваться. Содержание того, что читает папа или мама, должно быть понятным для ребенка, но интересным. Ребенок не сразу понимает, что это книга, которую нужно читать. Он рассматривает ее и играет с ней как с игрушкой. Потом ребенок поймет, что книга – это источник интересных стихов и сказок, и будет ждать от мамы их чтения.

Сегодня есть масса ярких и красивых книжек-раскрасок, книжек с раскладными страничками, где можно запросто увидеть голову волка или яркую шубку рыжей лисицы. Такие книжки нужно покупать ребенку, чтобы он мог развиваться. Другой возможностью развивать ребенка будут яркие кубики. Из них можно что-то строить, и на них нарисованы разные буквы. Это отлично для ребенка 1-го годика. Это – возможность для дальнейшего обучения чтению.

Как развивать речь ребенка?

Когда вы идете куда-нибудь с ребенком, показывайте ему разные предметы и явления и рассказывайте о них. Вы можете рассказывать что-то малышу во время прогулки в парке, во время похода в супермаркет, во время похода в гости. Ребенку будет очень интересно и это станет большой познавательной радостью для него.

Пойте ребенку песенки, и он вскоре будет подпевать вам. Это поможет развиться музыкальному слуху ребенку.

Ребенок в 1 годик очень любит общаться. Он уже может понимать слово «нет», слово «нельзя», слово «да». Запас слов маленького ребенка в 12 месяцев – до 8-и, а то и 10-и. Это самые простые слова с открытыми слогами, такие как «мама», «папа», «дада», «ляля» и так далее.


Ребенок в 1 годик уже достаточно развит, чтобы узнавать на картинке предметы и показывать на них пальчиком. Ребенок может уже узнавать и людей и радоваться или огорчаться, когда они заходят в квартиру. Тем, кто нравится ребенку, он дает поиграть своими игрушками, а того, кто не нравится, сторонится.

Ребенку в 12 месяцев нравится быть в компании со взрослыми людьми. Он моментально оказывается там, где за столом или у телевизора сидит компания взрослых.

Как двигается ребенок в 12 месяцев?

Ребенок в 12 месяцев может переносить игрушки, заниматься чем-нибудь интересным, например, подражать брату или сестре, играть с ними. Ребенок в 12 месяцев может делать гимнастику, прыгать, кувыркаться, ползать, стоять вниз головой. Ребенок в 12 месяцев очень любит прятаться. Он может залезать под кровать или прятаться в игрушках. Он с удовольствием играет с мячом, бросая его взрослым или просто катая мяч по квартире.

Так же увлеченно ребенок в 12 месяцев играет с игрушками.

Как кушает ребенок в 12 месяцев?

Ребенок в 12 месяцев уже может уверенно держать ложку и даже есть из нее самостоятельно. Он может перекладывать ложку из одной ручки в другую, и кулак его при этом тверд. Чашку он тоже держит хорошо и даже может пить из нее. Этой чашкой он может брать воду из емкости, где ее много, например, из кастрюли, ведра или целой ванны. Кроме того, ребенок очень любит играть с водой. Если он еще и любит купаться, это очень хорошо. Значит, вы привили ему полезные привычки.

Молочные зубы ребенка в 12 месяцев

У ребенка этого возраста уже есть несколько молочных зубов. Этими зубами ребенок уже может что-то жевать. Но не стоит давать ему твердую пищу. Ребенок в 12 месяцев с удовольствием жует паровые котлетки, кашу, молочные или творожные запеканки. Кефир или йогурт с кусочками фруктов или ягод ребенок тоже пьет с удовольствием. Правда, все эти продукты нужно давать ребенку не сразу, а постепенно, и следить за тем, чтобы он мог нормально их съесть и не подавиться.

Кормить малыша лучше через каждые 3-4 часа понемножку. Еда должна быть свежей, чтобы у малыша не разболелся животик.

Безопасность ребенка в 12 месяцев

Чтобы малыш мог чувствовать себя в безопасности, ему много не надо. Инстинкт самосохранения у такого ребенка почти отсутсвует, а вот любопытства хоть отбавляй. Поэтому ребенок может залезать на самые опасные поверхности, хватать игрушки, упасть в ванну с водой, упасть со стульчика, просто упасть. Правда, когда малыш оказывается на высоте, он начинает бояться и громко реветь, сзывая взрослых. У него проявляются первые росточки страха перед опасностью. Это значит, что мозг ребенка активно развивается.

Слух и зрение ребенка в 12 месяцев

Ребенок в этом возрасте – великий исследователь и экспериментатор. Ему интересно изучать новые звуки и мелодии. Для этого он может кричать, визжать, пищать, бормотать, разговаривать о чем-то своем и пытаться петь. Это не для того, чтобы насолить взрослым, а для того, чтобы услышать, какой звук получится, если ребенок крикнет или запищит.

Иногда он использует этот интересный прием по утрам, чтобы на него обратили внимание. Тогда мама и папа немедленно просыпаются – как не проснуться от веселого детского визга. Эти эксперименты ребенок может проводить часто и подолгу, шокируя окружающих.

Как закалять ребенка в 12 месяцев?

Ребенку в 12 месяцев очень нравится чувствовать ножками разную поверхность. На ножках находится много рефлексогенных зон, которые стимулируют все системы организма. В том числе и иммунную – ребенок будет меньше болеть. Поводите ребенка за ручку по песку (только не по горячему), деревянному полу, зеленой траве, пушистому ковру. Ребенку нравится экспериментировать с разными поверхностями, а также их температурой. И это для него очень полезно.

Обливайте ребенка водой – сначала теплой, а затем понижайте температуру воды на 1-2 градуса. Если обливать сначала затруднительно и вы боитесь, что малыш простудится, можно начать с растираний.

Как играть с ребенком в 12 месяцев?

Играть с малышом можно не только игрушками, но и бытовыми предметами. Для ребенка в этом возрасте любое действие – игра. Поэтому его порадует, если вы покажете ему, что можно наливать ложкой воду в чашку, растворять сахар в воде, помешивая его ложечкой, вылепливать из теста разные фигурки, квадратики, колобочки, овалы. Для ребенка этот процесс очень занимательный и он будет заниматься им бесконечно, не скучая и не плача.

Можно рассыпать по доске муку и порисовать в ней пальчиками. Это очень хорошо развивает мелкую моторику рук ребенка, которая пока что не развита. И то, что ребенок испачкается мукой, не беда – зато сколько радости он получит! А с ним и мама, и папа.

Первый кризис ребенка в 12 месяцев

Как видите, первый кризис ребенка наступает не в подростковом возрасте, а возрасте всего одного годика. У ребенка уже может формироваться своя личная позиция – что он хочет делать, а что нет, что ему нравится, а что не очень. Ребенок в 1 годик уже начинает осознавать собственное «Я». От этого меняется его поведение – оно может быть упрямым и нелогичным. Например, ребенок может согласиться что-то делать (например, гулять), а потом резко отказаться, передумать. У ребенка могут начаться бои со сном, он может иногда капризничать без видимых на то причин.

Врачи-психологи говорят, что ребенку в этом возрасте можно позволять кричать и топать ногами, если он чего-то очень хочет. В другом возрасте – нет, а в этом – пожалуйста. Так малыш отстаивает свою жизненную позицию. Это отголоски того времени, когда плач был единственным способом ребенка сказать или показать что-то родителям, когда речи еще не было. Ее и сейчас почти нет, но совсем скоро ребенок заговорит и такая роскошь, как плач, будет для него все более недоступной.

Во время истерики ребенка нельзя бить или кричать на него. Если малыш плачет, значит, с ним что-то действительно не то, у малыша настоящее горе. Нужно взять его на руки, успокоить, покачать, поцеловать. Очень быстро все проблемы малыша пройдут. Физиологические особенности ребенка в 12 месяцев таковы, что, раз уж он начал громко реветь, то сам успокоится еще нескоро, поскольку у него все еще может проявляться гипертонус мышц. Чтобы расслабить их, нужно снять стресс у ребенка, погладив его и устранив таким образом мышечные зажимы.

Ребенок в 12 месяцев уже показывает свой характер. Это хорошо, потому что он растет человеком с позицией. А задача взрослых – понять его и помочь.


Малышу исполнилось 12 месяцев, он подошел к первому своему юбилею, пора подвести итоги.

В 12 месяцев рост ребенка должен быть около 75-77 см, вес — 10-10,5 кг. Если вес и рост ребенка отличаются от приведенных, беспокоится не стоит, ведь дети все разные и у каждого свои особенные конституционные возможности, которые он унаследовал от всех членов своей семьи.

В возрасте 12 месяцев три из пяти малышей начинают самостоятельно ходить, причем их уверенность с каждым днем становится все большей. Двигательная активность малыша в это время достаточно высока, практически вся его энергия уходит в движении.

С каждым новым днем ребенок познает окружающий его мир все больше, у него появляются любимые блюда, игрушки, запахи, и возрастает симпатия или антипатия к некоторым людям. Кроха с удовольствием играет с папой или мамой, катит мячик, складывает игрушки, любит компанию и общение.

Режим дня ребенка в 12 месяцев практически не меняется. Ему так же необходимы два сна в дневное время по 2-2,5 часа, ночной сон должен длится не менее 11 часов. Желательно приучать ребенка засыпать и просыпаться в одно установленное время. Перерывы между сном и бодрствованием должны быть по 2,5-3,5 часа.

В это время ребенок должен активно играть, родителям необходимо заниматься с ним развитием речевых навыков, читать сказки и стишки, совершенствовать его двигательную активность.

Как и в предыдущие месяцы необходимо принимать воздушные и солнечные ванны, обтирания, сон на свежем воздухе, прогулки и купания через день. Комнату ребенка необходимо ежедневно проветривать, температура воздуха в ней должна быть в пределах 19-21°С, летом форточку закрывать не следует, пусть ребенок спит с открытой. Проводите с ребенком больше времени на свежем воздухе.

Купать годовалого ребенка следует через день, длительность процедуры приблизительно 10 мин, температура воды в пределах + 33 °С, при температуре воздуха в ванной комнате + 21°С. После купания можно проводить процедуру обливания водой, у которой температура ниже на один-два градуса.

Каждое утро малыша следует начинать с умывания личика и ручек, расчесывания волосиков. Вечером необходимо мыть перед сном и ножки. Воздушные ванны ребенок должен принимать ежедневно по 30 мин, при температуре +18-19 °С. В режиме дня годовалого ребенка должны обязательно присутствовать занятия гимнастикой и массажем. Каждое упражнение необходимо делать по 5-7 раз в течении 10 мин. После занятий следует выполнять водные процедуры.

Малыша 12 месяцев, как и ранее, кормят пять раз в день. Однако уже можно постепенно переходить и на четырехразовое питание. Кормить ребенка следует сразу после пробуждения или не позднее чем через час после него. Время завтрака приблизительно будет в 8 часов утра. В рацион ребенка обязательно должны входить фруктовые пюре и соки.

К данному возрасту практически все мамы уже не кормят ребенка грудью, малыш кушает пищу, которую готовят для всех членов семьи, с учетом конечно диетического приготовления блюд. Еда больше не должна быть протертой или жидкой, пищу для годовалого ребенка режут на маленькие кусочки или используют крупную терку. Блюда из рыбы и мяса готовятся как обычно, но без применения приправ. Для ребенка кусочек мяса или рыбы можно растереть в пюре или порезать маленькими кусочками.

В пищу ребенка не следует добавлять сахар или соль, лучше использовать кусочек сливочного масла или клюквенного, лимонного сока. Растительное масло для приготовления еды необходимо использовать только хорошо очищенное, кукурузное, оливковое, подсолнечное. Кушать ребенок должен на стульчике за столиком из тарелки, и запивать еду из чашки, а не бутылочки.

Скоро у вашего малыша первый день рождения, дата, которая официально означает окончание периода младенчества. Беспомощность и беззащитность остались позади, а ваш ребенок растет и становится более взрослым и независимым. Ваш неповторимый малыш становится таким же неповторимым ребенком.

Как мы растем

Как по-разному детки начинают ходить! Одни, держась за стену, осторожно делают первые шаги, другие выползают на середину комнаты, сами встают и, широко расставив руки, чтобы сохранить равновесие, делают свой первый шаг. Ваш малыш сделает первый шаг по-своему, а к годику, как и другие детки, начнет ходить без вашей поддержки. И не только ходить. Обычно к году малыши уже могут сами нагнуться и поднять игрушку с пола или забраться на небольшую ступеньку (разумеется, под вашим присмотром).

Самой интересной игрой для ребенка, которому исполнился один год, становиться имитация звуков и поведения животных, малыш с радостью повторяет ваши действия и движения. Пришло время приобрести игрушечную посудку, стиральную машину, телефон и т.д.

Ребенок знакомится с окружающим миром, поэтому игра занимает важное место в его жизни. Для этого предлагаем следующие :

  • кубики;
  • мягкие ;
  • мячики;
  • детские книжечки (с плотными страницами);
  • картинки;
  • заводные машинки.

Не смотря на всю вашу заботу, нужно давать малышу возможность играть самостоятельно, без взрослых.

Давайте ребенку с мелкими деталями, острыми краями и сломанные категорически запрещается.

Закаливание ребенка, гимнастика и массаж

Закаливание ребенка

Температура воздуха в комнате ребенка должна быть в пределах 19-20°С. Регулярно проветривайте комнату. Летом малыш должен спать с открытой форточкой.

Прогулки с ребенком

Ваш малыш должен больше времени проводить на свежем воздухе. Летом по 3 - 3,5 часа три раза в день, зимой по 2,5 - 3 часа. Желательно, чтобы весь дневной сон малыш проводил на свежем воздухе.

Купание ребенка

Годовалого ребенка купать необходимо через день. Длительность купания - около 10 минут, темпаратура воды для купания - 33°С, температура воздуха в комнате - около 21°С. После купания малыша можно обливать водой, температура которой на один-два градуса ниже.

Каждое утро умывайте малышу личико, мойте ручки, а вечером, перед сном мойте и ножки. Ежедневное мытье ног - прекрасное профилактическое средство против простудных заболеваний. Для этой процедуры используют обычную воду, температура которой должна быть в пределах 30-32°С.

Водные обливания

Выполняйте водные обливания после занятий гимнастикой и массажем.

Гимнастика и массаж для здоровья вашего малыша

В комплекс массажа и гимнастики входят следующие упражнения:

  1. Движения руками по кругу держась за подвешенные кольца.
  2. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
  3. Поднимание тела с положения на животе к вертикальному положению, держась за подвешенные кольца.
  4. Наклоны и выпрямления туловища.
  5. Приседания за отведенную в сторону руку.
  6. Сгибание и разгибание рук, сидя и стоя, удерживаясь за подвешенные кольца.
  7. Скользящие шаги.
  8. Приседания, удерживаясь за подвешенные кольца (упражнения для рук).
  9. Массаж живота.
  10. Массаж спины.

Занимайтесь с вашим малышом гимнастикой и массажем каждый день, делайте каждое упражнение 5-7 раз на протяжении 10 минут.

Подводим итоги:

Физические навыки:

  • Самостоятельно стоит и частично ходит
  • Может делать несколько самостоятельных шагов и ходить в ходунках
  • Встает из положения сидя на корточках
  • Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток
  • Берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще.
Социальные навыки:
  • Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заб ся, к любимым игрушкам
  • Начинает капризничать
  • Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности
  • Может требовать больше помощи, чем ему нужно
  • Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили
  • Начинает проявлять чувство юмора
Интеллектуальные навыки:
  • Понимает почти все из того, что ему говорят
  • Может говорить еще одно два слова кроме «мама»
  • Узнает животных на картинках
  • Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятал