Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика дома. Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика Консультация для родителей речевая гимнастика

Ольга Королькова
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика дома»

Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции . Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика .

Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции , другие - увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет :

Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой , тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).

Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

Артикуляционная гимнастика очень полезна детям , про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка) .

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома .

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома ?

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома :

Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).

Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать : «Давай поиграем с язычком…»

Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают . Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические (презентация «Артикуляционная гимнастика дома » ).

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения :

«Заборчик» ,

«Окошечко» ,

«Трубочка» ,

«Чашечка» ,

«Блинчик» ,

«Иголочка» ,

«Мостик» ,

«Парус»

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик» , «Окошечко» , так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус» , мы говорим ребенку : «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус» . И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку : «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как :

«Часики» ;

«Качели» ;

«Лошадка» ;

«Чистим зубки» ;

«Вкусное варенье» ;

«Барабанщик» ;

«Худышки – толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач» .

Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

Е. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика »

Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах »

Т. Буденная «Логопедическая гимнастика » ,

Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»,

Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика . Сказки, игры, упражнения для развития речи».

Данные пособия составлены так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком . В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.

Публикации по теме:

Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего она нужна?» Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Артикуляционная гимнастика. Советы родителям и видео по выполнению упражнений дома 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4.

Консультация «Что такое артикуляционная гимнастика?» Что такое артикуляционная гимнастика? Для чего она нужна. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной.

Консультация для родителей «Дыхательная и артикуляционная гимнастики» Консультация для родителей Дыхательная и артикуляционная гимнастика Учитель – логопед Хромова Мария Игоревна Артикуляционная.

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика. Игры с язычком» Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается.

Совместная работа родителей и детей, логопеда и воспитателей

«Подружимся с язычком»

Цель - повышение педагогической компетентности родителей.

Задачи:

1.Показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата у детей с нарушением речи.

2.Познакомить родителей с приемами работы логопеда; объяснить, для чего нужно проводить артикуляционную гимнастику.

3.Отработать навыки развития речевых органов в игровой форме в домашних условиях.

4.Обучать родителей способам эффективного взаимодействия с ребенком, имеющим речевые проблемы.

Занятие- консультация для родителей по проведению артикуляционной гимнастики «Зачем язычку делать зарядку?»

Задачи:

1.Познакомить родителей с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка.

2. Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата.

3.Познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики.

4.Обучать общению детьми и закреплению навыков у детей.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, щек, подъязычной уздечки. Мы правильно произносим разные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развивается у ребенка постепенно. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - формирование полноценных движений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков, их способности перестраиваться и работать координировано.

Памятка для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики»

    Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в день.

    Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.

    Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

    В начале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

    Комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь побранных с логопедом упражнений.

    Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, параллельно с увеличением темпа движений.

    Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками, под стихотворное сопровождение.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, и объединены в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть все то, что необходимо для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

1 комплекс включает следующие основные упражнения:

1.Упражнение «Лягушка»: удерживание губ в улыбке, зубы обнажены.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем- перестанем

И нисколько не устанем.

2.Упражнение «Слоник»

Буду подражать слону!

Губы «хоботом! тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

3. Упражнение «Лягушка» -«Слоник»

Раз- лягушка с толстым брюшком,

Два- большой и добрый слон.

Ежедневно на опушке,

Посадив ее в кадушку,

Как под душем, ту лягушку

Поливал из шланга он.

4. Упражнение «Бегемотики»: открывание и закрывание рта.

Рот по шире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот-

Отдыхает бегемот.

5. Упражнение «Чашечка»: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу, бока языка загнуть в виде чашечки.

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

6. Упражнение «Иголочка».

7. Чередование «Чашечка» - «Змея».

«Змея» : чередование движений языка вперед –назад.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

8. Упражнение «Качели»: чередование движений языка вверх –вниз.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

2 комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

    Накажи непослушный язычок(улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произнести «та-та-та»

  • Чистим зубки

    Киска сердится

3 комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков.

  • Вкусное варенье

4 комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука «Л».

5 комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука «Р».

Важно проводить артикуляционную гимнастику и дома, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

Артикуляционная гимнастика.

Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не так безобидно, как может показаться.

Зачем нужна гимнастика

Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.

Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии.

Основные правила гимнастики

Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:

  • продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;
  • во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
  • никогда не принуждайте кроху, лучше превратите тренировки в игру;
  • занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
  • если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
  • задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.

Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж.

Виды упражнений

Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

Статические упражнения

При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.

«Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.

«Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.

«Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.

Динамические упражнения

Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.

«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.

«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.

«Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.

«Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.

Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.

Возрастные особенности детей и гимнастика

Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.

Для детей 2 – 3 лет

Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков - шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).

«Шарик». Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.

«Угадай-ка». Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.

«Домик». Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.

«Ворота». Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).

Для детей 3 – 4 лет

Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).

«Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.

«Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.

Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».

Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.

Для детей 4 – 5 лет

Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.

«Иголка». Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.

«Парус». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.

«Почистим зубки». Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.

Для детей 5 – 7 лет

Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».

К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.

«Хлопни в ладоши». Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук.

«Замени звук». Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк - ..иск».

«Вкусные» игры с пользой для речи

Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.

  1. Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку.
  2. Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
  3. Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.
  4. Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.
  5. Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.
  6. Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.

Консультация для родителей

Артикуляционная гимнастика дома

Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие - увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

    Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).

    Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

    Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома :

    Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

    Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).

    Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»

    Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические (презентация «Артикуляционная гимнастика дома»).

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

    «Заборчик»,

    «Окошечко»,

    «Трубочка»,

    «Чашечка»,

    «Блинчик»,

    «Иголочка»,

    «Мостик»,

    «Парус»

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

    «Часики»;

    «Качели»;

    «Лошадка»;

    «Чистим зубки»;

    «Вкусное варенье»;

    «Барабанщик»;

    «Худышки – толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

    Е. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»

    Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах»

    Т. Буденная «Логопедическая гимнастика»,

    Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»,

    Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи».

Данные пособия составлены так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.

Логопедическая, или артикуляционная, гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюстей, языка, губ, неба.

Мы произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Таким образом, произношение звуков речи это сложный двигательный навык.

Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребенка уклад нарушенного звука разложить на легкие простые элементы, а затем объединить их и получить требуемый артикуляционный уклад. Кроме этого, задачей артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп в процессе выполнения движений.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука.

Логопедическая гимнастика показана детям от двух лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детям более старшего возраста для коррекции нарушений речи.

Проводить следует по 3-5 минут несколько раз в день, каждый день перед зеркалом, предварительно разъяснив ребенку, что и как делать. Не следует предлагать детям более 3 упражнений зараз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

Логопед или взрослый из окружения ребенка должен показывать выполнение упражнения, а ребенок под его контролем делать.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоциональо, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал.

Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
При проведении артикуляционной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляционных движений. Важно следить за чистотой выполнения движений, за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц, умением удерживать движение определенное время. Мышцы должны быть без лишнего напряжения и вялости.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ниже приведены традиционные в логопедической практике комплексы упражнений, используемых в артикуляционной гимнастике.

Упражнения для губ

1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ.
6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок. Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслаблен­ный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.