Что должен уметь 7 месячный ребенок мальчик. Сенсорное развитие ребенка

Младенец всё больше показывает себя, демонстрирует формирующийся характер. Развитие ребёнка в 7 месяцев позволяет ему активнее познавать мир. Ведь кроха начинает осваивать навыки ползания, чем значительно расширяет границы своего мира.

Что умеет ребёнок в 7 месяцев?

Малыш продолжает развивать и совершенствовать навыки, приобретённые ранее:

  1. Ребёнок активно переворачивается.
  2. Более разнообразными становятся занятия с игрушками. Близлежащие кроха может достать сам, опираясь на одну руку, приподнимая вес своего туловища, другой рукой тянется к объекту внимания. Если же игрушка далеко, требует криком, чтобы её дали. Заполучив игрушки в руки, подолгу их разглядывает, трясет, перекладывает, стучит ими по столу или полу, может кинуть подальше от себя.
  3. Малыши в семь месяцев делают первые попытки встать на ножки. Опираясь на спинку кроватки, маленькие мальчики и девочки пытаются подняться сначала на коленки, а затем уже и на ножки. Особо сильным детям это удаётся.
  4. Если малышу дать стать на твёрдую опору, придерживая за руки, ребёнок будет выпрямлять ноги и пытаться прыгать.
  5. У некоторых детей уже появляется желание начать ползать. Кто-то делает это по-пластунски, кто-то пятится, как маленький рачок.
  6. В 7 месяцев дети уже должны сидеть. Кто-то с поддержкой, кто-то – самостоятельно. Некоторые крохи могут уже сесть сами, других нужно посадить, аккуратно потянув за ручки.

    Е сли ребёнок не сидит в 7 месяцев и даже не проявляет никакого желания, стоит обратиться к врачу.

  7. Происходит дальнейшее развитие активной речи. Малышу нравится подолгу лепетать, повторять уже освоенные слоги. В «словах» прослушиваются различные интонации, зависящие от настроения ребёнка.
  8. В понимаемой речи кроха уже различает тон, ласковый или журящий. И соответственно на него реагирует.
  9. При упоминании названия знакомого предмета старается найти его взглядом.
  10. Услышав звук собственного имени, малыш поворачивает голову, улыбается.
  11. В общении с близкими и малознакомыми людьми кроха проявляет всё больше эмоций. Радуется шуткам и смеху окружающим; тянется ручками, обнимает и целует родителей; изучает приходящих людей.
  12. В отсутствие мамы может по ней заскучать, начнет плакать и капризничать.
  13. В это время дитя начинает проверять свои границы, испытывая авторитет родителей. Это проявляется криками для привлечения внимания и игнорированием родительских требований.

Рост и вес ребёнка в 7 месяцев

За один месяц малыш второго полугодия жизни прибавляет около 600 граммов веса и вырастает на 1,5 — 2 сантиметра.

То, сколько должен весить ребёнок, тоже можно посчитать, сложив вес в граммах при рождении и 4 900.

У недоношенного ребёнка цифры могут быть иными. Всю интересующую информацию родители могут получить у педиатра.

Питание 7-месячного ребёнка

Ребёнку 7 месяцев продолжают активно вводить прикорм. Питание малыша включает в себя грудное молоко или смесь и блюда прикорма. На 7 месяце жизни ваш ребёнок уже кушает овощи и каши. Предпочтение отдается гипоаллергенным пюре (кабачковое, из цветной капусты, картошки) и безглютеновым кашам (рисовая, гречневая, кукурузная).

Если кроха хорошо переносит монокомпонентные овощные пюре, для разнообразия их можно смешивать между собой или добавлять, например, немного моркови или лука.

В каши хорошо добавлять масло. Начинать лучше с нескольких капель оливкового растительного масла холодного отжима. Затем увеличивать до чайной ложки. Если ребёнок хорошо переносит белок коровьего молока, разнообразить утреннюю кашу можно маленьким кусочком (5 граммов) сливочного масла.

После введения овощей и каш можно дать попробовать малышу фрукты. Лучше всего начинать с тех, которые растут в садах вашей местности. Например, с яблок и груш. Фрукты предпочтительнее давать в виде пюре собственноручного приготовления. Так ребёнок получит максимум полезных веществ. Такие сладкие блюда хороши в качестве второго завтрака или полдника.

Некоторые дети уже начинают пробовать мясное пюре. По назначению доктора или при наличии железодефицитной анемии у малыша мясо можно начинать давать раньше. Начинать предпочтительно с гипоаллергенных видов. Это мясо кролика и индюшки. Готовить можно самостоятельно или покупать уже готовый продукт в баночке.

Вводится мясо как дополнение к овощному пюре. Начиная с половины чайной ложки, постепенно увеличивайте количество, доводите до 50 — 60 граммов на порцию. К 1 году количество мяса можно будет увеличить до 70 граммов.

Грудничок 7 месяцев продолжает активно кушать мамину грудь. Некоторые отмечают в этот период значительное уменьшение молока. Это очередной лактационный криз. К большому сожалению, многие сворачивают кормление грудью, думая, что молоко заканчивается. Но это не так. Немного терпения, правильного настроя, побольше прикладываний к груди, особенно ночных, и всё наладится.

Как развивать ребёнка в 7 месяцев?

Так как сейчас период активно развивающихся навыков сидения и ползания, родителям важно в этом деле ребёнку помочь:

  • упражнения на фитболе и массаж с гимнастикой укрепят мышцы пресса, готовя ребёнка к удержанию собственного тела в вертикальном положении;
  • ещё можно делать регулярные присаживания, помогая малышу сесть из положения лёжа;
  • стимулировать навык ползания можно, положив ребёнка на ковер животиком вниз и расположив на расстоянии 20 — 25 сантиметров от него любимую игрушку. Любознательный малыш будет тянуться к ней, пытаясь ухватить. С каждым разом игрушку надо класть всё дальше и дальше, побуждая кроху подползать.

Продолжается формирование речи. Для развития ребёнка в этом направлении необходимо как можно больше с ним разговаривать. При этом не обязательно устраивать специальные занятия с ребёнком в 7 месяцев. Просто во время прогулки малыш может не спать в коляске, а изучать окружающий мир, о котором будут ему рассказывать родители.

На развитие речи оказывает значительное влияние и приобретение навыков мелкой моторики. Такие известные игры, как «Ладушки», «Сорока-ворона», пальчиковые игры, помогут в доступной игровой форме освоить младенцу управление собственными руками, подготавливая малыша к дальнейшим свершениям.

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев? В этом возрасте хорошо закрепляются навыки, усвоенные ранее, - переворот на живот со спины, уверенное удерживание головы, координация движения «глаза-руки». Что появляется нового? Как развивается мелкая и крупная моторика, мышление, эмоции, речь?

Родители могут наблюдать, как семимесячный малыш начинает не только сидеть, но и делает первые ползательные движения. Они пока что несовершенны, грудничок может перемещаться медленно, по-пластунски или угловатыми рывками. Эти движения говорят о том, насколько окрепли мышцы рук, ног, спины, шеи. Но двигательная активность обусловлена потребностью малыша открывать для себя новое пространство, изучать действия и свойства предметов.

Двигательная активность и моторные навыки

Что должен уметь 7 месячный ребенок? Какими новыми движениями овладевает? Какие старые навыки закрепляются?

  • Положение лежа на животе. В полгода грудничок научился опираться не на предплечья, а на таз и раскрытые ладони, которые теперь плотно соприкасаются с поверхностью. Упражнение «лодочка» и удерживание равновесия на животе с приподнятыми руками и ногами совершенствуется. Теперь малыш может пробыть в этом положении дольше, чем раньше. Появляется и новшество. Можно провести такой эксперимент. Ребенку, лежащему на животе, предлагают игрушку. Малыш приподнимет одну руку, чтобы схватить игрушку, а на другую ладошку будет опираться. В таком положении грудничок может удержаться несколько секунд.
  • Виртуозный переворот со спины на живот и первые попытки ползания. Что должен уметь ребенок в семь месяцев? В этом возрасте переворачивание на живот становится ловким, быстрым и целенаправленным. Сначала грудничок будет тренироваться переворачиваться на одну сторону, но через несколько недель попробует это сделать и на другую сторону. Умение переворачиваться на живот важно для развития дальнейших навыков, поскольку именно из этой позиции малыш впервые встанет на четвереньки и начнет ползать. Уже в 7 месяцев можно наблюдать первые попытки приподниматься на четвереньки и передвигаться. В этом положении кроха еще раскачивается, ползание напоминает рывковые движения.
  • Положение сидя. Некоторые семимесячные груднички сидят довольно уверенно, уже не заваливаются набок. Но если малыш в этом возрасте еще не садится, это в пределах нормы. Примерно до 9 месяцев формируется этот навык. Как узнать, на какой стадии формирования это умение? Для этого нужно приподнять малыша, лежащего на спине, за ручки и усадить. В этом положении грудничок опирается на руки и удерживается несколько секунд, после чего может наклониться вперед или в сторону. Такие тренировки должны быть регулярными, но непродолжительными. Не рекомендуется усаживать ребенка надолго, обкладывая его подушками и одеялами. Навык сидения должен формироваться естественным способом. Если форсировать события, можно навредить формированию позвоночника. Во сколько месяцев можно сажать девочку и мальчика, и есть ли в этом какая-то принципиальная разница, читайте в других наших статьях.
  • Игра с собственными ногами. Если раньше объектом внимания были собственные руки, теперь возникает интерес к ногам - стопам и коленкам. Малыш настолько гибкий, что с легкостью может попробовать свою пятку на вкус.
  • Вертикальное положение и опора ног. Реакция опоры ног наблюдалась и ранее. Но теперь появились новые движения. Если ребенка взять под мышки и поставить на твердую поверхность, он не только выпрямляет коленки, но и начинает подпрыгивать. Пружинистые движения чем-то напоминают танец, и кроху это новое открытие чрезвычайно забавляет. Он может приседать глубже на корточки, отталкиваться, останавливаться, совершать шаговые движения. Не все дети при опоре на ноги делают пружинистые движения. Но кроху можно подтолкнуть к освоению этого навыка при помощи игры: многократно поднимать ребенка над поверхностью и опускать, сопровождать эти движения потешками.
  • Хватание и удерживание предмета. Нужно усадить малыша к себе на колени и на обеих ладонях предложить ему два одинаковых предмета небольшого размера (кубики, игрушки). При этом младенец не должен отвлекаться на посторонние объекты и шум. Малыш в 7 месяцев должен уметь брать игрушки в одну и другую руку. Если грудничок взял только один предмет, нужно предложить ему второй, пододвинув ладонь поближе к нему. Это упражнение показывает, насколько симметрично развивается навык захватывания и удерживания предмета.
  • Развитие мелкой моторики. Пальчики грудного ребенка становятся все проворнее. Кроха может совершать некоторые тонкие движения, которые говорят о нормальном психическом и физическом развитии. Семимесячные дети любят нажимать кнопки, их любимой игрушкой может стать пульт от телевизора. Если раньше грудничок захватывал предмет всей ладошкой, то теперь способен удерживать небольшой круглый предмет (например, шарик диаметром до 3 см) одними только пальчиками. Важно, чтобы пальцы левой и правой руки работали одинаково. В этом возрасте взрослым нужно следить, чтобы ребенок не засовывал в рот мелких предметов, поэтому их лучше убирать с поля зрения малыша, не давать игрушек с мелкими деталями.
  • Удерживание ложки в руке. В этом возрасте грудничок хорошо удерживает бутылочку в обеих руках, а за обедом может орудовать ложкой. Конечно, в этом возрасте кроха не умеет самостоятельно есть, у него не настолько развита координация движения «рука-рот». Первые попытки заканчиваются размазыванием каши по лицу и кормлением собственного уха, глаза или носа.

У детей грудного возраста интенсивнее развивается правое полушарие, которому соответствует левая рука. Правое полушарие - это воображение, творческое мышление. А левое (соответственно - правая рука) отвечает за логику, рациональное мышление. Следует одинаково развивать и нагружать как правую, так и левую руку. Захват мелких предметов и удерживание их пальчиками - важный для интеллектуального развития навык. В этом возрасте уже можно наблюдать, что какая-то рука рабочая и более активна.

Психоэмоциональное развитие и восприятие мира

В 7 месяцев дети умеют выражать позитивные и негативные эмоции. Они испытывают радость от движения и удачных действий, которые дают желанный результат. Но при неудачах ребенок плачет, нервничает. В этом возрасте дети уже способны «обижаться» на конкретные действия взрослых.

  • Привязанность к близким. Грудной ребенок эмоционально привязан к тому взрослому, который чаще всего с ним находится. В первую очередь - это мама и папа. Но также ребенок охотно общается со всеми родственниками, которых он часто видит. Коммуникативные навыки расширяются. Дети не только улыбаются и смеются, но также могут показать ручкой «пока», кивнуть, осознают, когда их хвалят или что-то запрещают. В 7 месяцев у грудных детей нарастает осторожность по отношению к незнакомым людям. Далеко не каждый малыш добровольно пойдет на руки к незнакомцу. Первая реакция грудничка - оценивание человека, после чего он может ему улыбнуться, а может и расплакаться в ответ.
  • Интерес к игрушкам. Если раньше кроха был пассивным наблюдателем, то теперь он предпринимает активные действия, чтобы овладеть игрушкой. Можно провести такой эксперимент. Выложить ребенка на живот и на небольшом расстоянии перед ним положить яркую игрушку. Новый объект в поле зрения дает стимул для двигательной активности и хорошо развивает навык ползания. Малыш будет стремиться захватить игрушку. Если у него не получится этого сделать, может возмутиться, проявить негативные эмоции.
  • Интерес к действиям. Раньше кроха с удовольствием рассматривал лица близких людей. В 7 месяцев малыш умеет угадывать эмоции, настроение взрослых по выражению лица, мимике, интонации. Теперь его внимание переключается на действия, которые выполняют взрослые. Ему интересно, как мама складывает одежду, моет полы, вытираете пыль, убирает игрушки и т.п.

Семимесячный малыш становится подвижным и ловким. Чтобы обезопасить кроху от падений с высоты, игровое пространство организовывают либо в закрытом манеже, либо на полу, постелив коврик. Расширение пространства важно для психомоторного развития малыша.

Лепетная речь малыша в 7 месяцев

Речевые навыки ребенка в 7 месяцев совершенствуются. Дети этого возраста хорошо знают, как их зовут, понимают значения многих слов. Благодаря ежедневным речевым тренировкам и общению с близкими, лепет приобретает ритмический рисунок родной речи.

  • Слоговые цепочки. Из усвоенных ранее гласных и согласных звуков грудничок воспроизводит однотипные и разнотипные слоги. Можно слышать такие вариации: «ма-ма», «да-да», «та-та», «ба-ба», «дай-дай», «йэ-йэ», «ге-хе», «ме-ме», «грр» (с гортанным «р») и другие комбинации звуков.
  • Ударение и интонации. Ребенок выделяет некоторые слоги из потока речи ударением, делает паузы, также произносит слоги и звуки с разной силой и интонацией.

Лепет семимесячного грудничка становится эмоционально окрашенным, приобретает коммуникативную функцию. Малыш может лепетать, когда сильно чем-то увлечен, играет самостоятельно, но чаще всего эмоциональность в речи включается при общении с близкими людьми.

Что может ребенок в 7 месяцев? Важные моторные навыки этого возраста: удерживание равновесия на животе при опоре на одну руку, пружинистые, «танцевальные» движения в вертикальном положении, попытки самостоятельно садиться, удерживание пальчиками мелких предметов. Также наблюдается расширение эмоциональной сферы, развитие коммуникативных навыков, эмоциональная привязанность к близким, совершенствование лепетной речи.

Распечатать

Каждый день вы замечаете в малыше изменения. Это уже не тот крошечный комочек, который вы принесли из роддома. Младенец заметно подрос и теперь проявляет себя как полноправный член семьи. В 7 месяцев ребенок больше общается, больше двигается, да и питается и спит уже не как в первом полугодии.

Что нового в физическом развитии?

За седьмой месяц ребенок подрастает на 2 см и набирает около 600 г, к концу месяца вес малышей составляет 7.5 — 8.5 кг (± 1 кг), а рост 66 – 70 см (± 3 кг).

Что умеет ребенок в 7 месяцев:

  1. Некоторые дети уже могут сидеть без поддержки, учатся садиться сами.
  2. Некоторые в семь месяцев уже ползают. Пока малышу трудно приподнимать тело полностью, поэтому он .
  3. Лежа на животе, может облокачиваться на одну ручку, а другой тянуться и захватывать игрушку.
  4. Активно переворачивается в разные стороны. Физическое развитие малыша теперь полностью направлено на повышение его активности, поэтому это время начала ушибов и травм. Двигательная активность крохи возросла, но движения пока не скоординированы и неловки, при этом родители еще склонны недооценивать возможности малыша, оставляя его одного посередине дивана или кровати. Дети за считанные секунды могут перекатиться с одного края дивана на другой, по этой причине не оставляйте их одних.
  5. Ребенок в 7 месяцев умеет сам держать бутылочку и поднимать, если она упала.
  6. В кроватке может привставать на колени или полностью на ножки, держась за перила.
  7. При поддержке за подмышки – шагает.
  8. Ребенок в 7 месяцев все увереннее пользуется руками: перекладывает игрушку из одной руки в другую, поворачивает его в руках.
  9. Поднимает и снова кидает игрушку. Ударяет ею об стол, тянет в рот, рассматривает.
  10. Может в большие предметы вкладывать маленькие.
  11. Слух и зрение уже полностью сформированы. Ребенок реагирует поворотом головы даже на негромкие звуки. Но не приучайте малыша спать в полной тишине, допускайте небольшой звуковой фон (телевизор или радио), иначе в будущем ребенок начнет просыпаться от незначительных звуков.
  12. У многих детей в семь месяцев появились уже первые зубки, но если их нет – не переживайте, до года спокойно ждите их появления. Большую роль в сроках прорезывания зубов играет наследственность, если у родителей зубы появились в 9 месяцев, то у ребенка, скорее всего, будет также. У некоторых детей вырастает сразу несколько зубов.

Все малыши по разному реагируют на прорезывание зубов. У кого-то оно может проходить без особых проблем, а о том, что зубик пробивается, мама узнает только по белой кромке на десне. Но у большинства детей все-таки наблюдаются признаки, предшествующие появлению зуба:

  • Слюнотечение;
  • Покраснение и опухание десен;
  • Малыш все кусает: игрушки, ваши и свои пальцы, тянет в рот кулачок;
  • Кроха трется щечкой о подушку, щипает себя за лицо, за ушки;
  • У некоторых детей может быть субфебрильная температура (37).

Что нового в психическом развитии?

  1. Теперь ребенок понимает смысл многих слов и может указать пальчиком на знакомые предметы. Продолжает общаться лепетом.
  2. Он знает свое имя и реагирует на него.
  3. Малыш различает всех родственников. В нем сформировано уже чувство глубокой привязанности. Конечно, больше всего малыш эмоционально привязан к матери и в ее отсутствие теперь может разрыдаться, но это будет связано не с голодом, а с потерей чувства защищенности и с тревогой. У некоторых детей в этом возрасте даже может наблюдаться страх при расставании, что говорит о большом шаге в психическом развитии малыша.
  4. Младенец уже по мимике и жестам может догадываться о чувствах, которые вы испытываете. Он различает интонации в голосе: нежные или строгие, добрые или злые. И когда на ребенка ругаются, он уже пытается понять свою вину.
  5. Малыш учится проявлять свои чувства: хватает вас за лицо, за волосы, прижимается или наоборот отворачивается.
  6. Лепет ребенка все больше усложняется. Постепенно он становится осмысленным. Кроха поворачивает голову в сторону объекта, который мама перед этим назвала несколько раз (папа, киса, баба), может сам повторить первый слог. Пытается обратить на себя внимание определенными слогами.
  7. На вопрос «где?» может найти взглядом то, о чем спрашивают.
  8. Малыш понимает, что спрятанные вещи не исчезают совсем, а их просто не видно.
  9. Ребенок готов теперь подружиться с кем угодно, но сам инициативы не проявляет, а ждет ее от объекта.
  10. В этот период правое полушарие (левая сторона тела) развивается интенсивней, чем левое (правая сторона тела), поэтому вы можете заметить, что малыш больше пользуется левой рукой, чем правой. Это временное явление и совсем еще не означает, что ребенок левша. ()
  11. В этом возрасте младенцы могут начать бояться резких или громких звуков (пылесос, фен, вентилятор). Старайтесь не включать эти приборы поблизости от ребенка. (Читаем: )

Тест на развитие малыша 7 месяцев

  • Младенец в 7 месяцев должен уметь переворачиваться в разные стороны, сидеть с прямой спиной при поддержке, перевернуться на бочок за погремушкой из положения лежа на спине;
  • Сядьте с ребенком на коленях за стол. Малыш крепко схватится за край стола, начнет перекладывать лежащие на нем предметы, хлопать ручками по столу;
  • Намеренно проигнорируйте ребенка. Малыш начнет искать вашего взгляда или даже захнычет;
  • Ребенок в 7 месяцев проявляет интерес к незнакомым людям, страх перед незнакомцами постепенно уходит;
  • Когда малыш лежит на спинке прикройте его личико пеленкой, ребенок должен уметь самостоятельно освободится от нее;
  • Дайте крохе в обе ручки по игрушке, а затем предложите еще одну. Сначала малыш озадачится, а потом отпустит одну игрушку, чтобы взять другую.

Что должно насторожить

  • Малыш не пытается переворачиваться и садиться;
  • Не стучит кубиком по столу;
  • Не реагирует на звуки, не проявляет эмоций, нежности к маме, не привлекает к себе внимание;
  • Не может поднести предметы ко рту;
  • В вертикальном положении не может выдержать свой вес;
  • Не следит взглядом за передвигающимся предметом, не лопочет.

Статьи по теме: |

ВИДЕО 1: развитие ребенка в 7 месяцев

Как кормить малыша на 7 месяцеце

В этом возрасте ребенок уже должен самостоятельно пить из чашки — ?

Если вы ввели прикорм в 6 месяцев, и ваш малыш на естественном вскармливании, то к семи месяцам уже одно грудное кормление заменили на кашу и овощное пюре.

Каши пока безглютеновые (греча, рис, кукуруза) и однокомпонентные. Можно давать готовые каши промышленного производства, в них уже содержится сухое молоко и масло.

Если варите сами, то каша должна быть сначала 5 %: на 5 г крупы – 100 г воды, потом – 10 %: на 10 г крупы – 100 г жидкости. В овощные пюре начинайте добавлять растительное масло (лучше оливковое, первого холодного отжима), сперва по 1 капле и доводя постепенно до 1 чайной ложки. В кашу – сливочное масло (82%), сначала 1 г, а затем до 4 г на порцию каши.

Если овощные пюре вы благополучно ввели, то начинайте давать фруктовые (яблоко, груша, чернослив, слива, персик) и продолжайте вводить по очереди другие овощи (морковь, тыква, шпинат, картошка). Следует заметить, что шпинат и картофель несколько тяжеловаты для детского желудка, поэтому их лучше давать вместе с кабачком или цветной капустой, поэтому вводите их в конце 7-го месяца, когда уже ребенок будет готов к многокомпонентной пище. С начала введения прикорма лучше два месяца кормить только однокомпонентными пюре и кашами.

В конце месяца можно вводить желток, начиная с 1\4 (а затем 1\2 желтка), два раза в неделю.

Если у малыша появились или начали расти зубки, купите ему специальные детские печенюшки, которые быстро растворяются во рту. Таким образом, в полные 7 месяцев малыш, находящийся на естественном вскармливании, имеет примерно следующий рацион:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • 7 часов – грудное молоко 200 г.
  • 11 часов – каша 150 г, сливочное масло 4 г, фруктовое пюре 30 -50 г, сок (компот, вода или грудное молоко) 25 – 30 г.
  • 15 часов – овощное пюре 150 г, масло растительное 5 г, половинка желтка (2 раза в неделю), печенюшка (сухарик), сок (компот, вода или грудное молоко) 25 – 30 г.
  • 19 часов – грудное молоко 200 г.
  • 22 — 23 часа – грудное молоко 200 г. Ночью продолжайте кормить грудью по требованию.

Если прикорм был введен с 4 – 5 месяцев, то в 7 месяцев ребенку можно начинать давать вареное мясо (индейка, телятина, кролик, курица), предварительно протерев его на блендере до гомогенной консистенции.

Мясо лучше давать с овощным прикормом, с добавлением растительного масла или молочной смеси. Начинать нужно с 1\2 чайной ложки, доводя до 25 – 30 г. Для ребенка на искусственном вскармливании рацион в 7 месяцев будет выглядеть так:

  • 7 часов – смесь 200 г.
  • 11 часов – каша 150 г, масло сливочное 4 г, пюре из фруктов 30 – 50 г, сок (вода, компот или смесь) 20 – 30 г.
  • 15 часов – овощное пюре 150 г, пюре из мяса 20 -30 г, масло растительное 5 г, половинка желтка (2 раза в неделю), сок (вода, компот или смесь) 20 – 30 г.
  • 19 часов – смесь 200 г, печенюшка (сухарик).
  • 22 – 23 часа – смесь 200 г.

Режим — сон и бодрствование

Ночной сон станет более спокойным и глубоким, а его длительность составит примерно 10-11 часов. Дневной сон длится 1,5-2 часа по 2-3 раза в день, при этом продолжительность и время сна может зависеть от характера ребенка, обстановки, созданного режима в вашей семье. Особенно полезно для малыша спать на свежем воздухе. Если ежедневно придерживаться поставленного распорядка, то кроха будет просыпаться примерно в одно и то же время.

Как помочь малышу развиваться

Продолжайте все те же занятия с ребенком, которые начали в предыдущие месяцы, немного усложняя и продлевая игры. Делайте все, чтобы у малыша развивалась речь и его лепет постепенно переходил в слова.


  • Привлекайте внимание малыша к вещам, о которых вы рассказываете. Делайте прогулки не только во время сна, пусть кроха познает окружающий мир и за пределами квартиры. Повторяйте слова, пока ребенок не усвоит их. Используйте карточки Домана (тематические картинки со словами), с ними дети быстрее запоминают слова. Чаще рассматривайте и читайте детские книжки, пусть малыш учится сам переворачивать странички.
  • Развивайте мелкую моторику ребенка.
  • Обращайтесь к малышу с просьбами что-то выполнить (брось или подними мячик, возьми кубик). Разумеется, ребенок должен уметь сделать то, о чем вы попросили. После выполнения задания обязательно хвалите малыша.
  • Научите кроху показывать пальчиком на предмет, хлопать в ладошки, махать ручкой.
  • Наверняка во время прогулок у вас появились друзья. Ходите иногда друг к другу в гости. Малышам уже интересно наблюдать как играют другие дети.
  • 6 – 7 месяцев – самый возраст, чтобы пестовать ребенка: «Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая» и проводить игры с пальчиками:

Этот пальчик – дедушка (загибаем большой палец, а затем все по очереди),

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот – деточка моя (загибаем мизинчик).

Вот и вся моя семья (зажимаем кулачок).

  • Не игнорируйте страх малыша перед чужими людьми. Не оставляйте ребенка одного с ними. Кроха пока не понимает хорошие они или плохие, для него все незнакомое представляет опасность. Старайтесь брать малыша на руки при посторонних и соблюдайте дистанцию в общении, пока не заметите, что ребенок сам интересуется или тянется к новому человеку.
  • Учите ребенка ползать — это необходимый и очень важный этап, который предшествует прямохождению. Поначалу манера двигаться у всех детей разная: кто-то ползает по-пластунски, кто-то — попой вперед, некоторые — как гусеница. Только позже малыш усвоит технику «перекрестного» ползания, когда нога и рука с противоположных сторон двигаются одновременно. Самым сложным для малыша является оторвать от пола животик и синхронизировать движения. Поэтому создайте для ребенка условия для обучения: удобная одежда, свободное пространство, упражнения и достижимые цели в виде игрушек.
  • Полный календарь развития ребенка в одной статье «развитие до года по месяцам» — >>>

    Мамам на заметку!


    Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Развитие ребенка в 7 месяцев стремительно идет вперед. Практически каждый день малыш учится чему-то новому, его двигательная и познавательная активность возрастают. Как понять, что ребенок развивается правильно? Рассмотрим возрастные нормы для детей в 7 месяцев, а также особенности питания и режима малышей в этот период жизни.

К этому возрасту у большинства детей появляется 4 передних зуба – по 2 резца сверху и снизу. Также малыши прибавляют в весе и росте. В среднем масса тела ребенка, в сравнении с 6-м месяцем, увеличивается на 500-700 г, а рост – на 1-2 см.

Физические параметры 7-месячных детей в зависимости от пола

Что умеет ребенок в 7 месяцев?

Темпы развития детей могут отличаться ввиду индивидуальных особенностей. Кто-то учится сидеть, стоять и говорить раньше, кто-то – позже.

Но есть ряд умений, которые должны присутствовать у 7-месячного малыша при нормальном развитии:

  • Ползание вперед и назад. Ребенку в семь месяцев еще трудно удерживать свое тело, поэтому он может передвигаться по-пластунски на животе.
  • Самостоятельный подъем на коленки, попытки стоять возле опоры.
  • Игры с ножками лежа на спине.
  • Активные перевороты в разные стороны.
  • Удержание тела в сидячем положении с прямой спиной, попытки садиться самостоятельно.
  • Шаги при поддержке за подмышки.
  • Способность держать бутылочку со смесью, поднимать ее, если она выпала из рук.
  • Интерес к источникам звука и игрушкам.
  • Перекладывание предметов из одной руки в другую.
  • Манипулирование игрушками – бросает, стучит ими друг о друга.
  • Четкое произношение отдельных слогов, повторение звуков за взрослыми.

Психическое развитие

Седьмой месяц жизни приносит заметные перемены в психоэмоциональном развитии. Ребенок становится более любопытным и контактным. Он эмоционально реагирует на родителей, радуется приходу отца с работы, проявляет ревность, когда мама уделяет внимание другим членам семьи.

В этом возрасте дети не любят находиться одни и требуют, чтобы кто-то был рядом с ними постоянно. Однако к посторонним они относятся настороженно и не желают долго оставаться у них на руках. Так проявляется инстинкт самозащиты.

В 7 месяцев ребенок уже реагирует на свои имя, по просьбе взглядом показывает, где находится мама, папа, знакомые предметы, радуется, когда с ним играют. Он различает интонации голоса и выражение лица, по тону понимает, хвалите вы его или ругаете.

Происходит активное познание окружающего мира. Ребенок тянет все интересующие его предметы в рот, ощупывает их. Появляется избирательность в игрушках, кроха выделяет любимые и может просить их, привлекая внимание криком.

В целом, малыш учится выражать свои желания и начинает проявлять характер. В общении с родными преобладает тактильный контакт – дети часто прижимаются к ним, трогают за лицо, волосы. Может появиться боязнь громких звуков, поэтому рядом с ребенком лучше не включать шумные бытовые приборы.

Тест на развитие

Если вы хотите проверить, соответствует ли развитие вашего малыша возрастным нормам, предложите ему выполнить несколько заданий:

  1. Положите ребенка на спину и поманите его погремушкой, побуждая повернуться на бочок самостоятельно. В 7 месяцев это не должно вызывать затруднений.
  2. Попробуйте поднять его за ручки из положения лежа на спине, при нормальном развитии он сгруппируется, будет хорошо удерживать голову и пытаться сесть.
  3. Посадите ребенка с поддержкой, он должен держать спинку и не заваливаться на бок.
  4. Сядьте за стол и посадите малыша на колени. В такой ситуации дети начинают хлопать по нему ладошками, хвататься за край, пытаться достать находящиеся рядом предметы.
  5. Попробуйте некоторое время игнорировать ребенка. В норме он обратит на это внимание, вскоре станет хныкать и искать ваш взгляд.
  6. В положении лежа на спине, прикройте личико малыша пеленкой. Он должен стянуть ее с лица.
  7. Дайте ребенку в каждую руку по погремушке и предложите еще одну. Сначала он растеряется, но после бросит одну игрушку, чтобы потянуться за новой.

Если все получается – развитие в норме. Но даже если что-то вызвало затруднения, не стоит сильно беспокоиться, возможно, малышу просто нужно немного потренироваться или он был не в настроении для занятий.

Что должно насторожить?

Конечно, все дети развиваются по-разному, но маму должно насторожить, если ребенку 7 месяцев, а у него отсутствуют базовые для этого возраста умения.

Вызывает опасения, если:

  • малыш не пытается садиться, переворачиваться;
  • ребенок не реагирует на обращение к нему, не следит глазами за игрушкой;
  • отсутствует лепет;
  • у малыша не получается удерживать в руках предметы и подносить их ко рту.

Все это указывает на задержку в развитии. Необходима консультация педиатра и других профильных специалистов, чтобы выявить причины отставания и начать лечение.

Питание и уход

Развитие и питание ребенка тесно связаны. Для роста и активного освоения новых навыков малыш должен получать достаточно витаминов и питательных веществ. В 7 месяцев ребенок, помимо грудного молока (смеси), овощного и фруктового пюре, начинает кушать каши. Обычно это рис, манная, кукурузная, овсяная и гречневая крупы мелкого помола.

Каши готовят молочные или на воде, знакомство с новым продуктом начинают постепенно, давая их по одной ложечке в утреннее кормление. Всего малыш ест 5-6 раз в день, из которых один прием пищи – каша и докорм грудью или из бутылочки, второй – пюре, остальные – смесь/грудное молоко.

Не менее важен правильный уход за ребенком и соблюдение гигиены. Каждое утро нужно начинать с умывания, чистки зубов, очищения носика и ушек (по необходимости). Купают малыша перед сном ежедневно или через день. и подмывание производятся по мере надобности, обязательны непродолжительные воздушные ванны.

Помещение, где находится ребенок, проветривают дважды в день, регулярно проводят влажную уборку. Желательны ежедневные прогулки на свежем воздухе в течение 2-3 часов, при нормальном самочувствии малыша и соответствующей погоде.

Для физического развития крохе нужен массаж и гимнастика. Полезно аккуратно сгибать-разгибать ножки ребенка, массировать ладошки, присаживать из положения лежа на спине. Если малыш уже пытается встать на ножки, можно позволить ему недолго постоять с поддержкой. Все упражнения нужно проводить в первой половине дня.

Детей, которые в 7 месяцев уверенно держат спинку сами, можно начать высаживать на горшок. Это лучше делать после сна и не более чем на 10 минут. Ждать особых успехов в приучении к горшку таком возрасте не стоит, так как контролировать мочевой пузырь и кишечник ребенок еще не может.

Режим дня

У детей в 7 месяцев на сон должно отводиться около 15 часов в сутки. Из них 7-12 часов приходится на ночь, остальное время распределяется на 2-3 дневных сна. Хорошо, если один сон днем будет выпадать на время прогулки.

Приблизительный распорядок для 7-месячного ребенка выглядит так:

  • 6:00-8:30 – подъем, гигиенические процедуры, кормление;
  • 8:30-10:00 – первый дневной сон;
  • 10:00-12:00 – выполнение укрепляющих упражнений, активное бодрствование, кормление;
  • 12:00-14:00 – время, проведенное на свежем воздухе (прогулка и сон);
  • 14:00-16:00 – кормление, развивающие игры;
  • 16:00-18:00 – вторая прогулка на улице;
  • 18:00-21:30 – кормление, спокойное общение с родными, купание;
  • 21:30-22:00 – кормление;
  • 22:00-6:00 – сон.

Режим зависит от индивидуальных особенностей, в этом вопросе нужно подстраиваться под ребенка, но все же стараться укладывать его и проводить другие мероприятия в одно и то же время. Семимесячный малыш может беспокойно спать ночью, часто просыпаться. Обычно это связано с прорезыванием зубов.

Как помочь ребенку развиваться?

В 7 месяцев развитие можно и нужно стимулировать, конечно, в разумных пределах. Для этого подойдут не слишком утомительные занятия, например:

  • Чтение малышу вслух коротких сказок, стишков, пение детских песенок. Можно начинать показывать красочные картинки в книгах.
  • Пальчиковые игры – сорока-ворона, ладушки.
  • Предложите ребенку собрать несложную пирамидку, покажите, как это правильно делать.
  • Выкладывайте малыша на развивающий коврик.
  • Учите кроху взаимодействовать с игрушками – показывайте, как катать мячик, строить башенку из кубиков.

С первых дней жизни малыш развивается и познает мир. Происходит это благодаря слаженной работе сенсорных анализаторов (органов чувств).

То, как чувствует дитя: слышит, видит, ощущает вкус или запах — влияет на правильное, полноценное формирование его умственных способностей.Полноценное сенсорное развитие ребенка способствует его успешному обучению в детском саду и школе, пригодится для многих видов трудовой деятельности, обеспечит психоэмоциональное благополучие. В каждом возрасте ребенка усенсорного воспитания свои цели.

Формирование анализаторов

Правильное понимание формы, расположения в пространстве, цвета, звучания, размера, аромата приходит со временем. Особое влияние на развитие маленького человека оказывают зрение, слух, осязание и мышечная (моторная) деятельность. Каждый ребенок индивидуален. Динамика развития анализаторов у разных детей может быть различной, но примерные сроки знать нужно.

Развитие зрения

В первые дни после рождения кроха редко открывает глаза, прищуривается от яркого освещения. Слепящий свет ему неприятен. Мир воспринимается им в размытом виде.

Постепенно ребенок начинает различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. В полугодовалом возрасте добавляются коричневый, белый и черный. Увиденная картинка воспринимается малышом плоско, без признаков объема. Предметы малыш видит только на близком расстоянии. Лишь в год он способен выделять образы на отдалении в один метр. Рост глазного яблока продолжается до пяти лет.

Рассматривать и хватать игрушки, лица ребенок начинает в четыре месяца, узнавать людей — в пять-шесть месяцев, понимать мимику и жесты окружающих - в год. В первые месяцы жизни малыш плохо фиксирует взглядом предмет, путает верх и низ. Все эти явления связаны с недоразвитием нервной системы ребенка в ранний период жизни.

Слуховое развитие

Слух у ребенка имеется с рождения, но развит он слабо. Многие считают, что новорожденный появляется на свет глухим, но ведь от резких звуков кроха вздрагивает, прекращает плакать.

Слух малыша формируется постепенно:

  • До одного месяца реакция на звук отсутствует.
  • С одного-полутора месяцев ребенок фиксирует взгляд на звучащей игрушке, распознает голоса людей. Особенно бурно он реагирует на голос мамы.
  • В шесть месяцев кроха узнает по голосу близких, поворачивает голову в сторону звучания.
  • Начиная с семи месяцев малыш понимает, когда обращаются к нему.

К одному-двум годам ребенок начинает лучше дифференцировать разные звуки, их высоту. Низкие тона дети воспринимают лучше, чем высокие. Острота слуха улучшается с возрастом, слух формируется до 20 лет.

Осязание

Специфический орган осязания человека — рука, в особенности ведущая. Связано это с тем, что чувствительность к прикосновению, давлению на кончиках пальцев и ладони гораздо выше, чем на других участках тела. Начиная с рождения с помощью руки малыш активно познает мир. Он тянется за интересующими его предметами, хватает их.

До младшего школьного возраста дети познают окружающую действительность, свойства и качества предметов путем осязания, поднимая, хватая, вертя и передвигая их.

Моторика

До полутора месяцев движения малыша нецеленаправленны, хаотичны.

С трех месяцев двигательная активность возрастает. Ребенок оживленнее реагирует на яркий свет и громкие звуки.

Полугодовалый малыш с силой хватает и хорошо удерживает предметы.

В семь месяцев дитя хлопает в ладоши, перемещает предметы из руки в руку.

В девятимесячном возрасте малыш может манипулировать несколькими игрушками, стучать ими и бросать их.

В год ребенок с удовольствием играет со сверстниками и взрослыми.

Таким образом происходит формирование особенно важных для развития ребенка анализаторов. Рекомендуется знать этапы развития сенсорики малыша, чтобы не упустить отклонения.

Восприятие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста улучшает логическое мышление. Период с одного до трех лет наиболее благоприятен для совершенствования всех органов чувств ребенка, получения знаний об окружающем мире. Вот что доступно для понимания малышам этого возраста:

  • Температурные понятия — холодное и горячее.
  • Величина предмета (большой, маленький, средний).
  • Девять цветов спектра.
  • Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.
  • Вкус (сладкий, соленый, кислый, горький).
  • Тип запаха (легкий, тяжелый, горький, сладкий).
  • Звуки родной речи.

В этот период у крохи формируются вкусовые предпочтения. Вкусную пищу малыш способен определить по запаху, от невкусной откажется, даже не попробовав ее.

Какие занятия полезны

До трех лет ребенок быстро усваивает информацию, но он неусидчив, поэтому занятия должны проходить в игровой форме. Сенсорное развитие в этот период стимулирует речь, помогает расширить словарный запас.

Для улучшения сенсорной чувствительности малышам этого возраста будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. Можно предложить ребенку разные по жесткости игрушки во время купания.

Сенсорному развитию важно ежедневно уделять внимание. Полезно заниматься с малышом лепкой из пластилина, фольги, теста. На примере воды нужно показать разницу между холодным и горячим.

С маленькими детьми важно как можно чаще играть в пальчиковые игры. Это улучшает сенсорное развитие, тренирует мелкую моторику. Благодаря пальчиковой гимнастике быстрее развиваются речь и мышление.

Развитие сенсорики у детей-дошкольников

В этот период игровые манипуляции сменяются обследовательской познавательной деятельностью. Ребенок пытается разобраться, из каких частей состоит предмет, каково их назначение, насколько они подвижны и связаны между собой. В этот период основным становится зрительное восприятие.

Развитие сенсорики в младшем возрасте

В три-четыре года ребенок знает названия всех цветов, различает иногда их оттенки. Улучшается координация движений, связанная со зрением. Малыш умеет собирать несложные пазлы, пирамиды, конструкторы. Трехлетним деткам интересно разучивать песенки, стишки, потешки.

До четырех лет малыши с интересом разбираются с объемом и формой предметов, размером, сопоставляют явления и предметы. Улучшается слуховое восприятие. Малыши легко запоминают потешки, песенки, стихи. Дети младшего возраста могут узнавать мелодии и отбивать такт, танцевать под музыку и петь, прохлопывать ладошками ритм.

Средний дошкольный возраст

С четвертого года жизни у детей формируются типичные для этого возраста сенсорные понятия. В речи закрепляются представления о цвете, геометрических фигурах, соотношении величин разных предметов. Вне зависимости от того, сравниваются ли между собой предметы, малыш называет их большими и маленькими. Ему уже не нужно видеть, чтобы понять, что меньше. Малыш расставляет игрушки по росту.

Сенсорика старших дошкольников

В возрасте шести-семи лет ребенку доступны понятия длины, ширины, высоты. Он может разобраться в расположении предметов в пространстве по отношению друг к другу и обозначить их положение (за, между, спереди, сзади, слева-справа).

Занятия для улучшения сенсорики детей дошкольного возраста направлены на закрепление пройденного материала и улучшение качества ранее изученного. Звуки, вкус, запах в этот возрастной период уже воспринимаются полноценно. Неаккуратность детей, нескоординированность указывают на то, что еще не сформировалось осязание. К семи годам развитие анализаторов уже мало чем отличается от этого показателя у взрослых.

Нарушение сенсорного развития

При поражении коры головного мозга, отвечающей за восприятие, у ребенка возникают те или иные нарушения сенсорного развития. К ним относят расстройства двигательной активности, зрения и слуха.

Вот основные причины появления нарушений сенсорного развития детей:

  • Травмы головы и спины.
  • Вирусные инфекции матери во время беременности и ребенка в раннем возрасте.
  • Патологии во время беременности и родов.
  • Недоношенность детей.
  • Половые инфекции родителей.

Проявляются нарушения обычно в невозможности выполнения осознанных движений, отсутствии реакции на звук и свет, нарушении речи или ее отсутствии.

При каких заболеваниях наблюдаются нарушения сенсорики

Вызвать отклонения восприятия информации могут разные заболевания. Вот некоторые из них:

Заболевание

Сенсорные нарушения

Детский церебральный паралич. Парезы

При наличии гиперкинетической формы ДЦП снижается острота слуха. Чаще всего ребенок не слышит высокие по частоте звуки, не проговаривает их. Плохо обучается чтению, письму.

Умственная отсталость

Физическое и психическое развитие ребенка с олигофренией усиливает нарушения восприятия. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем более выражено нарушение сенсомоторики.

Аутизм (РАС)

Дети могут очень остро видеть или слышать либо их чувствительность к раздражителям снижена. Благодаря обостренному восприятию цвета или звука некоторые дошкольники проявляют сверхспособности. Одним детям с расстройством аутистического спектра (РАС) великолепная зрительная память позволяет запоминать огромные объемы информации, цитировать по памяти литературные произведения; другим острый слух помогает имитировать голоса людей. Но иногда гиперчувствительность является тяжелым испытанием для ребенка: он не может выносить шум, яркое освещение, определенные запахи, вкусы. Всё это вызывает нервные срывы, приступы агрессии или самоагрессии, усугубляет проблемное поведение.

Глухота, слепота.

Нарушения обычно заметны с раннего возраста. Дети выделяются неуклюжестью, неправильным произношением части звуков, затрудненностью речи или ее отсутствием.

Проблемы с сенсорным восприятием мешают ребенку обучаться в саду и школе, общаться с другими детьми. Любое нарушение сенсорики может вызвать задержку речевого развития или грубое нарушение речи.

Как улучшить восприятие

Для развития сенсорных способностей есть специальные дидактические игры, упражнения. С их помощью обогатится внутренний мир ребенка, раскроются его возможности.

Улучшить осязание можно с помощью предметов разной величины, формы, спрятанных в «чудесном мешочке». Малыш должен на ощупь понять и назвать то, что он нашел. Хороши будут игры на определение фактуры разных образцов тканей. Также можно угадывать, из чего сделаны предметы: из стекла (бутылка), резины (мяч), пластика (игрушка), кожи (перчатки). Интересны и полезны занятия с резиновыми шариками, заполненными крупами, водой или песком.

Для улучшения зрительных функций научите ребенка смотреть на предмет через прозрачное или темное стекло, лупу, целлофан. Можно предложить малышу нарисовать цветок или игрушку по памяти, дав посмотреть на нее несколько секунд. Потом пусть повторит рисунок после детального рассмотрения, в следующий раз — после ощупывания предмета с закрытыми глазами, а после — рассмотрев предмет через банку с окрашенной жидкостью.

Для развития слухового восприятия пригодятся непрозрачные бутылочки с разным содержимым: горохом, кнопками, монетами, фасолью, ракушками, пуговицами. Ребенок должен потрясти емкость и нарисовать то, что он слышал.

Вкусовую чувствительность обострят занятия с известными и неизвестными на вкус продуктами. Положите в рот малыша кусочек пищи - он должен угадать, что съел.

Ароматы обогащают жизнь ребенка, оживляют его существование. Развитию обоняния способствуют игры на определение приятного/неприятного запаха. Можно дать малышу понюхать пузырьки с разными ароматами и узнать, какой из запахов ему нравится больше. Спросите, чем пахнет: например, духами, ванилином, цитрусовыми или уксусом.

Помогите малышу лучше понять мир запахов, вкусов, звуков, приятной музыки. Приучайте ребенка мыть посуду, поливать цветы, вытирать пыль, помогать на приусадебном участке. Отлично развивает сенсорику общение с животными. Старайтесь задействовать все органы чувств. Благодаря всему этому ребенок будет развиваться гармонично.