Как вырастить ребенка умным. Интеллект — это только вопрос генов? Нимченко Андрей Владимирович: другие произведения

Как вырастить умного ребёнка? Попробуем найти ответ в личном опыте тех, кто уже сумел воспитать детей с выдающимися интеллектуальными способностями.

Новосибирский школьник Максим Борисов – финалист телеигры «Самый умный». На протяжении нескольких лет он принимает участие в проекте, удивляет зрителей своей эрудицией и глубокими знаниями.

В этом интервью мама Максима, Татьяна Юрьевна отвечает на вопросы, есть ли у неё какие-то собственные секреты обучения, с какими проблемами сталкиваются родители одарённых детей и как школа может убить интерес к знаниям.

— Многие мамы, вдохновившись идеями раннего развития, учат малышей с двух месяцев читать, с трёх - считать, в надежде, что в школе ребёнок будет показывать выдающиеся результаты. У вас есть собственные секреты воспитания?

— В ситуации с Максимом процентов восемьдесят заложено генетикой, я в этом уверена абсолютно. Потому что когда совершенно независимо от твоих усилий ребёнок в три года, ещё не умея толком говорить, начинает читать бегущую строку, по-другому это невозможно объяснить. Есть такое выражение «природа отдыхает», я думаю, природа отдохнула на мне, потому что мне всё доставалось с трудом – и отличная учёба в школе и всё остальное.

А у Максима как-то всё легко и само по себе, с малолетства. Первая книжка, которую он начал читать - толстенный справочник товаров, в нём маленькие картинки и подписи к ним. Он сидел и листал их до бесконечности. Начал показывать буквы, ещё когда не умел говорить. Читать стал сразу словами. До сих пор не понимаю, как это всё происходило, но о том, что слова делятся на слоги, он узнал, только когда пошёл на подготовительные занятия к школе.

Читал он всегда очень много. Каждый день мне нужно было вернуться домой с работы с какой-нибудь книжкой, любой, даже самой маленькой. С малолетства он включал в речь какие-то фразы из книг. Так однажды в песочнице, когда я забирала его домой, он громко произнёс: «Друзья, смеркается, не пора ли нам по домам!». Мамочки рты пораскрывали, дети вообще не поняли, о чём это он.

Никаких специальных методик или занятий у нас не было. Он был самым обычным, далеко не идеальным, очень шумным ребёнком. Даже если он читал книги, он тут же бегал, одновременно могло быть открыто три книги.

Действительно необычно то, что память у ребёнка феноменальная, этого не отнять. Но это всё было дано природой. И я думаю, что большинству детей по определению очень много природой отпущено. Просто кто-то из родителей в силу занятости сажает ребёнка в три года за компьютер, и он там пропадает навсегда. А кто-то не сажает. У нас, так получилось, компьютер появился уже в классе седьмом. Поэтому всё детство Максим читал книги, в основном энциклопедии.

И, как ни странно, нашим другом был телевизор. Ребёнок смотрел на всё широко открытыми глазами. Тогда появились первые познавательные каналы, вроде Animal Planet, смотрел их и мультфильмы. Он впитывал всё в себя, как губка. Единственное, что нам оставалось, это не мешать, а помогать: покупать бесконечные книжки, игрушки, кассеты.

В четыре года мы стали учить Максима английскому, на шахматы записали. Если ребёнок быстро всё схватывает, надо было его чем-то занимать.

Мы самые обычные люди. Я не знаю, откуда у него всё это, природой дано. Я до сих пор, когда мне нужно до него достучаться, говорю: «Тебе столько отмеряно, что если ты это не будешь использовать, Господь тебя накажет».

— Получается, как будто он сам всему научился?

— Далеко не всё было гладко. Были проблемы с любыми занятиями, связанными с мелкой моторикой. Он не брал в руки карандаши и ручки, не хотел писать, а я насильно не заставляла. Ему не была интересна лепка или конструкторы. До сих пор, всё что нужно делать руками, не любит.

С почерком проблемы. Когда мы поступали в первый класс, на тестировании психолог попросила нарисовать рисунок на тему «я пошёл в школу». Максим пыхтел долго, приносит рисунок: на листке наискосок какой-то заборчик. Вгляделись и видим, он написал «я пойду в школу» одной строчкой. Не нарисовал, а записал фразой, так как понял. Он через буквы и фразы воспринимает этот мир.

И при этом терпеть не мог писать сочинения. Я до сих пор помню его первое сочинение в школе. Дали задание на дом: написать текст из пяти предложений про осень. Написал, подхожу, читаю: «Осень. Тихо. Падают листья. Иногда идёт дождь. Какая прекрасная пора!»

— Может быть, это чувство юмора такое тонкое!

— Да какое там чувство юмора! Нет, лень двигатель прогресса. Вообще я никогда не заставляла его особо что-то делать, не хочешь рисовать - не рисуй, возьми книжку почитай. И особых проблем никогда не было. Главное, чтобы было чем заняться. Это был главный «гундёж»: давай что-нибудь поделаем, давай поиграем. Это так трудно, с такими детьми надо постоянно разговаривать, не отмахиваться. Вот мы гуляем по зоопарку четыре часа, домой приходим, укладываю спать, сажусь рядом, и он просит рассказать ему о том, как мы с ним ходили в зоопарк. Представляете, сижу час и рассказываю: «Мы с Максимом сегодня ходили в зоопарк, он там видел медведя, ел мороженое…». Зачем ему это надо было?

— И всё-таки о раннем развитии детей, вы «за» или «против»?

Мне все мои друзья говорят, что я «балованая мать». Потому что мне кажется, что все дети такие. Со мной спорят, а я пытаюсь доказать: они все талантливые, просто вы этого не замечаете.

Моё убеждение: если что-то не дано, не стоит мучить ребёнка. Не надо мамочкам реализовывать в детях собственные амбиции, надо просто остановиться, посмотреть и послушать своего ребёнка. Да, он не станет никогда ни счетоводом великим. Но, может быть, у него руки золотые, и его нужно вовремя отдать в художественную школу. Не мучить его с чтением, а купить карандаши и краски, позволить изрисовать ваши обои, и, может быть, это и будет для него самым лучшим. И дальше в нём эти способности развивать, пускай даже он при этом будет иметь самый средний интеллект.

Другой ребёнок любит спорт, и пока он маленький, ведите его в фигурное катание или в бассейн. Пускай он не станет знаменитым спортсменом, но с малолетства будет в нём заложено стремление к лидерству. Но здесь, конечно, нужно всегда быть в напряжении, чтобы это стремление к лидерству не привело к чему-то плохому. Это трудно, это работа. Мало наклеить табличек, следуя методикам, пока он маленький. Гораздо сложнее воспитывать детей, когда они начнут подрастать. Они становятся такими неуправляемыми.

Нужно прийти к пониманию того, что дети нам ничего не должны. А мы вот обязаны, потому что мы их дали им жизнь. Я не говорю, что их нужно одеть в самое лучшее или накормить самым вкусным, нет, мы должны им в плане отношений.

— То есть, по вашему мнению, наблюдать и поддерживать достаточно, чтобы из ребёнка вырос умный и успешный человек?

— Я убеждена, чтобы ребёнок правильно развивался, нужны три составляющие .

Первое , это, конечно, поддерживать то, что дала природа, помогать развивать.

Второе - окружение, оно имеет огромное значение. Человек - создание не статичное, он постоянно меняется и либо дотягивается до уровня тех, кто умнее и успешнее, либо становится хуже, чем есть, равняясь на окружающих людей. Всё зависит от того, кто рядом. Я иногда завидую семьям академиков: показывают их в каких-то программах, за спиной - книжные стеллажи во всю стену. Представляете, как такая среда сама по себе воспитывает!

Ну и третья, очень важная составляющая - педагоги. Прежде чем повести ребёнка в школу, не надо смотреть на её регалии и престиж. Сходите и посмотрите в глаза учителям младших классов, и вы сделаете правильный выбор.

Нам очень повезло с первой учительницей, они отлично с Максимом сошлись по темпераменту, она его понимала и заинтересовала учёбой. Он из школы не хотел уходить! Он очень любил выступать у доски и расстраивался, когда его не спрашивали. Она умела найти подход и объяснить, что он не один в классе и у доски должны отвечать все, а не только он. Потом тоже были очень хорошие учителя. Максим любил выступать на научно-практических конференциях. Однажды делал проект по экологии, и учительница всместе с ним ходила на улицу брать у прохожих интервью: «Что вы думаете насчёт загрязнения окружающей среды?». В итоге удивительная работа получилась.

А на следующий год была другая учительница, просто дала книжек почитать. И на этом как-то интерес утих. Педагоги играют очень важную роль.

В средней школе вообще интерес к учёбе пропал. Вместо любимой учительницы пришла педагог старой формации, которая говорила, что «он звездит». В итоге они не нашли общий язык. А я понимала, что он не охладел к информации, а просто исчез живой интерес к учёбе и школе. Я считаю, что это проблема нашего образования, среднее звено в школе провальное, 30% детей «теряются» как раз в этот период.

— В нашей стране «одарённые дети» – особая категория школьников. На ваш взгляд, достаточно ли ресурсов и возможностей, чтобы такие дети могли разивать свои таланты?

— В моём понимании, возможности есть, но их нужно уметь разглядеть и правильно использовать. Проходят олимпиады, конкурсы, но нужно о них вовремя узнать и найти подходящие. Многое зависит от школы. Есть ли там учителя-энтузиасты, заинтересованные в продвижении своих учеников. И конечно, от родителей, которым тоже нужно быть в теме, интересоваться. Для начала нужно захотеть заниматься развитием своего ребёнка.

— На сайте программы «Самый умный» постоянно повторяют, что «умным быть модно». Вы согласны с этим утверждением?

— Согласна абсолютно. Если применять терминологию наших детей, то есть «ботаники», а есть умные. Вот «ботаники» как раз не умные, а просто заучки. А умным быть даже не столько модно, сколько важно. Мне кажется, сейчас довольно много таких детей, которые совсем не такие, как наше поколение. Они просто фантастические дети, с необыкновенным интеллектом, невероятным объемом знаний, информационные ходячие энциклопедии. Это люди новой формации. И мне кажется, именно они принесут что-то новое в нашу жизнь.

Они, мне кажется, изначально рождаются уже с каким-то запасом знаний, только потом одни вспоминают больше, а другие меньше. Они обсуждают темы, которые требуют широкого кругозора. Когда встречаются с ребятами из телепроекта, обсуждают не шмотки или путешествия, а спорят на какие-то сложные темы, апеллируя к фактам, датам, фамилиям, которые я даже и не слышала никогда. Если у тебя нет этого запаса знаний, о чём и с кем ты будешь разговаривать? А так им интересно общаться друг с другом. Так что, мне кажется, не надо сейчас грешить на детей.

Но при всём при этом, они такие конформисты. Они умеют говорить то, что хотят слушать, то, что от них ждут. Главное, чтобы отстали. Приведу пример. У нас полугодие заканчивается, а пятерок Максим получил не достаточно, на мой взгляд. Едем в машине, он мне говорит: «Мам, я понимаю, я полгода ваньку валял, не учился. Всё, надо со следующего полугодия взяться за ум». Я всё слушаю, когда он замолчал, говорю: «Ты мне всё это говоришь, чтобы я сама не тратилась на эти речи?». То есть он сказал всё то, что я по этому поводу думаю. Как-то умеют они приспосабливаться, чётко знают, чего от них хотят и «на тебе, мама».

— А на самом деле хотят чего-то другого?

— Вот вы знаете, самое страшное, что на самом деле они ничего не хотят. Вернее, они не знают, чего хотят. Мы, их родители, выросли во времена, когда нас отпускали гулять с ключами от квартир на шее, был один на всех во дворе велосипед. Мы к моменту рождения наших собственных детей ещё сами не наигрались в игрушки, и поэтому, как только появилась возможность, стали буквально закидывать их всем. У них всё есть, им нечего хотеть.

Мы о чём мечтали? Чтобы во всём мире был мир, чтобы не было войны, потому что бабушки и дедушки наши воевавшие были ещё живы и это было нам близко. Мы живо обсуждали историю девочки, которой доктор пообещал выздоровление, если она соберет тысячу бумажных журавлей, и искренне хотели, чтобы эта девочка не умерла. Я нисколько не придумываю, так большинство из нас думали. Мы переживали за угнетённых в Африке, про которых нам рассказали на уроках политинформации и радовались, что живём в Советском Союзе, и у нас такого нет.

Поймите, это не ностальгия. Просто у современных детей такого нет, они этого хотеть не могут по определению. Нет идеи как таковой. О чём они могут мечтать? Чтобы наша экономика стала лучше? Да вряд ли. Обладать каким-то запасом знаний? Да их и так полно. Это хорошо, если ребёнок, например, в детстве нашёл собачку раненую и понял, что всю свою жизнь посвятит животным, и все его мечты и планы вокруг этого строятся. А если не нашёл своё?

Сегодня им не надо соревноваться, они все одинаковые. Вот мы, наше поколение, почему такие: всё берём и берём, потому что мы начали с одного уровня жизни и всё время достигаем чего-то. А у них и так всё есть, они сытые. Они отдыхают за границей. Мы не олигархи, но даже семья со средним достатком может позволить себе отправить ребёнка, например, учиться языку в летний зарубежный лагерь. Есть возможности. Я недавно сына спрашиваю: «Хочешь в Австралию на лето?» – такое ощущение, что в Тогучинский санаторий я ему предложила поехать.

Они очень просто относятся к деньгам. Даже если один разговаривает по айфону, а другой по простому телефону, они всё равно одинаковые, и им хорошо. У Максима и ребят, с которыми он общается, совершенно нет «вещизма», заставить купить новые джинсы невозможно, ему не надо.

Я недавно была в Австрии, и меня там поразили люди: они тоже ничего не хотят! У них всё хорошо, у них чистые, незамутнённые тревогой лица. И у них всё просто: если он сын пекаря, то будет пекарем всю жизнь. И ему от этого хорошо, у него достаток, он социально защищён, он печёт вкусные булки, которые нравятся людям, у него достойный образ жизни. Может быть, и наши дети к такому отношению к жизни постепенно идут.

Максим, при всём своём развитом интеллекте, выдаёт хороший, но средний результат. Мне-то надо лучше, мне надо больше пятёрок, чтобы на все олимпиады ходил и побеждал! А он всё время: «А зачем?». На все предложения «Мне не надо, мне и так хорошо».

— Вы не боитесь, что при таком отношении к жизни, при всех великолепных данных ребёнок просто не найдёт себя?

— Когда я над этим задумываюсь, меня это, конечно, тревожит. С одной стороны, он, конечно, амбициозен. С другой – не хочет ничего никому доказывать и очень ленив, по моим меркам.

Мне говорят: «Ты много хочешь от него». Но я уверена, чем выше планка, тем лучше. Пусть он не допрыгнет до неё, но он прыгнет явно выше, чем если заранее опустить планку. Так бы ходил легко и перешагивал.

Я понимаю, что тот уровень жизни, который мы сейчас имеем, он обеспечит без особого труда. В нашей стране нехватка кадров катастрофическая, это я вам как предприниматель говорю, у меня свой маленький бизнес. Если человек что-то из себя представляет, то можно вырасти. Пахать, конечно, нужно, но успехов можно добиться любому человеку, и без «богатого папы». Разница лишь в том, что стартовые возможности у всех разные, кто-то начинает с хорошей финансовой подушки, а кто-то с нуля.

А может быть, и не нужно стремиться быть олигархом. Если он не добьётся каких-то особых успехов, я к этому готова. Я просто знаю цену этих успехов. Я хочу, чтобы у меня был счастливый и здоровый ребёнок, и чтобы он дожил до старости. Главное, чтобы бревном на диване не лежал. Может быть, так должно быть, что лучше заниматься в жизни тем, что нравится, не напрягаясь. И может быть, Максим будет счастлив работать экскурсоводом в музее или обсерватории, тут вам и благодарные слушатели, и есть, где показать свои знания. Я для себя решила: всё что я могла ему дать, я в него вложила, а дальше, как будет. Главное, чтобы был счастлив.

Все дети талантливы, только каждый по-своему. Но их родителям хочется знать, как воспитать умного ребенка и не загубить при этом его здоровья. Существует множество рекомендаций и книг о том, как воспитать ребенка умным. Ни нигде нет ни точного рецепта, ни гарантий. Так что же делать родителям – опустить руки?

Прежде всего, ребенок должен постоянно чувствовать себя любимым. Его нужно как можно чаще обнимать и целовать. Когда ребенок чувствует безопасность и любовь, это вызывает в его мозге положительные реакции.

Дети, которым читают в детстве книги, проявляют активный интерес к окружающему миру. Они лучше учатся и чаще добиваются успеха во взрослой жизни. Вывод – необходимо приучать ребенка к чтению с первых месяцев жизни.Игра для ребенка – не пустая забава. Играя, он выстраивает основу будущих социальных, интеллектуальных, эмоциональных и физических навыков. Во время игры с другими детьми ребенок учится анализировать свои чувства и идеи. А затем объединять с впечатлениями других детей. Чем чаще ребенок играет, тем активнее он развивается. И чем сложнее его игры, тем активнее растут нейроны и увеличивается число связей между ними.

Особенно быстро растет его интеллект при играх с родителями. В эти минуты он чувствует заботу и любовь. Кто лучше папы или мамы поможет маленькому человеку разобраться в сложностях новой игры и подскажет правильное решение? Кто поддержит его при неудачах? Самый квалифицированный аниматор не будет настолько внимателен, как любимые родители. Они и объяснят, и поддержат, и дадут новый шанс. Рано или поздно игра будет освоена, а пытливый детский ум получит новую пищу.

Но мало только играть с ребенком. Людей выделяет из прочего животного мира способность к осмысленной и содержательной речи. Чем чаще ребенок общается со взрослыми людьми на серьезные темы, тем выше становится его интеллект. При этом Обогащается словарный запас, усложняется структура нейронов головного мозга.

В своем поведении дети подражают взрослым. Чем чаще ребенок видит родителей, занятых чтением, музыкой, общением с друзьями, спорами и любой другой интеллектуальной работой, тем скорее он начнет им подражать. А дальше его интеллектуальные способности уже будут развиваться сами собой.

Очень хорошо, если у ребенка проявляются способности к музыке. Но и отсутствие «абсолютного слуха» не должно стать препятствием для его знакомства с остовами музыкальной грамоты. Так тренируется область мозга, отвечающая за пропорциональное мышление. А без него невозможно понимание даже простых математических зависимостей, не говоря уже о более серьезных теоремах.

Все слышали об опасности компьютерных игр. Но, на самом деле, опасно только неконтролируемое многочасовое сидение перед монитором. Правильный же подбор детских развивающих компьютерных игр пробуждают в ребенка интерес к азбуке, музыке, математике и рисованию. Заодно тренируются и глазные мышцы. Общение с IT-технологиями с самого детства облегчают адаптацию ребенка к взрослому миру. Но время, проведенное за компьютером, не должно превышать 1-2 часов в день.

То же самое относится и к телевидению. Не нужно запрещать ребенку смотреть детские передачи и мультфильмы. А вот следить за их тематикой необходимо. Очень часто современные мультсериалы воспитывают в детях агрессию, а не добрые чувства. Жесткие ограничения на время у экрана действуют и в отношении телевизора.

Для правильного интеллектуального развития очень важен правильный рацион питания ребенка. Рыба – источник омега-3 жирных кислот, впрямую влияющих на развитие нервной ткани. В мясе содержится незаменимый витамин В12, дефицит которого убивает нервные связи. Желательно использовать йодированную соль. И всячески ограничивать газированные напитки с искусственными подсластителями и красителями. Гораздо полезнее для здоровья натуральные овощи и фрукты.

Всегда интересно, как воспитывались умные дети. Секрет прост – каждый из них был для своих родителей самым умным и любимым. У ребенка никогда не было повода засомневаться в этом. Даже совершая ошибки, он всегда был уверен в родительской поддержке и заботе.

Нельзя сомневаться в природных способностях своего ребенка. Нужно только приложить все усилия к тому, чтобы выявить его главный талант и направить все усилия к его развитию. Только так обеспечивается высокий интеллект и жизненный успех настоящего человека.

Секрет успеха сводится к трем пунктам: кормить, развивать и баловать. Разбираемся, как они подкреплены научными исследованиями, а также зачем вообще человеку быть умным.


Многочисленные социологические исследования показывают: умные люди здоровее, богаче и дольше живут. Ничего удивительного в этом нет. Им проще получить образование, проще найти работу, проще оплатить хорошего врача.

Но все же остается ряд вопросов.

Во-первых, мы не знаем, что означает статистическая связь между интеллектом и богатством. Умные дети добиваются успеха? Или в богатых семьях выращивают умных детей? Где причина, а где следствие?

Во-вторых, интеллект в значительной степени . Даже если умным быть очень важно, почему мы вообще считаем, что ребенка можно сделать умнее? Что, если вся эта возня с развивающими играми бесполезна?

Чтобы получить научно обоснованный ответ, нужны эксперименты. В них нужно кого-то с кем-то сравнивать - например, обученных с необученными. Причем вся суть в том, что изначально роли должны распределяться случайно: вот приводите вы своего первоклассника поучаствовать в научном исследовании, а его опаньки - и в контрольную группу. Сиди без образования ближайшие пятнадцать лет, а там мы тебе пульс посчитаем и давление измерим. Кто же на такой эксперимент согласится?

Ситуация осложняется еще и тем, что люди очень долго живут. Чтобы проанализировать связь между интеллектуальным развитием в детстве и вероятностью слабоумия в старости, нужно подождать лет эдак восемьдесят. Нелегкая, в общем, задача.


IQ

В начале XX века каждый уважающий себя психолог пытался разработать собственную шкалу интеллекта, выстраивая сложнейшие детальные и в целом довольно голословные теории относительно строения человеческого ума и единиц, в которых его надо измерять. С тех пор многое изменилось. Мы обзавелись футуристическими приборами и нанотехнологическими разработками. Мы уже начали разбираться в тонкой структуре мозга - но по большому счету до сих пор не знаем, что такое интеллект. Все существующие тесты - просто условность, договор между учеными для удобства исследований. В будущем способы измерения интеллектуальных способностей могут стать гораздо совершеннее. Пока же приходится довольствоваться коэффициентом интеллекта IQ. Это относительная величина: предполагается, что у среднестатистического человека IQ равен 100, умников со 120 столько же, сколько тугодумов с 80, а больше 145 или меньше 55 коэффициент интеллекта бывает всего у одного человека из тысячи.

Образование улучшает здоровье

Группа шведских ученых нашла способ измерить, насколько развитие в детском и подростковом возрасте способствует здоровью и долголетию. Для этого они в течение 70 лет (отдадим должное шведской научной традиции) наблюдали за группой мужчин, родившихся в 1928 году. Перед исследователями стоял вопрос, на который так сложно ответить: что приходит раньше - ум или здоровье? Где причина, а где следствие?

В 1930-х ученые измерили интеллект у 600 десятилетних мальчиков - участников масштабного социологического эксперимента. К этому возрасту основы интеллекта уже заложены: от фундамента родительских генов до академического каркаса, выстроенного в детском саду и в начальной школе. Умные от рождения дети заметно выделяются среди менее одаренных. Через 10 лет, когда мальчики выросли, их интеллект измерили снова, а затем оставили спокойно жить своей жизнью.

К 2012 году большинство участников эксперимента дожили свой срок на земле. Ученые - наследники исследователей прошлого века - взялись за подсчеты. Кто был самым здоровым? Кто дольше всех протянул?

Выяснилось следующее. Во-первых, умные прожили дольше - этот результат согласовывался с уже известными данными. Во-вторых, дети, которые дольше учились, к 20 годам становились умнее. Тоже не сюрприз, но приятно знать, что школы существуют не просто так. В-третьих, и в-главных, изменение интеллекта за счет обучения (а не просто его абсолютное значение) увеличивало долголетие. Таким образом, победила «оптимистичная» модель: несмотря на генетику, несмотря на все посторонние влияния (на них делается поправка с помощью повторного измерения), обучение само по себе улучшает здоровье.

Есть все основания полагать, что ребенка и тем самым помочь ему в жизни. Если работает на десятилетних - то почти наверняка работает и на пятилетних. А скорее всего, гораздо раньше. Последние исследования показывают, что грудные дети начинают обучаться логике окружающего мира задолго до того, как начинают говорить.

В общем, держись, ребенок, сейчас будем тебе интеллект развивать.

Пища для ума

Группа ученых из Университета Нью-Йорка в прошлом году опубликовала статью, красноречиво озаглавленную «Как сделать ребенка умнее». Они собрали множество разрозненных исследований и получили своеобразную инструкцию по воспитанию детей - начиная с беременности и до 5 лет. Помимо очевидного упора на обучение - самый мэйнстримовый способ поднятия IQ - исследователи посвятили отдельную главу .

Как выясняется, интеллект зависит не только от генов или чтения книжек в детстве, но и от грудного вскармливания. Дети, которые получали материнское молоко, в дальнейшем оказывались существенно умнее младенцев, которых кормили смесью из бутылочки.

Заменить чем-нибудь попроще человечество пытается с древних времен: археологи утверждают, что люди кормили младенцев молоком животных с момента появления скотоводства. В XX веке новые технологии прорвали плотину искусственных заменителей молока: популярность грудного вскармливания в развитых странах резко падала всю первую половину столетия. Только в 1950-1960-х научному сообществу стало приходить в голову, что неправильное - а не просто недостаточное - питание ребенка может плохо сказываться на его дальнейшем развитии: например, снижать интеллект. Периодические сообщения о детях, покалеченных искусственной смесью (зачастую, впрочем, виной была, скорее, плохая гигиена), и общая атмосфера тяги к натуральному и естественному постепенно сместили акценты. Матерям теперь рекомендуют по возможности вскармливать ребенка самим - и чем дольше, тем лучше. Впрочем, развиваются и искусственные смеси: многие из них включают обеспечивающих ребенка всем необходимым.

О пользе грудного вскармливания сегодня не спорит никто. Чем ближе к природе - чем лучше. Но как быть мамам, у которых своего молока не хватает и приходится пользоваться искусственным? Ученые утверждают, что не все потеряно. Оказывается, пользу материнского молока можно хотя бы частично заместить… рыбьим жиром.

Детские смеси, в отличие от материнского молока, часто не содержат длинноцепочечных ненасыщенных жирных кислот. К ним относятся широко разрекламированные омега-3. Эти вещества в изобилии есть в рыбе. Если беременным или кормящим матерям давать в качестве биодобавок ненасыщенные жирные кислоты, то интеллект у их детей значительно повышается. Полезны омега-3-кислоты и самим детям. Они напрямую влияют на развивающийся мозг.

Проведение нервного сигнала осуществляется по поверхности нервных клеток, состоящей из жиров и белков. Жиры эти в мозге отличаются как раз высоким содержанием омега-3. Наш организм плохо справляется с их производством - как и витамины, ненасыщенные жирные кислоты должны поступать с пищей, особенно в период формирования детского мозга.

Что касается других биодобавок, то здесь исследователи пока не спешат делать однозначные выводы. По некоторым данным, биодобавки, содержащие железо, витамины группы B, витамин C или мультивитамины, могут существенно повысить детский интеллект. Согласно другим, выходит, что помогает это все только при плохом питании, то есть когда дети не получают достаточно витаминов или минеральных веществ. Как узнать, чего не хватает ребенку? Лучше всего раз в год делать анализ крови. Взглянув на результаты, педиатр определит, какие именно биодобавки нужны развивающемуся организму. Как это повлияет на интеллект - точно не известно, но здоровью явно не навредит.

Развивающие игры

Почти все, что нам известно о влиянии раннего обучения на интеллект, - это данные, полученные при исследованиях неблагополучных семей. Ученые не могут взять ребенка из благополучной семьи и попросить родителей больше с ним не заниматься. Но они могут взять ребенка из трудной семьи, обеспечить ему благоприятные условия для развития, а потом сравнить с другим ребенком из трудной семьи, которому повезло меньше.

Все эти исследования однозначно доказывают, в общем, очевидную истину. Чем больше с ребенком заниматься, чем больше обогащать его среду, чем больше времени тратить на развивающие игры и книги, тем выше будет в будущем его коэффициент интеллекта. У неблагополучных детей много проблем, но с точки зрения развития интеллекта их главная беда - именно в недостаточном обогащении среды. Нехватка обучающих игр, новых впечатлений, общения со взрослыми мешает детям должным образом развить мозг.

В одном из экспериментов матери проводили с детьми одинаковое время, но при этом половину мам обеспечивали детскими товарами (книжками, игрушками, пазлами), а половине никак не помогали. В итоге за время эксперимента показатели интеллекта детей из «обогащенной» группы значительно выросли. Дети, не получившие развивающих игр, остались на прежнем уровне.

Ситуация, конечно, неутешительная. Завалить ребенка книжками и развивающими играми - прекрасная идея, но что делать тем, у кого нет такой возможности? Ученые утверждают, что лучший выход из положения - это дошкольное обучение. Ясли и детский сад, особенно, как говорят психологи, с упором на родную речь и языковые упражнения, - прекрасный способ создать ребенку обогащенную среду.

Если детский сад - это не подходящий вам метод развития ребенка, то педиатры предлагают концентрироваться на книжках. Совместное чтение развивает речь и мышление ребенка и помогает поднять на несколько пунктов коэффициент интеллекта. Но важно не столько количество книг, сколько то, как именно детям читать. Ученые советуют практиковать «интерактивное» чтение - с вопросами, обсуждениями и повторением прочитанного.

Эмоциональный интеллект

В большинстве исследований ученые измеряют IQ - величину, более или менее

отражающую способности к логическому мышлению, рациональному выбору, математическим вычислениям. Но «умный человек» - куда более сложное понятие. Оно включает в себя не только интеллектуальные способности, но и способность осознавать и различать оттенки собственных и чужих эмоций - то, что в психологической литературе обозначается термином «эмоциональная компетентность». Как и интеллект, способность испытывать и понимать эмоции помогает во взрослой жизни.

Какие же эмоции лучше всего помогают детям развиваться? Если делать выжимку из «эмоциональных» рекомендаций психологов и педиатров, то получается довольно простая формула: лучше избаловать, чем недолюбить. Слишком много любви не бывает: дети, которые растут в любящей, позитивно настроенной семье, гораздо лучше приспособлены к трудностям взрослой жизни. Социология утверждает, что в деле воспитания пряник - куда более эффективное орудие, чем кнут.

Любопытно, что эмоциональная компетентность тесно связана с языковым развитием. Чем лучше дошкольник владеет родной речью, тем проще ему распознавать выражения лица. Чем больше словарный запас и чем стройнее предложения - тем проще ребенку понимать сложные, смешанные эмоции. Возможно, чтение и развитие речи действительно помогает ребенку формировать богатый внутренний мир, включая его эмоциональное наполнение.

Как ? Самый главный совет, который психологи и врачи дают молодым мамам и папам, - начните с себя. Дети - это зеркало своих родителей. Если вы любите учиться и внимательны к эмоциям окружающих, то, скорее всего, эти качества разовьются и у младших членов вашей семьи.

Для начала читайте не им, а вместе с ними

Я изучил научные исследования и аргументы о том, что делает детей счастливее, какой родительский подход наиболее результативен, и благодаря чему существуют довольные семьи.

Но что делает умнее детей от грудничкового до 10-летнего возраста? Вот 10 вещей, которые, по мнению науки, помогают в этом.

1. Уроки музыки

Все ясно и просто. Исследования показывают, что уроки музыки делают детей умнее.

По сравнению с детьми из контрольных групп, дети в музыкальных группах демонстрировали больший рост коэффициента умственного развития. Воздействие музыки было довольно невелико, однако анализ проводился по множеству дополнительных критериев умственного развития, по показателям различных индексов и по стандартным критериям достижений в учебе.

На самом деле, музыкальные уроки помогают всем, как молодым, так и старым. Все большее количество исследований указывает на то, что музыкальное образование дает ученикам ряд преимуществ на уроках в школе. А вот Северо-Западный университет в своем исследовании выяснил, что бабушкам музыкальные уроки тоже идут на пользу, замедляя некоторые пагубные последствия процесса старения.

2. Тупые качки — это миф

Тупой качок туп, потому что он проводит больше времени в спортзале, а не в библиотеке. Но что, если вы сделаете так, чтобы ваши дети бывали и там, и там? Если вы в хорошей физической форме, ваши познавательные способности тоже повышаются.

Немецкие ученые в 2007 году выяснили, что после физических упражнений люди запоминают новые слова из словаря на 20% быстрее, чем до занятий. Темпы запоминания напрямую соотносятся с нейротрофическим фактором головного мозга.

Жизнь с регулярными физическими нагрузками в течение трех месяцев на 30% увеличивает приток крови к той части головного мозга, которая отвечает за память и познание.

В ходе проведенного исследования группе волонтеров был установлен режим с занятиями спортом в течение трех месяцев, после чего ученые сделали снимки их головного мозга. Они увидели, что объем капилляров в гиппокампе на участке памяти увеличился на 30%, что поистине замечательное изменение.

3. Не читайте своим детям, читайте вместе с ними

У вас есть маленький ребенок, который учится читать? Не позволяйте ему просто так таращиться на картинки в книге, пока вы читаете. Привлекайте его внимание к словам. Читайте не ему, а вместе с ним. Исследования показывают, что это развивает его навыки чтения.

Когда совместное чтение книги подкрепляется повышенным вниманием к развитию навыков чтения у ребенка, такое совместное чтение превращается в эффективный инструмент ранней грамотности даже для детей, не имеющих благоприятных условий.

4. Нехватка сна делает детей глупее

Мозг шестиклассника, недоспавшего один час, превращается в мозг четвероклассника. «Потеря одного часа сна эквивалентна потере двух лет познавательного становления и развития», — объясняет исследователь Садех.

Есть определенное соотношение между успеваемостью и продолжительностью сна.

Подростки из числа отличников в среднем спят на 15 минут дольше «хорошистов», а те на 15 минут дольше троечников. И так далее. Это подтверждается данными как более ранних, так и последних исследований. Конечно, это усредненные данные, однако совпадение результатов разных исследований впечатляет. Важна каждая четверть часа.

5. Коэффициент умственного развития немногого стоит без самодисциплины

Самодисциплина важнее показателя умственных способностей для прогноза о том, кто добьется больших успехов в жизни. Вот что пишет Чарльз Дахигг (Charles Duhigg) в своей замечательной книге:

Десятки исследований показывают, что сила воли это самая важная привычка, обеспечивающая личный успех… Обладающие большей силой воли ученики получают на уроках более высокие оценки и поступают в вузы с более строгим отбором. Они реже пропускают уроки, проводят меньше времени перед телевизором и больше за домашними заданиями. «Подростки с высоким уровнем самодисциплины превзошли своих более импульсивных сверстников по всем показателям в учебе», — пишут исследователи. — Самодисциплина важнее для показателей в учебе, нежели коэффициент умственного развития. Самодисциплина также указывает на то, какие ученики улучшат свою успеваемость во время учебного года, в то время как коэффициент умственного развития этого сделать не может… Самодисциплина оказывает большее воздействие на результаты учебы, недели интеллект».

Оценки это в большей степени результат добросовестности и прилежания, нежели голого интеллекта.

Добросовестность это та черта, которая в наибольшей степени гарантирует успех на работе. Особенно любопытно то, что добросовестность может указывать на будущие успехи человека отнюдь не только на рабочем месте. Люди добросовестные получают более высокие оценки в школе и колледже; они реже совершают преступления; и они дольше сохраняют свой брак. Да, и они дольше живут — и не только из-за того, что меньше курят и пьют. У них реже бывают инсульты, у них ниже кровяное давление и реже бывает болезнь Альцгеймера.

Итак, кто добивается наибольших успехов в жизни? Настойчивые и упорные дети.

Как выяснили исследователи, лучшим прогностическим фактором успеха является такая черта как настойчивость, не имеющая ни познавательного, ни физического характера. Настойчивость определяется как упорство и стремление достичь поставленных долгосрочных целей.

6. Познание это активный процесс

Развивающие игрушки и тренирующие мозг игры ничего не дают. На самом деле, есть основания полагать, что от них дети становятся глупее.

Эти штуки не оказывают положительного воздействия на словарный запас детей в возрасте от 17 до 24 месяцев. А некоторые даже наносят реальный вред. За каждый час, проведенный детьми за просмотром некоторых детских DVD и видео, они выучивают в среднем на шесть-восемь слов меньше, чем те дети, которые не сидят перед экраном.

Настоящее познание это активный процесс, а не пассивный. Что рекомендует автор книги «The Talent Code» (Код таланта) Дэн Койл (Dan Coyle)? Он говорит: прекратите просто читать и проверяйте себя.

Наш мозг развивается, когда мы делаем какие-то вещи, а не когда слышим о них. Вот почему по многим навыкам и умениям лучше проводить две трети времени за самопроверкой, нежели за простым поглощением текста. Существует правило двух третей. Например, если вы хотите запомнить какой-то отрывок, лучше потратить 30% времени на его чтение, а остальные 70%, проверяя полученные знания.

7. Еда это хорошо — но в нужное время

В целом хорошо, когда дети все время питаются здоровой пищей. Исследования показывают, что еда сказывается на успеваемости детей.

Все знают, что в день важного экзамена надо съесть хороший завтрак. Исследования показывают, что лучше всего пища с большим содержанием углеводов и клетчатки, которая медленно усваивается. Но важно и то, что вы съедите за неделю до этого. 16 студентов испытали на внимание и быстроту мышления; затем их в течение пяти дней плотно кормили жирной едой с низким содержанием углеводов, где было много мяса, яиц, сыра и сливок. Когда их проверили снова, показатели снизились.

Всегда бывают исключения. Ни один ребенок не ест постоянно здоровую пищу. Но беда в том, что дети часто питаются «плохой» едой в неподходящее время. Исследования показали, что кофеин и сахар могут усиливать деятельность головного мозга:

Кофеин и глюкоза могут благоприятно сказываться на познавательных способностях… Результаты исследований показывают, что кофеин и глюкоза в своем сочетании могут усиливать внимание человека.

Существуют также очень мощные поощрения, которые очень нравятся детям. Так что если вы хотите дать ребенку конфету или стакан лимонада, то лучше это сделать, когда он учится, а не когда отдыхает.

8. Счастливый ребенок = успешный ребенок

Счастливые и довольные дети чаще других становятся успешными, воспитанными и хорошо образованными взрослыми.

Счастье это огромное преимущество в мире, который во главу угла ставит результат. В целом счастливые люди успешнее несчастных в работе и в любви. Они получают лучшие отзывы о своей работе, более престижные должности и более высокие зарплаты. У них больше шансов вступить в брак, и от брака они испытывают большее удовлетворение.

А каков первый шаг к тому, чтобы сделать ребенка счастливым? Быть счастливым родителем.

9. Сверстники это важно

Ваше генетическое наследие и генетика вашего партнера оказывают огромное воздействие на ваших детей. А то, как вы их воспитываете? Гораздо меньше.

Вот что пишет по этому поводу Малькольм Глэдвелл (Malcolm Gladwell):

«В таких вещах как интеллектуальные способности и некоторые черты характера биологические дети похожи на своих родителей. А вот по приемным детям результаты кажутся откровенно странными. Их показатели не имеют ничего общего с приемными родителями. Эти дети по своему характеру и интеллекту похожи на людей, которые их воспитывали, кормили, одевали, учили и любили в течение 16 лет, не больше, чем на двух взрослых людей, взятых наугад с улицы».

Так что же оказывает самое большое воздействие на поведение и поступки ваших детей? Их сверстники. Обычно мы говорим о влиянии сверстников, когда это влияние отрицательное; но гораздо чаще оно носит позитивный характер. Важно жить в хорошем районе, учить детей в солидной школе, а также делать так, чтобы они общались с хорошими детьми. Как студенту вуза легче всего подтянуть успеваемость? Подобрать умного соседа по комнате.

Экономист Брюс Сейсердоут (Bruce Sacerdote), проведший как-то исследование с участием студентов Дартмутского колледжа, убедился, насколько сильно такое влияние. Он обнаружил, что когда студенты со слабыми оценками переселяются в комнату, где живет хорошо успевающий студент, их успеваемость в среднем тоже повышается. По словам исследователя, эти студенты «как будто заражают друг друга хорошими и плохими привычками в учебе таким образом, что хорошо успевающий студент тянет вверх своего слабо успевающего соседа по комнате».

10. Верьте в них

Очень важно верить в то, что ваш ребенок умнее многих. Когда учителям говорят, что некоторые дети умнее, эти дети начинают лучше учиться — пусть даже о них такое было сказано наугад.

Розенталь и Ленор Джекобсон в 1968 году провели исследование в школе. Они сказали учителям начальной школы, что у них в классе есть некоторые ученики, способные «показать резкий прогресс в успеваемости». На самом деле, этих учеников отбирали наугад. Ничего больше для выделения этих детей из общего ряда ученые не делали. Тем не менее, к концу учебного года 30% этих взятых наугад учеников повысили свой коэффициент умственного развития в среднем на 22 балла, и почти все повысили его как минимум на 10 баллов.

И еще одно замечание. Интеллект это далеко не все. Без нравственности и умения сопереживать умные люди могут быть страшными людьми.

Как сказал однажды П. O’Рурк, «умные люди редко начинают драки в барах. Но глупые люди редко создают водородные бомбы».

Надеюсь, эта информация поможет вам сделать своего ребенка замечательным.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

До чего же мы любим улучшать всё, что вокруг нас. Иногда это желание абсолютно естественно: кто же, например, не хочет сделать своего ребёнка счастливее, чем он есть? Наверное, именно этим мы, родители, и заняты ежечасно, «колдуя» над чадом с вдохновением творца-гончара. Но порой в погоне за составляющими счастья (а кто наверняка знает, из чего состоит его «набор»?) это желание превращается в цель, а то и самоцель. И получается абсурдная картина: родители, забыв уже о счастье и покое, пытаются изо всех сил сделать своего ребёнка, скажем, талантливее или умнее.
Можно согласиться, что талант и интеллект могут быть составляющими счастья, но разве можно улучшить идеальное и дополнить целое? Природа каждому из нас всё дала сполна, наделила максимумом возможностей и талантов. Другое дело, что не всегда мы умеем распорядиться должным образом её дарами, и далеко не все ресурсы используем. Поэтому, если никто не возражает, то сформулируем нашу святую родительскую задачу более корректно: мы не «улучшаем» ребёнка, а помогаем увидеть данную при рождении россыпь бриллиантов и разумно распорядиться драгоценностями. Учим умению познавать самого себя и открывать в себе способности, в том числе и интеллектуальные – кстати, как раз о них и речь.

Вот тут, кажется, проблем нет: стоит только зайти в магазин развивающих игрушек, заглянуть в детский развивающий центр или набрать в поисковике соответствующий запрос, глаза разбегаются от обилия, разнообразия и яркости – кружки, развивающие и интеллектуальные игры, онлайн тренажёры внимания, памяти, мышления, обучающие мультфильмы. Море информации впечатляет, а яркость подачи ошеломляет. Но отчего-то сами по себе эти инструменты не работают, будто надёжный замок остался без ключика. В чём дело?

В физике есть закон Вебера-Фенхера. Его суть проста: чем сильнее раздражитель, тем больше притупляется и огрубляется наша чувствительность. Интересно, что работает он не только в области физиологии, этот закон актуален и для эмоциональной сферы, и для творческой и, конечно же, интеллектуальной. Самый первый фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда» в позапрошлом веке заставлял падать в обморок чувствительных барышень, сегодня ужастики в 3D формате – это норма даже для детей. Бедные чувствительные барышни 19 века, что бы сейчас было с ними?! Мы сравнительно спокойно воспринимаем ежедневный блок новостей, когда каждая новость-трагедия способна повергнуть в состояние горя любого, у кого есть душа и сердце. Нет, мы не бессердечны и равнодушны, просто душа надевает панцирь, иначе бы сердце разорвалось.

Вот и с развивающе-обучающими инструментами та же история – их слишком много, они слишком ярки, они рекламируют себя слишком громко. Но ведь наша задача – помочь ребёнку услышать самого себя. А это возможно только в тишине. Что может раскрыть интеллектуальные способности ребёнка ненавязчиво и не специально? Вот несколько примеров.

Занятия музыкой – это же математика и комбинаторика! Доказано, что дети, играющие на каком-либо инструменте, развиваются интеллектуально быстрее сверстников. Уникальное занятие, позволяющее сохранить баланс между логикой и интуицией. Главное, выбрать свой способ «дружбы» с музыкой, чтобы не превратились интересные уроки в каторгу и повинность.

Общение с природой – изумительный способ гармонично и разносторонне строить свой образ. Достаточно чуть-чуть направить внимание ребёнка, обратить внимание на малое – и природа, как мудрый учитель, примет в ученики своё дитя и научит тому, чему не научит ни одна школа.

Физические упражнения – ещё один способ развить интеллект ребёнка. Правда, тут же приходит на ум пословица: «сила есть – ума не надо», но на деле получается всё наоборот. Оказывается, дети, умеренно занимающиеся спортом, показывают более высокие результаты в решении логических задач, чем ребята, не увлекающиеся физкультурой.

Ещё важную роль в интеллектуальном развитии маленького человека играют, казалось бы, простые физиологические процессы: здоровое питание и полноценный сон. Баланс (или его отсутствие) белков, жиров, углеводов, витаминов и микороэлементов способно влиять на состав крови и оказывать воздействие на мыслительные процессы в течение длительного времени. Так даже одноразовое неумеренное употребление жиров способно снизить интеллектуальные показатели на несколько дней. А спасительное, почти волшебное, хоть и кратковременное воздействие глюкозы в виде, например, шоколадки испытывал на себе, наверное, каждый студент во время напряжённой сессии. Не меньшее значение имеет для детей полноценный сон. Причём, в его компетенции не только спокойствие нервной системы – экспериментально доказано, что лучшая успеваемость как раз у тех детей, кто высыпается. Учёные считают, что если ребёнок не доспал два часа, его умственные способности снижаются почти на два года! То есть, не выспавшийся пятиклассник соображает примерно на уровне третьеклассника.

Совместное чтение – прекрасная семейная традиция, которая не только делает родителей и детей ближе друг к другу, но и развивает интеллектуально и тех, и других. Любым способом – просто вслух, по очереди или по ролям – чтение обогащает словарный запас, расширяет кругозор, дарит интонационное богатство речи, позволяет прикоснуться к иному способу мышления.

И всё же самое главное развивающее средство, раскрывающее все таланты и способности – это гармония в семье, «погода в доме». Тревожность и нервозность не дают ребёнку развиваться полноценно ни в одной сфере. И, напротив, вера в человека, добрая поддержка, безусловная любовь делают чудеса. И снова любопытный эксперимент: учителю 1 класса в начале года сообщают, что у него учатся несколько одарённых ребят. Причём, дети выбраны в случайном порядке. К концу года именно эти дети удивительным образом отличаются от остального класса по успеваемости и по развитию, они мыслят свободнее и интереснее сверстников. Просто учитель смотрел на них немножко другими глазами, и его вера и ожидания сделали своё дело.

Как-то слишком просто получилось? Наверное. И в этом есть своя прелесть. « Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» – сказал Франсуа Рабле. Не обязательно брать количеством информации – для развития достаточно тонкого импульса и точного вектора, остальное уже есть внутри маленького, но воистину бездонного человека.