Мастер класс для педагогов "изготовление бережной куклы "донская казачка"". Мастер-класс "Кукла «Донская казачка» – трогательный образ малой родины моей" Бумажная кукла сибирские казак казачка

Ирина Буркова
Мастер-класс для педагогов «Казачья кукла-оберег своими руками»

Мастер-класс

из цикла «Эзотерика для тебя»

Буркова Ирина Владимировна

Назначение : кукла , изготовленная своими руками , подарок, оберег.

Целевая аудитория : Для широкого круга педагогов , интересующихся казачьей культурой .

Этапы мастер-класса

1. Подготовительно-организационный этап :

Цель : Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности мастерства педагогов казачьей куклы – оберега .

Задачи :

куклы

казачьего быта .

выявление индивидуальных задатков и творческих способностей

создание игровой куклы по традиционной технологии.

Материалы и оборудование : толстые шерстяные нитки белого, зеленого, фиолетового цветов, тонкие желтые нитки, 2 бисеринки, 4-6 бусинок-цветочков, красные нитки, белые нитки для шитья, ножницы, картонный лист высотой около 15 см.

2. Основной этап :

Изготовление казачьей куклы – оберега .

Ход мастер – класса .

Уважаемые коллеги! Проблема важна и актуальна. Шагнуть вперед можно тогда, когда нога отталкивается от чего-то. Движение от ничего - не возможно. В прошлом мы черпаем духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. В древности говорили : «Каждое дерево сильно своими корнями , обруби их и оно погибнет». Так народ и нация, не знающие своей истории и культуры обречены на вымирание. Сегодня мы с вами совершим необыкновенное путешествие. Мы отправимся в далекое прошлое - уникальный мир казачьего быта и казачьих традиций , но с собой нужно взять самое ценное, что есть у человека - доброту, красоту, теплоту, радость…

Традиция украшения оберегами себя и своих домов у казаков зародилась в глубокой древности, стремление к добру, красоте, теплу и радости остается вечным. Сам смысл оберегов для дома состоит в их названии. Обереги существуют, чтобы защищать людей в различных ситуациях, от любых негативных воздействий. Обереги, изготовленные своими руками , станут охранять вас от злых сил, а также защищать от порчи, сглаза, приворота и т. д. Ведь всем известно, что ни один купленный оберег не имеет такой огромной силы, как тот, который сделан своими руками или передан по наследству. Ну, а если вам ни разу не приходилось унаследовать семейный оберег, то почему бы вам не порадовать своих потомков такой возможностью? Вы можете также для своих любимых домочадцев изготовить обереги для дома своими руками , которые в дальнейшем будут передаваться по наследству, охраняя и оберегая от несчастий ваших детей, внуков и правнуков.

Существует великое множество оберегов, подскажите, пожалуйста, какие обереги и амулеты служившие защитой для казаков , членов их семей и домов вы знаете? Правильно! Их очень много.

Сегодня я научу вас делать замечательные казачьи куклы - обереги и у вас появится оберег, который вы смастерили сами . Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых - это единственная возможность вернуться в мир детства…

1. Для изготовления куколки Вам потребуются : толстые шерстяные нитки разных цветов. Желательно, чтобы нитки были натуральными. Вот некоторые смысловые обозначения цвета ниток : белый символизирует святыню, зеленый – жизнь, синий –тайну, красный – жертвенность, оранжевый – благодать Божью и его присутствие, голубой – чистоту и невинность, желтый цвет – цвет тепла и любви, пурпурный – победа, багряный – цвет величия, бирюзовый – цвет молодости, розовый – цвет – цвет детства.

2. Толстые белые нитки намотайте на картонный лист.

3. Снимите моток с картона и перевяжите с одной стороны, чтобы зафиксировать его.

4. Намотайте тонкие желтые нитки на картон. Разрежьте моток ниток с одной стороны.

5. Полученный пучок длинных желтых нитей проденьте в моток белых под перевязкой, сложите его посредине.

6. Перевяжите пучок желтых нитей с помощью нитки с нанизанными бусинками-цветочками так, чтобы они плотно обхватывали белый моток.

7. Теперь на лист картона намотайте зеленые нити, разрежьте полученный моток ниток с обеих сторон.

8. Перевяжите пучок зеленых ниток с обеих сторон, отступив от краев около 1 см.

9. Вставьте полученный перевязанный пучок зеленых нитей в белый моток строго по центру, ближе к желтым волосам. Это заготовка для рук куклы .

10. Возьмите белую нить и перевяжите куклу . Сначала несколько витков сверху, немного отступив от волос, потом по диагонали опустите нить к поясу, ниже рук, выделите несколькими витками пояс-талию. И еще несколько раз проведите нить крест-накрест от шеи к поясу, закрепляя руки куклы .

11. На картон густо намотайте фиолетовую нитку.

12. Не снимая моток ниток с картона, пропустите с одной стороны под ним фиолетовую нить.

13. Разрежьте моток ниток на картоне с одной стороны. При этом следите, чтобы моток не сбился, а протянутая ранее нить не съехала.

14. Оберните полученную бахрому вокруг пояса куклы , создавая пышную юбку.

15. Пришейте на лицо 2 бисеринки – глаза, красными нитками вышейте рот.

16. Наша кукла-оберег готова .

Анализ мастер – класса .

Считаю проблему «Приобщение к обычаям и традициям Донского края» важной и актуальной. Шагнуть вперед можно тогда, когда нога отталкивается от чего-то. Движение от ничего - не возможно. В прошлом мы черпаем духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. В древности говорили : «Каждое дерево сильно своими корнями , обруби их и оно погибнет». Так народ и нация, не знающие своей истории и культуры обречены на вымирание.

Тема занятия «Казачья кукла – оберег своими руками » взята из раздела моего перспективно - тематического планирования «Обереги казачьего быта » (Цикл «Эзотерика для тебя» ).

Цель моего мастер - класса - Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности . Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления казачьей куклы – оберега . Исходя из цели, были определены задачи :

формирование представления об изготовлении народной куклы , как атрибута духовной культуры русского народа.

создание условий для развития умения понимать знаково-символические обозначения уникального казачьего быта .

привитие интереса к изготовлению обереговых, обрядовых и игровых кукол;

выявление индивидуальных задатков и творческих способностей;

создание игровой куклы по традиционной технологии.

Благодаря тому, что вы являлись участниками воображаемого путешествия в прошлое- это побудило к активности, поддерживало интерес на протяжении всего занятия.

В ходе мастер - класса использовались различные методы и приемы. В основу занятия были положены технология способствующую развитию познавательного интереса педагогов .

Во время проведения диалога задавала вопросы, направленные на выявление уровня знаний педагогов об оберегах в казачьих семьях и на погружение их в тему мастер-класса .

Активизировала ценностно- смысловую сферу при использовании иллюстративного материала.

В процессе мастер – класса стимулировала индивидуальную траекторию самовыражения личности. У каждого из вас появился своя эксклюзивная кукла - оберег . Работы разные и неповторимые.

Считаю, что работа в данном направлении интересна, необходима, так как это часть нашей современной жизни. Полученные навыки помогут педагогам в дальнейшем при изготовлении других оберегов- подарков и вовлечение детей в этот интересный продуктивный и увлекательный процесс.

Сейчас можно увидеть много оберегов в продаже, но тот оберег ценен, который сделан своими руками . Считаю, что моё занятие оставило в ваших душах определенный след, который возможно послужит толчком для дальнейшего изучения эзотерики, в частности оберегов, их назначении и в ваших семьях.

Если вы решили оформить кухню в этническом стиле, можно слепить оригинальную интерьерную куклу. Казак из соленого теста в ярком костюме держит огромный горшок с аппетитными варениками.

Каркас выполняют из фольги, проволоки и подручных материалов. После запекания фигурки из соленого теста можно хранить десятилетиями: они не растрескиваются, не рассыпаются. Забавная яркая фигурка своим присутствием украсит комнату. Как сделать соленое тесто для лепки описано ниже.

Материалы:

  • соль экстра – 1,5 стакана
  • мука – 1,5 стакана
  • вода – 150 мл.
  • крахмал – 1 столовая ложка
  • акриловые краски
  • фольга
  • проволока

Как сделать соленое тесто для лепки фигурок

Тесто для лепки готовят из пшеничной муки, соль должна быть мелкой. Крахмал понадобится для придания эластичности.

Муку пересыпают в глубокую миску. Добавляют соль, массу равномерно размешивают.

Кладут крахмал, размешивают. Постепенно доливают холодную воду. Замешивают тесто.

Процесс замеса длится не менее 5 минут, соленое тесто для лепки фигурок должно стать мягким и однородным. Тесто заворачивают в полиэтиленовую пленку и ставят на сутки в холодильник.

Казак из соленого теста. Поэтапно:

Материалы:

Берут обычную стеклянную банку, объем - 250 миллилитров.

Кусочки фольги сминают, заполняют ими банку, в центре «водружают» крупный гвоздь или стержень, скрученный из нескольких полосок проволоки.

Банку обматывают фольгой в один слой. На гвоздь наматывают фольгу, сжимают ее так, чтобы получилось подобие маленького шара. Одноразовый стаканчик разрезают пополам, верхнюю половину ставят на металлическую крышку от банки. Тесто для лепки раскатывают, тонким слоем закрывают с обеих сторон пластиковый стаканчик.

В местах соединения стакана с крышкой слой теста делают более толстым. По краю стакана формируют кантик. Лепят дюжину вареников, который будет держать казак.

Проволоку разрезают на две части: одной полосой обматывают горлышко банки, оставив края проволоки свободными. Это будут руки казака из соленого теста. Вторую часть проволоки гнут таким образом, чтобы получились ноги сидящей фигуры. На «ступни» наматывают проволоку.

«Ноги» казака не нужно прикручивать к банке, они будут соединяться с помощью теста. Шарик из фольги обматывают слоем теста. Приклеивают продолговатый конус, формируют нос. Ноздри продавливают маникюрными ножницами. Приклеивают полоски губ и усов казака.

Банку обматывают тонкими слоями теста, формируют складки рубахи. Рукава моделируют из более толстых полосок теста. Эти полосы должны полностью закрыть проволоку. Лепят нижнюю часть сидящей фигуры: ступни - босые, на ногах широкие шаровары.

Когда ноги уже слеплены, сверху ставят горшок для вареников. Места соединения промазывают водой, растягивают тесто, чтобы получилась красивая форма. Намечают детали: лепят волосы, кончиками ножниц намечают форму пальцев на руках и на ногах.

Казак сидит на кусочке фанеры, в таком виде его и ставят в духовку. Из фольги скатывают 6 тугих шариков, кладут их на противень, сверху ставят фанерку с фигуркой. Температура духовки - 150 градусов, дверца должна быть приоткрыта.

Время выпекания - 2 часа. Можно не ставить фигуру в духовку. В естественных условиях тесто для лепки затвердеет через 3-4 дня.

Фигурку раскрашивают акриловыми красками, они более практичны и не нуждаются в дополнительном лаковом покрытии. Сначала широкой кистью прокрашивают все участки открытого тела, потом наносят цвет на волосы и одежду.

Тонкой кистью прорисовывают орнамент на рубахе и горшке. Рисуют черты лица. Красят вареники, складывают их в горшок.

Деревянное основание заливают зеленой краской, после высыхания фона рисуют темную траву. Казак из соленого теста готов.

Старинная детская игрушка - тряпичная кукла своими руками. Авторская кукла «Донская казачка» педагога дополнительного образования высшей категории Светланы Ивановны Прокопенко, руководителя творческого объединения «Росинка» туристско - краеведческого направления МБУ ДО Центр внешкольной работы Волгодонского района Ростовской области. Возраст детей: 12-14 лет, время занятия: 2 урока по 40 минут.

Цель: создание условий для передачи опыта по приобщению детей к культурным народным традициям через умение мастерить своими руками игровые куклы.

Задачи:

  • воспитание уважения к культурным народным традициям, среди которых - и замечательные традиции наших предков - донских казаков;
  • понятие об эффективных способах познания культурных традиций донских казаков через творческий процесс изготовления старинной детской игрушки тряпичной игровой куклы «Донская казачка»;
  • развитие интереса детей к культурному наследию донского казачества; развитие желания и умения мастерить игровые тряпичные куклы своими руками.

Оборудование: выставка предметов казачьего быта «Культурные традиции донских казаков»; книжная выставка «Образ казачки в произведениях донских писателей»; экспозиция «Виды кукол. Обереговые, обрядовые и игровые куклы»; выставка современных детских игрушек «Куклы детства моего»; экспозиция «Старинные казачьи ремесла», экспозиция «Фарфоровых кукол старинные наряды…». Современные фарфоровые куклы ручной работы»; материалы для изготовления тряпичной куклы «Донская казачка»; образец куклы «Донская казачка» ручной работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Подготовительный блок

I. Организационный этап

Основной блок

II. Подготовительный этап (подготовка восприятия нового содержания).

Сообщение темы, цели и задач занятия. Обеспечение мотивации и принятия участниками занятия цели учебно-познавательной деятельности.

Педагог. Ребята! Сегодня мы с вами прикоснемся к уникальному культурному наследию донского казачества. И более того - мы почувствуем свою сопричастность к культурным традициям донских казаков. Мы узнаем о том, как у нас на Дону появилась кукла, какое значение в жизни человека она имела, о видах кукол узнаем мы с вами сегодня, ребята. Но самое главное - мы создадим свою творческую лабораторию - свою маленькую мастерскую казачьих ремесел, в которой своими руками научимся мастерить старинную детскую игрушку - тряпичную куклу. И не просто куклу, а куклу «Донская казачка». Я думаю, что вы, ребята, еще больше полюбите свой родной донской край, свою малую Родину. Обратите внимание, ребята, на наши выставки и прочитайте простые и искренние слова признания в любви к Родине нашего замечательного донского писателя Михаила Александровича Шолохова: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и воспитывался… И, будучи патриотом своей великой, могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего Донского края».

(Дети читают высказывание М.А.Шолохова).

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

1. Культурологический экскурс «Кукла в жизни человека».

Педагог. Кукла… «Она - царица микрокосмоса, который отражает наш мир, но не сливается с ним. Она открывает нам двери в этот мир, если мы умеем любить ее и мечтать вместе с ней». Эти удивительные слова о кукле принадлежат замечательному теоретику театра Гастону Бати.
Педагог. Ребята, задумайтесь, какой глубокий смысл таят в себе эти слова! Я предлагаю вам сделать свое исследование. Расскажите дома об этом высказывании, и вместе со своими любимыми взрослыми объясните это высказывание. Вы согласны, ребята?
Дети . Конечно. Это очень интересно.
Педагог . Молодцы, ребята! Наше знакомство с куклой продолжается.
Педагог. Кукла входит в нашу жизнь с самого раннего детства и остается в ней навсегда. Детство заканчивается, а любимые куклы продолжают храниться в старом бабушкином сундуке. Ведь это отражение нашей жизни. Это трогательная частичка нашего детства, нашей семьи, нашей малой Родины.
Педагог. Ребята, а у вас есть дома куклы?
Дети. Да. У нас есть куклы, которые нам подарила мама, наши родственники.
Дети. У нас есть современные куклы. Они такие красивые! И такие разные!
Педагог. А вы играете в куклы?
Дети. Да. Это очень интересная игра. Кукла - это и молчаливый добрый собеседник твой, и верная подружка твоя!
Дети. Кукла - моя любимая игрушка. Я ее очень берегу! Она всегда у меня аккуратненькая, ее всегда приятно брать в руки!
Дети. У меня несколько кукол. Я с удовольствием играю в куклы со своей подругой. Какие только игры мы не придумываем с ней!
Педагог. Молодцы, ребята. Вы очень верно подметили, что кукла - это самая интересная детская игрушка. В куклы с удовольствием играли маленькие девочки - казачки. Хотя детство казачат и казачек было и не таким долгим, все дети в казачьей семье очень любили игрушки. А мастерились детские игрушки, в том числе и куклы, в те времена из подручного материала. Куклу можно было смастерить и из глины, и из дерева, и из веточек, и из соломы и даже из початка кукурузы. Но самой распространенной в старину и самой любимой была именно обыкновенная тряпичная кукла. Она хранила тепло родных людей, потому что мастерилась кукла либо из старенькой матушкиной завески (передника, фартука), или же из старой отцовской рубахи. Эта кукла хранила в себе тепло рук матери, бабушки, няни, потому что в старину изготовление кукол было сугубо женским делом. Кроме этого обыкновенная тряпичная кукла хранила в себе тепло родного дома, тепло семейного очага, ведь она всегда делались с огромной любовью старших к младшим своим.
Педагог. А как вы, ребята, думаете, почему именно тряпичная кукла была так любима детьми?
Дети. Она была удобна для игры.
Дети. Тряпичная кукла такая мягонькая, тепленькая, ласковая. Я представляю, как тепло на сердце становится, когда берешь в руки такую куколку!
Дети. Такую куклу можно было носить всегда с собой. Положишь ее в карманчик - и она всегда с тобой!
Дети. О кукле можно говорить бесконечно, особенно о своей любимице - кукле! Но самое главное - обыкновенная тряпичная кукла хранила в себе тепло родных людей, тепло родного очага, как и было сказано сегодня на занятии.
Дети. Я считаю, что тряпичную куклу, сделанную своими руками, можно было подарить своей любимой подруге или же родственникам.
Дети. Я думаю, что можно было тряпичную куколку подарить своим родным и близким даже и на праздник.
Педагог. Молодцы, ребята! А как вы думаете, как появилась у нас на Дону тряпичная кукла? Вам нужно было провести исследование на данную тему. Кто справился с этим заданием? Расскажите о своем исследовании.
Дети. Я поработала с различными информационными источниками, в том числе и с Интернет-источниками и выяснила, что в давние-давние времена, еще задолго до появления у нас на Дону первых постоянных казачьих поселений, так называемых казачьих городков (они возникли во второй половине 16 века), Дон был уже много национальным (у нас и сейчас на Дону проживают более ста национальностей, и все живут в мире), и каждый народ принес сюда на Дон свою культуру, частицей которой являются и куклы. С украинцами к нам на Дон пришло гончарное ремесло, домотканые бытовые изделия, к примеру, половики (как говорили украинцы, тряпичные дорожки), и, конечно же, тряпичные куклы.
Дети. Я провела опрос по данной теме в своей родной станице и выяснила, что кукла к нам на Дон пришла вместе с теми людьми, кто давным - давно поселился у нас на Дону. Появление именно тряпичной куклы мы связываем с украинцами.
Дети. А я провела интервьюирование своих соседей и выяснила, что у представителей разных донских национальностей еще в давние - давние времена были куклы, которые выполняли различные роли: это и куклы - обереги, и обрядовые куклы, и именно игровые куклы. И у донских, и у кубанских казаков распространена была тряпичная кукла, которая к нам на Дон и на Кубань пришла вместе с украинцами.
Дети. Я с удовольствием в библиотеке изучала источники авторов М.П. Астапенко, В.С. Левченко, Е.Ю.Сухаревской и узнала о замечательных казачьих традициях, в том числе и о куклах, о видах кукол. Куклы бывают не только игровые, но есть куклы и обрядовые, и обереговые куклы. Мне очень понравилась кукла Масленичка, которая выполняет две роли, она является и обереговой, и обрядовой куклой. Я очень бы хотела научиться мастерить куклу Масленичку. Я думаю, что такая кукла заинтересует тоже всех, как и игровая кукла «Донская казачка». Мне очень хочется назвать источник, в котором вы найдете эту удивительную куклу. Это «Природа и история родного края», авторы М.П. Астапенко и Е.Ю.Сухаревская, Ростов-на-Дону, издательство «Баро-Пресс», 2009, с.142.
Дети. А я хочу отмерить то, что кукла в жизни человека играет значительную роль. Она имеет огромное воспитательное значение. И сегодняшнюю тему нашего занятия (как и все занятия «Росинки») я считаю очень важной и современной. Действительно, кукла - это прелестное создание, а кукла «Донская казачка» - это частичка моего родного донского края, где я родилась и живу. Она действительно трогает душу и так берет за сердце! Я смотрю на представленную на занятии выставку, где есть удивительно трогательная куколка «Донская казачка», и таким теплом, и такой радостью наполняется мое сердце! И я хочу смастерить много - много куколок и подарить их своим родным, близким, друзьям!
Педагог. Какие вы молодцы, ребята! Вы провели серьезную исследовательскую работу, очень интересно рассказали и о назначении куклы в жизни человека, о видах кукол и о том, как к нам на Дон пришла тряпичная кукла. А какие положительные эмоции испытываете вы, ребята! Спасибо вам, ребята!
Педагог. Да, воспитательное значение куклы переоценить невозможно. Наши предки - казаки знали об этом. В старину считалось, чем сосредоточеннее и увлеченнее маленькая казачка играет в куклы, тем счастливее сложится ее взрослая жизнь. Кукол очень берегли и хранили их долго - долго. В казачьей семье куклы тряпичные мастерились не только для игры, но и к разным семейным и календарным событиям. Порой в казачьей семье кукол накапливалось до нескольких десятков. Куклы выполняли различные функции, в основе своей - это три функции. Были куклы, которые выполняли только одну функцию, но были и те, которые совмещали в себе сразу две функции. А какие именно функции выполняли тряпичные куклы, вы, ребята, уже рассказали об этом. А закрепить эти знания вам поможет старинная казачья сказка про маленькую казачку Дарьюшку да ее куколку, которую вы услышите немного позже.
Педагог. Я вижу, что вы, ребята, уже устали немного. А это значит, что подошло время нашей физминутки.

(Дети проводят физминутку).

Педагог. Продолжаем наше занятие, ребята.
Педагог. Берешь в руки старенькую детскую игрушку куклу - и теплом и радостью наполняется твое сердце. Ты вспоминаешь то, что дорого тебе с детства: твоя семья, твои друзья, твоя малая Родина. Преданный сын России, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев отмечал, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему родному дому, к друзьям своим, к школе. И мне вспоминается мое счастливое детство, которое прошло в казачьей станице Новоцимлянской Цимлянского района Ростовской области. Я хорошо помню всех, кто был мне близок и дорог. Среди них - необыкновенная, добрая и мудрая старая казачка баба Дуня, как мы ее называли в детстве. Она рассказывала нам, мне и моим маленьким одноклассницам (я тогда была ученицей еще начальной школы), старинные казачьи сказки. Я приведу вам лишь эпизод из этой сказки. А вы, ребята, подумайте да скажите, о какой кукле идет здесь речь.

Эпизод старинной казачьей сказки, рассказанной донской казачкой бабой Дуней (станица Новоцимлянская, Цимлянский район, Ростовская область; жаль, баба Дуня, Евдокия Николаевна Плахова, уже ушла из жизни)

Жил-был казак донской. И была у него жена - красивая да статная донская казачка. Да была у них в семье дочка Дарьюшка. Жили они в ладу, в мире да согласии. Но пришла беда в семью - занемогла Дарьюшкина матушка. Перед смертью подозвала она к себе дочку и гутарит ей: «Чадушка ты моя, доченька моя любимая. Оставляю я тебе куколку тряпичную, береги ее. Носи ее всегда с собою. Она тебе и защитница, и советчица будет всегда. И все в твоей жизни сложится хорошо». Сколько бед выпало на Дарьюшкину долю! Но замечательная казачка Дарьюшка все жизненные невзгоды преодолела. И, как положено в старых добрых сказках, все в ее жизни сложилось хорошо, потому что скромную и добрую Дарьюшку всегда оберегала матушкина куколка.

Педагог. Понравилась вам, сказка (эпизод), ребята?
Дети. Сказка очень-очень понравилась! Я люблю читать или же слушать сказки, они учат только доброму и хорошему!
Дети. Очень бы хотелось услышать всю сказку!
Педагог. Хорошо, ребята, в дальнейшем мы вновь вернемся к этой замечательной старинной казачьей сказке. Я очень хорошо помню, как мы просили в детстве бабу Дуню, чтобы она помогла нам сделать куколку, такую, как подарила своей Дарьюшке ее матушка, чтобы и в нашей жизни все сложилось хорошо. И вместе с бабой Дуней мы мастерили кукол. И все они были без лица. Мы просили бабу Дуню, чтобы она нарисовала лица нашим куклам. А баба Дуня отвечала: «Не положено ей быть с лицом. Берегите эту куколку. И все в вашей жизни будет ладно».
Педагог. О какой кукле, как вы думаете, ребята, идет речь в сказке про Дарьюшку?
Дети. Это кукла особенная. Мы уже говорили сегодня на занятии о таких куклах. Эта кукла предназначена не для игры.
Дети. Да, верно, это не игровая, а обереговая кукла.
Дети. Это дух материнского рода, оберег.
Педагог. Молодцы, ребята! А почему куклы в старину мастерились без лица?
Об этом мы тоже говорили сегодня.
Дети. Все старинные куклы были без лица, чтобы недобрые силы не смогли вселиться в куклу и навредить человеку.
Дети. И я читала в книгах, да еще и в Интернете находила интересные сведения о старинных куклах. Все куклы в старину делались без лица, чтобы злой дух не смог вселиться в куклу и не смог принести вреда никому.
Дети. Я хочу подытожить, что все наши исследования, которые мы провели о кукле, подтверждают все сказанное здесь ранее.
Педагог. Молодцы, ребята! Я вижу, как интересна вам тема нашего занятия. Я рада, что она трогает ваши детские души и не оставляет равнодушными ваши маленькие сердца, сердца юных граждан нашего великого российского государства, частичкой которого является наш родной Донской край (Ростовская область).
Педагог. А сейчас, ребята, давайте внимательно рассмотрим представленную на нашем занятии экспозицию «Виды кукол. Обереговые, обрядовые и игровые куклы» да выполним такую творческую работу: «Каково назначение представленных в экспозиции кукол? Чем похожи и чем различаются данные куклы?» Вы готовы провести свое исследование, ребята?
Дети. Конечно, нам очень интересно провести свое исследование о куклах.
Дети. Мы готовы приступить к этой замечательной творческой работе.

2. Экспозиция «Виды кукол. Обереговые, обрядовые и игровые куклы».

(Дети выполняют творческую работу на основе представленной экспозиции кукол).

Педагог. Какие вы молодцы, ребята! Вы так интересно выполнили задание! Я уверена, что вы и дома, ребята, с таким же удовольствием расскажите о нашем занятии.

3. Обзор представленных на занятии выставок.

(Дети совместно с педагогом проводят обзор представленных на занятии выставок).

IV. Этап первичной проверки понимания изученного

1. Творческая работа «Старинные и современные куклы».

(Дети под руководством педагога делают сравнительный анализ старинных и современных кукол, используя экспонаты представленных на занятии кукол).

2. Подготовка материалов для изготовления тряпичной игровой куклы «Донская казачка».

(Дети раскладывают материал, подготовленный для изготовления куклы. Комплект материала к занятию по изготовлению тряпичной куклы дети формируют заранее) .

1. Лоскут белой (светлой) ткани 20х20см. для верхней части туловища куклы.
2. Лоскут цветной ткани 30х30 см. для нижней части туловища куклы.
3. Лоскут цветной или однотонной яркой ткани для платка (или косынки) 20х20 см.
4. Тесьма красного цвета или полоска ткани красного цвета (повойник) для платка, длина 15 см., ширина 1-2 см.
5. Тесьма цветная или полоска однотонной яркой ткани для пояса завески (фартука, передника), длина 20 см., ширина 2-3 см.
6. Кружево широкое или полоска однотонной яркой ткани для завески (фартука, передника), ширина 7 см., длина 10 см.
7. Красные нитки (катушка №10 или же шерстяная нить), белые нитки (катушка №30 или №40).
8. Игла швейная.
9. Ножницы.
10. Вата (50 гр.) для наполнения куклы.

V. Этап закрепления новых знаний, способов действий и их применение

Технология изготовления тряпичной игровой куклы «Донская казачка»

Педагог. Технология изготовления тряпичной игровой куклы «Донская казачка» очень проста. В основе ее - узелок. В нашей куклу всего два узелка, один узелок - для верхней части туловища куклы, а второй - для нижней части туловища куклы. Вы, ребята, ранее обратили внимание на то, что представленные в экспозиции «Виды кукол. Обереговые, обрядовые, и игровые куклы» куклы обереговые и обрядовые изготовлены по технологии «кукла - свертка». А игровые же куклы - по технологии «кукла-узелок». На основе узелковой технологии, ребята, мы и будем мастерить наша игровую куклу «Донская казачка». И так, ребята, приступаем к увлекательному процессу изготовления старинной детской игрушки - тряпичной куклы в нашей маленькой мастерской казачьих ремесел.

  1. Берем лоскут белой (светлой) ткани для верхней части туловища куклы. В середину кладем плотный комок ваты для изготовления головы куклы. Делаем голову куклы, не допуская грубых складок на лице тряпичной куклы, ниткой перевязываем ткань на месте шеи куклы.
  2. Расправляем ткань по диагонали, наложив половинки лоскута друг на друга. На концах диагонали подгибаем ткань, формируя ладони куклы, перевязываем ниткой на расстоянии 2-2,5 см. от края. Получаем руки куклы.
  3. Внутрь верхней части туловища куклы вкладываем немного ваты, формируя верхнюю часть туловища, затем закрепляем ниткой по талии куклы.
  4. Полоску красной ткани (повойник) повязываем вокруг головы куклы.
  5. Берем лоскут ткани для нижней части туловища. Загибаем на нем по очереди четыре конца к середине (можно сформировать круг, обрезав эти лишние концы), стежком вперед присобираем края, подтягиваем нитку, получается юбка.
  6. Внутрь получившейся юбки вкладываем вату.
  7. Верхнюю часть куклы вставляем в юбку и, аккуратно подтягивая нитки, завязываем. Затем пришиваем юбку к талии.
  8. Привязываем ниткой завеску (фартук, передник) кукле, затем вверху завески (фартука, передника) привязываем поясок.
  9. На голову куклы повязываем платок (или косынку).

В процессе изготовления куклы можно использовать не только нить белого цвета, но и красную нить, она, как и вышивка, и бусы, и кружево или же тесьма, выполняют роль оберега. Низ завески (фартука, передника), подол юбки можно украсить вышивкой, тесьмой, кружевом. Дополнением к украшению куклы могут служить и бусы.

Готовя материалы для изготовления куклы, следует подбирать так цвета ткани, чтобы они гармонировали друг с другом, тогда кукла будет выглядеть особенно нарядной.

VI . Этап обобщения и систематизации знаний

Выставка кукол, изготовленных своими руками во время мастер - класса

VII . Контрольный этап занятия

Сравнение результатов творческой работы по изготовлению тряпичной игровой куклы «Донская казачка».

Итоговый блок

VIII . Итоговый этап занятия

Оценка успешности занятия.

IX . Рефлексивный этап занятия

Самооценка выполненной работы: изготовление тряпичной игровой куклы «Донская казачка» своими руками.

X . Информационный этап занятия

Определение перспективы деятельности.

Список литературы

  1. Астапенко Г. Быт, обычаи, обрядыи праздники донских казаков17 - 20 веков. - Батайск, 2002.
  2. Аксенова М., Ананьева Е. Куклы мира. - М., 2007
  3. Дайн Г. Игрушечных дел мастера. - М., 1994
  4. Коноплева Н. Вторая жизнь вещей. - М., 1993
  5. Не от скуки - на все руки. - М., 1994
  6. Обряды и праздники на Дону: очерки, статьи, рекомендации. - Ростов-на-Дону, 1979.
  7. Рогачева Л. Куколки. Двенадцать историй для девочек, которые верят, что куклы живые. - Ростов-на-Дону, 2009
  8. Юрина Н. Игрушки. - М., 1999

Мастер – класс: «Кукла «Донская казачка».

Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Наталья Ивановна, я работаю в Доме творчества.

Я предлагаю вам принять участи в нашем мастер классе «Кукла «Донская казачка» немного отдохнуть, погрузится в детские воспоминания и изготовить куклу своими руками.

Кукла входит в нашу жизнь с самого раннего детства и остается там навсегда. Детство заканчивается, а любимая кукла хранится в сундучке. Это трогательная частичка нашего детства, нашей семьи, нашей малой Родины.

Кукла в жизни ребенка играет большую роль, имеет воспитательное значение.

В программе, по которой я работаю один из разделов посвящен тряпичной кукле.

Слайд

Цель этой работы: Создание условий для передачи опыта по приобщению детей к культурным народным традициям через умение мастерить своими руками игровые куклы.

Задачи:

    воспитание уважения к культурным народным традициям, среди которых – и замечательные традиции наших предков – донских казаков;

    понятие об эффективных способах познания культурных традиций донских казаков через творческий процесс изготовления старинной детской игрушки тряпичной игровой куклы «Донская казачка»;

    развитие интереса детей к культурному наследию донского казачества; развитие желания и умения мастерить игровые тряпичные куклы своими руками.

Во время занятий я знакомлю детей с традициями и обычаями Донских казаков, с их бытом. Мои воспитанники шьют костюмы, платья для кукол. Шьют самих кукол, а потом играют с ним или дарят их своим друзьям и близким.

Слайд

Мастерились детские игрушки, в том числе и куклы, в те времена из подручного материала: из глины, из дерева, из веточек, из соломы и даже из початка кукурузы. Но самой распространенной в старину была именно обыкновенная тряпичная кукла. Мастерилась кукла либо из старенькой матушкиной завески (передника, фартука), или же из старой отцовской рубахи. Эта кукла хранила в себе тепло материнских рук, тепло родного дома и семейного очага.

Тряпичная кукла такая мягонькая, тепленькая, ласковая. Когда берешь в руки такую куколку на сердце становится тепло и радостно!

В давние-давние времена, до появления у нас на Дону первых постоянных казачьих поселений, Дон был уже много национальным, и каждый народ принес сюда на Дон свою культуру. В том числе и по изготовлению куклы.

Слайд

Ведь куклы, изначально выполняли различные роли: это были куклы – обереговые, обрядовые, а позднее и игровые. Кукла Масленичка выполняет две роли, она является и обереговой и обрядовой.

Обереговые: Куватка. Вепская. Пеленашка.

Зольная кукла - оберегала семейное благополучие и очаг;

Крупеничка – оберег на сытость и достаток;

Кубышка-травница – на очищение атмосферы и энергетики в доме; Пеленашка – оберег еще не родившегося ребенка;

Обрядовые: Желанница. Многоручка. Зольная. Неразлучники.

Игровые: На выхвалку. Девка –баба.

Считалось, что чем больше, кукол-тем больше счастья в семье.

При изготовлении кукол лица не прорисовывали, чтобы недобрые силы не смогли вселится в нее и навредить человеку.

Изготавливали кукол без использования ножниц и игл. Ткань не резали, а рвали, таких кукол так и называли рванки.

Скрепляли детали с помощью ниток красного или белого цвета, завязывая четное количество узелков. На каждый узелок говорили слова-пожелания: счастья, здоровья, удачи, любви, и т д.

И мы давайте с вами последуем традициям наших предков. Сегодняшнюю тему нашего мастер-класса я считаю очень важной и современной. Кукла «Донская казачка» – это частичка нашего родного донского края, где мы родились и живем. Она действительно трогает душу и так берет за сердце! Я научу вас мастерить обереговую куклу она принесет каждой из вас то, что вы пожелаете и будет оберегать вас.

Слайд

Для работы нам понадобится:

    Лоскут белой ткани 30х20см. для верхней части туловища куклы.

    Лоскут цветной ткани 25х15 см. для рук

    Лоскут цветной ткани 35х15 см. для юбки куклы.

    Лоскут однотонной яркой ткани для платка (или косынки) 25х25 см.

    Кружево широкое или полоска однотонной яркой ткани для завески (фартука, передника), ширина 7 см., длина 10 см.

    Красные нитки (катушка №10 или же шерстяная нить), белые нитки (катушка №30 или №40).

    Ватные диски 3 штучки или синтепон для наполнения куклы.

    Нитки вязальные для волос черного цвета.

    Лента атласная красного цвета 25см длина 1см ширина для банта.

Чтобы кукла не только оберегала, но и радовала, следует подбирать ткань, так чтобы она гармонично сочеталась между собой.

Технология изготовления тряпичной куклы «Донская казачка».

В основе куклы скрутка (закрутка) на основе столбика.

    Из длинной белой (светлой) ткани сворачиваем полоску так, чтобы не было видно краев ткани, заворачиваем их во внутрь, перегибаем ее. На расстоянии одной третьей длины обматываем ниткой, обозначая линию шеи. Вкладываем комочек синтепона в голову для придания объема.

    Края короткой полосы цветной ткани отвернуть на изнаночную сторону на 1 см, сворачиваем как туловище и по краям завязываем нитками формируем ладошки, в середину рук вкладываем комочек ватного диска для придания объема туловищу, затем вкладываем руки между полосок. Затем последовательно, крест-накрест перевязываем «руки» и «туловище».

    Переворачиваем куколку вниз головой и обматываем длинным цветным лоскутком ткани (лицевой стороной внутрь). Перевязываем туго на линии талии. Теперь выворачиваем юбку на лицевую сторону, расправляем и выравниваем складки.

    Привязываем ниткой завесу (фартук, передник) на линии талии.

    На голову куклы привязываем косу и покрываем голову платком, завязываем сзади на 2 узелка.

В процессе изготовления куклы можно использовать не только нить белого цвета, но и красную нить, она, как и вышивка, и бусы, и кружево или же тесьма, выполняют роль оберега. Низ завески (фартука, передника), подол юбки можно украсить вышивкой, тесьмой, кружевом. Дополнением к украшению куклы могут служить и бусы.

У вас получилась свая индивидуальная, красивая обереговая кукла «Донская казачка»

Пусть она будет радовать и оберегать вас.

Хорошего всем настроения.

Спасибо за внимание.

Список литературы

    Астапенко Г. Быт, обычаи, обрядыи праздники донских казаков17 – 20 веков. – Батайск, 2002.

    Аксенова М., Ананьева Е. Куклы мира. – М., 2007

    Дайн Г. Игрушечных дел мастера. – М., 1994

    Коноплева Н. Вторая жизнь вещей. – М., 1993

    Не от скуки – на все руки. – М., 1994

    Обряды и праздники на Дону: очерки, статьи, рекомендации. – Ростов-на-Дону, 1979.

    Рогачева Л. Куколки. Двенадцать историй для девочек, которые верят, что куклы живые. – Ростов-на-Дону, 2009

    Юрина Н. Игрушки. – М., 1999

Здравствуйте, дорогие друзья, коллеги, блогеры, все, кто следит за реализацией межрегионального проекта "Народные куклы нашего края"!

Проект набирает обороты! Коллеги из г.Тулы уже провели два мастер-класса. Прочитать о них вы можете в блогах Наталии Викторовны Кузнецовой и Натальи Владимировны Ефремовой .
Сегодня прошла встреча, на которой мы изготавливали уже вторую куколку. Но эта встреча была не совсем обычной! А все потому, что мы ходили в гости к настоящим казачатам в СОШ № 53 г.Краснодара. Обо все по-порядку...

Идея провести МК с казачатами родилась у нас с Еленой Валентиновной сразу, как только мы определили, что будем делать куклу-Казачку. Самойлова Надежда Александровна , классный руководитель казачьих классов, ПОБЕДИТЕЛЬ конкурса "Лучший блогер - 2016" в номинации "Блог класса или группы" с радостью подхватила нашу идею, мы обсудили детали и назначили дату. Подготовка заняла несколько дней. Нам нужно было сделать деталь тулова, и подготовить весь необходимый материал, а также сделать презентацию. Все успели.

Ведь когда работаешь в команде, и веселее, и быстрее!

Спасибо за сотрудничество, Елена Валентиновна!

Никак не начну рассказ о самом мастер-классе....

Пришли мы в 53-ю чуть раньше назначенного времени, но все ребята были уже на местах и ждали только нас. Пока мы начали небольшую подготовку, а именно доставали наши подготовленные для каждого участника наборы необходимых материалов, ребята с большим интересом облепили нас. Им было интересно все) Они старались все рассмотреть, расспросить.

Елена Валентиновна сразу включилась в работу. Она рассказывала ребятам очень интересные "штучки", особенности изготовления тряпичных кукол, историю создания, легенды.... пока я настраивала презентацию.

Начала я. Прям как настоящий урок. Рассказала ребятам, что наша Кубань богата природными материалами и полезными ископаемыми, именно поэтому здесь много умельцев и очень много ремесел, характерных именно для нашего региона. Таких как лозоплетение, гончарное дело, деревообработка, ковань, ткачество и вышивка. И с помощью загадки, ребята поняли нашу практическую направленность (хотя они конечно уже все догадывались, что мы будем делать кукол). А далее я показала небольшой ролик, в котором говориться об особенностях кубанских кукол, затем мы с ребятами обсудили его. Предлагаю и вам посмотреть.

А Надежда Александровна рассказала ребятам сказку... Заслушалась и я...

Как четко она подобрала ее, попала точно в цель, а именно в сердца ребят и моё тоже. Обязательно прочитайте ее сообщение "А расскажу-ка я вам..."

А потом мы повторили правила ТБ и принялись за работу. Предлагаю и вам подробный мастер-класс по созданию куклы "Казачки-хозяйки".

Елена Валентиновна демонстрировала ребятам шаг за шагом все действия, а я уже была на подхвате, помогала всем.

Очень рада, что не смотря на свою большую занятость к нам смогла присоединиться Анна Борисовна Ткаченко, директор школы, автор блога "Директор.ru" .

Сначала мы одели рубаху.

Затем сделали рукава.

Подпоясали рубаху.

Дошло дело до юбки. Елена Валентиновна показала, как правильно нужно сложить лоскут ткани, приготовленный для юбки. Тяжеловато было ребятам равномерно распределить ткань вокруг тулова, но они все справились.

Они получились очень красивые. Тут ребята справились все быстро и даже без помощи педагогов.

Осталось дело за малым. Повязать платок. Но под платком было принято носить ОЧЕЛЬЕ. У нас все должно быть правильно, сначала очЕлье, потом платок.

Ну вот точка поставлена. Все довольны. Хвалятся своими куколками.