Как стиль одежды влияет на человека.

ФОТО Getty Images

«Одежда нужна лишь для того, чтобы прикрыть тело», «не одежда красит человека», «не ряса делает монаха» и так далее, и тому подобное. С этой точкой зрения соглашается итальянский психотерапевт Дженнаро Романьоли (Gennaro Romagnoli) 1 . Однако уточняет, что одежда все-таки является частью нас самих. «Все мы знаем, что так или иначе наш внешний вид, его уместность и сообразность ситуации могут помочь нам достичь своих целей. Правда, обычно считается, что это происходит благодаря впечатлению, которое мы сумели произвести на окружающих. Но некоторые исследователи вполне справедливо задаются вопросом о том, влияет ли одежда на поведение человека, который ее выбирает».

Эксперимент, проведенный в 2012 году Северо-Западным университетом (Northwestern University), тому доказательство. Всем участникам выдали абсолютно одинаковое задание и абсолютно одинаковые белые халаты и разделили их на две группы: первой сказали, что это медицинская униформа, а второй – что это рабочая одежда художников. Те, кто были убеждены, что на них халат врача, подошли к выполнению задачи более осторожно и внимательно. А это значит, что наша одежда имеет значение – не только для окружающих, но и для нас самих. И что одеваться стоит не так, как вы себя чувствуете, а так, как вы бы хотели себя чувствовать. В чем вы чувствуете себя привлекательным? Соблазнительным? А убедительным? Выбранная вами одежда – это послание не только окружающим, но и самому себе. Этим надо пользоваться.

В том же году вышла книга клинического психолога Дженнифер Баумгартнер (Dr. Jennifer Baumgartner) «Ты – то, что ты носишь: что твоя одежда говорит о тебе» 2 , где она пишет, например, что распространенный дружеский совет устроить себе шопинг или просто приодеться в ответ на нашу жалобу на неудачный день, проваленное собеседование или разрыв с партнером совсем не лишен смысла: «Когда вы одеваетесь определенным образом, это способствует и внутренним переменам. Мы все замечаем нечто подобное, например, когда делаем макияж, и даже актеры признают, насколько костюм героя помогает им вжиться в образ. Все это работает и в повседневной жизни».

Если говорить о влиянии одежды не на взрослых людей, а на детей и подростков, то большинство исследований посвящены проблеме школьной и студенческой формы. Споров вокруг этой темы ведется много: одинаковая одежда – это хорошо или плохо? Помогает ли она создать некое равенство среди учеников? Или мешает самовыражению каждого из них? И правда ли, что форма способствует академическим успехам? Надо сказать, ученые во мнении пока не сошлись. Скажем, Дэвид Л. Брунсма (David L. Brunsma) и Керри А. Роккемор (Kerry A. Rockquemore), изучив данные 5000 американских второкурсников 2 , не увидели прямой связи между обязательным ношением формы и посещаемостью, успеваемостью и поведением учащихся. Более того, согласно их исследованиям, студенты, которые были не обязаны носить форму, справлялись со стандартизированными тестами лучше. А вот Вирджиния Драа (Virginia Draa) из Государственного университета Янгстаун (Youngstown State University) считает иначе: проанализировав данные 64 школ в штате Огайо с 1994 по 2002 год и пообщавшись с руководством этих учебных заведений, она пришла к выводу, что школьная форма положительно влияет на дисциплину и оценки.

Выбирая костюм, взрослые тоже все-таки думают об оценке со стороны других людей. Потому что одежда является еще и одним из индикаторов экономического и социального статуса. В качестве примера доктор Баумгартнер приводит американский телесериал «Реальные домохозяйки» («Real Housewives»): «Вы только посмотрите, как они помешаны на деньгах, на дизайнерах, на лейблах... Одежда и аксессуары – это их способ определить свое место в системе координат и их оружие против окружающих. Это их возможность доказать свое превосходство над другими».

Тем же, кто по тем или иным причинам не гонится за нарядами именитых кутюрье, но хочет выглядеть достойно, Дженнифер Баумгартнер рекомендует обратиться к беспроигрышному варианту – к классике. Туфли-лодочки, блейзер и, да, маленькое черное платье. «Тут уже всю работу за вас сделала история. За многие годы подобная одежда уже доказала свою состоятельность. Она выполняет множество функций и подходит людям всех возрастов и типов телосложения. Классика стала классикой именно потому, что этот стиль уже проверен временем и «работает» всегда – вне зависимости от того, кто вы».

1 В своем блоге www.psicologianeurolinguistica.net

2 «You Are What You Wear: What Your Clothes Reveal About You» (Da Capo Lifelong Books, 2012).

Одежда – вот первое, на что мы обращаем внимание, увидев человека первый раз. Одежда оказывает влияние на восприятие носящего ее человека на стадии первого впечатления. Особенно велика роль одежды при кратковременных контактах. С одежды начинается формирование первого впечатления, даже если через некоторое время мы забыли, во что человек был одет.

При встрече с партнером или работодателем небрежность и раскованность в одежде может привести к нежелательным последствиям. «Жалкий внешний вид» – одна из первых причин отказа в приеме на работу по результатам собеседования. Наша внешность дана нам природой или родителями, и изменить ее не в наших силах. Но необходимо помнить, что в деловом общении на другого человека действует не столько прямые и универсальные признаки физической привлекательности, сколько косвенные: вкус в одежде и ухоженность тела, а так же признаки подготовленности к встрече.

Выбор стиля одежды воспринимается как свидетельство того, каков у человека образ «Я», точнее – каких эталонов-стереотипов он придерживается, что считает правильным, приличным, красивым. Человеку «автоматически» приписываются те качества, которые традиционно связываются с одеждой, в которой его видят. При восприятии человека в униформе ему автоматически приписывается определенная роль и ожидается соответствующее поведение. Облегчая приписывание роли (ожидаемое обществом), униформа ограничивает диапазон ожидаемых поступков и со стороны воспринимающего, и со стороны носящего (так, от человека в белом халате мы ожидает одного поведения, в военной форме – другого; женщина в халате и фартуке или женщина в бальном платье не только воспринимается, но и ведет себя по-разному).

Определенные виды одежды традиционно ассоциируются с определенным социальным положением, политической ориентацией, мерой консервативности взглядов на отношения между полами, степенью общительности и т.д. Хорошо известно влияние одежды на восприятие физической привлекательности и сексуальности человека. Доказана связь одежды с оценкой таких характеристик человека как: снобизм, робость застенчивость, отношение к противоположному полу, естественность или неестественность. Символизм в одежде связан с общим явлением переноса особенностей внешнего облика человека на его внутренний мир. Так, жесткость одежды символически ассоциируется с физической силой, «вертикальность» линий - с моральной чистотой и стойкостью; тесность, плотно прилегающая одежда может символизировать жесткий контроль человека над собой; свободность и неряшливость ассоциируются с аморальностью.

Замечено воздействие одежды на поведение носящего. Через особенности кроя и посадки изделия на фигуре одежда не только задает осанку, жесты, позы и другие особенности телодвижений человека, но и как бы диктует определенную манеру держать себя в обществе в более широком понимании этого термина; порождает, как говорили раньше, манеру поведения. Выбирая одежду, человек не просто оформляет свою внешность, но и определяет стиль своего поведения.

Не только люди, чья профессия предполагает ношение формы – военные, полиция, прокуроры и др. ограничены в выборе одежды. В настоящее время многие люди одеваются в соответствии с правилами социального или профессионального сообщества, придерживаются так называемого «дресс-кода». Согласитесь, прийти на серьезные переговоры в спортивном костюме – по меньшей мере нелепо, это вызовет настороженность и недоверие. Но также нелепо появиться в сообществе байкеров в строгом костюме с белой рубашкой и галстуком. Обращают также внимание на соответствие одежды возрасту и статусу человека. Одежда является неким «социальным сигналом», своего рода «визитной карточкой». Усвоение неписаных правил того, как надо одеваться, – это неотъемлемая часть искусства делать карьеру.

Стереотипы в восприятии одежды весьма устойчивы: представители деловых кругов и руководители высокого ранга предпочитают так называемый консервативный стиль одежды, причем как мужчины, так и женщины. Это касается не только костюма, но и всех деталей: определенной марки часов, сумок, зажигалок, галстуков и пр. Этим иногда успешно пользуются мошенники – человек, на котором хорошо сидит дорогой строгий деловой костюм воспринимается как надежный и заслуживающий доверия, у него неудобно спросить документы...

Молодежь и представители творческих профессий склонны одеждой еще раз подчеркнуть свою индивидуальность, нестандартность и независимость. Отклонения от этих стереотипов могут вызвать недоумение и недоверие, отношение к человеку как к «чужаку».

Сильно привлекает внимание степень опрятности одежды. Неряшливость и неопрятность быстро портят впечатление, если, конечно, это не специальный стиль хиппи. Бедно одетый человек может вызвать сочувствие и желание помочь, а крайне неряшливо – брезгливость.

ФОТО Getty Images

«Одежда нужна лишь для того, чтобы прикрыть тело», «не одежда красит человека», «не ряса делает монаха» и так далее, и тому подобное. С этой точкой зрения соглашается итальянский психотерапевт Дженнаро Романьоли (Gennaro Romagnoli) 1 . Однако уточняет, что одежда все-таки является частью нас самих. «Все мы знаем, что так или иначе наш внешний вид, его уместность и сообразность ситуации могут помочь нам достичь своих целей. Правда, обычно считается, что это происходит благодаря впечатлению, которое мы сумели произвести на окружающих. Но некоторые исследователи вполне справедливо задаются вопросом о том, влияет ли одежда на поведение человека, который ее выбирает».

Эксперимент, проведенный в 2012 году Северо-Западным университетом (Northwestern University), тому доказательство. Всем участникам выдали абсолютно одинаковое задание и абсолютно одинаковые белые халаты и разделили их на две группы: первой сказали, что это медицинская униформа, а второй – что это рабочая одежда художников. Те, кто были убеждены, что на них халат врача, подошли к выполнению задачи более осторожно и внимательно. А это значит, что наша одежда имеет значение – не только для окружающих, но и для нас самих. И что одеваться стоит не так, как вы себя чувствуете, а так, как вы бы хотели себя чувствовать. В чем вы чувствуете себя привлекательным? Соблазнительным? А убедительным? Выбранная вами одежда – это послание не только окружающим, но и самому себе. Этим надо пользоваться.

В том же году вышла книга клинического психолога Дженнифер Баумгартнер (Dr. Jennifer Baumgartner) «Ты – то, что ты носишь: что твоя одежда говорит о тебе» 2 , где она пишет, например, что распространенный дружеский совет устроить себе шопинг или просто приодеться в ответ на нашу жалобу на неудачный день, проваленное собеседование или разрыв с партнером совсем не лишен смысла: «Когда вы одеваетесь определенным образом, это способствует и внутренним переменам. Мы все замечаем нечто подобное, например, когда делаем макияж, и даже актеры признают, насколько костюм героя помогает им вжиться в образ. Все это работает и в повседневной жизни».

Если говорить о влиянии одежды не на взрослых людей, а на детей и подростков, то большинство исследований посвящены проблеме школьной и студенческой формы. Споров вокруг этой темы ведется много: одинаковая одежда – это хорошо или плохо? Помогает ли она создать некое равенство среди учеников? Или мешает самовыражению каждого из них? И правда ли, что форма способствует академическим успехам? Надо сказать, ученые во мнении пока не сошлись. Скажем, Дэвид Л. Брунсма (David L. Brunsma) и Керри А. Роккемор (Kerry A. Rockquemore), изучив данные 5000 американских второкурсников 2 , не увидели прямой связи между обязательным ношением формы и посещаемостью, успеваемостью и поведением учащихся. Более того, согласно их исследованиям, студенты, которые были не обязаны носить форму, справлялись со стандартизированными тестами лучше. А вот Вирджиния Драа (Virginia Draa) из Государственного университета Янгстаун (Youngstown State University) считает иначе: проанализировав данные 64 школ в штате Огайо с 1994 по 2002 год и пообщавшись с руководством этих учебных заведений, она пришла к выводу, что школьная форма положительно влияет на дисциплину и оценки.

Выбирая костюм, взрослые тоже все-таки думают об оценке со стороны других людей. Потому что одежда является еще и одним из индикаторов экономического и социального статуса. В качестве примера доктор Баумгартнер приводит американский телесериал «Реальные домохозяйки» («Real Housewives»): «Вы только посмотрите, как они помешаны на деньгах, на дизайнерах, на лейблах... Одежда и аксессуары – это их способ определить свое место в системе координат и их оружие против окружающих. Это их возможность доказать свое превосходство над другими».

Тем же, кто по тем или иным причинам не гонится за нарядами именитых кутюрье, но хочет выглядеть достойно, Дженнифер Баумгартнер рекомендует обратиться к беспроигрышному варианту – к классике. Туфли-лодочки, блейзер и, да, маленькое черное платье. «Тут уже всю работу за вас сделала история. За многие годы подобная одежда уже доказала свою состоятельность. Она выполняет множество функций и подходит людям всех возрастов и типов телосложения. Классика стала классикой именно потому, что этот стиль уже проверен временем и «работает» всегда – вне зависимости от того, кто вы».

1 В своем блоге www.psicologianeurolinguistica.net

2 «You Are What You Wear: What Your Clothes Reveal About You» (Da Capo Lifelong Books, 2012).

Когда говорят, что человека встречают по одежке, имеют в виду не только опрятность его наряда, стильность, ухоженность и дороговизну, но и цвет.

Оттенки подсознательно влияют на восприятие вашего образа. В зависимости от того, какое впечатление вы хотите произвести (и с каким настроем войти в новый коллектив), и стоит выбирать цвет одежды .

Всем надолго запомнился скандал, когда известный поп-артист выгнал с пресс-конференции журналистку в легкомысленной розовой кофточке. Уже никто не скажет, как ее звали и какое издание она представляла, однако оттенок ее наряда навсегда на устах.

Чтобы не оказаться в похожей ситуации, узнайте, как влияет цвет одежды на окружающих (да и на наше собственное настроение) и подходите к выбору грамотно.

Красный

Хорош тем, что привлекает внимание, возводит на пьедестал и позволяет окружающим выцепить вас взглядами из любой толпы. Он заряжает энергией и энтузиазмом, увеличивает трудоспособность. Если вы настроены на борьбу и любите, когда на вас смотрят, красный цвет в одежде – ваш выбор.

Однако, там, где в центре должен оказаться кто-то другой (ваш начальник, невеста на свадьбе, почетный юбиляр) стоит быть осторожнее с алым. Другим может показаться, что вы пытаетесь отвлечь взоры от главных персон мероприятия.

Не забывайте и о соблазнительных свойствах красного: этот возбуждающий тон будоражит сексуальную энергию, что не всегда и не везде уместно.

Страстный и приковывающий взгляды образ девушки в красном активно используется кинематографом и воспевается в разных хитах. Если вы не жаждете отбиваться от поклонников, принарядитесь в более сдержанную палитру.

Черный

Траурным ноткам черного оттенка предают слишком большое значение. На самом деле, этот цвет элегантен, строг, благороден, респектабелен и подходит абсолютно всем.

Маленькое черное платье превратит в леди любую деревенскую барышню, а солидный нуаровый костюм станет лучшим решением для бизнес-встречи.

Серьезная черная одежда позволяет держать себя в тонусе, концентрироваться на важных задачах и не расслабляться. Но надо понимать, что человек в темном не выделяется из коллектива: чаще всего он незаметен, его заслуги принижаются.

Глубокий черный выглядит загадочно (местами даже мрачно), он интригует и манит, поэтому хорош для вечерних и коктейльных платьев.

Желтый и оранжевый

Жизнерадостные солнечные тона привносят с собой позитив и оптимистичный настрой. Если вам грустно, принарядитесь с лимонно-горчичные вещи – и настроение приподнимется.

Человек, одетый в канареечные цвета, не остается без внимания на работе: чаще всего к нему относятся по-доброму, положительно, пусть даже с некоторой снисходительностью.

Тот, кто приносит с собой солнце и радость, считается ценным участником и душой проекта: с ним многие желают дружить и делиться секретами.

Синий

Морской оттенок хорош для бизнеса: он внушает уважение, но не страх. Дама в синем платье выглядит чуть холодной и отстраненной, менее доступной, – иногда это становится причиной того, что с ней реже знакомятся мужчины.

А вот трудяге синий цвет только помогает: охлаждает ум, стимулирует творческий подъем, улучшает концентрацию и логику, бодрит.

Персона в синем кажется надежным сотрудником и вызывает доверие: выбирайте данный оттенок для переговоров с партнерами или для похода в банк за кредитом.

Зеленый

Натуральный, близкий к природе цвет располагает и к отдыху, и к труду. С человеком, одетым в изумрудно-травянистую гамму, комфортно общаться, он внушает к себе приязнь и дружелюбное отношение.

Проповедуя эко-политику и защиту природы, уместно надевать вещи зеленых тонов. Однако, в данной одежде человек выглядит безобидно, миролюбиво и, в некотором смысле, «беззубо».

Его не будут бояться конкуренты и вряд ли добрым, успокаивающим эко-оттенком можно заявлять о своих лидерских наклонностях.

Розовый

Легкомысленный дамский оттенок звучит неформально: и нежная лаванда, и кричащая фуксия с трудом вписываются в офисный дресс-код. На совещании такая дама будет выглядеть странно (вспомните «Блондинку в законе»), едва ли кто-то станет воспринимать ее доводы всерьез.

Но в ситуациях, когда хочется показаться простушкой, этот наряд крайне эффективен. На дискотеке, в баре, на летнем пляже девушки в розовых одеждах выглядят женственными и невинными, готовыми к флирту и несерьезным отношениям.

Дамам в розовом (равно как и мужчинам) психологически приписывают мягкий нрав и легкий характер. Это удобно для знакомства, но мешает в бизнесе: трудно произвести впечатление напористого, уверенного, сильного человека, когда на тебе сиреневая рубашка.

Между тем, все нежные пастельные оттенки (кремовый, голубой, мятный, лавандовый) звучат благородно – надевая их, люди кажутся более богатыми, зрелыми, творческими, мудрыми, не пытающимися привлечь к себе внимание дешевыми способами.

Белый

Очень аккуратный, рациональный, опрятный, кристально чистый оттенок.

Ему подсознательно доверяют, он свидетельствует об искренности и профессионализме.

Недаром этот цвет выбран для формы – как школьной, так и врачебной.

Белый актуален не только для офиса: шифоновая блузка, заправленная в джинсы с завышенной талией, выдаст в вас стильную и зрелую особу.

Коричневый и серый

Оттенок земли свидетельствует о стабильности и надежности своего «носителя». Он основателен, внушителен, но весьма скучен и тосклив. Из всех романтических вариантов женщина никогда не предпочтет мужчину в коричневом костюме.

Такие же нотки ограниченности, грусти и одиночества находятся и в бесстрастной серой гамме. Но у этих двух оттенков есть веское преимущества: они обыденны и неприметны. Если вы хотите скрыться в толпе (выйти из поля зрения начальства), это идеальный вариант!

Выбирая цвет для повседневной одежды, думайте не только о его свойствах, но и об актуальности в конкретном месте. Деловой стиль подразумевает светлых и сдержанно-темных оттенков: кремовый + коричневый, белоснежный + черный, голубой + серый.

Офисный дресс-код не приемлет пестроту и неоновые акценты. А вот вечером и в выходной вы можете себе позволить любую свободу оттенков!