Конспект урока"Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях" план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему. Применение зигзагообразной строчки Указать необходимость применения зигзагообразной строчки

ЛЕКЦИЯ 4

1. Виды и образование зигзагообразной строчки.

Виды и образование зигзагообразной строчки

Зигзагообразная строчка широко применяется в швейной промышленности и может быть выполнена на машинах челночного и цепного переплетения. Зигзагообразная строчка применяется для выполнения стегальных, подшивочных работ, для пришивания кружев, аппликаций, для соединения деталей встык, для выполнения простейших вышивальных строчек с периодически повторяющимся узором, для изготовления петель и т. д. Принцип образования этих строчек обычно одинаковый. Они образуются путем смещения иглы перпендикулярно линии строчки. Смещение иглы происходит в тот момент работы машины, когда игла находится за пределами мате­риала. Применяются и другие способы выполнения зигзагообразной строчки.

При выполнении зигзагообразной строчки игла кроме вертикальных движений совершает движение поперек строчки, в связи с чем, челнок развернут так, что его плоскость вращения параллельна плоскости отклонения иглы.

Принцип образования стежка следующий: игла делает левый прокол 1 и при подъеме из крайнего нижнего положения образует петлю из верхней нитки, которую захватывает челнок. Затем игла выходит из материала и отклоняется поперек строчки, рейка при этом перемещает материал на расстояние равное шагу строчки и игла совершает правый прокол 2. Далее процесс повторяется (рис. 4.1).

На отделочных операциях для особо прочного скрепления деталей выполняют многоукольные зигзагообразные строчки челночного переплетения, которые могут выполняться на одноигольных и многоигольных машинах. Многоукольные строчки состоят из трех, шести, двенадцати и двух последовательно повторяющихся стежков (рис. 4.1).

Рисунок 4.1 - Разновидности зигзагообразных строчек

Для выполнения двухлинейных строчек используют две иглы, которые взаимодействуют с одним челноком. Для получения требуемого рисунка строчки на машинах имеется набор сменных копирных дисков.

В настоящее время в швейной промышленности применяются машины отечественного и импортного производства.

2. Машины отечественного производства. Машина 26 кл. ЗАО «Промшвеймаш» и модификации на ее основе.

Машина 26 класса ЗАО «Промшвеймаш» предназначена для обработки изделий из хлопчатобумажных и шерстяных материалов: выстегивания бортовой прокладки, подшивания низа женских пальто, обработки воротников в мужских костюмах, пришивания кружев, тесьмы.



Вариантами машины 26 кл. являются машины 26-А, 26-1, 426, 1026 и 75-А кл.

Техническая характеристика машины 26 кл. Частота вращения глав­ного вала 4000 мин -1 , длина стежка регулируется от 0 до 4,5 мм, ширина строчки до 9 мм. Наибольшая толщина стачиваемых тканей в сжатом состоянии под лапкой не более 6 мм. Вылет рукава машины 198 мм. Масса машины – 22 кг.

Рабочие органы машины следую­щие: игла прямая, совершающая возвратно-поступательные дви­жения по вертикали и перемещение поперек линии строчки; меха­низм отклонения рамки игловодителя маятникового типа; нитепритягиватель шарнирного типа; ротационный челнок с гори­зонтальной осью вращения; реечный механизм перемещения, ко­торый обеспечивает подачу материала только в одном направлении (от работающего); шарнирная прижимная лапка.

В машине регулируются положение иглы относительно носика челнока и относительно игольной пластины; величина переме­щения зубчатой рейки в направлении подачи (шаг строчки) и высота ее подъема над игольной пластиной; величина попереч­ного смещения иглы (ширина зигзага); давление лапки на ма­териал; натяжение ниток иглы и челнока.

Швейная машина 26 кл. состоит из швейной головки (рис. 4.1) и промышленного стола.

Рисунок 4.1 – Конструктивно-кинематическая схема машины 26 кл.

От главного вала 8 через кривошип 7 движение передается нитепритягивателю 6, а через шатун 2 игловодителю 1, направ­ляющие которого находятся в рамке 4, качающейся около пальца 5. Качательные движения рамка получает от трехцентрового ку­лачка 10, закрепленного на большой косозубой шестерне 18, входящей в зацепление с шестеренкой 9, и через вилку шатуна 28, соединенного с рамкой эксцентричным шарнирным пальцем 27. Трехцентровый кулачок сообщает рамке движение с выстоем, т.е. во время нахождения иглы в материале рамка не получает отклонения.

Изменение ширины зигзага осуществляется поворачиванием кулисы-регулятора 30 вокруг оси 29 при помощи рукоятки 17.

Челнок 24 получает вращение от главного вала 8 через три пары конических шестерен 13, 19 и 23 (с общим передаточным от­ношением 1:2), вертикальный 16 и челночный 20 валы (последний помещен внутри пустотелого вала 22 подъема).

Зубчатая рейка 25 получает перемещения в направлении по­дачи (вперед-назад) от эксцентрика на главном валу через шатун 12, коромысло 31 и вал подачи 32, с которым шарнирно соединен рычаг рейки. Изменение шага подачи материала осуществляется с помощью головки 14 регулятора, при повороте которой камень пальца 15 шатуна скользит по наклонному пазу, изменяя угол качания вала подачи 32.

Вертикальные перемещения зубчатая рейка 25 получает от второго эксцентрика главного вала через шатун 11, коромысло 21, вал 22 подъема и коромысло, камень которого скользит в вилке рычага рейки. Давление прижимной лапки 26 регулируется по­воротом головочного винта, поджимающего пружину 3. Нитка подается игле через пружинный регулятор.

Швейная головка установлена на индивидуальном промышленном столе, состоящем из станка и крышки. Высота стола регу­лируется траверсами, к которым крепится крышка стола. На крышке стола имеется вырез для установки машины, а также при­крепляются стойка бобинодержателя и автоматическая моталка для наматывания ниток на шпульки. Коленный рычаг служит для подъема прижимной лапки, а педаль - для пуска и регулирования скорости машины.

Снизу крышки стола крепится электродвигатель с фрикцион­ным приводом, от которого движение передается на главный вал швейной головки при помощи круглого ремня. Включение машины в сеть осуществляется при помощи кнопоч­ного переключателя. Смазка машины ручная с использованием масленки.

Машина 26-А кл. предназначена для соединения встык деталей заготовок верха обуви одинаковой или различной толщины. Отличается от машины 26 кл. наличием двухшарнирной лапки.

Машина 26-1 кл. служит для настрачивания боковых сторон листочек кармана.

Машина 75-А кл. предназначена для изготовления изделий специального назначения из технической ткани двухниточной зигзагообразной строчкой четырехукольного челночного стежка.

Машина 1026 кл. ЗАО «Промшвеймаш» предназначена для выполнения различных операций при обработке изделий из тонких исредней толщины материалов. Частота вращения главного вала 4500 м -1 ; ширина зигзага до 6 мм; длина стежка от 0,5 до 3 мм; максималь­ная суммарная толщина стачиваемых материалов не более 4 мм. В машине имеются: игла, совершающая возвратно – поступательное движение по вертикали и перемещение поперек линии строчки, вращающийся челнок с горизонтальной осью вращения, шарнирно – стержневой нитепритягиватель, механизм перемещения материалов реечного типа. Диаметр челнока в машине увеличен по сравнению с диметром челнока в универсальных машинах для того, чтобы челнок обеспечивал захват петли носиком при отклонении иглы как вправо, так и влево до 6 мм. Машина не имеет устройства для закрепления строчки.

Машина имеет централизованную систему смазки.

Рисунок 4.2 – Конструктивно-кинематическая схема машины 1026 кл.

Машина снабжена ротационным челночным устройством 25 (рис. 4.2), которое получает вращение от главного вала 11 через зубчатый ремень 18, челночный вал 35 и пару зубчатых колес 1 с передаточным отношением 1:2 (челнок в процессе работы делает вдвое больше оборотов, чем главный вал 11).

Подача материала осуществляется механизмом перемещения 2, который закрепляется на рычаге 24 и получает возвратно-посту­пательные движения от эксцентрика 34, закрепленного на чел­ночном валу 35, через механизм регулирования перемещения 22, промежуточные соединительные звенья и вал 23.

Подъем рейки механизма перемещения материала осуществля­ется от эксцентрика 36, закрепленного на челночном валу 35, и соединительных звеньев, связанных шарнирно с рычагом 24 через вал 27.

Регулирование длины стежка осуществляется с помощью риф­леной гайки 20, расположенной на рукоятке 21, которая шарнир­но закреплена в рукаве машины и звеном 19 связана с механиз­мом регулирования перемещения 22.

Давление прижимной лапки 26 на материал осуществляется с помощью пружины 6 и регулируется винтом 8.

Рамка игловодителя 4 шарнирно закреплена в рукаве шпиль­кой 7 и служит направителем для вертикального перемещения игловодителя 3.

Игловодитель 3 фиксируется поводком 5, который предназна­чен для его установки по высоте. На правом конце поводка ка­мень 29, входящий в паз направляющей 30, удерживает игловоди­тель от осевого поворота.

В средней части поводка 5 запрессован шаровой подшипник с надетым на него соединительным звеном 28, верхняя часть кото­рого шарнирно связана с кривошипом 9. Кривошип 9 закреплен на главном валу 11, расположен во втулках 10, 13 и шарикопод­шипнике 14. На конце главного вала 11 крепится маховик 15.

Рамка 4 (а вместе с ней и игловодитель 3) получает колеба­тельные движения через тягу 31 от механизма отклонения иглы поперек линии строчки, состоя­щeгo из двух задающих устройств, соединенных звеном 12, от сред­ней части которого движение пе­редается регулирующему механиз­му. Поворотом вала ручки 16 че­рез рамку 32 регулятора и систе­му звеньев производится измене­ние ширины зигзага от нуля до максимума. Смещением коромыс­ла 33 от вала-ручки 17 через сис­тему звеньев производится сдвиг средней линии зигзага вправо или влево.

При установке иглы необхо­димо следить за тем, чтобы ее длинный желобок был обращен к работающему, а короткий ­к челноку.

Высоту носика челнока ус­танавливают относительно игольной пластины, обеспечи­вая свободный проход нитки между шпуледержателем и вы­ступами игольной пластины. В горизонтальной плоскости носик челнока должен быть расположен так, чтобы при среднем положении иглы (ширина зигзага равна нулю) ось челнока была смещена влево от иглы на 2 ... 3 мм (рис. 4.3). После этого устанавливают иглу отно­сительно носика челнока.

Рисунок 4.3 – Схема установки иглы и челнока в машине 1026 кл.

Если игла установлена по высоте правильно, то при подъеме ее из крайнего нижнего положения вверх на 2 мм носик челнока дол­жен находиться на оси иглы. Чтобы опустить или поднять иглу, нужно ослабить винт поводка, осторожно переставить иглодержа­тель в поводке и снова закрепить.

Многооперационная швейная машина 426 кл. предназначена для обработки изделий двухниточной прямой и зигзагообразной строчкой, а также для вышивания и выполнения различных декоративных строчек (таблица 4.1).

Таблица 4.1 – Виды рисунков, выполняемых на машине 426 кл.

3. Машины импортного производства. Машины фирмы «Джуки».

Фирма «Джуки» (Япония) выпускает швейные машины для выполнения зигзагообразной строчки серии LZ-2200.

Машина 335 кл. Чехия «Минерва» предназначена для выполнения зигзагообразной строчки и изготавливается в двух модификациях:

335 – 121 применяется при обработке швейных изделий из костюмной и пальтовой ткани.

335 – 221 применяется при обработке трикотажных изделий и изделий из легких материалов.

Машина 337 кл. , Чехия «Минерва» предназначена для пришивания кружев к бельевым и платьевым изделиям зигзагообразной строчкой челночного переплетения с одновременным подрезанием кромки материала под кружевом. Обрезание материала происходит с изнаночной стороны. Базируется на машине 335 класса, но добавлен механизм ножей.

МБОУ СОШ им. Сат Ш.Ч. с. Чаа-Холь

Поурочное планирование

7 класс

ТЕМА: ЗИГЗАГООБРАЗНАЯ СТРОЧКА И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ИЗДЕЛИЯХ.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗИГЗАГООБРАЗНОЙ СТРОЧКИ НА ОБРАЗЦЕ.

Учитель технологии:

Бадан-оол Алевтина Васильевна

2014

Чаа-Холь

ТЕМА: ЗИГЗООБРАЗНАЯ СТРОЧКА И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ИЗДЕЛИЯХ.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗИГЗОГООБРАЗНОЙ СТРОЧКИ НА ОБРАЗЦЕ.

Цели: познакомить учащихся с устройством швейных машин, выполняющих зигзагообразную строчку, со сферой применения зигзагообразной строчки при изготовлении различных швейных изделий; учить выполнять обметывание срезов ткани зигзагообразной строчкой в зависимости от ее вида (толстая, тонкая, сыпучая) на швейной машине; проинструктировать учащихся по охране труда при работе с тканью.

Оборудование: швейная машина, ткань для образцов, готовые образцы, швейные нитки, ножницы, альбом, рабочая тетрадь и учебник.

Ход урока

    Организация урока.

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    Сообщение темы и цели урока.

    Повторение пройденного материала.

Для чего необходимо на одежде указывать символы ухода за изделием?

Как правильно ухаживать за изделиями из искусственных волокон?

Как правильно ухаживать за изделиями синтетических волокон?

    Изучение нового материала.

    Сообщение теоритических сведений.

Учитель . Современные швейные машины позволяют не только стачивать куски ткани, но и обметывать осыпающиеся срезы, пришивать пуговицы, изготавливать петли, штопать, вышивать и выполнять еще целый ряд всевозможных операций.

Сегодня на уроке вы познакомитесь со швейной машиной, предназначенной для сшивания хлопчатобумажных, льняных, синтетических, шерстяных и шелковых тканей выполняющей как прямой, так и зигзагообразной, декоративной строчки.

На этой швейной машине можно выполнять 12 видов строчки. Сегодня вы научитесь выполнять обметывание срезов ткани зигзагообразной строчкой на швейной машине.

Обметывание срезов зигзагообразной строчкой – самый распространенной в домашних условиях способ предохранения срезов от осыпания. Существует много разных видов ткани: сыпучая и с низкой осыпаемостью, тонкая и плотная. В зависимости от вида ткани выбирают длину ширину зигзагообразной строчки. Чем более сыпучая ткань, тем шире и чаще делают стежок. На толстых плотных тканях ширину стежка и частоту устанавливают максимально. На очень тонких тканях срезы, обметывание зигзагообразной строчкой съеживаются. Во избежание этого строчку прокладывают на расстоянии 5 мм от среза, а затем срезают припуски близко к стежкам.

    Изучение образцов ткани с обработанными срезами.

Учащихся рассматривают образцы ткани с обработанными срезами зигзагообразной строчкой, определяют, такая в данном образце была поставлена ширина и частота зигзага.

    Демонстрация приемов работы.

Учитель демонстрирует приемы выполнения операций: обметывание срезов разных видов тканей на швейной машине.

    Инструктаж по охране труда.

    Практическая работа.

    Учащихся выполняют практическую работу №11 (учебник, стр. 61-62).

В процессе работы учитель делает целевые обходы.

Первый обход: проверить правильность выполнения работы и осуществления самоконтроля.

    Физкультурная пауза.

Физкультурные паузы учитель проводит через 20 минут работы, упражнения выполняются 4-6 раз.

    Итог урока.

    Закрепление изученного материала .

Беседа с учащимися по вопросам:

Какой строчкой можно выполнить обметывание срезов?

На какой машине можно выполнить зигзагообразную строчку?

2. Анализ урока.

Учитель анализирует работу учащихся на уроке, отмечая правильность организации рабочего места, соблюдение правил по охране труда, правильность выполнения практической работы, комментируя допущенные ошибки.

3. Выставление оценок, их аргументация.

    Домашнее задание : учебник, § 16, стр. 59-62; оформить в альбоме лист «Обмётывание ткани зигзагообразной строчкой», приклеив выполненные образцы.

Используемые литературы:

    «Технология», учебник 7 класса,

Раздел программы: Элементы машиноведения.

ТЕМА: Зигзагообразная сточка.

(спаренный урок -2 часа)

Цель урока:

1.Познакомить учащихся с особенностью применения зигзагообразной строчки.

2.Повторить правила ТБ при работе на универсальной электрической машине и при работе с колющим и режущим оборудованием (иглами, ножницами), при выполнении влажно-тепловых работ.

3.Научить учащихся изготавливать прорезную аппликацию с применением зигзагообразной строчки «Ромашка».

4.Воспитывать эстетический вкус и аккуратность в работе.

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ:

1. Два лоскутка 20×15 см.

2. Флизелин 20×15 см.

3. Швейные нитки.

4. Швейная машина.

5. Копировальная бумага.

6. Готовый образец.

7. Карандаш.

8. Ножницы.

9. Переводной рисунок.

10. Ручные иглы.

Наглядное оборудование: таблицы по ТБ при работе на универсальной электрической машине и при работе с колющим и режущим оборудованием (иглами, ножницами).

ХОД УРОКА.

На уроке мы научимся изготавливать прорезную аппликацию и также вспомним правила техники безопасности при работе на универсальной электрической машине и при работе с колющим и режущим оборудованием (иглами, ножницами) и при выполнении влажно-тепловых работ.

Обмётывание срезов.

Самый распространённый способ предохранения срезов от осыпания – это обмётывание срезов зигзагообразной строчкой. И от того какую ткань вы будете обрабатывать зависит длина и ширина этой строчки. Слайд. Если ткань сильно осыпается, то применяются широкие стежки с небольшим интервалом. Для тканей, которые слабо осыпаются, используются более узкие стежки с максимальным расстоянием. При работе с тонкими тканями зигзагообразную строчку прокладывают на расстоянии 5 мм от среза, а потом срезают припуски на швы близко к стежкам. Слайд.

1. При сильной осыпаемости ткани – стежки широкие, интервал маленький.

2. При слабой осыпаемости ткани – стежки узкие, интервал большой.

Выполнение аппликации. Слайд.

Аппликация - это рисунок или украшение, изготовленное из нашитых или наклеенных на основу лоскутов ткани. Ткань выбирается в зависимости от того как часто вы будете стирать её. Если вы выполняете аппликацию на наволочке или на одежде то лучше выбирать ткани со слабой осыпаемостью. Если аппликацию выполняете на панно то подойдёт любая ткань. Пришивать аппликацию лучше нитками для вышивания. Цвет ниток подбирают в тон ткани.

Техника безопасности при работе на электрической швейной машине и влажно тепловых работах.

Технология выполнения аппликации. Слайд.

1. При помощи копировальной бумаги и остро заточенного карандаша рисунок для аппликации переводя на изнаночную сторону основной ткани в зеркальном отображении.

2. На изнаночную сторону аппликационной ткани приутюживают клеевую прокладку.

3. Накладывают эту ткань прокладкой вниз на лицевую сторону основной ткани по линиям контура и намётывают.

4. Прокладывают мелкую зигзагообразную строчку по контуру рисунка с изнаночной стороны.

5. Срезают аппликационную ткань по краям с лицевой стороны близко к строчке. Затем ещё раз прокладывают плотную зигзагообразную строчку четко по рисунку с лицевой стороны.

ПРАКТИКА: Выполнение задания по слайдам.

Итог урока:

Для чего используется зигзагообразная строчка?

От чего зависит ширина и длина зигзагообразной строчки?

Что такое аппликация?

Из какой ткани лучше всего делать аппликацию?

Расскажите об этапах выполнения аппликации.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Принести два лоскута 20×20 см хлопчатобумажной ткани. Будем изучать приспособления к швейной машине, и учиться работать на швейных машинах с применением этих приспособлений.


Каштанова Анна Петровна

Шов зигзаг эластичен, достаточно прочен и интересно выглядит, что по сути делает его универсальным. Строчка зигзаг есть у большинства швейных машин, но прошить зигзагообразные стежки без особого труда можно и вручную.

Шаги

Простая строчка зигзаг

    Введите иглу в ткань с изнаночной стороны. Воткните иголку в ткань в начальной точке вашего шва (в точке A ). Выведите ее с изнаночной стороны на лицевую сторону ткани.

    • Полностью вытяните нитку, чтобы узелок на ее конце лег вплотную к изнанке ткани.
    • Начальная точка A должна располагаться в нижнем правом углу строчки зигзаг.
  1. Сделайте вертикальный стежок вверх. Проведите нить вертикально по лицевой стороне ткани и воткните иголку в ткань непосредственно над точкой A . Новая точка прокола будет точкой B .

    • Полностью вытяните нить на изнаночную стороны ткани, создав на лицевой стороне вертикальный стежок от точки A до точки B . Стежок должен стоять прямо и не скашиваться в сторону.
    • Расстояние между точками A и B будет определять ширину шва. Если у вас нет каких-либо конкретных указаний, ширины в 6 мм будет достаточно.
  2. Верните иглу в исходную точку. Снова проведите иглу сквозь ткань через точку A . Полностью вытяните иголку с ниткой на лицевую сторону.

    • Подтяните нить, чтобы с изнанки образовался вертикальный стежок, дублирующий вертикальный стежок, который находится с лицевой стороны.
  3. Проложите диагональный стежок влево. Проложите нить диагонально по лицевой стороне и введите иголку в ткань левее точки B на одном с ней уровне. Это будет точка C .

    • Горизонтальное расстояние между точками B и C должно примерно соответствовать ширине шва. В рассматриваемом примере это расстояние составляет 6 мм.
    • Вытяните нить на изнаночную сторону, чтобы с лица образовался ровный диагональный стежок, соединяющий точки A и C .
  4. Верните иголку на лицевую сторону под конечной точкой диагонального стежка. Выведите иглу с изнанки на лицевую сторону в точке, которая находится непосредственно под точкой C на одном уровне с точкой A (слева от нее). Новая точка будет точкой D .

    • Полностью вытяните нить, создав на изнанке вертикальный стежок между точками C и D .
    • Данный шаг завершает выполнение одного звена шва зигзаг.
  5. Повторяйте вышеуказанные шаги до самого конца шва. Заканчивайте шов вертикальным стежком.

    • Завершая каждый очередное звено шва зигзаг, переименовывайте точки с самого начала. Другими словами, точка C должна превратиться в точку B , а точка D - в точку A очередного стежка.
      • A и B по лицевой стороне ткани;
      • прокладывайте вертикальный стежок между точками B и A по изнаночной стороне ткани, снова выводя иглу на лицевую сторону в точке A ;
      • делайте на лицевой стороне ткани диагональный стежок влево от точки A до точки C ;
      • прокладывайте вертикальный стежок по изнаночной стороне ткани от точки C до точки D , выводя иголку на лицевую сторону в точке D .
    • Заканчивайте шов вертикальным стежком по лицевой стороне ткани от точки D до точки C .
    • Следите за тем, чтобы длина и ширина всех звеньев шва оставались постоянными.
  6. Чтобы преобразовать простой шов зигзаг в декоративный шов ромбиками, выведите иглу в нижней точке последнего вертикального стежка. Переименуйте конечные точки последнего вертикального стежка так, чтобы его нижняя точка стала точкой E , а верхняя - точкой F . Выведите иголку на лицевую сторону ткани в точке E .

    • Если ранее вы все сделали правильно, то в конце шва нить будет торчать с изнаночной стороны ткани в точке F .
    • Чтобы завершить данный шаг, сделайте на изнанке вертикальный стежок от точки F до точки E и выведите иглу на лицевую сторону через точку E .
  7. Проложите диагональный стежок вправо, образовав крестик с предыдущим диагональным стежком. Уложите нить по диагонали вправо и введите иголку в ткань в верхней точке ближайшего вертикального стежка, которая теперь будет обозначена как точка G . Полностью вытяните нить на изнаночную сторону, чтобы с лица образовался ровный диагональный стежок.

    • Новый стежок должен пройти поперек и посередине последнего диагонального стежка простого шва зигзаг. В результате у вас получится крестик.
    • Обратите внимание, что точка G будет находиться справа от точки F на одном с ней уровне.
  8. Продублируйте вертикальный стежок с изнанки. Выведите иголку на лицевую сторону в нижней точке текущего вертикального стежка, на котором находится нить. Теперь эту точку можно обозначить как точку H.

    • Точка H будет находиться непосредственно под точкой G и справа от точки E .
  9. Пройдите тем же образом до самого конца шва (вправо). Прокладывайте дополнительные диагональные стежки по лицевой стороне шва, пока полностью не пройдете весь путь от его левой до правой крайней точки. Завершите шов, продублировав самый первый вертикальный стежок, который вы делали в начале работы.

    • Данные стежки будут почти идентичны тем стежкам, которые вы делали, когда прокладывали шов зигзаг влево, но теперь они будут наклонены в другую сторону (слева направо, на не справа налево).
    • Для каждого последующего стежка:
      • продублируйте вертикальный стежок между точками E и F по лицевой стороне ткани;
      • F и E по изнаночной стороне ткани и снова выведите иголку на лицевую сторону в точке E ;
      • проложите диагональный стежок вправо по лицевой стороне от точки E до точки G ;
      • проложите вертикальный стежок между точками G и H по изнаночной стороне ткани и выведите иглу на лицевую сторону в точке H .
    • В конце шва необходимо проложить вертикальный стежок между последними точками H и G .
  10. Завяжите узелок на изнанке. Если вы все сделали правильно, иголка с ниткой окажется на изнаночной стороне ткани. Завяжите нить узелком и обрежьте лишний конец, чтобы завершить декоративный шов зигзаг.

    • Чтобы завязать узелок:
      • зацепите иглу за нить ткани в точке, которая находится в непосредственной близости с точкой, откуда в данный момент выходит швейная нитка;
      • прежде чем вытянуть швейную нитку полностью, проденьте иглу в образовавшуюся петлю; повторите процедуру еще два или три раза, а затем затяните петлю. У вас получится прочный узелок.

    Строчка зигзаг тамбурными стежками

    1. Выведите иглу с изнаночной стороны ткани на лицевую. Воткните иголку с изнанки и выведите ее на лицевую сторону ткани. Начинайте шить от нижнего левого угла будущего шва. Это будет точка A .

      • Полностью вытяните нить на лицевую сторону, чтобы узелок на нитке плотно прилег к изнанке.
    2. Вставьте кончик иглы обратно в ту же самую точку. Введите кончик иглы точно в ту же самую точку A , которую теперь можно обозначить как AA .

      • Заметьте, что точки A и AA обозначают одно и то же место. Тем не менее в некоторых случаях их могут разделять несколько нитей ткани, например, чтобы вам было проще не упустить петлю стежка с иголки.
      • Не вытягивайте иголку с ниткой на изнаночную сторону. Пока просто введите кончик иголки в ткань.
    3. Выведите кончик иглы из ткани по диагонали влево и вверх. Уложите кончик иголки диагонально на изнаночной стороне ткани (под углом в 45 градусов). Выведите его на лицевую сторону ткани в точке, которая находится левее и выше точки AA . Это будет точка B .

      • Расстояние между точками AA и B будет определять длину ваших стежков. Если у вас нет каких-либо иных указаний, делайте стежки длиной по 3 мм, обычно они считаются оптимальным вариантом.
      • Пока не вытягивайте иголку с ниткой полностью из точек AA и B .
    4. Уложите нить петлей под кончик иглы. Пальцами уложите нитку, идущую из точки AA , под кончик иголки, торчащий из точки B .

Раздел: Машиноведение 7класс

Тема: "Применение зигзагообразной строчки"

Цель: Научить выполнять аппликацию с помощью зигзагообразной строчки

Задачи:

Ознакомить с применение зигзагообразной строчки, с понятием "аппликация", со способами выполнения аппликаций; научить настраивать швейную машину на зигзагообразную строчку, регулировать длину и ширину зигзагообразной строчки;

Повторить технику безопасности при работе на швейной машине, при работе с колюще-режущими инструментами;

Развивать логическое мышление, познавательную активность, творческое воображение;

Воспитать внимательность, эстетический вкус, навыки аккуратности.

Оснащение: учебник, тетрадь, иголка, нитки, ножницы, флизелин, кусочки различных материалов, швейная машина, наглядные образцы аппликаций, презентация (личная разработка)

Время: 2 урока по 40 мин.

Методы обучения:

проблемный

словесный

коммуникационный

метод практических упражнений

здоровьесберегающий

Ход урока:

I .Организационный момент

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Настрой на работу.

II . Постановка проблемы (актуализация знаний)

Каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с проблемой. Порвались любимые джинсы. Как быть? Предложите варианты устранения проблемы.

Дети выдвигают свои идеи.

Учитель на доске зарисовывает схему

III . Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы научимся выполнять аппликацию с помощью зигзагообразной строчки. Тема урока: "Применение зигзагообразной строчки"

IV .Изучение нового материала сопровождается демонстрацией слайдов из презентации

Для начала рассмотрим понятие "аппликация"(2 слайд)

Аппликация - художественное изображение, полученное наклеиванием или нашиванием на основу (ткань, бумагу и т.д.) разноцветных кусочков из различных материалов.

Виды аппликаций:

    Простая аппликация – это такая аппликация, все элементы которой нашиваются на какой – либо общий фон. Как правило - это одиночные, небольшие композиции. (3 слайд)

    Объемная аппликация представляет собой аппликацию с применением элементов рисунка, частично зафиксированных на фоне. Часть аппликации свободно располагается над фоном, придавая рисунку объемность.(4 слайд)

    Полуобъемная аппликация. Для придания объемности отдельным деталям аппликации между основой и деталью прокладывают синтепон, ватин или какой – нибудь другой объемный материал (5слайд)

    Съемная аппликация. Готовую аппликацию вырезают по контуру и используют как самостоятельное изделие (на ленте вилкро, термоаппликации) (6 слайд)

    Многослойная аппликация Такая аппликация применяется при создании пейзажных или сюжетных композиций. Фон основы постепенно закрывается деталями рисунка, создавая единое целое.(7 слайд)

Давайте вспомним, какими способами можно закреплять аппликацию закрепления аппликации на ткани? (Элементы аппликации крепят к основе: с помощью клея, с помощью иглы (гладьевой, петельной, тамбурной или другой декоративной строчкой) (8 слайд)

Помимо этого аппликацию можно закреплять на швейной машине зигзагообразной строчкой. Давайте рассмотрим, как на швейной машине устанавливать зигзагообразную строчку и как её регулировать.(9 слайд)

(учитель демонстрирует на швейной машине ручки-регуляторы строчек, на образцах показывает какой длины и частоты бывает зигзагообразная строчка)

Давайте подумаем, для чего ещё можно использовать зигзагообразную строчку? (для декоративной отделки и для предохранения срезов от осыпания) (10 слайд)

Выбор длины и ширины стежка зигзагообразной строчки зависит от свойств ткани:

    если ткань сильно осыпается, для обработки используют широкие и короткие стежки

    для слабоосыпаемой ткани, наоборот, - более узкие и длинные стежки (11 слайд)

При обработке тонких тканей, срезы, обметанные зигзагообразной строчкой, стягивают ткань и получаются неаккуратными. Чтобы избежать этого, зигзагообразную строчку прокладывают на расстоянии 5мм от среза, а затем срезают припуски на швы близко к стежкам. (12 слайд)

V . Физкультминутка (приложение 1) (13 слайд)

VI . Выполнение практической работы.

Учитель показывает готовую аппликацию слона и задаёт вопросы:

    Из скольких деталей состоит аппликация?

    Что нужно сделать с деталями аппликации, чтобы их края не осыпались?

    Какую деталь будем пришивать первой, а какую второй?

Дети отвечают (из 2-х деталей, нужно продублировать детали с помощью флизелина, первой будем пришивать 1-ю деталь (туловище), а затем 2-ю деталь)

Учитель проговаривает последовательность выполнения практической работы: «Выполнение аппликации с помощью зигзагообразной строчки» (14 слайд)

Дети задают вопросы, если что-то не понятно.

Дети

приступают к выполнению практической работы.

Учитель наблюдает за выполнением практических работ. Помогает, если возникает необходимость.

VII . Подведение итогов и рефлексия.

Вопросы для повторения:

    Для чего необходимо обметывать срезы деталей кроя?

    В чем особенность обметывания толстых и тонких тканей?

    Что такое аппликация?

    Какие виды аппликаций бывают?

    Где применяют аппликацию?

Рефлексия: Полезна ли информация урока? Практические навыки выполнения аппликации пригодятся вам в дальнейшей жизни?

Учитель выставляет оценки за урок и выдает домашнее задание.

Дети наводят порядок

Приложение 1

Гимнастика для глаз

Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.
Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.
Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке.
Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль.
Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль.
Сведение глаз ко лбу, затем смотреть в даль.
Упражнение на аккомодацию.
Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза.

Упражнения для шейного отдела позвоночника
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
Скольжение подбородком по грудине вниз.
«Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.
Наклоны головы вправо-влево.
«Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
«Сова»: поворот головы вправо-влево.
«Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.


Приложение 2

Практическая работа:

«Выполнение аппликации с помощью зигзагообразной строчки»

    Переведите рисунок для аппликации на кальку остро заточенным карандашом

    Выберите ткань для аппликации (для туловища слона и для уха).

    Вырежьте лоскуты клеевой прокладки подходящего размера.

    Приклейте утюгом лоскуты клеевой прокладки на изнаночную сторону аппликационной ткани.

    Переведите рисунок для аппликации на изнаночную сторону укрепленной флизелином цветной ткани в зеркальном отображении при помощи копировальной бумаги и остро заточенного простого карандаша.

    Вырежьте детали из ткани маленькими острыми ножницами.

    Наложите сначала 1-ю деталь прокладкой вниз на лицевую сторону основной ткани на предварительно размеченное место и приметайте. Затем наложите 2-ю деталь прокладкой вниз на лицевую сторону 1-ой детали на предварительно размеченное место и приметайте.

    Выберите цвет (в тон ткани или контрастного цвета) и толщину ниток для аппликации. Подберите на лоскутах ткани подходящие ширину строчки, длину стежка и натяжение ниток. Проложите зигзагообразную строчку по краям сначала 1-ой детали, а потом 2-ой детали.

    Вытащите концы ниток на изнаночную сторону и завяжите их. Проутюжьте работу.

    На месте глаза пришить пуговку.

Приложение 3

Шаблон для аппликации

2-я деталь

1-я деталь