Принцип гуманистической. Основные принципы гуманистического образования

Принципы воспитания - основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике со­держание, формы и методы воспитания.

Идея о необходимости гуманизации воспитания довольно отчет­ливо выражена уже в трудах чешского педагога Яна Амоса Камен­ского, а начиная с эпохи Просвещения (XVIII в.), она приобретает все большее распространение в работах педагогов различных стран. Наиболее последовательно эта идея отразилась в теориях свобод­ного воспитания французского мыслителя XVIII в. Жан Жака Руссо и Льва Николаевича Толстого, а в XX в. в гуманистической психологии и в гуманистической педагогике.

В русле социальной педагогики принцип гуманистической направ­ленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

Реализация принципа гуманистической направленности воспита­ния оказывает положительное влияние на становление детей, под­ростков, юношей, на все аспекты их социализации.

В случае последовательной реализации этого принципа:

именно воспитание в определенной мере определяет то, что как объект социализации человек более или менее успешно осваивает позитивные нормы и ценности, а не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные системы и пове­денческие сценарии;

воспитание получает определенные возможности создать ус­ловия для эффективной реализации себя человеком как субъ­екта социализации, для проявления и развития его субъектности и субъективности в позитивном аспекте;

воспитание может создать такие условия развития человека, ко­торые помогут ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, т.е. в той или иной мере ми­нимизировать степень становления его жертвой социализации;

воспитание имеет возможность в определенной мере не до­пустить столкновения человека с теми или иными опасностями на различных возрастных этапах, а также минимизировать и отчасти корректировать последствия этих столкновений, т. е. уменьшить риск превращения человека в жертву неблагоприят­ных условий социализации.

Реализация принципа гуманистической направленности воспита­ния в практике эффективно влияет на развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции, на формирование его отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства соб­ственного достоинства, ответственности, терпимости; на формиро­вание личности - носителя демократических и гуманистических от­ношений в обществе.

В более широком аспекте реализация принципа гуманистической направленности воспитания способствует налаживанию контактов между людьми, сотрудничества, что способствует уменьшению анта­гонизмов в обществе и объединению ресурсов человечества в борь­бе за социальный прогресс.

Вопросы для самоконтроля

2. Благодаря чему человек является субъектом социализации?

3. Покажите, какие возрастные задачи стоят перед человеком в детстве, отрочестве, юности.

4. Какое внутреннее противоречие процесса социализации может превра­тить человека в жертву? Покажите это на примере одного из возрастных этапов.

5. Как человек может стать жертвой неблагоприятных условий социали­зации?

6. Почему принцип гуманистической направленности воспитания раскры­вается в этом разделе учебника?

Гуманистическая психология.

Новая ситуация, сложившаяся в мире в связи с последствиями первой и в особенности второй мировой войн, безумие фашизма обратили психологическую мысль запада к новой проблематике – смысла (или бессмысленности) бытия, свободы (или несвободы) личности, одиночества (или неодиночества) человека, его ответственности, жизни и смерти – к проблемам, разрабатывавшимся в философии экзистенциализма. Помимо того, что эта философия повлияла на многих неофрейдистов (К.Хорни, Э.Фромм и др.), она вызвала к жизни новую психологию, пересмотревшую базовые основания предшествующей и во многих отношениях противопоставившую себя как бихевиоризму, так и психоанализу прежде всего в понимании подлинной природы человека. Это направление в целом часто обозначается как экзистенциально-гуманистическая психология.

В 1964 г. в США состоялась первая конференция по гуманистической психологии. Ее участники пришли к выводу, что бихевиоризм и психоанализ (они были обозначены как две главные на тот момент психологические силы) не видели в человеке того, что составляет его сущность как человека. Бихевиоризм и психоанализ рассматривали человека с естественнонаучных позиций: у Фрейда человеческая нравственность и духовность рассматривались не как самостоятельные реалии, а как следствие сложностей психосексуального развития и, соответственно, вторичные, производные от влечений и их судьбы; в бихевиоризме же (за исключением социобихевиоризма, который формировался в те же годы, что и гуманистическая психология) такие вещи как свобода, достоинство человека и др. не только не рассматривались, но были объявлены фикциями, т.е. искусственно созданными и не имеющими отношения к реальным понятиям. Гуманистическая психология обозначила себя как третья сила, противопоставленная бихевиоризму и психоанализу.

Принципы гуманистической психологии.

Принцип целостности.

Личность является целостным образованием, не сводимым к своим составляющим. То, что происходит в любой части целого, затрагивает всю личность. Целостность Я создает уникальный характер переживаний каждого человека. Именно поэтому предметом изучения должны быть цели, смыслы, самоотношение, самовосприятие личности.

Принцип позитивности.

Природа человека добра и конструктивна, в связи с чем акцент переносится на изучение здоровых, творческих индивидов, обладающих огромными внутренними ресурсами их решения. Жесткому внешнему детерминизму противопоставлены самодетерминация и самодомтаточность.

Принцип развития.

Этот принцип призван объяснить наличие внутренних потенций. Как любое существо человек от природы наделен тенденцией к росту, развитию и реализации. К.Роджерс приводит такую аналогию: зерно, брошенное в землю, растет, развивается и дает плоды (результаты). Точно также и каждый человек: природа дает силы для роста, развития и саморегуляции, т.е. для выбора своего единственного, неповторимого пути, который приведет к приумножению добра в этом мире. Следовательно, самое главное – это актуализация человеческого потенциала. Развитие не имеет предела. Человек обладает огромным творческим потенциалом, но, для того, чтобы он был реализован, человек должен быть активен.

Принцип активности .

Человек – не жертва обстоятельств, ранее приобретенных навыков, переживаний детства. Он от природы самодетерминирован, сам творит свою судьбу, свободен в выборе своей жизни и несет ответственность за свой выбор. Гуманистическая психология отказалась от идеи насилия и давления на личность. Все, что идет из вне и не совпадает с внутренними потребностями личности, блокируется, рано или поздно дает о себе знать в нервных срывах, болезнях, разрыве с близкими.

Эти принципы в основном распространяются и на другие гуманистические концепции, хотя в целом гуманистическая психология не представляет единой теории, ее объединяют некоторые общие положения и личностная ориентация в практике – в психотерапии и педагогике.

Возникновение названия и формулирование основных принципов связано в первую очередь с именем американского психолога Абрахама Маслоу . В центре гуманистической психологии – понятие становления личности , представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психологическое здоровье.

Обозначим, вслед за Маслоу, основные отличия гуманистической психологии от первых двух сил.

Прежде всего, гуманистическая психология подчеркивает, что человека нужно рассматривать как творческое саморазвивающееся существо, стремящееся не только к покою и определенности, т.е. равновесному состоянию, но и к нарушению равновесия: человек ставит проблемы, разрешает их, стремясь реализовать свой потенциал, и понять человека именно как человека можно, лишь приняв во внимание его высшие взлеты, высшие творческие достижения.

Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.

В гуманистической психологии подчеркивается нерелевантность исследований животных для понимания человека; этот тезис также противостоит бихевиоризму.

В отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т.п. возникают в связи с воздействием окружения.

Основные положения гуманистической психологии :

Человек должен изучаться в его целостности

Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее уникален, чем статистические обобщения

Человек открыт миру; переживания человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность;

Жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в выборах;

Человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации как частью своей природы;

Человек – активное, интенциональное, творческое существо.

Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность , т.е. творческая направленность, которая врожденна всем, но во многом утрачивается большинством в связи с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный, детский взгляд на мир.

Маслоу подчеркивает интерес гуманистической психологии к психологически здоровой личности; прежде чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда – обратный путь; по словам Маслоу, Фрейд показал на больную сторону психики, пора показать здоровую). Подлинное же здоровье – не в медицинском, а в экзистенциальном смысле – означает творческий рост и саморазвитие.

Сердце концепции Маслоу – его представление о человеческих потребностях . Маслоу показал, что так называемые базальные потребности человеку заданы и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх)6

    Физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, оптимальной температуре, сексуальная потребность и др.)

    потребности, связанные с безопасностью (в уверенности, структурированности, порядке, предсказуемости окружения)

    Потребности, связанные с любовью и принятием (потребность в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу, в том, чтобы любить и быть любимым)

    потребности, связанные с уважением и самоуважением

    потребности, связанные с самоактуализацией

Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности: нижележащие потребности должны быть в какой то мере удовлетворены, прежде чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня.

В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

На вершине пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Самоактуализацию Маслоу определял как стремление стать всем, чем возможно; это – полное использование и раскрытие талантов и способностей человека. Это - потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Этот путь труден, он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же – путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Кстати, самоактуализация не обязательно предполагает художественную форму воплощения: общение, труд, любовь – также формы творчества.

Характеристики «самоактуализирующейся личности».

    объективное восприятие действительности

    принятие себя, других, мира такими, какие они есть

    неэгоцентричность, ориентация на решение внешних проблем, центрированность на объекте

    способность переносить одиночество и потребность в обособлении

    творческие способности

    естественность поведения, отсутствие стремления нарушать условности просто из духа противоречия

    дружелюбные отношения к любому человеку с хорошим характером, вне зависимости от его образования, статуса и других формальных характеристик.

    Способность к глубоким привязанностям, часто к немногим людям, при отсутствии постоянной безусловной враждебности к кому-либо

    нравственная определенность, четкое различение добра и зла, последовательность в нравственном сознании и поведении

    относительная независимость от физической и социальной среды.

    сознание различия между целью и средством: умение не терять из вида цель, но в то же время эмоционально воспринимать и средство само по себе

    Крупномасштабность психического содержания и деятельности (Эти люди преподняты над мелочами, обладают широким горизонтом, дальней временной перспективой. Они руководствуются широкими и универсальными ценностями.)

Хотя все люди ищут внутренней состоятельности, достигают уровня самоактуализации (которая не состояние, а процесс) немногие – менее 1%. Большинство, по Маслоу, просто слепо к своему потенциалу, не знает о его существовании и не ведет радости движения к его раскрытию. Этому способствует окружение: бюрократическое общество имеет тенденцию к нивелированию личности.

Равным образом это относится и к обстановке в семье: дети, растущие в условиях дружелюбия, когда удовлетворена потребность безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации.

В целом же, если же человек не выходит на уровень самоактуализации (самоактуализирующаяся личность), оказывается человеком особым, не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы, дурного вкуса, цинизма; он не будет склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т.д. – все это не соответствует подлинной человеческой природе, все это – проявления психического нездоровья в том его понимании, в котором оно рассматривается гуманистической психологией.

Такой человек отличается высокой самооценкой, он принимает других, принимает природу, неконвенционален (т.е. независим от условностей), прост и демократичен, обладает чувством юмора (причем философского плана), склонен к переживанию вершинных чувств типа вдохновения и т.д.

Итак, задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно – а значит, быть собой – в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью и отвечает в конечном итоге за то, чтобы состояться.

Понятие самоактуализации оказывается в центре концепции одного из наиболее популярных психологов ХХ века – Карла Рождерса .

Человек, как и другие живые организмы, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все биологические потребности подчинены этой тенденции – они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития, и процесс развития протекает несмотря на то, что на его пути встают многие препятствия – есть много примеров того, как люди, живущие в жестких условиях, не только выживают, но и продолжают прогрессировать.

По Роджерсу, человек не таков, каким предстает в психоанализе. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т.п. – результат страха и психологической защиты; задача психолога – помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

Тенденция актуализации - причина того, что человек становится более сложным, независимым, социально ответственным.

Первоначально все переживания, весь опыт оценивается (не обязательно сознательно) через тенденцию к актуализации. Удовлетворение приносят те переживания, которые соответствуют этой тенденции; противоположных переживаний организм старается избегать. Термин организм в данном случае означает человека как единое телесно-духовное существо. Такая ориентация характерна для человека как ведущая до тех пор, пока не формируется структура Я, т.е. самосознание. Проблема же, по Роджерсу, заключается в том, что вместе с формированием Я у ребенка возникает потребность в положительном отношении к себе со стороны окружающих и потребность в положительном самоотношении; однако единственный путь выработки положительного самоотношения связан с усвоением таких способов поведения, которые вызывают положительное отношение других. Иными словами, ребенок теперь будет руководствоваться не тем, что способствует актуализации, а тем, насколько вероятно получение одобрения. Это означает, что в сознании ребенка в качестве жизненных ценностей будут возникать не те, которые соответствуют его природе, а в представление о себе не будет допускаться то, что противоречит усвоенной системе ценностей; ребенок будет отвергать, не допускать в знание о себе те свои переживания, проявления, тот опыт, которые не соответствуют пришедшим из вне идеалам. Я-концепция (т.е. представление о себе) ребенка начинает включать ложные элементы, не основанные на том, что есть ребенок на самом деле.

Такая ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих-то создает отчуждение между опытом человека и его представлением о себе, их несоответствие друг другу, что Рождерс обозначает термином «неконгруэнтность »; это означает - на уровне проявлений – тревогу, ранимость, нецельность личности. Это усугубляется и ненадежностью внешних ориентиров – они нестабильны; отсюда Роджерс выводит тенденцию примыкать к относительно консервативным в этом отношении группам – религиозным, общественным, малым группам близких друзей и пр., т.к. неконгруэнтность в той или иной степени свойственная человеку любого возраста и социального положения. Однако конечной целью, по Роджерсу, является не стабилизация внешних оценок, но верность собственным чувствам.

Основной причиной неврозов, с точки зрения Роджерса, является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть. Суть метода Роджерса направлена на то, чтобы:

    сформировать у человека новый более адекватный образ самого себя

    сделать более реальным, соответствующим возможностям человека представление о его идеале.

Роджерс предлагал наполнить понятие «психического здоровья» позитивным содержанием. Другими словами, психическое здоровье – это не отсутствие болезни, а позитивный способ жизни, который характеризуется открытостью новому опыту, стремлением к полноте жизни, доверием к своим чувствам и высокой творческой активностью.

Возможно ли развитие на основе самоактуализации, а не ориентации на внешнюю оценку? Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка, полагает Роджерс, - безусловное позитивное отношение к ребенку, «Безусловное принятие »; ребенок должен знать, что он любим независимо от того, что он делает, тогда потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации; лишь при этом условии индивид будет психологически цельным, полностью функционирующим.

Как практик Роджерс предложил ряд процедур, смягчающих неконгруэнтность; они нашли отражение прежде всего в индивидуальной и групповой психотерапии. Первоначально Роджерс обозначил свою психотерапию как недирективную, что означало отказ от рекомендаций предписывающего плана (а чаще всего от психолога ждут именно этого) и веру в способность клиента самому решать свои проблемы, если создается соответствующая атмосфера – атмосфера безусловного принятия. В дальнейшем Роджерс обозначил свою психотерапию как терапию, центрированную на клиенте ; теперь в задачи терапевта входило не только создание атмосферы; важнейшую роль играла открытость самого терапевта, его движение в направлении понимания проблем клиента, проявление этого понимания, т.е. важным оказываются и чувства клиента, и чувства терапевта.

Наконец, Роджерс развивал терапию, центрированную на человеке , принципы которой(главное внимание – человеку как таковому, не социальным ролям или идентичности) распространялись за пределы психотерапии в традиционном понимании этого слова и легли в основу групп – встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и др. Во всех случаях главным для Роджерса является обращение к самоактуализации и подчеркивание роли безусловного позитивного отношения как того, что позволяет человеку «стать полностью функционирующей личностью». Ее свойства, в понимании Роджерса, во многом напоминают свойства ребенка, что естественно – человек как бы возвращается к самостоятельной оценке мира, характерной для ребенка до переориентации на условия получения одобрения.

Близка к гуманистической психологии позиция Виктора Франкла . Его подход носит название логотерапия, т.е. терапия, ориентированная на обретение смысла жизни (в данном случае логос означает смысл). В основу своего подхода Франкл ставит три основных понятия :

    свобода воли,

    воля к смыслу,

    смысл жизни.

Т.о., Франкл обозначает несогласие с бихевиоризмом и психоанализом: бихевиоризм, по сути, отвергает представление о свободной воле человека, психоанализ выдвигает идеи о стремлении к удовольствию (Фрейд) и воли к власти (Адлер); что касается смысла жизни, то Фрейд в свое время полагал, что человек, задающийся этим вопросом, проявляет тем самым психическое неблагополучие.

По Франклу этот вопрос естественен для современного человека, и именно то, что человек не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний, типа ощущения бессмысленности, никчемности жизни. Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти за пределы себя – к другому человеку или к смыслу; смысл по Франклу существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе самых трагических; психотерапевт не может дать человеку этот смысл (он для каждого свой), но в силах помочь его увидеть. «Выход за свои пределы» Франкл обозначает понятием «самотрансцененция » и считает самоактуализацию лишь одним из ее моментов.

Это стремление человека может быть названо волей к смыслу . Франкл уделяет особое внимание ситуации смыслоутраты и поиска смысла в безнадежных ситуациях (он сам был узником Освенцима). Франкл приходит к выводу, что страдание имеет смысл, если оно изменяет к лучшему тебя самого.

Для того, чтобы помочь человеку в его проблемах, Франкл использует два основных принципа (они же – методы терапии ): принцип дерефлексии и принцип парадоксальной интенции.

Принцип дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышлений о собственных сложностях, того, что в обиходе называют «самокопанием».

Так, в ряде исследований, было показано, что современная молодежь в большей степени страдает от мысли о том, что несет в себе «комплексы», нежели от самих комплексов.

Принцип парадоксальной интенции предполагает, что терапевт вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом активно используются (хотя это не обязательно) различные формы юмора – Франкл считал юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение.

Направление, развиваемое Франклом, как и гуманистическую психологию, трудно назвать теорией в традиционном естественнонаучном понимании. Характерно высказывание Франкла о том, что главным аргументом, подтверждающим правомерность его позиции, является его собственный опыт пребывания в качестве заключенного в фашистских концентрационных лагерях. Именно там Франкл убедился в том, что даже в нечеловеческих условиях, возможно не только оставаться человеком, но и возвышаться – иногда до святости, - если сохраняется смысл жизни.

Этот принцип прослеживается в трудах Яна Амоса Коменского, в теории свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого. В социальной педагогике этот принцип предполагает отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту своего развития, умеющему правильно строить свои отношения на основе субъект-субъектного подхода.

Реализация этого принципа оказывает положительное влияние на становление личности и все аспекты ее социализации:

Человек будет осваивать позитивные ценности, а не асоциальные;

Воспитание получает определенные возможности для создания условий эффективной реализации человеком себя как субъекта;

Воспитание сможет создать такие условия, которые помогут достичь баланса между адаптацией и обособлением, т. е. в той или иной степени избежать стать жертвой социализации и ее неблагоприятных условий.

Реализация принципа гуманистической направленности эффективно влияет на:

Развитие рефлексии и саморегуляции;

На формирование отношения к миру и с миром;

На развитие собственного достоинства;

На развитие ответственности, терпимости.

Т. е. в целом - на формирование личности, а значит – на развитие социального прогресса.

2. Принцип природосообразности.

Сформулировал этот принцип, который получил широкое признание в педагогике XVIII-XIX, Ян Амос Коменский.

В современных условиях принцип природосообразности воспитания означает:

1) ориентацию на научное понимание взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласование с общими законами развития природы и человека,

2) воспитание человека сообразно полу и возрасту,

3) формирование у человека ответственности за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.

Отсюда в соответствии с принципом природосообразности у человека необходимо воспитывать определенные этические установки по отношению к природе, к планете, к биосфере, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение.

3. Принцип культуросообразности .

Об этом принципе будем вести речь в аспекте макрофакторов.

Истоки этого принципа в трудах английского педагога Джона Локка (17 век), французского мыслителя ученого Клода Гельвеция (18 век) и швейцарского ученого Иоганна Генриха Песталоцци (19 век).

Сформулировал же этот принцип Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег в 19 веке.

Сегодня этот принцип означает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Основополагающими принципами современной гуманистической педагогики провозглашены принципы демократизации и гуманизации , так как основной ценностью в обществе должна быть человеческая индивидуальность и ее максимальная самореализация. Для этого и сама личность должна ощущать собственную самоценность, раскрепощенность, свободу, уметь выразить свои чувства, продемонстрировать свои возможности и способности.

Названные принципы основываются на уважении к личности ученика , что предполагает равенство, равноправие, партнерство педагога и ученика в учебно-воспитательном процессе, несмотря на разницу в положении, уровне образования, возрасте и жизненном опыте. Проявлением уважения к ученику является:

· доверие, когда педагог видит в учениках людей со своими взглядами и интересами и надеется, что они воспринимают его так же, когда учитель уверен в моральных качествах учащихся и показывает, что их моральный уровень воспитанности не вызывает у него сомнения;

· интерес к личности ученика (его способностям, склонностям, желаниям, проявляемым в педагогическом взаимодействии);

· терпимость (естественное восприятие самостоятельности мышления ученика, его взглядов, внешнего вида, привычек поведения);

· соискание интереса учащихся к себе и своей деятельности (вызвать интерес к своей эрудиции, глубине знаний по предмету – значит заинтересовать учащихся своим предметом, способствовать стимулированию учеников к изучению материала);

· недопустимость унижения личного достоинства ученика (недопустимость использования в общении крика, обидной насмешки, оскорбительного тона и т.д., ибо этим учитель не только унижает ученика, но и вызывает его неуважение к себе, пользуясь зависимостью учащихся от него он показывает возможность решения проблем «силовым методом»);

· требовательность к учащимся (в данном случае требовательность выступает как вера в способности и возможности ученика). При этом требования, предъявляемые учителем, должны быть объективно целесообразны, а не служить наказанием, должны быт доброжелательными, понятными и реально выполнимыми;

· оценка труда учащихся (оценивание знаний, умений, способностей и поступков учащихся демонстрирует не только достигнутый ими уровень обученности и воспитанности, но и отношение учителя к своим ученикам – справедливое или предвзятое, стимулирующее к работе над собой или нет).

Важнейшим принципом отношений учителя к учащимся является ориентация педагога на положительные отношения и чувства .

Отношение педагога к учащимся проявляется, прежде всего, в том, в каком соотношении в арсенале его педагогических средств находятся такие методы как поощрение и наказание , ибо разумное их дозирование является одним из наиболее действенных методов воспитания. Тем не менее, значительное число и родителей, и педагогов отдают предпочтение методу наказания, если ребенок что-то сделал не так, мало обращая при этом внимания на достижения, успехи и радости ребенка.


Ориентация педагога на положительные чувства предполагает использование наказания в исключительных случаях, основа же отношений должна строиться на внимании, заботе и любви к каждому ребенку, ибо только добрые чувства, такие, как любовь смогут помочь ученику раскрыться, найти свое место в жизни. В этом отношении следует прислушаться к советам Д. Карнеги:

· прежде чем покритиковать человека, похвалите его, и он постарается оправдать ваше доверие;

· не оставляйте без внимания малейших достижений и успехов человека;

· щадите гордость человека, старайтесь, как можно чаще хвалить его при всех, а критиковать наедине.

Еще одним важным принципом отношений учителя к учащимся является разумное сочетание формальных (официальных) и неформальных (человеческих) отношений в общении педагога и учащегося. По сути, это вопрос дистанции отношений. Следует помнить, что даже при максимальной демократизации отношений дистанция должна сохраняться, так как, во-первых, всегда есть разница в возрасте и, во-вторых, дистанция должна определяться мерой уважения к учителю и его знаниям. В то же время сокращение дистанции, установление доброжелательных доверительных отношений означает «очеловечивание» общения. Это вполне нормальный процесс, который следует использовать в целях повышения эффективности обучения и воспитания учащихся, только здесь нужно соблюдать меру, чтобы не допустить с учениками панибратства.

Система гуманных отношений педагога с детьми распадается на три неразделимые компонента: понимание, признание и принятие. Точно такие же принципы должны быть выделены и в структуре отношений воспитанника с педагогом в процессе коррекционной работы.

Понимание – это проникновение во внутренний мир ребенка. Оно осуществляется с помощью чувств и логики. Чтобы процесс понимания учеников был результативным, педагогу необходимо развивать у себя следующие профессиональные качества:

· наблюдательность и объективная оценка того, что происходит;

· эмпатию (безусловное сопереживание, понимание чувств, переживаемых учеником, адекватное проявление своих чувств;

· умение постоянно осознавать и правильно реагировать на то, как воспитанники воспринимают и оценивают его как педагога;

· знание типичных ошибок, которые чаще всего допускаются педагогами при оценке внешнего облика и внутреннего мира воспитанников;

· умение практически применять оценочные характеристики для сравнения изменений, наступающих в результате воспитательных действий.

Признание права ребенка быть самим собой – еще один принцип гуманистической коррекционной педагогики. Признание ребенка – это примирение педагога с индивидуальностью, ее взглядами, оценками, позициями. Какими бы они ни были, их уважают, считаются с ними. Можно не принимать то, что для ребенка является значимым, но самого ребенка педагог отвергать не должен. Признание ребенка основывается на вере в его возможности, его самосовершенствование. Только в этом случае воспитанник естественно проходит через все периоды и трудности взросления, у него не остается никаких последствий и комплексов, сформированных неправильным воспитанием.

Третий принцип гуманистической педагогики в коррекционной работе – это принятие ребенка.

Принцип гуманистической педагогики «принимать ребенка таким, каков он есть» впервые был сформулирован лидером западной гуманистической психологии Карлом Роджерсом.

В традиционной педагогике преобладает оценочное восприятие ученика, К. Роджерс же считает оптимальной безоценочную тактику познания. По его мнению, педагог может влиять на воспитанника, если позволяет тому быть самим собой и искренне уважает его личностное своеобразие. В основе такого отношения лежат сопереживание и благожелательность. При этом проступок, случайный или сознательный, не должен быть мерилом личности растущего человека.

Выдающийся психотерапевт и педагог в ходе реализации этого принципа придавал первостепенное значение доверительному общению педагога с учащимися. Среди методов изучения ребенка он выделял эмпатийное слушание , имеющее несколько граней: вхождение в душевный мир другого, постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям, активизацию их конструктивности без оценивания и осуждения. Только принятие воспитанника таким, каков он есть, делает процесс сближения «реального Я» и «идеального Я» безболезненным и результативным, а коррекция «Я-концепции» происходит благодаря включению внутренних личностных механизмов саморегуляции.

Т.П. Гаврилова, обосновывая принцип Роджерса, выделяет полное или частичное принятие воспитанника. Полное принятие означает явную симпатию и дружеское отношение к ребенку. Частичное принятие является противоречивым, потому что какие-либо стороны личности ученика могут вызывать непримиримость. В этом случае взаимопонимание с ребенком затрудняется, так как на неприятие мыслей, чувств и манер поведения ребенка тот, как правило, отвечает агрессивностью.

Трудные, закомплексованные дети – жертвы частичного или полного неприятия их учителями или родителями. Когда учитель принимает ребенка таким, каков он есть, это означает, что он помогает ему стать самим собой. Именно поэтому он фиксирует внимание на его достоинствах, даже едва замеченных, а не на изъянах характера, ошибках или просчетах.

В основе принятия ребенка – любовь, а путь любви к ученику лежит через справедливость. Принятие также основывается на требовательности и принципиальности, но это пойдет на пользу только на фоне положительного отношения к ребенку и желания ему помочь. Состояние полного принятия ученика ослабляет, а затем и полностью снимает детскую тревожность. Состояние полного принятия максимально способствует самоутверждению воспитанника, предоставляя ему свободу для саморегуляции.

Педагогическое взаимодействие на основе принципа К.Роджерса обеспечивает понимание и прогнозирование развития личности учащегося, своевременную коррекцию различных поведенческих аномалий ребенка.

Введение

Принципы являются составной частью методологии и представляют собой базовые теоретические положения, объективно отражающие сущность, фундаментальные закономерности обучения, воспитания, всестороннего развития личности, отношения общества к этому процессу, меру взаимодействия педагога и занимающихся. Принципы служат ориентиром для конструирования практики, профессионального выстраивания технологий в соответствии с целями адаптивной физической культуры.

На основе изучения современных принципов философско-мировоззренческого характера, определяющих стратегический путь развития физической культуры личности разработаны три уровня принципов адаптивной физической культуры: социальные, общеметодические и специально-методические принципы.

Социальные принципы

Социальные принципы отражают педагогические детерминанты культурного и духовного развития личности и общества в целом, включая инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями, а также существующие противоречия.

Принцип гуманистической направленности

Современные тенденции гуманизации физкультурного образования предполагают смену ориентиров общегосударственной политики от «подготовки здорового и физически развитого населения» на подготовку персонально каждой личности. В соответствии с новой парадигмой образования интересы развития личности первичны, а общества - вторичны, но чем больше развита личность, тем выше интеллектуальный потенциал всего общества.

Эта концепция выражает гуманистическую идеологию, личностную ориентацию к ценностям физической культуры каждого ее члена. В Законе Российской Федерации об образовании идея общечеловеческих ценностей и гуманизма красной нитью проходит через все положения. Так как люди с ограниченными возможностями и инвалиды являются членами одного сообщества, то эта идея распространяется и на них с равным правом реализации.

Гуманистическое отношение общества к личности инвалида находится пока в переходной стадии, на этапе поиска позитивных решений. Это касается образования, трудоустройства, социализации, создания условий равной личности, экономической независимости. Иллюстрацией этому является исследование И.М. Бгажноковой и А.Н. Гамаюновой (1997), которые в целях социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта изучали общественное мнение о данной категории лиц и готовности населения принять их в качестве равноправных членов общества. Больше половины опрошенных считают, что умственно отсталые должны быть ограничены в праве избирать и быть избранными в органы власти, 42 % респондентов отказали умственно отсталым лицам в возможности работать в обычных трудовых коллективах, а 43 % категорически отрицают право создавать семью и иметь детей.

Если учесть, что большинство детей-сирот, выпускников специальных детских домов не имеют перспективы на индивидуальное место жительства, надежное трудоустройство при отсутствии жизненного опыта в условиях изолированного проживания в учреждениях интернатного типа. То становятся понятными и объяснимыми цифры статистики: каждый третий воспитанник детского дома -- бомж, каждый пятый -- преступник, каждый десятый кончает жизнь самоубийством (по данным Российского детского фонда на 1993 г.).

Категория детей-инвалидов, лишенных родителей или опеки, относится к самой неблагополучной части общества. Эти сведения не могут не тревожить общество и государство. Но решение этих проблем находится не только в сфере реформации социально-экономических отношений в стране, гарантии материального обеспечения и социальной защиты, но и готовности общества понимать и разделять личные проблемы людей с нарушениями в развитии. Становится совершенно очевидным, что данная категория лиц испытывает самый большой дефицит гуманного отношения к себе.

Адаптивная физическая культура, используя естественную потребность человека в движении, игре, эмоциях, общении, обладает высоким потенциалом воздействия на различные сферы жизнедеятельности, создавая условия реализации истинного гуманизма по отношению к инвалидам и лицам с ограниченными функциональными возможностями.

Принцип гуманистической направленности в адаптивной физической культуре означает:

  • · создание равноправных условий на занятиях физическими упражнениями; признание ценности каждой личности независимо от физических и умственных способностей, отставания в развитии, характерологических особенностей;
  • · сугубо индивидуальное телесное совершенствование, ориентированное на раскрытие потенциальных возможностей физического, психического, духовного развития и саморазвития личности;
  • · свободу выбора доступных форм двигательной активности в процессе учебной, досуговой, трудовой, спортивной деятельности в коллективных, индивидуальных, семейных, самостоятельных занятиях, ориентирующих на здоровый образ жизни.

Реализация этого принципа осуществляется следующими педагогическими подходами:

  • - ориентацией на личностное развитие, т.е. формирование целей, мотивов деятельности, побуждающих к удовлетворению потребностей самореализации, познавательной, двигательной, эстетической деятельности, эмоциональной безопасности на занятиях физическими упражнениями;
  • - этикой взаимоотношений, демократическим стилем руководства и общения, проявлением доверия, внимания, чуткости, сопереживания, веры в духовные и физические силы;
  • - вариативностью педагогических воздействий в соответствии с индивидуальными физическими и психическими возможностями, учетом состояния личности «здесь и сейчас».