Рисуем с детьми 1.5 2. Рисование с малышами

Рада снова приветствовать вас в моем блоге. Почему сейчас так популярны разные методики по развитию творческих способностей у детей? Что они дают и как научить ребенка рисовать в 3 года? Как правильно, не наседая, научить ребенка рисовать? Поговорим об этом? Тогда поехали!

Ребенок не умеет рисовать

До 3 лет мой кроха мазал кисточкой листы краской так, как ему хотелось. Выбирал в основном темные краски. Кстати, не пугайтесь, если ваш малыш отдает предпочтение темным тонам. Черный цвет самый сильный из всех, поэтому привлекает внимание детей. Для начала отлично подойдут пальчиковые краски. При покупке обязательно смотрите состав, это важно. Я ориентировалась по цене и составу, благо знакома со списком натуральных красителей. Для начального обучения можно использовать ненужный кусок обоев или ватман. Не забудьте застелить пол клеенкой, если рисовать будете на полу. Я закрепляла на стене лист ватмана, и мы творили в свободной форме. Главное, вызвать у крохи интерес. Некоторые идеи из интернета помогут вам придумать сюжет рисунка. Кликните на картинку для детального просмотра



















Пальцами рисуем самые простые рисунки: круг, квадрат, затем цветок или дерево столько раз, сколько просит ребенок. Поверьте, пройдет совсем немного времени и он повторит все в точности за вами, выглядеть это будет весьма прилично и красиво. Более того, прорисовывание пальчиками форм и фигур является своеобразным коррекционным занятием, именно таким способом лучше всего знакомить малыша с формами.

Поехали дальше

Когда кроха освоит азы с помощью красок, вручите ему в руки простой карандаш с мягким грифом. Ваша задача научить правильно, держать карандаш.

  • покажите ему, как прорисовывать обычные линии (длинные и короткие);
  • повторите пройденное, попробуйте вместе нарисовать простые геометрические фигуры.

Когда мой ребенок освоил самостоятельно эти навыки, мы перешли к разным пособиям, которые, кстати, очень выручают современных мам. Можно приобрести готовые журналы или найти и распечатать готовые рисунки из сети. Мой кроха обожал соединять прямые и плавные линии по точкам, а потом смотреть, что же получилось в итоге.

После простого карандаша приходит следующий этап – разноцветные фломастеры. Сделаю поправку от себя. Берите те, которые легко смывать водой (эта информация написана на упаковке). Детки часто любят рисовать там, где нельзя. Вы сможете спасти мебель и моющиеся обои, если заметите наскальное творчество вовремя. В первые 15-20 минут, удалить, смыть яркий фломастер обычной влажной тряпочкой очень легко (с лица, кстати, тоже).
Нам очень нравится рисовать масляной пастелью — не пачкает руки, легко рисовать даже самому маленькому, а рисунки не менее яркие, чем фломастером. Но пастель бывает разная, есть твердые восковые мелки и малышам будет трудно прикладывать усилия, а есть масляные карандаши, они мягкие и давить не нужно.

Сложные рисунки

Сложные рисунки: собака, бабочка, нам давались достаточно тяжело. Мой ребенок тяжело переживал неудачи, если у него что-то не получалось. Поэтому, снова, я обратилась за помощью к профессионалам. Готовые блокноты, альбомы с заготовками. Мне очень понравилась методика НИИ «Эврика»

Блокнот-тренажер, в которой пошагово, поэтапно представлены обучающие рисунки животных. Всего за пару недель мой кроха успешно освоил сложные рисунки. Стал нехитро изображать около 50 животных. Не верите? Попробуйте сами. Вам точно понравится. Первое время мы вместе сидели над блокнотом, но затем малыш стал проявлять самостоятельный интерес, а у меня появилась свободная минутка. Блокнот на ozon

Самостоятельно с легкостью вы можете научить кроху изображать:

  • солнце;
  • человека;
  • транспорт (с помощью геометрических фигур);
  • бабочку (один овал в центре и по 2 круга с каждой стороны);
  • некоторых животных, которые просты в исполнении.

Нет ничего лучше красочной гуаши. Рисуйте вместе, учитесь вместе с вашим чадом.

Необычные методики и рисунки

Рисуем и учим цифры

Изучая вопрос досконально, я наткнулась на интересные предложения в сети. Рисовать по цифрам оказалось весьма по силам для детей 3 лет. Мы не только осваивали азы математики, знакомились с цифрами, учили их. Но они (цифры) забавно обрастали целыми историями.

  • из единички можно сделать корабль;
  • двойка с легкостью превращается в лебедя или утку (у нас выходила именно утка);
  • 3-ка или 8ку можно трансформировать в зайчика;
  • Из 9-ки выходила приветливая улитка.

Все ограничивается лишь вашей фантазией. С помощью цифр можно нарисовать практически всех животных Земли. Но для этого необходимо заранее продумать, во что каждая цифра может превратиться.

Рисование по точкам

Картинки кликабельны, мы их распечатывали и рисовали:



















Простой и в то же время полезный способ научится рисовать малышу. Ребенок проводит линии соединяя точки. Так он учится владеть своей рукой, чтобы провести ровную линию, готовиться к письму в будущем. Во-вторых, малыш рисуя по линиям он запоминает как изображать предметы, какие детали нужно прорисовать, чтобы изобразить предмет. То есть каких линий достаточно, чтобы получить утку, к примеру.

Рисование по цифрам

Соединяем цифры по-порядку. Без помощи мамы не обойтись, если малыш еще не знает цифры. Но не стоит отбрасывать этот метод. Вдруг ребенку понравиться, а большим бонусом от такого рисования — непринужденное изучение цифр.










Обучение малышей 2-3 лет рисованию – это не только важный период в развитии изобразительных навыков и воображения, но и для последующего формирования творческой личности.

Как научить ребенка рисовать?

Главным при обучении рисованию является создание «живого» образа и ярких впечатлений. Ведь все дети познают мир через игру. Ни один малыш не сел за парту добровольно и не стал выводить скучные закорючки. Поэтому немаловажным в этом процессе будет союз взрослого и ребёнка, основанный на взаимопонимании и уважении. Запомните, в творчестве вы не педагог, а друг ребенка. Не ставьте свои навыки и способности на пьедестал, а опуститесь до его уровня. Не учите, не советуйте «под руку», а покажите как нужно делать в начале занятия. А затем просто садитесь рядом и наблюдайте.

Нельзя заставлять малыша рисовать, это может отбить у него желание в дальнейшем!

Приступая к занятиям по рисованию с детьми 2-х лет , важно правильно подобрать время. Лучше отдать предпочтение первой половине дня, когда мозг ребенка ещё не перегружен информацией, а сил накоплено много. Отличительной чертой занятий в 2 года является тесная связь с окружающим миром, ведь в этом возрасте малыши очень любопытны и впитывают информацию, как губки.

Рисование с детьми в 3 года тоже имеет ряд особенностей. Как правило, малыши 3-х лет уже имеют определенные предпочтения в темах для игры и любимых героев. Поэтому, чтобы научить ребенка выполнять упражнения, приведенные ниже, нужно его заинтриговать. Рассказать интересную историю, например, про ёжика, а затем предложить помочь ему собрать яблоки.

Чем рисовать?

Многие родители ошибочно идут от простого к сложному. Дают ребенку в 2 года фломастер, предполагая научить его рисовать не прилагая усилий. Ведь фломастеры такие яркие и ими так легко рисовать! Но этот путь, наоборот самый сложный. Ведь потом придется переучивать ребенка держать карандаш правильно и учить нажимать на него, чтобы провести линию на бумаге. Прилагая усилия, при нажатии на карандаш с раннего детства, малыш тренирует ручку, развивает мелкую моторику. Ему будет легче даваться подготовка к школе, да и сама учёба. Поэтому лучше не давать малышу фломастер лет до 4-х, пока он полностью не овладеет навыком рисования карандашом.

Какие карандаши выбрать?

Тут единогласны все педагоги – трёхгранные. Они исключают возможность взять карандаш неправильно. Для малышей, которые только учатся держать карандаш подойдут восковые трёхгранные карандаши, а деткам постарше – деревянные с мягким грифелем.


Итак, приступим к занятиям!

«Знакомство»


Цель
: познакомить малыша с карандашами, правилами пользования, способами владения.
Материал : лист белой бумаги, цветные карандаши.

Занятие

Возьмите лист бумаги и карандаш красного цвета. Нарисуйте большой и маленький круг. Ребенок с интересом будет наблюдать за процессом: он впервые видит, как на чистом листе бумаги появляется очертание знакомого предмета.

Предложите ему взять карандаш в правую руку.

Покажите, как нужно правильно держать карандаш большим, средним и указательным пальцами, не нажимая сильно на бумагу и не прорывая её.

Придерживая руку малыша вместе с карандашом, проведите форму круга. Отпустите его руку. Пусть он сам попробует повторить движения.

Конечно, воспроизвести с первого раза очертание круглой формы ребёнку будет сложно. Поэтому начните с простой линии. Пусть малыш самостоятельно разрабатывает руку, создавая свои маленькие шедевры.

Главное, чтобы его заинтересовал сам процесс, а результат обязательно порадует позже.

«Дождик»

Цель : научить рисовать штрихи, усиливая и ослабевая движения руки с карандашом.
Материалы : цветные карандаши, лист бумаги с изображением формы серого цвета - «тучи».

Занятие

Обратите внимание ребёнка на изменение погоды в природе: то светит солнце, то набегают тучи, заслоняют солнышко и начинается дождик.

Покажите рисунок с силуэтным изображением серой тучи. «Что это? Туча. Пошёл дождь кап-кап-кап»

Возьмите синий карандаш и нарисуйте штрихи, то усиливая ритм дождя, то ослабевая.

Комментируйте свои действия движениями карандаша. «На дорожке появляются лужи». Нарисуйте овальной формы лужицы.

Предложите ребёнку продолжить рисовать, поощряя его стремление сначала усилить ритм штрихов, а затем ослабить.

Обращайте внимание на координацию движения руки.

«Шарики для мишки»


Цель:
научить вращательным движениям, правильно держать в руке карандаш, не прорывая лист бумаги.
Материалы: цветные карандаши, белый лист бумаги с наклеенным мишкой и нарисованными ниточками для шариков.

Занятие

В качестве наглядного примера, покажите игрушку - мишку, который держит в лапке воздушный шарик красного цвета.

Спросите ребенка, какого цвета шарик? Дайте ему карандаш красного цвета, напомните, как правильно его нужно держать в руке.

Предложите малышу нарисовать шарики для мишки на заранее подготовленном листе бумаги с изображением животного.

Помогайте ребёнку, придерживая и направляя ручку с карандашом.

«Яблоки для ежа»

Цель: развивать сюжетно- игровой замысел, научить вращательным движениям.
Материал: лист бумаги с изображением аппликации ежа, цветные карандаши, ёжик – игрушка.

Занятие

Предложите ребёнку угадать загадку: «под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками».

Помогите ему справиться с заданием, рассказывая истории про ёжика и разыгрывая сюжет о том, как он на зиму запасает грибы и яблоки.

Покажите лист с изображением аппликации ежа без иголок.

Предложите ребёнку короткими штрихами нарисовать ежу иголки, затем яблоки и грибы.

Помогите ему, если он затрудняется изобразить эти предметы.

«Мои пальчики»

Цель: научить обводить предметы по контуру.
Материал : цветные карандаши, лист бумаги.

Занятие

Положите кисть руки ребёнка на лист бумаги и обведите её по контуру, называя каждый пальчик.

Предложите закрасить их различными цветами.

Затем попросите малыша повторить ваши действия самостоятельно.

В случае затруднения, помогите обвести контур кубика или другого предмета, удерживая его по центру и помогая ребёнку справиться с заданием.

«Кисточка»



Цель:
познакомить с новым материалом: красками, кисточкой, научить правилам пользования красками.
Материалы : краска - гуашь красного цвета, кисти № 8-10, листы белой бумаги, баночка для воды, салфетки.

Занятие

Напомните, что вначале ребёнок учился рисовать цветными карандашами.

Теперь будет учиться рисовать красками.

Обратите его внимание на баночку яркого цвета и кисточку, которая состоит из палочки и мягкого ворса.

Покажите ребёнку, как надо рисовать.

Вначале окуните кисточку в краску, отожмите лишние капли о край баночки и нарисуйте на бумаге широкую линию.

Получилась «дорожка». Затем плотно прикладывая кисть к листу бумаги, изобразите её следы: «шагает по дорожке».

Совершайте круговые движения кистью – она «танцует». Нарисуйте круг и палочки вокруг – это солнышко.

Затем предложите порисовать ребёнку.

Для этого положите кисточку в его ручку, придерживая своей рукой, окуните кисть в краску, отожмите лишние капли о край баночки и проведите линию.

Делайте всё неторопливо и аккуратно, озвучивая свои действия.

Во время смены краски покажите, как следует промывать кисть в баночке с водой, а затем её осушить, прикладывая к бумажной салфетке.

Предоставьте ребёнку свободу движений, контролируя процесс.

Поощряйте к экспериментированию краской, закрашиванию поверхности листа красками разных цветов.

В конце занятия промойте кисточку, рассмотрите и обсудите выполненные работы.

«Кто живёт в лесу»

Цель : научить двигательному ритму.
Материалы: лист бумаги, окрашенный в светло- серые тона с аппликациями силуэтов деревьев, кисть, краски, баночка для воды, салфетки.

Занятие

Вспомните про обитателей леса: зайцев, ежей, медведей, лис и волков. Почитайте стишки, загадки, напойте песенки.

Нарисуйте, на заранее приготовленном листе, кончиком кисти мелкие следы зайца, как он прыгает и бегает.

Крупные следы волка, который пробежал по лесу.

Затем всем ворсом кисти крупные мазки - следы медведя, как он по лесу идёт.

После показа приёма рисования предложите ребёнку самостоятельно нарисовать следы и рассказать кому, какие принадлежат.

«Снежок»

Цель: научить рисовать мазками в разных частях бумаги.
Материалы: синий лист бумаги, краска белого цвета, кисти № 8-12, баночка для воды, салфетки.

Занятие

Вспомните, как выглядят снежинки в зимнее время года, какого они цвета, как кружатся и опускаются на землю.

Напойте знакомые мелодии про зимнее время года.

Предложите ребёнку нарисовать белый снежок и сделайте несколько мазков.

На синем фоне белый снег будет смотреться очень эффектно.

Попросите ребёнка повторить мазки: в разных частях бумаги нанести мазками « падающий снег».

Важно помнить! Расширяя представление об окружающем мире, не забывайте поощрять малыша во всех его начинаниях.

«Салют»

Цель: использовать разные цвета красок, умение промывать кисть при смене краски.

Материалы: лист бумаги темно- синего цвета, краски разных цветов, кисть, баночка для воды, салфетки.

Занятие

Оживите впечатления увиденного праздничного салюта.

Покажите вместе, как взлетают огни ракет, поднимая вверх руки.

Затем нарисуйте белые полоски на темно- синем фоне ночного неба, имитирующие движение ракеты.

Огни салюта изобразите мазками красного и жёлтого цвета, ритмично нанося их в виде точек, пятен, полосок.

Во время смены краски напомните ребёнку, что следует промыть кисть в баночке с водой, осушить её, прикладывая к бумажной салфетке.

Анна Гаращенко

Рисование – интересный и полезный вид деятельности. Рисование приобщает малыша к миру прекрасного, развивает креативность (творческие способности , характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Рисование часто несёт в себе и элементы психотерапии являясь элементом арт терапии. Рисование успокаивает , отвлекает, занимает.

У детей интерес к рисованию проявляется довольно рано. Занятия изобразительной деятельностью помогает детям раскрыть и соответственно познать окружающий мир, пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают восприятие, мышление, устойчивость внимания, память, воображение, любознательность, развивают мелкую моторику.

При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т. д. Таким образом данное сопровождение деятельности позволяет заинтересовать малыша, дольше удерживает их внимание, создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Привлечь детей к рисованию поможет разнообразие художественных материалов , возможность поэкспериментировать с новыми нетрадиционными техниками рисования : на песке палочкой, на снегу цветной водой, на крупе или соли пальчиком, которая находится на подносе. Также можно рисовать пальчиками , ладонями, цветными карандашами, фломастерами, красками используя не только привычные кисти, но и паролоновые тампоны, восковые мелки, использовать трафареты, природные материалы (листочки) и другое.

Продуктивно использовать книжки для детей с заданиями для раскрашивания, им очень нравится это делать. Для чего можно использовать массу книжек раскрасок рекомендованных для данной возрастной группы детей. Раскраски представляют собой черно-белые рисунки, которые необходимо раскрасить. Процесс раскрашивания позволяет развить творческие задатки и способности ребенка, прививает художественный вкус , дает ребенку возможность познакомиться с различными цветами. Также развивается усидчивость, усердие, вырабатываются навыки использования карандашей и красок. Очень важно и то, что во время раскрашивания развивается моторика рук, пальцев, что очень сильно влияет на становление речи ребенка. Следует помнить, что малыши в таком возрасте воспринимают образ картинки в целом, не особо обращая внимание на мелкие детали. Поэтому, при раскрашивании они, скорее всего, будут рисовать не по линиям контура, а «поверх» картинки.

Картинка должна быть легко узнаваема для ребенка. Лучше всего, если на картинке будет всего один предмет, а для раскрашивания использовать не больше двух-трех цветов. Следует понимать, что двухлетним непоседам некогда старательно закрашивать картинку цветным карандашом, их усидчивость только развивается. Поэтому, лучше будет дать ребенку для раскрашивания краски или мелки для рисования по бумаге (восковые мелки) . Время, затраченное ребенком на раскраску, служит достижению сразу нескольких целей. Во-первых ребенок будет рад тому, что быстро получилась картина, и потому раскраски ему будут нравиться еще больше, а во-вторых, это позволит начать приучать ребенка с самого маленького возраста доводить начатое дело до конца. Не забывайте хвалить ребенка за каждый завершенный рисунок. Регулярная похвала не на «пустом месте» , а за реально выполненные задания, будет способствовать самоутверждению вашего ребёнка.

Знакомство с новыми художественными материалами , инструментами и техниками развивает их творческое воображение , восприятие, мышление, внимание, память, любознательность, мелкую моторику. Помогает познать окружающий мир, пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного.

Литература :

1. Жукова О. Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста. Айрис-пресс, 2007.

2. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 2х-3х ле . т Мозаика - Синтез. 2015.

3. Павлова О. В. Художественное творчество . Волгоград 2015.

4. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста . Мозаика - Синтез. 2005.

Рисование пальчиками в детском саду. Мастер - класс для детей 2-3 лет


Сафонова Ксения, 3 года, МАДОУ "ЦРР - детский сад "Солнышко" Ярковского муниципального района", с. Ярково, Тюменская область.
Руководитель: Курманова Гульнара Руслановна, воспитатель, МАДОУ "ЦРР - детский сад "Солнышко" Ярковского муниципального района", с. Ярково, Тюменская область.
Описание: пальчиковое рисование. Рисунок может быть использован как украшение группы, оформление творческого уголка. Работа предназначена для детей младшего дошкольного возраста.
Цель: обучение рисованию пальчиками, развитие эстетического восприятия, чувства цвета.
Задачи:
- формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности;
- продолжать развивать образные представления,
- учить детей рисованию пальчиками;
- учить свободно использовать для создания образов разнообразные приемы;
- развивать образное и абстрактное мышление;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать познавательную активность;
- воспитывать усидчивость, старание, терпение.
Материал : лист бумаги, краски, стаканчик для воды, салфетки.
Шаблон бабочек.

Ход работы:

Поговорить с детьми о бабочках. Бабочки – самые красивые насекомые. Они неповторимы своей красотой, формой, расцветкой. Можно обсудить превращение гусеницы в бабочку. Затем обсудить их красочную окраску крыльев.
Переходим к работе. Придумаем окраску для бабочек.
Раздаются шаблоны с бабочками.


Берем шаблон, краски. Используем яркие оттенки. Каждая бабочка будет отличаться от предыдущей бабочки. Например, для первой бабочки используем жёлтый цвет. Обмакиваем пальчик в краску и точками рисуем узоры на крыльях бабочки.


Затем обмакиваем пальчик в красный цвет. Аналогично, создаем узор второй бабочке.


С огромным интересом и восхищением продолжаем нашу работу. Берем синюю краску. Смело обмакиваем пальчик и также рисуем узоры. Получаем очередную прекрасную бабочку и на этот раз.


Бабочки обычно летают на полянке, где много цветов. Они ведь пьют нектар с цветов. Поэтому эти восхитительные насекомые любят цветочки. Чтобы нашим бабочкам было веселее, нарисуем для них цветочки. Берем снова жёлтый цвет. Рисуем точки вокруг бабочек. Чем больше цветочков, тем красочнее полянка.


Берём красную краску. Добавляем лепестки к нашим цветочкам.


Рисунок готов. Несложная и интересная работа, которая понравиться любому ребёнку. Делаем рамку и украшаем ей группу.


К примеру еще рассмотрим работу, выполненную той же техникой рисования, гусеницы.
Рисуем головки двух гусениц.


Обмакиваем пальчик в зелёный цвет и рисуем туловище гусеницы.


Продолжаем.


Аналогично, рисуем вторую гусеницу.


И добавляем цветочки. Сначала серединки.


Затем лепестки.


Очень простая техника выполнения работы заинтересует детей пробовать снова и снова свои силы и старание. Будьте готовы преподносить новые идеи для маленького художника.
Спасибо за внимание!

людмила молева
Нетрадиционная техника рисования с детьми 2–3 лет

Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование . Рисование -очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования , в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному исскуству,вызывает интерес к рисованию . В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования . Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д. ,Колдина Д. Н. и др.) Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования .

Существует много техник нетрадиционного рисования , их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками , делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка :

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

Пространственной ориентировки на листе бумаги,глазомера и

зрительного восприятия;

Внимания и усидчивости;

Мышления;

Изобразительных навыков и

умений,наблюдательности,эстетического

восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника

формируются навыки контроля и самоконтроля.

Таким образом, целью моей работы является разработка методических материалов для работы воспитателя с детьми 2-3х лет по развитию интереса к рисованию ,привитию любви к изобразительному искусству.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи :1. Провести теоретический анализ по обозначенной проблеме.

2. Разработать подходы и методическое обеспечение в работе с дошкольниками

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приёмы .

Так для детей первой младшей группы при рисовании уместно использовать технику «рисование руками » (ладонью,пальцами,оттиск печатями из картофеля, ватными палочками, тычками.)

Рассмотрим подробнее каждую из этих техник .

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлёпывания,прихлопывания,размазывание,пальцами (размазывание,примакивание,которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения озов рисования ладошками : она сложнее и требует более целенаправленных движений.

Дети с любопытством,радостю и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр тренировок на бумаги возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого – либо животного. В работе с детьми в первой младшей группе дорисовывать может сам педагог , показывая своим примером принцип изображения

Так, из ладошки может получиться птица,кошка,петушок,слонёнок.

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших доступных ребёнку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремёслах украшения ткани набойкой использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты-печатки. Для изготовления печаток картофель, разрезают по полам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки- определённого животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, пошире.

Стоит отметить,что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того,какие методы и приёмы использует педагог,чтобы донести до детей определённое содержание,среди них : беседа,чтение сказок,чтение художественной литературы. И так,при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник : рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники : рисование ватными палочками , тычок, трафаретом. НА каждом занятии по каждой техники я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники , лишь на следующих занятиях создавались какие- либо образы или сюжеты(«В лесу родилась ёлочка» , «Гусеница» , «Сшили Тане сарафан» и т. д.)В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой приём, художественное слово, пальчиковые игры, физкульт минутки, подвижные игры, музыкальное сопровождение.

Мною был составлен следующий план занятий :

Месяц Техника нетрадиционного рисования Тема занятия

Сентябрь Рисование пальчиками Цветные пальчики

Ягодки на тарелки

Октябрь Рисование пальчиками Сшили Тане сарафан

Разноцветные мячики

Ноябрь Рисование пальчиками Дождик , дождик пуще

Листья жёлтые летят

Декабрь Рисование пальчиками Подводное царство

Январь Рисование ладошками Цветик -семицветик

солнышко

Февраль Рисование ладошками Ёжик

Март Рисование ватными пальчиками Мимоза

Горошины для петушка

Рисование тычком Цыплятки

Бусы для Кати

Май Рисование печаткой из картофеля Цыпленок

Неваляшка

Для обеспечения закрепления навыков и умений,полученных детьми во время НОД необходимо создавать условия для самостоятельной деятельности детей. С этой целью в доступном месте располагается бумага,изобразительные средства (карандаши,фломастеры,несложные трафареты,тычки небольшие штампеки.) Вся деятельность детей проходит под контролем взрослого. Наиболее интересные,выразительные работы детей мы используем для оформления интерьера групповой комнаты.

Взаимодействия с семьями воспитанников позволяет нам дополнить и закрепить работу начатую в детском саду. Для этого нужно осуществить маленький ликбез. С этой целью мы проконсультировали родителей на тему : «Значение рисования нетрадиционными способами » , «Нетрадиционные техники рисования » , «Вот мы взяли краски в руки» и другие.

Мониторинг уровня развития умения детей изображать прямые и прерывистые линии, предметы круглой формы, волнистой линии показал, что навыки детей в данном направлении стали более прочными, кроме этого дети стали более внимательными, усидчивыми они с удовольствием занимаются рисованием . В процессе деятельности рисования у детей наблюдается формирование навыков, контроля и самоконтроля, что в свою очередь влияет на развитие речевых центров коры головного мозга ребёнка. Кроме этого дети хорошо ориентируются на листе бумаги. Некоторые дети, показывают, где верх листа, где низ листа.

Результаты мониторинга убеждают нас в том, что все поставленные задачи выполнены. Наблюдается положительная динамика в развитии детей раннего возраста. Это говорит о том, что мы на правильном пути. В будущем я планирую продолжать работу в данном направлении до выпуска моих деток из ясельной группы и познакомлю их с трафаретом.